Кто не знает историю о том, как властная мачеха подчинила себе подкаблучника-мужа и измывалась над падчерицей, заставляя ее выполнять непосильную работу? Но кто бы мог подумать, что в якутском селе Маган , в 23 километрах от города Якутска , сказка о Золушке превратилась в реальность, а на долю 14-летней девочки выпадут лишения сильнее, чем героине сказки. Девочке пришлось выносить побои, голодать за малейшие провинности. Она выполняла тяжелую физическую работу, голодала, питалась собачьими объедками и ночевала на улице. Из страха перед мачехой никому ничего не рассказывала.
Неизвестно, сколько бы продолжалось измывательство, если бы девочка не убежала из дома к родной тете, сестре покойной матери, в Якутск. Тетя, узнав правду, забила во все колокола, написала заявление в полицию.
Поначалу все было хорошо
Трагедия в многодетной семье Урванцевых (здесь и далее имена и фамилия изменены – прим. ред.) произошла в 2008 году. Умерла мать, оставив мужу трех дочерей мал-мала меньше. Алине было на тот момент было 5 лет, Оксане чуть больше, Вере – меньше.
Владимир сильно переживал: как он будет дочек воспитывать? Родня поначалу помогала им. Владимир ведь работал учителем в школе, доходы не ахти какие, а расходы на детей большие.
Но вскоре вдовец познакомился со Светланой, она работала врачом в больнице в Якутске. У обаятельной разведенной женщины тоже было две дочери, уже взрослые. Она вдовца, как говорят в народе, быстро окрутила и на себе женила. В 2009 году Владимир со Светланой расписались. Однажды женщина и вовсе предложила мужу: «Зачем нам делить дочек на твоих и моих? Давай, я удочерю девочек».
Поначалу все было хорошо, - вспоминает 14-летняя Алина. – Жили дружно, все по дому вместе делали. Новая мама баловала нас. Покупала одежду, игрушки, заботилась обо всех. А потом она изменилась. Ни с того, ни с сего стала вдруг кричать, сердиться.
Девочка вспоминает, что однажды на Новый год у мачехи пропали золотые сережки, который ей Владимир подарил. Непонятно, почему ее гнев упал именно на падчериц. Мачеха стала обвинять Алину и ее сестренок во всех грехах.
С того момента женщину словно подменили. Куда делась добрая и чуткая «вторая мама»? Она стала наказывать девочек за малейшую провинность: за плохие оценки в школе, за то, что не подмели пол или плохо помыли посуду. За то, что задержались у подружек или не принесли воды с водокачки. За то, что не вовремя накормили живность и много еще за что. Самым частым наказанием был голод: девочек отказывались кормить, и они зачастую ложились спать без ужина.
Хуже стало, когда Владимир уволился из школы и уехал на заработки. Старшая Оксана первая не выдержала, и как только окончила школу, уехала в Якутск к своей тете, сестре покойной матери. На хрупкие плечи Алины легла вся тяжесть работы по дому. А ведь ей было тогда лет 12. По факту Алина превратилась в настоящую рабыню в родном доме.
Били за малейшие провинности
Вот что рассказали «Комсомольской правде» - Красноярск в полиции Якутска:
Была проведена проверка, установлено, что девочку систематически избивали. В ее обязанности входила тяжелая работа по дому. Например, она должна была обеспечивать семью водой – возить с водокачки 25-литровые бидоны, по два-три бидона зараз. Стирать свою одежду в стиральной машине ей не разрешалось, только вручную. Девочку лишали обедов и ужинов, а если куры несли мало яиц, ее обвиняли в том, что она съедает яйца, и тоже наказывали. Алина призналась нам, что постоянно хотела есть.
Также полиция установила факт экзекуции, которую устроила мачеха: Алину избили скалкой.
В ПДН МВД Якутии сообщили, что семья состоит на профилактическом учете с 2015 года. По факту побоев инспекторы проводили проверку, но уголовное дело тогда возбуждать не стали – девочка сказала, что прощает отца. Однако позже мужчину все-таки лишили родительских прав. А недавно было аннулировано и удочерение Светланой своих падчериц.
В школе, как оказалось, тоже били тревогу. Директор школы рассказала, что учителя видели, в чем ходит Алина – в старенькой одежке не по размеру, штопаной-перештопаной. И всегда голодная. У нее никогда не было денег, чтобы покупать обеды в столовой, и с собой ничего не приносила, даже простеньких бутербродов. Но когда приходили домой к Урванцевым, там всегда было чисто, а девочки ни на что не жаловались.
Во время беседы с отцом девочек я поняла, что он находится под ее полным влиянием и повторяет то, что она говорит, - делится впечатлением директор школы.
Больше вопросов, чем ответов
Сейчас Алина в Якутске, в безопасности, вспоминает о прошлом, как о страшном сне.
В этой истории еще много неясного. Например, куда же смотрели родные трех сестренок, местные власти, соседи? Почему инспекторы по делам несовершеннолетних еще тогда, в 2015 году не забрали из семьи детей, которых морят голодом? И почему мужчина, на глазах которого обижали его дочек, не заступился за них? «Комсомолка» постарается найти ответы на все вопросы.
В основе женских архетипических сюжетов всегда лежит тема, ценность Любви. По каким-то причинам героиня сказки ее не имеет или теряет, или ей нужно сберечь Любовь в своем сердце несмотря на серьезные помехи этому. Вариаций множество. Важно понимать, что в одной сказке может быть несколько архетипических сюжетов, каждый со своей динамикой, уроком. Совмещение архетипических сюжетов создает неповторимое кружево сказки.
