Цель: формирование элементарных экологических представлений, о взаимосвязи человека и природы, закрепление знаний о диких животных леса.
Образовательные области:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В приоритете – познавательное развитие.
Обучающие :
1. Закреплять знания о диких животных и птицах.
2. Способствовать формированию у детей диалогической и монологической формы речи.
3. Формировать интерес к познавательной деятельности.
Развивающие:
1. Развивать фантазию, навыки подражания, побуждать к импровизации.
2. На фоне эмоционального восприятия активизировать действия детей, развивать внимание, быстроту реакции.
3. Укреплять здоровье детей и предупреждать утомляемость.
Воспитательные:
1. Воспитывать гуманное отношение к миру природы и представителям животного мира.
2. Воспитывать желание охранять и оказывать им посильную помощь.
3. Поощрять творческую инициативу.
Словарь: сундучок, колокольчик,медведица,зайчата, воробушки,медвежонок.
Чтение русских народных сказок, потешек, поговорок.
Выполнение рисунков, коллективных аппликативных картинок к сказкам совместно с родителями и воспитателем.
Рассматривание сюжетных картин к сказкам.
Дидактические игры на тему: «Кто в гости пришел?»,
«Угадай из какой сказки?», «Кто так говорил?»,
Д/ игра «Чудесный мешочек» (шишки, грибочки, орешки).
Д/ игра «Разложи морковки», Д/ игра «Кто, где живет?»
Материалы и оборудование:
Мультимедийный проектор Презентация «Кто живет в лесу?»
Аудио – записи, «Прогулка по лесу».
Колокольчик, сундучок, домик – теремок.
Маски для сказочных героев – волк, лиса, заяц, лягушка, мышка, медведь.
Корзиночка с грибочками, декорация леса – елочки, коробка с разноцветными мячиками.
Костюмы: медведицы – взрослый, птички – ребенок, медвежонка – ребенок.
Виды деятельности:
Социально-коммуникативная деятельность.
Познавательная деятельность.
Двигательная деятельность.
Художественно-эстетическая деятельность.
Формы работы:
Ситуативная беседа.
Игровая деятельность.
Отгадывание загадок.
Самостоятельная деятельность.
Методические приёмы:
- Словесные - беседа, вопросы, объяснение.
- Наглядные - демонстрация игр, пособий.
- Игровые - проведение подвижных игр.
- Практические - действия с дидактическим материалом.
Литература:
- Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. А. Вераксы.
- Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой».
- В. В. Гербова «Приобщение детей к художественной литературе».
Планируемые результаты :
- Дети будут интересоваться процессом познания жизни животных в лесу.
- Проявлять активность при решении познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели, смогут переносить усвоенный опыт в новые игровые ситуации.
- Проявлять активность при исполнении песни Е. Железновой «Прогулка по лесу», запись голосов «Волка, медведя, кукушки, сороки, дятел».
- Примут участие в подвижных играх «Волк и зайцы», «Воробушки и кот».
- Научатся импровизировать сказки.
Раздаточный материал.
- Разноцветные мячи для каждого ребенка.
Организационный момент. Мотивация.
Утром в группу к детям приходит птичка – невеличка (ребенок в костюме из группы) Вместе с детьми выполняет режимные моменты.
Перед НОД дети стоят на ковре в кругу, играют в игру малой подвижности
«Птички – невелички»
Птички прыгают, летают, (Дети прыгают.)
Крошки птички собирают (Дети наклоняются и клюют.)
Пёрышки почистили, (Дети изображают, чистят перышки.)
Клювики почистили (Дети изображают.)
Птички летают, поют (Машут руками.)
И на место сели. (Улетают, садятся на ковер.)
Мотивация к НОД
Воспитатель: - Сегодня я хочу предложить вам снова отправиться в гости к сказке. Вспомните, пожалуйста, в какое время года мы посетили волшебный лес в прошлый раз?
Дети: - Это было зимой, в Новогодний праздник к сказке «Заюшкина избушка».
Воспитатель: - Правильно, а какое время года сейчас?
Дети: - Наступила весна.
Воспитатель: - Предлагаю провести разминку, чтобы настроение у нас было хорошим, легко и быстро могли добраться до сказки.
Разминка «Улыбнись»
Мы сначала будем хлопать,
А затем мы будем топать.
А сейчас мы повернемся
И все вместе улыбнемся.
(Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.)
Воспитатель: - Я предлагаю одеть – сапоги, куртки, шапки.
(Дети имитируют одевание.) Отправляемся в лес.
Под запись муз. «Прогулка по лесу» дети идут по узенькой дорожке, под ветками деревьев, раздвигаем кусты, перепрыгиваем через ручеек.
Выходим к сказочному лесу.
Воспитатель: - Здравствуй лес, дремучий лес, полный, сказок и чудес!
