С какого возроста ребенок начинает ползать. Во сколько дети начинают ползать

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Для молодых родителей нет ничего интереснее, чем следить за развитием и ростом своего малыша. Его первая улыбка, шаги, слова останутся в памяти мамы и папы навсегда. Многие новоиспеченные родители рано или поздно задаются вопросом о том,

Ведь с этого момента малыш сможет самостоятельно передвигаться по квартире, исследуя новые предметы и пространство вокруг.

Хочется отметить, что некоторые детки вовсе пропускают период ползания. Они достаточно уверенно сидят, а затем начитают сразу же ходить. Каждый ребенок развивается по-разному, поэтому однозначного ответа на вопрос о том, в каком возрасте дети начинают ползать, не может быть. Обычно это происходит в шесть - девять месяцев. Чтобы молодым родителям было легче оценивать своего малыша, предлагаем изучить основные показатели, характеризующие развитие крохи по месяцам. Ведь именно в первый год жизни у человека активно формируются психические, эмоциональные и физические данные.

до года

В этот период происходит становление костной, пищеварительной, кровеносной, мочеполовой и других систем организма. В этом возрасте кроха в вертикальном положении может непродолжительное время удерживать голову. В ответ на резкое движение новорожденный рефлекторно сжимает кулачки, разводит в стороны ручки или переступает ножками.

Развитие ребенка раннего возраста на втором месяце жизни предполагает наличие ответной реакции. Услышав разговор, он может поворачивать голову в нужную сторону, следить за движущимися игрушками. Находясь на животе, малыш может немного приподнять грудь и голову.

Некоторые малыши уже способны переворачиваться на бок, менять положение тела. Они активно тянутся за игрушкой, любят, когда с ними играют или разговаривают. У трехмесячных младенцев при общении с мамой наблюдается «комплекс оживления», ребенок гулит, улыбается, активно двигается.

Малыш в этом возрасте уже без проблем переворачивается на живот и, находясь в таком положении, слегка приподнимается. Он активно хватает мелкие предметы и удерживает их в руке. Может играть с игрушками, висящими над кроваткой.

5 месяцев

При поддержке взрослого малыш садится, однако удерживать спинку ему пока еще тяжело. Он хорошо опирается на ножки, если его придерживать за подмышки. В пять месяцев дети уже узнают голос матери и начинают опасаться чужих людей.

6 месяцев

Первое полугодие жизни крохи позади. И заботливые родители интересуются: в каком возрасте дети начинают ползать? Некоторые малыши, лежа на животе, уже начинают делать первые попытки самостоятельного передвижения. Позже они могут даже стать на четвереньки и раскачиваться. Но пока оторвать живот от пола для них весьма проблематично. В этом возрасте ребятишки произносят свои первые слоги и начинают самостоятельно сидеть.

7 - 9 месяцев

Вот в каком возрасте дети начинают ползать, передвигаясь по всей квартире. Сидя, малыши уверенно выпрямляют и наклоняют туловище. При поддержке за руки дети переступают ножками. Они уже пытаются хлопать, их мимика становится более разнообразной. Малыши подолгу играют с погремушками, постукивают, бросают, рассматривают их. Дети этого возраста уже сами встают, придерживаясь за опору.

10 - 12 месяцев

Малыш хорошо ориентируется в квартире, знает названия некоторых предметов. Он начинает подражать движениям мамы и папы (открывает коробочки, бросает мяч и т.д.). В 12 месяцев малыш делает самостоятельные шаги и даже выполняет достаточно сложные задания: приносит игрушки, открывает дверь и т.д.

Первые месяцы с ребенком матери сравнительно легко, так как положив его где-то, там же и заберешь. Но с возрастом малыш учится двигаться. Ведь ему интересно познавать окружающий мир.

Как и любому навыку, ползать ребенок учится постепенно. Есть определенные этапы, которые он проходит для того, чтобы научиться данному действию полноценно:

  • ползание по-пластунски;
  • вставание на четвереньки;
  • настоящее ползание.

Хотя вид, каким будет передвигаться малыш, может оказаться не столь привычным. Также бывают случаи, когда ребенок не ползает вовсе, а сразу начинает ходить. Зависит это от его темперамента и воспитания . Но при этом не значит, что отходит от норм развития.

Рефлекс ползания есть у каждого здорового, полностью развитого новорожденного. Для того чтобы узнать, есть ли он у вашего малыша необходимо уложить его на животик, ручки уложить возле головы, ножки слегка согнуть в стороны.

Подставить руку под стопки младенца и дать ему возможность оттолкнуться. Этот рефлекс сохраняется примерно 3 месяца после рождения, а 1–2 месяца спустя он начинает учиться это делать заново.

Поначалу малыш только елозит по полу на животе. Он может крутиться вокруг своей оси. Начинает он проводить такие действия в возрасте 3,5–4 месяца.

Ползание по-пластунски

Прежде чем начать ползание, ребенок должен научиться переворачиваться со спины на живот и удерживать в таком положении головку. Он начинает отталкиваться ногами, расставляя их как лягушонок. Далее он старается задействовать ручки, опираясь на локти.

Разные малыши доходят до этого в своем возрасте. Он варьируется от 4 до 6 месяцев.

Вставание на четвереньки

Малыш начинает приподниматься, опираясь на предплечья

Далее малыш начинает приподниматься, опираясь на предплечья. Руки он выпрямляет позже. Затем начинает поднимать попу, вставая на четвереньки. Принять такую позу не всегда получается у ребенка сразу. С непривычки ноги и руки расползаются в разные стороны.

