Конспект урока по ОРК на тему «Пасха Христова - торжество из торжеств». Лучшие идеи декора к Пасхе или украшаем дом к Пасхе! Урок посвященный пасхе украшение дома

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Православные образовательные курсы по предмету «Основы православной культуры».

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

Тема: Конспект урока на тему « Пасха Христова - торжество из торжеств» .

Выполнила:

Слушатель гр. Волкова Антонина Александровна

учитель технологии

МОУ ООШ с. Красная Зорька МО «Барышский район»

Ульяновской области

Работа допущена к защите

________________________

Конспект урока на тему «Пасха Христова - торжество из торжеств».

Выполнила: Волкова Антонина Александровна

учитель технологии

МОУ ООШ с. Красная Зорька МО «Барышский район» Ульяновской области

Тема урока: Пасха Христова - торжество из торжеств .

Цель : формировать устойчивый интерес к традициям празднования Светлого праздника Пасхи - приобщение детей к истокам русской культуры, воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Задачи урока :

Личностные:

Формировать собственный целостный взгляд на мир, чувство гордости за Родину и русский народ,

Развитие сопереживания к чувствам других людей

Учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей

Метапредметные:

Учить слушать собеседника и признавать иную точку зрения

Учить осуществлять поиск и обработку информации

Предметные:

Формировать представление детей об истории празднования Светлого Христова Воскресенья, о пасхальных традициях, обычаях, играх.

Умение осознавать ценность человеческой личности.

Предварительная подготовка к уроку : учат стихи, готовят сообщения о посте, с родителями готовят пасхальные яйца, работают в группах по подготовке пасхальных игр (узнают в Интернете, от бабушек и пробабушек), находят в Интернете и книгах пословицы и поговорки о Пасхе.

Оборудование урока : мультимедийный проектор, компьютер, презентация, фрагменты записи колокольного звона, запись Пасхального гимна, фонограмма «Пасха наша», заготовки отварных яиц, краски, карандаши, оборудование к пасхальным играм.

План урока :

    Организационный момент с постановкой цели урока.

    Основная часть.

История возникновения Великого праздника Пасхи. Обычаи и традиции связанные с этим праздником.

    Проверка домашнего задания.

    Практическая работа.

    Закрепление новых знаний и способов действий.

    Домашнее задание.

Ход урока :

Пасха! В трубы золотые

Ангелы трубят с небес,

Будьте счастливы, все люди,

Радуйтесь! Христос воскрес!

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краёв.

Пасха наступила –

Радость охватила:

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес!

Поздравляю с праздником,

Чудом из чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж тёмный лес,

Христос воистину воскрес!

  1. Организационный момент с постановкой цели урока .

Учитель : Здравствуйте, ребята!

Совсем скоро христиане будут отмечать один из самых великих праздников. Послушайте церковное песнопение и подумайте, как называется праздник?

(Звучит церковное песнопение Тропарь Святой Пасхи )

(Ответы детей)

Учитель : Правильно, Пасху!

А кто знает, что такое Пасха?

(Ответы детей)

Учитель : Тема нашего урока Пасха Христова - торжество из торжеств .

    Основная часть .

История возникновения Великого праздника Пасхи . Обычаи и традиции связанные с этим праздником .

Великий праздник Пасхи отмечается каждый год миллионами людей по всему миру. Все ходят друг к другу в гости, и обмениваются яркими и красивыми яйцами, вкусными куличами, угощают всех традиционными пасхальными блюдами.
Ребята, скоро мы будем отмечать день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа.

Ребята, а знаете ли вы, что означает слово "Пасха"?

Слово «Пасха» ведет свое начало от названия ветхозаветного праздника Пасхи, который, в свою очередь, был назван так от еврейского слова «пасах» («проходит мимо») – в воспоминание древнего события исхода евреев из Египта и от египетского рабства, когда Ангел, поражавший египетских первенцев, при виде крови пасхального Агнца на дверях еврейских жилищ проходил мимо.

В христианской Церкви наименование «Пасха» получило особый смысл и стало обозначать прехождение от смерти к жизни, от земли к небу.

Праздник Пасхи установлен еще в Апостольской Церкви и торжественно праздновался уже в те времена.

Древняя Церковь именовала Пасхой две седмицы: предшествующую дню Воскресения Христова и последующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования.

Первая неделя называлась - Пасха Крестная, или Пасха Страданий.

Вторая неделя - Пасха Воскресения.

После Никейского Собора (325 г.) эти наименования выходят из употребления и вводятся новые названия - Страстная и Светлая седмицы, а сам день Воскресения назван Пасхой.

В основе праздника лежит величайшее для всего человечество событие - чудесное воскресение Иисуса Христа, распятого на кресте. Крест - это знак любви бога к людям, поэтому христиане носят на своей груди нательный крестик.

На третий день после смерти Иисус Христос воскрес. «По прошествии субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем... Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его здесь нет; Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место, где лежал Господь». Женщины, увидев пустые пелены, двинулись назад и повстречали Иисуса, но не узнали Его, ибо приняли за садовника. Утром в светлое Воскресение Христос в саду Иосифа явился Марии Магдалине и в течение сорока дней являлся своим ученикам и беседовал с ними о Царствии Божием. История Христа не заканчивается Его казнью. Ведь он сказал Понтию Пилату, что имеет власть принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие говорит, что после распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Знакомое вам слово воскресенье связано именно с Иисусом Христом.

Воскресенье – не только день недели, но и день возобновления жизни. И это происходит весной.

Ангел Господень повелел рассказать об этом всем ученикам. Ученики Христа стали апостолами.

Следует за Пасхой - Фомина неделя, начинающаяся с воскресенья - Красной горки. Всю неделю церковью вспоминается Фома – апостол не поверивший в то, что Спаситель воскрес. Христос, согласно сюжету Евангелия появился перед ним, дабы доказать, что чудо и вправду свершилось. Именно отсюда и пошло всем известное выражение «не верующий Фома». Многие верующие считают, что нельзя упрекнуть Фому в неверии. Просто он хотел встречи с Иисусом.

На вторник этой недели приходится Радоница - поминовение усопших.

