Праздники в византии были общенародными василевс календы. Гид по развлечениям константинополя

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Неотъемлемой частью жизни византийских городов являлись гонки колесниц на ипподроме. Хотя у этого зрелища были языческие корни, оно проводилось на протяжении нескольких столетий, когда многие античные традиции в империи уже канули в Лету. Каждое 11 мая жители Константинополя отмечали на ипподроме день основания столицы. Свои ипподромы поменьше были и в провинциальных городах ромеев (столичный вмещал до 40 тысяч человек). В Константинополе о начале гонок возвещал бросок императором белого платка. В каждую колесницу традиционно запрягалось по четыре лошади.

Бронзовые лошади ипподрома. Изображение: howlingpixel.com

В гонках на колесницах участвовали даже императоры

Вход на ипподром был открыт для всех мужчин, вне зависимости от социального статуса и профессии. В Византии он совмещал функции Колизея, цирка и места проведения гонок. Кроме того, он походил на римский форум ил афинскую агору. Здесь проходили политические собрания, религиозные процессии и государственные церемонии. Наконец, ипподром был местом казней или пыток преступников. В центре арены находились привезенная из Дельф Змеиная колонна и египетский обелиск. Во время гонок на возвышение клали по несколько страусиных яиц. Когда колесницы проходили очередной круг, одно яйцо на виду у зрителей убирали. Возничие пользовались привилегиями звезд своего времени. Победителей гонок изображали на мозаиках. Их положение было настолько престижным, что в соревнованиях на равных с остальными принимали участие даже некоторые императоры, как, например, Константин VIII (1025 — 1028). Конец гонкам положила .

Еще одной игрой, проводившейся на ипподромах, была конная игра в мяч. Принимали участие в ней только знатные ромеи (возничим на колеснице мог стать и простолюдин). Игру в мяч любил Алексей I Комнин (1081 — 1118). Однажды он даже серьезно повредил ногу — последствия этой травмы преследовали его всю оставшуюся жизнь.


Руины ипподрома на гравюре Онофрио Панвинио. Венеция, 1600. Изображение: medievalists. net

По количеству доступных развлечений Константинополь значительно опережал прочие средневековые города. Здесь был даже экзотический зоопарк. Так, по повелению Константина IX Мономаха (1042 — 1055), в столицу привезли диковинных жирафов и слонов, которых прислали из Египта. В моде была музыка и танцы. Известно, что Константин IX обожал флейту, но терпеть не мог орган, а на пластинах его короны были изображены танцовщицы. Судя по сохранившимся сведениям, византийские танцы больше напоминали восточные, чем западные. Некоторые театральные постановки ромеев сопровождались пением — этот обычай возник гораздо раньше оперных постановок в странах Западной Европы.


Танцовщица на короне Константина IX Мономаха. Изображение: pinterest.com

Театр был объектом постоянных нападок церкви, но даже ей не удалось запретить игру на сцене. В VII веке в Газе существовала школа, отправлявшая в Константинополь мимов. При этом осуждались и преследовались бродячие артисты: акробаты, канатоходцы, дрессировщики диких зверей. Власти не признавали за ними гражданских прав. Их «искусство низов» не чуралось непристойности и вульгарности. На сцене бродячие артисты не стеснялись ругани, а в качестве сюжетов для своих постановок они использовали простоватые истории о супружеской неверности и приключениях легкомысленных гуляк. Кульминацией противостояния церкви и театра стал Трулльский собор (691 — 692). На нем даже отказались от религиозных песнопений, так как в хоре виделась уступка языческому искусству.

Церковь в Византии всячески преследовала сценические представления

Отношение к театру начало меняться в VIII веке. Императоры-иконоборцы использовали сценические представления в качестве орудия высмеивания иконопочитателей. Дошло до того, что в 860 году патриарх Фофтий принял нападение русских на Константинополь за божью кару за принятие церковью сцены. В это время театрализовались сами богослужения. Появился жанр литургической драмы — мистерии. Мистерии стали разыгрывать во время церковных праздников. Например, на пасху показывали сцены явления Христа ученикам и его воскресение.

Точно так же церковь была не в силах искоренить языческие празднества. Именно поэтому был выбран курс на «адаптацию» наиболее чуждых православию традиций. Древнеэллинистические и прочие национальные рудименты на протяжении столетий маскировались под терпимые для церкви торжества. Таковыми были календы, всенародно отмечавшиеся в начале января и перенятые еще у древних римлян (при этом наступление нового года в Византии отмечалось 1 сентября). Обязательной традицией праздника было переодевание. Ряженые ромеи с плясками и песнями бродили по улицам городов и сел, стучались к незнакомцам, устраивали застолья. В VII веке календы даже были преданы анафаме, но запрет ровным счетом ни на что не повлиял.


Средневековые скоморохи. Изображение: padaread.com

Языческие ритуалы лежали в основе императорского карнавала — Готских игр, также проводившихся в начале января. «Готами» на этом празднике называли людей, вооружавшихся мечами и одевавшихся в шкуры. Игры проводились в императорском дворце и включали в себя театрализованные представления, в которых принимали участие даже высокопоставленные чиновники. После крещения Руси традиция календ и Готских игр прижилась у восточных славян в виде рождественских колядок. В XI веке на стенах лестницы киевского собора Святой Софии изобразили некоторые сцены Готских игр, свидетелями которых княжеские вельможи стали в Византии. Схожими с календами были брумалии (отмечались вместе с зимним солнцестоянием) и весенние русалии (праздновались после Пасхи). Процесс слияния языческих праздников с христианской традицией завершился только в X веке.

Самым веселым в византийской деревне был праздник виноградного урожая

В деревне религиозные праздники были самыми торжественными и пышными — в каждом поселении священник играл очень важную роль в жизни крестьян. Наибольшим же весельем отличался праздник виноградного урожая. На приуроченных к этому событию пирушках обязательно выступали странствующие жонглеры, акробаты и мимы. Их танцы, имитировавшие сбор и выжимание винограда, напоминали дионисии, а само празднование походило на античные вакханалии. В это же время в столице император отправлялся на азиатский берег Босфора, где в его присутствии патриарх благословлял корзину винограда. Два хора (из представителей голубой и зеленой партии) пели плодам гимн.


Сбор урожая византийцами. Изображение: padaread.com

Богачи и столичные сановники любили отдыхать в сельской местности. Их поместья были разбросаны по самым разным частям империи. Жители Константинополя предпринимали вылазки за город и на судах отравлялись на берега Босфора. В IX веке такие прогулки могли кончиться трагедией. Это было время набегов болгар, когда их летучие отряды без предупреждения атаковали беззащитных отдыхающих прямо в предместьях столицы.

В Византии у каждой профессии был свой небесный покровитель

В каждой провинции империи были свои святые, но повсеместно с наибольшим размахом отмечались дни св. Георгия (23 апреля) и св. Дмитрия (26 октября). Небесные покровители были у каждой профессии. Юристы отмечали день памяти святых нотариев Маркиана и Мартирия (25 октября). Врачи праздновали день св. Сампсона (27 июня). Главными же датами официального церковного календаря считались престольные праздники (рождество, крещение, пасха, троица). В эти дни обязательным было посещение храма и участие в процессии. В Константинополе праздничные богослужения проводились в храме Святой Софии, где присутствовала императорская семья и патриарх.


Константинополь в Нюрнбергской хронике. XV век. Изображение: pinterest.com

Помимо церковных и народных в Византии имелись государственные праздники. Два главных — уже упомянутый день основания Константинополя и день рождения императора. Важными событиями были годовщина восшествия на престол, рождение наследника, свадьба государя, его возвращение из триумфального похода. Большой праздник в столице устроил, например, Иоанн Цимисхий (969 — 976) после возвращения с выигранной .