Постепенно, потренировавшись, малыш делается более уверен в своих силах, твёрдо становится на четвереньки. Но чередование передвижения рук и ног они также осваивают не сразу. Многие вначале раскачиваются взад-вперёд стоя на четвереньках. Или же начинают пятиться обратно. Но в любом случае это нормально, ничего страшного в этом нет. Это просто этапы развития.

На четвереньки ребенок начинает вставать примерно в 5–8 месяцев.

Настоящее ползание

Ребенок постепенно учится и начинает понимать, как переставлять руки и ноги, чтобы двигаться вперед. Именно такое ползание на четвереньках считается настоящим.

Одной из вариаций этого движения может быть «лягушачье ползание». Это когда ребенок садится на попу, складывая ноги перед собой согнутыми. Руки ставит перед ногами и подтягивает нижнюю часть тела вперед.

Ползать по-настоящему детки начинают с 6 до 9 месяцев.

При всех указанных выше сроках стоит помнить, что они являются примерными и обобщающими. Они могут варьироваться на 1–2 месяца и это считается нормой. Возраст, когда малыш начинает ползать зависит от его здоровья, темперамента и пожеланий. Последнее относится как к самому ребенку, так и к родителям – некоторые из них не хотят обучать такому навыку по своим внутренним убеждениям. Но ползание очень полезно и необходимо для крохи.

Когда ребенок садится и встает

Ползание является как бы связующим звеном между сидением и вставанием на ноги.

Малыш, ползая по-пластунски, постепенно начинает распрямлять руки, а затем подтягивает ноги под себя и садится. Иногда он сначала учится вставать на четвереньки, а после присаживаться. Садятся дети в возрасте от 6 до 9 месяцев.

После того как ребенок научился ползать достаточно хорошо, его начинает интересовать, что же там наверху и он тянется туда. Цепляясь за поверхность, он пытается встать на ножки. Встает ребенок с 5 до 9 месяцев. А вот ходить начинает позже – с 8 до 12 месяцев.

В отличие от ползания, учить сидению и хождению нельзя. Эти умения должны прийти сами, иначе могут быть проблемы с опорно-двигательным аппаратом позже. Поэтому не нужно поступать по бабушкиным методам, сажая в подушки и ходунки. Лучше дождаться, когда он сам этого достигнет, помогая различными упражнениями и массажами, которые мать сможет делать сама.

Указанные возрастные рамки являются примерными, ориентироваться на них стоит лишь для занятий. Не подгоняйте под них своего ребенка. Также встречаются нередкие случаи, когда малыш перескакивает этап ползания и сначала садится, а затем встает и начинает ходить. Ограничивать его не нужно, его организм сам знает, к чему способен.

Необходимость в ползании

Когда ползание на четвереньках считается настоящим?

Как уже было сказано выше, ползание – это нужный навык. Современные ученные доказали, что именно он способствует правильному развитию мышц спины. Грудины, пресса, рук, а также опорно-двигательного аппарата. При опоре на 4 точки вес распределяется именно на них, освобождая позвоночник от тяжести. Он расправляется в нужном положении, каждая его часть движется свободно.

Не стоит недооценивать и тактильные ощущения, которые формируются при касании ладошек пола. Это развивает мелкую моторику, а, следовательно, и правильную работу мозга, речевые навыки. У ребенка формируется выносливость и целеустремленность, он учится ориентироваться в пространстве.

Ползание – это необходимый этап созревания ребенка. Оно способствует развитию способностей, которые пригодятся малышу в дальнейшей жизни, научит преодолевать препятствия и стремиться к достижению цели.

Возможные причины задержки или пропускания этого этапа

В случае если ребенок не делает попыток к ползанию в 8–9 месяце и при этом не встает на ноги, то родителям следует обеспокоиться и обратиться к врачам: педиатру, неврологу, ортопеду. Но есть факторы, которые объясняют такую задержку:

  1. Большой вес. В этом случае ребенку тяжело его удерживать на руках.
  2. Недоношенные дети развиваются чуть позже.
  3. Здоровье. Малыши имеющие неврологические, ортопедические и другие проблемы со здоровьем могут отставать или не начать ползать.
  4. Темперамент. Холерики спешат узнать мир, «бегут» вперед. Меланхолики напротив, медлительны и неповоротливы.
  5. Малыш не спешит это делать, так как ему этого не требуется. У него нет интереса ползать, если он что-то захочет, то мама или кто-либо из родственников ему дадут/поднесут куда надо.
  6. Ограничение пространства. Если малыш постоянно находится в кроватке или шезлонге, то ему просто некуда двигаться. Возможно, матери так легче, ее руки свободны, она может заняться своими делами, не следя за действиями малютки. Но лучше воспользоваться манежем или расстелить одеяло на пол и отпустить туда кроху. Тогда с ним и ничего не произойдет, и он сможет развиваться.

Упражнения, чтобы научить ребенка ползать

Подтолкнуть ребенка к тому, чтобы малыш начал ползать можно при помощи различных упражнений.

Занятия на фитболе

Фитбол – это большой резиновый мягкий мяч. На нем можно заниматься с ребенком, а также делать некоторые упражнения самой маме. Для поддержания гигиеничности его следует мыть 1 раз в 7–10 дней, а перед началом занятия с малышом его накрывают тонкой мягкой пеленкой.

Самым простым упражнением является укладывание ребенка на животик , ручки вытягивают вперед. Придерживая его, покачивать вперёд назад, вправо-влево. Такое занятие делают, пока ребенок еще не опирается на ручки. Когда он начинает распрямлять руки и опираться на них, можно опускать его на шаре так, чтобы он мог коснуться ладошками пола и оттолкнуться. Затем опускают в другую сторону, чтобы он также коснулся стопами и оттолкнулся от пола.

