Типы велосипедных вилок. Велосипедная вилка

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Вилка является одним из важнейших элементов велосипеда. Она бывает, как передней, так и задней.

Передняя вилка – это продолжение рамы, и на нее возложен достаточно внушительный ряд функций:

  • удерживание переднего колеса;
  • осуществление поворота колеса на угол, соответствующий углу поворота руля;
  • принятие на себя нагрузок, возникающих при торможении велосипеда;
  • гашение вибраций, вызванных неровностями дорог.

Задние вилки используются достаточно редко, в основном, на горных велосипедах, предназначенных для определенного стиля езды, в частности для даунхилла.

Основная задача передней и задней вилки – это быть амортизатором (демпфером), то есть устройством, гасящим колебания и вибрации во время езды на велосипеде. От того, насколько эффективно вилка выполняет свою задачу, зависит ее стоимость и сложность конструкции.

Оглавление:

Конструктивные особенности вилки

Рассмотрев повнимательней самую обычную вилку, можно увидеть, что ее конструкция выглядит следующим образом. Имеется рулевая труба, к которой с одной стороны крепится руль, а с другой она плавно переходит в корону.

Стоит отметить, что вилки бывают одно- и двухкоронными. Вилки с одной коронкой как правило устанавливаются на обычные горные и гибридные велосипеды с небольшим ходом. Двухкоронными вилками оснащаются байки, рассчитанные для скоростного спуска и прыжков.

Вернемся к устройству нашей вилки. Из коронки выходят внутренние трубки, которые входят в так называемые ноги вилки – это трубчатая часть вилки, которая задвигается в штаны амортизационной вилки.

Как же работает вилка?


Если надавить на руль в момент наезда на кочку или выбоину, то внутренние трубки, оказываясь под сопротивлением пружины, находящейся внутри вилки, заходят в ее ноги.

Различают два вида сопротивлений, которым может быть подвержен велосипед – прямая ударная нагрузка и колебания. В первом случае, пружина берет на себя всю нагрузку и гасит ее внутри вилки. Отметим, что роль пружины может играть стальная пружина или же воздух, находящийся под давлением. Колебания уже гасятся за счет демпфера, в роли которого может выступать элластомер, масло или воздух. Благодаря демпферу пружина не отбрасывается сразу же назад, а делает это плавно и постепенно. Работая таким образом, вилка обеспечивает более плавный ход велосипеда даже в самых агрессивных дорожных условиях.

Если говорить о демпфере, то стоит отметить, что самым дешевым вариантом амортизатора является элластомер, который изготавливается из полимера. При постоянных нагрузках он достаточно быстро выходит из строя. Лучше выбирать воздушную или масляную систему.

Как выбрать велосипедную вилку для MTB

Что такое амортизационные вилки, для чего они необходимы, какие виды велосипедных вилок бываю, и почему они так дорого стоят? Вилка- это треть велосипеда по качеству работы и по образованию цены. В этой статье мы доступно расскажем все нюансы и подробности, которые помогут вам понять выбрать хороший передний амортизатор.

Мы рассмотрим вилки для горных велосипедов для катания в стиле . Для катания по пересеченной, а тем более по горной местности с крутыми спусками и большими камнями, хорошая, надежная вилка, которая обеспечивает качественную амортизацию просто необходимое условие, от нее зависит ваше здоровье и безопасность.

Вилки устанавливают на горные велосипеды, для агрессивного катания, катания по бездорожью и на некоторые модели кроссовых и туристических велосипедов. Вилки, которые не имеют механизмов амортизации называют ригидными.

Быстрый поиск по тексту

Принцип работы амортизационных вилок

Амортизация — (от фр. -amortisseur) - процесс гашения колебаний и поглощения толчков, и ударов подвижных элементов в механизмах.

Вилка состоит из ног, штанов, пружины и демпфера, и рычагов настройки. Пружина (воздушная пружина) принимает на себя удары и сжимается, она отвечает за жесткость вилки и рассчитана на определенный вес нагрузки, который она может выдержать.