То же и в жизни женщины. В ее узоре судьбы можно найти несколько древних сюжетов. Некоторые из них развиваются гармонично, женщина не попадает в расставленные ловушки, а действует как ее далекая сказочная предшественница. Чаще всего, это происходит интуитивно, иногда – осознанно, благодаря психологическим или иным знаниям, мудрым наставникам и партнерам.
Но есть в жизни женщины такие древние сюжеты, которые стали для нее «проблемными». Она угодила в ловушку и запуталась. В этом случае, даже если женщина будет вести себя, как лягушка в банке со сливками, взбивая лапками калорийную массу и превращая ее в масло, она не выберется из ловушки. Активности мало – необходимо знание законов, уроков, динамики и других условий архетипического сюжета.
Эти соображения стали основанием для выделения и описания наиболее распространенных женских архетипических сюжетов. В этой книге будут рассмотрены семь из них. В практике психологического консультирования и жизни они встречаются чаще всего, переплетаясь в судьбе женщины причудливым образом.
Бывает так, что доминирует один сюжет, рождая пресловутый «жизненный сценарий». Но женщины – нелинейные существа. Каждая несет в себе все архетипические сюжеты. Какие из них станут в ее жизни более активными, зависит от разных обстоятельств. Воспитание, родовые сценарии судеб предшественниц по материнской и отцовской линии, условия жизни, образование, стечение событий, влияние культуры, — факторов множество. Но всегда за наслоением обстоятельств можно разглядеть некий древний сюжет, уже давным-давно известный из сказок.
Это не значит, что «все в нашей жизни уже предопределено». Вариаций множество. Однако существует некий набор испытаний, которые женщине необходимо пройти, чтобы прочувствовать и принять разнообразные грани архетипа Женственности. Чтобы прожить множество оттенков Любви.
Разбирая женский архетипический сюжет, мы будем делать следующее:
- Дадим название архетипическому сюжету и назовем примеры сказок, в которых он ярко проявляется
- Опишем динамику развития архетипического сюжета
- Поговорим о символизме ситуаций и героев сюжета
- Определим «ловушки» архетипического сюжета
- Расшифруем уроки архетипического сюжета
- Отыщем источники ресурсов героини
- Найдем отражение архетипического сюжета в жизни современной женщины.
Сюжет первый – «Мачеха и падчерица»
Это весьма распространенный сюжет женских сказок. Он является основой таких известных историй как: «Крошечка-Хаврошечка», «Морозко», «Золушка», «Двенадцать месяцев», «Василиса Прекрасная» и многих других. Он присутствует и в мифе об Амуре и Психее, где в роли мачехи выступает свекровь – богиня любви Афродита.
Композиция сюжета «мачехи и падчерицы» содержит четыре этапа:
- Жизнь героини в пространстве Любви с родными родителями, любящей матушкой.
- Смерть матушки и явление мачехи (хозяйки, свекрови)
- Жизнь героини в условиях отсутствия Любви с мачехой, ее дочерью (или дочерьми); период испытаний на жизнестойкость
- Явление героине новой Любви (жениха)
Первый этап сюжета
Правда, первый этап в большинстве сказок как бы «выпадает», о нем есть только упоминание. Сложно сказать, с чем это связано. Возможно, пересказчики посчитали спокойный благополучный период жизни героини неинтересным и поспешили побыстрее перейти к драматическим событиям. Ведь задача сказки передать нам знания о прохождении испытания. С другой стороны, в реальной жизни у многих девочек не было первого этапа, испытания начинались сразу, без всякой подготовки. Такое положение дел сохраняется и сегодня, достаточно вспомнить о многочисленных беспризорных и социальных сиротах.
Тем не менее, первый этап важен, он содержит символизм подготовки к испытанию, инициации. Существо девочки наполняется Любовью. В Любви ей передаются знания, необходимые для выживания и самореализации. Вероятно, матушка обучает ее всему, что умеет сама. В противном случае, не известно, каким бы образом героиня справлялась с заданиями мачехи.
Второй этап сюжета
Второй этап сюжета самый трагичный – героиня теряет мать . Однако переживания горя не находят отражения в сказке. Все происходит как само собой разумеющееся.
Например, в сказке «Золушка»: «Жил-был один почтенный и знатный человек. Первая его жена умерла, и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда не видывал. У нее были две дочери, очень похожие на свою матушку и лицом, и умом, и характером. У мужа тоже была дочка, добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. А мать ее была самая красивая и добрая женщина на свете».
Трагедия только подразумевается, но не раздувается. Становится понятным, что смерть матушки – необходимо условие для завязки нового сюжета.
Тем не менее, в некоторых сказках героиня сохраняет связь с матушкой и после ее смерти. Крошечка-Хаврошечка обнимает свою рябую корову, называет ее матушкой, рассказывает ей о всех своих печалях, а та ей помогает.
В «Василисе Прекрасной» так: «Когда мать скончалась девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни мои последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе эту куклу; береги ее, всегда при себе держи и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью». Затем мать поцеловала дочку и померла».
Корова, куколка – проводники связи с матерью, проводники к Источнику Силы героини. Это ее верные помощники, доставшиеся по наследству, по женской линии.
Героиня – носительница ценностей, энергии, способностей своего Женского Рода. И в этом, новом для себя качестве, она встречается с антагонистом своего Женского Рода – мачехой. В завязке сказки – конфликт Женских Родов, двух систем. Род падчерицы относится к системе созидательной, род мачехи к системе разрушительной, теневой. В этом контексте сюжет «мачехи и падчерицы» можно считать древнейшим, имеющим истоки в матриархальной культуре. Собственно, и феномен, известным многим как «женская конкуренция», имеет длинную историю, богатую драматическими коллизиями и интригами.