Источники:
Каждан А. П. Два дня из жизни Константинополя
Литаврин Г. Г. Как жили византийцы
Поляковская М. А., Чекалова А. А. Византия: быт и нравы
Райс Т. Византия. Быт, религия, культура

Изображение анонса: art.com
Изображение лида: pinterest.com

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не относится к числу двунадесятых, отмечающих главные события Священной истории Нового Завета. Собственно, его могло бы и не быть в нашем календаре, мы бы даже не заметили, что чего-то не хватает. Но на Руси он издавна был одним из самых почитаемых праздников, и это не случайно - он открывает нам многое о нашем почитании Приснодевы Марии и о том, почему мы обращаемся к Ней в молитве со словами, которые, казалось бы, можно говорить только Богу: «Пресвятая Богородице, спаси нас!»

1 октября 910 года Константинополь, столица Византийской империи, находился под угрозой очередного вражеского нападения сарацин (то есть арабов). На всенощную под воскресенье юродивый Андрей (славянин, проданный в рабство в византийскую столицу) вместе со своим спутником Епифанием молились во Влахернском храме, где находилась тогда одна из самых чтимых святынь Византии - Риза Богородицы. Во время молитвы они увидели, как Сама Богородица в сопровождении святых сходит в храм… Святой Дмитрий Ростовский описывает дальнейшее так: «Когда св. Андрей с Епифанием созерцали сие дивное видение, Богоматерь молилась на долгий час, обливая слезами Свое Боговидное и Пречистое лицо. Окончив здесь молитву, подошла к престолу, молилась и здесь за предстоящий народ. По окончании молитвы, сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом».

Город устоял перед врагами, и в честь этого события был учрежден праздник. Но подобное уже не раз случалось в византийской истории, Константинополь выдерживал немало осад и штурмов и до, и после этого. Может быть, именно поэтому праздник Покрова постепенно исчез из византийского календаря. Зато на Руси он стал одним из самых любимых. С одной стороны, именно в это время года традиционно отмечалось завершение уборки урожая, и Церковь заменила языческие гуляния праздником с новым содержанием. Не случайно именно с Покрова на Руси традиционно начиналось время свадеб.

Но дело, конечно, далеко не только в урожае. На Руси почитание этого праздника началось в середине XII века, когда св. князь Андрей Боголюбский вдохновился рассказом из жития другого славянина, своего тезки, и воздвиг на реке Нерли великолепный храм в честь праздника Покрова. Характерно, что наши предки не пожелали отмечать какой-нибудь «день воинской славы» - день победы своих дедов над византийцами, ведь такие победы им удавалось одержать. Напротив, они праздновали день избавления Константинополя от врагов, потому что важнее национальной гордости было для них заступничество Богородицы за всех, кто обращается к Ней с молитвой. В том числе, разумеется, и за наш народ.

В Москве стоит на Красной Площади, и все обычно называют его именем Василия Блаженного. На самом деле это Покровский собор, построенный по приказу Ивана Грозного после победы русских войск над казанскими татарами в день Покрова 1552 года.

Впрочем, праздник Покрова напоминает нам не столько о завоеваниях, сколько о защите своих собственных земель. Показательна еще одна история, случившаяся в Пскове в 1581 году во время осады города войсками польского короля Стефана Батория. За несколько дней до решительного штурма старец Дорофей увидел, как Богородица в сопровождении святых спускается с небес в Покровскую церковь, а затем обходит городские стены. Она сурово упрекнула жителей города за их грехи, но обещала Свое заступничество. Когда через несколько дней начался штурм, основной удар был нанесен по Покровской башне возле Покровского монастыря. Полякам удалось пробить брешь в стене, но войти в город они не смогли и сняли осаду.

Это явление Богородицы было изображено на специально написанной Псково-Покровской иконе. Она почиталась как чудотворная, и с 1601 года в память об избавлении города стали совершаться ежегодные крестные ходы с выносом этой иконы. После революции она была передана в местный музей. В 1944 году при отступлении немцев икона исчезла и обнаружилась только в 1970-м на выставке икон в Германии - как экспонат из частной коллекции. Псково-Покровская икона вернулась в Россию только в 2000 году после долгих дипломатических переговоров.

Но если отвлечься от исторических подробностей - в чем же глубинный, богословский смысл праздника Покрова? Людей спасает крестная жертва Христа, и потому мы молимся прежде всего Ему. Но Христос в Своей земной жизни не был женщиной, не знал брака и деторождения, не испытал старости и потери любимого Сына. Зато все это было известно Деве из Назарета, и нет ничего удивительного в том, что иногда мы обращаемся с просьбой о заступничестве именно к Ней, находя у Нее материнскую заботу и покровительство.

И на небе, и на земле человек не одинок перед Богом, у него есть помощники и ходатаи, и первая из них - Богородица и Приснодева Мария.

Православным можно справлять новолетие не один раз в год, а четырежды... Но если поздравления со Старым Новым годом не вызывают вопросов, то дата Новолетия 1 сентября по старому стилю приводит в некоторое недоумение: как праздновать без ёлки и снега, какие блюда готовить и уместно ли поздравлять «с началом индикта»? А ведь есть еще и мартовский Новый год...

Просим прощения у читателей сайта за шутливое начало. На самом деле вопрос «Что же мы празднуем 1 сентября?» отнюдь не праздный. Каждый год 14 сентября по новому стилю мы встречаем в церковном календаре красную строчку: «1 сентября. Начало индикта - церковное новолетие» . Непривычное слово «индикт» обращает наше внимание вглубь веков, во времена гонений на христиан накануне IV века, «золотого» для Церкви. В это время складывался церковный календарь. Историческая эпоха именовалась «эрой Диоклетиана», или «эрой мучеников». Юлианский календарь с началом отсчета лет от 284 года до сих пор именуется в Египте, Эфиопии и Судане «календарем мучеников» . Для человека церковного особенно дорого видеть в нашем календаре и в отношении к нему подобного рода свидетельства о вере и уповании Церкви. Поговорим об этом немного подробней.

Слово «индикт», или «индиктион» (лат. indiction - «объявление»), первоначально означало ежегодный продуктовый налог, введенный Диоклетианом. Размер подати определялся на основании переписи населения, проводившейся каждые 15 лет. Индиктом именовался как сам 15-летний отрезок времени, так и каждый год внутри него. Начало года приходилось на 1 сентября, когда собирался урожай и уплачивался налог.

При императоре Константине Великом († 337) 15-летний цикл индиктиона стал использоваться в летосчислении. В VI веке он стал одним из циклов созданного к этому времени византийского календаря, привнеся в церковный календарь следы хозяйственного уклада жизни исторической эпохи «золотого века христианства». В церковном календаре 1 сентября открывает годовой цикл неподвижных праздников - от Рождества Богородицы 8 сентября старого стиля до Ее Успения 15 августа.

В Византии и на Руси год не всегда начинался с 1 сентября; было широко распространено также мартовское летосчисление, когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения) . Если говорить точно, то церковный календарь, которому следуют Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская Поместные Церкви и монастыри Афона, есть календарь не юлианский, а основанный на юлианском календаре византийский календарь, сложившийся к VI веку. В чем особенность этого календаря? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к самому средоточию православного церковного года - празднику Пасхи. «Воскресение Христово есть основа нашей веры христианской православной. Воскресение Христово есть та первая, важнейшая, великая истина, возвещением которой начинали свое благовестие после сошествия Святого Духа апостолы. Как Крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Поэтому Воскресение Христово есть предмет постоянного торжества Церкви, неумолкающего ликования, достигающего своей вершины в праздник святой христианской Пасхи» . Поэтому первой отличительной особенностью богослужебного византийского календаря Церкви является то, что он неотделим от Пасхалии. Этот календарь имеет начало года 1 марта и ведет непрерывный счет дней с пятницы 1 марта 5508 года до Р.Х. Чтобы ответить на вопрос, какой сейчас год по византийскому «вечному» календарю «от сотворения мира», нужно для всех дней, начиная с 1 марта, прибавлять к номеру года от Р.Х. число 5508: 2011+5508=7519. Можно сказать, что мартовское новолетие 1 марта старого стиля напоминает нам о пасхальном годовом цикле постов и праздников Церкви, потому что именно 1 марта начинается новый год в византийском календаре, на котором основана наша Пасхалия.