Демпфер — механизм, который помогает этой пружине сжиматься и возвращаться на место плавно, а не выстреливать как катапульта. Его настройки помогают регулировать скорость срабатывания и скорость возвращения пружины на место. Также можно заблокировать вилку, там, где ее работа не нужна, это увеличивает скорость.

В качественных вилках за счет этих технологических придумок колесо имеет почти неотрывный контакт с поверхностью, а вилка отрабатывает (поглощает, слизывает, кушает) неровности, толчки, вибрации, когда вы едете вперед, вниз, или вверх. Она обеспечивая комфорт, и возможность быстро и маневренно проезжать сложные участки, не получать удары по рукам и по велосипеду.

Так работает хорошая велосипедная вилка

От сложности механизма, и качества материалов зависит эффективность амортизации, плавность и скорость работы, прочность вилки (она же берет на себя все удары вашего катания) и соответственно цена.

Амортизационные велосипедные вилки бывают

В зависимости от принципов и механизмов работы вилки разделяются на виды:

  • Пружинные

  • Пружинно-эластомерные

Вилки первых двух видов можно отнести к наименее работающим, они не обеспечивают комфортного ощущения от езды. Езда на таком велосипеде не сильно отличается от катания на ригидной вилке. Но добавляет велосипеду к весу и цене. С другой стороны, все велосипеды в начальной и средней ценовой категории оснащены такими вилками, это как, дань моде.

Механизм работы- пружина, которая отскакивает в момент нагрузки, она не чувствительна к мелким преградам, не гасит вибрации, отдает удар в руки, и отскакивает, когда ей хочется, а не когда это нужно вам. Эластомер- кусок резинки (как канцелярский ластик) противодействует обратному отскоку пружины, чуть его смягчая, за счет механического трения резины об штаны, и вязкости смазки. Это более комфортный вариант, но все равно, хорошо он не работает.

При температуре +5 застывает и вилка становиться каменной. Срок жизни таких вилок- 1-2 года, потом они амортизируют за счет люфта (что опасно), или клинят и не работают вообще. Но для катания в прогулочном режиме по паркам их ресурса вполне хватает. Они дешевые, и цена хороший индикатор комфорта.

Для наглядности: и Таврия и Лексус — машины которые ездят, но есть нюансы. Пружина-Таврия, ластомер- Ланос.

  • Воздушно-масляные

Качественные вилки, в которых используются сложные технологии. Они дороже по цене, изготовляются из качественного метала, ноги хорошо отполированы, и это уже та необходимость для серозного, технического и катания, и езды на дальние дистанции.

Они амортизируют за счет металлической пружины, воздушной пружины (картриджа со сжатым воздухом, воздух, как пружина, сжимается под давлением и возвращается на исходную позицию, когда давления нет) и картриджа с маслом. Соединение этих технологий в разных комбинациях дарит нам комфорт в седле.

Почти во всех современных вилках используются воздушные камеры высокого давления. Жесткость вилки регулируется количеством воздуха (давление в воздушной камере), который мы вдуваем специальным насосом.

Такие вилки будут хорошо работать как у до 50 кг, так и под мускулистым мужчиной с весом под 100 кг, настроить их просто и быстро. На сколько будет продавливаться вилка, мы контролируем легким п-ш-ш-ш, а не физическими свойствами метала, из которого сделана пружина.

Демпфер- масляная камера, в которой ходит поршень. От удара вязкое масло и перетекает вверх через отверстие в клапане, а после, возвращается обратно. Вот от того, с какой скоростью оно возвращается обратно, зависит скорость отскока пружины (возвращение пружины в состояние покоя).

Это регулируется специальным поршнем на вилке (по факту, механическая регулировка ширины отверстия в клапане, через которое масло возвращается), и позволяет настроить вилку под нужные условия катания. Например, когда много мелких камешков отскок должен быть быстрым.

Такие вилки работают, поглощают вибрации, не выстреливают, и не дают ударов по рукам, колесо едет не отрываясь от земли, а вам удобно и радостно. Как правило, в одной ноге пружина, а во второй механизм компенсации отскока.