В светлый праздник Пасхи Церковь призывает верующих «очистить чувства и увидеть Христа, сияющего непреступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, услышать ясно от Него: «Радуйтесь!»

На Пасху предполагается особенно обильная и разнообразная трапеза. В доме каждого верующего христианина на праздничном Пасхальном столе присутствуют традиционные блюда, которые несут в себе глубокое символическое содержание.

(слайды 14 и 15)

Традиционно, после окончания богослужения верующие разговляются (т.е. прекращают пост) кусочком пасхального кулича, крашеными яйцами и пасхой (приготовляемой обычно из творога).

С началом первой седмицы поста заботливые хозяйки начинают копить луковичное перо, которое лучше всякого импортного порошка окрашивает яйцо в самый правильный густой красно-коричневый цвет. Раскрашивание пасхального яйца - это самое настоящее искусство. Художники-миниатюристы способны изобразить на выпуклой поверхности храмы и монастыри, фантастические букеты, небесные светила, моря, леса, степи и горы, святых и ангелов. Только вся эта живопись - влияние Запада, а настоящее пасхальное яйцо всегда красится луковичным пером!

Обычай обмениваться крашеными яйцами прочно вошел в быт Церкви, а появился еще в I веке от Рождества Христова. Символическое значение яйца как начала новой жизни.

Пасхальный кулич по своей форме напоминает артос - хлеб, который освящается на пасхальном богослужении и раздается верующим в субботу Светлой седмицы.

Правильно приготовленный русский кулич не черствеет неделями; он ароматен, красив, тяжел и может простоять, не испортившись, все сорок дней Пасхи.

творожная пасха -это символ пасхального веселья, сладости райской жизни, блаженной Вечности, которая не является бесконечным длящимся в ременем, бессмысленным повторением одного и того же, но, по пророчеству Апокалипсиса, "новым небом и новой землей". А "горка", форма, в которую укладывается пасха - это символ Небесного Сиона, незыблемого основания Нового Иерусалима - города, в котором нет храма, но "Сам Господь Бог Вседержитель - храм его и Агнец"

Народные обычаи и приметы на Пасху

В народной среде верили, что в пасхальную ночь можно увидеться со своими умершими родственниками. Для этого следует после крестного хода спрятаться в храме со страстною свечкою так, чтобы никто не заметил. Разговаривать с усопшими запрещалось, для этого есть кладбище.

В Пасху с утра хозяйки наблюдали за скотиной. Какая лежит смирно - та ко двору, а если животное ворочается - не место ей в хозяйстве. С утра крестьянки «шугали» кур с насеста для того, чтобы те не ленились, а вставали пораньше и побольше несли яиц.

Существует поверье об «играющем» солнце в день Светлого Христова Воскресения. С давних времен многие люди ходили "караулить солнышко". С разных возвышений (холмов, колоколен) желающие наблюдали восход. Через осколок закопченного стекла казалось, что солнце «пляшет».

Девушки в пасхальную неделю умывались водою с красного яйца, чтобы быть румяными, становились на топор, чтобы стать крепкими. Чтобы руки не потели, в дни святой Пасхи не брали в руки соль.

Существует еще ряд пасхальных примет:

Если на пасхальной неделе ушибешь локоть - милый вспомнил;

Если в щи упала муха - жди свидания;

Если губы чешутся - не миновать поцелуя;

Если брови станут чесаться - увидишься с любимым.

Существовало также поверье, что при помощи пасхального яйца души умерших могут получить облегчение на том свете. Для этого надо только сходить на кладбище, трижды похристосоваться с покойником, затем разбить яйцо, покрошить его и скормить «вольной» птице, которая в благодарность за это помянет умерших и будет просить за них Бога.

Крестьяне верили также, что яйцо помогает и при тушении пожаров: если праведный человек возьмет такое яйцо и троекратно обежит горящее здание со словами «Христос Воскресе», то пожар сразу же утихнет, а затем и прекратится сам собой. Но если яйцо попало в руки человеку сомнительного образа жизни, то пожар не прекратится. Тогда остается только одно средство: бросить яйцо в сторону, противоположную направлению ветра и свободную от строений. Считалось, что тогда ветер утихнет, изменит направление, и сила огня ослабеет.

Но больше всего пасхальное яйцо помогает в земледельческих работах: стоит только во время пасхального молебна зарыть его в зерна, а затем выехать с этим же яйцом и зерном на посев, и прекрасный урожай обеспечен.

В народном календаре по Пасхе определяли предстоящую погоду: если на Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету; если дождь - добрая рожь...

Все лица радостью сияют,

Сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..

Христос воскрес!..

О миг священный!..

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!

Христос воскрес!

    Проверка домашнего задания .

Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа.

(слушаем выступления учеников) -Давайте поиграем в эти игры.

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. А как вы помогаете?

(слушаются рассказы учеников)

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки. Вы должны были найти в Интернете. Объясните каждую пословицу.

Весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа, отмечаемый весной.

День празднования Пасхи установлен Первым Вселенским Собором в 325 году. Обычно празднование православной Пасхи выпадает на период с 4 апреля до 8 мая по новому стилю.

4. Практическая работа .

- Символом Пасхи является окрашенное яйцо. Вам было дано задание, принести отварное яйцо, карандаши, краски. Сейчас мы раскрасим пасхальные яйца, и каждый из вас сможет их подарить на Пасху самому близкому и любимому человеку.

(Звучит фонограмма «Наша Пасха», дети раскрашивают яйца).

Оформление Пасхальной корзины.

5. Закрепление новых знаний и способов действий

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя?

Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?

Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?

В чем состоит христианский пост?

Как звучит главный «Пасхальный гимн»?

Хочется напомнить всем, что с окончанием пасхальной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье - это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа, чтобы чувствовать живую и сердечную связь с ним.

6. Домашнее задание

Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку

Конспект интегрированного урока

Образовательные области: 1.Основы религиозных культур и светской этики. 2. Наглядная геометрия

Тема урока : Пасха. Применение осевой симметрии в украшении пасхальных яиц и куличей.

Кла cc : 4-5

Учитель: Шелудько Ирина Анатольевна, учитель математики МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов г.Сургута Тюменской области.

Тип урока: урок изучения нового.

