Любовь долготерпит милосердствует апостол павел. Большая христианская библиотека. Любовь не превозносится

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.

Святой апостол Павел, Первое послание к коринфянам.

Ты говоришь, что очень любишь,
Сложила руки на груди.
Но завтра ты со мной не будешь,
От правды разум не спасти.

От правды веселей не станет,
Душе без грусти не прозреть.
Ведь только страсть живёт меж нами,
А всякой страсти участь – смерть.

Страсть – не любовь, за страстью пропасть.
За страстью холод пустоты.
Сегодня – верность, после – подлость,
Недалеко и до беды.

А вот любовь во тьме осветит,
Не зная зависти и лжи.
Любовь сквозь годы долготерпит,
И в горе помогает жить.

Не превозносится, не ропщет,
Но покрывает всё вокруг.
Любовь есть истины источник,
Где каждой каплей сердца стук.

Любовь не злится, не гордится,
Любовь жестокости чужда.
Любовь лишь созидать стремится,
Не разрушая никогда.

Любовь – добра и милосердна,
Необъяснима и проста.
Неповторима и волшебна,
И целомудрием чиста.

Любовь в разлуке неизменна,
И в проявлении любом
Любовь всегда благословенна
Для тех, кто хочет быть вдвоём.

Рецензии

Мы говорим...
Александр Миронов 3
«Говорить правду могут лишь люди с чистым сердцем.
Фарисейская правда хуже лжи.»
Мы говорим, что есть любовь,
а что это не знаем.
Мы говорим, что врать нельзя,
но этим ведь лукавим.
Как важно нам, что бы всё
по чести, а сами искушаемся
от подлости и лести.
Не зная истины, порой
чушь выдаем за правду!?
И досаждаем ей других, пока нам
не закричали
и тогда лишь говорим,
уж лучше бы молчали.
Но тянет снова говорить то,
чего не знаем…..
И так по жизни мы людей,
пинаем и пинаем.
Ответ здесь напросился сам,
ведь веря и любя,
что бы понять других,
сперва пойми себя.
Кто же истины познает суть,
подумай сотню раз,
а нужно ли ее говорить,
ведь это зло для нас.
А истина сравнима
с проституткой и многих
людей губит, её слышать то хотят,
но никто не любит.
Вот же ирония судьбы,
но ВЫ уж как хотите,
надумали, коль что сказать,
с любовью говорите!
Но ключ от этого ларца
у кого лишь чистые сердца.
Сколько проблем породили слова,
люди очнитесь и помните,
слово может сгубить и убить,
но что - бы не случилось это,
природа, ища равновесье,
придумало слово поэта.
Мы говорим, что есть любовь…
Любовь не таинство утехи,
от похоти отлична тем,
что долго терпит, не гордится
и не бесчинствует ничем.
Не мыслит зла и раздраженья,
не в гордости её почёт,
а всему веря и всегда надеясь,
человек с ней всё перенесёт.
А если душу гложет мысль извне,
оставь её,а радуйся лишь истине.
16.01.2012.

© Copyright: Александр Миронов 3, 2012
Свидетельство о публикации №112011700489

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

1-е Коринфянам 13:1-13
Ключевой стих 13:4

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится».

Мы приняли это слово ровно год назад. Но нам нужно повторить и ещё раз слушать его, потому что это важно. Через сегодняшнее слово мы можем видеть свой духовный рост. По плоти мы стали на год старше. А наш духовный рост определяет любовь в наших сердцах. Давайте ещё раз поразмышляем о любви через это слово.
I. Без любви я ничто (1-3)

В стихах 1-3 Павел объясняет, почему мы нуждаемся в любви. Посмотрите на стих 1. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий». Здесь Павел сначала упоминает о языках человеческих и ангельских. Если мы умеем хорошо разговаривать, в этом есть много плюсов, особенно для пастыря: мы можем легко завязать разговор с агнцами; всегда найти общую интересную тему для разговора; можем ответить на любые вопросы, которые задают агнцы или, по крайней мере, красиво выкрутиться. Но что говорит Павел: «Если я говорю языками человеческими или ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий» . Если у нас нет любви, то мы просто звенящая медь, очень шумный, но пустой звук. От этого часто болит голова. С другой стороны, речь может быть нескладной, и выражения не очень красивыми, но всё же, когда мы говорим с любовью, люди принимают даже обличение. На самом деле люди нуждаются и хотят любви, а не красивых и правильных слов. Когда у нас есть любовь, мы можем быть хорошими сотрудниками и хорошими учителями Библии.

Посмотрите на стих 2. «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто». Можно иметь огромную духовную проницательность, которая приходит из духа пророчества, и уметь объяснять трудные отрывки Библии. Но без любви это не даёт никакого плода. Если мы можем предсказать будущее в этом неуверенном мире, это будет очень полезно. Если мы может обрести все знания в этом поколении информации, как сильно это поможет нам в выполнении работы Бога. В стихе 2, дар веры означает веру, которая может делать чудеса. Мы нуждаемся в такой вере, мы хотим выгонять бесов и исцелять больных. Но даже если мы совершаем великое дело без любви – это ничто.