Занятия с мамой

При отсутствии такого приспособления, как фитбол, малыша кладут на свои ноги и перемещая, также дают возможность отталкиваться ногами и руками.

Когда ребенок научится вставать на четвереньки?

Положить малыша на живот, руки и ноги согнуть, чтобы он выглядел как «лягушонок». Отталкиваться ножками поочередно. Затем их соединяют вместе и подтягивают ближе к попе. Это расслабит мышцы и растягивает их, формируя правильный мышечный корсет. Также оно учит ребенка передвигать ножками во время ползания.

Перевернуть ребенка на спинку. Ноги сгибать и разгибать поочередно, прижимая к животику. Затем сделать то же самое с двумя ногами. Прижать ножки к животу и прокрутить вокруг своей оси. Это также помогает растягиванию мышц. Кроме того, оно нормализует стул и справляется с расстройствами кишечника.

Кроме ножек следует развивать и руки, ведь на них идет довольно большая нагрузка. Для этого дайте свои пальца крохе и дождитесь, когда он крепко за них ухватится. Приподнимайте и опускайте его до положения полусидя (пока он не умеет сидеть); сидя – когда уже научится; стоя – когда научится вставать.

Уложить малыша на спину. Разводить руки в стороны и сводить их на груди, скрещивая, чередуя, какая из них будет сверху. Затем поднимать вверх-вниз одновременно обе и чередуя. То есть одну поднимают к голове, другую вытягивают вдоль тела.

Если младенец еще совсем маленький и не умеет сам переворачиваться, то его можно поучить и этому. Это также способствует развитию навыка ползания. Ребенка уложить на спину, перехватить за кисть руки и голень и аккуратно потянуть в сторону, помогая ему перевернуться. Затем также, помогать повернуться обратно.

Упражнения следует проводить только в случае, когда кроха всем доволен. Он должен быть сыт, но после кормления должно пройти не менее 40–60 минут, иначе это может привести к срыгиванию и проблемам с животом. Также проделывать следует за 30–40 минут до сна, чтобы он не «разгулялся» и спокойно уснул. Обязательным условием является то, что ребенок должен быть здоров. Если он отказывается что-то делать, не настаивайте. Предложите это упражнение ему в следующий раз.

Занимаемся играя

Заниматься с ребенком можно и в виде игры. Когда малыш только проявляет интерес к ползанию, то можно еще больше привлечь его внимание к такому действию, положив интересные игрушки на расстоянии 15–20 сантиметров, предварительно показав и заинтересовав ими.

Для того чтобы кроха начал приподниматься на руки можно использовать валик, свернутый из одеяла или полотенца. Его подсовывают под грудь, руки выправляют вперед, голову кладут на сверток. В продаже имеются специальные подушки, которые можно использовать с такой же целью. Кроме того, на них нашиты петельки, к которым цепляются игрушки для привлечения внимания ребенка.

Играть со своим ребенком не только весело, но и помогает ему научиться делать определенные движения. Пока он только лежит на животе, ложитесь с ним рядом в виде «звездочки». Приподнимайте голову и все конечности, а затем опускайте. Глядя на вас, малыш начнет повторять.

Далее лечь в позу «лягушки». Отталкиваясь ногами и «разгребая» руки ползти вперед. Помочь своему малютке делать то же самое. Это упражнение легко учить в воде, тем самым обучая плаванию. Чтобы удерживать голову можно использовать плавательный круг или чепчик «русалки».

Когда ребенок научится вставать на четвереньки, часто он раскачивается вперёд назад. Это помогает ему скоординировать движения. Встаньте рядом с ним и повторяйте его движения. Затем начинайте передвигать руками, как это делают при ползании. Если он не может понять такое действие – помогите, показав правильность передвижения конечностей.

Научить ребенка ползать – довольно просто, если он того сам захочет и если родители зададутся такой целью. Но настаивать при этом не стоит. Все упражнения должны приносить ему только удовольствие. В пропуск такого навыка не является отклонением от нормы. Напротив, значит ребенок развит достаточно хорошо.

Соответствует ли ребенок нормам и укладывается ли он в положенные сроки смотрите в следующем видео:

Почти каждой маме хочется, чтобы её малыш быстрее сел, пополз, пошёл, заговорил. Вы читаете книги по развитию детей, смотрите телевизионные передачи для молодых родителей и слушаете советы подруг и старшего поколения. Мы расскажем вам, когда ребёнок начинает ползать, как вы можете ему помочь и какие этапы предстоит пройти.

Когда он поползет?

Во сколько дети начинают ползать? В каком возрасте младенец должен встать на четвереньки? – Откроем вам небольшой секрет: ваш малыш никому ничего не должен. У каждого ребёнка свой индивидуальный план развития. Например, часто девочки начинают ползать раньше, а мальчики – позднее. Малыш, родившийся раньше срока, поползёт обязательно, но с опозданием на два – три месяца.

Средний срок для начала – восемь месяцев, но некоторые малыши начинают в пять – шесть месяцев, другие в семь, а кто-то не раньше девяти – десяти. Бывают дети, которые вообще минуют этот этап, т. к. рано начинают ходить. Что происходит раньше? Ребёнок начинает сидеть или ползать? – Обычно дети осваивают ползание на четвереньках уже после того, как научатся сидеть без поддержки, что происходит примерно в шесть – семь месяцев. Позвоночник уже достаточно окреп, чтобы начать полноценно двигаться. Но вот ползать по-пластунски вполне по силам малышу, который ещё сидеть не умеет.