Потеря родной матери символизирует первый этап женской инициации, женского посвящения. В этот момент происходит осознание собственной автономности, уникальности, природной силы, — с одной стороны. И поддержание связи с материнским родом, — с другой. Героине сказки, также как и обычной женщине, приходится научится объединять в себе две противоположные тенденции: разъединение с матерью и, одновременно, поддержание связи с нею. Это чрезвычайно сложное испытание: не быть «как мать», и, в то же время, принимать в себе ее черты.
Зачем же нужно это посвящение, этот урок? Каждая женщина, благодаря своей индивидуальности, вносит в общеродовую копилку свой вклад. Она делает шаг вперед, или вглубь по сравнению со своими предшественницами. Ее родовая память содержит информацию о жизненном пути матери, бабушки, сестры, прабабушки, которые также проходили аналогичное посвящение «отрыва от матери». Посвящение это у каждой из предшественниц проходило по своему сценарию. У кого-то легко, у кого-то болезненно, а у кого-то, вообще, «отрыв» не состоялся – и она всю жизнь «слушала маму, плясала под ее дудку». Если предшественницы женщины прошли испытание; свою индивидуальность выделили и связь с родом сохранили, их опыт дает женщине огромный ресурс жизненной силы. Но если в роду у женщины отрыв от матери происходил болезненно, или не происходил вовсе, это испытание может стать одним из основных в ее жизни.
В сказке зашифрован закон жизни: мать, передав дочери запас Любви и Знаний, должна уйти, предоставив ей возможность проявить свою индивидуальность и самостоятельность. Кроме того, матери необходимо оставить дочери символических помощников: корову, куколку, крестную-фею и других. Благодаря им дочь сможет ощущать поддержку своего женского рода.
По фабуле сказки случается физическая смерть матери, в жизни она совершенно необязательна. Смерть матери, в данном случае, символизирует завершение важного периода жизни героини. Завершение старого и начало нового.
Что было бы, если бы матушка героини не умерла? Вы правы, не было бы сюжета сказки. Поэтому потеря, в данном контексте, – благо для развития героини, свидетельство того, что она готова к испытанию на жизнестойкость и самостоятельность.
Матушка умирает, передав свои лучшие черты и помощников дочери. Героиня сказки в духовном плане – богатая наследница, которой теперь предстоит мудро распорядиться богатством. И, в первую очередь, сохранить его.
Наследство героини – это внутреннее ощущение силы Любви, жизнестойкость, легкий нрав, талант, стремление к счастью, связь с представителями тонкого мира, помощниками ее рода. Именно это наследство ей необходимо сохранить и, по возможности, приумножить, чтобы в назначенный срок передать уже своей дочери.
Итак, после смерти матушки героиня сказки становится обладательницей большого духовного наследства, дающего ей огромную жизненную силу .
Третий этап сюжета
И начинается третий этап сказочной истории – проверка на жизнестойкость, испытание силы. Другими слова, героиню проверяют – как она распорядится наследством, силой. Растратит все впустую на обиду, боль, переживания злости, бессилия и горечи. Или сохранит, да еще и приумножит?
Мачеха устраивает самую настоящую травлю героини. Всеми средствами провоцируя у нее формирование «позиции жертвы». Но… Вот что говорит Золушка в сказочной версии Е. Шварца: «Натирая пол, я очень хорошо научилась танцевать, за шитьем я очень хорошо научилась думать. Терпя напрасные обиды, я научилась сочинять песенки. За прялкой я научилась их петь. Выхаживая цыплят, я стала доброй и нежной» . Другими словами, Золушка и не думала становиться жертвой, она использовала любую ситуацию во благо, открывая в себе неожиданные способности.
Да, внешне все, что делает мачеха, похоже на жестокое обращение. Но тонкий символизм этого этапа – ОБУЧЕНИЕ. Мачеха – это учитель героини, или «тренер». Не случайно, ее тренинг приводит героиню к счастью в финале сказки. А родные дочери мачехи, не прошедшие жесткого тренинга, оказываются «не у дел». Собственно, Мачеха в пьесе Е. Шварца так и говорит: «Золушка, я забочусь о тебе гораздо больше, чем о родных своих дочерях. Им я не делаю ни одного замечания целыми месяцами, тогда как тебя, моя крошечка, я воспитываю с утра до вечера».
Мачеха дает падчерице задания, каждый раз повышая степень их сложности. Например, у Е. Шварца Мачеха наказывает Золушке: «Вымой окна, натри пол, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь кустов роз, познай самое себя и намели кофе на семь недель». Крошечке-Хаврошечке и Василисе Прекрасной приходилось прясть под контролем мачехиных дочерей. Психея должна была перебрать перемешанные зерна, достать шерсть золоторунных овец, принести воды из недосягаемого источника и шкатулку с неземной красотой из подземного царства.
Символизм мачехиных заданий – это особый шифр. Например, в русских сказках героиня, в основном, прядет и дом убирает. Казалось бы, это совершенно обычный труд девушки. Да, в социальном плане героиня приобретает мастерство хозяйки, необходимое ей в жизни.
Но символизм прядения гораздо тоньше . В мифологии разных народов богинями судьбы являются женщины: норны, мойры, наречница, орисница, суденица. Они прядут нити судьбы.