Цель урока: способствовать формированию знаний и представлений учащихся о празднике «Пасха». Сформировать представление об осевой симметрии. Научить различать многообразные проявления симметрии в окружающем мире на примере декора пасхальных яиц и куличей.

Задачи урока:

    дать представление о симметрии в геометрии;

    научить распознавать виды симметрии;

    Показать исключительную роль принципа симметрии в научном познании мира, в человеческом творчестве.

    рассказать об истории и традициях праздника Пасха.

    развить мотивацию достижений учащихся через использование ИТ и коллективную деятельность в малых группах.

    выполнить роспись пасхальных яиц геометрическими узорами с помощью симметрии

    воспитывать познавательный интерес и расширить кругозор на основе межпредметных связей.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, наглядные пособия, плакаты, фломастеры, цветные карандаши, бумага, заготовки пасхальных яиц

Ход урока:

    Организационный момент. (Сообщение темы, цели и задач урока)

    Звучит музыка (колокольный звон)

Учитель задает вопрос к классу:

-«Знаете ли вы что такое «Пасха»?»

-«Какие слова у вас ассоциируются с этим праздником?»

(на доске составляется «кластер» по данному слову)

Воскресенье кулич пасхальные яйца весна


ПАСХА церковь


Бог верба дом игры добро

(дети могут предлагать разные варианты, учитель должен записывать все ассоциации)

Учитель: Молодцы! Действительно, православные христиане называют этот день «праздником праздников и торжеством торжеств».

    Из истории праздника Пасха (рассказывает учитель и показывает небольшую презентацию по теме). При этом можно дополнять кластер понятиями. Рассказ о пасхальных яйцах (писанках)

Данную информацию можно дать заранее приготовить учащимся, и тогда провести в виде небольшого опроса. Можно рассказать самому учителю.

(после учитель рассказывает о Пасхе. При этом можно сопровождать рассказ презентацией)

Это самый главный день православного церковного календаря. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. Пасхальное воскресенье называется Великим. Пасха – это окончание Великого Поста.

В день накануне Пасхи – Великую Субботу – старые и молодые, верующие и колеблющиеся, собираются в Храмах на молитву. Спускаются сумерки. Храмы и дворы церквей полны.

Но праздник Пасхи – это не только молитвы. Этот праздник богат своими обычаями и традициями. Накрывают богатый стол. Устраивают всевозможные игры с пасхальными яйцами. На Пасху принято было «христосоваться» (поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили пасхальные яйца –символ жизни.

Говорят, есть хорошая примета: кто Пасху проводит в радостном настроении, тому весь год будет счастье в жизни и удача в делах.

Стих (читает ученик, можно дать заранее подготовить)

В.Морозова

Играет и льется солнечный свет,

В душе раздается с утра благовест.

В лазури безбрежной плывут облака

Под ивами нежно лепечет рука.

Дыханье весны в зеленеющем лесе…

Как радостно жить! Христосе Воскресе!

Пасха переводится с древнееврейского «пейсах» как «происхождение», «избавление». Каждый год по лунному календарю Пасха попадает в разные числа (с 4 апреля по 8 мая).

Русские люди связывают Пасху с весной – жизнью природы, с рассветом добрых чувств, единением людей, с надеждой на будущее счастье.

Пасха празднуется дольше остальных праздников- целую неделю (седмицу). А после еще 40 дней. Заканчивается Вознесением Господнем.

Пасхальные народные приметы:

    Первый день Пасхи – небо ясное, солнечное – это означало к хорошему урожаю и красному лету.

Если дождь – добрая рожь.

Если гром – к урожаю

    Считалось, что от пасхального яйца может быть облегчение от любого недомогания.

    Если освященное яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнить любое желание.

Крашеные яйца называют «крашенки» или «писанки». Обычай красить яйца идет из далеких времен.

По вознесению Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: "Христос Воскресе!" Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное. Крашеные яйца у носителей веры в Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни.

Но почему именно яйцо стало основным символом Пасхи? И почему красят яйца? Считали, что в яйце скрыта жизнь птенца, это наглядное изображение жизни. С другой стороны крашеное яйцо напоминает кровь Христа (раньше яйца красили только в красный или кирпичный цвет), а Христос дарует нам вечное спасение.

Расписные яйца появились уже позже.

Было поверье. Если по двору рано утром в день Пасхи пройти с первый снесенным яйцом, и катать его по углам, то можно выгнать нечистую силу.

Еще надо знать! Все что вы освещаете в церкви на Пасху, должно вкушаться дома. Освященные куличи и яйца на кладбище к умершим носить нельзя.

Куличи – это пасхальные пироги. Говорят, если дома пекли кулич и он удался, то все будут здоровы.

На Пасху было принято ходить в гости, дарить пасхальные угощения.

Во всю пасхальную неделю принято было заниматься благотворительностью, посещать больных, бедных.

Дети заранее разбиты на группы по 5-6 человек. У каждой группы на столах лежат карточки, на которых даны различные понятия Пасхи, ее значение для людей. Дети читают их и выбирают группой то понятие, которое по их мнению более точно раскрывает смысл Пасхи. Данные понятия крепятся на доску, дополняя Кластер. При этом каждая группа должна защитить свой вариант.

IV . Работа с геометрическим материалом. Знакомство с симметрией.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с очень важным понятием в геометрии как симметрия. Поскольку наш урок посвящен Пасхе, то мы попробуем с вами выполнить роспись пасхальных яиц, применяя симметрию рисунка.

(Приложение 2. Презентация «Ее величество –Совершенство» о симметрии)

V . Работа в группах.

1. Задание. Найти подходящую часть роботу (слайд 22). Сделать вывод.

2. Задание. Найти верное отражение гномов. (слайд 23.)

3. Какие из следующих букв имеют ось симметрии: А, Б,Г,Е,О,F , М, X , K ? Проведите её. Верные ответы показывать на интерактивной доске.

4. На листе бумаги провести прямую линию (ось симметрии) посередине. Сделать симметричный рисунок. (необходимо использовать геометрические фигуры, которые дети знают). Дети показывают свои рисунки, учитель поправляет.

1. Что такое симметрия

      с какой симметрией вы познакомились

      Где можно встретить симметрию

4. Как построить фигуру, симметричную данной относительно прямой.