Этапы ползания

  1. На животе. Таким способом малыш пробует передвигаться уже в четыре месяца. У него не сразу все получается, и иногда он даже начинает ползти назад. Это нормально, так действительно бывает, хоть и необязательно. Иногда получается, что грудничок крутится по кругу.
  2. По-пластунски. Малыш подтягивает одну ногу, вытягивая другую, и загребает руками. Этот этап ещё называют промежуточным.
  3. На четвереньках. Классическое ползание. Часто ребёнок уже умеет сидеть, т. к. из положения сидя удобнее вставать на четвереньки. Передвигаются дети таким способом довольно-таки быстро, поэтому рекомендуем надевать ползунки или штанишки, чтобы ваш малыш не натирал колени.
  4. Перевороты. Ребёнок ленится ползать и достигает цели переворотами. Это ощутимой пользы не принесет.

Как помочь крохе?

Если ребёнок, по мнению мамы, не торопится начать ползать, то, конечно, ей хочется ускорить этот процесс. Вы можете простимулировать вашего малыша несколькими способами:

  1. Упражнения. Это могут быть развивающие упражнения на мышцы рук, занятия на фитболе, гимнастика.
  2. Массаж. До года в разные периоды развития ребёнка допускается проводить три курса профессионального массажа по 10 сеансов. Обычно их проводят после трёх месяцев. Но любая мама может делать общеукрепляющий массаж своему малышу сама в домашних условиях.
  3. Поощрения. На полу должны быть созданы все условия для игр и развития. Там должно быть тепло и находиться достаточно интересных игрушек, которые могут заинтересовать кроху.
  4. Провокация. Показать на своем примере, как надо ползать. Показать интересующую ребёнка игрушку так, чтобы ему хотелось за ней потянуться.
  5. Подражание. Не секрет, что младшие дети развиваются быстрее старших, ведь у них есть пример для подражания. Если ваш ребёнок первенец, общайтесь с мамами деток – ровесников или погодок, ходите друг к другу в гости. Малыши смотрят друг на друга и пытаются повторить практически все, что видят: сидеть, ползать, делать первые шаги и даже ходить на горшок.

Безопасность пространства

Мы рекомендуем родителям самим спуститься на пол и оглядеть свою квартиру глазами ребёнка. Обратите внимание на острые углы, возможно, придется переставить мебель или приобрести специальные накладки. Есть ли у вас мебель, которая легко может свалиться? – Даже если вам кажется, что нет, перепроверьте все. Нередки случаи, когда после выдвижения нескольких ящиков на ребёнка падал комод или шкаф.

Даже если обойдется без травм, то испуг крохе гарантирован. Посмотрите, насколько доступны у вас розетки, выключатели и провода. На розетки можно поставить заглушки. Провода убрать за мебель, спрятать в плинтуса или специальные короба. Также придется убрать все взрослые вещи наверх: документы, посуду, книги, технику. Ведь рано или поздно малыш научится ползать, а это значит, что до всего интересного он легко сможет добраться.

Всю бытовую химию также надо переставить вне зоны доступа. Помимо всего этого проверьте, есть ли сквозняк на полу. Ребёнку необходим комфорт и тепло. Не должно быть слишком холодно или наоборот жарко. Если у вас дома нет ковра на полу, мы вам рекомендуем купить специальный детский нескользящий коврик. В продаже есть и коврики – паззлы, что может оказаться ещё и занимательной игрой для вашего крохи.

Мамины волнения

Стоит ли бить тревогу, если ребёнок уже умеет сидеть и ходить, но так и не научился ползать? – Нередки случаи, когда малыш уже сел, встал у опоры, сделал первые шаги, но так и не начал ползать. Для начала необходимо выяснить причину, почему ребёнок не встает на четвереньки, возможно, ему всего лишь нужен курс массажа, чтобы ускорить процесс ползанья. В любом случае, паниковать не стоит. Причины могут быть самые разные:

  1. Нарушение развития опорно-двигательного аппарата. В этом случае необходимы консультации педиатра, ортопеда и хирурга.
  2. Слабые мышцы спины, рук или ног. Пригласите к ребёнку массажиста.
  3. Спокойный характер. Малышу просто не интересно ползать, он и так с удовольствием разглядывает всё вокруг. А игрушки часто подносят родители так, что и тянуться за ними никакого стимула нет.
  4. Малыш чаще находится в кроватке или в манеже. Для изучения нового навыка детям необходимо пространство. Поэтому мы и рекомендуем перенести игровую зону ребёнка на пол.
  5. Избыточный вес. Есть такие дети, которым из-за лишнего веса сложнее передвигаться на четвереньках, и от темперамента это часто не зависит.

А как реагировать, если ребёнок ползает, но начал это делать слишком рано или поздно? Если он ползает, но ещё не сидит или не ходит? – Давайте найдем ответы и на эти вопросы:

  1. Малыш научился ползать уже в три – четыре месяца. Обратите внимание на то, как он это делает. Скорее всего, это только первый этап – ползание на животе. Полноценным процессом назвать это ещё сложно.
  2. Ребёнок начал ползать в пять – шесть месяцев. Поздравляем с новым умением. Это не рано, это один из вариантов нормы.
  3. Малыш уже давно ползает, но сидеть отказывается. Нужно подождать, ещё не окреп позвоночник, и чем дольше кроха не встает, тем лучше его укрепляет.
  4. или даже больше, он ползает, сидит, встает у опоры, но отказывается ходить без маминой помощи. Не торопите малыша, промежуток между этими периодами – примерно четыре месяца. Если ребёнок пополз в 10 месяцев, то и пойдёт он примерно в год и два месяца.

