Если ребенок плачет в садике что делать. Что делать, если ребенок все время плачет в детском саду или яслях: советы психолога. Ребенок плачет в яслях. Жесткий метод

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Дети бывают разными. Один немедленно начинает плакать в детском саду, как только мама скрылась за дверью, а потом успокаивается. Другой малыш рыдает на протяжении всего дня. Третий сразу же заболевает – и это тоже форма протеста против незнакомой обстановки. Для ребенка расставание с мамой и папой – целая трагедия. Он может пережить ее быстро, если обстановка в детском саду ему нравится. Но если нет, ребенок может так и не приспособиться к чужим для себя условиям. Результатом может быть истерика, постоянный плач в саду и частые болезни.

Какие дети лучше всего приспосабливаются к детскому саду?

По оценкам воспитателей и детских психологов, к незнакомой обстановке в детском саду лучше всего приспосабливаются дети из многодетных семей, которые родились и воспитывались в коммуналках, где процесс воспитания с самого начала основывался на равноправных партнерских отношениях с родителями (когда родители считают ребенка равным и относятся к нему как к взрослому).

Когда плач может быть вредным для здоровья ребенка

Американские исследования показывают, что плач может нанести непоправимый вред нервной системе ребенка. Плач ребенка нужно дозировать, считает доктор психологии Пенелопа Лич. Она исследовала около 250 детей и выяснила, что плач более 20 минут подряд наносит сильный удар по здоровью ребенка. Это относится не только к плачу в детском саду, но и к воспитанию ребенка дома. Те дети, которые плачут более 20 минут, затем испытывают больше проблем на протяжении всей своей жизни, потому что привыкают к мысли, что на их крик о помощи никто не придет и не поможет. К тому же, утверждает доктор Лич, длительный плач детей разрушает их мозг, что в дальнейшем приводит к проблемам с учебой.

Когда ребенок плачет, в его организме вырабатывается гормон стресса кортизол, вырабатываемый надпочечниками. Этот кортизол и является тем гормоном, который способен повредить нервную систему ребенка. Чем длительнее плач, тем больше кортизола вырабатывается и тем больше вероятности повреждения нервных клеток.

"Это не значит, что ребенок никогда не должен плакать или что родители должны беспокоиться, как только ребенок заплакал. Все дети плачут, некоторые больше, чем другие. Плох для детей не сам плач, а то, что ребенок не получает ответа на свой крик о помощи», - пишет в своей книге доктор Лич.

Когда нельзя отдавать ребенка в садик?

Родителям стоит знать, что мальчики в возрасте от 3 до 5 лет намного хуже адаптируются к новой среде, чем девочки того же возраста. Период трех лет – самый сложный для ребенка. В этом возрасте происходит перелом психики, формирование «Я» ребенка, это для него критический возраст. Если в период наибольшей уязвимости сдать ребенка в садик, его психика может непоправимо пострадать, а период адаптации затянется надолго – до полугода.

Дети от трех до пяти лет очень тяжело переживают разлуку с мамой, так как их связь с ней в этом возрасте наиболее крепка. Разрывать ее очень рискованно, это нужно уметь делать.

Нельзя отдавать ребенка в садик, если он часто болеет – это вконец расстроит ослабленную иммунную систему ребенка. Нельзя отдавать ребенка в садик, если он еще очень маленький и слишком тяжело переживает разлуку с мамой.

Как правильно адаптировать ребенка к детскому саду?

Сначала ребенок должен сходить в детский садик с мамой и посмотреть, что там делают другие детки. Просто оставить ребенка в детском саду и уйти на целый день – бесчеловечно. Нервная система малыша получит мощный удар, от которого будет долго оправляться.

Маме или папе надо обязательно сходить с малышом в детский садик и побыть в детской среде. Ребенок будет более спокойным, если мама рядом. Когда дети находятся на прогулке, мама может привести малыша в садик, чтобы он погулял с ними без разлуки с мамой. Нужно привести ребенка в садик еще и вечером, чтобы он видел, что родители забирают детей после смены. Это очень важно для ребенка – знать, что за ним обязательно придут.

Чтобы ребенок не видел, как плачут другие дети при расставании с мамой, всю первую неделю его нужно приводить в садик на час позже – не к 8.00, а к 9.00. И нужно предварительно покормить малыша завтраком в привычной домашней обстановке, поскольку в садике он может отказаться от еды.

Всю первую неделю маме можно оставаться с ребенком в группе, чтобы он чувствовал свою защищенность и понимал, что здесь ему ничего плохого никто не сделает. Но оставаться не на весь день, а сначала на пару часов, до утренней прогулки, затем уйти с ребенком домой. Потом время в садике можно увеличить.

И наконец во вторую неделю можно попробовать оставить ребенка одного в садике, но не на весь день, а до обеда. Затем забрать малыша домой.

В третью неделю малыша можно оставлять в садике уже на весь день. За это время он успеет понять, что в садике ему ничего не грозит, а наоборот, интересно играть с новыми детьми, слушать интересные сказки и делиться новыми игрушками.

Степень адаптации малышей к садику

У каждого ребенка свои особенности нервной системы, поэтому они по-разному адаптируются к незнакомой среде детского садика. Одни привыкают и приспосабливаются быстро, другие – очень сложно. По тому, насколько быстро ребенок начинает ориентироваться в незнакомых условиях, можно разделить их на три большие группы.

Самая сложная степень адаптации

Из-за незнакомой обстановки у ребенка может произойти нервный срыв, он долго и безутешно плачет, оставшись без мамы, начинает часто и долго болеть. Ребенок не хочет контактировать ни с кем, кроме родителей, не хочет играть в садике с другими детьми, замкнут и плохо сосредоточен. Игрушками его развеселить не удается, малыш перебирает их одну за другой, ни на одной не останавливаясь. Желания играть у него нет, как и желания устанавливать контакт с другими детьми.

Как только воспитатель что-то говорит ребенку, он может пугаться и начинать звать маму, плакать либо вообще не реагировать на слова воспитателя.

Действия родителей

Нужно максимально гибко обращаться с таким ребенком, первую неделю-две мама должна быть вместе с ним в садике, и желательно сходить на консультацию к психологу.