Посмотрите на стих 3. «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Помогать бедным людям – это очень красиво и благородно. Некоторые самоотверженно жертвуют, чтобы помочь бедным. Но без любви – это ничто. Их могут признавать другие, но перед Богом – это ничто.
Из этих 3-х стихов мы учимся, что в использовании духовных даров важен мотив. Это должна быть любовь. Любовь невидима, поэтому мы можем легко игнорировать и недооценивать её. Однако любовь как жизнь. Жизнь невидима, но необходима для тела. Если у нас нет жизни, то наше тело – всего лишь труп. Таким же образом, когда у нас нет любви, наше служение – ничто. Поэтому мы должны искренне просить, чтобы Бог дал нам любовь Христову во всём, что мы делаем, в проповеди Евангелия, изучении Библии, жертве себя для дела Бога. Нам нужна истинная любовь во всём, что мы делаем.

II. Что такое любовь (4-7)

Итак, что же такое настоящая любовь? Павел говорит об этом в стихах 4-7. Прочтем их вместе. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».

Во-первых, любовь терпелива. Посмотрите на стих 4а. «Любовь долготерпит…» Быть терпеливым не означает просто терпеть чье-либо существование. Это означает терпеть немощи и грехи других до конца, не осуждая, не сдаваясь и храня надежду. Не легко быть терпеливым. Когда мы воспитываем агнцев, сначала у нас есть надежда, что они будут расти. Но со временем мы находим их слабости, неверность или скрытые грехи. Мы становимся нетерпеливыми и можем легко критиковать, осуждать и, в конце концов, сдаваться. Нетерпение производит ненависть. Нетерпение это враг воспитания учеников. Поэтому любовь долготерпит. Любовь не оставляет надежду. Чтобы помочь кому-то, нам нужна терпеливая любовь. Это плод Святого Духа.

Любовь долготерпения это основа семьи, это основа отношения мужа и жены. Мы видим хороший пример в наших домашних церквях. В обычной семье даже маленькое противоречие может привести к большой ссоре и даже к разводу. Но когда я смотрю на наши домашние церкви, они всегда имеют благодать, радость и любовь. Это всё благодаря тому, что там есть долготерпение.

Бог настолько терпелив. Он терпит все наши поступки в надежде, что скоро мы придём к Нему через покаяние. Иисус рассказал притчу о блудном сыне. Его отец знал, что он растранжирит всё имущество и наделает ошибок. Но отец отпустил его, проливая много слез. Отец никогда не забывал своего сына. Он ждал его возвращения. Мы можем только представить, как болело сердце отца, когда он ждал своего сына. Но он никогда не прекращал любить сына и не терял надежды. Поскольку он ждал терпеливо, то смог принять своего сына таким, как он был, и восстановить его. Иисус на земле терпел разных людей. Иисус был терпелив полностью, даже до креста, где Он понес грехи мира в теле. Несмотря на невыносимую боль, Иисус молился за тех, кто распинал его: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лук.23:34a). Мы нуждаемся в таком же терпении, чтобы воспитывать агнцев.

Во-вторых, любовь добра. Посмотрите на стих 4б. «…любовь милосердствует». Многие люди думают, что доброта это черта характера. Они рассуждают о том, что некоторые рождаются добрыми, а некоторые рождаются злыми. Однако доброта – это не черта характера. Доброта – это плод Святого Духа. Раньше Павел был злым человеком, его цель жизни была погубить как можно больше христиан. Но когда Дух Святой работал в нём, он стал добрым человеком, и мог писать такие прекрасные слова о любви. Иисус был добр к Своим ученикам; Он никогда не критиковал и не был законником. В Евангелии от Матфея 11:29 Он сказал: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» . Давайте научимся у Иисуса быть добрыми и нежными.

Посмотрите стихи 4в-5, прочтём их вместе: «…любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла» .

«…любовь не завидует…» Зависть несовместима с любовью. Зависть есть убийство. Мы часто завидуем брату, когда у него больше агнцы. Пастырь может завидовать пастырям других церквей. Сёстры завидуют, когда другие выглядят красивее них. Многие плачут, когда другие радуются, и радуются, когда другие плачут. Мы можем говорить что, это природа человека, и поэтому это естественно, но где есть зависть, там любви не может быть. Зависть всегда убивает одну душу. Мы должны покаяться в зависти и любить своего брата.

Посмотрим дальше: «любовь не превозносится, не гордится» . Превозноситься – это отношение сердца, которое необоснованно возвеличивает себя перед другими. То есть ставить себя всегда выше других и властвует над ними. Он всегда учит других, которые лучше его. И часто ранит сердца других. Но любовь не поступает так. Также хвастовство есть выражение нелюбви. Хвастливые начинают свои беседы со слова «я», и заканчивают словом «мне». Когда разговариваем с таким человеком, мы не чувствуем любовь. Он хвалится о своей жене, о своих детях, о счёте в банке, автомобиле, и даже о своей собаке. Гордость – это более серьёзная болезнь. Гордость не слушает других, не повинуется Господу и сам считает себя центром вселенной. Гордый человек не может понимать других, потому что думает обо всём эгоцентрично. Но любовь не превозносится и не гордится.