Несомненная польза для грудничка в процессе ползания – это укрепление позвоночника и мышц спины. Развитие мозговой деятельности малыша тоже напрямую связано с этим способом передвижения. Расширение обзора и изучение нового является бесспорным плюсом нового умения как девочки, так и мальчика. Перед тем как ребёнок пойдёт, он должен начать ползать.

Достижения подрастающего младенца - всегда радость для родителей. Его развитие в периоде до года идет быстро. Казалось, еще недавно кроха мог только двигать ручками и ножками, дотягиваться до погремушек. Теперь же вовсю переворачивается, пытается садиться и вставать на четвереньки. Вскоре он научится ползать и начнет активно познавать доступное жизненное пространство. Взрослых при этом часто волнует вопрос: все ли дети ползают перед тем, как сделать первый шаг, и нужно ли стимулировать малышей для развития этого навыка?

Каждая мама с нетерпением ожидает, когда ее малыш начнет ползать

Роль ползания в развитии малютки

Первые попытки добраться к нужной цели ребенок делает в полгода. Пытаясь дотянуться до погремушки или мячика рукой, он становится на четвереньки и потихоньку учится передвигаться на коленках к цели.

К 9 месяцам передвижение на четвереньках становится осознанным и скоординированным. Этап, когда ребенок начинает ползать на четвереньках, говорит о том, что его кости и мышцы готовы к новым физическим нагрузкам. Подобные тренировки положительно сказываются на развитии малютки:

  • в процессе задействованы мышцы, которые вскоре будут участвовать в ходьбе;
  • укрепление мышц спины способствует развитию правильной осанки;
  • синхронизация работы разных частей тела малютки;
  • включение обеих полушарий головного мозга;
  • освоение навыка равновесия;
  • ориентация в пространстве.

Более раннее познавание навыка ползания говорит о положительной активности малютки и хорошей наследственности. Возможно, кто-то из родителей начал ползать также рано. Если чадо не стремится к двигательной активности в девятимесячном возрасте, есть смысл проконсультироваться с неврологом. Причиной запоздалости становятся наследственные факторы или проблемы со здоровьем.


Активные попытки ползать ребенок начинает предпринимать к 6-7 месяцам, однако, все малыши индивидуальны, и срок может разниться

Детский педиатр Комаровский Евгений Олегович акцентирует внимание на важности ползания в младенчестве. Оно стимулирует к ходьбе намного эффективнее, чем ходунки и прыгунки (рекомендуем прочитать: ). Однако доктор подчеркивает, что нельзя назвать определенный срок, со скольки поползет ребенок. Он сможет это, если будет полностью готов.

Навык пользования: как он возникает и от чего зависит?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Со скольки месяцев ребенок начинает ползать? На этот показатель влияют такие факторы:

  1. Пол ребенка. Часто девочки опережают мальчиков по развитию, и ползание не является исключением.
  2. Вес грудничка. Малютки с избыточным весом (независимо от пола) осваивают ползание несколько позже сверстников.
  3. Время рождения. Младенцы, рожденные раньше срока или ослабленные в результате болезни, начинают ползать позже сверстников.

Срок, когда начинает ползать ребенок, мало зависит от соотношения показателей его роста и веса. Если они опережают норму (малыш выглядит крупнее и старше сверстников) и ребенок при этом развивается нормально, какого-то основания для задержки в освоении навыка ползания у него нет.

Как малыш учится ползать?

Важно понимать, что дитя осваивает навык ползания постепенно. Развитие двигательных функций при этом проходит поэтапно:

  • 3 месяца – ребенок уверенно держит головку, в положении лежа на животе, поворачивает ее в разные стороны, приподнимает тельце, опираясь на руки;
  • 4 месяца – малютка может приподниматься на руках из положения лежа, переворачивается со спины на животик, упирается ногами, если его держат вертикально;
  • 5 месяцев – кроха пробует сидеть, ползти по-пластунски;
  • 6-7 месяцев – дитя хорошо переворачивается со спины на животик и становится на четвереньки, активно осваивает навык ползания, поэтому родителям следует внимательно следить за его безопасностью (подробнее в статье: ).

Основные навыки, которые кроха овладевает в первый год жизни, представлены в таблице:

Возраст малыша (месяцев) Навыки
1 Новорожденный реагирует на громкие звуки, следит глазами за передвижение взрослых, погремушкой.
2 Развивается «хватательный рефлекс», малыш следит за предметами, движущимися по вертикали, движет ручками и ножками, пытаясь синхронизировать их действия.
3 Дитя агукает, исследует ручками личико, узнает родителей.
4 В положении на животике ребенок хорошо держит голову, вытягивается на ручках, может покачиваться.
5 Возможно появление первых зубов. Малыш «играет» с бутылочкой, подолгу уделяет внимание любимым игрушкам.
6 Знает свое имя, пытается сесть, повторяет звуки за взрослыми.
7 Кроха знает близких людей, продует встать, уверенно сидит, произносит простые слова.
8 Кушает еду, держа в кулачке кусочек, перекладывает погремушку из рук в руки.
9 Уверенно сидит, ползет к интересующим объектам.
10 Интересуется мелкими предметами.
11 Подражает интонации родителей, самостоятельно садится.
12 Хорошо ползает, ходит с поддержкой или самостоятельно.