Обращает на себя внимание, что первый день византийского календаря - пятница - есть в то же время и день грехопадения Адама . Этот день всегда будет напоминать о Кресте, который Господь добровольно принял в Великий пяток ради восстановления падшего Адама. День грехопадения есть шестой от сотворения мира. Значит, первый день творения является воскресеньем. Мы видим, что византийские хронологи присваивали имена дням седмицы ранее первого дня календаря. Этим было выражено церковное представление о первичности библейского седмичного круга дней по отношению к другим календарным ритмам. Здесь есть и указание, что, независимо от числа на календаре, следует помнить о воскресенье, среде и пятнице — всегда особых днях для каждого православного человека. Подчеркнем, что византийский календарь сохраняет непрерывный счет седмиц с самого первого дня.

Отрезок от начала календаря до Рождества Христова — 5,5 тысяч лет — указывает на срок от сотворения мира до грехопадения Адама — 5,5 библейских дней . Эта симметрия, заложенная в календарь его создателями , также имеет важнейшее смысловое значение.

Византийский календарь имеет еще одну немаловажную особенность. Он охватывает непрерывной шкалой дней все историческое время европейской культуры . Благодаря арифметической стройности солнечных и лунных ритмов, непрерывному счету дней седмицами и четверками лет и своей укорененности в культуре европейских народов он является непревзойденным инструментом для исчисления дат и хронологии.

Общеизвестно, что удобство календаря для хронологии и его астрономическая точность находятся в определенном противоречии . Если подстраивать календарь к движению светил - а делать это реже или чаще придется постоянно, поскольку абсолютно точный астрономический календарь невозможен, - то придется в принципе отказаться от идеи вечного календаря. По-настоящему вечный календарь может быть только моделью реальности, в которой отражены особенности движения светил, но нет буквального соответствия, которое и не ставится обязательным условием (стремление к буквализму несовместимо с совершенством и красотой).

Примером календаря, в котором астрономическое соответствие было оставлено в небрежении ради арифметической простоты и удобства исчисления дат, является календарь Древнего Египта. Год в нем состоял ровно из 365 дней . Египетский календарь просуществовал в истории более четырех тысяч лет, намного превзойдя свой период обращения даты астрономического равноденствия по числам календаря . Известно, что Н. Коперник использовал египетский календарь при составлении планетных таблиц . Можно упомянуть также известного фантаста и популяризатора науки А. Азимова, который в романе «Вторая Академия» представил календарь Древнего Египта в качестве вечного всегалактического (год в его календаре состоит из целого числа 365 дней). Процитируем: «По причине или по целому ряду причин, неизвестных простым смертным в Галактике, в незапамятные времена в Межгалактическом Стандарте Времени была выделена основная единица - секунда, то есть промежуток времени, за который свет проходит 299 776 километров. 86 400 секунд произвольно приравнены к Межгалактическому Стандартному Дню. А 365 таких дней составляют один Стандартный Межгалактический Год. Почему же именно 299 776, почему 86 400, почему 365? Традиция, говорят историки, отвечая на этот вопрос. Нет, говорят мистики, это таинственное, загадочное сочетание цифр. Им вторят оккультисты, нумерологи, метафизики. Некоторые, правда, считают, что все эти цифры связаны с данными о периодах вращения вокруг своей оси и вокруг Солнца той единственной планеты, что была первородиной человечества. Но на самом деле точно никто этого не знал» .

Немного коснемся устроения византийского календаря в связи с Пасхалией. Единые правила расчета дня Пасхи сложились в течение II-V веков новой христианской эры. Александрийский способ, принятый всей Церковью, опирался на древнегреческие таблицы течения Луны в соединении с юлианским календарем. В Александрийской пасхалии 21 марта юлианского календаря называется днем весеннего равноденствия. Условное календарное полнолуние, выпадающее на 21 марта или последующие дни, называется весенним пасхальным полнолунием. Воскресенье после весеннего полнолуния и является светлым праздником Пасхи. Этими простыми правилами и наименованиями дней в византийском календаре навечно закреплена память о событиях Пасхи, Креста и Воскресения Христова в связи с ветхозаветной пасхой 14 нисана по еврейскому календарю, которая была весной в Иерусалиме. Юлианский календарь в соединении с Александрийской пасхалией объединил в себе непрерывный счет дней, солнечный и звездный года и движение Луны. В таком виде, наполненный и освященный новым (христианским) смыслом измерения времени, с началом отсчета от сотворения мира, он стал календарем империи Ромеев (Византии) и явился выдающимся событием в истории культуры, оказав влияние на самые различные стороны жизни народов Европы. На Руси византийский календарь известен под названием Миротворного круга .

Александрийская пасхалия как часть византийского календаря основана на круге в 532 года. Этот круг называют великим индиктионом, в отличие от малого индиктиона длиною в 15 лет. Каждые 532 года в византийском календаре повторяются все возможные сочетания фаз луны, порядковых номеров дней в году и наименований дней седмицы. Благодаря этому свойству календаря богослужебный Типикон Православной Церкви завершен. Наличие круга в 532 года показывает, что авторы Пасхалии простирали ее много далее одного цикла, то есть на несколько тысяч лет. Отсюда можно заключить, что движение пасхальных границ по сезонам солнечного года - 1 день за 128 лет - было заложено в Пасхалию уже при ее создании. Тот же принцип мы видим и в отношении к календарю. Начало отсчета византийского календаря - 5508 год до Р.Х. Значит, календарь уже при его создании в V веке охватывал отрезки времени длительностью не меньше шести тысяч лет. В начале отсчета византийского календаря астрономическое весеннее равноденствие приходится на начало мая. Еще через шесть тысяч лет это событие сместится на начало февраля. Создатели календаря не могли не видеть этой особенности и, очевидно, не считали ее ошибкой.

К чему приводит движение даты астрономического весеннего равноденствия в византийском календаре? Весь цикл праздников Церкви, в том числе пасхальных, постепенно смещается в сторону лета. За 46 тысяч лет церковные праздники проходят по всем временам года, освящая весь годовой круг светом Пасхи. Это движение праздничных дней сообщает православным праздникам поистине вселенский характер, поскольку в равном положении оказываются христиане Северного и Южного полушарий (не говоря уже о жителях космических орбитальных станций). Начинается Пасха весной в Иерусалиме и обходит весь солнечный год, возвращаясь снова к иерусалимской весне через 46 тысяч лет. Это подобно тому, как пасхальное благовестие, воссияв во Иерусалиме, обошло всю вселенную. «Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили... Оправдание иудейское скупо было, из-за ревности, не распространялось на другие народы, но только в Иудее одной было. Христианское же спасение благо и щедро простирается во все края земные» . «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1: 9). Не такое ли обоснование для возможности движения дней праздников по временам года имели в виду создатели Александрийской пасхалии?

Мы видим, что движение условной даты весеннего равноденствия по сезонам года, заложенное в византийский календарь его создателями, нельзя считать «ошибкой» календаря. Более того, это движение заключает в себе удивительное конкретно-историческое указание на столетие, в котором явлена была нам Пасха Христова - а именно: в течение более чем 40 тысяч грядущих лет по разнице между астрономическим весенним полнолунием и полнолунием Александрийской пасхалии можно будет однозначно установить историческое время Крестных страданий и Воскресения Спасителя. Подобное же указание мы читаем в Символе веры: «При Понтийстем Пилате».

Византийский календарь при внимательном и непредвзятом рассмотрении открывается как созданный для вечного употребления . Он подобен прекрасной книге, отражающей течение светил и наполняющей его смыслом без стремления к буквальному соответствию астрономической реальности. С точки зрения науки - это одна из моделей течения времени. С точки зрения Церкви - икона времени.

