Что делать с вербой после Вербного Воскресенья, куда ее девать

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

Что мы знаем об освящении вербы в праздник Входа Господнего в Иерусалим? - Так, сложившаяся благочестивая традиция... Что делать с освященной вербой / зеленью на Троицу? - Вот, собственно, и все вопросы, которые у нас в этой связи возникают.

Знаете ли вы, что...

Факт №1
Освящение веточек вербы происходит на вечернем богослужении в субботу.

Во время полиелея - самой торжественной части праздничного вечернего богослужения, после Евангелия, во время чтения покаянного 50-го псалма священник кадит народ, стоящий с ветками деревьев и зеленью.

После чего читается молитва:

Господи Боже наш, седяй на херувимех, возставивый силу Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасет мир Крестом, и погребением, и воскресением Своим. Егоже и ныне пришедша во Иерусалим на вольную страсть, людие седящии во тьме, и сени смертней, приемше воскресения знамения, ветви древес, и ваиа финик, воскресение знаменующе сретоша. Сам Владыко и нас по подражанию онех, в предпразднственный сей день, ваиа и ветви древес в руках носящих соблюди и сохрани. Да якоже онии народи и дети осанна Тебе приношаху, и мы такожде в песнех и пениих духовных, животворящаго и тридневнаго Воскресения достигнем, в томже Христе Иисусе Господе нашем: с Нимже благословен еси, с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Господи Боже наш, восседающий на Херувимах, воздвигший силу Твою и пославший единородного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, да спасёт Он мір Крестом, погребением и Воскресением Своим. Его, пришедшего в Иерусалим на добровольное страдание, люди, пребывавшие во тьме и тени смертной, встретили, взяв символы победы – ветви деревьев и побеги пальм - и воскресение тем предсказали. Сам, Владыка, и нас, в этот предпраздничный день пальмовые и древесные ветви в подражание им в руках держащих и, как те толпы и дети, возгласы «Осанна» Тебе приносящих, соблюди и сохрани. Чтобы нам с гимнами и песнями духовными удостоиться достигнуть животворящего и тридневного Воскресения во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, со Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

После этой молитвы стоящих в храме людей с веточками вербы в руках окропляют святой водой.

Факт №2

Освящается не верба, а люди, стоящие в храме.

Хотя и считается, что освящаются ветки деревьев (чаще всего вербы), однако в молитве речь идёт о совершенно другом, а именно: мы просим Господа освятить нас, дать нам Свою Спасительную благодать, чтобы мы, держащие ветки, как незлобивые дети при встрече Господа в Иерусалиме, таковыми и остались, чтобы не стали такими, как те, что сначала кричали «Осанна!», а затем стали кричать «Распни Его!» Даже если мы и не говорим таких слов, то всё равно своими грехами, своим безчувствием и ленью мы ещё и ещё раз распинаем Христа и делаем Его Жертву для нас напрасной.

Факт №3

Важно не унести из храма освященную вербу, а прийти с ней в храм.

Веточка в руках - знак того, что Вход Господень в Иерусалим на вольные страдания для нас так же важен и трогателен, как и для тех, кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».

Вот как об этом поётся в тропаре празднику:

Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!»

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь входил в Иерусалим. Реже можно услышать, что Он «восшел в Иерусалим», но чаще всего - «входит», и причем «днесь», сейчас. В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому. Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения, чтобы показать, что и мы приветствуем Господа как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем во имя Господне» - Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция весь смысл праздника свела к освящению вербы. Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, уже нужно не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь, а для того, чтобы запастись хорошим оберегом.

Факт №4

Если вы не стояли с вербой на службе, прославляя Господа, «грядущего на вольную страсть», то идти с ней в храм просто так, чтоб освятить, не нужно.

Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня, когда праздничная Литургия уже давно закончилась, в храм заходит множество людей с вопросом: «А где здесь раздают вербу?» Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях желательно съесть вербную почку.

Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая. Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе: «... и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих, соблюди и сохрани».

Объектом освящения Церковь видела не вербу, а самого человека. В Требнике - сборнике священнических молитв, содержащем последования Таинств и обрядов - даже нет указания окроплять вербу святой водой. Это указание есть в Служебнике - книге, содержащей последования Литургии, вечерни, утрени, но там оно появилось уже позже, как отображение установившейся практики.

