Обидчивый ребенок что делать: принимаем оперативные меры. Впечатлительный ребенок: особенности поведения и что делать родителям

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Не работает, потому что темперамент не тот, потому что тип реагирования особенный, потому что вне зависимости от воспитания дети в одной семье все равно разные. Далее об этом поговорим с психологом.

Татьяна Коваленко, музыкант, психолог и хронический оптимист

Кто-то лидер и всех расталкивает локтями, а кто-то забивается в угол и тихо плачет. Кто-то бьет других детей, а кто-то всех мирит и со всеми дружит.

Но есть базовые принципы в воспитании, которые нужны абсолютно всем детям. Например, сейчас трендом стало развитие эмоционального интеллекта. И это не случайно. Многочисленные исследования психологов доказали, что высокий IQ не сделает человека счастливым и успешным. Помимо интеллекта обычного, к которому мы привыкли, есть еще вербальный, социальный, эмоциональный и другие. Ученые сходятся во мнении, что именно эмоциональный интеллект играет решающую роль в становлении здоровой личности.

Но именно его и нужно развивать по-разному в зависимости от типа личности ребенка. Есть такие дети, у которых вроде бы с эмоциями и так перебор. Им бы с волей поработать и с дисциплиной. Куда уж им развивать эмоциональный интеллект? Но правильный подход к их эмоциям может превратить слабого, беззащитного и грустного ребенка в уникальную творческую личность.

Это так называемые ранимые дети.

Кто такие ранимые дети?

В любой момент они готовы сорваться на плач. Потеря камушка, который был предназначен для “очень важной цели”, неожиданное воспоминание о забытом на лавочке рисунке, неосторожно сказанное вами слово может спровоцировать море слез. Кажется, что их чувствительность все время на каком-то пределе.

Ребенок, который когда-то увидел голубя с раздавленной головой от удара машины, может еще год вспоминать об этой ситуации, будет рассказывать, что это ему снится и часто вспоминать, когда просто увидит голубей. Ребенок рыдает, когда другому больно и чувствует свою причастность или даже вину. Не важно, так это или нет.

Родители себя чувствуют с ним как на минном поле, один неосторожный шаг — и истерика готова.

Но у ранимых детей есть и ряд преимуществ. Они не так заметны, потому что на первом плане всегда какие-то “беспричинные слезы”. Сильные стороны таких детей — это необычайная внимательность к деталям, высокий уровень эмпатии и глубокий анализ происходящих событий. Ранимые дети — это верные друзья, совершенно бескорыстные; всегда готовы помочь, уступить, позаботиться о слабом.

Каким может вырасти такой ребенок, если родители неправильно будут интерпретировать его эмоции и будут их корректировать по типу среднестатистического ребенка:

  • Он вполне может стать “у себя на уме”, и периодически уходить в свой красочный эмоциональный мир, никого того не впуская.
  • Скорей всего, он будет занимать оборонительную позицию, создаст социально-приемлемую маску и будет разрываться между собой настоящим и собой искусственным. Внутренний конфликт обеспечен.

Такой взрослый “ребенок” будет постоянно испытывать неудобство и чувство неполноценности из-за своей ранимой натуры.

  • У него может сформироваться позиция «жертвы» по отношению к миру и к другим людям. Свою чувствительность он будет воспринимать как слабость.
  • Он не проявит и не реализует заложенные в него творческие таланты. Будет бояться неодобрения, критики и в итоге так и не достигнет своей мечты.

А мечтать он все равно будет, хоть и тайком.

Чем может помочь родителям изучение эмоционального интеллекта?

Во-первых, можно научиться помогать ребенку легко и безболезненно выходить из сложных эмоциональных переживаний.

Во-вторых, принимая особенности ранимого ребенка как нормальное естественное явление, можно повернуть их на пользу ему и на радость себе.

Прежде всего, нужно запомнить как нам, родителям, необходимо реагировать в случае эмоциональной бури. Нужно будет проходить каждый раз вместе с ребенком несколько этапов:

  1. Осознать эмоции ребенка
  2. Принять их и дать ребенку понять, что вы с ним, поддерживаете его и не осуждаете
  3. Помочь назвать чувства
  4. Определить возможности для выражения эмоций либо помочь вернуться в ровное состояние
  5. Проанализировать ситуацию вместе и решить, как действовать в подобной ситуации следующий раз, обсудить пути решения проблемы.