Ты впусти нас в гости, добрый лес.
(Обращаю внимание детей, на сундучок под елкой.)
Ребята посмотрите, какой красивый сундучок. Давайте посмотрим что внутри? (Открываем, дети смотрят.)
Дети: - В сундучке колокольчик.
Воспитатель: - Это волшебный колокольчик, он может превратить нас в сказочном лесу в разных животных. Только нужно произнести волшебные слова: - «Колокольчик позвени детей в зверюшек преврати»
(Дети вместе с воспитателем произносят слова.)
Воспитатель: - А в кого мы сейчас с вами превратимся, отгадайте сами. Послушайте загадку: Пусть я слишком длинноух,
Но зато и слух за двух.
Дашь капусты, я – грызун,
Погрозишься, - я бегун (заяц).
Воспитатель: - В кого же мы будем превращаться? Колокольчик позвени нас в зайчишек преврати. (Дети говорят слова.)
Дети: - в зайчат! (Дети имитируют движения зайца.)
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Цель: приучать детей внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.
Ход игры. Дети – «зайцы» прячутся за кустами и деревьями. В стороне, за кустом, находится «волк - игрушка». «Зайцы» выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. Выполняют движения по тексту стихотворения.
Воспитатель: - Зайки скачут: скок, скок, скок –
На зелёненький лужок.
Травку щиплют, кушают,
Осторожно слушают,
Не идёт ли волк?
По сигналу воспитателя: «Волк идёт!» - «зайцы» убегают и прячутся за кусты, деревья. «Волк» пытается их догнать. Роль «волка - игрушка» выполняет воспитатель.
(Воспитатель, подводит итог игры, хвалит детей, сумели спрятаться от волка.)
Воспитатель: - Теперь отгадайте следующую загадку:
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет
В деревне кур крадет. (Лиса.)
Воспитатель: - В кого же мы будем превращаться?
Дети: - В лисят!
Воспитатель звонит в колокольчик. Все говорят слова: - Колокольчик позвони, детей в лисичек преврати» (Дети имитируют движения лисы.)
Воспитатель: - А кем вы станете сейчас?
Маленький мальчишка
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крохи собирает (воробей).
Дети: - В воробышков!
Воспитатель звонит в колокольчик. Все говорят слова: - Колокольчик позвони, нас в воробышков преврати» (Дети имитируют движения воробья.)
Подвижная игра «Воробушки и кот»
Цель : развивать ловкость, внимание.
Ход игры : Дети (воробушки) сидят на скамейке (в гнездышках) и спят. Ребенок (котик), сидит и дремлет. На слова педагога: «В гнезде воробушки живут и утром рано все встают», дети открывают глаза, громко говорят: «Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик! Так весело поют». После этих слов дети разбегаются по группе. На слова педагога: « Кот проснулся, воробышков увидел, напугал, в гнездышко полетели!» - возвращаются на свои места.
Воспитатель: - Я предлагаю вам прислушаться к звукам весеннего леса, может быть, мы еще кого-нибудь услышим?
(Дети слушают аудио запись со звуками – волка, кукушки, дятла, медведя)
Дети угадывают звуки зверей.
Воспитатель: - Мне кажется, кто-то плачет. Это не медведь… это маленький, кто это ребята?
Дети: - Маленький медвежонок.
(Медвежонок выходит из-за елки, испуганно смотрит на детей.)
Дети: - Что случилось с тобой медвежонок?
Медвежонок: - Я заблудился, я не знаю где моя мама.
Воспитатель: - Ребята, давайте пожалеем медвежонка, улыбнемся ему.
Не расстраивайся, твоя мама обязательно найдет тебя.
(Дети обнимают и жалеют медвежонка.)
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете сказки, в которых встречается медведь? Назовите их, пожалуйста?
Дети: - «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь» и т. д.
Воспитатель: - Милый медвежонок, чтобы ты не скучал, пока твоя мама-медведица тебя ищет, мы с ребятами покажем тебе сказку «Теремок».
Игра - инсценировка сказки «Теремок».
Физкультминутка «Теремок».
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок. (присели, встали, руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили. (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой – подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк
(показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
В конце сказки дети строят новый дом для зверей.
Дети говорят слова и выполняют движения.
«Молоточком мы стучим,
Дом построить мы хотим,
Строим мы высокий дом,
Будут жить все звери в нем».
Воспитатель: - Вот и закончилась наша сказка. Понравилась тебе сказка, медвежонок?(Ответ медвежонка.)
(Слышится рычание мамы – медведицы.)
Медвежонок: - Мама!
Воспитатель: - Кто, это, ребята?
Дети: - Мама - Медведица.
Медведица: - Спасибо вам дети, что нашли моего сыночка. Зато, что вы такие добрые и отзывчивые, я хочу вам подарить разноцветные мячики.