Утром в день праздника вербу окропят святой водой, но молитва на освящение уже не читается.

Обычно окропление повторяется в сам день праздника, после Литургии.

При освящении верб читается молитва: «Освящаются вербы сии, Благодатию Всесвятаго Духа и окроплением воды сия священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь!»

Но при совершении этого обряда нельзя забывать внутренний его смысл. Главное - это куда идет Господь и ради чего.

Праздником Вербного воскресенья начинается для нас Страстная седмица. В течение этих нескольких дней Господь завершит Свою земную жизнь. В этом завершении будет совершение всего. Как Он Сам скажет в Своих последних словах на Кресте: «Совершилось!»

История праздника Вход Господень в Иерусалим, почему и зачем православные христиане освящают веточки вербы, какую силу ей приписывают вы узнаете, прочитав статью.

Вход Господень в Иерусалим

За неделю до празднования Светлого Христова Воскресения, в память о торжественном Входе Господа Иисуса Христа в Иерусалим – главный город Святой Земли – перед его Крестными страданиями, празднуется Вход Господний в Иерусалим.

Праздник Входа Господня в Иерусалим (Неделя ваий, Цветоносная Неделя, Вербное воскресенье) – один из 12-ти главных праздников Православной церкви. В богослужении вспоминаются евангельские события торжественного входа Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим накануне крестных страданий. Жители святого города встречали Христа как Мессию - с пальмовыми ветвями в руках, отсюда и исконное название праздника - «пальмовое воскресенье».

В это день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке. Накануне Он совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Иисуса в Вифанию.

Весть о воскрешении Лазаря облетела Иерусалим. Люди узнали, что Иисус, воскресивший Лазаря, идет в город. Много народу вышло ему навстречу. Люди постилали на его пути снятые с себя свои одежды. Другие несли в руках пальмовые ветви – символ победы, торжественно восклицая: «Осанна (спасение) Сыну Давидову!» — так у евреев было принято встречать царей и победителей. Только Христос один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к Кресту и Голгофе.

Войдя в Храм, Иисус выгнал из него торговцев и стал исцелять слепых и хромых. Люди, видя чудеса Христа, еще больше стали его прославлять. В следующие дни Иисус проповедовал в Храме, а ночи проводил за городом.

Народ неотступно следовал за Иисусом, а первосвященники, старейшины народа, книжники искали случая погубить Его.

Вербное воскресенье

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Русь он пришел в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, так как верба здесь играла такую же роль, что и пальма, пальмовые ветви. Верба освящалась и освящается сейчас в церкви святой водой.

По церковной традиции в праздник Входа Господня в Иерусалим верующие стоят на богослужении с веточками вербы в руках. Поэтому праздник и называется Вербное воскресенье. Вербы заменяют собой ваия – пальмовые ветви, которые держали в руках встречавшие Христа жители Иерусалима. Верующие как бы встречают незримо грядущего Господа.

Накануне Вербного воскресенья, на всенощном бдении в субботу, вербы освящаются окроплением святой водой после прочтения особой молитвы. Однако и в воскресенье на утренней службе люди стоят с веточками вербы и зажженными свечами, и после Литургии проводится окропление.

Освящается верба благодатью Духа Святаго, поэтому не стоит волноваться, сколько воды попало веточку. Капелька святой воды или литр – это не важно, верба освящена.

Соприкасаясь с этой святыней, человек получает освящение. Христиане в этот день приходят в храм, чтобы помолиться, вспомнить о торжественной встрече Иисуса в Иерусалиме и частичку этого праздника принести себе домой.

До праздника старые ветви сжигают, а новые ставят рядом с иконами.

Зачем освящают веточки вербы?

На вербе раньше других деревьев появляются почки.

Вербе издревле приписывалась магическая сила способствовать плодородию и будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.

К тому же вербе приписывают силу охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. «Сережки» вербы глотают для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. Эта святыня отгоняет и демонов. Во время грозы спасает от попадания молнии, поэтому веточки ставили на подоконник.

В древности на Руси приготовление веток вербы было своего рода обрядом. Накануне Вербного воскресенья россияне отправлялись ломать вербу на берега близ протекающих рек.

Придя из церкви с освященной вербой, было принято стегать ею своих детей, при этом приговаривая: «Верба – хлест, бьет до слез, верба красна, бьет не напрасно».