В этой связи стоит упомянуть об особенностях григорианской Пасхалии, введенной на Западе в XVI веке. Не всем известно, что эта Пасхалия основана на византийском календаре . Ради достижения большей астрономической точности лунные циклы Метона и Калиппа из византийского календаря дополняются поправкой Гиппарха (один день за 304 года). Эту поправку не включили в календарь астрономы Александрии, а Луиджи Лиллио, создатель григорианского календаря и Пасхалии, решил исправить их «ошибку». После введения поправки полученная юлианская дата пасхального весеннего полнолуния переводится на григорианский календарь.

Солнечный цикл григорианского календаря отличается от юлианского на трое суток за 400 лет. В результате наименьшим отрезком этого календаря, содержащим одинаковое число дней, является отрезок в 400 лет. Поэтому григорианский календарь неудобен для хронологии. Его начало отсчета неопределенно: с точки зрения арифметики - это 1 год н.э.; с точки зрения замысла григорианского календаря - это время I Вселенского Собора 325 года, к которому привязана дата равноденствия 21 марта; с точки зрения непрерывности календаря - это 1584 год - год введения календаря, когда из непрерывного византийского счета дней было удалено 10 суток. Понятно, что Церковь, перешедшая на западный календарь и Пасхалию, теряет Типикон как завершенный свод правил богослужения, поскольку число всевозможных сочетаний дней и фаз луны в григорианской Пасхалии практически неограничено.

Цель григорианской реформы - приближение календаря и Пасхалии к движению светил - достигается с хорошей практической точностью, но только в пределах ближайших трех тысяч лет. Византийский же Миротворный круг рассчитан на обороты и по 26 тысяч, и по 46 тысяч лет, и на много таких оборотов... Поставив во главу угла соответствие течению светил, реформаторы сделали свой календарь «смертным». Что же будет с «новым стилем» через три тысячи лет? Вся его сложная система из поправок и сложных таблиц «поплывет» и потеряет очертания, как сугроб на весеннем солнце... А потом? Снова реформы. Поэтому григорианский стиль — это не календарь в строгом смысле. Он не нацелен на вечность. Это не более чем эмпирические таблицы течения светил, рассчитанные, подогнанные только на ближайшие три тысячи лет — и не более того.

Думается, что самым благоприятным итогом дискуссий между сторонниками старого и нового стилей будет сохранение сосуществования двух календарей — григорианского в быту и делопроизводстве и юлианского (византийского) в церковной жизни и научной хронологии. На первый взгляд, календарное двустилие может показаться неправильным положением и даже недопустимым, как наличие двух разных систем правил правописания в языке. Но на проблему лучше посмотреть с точки зрения не взаимоисключающих правил, а со стороны стилевого многообразия, которое будет скорее преимуществом, чем недостатком. Обратим внимание на сосуществование и взаимодополнение двух стилей в языке - высокого и бытового. В истории известны случаи совместного употребления двух и более календарей: в культуре индейцев майя один календарь служил для хронологических расчетов, второй был религиозным, третий (самый простой) - бытовым .

Сохраняя верность традиционному календарю в хронологии и богослужении, мы не гонимся за химерой «астрономической точности». Для этого есть другие календари - и григорианский, как известно, далеко не самый лучший из них . Наш церковный юлианский (византийский) календарь имеет совсем другое назначение. По нему мы совершаем мироспасительный праздник Пасхи, храним память о священных событиях, достойных вечной памяти; он является канвой, с которой неразрывно связан весь строй православного богослужения, созданного на протяжении тысячелетия византийскими литургистами.

Поэтому поздравим 14 сентября друг друга с византийским новолетием, храня верность традиционному календарю и Типикону, понимая, что нам вручено великое культурное сокровище — византийский церковный календарь. Его мы получили от святых Кирилла и Мефодия вместе с литургическим наследием на церковнославянском языке. И, как некогда православные ромеи в Константинополе, помолимся и мы в храме и дома: «Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой / молитвами Богородицы и спаси ны».

История Византии.

История Византии, одной из «мировых» держав средневековья, общества

своеобразного развития и высокой культуры, общества на стыке Запада и

Востока, занимает особое место в истории средних веков. Её тысячелетняя

история была насыщена бурными внутренними событиями, бесконечными войнами с

соседями, интенсивными политическими, экономическими, культурными

отношениями со многими странами Европы и Ближнего Востока.

1. Константинополь и империя.

Полушутя, полусерьёзно историки называют Византию едва ли не единственным

государством, точная дата рождения и конца которого известны. Византия

когда состоялась закладка новой столицы на месте древнего мегарского

«открытия», провозглашения. Этот день стал главным государственным

праздником в Византии. Империя «родилась с Константинополем» и «умерла» с

Столица Византии была чрезвычайно удачно расположена на стыке европейских

и азиатских владений Римской Империи, на пересечении важнейших торговых и

стратегических путей, сухопутных и морских, соединявших ее восточные

провинции, а также международных - «золотой мост между Востоком и Западом».

Как мы видим, Константинополь играл особую роль в истории страны, в отличие

от многих средневековых государств.

Город был создан его основателем, с одной стороны, как новая столица

империи, как «второй Рим»- по его образу и подобию, знак и символ

преемства; с другой – как конкурент и соперник, столица христианская, в

противовес языческому Риму. Таким образом, это одновременно не только

проблема рождения Византии, - но и проблема «новой» христианской империи

Константина, которую иногда прямо сравнивают с рождением европейского

средневековья.

Константинополь создавался как императорская столица – комбинация дворца-

дворца, центра административного управления и главной военной ставки. При

Константине город был довольно «слабым». Число его жителей не превышало 30-

50 тысяч человек, и было несравнимо с населением Рима (от 400-800 тысяч

жителей), Александрии, Антиохии и некоторых городов – «сто тысячников».

Рождение Византии представляло собой сложный и длительный процесс,

растянувшийся, по крайней мере, на столетие. Начало его уходит в кризис

третьего века, подорвавший основы античного общества. Однако Византия не

родилась непосредственно из этого кризиса. Возникновение Византии было

итогом развития античного общества в течение четвертого столетия. На

протяжении большей его части ещё преобладали тенденции к сохранению

единства Римской империи. Размежевание шло медленно и подспудно, прежде

всего, в сфере административного управления, финансов, армии, внешней

политики. Процесс завершился в 395 году, формальным образованием двух

государств, во главе со своими императорами. В основе его лежал, не сам

кризис третьего века, а эволюция империи в четвертом веке, всё более

обнаруживавшаяся разность переживания позднеантичной эпохи обеими

половинами вышедшей из кризиса ещё единой Римской империи. Разность

встававших перед ними конкретных внутренних и внешних проблем, путей их

решения, что во многом предопределило основы их территориального

размежевания. Эта разность нашла свое отражение и в духовной жизни,

идеологии. Утверждение в четвертом веке на длительный период господства в

обеих половинах империи разных направлений христианства (на Западе

ортодоксального - никейского, на Востоке - арианства) лишь один из

показателей становления византийской церкви с ее определенными

особенностями. Завершение формирования византийского общества с

характерными для него социально-политическими институтами, по-видимому,

произошло в середине 5-го века.

2. Проблема позднеантичной стадии развития.

История возникновения византийского общества ставит проблему позднеантичной

стадии развития. Кризис третьего века был, безусловно, общим кризисом

античной системы Средиземноморья, который затронул все области империи.