Воспитатель и дети: - Спасибо, медведица. До свидания!
(Медведица с медвежонком уходят.)
Воспитатель: - А нам ребята, пора возвращаться в детский сад.
(Звенит волшебный колокольчик и дети снова в детском саду).
Ребята, закрывайте глаза!
Дети закрывают глаза, говорят слова:
Тили-тили, тили - бом
Все мы в группу попадем.
Воспитатель: - Вот и закончилось наше путешествие в сказочный лес.
Кого мы с вами встретили в сказочном лесу?
Кто вам понравился в нашем путешествии?
Какое настроение у вас было во время нашего путешествия?
Хотите ли вы еще раз отправиться в путешествие?
Рефлексия - сенсорная, интеллектуальная по характеристике цветов
Макса Люшера.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, все задания выполнили. Играли дружно.
Вам понравилось путешествовать в сказочном лесу? (Ответы детей.)
Вспомните, в какие игры мы с вами играли? (Ответы детей.)
Что мы с вами строили? (Ответы детей.)
Ребята, а какое настроение у вас было во время нашего путешествия?
(Ответы детей.)
Я вам предлагаю выбрать мячики, которые нам помогут узнать об этом.
Кто считает, что у него было веселое, бодрое настроение – выбирает мяч красного цвета.
Кто грустил во время нашего путешествия – выбирает мяч синего цвета;
Ребята, которые играли спокойно, правильно выполняли все игровые упражнения – выбирают мяч желтого цвета.
А кто активно играл, быстро справлялся с заданиями – выбирает мяч зеленого цвета.
По сигналу воспитателя, дети отыскивают мячик, определенного цвета.
Воспитатель спрашивает у детей, какой мячик они выбрали и почему?
Воспитатель: - Мне очень понравилось с вами путешествовать, в следующий раз мы с вами отправимся в другое путешествие.
Конспект
НОД по познавательному развитию
с детьми средней группы на тему:
«В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
Цель: уточнить и совершенствовать представления детей о диких животных.
Задачи: продолжать знакомить детей с дикими животными.
Образовательные:
Уточнить представления детей о диких животных, об образе их жизни, повадках, питании и жилищах, расширять словарь детей за счёт имён существительных (дупло, нора, логово, берлога), имён прилагательных (колючий, хитрая, косолапый...)
Развивающие:
Развивать логическое мышление (отгадывание загадок, нахождение лишнего предмета среди групп одинаковых)
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе;
Воспитывать интерес к познавательной деятельности;
Материалы:
Раздаточный материал: карточки для каждого ребёнка с изображением животного и продуктами питания, простой карандаш. Медали «Знатоки природы».
Технология : игровой заинтересовывающий момент, диалог с детьми, динамическая пауза.
Форма проведения: групповая.
Предшествующая работа : рассматривание иллюстраций, беседа о животных.
Ход НОД:
Ребята, давайте поиграем в игру, а называется она "Знатоки природы". Оценивать игру будут наши гости. В конце игры мы узнаем, как наши ребята знают природу. Участвовать в игре будут две команды: команда мальчиков и команда девочек. Наша игра будет посвящена диким животным. Давайте вспомним кто такие дикие животные. (ответы детей)
Переходим к первому конкурсу нашей игры:
-"МЫ ЗНАЕМ МНОГО НАЗВАНИЙ ДИКИХ ЖИВОТНЫХ"
Предлагаю детям назвать диких животных.(Дети по очереди называют диких животных). Пока наше жюри оценивает ответы детей мы приступаем ко второму конкурсу:
"ОТГАДАЙ ЗАГАДКУ"
в клубочек свернётся, в руки не даётся? (ёж)
по веткам скачет, а не птица, рыжая, но не лисица. (белка)
рыжая, с пушистым хвостом, живёт в лесу под кустом. (лиса)
серый, зубастый по полю рыщет телят, ягнят ищет. (волк)
быстрый прыжок, тёплый пушок, мчится с горушки, прижав ушки. (заяц)
Второй конкурс закончился, и мы приступаем к третьему.
-"ПРАВИЛЬНО ПОДБЕРИ ФРАЗУ"
побывали мы в лесу, повстречали там.. .(лису)
глубоко гнездо не мелко, в нём в тепле ночует...(белка)
слышу топот чьих-то ножек - по тропинке мчится... (ёжик)
Беленький да маленький под кусточком.. .(заинька)
Начал громко он реветь узнаёте я.. .(медведь)
Серый волк в густом лесу встретил рыжую.. .(лису)
Пока наше жюри оценивает, мы немножко отдохнём.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Приготовились ребятки, начинается зарядка зайчик прыгает скок, скок через кустик и пенёк белка скачет по сучкам тут и там, тут и там мишка по утру проснулся сладко, сладко потянулся вперевалочку пошел мёду сладкого нашёл по протоптанной дорожке побежали чьи-то ножки это волк волчок бежит за ним лисонька спешит рыжая головка, хитрая плутовка.