В современных вилках могут комбинировать системы воздух-масло, пружина-масло (но пружины стоят очень качественные). Они долговечны, помогают переносить ударную нагрузку другим узлам велосипеда, и все остальные детали тоже живут дольше. Цена таких вилок начинается от 200 у.е, и оно того стоит. Если вернуться к машинной аналогии- то в этом классе комфорт от Тойоты до Лексуса.

Распространенные бренды велосипедных вилок

  • . Детали данного производителя являются наиболее распространенными среди всех категорий байкеров. Модели данного бренда представлены во всех ценовых диапазонах. Это качественные вилки.
  • Fox . Это производитель дорогих и качественных амортизационных вилок для катания по горам с высокими нагрузками, для любителей и профессиональных спортсменов.
  • Magura . Дорогие и надежные изделия высокого уровня, предназначенные для любителей и профессиональных спортсменов, у нас довольно редки.
  • Manitou . Уровень вилок данного производителя относят к среднему и профессиональному сегменту. Их так же, не часто встретишь.
  • RST . Деталями этого производителя комплектуются велосипеды низкого и среднего ценового сегмента, их надежность и качество соответствующие.
  • SR Suntour . Это самая распространённая модель вилок в нашей стране. Кроме оригинальных моделей пружинных и эластомерных вилок, многие производители брендируют вилки для своих велосипедов низкой и средней ценовой категории. Но еще Suntour предлагает качественные воздушно-масляные вилки, которые неплохо конкурируют с моделями RockShox.

Настройки велосипедной вилки: рычажки и переключатели, что, зачем?

LockOut (Блокиратор) самая простая и понятная механическая функция блокировки пружины (картриджа). Пружина перестает работать, вас не раскачивает, например на ровной дороге или в подъеме, тем самым экономятся ваши силы. Присутствует даже на самых дешевых моделях.

Важно контролировать, когда вы заблокировали вилку, и по привычке переезжаете препятствия, то вилка не сработает, и велосипед может организовать Вам свободный полет. В некоторых дорогих моделях кнопка которая включает эту функцию вынесена на руль, то есть, переключаться можно без остановки, на ходу, а это удобно.

настройка жесткости пружины. По факту, этот
рычажок позволяет настроить показатель (SAG)- величина в процентах, на сколько просядет ваша вилка, когда вы просто сядете на велосипед и дадите на вилку нагрузку в виде вашего веса. Для МТБ этот показатель должен быть 15-25% от хода вилки.

Это показатель нужен что бы правильно настроить работу вилки. Если она сильно проседает- вам может не хватать хода вилки для преодоления препятствий, и сильно раскачивать там, где это не нужно, если не достаточно проседает- не будет достаточно чувствовать мелкие препятствия, и бить по рукам.

На пружинных вариантах- это довольно бесполезная крутилка, жесткость - пружины- это ее механическое свойство, хотите поменять жесткость-меняйте пружину. На вилках с воздушным картриджем этот показатель регулируется тем, сколько воздуха вы накачаете в вилку, под ваш конкретный вес.


Rebound скорость отскока вилки-
скорость, с которой пружина возвращается в исходное положение после сжатия. Этот показатель отвечает за мягкость и скорость, с которой вилка будет готова снова сработать.

Как мы уже писали- за это отвечает крутилка, которая регулирует ширину отверстия в масляном картридже, чем шире отверстие- тем выше скорость отскока.

На практике если выставить скорость ниже, чем вам надо- вилка будет не готова отработать что-то новое, и будет опаздывать. Если скорость отскока больше чем вам надо- то вилка будет «отскакивать» вам в руки и чуть подкидывать при переезде препятствий.

Актуально для вилок старших моделей, у которых есть демпфер.


Скорость сжатия (сompression)
скорость сжатия пружины – при высоком показателе- пружина будет более жестко и быстро работать при наезде на препятствия, при более низком- будет более плавной и мягкой. Это показатель так же, поможет вам идеально настроить вилку под себя, и под свои условия катания.