Восточная половина ее пострадала от кризиса меньше, но также вышла из него

серьёзно ослабленной, с подорванными основами античного полиса. Сократилось

население и уровень общего благополучия. Восточные провинции четвертого

века весьма резко отличались от восточных провинций второго века. Процессы

аграризации и натурализации также затронули их экономику. Не случайно

империя вышла из кризиса как еще единое общество и государство. Уровень

благосостояния по сравнению со вторым веком к началу четвертого века упал

вдвое, общий объем товарно-денежных отношений также сократился. Если для

второго века был характерен рост, умножение числа городов, то с конца 2-3

веков начинается неуклонное общее сокращение их числа. Монетными реформами

Диоклетиана -Константина, введших новую монетную систему на основе золотого

солида, денежное обращение в империи было стабилизировано, однако

натурализация хозяйства продолжалась. Пересмотрена система обложения и

произведена перепись всех земель с учетом их качества и возделываемых

культур. Ее данные пересматривались каждые 15 лет. В основу обложения

сельского населения был положен поземельно подушный принцип югацио (аннона)-

капитацио. На податное земледельческое население ложились и личные

трудовые повинности – так называемые «грязные». Городское население было

обложено денежной податью (хрисаргиром), взимавшейся с каждого

занимавшегося ремеслом, кроме земледелия. Была произведена перестройка

системы управления. Империя была разделена на 100 провинций – вдвое больше,

чем было раньше, с единообразным управлением. Империя превратилась в

бюрократическое государство с многочисленным чиновно - административным

аппаратом. Была перестроена и увеличена армия, которая четко делилась на

две части – пограничную и мобильную, располагавшуюся по городам империи.

Военное управление было отделено от гражданского. Снабжение и обеспечение

армии находилось во введение гражданской администрации. Сенат утратил свое

прежнее значение, но сенаторское сословие стало самым привилегированным и

сенаторы получили право занимать государственные должности.

С реформами Диоклетиана-Константина империя превратилась в неограниченную

бюрократическую монархию. Сложилась иерархия должностей и почетных званий-

титулов. Центром империи стал императорский дворец. Сам император стал

высшим гражданским правителем империи, верховным главнокомандующим,

законодателем и высшей судебной инстанцией. В качестве совещательного

органа при нем сложился консисторий – государственный совет.

3. Природные условия, территория, население.

В состав Византии вошла восточная половина Римской империи по линии,

проходившей по западной части Балкан до Киренаики. Расположенная на трех

континентах - на стыке Европы, Азии и Африки, - она занимала площадь до 1

миллиона кв. км., включая Балканский п-ов, Малую Азию, Сирию, Палестину,

Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, острова, в первую очередь

Крит и Кипр, опорные владения в Крыму, на Кавказе, некоторые области

Аравии, острова Восточного Средиземноморья.

Значительная часть ее территории – это горные или гористые области,

изрезанные небольшими долинами, с каменистой, достаточно трудной для

обработки почвой. Разнообразный, на большей части средиземноморский климат

благоприятствовал земледелию, требовавшему полива и орошения. Выращивались

основные злаковые культуры - пшеница и ячмень, садово-огородные, виноград,

на более сухих почвах – оливки. Прибрежные воды были богаты рыбой. Почти

повсеместно разводили коз, овец.

Большое место в земледелии занимал ручной труд.

Лесистыми были Северо-западные районы Малой Азии, Понт, Балканы;

Строительный лес давали горы Далмации, отчасти Киликии, Тавра, Ливана.

Вошедшие в империю области были богаты природными ресурсами. Во многих

районах имелись богатые залежи и разработки строительного камня, мрамора,

глины, песка, пригодного для изготовления стеклянных изделий.

Развитое мореплавание, давно освоенные морские пути надежно соединяли

самые отдаленные районы империи.

Территория империи была достаточно плотно заселена. По некоторым

подсчетам, она имела 30-35 млн. жителей. Основную часть составляли греки и

эллинизированное население.

Византия была полиэтничным образованием. На ее территории жили компактные

массы сирийцев, коптов, фракийцев и иллирийцев, армян, грузин, арабов.

Многочисленным было иудейское население. Римское население, за исключением

романизированных областей Балкан, было в восточных провинциях

немногочисленно. Именно поэтому латинский язык довольно долго остается

основным языком государственности.

«Наследовала» от Римской империи Византия и своих соседей. На Севере это

были преимущественно готы и другие германские племена. Главным противником

империи на Востоке был Сасанидский Иран. Южные соседи Византии –

воинственные племена Нубии и кочевники ливийской пустыни.

4. Аграрные отношения.

Отличие Византии от западных областей заключалась в том, что здесь в

большей степени сохранилось рабство в городе, мелкое и среднее городское

рабовладение. Один из законов конца 4 века сообщает о городских

рабовладельцах, доходы которых от рабов были не меньше, чем доходы куриалов

от поместий. В 4 веке в связи с обеднением части крестьянства, государство

усиливает коллективную ответственность общины, а с конца столетия вводит

эпиболу (прикидку) – обязанность общины платить подати за заброшенные

односельчанами земли.

Мелкие земельные собственники, ремесленники и торговцы – производительное и

социально более самостоятельное население – были в ранневизантийском городе

значительной прослойкой, по сравнению с рядовыми городскими общинами

Запада. Это можно сказать о средних городских землевладельцах – куриалах,

что объясняется сложными функциями управления ранневизантийским городом и

округой. Характерной для восточно-римского города была его связь с округой

через крупные селения, поселки. Крестьянин, направляющийся на городской

рынок, типичен для ранневизантийского города, тем более что расстояние до

города редко превышало 10-12 км. Население рядового позднеантичного полиса

обычно составляло от 1 тыс. до 5 тыс. человек. Город с 10 тыс. населения

уже считался средним, города с 30 тыс. населения – крупными. И лишь в

некоторых городах население превышало 100 тыс. человек, максимум 200 – 300

тыс. Таким образом, городское составляло примерно до 12 млн., т.е. не

меньше, чем ј всего населения империи – уровень, достигнутый большинством

европейских стран лишь к концу средневековья.

Ремесленник работал в своей мастерской (эргастерии), часто наемной,

которая одновременно служила ему жильем, и лавкой. Некоторые снимали места

для торговли лавки в портиках и на рынках. На главных улицах, в первых

этажах домов размещались магазины богатых торговцев и купцов. Более имущую

часть торгово-ремесленного населения составляли ремесленники по металлу и

производившие дорогие изделия, предметы роскоши. К богатой верхушке

принадлежали также владельцы пекарен, выпекавшие и продававшие хлеб,

золотых и серебреных дел мастера (аргиропраты), выступавшие также в

качестве менял и ростовщиков. Также к самостоятельной плебейской верхушке

можно отнести строителей-подрядчиков и представителей интеллигентных

профессий – Врачей, учителей, адвокатов, риторов. Значительную часть города

составляла беднота, наемные работники - мистии, поденщики. К бедноте

относились сапожники, плотники, льноткачи, портные- представители самых

массовых профессий.

Город постепенно аграризовался. Как писал Ливаний, уже в 4 веке многие

мелкие города становились похожими на деревни. Приходили в упадок городское

благоустройство, общественная система водоснабжения, муниципальное

образование, исчезали общественные бани, не организовывались зрелища,

ветшали и не восстанавливались общественные постройки. Однако в ранней

Византии упадок мелких полисов как городов проходил медленнее.

Для позднеантичной эпохи структурным и стадиально-характерным явлением

был подъем крупных центров, внешне создавший иллюзию благополучия и

процветания городов. Рост крупных городских центров был непрерывно связан с

переменами, происходившими в социальных отношениях. Крупные собственники

перебирались в большие города, где в 4-5 вв. шло интенсивное частное

строительство. На смену преобладающей массе богатых домов зажиточных

куриалов приходили роскошные дворцы ранневизантийской знати. «Весь город в

стройках»,- писал Ливаний об Антиохии 4 века.

Умножение числа провинций (в Византии – до 60) обусловило возрастание

значения их центров – столиц, в которых концентрировалась администрация,

местная знать, располагались военные контингенты и командование, велось

строительство государственных хранилищ, арсеналов, мастерских.