Мы немного отдохнули и приступаем к четвёртому конкурсу нашей игры, который называется
"ОТГАДАЙ КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ?"
Ребята на столах у вас лежат листочки с задание. Вы должны распределить продукты питания для каждого животного.(Предлагаю детям карандашом провести линии от животного к продуктам питания, после того как дети выполнили задание уточняю какое животное, чем питается) Прошу жюри оценить этот конкурс. Приступаем к последнему конкурсу нашей игры, который называется
-"ПРОДОЛЖИ ЛОГИЧЕСКУЮ ЦЕПОЧКУ"
предлагаю детям продолжить логическую цепочку, (лес... , дикие животные, необходимо выбрать именно диких животных среди других). Вот и закончилась наша игра, теперь наше жюри расскажет нам, чья команда лучше знает природу. Слово жюри. В конце победители награждаются "медалями - Знатоки природы".
Татьяна Марченко
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Прозрачный невидимка»
Тема: " Прозрачный невидимка"
Цель : развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; формировать знания о воздухе.
Задачи :
Образовательные :
Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
Способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
Учить обобщать, анализировать, делать выводы, самостоятельно проводит простые исследования.
Учить воспринимать и удерживать инструкцию, при выполнении исследовательской задачи.
Учить действовать по образцу, заданному взрослым.
Развивающие :
Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
Развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные :
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Воспитывать интерес к экспериментированию.
Воспитывать чувство гордости при открытии новых знаний.
Словарная работа : Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, опыты, полый.
Методические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, игра малой подвижности, опыт, эксперимент, анализ, подведение итога, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы :
Воздух постоянно нас окружает;
Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
Воздух есть внутри предметов;
Воздух есть внутри людей;
Без воздуха не возможна жизнь.
Предшествующая работа :
Наблюдения за ветром;
Проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;
Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка;
Изготовление вееров.
Планируемый результат :
Воздух невидим, он прозрачен, он есть внутри пустых предметов, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Чистый воздух необходим всем живым организмам, поэтому его необходимо оберегать от загрязнения.
Оборудование :
Полиэтиленовые пакетики (по количеству детей);
Чашки с водой, трубочки (по количеству детей);
Нетонущие (полые) предметы, для сравнения тонущие, тяжёлые.
- "Чудесный мешочек", предметы к нему (тонущие и не тонущие)
Игрушка «Буратино»
Полоски из бумажных салфеток
Веера (по количеству детей);
Апельсин,
Воздушные шары (по количеству детей);
Психогимнаст ика : "Корабль и ветер"
Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки и согреем друг друга своими улыбками. Представьте себе, что все мы сейчас плывём на большом красивом корабле, под белыми парусами. Он плывет по волнам, но вдруг, ветер стих, паруса повисли и корабль остановился! Давайте поможем нашему кораблю снова плыть вперёд, и позовём на помощь ветер! Вдохните в себя воздух, сильно втяните щёки. А теперь с шумом выдохните воздух через рот, и пусть вырвавшийся на волю ветер снова надует паруса, и наш корабль поплывет по морским просторам! Давайте повторим ещё раз, я хочу услышать, как шумит ветер!
Воспитатель : присаживайтесь пожалуйста, давайте мы с вами побеседуем. Для того, чтобы узнать о чём мы сейчас с вами поговорим, внимательно послушайте и отгадайте загадку: - "Что вокруг нас всегда, но мы это не видим?
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда,
Он без запаха, без цвета,
Угадайте, что же это?
Дети : Воздух!
(раздается стук в дверь)
Буратино (появившись из-за дверей): Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Воспитатель: Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе, если тебе интересно, присоединяйся к нам. Отгадайте загадку:
Вот гора, а у горы-
Две глубокие норы,
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Что это)
Дети - (Нос). А для чего в носу дырочки? (ответы детей) Через дырочки в нос воздух поступает, в трубочки - трахеи, а затем – в лёгкие. А воздух из лёгких в виде пузырьков насыщает весь организм.
Буратино : Воздух, воздух? Лично я никогда не видел воздух? Значит, его и нет! А вы, ребята, его видели?
Дети : Нет, не видели!
Воспитатель : Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети : Невидимый, прозрачный!
Буратино : Ну, вот, сами говорите - невидимый! Значит его и нет вовсе! Все равно не верю! Вот докажите, что этот самый, воздух, есть!
Воспитатель : Буратино! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас нас. Раз мы его не видим, значит, он какой?