Надо хлестать и себя, чтобы пополнить здоровьем, при этом следует говорить: «Не я бью, верба бьет».

Освященной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек – для того, чтобы у них родились здоровые детишки.

Существует мнение, что освященная верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в пламя останавливает действие огня, а воткнутая в поле сберегает посевы.

Трусоватым людям, желающим избавиться от своего недостатка, нужно в Вербное воскресенье, по приходе от заутрени, вбить в стену своего дома колышек освященной вербы.

По погоде на Вербной неделе судили о будущем урожае. Хорошая погода в эти дни предвещает богатый урожай.

После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Каждый ее день шаг за шагом постепенно обозначает последние дни земной жизни Спасителя. Церковь в эти дни вспоминает Евангельские события, и в первые три дня на часах прочитываются все четыре Евангелия: Матвея и Марка – в понедельник, Луки и Иоанна – во вторник и среду.

Ради нас самих в эти дни мы должны собрать все свои мысли и чувства и очистить их. Как это сделать, вы можете прочитать на сайте.

__________________________________________________________________________________

Оставьте свои комментарии или дополнения к статье!

Праздник Вербное воскресенье отмечается в шестое воскресенье Великого поста и предшествует пасхальному. Это светлое торжество всех христиан символизирует Вход Господень в Иерусалим - событие, подробно пересказанное в Евангелиях от Луки, Марка, Матфея, Иоанна. За сотни лет Вербное воскресенье плотно окуталось десятками народных традиций, церковных обрядов, магических ритуалов и примет. Старшее поколение досконально знает, что нельзя делать в праздник, и что делать со свежими и прошлогодними вербами. Но молодые люди, к сожалению, не слишком осведомлены. Поэтому в нашей статье собрана вся важная информация, помогающая избежать ошибок. Вербное воскресенье: что делать и куда идти - читайте дальше.

Что делают в вербное воскресенье: традиции и обряды

Тысячи лет назад, во время Входа Иисуса в Иерусалим, люди устилали дорогу мессии свежесрезанными пальмовыми ветками. Эту великолепную традицию переняли народы на Востоке и применяли ее, встречая важных гостей. На наших территориях нет пальм, самшита или оливы. Поэтому единственно подходящим сезонным растением оказалась именно верба. Ее ветки радуют пышными почками и долго сохраняют свой вид даже без воды.

Что же делают в Вербное воскресенье верующие миряне, и каким традициям следуют из года в год? Безусловно, былой размах празднования давно утерян, но самые важные обряды актуальны по сей день. Как и сотню лет назад, люди продолжают собирать вербовые букеты, спешат освятить их в храме и принести в родной дом. Там ветками бьют детей и родных, отгоняя от них ненастья. Важное место отдают праздничной трапезе. Пусть даже постной, но весьма долгожданной. В вербное воскресенье разрешена рыба, которую в другие дни есть запрещено. Кроме того в праздник Входа Господня в Иерусалим можно выпить немного красного вина.

Некоторые семьи предпочитают проводить остаток светлого праздника за изготовлением снадобий, другие отдают предпочтение заговорам на замужество и появление суженного. Третьи отправляются в гости к близким людям или на кладбище к покойным родственникам. Что именно делать в Вербное воскресенье, и какие обряды совершать, каждая хозяйка решает индивидуально, опираясь на силу веры и предпочтения семьи.

Приметы на Вербное воскресенье - что делать и куда смотреть

Что еще делать в Вербное воскресенье, кроме соблюдения традиций и обрядов? Ответ на этот вопрос дали наши предки еще сотни лет назад. По сегодняшний день существуют десятки достоверных примет, связанных с этим праздником. Они передаются из поколения в поколение, от старших членов семьи младшим. Чтобы обращая внимание на знаки природы, можно было узнать кое-что о ближайшем будущем и защититься от бед.

  • Если ночь перед праздником морозная, урожай яровых хлебов будет щедрым;
  • Какой ветер дует в Вербное воскресенье, такой будет главенствовать все лето;
  • Заморозки - к хорошему урожаю капусты и огурцов;
  • Если в Вербное воскресенье светит яркое солнце, ждите хорошего урожая фруктов и злаков;
  • Сильный ветер к летним бурям и ураганам;
  • Для успешного разрешения любых вопросов ели вербовую почку перед началом дела или разговора;
  • В Вербное воскресенье не выгоняют скот из хлева, не то его испортят злые духи;
  • Если в праздник сделать достаточно вербного отвара, весь год будет чем лечиться и освящать дом;
  • Если проросшая веточка вербы примется в земле, вся семья будет здоровой, спокойной и обеспеченной.