Жесткая вилка- для более агрессивного катания, когда надо отрабатывать камни и удары от прыжков резко и быстро. Но при езде по прямой- резко и быстро не надо, надо что бы отрабатывались мелкие неровности. Это удовольствие так же, доступно только для обладателей качественных вилок.

Сейчас, на дорогих велосипедах, даже есть кнопка на руле, которая может сократить размер хода вилки, если ход большой, а он вам в конкретный момент не нужен. Но это, скорее частности.

И про настройки- комбинации из этих 3-х настроек поможет чувствовать себя на велосипеде хорошо и удобно. Как правило, люди себе выставляют настройки, и на них катаются годами. Хорошая схема. Но мы советуем Вам прислушаться работе вашей вилки, и не бояться что-то менять в настройках, если вилка работает как-то не так, ищите идеал.

Какой ход вилки мне требуется?

Лучший выбор — 100 мм. Золотой стандарт почти для всего.

Допустимы колебания в пределах +/- 20 мм хода. Если вы катаете что-то другое, то вы уже понимаете, зачем Вам нужна вилка с большим ходом. Есть еще 80 мм, но это про бюджетные и подростковые модели. А вы же помните, что бюджетные вилки не работают.

Если вы покупаете вилку отдельно от велосипеда, обязательно обратите внимание на характеристики рамы, там написано, какой длинны вилка (Fork length) Вам нужна. Если купите длиннее или короче- есть шанс нарушить геометрию велосипеда и испортить все ходовые характеристики.

Чем следует руководствоваться при выборе Велосипедной вилки

Цена: Почему хорошие вилки дорого стоят мы уже рассказали. Если вы откатались на велосипеде и уже убили свою эластомерку, а кататься вам хочется много, и вам это нравиться- покупайте хорошую вилку. По цене это будет тоже самое, что 2-3 раза купить плохую, а срок эксплуатации у хороших вилок при правильном уходе значительно дольше.

Про комфорт, и другой мир возможностей катания мы тоже уже говорили. Если вы просто катаетесь по парку и вас все устраивает, расти вы не хотите- чините эластомерку. Если у Вас уже стоит хорошая вилка, но хочется еще более хорошую – и вы не знаете, куда еще потратить денег- можете вложиться в апгрейд, но при этом вы должны четко понимать, что оно вам дает, и зачем вам облегчать велосипед на эти 200 грамм за N долларов.

Если вы намерены участвовать в гонках, хорошая и дорогая вилка поможет вам в чем-то выиграть

Стиль катания: тут есть две опции: для езды и для более агрессивной езды с прыжками. В горах нужна хорошая вилка, на грунтах нужна хорошая вилка, при прыжках хорошая амортизация не заменима. И техника. Если не уметь технично ездить- вилка не решает. Но если ее нет, технично ездить очень сложно. Поэтому, выбирая вилку, вы же, уже понимаете, где и как вы хотите ездить. Если еще не понимаете- берите хорошую вилку начального уровня, в случае чего- продадите и купите уже то, что вам надо.



Вес наездника:
Если вы весите в рамках среднестатистической нормы- особых проблем не будет. Если вы легки и хрупки- вилки с воздушным поршнем дают возможность настроить вес под себя.

Если ваши 100 кг бодро перемещаются с большой скоростью вниз по камням, облегченные вилки с тонкими ногами не покупайте. Надо выбирать модели, которые имеют большой запас механической прочности.

Обычно, вилки рассчитаны на максимальное значение в 110 кг, поэтому, обязательно изучите эти параметры перед покупкой. Нужно брать толстые ноги, контролировать жесткость, правильно накачивать, главное, что бы она не пробивалась(ситуация, когда вилка вжимается полностью и в конце можно услышать характерный звук удара ног об неподвижные части, ситуация чревата тем, что можно повредить внутренности вилки, а ремонтировать ее сложно и дорого, и не всегда возможно)

Популярность и легкость в обслуживании: странный критерий, но пока, в наших условиях, дорогие вилки к нам завозят редко, а специалистов, которые могли бы их чинить- не так много. По этому, старайтесь выбирать популярные модели, таким образом вы гарантируете себе, что в случае чего найдете мастера который такую вилку видел и умеет, и запчасти к ней можно будет купить у нас в стране.