Буратино : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами будем делать опыты, как настоящие исследователи. Для этого мы устроили лабораторию. Но перед этим нам надо немного отдохнуть и набраться сил, давайте встанем прямо, и немного поиграем:
Игра "Надувала кошка ш ар"
Цель : снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Описание игры : дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Воспитатель произносит текст:
Надувала кошка шар
А котёнок ей мешал:
Подошел и лапой -хлоп!
А у кошки шарик - лоп!
(На слова: "надувала кошка шар. " дети выпрямляют туловище, надувают щёки. На сигнал "лоп" - "шарики" со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение.)
Воспитатель : А теперь займёмся опытами. (подходят к лаборатории)
Воспитатель: Ребята, давайте докажем Буратино, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Попробуйте поймать его руками!
Получается? (Дети: Нет). Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1 «Поймать воздух» (С полиэтиленовым пакетом)
Воспитатель : Дети, возьмите каждый в руки по пакету. В нём что-то есть?
Дети : Нет, он пуст.
Воспитатель :. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет наполнился воздухом, он похож на воздушный шар. Воздух занял всё место в нём. Теперь откроем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети : В нём нет воздуха.
Воспитатель : Смотри, Буратино! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И у нас это получилось! Мы поймали его в мешочек, а потом выпустили его.
Буратино : Ой, точно! Летом на море я видел, как люди запирают воздух! Это, кажется, был надувной круг!
Воспитатель : Конечно, Буратино! Ведь воздух легче воды! И если внутри круга воздух, то он, конечно же, не тонет, а плавает!
Буратино: Значит, если внутри предмета воздух, он будет плавать? Ребята, я принёс собой вот такой чудесный мешочек, а в нём разные предметы, помогите мне разобраться, какие будут плавать, а какие нет?
Дидактическая игра «Тонет - не тон
(Дети поочерёдно достают из "чудесного мешочка" предметы, называют их и высказывают своё предположение будут они плавать или нет, и почему они так думают, проверяют своё предположение на практике, опустив предмет в таз с водой)
Воспитатель : Молодцы, ребята! Помогли Буратино узнать, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но надо помнить, если во внутрь такого предмета попадёт вода и вытолкнет воздух, то он может утонуть.
Буратино : Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
Воспитатель : Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Опыт 2 Подуть в трубочку, опущенную в ёмкость с вод
Воспитатель : Подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель : Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель : Ребята, а давайте немного отдохнём, и поиграем.
Игра "Воздушные шари
Цель : Снять. напряжение, успокоить детей.
Описание игры: Играющие стоят в кругу. Ведущий даёт инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится всё больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нём. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу». (Повторить 2-3 раза
Воспитатель : Все люди дышат через нос. Буратино, послушай, как дышат наши носики. Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Дети : Нет.
Воспитатель : Чтобы его увидеть мы проведём опыт с салфеткой
Опыт 3. С салфетк
Воспитатель : А с салфеткой видно?
Дети : Да.
Воспитатель : Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Опыт 4. С веер
Воспитатель : Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети : В лицо дует ветерок.
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, сам воздух имеет запах? Понюхайте. А как же получается, что когда мама печёт пирожки на кухне, то мы чувствуем запах в комнате? Оказывается, воздух движется и несёт эти запахи к нашему носу.
Опыт 5. С апельсин
Буратино : Я очень люблю пирожки, особенно с яблоками, они так вкусно пахнут!
Воспитатель : Хорошо, ребята попозже обязательно угостят тебя пирожками, а сейчас давай вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе.
Буратино :
Я сегодня очень много узнал о воздухе!
Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать
Что воздух есть внутри пустых предметов;
Без воздуха ничто живое не может жить;
А ещё я узнал, что воздух не пахнет и может передавать запахи
А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха!
И даже внутри людей есть воздух (мы пускали пузыри в воду)
Воспитатель : Буратино, тебе у нас понравилось, тебе было у нас интересно?
Буратино : Спасибо, ребята, мне было так интересно, что я хочу вам подарить что-нибудь на память. Только не знаю что. Может мой чудесный мешочек поможет? Надо произнести волшебные слова, кот Базилио и лиса Алиса научили меня таким словам. Сейчас попробую (колдует: Крэкс, Фэкс, Пэкс). Ничего не получилось! Ребята, давайте вместе попробуем. (вместе с детьми произносит заклинание 2раза). Заглядывает в мешочек "-Ура, получилось! Вот что значит вместе дружно постарались!" (раздаёт детям воздушные шарики). Ну всё ребята, мне пора возвращаться к папе Карло. Пойду расскажу ему и своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель : Ребята, а Буратино нам оставил одну интересную игру, посмотрите, что это у меня? (Мыльные пузыри). Но мы поиграем с ними попозже, когда пойдём на улицу- дышать свежим воздухом. А сейчас нам пора возвращаться из лаборатории в детский сад.