Вербное воскресенье: когда и что делать с вербой

Освященная верба - это не просто ветка древесины, это настоящая святыня с сильной энергетикой и магическими свойствами. Но для того, чтобы все древние христианские поверья сбылись на Вербное воскресенье, когда и что делать с вербой, лучше изучить заранее.

Во-первых, в канун праздника срывали ветки исключительно из молодых деревьев без каких-либо повреждений на коре или почках. Поросль, свисающую над рекой, трогать нельзя. Говорят, на ней катаются русалки по ночам. Также запрещено складывать вербовый букет из кладбищенского растения или из дерева с дуплом.

Во-вторых, после освящения в храме вербовый букет разделяли на несколько частей. Пару веточек оставляли на кладбище, еще несколько веточек прятали в хлеву в качестве оберега. Часть святыни использовали для изготовления зелий и лекарств. А остальное ставили в доме до следующего Вербного воскресенья. В течение года древесину использовали для тех или иных обрядов и ритуалов.

В-третьих, по возвращению из храма ветками вербы били всех родственников, желая крепкого здоровья и благополучия. Считалось верным ударять исключительно по спине. Если кто-то хлопнул вас вербой по заднице, стало быть намерения у человека недобрые.

В-четвертых, в Вербное воскресенье молодые девушки делали сильный приворот на вербу. И в большинстве случаев мистический ритуал оказывал поразительное влияние на судьбу гадающих.

В-пятых, зная, когда и что делать с вербой в Вербное воскресенье, опытные деревенские женщины готовили самые сильные и чудодейственные снадобья, исцеляющие не только от болезней и изъянов, но даже от бесплодия.

Новая верба в Вербное воскресенье - чудодейственные свойства

Свежая освященная верба обладает массой чудодейственных свойств. Издавна ее использовали целый год после праздника в разных хозяйственных, бытовых, лечебных и даже мистических целях. Придя из церкви в Вербное воскресенье, каждого члена семьи били по спине веточкой из букета. Не забывали и про домашний скот. Такая традиция служила привлечением здоровья и счастья. После этого оберег ставили в углу дома на видном и доступном месте, чтобы он защищал очаг от недоброжелателей.

Если в доме имелась невеста на выданье или молодой парень, ветку вербы сажали в огороде. Как только росток примется, так и бывать свадьбе. В случае пожара ветку вербы бросали в огонь, чтобы унять его силу. Считалось, что букет вербовых веток умеет управлять стихиями. Самые набожные миряне обсаживали дивными ростками колодец, дабы оградить его со всех сторон от злых духов. А почки из освященных веточек жевали и глотали при лихорадке, болях в горле и других заболеваниях. Даже отвар из праздничной вербы активно применяли в домашнем врачевании.

Что делать с прошлогодними вербами на Вербное воскресенье

Каждый год после празднования светлого праздника Вербного воскресенья в доме остаются вербовые веточки. Согласно традициям, их категорически запрещено выбрасывать, ведь они наделены защитными и целебными свойствами после освящения в храме. Вербовый букет должен простоять на видном месте целый год до прихода следующего торжества. И лишь тогда можно избавиться от прошлогодней вербы, чтобы освободить место для нового домашнего оберега. Но нельзя просто взять и выбросить веточки в мусор, как поступает подавляющее большинство. Что делать с прошлогодними вербами на Вербное воскресенье знают лишь единицы. Пора узнать и вам.

Существует пара способов правильно проститься с прошлогодней охапкой, одобренных церковью:

  1. Вербу можно сжечь. После того, как древесина полностью сгорит, пепел нужно собрать и придать земле. Закапывать остатки вербы можно лишь в укромном месте, где не ходят чужие люди. По народным приданиям, такой способ прощания с оберегом гарантирует хозяевам защиту от пожаров и поджогов в доме;
  2. Также вербовые ветки можно отправить по речному течению. Водоемы со стоячей водой для такой цели не годятся. Быстрая вода должна унести прошлогоднюю вербу далеко от места, где живут хозяева;
  3. Ветки, пустившие корешки, стоит посадить в открытый грунт подальше от дома.