    Творческое задание. Заранее готовятся яйца для работы (пустые).

1. Подготовить яйцо. Проденьте ленточку через центры, расположенные на линии симметрии и закрепить бусинками (рисунок)

2. Провести линию симметрии через все яйцо (она будет замкнутой линией)

3. Сделать эскиз рисунка для украшения пасхальных писанок (яиц), применяя осевую симметрию.

4. Перенести рисунок на готовое яйцо, применяя симметрию рисунка и яйца. Использовать при этом фломастеры, цветные мелки, клей, бисер, паетки, ленточки и другой материал. (об этом заранее сообщают детям на предыдущем уроке; учитель может тоже сам предложить материал для украшения писанок). Каждая группа выбирает себе определенную тему для украшения (в одном стиле)

5. Каждая группа придумывает своим писанкам название и представляет их остальным учащимся. При этом необходимо указывать как помогла симметрия им для украшения пасхальных яиц.

6. Учитель организовывает выставку писанок.

    Подведение итогов урока.

Учитель задает вопросы классу.

      Что такое Пасха?

      Что связано с этим праздником?

      Считаете ли вы, что это главный праздник христиан? Почему?

      Что такое симметрия?

      Нужна ли симметрия в жизни?

      Как применить симметрию в декоре пасхальных яиц и куличей?

    Рефлексия урока

Учащимся предлагается нарисовать с помощью смайликов отношение к уроку, свое настроение (выполняется в группах). Листы рефлексии вывешиваются на доску.

Можно выслушать нескольких учащихся.

    Домашнее задание.

    1. Придумать рисунок для украшения пасхальных куличей с применением осевой или центральной симметрии.

      Узнать, какие игры были с пасхальными яйцами. Как можно окрасить пасхальные яйца, не прибегая к пищевым красителям.

План-конспект урока.

Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Цель:

    активизировать интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи на Руси и создание условий для воспитания уважительного отношения к культуре своих предков.

Задачи:

    развивать художественный вкус, внимание, творческие способности и ориентировать на качество изделий, коммуникативные умения;

    воспитывать трудолюбие, ответственность, навыки самоконтроля;

    содействовать формированию всесторонне развитой личности, формированию положительной мотивации к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : рабочие тетради, крашеные яйца, проволока, плоскогубцы, воск, электроплита, магнитофон, толковый словарь, изображения святых, ребусы, карточки «пасхальные традиции», пашотницы.

М етоды и формы работы: словарная работа, беседа, инструктаж, групповая практическая работа, частично-поисковый метод обучения.

Этапы урока:

    1.Вводная часть (организационный момент):
    - приветствие
    - тема урока

    2.Основная часть (изучение нового материала):

    Работа с толковым словарём
    - ознакомление с пасхальными традициями

    Беседа о народных способах окрашивания яиц

    Разгадывание ребусов на тему «техники окрашивания яиц»
    - сообщение целей и задач урока

    Разгадывание математического ребуса

    3.Практическая работа:
    -выполнение практической работы по группам
    -контроль выполнения работы и соблюдение правил техники безопасности

    4.Заключительная часть (итог урока):
    - выставка и самоанализ выполненной работы;
    - закрепление полученных на уроке знаний – выполнение тестового задания;

    Рефлексия

    Домашнее задание

    Уборка рабочих мест.

Ход урока

Организационный момент

УЗ 1 . Чтение стихотворения.

Учитель включает музыку « Пасхальный звон колоколов» . Ученики с места по строчкам зачитывают стихотворение на доске.

«Христос Воскресе!»- Поют колокола.

И весть та радостна, светла.

Над миром носится волной,

И мир внимает вести той.

«Христос Воскрес!»- поёт земля,

Моря и горы, и поля…

И им в ответ звучит с небес:

«Воистину Воскрес»

Основная часть

УЗ 2. Работа с толковым словарём.

Учитель : Как вы уже догадались, сегодня мы на уроке поговорим о самом главном празднике всех верующих -Великой Пасхе в этом году она выпала на 15 апреля и учитывая школьную программу мы сможем поговорить об этом лишь после окончания праздника, т.е. сегодня на уроке.

Пасха - весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа.

Как вы думаете, почему все верующие называют этот день праздником всех праздников?

Это объясняется тем, что идея воскресения Христа из мертвых – основная идея христианского вероучения. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. На пасху христиане празднуют воскресение из мертвых Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и своим воскрешением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти, однако пасху празднуют многие неверующие.

Как вы думаете почему?

Действительно пасха начало весны, пробуждения природы.

УЗ 3. Ознакомление с пасхальными традициями.

Учитель : А сейчас мы вместе с вами вспомним некоторые традиции, которые соблюдались во время празднования пасхи, каждый из вас, начиная с первого ряда, должен должен подойти к учительскому столу, достать из пасхальной шкатулки листочек и прочитать нам традицию вслух.

1)Пасхе предшествует семинедельный Великий пост. Основным правилом Великого поста является уделение большого внимания духовного росту, православным молитвам, чтению Библии и духовной литературы. В этот период можно кушать только постную пищу- каши, черный хлеб, овощи, фрукты, грибы, орехи.

В Великий пост верующие воздерживаются от еды животного происхождения- яиц, мяса, молока, сливочного масла; нельзя курить, принимать алкоголь, браниться.

2)В храм приносят особую пасхальную пищу, чтобы освятить её. В день Воскресения Христова на стол ставят особые блюда, которые готовят только раз в году- пасхальный кулич, творожную паску.

3) С вечера Пасхи по традиции начинаются массовые народные гуляния и длятся целую пасхальную неделю. Праздничные столы ломились от самых разных блюд. Даже в самых бедных домах старались, чтобы пасхальный стол был обильным.

4) К Пасхе пекли плюшки из теста в виде зверюшек. Изображения барашка было символом, который напоминал о жертвенной гибели Христа.

5) В день накануне Пасхи -Великую субботу- старые и молодые люди собираются в храмах на молитву.

6) В среду Страстной седмицы обливают талой водой домашнюю скотину, чтобы уберечь её от дурного глаза.