В русской мифологии богиня прядения и судьбы – Мокошь . Ее желаниям подчинялись и боги, и люди. Она жила в небесном чертоге со своими помощницами Долей и Недолей, пряла нити людских судеб. Ей были ведомы тайны прежних жизней и новых воплощений.
В этом аспекте прядение героини – это посвящение богине Судьбы. В руках героини нить судьбы. От того, насколько качественно она прядет, зависит не только ее жизнь. Другие люди будут носить одежду, сотканную из ее нитей. Героиня прядет и оказывает непосредственное влияние на собственную судьбу и судьбы других людей.
Мачеха создает условия, в которых падчерица совершенствует мастерство прядения.
Если перевести это с символического языка на психологический, получается, что мачеха учит падчерицу целеполаганию, формированию конструктивных жизненных программ. С другой стороны, прядение помогает героине приобрести чувственно-смысловое переживание старинного тезиса: «Все в твоих руках». Ты ответственна за качество нити, ты ответственна за качество собственной жизни. Таков один из уроков падчерицы.
Другой урок – уборка дома, домашняя работа . В социальном плане можно сказать, что героиня проходит «школу домохозяйки», формируя трудолюбие и терпимость к самой тяжелой женской работе. Это, безусловно, так. Но ни это является главным.
Благодаря заданиям мачехи у падчерицы формируется навык ухода и организации собственной среды обитания. Одна из базовых потребностей женщины – обретение комфортной и безопасной среды. Она стремится создать пространство, в котором ей будем удобно, спокойно, интересно, красиво, функционально. Да, для этого приходится устранять грязь, чистить любимые вещи, поддерживать порядок, делать ремонт, обновлять обстановку. Но главное здесь – процесс создания комфортной среды, обустройство своего пространства, которое можно будет наполнить Любовью.
Для женщины чрезвычайно важно ощущать себя хозяйкой пространства, каждый элемент которого формирует у нее переживание защищенности и благополучия. Многие женщины страдают от того, что не имеют своей территории, «своего пространства», несмотря на то, что живут в отдельной квартире. Это происходит не из-за недостатка квадратных метров. Просто «чувство хозяйки» у них пока не сформировано. Некоторые женщины, действительно, живут в стесненных условиях. Но даже в этом случае можно найти полтора квадратных метра для «своего угла». Это очень важно для женщины.
Если посмотреть на внутреннее устройство любого деревенского дома, можно найти четко выделенные мужскую и женскую территории. Причем, «бабий угол» был священным. Там поддерживался огонь в очаге, стояла домашняя утварь. И это пространство являлось настоящим святилищем Хранительницы Домашнего Очага.
Огонь домашнего очага символизирует благополучие семьи на всех уровнях: материальном, эмоциональном, ментальном и духовном. Достаток, эмоциональный микроклимат, добрые мысли и высокие устремления. Мужчина приносил огонь в дом, а женщина занималась сложнейшим делом – поддержанием огня. В древности считалось, что если огонь в очаге погас, нельзя бежать к соседям и просить уголек; нужно дожидаться следующей грозы или высекать огонь с помощью кремния. И до того времени, пока огонь снова не войдет в дом, семья могла сидеть в холоде и голоде. Так что от мастерства женщины – Хранительницы Домашнего Очага, зависело благополучие всей семьи.
Поэтому, получая от мачехи задание прибраться в доме, падчерица на тонком плане проходит особое посвящение. Это посвящение богине, хранительнице жертвенного огня и домашнего очага. В древнегреческой традиции – это Гестия, в римской – Веста, в славянской – Берегиня.
Тайна ведения дома, поддержания в нем порядка, микроклимата и благополучия передается по «женской линии»: от матери к дочери. Но не всегда маленькой девочке нравится убирать за собой вещи и игрушки, мыть посуду, прибираться в доме. Не всегда и взрослая женщина воспринимает процесс наведения порядка как древнее женское таинство. Для многих современных женщин уборка – это довольно обременительная хозяйственная необходимость. Все это оттого, что древний символизм «ведения дома», архаическое самоощущение женщины себя как Хранительницы Очага во многом утеряны.
Мачехино задание «прибраться в доме» – это символический мостик, восстанавливающий связь современной женщины с древней традицией «ведения дома», тонкое и незаметное посвящение читательницы сказки богине-хранительнице домашнего очага.
- Еще одно нередко встречающееся в сюжете «мачеха-падчерица» задание: перебор семян . Мачеха (баба-яга, хозяйка, свекровь) перемешивает просо, мак, пшеницу, горох, ячмень и требует от героини к утру все перебрать и разложить по отдельным мешкам. Что же зашифровано в этом задании? Женщина, как плодородная земля, для продолжения рода нуждается в семени. От особенностей и жизнеспособности мужского семени зависит и «качество потомства». Поэтому женщина должна очень хорошо разбираться в свойствах семян. Знать, что взойдет из пшеничного зернышка, а что из горошины.
Если небольшой участок земли засеять вперемешку семенами разных культур, всходы могут мешать друг другу расти. У каждой культуры свой темп роста, свои требования к почве. Поэтому для посева лучше выбрать одну культуру – и засеять ею весь участок.Символизм этого задания очень тонок. Падчерица учится разбирать семена, отводить каждому свое место. Носитель семени – мужчина. Фактически героиня учится разбираться в мужской природе, оценивать жизнеспособность и свойства семени разных мужчин. Мужчина ответственен за количество, а женщина за качество потомства. Ей предстоит выбрать из множества самого достойного. Такой урок избирательности преподносит мачеха падчерице.
Благодаря мачехе падчерица не только проходит испытание на жизнестойкость, но и приобретает знания, навыки и посвящения, необходимые женщине.
