Что такое сенситивные периоды развития человека. Сенситивные и критические периоды развития Подростковый возраст сензитивный период детская психология

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Наш современный мир вполне можно назвать детоцентричным: появляется множество методик развития, принцип проявления креативности стал основополагающим в процессе воспитания и обучения, реализуется индивидуальный подход. Особенно ценным для психологии развития признано открытие Л. Выготского, касающееся сенситивных периодов в развитии человека: если использовать это время максимально, можно вырастить если не гения, то одаренного и реализованного человека. Однако при игнорировании этих периодов происходят невосполнимые потери и упущения в ходе становления личности, и подтверждение этому - дети-Маугли.

Что такое сенситивные периоды?

Сегодня классическая психология развития выделяет научно обоснованные сенситивные периоды, наиболее благоприятные для обучения базовым жизненным навыкам. Почему они считаются столь благоприятными? Потому что в определенные периоды в самом физиологическом и психическом процессе развития заложен максимальный потенциал для усвоения тех или иных навыков – это связано с темпом, ритмом жизни, формированием базовых систем жизнедеятельности. Термин «сенситивный период» ввел в научный обиход Л. С. Выготский. Речь идет о качественных изменениях, после которых человек уже выступает в новой психической и физической ипостаси, встав на новый уровень развития.

И если упустить данный самой природой шанс обучения, то процессы развития могут исказиться или вообще стать необратимыми, проходить с невосполнимыми потерями. Рассмотрим основные сенситивные периоды в развитии человека.

Сенситивные периоды для речевой деятельности

  • наработка лексического запаса, развитие мелкой моторики (от полутора до 3 лет);
  • освоение букв (3-4 года), формирование осмысленной речи;
  • проявление заинтересованности музыкой, математикой (от 4 до 5 лет), формирование представлений о размерах, цветах, конфигурации объектов;
  • активное социальное взаимодействие (от 5 до 6 лет);
  • взлет способности к речевой активности (от 8 до 9 лет).

Потребность в стабильности

Для ребенка очень важна предсказуемость каждого дня в раннем возрасте: определенные ритуалы пробуждения, режим приема пищи, прогулка, игры, ритуалы отхода ко сну. С этими фазами дневной активности связано первичное представление о мире, и если он стабилен, предсказуем – значит, безопасен, и тогда базовое доверие ребенка к миру не претерпевает излишних испытаний.

Стабильность – это, в том числе, когда мама читает много раз одну и ту же любимую сказку, в которой все события уже известны, это последовательность взрослых, их умение и способность сдерживать обещания, установление правил семьи («В нашей семье не плюют на пол», «В нашей семье можно злиться» и т. п.). Сенситивный период для формирования ощущения стабильности – до 3 лет.

Сенсорное развитие

Сенсорика является базой для мыслительной деятельности, накопления лексического запаса, обучения точным и гуманитарным наукам и формирования эстетического вкуса. Поэтому чувственный опыт – важная сторона развития личности, и сенситивный период для формирования этого опыта – первые 5 лет. Именно в это время особенно продуктивны манипуляции ребенка с предметами малых форм, различных конфигураций, цветов, объема.

Двигательная активность

Наиболее благоприятный период для проявления двигательной активности – от момента самостоятельного хождения (примерно с 1 года) до 4-летнего возраста. В это время мыслительная деятельность формируется в тесной связи с физическими активными действиями. С развитием двигательной активности связано и представление о самостоятельности ребенка – умении соблюдать нормы этикета, управляться с одеждой и обувью, манипулировать важными предметами.

Сенситивный период первичной социализации

Это время от 2 до 6 лет. Ребенок погружается в культуру общения, общую культуру, принятую в его семье, усваивает продуктивные нормы взаимодействия, в том числе, обучается умению выражать и переживать эмоции, ориентируясь на родительскую модель. Важной становится «обратная связь», которую он получает от ровесников и родителей, умение дружить, сопереживать, помогать и просить о помощи и т. д.

Почему сенситивные периоды признаны психологами безвозвратно уходящими в ходе развития личности?

Сенситивный период – это время наибольшей восприимчивости к освоению важных навыков, как уже говорилось выше. И если никакого обучения не происходило, овладеть навыками ребенку либо будет очень сложно, либо и вовсе невозможно. Это подтверждают истории о детях-Маугли, первый доклад о которых был сделан в научном сообществе Итаром. К примеру, если с ребенком никто не разговаривает до 1 года, то научиться говорить ему будет сложно, и в полной мере он уже никогда не овладеет этим навыком. Более того, и эмоциональная сфера тоже тесно связана с проявлениями чувств значимого взрослого по отношению к ребенку. Сегодня известно множество историй детей-сирот, которые испытали сильнейший дефицит ласки, заботы и любви и потому сами не научились переживать и выражать эти чувства. Как считал Эриксон, до 1 года формируется базовое доверие к жизни, и если эта жизнь сурова к ребенку, если его потребности не удовлетворяются, а эмоции не переживаются во всей полноте, доверия к окружающему миру нет, и сформировать его впоследствии искусственно вообще невозможно.