Если ни один из перечисленных вариантов не подходит, можно отнести вербу в ближайший храм, где ее сожжет священник при прочтении молитвы во время церковной службы.

Куда еще девать прошлогоднюю вербу на Вербное воскресенье

Существует еще несколько способов пристроить прошлогодние веточки вербы в преддверии Вербного воскресенья. Так, старый букет можно подбросить под тенистый куст в ближайшем лесу. Если затевается домашняя выпечка в печи, вербой можно разжечь огонь. Некоторые миряне обметают веточками углы и выносят на сожжение в костре. В отдельных случаях оберег засушивают и сохраняют на полке с иконами в качестве оберега. Бытует мнение, что подпалив вербовую ветку и прокадив ею дом, удастся избавиться от любой нечисти и завистливых взглядов. И даже если в доме хранится прошлогодний букет, праздник Вербное воскресенье нужно встречать со свежим.

Что нельзя делать в Вербное воскресенье: народные и церковные обычаи

Важно не только чтить необходимые традиции, но и четко представлять, что нельзя делать в Вербное воскресенье: народные и церковные обычаи полны и разрешений, и запретов. Так, к примеру:

  • в Вербное воскресенье нельзя работать, исполнять любые хозяйственные функции, строить, обрабатывать землю;
  • в праздник запрещено готовить горячие блюда, все необходимые кушанья лучше сварить накануне;
  • Вербное воскресенье - день Великого поста, а значит, праздничное меню должно быть скромным (единственное смягчение — рыба);
  • не стоит 9 апреля расчесывать волосы;
  • категорически запрещается в праздник Входа Господня в Иерусалим ссориться с близкими людьми, произносить нецензурную брань, злоупотреблять алкоголем, изрядно веселиться;
  • в Вербное воскресенье нельзя шить, вязать, вышивать;
  • в светлое церковное торжество стоит воздержаться от просмотра телепередач и использования интернета.

Что еще нельзя делать в Вербное воскресенье - беспочвенные мифы верующих

Кроме вышеперечисленных запретов среди верующего населения бродят десятки мифов о поведении в Вербное воскресенье. Одним из них считают ограничение на посещения кладбища. Настоящая причина такого утверждения неясна, ведь по всем христианским канонам поход на могилки предков в такой день не просто разрешен, а даже рекомендован. Также, несмотря на отговорки заядлых староверов, в праздник Входа Господня в Иерусалим можно проводить поминальные обряды и крещения маленьких детей. Крестильные и поминальные таинства, как и избавление от прошлогодней вербы, разрешены в любой календарный день, независимо от расписания православных праздников. А по сути, в Вербное воскресенье что делать, а что нет - решает каждый сам для себя. Можно бесконечно слушать о приметах, обрядах, традициях и ритуалах с вербой - а после осуществить все нужное не имея веры в происходящее. А можно всей душой довериться, отказаться от того, чего нельзя делать, и даже после Вербного воскресенья жить по совести.