У многих падчериц в работе есть помощники. Василисе Прекрасной и Крошечке-Хаврошечке помогают куколка и корова, доставшиеся от матери; Психее помогают муравьи, тростинки, башня. Словом, среди помощников героини нет представителей мира людей. Интересно, почему?
Помощники падчерицы – представители иного мира. В некоторых сказках героине прислуживают вообще невидимые слуги. Здесь зашифрован тонкий сказочный закон – у женщины всегда есть множество невидимых помощников, готовых придти на помощь по первой ее просьбе. Тонкий мир помогает женщине, его представители не дают ей пропасть даже в самой тяжелой ситуации. От нее требуется только доверие, искренность и забота о своих помощниках. Куколку нужно покормить, с коровой поговорить, мяса ее не есть, косточки закопать.
Корова Хаврошечки, куколка Василисы – это символы материнского благословения. Сказочный шифр тонок – гармоничная связь с матерью, вовремя отпустившей свою дочь, дает женщине огромную силу. Силу и помощь ее Женского Рода.
Поэтому так важно для дочери материнское благословение, материнская молитва о ней, добрые мысли и чувства. Поэтому так страшны для дочери материнские обиды, злость и непонимание.Итак, мачеха в жизни женщины символизирует Учителя, тренера жизнестойкости. Довольно жесткого, часто несправедливого и эгоистичного. Но без такого тренинга падчерица осталось бы инфантильной и неприспособленной к жизни.В жизни современной женщины немало мачех-учителей. Мачехой может быть и собственная жесткая и холодная мать, может быть сестра или брат, отец или отчим. Бывает, что девушка воспитываемая любящими и лелеющими ее родителями, выходит замуж, и через некоторое время муж начинает вести себя как самая настоящая мачеха: критиковать и ругать за малейшие промахи, заваливать работой, предъявлять невыполнимые требования, контролировать каждый шаг, грубо обращаться. Поэтому не стоит думать, что в обычной жизни древний сюжет «мачехи и падчерицы» разыгрывается только в отношениях между женщинами.
Главное, чтобы женщина понимала глубинный смысл таких отношений и не угодила в ловушку этого сюжета. Глубинный смысл сюжета – обучение, прохождение посвящений, а также сохранение энергии и самообладания. Ловушка – накопление агрессии и обиды против «мачехи», борьба с нею, или «выпадение» в позицию жертвы.
Ни одна сказочная падчерица не борется с мачехой, не устраивает с нею словесных и физических поединков, не ищет союзников для борьбы с обидчицей. Конечно, можно было бы сказать, что в сказках заложена модель женской покорности. Но это было бы не совсем корректно по отношению к древним знаниям.
Четвертый этап сюжета
Падчерица из любого задания извлекает благо для себя. И это – ключ для прохождения испытания. Если в жизни женщины разворачивается сюжет «мачеха-падчерица», какими бы ни были декорации, как бы ни бушевали внутри нее обида, злость и чувство несправедливости, ей необходимо постоянно задавать себе вопрос: «Какое благо для меня есть в этой ситуации, чему она меня учит?».
Это сложно, но жизненно важно. В этом случае не будут копиться деструктивные чувства, и срок испытания не растянется на долгие годы. В определенный момент женщина просто поймет: «Мне больше этого не нужно, я уже всему научилась». И это станет поворотным моментом в развязке сложных отношений.
На консультации нередко приходят женщины, мужья которых самые настоящие «мачехи». Пока женщина не освободится от деструктивных чувств и не поймет, как многому она научилась на протяжении жизни с ним, тяжелые отношения сохраняются. Здесь как в школе – не выучил урок, не прошел программу – оставайся на второй год.
Можно ли корректировать сюжет «мачехи и падчерицы» с помощью психологических средств? Если древний сюжет активно разворачивается в жизни женщины, корректировать его невозможно. С помощью психологических средств можно помочь женщине пройти урок, предостеречь ее от попадания в ловушку сюжета. Но для этого нужно знать его динамику и смысл.
Архетипический сюжет, вообще, не стоит корректировать. Да это нам и не под силу. Мы можем изучить его и достойно пройти испытание, приобретя опыт. И тогда в конце определенного жизненного цикла обязательно придет Подарок.
Падчерица, сохранившая внутри себя переданную матушкой Любовь, пройдя испытания и посвящения, получает в финале новую любовь – уже от мужчины. А дальше – новый сюжет, новая сказка…
Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, автор метода Комплексной Сказкотерапии©
Вышла злая баба замуж за бедняка, у которого была дочка по имени Марица. Родилась у той бабы и своя дочь, и стала мать ее лелеять и беречь пуще глаза. А падчерицу, прилежную да послушную, терпеть не могла, ругала ее, мучила и била, а чтобы поскорее со свету сжить, кормила ее, как собаку, всякими объедками, готова была змеиным хвостом ее угостить, кабы он случился под рукой; а спать клала ее в старое корыто.
А Марица растет себе кроткой да работящей, и собою вышла куда краше и пригожей родной дочки. И задумала мачеха падчерицу со двора согнать.
Вот посылает она свою дочь и падчерицу шерсть отбеливать; дочери дала белую шерсть, а падчерице - черную. «Коли твоя шерсть не станет такой же белой, как у моей дочки, лучше домой не возвращайся, все равно выгоню!» - пригрозила она Марице. Запечалилась бедная сиротка, заплакала, да и говорит, что не сможет она такую работу выполнить, но мачеха и слушать ничего не хочет. Поняла падчерица, что мачеху не разжалобишь, взвалила на спину узел с шерстью и, обливаясь горючими слезами, побрела за сестрой. Вот подошли они к реке, сбросили наземь свою ношу и стали шерсть отбеливать. Только они взялись за дело, как откуда ни возьмись девушка, белолицая да красивая, и ласково так говорит:
Здравствуйте, подружки! Не пособить ли вам?