К сожалению, у нас в Украине, нет сервисных центров известных производителей. А слать на ремонт вилку в другую стану бандеролью – сомнительное удовольствие.

Какой диаметр ног предпочтительнее?

Лучше 32 мм. Ноги влияют на общий вес рамы и на вес всего велосипеда соответственно. Ноги бывают стальными и алюминиевыми. А еще их анодируют, покрывают разными покрытиями и защитами, чтобы уберечь от коррозии, повысить прочность и характеристики скольжения. При выборе нужно понимать, что для Вас важнее, вес, цена, прочность.

Нужна ли хорошая вилка для езды по асфальту?

Для езды по асфальту существуют специальные дорожные и шоссейные велосипеды. С ригидной вилкой. Часть городских велосипедов имеют амортизационную вилку. Если рассматривать комбинированные варианты –грунт/асфальт- то да, вилка нужна. В любом случае, вы сможете ее заблокировать.

В условиях наших дорог, которые в некоторых местах как после бомбежки, и в городах есть брусчатка, бровки и куча других препятствий- использование амортизационной велосипедной вилки вполне оправдано. Хотя, по сути, не совсем правильно. Решайте сами, главное, чтобы вам было удобно. Мнений и дискуссий на этот счет очень много. Ну а лучший выход из этой дилеммы- иметь 8 велосипедов на все случаи жизни.

Уход за вилкой

Делимся секретом. Никогда не мойте вилку керхером. И втулки. Вилки сейчас производят герметичными-в дорогих моделях предусмотрено много придумок, что бы в вилочку не попадала вода и грязь. То есть велосипед можно полоскать в речке, и если он качественный, то ему ничего после этого не будет. Если заляпались- протирайте ноги тряпочкой. Некоторые маркетологи рекомендуют специальные силиконовые спрейи, но их эффективность не доказана.

Обязательно нужно сдавать вилку на ТО. Или перебирать ее самостоятельно, если у Вас настолько прямые руки, обучающих видео хватает с головой. Если этого не делать, то ноги может съесть коррозия, а механизмы могут перестать адекватно работать. Посему, если вы увидели, что на вилке какие-то потеки или сгустки масла- несите к механику.

ТО нужно делать 1-2 в сезон, в зависимости от интенсивности катания и того, как часто вы попадаете в грязищу. Если все делать правильно, то ваша вилка может отслужить Вам 20 и более тыс км пробега. Главное, чтобы в ней не оказалось заводского брака, но от этого, к сожалению, никто не застрахован.

Что касается пружинок и эластомерок- то частая переборка будет делать Вашу жизнь чуточку комфортнее. Они как раз и перестают работать из-за того, что грязезащита там плохая, и вилка натягивает всякого внутрь, забивается и замирает.

Где купить велосипедную вилку?

Самым простым и выгодным вариантом будет купить с велосипедом. Хорошие вилки по приятным ценам, особенно, в сезон скидок, покупают на зарубежных сайтах. Там продается широкий ассортимент от разных производителей, и есть из чего выбирать.

Нужно подождать несколько недель, получить посылку, установить и принимать поздравления. Правда, если с ней что-то случиться- придется слать обратно, если поломка — гарантийный случай. Выписывать запчасти, тоже, часто приходиться за границей.

Механиков, которые хорошо разбираются в сложных амортизаторах, и могут все хорошо починить – нужно знать, любить и угощать вкусненьким, они редки. Ловите распродажи и черную пятницу. И еще, так как перестает быть модным, вилки этой категории сейчас очень хорошо распродают по приятным ценам.

Из-за невысокой покупательской способности к нам не везут много дорогих и вилок, выбор хороших моделей весьма скуден и покупать тут будет чуть дороже. Есть рынок б.у вилок, там, где можно купить вилку дешевле, но со всеми сопутствующими рисками.