7)Великий четверг назывался в народе «Чистым». Люди очищали свое жилище, мылись в бане, иногда купались в прорубе- для того, чтобы, избавиться от болезней и обеспечить себя здоровьем на весь год. Люди также сбрасывали в проточную воду старую одежду (чтобы зло и болезни уплыли вместе с ней); окружали дом магическим кругом (объезжали его верхом на кочерге, очерчивали мелом и др).

8)Перед Пасхой принято убирать и кладбище, подправлять могилки, а в пасхальные дни поминать умерших, оставляя на могилке куличи, пшено, чтобы их склевали птицы- посланники божьи.

9) В Великий четверг молодые девушки стригли раньше кончики волос, чтобы они лучше росли. В этот день подстригали первый раз младенцев.

10) На Пасху принято было «христосоваться» - троекратно целоваться, поздравляя друг друга с праздником пасхи, говоря при этом: "Христос воскрес!- Во истину воскрес!" 11) В России непременными были игры с пасхальными яйцами- катание и битьё. Их катали с небольшого склона- чье дальше укатится. Победитель забирал себе яйцо соперника. 12) В Англии был обычай надевать на Пасху новое платье или рубашку, а если это невозможно,то хотя бы какую- либо часть новой одежды, чаще всего перчатки. 13) В Бельгии для детей есть своя игра»Охота за яйцами». Взрослые прячут пасхальные яйца в саду, среди кустов или деревьев. Дети собирают найденные яйца в корзиночки и спешат с ними в гости. 14) Из Франции пришел к нам такой обычай. В катании яиц побеждает тот, кто сумеет бросить своё яйцо так, чтобы оно столкнулось с яйцом, скатившимся ранее.

УЗ 4. Беседа о народных способах окрашивания яиц.

Учитель : О какой самой главной традиции мы так и не услышали? правильно, это конечно окрашивание яиц.

Учитель : А сейчас поразмышляйте, как же добивались соответствующего окраса яйца на Руси?

*желтый цвет яиц получался если при варке использовать шафран;

*синий- если подержать яйца в отваре цветущего ольшаника;

*зеленый- если отварить яйца, используя при этом березовые листья;

*бронзовый цвет получится если сварить яйца в отваре дуба;

*красный- если сварить их со свеклой или корой вишни;

* коричневый- если сварить яйца в отваре луковой шелухи.

Учитель : Кто знает, почему было так важно окрасить яйца именно в красный цвет?

Учитель : Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что-либо в дар, святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав её, император не поверил святой и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это также невозможно как если бы это яйцо стало красным.» И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия: «Христос воскресе!»

УЗ 5. Разгадывание ребусов.

Учитель: Однако яйца не только окрашивали, но и расписывали различными способами, из этого мы можем вывести несколько видов окрашивания и оформления яиц для этого нам нужно разгадать ребусы.

    Крашенки

  1. Драпанки

    Рисованки

    Крапанки

По мере разгадывания ребусов, учитель демонстрирует яйца, окрашенных соответствующим способом.

Учитель : Однако сейчас нашим мамам не нужно так утруждаться, существует огромное количество красителей и специальных наклеек, которые без особого труда помогут им справиться с этой задачей.

УЗ 6. Сообщение целей и задач урока.

Учитель : Наша же задача сегодня помочь мамам в оформлении праздничного стола, а именно изготовить подставки для яиц и сделать декоративные свечи.

УЗ 7. Разгадывание математического ребуса.

Учитель : Кто знает как традиционно называют подставки для яиц?

Узнаем это выполнив несложное математическое решение: папа-па+ш+ле-л-е+лот-л+н+птица-п-т

Учитель демонстрирует различные украшения пасхального стола(пашотницы, свечи, подсвечники)

Практическая работа

УЗ 8. Выполнение практической работы по группам.

Учитель : Мы с вами занимаемся почти год, за это время я достаточно хорошо изучил возможности каждого из вас, поэтому, чтобы сэкономить время для выполнения практической работы на группы разделю вас я самостоятельно.

1 группа – изготовление пасхальных свечей

2 группа – изготовление подставок(пашотниц) из проволоки

3 группа – изготовление подставок(пашотниц) из потолочной плитки

Повторение техники безопасности при работе с инструментами, электроприборами.

Учитель раздаёт материал, инструмент, обговаривает с учениками технику выполнения.

Заключительный этап

УЗ 9. Выставка и самоанализ выполненных учениками работ.

УЗ 10. Закрепление полученных на уроке знаний- выполнение в тетрадях тестовых заданий.

1.Что означает праздник Пасхи?

а) наступление весны;
б) воскресение Иисуса Христа;
в) вход господень в Иерусалим.

2.В какой день недели празднуется Пасха?

а) четверг;
б) суббота;
в) воскресенье.

3.Что является основными блюдами праздничного стола?

а) яйца, куличи, рыба;
б) яйца, пасха, куличи;
в) пасха, курица, куличи.

4.Каким было первое пасхальное яйцо?

а) красным;
б) желтым;
в) зеленым.

5. Как называется подставка для яиц?

а) яичница;

б) толотница;

в) пашотница;

Итог урока

Учитель : Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке?

Домашнее задание

Учитель : хорошо поразмышляйте и придумайте собственные пашотницы из бросового материала.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Буквально несколько недель осталось до главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения! Впереди много дел: тщательная уборка квартиры, крашение яиц, приготовление вкусных блюд и традиционных куличей, а пока еще есть время, можно продумать декор дома к Пасхе!

Для начала следует задуматься, что же является символом Пасхи? В России — крашеные яйца и пасхальные куличи; в Германии — пасхальный кролик, разноцветные яйца; в Англии, Америке — пасхальные венки, кролики, цветные и шоколадные яйца.

Как мы видим, традиции разных стран объединяет единый символ — крашеное яйцо, соответственно на его основе можно продумывать декор к Пасхе.

Кроме того необходимо задуматься о цветовой гамме пасхального декора, несмотря на то, что традиционным пасхальным цветом считается именно красный тон (Мария Магдалина преподнесла императору яйцо, которое у него на глазах окрасилось в красный цвет), но все же наиболее выигрышно смотрится светлая пастельная гамма, символизирующая весеннее пробуждение. Поэтому все декоративные элементы, лучше подбирать в нежно-розовых, светло-голубых, бледно-зеленых и ненавязчивых желтых оттенках.