Упустив сенситивные периоды развития, дети-Маугли (те, которые по каким-то причинам были изъяты из человеческой среды и воспитывались животными) не смогут стать полностью социализированными без искреннего многолетнего участия в них. Кроме того, важным в этом отношении оказывается и фактор наследственности, и срок нахождения вне человеческого окружения. Сегодня существует множество подлинных историй о том, как животные (волки, собаки, обезьяны) практически спасали жизнь человеческим детенышам, обучая их жизненно важным навыкам выживания в животном, диком мире. При этом психические процессы у многих таких оказались необратимо искаженными, без возможности восстановления. Именно поэтому такие случаи обозначены в современной психологии и медицине как «синдром Маугли».

Что такое «синдром Маугли»?

Это комплекс признаков, демонстрируемых индивидом, который развивался и воспитывался вне социума. Как это проявляется? В превалировании инстинктивных проявлений, в замкнутости, неумении говорить либо искажении речи, хождении на четвереньках, отсутствии понятия об этикете, полном отсутствии социализации, устойчивости здоровья, психических отклонениях, фактически неизбежных при таких условиях воспитания, определенных физических особенностях (к примеру, у девочки, длительное время жившей в среде обезьян, было выявлено чрезмерное развитие пальцев рук, вследствие того, что передвигаться пришлось по деревьям). Поскольку человек – это сложная система, то и проявления синдрома Маугли будут квалифицироваться по-разному различными специалистами.

От чего зависит возможность избавления от синдрома Маугли?

Полного избавления от этого комплекса признаков, скорее всего, не произойдет даже в самых благоприятных условиях: слишком многое было утеряно в процессе развития вне социума. Для психологов подобные случаи еще раз подтвердили правомерность тезиса об исключительной важности социализации для развития и становления личности.

Здесь важно подходить к вопросу индивидуально: прежде всего, важен срок пребывания в дикой природе и генетически обусловленные факторы.

Если ребенку-Маугли более 13 лет, то есть, миновал период наибольшей психической гибкости, то поможет только дрессура в процессе выработки важных социальных навыков, и то – их освоения не произойдет полностью. Но станет ли такой индивид личностью – вопрос сложный, ответ на который подразумевается отрицательный. Полноценной личностью ему уже не стать, он так и останется наполовину животным, наполовину человеком – базовые психические процессы формирования завершены, периоды сенситивности оказались не использованными.

Если младенец попадает в сообщество животных, передвигающихся на четырех лапах, то к году он осваивает именно этот навык, и впоследствии обучить его прямохождению невозможно. Судьба «спасенных» детей-Маугли оказывается плачевной в человеческом мире: бывали случаи, когда им удалось выжить и слегка адаптироваться, но есть также истории о том, как после изъятия из привычного мира такие дети умирали, так и не освоив человеческих навыков.

Каков вывод?

Ничто не дается человеку просто так, и чтобы развиваться полноценно, нужно максимально задействовать все рецепторы восприятия, стимулировать мыслительную, физическую и эмоциональную активность. И самое главное – жить в обществе себе подобных, усваивая продуктивные модели поведения и реагирования. Человек не способен реализовать весь свой потенциал без общества.

Литература:
  • 1. Антипов А. Дети-Маугли. Электронный ресурс. Режим доступа: http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/antipov/0/j151.html
  • 2. Эриксон Э. Детство и общество. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.koob.ru/ericson_eric/detstvo_i_obshestvo

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.

Бывает и наоборот, ребенок начинает проявлять интерес к какому-то виду деятельности, но через некоторое время этот интерес пропадает, если малыш не получает должную поддержку от взрослых.

Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира.

Такие периоды называются «сенситивными» (от латинского sensus - чувство, ощущение). В эти возрастные интервалы индивидуального развития способность ребенка к овладению или развитию определенных навыков и умений наиболее высокая, тогда как в другое время эта способность существенно ниже.

Например, в раннем возрасте формируется с удивительной легкостью, ребенок сам, без специального обучения со стороны взрослых, учится говорить, постепенно постигая весь грамматический строй, фонетические особенности и лексическую базу родного языка. Если же «в силу каких-либо исключительных условий задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется...». (А.Н. Леонтьев).