Средняя степень адаптации

Такой ребенок может играть с другими детьми, плакать не очень долго, но у него проявляется скрытый протест на незнакомую обстановку. А проявляется он частыми заболеваниями – простудами, ангинами, насморком, аллергиями. Когда мама оставляет ребенка одного и уходит, он сравнительно недолго переживает, а затем начинает играть с другими детьми. В течение дня у него могут быть, казалось бы, беспричинные вспышки капризности, гнева, агрессии или плаксивости. По этим симптомам можно понять, что ребенок еще не адаптировался как следует.

Обычно такие дети могут адаптироваться к новому детскому коллективу и воспитателям не меньше полутора месяцев.

Действия родителей

Деликатность родителей и воспитателей, разговоры и объяснения, которые касаются пребывания ребенка в садике. Родители должны каждый день поговорить с ребенком, выяснить, какие события происходили в садике, и разобрать их по косточкам. Родители также должны постоянно держать связь с воспитателями, чтобы вовремя среагировать на любые проблемы ребенка.

Высокая степень адаптации

Когда ребенок очень хорошо адаптируется в незнакомой обстановке, родителям и воспитателям легко. Хорошая адаптация обозначает, что ребенок ходит в садик охотно, быстро устанавливает контакт с детьми, адекватно реагирует на замечания воспитателей. Период адаптации для таких деток самый короткий – меньше трех недель. Ребенок почти не болеет, это значит, что он благополучно переносит условия детского сада.

Ребенок с хорошей степенью адаптации не скучает, не капризничает, не плачет. Он умеет сам найти себе занятие и вовлечь в него других детей. Он спокойно делится игрушками и свой в компании других детей. Такой ребенок спокойно засыпает и вовремя просыпается, не нервничает на прогулке.

Когда приходят родители, ребенок охотно рассказывает им о событиях, которые происходили в садике.

Действия родителей

То, что ребенок сравнительно легко переносит обстановку в детском саду, не значит, что нужно предоставлять его самому себе. В первую неделю нужно все равно адаптировать ребенка, подготовить его к садику, рассказать о новых детках и чужой тете-воспитателе. Ребенку надо рассказать, зачем он ходит в садик и что его там ждет. И самое важное – дать понять малышу, что мама или папа обязательно заберут его домой после смены.

Если ребенок плачет в саду, это – показатель того, что ему нужна помощь. Ведь маленький человечек еще так беззащитен, а его нервная система такая хрупкая. Обязательно спросите у воспитательницы, сколько плачет ваш ребенок и когда. Может быть, он больше всего расстраивается по утрам, когда вы уходите? Может быть, вечером, когда думает, что его не заберут? А может быть, ребенок плачет после сна, потому что новая обстановка для него некомфортна? В зависимости от причины плача вы сможете устранить ее и успокоить тем самым расстроенного малыша.

  1. Обратите внимание на то, плачет ли ребенок после того, как в садик его отводит мама или, может быть, плач усиливается, когда в садик его отводит папа? Если ребенок меньше плачет, когда в садик его отводит другой член семьи (не мама), пусть этот член семьи (папа, дедушка, старшая сестра) его пока и отводит. Так нужно делать, пока малыш не адаптируется.
  2. Узнайте у воспитателя, какие игры или игрушки больше всего радуют вашего ребенка. Может, он успокаивается, ложась спать с любимой лошадкой? Или после разговора с девочкой Ирочкой? Или ему нравится, когда воспитательница читает ему сказку про Золотого петушка? Эти методы нужно применять, когда ребенок плачет в саду.
  3. Не молчите, разговаривайте с ребенком даже в том случае, если он еще мал и говорить с вами не может. Когда мама и папа разговаривают с ребенком, что-то объясняют, делятся впечатлениями, малыш успокаивается и плачет намного реже. Очень хорошо, когда по дороге в детский сад мама рассказывает ребенку о том интересном, что ждет малыша в группе. А по дороге домой тоже что-то рассказывает ребенку, спрашивает, как он провел день.
  4. Можно давать ребенку в сад его любимую куклу или мишку – игрушку, с которой он чувствует себя более защищенно. Такая игрушка наверняка найдется у каждого ребенка. Это особенно хороший способ, если у ребенка тяжелая или средняя степень адаптации к незнакомой среде. Можно также дать ребенку с собой его любимую вещь – платьице, полотенце, платочек, любимые тапочки. С этими предметами ребенок будет чувствовать себя немного уютнее – с ним вроде бы частичка привычной домашней обстановки.
  5. Есть еще один прекрасный способ смягчить адаптацию ребенка в садике. Можно дать ребенку ключ и сказать, что это ключ от квартиры. Можно сообщить ребенку, что теперь ключ от квартиры (дома) будет только у него и без этого ключа мама или папа домой попасть не смогут, пока не заберут из садика своего малыша. Это очень хороший ход, который поможет ребенку чувствовать себя важным и нужным. Это также поможет обрести ребенку дополнительную уверенность в себе и в том, что родители обязательно заберут его из садика как можно скорее. Этот ключ должен находиться у ребенка в таком месте, чтобы малыш мог достать его и ассоциировать с приходом родителей. Это придаст ему уверенность в себе в те моменты, когда малыш плачет в садике.
  6. Когда родители забирают ребенка из садика, они не должны спешить, нервничать и кричать. Даже если родители нервничают молча, ребенок моментально считывает эти эмоции и повторяет их. Ведь связь малыша с родителями в этом возрасте очень крепка. Чтобы ваш ребенок не расстраивался и не плакал, постарайтесь сами быть в хорошем настроении и добром здравии.
  7. Не стоит реагировать на первые же слезы и капризы ребенка. Он быстро поймет, что таким образом может манипулировать мамой и папой. Будьте тверды в своих намерениях и не отступайте от них. Если уж решили сдать ребенка в садик, переживите вместе с ним первый месяц адаптации (а может, и дольше) и чутко реагируйте на его потребности и проблемы. Ваша твердость и доброжелательность поможет ребенку обрести спокойствие в непривычной среде.
  8. Придумайте милую традицию, когда прощаетесь с ребенком, оставляя его в саду. Научите его посылать воздушный поцелуй или поцелуйте ребенка в щечку, погладьте его по спинке, подайте другой условный знак, который говорит о любви к ребенку. Этот обмен знаками «я тебя люблю» успокаивает малыша, дает ему ощущение защищенности не смотря на то, что любимая мама (папа) сейчас уйдет.