Мачехина дочь и отвечает:
Очень мне нужна твоя помощь, моя шерсть и так белая, а вон у нашей падчерицы ничего не получается.
Подошла незнакомая девушка к печальной Марице и говорит ей:
А ну, дай-ка! И оглянуться не успеешь, как твоя шерсть побелеет.
Принялись они вдвоем теребить ее да мыть, и черная шерсть в мгновение ока стала белее снега. Только они закончили работу, как белолицая подружка куда-то исчезла. Подивилась мачеха, увидев белую шерсть, и сильно озлобилась - ведь не за что теперь выгнать падчерицу из дому.
Настала лютая зима. Ударили морозы. Злая мачеха все думает, как бы бедную падчерицу погубить. Раз приказывает она Марице:
Возьми корзинку, ступай в горы и набери там спелых ягод к Новому году! Не найдешь ягод - лучше оставайся в горах.
Закручинилась бедняжка, заплакала, да и говорит:
Где мне, горемычной, взять в такой трескучий мороз спелых ягод?
Да все напрасно - пришлось ей взять корзину и в горы идти.
Вот идет она, вся в слезах, а навстречу ей двенадцать юнаков. Девушка учтиво с ними поздоровалась. Юнаки ответили ласково и спрашивают:
Что ты плачешь, милая девица, и куда по снегу путь держишь?
Рассказала им девушка про свою беду.
Юнаки и говорят:
Мы поможем тебе, если угадаешь, какой месяц в году самый лучший.
Все хороши, но все же март самый лучший, потому что несет нам надежду, - ответила Марица.
Юнакам понравился ее ответ, и они сказали:
Иди вон в ту солнечную долину и бери там ягод, сколько твоей душе угодно.
Принесла Марица мачехе к Новому году чудесных ягод и рассказала, как ей помогли те юнаки, что встретились в горах.
Через несколько дней, когда немного потеплело, говорит мачеха своей дочери:
Ступай и ты в горы по ягоды; коли уж нашей замарашке встретились юнаки и были с ней так ласковы, то тебя и подавно чем-нибудь одарят.
Принарядилась дочка получше, взяла корзину и поспешила в горы. Идет веселая, довольная. Навстречу ей двенадцать юнаков, а она и говорит им кичливо:
Покажите-ка мне, где растут ягоды. Показали ж вы нашей падчерице.
Юнаки отвечают:
Хорошо. Только раньше отгадай, какой месяц в году самый лучший.
Все плохие, а март хуже всех, - не задумываясь, ответила мачехина дочь.
Только она это проговорила, как вдруг густые тучи заволокли небо, и на нее обрушились разом все громы и молнии. Бросилась она бежать, да и бежала до самого дома, чуть дух не испустила. Юнаки-то были двенадцать месяцев.
Между тем по всей округе пошла молва о доброте и красоте Марицы, и один богатый барин послал передать мачехе, что в такой-то день придет он со своей свитой сватать девушку. Зависть взяла мачеху, что такое счастье привалило ее падчерице, а не дочке, и, не сказав сиротке ни слова, решила выдать за барина свою дочь.
Вот пришел назначенный день. Бессовестная мачеха пораньше прогнала падчерицу спать в корыто. Прибралась в доме, приготовила ужин, принарядила свою дочь и посадила ее за стол с вязаньем. Наконец прибыли сваты, мачеха радушно встречает их, ведет в дом и говорит, на дочку указывая:
Вот моя милая падчерица.
Но тут оказался петух, он как закричит во все свое петушиное горло:
Кукареку, красавица Марица в корыте! Кукареку, красавица Марица в корыте!
Услышали сваты петушиный крик и велели привести настоящую падчерицу. А как ее увидели, то и глаз не могли отвести - такая она была пригожая да приветливая. В тот же вечер увезли ее с собой. А злая мачеха со своей дочерью осрамились перед всем светом.
И жила Марица счастливо со своим мужем и со всей своей семьей до глубокой старости, и умерла она легкой смертью, потому что дружила с волшебницей-вилой и всеми двенадцатью месяцами.
До шестого класса у меня всё было хорошо. Мы с мамой и папой жили в трёшке в одном некрупном городе. С нами жил котик Косик.
Я училась "на отлично", радовала родителей победами в разных конкурсах. Они работали, приносили в дом сладенькое. Мы любили друг друга. И нашего кота. Конечно, иногда мы ссорились, но быстро мирились.
А потом...
Двадцать седьмого августа они поехали в деревню. На пять дней. Я должна была собраться в школу сама. Я умела вести хозяйство, поэтому спокойно осталась на пару с котом. Я бы никогда не отпустила бы их, если бы знала...
Они не вернулись из этой поездки. Водитель фуры не справился с управлением. Наша легковушка и мама с папой превратились в единый ком крови и металла. Даже хоронить уже было некого.
Прошёл месяц. Я не попала в детдом. Меня забрала к себе любимая учительница музыки.
Оформила опекунство.
Прошло около года. Я очень сильно заболела. Дальше в реальном времени.
Мне очень плохо. Хронический бронхит дает о себе знать. Получая в полной мере удовольствия от астматического синдрома, я не сплю. На завтра у моей новой "мамы" запланирована встреча с подругами. Платье наглажено, торт готов, мясо в маринаде. Марина Евгеньевна крепко спит.