Обязательно нужно акцентировать внимание на его сильных сторонах и постоянно о них напоминать. Учить, как ребенок может ими пользоваться.

Начнем с применения внимательности и любви к деталям. Ребенка можно называть непревзойденным следопытом, который всегда может найти или обнаружить то, чего не видят другие. Очень хорошее подспорье — мультфильм “Невероятные расследования котенка Хакли”. Ваш следопыт будет рад провести расследование и найти ответ раньше умного котенка.

С ранимым ребенком нужно постоянно говорить о преимуществах высокой чувствительности и эмоциональности. Показывать примеры известных людей с таким же темпераментом. Рассказывать ребенку о достижениях этих людей. Вместе рассуждать о том, как высокая чувствительность помогла их карьере.

Важно акцентировать внимание ребенка на том, как он свои качества может использовать в жизни. Например, эмпатия может помочь в личных взаимоотношениях, в дружбе. Нужно постоянно подчеркивать, что ранимость, чувствительность — это преимущество, а не недостаток. Такой ребенок, когда вырастет, будет хорошо разбираться в людях и это может стать основой для его будущей профессии.

В общем, вариантов для поддержки - масса.

Ранимые дети — это возможность для нас научиться видеть мир другими, более внимательными глазами. Возможность соприкоснуться с тонкой душевной организацией.

Евгения, Здравствуйте!
У меня вопрос по поводу моей дочери. Ей 4 года. Девочка ранимая и эмоциональная, ей ничего не стоит заплакать, даже незначительная ситуация и на глазах слезы. Есть дети, которые могут сдержать свои эмоции, она - нет. Она часто хочет быть первой, делать все на "отлично" и очень расстраивается, если у нее что-то не получается. Результат - слезы. Объясняю ей, что быть первой - не главное, что важнее попробовать. Если не получится - попробовать еще раз. Что в любом случае она молодец. Но мои слова пока не очень-то ее подбадривают. К слову, девочка она способная. Уже умеет считать и читать. Как бы мне научить ее, что неудавшаяся попытка - это не повод для слез? И вообще любая ситуация, где что-то происходит не так как она планировала или хотела, тоже не повод для расстройства. Истерик у нее нет. Просто слезы. Успокаивается достаточно быстро. Порой я испытываю раздражение и говорю, что-то типа: "ну сколько можно плакать по каждому поводу?", когда сама раздражена, стараюсь не обращать внимания или провожаю в комнату, где она может поплакать и вернуться ко всем, когда успокоится.
Второй вопрос по поводу детского сада и отношений с воспитателем. Ребенок боится воспитательницу и из-за этого каждое утро поход в сад превращается во что-то невероятное и неприятное. Сначала была долгая адаптация, дочери было сложно смириться с тем, что нужно каждый день ходить в детский сад. И когда все дети ходили может не с удовольствием, но спокойно, она продолжала плакать. Причем плачет именно в момент расставания со мной. Воспитатели говорят, что весь день ведет себя хорошо. Конфликты с этим воспитателем у нас возникают уже на протяжении какого-то времени. Они возникали на почве разных разногласий, но их удавалось решить мирным путем. Любви мне и ребенку по отношению к этой женщине, в итоге, становилось все меньше. Последний конфликт меня просто вывел из себя. Дочь начинает что-то делать своими руками на занятиях. И если у нее не получается - плачет. Воспитатель - женщина суровая и раздражительная. Можно сказать, что она приказывает ребенку замолчать, а когда дочь не успокаивается (а от крика она не успокоится априори. У меня спокойный голос, к постоянно строгому тону она не привыкла), закрывает ее одну в спальне. Теперь девочка в принципе боится начинать делать поделку (лепить, клеить), потому что зарание боится провала и наказания. Пришлось разбираться в этом с участием заведующей и садовского психолога, потому что девочка боялась идти в группу до истерик, убегала и бросалась ко мне в объятья. Психолог взяла ребенка к себе один раз, по итогу беседы сказала, что у нее все хорошо с моторикой и вообще девочка хорошая, просила дать шанс воспитателю исправиться. На этом и решили. Воспитатель ушла в отпуск, уже две недели другая ее заменяет. Пока нет старой воспитательницы, дочь ходит в сад с радостью, ничего не боится. Но скоро отпуск заканчивается... А эмоции ребенка по отношению в воспитательнице не утихли (страх , тревога и агрессия в ее сторону). Дочь говорит, что будет плакать, не любит ее и не хочет ходить к ней в группу. И теперь вопрос: как наладить отношения ребенок-воспитатель? Что говорить дочери, чтобы она перестала ее бояться? Я понимаю, что и сама добавила негатива тем, что я настроена к воспитательнице негативно. Но сейчас этого не показываю, потому что понимаю, что мое мнение сказывается и на ее отношении. Я боюсь новых истерик и страха в глазах своего ребенка. Просила перевести ребенка в другую группу - отказали.
Евгения, дайте, пожалуйста, совет как поступить?
Спасибо.