Классической и печальной иллюстрацией этой психофизиологической особенности развития человека являются многочисленные истории про детей-маугли. Так две индийские девочки - Камала и Амала - были обнаружены в 1920 году в волчьем логове в возрасте около 8 и 2-х лет. Они обладали всеми повадками диких волков, передвигались на четвереньках и не умели говорить, вместо этого они издавали звуки, характерные для волков: выли, скулили, рычали. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая прожила до 17 лет. Только для того, чтобы научиться стоять выпрямившись и ходить, ей понадобилось целых 2 года. Долгие годы ушли на то, чтобы приучить девочку пользоваться посудой, одеждой... Через семь лет Камала понимала и говорила всего лишь около 45 слов. К семнадцати годам умственное развитие волчьей воспитанницы соответствовало уровню 4-хлетнего ребенка.

То есть определенные сенситивные периоды человека: годы становления речи, приобретения и развития основных навыков и умений - проведенные ребенком среди волков, обернулись навсегда упущенными возможностями.

Что же нужно знать, чтобы сенситивные периоды ребенка были оптимальными для его развития?

5. Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

Началом - начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;


Пиком - сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;

Спадом - более или менее медленным завершением.

М. Монтессори описывала следующие сенситивные стадии общего развития ребенка:

Ребенок от 0 до 3 лет - «духовный эмбрион» (по мнению М.Монтессори)

В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям.


Ребёнок от 3 до 6 лет - «строитель самого себя» (по мнению М.Монтессори)

В этот период идёт активное развитие органов чувств. Согласно М. Монтессори, ребенку необходимо создать богатую для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др.

Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития - познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём.

Ребенок от 6 до 9 лет - «исследователь» (по мнению М.Монтессори)

В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там - в космосе.


Ребенок от 9 до 12 лет - учёный (по мнению М.Монтессори)

В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.

Основные сенситивные периоды развития детей, описываемые последователем М.Монтессори, доктором философии Полом Эпштейном:

Период порядка (от 2 до 4 лет)

Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка.

Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.

Период движения (от рождения до 1,5 лет)

Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.


Период маленьких предметов (от 1,5 до 4 лет)

У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям.

Период вежливости и этикета (от 2,5 до 6 лет)

Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности.

Период утончения чувств (от 2,5 до 6 лет )

Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.

Период письма (от 3,5 до 4,5 лет)

У ребенка появляется стремление воспроизводить карандашом или ручкой на бумаге.

Период чтения (от 3 до 5,5 лет)

У ребенка возникает спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.


Период языка (от рождения до 6 лет)

Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса.

Период пространственных отношений (от 4 до 6 лет)

Формирование представлений о расположении предметов в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.

Период музыки (от 2 до 6 лет)

Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии.

Период математики (от 4 до 6 лет)

Формирование у ребёнка представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.

Существуют и другие классификации сенситивных периодов, например, Пэма Скиллера.

В приведенной ниже классификации Пэма Скиллера «благоприятный период» показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека в данном направлении, «следующий благоприятный период» указывает на новое усиление соответствующей активности мозга, «дальнейший возможный период» указывает на возможность развить данную способность еще в некоторой степени в ходе приспособления, адаптации к новым жизненным обстоятельствам.

Период для эмоционального развития



Период двигательной активности

Благоприятный период - 0 - 24 месяца
Следующий благоприятный период - 2 - 5 лет

Период развития зрения

Благоприятный период - 0 - 24 месяца
Следующий благоприятный период - 2 - 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - уменьшается с возрастом

Период способности говорить

Благоприятный период - 4 - 8 месяцев
Следующий благоприятный период - 8 месяцев - 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - любой возраст

Период музыкальных способностей

Благоприятный период - 0 - 36 месяцев
Следующий благоприятный период - 3 - 10 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - любой возраст

Период умственных способностей

Благоприятный период - 0 - 48 месяцев
Следующий благоприятный период - 4 - 10 лет
Дальнейший возможный благоприятный период - любой возраст

Период изучения иностранного языка

Благоприятный период - 5 - 10 лет

(Окончание следует)


В статье использованы материалы книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому»

У подростков значительно увеличивается объем памяти, причем за счет не только лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.

В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно, продвижением в общем, психологическом развитии у детей к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную позицию.

2.2 Сензитивные периоды актуализации сущностных сил подростков.

С вступлением ребенка в новую возрастную фазу – подростковую – существенно изменяется его социальное положение в школе, семье, на улице. Им изучаются новые дисциплины, в семье на него возлагают более сложные и ответственные обязанности, он уже не играет в «эти детские игры с малышами», а стремится прибиться к юношеской «тусовке». То есть, он уже не ребенок, но еще и не взрослый. В этой связи возникает благоприятная атмосфера для воздействия на его социально-возрастное самоопределение.