Теперь я сплю. Просыпаюсь вечером. Марина Евгеньевна не будила меня в школу. Что ж, спасибо. Гости уже здесь. Нет сил наряжаться. Иду в ванную. Хоть умыться.
Они сидят на кухне. Людмила Алексеевна, учитель русского языка и литературы, и Ирина Олеговна, учитель биологии. Заметили. Умылась. Вышла. Поздоровалась. Всё как в тумане. Ирина Олеговна заметила хворобу.
Я не стану пересказывать наш диалог. Скажу только, что она точно поставила диагноз и назначила лечение, а потом позвонила дочери-терапевту и проверила свои предположения. Лечить они начать решили сразу после ужина.
Это будет просто. Выпила таблетки и всё, только зачем после ужина, могли и сразу выдать.
Ирина Олеговна взяла со столика какую-то ампулу и наполнила её содержимым шприц. Я, видевшая все её манипуляции тихонько завыла.
– Ну что ты?! Это совсем не больно, – сказала женщина с детской нежностью. Она, не долго думая, стянула с меня белые пижамные штанишки.
– Не надо, пожалуйста, не надо. Мне страшно, я боюсь. Не трогайте меня, пожалуйста. Не трогайте, а то... Я вам устрою. Не трогайте, это больно. Нет, не надо. Не надо, пожалуйста. Я не хочу, – мой голос становился всё громче и громче, пока не сорвался на крик. Она резко взмахнула рукой и ударила меня по месту будущей инъекции.
– За что вы меня так, мне ведь бооольно...
Марина Евгеньевна и Людмила Алексеевна тем временем постарались уложить меня на диван. Надо сказать, что я с раннего детства до ужаса и обмороков боюсь уколов и прививок. Конечно, и в этот раз страх уже сжимал горло и я начала плакать навзрыд, не подпуская к себе учителей. Они начали меня уговаривать:
– Ну что ты?! Это почти не больно, чуть-чуть только потерпеть и всё.
– Я аккуратно уколю.
– У неё рука лёгкая, на себе проверено, – выпалила Людмила Алексеевна и густо покраснела. Ирина Олеговна засмеялась:
– Молчи, трусиха, и так Александра ведёт себя интересно, ей только твоего положительного примера не хватало.
Людмила Алексеевна молчала и всё гуще заливалась краской. Марина Евгеньевна прикрыла её от меня своей спиной и что-то тихо нашёптывала.
– Мне это надоело! -вскипела Марина Евгеньевна и повалила меня на диван.
– Не позволю, – крикнула Людмила Алексеевна и выбила шприц из рук биологички. Последняя стояла и искренне не понимала происходящего.
– Ненормальные, истерички, трусихи, – ворчала Ирина Олеговна. Она заставила Марину Евгеньевну положить меня к себе на колени, а Людмилу Алексеевну – держать ноги. Последняя под укоряющим взглядом Ирины Олеговны приспустила труселя.
И вновь началось. Она взяла какую-то ампулу со столика с желтоватой жидкостью и наполнила ею шприц. На этот раз я разглядела, что это был за шприц. Страшный такой, с ужасной острой иглой. Жидкость заполнила его почти весь. Страх мурашками пробежался по всему телу. Сердце бешено забилось, а дыхание стало чаще. Она стащила мои белые высокие трусы до колен и протёрла место будущей инъекции. Страх, сковавший тело, заставил меня спрятать голову в подушку. Ватка с медицинским спиртом (о, этот запах я узнаю из тысячи) скользнула по коже. Через секунду в попу впилась игла. Я заплакала.
Я терпела как могла, но две предательские слезинки скатились по моему лицу и впитались в подушку. Женщина медленно ввела раствор, извлекла иглу.
– Ну всё! – сказала Ирина Олеговна и вернула трусы на место. Боль начала потихоньку тупеть и отступать. Пижамка тоже вернулась.
Людмила погладила меня по спине и похвалила за "храбрость". Это её ласка вынудила меня вновь заплакать. Спустя несколько минут я уснула.
Они остались ночевать, и следующее утро началось с уколов. Целых два. Анальгин и антибиотик. Больно очень.
Днём Марина Евгеньевна вернулась домой одна. Колоть следовало ей. Я устроила истерику и бегала от неё по дому. Она не выдержала и позвонила Ирине Олеговне.
Через час в квартиру влетела фурия.
– В чём дело?! – вскричала она с порога.
– Ну, Ира, ну не поддаётся она мне!
– Развели тут! Безобразие! – она ещё много нелестного произнесла в наш адрес, пока раздевалась и мыла руки.
Марина Евгеньевна стояла и молчала, а я тем более старалась не привлекать к себе внимания.
Однако Ирина Олеговна не обошла нас вниманием, ни которую.
– Что будем делать? – не выдержала Марина Евгеньевна.
– Наказывать...
– Ира, не надо.
– Надо, Марина, надо!
– Не стоит, она и так натерпелась, пожалей девчонку.
– Я её и так накажу, – махнула рукой Ирина Олеговна: – ей и уколов хватит за глаза, а вот тебя мы сегодня будем воспитывать, – и улыбнулась.
– Ира, ты ведь шутишь, правда? Ты ведь не будешь меня наказывать? Мне одного раза хватило, Ириша, я всё осознала тогда ещё.
– Ну, если осознала, тогда коли сама!
– А вот так!
– Ну, нет, Саша же плачет и сопротивляется. Мне же жалко её.
– Если жалко, я сама сделаю этот несчастный укол, но накажу тебя.