Занятие по познавательному развитию в детском саду для детей 5-6 лет
Предлагаю Вам конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы (5-6 лет) по познавательному развитию на тему "Веселая неделька".
Основная цель занятия
- систематизировать и углубить знания детей по основным направлениям формирования элементарных математических представлений: ориентировка во времени, количество и счет, величина, форма, ориентировка во времени. Данное занятие имело открытую форму и проводилось в рамках подтверждения соответствия занимаемой должности.
Конспект НОД для старшей группы по познавательному развитию "Веселая неделька"
Образовательная область:
Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие
Тип:
интегрированное
Возраст детей:
старший дошкольный возраст
Формы занятия (НОД):
решение проблемных ситуаций, игровые упражнения, беседа, сюрпризные моменты.
Предварительная работа:
игры с логическими блоками Дьенеша, дидактические игры, беседы, загадки, стихи о частях суток, неделе, временах года.
Оборудование и материалы:
ноутбук, интерактивный экран, мультимедийное оборудование, фонограммы с музыкальным материалом, счетный материал, корзина с яблоками, записка.
Раздаточный материал:
цветные полоски разной длины, счетный материал.
Цель:
Систематизировать и углубить знания детей по разделам ФЭМП.
Задачи:
1.Закрепить знания о последовательности дней недели;
2.Закрепить представления детей о геометрических фигурах;
3.Закрепить умение различать понятия длинный – короткий;
4.Закрепить порядковый и обратный счет в пределах 10;
5.Совершенствовать знания пространственных отношений;
6.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
7.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению отвечать полным распространенным предложением.
Ход занятия
- Ребята, сегодня будет необычный день. Я хочу пригласить вас в путешествие. Любите путешествовать?
- На каком транспорте можно это сделать? (ответы детей)
Тогда давайте отправимся в путешествие на волшебном поезде. Согласны? А чтобы в дороге было весело, споем песенку.
(Звучит отрывок из песенки про поезд, дети становятся друг за другом и выполняют движения вместе с воспитателем)
- Пожалуйста, занимайте места в волшебном поезде (дети садятся за парты).
СЛАЙД 1
Вот неделька, в ней семь дней
Поскорей знакомься с ней
Первый день по всем неделькам
Назовется..(дети отвечают)понедельник!
СЛАЙД
- А вот и наш поезд. Сколько всего у него вагонов? (Пять.)
- Каким по порядку стоит зеленый вагон? (Третьим.)
- А какие вагоны едут рядом с ним? (оранжевый и желтый)
- Какие они по счету? (2 и 4)
- Каким по счету едет синий вагон? (5)
- А где же первый вагон? (фиолетовый)
- Молодцы! Первый день закончился. День второй скоро придет, вторник в гости нас зовет. Какой день по счету вторник?
Во вторник бегали, скакали, свои мышцы развивали. А для этого мы встанем, спинки все себе поправим.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
- Куда же дальше привезет нас наш волшебный паровозик? Какой день недели следует за вторником? (Среда)
- Конечно среда.
СЛАЙД
- Посмотрите, а здесь зайка. А что он делает? (Сажает морковку)
- Верно. И выросла у зайки морковка маленькая и большая. Давайте посчитаем сколько их. (Дети вместе с воспитателем считают морковки)
- Сколько получилось морковок всего? (7).
- Обратите внимание, что морковки выросли разные. Под каким номером самая большая морковь? (3)
- А самая маленькая? (4)
- Ребята, знаете, а зайка переживает, что его морковку съест кто-то из других зверей. Давайте, чтобы зайка не волновался построим забор у его огорода.
(На столе у каждого ребенка разноцветные полоски разной величины)
- Чтобы забор получился красивый, мы расположим полоски друг за другом от меньшего к большему. Посмотрите, как это получилось у меня.
СЛАЙД
(дети под музыкальное сопровождение выполняют задание по образцу на слайде)
- Молодцы, у вас всё получилось. Давайте посчитаем, сколько дощечек понадобилось нам для красивого забора. (дети вместе с воспитателем считают)
- Получилось 10. Посмотрите, ребята, а дощечки разные. Какие из них самые высокие? (красные)
- А сколько их? (2)
- Какие дощечки самые маленькие и сколько их? (4 синих)
- Каких больше, маленьких или больших? (маленьких)
- Молодцы, справились и помогли зайке. Но гостинцы мы здесь не нашли. Значит нам нужно отправляться в следующий день недели. Какой день следует за средой?
- Четверг. Он четвертый там и тут, четвергом его зовут. Какой по счету четверг? (четвертый)
- Чтоб четвертый день прошел быстрей
Поиграем мы скорей.
А для этого нам нужно переместиться на четвертую платформу (дети с воспитателем идут на коврик).