Чувствительностьне является пороком. Как утверждают психологи, нервная система начувствительность отрицательно не реагирует. Человек, имея крепкие нервы,справляется с одними сложностями, впечатлительный с другими.

Чувствительность,если она повышена, способна притягивать к впечатлительному человеку взрослых идетей. Такого человека можно сравнить с антенной, улавливающей настроенияокружающих его людей. Он сострадает, сопереживает, умеет настроиться на эмоциисвоего собеседника и этим вызывает расположение к себе.

Начинаяс детства, он спит очень мало. Очень трудно успокаивается, если заплачет.Повзрослев, такой ребенок тяжело переносит неудачу – может злобно ломать своиигрушки и заходиться истерикой, если что-то не получилось. Причиной всему этомуявляется повышенная чувствительность, передаваемая телу и душе.

Дети,имея склонность к истерике, абсолютно не терпят боли. Так, посещение врачастановится сущим адом для его родителей. Истерика может начаться только оттого, что намечается поход в поликлинику. Ну, а если уж дело касается прививок,то в этом случае достается не только родителям, но и медперсоналу. Ребенокплачет от любой царапины или занозы, не давая прикасаться к себе. Обычно,реакции у него на любые мелочи очень бурные, можно сказать, не соответствующиепричине негодования.

Впечатлительнымдетям свойственна мнительность. Стоит спросить такого ребенка о том, как онсебя чувствует, то он обязательно ответит, что очень плохо, что у него головныеболи, боли в животе и горле. Однако это не соответствует действительности, унего всего-навсего обыкновенный насморк.

Ребенокочень хорошо умеет использовать свою повышенную чувствительность как предметспекуляции в случаях, когда ему чего-то не хочется делать, например, не пойти вшколу или же не исполнить какое-то поручение. Но, как утверждают психологи, утаких детей болевые ощущения действительно сильнее, и стрессовая ситуацияухудшает их самочувствие гораздо серьезнее, чем у других детей.

Естьеще одна черта, отличающая их от других, это склонность к обидам. Если кто-топрикрикнул, то он тут же начинает плакать. Поэтому всегда надо помнить о том,что при любых обстоятельствах надо воздерживаться от окриков в адрес малыша.Эти дети также очень пугливы. Не стоит говорить ему, что бояться не нужно –это бесполезно, так как грань его страха на таком же уровне, что и грань боли.Будет лучше, если такого ребенка приучать к различным обстоятельствам иситуациям постепенно, без напора.

Неосознавая того, можно усилить в ребенке такое качество, как мнительность. Нестоит его часто жалеть, приговаривая при этом, что он бедняжка, бедолага, чтовсе время падает и ушибается. При таком отношении он даже при желании несможет справиться со своим страхом перед всякими царапинами и ушибами.

Будьтеспокойны в любых ситуациях и примите его повышенную чувствительность какдолжное. Этим вы поможете ему побороть свои эмоции. Ведь такой ребенокчувствует гораздо сильнее других не только физическую боль, но и реагирует намнение окружающих гораздо ощутимее. Если ему что-то запретить, он может впастьв ярость и крушить все, что попадет под руку. А такой незначительный запретдругого ребенка не смутил бы вовсе.