Если ребенок плачет в детском саду, родители могут избавить его от любых проблем терпеливостью, любовью, внимательностью. Ведь период адаптации когда-то был и у них.

Детские сады - дошкольные учреждения, созданные для разностороннего развития малышей и удобства их родителей. Детки учатся вести себя в коллективе, приобретают необходимые знания для дальнейшего обучения в школе, а их мамы - получают возможность трудиться и укреплять финансовое благосостояние семьи.

К сожалению, не все ребятишки воспринимают посещение детского сада, как должное, многие из них каждое утро начинают плакать, требуя оставить их дома.

Почему дети не хотят ходить в детский сад

Подобная ситуация знакома подавляющему большинству родителей. Для кого-то проблема успешно решается после прохождения адаптационного периода, ну а для кого-то становится непрекращающимся мучением - ребенок плачет в садике, не желает туда идти, при этом доводы и увещевания на него не действуют.

Психологи советуют не идти на поводу у малыша и не отказываться от посещения детского дошкольного учреждения. Как правило, «недетсадовские» детки гораздо хуже адаптируются к школе, им сложнее найти общий язык со сверстниками, в отличие от выпускников детского сада.

Однако игнорировать поведение своего чада ни в коем случае нельзя, это может нанести вред его психике, нужно выяснить причины, по которым ребенок не хочет ходить в детский сад.

Не стоит делать скоропалительные выводы о том, что малыш просто начал капризничать, может статься, что за его поведением скрывается серьезная проблема. Первые дни в садике - нешуточное испытание для ребенка, ведь он привык к домашнему «расписанию», просыпался не по звонку будильника, а когда вздумается, кушал пищу, приготовленную заботливыми мамиными руками, играл, гулял.

Теперь же ему пришлось столкнуться со многими ограничениями и определенными правилами, общаться с ребятами, которые, возможно, ему не нравятся, потому что отказываются играть в его любимую игру. Воспитательница для него - это чужая тетя, которая почему-то переодевает его вместо мамы. Чужое для него в детском саду все: кроватка, игрушки, книги, карандаши…

Кроха пребывает в растерянности, почему он должен расставаться с мамой, которая обещает забрать его «через час» или «после обеда». Он не ориентируется по времени, и период, проведенный без родных в садике, кажется ему вечностью.

Ребенок не хочет идти в детский сад причины:

  1. Неподготовленность. Это вина мамы и папы. Перед тем как отдать кроху в дошкольное учреждение, родители должны были научить его определенным навыкам: кушать самостоятельно, одеваться (застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать шнурки, завязывать шапку), пользоваться носовым платком, убирать свою одежду. Если малыш не в состоянии сделать это сам, без помощи воспитателей, он будет подвергаться насмешкам со стороны других детей.
  2. Болезненная реакция на расставание с мамой. Как правило, это происходит в случае, если малыша определили в садик в раннем возрасте (до трех лет) или уже после 5 лет, когда ему приходится приспосабливаться к уже сплоченному коллективу, где он ощущает себя чужим. В этой ситуации тоска по своей любимой маме проявляется особенно остро.
  3. Непривычные режим сна и питание. Ребенку тяжело вставать рано утром, многие дети не могут уснуть после обеда. Ну а здоровая и калорийная пища, приготовленная детсадовскими поварами, не всегда приходиться по вкусу малышам.
  4. Стресс. Ребенок может испытывать психологический дискомфорт из-за постоянного шума, перемены обстановки, правил, устанавливаемых воспитательницей, к тому же не всегда ему симпатичной.
  5. Ссоры в коллективе. Малыша могут обижать, дразнить или даже бить сверстники.
  6. Конфликты с воспитательницей или нянечкой. Сотрудники детского сада могут быть грубы по отношению ребенку. Есть и другая сторона медали: ваши сын или дочка отказываются слушать воспитателя, полагая, что он не имеет права указывать, что и когда ему делать.
  7. Самопроизвольное мочеиспускание во время дневного сна. Особенно часто эта проблема возникает в период адаптации к детскому саду. Как следствие этому явлению - насмешки со стороны других ребятишек.
  8. Новый детский сад. В связи с переменой места жительства ребенок может быть переведен родителями в другое детское учреждение. Малыш станет скучать по своим старым друзьям, воспитательнице, к которой привык. Возможно, ему сложно будет найти свое место в сформировавшемся коллективе.

Только выяснив причину, по которой ребенок не хочет идти в сад, можно предпринимать шаги по решению данной проблемы.

Ребенок плачет в детском саду: что делать

Первое, что должна сделать мама - побеседовать с воспитательницей, возможно, она даст дельные советы, как помочь ребенку, как наладить отношения со сверстниками, в том случае, если его постоянно обижают в группе.

К моменту посещения детского сада малыш должен обладать определенными умениями, привитыми ему родителями (рисованию, конструированию, лепке, чтению стихов), знать правила общения со взрослыми людьми, которые возьмут заботу о нем, пока мама и папа на работе, и с другими детьми.

У малыша нужно развить привычку следить за своим внешним видом, быть всегда чистеньким и опрятным. Если он не научен навыкам самообслуживания, нужно постепенно устранять этот недостаток. Пусть он не чувствует себя неумехой по сравнению с другими ребятишками.

В первые дни адаптации ребенка следует забирать до тихого часа, чтобы дать ему возможность привыкнуть к новому режиму. Дома следует постоянно придерживаться детсадовского распорядка, в частности, укладывать спать днем, не позволять ему играть или смотреть мультики до поздней ночи.

Если малыш писает в кроватку во время дневного сна, нужно попросить воспитательницу, чтобы она сажала его на горшок перед отходом ко сну. Когда ребенок почувствует себя уверенно в детском саду, эта проблема отпадет сама собой.