К подростковому возрасту у ребенка накапливается довольно большой объем самой разнообразной информации. С вступления в новую возрастную фазу он научается выстраивать логические схемы, улавливать причинно-следственные связи. На этой основе количество полученного знания переходит в новое качество, а в купе с расширяющимся жизненным опытом у него возникает более высокий уровень самосознания, он обращает свой взор на внутренний мир и духовный облик других людей и на этой основе выстраивает устойчивый нравственный идеал. Таким образом, подростковый возраст сензитивен для формирования идеала.

Для подростков огромное значение имеет мнение, оценка сверстников и в то же время в подростковой среде существует своеобразный поведенческий устав, приоритет в котором принадлежит проявлению воли. Именно в этой связи подростковый возраст сензитивен для формирования сильной воли, в частности таких черт как целеустремленность, самостоятельность, выносливость, решительность, смелость, инициативность, выдержка, мужественность и другое.

Заметим, что все эти черты так или иначе разовьются, а если не эти, то альтернативные и направлены будут если не на созидание, то на разрушение, поэтому обществу важно не упустить шанс «воспитать гражданина».

Нравственно этический стержень личности также имеет пик своего формирования. Конечно, нравственный стержень человека начинает формироваться с осознания своего «я», т.е. с трех лет, но в этот период детства он, в основном, направляется взрослым «можно» и «нельзя», чаще всего не аргументированным и работающим, в основном, за счет самоограничения ребенка.

В совершенно иное качественное русло процесс нравственно-этического формирования индивида входит в подростковом периоде, когда подросток оценивает себя через соотношения своего внутреннего мира с внутренним миром других людей. У подростка формируется понятийное мышление, ему доступно понимание связей между конкретным поступком и качествами личности, на основе чего и появляется потребность в самоусовершенствовании.

Подростка, в процессе накопления им жизненного опыта, а также обращения его взора к литературным и киногероям начинают волновать глубоко этические вопросы о смысле жизни и человеческом счастье, о справедливости, чести и достоинстве, а также о его собственной роли в формировании нравственно-этической среды в его ближайшем окружении.

Нравственно-этические нормы подростка очень далеки от идеала, они фрагментарны и нестабильны, но они, и это более всего важно, впервые формируются осознанно и самостоятельно. Отличительной чертой этого процесса, впрочем, скоро угасающей, вернее удушенной обществом является искренность и непримиримость, вот откуда берется непримиримость к тому, что он отрицает.

В подростковом возрасте происходят существенные биологические изменения – значительный рост мышечной силы, общей стойкости организма и работоспособности, причем как и у мальчиков, так и у девочек. Возникает естественная потребность «применить физическую силу». Обозначенное обстоятельство создает более чем благоприятные условия для активных занятий спортом и физического труда как дома, так и за его пределами – труда общественного (причем не только безвозмездного, но и оплачиваемого).

В возрасте 13-15 лет у мальчиков и 12-14 лет у девочек-подростков формируется тот профиль энергетических возможностей и сократительных свойств скелетных мышц, с которым человеку суждено прожить всю оставшуюся жизнь. Поэтому в эти годы у мальчиков эффективно развивать скоростные, силовые и скоростно-силовые качества; можно целенаправленно готовить бегунов на средние дистанции и спринтеров, штангистов и борцов, метателей и прыгунов. (Заметим, что более ранняя специализация во всех этих видах спорта нередко оборачивается нарушением в развитии). Девочкам для сглаживания угловатости движений, формирования пластики и грации целесообразно заниматься всеми видами танца, шейпингом, художественной гимнастикой, легкой атлетикой. Заметим, однако, что организм подростка еще весьма далек от полного физического формирования.

Подростковый возраст характеризуется как пубертатный период, связанный с глубокой перестройкой эндокринной системы, появлением вторичных половых признаков, а также полового влечения, вызываемого обильным выделением гормонов. Это период, когда вопрос принадлежности к полу следует подкреплять поведенческими актами отношений между мальчиками и девочками, это наиболее благоприятное время формирования мужественности и женственности.

2.3. Типы досугового общения подростков.

Каждый из нас живет среди людей. В любой ситуации, мы независимо от нашего желания, общаемся с людьми. Человеческое общение напоминает своеобразную пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их и, вместе с этим, переживаем собственное состояние, возникающее в результате общения. Общение выступает как деятельность, сфера, где человек может реализовать себя. Для социализации общение играет одну из важных ролей - это реализация коммуникативно-информационной функции, приводящей человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающей человека информацией с целью формирования его образа жизни;

Так как мы рассматриваем досуговую сферу, то тип досугового общения определяет сам процесс взаимодействия подростков. Можно выделить следующие типы досугового общения.

Позитивист.