Основные этапы освоения навыка


Развитие навыка ползать происходит постепенно, первые попытки больше похожи на раскачивание на четвереньках

Малыши осваивают навык ползания постепенно. В трехмесячном возрасте они пытаются ползти вперед на животе. Направление перемещения – вперед, вбок, назад, поэтому не всегда можно понять, что ребенок пробует ползти. Выполняя подобные упражнения, кроха двигается как маленькая гусеничка, что требует минимум энергии. Гимнастика учит контролировать руки – отталкиваясь локотками, дитя автоматически отползает назад. Сообразив, как это происходит, он повторяет движения снова.

Научившись управлять руками, ребенок пробует вставать на четвереньки, опираясь сперва на локотки, а затем и на ладошки. Многие родители замечают, как груднички раскачиваются, стоя на четвереньках. Долгие тренировки совершенствуют координацию движений крохи, и он приступает к перекрестному ползанию, чередуя движения рук и ног. Синхронно движутся правая рука и левая нога, и наоборот, постепенно ритм становится четким, и скорость ползания увеличивается.

Многих родителей интересует: что происходит раньше – ребенок учится ползать или сидеть? Специалисты полагают, что вначале кроха должен научиться ползать по-пластунски, а затем научиться сидеть. Садить малыша принудительно запрещено. Кроха должен окрепнуть и сесть самостоятельно, поскольку сидение создает вертикальную нагрузку на позвоночник.

Родителям важно сконцентрироваться на развитии навыка ползания. Оно укрепит мышцы, и поможет ребенку сесть. Случается, что младенцы совсем не ползают на животике, и сразу становятся на четвереньки, что также является вариантом нормы.

Грудничок не ползает - стоит ли бить тревогу?


Для подготовки ребенка к ползанию и укреплению его мышц рекомендуется делать малышу массаж

Во время прогулок мамочки часто делятся друг с другом достижениями малышей. Узнав, что многие детки уже ползают, и малышу пора освоить этот навык, мамы начинают активно стимулировать его к ползанию. Хорошие результаты дает профессиональный детский массаж и ЛФК – мышцы укрепляются, и кроха начинает активно двигаться. Однако случается, что ни одна из возможных мер не дает результата.

Причин, по которым, малыш не ползает, несколько:

  • слабое развитие мышц;
  • родовые травмы новорожденного;
  • длительное нахождение в гипсе, стременах;
  • лишний вес;
  • особенности темперамента.

Если детке уже исполнилось 9 месяцев, но он плохо проявляет физическую активность, следует рассказать об этом педиатру на плановом приеме. Врач порекомендует способы коррекции – массаж, диету, ЛФК, при необходимости направит на консультацию к профильным специалистам (ортопеду, неврологу, кардиологу и другим).

Что должно насторожить родителей?

Разобраться, почему грудничок не ползает, способен только специалист. Маму должно насторожить, если он пытается делать характерные движения, волоча за собой ручку или ножку. Также не стоит упускать из виду ситуацию, при которой малыш старше 9 месяцев ползает только по-пластунски, не делая попытки встать на четвереньки. Желательно ознакомиться с литературой, которая подскажет, сколько по времени и как стимулировать навык ползания.


В некоторых случаях при продолжительном отсутствии интереса ребенка к ползанию необходимо проконсультироваться с врачом

Во сколько начинают ползать недоношенные дети?

Развитие недоношенных малышей зависит времени появления на свет. Малютки 1 степени недоношенности начинают агукать в 2-3 месяца, детки с 3 и 4 степенью – на несколько недель позже. Как правило, трехмесячные дети уверенно держат головку, в полгода переворачиваются с животика на спинку и обратно. Сидят такие детки самостоятельно в 8-12 месяцев, встают – в годик.

Поскольку первая двигательная активность, которая готовит к ползанию, у недоношенных малышей проявляется в 6-9 месяцев, они начинают ползать позже сверстников. Обычно дети, появившиеся на свет раньше срока, осваивают этот навык в десятимесячном возрасте.

Как стимулировать активное ползание?

Педиатры не рекомендуют помогать ребенку ползать и вставать на четвереньки. Кроха всего достигнет сам после того, как его мышцы окрепнут и будут готовы к нагрузке. Однако родители не всегда могут быть пассивными наблюдателями. Помогать можно следующим образом:

  • уложить кроху на животик на коврик или кровать так, чтобы ему предоставлялся большой простор для обзора и движений;
  • выложить в пределах видимости яркие мячики или привлекательные игрушки;
  • увидев объект своего интереса, грудничок начнет тянуться ручками;
  • заметив этот момент, родителям важно создать руками опор для его ножек – он оттолкнется и станет ползти на животике;
  • вскоре кроха поймет, что может сам управлять телом, и ему надо показать пример передвижения на четвереньках;
  • со временем малыш заметит, что может также, а укрепить его мышцы поспособствуют регулярная зарядка и массаж;
  • не стоит игнорировать советы невролога и педиатра по поводу массажа – известны ситуации, когда совершенно пассивные малыши после курса массажа проявляли активность и обучались ползать за несколько недель (подробнее в статье: ).

Помочь ползать малышу способны яркие игрушки, до которых не просто дотянуться

Правила безопасности

Определить безопасность квартиры для малыша, который научился ползать, позволит оценка ситуации глазами юного исследователя. Чтобы путешествие по квартире было познавательным, следует исключить встречу опасными предметами и обеспечить следующие условия.

Если вы водили машину, то вспомните, как вы впервые сели за руль, какие у вас были проблемы? На самом деле все очень похоже на первое самостоятельное передвижение. Так же необходимо разобраться, КАК удобнее всего двигаться и главное КУДА, и желательно не задевая ничего лишнего.

Продолжая аналогию с машиной. Пешеходу очень просто зайти в магазин, а вот для автомобилиста это целая задача: как подъехать, где припарковаться. Так же и для малыша. Ему нужно выбрать направление движения, повернуться в нужную сторону и только после этого начать передвигаться. Настоящий квест для полугодовалого человечка!