Малыш должен знать, что мама и папа любят его. В свободное время следует больше времени проводить со своим чадом, терпеливо объясняя ему, что детский садик - это благо, прежде всего, для него самого, там он многому сможет научиться. Позиция родителей должна выглядеть следующим образом: «Мы тебя очень любим, ты самый лучший и замечательный ребенок в мире. У тебя все обязательно получится, если ты прислушаешься к нашим советам, нужно лишь немного времени».

И еще одно: дети очень чутко чувствуют обстановку вокруг, поэтому если мама сильно беспокоится, ее переживания передадутся и малышу, причем до такой степени, что он может не спать ночью, боясь наступления утра, когда ему снова придется отправляться в садик. Нужно взять себя в руки и позитивно относиться к посещению ребенком детского сада. Если родители не могут справиться самостоятельно с ежедневным плачем своего чада, имеет смысл посетить детского психолога.

Что не должны делать родители

Малышу очень нужна поддержка родителей. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от него, игнорировать и тем более ругать. Маленький человечек старается донести, что ему плохо, некомфортно и это, порой, отнюдь не пустые капризы.

Худшее, что могу сделать родители, это обвинять ребенка в его проблемах, говорить о том, что своим поведением он создает препятствия для их нормальной жизнедеятельности. Подобная тактика способствует развитию у малыша комплексов, которые впоследствии сложно будет устранить. Он еще слишком мал, у него нет достаточного жизненного опыта, чтобы адекватно реагировать на ту или иную негативную ситуацию и держать эмоции под контролем.

Зачастую родители ведут свое чадо в сад насильно, одергивая, унижая малыша на глазах у сотрудников, других родителей и воспитанников детского сада. Такое поведение никак не способствует улучшению ситуации.

Учинять разборки с детьми, которые обижают ребенка не только неэтично, но и неэффективно. В лучшем случае град насмешек и издевок усилится, в худшем - малыш просто станет изгоем в коллективе.

Еще хуже - устраивать скандалы в учреждении, жаловаться заведующей на то, что воспитатель не может найти общий язык с ребенком. Это сильно настроит сотрудников детского сада не только против мамы, но и малыша.

Психологи дают несколько простых советов, следуя которым родители могут избежать грубых ошибок:

  1. Нельзя пугать ребенка детским садом. Так он никогда не станет для него любимым местом, где можно чувствовать себя комфортно и в безопасности.
  2. Не стоит обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, даже если их манера общения с ребенком вызывает недовольство. Малыш может подумать, что в детском саду его окружают плохие и злые люди.
  3. Нельзя наказывать ребенка при расставании, лучше пообещайте, что вы обязательно вернетесь, а все это время будете думать о нем.
  4. Нельзя обманывать кроху. Если нет возможности забрать его пораньше, то следует прямо сказать ему об этом, в противном случае доверие с его стороны будет утрачено.

Как видим, причины нелюбви к детскому саду у малыша могут быть разные. Задача родителей - помочь ему полюбить садик и настраивать на позитив.

С достижением трехлетнего возраста большинство детей переходят на следующую ступеньку детства и начинают посещать детский сад. Период адаптации к этому этапу жизни может вызывать у ребенка стрессовые состояния и приводить к постоянному плачу и истерикам. Детский сад для любого малыша, безусловно, является новым пространством, в котором существует незнакомые ему окружение и отношения. Поэтому в период приспособления и привыкания молодого организма к новым условиям, родителям следует запастись терпением и максимально облегчить своему чаду прохождение адаптации. Для этого всем заботливым родителям нужно знать особенности строения нервной системы малыша и учесть все нюансы периода адаптации.

Особенности нервной системы и социального поведения малыша

Дети, как и взрослые, бывают разные. Одни спокойно воспринимают все новое и быстро приспосабливаются, другие могут привыкать месяцами. Но для всех малышей в этом возрасте свойственны некоторые одинаковые аспекты поведения и реакции нервной системы, провоцирующие стрессовые состояния.

Почему ребенок плачет в садике?
Отрыв от родителей является одним из основных эмоциональных факторов способных вызвать непростую адаптацию ребенка к детскому садику. Любой малыш с самого рождения неразрывно связан с родителями, которые являются для него самыми любимыми и заботливыми людьми. И вдруг мама или папа приводят его в незнакомое место и оставляют там одного, в окружении неизвестных ему детей и взрослых.

У совсем неподготовленного к первому посещению детского сада малыша к чувству неожиданной разлуки с родителями добавляется страх сделать что-то не так, который поддерживает стресс и может привести к истерике.

Кроме того в возрасте 3-х лет у любого малыша проявляется первый в его жизни возрастной кризис. В этот период жизни у ребенка появляется ощущение собственного «я», формируются личность и самооценка. Дети начинают отстаивать свои самостоятельные решения перед окружающими. Нервная система и психика получают дополнительную нагрузку и становятся более ранимыми. В этом же возрасте проявляются такие качества, как своеволие, упрямство, негативизм. Нервные срывы в условиях возрастного кризиса, также приводят к проблемной адаптации в новых условиях.

Условия воспитания и окружающей обстановки, влияющие на период адаптации

Родительский уход и воспитание являются самым важным звеном в формировании правильного социального поведения детей в любой окружающей среде. В семьях, где процесс воспитания ребенка основывался на партнерских равноправных отношениях, дети, как правило, очень быстро и безболезненно проходят период адаптации. Также легко привыкают к новой обстановке и незнакомому окружению малыши из многодетных семей или дети живущие в коммунальных квартирах. Поведения и характер ребенка достигшего детсадовского возраста в значительной степени определяются родительским уходом и воспитанием.

Негативное влияние плача на здоровье ребенка

Известная писательница и специалист по детской психологи Пенелопа Лич, долгое время изучала проблему влияния длительного плача на здоровье и психику детей. В ходе исследований ей удалось выяснить, что беспрерывный длительный плач способен нанести серьезный удар по развивающемуся детскому организму.