Подростки этого типа способны творчески подходить к поставленной задаче, взваливая при этом основной груз на себя. Они прислушиваются к мнению родителей, педагогов и сверстников, изо всех сил пытаясь реализовать полезные советы. Их отличает настойчивость в достижении цели, а также способность правильно оценивать собственные результаты и результаты своих товарищей. Подростки- позитивисты обладают необходимыми трудовыми навыками, способы планировать свою работу и согласовывать ее с работой группы.

Каждый возрастной период характеризуется своими специфическими особенностями. Переход от одного возрастного периода к следующему является переломным, критическим.Критические периоды− это такие периоды развития организма, в течение которых он становится наиболее уязвим к действию внешних факторов среды. Основными такими периодами являются: 3−4 года, 7−8 лет, 11−14− у девочек; 12−15 у мальчиков. В эти возрастные периоды развивающаяся функция может нарушиться и дать сбой, так как в это время резко снижаются адаптационные возможности организма ребенка.

Сенситивные периоды− это периодыснижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогичес­ким и тренерским. К таким периодам относятся периоды: до 1 года, 4-5, 7-8 и 12-15 лет.Если в эти периоды на организм действуют нужные факторы, от которых зависит развитие данной функции, то она максимально развивается, но если же такие факторы отсутствуют, то функция может развиваться плохо или вообще не развиваться. Если необходимые раздражители появляются в более поздние сроки, то наверстать упущенное в развитии ребенка не всегда возможно.

Критические и сенситивные периоды совпадают лишь частично. Если критические периоды создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (на­пример, в переходный период у подростка), то сенситивные периоды реализуют эти возможности, обеспечивая адекватное функциониро­вание систем организма соответственно новым требованиям окружа­ющей среды.

Сенситивные периоды для различных качеств проявляются гетерохронно.Хотя имеются индивидуальные вари­анты сроков их наступления, все же можно, в среднем, выделить об­щие закономерности. Так, сенситивный периодпроявления различных показателей качествабыстроты приходится навозраст11-14 лети к 15- летнему возрасту достигается его максимальный уровень. Близ­кая к этому картина наблюдается в онтогенезе и для проявления ка­честв ловкости и гибкости.

Несколько позже отмечается сенситивный период качества силы. После сравнительно небольших темпов ежегодных приростов мышечной силы в дошкольном и младшем школьном возрасте наступает некоторое их замедление. В последующем наступает сенситивный период развития мышечной силы− к14-17 годамотмечается значительный прирост данного показателя в процессе спортивной тренировки. К возрасту 18-20 лет у юношей (на 1-2 года раньше у девушек) достигается максимальное проявление силы основных мышечных групп.

Сенситивный период выносливости приходится примерно на 15 – 20 лет.


Сенситивный период гибкости проявляется в раннем школьном возрасте. В более позднем возрасте (начиная с 13-14 лет) подвижность в суставах совершенствуется с большим трудом.

Для тренеров и педагогов, работающих в области физического воспитания и спорта, знание сенситивных периодов чрезвычайно важно, так как один и тот же объем физической нагрузки, количе­ство тренировочных занятий, подходов к снарядам и т. п. лишь в сен­ситивный период обеспечивают наибольший тренировочный эф­фект, который в другие возрастные периоды не может быть достиг­нут. К тому же учет сенситивных периодовнеобходим при проведении спортивного отбора дляправильной оценки состояния организма и особенностей физических качеств молодого спортсмена.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое гетерохронность роста и развития?

2. Что такое ассимиляция и диссимиляция?

3. Что такое возрастной период?

4. Что такое биологический возраст? Календарный возраст?

5. Каковы особенности формирования аэробного и анаэробного механизмов энергетического обеспечения мышечной деятельности у детей и подростков?

6. Каковы особенности функционального состояния детей и подростков при спортивной деятельности

7. Что такое критические периоды развития ребенка?

8. Что такое сенситивные периоды развития ребенка?

9. Перечислите основные сенситивные периоды развития физических качеств у детей и подростков.

1. Вайнбум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников / Я.С.Вайбум. − М.: Просвещение, 1991.– 190 с.

2. Верхошанский Ю.В. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития / Ю.В.Верхошанский.– М., 1989.– 235 с.

3. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А.Ермолаев.– М.: Высшая школа, 1995. – 462 с.

4. Смирнов В.М. Физиология физического воспитания и спорта / В.М.Смирнов, В.И.Дубровский. – М.: Владос, 2002.– 480 с.

5. Спортивная физиология / под ред. Я. М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986.– 240 с.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ

ТРЕНИРОВКИ ЖЕНЩИН

1. Морфофункциональные особенности женского организма.

2. Специфические особенности проявления и развития физических качеств.