Что же касается вариантов эластомерок и дешевых — хороший выбор есть в наших магазинах, но прочитав эту статью, подумайте, нужны ли они вам. Так же есть в магазинах вилки пружинно-масляные за 100-200 баксов, но их, почему-то, никто не рекомендует, некоторые модели не подлежат ремонту. Лучше доплатить еще чуть-чуть, и купить себе хорошую вещь, которая будет работать дольше и лучше.

Надеюсь у нас получилось доступно рассказать о вилках и привести в порядок картинку об этих замечательных механизмах. Для того что бы купить вилку, не обязательно досконально понимать все эти сложности.

Что бы не быть голословными, мы хотим дать некоторые субъективные рекомендации по выбору. Мы спросили двух веломехаников, и троих спортсменов (они хорошо разбираться в теме) что бы они порекомендовали купить, в разных ценовых категориях, людям, которые хотят купить хорошую амортизационную вилку на велосипед.

Дешевые пружинные и эластомерные вилки – разнообразные Suntour – которые подбираться под размер колеса, и в общем ничего особенного выделять среди них не стоит.

Хорошие амортизационные вилки начального класса : там уже есть системы амортизации, регулировки, масляный демпфер, и их вполне хватает для комфортного и активного катания по пересеченке и в горах, прайс 200-300 у.е:

Rockshox ХС30 и ХС32, раньше они назывались Tora. Хороши как пружинные версии так и воздушные версии. Suntour RaidOn хороший образец качества, которое разительно отличается от моделей подешевле.

Хорошие амортизационные вилки среднего класса : там уже используется больше всяких технологий для более четкой работы и тонкой подстройки. Подходят для активного катания с элементами ударных нагрузок, будут актуальны для вас, если вы ездите много, гонитесь за легким весом велосипеда, комфортом, участвуете в соревнованиях, или любите технично кататься в таких местах — где хорошая работа амортизатора необходима.

Прайс от 300 до 500 у.е. Назовем, наверное, самые заслуженно популярные вилки RockShox Recon и Reba, Sid, качественный Suntour Epicon, Axon.

У Fox есть легендарная линейка вилок Float 32 для МТБ, на распродажах можно поймать хорошую цену.



Хорошие амортизационные вилки высокого класса:
тут мы говорим про лучшее, что может быть на велосипедах: технологичность, легкость, четкость работы механизмов, и лучшие инженерные инновации, которые придумали, чтобы ездить было клево.

Будут актуальны, если вы любите максимальный комфорт, имеете много денег, участвуете в соревнованиях, или просто хотите, чтобы Вам все завидовали. Прайс на такие вилки начинается от 400 у.е. и до…..

Fox вилки этого бренда имеют много собственные конструкторских решений, плохого они просто не выпускают, и вполне заслужили свою репутацию… и цену.

Lefty — одноногая вилка, которая считается самой жесткой в мире и неким фетишем среди велофанатов.

Опять же, в этой статье мы не рассматриваем дорогие вилки с большим ходом, которые используются во всяких экстремальных и прыжковых активностях.

Надеемся, что эта информация была вам полезна, стремитесь к лучшему, и используйте все те возможности, которые нам дарит прогресс, для того что бы открывать новые возможности катания на вашем горном велосипеде!


Еще в тему статьи:

У нас более нет ничего похожего

Posted in Tagged ,

    Стас

    У сантура прекрасные вилки есть, тем более намного дешевле рок шокс и у ж тем более фокс. Естественно мелкие недочеты есть, но все это сглаживается ценой.

Проблемы в работе вилок и амортизаторов обычно возникают из-за загрязнения масла и ухудшения его рабочих свойств. Так же при неправильной или очень длительной работе изнашиваются манжеты (сальники) и другие детали вилки, которые потеряв свои свойства, нарушают плавную работу амортизатора. Содержание амортизаторов в чистоте и регулярное техническое обслуживание значительно продлевают срок жизни этих дорогостоящих компонентов.