Кризис 3 века привел к резкому ослаблению сухопутной торговли, подорожанию

перевозок. Отсюда и рост приморских городов, строительство гаваней.

Со второй половины 4 века бурный подъем начинает переживать

Константинополь. Центром его с момента основания стал Большой императорский

дворец, – обособленный от остального города комплекс сооружений: покоев,

разного рода служб, залов для приемов, канцелярий, и т.д. Город был обнесен

стенами, как с суши, так и с моря, и первоначально площадь за его стенами

занимала 10 кв. км. Население города к началу 4 века достигло 150 тыс. Его

жители пользовались особыми привилегиями. Они получали бесплатно участки,

имели податные льготы, пользовались императорскими раздачами. К концу 4

века Константинополь превращается в крупный торгово-ремесленный центр, в

котором развивалось не только государственное, дворцовое производство, но и

не менее бурно частное. В начале 5 века были выстроены новые стены _

вершина военно-инженерного искусства античности и средневековья, - на

столетие превратившее Константинополь в один из неприступнейших городов

мира. Три ряда стен с огромным защищенным рвом, уходившим в глубину,

исключавшую подкопы, и один ряд морских (500 башен) надежно защищали

столицу. Константинополь постепенно становился не только административным,

но и религиозным центром империи, «христианской столицей» Византии;

развертывается бурное церковно-монастырское строительство.

Постепенно Константинополь становится и культурным центром станы, способным

конкурировать со старейшими центрами античного мира, как Афины,

Александрия, Антиохия. В нем во многом вырабатывалась христианская культура

византийской государственности.

5. Классово-сословная структура ранневизантийского общества в 4-5 вв.

На низшей ступени структуры Византии стояли рабы, Рабство было достаточно

широко распространено в империи. Кроме перечисленных уже категорий

населения рабами владел многочисленный в 4-5 вв. клир, церковь. Крупнейшим

рабовладельцем было государство. Их широко использовали на рудниках, в

мастерских и т.д. Положение рабов в ранневизантийскую эпоху существенно не

изменялось. Несколько упрочилась имущественная правоспособность, а также

право на семью, признание «брака» рабов. Рабы по рождению оставались

рабами. Рабовладельческий «настрой» был характерен для всего общества. Это

было просто престижно, и многие хотели раба не для дела, а для своей

«солидности». Распространению колоната, рост крупной земельной

собственности не привели к резкому снижению числа рабов. Для части колонов,

особенно лишенных своей собственности, полностью экономически зависевших от

собственника земли, существовала тенденция сближения их экономического

положения с рабским, использование их «взамен рабов». Колоны имели

определенные статусные разряды, на их положение во многом влияло рабство,

но в целом они достаточно резко отчленялись от рабов. Разряды в какой-то

мере градуировались количеством имеющейся у них собственности. Колоны были

социально не равноправны, составляя низшую, ограниченную в правах категорию

крестьян, но не были лишены имущественной и личной правоспособности. Класс

колонов стал окончательно господствующим в византийской деревне, в аграрных

отношениях.

К низшей прослойке свободного населения может быть отнесён сельский и

городской плебс, более правильно плебейское сословие. Для деревни это масса

сельских собственников, крестьянства. На сельский плебс, так же как и на

Западе, ложились всей своей тяжестью аннона, поголовное обложение и

основная масса личных – «грязных» повинностей. Городской плебс, хотя и

платил хрисаргир-налог с разного рода профессиональных занятий, был

свободен от поголовного обложения. Неимущее население, лица, жившие

случайными заработками, вообще не облагались никакими налогами. Социально-

привилегированное положение позднеантичного городского плебса также

поддерживалось и в определённой мере обеспечивалось городской общиной.

Ordo plebeius в целом составляло низшее сословие в империи, не обладало

привилегиями и подвергалось более суровым и жестоким наказаниям за

преступления.

Значительно более мощным и многочисленным, чем на Западе, было «второе»

привилегированное сословие империи – сословие средних городских земельных

собственников – муниципальная аристократия, куриалы. На более бедную часть

куриалов ложились тяжёлым бременем муниципальные обязанности и

ответственность за сбор податей. Куриалы имели возможность поддерживать

своё благополучие за счёт массы подвластного населения. Ёще в конце этого

столетия положение куриалов было почетно, и они носили тогу с каймой. В

сословии была достаточно мощная прослойка куриалов среднего достатка, и в

целом его положение было достаточно устойчивым до середины пятого века.

6. Государство.

В Византии не утвердились полная неограниченность и наследственная

преемственность императорской власти. Византийские императоры не стали

«богами» или родственниками богов. Христианская концепция власти продолжила

и закрепила римско-эллинистическую – «священства» власти, божественной её

санкции, благословения «по воле богов», «милостью божьей». Христианская

концепция оформила представления об императоре как «наместнике божьем» в

мирских делах.

Власть византийского императора была доверенной ему неограниченной

властью римского государства. Византийский император всегда должен был

помнить, что «я – это государство». Византийские императоры формально

избирались представителями государства – сенатом, армией и народом. В

Византии были огромные государственные имущества, которые были опорой

сильной государственности. Император имел личные и положенные ему имущества

и источники доходов, но доходы с государственных имуществ шли на

государственные нужды.

Византийцы не дали нового названия своему государству. Византия

называлась Римской, Ромейской империей, византийский император был

«императором ромеев», а сами жители – ромеями.

В Византийской империи существовали три вида государственной службы –

военная, гражданская и придворная. Судьбы Византии решались гражданскими

властями, гражданской знатью, а не армией. Император как верховный

правитель империи был облечен высшей законодательной, исполнительной и

судебной властью. Управление осуществлялось через назначаемых и смещаемых

им чиновников. Совещательным органом при нём был Государственный совет –

консисторий – из высших должностных лиц.

В ранней Византии большое значение приобретает магистр оффиций –

начальник дворца и всех дворцовых служб. Другими высшими чиновниками

центрального управления были квестор – главный юрист и советник императора

по юридическим вопросам, два комита финансов, ведавшие казной и доходами и

расходами империи, а также магистры войск, расположенных в столице и два

префекта претория – главы всего гражданского управления, а также

гражданский глава столицы – эпарх города. В ведении эпарха находилась вся

администрация столицы.

В ранней Византии приобрели реальное общественно – политическое значение

две спортивные группировки – венеты и прасины («голубые» и «зелёные»).

Вокруг первой группировалось землевладельческое население города и во главе

её стояла греко – римская земельная аристократия. Партия

«зеленых» в основном отражала интересы торгово-ремесленного населения. К

концу 5 века борьба партий приобретает религиозное оформление. Партия

«голубых» остается на позициях ортодоксального православия, партия

«зелёных» начинает всё больше выступать под знаменем нового религиозного

течения, распространявшего в восточных провинциях монофизитства.

7. Эпоха Юстиана (527- 565).

38-летнее правление Юстиниана было внешне и кульминационным и переломным

периодом ранневизантийской истории. Многое было сделано и укреплено в эти

годы. В объяснении этого «взлета» Византии личности самого Юстиниана,

«огромному и разнообразному делу его колоссального честолюбия» отводят

немалое место. Кроме несомненного ума и способностей он обладал бесспорным

организаторским талантом, необычайной работоспособностью («император,

который никогда не спит»), чрезвычайным упорством и настойчивостью в

достижении своих целей. Исследователи, изучавшие его законодательство,

отмечают последовательное и планомерное проведение им своей линии,

концепции своих планов, которые он тщательнейшим образом обдумывал и

взвешивал. Еще в раннем возрасте, вызванный в Константинополь своим дядей

Юстином, Юстиниан получил превосходное аристократическое воспитание при

дворе, великолепно изучил юриспруденцию и богословие, прошел через ряд

крупных должностей, долгое время был пароном партии венетов, а,

следовательно, активным участником борьбы партии. На престол вступил в

возрасте 45 лет, предельно зрелым для того времени. Не только собственные

честолюбивые замыслы, но и реальное состояние империи требовали комплекса

новых социальных мероприятий и реформ.