3. Энерготраты, аэробные и анаэробные возможности женского организма.

4. Изменения функций женского организма в процессе тренировок.

1. Морфофункциональные особенности женского организма

Особенности строения и функционирования женского организма определяют его отличия в умственной и физической работоспособ­ности. В общебиологическом аспекте женщины по сравнению с муж­чинами характеризуются лучшей приспособляемостью к изменени­ям внешней среды (температурные сдвиги, голод, кровопотери, не­которые болезни), меньшей детской смертностью и большей продол­жительностью жизни.

Для организма женщин характерны специфические особенности деятельности мозга. Доминирующая роль левого полушария у них проявляется в меньшей степени, чем у мужчин. Это связано с достаточно выраженным представительством речевой функции не только в левом, но и в правом полушарии. Женщины обладают высокой способностью к переработке речевой информации, поэтому в процессе их обучения физическим упражнениям следует делать акцент на методе рассказа (объяснение, словесный анализ движений, разъяснение ошибок существенно ускоряют овладение движением, формирование двигательных навыков)

Женщины обладают хорошей кратковременной и долговременной вербальной памятью, в тоже время у них хуже, чем у мужчин цифровая память (медленнее решают особенно новые тактические задачи).

Женщины обладают более высоким уровнем мотивации и имеют более высокие показатели обучаемости.

Они обладают более высокой эмоциональной возбудимостью, неустойчивостью и тревожностью, поэтому нуждаются в поощрениях.

Высокая чувствительность кожных рецепторов, двигательного и вестибулярного анализаторов и их сенсорных зон, тонкие дифференцировки мышеч­ного чувства способствуют развитию у девочек хорошей координации движе­ний, их плавности и четкости. Устойчивость вестибулярных реакций особенно возрастает в периоде с 8 до 13-14 лет. В этом возрасте быстро совершенствуется функция двигательного анализатора, растет способ­ность дифференцировать амплитуду движений. Важно использовать этот период развития организма для совершенствования координа­ции движений, повышения устойчивости вестибулярного аппарата, овладения статическими и динамическими равновесием, формиро­вания сложных двигательных навыков.

Женщины обладают острым зрением, широким полем зрения, высокой способностью раз­личать цвета и хорошим глубинным зрением. У них зрительные сигналы быстрее достигают коры больших полушарий и вызывают более выраженную реакцию− все это обуславливает совершенство глазодвигательных реакций, уве­ренную ориентацию движений в пространстве. Слуховая система отличается большей чувствительностью к высоким частотам звукового диапазона, с возрастом это отличие женщин становится более заметным.

Женщины обладают меньшей длиной тела (в среднем на 10см) и весом (на 10 кг), чем мужчины, соответственно у них меньше размеры внутренних органов и мышечная масса. Пропорции тела женщины имеют также свои особенности: кости короче, а туловище длиннее; поперечные размеры таза больше, а пле­чи уже. Эти особенности строения тела обуславливают более низкое общее положение центра тяжести, что способствует лучшему сохране­нию равновесия. Вместе с тем, большая ширина таза снижает эффективность движе­ний при локомоциях.

Девушки обладают отличной гибкостью и поэтому достигают больших результатов в гимнастике и др. видах спорта. Красоте и эффективности движений спо­собствует и то, что у женщин чаще встречается высокий свод стопы и реже плоскостопие.

Особенности размеров и состава тела определяют и специфические черты вегетативных функций женского организма. Дыхание женщин характеризуется меньшими величинами объемов и емкостей легких, более высокими частотными показателями: ЖЕЛ меньше, чем у мужчин пример­но на 1000 мл; МОД и глубина дыхания меньше, а частота дыхания− выше, чем у мужчин. При этом повышение МОД достигается менее выгодным соотношением частоты и глубины дыхания и сопровождается более выраженным утомлением дыхательных мышц. Мужчины превосходят женщин также по абсолютной и по относительной (в расчете на 1 кг веса тела) величине максимальной легочной вентиля­ции (МЛВ).

В процессе индивидуального развития уже с 7-8 лет у девочек начина­ется переход от брюшного типа дыхания к грудному, который вполне формируется к 18 годам. В периоде с 10 до 14 лет мальчики начинают пре­восходить девочек по росту показателей ЖЕЛ, МОД и МЛВ, абсолютным и относительным величинам МПК. У девочек наиболее заметный прирост этих показателей отмечается в возрасте 11 лет. Максимальные значения достигаются в 15 лет, а после 35 лет начинается их снижение.

В системе крови у женщин отмечена более высокая кроветворная функция, что обеспечивает хорошую переносимость больших потерь кро­ви и является одной из защитных функций женского организма. У них в крови меньше эритроцитов, гемогло­бина (120 - 140 г/л) и миоглобина. Меньше у женщин и объем циркули­рующей крови на 1 кг веса тела.