ЧТО ДЕЛАТЬ С ПРОШЛОГОДНЕЙ ВЕРБОЙ? Каждый раз перед Вербным воскресеньем у православных христиан возникает вопрос: что делать с прошлогодней вербой, которую они хранили весь год? И когда от неё необходимо избавляться? Накануне праздника или в само Вербное воскресенье? Освященная верба – это уже не просто ветки дерева, но настоящая святыня. Просто выбросить на помойку ее нельзя. Считается, что верба сохраняет свои магические свойства до следующей весны. Можно в само Вербное воскресенье, до него или сразу после Вербного воскресенья провести небольшой ритуал. Вариантов избавления от вербы несколько: 1. Пустить старые вербочки по текущей воде в любой водоем. 2. Сжечь высохшие ветки вербы. При этом пепел нужно высыпать в таком месте, где по нему не будут топтаться. Можно высыпать пепел в реку. 3. Если вербы проросли в воде, их лучше всего посадить в лесу или у реки. 4. Можно хранить вербы несколько лет. Но при этом каждый год встречать праздник со свежими веточками. 5. Если кто-то умрет в ближайшие дни, то вербу кладут в гроб. 6. Некоторые пожилые люди собирают вербы, чтобы их положили с ними в могилу. 7. Зажженной веткой вербы можно очищать дом, освящать его, обойдя дом с этой веткой и молитвой. 8. Отнести в Церковь, там их сжигают с молитвой. 9.. Отнести в лес и там оставить между кустов вербы. 10. Если в доме печь, то прошлогодней высохшей вербой можно разжигать ее для выпечки куличей. 11. Старой вербой символические обметают в доме углы, а потом сжигают, поблагодарив за службу. ЧУДОДЕЙСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА ОСВЯЩЕННОЙ ВЕРБЫ: *Придя домой из церкви, освященной вербой слегка бьют всех домочадцев, чтобы были здоровыми. Не забывают и про всю скотину. Все живое впитывает силу весны и обновления. *Верба охраняет дом от злых сил и духов. *Вербу сажают в огороде, если в доме невеста на выданье или парень молодой. Как только верба примется, быть свадьбе. *В Юрьев день вербой выгоняют скот на поля. Тогда он будет здоровым и плодотворным. *Считается, что вербой можно отвести гром, град и тучи, склоняя ее в сторону облаков. *Вербой уменьшали разрушительную силу огня, бросая ее в пожарище. *Почки вербы глотали, чтобы избавиться от лихорадки, боли в горле, от бесплодия. *Вербой обсаживали колодцы, чтобы в воду не попали злые силы. НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С ВЕРБНЫМ ВОСКРЕСЕНЬЕМ: По сей день существует немало примет и традиций, связанных с Вербным воскресеньем. Они передаются от старших к младшим членам семьи. *В ночь под Вербное воскресенье можно делать заговоры от головных болей. Для этого волосы с расчески опускали в воду и поливали этой водой вербу. Вода уйдет в землю вместе с головной болью. *В вербное воскресенье девушки делали приворот на вербу. Произнося заклинание, вербу закладывали за иконы. Выбрасывать заговоренные ветки нельзя. *«Бить» вербой можно только по спине, желая здоровья. Если вас стегнули по заду, этот человек желает вам болезни и зло, и оно может сбыться. *Срезать ветки вербы можно было только с молодых деревьев. Важно, чтобы на стволах не было повреждений и замшелой коры. *Нельзя срывать ветки с дерева вербы, если в нем есть дупло. Нельзя также рвать ветки с кладбищенской вербы. *Нельзя рвать ветки, склонившиеся над рекой. Считается, что по ночам на них садятся русалки. Приметы: *Если в день Вербного воскресенья было достаточно морозно, то ожидался достаточно хороший урожай яровых хлебов. *Если в ночь на Вербное были заморозки, то будет хороший урожай капусты и огурцов. *Если на Вербное сильный ветер, то все лето будет достаточно ветреным, будут ураганы и бури. А если день теплый и тихий, такое и лето будет. *Какой ветер в Вербное, такой и все лето будет. *Если в Вербное светит солнце, будет богатый урожай злаков и фруктов. *Постучать по телу вербой в Вербное воскресенье, весь год здоровым будешь. *Верба – самое живучее дерево. Воткни ветку в землю, и вырастет дерево. Такую же живучесть дерево дает человеку. *Если съесть почку освященной вербы, легко решится любое дело. Конечно, пользоваться «волшебными» свойствами вербы можно только в крайних случаях. *Подумай о любимом на Вербное, он и приедет к тебе. *Если посадить в Вербное воскресенье домашнее растение, будешь богатым. Но если цветок завянет, жить тебе в бедности всю жизнь. *Энергетика Вербного воскресенья помогает воплотить в реальность все желания. ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ С ВЕРБОЙ? Как собирать вербу? Рвите по несколько веток с небольших молодых деревьев. Не обрывайте все ветки с одного куста. Но веток нужно столько, чтобы по нескольку штук поставить в каждой комнате, да и в помещениях скота тоже. Отнесите ветки в церковь для освящения. Если нет возможности сходить в храм, можно дома побрызгать вербы святой водой. Расставьте веточки по вазам. Их не нужно убирать две недели. В великий четверг ветки использовали как кропило: смачивали святой водой и обрызгивали все углы дома. А потом ветки можно использовать по-разному: оставить до следующего Вербного воскресенья, или сразу же пустить по течению реки.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»