Законодательство рисует достаточно объективную основу социальных

противоречий, обусловивших усиление автократии при Юстиниане. Во-первых,

это недовольство рабов, колонов и мелких свободных земельных собственников

усилением их эксплуатации земледельцами, в первую очередь крупными.

Юстиниан начал свою политику с попыток насильственного утверждения

религиозного единства. Однако восстание Ника прервало его весьма умеренную

реформаторскую активность. Восстание Ника - и уникальное, и типичное для

ранневизантийской эпохи социальное движение, городское по форме,

превратившее в руины центральные кварталы столицы и стоившее жизни 30 тыс.

человек. Восставшие требовали отречения Юстиниана, но с радикализацией

восстания традиционно пошла на компромисс. Крупнейшее в истории Византии

восстание было жестоко подавлено. Но Юстиниан извлек из него серьезные

Вероятно, не только с великодержавными амбициями Юстиниана и

достаточно благополучным состоянием империи в начале шестого века было

связано развернувшееся в последующие годы наступление на Западе.

С 535 г. Юстиниан осуществляет серию административных реформ,

развивает активную законодательную деятельность. Законодательство Юстиниана

рассматривало приписных колонов людей, обязанных своими платежами в первую

очередь государству, а личную зависимость от господина – как государством

установленную гарантию выполнения их обязанностей перед государством.

В борьбе с ростом могущества крупных землевладельцев Юстиниан пытался

опереться на недовольных мелких и средних земельных собственников –

куриалов, а также на ущемляемую светскими землевладельцами в своих

имущественных интересах церковь. В отношении упрочения положения сословия

куриалов принятые Юстинианом меры проводились последовательно. Политика по

отношению к церкви была значительно сложнее по своему характеру и

рассматривал церковь во многом в духе римских государственных традиций, в

неразрывной связи с интересами государства. Церковь становилась более тесно

привязанной к государству, его политике, союзником по целенаправленному

смягчению остроты социальных противоречий. Именно с этой целью Юстиниан

всячески поощрял создание новых монастырей. Создание монастырей частично

возрождало обработку заброшенных земель, сокращало число недовольного

неимущего населения, не имевшего средств для ведения самостоятельного

хозяйства. Церкви отводилась особая роль в реальном смягчении социального

недовольства в городе.

Административные реформы Юстиниана, в частности запрещение платы за

должности, повышение окладов чиновникам свидетельствуют о его стремлении

ограничить произвол и коррупцию. В эпоху Юстиниана Константинополь

окончательно превратился в крупнейший город империи, крупнейший центр

производства – военного, предметов роскоши, судостроения и торговли. При

Юстиниане был перестроен и обновлен Большой дворец, отстроены с необычайной

пышностью сгоревшие кварталы, был выстроен последний новый квартал на

противоположном берегу Босфора. На площади 24 кв. км жило в шестом веке

около 350 тыс. жителей. Были отстроены и церкви столицы, фактически заново

с неслыханной роскошью выстроена церковь св. Софии. Огромное строительство,

как гражданское, так и церковное, было развернуто и осуществлено в империи,

отстраивались государственные учреждения, дворцы и палаты правителей. Было

проведено и огромное военное строительство – целостной системы крепостей и

оборонительных сооружений. При Юстиниане завершается становление многого,

ставшего типично византийским в архитектуре, живописи, идеологии, эстетике

Константинопольской школы в самом широком смысле этого слова.

В итоге «Законы царя Юстиниана» долгое время продолжали сохранять славу

и известность имени императора. Не менее важным было его правление и с

точки зрения сложения византийской культуры, особенностей византийского

мировоззрения. Здесь, как и во многом, Юстиниановская эпоха скорее подвела

итог, синтезировала тенденции предшествующего развития.

В какой – то мере в эпоху Юстиниана были исчерпаны все серьезные

возможности реформ во всех возможных сферах жизни ранневизантийского

общества – социальной, политической, идеологической.

8. Седьмой век в истории Византии.

Концепция «социальной революции» императора Фоки, в известной мере апогея

социально-политического кризиса конца 6-го – начала 7-го веков, трактует

это время как эпоху поворота Византии на путь феодального развития. Однако

нет убедительных доказательств того, что в правлении узурпатора,

«солдатского императора» (602-610) произошло массовое «освобождение»

крестьян. Известно, что «жестокий тиран», пришедший к власти в результате

восстания армии и при поддержке значительной части константинопольского

населения, расправился с оппозиционно настроенной к нему части знати.

Однако это еще не подтверждает того, что в результате его «террора»

произошли коренные изменения в составе господствующего класса Византии.

В течение всего 7-го века Византия терпела крупнейшие военные поражения,

в стране шла ожесточенная внутренняя борьба. Победы в 628 году Ираклия над

Ираном и временное возвращение захваченных их восточных провинций не были

результатом коренных сдвигов, происшедших в византийском обществе.

Через десятилетие на смену Ирану пришел значительно более грозный

противник. Завоевание арабами восточных провинций Византии было

осуществлено в тоже время, что и завоевания Ирана (636-6510). В 634 году

они вторглись в Сирию, в 638 пала Антиохия, затем Месопотамия, византийская

Армения, Египет признал их власть в 641 г., в 642 г. было завершено его

завоевание, к 649 г. арабы дошли до Карфагена. К концу 7-го века в их руках

оказалась вся византийская Северная Африка.

Вслед за завоеваниями восточных провинций начались многочисленные

завоевательные походы на территорию Малой Азии. С помощью созданного ими

флота арбы громили приморские города Византии. Они неоднократно пытались с

суши и моря овладеть Константинополем. Господство на море перешло к арбам.

Только к началу 8-го века начинают обнаруживаться более явственные

признаки выхода Византийского общества из острого кризиса. Определенные его

черты зафиксированы в знаменитом Житии Феодора Сикеота, в рисующем картину

острой борьбы крестьян, колонов с землевладельцами. Таким образом,

ранневизантийское крестьянство сыграло свою и видимо и, видимо весьма

важную роль в преобразовании Византии, опираясь на сохранившиеся у него

права и внутренне укреплявшуюся общинную организацию. Считают, что в

середине 7-го века большинство византийского крестьянства стыла свободным.

Колонат умер как господствовавшая ранее форма зависимости.

Могуществ церкви в городе, казалось бы, даже возросло в 7-м веке. Она

прибирала к рукам мастерские обедневших ремесленников, земли городских

собственников, давала ссуды купцам. Она казалась «спасительницей» города и

в середине 7-го века была едва ли не могущественнейшем собственником

События 7-го века в целом еще больше подняли значение столицы империи –

Константинополя. Бесспорна роль внешних факторов в создании того

исключительного положения, которое приобрел Константинополь в ранневековой

Византии и во всем раннесредневековом мире. Не только потеря ею крупнейших

городов восточных провинций и последующий разгром процветавших раннее

крупных торгово-ремесленных центров побережья Малой Азии, островов привел к

тому, что многие виды производств в течение 7-го века, все более

сосредотачивались в столице. Он стал уникальным в империи центром

производства предметов роскоши, вооружения. С потерей Антиохии,

Александрии, упадком других крупных городов приморских городов

Константинополь стал и главным и главным центром судостроения.

В социальной структуре 7-го века произошли существенные изменения.

Потеряло свое значение рабство, колона в деревне сменил свободный

крестьянин-общинник, собственник своей земли. Ушла в прошлое некогда мощная

прослойка средних городских землевладельцев, куриалов. Во многом утратила

свое прежнее значение и многочисленная ранневизантийская знать, сенаторское

сословие.

Также произошли изменения в системе управления империи. Ушла в прошлое

старая диоклетиано-константиновская система, основанная на разделении

управления гражданского и военного, делении территории империи на множество

мелких провинций.