Любовь не бесчинствует. Бесчинствовать означает быть невоспитанным, неприятным или невежливым в словах и действиях. Грубые люди презирают других и резко разговаривают даже с тем, кто добр к ним. Любовь не груба. Любовь думает об интересах других больше, чем о своих. Любовь не раздражается. Некоторые имеют привычку кричать на других, а позже говорят: «Зачем ты меня трогаешь, ты же знаешь мой характер». Но любовь не раздражается. Это не проблема характера, а проблема любви.

Любовь не помнит зла. Обычно люди быстро забывают добро и долго помнят зло. Поэтому есть выражение: «Зло пишется на камне, а добро на воде». Однако любовь не помнит зла. Что, если бы Бог вёл учёт наших злых поступков и напоминал нам о каждом снова и снова, каждый день? Никто не мог бы выжить. Но Бог прощает нам, стирая все наши проступки, и не помнит их больше. Давайте примем эту любовь Бога в наши сердца, и будем любить других, не помня зла. И любовь не радуется неправде, а сорадуется истине.

В-четвертых, любовь «всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (7). Когда Иисус призвал своих учеников, они были слабы во многих отношениях. Но под защитой Иисуса они могли расти как мужи Божьи. Любовь всегда защищает.

Любовь всему доверяет. Доверие – это фундамент для здоровых отношений. Все хотят, чтобы им доверяли. Но сначала мы должны учиться, как доверять другим. Мы доверяем брату своему не потому, что он надёжный человек, а потому что мы любим его и знаем, что любовь Бога изменит его. Любовь Бога мощнее всего. Любовь всему верит. Когда в семье есть любовь, муж и жена всегда верят в то, что они будут великими слугами Бога.

Любовь всего надеется. Сначала, когда мы начинаем служить одной душе, у нас есть надежда. Однако когда мы узнаём об их немощах, мы легко теряем надежду. Но любовь всегда надеется, несмотря на недостатки. Любовь никогда не изменяет и никогда не оставляет надежду на него. Когда Иисус призвал Петра, у Него была надежда сделать его камнем веры, на котором Иисус построит Свою церковь. Пётр наделал много ошибок, и даже три раза отрёкся от Иисуса во время Его страданий. Но Иисус никогда не оставлял надежды на него. И когда Пётр оставил всё и пошел ловить рыбу, Иисус посетил Петра, служил ему вкусным завтраком и восстановил отношение любви с ним. Любовь всего надеется. Когда у нас есть любовь, мы можем быть добрыми пастырями для студентов всего мира.

III. Любовь никогда не перестаёт (8-13)

Стих 8а говорит: «Любовь никогда не перестает» . Это означает, что любовь является вечной, в то время как духовные дары – временные. Пророчества, языки и знание прекратятся, умолкнут и упразднятся. Стих 10 говорит, что наступит совершенное. Это означает, что придёт Христос, чтобы восстановить совершенное господство Бога. Христос придёт в силе и славе, и преобразит всех Своих людей, чтобы те имели совершенный образ Бога.

Посмотрите на стих 11. «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». Это означает, что, когда он не знал любви Бога, он был младенцем, духовно незрелым и эгоистичным человеком. Те, у кого нет любви, похожи на детей, независимо от того, сколько им лет. Всё, о чем они думают и говорят, является ребячеством. Слово «муж» относится к тому, кто знает настоящую любовь и практикует её. Такой человек духовно зрел. Он всегда заботится о других и готов пожертвовать с простотой и чистотой. Таким образом, мы можем сказать, что зрелый человек похож на ребенка в его искренности. Однако незрелый человек похож на ребенка в его ребячестве. Мы не становимся духовно зрелыми просто с течением времени. Мы становимся духовно зрелыми, научаясь любви Иисуса и практикуя её. Когда любовь Иисуса тронула Павла, он понял, какова настоящая любовь. Он устыдился своего ребяческого образа жизни и оставил его. Когда он попытался подражать любви Иисуса, он стал добрым пастырем.

Стих 12a говорит: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу» . Сейчас у нас очень ограниченное понимание Бога и Его царства. Сейчас мы походим на людей, смотрящих в одно из древних бронзовых зеркал, которое даёт очень плохое отражение. Но когда придет Христос, мы будем видеть Его лицом к лицу. Это означает, что мы познаем Его так, как есть. Мы также познаем себя так, как Он глубоко знает нас. У нас будут прекрасные отношения любви с Христом и нашим Небесным Отцом, которые будут длиться вечно. Не будет больше потребности в пророчествах, языках или частичном знании. Тем не менее, любовь останется. Любовь вечна. Любовь, которая начинает цвести в наших сердцах пока мы живем в этом мире, будет еще больше расти и приносить плоды в вечности. У любви есть вечная ценность. Посмотрите на стих 13. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Мы знаем, что вера и надежда драгоценны. Но любовь – это основа веры и надежды.

В заключение, наша основная проблема – отсутствие любви. Мы несчастны не потому, что в мире кризис, но потому, что не знаем настоящей любви. Любовь – это всё, что нам нужно. Когда мы знаем любовь Бога и практикуем её, мы полностью удовлетворены и счастливы. Эта любовь длится вечно. Поэтому мы должны желать этой любви больше всего. Давайте молиться, чтобы научиться любви Бога и практиковать её. Тогда мы сможем стать действительно счастливыми и полезными для дела Бога.