Такиегиперчувствительные дети тяжело реагируют на даже маленькие неудачи, подолгуплачут и злятся. Это выявляется как на оценке других, так и на самооценке.Такой ребенок всегда плохого мнения о себе. Стоит ему чем-то заняться, еготерпение быстро заканчивается и он делает вывод, что не умеет ничего делать. Нои не торопится поработать над собой, так как не верит в свои силы и неприкладывает усилий к преодолению трудностей. Из-за этого и интерес ко всемуутрачивает очень быстро.

Как себя вести родителям

Родителидолжны знать, что заметив такое поведение ребенка вовремя, можно избежатьдальнейшего усугубления этого состояния. Обращайте внимание на раздражительностьи недовольства ребенка во избежание дальнейших серьезных проблем. Только своейподдержкой, а не нравоучениями, вы поможете малышу положительно восприниматьсамого себя и поверить в свои силы, научиться с уважением относиться к себе иокружающим. Таким образом, он с легкостью сможет укрощать своювпечатлительность. Научите его брать себя в руки, несмотря на то, что это нетак легко, как кажется.

  1. Не контактируйте с ребенком, когда вы сами взвинчены - этим вы передадите емусвое беспокойное состояние, ведь даже младенец чувствует ваше состояние.
  2. Не реагируйте на то, что ребенок плачет и вопит. Не пытайтесь привести егов чувства криками или уговорами – в таких ситуациях он вас не услышит.
  3. И не причитайте, увидев, что он разбил коленку. Будет лучше, если вы простообработаете ранку.
  4. Проблемы ребенка не преуменьшайте и не говорите, что ничего страшного непроизошло. Не уверяйте, что в школе он будет всегда первым во всем.
  5. В любых ситуациях сохраняйте спокойствие, если рядом находится ваш ребенок.Взяв на руки, успокаивайте его, но только тогда, когда он не возражает, так какесть дети, которые в состоянии стресса не любят, когда к ним прикасаются.
  6. Необходима сдержанность при общении с ребенком. Однако ласка никогда не будетлишней. Решать проблему в момент, когда у ребенка истерика, нет смысла.Отложите это на потом, когда обстановка разрядится.
  7. За проявление мужества в победе над собственной слабостью необходимо хвалить иподдерживать.
  8. Приветствуйте его достижения во всех начинаниях. Если ребенок поверит в себя,он легче сможет перебороть свои отрицательные эмоции. Никогда не забывайте отом, что только вы можете помочь своему ребенку справиться с повышеннойчувствительностью.

Впечатлительный, ранимый ребенок тяжело переносит неудачи в играх, поражение в соревнованиях - долго плачет и сердится. Повышенная впечатлительность сказывается не только на оценке других людей, но и на самооценке. Такой ребенок о себе плохого мнения... Для родителей очень важно вовремя заметить подобное поведение.

Чувствительность - не порок. Психологи утверждают, что нервная система повышенной чувствительности не является отрицательным свойством. Люди с крепкими нервами справляются с одними жизненными задачами, а впечатлительные - с другими.

Именно повышенная чувствительность всю жизнь притягивает к впечатлительным людям и детей, и взрослых. Такой человек похож на чуткую антенну, улавливающую малейшие нюансы настроения окружающих. Он умеет сострадать, сопереживать и с малых лет способен настраиваться на эмоциональную волну собеседника, вызывая тем самым его расположение.

Будучи грудничком, он мало спит, а когда плачет, его невозможно успокоить. Став старше, ребенок болезненно переживает свои неудачи - со злостью разрушает башню из кубиков, если она не получилась такой, как ему хотелось, и заходится в рыданиях, коль не удался рисунок.

Причина истерик - повышенная чувствительность нервной системы, которая передается и телу, и душе. Склонные к истерикам дети совершенно нетерпимы к боли, при этом они ее будто бы ждут. Каждый визит в поликлинику сущий ад для родителей (бурную реакцию вызывает само сообщение о походе к врачу). А уж если речь идет о прививке, то места мало всем: и родителям, и медсестрам, и другим пациентам...

Плач и крики раздаются при любых царапинах. Если в пальце заноза, то малыш не дает прикоснуться к руке, а разбитое колено - причина капризов на неделю, не меньше. Чаще всего его реакция несоизмерима с тем, что произошло. Кроха доводит себя до такого состояния, что не слышит ничего вокруг: ни ваших аргументов, ни слов утешения.