Ребенок плачет в детском саду или перед садиком?
Когда ребенок плачет, в его организме происходит резкий выброс большого количества гормона, вызывающего стресс. Переизбыток данного гормона негативно влияет на нервную систему. Затяжной безутешный плач увеличивает вероятность повреждения нервных клеток и может повлиять на развитие мозга.

Кроме того в сознании детей, которые плачут более 20 минут укореняется мысль о том, что им не помогут. Привыкание к такой мысли серьезно влияет на психику и может привести к проблемам на протяжении всей дальнейшей жизни.


Дети, которым детский сад противопоказан

Крайне не рекомендуется отдавать в детский сад детей с ослабленной иммунной системой, которые с самого рождения часто и много болеют. Не стоит отдавать в сад детей сильно привязанных к родителям, разлуку с которыми они могут переносить слишком тяжело. Также стоит отметить, что детские психотерапевты рекомендуют отдавать детей в детский сад только после 4-х лет.

Рекомендации по правильной подготовке ребенка к периоду адаптации

Чтобы максимально предотвратить все негативные моменты, связанные с адаптацией, родителям стоит самостоятельно подготовить малыша к вступлению в полноценную детсадовскую жизнь. Для начала нужно поговорить с малышом, объяснив ему в позитивном ключе, зачем нужен детский сад и как там весло живется деткам играющим друг с другом. Следует также заранее подкорректировать повседневный распорядок дня ребенка под режим детского сада. Первое время приводить малыша в садик лучше всего с небольшим опозданием,чтобы он не видел слез и капризов других детей.

Все дети имеют разные характеры, особенности нервной системы и соответственно степень адаптации у всех малышей также разная. Способности привыкания детей к незнакомой обстановке делятся на 3 основные группы.

Высокая степень адаптации

Самая предпочтительная для любого родителя степень привыкания, облегчающая жизнь и детям, и родителям, и воспитателям. При высокой степени адаптации ребенок с радостью ходит в садик, быстро находит общий язык с другими детьми и адекватно реагирует на действия воспитателей. Малыш не плачет, не капризничает, не скучает, период адаптации занимает не больше 3-х недель.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых высокая степень адаптации
В данном случае родителям будет достаточно объяснить своему малышу, что они всегда обязательно заберут его домой, а своими эмоциями и впечатлениями он поделится сам.

Средняя степень привыкания

У детей со средней степенью адаптации, несмотря на видимую легкость привыкания, может развиваться внутренний протест. Внутреннее неприятие незнакомой обстановки может проявляться в неожиданных вспышках гнева, агрессии, капризности и плаксивости. Кроме того частые простудные заболевания, насморки и аллергии, также говорят о том, что период адаптации проходит не совсем легко. В остальном такие дети ведут себя достаточно спокойно. Сравнительно недолго переживают расставание с родителями и активно участвуют в общении и играх с другими детьми. Период адаптации у малышей со средней степенью привыкаемости занимает чуть более месяца.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых средняя степень адаптации
Постоянная связь с воспитателем и деликатные разговоры с ребенком помогут родителям избежать многих трудностей и проблем при адаптации малыша со средней степенью привыкаемости.

Сложная степень адаптации

У детей с плохой привыкаемостью к незнакомым условиям и обстановке очень часто случаются нервные срывы переходящие в истерику. Такие малыши при расставании с родителями очень долго и безутешно плачут. При попадании в новые для них условия они замыкаются в себе, не идут на контакт с окружающими их ребятишками и воспитателями, часто болеют. Их невозможно развеселить, они пугаются самых безобидных замечаний воспитателей, начинают плакать, капризничать и звать маму.

Советы родителям для лучшей адаптации детей в саду, у которых сложная степень адаптации
В таких случаях родителям стоит первые 2 недели находиться в садике рядом с малышом, налаживая с ним максимально гибкое позитивное общение. Не лишним будет сходить на консультацию к детскому психологу. В некоторых случаях следует пересмотреть возможность нахождения ребенка в садике в данный возрастной период.

Советы доктора Комаровского, если ребенок плачет в садике

Известный детский врач, телеведущий и кандидат медицинских наук Евгений Олегович Комаровский, советует родителям с самого рождения ребенка приучать его к активному и здоровому образу жизни. Он рекомендует много гулять, закаляться, приучать малыша к соблюдению личной гигиены и позитивному общению с окружающими. Все это позволит в дальнейшем избежать проблем возникающих в период адаптации к детскому саду.

Видео: что cделать, что бы ребенок не плакал в садике?

В жизни малыша наступает такой момент, когда ему необходимо идти в детский сад. Именно тогда родители задаются вопросом: «Почему ребенок плачет когда приходит в детский сад?». Конечно же никакие родители не смогут спокойно уйти из садика, видя, что их ребенок расстроен и плачет. Чтобы справиться с данным не столь приятным моментом, родителям нужно быть терпеливыми, а также знать все особенности нервной системы своего чада.

Вы должны понимать, что ускорить процесс адаптации у вас никак не получится, ведь полнейшее привыкание к новой обстановки происходит через два или три месяца. Следовательно, родители должны набраться сил и смириться с тем, что ребенок на протяжении всего периода адаптации может капризничать и устраивать протесты, дабы не посещать детский садик. В данной статье мы рассмотрим с вами несколько довольно важных вопросов, а именно: «Что необходимо знать родителям?», «Как объяснить ребенку, что посещение детского сада, это обязательное условие?» и «Как пройти адаптацию в довольно спокойном режиме?».

Особенности нервной системы ребенка

Известно, что каждый ребенок индивидуален. Одни малыши начинают плакать в дошкольном учреждении, как только один из родителей скрывается за дверями, и через короткое время успокаиваются. Некоторые продолжают плакать на протяжении всего дня, а другие и вовсе заболевают. Психологи считают, что болезнь ребенка является некой формой протеста против обстановки, которая пока еще ребенку совершенно незнакома. Ребенок очень тяжело переносит расставание с мамой или папой. Однако данный факт может пройти практически не заметно, если ребенка устраивает обстановка детского садика. Но если малыш на психологическом уровне настроил себя, что данная обстановка для него очень негативна, то он будет ежедневно устраивать истерики, частые болезни и постоянный рыдания при расставании с родителями.