– Ну, Ииирааа!
– Да сорок лет, как Ира! Решай и побыстрее!
– Ну, хорошо, наказывай, только Сашу не обижай.
– Обеим достанется, трусихи! Ложись, Александра, и оголяй своё мягкое местечко, лечить буду, пока совсем не озверела.
– Ииирииинааа Олеееговна, может не надо, может таблеточками лучше.
– Надо, Александра, надо. Погляди, как Марина Евгеньевна ради тебя старается, даже свою попу уже в уголочек спрятала, боится, знает, чем дело кончится. Ложись скорее, некогда мне тут размусоливать и сказки тебе рассказывать.
– Пожалуйста, не надо!
– Быстро!
И снова началось. И ватка, и иголка, и желтоватая жидкость – страшно. Хлопок, повышенная чувствительность, боль, слёзы.
– Не плачь, моя хорошая, не плачь. Всё-всё, я уже почти закончила. Чуть-чуть осталось, потерпи.
Она закончила, посадила меня и обняла крепко-крепко.
– Хватит, хватит, не нужно так убиваться, это всего лишь один укольчик, Солнышко, я же аккуратно делаю, почти и не больно. Ну, что ты, Сашенька, не плачь. Золотая ты моя, трусишка маленькая.
Ирина Олеговна ещё немного поуспокаивала меня и обратилась к Марина Евгеньевне:
– Так, что же, Марина, ждёшь наказания то?
– Угу, – расстроилась она.
– Боишься?
– Как наказывать буду знаешь?
– Ну и как?
– Как в прошлый раз.
– А витаминками. Время осенней поддержки иммунитета. Меняйтесь с Александрой местами.
– Ира, ты серьёзно? Может ну их, витамины эти. У меня и так иммунитет хороший, – повеселела Марина Евгеньевна.
– Нет, девушка, надо. Неделька страданий и всё, иммунитета на всю зиму хватит.
– Ира, лучше выпори на раз, не надо меня неделю мучить! Прошу, – запричитала несчастная.
– Нет, Маринушка, давай, ложись на животик, поднимай юбочку, спускай трусики. Всё, надоели твои вздохи, бегом.
Марина Евгеньевна выгнала меня с дивана и улеглась.
– Ну, чего, чего ты так сжалась? Каждую весну и осень и я, и ты, и Люда делаем это, никто ещё не умер. Расслабься, а то больно будет. Марина, ты же взрослая женщина, хватит трястись.
Я постаралась как можно скорее выйти, чтобы не видеть эту душераздирающую сцену.
Я сидела на кухне, когда туда впорхнула сияющая Ирина Олеговна, а Марина Евгеньевна скрылась в ванной.
– Так, Александра, мы сейчас с тобой чай пить будем, говорят, успокаивает.
Она поставила на стол две чашки.
– А Марина Евгеньевна чай не будет разве?
– А ей сейчас не до чаепитий, ещё минут десять себя жалеть будет, а потом выйдет заплаканная, и мы её жалеть начнём, а пока чайку выпьем.
Она осталась на ночь.
И так ещё пять дней. Утром, днём и вечером Ирина Олеговна, каждый раз уламывая меня, колола антибиотики, а иногда и жаропонижающее. По вечерам ещё она мучила Марину Евгеньевну, которая уже на следующий день забыла выгнать меня из комнаты и отчаянно ревела.
Ещё два дня Марина Евгеньевна страдала в одиночку.
А потом Ирина Олеговна решила укреплять и мой иммунитет. Я побегала пару дней, скрывалась в подъезде, уходила в гости, оставалась на ночевку. А в среду Ирина Олеговна во время биологии попросила меня остаться после урока. Так как биология была последней, то и спешить мне было некуда. Ну кто же знал, что она такое придумает!
– Так, моя любимая ученица, расскажи-ка мне, пожалуйста, что ты знаешь о водорастворимых витаминах.
Я завалив проверочную по витаминам, стала рассказывать, не замечая подвоха.
– Молодец, а теперь скажи мне, важен ли витамин С для организма.
– Разумеется.
– Так от чего же ты бегаешь, от счастья то своего?!
– Я и не бегаю от счастья, я бегаю к нему)
– Александра, зубы мне не заговаривай, заголяйся и ко мне на коленочки.
– Сейчас???
– Нет, я сначала лекарство в шприц наберу, потом ляжешь.
– Ну не здесь же, Ирина Олеговна! – почти заплакала я.
– А где же ещё, ты ведь от меня бегаешь!
– Я больше не буду, честно, только не здесь, пожалуйста...
– Здесь! Наука тебе будет!
– Ну, Ирина Олеговна!
– Так, всё! Я запираю дверь и ты замолкаешь, тебе ведь не нужна огласка?!
– Отлично! Давай, иди в конец класса, там тебя не видно будет.
Она надела перчатки и набрала абсолютно прозрачную жидкость, кубик.
– Укладывайся, красота моя, низковато, конечно, но что поделаешь!
Молча повинуясь, я получила самый позорный и тихий укол в своей маленькой жизни. И до чего же болючий, а кричать – нельзя! И обидный! И так ещё 6 уколов, прямо в кабинете! И больно, и стыдно, и обидно.
Зато потом Ирина Олеговна переоформила опеку на себя, через время удочерила. Так у меня появилась заботливая вторая мама(всё-таки "мачеха" – очень неприятное слово). Только болеть я теперь боюсь, ведь каждый раз, заболевая, я прохожу унизительно-болезненную процедуру лечения.
Текст большой поэтому он разбит на страницы.