А если и слышит, то не понимает («Почему мама говорит, что не случилось ничего страшного, если мне так больно, а папа недовольно морщится?»). Впечатлительные дети обычно очень мнительные. Если ты спросишь такого ребенка, как он себя чувствует, тот наверняка ответит, что плохо, у него болит голова, и живот, и горло (хотя он, лишь слегка простыл).

Свою повышенную чувствительность малыш прекрасно использует в различных ситуациях, например, когда не хочет идти в садик или к тете, которую не любит. Между тем психологи утверждают, что эти дети действительно ощущают боль и у них ухудшается состояние в стрессовых ситуациях.

Еще одна отличительная черта - крайняя обидчивость. Стоит повысить на малыша голос, как на его глазах мгновенно появляются слезы. Как бы ни сложились обстоятельства, всегда об этом помни.

Маленький ипохондрик также довольно пуглив. Бесполезно ему говорить, что не нужно бояться, ведь его порог страха, как и боли, очень низкий. Лучше постепенно и разумно приучать его к различным обстоятельствам.

Мнительность ребенка ты можешь неосознанно усилить. Если будешь чересчур его жалеть, повторять, какой он бедненький и как сильно поцарапал ручку, то кроха даже не попытается перебороть свой испуг.

Прими его повышенную чувствительность как должное и, что бы ни случилось, сохраняй олимпийское спокойствие. Тем самым ты поможешь ему справиться с собственными эмоциями.

Ранимый ребенок чувствителен не только к физической боли, но и к мнению родителей или сверстников. Незначительный запрет, на который другой малыш просто не обратил бы внимания, может привести его в ярость (он падает на пол, кричит, топает).

Тяжело переносит карапуз и неудачи в играх, поражение в соревнованиях - долго плачет и сердится. Повышенная впечатлительность сказывается не только на оценке других людей, но и на самооценке. Такой ребенок о себе плохого мнения.

Чем-то, занявшись, он быстро теряет терпение и приходит к выводу, что ничегошеньки не умеет. Однако работать над собой не спешит, потому что не верит, что сможет преодолеть трудности. По этой причине быстро утрачивает ко всему интерес.

Для родителей очень важно вовремя заметить подобное поведение.

Если же на плач, недовольство и раздражительность ребенка не обращать внимания, в будущем это выльется в весьма серьезные проблемы.

Только родительская поддержка (но без долгих нравоучений) способна привести к тому, что малыш станет положительно воспринимать сам себя, а в дальнейшем поверит, что многое может, и попытается преодолеть мешающие ему слабости.

Он научится уважать себя и окружающих! И тогда ему будет легче укротить свою безграничную впечатлительность. Помоги малышу взять себя в руки! Правда, это не так просто, как хотелось бы.

Родителям очень впечатлительных деток психологи предлагают ряд рекомендаций:

Не стоит контактировать с малышом, когда ты сама взвинчена. В противном случае велик риск передать ему свое беспокойство. Даже грудничок прекрасно чувствует твое настроение.

Не реагируй резко на плач и вопли карапуза. Не пытайся привести его в себя окриками или уговорами: он в такие моменты все равно ничего не слышит.

Не слишком причитай над ним, если он разобьет колено. Лучше быстро замажь ранку зеленкой.

Не преуменьшай проблемы ребенка. Не говори: «Подумаешь, ничего страшного!». Не уверяй, что в садике все образуется, а в школе он вообще будет самым первым.

Что бы ни случилось, в присутствии крохи сохраняй спокойствие. Бери на руки, гладь по голове, если он не возражает (но помни, что некоторые дети в таком состоянии не терпят прикосновений).

Веди себя с малышом сдержанно, но в, то, же время ласково, смотри ему прямо в глаза. Приводить свои аргументы по поводу той или иной ситуации есть смысл только тогда, когда пройдет первая волна истерии.

Всегда хвали, если карапуз был мужественным и победил собственную слабость. Цени его усилия и всячески поддерживай.

Приветствуй его достижения во всех областях. Ребенок, который верит в свои силы, легче справляется с эмоциями.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»