Когда ребенок начинает ползать

Каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, и в этом процессе важнее не то, во сколько месяцев малыш освоил тот или иной навык, а само освоение этого навыка, сама динамика двигательной активности.

Ориентировочный возраст, когда дети начинают ползать, это 6-9 месяцев. В этот период ребенок меньше проводит времени на руках, больше на полу, исследуя мир. Рост ребенка на этом этапе замедляется, а вот умения, множатся и тянут за собой череду достижений: сидеть, ползать, стоять, ходить.

Как начинает ползти ребенок

Как правило, ребенок начинает ползти из положения сидя, то есть, после того как, малыш обрел способность сидеть без поддержки. Этот навык позволяет ребенку наклониться вперед, когда он хочет достать игрушку: он наклоняет туловище вперед, и тянется к игрушке, затем поджимает свои вытянутые ножки к телу, и продолжает тянутся, пока его туловище наконец не перевешивает его попку и он не падает на живот. Вот такой выпад вперед на живот и есть начало ползания.

Внимание: когда ребенок начинает совершать такие выпады вперед, предлагайте ему только мягкие игрушки, на случай, если он упадет плашмя поверх игрушки.

Как только ребенок сможет оторвать свой таз и животик от пола, образуя “мостик”, - он пополз. Сначала он будет покачиваться на ладонях и коленях, пока не выберет для себя способ перемещения.

Ребенок начал ползать

Все дети начинают ползать по-разному :

    Ребенок ползает по-пластунски : малыш медленно, извиваясь, продвигается по полу. Со временем он начинает ползать по-пластунски , на плотно прижатых к телу локтях;Ребенок ползает назад : некоторые дети начинают ползать назад, а не вперед, потому что отталкиваются от пола руками.Ребенок ползает рывками : некоторые дети отталкиваются от пола ногами, выбрасывая туловище вперед, как лягушка.

Ребенок экспериментирует с разными стилями, пока не выберет, один, который оказывается эффективнее всех. Кроме того, способ перемещения ребенка зависит и от поверхности, на которой он находится:

    на ковре с глубоким ворсом малыш будет упираться ступнями и пальцами ног, выбрасывая затем свое тело вперед, как лягушка;на гладкой поверхности ребенок будет скользить на животе как червячок или перемещаться на ладонях и подошвах стоп, потому что они прилипают, а не скользят.

На этом этапе не так важно, как ребенок двигается, как то, что он осознает свою способность перемещаться и экспериментирует с разными способами.

На следующем этапе развития ребенок усовершенствует эти разные способы перемещения и выберет то, что наиболее эффективно.

Ползание на четвереньках

Поворотный момент в ползании наступает тогда, когда ребенок приобретает навык чередовать руки и ноги так, что рука с одной стороны и нога с противоположной движутся вперед и касаются пола одновременно, при этом, он твердо стоит на руке и колене, которые остаются на полу.

Такая позиция - это умение перемещаться, которое учит ребенка использовать одну сторону своего тела для удержания в равновесии другой. Ползание на четвереньках - это самый эффективный вид ползания, так как, в этом случае малыш ползет по оптимально прямой линии.

Видео - ребенок ползает по-пластунски , а не на четвереньках

Как научить ребенка ползать

    Дети любят переползать через препятствия. Положите между ребенком и игрушкой поролоновый валик.Выложите игрушки в виде волнообразной линии, при этом расстояние между ними должно быть около 50 см. Таким образом будет развиваться координация малыша. Ваша задача заинтересовать его первой игрушкой. Для этого можете использоваться его любимую игрушку. Когда он подползет к цели и поиграет некоторое время, покажите следующую игрушку. Теперь он движется в другом направлении, учится ориентироваться в пространстве. Для этой игры вам понадобятся несколько деревянных или пластмассовых шариков. Для начала возьмите один, положите перед собой на пол и поиграйте в «футбол». Толкайте и догоняйте шар. Заинтересуйте малыша этой игрой и предложите и ему попробовать. Таким образом кроха будет понимать траекторию движения предметов, как они изменяют свое местоположение. Когда ребенок освоит правила игры, добавьте еще шариков. Так он будет учиться держать в поле зрения сразу несколько предметов. Очень хорошо, если шары будут с гремящей начинкой. В этом случае малыш будет тренировать не только наблюдательность, но и слух. Вы можете сами положить горошины в шарик для пинг-понга . Возьмите погремушку и положите ее на расстоянии 1-2 м от малыша. Спрячьте ее под платком или другой тканью. Далее привлеките внимание ребенка, приподняв край ткани и тряся погремушкой. Малыш должен заинтересоваться игрушкой и подползти ближе. Дайте крохе возможность самому снять платок, посмотреть игрушку, повертеть в руках, изучить. Чередуйте игрушки в этой игре. Например, вы можете использовать пищалки, погремушки, колокольчики. Массаж, гимнастика, упражнения в значительной степени стимулируют развитие двигательных навыков у ребенка. Подробнее о технике проведения массажа ребенку читайте

Видео - как научить ребенка ползать

Но самый лучший способ помочь своему ребенку освоить тот или иной двигательный навык - не ограничивать малыша в его двигательной и исследовательской активности.

Конечно, часто маме просто не обойтись без манежа, тем более, если она целый день одна с ребенком. Но следует сократить до минимума использование таких “помощников”, как манеж, ходунки, прыгунки и любых других конструкций, которые ограничивают движения ребенка. О важности этого момента остановимся подробнее ниже.