Вилка в обязательном порядке требует:

  • чистки и смазки ног на сальниках – каждые 100-150 км пройденного пути;
  • осмотра на предмет появления трещин в «штанах» вилки, смазки сальников с разборкой – каждые 500-1000 км.;
  • для масляных вилок – замены масла ежегодно или после 4000-5000 км пути.

Среди необходимых для работы с велосипедной вилкой инструментов называют отвертку, пассатижи, гаечный ключ, маленький раздвижной газовый ключ; учитывая специфику работы с маслом советуют запастись ветошью или тряпками, кроме того работу можно выполнять и в перчатках для защиты рук от повреждений и загрязнения.

Пружинно-эластомерные вилки

Смазывать велосипедную вилку необходимо раз в сезон, но при активном использовании эта процедура может потребоваться чаще. Процесс смазывания пружинно-эластомерной вилки крайне прост: масло с помощью шприца заливается под пыльник, затем вилка разрабатывается, а остатки смазочного материала удаляются мягкой тряпкой. На ноги около сальников лучше всего наносить тефлоновую смазку (все чаще используется смазка в виде аэрозоля). Среди лучших смазочных материалов мастера называют силиконовые и прозрачные консистентные смазки.

В идеале требуется полная переборка с очисткой всех внутренностей раз в несколько тысяч километров пробега. Конечно, в реальности это зависит от того, где и как вы катаете. Со временем в пружинно-эластомерной вилке накапливается грязь из-за особенностей её конструкции. Типичная переборка такой вилки включает:

  • снятие штанов
  • чистка штанов вилки от грязи
  • протирка штоков от грязи, их смазка
  • обслуживание сальников: их очистка, замачивание и последующие смазывание
  • очистка и смазка пружины
  • очистка эластомера, при необходимости его подрезание (если он задубел)
  • протирка бушингов (да, не башингов, как пишут в интернете)

Укоротить цилиндрический кусок эластомера можно на 1-2 см для смягчения вилки. Иногда встречается такое явление, особенно на вилках за которыми не следили, это разрушение эластомера, бывает даже, что его части попадают между пружиной и корпусом ноги, и заклинивают полностью вилку. В этом случае его остатки можно совсем убрать, это даже увеличит ход вилки, однако она, возможно, будет полностью пробиваться. В любом случае, пружину и эластомер хорошо очищаем от старой смазки и продуктов износа, наносим новую, и собираем эту ногу обратно. Для смазки я использую 158-ую.

Пружинно-маслянные и масляные вилки

Такие вилки отличаются наличием масляного картрииджа в одной из штанин, выполняющего роль демпфера. Переборка и замена масла значительно улучшают качество амортизации! Как правило, после первой переборки вилка начинает работать лучше, чем она работала сразу после ее покупки, потому что уже притертые друг к другу детали тщательно промывают и заливают новое чистое масло. Причем требуется два вида вилочного масла: вязкостью 5W (демпфирующее) и 15W (смазочное) . Замена манжетов (сальников) у вилки продлевает срок службы направляющих (бушингов), а их замена – не самое дешевое удовольствие. По инструкции положено перебирать, смазывать, при необходимости менять масло и многочисленные резинки каждые 50 часов работы, или каждый месяц.

Определить необходимость замены масла можно по следующим признакам: уменьшился ход вилки, отскок стал хуже, регилировки плохо работают.

Большая часть шагов из списка для пружинных вилок применима и здесь. Отличие заключается в том, что вместо обслуживания эластомера здесь меняется демпфирующее масло. Демпфирующий механизм расположен в правой ноге. Для начала необходимо снять ручку блокировки (Comp Adjuster Knob) в верхней части. Далее выкручивается пластиковый механизм блокировки ключом на 24. Затем с небольшим усилием механизм вынимается из трубы, вилка должна быть в вертикальном положении. Теперь можно сливать масло. Если масло мутное, темное, то оно свое отработало.

В ноге еще останется поршень регулировки скорости отскока. Перевернув вилку, его нужно аккуратно выдавить, используя какой-нибудь длинный стержень (отвертку, например) в конце выдавливания.