Идеи декора к пасхе

Декор яиц

В данном случае, приветствуется фантазия, вариантов декора существует огромное количество: ажурные вязаные чехольчики, обмотка цветными нитями, использование специальных наклеек, ручная декоративная роспись, использование сладкого марципана, оклеивание стразами, украшение семенами, декор простой бечевкой или яркими лентами.

Отдельно, хотелось бы отметить простой, но эффектный способ декора яиц обычной салфеткой с цветочным принтом. Салфеточный узор нужно аккуратно вырезать, покрыть часть яйца клеем ПВА, можно использовать разведенный водой — крахмал, и на это место, бережно приложить (приклеить) вырезанный фрагмент. После высыхания, готовое изделие смотрится просто великолепно!

Миниатюрные вазочки

Разбиваем сверху куриное яичко (необязательно аккуратно), удаляем желток и белок, ополаскиваем внутренние стенки скорлупы мыльной водой, отправляемся на клумбу, срываем небольшие цветочки (можно использовать и самодельные цветы), наливаем в скорлупу водички, ставим в наши импровизированные вазочки только что сорванные цветы, и любуемся результатом!

Пасхальные гнезда

А почему бы не украсить дом импровизированными птичьими гнездами, для этого следует запастись небольшими, тонкими веточками и сплести такой необычный предмет декора.

Пасхальные деревья

Для изготовления подобных деревьев нужно удалить из яиц белок-желток, для этого подобранные яйца необходимо погрузить примерно на час, в насыщенный водно-солевой раствор (на 1 стакан простой воды, примерно 3 ст. ложки крупной соли), такой прием придаст скорлупе большую прочность. После чего, яйца нужно вынуть из солевого раствора и создать сверху и снизу проколы ножом, затем не торопясь, выдуть белок-желток в специально подготовленную емкость, промыть внутренние стенки, ополоснув простой водой, которую следует аккуратно влить в образовавшиеся отверстия. После промывки, изделие следует просушить.

На импровизированные деревья, подготовленные целые скорлупки можно закреплять при помощи клея, а также подвешивать на изящные ленты или нити. В случае с подвесками, берем толстую нить, завязываем узел, продеваем ее в отверстие скорлупы, обильно покрываем клеем или «залепляем» пластилином. Несколько альтернативных приемов можно посмотреть ниже.

Украшаем дом к Пасхе — окна

Рисуем от руки незамысловатые картинки — изображения пасхальных кроликов, зайчиков, цыплят и прочих милых зверюшек, вырезаем и приклеиваем на окна при помощи прозрачного скотча. Примеры пасхальных шаблонов можно посмотреть ниже, если есть принтер их можно просто распечатать! Кстати, различные бумажные гирлянды тоже приветствуются, их мы рассматривали в статье « «.

Пасхальный стол

Для начала, стол следует покрыть тематической скатертью, затем поставить заготовленные пасхальные деревья и миниатюрные вазочки-скорлупки. Здесь будут уместно выглядеть пиалы в форме зайчиков, посуда расставленная на плетеных салфетках-подставках, корзины с цветами, свечи в форме яиц, а в центре стола праздничный кулич.

Что касается обычных салфеток, им можно придать оригинальный вид, сложив их в виде мордашки или тельца кролика, схема ниже. Ложки и вилки можно обернуть в яркие оранжевые салфетки, повязав зеленой нитью, таким образом, получатся замечательные декоративные морковки.


Топиарий к Пасхе (видео):

Парящая чашка к Пасхе (видео):

Как оригинально покрасить яйца к Пасхе:

Вот такие идеи декора к Пасхе мы сегодня рассмотрели, я надеюсь, Вы выберете для себя что-то интересное и подходящее. Друзья, а Вы отмечаете данный праздник и украшаете ли дом к Пасхе, ответами поделитесь в комментариях?! Кстати, новую статью посвященную Пасхальному декору можно почитать . Уважаемые читатели, не забудьте подписаться на обновления сайта, впереди Вас ждет только самое интересное!

Разработка внеклассного занятия по ОПК
в 4 классе
Тема «Светлый праздник Пасхи»
Учитель: Захарченко Наталья Васильевна
МОУ "СОШ № 11 г. Зеленокумска"

Тема: «Светлый праздник Пасхи».
Информационно ­ познавательный классный час, посвященный
пасхальным обычаям и традициям
Цели:
­ расширить знания учащихся о православных традициях русского народа;
­сформировать позитивное отношение к христианским нравственным
ценностям, уважение к духовным традициям народа;
побуждать детей к изучению духовного опыта народа,
­
воспитывать бережное отношение к его культурному наследию.
Задачи:

Приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным
ценностям;


Формирование понимания смыслового и символического содержания
православной атрибутики, исторических событий страны;
Формирование знаний о духовных истоках становления и развитии
культуры российского народа.
Оборудование:
рисунки детей, иллюстрации, куличи, крашеные яйца,

пасхальные сувениры, изделия художественно­прикладного творчества,
открытки, шары, ваза с веточками вербы, ваза с цветами.

План мероприятия.
1. Оргмомент. 2. Рассказ учителя о Пасхе.
3. Рассказ учителя о Пасхальном яичке.
4. Поздравления с Пасхой.
5. Игры.
6. Итог.
Ход мероприятия.
Учитель:
Добрый день, ребята! Вы любите праздники? ­
Ученики: (ответы детей.)
Учитель:
А сейчас вы должны будете отгадать зашифрованное слово, и узнаете какой
христианский праздник мы будем с вами очень скоро отмечать.

Ученики: Пасха!
Учитель: Правильно Пасха!