13:1-3 С помощью гиперболы (преувеличения) Павел убедительно доказывает бесполезность дарований, если ими пользуются без любви. "Языки человеческие", - вероятно, дар говорить на иностранных языках (Деян. 2,4-11; "языки ангельские" - скорее всего, гипербола (наравне с выражениями "знаю все тайны" и "могу горы переставлять"). Выражение "отдам тело мое на сожжение" в некоторых древних рукописях выглядит так: "отдам тело мое, чтобы мне похвалиться", что можно счесть указанием на полную отдачу Павла своему служению в ожидании похвалы от Бога в день Христов (Флп. 2,16).

13:4-7 Павел описывает любовь не как эмоцию, а ее проявление в действиях. Персонифицируя любовь, он говорит о том, как поступают любящие. Все описание предполагает Самого Христа. Можно сказать также, что эти стихи являются упреком коринфянам, чье поведение не соответствовало требованиям любви.

13:5 не мыслит зла. Иной перевод: "не ведет счет злу". Тот, кто любит, не концентрирует внимание на зле, которое причиняют ему другие, и сам не замышляет зла.

13:8 Любовь никогда не перестает. Это утверждение позволяет Павлу сопоставить любовь, пребывающую всегда (ст. 13), с духовными дарами, которые прекратятся.

пророчества... языки... знание. Вероятно, Павел упоминает эти три момента, как образцы духовных даров, которые имеют временное, земное значение. Павел приводит только эти три дара, потому что они несут функцию откровения, которое также прекратится с завершением новозаветной эры (ст. 10 и ком.).

13:10 совершенное. Контекст (особенно ст. 12) убедительно показывает, что здесь апостол имеет в виду Второе пришествие Христа как завершающее событие Божиего плана искупления. По сравнению с тем, что верующие получат тогда, теперешние дары частичны и потому несовершенны.

13:12 тогда познаю, подобно как я познан. Может быть, из-за того, что коринфяне преклонялись перед знанием (см. ком. к 8,1), Павел в заключение подчеркивает неполный характер нашего теперешнего знания.

Посвящен апостолам и их проповеди. Ученики Христовы оставили нам богатейшее наследие — послания, являющиеся неисчерпаемым источником духовного назидания. Самым плодовитым писателем был, пожалуй, святой апостол Павел. Он написал 14 посланий к Церквям и отдельным людям. Вершиной его творчества можно считать знаменитый гимн любви, который находится в 13-й главе Первого послания к Коринфянам. Я думаю, что если не весь текст гимна, то, по крайней мере, его последние слова знакомы многим из нас.

То, что апостол Павел пишет о любви, перекликается с тем, что говорил о ней другой апостол — Иоанн, которого принято называть апостолом любви. «Бог есть любовь, — говорил Иоанн, — и пребывающий в любви пребывает в Боге». Возлюбленный ученик Христов говорит о Божественной природе любви, а апостол Павел в своем гимне разъясняет нам ее нравственную природу.

Начинается гимн с трех стихов, в которых Павел называет себя ничтожеством.

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий»

Апостол Павел имел дар языков, но он признавал, что любовь намного важнее этого дара. По его мнению, для спасения нужна любовь, а не чрезвычайные харизматические дары. Апостол как бы говорит, что простой верующий, имеющий любовь, выше его, имеющего только дар языков.

«Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто»

Вера, с помощью которой можно двигать горы — именно о такой вере говорил Господь Иисус Христос апостолам, не сумевшим изгнать беса из юноши (Мф. 17:20). Неужели Павел спорит здесь с Самим Христом? Между Спасителем и Павлом здесь полное согласие, ведь Он Сам указал, что любовь и есть главная заповедь. Вера, двигающая горы, — гипербола. Что толку от перемещения каменных глыб, если это не приносит пользу душе?

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет в том никакой пользы»

Мы не можем даже представить, насколько сложно отказаться от имущества и стать мучеником. Но, оказывается, и такие поступки могут быть основаны не на любви. «О возможности таких фактов свидетельствует история христианства. Например, об одном пресвитере „Жития святых“ сообщают, что он, идя на мученическую смерть за Христа, не хотел простить одного своего врага, который просил у него прощения. Ясно, что такой человек не имел в себе „любви“ и, может быть, по этой причине не выдержал испытания и отрекся от Христа уже перед самым возведением на эшафот» (Библия Лопухина).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.Любовь никогда не перестает»

Каждому «не» в этом гимне можно противопоставить положительное качество. Два положительных качества любви переходят в восемь отрицаний, а затем опять возвращаются к положительным качествам в четырех «все». Павел начертывает путь любви от простых и вполне понятных терпения и милосердия, переходит к воздержанию, описывая его в отрицаниях «не», так как именно через воздержание от указанных страстей видит апостол путь любви. Ее путь заканчивается в непонятных «все покрывает, всему верит, всего надеется». Как это все покрывать? Нужно терпеть недостатки ближнего? И как всему верить, когда вокруг столько лжи?