Низкая концентрация гемоглобина обуславливает небольшую кислородную емкость крови, что отрицательно сказывается на времени и качестве выполнения предельных аэробных нагрузок.

Сердце у женщин по объему и массе меньше мужского, поэтому у них регистрируется меньшая величина систолического и минутного объема крови, что компенсируется более высокой частотой сердечных сокращений и большей скоростью кровотока.

Отмеченные у женщин менее совершенные механизмы адаптации кардиореспираторной системы к нагрузкам снижают их аэробные возможно­сти и общую работоспособность.

Особенности взаимодействия организма и среды отражены в понятии критические периоды. В процессе индивидуального развития выделяют критические периоды , когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Выделяют несколько критических периодов развития:

1. время развития половых клеток – овогенез и сперматогенез;

2. момент слияния половых клеток – оплодотворение;

3. имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);

4. формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);

5. стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);

6. формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);

7. момент рождения ребенка и период новорожденности – переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8. период раннего и первого детства (2 года – 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9. подростковый возраст (период полового созревания – у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет), когда одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

С критическими периодами частично совпадают так называемые сенситивные периоды (периоды особой чувствительности), которые возникают на их базе и менее всего контролируются генетически, т. е. являются особенно восприимчивыми к влияниям внешней среды,в том числе педагогическим и тренерским.Т.о. сенситивные периоды это периоды высокой чувствительности детей к внешним влияниям, особой восприимчивости к тем или иным способам, видам деятельности, способам эмоционального реагирования, поведения, в которых происходит наиболее интенсивное развитие определённых систем организма и соответствующее стимулирующее воздействие окружающей среды приобретает особое значение.

Для человека наиболее важными является три сенситивных периода.

1. до 2-3-х лет жизни, когда формируются соответствующие области мозга, совпадающие с формированием речи.

2. В возрасте 5-7 лет у ребёнка хорошо развиты моторика и речь, он умеет анализировать ситуацию, у него развито чувство «психологической дистанции» в отношениях со взрослыми. В то же время ещё недостаточно самокритики и самоконтроля. У ребёнка ещё не выработана способность к зрительному сосредоточению. В деятельности преобладают игровые элементы. При поступлении в школу могут возникнуть различные отклонения, связанные с недостаточной психологической готовностью ребёнка к систематическим занятиям.

3. В возрасте 12-16 лет подросток вступает в третий критический период: пубертатный. Происходит бурный рост подростка. Моторика становится неловкой, резкой, порывистой. Возникают изменения, связанные с половым метаморфозом. Особенно значительно изменяется поведение подростков. Они становятся непоседливыми, беспокойными, непослушными, раздражительными. Подросток проявляет стремление быть или казаться взрослым.

На протяжении сенситивных периодов применяемые средства и методы в физическом воспитании достигают наилучшего тренирующего эффекта. Так сенситивный период развития абсолютной мышечной силы наблюдается в 14-17 лет (максимального значения качество силы достигает к возрасту 18-20 лет). Сенситивный период развития различных проявлений качества быстроты приходится на 11-14лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту). Для общей выносливости сенситивный период проявляется в 15-20 лет (максимальное значение - в 20-25 лет). Развитие гибкости особенно бурно происходит с 3-4 до 15 лет, а ловкости - с 7-10 до 13-15 лет.

Критические периоды переключают организм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности. Сенситивные периодыприспосабливают функционирование организма к этим условиям. С этим связана высокая чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные периоды развития.

Благоприятные воздействия на организм в сенситивные периоды оптимальным образом содействуют развертыванию наследственных возможностей организма, превращению врожденных задатков в определенные способности, а неблагоприятные задерживают их развитие, вызывают перенапряжение функциональных систем, в первую очередь, нервной системы, нарушение психического и физического развития.

Вопросы для самопроверки:

1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии, связь с другими науками.

2. Уровни организации организма человека.

3. Строение и функции клетки.

4. Основные виды тканей.

5. Что такое орган? Перечислите основные системы органов.

6. Перечислите свойства организма человека.

7. Назовите особенности роста и развития детского организма.

8. Назовите причины и негативные стороны акселерации и ретардации.

9. Онтогенез: определение, возрастная периодизация.

10. Назовите особенности анатомо-физиологического развития организма человека в пренатальный и постнатальный периоды.

11. Что называют критическим периодом? Дайте характеристику критическим периодам в развитии человека.

12. Сенситивные периоды: определение, значение в жизни человека.

13. Что такое календарный и биологический возраст?

14. Назовите основные критерии биологического возраста.