Специалисты считают, что на вопрос «Почему ребенок плачет, когда приходит в детский сад?», есть довольно логичное объяснение. Основной проблемой является боязнь малыша, что его привели в садик и не заберут. Если ребенок быстро отвлечется от данной мысли, то на протяжении всего дня он будет спокоен, но если же он будет постоянно вспоминать об этом, то будет постоянно плакать, а также игнорировать все указания воспитателя, это так называемый протест.

При каких обстоятельствах, ребенок лучше приспосабливается к дошкольному учреждению?

Воспитателя и детские психологи считают, что к непривычной обстановке в детском садике лучше всего способны привыкнуть детки, которые воспитываются в многодетных семьях, которые родились и воспитываются в семьях, которые проживают в коммунальных квартирах. Также в семьях, в которых родители относятся к малышу как к взрослому, то есть используют отношения равноправного характера, адаптация пройдет практически не заметно.

Может ли плач ребенка быть для него вредным

Почему ребенок плачет, когда приходит в детский сад? Как распознать нездоровый плач у малыша? Как бороться с постоянной истерикой по приходу в дошкольное учреждение? Все эти вопросы вызывают у родителей огромный интерес.

Исследователи Америки считают, что постоянные истерики могут вызвать непоправимые последствия в нервной системе ребенка. Детский плач необходимо дозировать, например, в случае сильных истерик, нужно немедленно успокаивать ребенка. Известно, что плач малыша, который длится более 20 минут, может нанести детской психике вред и значительно ударить по здоровью малыша. Данная проблема может возникнуть не только после похода в детский садик, но и в любой другой ситуации. Дети быстро привыкают, что добиться желаемого можно исключительно плачем. Если ребенок плачет более 20 минут, могут испытать на протяжении всей своей жизни массу проблем, так как у них складывается впечатление, что к ним никто не придет на помощь и не выручит в сложной ситуации. Длительные истерики способны разрушать мозг, вследствие чего привести проблемы в учебе и дальнейших начинаниях. Такими исследованиями детские психологи нашли часть ответов на вопрос о плаче ребенка, когда он приходит в детский сад.

Во время детского плача, в его организме начинает вырабатываться гормон, который отвечает за стрессовые ситуации, называется он кортизол. Вырабатывание гормона производится надпочечниками. Именно данный гормон может навредить нервной системе малыша. Чем продолжительнее истерика у малыша, тем больше гормона вырабатывается в организме у вашего чада и появляется угроза повреждения нервных клеток. Однако исследователи сообщают, что это совершенно не означает то, что ребенок никогда не должен плакать или то, что родители должны переживать постоянно. Просто необходимо пресекать плач, который длится долгое время.

Когда не стоит отдавать малыша в детский садик

При желании устроить ребенка в детский садик, родителям стоит знать, что мальчики, которым от трех до пяти лет, подвержены более проблемой адаптации, чем девочки в аналогичном возрасте. Для ребенка очень тяжелый период трех лет, ведь именно в этом возрасте происходит первый возрастной кризис. У ребенка начинается формирование самостоятельности, ребенок начинает показывать всем окружающим свое «Я». В этот период малыш начинает требовать от родителей возможного и невозможного. Как правило, такие требования происходят в сопровождении с сильным плачем в детском саду, истерикой и скандалом.

Малыши в возрасте от трех до пяти лет переживают разлуку с мамой довольно тяжело, так как именно в данный промежуток их возраста, связь с родителями очень сильна и крепка. Разрывать некую связь довольно рискованно и трудоемко. Если у ребенка период возрастного кризиса происходил незаметно, то после разрыва постоянной связи с мамой, малыш может начать проявлять все особенности кризиса в довольно тяжелой форме.

Адаптация малыша к дошкольному учреждению

Чтобы ребенок немного проще прошел период адаптации и не плакал, когда приходит в детский сад, нужно сходить в учреждение вместе с родителями. Таким образом, ребенок сможет познакомиться со сверстниками и ознакомиться с их занятиями. Оставлять малыша на целый день с первого раза, нельзя. Так как нервная система примет на себя очень мощный удар, и в дальнейшем малыш начнет плакать, когда родители будут уходить.

Маме или папе нужно посетить детский сад вместе с малышом и побыть в детской среде. Ребенок не будет волноваться, если кто-то из родителей будет рядом с ним. Во время прогулки остальных малышей, можно привести своего ребенка и предложить ему погулять вместе с ними, в то время как вы будете его ждать в сторонке. Также нужно обязательно привести малыша в садик в вечернее время, чтобы малыш убедился, что всех малышей забирают родители. Малыш должен понять, что за ним будут приходить, никто его в садике не оставит.

Ребенок не должен видеть, как плачут другие детки, поэтому не следует отводить малыша в садик с самого утра, например, приведите его на час позже. Такому правилу нужно придерживаться первую неделю. Также первое время ребенок может отказываться от завтрака в садике, следовательно, его нужно покормить в домашней обстановке.


Первую неделю можно оставаться с малышом в группе, чтобы он понял, что ничего плохого ему не сделают, и он находится в безопасности. Не нужно оставаться на весь день, можно просто побыть до утренней прогулки, а после пойти домой. Стоит постепенно увеличивать время пребывания в саду. Только на второй неделе можно предложить малышу самостоятельно остаться в садике, но не на весь день, а например, до обеда. Начиная с третьей недели, следует начинать оставлять ребенка на весь день. Обязательно скажите малышу, что к вечеру вы за ним придете и заберете домой. С таким постепенным графиком, малыш сможет более спокойно пройти адаптацию.

Родителям следует научить малыша делиться своими игрушками с другими детками, чтобы у малышей не возникали конфликтные ситуации.

Какие степени адаптации могут быть у малыша?

Каждый ребенок наделен своими личными особенностями нервной системы, поэтому у каждого малыша по-разному происходит адаптация к детскому саду. Некоторые детки плачут, когда приходят в детский сад, а некоторые спокойно переносят новшество в привычной для них жизни. Адаптацию можно разделить на три степени:

1. Очень сложная степень адаптации .