Апостол говорит нам о любви Христовой — ведь это Он все покрывает Своей любовью, это Он верит нашим обещаниям исправиться, Он переносит наше непослушание… Совершенная любовь — это любовь Христа к нам; тот, кто достиг совершенства в любви христианской, имеет любовь Христову в себе. Только такому человеку понятно, как можно «все покрывать, всему надеется, во все верить и все переносить».

Восемь отрицаний в этом гимне — это как бы десять заповедей любви, ведь заповеди Моисея были такими же отрицаниями (не убей, не прелюбодействуй и т. д.). Только здесь заповеди обращают внимание более на внутренний мир человека.

Не завидует. Завистью диавола, как известно, грех вошел в мир. Конечно, истинная любовь чужда зависти.

Не превозносится . Как мы знаем из притчи о мытаре и фарисее, Господь осуждает превозношение в мыслях над ближним. О какой любви может идти речь, если другой человек, по твоему мнению, хуже тебя?

Не гордится . Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Не бесчинствует . «Все должно быть благообразно и по чину», — говорит Павел в другом месте. Может быть, он имеет в виду поведение на богослужении? Тот, кто имеет любовь Христову в себе, никогда не нарушит ход богослужения своим поведением.

Не ищет своего . Павел никогда не говорит о любви к самому себе. Потому что невозможно основывать любовь к Богу и ближнему на самолюбии. Если ты любишь себя, то будешь искать полезное для себя в первую очередь, а потом, может быть, для ближнего. Какая же тут любовь?

Не раздражается . Умиротворение и душевный покой можно назвать исполнением этой заповеди. Тот, кто постоянно кричит и брызжет слюной, не имеет христианской любви.

Не мыслит зла . Обрати внимание на свои мысли. «Рой пчел шумит в моей голове», — скажешь ты. Мы должны найти среди своих мыслей злые и изгнать их из своей головы.

Не радуется неправде, а сорадуется истине . Где же находится источник радости? Он находится в истине, поэтому апостол и пишет «сорадуется». True уже и есть радость. «Вы познаете Истину, и True сделает вас свободными», — сказал Господь. Человек, получивший свободу, просто радуется уже самому этому факту. Так и мы, имея Истину — Христа, будем сорадоваться с Ним на Тайной Вечери.

В светских песнях часто можно слышать о том, что «любовь скоротечна». Но что говорит нам апостол в конце своего гимна? «Любовь никогда не перестает» — настоящая любовь не проходит со временем, потому что она от Бога, Который вечен. «Видишь ли, чем он завершил и что особенно превосходно в этом даре? Что именно значит: „никогда не перестает“? Не прекращается, не ослабевает оттого, что терпит, потому что любит все. Кто любит, тот никогда не может ненавидеть, что бы ни случилось: в этом величайшее благо любви», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Теги: Апостол Павел любовь Священное Писание

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках - всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по ссылке .

«Не бесчинствует» (1Кор.13:5) . Что я говорю, продолжает (апостол), что она не гордится? Она так далека от этой страсти, что, и терпя крайние бедствия за любимого, не считает этого бесчестием. Не сказал опять, что хотя терпит бесчестие, но мужественно переносит его, а что даже нисколько не чувствует бесчестия. Если сребролюбцы, терпя всякого рода неприятности для своего прибытка, не только не стыдятся, но еще радуются, то тем более имеющий достохвальную любовь для блага любимых не откажется ни от чего подобного, и не только не откажется, но даже и не стыдится, когда терпит что-нибудь. Впрочем, чтобы нам не приводить в пример порочного дела, посмотрим в этом отношении на Христа, и увидим истину сказанного. Господь наш Иисус Христос подвергался оплеванию и бичеванию от жалких рабов, и не только не считал этого бесчестием, но еще радовался и вменял в славу; разбойника и человекоубийцу Он вместе с Собой прежде других ввел в рай, беседовал с блудницей, притом в присутствии всех обвинителей своих, и не считал этого постыдным, а даже позволил ей целовать Свои ноги, орошать слезами Свое тело и отирать волосами, и все это пред глазами врагов и противников, потому что любовь не бесчинствует. Поэтому и отцы, хотя бы они были мудрее и красноречивее всех, не стыдятся лепетать вместе с детьми, и никто из взирающих на это не осуждает их, а, напротив, это кажется настолько хорошим делом, что даже удостоивается похвалы; если опять дети бывают порочны, то они терпеливо стараются исправить их, наблюдают за ними, удерживают их от дурных поступков и не стыдятся, потому что любовь не бесчинствует, но как бы какими золотыми крыльями прикрывает все проступки любимых. Так и Ионафан любил Давида, а потому, выслушав слова отца: «сыне девок блудниц, женовоспитанный» (1Цар.20:30) , не устыдился, хотя слова исполнены великой укоризны; они именно означают следующее: сын блудниц, неистово пристрастных к мужчинам и предающихся всем проходящим, изнеженный, слабый, не имеющий в себе ничего мужеского и живущий к бесчестию своему и родившей тебя матери. Что же? Огорчился ли он этим, устыдился ли и отстал ли от любимого? Совсем напротив, даже хвалился своей любовью; хотя (Саул) был тогда царем, Ионафан – сыном царя, а Давид – беглецом и скитальцем, но при всем этом он не стыдился своей любви, потому что любовь не бесчинствует. Подлинно, в ней достойно удивления то, что она не только не допускает скорбеть и огорчаться в случае обиды, но еще побуждает радоваться; потому и Ионафан после всего того, как бы получив венец, пошел и обнял Давида, потому что любовь не знает бесчестия и даже хвалится тем, чего другой стыдится. Для нее стыд – не уметь любить, или любя не подвергаться опасностям и не терпеть всего за любимых. Впрочем, когда я говорю: все, то не подумай, будто разумею и вредное, например, если бы кто стал помогать юноше в (преступной) любви к женщине, или просил бы сделать что-нибудь другое вредное. Такой человек не любит, как я доказал вам прежде примером египтянки. Тот только любит, кто любимому желает полезного; а кто не ищет добра, тот, хотя бы тысячу раз говорил, что любит, враждебнее всех врагов. Так некогда и Ревекка, будучи сильно привязана к сыну, решилась даже на воровство, не стыдилась и не опасалась быть обличенной, – а предстояла немалая опасность, – но даже, когда сын возражал ей, сказала: «на мне пусть будет проклятие твое, сын мой» (Быт.27:13) .