Список литературы:

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М., 1998.
  2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: учеб. Пособие – М.: «Сфера», 2001.
  3. Кураев Т.А., Алейникова Т.В., Думбай В.Н., Фельдман Г.Л. Физиология центральной нервной: учеб. пособие – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.
  4. Курепина М.М. Анатомия человека: учеб. для вузов – М.: Владос, 2002.
  5. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М., 2000.
  6. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М., 2000.
  7. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И., Анатомия и физиология детей и подростков с возрастными особенностями детского организма. – М., 2005.
  8. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная. – М.: Олимпия, 2005.
  9. Физиология человека (под ред. А.Г. Покровского). – М., 1997.

ТЕМА 2. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СРЕДА

Цели и задачи изучения темы:

Дать основные понятия генетики;

Изучить причины возникновения наследственной и тератогенной патологии;

Ознакомить с некоторыми видами наследственных и тератогенных заболеваний;

Сформировать принципы профилактики наследственных и тератогенных заболеваний.

Наименование разделов темы:

1. Основные понятия генетики.

2. Наследственные болезни: определение, причины, классификация, особенности клинических проявлений.

3. Основные виды хромосомных заболеваний.

4. Основные виды генных заболеваний.

5. Тератогенные заболевания.

6. Профилактика наследственных и тератогенных болезней.

Основные понятия генетики

Наследственность и изменчивость – два важнейших свойства живых организмов тесным образом связаны с понятием размножение.

Наследственность – способность живых организмов накапливать, хранить и передавать потомству наследственную информацию. Передача и хранение наследственных признаков обеспечивается ДНК и РНК. Ведущее значение в передаче наследственной информации принадлежит ДНК. Участок молекулы ДНК, определяющий развитие того или иного признака, называется геном .Каждая молекула ДНК включает в себя сотни генов и представляет программу развития многих признаков и свойств организма. Объединяясь с особыми белками, молекула ДНК образует в ядре хромосомы. Число хромосом постоянно для каждого вида животных и растений. В ядрах соматических клетках содержится 46 хромосом расположенных попарно (23 пары). Двадцать две пары хромосом (соматические) отвечают за рост и развитие организма. 23-ю пару составляют половые хромосомы. Женщины имеют две Х-хромосомы, а мужчины - одну X и одну Y-хромосому. В ядрах половых клетках содержится 23 хромосомы. При слиянии яйцеклетки со сперматозоидом (оплодотворении) хромосом вновь становится 46. Зародившийся организм получает половину признаков от матери и половину от отца.

Признак – любое свойство или качество, характеризующее данный организм или группу организмов. Признак, который проявляется в потомстве и подавляет проявление другого признака, называют доминантным. Признак, который внешне у потомства не проявляется, называют рецессивным.

Генотип – совокупность всех генов организма.

Фенотип – совокупность свойств (признаков) организма, приобретенных в процессе жизни.

Каждому ребенку присуща индивидуальная генетически обоснованная программа развития, реализация которой, происходит в конкретных условиях внешней среды.

Изменчивость - способность организма приобретать новые признаки под воздействием различных факторов.

2.Наследственные болезни: определение, причины, классификация, особенности клинических проявлений

Наследственные болезни – это заболевания, обусловленные изменениями (мутациями) наследственного аппарата.

В основе наследственных заболеваний лежат нарушения (мутации) наследственной информации (хромосомные, генные).

Классификация наследственных болезней :

1. Хромосомные заболевания – это заболевания, обусловленные изменениями количества хромосом или их структуры:

а) количественные заболевания;

б) качественные заболевания.

2. Генные заболевания – это заболевания, обусловленные структурными изменениями гена:

а) полигенные заболевания – заболевание, при котором поражено несколько генов;

б) болезни с наследственной предрасположенностью – заболевания, для проявления которых необходимы определенные внешние факторы;

в)моногенные заболевания – заболевание, при котором поражен один ген:

Аутосомно-рецессивные – пораженный ген является рецессивным по отношению к здоровому,

Аутосомно-доминантные – пораженный ген является доминантным по отношению к здоровому,

Сцепленные с половой хромосомой – пораженный ген располагается в половой хромосоме.

Особенности клинических проявлений наследственной патологии:

1. Наследственные болезни часто носят семейный характер.

2. Болезни проявляются в любом возрасте.

3. Заболевания имеют прогрессирующее хроническое течение.

4. Наблюдаются редко встречающиеся специфические симптомы или их сочетания. Например, мышиный запах говорит о фенилкетонурии.
5. В патологический процесс вовлекаются многие органы или системы органов.

6. Устойчивость к терапии.

7. Обуславливают инвалидность с детства и сокращенную продолжительность жизни.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»