Учитель: Светлое Христово Воскресение – самый главный христианский
праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса
Христа из мёртвых, который, Своею смертью искупил людские грехи и Своим
воскресением дал нам надежду на вечную жизнь после смерти.(5) Слово «пасха»
пришло к нам из греческого языка и означает «избавление». Этот праздник
надежды на будущее, радость жизни, начало весны и пробуждение природы,
победа Добра над Злом.
– Неделю перед Пасхой называют Страстной Седьмицей. Каждый день на
Страстной неделе предназначен для определённых дел. Сейчас ученики первой
группы расскажут нам, чем наши предки занимались на страстной неделе.
Ученики:
Страстная неделя
Последнюю неделю Великого поста называют Страстной. Объясняется это тем,
что на богослужении в каждый день этой недели читают отрывки из Святого
Евангелия, в которых повествуется я о страданиях (страстях) Иисуса Христа.
Каждый день Светлой седьмицы посвящается воспоминанию о каком­нибудь
евангельском событии.
Великий понедельник посвящается чуду иссохшей смоковницы.
Великий вторник – последним беседам Иисуса Христа со своими
учениками.
Великая среда – пребыванию в доме прокажённого Симона.

По народному обычаю, в Светлую среду, люди собирали снег. Затем талую воду
солили оставшейся прошлогодней четверговой солью и этим раствором
обливали скотину. Считалось, что это сбережёт её от напастей и болезней.
Великий четверг посвящён воспоминанию о Тайной вечере.
В этот день на Руси принято было
готовить соченное молоко. Делалось оно из конопляного и льняного семени. На
рассвете им поили домашних животных, чтобы сберечь их от разных болезней.
Допускались к этой процедуре исключительно женщины. Вообще Страстной
четверг связан с множеством поверий. По старинному обычаю в этот день
необходимо встать до зари и начинать чистку с себя, а потом уже приступать к
уборке дома. Отсюда и название – Чистый четверг. В этот день обязательно
ходили в баню, мылись и приговаривали: «Хрещеный на полок, нехрещеный с
полка». Также ходили в Чистый четверг и на реку. Причём окунались в воду в
любую погоду. По народному поверью, водица должна была принести здоровье и
силу. Ещё в Чистый четверг совершали обряд омовения «с серебра». Для этого
накануне в воду кидали серебряную монетку. Вернувшись домой после
церковной службы, освящённой свечкой на окнах и косяках выжигали
охранительный крест. Существуют поверья, связанные с четверговой солью. Эта
соль считалась очищенной от всякой скверны и наделялась невероятными
целебными свойствами. Хранилась она целый год.
Эту соль вы можете сделать в домашних условиях.
Для этого со Страстной среды на Чистый четверг), насыпьте на чугунную
сковороду соль, поставьте её в духовку и прокаливайте в течение 5 часов (с 23
часов до 4 утра). При этом пользуйтесь лишь чугунной посудой (сковородкой).
Потом вытащите соль из духовки и остудите. Затем отнесите эту соль в церковь
и освятите вместе с пасхальными яйцами.

Также в Великий четверг уже начинали украшать дом, печь куличи и красить
яйца.
Великая пятница посвящена страданиям Иисуса Христа.
Страстная пятница является самым скорбным днём ­ днём траура. В этот день в
церквях прекращался колокольный звон. В Страстную пятницу нельзя ничего
есть до второй половины дня, когда будет совершён вынос плащаницы,
символизирующий снятие Иисуса с креста. В этот скорбный день церковь
призывает подумать, а не походим ли мы на людей, придавших Иисуса, не ищем
ли еретиков и врагов в окружающих, не идём ли против своей совести для того,
чтобы добиться материальных благ.
Великая суббота посвящается погребению Иисуса Христа.
Это день ожидания и покоя. В Великую субботу на Руси заклинали морозы,
чтобы те не губили урожай. В этот день солнышко встречается с месяцем. По
сему дню определяли погоду на предстоящее лето. Если денёк выдастся ясный,
то будет хорошее лето, если же пасмурный, то – плохое. По народным поверьям,
если не спать всю ночь со Страстной субботы на Светлое воскресенье, то это
поможет уберечься от болезней, обеспечит богатый урожай, мужчинам ­
хорошую охоту, девушкам ­ удачное замужество. В Великую субботу красят
яйца, являющиеся символом новой жизни и воскресения. В церквях освящаются
куличи, яйца, пасхи. Есть такое поверье, если священное яйцо опустить в воду,
предназначенную для умывания, то это принесёт красоту и здоровье. В Великую
пятницу служба в церкви продолжается весь день, а в полночь наступает светлая
радость Пасхи. Люди празднуют избавление от рабства дьяволу, начало новой
жизни и дарование вечного.
Страстная неделя является неделей самого строгого поста. В течение этого
времени церковью не проводятся таинства венчания и крещения, не поминаются
умершие не и не празднуются дни святых. Все верующие собираются в храме и
уставляют для освящения припасенные куличи, паски и яйца. Служба идет всю
ночь и заканчивается рано утром радостными восклицаниями "Христос
Воскресе? – Воистину Воскресе!" Великий пост окончен, после утрени можно
разговляться освященной снедью, поздравлять друг друга и праздновать!
Ученик:

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес…
С полей уже снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес..
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет полна чудес
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Учитель: Велик день – Пасха на матушке Руси. Обилен пасхальный стол –
целый пир. Куличи, сдобы, крашеные яйца, пасхи. И сейчас ученики второй
группы расскажут нам о главных блюдах пасхального стола.
Ученик.
Кулич – это традиционное блюдо пасхального стола, является одним из
древнейших символов Воскресения Христа. Делается из сдобного теста с
изюмом, сверху украшается сахарной пудрой или глазурью. Может пролежать
неделю и не зачерстветь.
Пасха – особое блюдо из творога. Оригинальная форма пасхи символизирует
Гроб Господний. Для приготовления используется специальная деревянная
форма – пасочница. Пасхи делают двух видов: сырые и варёные. Так как творог
нельзя долго хранить, сырые пасхи обычно делают небольшого размера.