Видишь ли в жене апостольскую душу? Как Павел, – если можно сравнивать малое с великим, – желал подвергнуться анафеме за иудеев, так и она решалась даже подвергнуться проклятию, только бы сын ее получил благословение. Благо она предоставляла ему, – так как сама не могла участвовать с ним в благословении, – а зло готова была принять на одну себя, и притом радовалась, спешила, тогда как угрожала опасность, и огорчалась медленностью дела, опасаясь, чтобы Исав, предварив Иакова, не сделал напрасным мудрое ее распоряжение. Потому и выражается кратко, побуждает юношу и, не опровергая слов его, высказывает мысль, достаточную для его убеждения; не сказала: ты напрасно говоришь это и напрасно боишься, отец твой стар и не имеет зрения, – но что? «На мне пусть будет проклятие твое, сын мой» ; только не расстраивай дела, не выпускай добычи, не теряй сокровища. И сам Иаков не был ли работником в продолжение двух семилетий у своего родственника? Не подвергался ли кроме рабства еще осмеянию после обмана? Что же? Чувствовал ли он осмеяние, считал ли бесчестием для себя, что он, будучи свободным, происходя от свободных родителей и получив благородное воспитание, был рабом у своих родственников, тогда как это особенно и бывает оскорбительно, если кто терпит поношение от близких? Нет, – и причиной тому была любовь, которая даже делала для него долгое время кратким: «они показались , – говорит (Писание), – ему за несколько дней» (Быт.29:20) . Так он был далек от того, чтобы оскорбляться и стыдиться своего рабства!

Потому справедливо говорит блаженный Павел: «любовь не бесчинствует: не ищет своего, не раздражается» . Сказав: «не бесчинствует» , он показывает и то, каким образом она не терпит бесчестия. Каким же? Она не ищет своего. Любимый составляет для нее все, и она вменяет себе в бесчестие, когда не может избавить его от бесчестия, так что, если можно собственным бесчестием помочь любимому, то не считает и этого бесчестием для себя: любимый для него – то же, что сам он. Любовь такова, что любящий и любимый составляют уже не два отдельных лица, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви. Потому не ищи своего, чтобы тебе найти свое; кто ищет своего, тот не находит своего. Потому и Павел говорил: «никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1Кор.10:24) . Польза каждого заключается в пользе ближнего, а польза ближнего в его пользе. Как закопавший собственное золото в доме ближнего, если не захочет сходить поискать и откопать его там, никогда не увидит его, так и здесь, кто не хочет в пользе ближнего искать собственной пользы, тот не получит венцов.

Сказав: «не ищет своего» , (апостол) опять говорит о благах, происходящих от любви. Какие же это блага? «Не раздражается, не мыслит зла» . Смотри опять, как она не только истребляет пороки, но даже не дозволяет им получить начало. Не сказал: хотя раздражается, но преодолевает раздражение, а: «не раздражается» : не сказал также: не делает зла, но: «не мыслит» ; не только не совершает, но даже и не замышляет ничего худого против любимого. И действительно, как она может делать зло, или раздражаться, когда не допускает даже худой мысли? А здесь и есть источник любви.

Гомилия 33 на 1-е послание к Коринфянам.

Свт. Василий Великий

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла

В удалении от всех нелегко узнать каждому свой недостаток, не имея человека, который бы обличал и исправлял его с кротостью и состраданием. Ибо и обличение от врага нередко производит у благоразумного человека желание уврачевания.

Пространные аскетические правила.

Вопрос . Что значит: «любовь не бесчинствует» ?

Ответ . То же, если сказать: не отступает от собственного своего образца. Образцом же для любви служат исчисленные в том же месте у Апостола свойства любви (1Кор.13 4–7) .