- Ребята, игра называется «Верно-неверно»
Если вы услышите то, что считаете правильным, так бывает - хлопайте в ладоши, если же то, что не бывает – топайте.
- утром солнышко встает;
- зимой жарко;
- по утрам нужно делать зарядку;
- осенью опадают листья;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником следует четверг;
- всего 5 времен года
В круг широкий, вижу встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем налево, а теперь пойдем направо. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, в путешествие вернемся (дети под музыкальное сопровождение возвращаются за парты)
- А сейчас пора нам в пятый день. В череде рабочих дней, пятый пятница теперь. Какой день по счету пятница? (пятый)
- Посмотрите, что это за предметы? Ребята, обратите внимание, что эти предметы разной формы. Давайте рассмотрим каждый предмет.
- У вас на столах геометрические фигуры. Давайте выложим их по порядку в соответствии с расположением этих предметов.
(Дети выполняют задание, музыкальное сопровождение)
- Посмотрите, что получилось у меня.
(воспитатель показывает геометрическую цепочку, которая должна получиться)
- Молодцы, справились.
Вся закончена работа
День шестой у нас суббота
День седьмой – его мы знаем
Воскресенье – отдыхаем
Рефлексия
- Понравилось вам путешествие? Где мы с вами путешествовали? Что мы узнали?
- Молодцы! Значит нас ждут гостинцы! Только где они?
(воспитатель и дети делают руками бинокль)
- Посмотрим может слева гостинцы лежат. Нету? Тогда направо…вверх…вниз. Нигде нету?
(раздается стук)
- Ой, кто там.
(воспитатель уходит и возвращается с корзиной гостинцев. На корзине висит записка «Ребятам»)
- Это кто женам гостинцы передал. (воспитатель открывает корзину, в которой лежит открытка от Снеговика)
- Это же открытка. И тут что-то написано:
Каждый просто молодец!
Путешествию конец.
С математикой дружите
Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!
Содержание занятия соответствует его целям и задачам. Структура занятия состоит из 4 частей.
В вводной части я способствовала созданию благоприятной атмосферы, установлению эмоционального контакта с детьми и заинтересовать предстоящей деятельностью.
Во второй части создала проблемную ситуацию и ознакомила детей с темой занятия.
3 часть состояла из совместной продуктивной деятельности воспитателя и детей, где я использовала игровой, наглядный, словесный и практический методы.
В заключительной части я подвела итог учебной деятельности.
На занятии использовалась музыкальное сопровождение, которое усиливало эмоциональное восприятие. Занятие способствовало развитию интереса детей к обучению математике.
Презентация на тему: Веселая неделька
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
форма-занятия
Тема: "Путешествие в осенний лес"
Ресурсы (наглядные пособия): прозрачные мешки и сумка, муляжи или картинки грибов и листья (2 кленовых и 3 дубовых), геометрические фигуры (2 набора, в каждом - по 2 прямоугольника и по 3 круга), модели «Мешков», карточки со знаками «+» и «=».
Раздаточный - наборы картинок грибов и листьев, карточки со знаками «+» и «=», геометрические фигуры, модели трех «мешков»:
Цель: Познакомить с составлением задач
Задачи:
Обучающие: формирование умения решать простые задачи на сложение с использованием наглядного материала; ф ормирование представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое; познакомить со знаком « + »; закрепить знание свойств предметов, признаки осени.
Развивающие: развивать мышление в процессе выполнения логических операций (анализ, синтез, классификация, обобщение); развивать речь путем формирования навыков ответа полным предложением; развитие моторных навыков в процессе выполнения различных действий и физкультминутки; развитие внимания, воображения.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность; воспитывать умение слушать, не перебивая; воспитывать усидчивость; воспитывать толерантное отношение к ответам других детей; воспитывать желание помочь тем, кто испытывает трудности при выполнении задания.
Характеристика этапов НОД
Примерное время проведения
Деятельность воспитателя
прямая речь)
Деятельность воспитанника
(виды деятельности, прямая речь)
Организационный момент:
Цель: настроить детей на занятие, стимулировать их интерес, подвести к теме занятия
Воспитатель собирает детей перед собой.
Ребята, посмотрите за окно. Смотрите как стало на улице красиво.
Какое время года наступило?
Почему осень?
Правильно, молодцы.
Ребята, а что люди делают осенью?
Правильно.
Но не только люди трудятся осенью, но и звери.
Как вы думаете чем заняты звери в лесу?
Молодцы.
Дети называют признаки осени (похолодало, часто идет дождь, деревья желтеют, увядает трава и т.д.)
Ответы детей (убирают урожай, готовят теплую одежду, где необходимо запасают дрова и т.д.)
Ответы детей (делают запасы на зиму, кто-то ложится в спячку и т.д.)
Вводный этап (актуализация знаний).