Учитель: Что принято дарить в этот день?
Ученики: Крашенные яйца.
Учитель:А кто из вас знает, почему мы красим яйца?
(ответы и предположения детей)
Существует несколько легенд, для чего мы красим яйца. Вот одна из них,
которую поведают нам учащиеся.
На Пасху принято красить яйца разными цветами, но среди разноцветных яиц
обязательно должны быть ярко красные. Почему? История сохранила нам такое
предание.
После воскресения Иисуса Христа ученики Его и последователи разошлись по
разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что смерть победил
Христос – Спаситель мира. Он воскрес сам и воскресит любого, кто поверит
Ему и будет любить людей так же, как любит Он.
Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому Римскому
императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без
подарков, а Мария ничего не имела, она принесла простое куриное яйцо.
Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо – сотворение мира, начало мира.
Наши предки ­ славяне его так воспринимали. В некоторых местах, считалось,
что скорлупа – это небесный свод, белок – это воздух и вода, а желток – земля.
Вот тебе и вселенная. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе
находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из плена в виде
маленького желтого цыпленка.
Но когда Мария стала говорить о том, что Иисус Христос также вырвался из
смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: « Это также

невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное!» И не успел
Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно
красным.
С тех пор в память об этом событии, символизирующем нашу веру в
Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
Самой главной традицией христиан на Пасху ходить в Храм на службу и на
крестный ход. По возвращении со службы после окончания 49­дневного поста
принято съедать яйцо. Но не просто съедать целиком одному, а обязательно
поделить яйцо на части по количеству членов семьи и всем вместе его съесть.
Наши предки свято верили, что этот обычай укрепляет семью, сохраняет в ней
дружеские отношения и любовь друг к другу.
Главный подарок на Пасху, конечно же, яйцо. Не простое, а крашенное.
Крашеному пасхальному яйцу приписывались волшебные свойства. Существует
такое поверье: первое крашеное яйцо, полученное на Пасху в подарок, хранит
дом от пожара, помогает излечиться от различных болезней, добиться высокого
урожая. Традиция украшать пасхальные яйца стала настоящим искусством.
Люди обмениваются на пасху яичками, чтобы все худое, плохое, подстать
скорлупе, отставало от нас, а наружу проклюнулось и вышло самое красивое.
Учитель: Ребята, а вы знаете, как красили яйца на Пасху?
(ответы детей).
Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками;
если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого
цвета - это была крапанка.

Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или
орнаментальными узорами.
Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты
строго передавались из поколения в поколение. Писанки – это обереги. Что же
это за писанка такая? Как её делали? Интересно? Сейчас я вам расскажу…
Основные цвета орнамента писанок – белый, желтый, красный и черный. Все
прочие считались не символами, а простым украшением яйца. Линии развода
обычно белые, а в тех случаях, когда фон писанки белый, – развод желтый. Фон
писанки может быть также красный или черный.
Но писанки не просто раскрашивали…Узоры, выписанные на яйце, обязательно
несли в себе определённый смысл, т.е. были символами. Существует достаточно
много символов для росписи…
Например: Сосна - символ здоровья.
Черный цвет - цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий
рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.

Символ души.
Голубь

Сеточка - символ судьбы.
Белый цвет - начало всех начал: судьба, которая строится на небе.
Желтая сеточка - символ солнца и судьбы, которая строится здесь.
Дубок - символ силы.
Точечки

Сливы - символ любви.
Хмель - символ плодородия.
Любая ягодка - символ плодородия; матери.
Цветочки - символ девичества.
- символ плодородия.
Ученик. Помимо расписных натуральных яиц, к Пасхе ещё готовились и
специальные подарочные. Их делали из стекла, хрусталя, фарфора с росписью.
Ювелиры вытачивали миниатюрные яйца даже из драгоценных металлов – золота
и серебра. В изготовлении таких подарков особо преуспела российская
ювелирная фабрика знаменитого Карла Фаберже. Для российской
императорской семьи было создано 71 яйцо, до наших дней сохранилось 62.
Традиционно внутри каждого яйца должен был содержаться какой­либо сюрприз
– живописные миниатюры с портретами членов императорской семьи,
крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты
цветов. В настоящее время 10 пасхальных яиц хранятся в Оружейной палате
Московского Кремля.

Учитель: В старину вся детвора играла в игры с пасхальными яйцами. В
каждой игре победитель забирал яйцо. В конце игр подсчитывалось количество
у каждого игрока. И сейчас ученики 3 группы покажут нам старинные игры.
1. «Чоканье яиц»
Надо стукнуть тупым или острым концом крашеного яйца о яйцо соперника.
Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло.
2. «Раскручивание яиц»
По команде раскручиваются яйца. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и
победитель.
3. «Катание яиц».
Учебник кладётся на пенал, таким образом, получается «горка». По команде
участники должны прокатить яйцо по горке. Чьё яйцо укатится дальше, тот и
победитель.
4. «Сталкивание яиц»
По команде участники направляют крашеные яйца по дорожке навстречу друг
другу. Чьё яйцо разбивается, тот отдаёт его сопернику.
5. «Битва яиц»
Один игрок зажимает крашеное яйцо в руке. Другой бьёт по нему обоими
концами яйца. Яйцо считается проигранным, если будут разбиты оба конца.

Творческое задание
Учитель: А сейчас каждый из вас раскрасит яйцо.
«Украшение яйца в стиле декупаж».
Дети раскрашивают заготовки яиц из папье­маше, используя символы и цвет.
Выставка работ.
Учитель: Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают, как Спасителя?
Ученик: Потому что на крест он пошёл ради спасения людей.
Учитель: Как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа?
Ученик: Они верят, что воскреснут так же как и Иисус.
Учитель: Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни?
Ученик: Христос воскрес. Воистину воскре).
Учитель: Какой главный подарок преподносят православные родным и близким
на Пасху?
Ученик: Крашенки, писанки, крапанки.
Учитель: В завершение нашего урока, я хочу напомнить вам ещё одну
традицию: в пасхальную неделю любой желающий может подняться на
колокольню и поупражняться в колокольном звоне.
Храм Господний озарён
Солнцем золотистым.
Льётся колокольный звон –
Звон пасхальный чистый.
Зажигает лица он
Радостью сердечной.
Ведь поёт пасхальный звон
Нам о жизни вечной.

Дорогие ребята, я вас еще раз поздравляю со Светлым Христовым
Воскресением. Желаю здоровья, счастья, мира.
Поздравьте с Пасхой своих близких. Чаще радуйте своих родителей
добрыми поступками. Ведь и Господь после Своего Воскресения заповедовал всем:
«Радуйтесь!» И пусть ваша душа будет светлой в теплых лучах любви Иисуса Христа!
Христос воскрес!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»