Город перестал господствовать над деревней. Городское население утратило

свои прежние привилегии. Прекратились раздачи, свернулась городская

благотворительность и благоустройство. Ушли в прошлое зрелища и бани.

Горожанин мало, чем отличался по условиям своего существования от селянина.

Из привилегированного «полита» он превратился (за исключением жителя

Константинополя) в такого же подданного императора, как и все остальные

жители империи. Утратили свое значение в политической жизни страны и партии

цирка. Глубочайший кризис переживала и старая наемная, в значительной мере

варварская армия. Правительство не имело достаточно средств ни содержать

крупную армию, ни регулярно оплачивать ее содержание. Отсюда и растущие

военные неудачи Византии.

В 7-м веке император вновь стал полководцем, с течением времени все

более опиравшийся на армию, а не на сенат. В сложной военной обстановке

неизмеримо возрастала роль армии. Со становления фемного строя утрачивали

свое значение наемные войска, располагавшиеся в городах, городские

ополчения цирковых партий. Фемный строй, военная организация опирались на

деревню. Свободные крестьяне становились главной военной силой страны. Это

были крестьяне занесенные в стратиотские списки-каталоги и пользовавшиеся

определенными льготами в отношении налогов и повинностей в замен военной

службы. Государство, испытывавшее острую нужду в деньгах, во многом

освобождалось от обязанности содержать армию на жаловании.

9. Первый период иконоборчества.

К концу 7-го века позиции старой гражданской знати в управлении страной

оказались чрезвычайно ослабленными, военная обстановка – предельно

критической. Рабы ставили целью утверждение своей власти над Малой Азией,

готовились к захвату Константинополя. В 717 году город был осажден с суши и

моря. Критическая ситуация «отдала» власть в руки фемной знати. Императором

стал Анатолик Лев 3 Исавр (717-741), положивший начало правлению

Исаврийской династии. В 718 году арбы вынуждены были снять саду и

отказаться от попыток овладеть столицей Византии. Это была важная

переломная веха в истории страны – начало рождения средневековой Византии.

Иконоборчество зародилось как стихийное движение, однако с 726 года оно

стало официальной государственной политикой правительства. Иконоборчество

возникло формально как движение против почитания икон, получившего

известное распространение в 6-м веке и особенно в 7-м.

Борьба вокруг икон не была просто предлогом, удобным поводом для

размежевания поляризовавшихся социальных сил. Она была проявлением тех

глубинных сдвигов, представлениях, которые в связи с перестройкой

социальных отношений происходили в эпоху действительно непосредственного

перехода общества к средневековью. Иконоборчество в какой-то мере

зарождалось и как протест против богатой городской церкви с ее пышным

античными традициями жизни городского духовенства. Оно было движением тех,

которые преодолевали неизжитое старое, и способствовали формированию новой

Византии.

Было бы ошибочно рассматривать иконоборческое движение только как

верхушечное. Оно получило широкую массовую опору в крестьянстве, что

уточняет его социальные характеристики. Оно смыкалось с формировавшимся, с

7-го века, развивавшимся павликанством. В последнем возрождались идеалы

раннего христианства, сдобренные более близкими по времени социальными

идеями манихейства.

Фактически общинное крестьянство на время «взяло» деревенскую церковь «в

свои руки», создало свою религиозную организацию и в какой-то мере

противопоставило ее официальной церковной. Отсюда понятно и размежевание

сил. Иконопочитатели – это, в первую очередь, ослабленное, но

многочисленное старое городское духовенство, монашество, связанные с ними

старые городские собственники – ктиторы, остатки прежней гражданской знати

и значительная часть зависимого от них городского населения и бедноты.

У нас нет доказательств того, что в своей иконоборческой политике Лев 3

ставил своей важнейшей задачей осуществление широкой секуляризации церковно-

монастырских земель. Новейшие исследования все менее характеризуют

иконоборческую политику только как попытку новой знати создать мощное

светское военное землевладение путем присвоения, передачи его в руки

значительной части церковных земель.

Благодаря иконоборческой политике, полученным от нее средствам Лев 3

смог создать стабильную боеспособную армию, которая могла противостоять

арабской коннице. Разгром арабов в битве при Акроине, в самом «сердце»

Малой Азии, в 740 году был итогом, означающим, что арабам не удастся

утвердить свое господство над Малой Азией, что он останется византийской,

станет «колыбелью» средневековой Византии.

На этом я и заканчиваю свое повествование. Мной был рассмотрен очень

интересный период жизни Византийской империи: от момента ее зарождения – до

занимали большое место в жизни страны. Древнейшими были общенародные языческие праздники: календы, брумалии, русалии, майюма. Календы пышно отмечались в ночь на 1 января: улицы и двери домов украшались гирляндами цветов, люди дарили друг другу подарки, в императорском дворце 2го января устраивались готские игры (вельможи, члены цирковых партий наряжались «готами», вооруженными мечами и щитами, и пели песни на испорченной латыни). Брумалии (брума – самый короткий день в году) праздновались во время зимнего солнцестояния. На площадях и во дворце водили хороводы с горящими свечами в руках. Император одаривал своих сановников золотом, а городское население – серебром. Праздник завершался многолюдным вечерним пиршеством. Русалии, посвященные весне и цветам, устраивались после Пасхи, накануне Троицы. На селе этот праздник сопровождался танцами, играми, пантомимами, которые церковники называли «бесовскими игрищами». Праздник майюма, посвященный Дионису и Афродите, праздновался несколько дней. Перед театрами, в которых устраивались ночные представления, горели светильники, курили фимиам. Языческие праздники были преданы анафеме на VI Вселенском соборе (конец VII в.). С распространением христианства (IV в.) стали отмечаться церковные праздники, которые также приобрели общенародный характер. Они были связаны с основными евангельскими событиями из жизни Иисуса Христа и Богоматери, понимаемыми как вехи на пути спасения человека (Рождество Богородицы, Введение Богородицы во храм, Благовещение, Успение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Вход в Иерусалим, Пасха, Воскресение Христово и др.), с событиями из жизни святых христианской церкви (день св. Василия – 1 января, день св. Георгия – 23 апреля, день св. Димитрия – 26 октября и др.). Дни святых, которые отмечались с конца X – XI вв., сопровождались ярмарками. Кроме того, в каждом церковном приходе праздновался день памяти святого, покровительствующего данному приходу. Праздничный характер приобретали также встречи мощей святых, доставляемых из провинций или из отвоеванных областей. В Константинополе во время церковных праздников служба в храме совершалась самим патриархом, нередко устраивались шествия, затем игры и пиршества. Важное место в жизни страны отводилось государственным праздникам: день основания Константинополя (11 мая), день рождения василевса, его коронация, свадьба, рождение наследника. Пышно обставлялись возвращения византийских императоров в столицу после успешных военных походов. На колеснице, запряженной четырьмя белоснежными конями, везли икону Богоматери Влахернской, василевс шел пешком от Золотых ворот до собора св. Софии, где он вручал венец побежденного правителя в руки патриарха. Во время государственных праздников водили хороводы, исполняли обрядовые песни и гимны. Василевс раздавал народу медные деньги и устраивал на площади бесплатное угощение. Представители различных профессий имели святых покровителей, в честь которых проводились профессиональные праздники. 27 июля отмечался день Св. Симпсона, считавшегося покровителем медицины и врачей; 25 октября – день памяти святых нотариев, которые покровительствовали императорскому суду, разбиравшему тяжбы, церковному суду, занимавшемуся семейными неурядицами и разделом имущества, «суду вилы» на ипподроме и «суду фиалы», рассматривавшему спорные дела моряков. В этот день адвокаты ходили в масках по городу. Всенародные пляски с переодеваниями мужчин в женское платье, а женщин в мужское происходили в день, когда выжимали виноград. Праздник заканчивался исполнением комических, сатирических, а иногда и трагических сценок.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»