Из-за того, что ребенок попадает в совершенно незнакомую обстановку, может произойти нервный срыв. В этот период малыш очень долго плачет по утрам или на протяжении всего дня, а после начинает часто болеть. В этом случае ребенок протестует против общения с незнакомыми людьми, а также не хочет играться с детками, которых он совершенно не знает. Игрушки, книжки и другие развлечения не облегчат уровень прохождения адаптации, малыш четко настроен на то, что рядом с ним должны быть исключительно одни родители. При любом обращении воспитателя, малыш может испугаться или же вообще игнорировать все обращения. В такой ситуации, кто-то из родителей должен одну или две недели посещать сад совместно с малышом. Также не лишним будет посещение детского психолога, он поможет решить проблему с постоянным плачем ребенка в детском саду;

2. Средняя степень адаптации .

Ребенок, который проходит данный вид адаптации, будет идти на контакт с другими детками, а также будет совсем немного плакать в тот момент, когда кто-то из родителей уходит. Проявляться аспекты адаптации могут немного иначе, например, частые простуды, аллергии, ангины и т.д. В течение дня у малыша могут возникать резкие перемены в настроении, он может начать проявлять агрессию, гнев и плаксивость. Родителям в таком случае необходимо искать очень деликатный подход к малышу. Нужно объяснять ребенку важность посещения садика, говорить то, что его обязательно заберут домой. Обязательно необходимо постоянно разговаривать с воспитателем, чтобы тот, в свою очередь, рассказывал родителям о возникновении каких-либо проблем касающихся их малыша.

3. Высокая степень адаптации .

В таком случае малыш очень быстро и легко привыкает к незнакомой обстановке и новым людям. Данная степень адаптации означает, что малыш охотно будет ходить в садик, и никаких проблем не будет возникать ни у родителей, ни у воспитателей. Такие детки очень быстро адаптируются к саду, примерно в течение двух или трех недель. Ребенок не будет плакать в саду, не будет скучать и капризничать. Ребенок будет с удовольствием подчиняться указаниям воспитателя, а также с удовольствием играть с другими детками.

Следует отметить, что специалисты советуют не отдавать малыша в сад до трех лет, так как, например, в 2 года малыш будет плакать в саду из-за расставания с родителями. В данный период очень сложно адаптировать малыша.

Родителям необходимо быть готовыми к тому, что малыш будет плакать при расставании в детском саду с родителями практически во всех случаях. Следует найти действенный подход к своему ребенку, и не стоит идти на поводу у него, когда он просит остаться дома. Если вы в период адаптации будете оставлять иногда малыша дома, то проблем возникнет гораздо больше.

В данной статье мы постарались помочь вам разобраться в нескольких вопросах. Если вы внимательно ознакомились с данной информацией, то вы теперь знаете все причины, почему ребенок плачет, когда приходит в детский сад. В любом случае, родителям стоит обратить внимание на характер плача малыша в детском саду. Так как в случае постоянных слез, может быть такое, что ребенку необходима помощь. Вам следует разобраться во всех тонкостях, например, может ребенка кто-то из детей обижает или обзывается. В данной ситуации следует поговорить с воспитателем и родителями такого ребенка.

Также чтобы малыш более комфортно чувствовал себя в саду, вы можете предложить ему взять с собой любимую игрушку. Благодаря такому способу, малышу будет более спокойно в новой обстановке.

В результате очень сложных ситуаций, вы можете обратиться за помощью к специалисту. Желаем вам легкой адаптации малыша в детском саду.

Ни одну маму не оставит равнодушной плач любимого малыша. Хочется его немедленно успокоить, пожалеть, приласкать…

Даже если он в чём-то провинился. Хоть и эмоционально нелегко даются такие моменты, но хорошо одно – кроха сейчас рядом с вами и вы можете контролировать ситуацию.

А вот когда мамы узнают, что их ребёнок плачет в детском саду, недавно начав туда ходить, то их часто охватывает сильная тревога, страх и даже паника. «Он ещё совсем маленький и совсем один там», «Может, малыш ещё не готов к садику?», «Как же ему помочь?» - такие мысли проносятся в голове у мамы.

И, согласитесь, наиболее сильное беспокойство испытывают те, кто уже к этому времени вынужден был выйти на работу. Ведь нет возможности примчаться к своему чаду и мгновенно уладить ситуацию.

Почему ребёнок плачет в детском саду?

Рассмотрим основные причины стресса, который испытывает малыш от посещения садика:

  1. Разлука с мамой на длительное время;

Чем меньше возраст ребёнка, тем сильнее стресс по этой причине и тем тяжелее проходит адаптация к садику.

  • До 2 лет дети ещё сильно привязаны к маме и нуждаются в тесном эмоциональном контакте с ней, в её заботе и ласке. Если они этого резко лишаются, то их психика сильно страдает;
  • Да и у малышей 2-3 лет связь с родителями ещё очень крепка, поэтому попадание в мир совершенно незнакомых ему «тётей» и других детей не может пройти гладко.

Дети, в таком случае, обычно весь день подходят к воспитателю с вопросом: «А когда придёт мама?» Каждая минута ожидания для них мучительна. И это самая распространённая причина того, что ребёнок начинает плакать в детском саду.

  1. Переход на новый режим;

График питания, сна, прогулок в садике отличается от домашнего. И, чем сильнее разница, тем тяжелее привыкать ребёнку. Это очевидно.

Поэтому (особенно в первое время посещения детского сада) он может отказываться от еды, испытывать трудности в засыпании, как в самом садике, так и дома;

Знайте! Чем более приближены по времени к садиковским все домашние процедуры и мероприятия, тем легче приспособиться ребёнку к новым условиям.

  1. Самостоятельность;

Дети, которым не давали действовать самостоятельно и, к началу посещения садика, не привили основных навыков самообслуживания (есть ложкой, одеваться, мыть руки, ходить на горшок), оказываются совершенно беспомощными в новой обстановке. И это усиливает стресс.

  1. Другое отношение к ребёнку со стороны взрослых;

Если дома он привык к ласке, доброте и вниманию мамы, папы и других близких родственников, то в садике малыш может столкнуться с повышенной строгостью, серьёзностью и требовательностью воспитателей. Притом колоссальный недостаток внимания не может не отражаться на настроении и состоянии ребёнка.