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Тихон Задонский

не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла

Пятый. «Любовь не бесчинствует» , ибо знает, где и что говорить, или делать, рассуждает о месте и времени, бережется того, чтобы подать и принять соблазн, а потому все с рассуждением и говорит, и делает, везде себя чинно и благоговейно ведет. Итак, всякое бесчиние не есть плод любви.

Шестой. «Любовь не ищет своего» . Радость и веселье истинной любви в том, чтобы ближнему добро сделать даром, без всякого ожидаемого прибытка. Она в том подражает Создателю своему, Который всем благодеяние творит даром, «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45) . Она не щадит и себя для пользы ближнего, трудится, потеет, бдит, чтобы ближний созидаем был. Для нее нет ничего неудобного, она из невозможного возможное с помощью Божией делает. Во всем же она ищет не своего, но пользы ближнего, по наставлению апостола. Итак, кто ближнему добро делает ради своего прибытка, нет в том любви к ближнему, но самолюбие.

Седьмой. «Любовь не раздражается» . Она великому гневу возгореться не попускает, не открывает уста свои на клятву, злословие, укорение ближнего. Итак, клятва и всякое злословие не есть плод любви.

Восьмой. «Любовь не мыслит зла» . Она не только не делает ближнему никакого зла, но и не мыслит. Любовью горящее сердце всегда в том и поучается, чтобы добро было любимому. Итак, злопомнение не есть плод любви, но плод злобы.

Слово о любви к Богу, и о любви к ближнему.

5) Любовь не бесчинствует , но и срама не боится ради любимого. «Не знает любовь , – говорит святой Иоанн Златоуст, – что есть срам» (Беседа 33 на первое Послание к коринфянам). Где для прочих стыд, там для нее стыда нет; где прочие гнушаются, там она не гнушается; где прочие отвращаются и убегают, там она приступает и присоединяется.

В этом деле она уподобляется слепому, который думает, что если он сам не видит, то и другие его не видят. Так и она помышляет, что как ей, так и прочим нет там стыда и срама, где нужда и бедность ближнего помощи требует. Так она не стыдится одетого в рубище, хотя сама порфирой и виссоном украшена; так не стыдится перед лежащим на гноище склоняться, хотя сама высокой честью почтенна; так не стыдится в темницу смрадную войти, хотя сама в чертогах обитает; не стыдится в дом свой ввести странника и упокоить, хотя бы нищий и ранами смердел; не стыдится утешать печального, хотя бы он и весьма низкий был: она там отлагает преимущество титула своего, где нужда бедного требует.

6) Любовь не ищет своего . Истинная любовь старается с радостью и весельем любимому благотворить, и благотворить без всякой пользы для себя. Она в этом уподобляется плодовитому дереву, которое плодами своими не себя, но других питает; уподобляется земле, которая не ради себя, но ради нас плоды производит; уподобляется солнцу, которое не себе, но нам светит и нас согревает; или лучше – следует той вечной и несозданной Любви и Благости, Которая все блага нам подает без всякой Своей корысти.

7) Истинная любовь не раздражается , не гневается на ближнего, хотя от него и обиду принимает. Прочие обиду за обиду и злословие за злословие воздать стараются. Она же не только того не делает, но и в сердце гнева не имеет на обидевшего (Св. Иоанн Златоуст в толковании на это место Писания). И так не только не делает, но даже не мыслит зла . И хотя иногда и являет гнев свой, но гнев тот устремляется на грехи, а не на человека; грехи гонит и старается искоренить, а не согрешивших, такой гнев бывает особенно со стороны благочестивых начальников и пастырей. Такой гнев праведный и великую любовь в сердце гневающегося проявляет, которая всячески ищет спасения брата. Таковые подражают доброму и искусному лекарю, который иногда дает жестокое лекарство немощному, чтобы так удобнее выгнать из него немощь. Такой гнев показал святой Павел, любовью к Богу и ближнему горящая душа, когда так к галатам согрешившим написал: О, несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине? (Гал. 3:1 и проч.). Такой гнев нужен пастырям и начальникам, которые злость и злонравие подчиненных, как моровую язву огнем, прогонять и искоренять должны. Их дело – собственную свою обиду кротко претерпевать, а когда закон Божий нарушается и ближнему обида наносится, за то крепко стоять, не молчать и насильников усмирять.

Об истинном христианстве.

Свт. Феофан Затворник

Свт. Лука Крымский

Ст. 5-6 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине

Любовь не бесчинствует . Мало ли бесчинства мы видим вокруг себя? Ему нет края, и тяжка, невыносима нам его безмерность, а это значит, что нет в людях любви. Ибо, если была бы любовь, то не было бы бесчинства!

Любовь не ищет своего . А мы всегда ищем для себя благ и радостей жизни: имения, почета, высокого положения - всего ищем для себя. А любовь не имеет своего. Любовь доверчива, как доверчивы дети, ибо те, в сердце которых живет святая любовь, подобны детям, о которых Господь Иисус Христос сказал: Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18:3) . Любовь всему верит, она не подозревает людей во лжи, в предательстве. В мире часто оскорбляют тех, кто не лжет, не клевещет, не совершает предательств, кто чист в словах и делах своих.