Последствия ограничения движения ребенка

В последнее время все чаще педагоги, психологи, детские неврологи уделяют внимание последствиям ограничения двигательной активности ребенка до года. Установлена прямая связь между возможностью ребенка свободно двигаться, осваивать двигательные навыки и его интеллектуальным развитием.

Использование манежа

Использование манежа - это удобно: положил ребенка в манеж и можно заниматься своими делами. Но ведь то, что удобно родителям, не всегда бывает удобно и полезно ребенку.

Наблюдения психологов за разными семьями показали, что одни матери добросовестно и усиленно опекали и охраняли своих младенцев и держали их в кроватках или в манежах. В этих условиях мать спокойно занималась своими делами, не опасаясь, что ребенок ушибется, что-то возьмет или испортит. В то же время ребенок находился в положении узника — то же скудное общение с людьми, та же узость деятельности.

Другие матери осмелились пустить детишек самостоятельно ползать по всей квартире. При этом они продолжали заниматься домашними делами, но и никогда не отказывали малышам в помощи или совете в случае необходимости.

Психологами было отмечено, что такие малыши получали огромное «поле для исследования» и массу предметов с самыми разными свойствами. В то же время они имели неизмеримо больше возможностей общаться с матерью. Дети здесь были свободными исследователями и имели постоянно мудрого и доброжелательного консультанта.

Ученые были поражены, насколько быстро развивались такие дети по сравнению со своими сверстниками, сидящими в манеже. Они и в дальнейшем намного обгоняли бывших «узников» в развитии.

Использование ходунков

Специалисты не рекомендуют использовать ходунки или любую другую конструкцию, которая заставляет ребенка для перемещения полагаться на постороннюю помощь, а не на собственные навыки. Ходунки разворачивают в обратном направлении естественный процесс неврологического развития, давая нижней части тела способность, с которой верхняя часть еще не готова справляться.

Исследования показали, что дети, которые проводят существенную часть дня в ходунках, демонстрируют задержку моторного развития и испытывают особые сложности с освоением правильной ходьбы.

В дополнение к вышесказанному, приведем отрывок из книги «Понимание человека» одного из ведущих специалистов в области детской и младенческой психологии Сильвано К. Монтанаро:

«Рассмотрим взаимосвязь между движением и личными знаниями. Такие знания являются базовой информацией, хранящейся в мозге, базовой личной программой. К этой информации относятся:

  1. Базовая вера в себя : дети, которым предоставлена свобода движения, осознают, что они могут реализовать свои идеи и потребности.

Их повторяющийся опыт — вижу предмет, добираюсь до него и изучаю его с помощью рук и рта — порождает четкое представление, состоящее в том, что когда мы чего-то хотим, мы можем двигаться и получить желаемое. Именно таким образом развивается здоровое эго, человек, способный успешно справляться с жизненными трудностями.

Начиная с третьего месяца жизни у детей также должно развиваться базовое доверие к миру. Базовая вера в себя должна сформироваться к возрасту примерно одного года, когда ребенок начинает ходить, и он уже провел достаточно времени, проверяя свои способности свободно перемещаться в среде.

Интересно заметить, что способность ходить по-человечески означает способность удерживать тело на двух ногах. Эти два типа базовой веры, которые мы описали, для нас являются двумя ногами в психологическом плане, с помощью которых мы должны идти по жизни. Если они сильные, то тогда человек способен пережить любые жизненные потрясения, потому что опоры его личности прочные. Для человека, имеющего всего одну из этих опор или вообще ни одной, продвижение по дороге жизни происходит сложно и медленно, а иногда оно и просто невозможно, так же как ходить, имея всего одну ногу или вообще не имея ног.

  1. Уверенность в себе: это внутреннее ощущение способности положиться на свои силы, в основе которого лежит опыт активной работы, произведенной в среде с помощью свободы движения.

Это ощущение личной силы в решении проблем, и оно навсегда остается у человека. В будущем поменяются цели (сейчас — достать интересный предмет, например, разноцветный мячик, потом — сделать домашнее задание и т. д.), но с психологической точки зрения ситуация останется прежней — вам что-то интересно, вам необходимо совершить какие-то действия, чтобы удовлетворить этот интерес, и вы уверены в том, что вы способны это сделать.

Эти счастливые люди обладают сознанием того, что они способны достичь желаемого, и даже если их первые попытки не увенчались успехом, они продолжают пытаться. Их уверенность в себе подталкивает их к тому, чтобы они продолжали повторять попытки, потому что они однажды уже почувствовали вкус успеха. Другие дети, которые впоследствии станут взрослыми, очень скоро прекращают свои попытки, потому что их эго не хватает уверенности в себе.

Активное движение в первые месяцы жизни обеспечивает приобретение психофизического опыта, на основе которого формируется уверенность в себе, а благодаря этому бесценному инструменту появляется способность встретиться лицом к лицу с любыми трудностями в жизни.

Каждый раз, когда мы лишаем ребенка возможности активно двигаться, основа его развивающегося эго находится под угрозой со всей чрезвычайной серьезностью отдаленных последствий.

Знаем ли мы о тех усилиях, которые необходимы, чтобы подавить у детей их желание к свободным занятиям? Насколько утомительны наши попытки отвлечь их от потребности в движении, вредоносными подачками типа еды, соски или пассивных движений у нас на руках или в «коробках»? В специализированных магазинах можно легко найти шезлонги для младенцев, прыгунки, качели, ходунки и манежи. Воистину нет недостатка в оборудовании для пассивного движения!”

Сильвано К. Монтанаро, «Понимание человека»

Видео - педиат об использовании ходунков



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»