Цель: формулируется через глагол
Воспитатель достает конверт
Ребята, сегодня утром когда я шла в детский сад я встретила Незнайку. Он гулял по лесу и встретил белочку, которая передала ему для нас письмо.
На конверте написано: "Ребятам от белки из леса".
Хотите узнать, что в своем письме написала нам белка?
Воспитатель открывает конверт и зачитывает письмо.
Здравствуйте ребята! Вот и наступила осень, пришло время готовиться к зиме. Нужно сделать очень много запасов на зиму, чтобы зимой не пришлось голодать. Но я не знаю, как узнать, сколько я запасла грибов? Сколько орехов? Вдруг мне не хватит. Можете ли вы мне помочь?
Незнайка хотел помочь белке, но сам не знает, как посчитать все ее запасы.
Белка подробно написала в письме что она уже припасла себе на зиму.
Что, ребята, поможем белке?
Ребята, а как же мы научим белку, ведь она в лесу, а мы в садике?
В лес идти далеко.
Что можно еще сделать?
Давайте сядем на свои места. А Незнайка будет смотреть на нас и учиться.
Дети соглашаются
Ответы детей
Основной этап.
Цель : формировать представление о сложении как объединении групп предметов
Объединение групп предметов в одно целое.
Воспитатель рассказывает историю:
Белка бегала по лесу со своей дочкой и искали орехи и желуди. Дочка нашла 2 желудя и положила их в свою корзинку (Воспитатель просит одного ребенка выложить на фланелеграфе), а мама Белка нашла 3 ореха и тоже положила их в свою корзинку (Воспитатель просит второго ребенка выложить на фланелеграфе).
У своего дома маленькая белочка встретила друга зайченка попросила маму отпустить ее погулять. Но сначала они сложили плоды в одну большую корзинку.
Каким словом можно заменить слово "сложили"?
Действие, которое выполнили ребята, в математике называется сложением. Посмотрите, какие плоды лежат в общей большой корзине? Что получилось в результате сложения?
Гуляли наши белочки по лесу и встретили своего друга ежа. И решили ему помочь собирать урожай.
Воспитатель приглашает детей к себе.
Физкультминутка
Утром по лесной дорожке -
Топ-топ-топ - топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках старый ежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка или дочки.
Закрепление смысла сложения
Задача-драматизация
Мама белка: «Я нашла 3 подосиновика».
Дочка: «А у меня 2 подберезовика».
Оба: «Вот славно! Сложим все в нашей кладовочке, голодать не придется!»
Ребята, сколько грибов собрали белочки? Давайте посчитаем.
Закрепление представлений о свойствах предметов.
Ребята, в лесу живут не только ежи и белки. Там можно встретить и других зверей, и разных насекомых. А какие в лесу деревья и цветы!
Рассмотрите первую картинку. (Вывешивает на доску) Придумайте название. Мне кажется, здесь кто-то лишний. Как вы думаете, кто?
Рассмотрите вторую картинку. Как ее можно назвать? Нет ли здесь лишнего предмета? Что лишнее?
1-й ребенок выкладывает
2-й ребенок выкладывает
Дети перекладывают желуди и орехи в третью корзинку
Положили вместе, объединили и т.д.
2 желудя и 3 ореха -- всего 5 плодов
Дети стоят слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях, перед грудью; кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки. Кончики пальцев детей соединяются - они «срывают» ягодки.
1-й выкладывает на фланелеграфе
Дети выкладывают каждый у себя на столе
Воспитатель и дети выслушивают все возможные варианты рассуждений, например:
Я думаю, что лишний цыпленок, потому что он большой, а все остальные - маленькие.
Я думаю, что лишний цыпленок, потому что это домашняя птица, а все остальные - обитатели леса.
Я считаю, что лишний муравей, потому что у него нет крыльев. а у всех остальных есть.
В зависимости от выбора признака, по которому исключается лишний предмет, дается обобщающее название: «Насекомые», «Животные» и т. д.
Дети могут назвать лишним колокольчик, так как это цветок, а все остальные растения - деревья. Лишней может оказаться пальма, так как все остальные растут в средней полосе, а пальма - тропическое растение. Дети могут назвать лишней и елку, потому что это - хвойное дерево, а все остальные - лиственные растения. Все высказывания заслуживают внимания. Важно, чтобы дети смогли аргументировать свое мнение.
Цель: актуализировать знания, полученные на занятии, рефлексия.
Какое действие мы выполняли с орехами, желудями и грибами?
Почему мы смогли помочь Незнайке?
Теперь Незнайка сможет научить белочку и помочь ей пересчитать все ее запасы.
Что понравилось вам на занятии? Что вызвало трудности? Что больше всего запомнилось?
Ответы детей (Мы их складывали).
Ответы детей (Научили его складывать)