Любовь не раздражается . А много ли среди нас таких, которые не раздражаются? Много, много таких, которые в раздраженном состоянии кричат исступленным голосом, дерутся и ругаются. А если бы была любовь христианская в сердце нашем, мы не раздражались бы, не топали ногами, не ругались, не дрались.

Любовь не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине . Это значит, что те, в чьем сердце святая любовь, не умеют и не хотят искать в окружающих дурное и злое. Они хотят, они умеют, они стремятся видеть и искать в сердце ближних своих только доброе и чистое. В любви нет злорадства, которого так много в нас, ибо мы всегда радуемся и ликуем, когда видим падение братьев наших, видим их недостатки. Тогда мы радуемся, радуемся бесовской радостью, ибо бесы рады всему дурному, что видят в людях. Когда видит любовь истину в делах человеческих, в словах человеческих, во всех поступках и стремлениях человека, то она радуется истине чистой, ангельской радостью.

Спешите идти за Христом. Гимн любви апостола Павла.

Прп. Симеон Новый Богослов

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 5-7 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит

Любовь не ищет того, что полезно себе, но того, что полезно многим для спасения их. Итак, если перечисленные мною качества не проявляются у вас по недостатку любви, то какую пользу принесет вам похвальба дарами, которыми вы гордитесь?

Толкование на послания божественного Павла.

Блж. Феофилакт Болгарский

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла

Не бесчинствует (ουκ άσχημο νεΐ)

То есть любовь не только не гордится, но если будет испытывать и крайние бедствия за любимого, то не сочтет этого постыдным и бесславным для себя, подобно тому, как и Христос из любви к нам не только претерпел бесчестное распятие, но и вменил оное в славу Себе. Можешь понимать и так: не бесчинствует, то есть не обижает; ибо ничего нет постыднее обидчика. Это против не снисходящих другим.

Не ищет своего, не раздражается

Объясняет, каким образом любовь не испытывает бесчестия: потому, говорит, что она ищет не своей, но пользы ближнего, и то почитает бесчестием, когда не освободит своего ближнего от бесчестия. Это против тех, которые презирали прочих. Любовь и не раздражается, потому что не бесчинствует. Ибо человек гневливый не соблюдает благоприличия. Любовь не бесчинствует, потому что и не раздражается , то есть не спешит на гнев. Это против оскорбляющихся обидами других.

Не мыслит зла

Любовь, говорит, претерпевая всякое зло, не раздражается на гнев, и не только не делает зла в отмщение, но и не думает об этом. Смотри же везде, не говорит: любовь завидует, но останавливается, раздражается, но преодолевает: но, говорит, она никакому злу решительно не попускает показаться даже и в начале его, - как и здесь: не мыслит зла . И это сказано коринфянам, чтобы они не платили за обиду обидой.

Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Магн Аврелий Кассиодор

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла

Итак, служащие Господу с радостью это те, кто любят Его превыше всего другого и проявляют братскую любовь друг к другу. Вот оно, свободное рабство! Вот служение, превосходящее любые формы подчинения!

Толкование Псалмов (Пс. 99).

Архим. Эмилиан (Вафидис)

Любовь не ищет своего , а потому при работе нельзя стремиться к удовлетворению своих желаний или личной выгоде. Кроме того, не измеряйте свое духовное преуспеяние строгостью поста, обилием слез и продолжительностью молитв: это может привести вас к прелести. Свое преуспеяние вы можете определить по участию в делах братства: чем лучше вы их исполняете и чем больше прилагаете труда, забывая о себе и служа ближнему, тем более преуспеваете в духовной жизни.

Трезвенная жизнь и аскетические правила.

Лопухин А.П.

не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла

Не безчинствует . Под бесчинством (ασχημοσύνη) нужно разуметь отсутствие вежливости, учтивости, которое замечалось у некоторых коринфян, напр., в том, что они не давали иногда говорить на богослужебных собраниях людям, обладавшим более полезными для Церкви дарованиями, говоря все время сами. И вообще указанные сейчас четыре определения любви имеют в виду злоупотребление духовными дарованиями. Следующие четыре более относятся вообще к христианской жизни. – Не ищет своего . У всякого из нас есть свои права, но любящий ближнего совсем забывает об этих правах и заботится только о том, чтобы другие были удовлетворены. Счастье состоит в том, чтобы давать и в том чтобы служить (Друммонд. Самое великое в мире, стр. 21). Некоторые коринфяне думали иначе (см. гл. VI и VIII). – Не раздражается . Мы склонны смотреть на вспыльчивый, раздражительный нрав как на невинную слабость… А между тем эта невинная, по нашему, слабость занимает срединное место в анализе любви у Ап. Павла. И это понятно: ничто не может в такой степени ожесточить жизнь, посеять вражду, разрушить священнейшие семейные узы, лишать мужчин их мужеского, спокойного достоинства, женщин – истинной женственности, детей – ласкового чистосердечия, как, так называемые, погрешности характера, угрюмый, вспыльчивый, раздражительный нрав (Друммонд). – Не мыслит зла , т. е. не вменяет другим в вину сделанное ей зло. В основе такого отношения к ближним лежит убеждение в том, что никто не хочет намеренно повредить кому либо; любящий доверяет другим людям…



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»