  1. Приобщение к новым правилам и нормам поведения. «Это нельзя», «Это надо вот так», «Делай так», «Не ходи туда» и т. д. – вызывают у маленького человечка множество вопросов и непонятностей в стиле: «А почему?»
  1. Малыша могут обижать в садике другие дети, отбирать игрушки, толкать и пр. Такие действия могут вылиться в то, что ребёнок плачет после детского сада или отказывается идти туда утром;
  1. Невкусная еда. Рацион в садике может в корне не устроить кроху, особенно если он привередлив в еде и питается очень ограниченно.

К чему может привести стресс от посещения детского сада?

Конечно, любая адаптация к чему-либо всегда вызывает хотя бы минимальный стресс. Даже мы, взрослые, подчас очень настороженно относимся ко всему новому.

А тут ребёнок. Да ещё попадает в первое в своей жизни внедомашнее учреждение. Без слёз, очевидно, не обойтись. Но иногда стресс настолько сильный, что может повлечь за собой различные неприятные последствия:

  • Частые заболевания. Стресс приводит к ослаблению иммунитета, и ребёнок оказывается в ситуации, когда количество источников заражения возрастает, а сопротивляемость организма снижается. Вот и результат;
  • Кроме того, есть такое явление, как психосоматика, когда наше психическое состояние, переживания и стрессы отражаются на здоровье. Чаще всего это происходит на уровне подсознания. Например, недостаток внимания к себе ребёнок неосознанно может стремиться восполнить посредством болезни.
  1. В нем вы найдете простые, бесплатные способы укрепить здоровье ребенка во время посещения детского сада;
  2. Ребенок будет реже болеть, быстрее пройдет адаптацию и перестанет плакать в детском саду;
  3. Про психосоматические причины болезней и как их избежать, вас тоже ждет отдельный блок в этом подробном видеокурсе.
  • Отказ от еды. Психическое состояние очень часто отражается и на пищевом поведении. С началом посещения садика, малыш может начать хуже кушать, в том числе и дома. Читайте статью по теме: Ребенок плохо ест, что делать ?>>>;
  • Проблемы со сном. На какое-то время ребёнок может даже перестать спать днём, долго засыпать ночью, опять-таки, требуя повышенного внимания к себе (ведь укладывая его спать, мама будет долгое время рядом). И, конечно, до боли знакомый вариант: малыша сложно разбудить утром, так как он не хочет идти в садик;
  • Изменения в поведении. Когда ребёнок плачет перед детским садом, после него и когда находится в нём, это автоматически указывает на то, что он стал более капризным.

Также, как следствие сопротивления новым условиям или в результате взаимодействия с другими детьми, малыш может начать проявлять агрессивность (в отношении себя, родителей, неодушевлённых объектов). Не торопитесь наказывать его за каждое грубое действие, ведь так подчас он выражает свои душевные переживания.

Как подготовить малыша к детскому саду?

Что же делать, когда ребёнок плачет в детском саду? Первое правило:предположить заранее, что такая ситуация произойдёт и начать готовить малыша к садику.

  1. Начните задолго до посещения детского сада рассказывать ребёнку о нём: что это такое, зачем туда ходить, что там хорошо. Рассматривайте фотографии в журналах, где дети играют вместе, в том числе в садике;
  2. Научите необходимым умениям: самостоятельно кушать и одеваться, ходить на горшок и мыть руки (читайте статью по этой теме: Как приучить ребенка к горшку ?>>>);
  3. Постепенно приближайте режим дня малыша к тому, который установлен в садике. Особенно это касается графика сна и приёма пищи;
  4. Чаще бывайте в людных местах: на детских площадках, в парках. Проходите с малышом мимо садиков, останавливайтесь, чтобы посмотреть на других детей там во время прогулки. Комментируйте их действия: «Смотри, дети играют (бегают, прыгают, смеются)», делая акцент на позитивных эмоциях (узнайте, что делать, если ребенок боится других детей ?>>>);
  5. Приучайте ребёнка оставаться наедине с другими родственниками (не только с вами). Так постепенно будет происходить привыкание его сначала к своим, а потом и к чужим людям;
  6. Больше общайтесь со своим крохой. Особенно если ребёнок плачет, когда идёт в детский сад. Если замечаете, что он взволнован или чего-то боится, попытайтесь выяснить причину. Но очень мягко. Никогда не высмеивайте и не обесценивайте страхи своего чада. Относитесь к ним с пониманием и всегда поддерживайте кроху;
  7. В первые дни, месяцы посещения садика, проявляйте к ребёнку повышенное внимание. Ведь малышу его так не хватает!
  8. Нередко тревога и стресс передаются детям от их родителей. Умейте вовремя отслеживать собственные страхи и негативные эмоции, чтобы справляться с ними, а не «награждать» ими своё чадо;
  9. Когда ребёнок плачет утром в детском саду или перед ним, не ругайте и не критикуйте его. Так вы только усилите стресс и замедлите процесс адаптации. Рассказывайте о положительных моментах садика или просто переключайте внимание малыша на что-то другое;
  10. Пусть малыш плавно привыкает к детскому саду. Сначала ходите туда вместе с ребёнком на два часа во время прогулок вашей группы. Затем постепенно увеличивайте длительность его пребывания в садике;

Кстати! Развивающие центры и частные детские сады с малочисленными группами могут стать хорошим вариантом для мягкой адаптации малыша.

  1. Станьте активным участником жизнедеятельности вашего крохи в детском саду. Познакомьте его с воспитателями, с другими детьми, включайтесь в коллективные игры. Пусть ваш авторитет сыграет значимую роль в адаптации малыша к садику.

Из него вы сможете узнать, как познакомить ребенка с садиком и режимом и подружить малыша с воспитателем.

Пусть, когда вы уходите, у вашего ребенка будет верный и надежный друг в детском саду. Надежный взрослый, который пожалеет, уделит внимание и будет оберегать ребенка. Это возможно, если вы примените алгоритм из курса «Я иду в детский сад!»



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»