Затем все вычищается, в демпфер заливается новое масло вязкостью 5W. После процедуры смены масла, может немного подтекать из правой ноги (это дело временное, излишки которые попали в шток, а не в ногу или штаны). Так же, возможно, будет "подлагивать" блокировка хода, совсем не долго (день максимум), так как масло должно распределиться внутри картриджа.

Если течь не прекратилась, то скорее всего при установки демпфера либо замяли уплотнитель, либо просто не до конца вкрутили его в ногу вилки. Для исправления потребуется разводной ключ работы - выкрутить демпфер (не до конца, только чтобы полностью оголить резьбу), проверить состояние уплотнителя, смазать резинку и вкрутить обратно. Если из-под блокировки вилки (синий диск сверху) сочится масло, то это можно решить установкой дополнительного кольца.


Если течет масло из-под регулировки отбоя, то тчь с низу вилки можно прекратить, обматав резьбу на болте (куда вставляется переключатель скорости отскока) фум-лентой. 4-5 витков, думаю, будет достаточно. Уплотнительное колечко меняется на более толстое, котрое можно купить авто или хоз магазине. Если течёт сквозь шток отбоя, то помогает тока полная разборка этого узла с заменой уплотнения внутри штока.


Все кольца необходимо замочить в вилочном масле вязкостью 15 W. Промазываем сальники специальной рекомендованной смазкой Red Grease. После заливки масла в демпфер, он устанавливается на место. После заливки масла поработайте штоком отсокока, погоняйте масло чтобы оно распределилось внутри. Следите за тем, чтобы масло не вылилось при установке демпфера. Смазываем резиновые уплотнители консистентной смазкой, и устанавливаем их обратно.

Воздушные и воздушно-маслянные вилки

Такие вилки наиболее сложны в переборке. Они отличаются наличием воздушной камеры, но также имеют и масляный демпфер. Также, не забудьте об отличии систем Solo Air и Dual Air . В Dual Air имеется две воздушные камеры - позитивная и негативная.

Многие операции аналогичны масляным вилкам. Здесь дополнительным шагом сначала служит стравливание воздуха. В процсссе необходимо замочить паралоновые уплотнители в смазке 15W. Дополнительно после установки демпфера в процессе сборки и установки штанов в воздушные камеры шприцом под углом 45 градусов добавляется по 5 мл масла 15W. Устанавливаются поршни, все и только после этого накачиваются камеры, сначала позитивная, потом негативная.

Регулировка вилки велосипеда, начинается с выставления сэга, затем отскока (если его регулировка предусмотрена), под которые и будет подстраиваться низкоскоростная и высокоскоростная компрессия. Специалисты отмечают, что выполнять регулировку следует поэтапно: выполнили одно изменение – проверили ход велосипеда прогулкой, только затем меняйте следующий параметр. Если не придерживаться этой рекомендации, то владелец рискует упустить разницу в ходе и смазать эффект от регулировки вилки.

Уход

Не менее важным является содержание вилки в чистоте: обязательно следует протирать ноги вилки возле пыльников после каждой велопрогулки во избежание попадания грязи в масло и нарушения адекватной работы велосипеда.

Любая амортизированная вилка горного велосипеда позволяет кататься с большим комфортом, нежели жесткая вилка шоссейного или городского велика.

Со временем каждый велосипедист начинает интересоваться устройством своего транспорта и в дальнейшем может сам обслужить или отремонтировать любой узел. Конечно же, устройство передней вилки с амортизаторами более сложное, чем у обычной жесткой с двумя соединёнными вместе рычагами. Самое главное при ремонте вилки велосипеда – это знать функции отдельных элементов. А также не лишне будет для покупки новых деталей запомнить их название.

Типы

Из всего многообразия велосипедных вилок, имеющихся в продаже, их можно отсортировать по устройству амортизации и особенностям конструкции.

По устройству амортизации велосипедные вилки различаются на:

  • жесткие;
  • пружинные;
  • пружинно-эластомерные;
  • пружинно-маслянные;
  • воздушные;
  • воздушно-маслянные.

Жесткие вилки позволяют развить большую скорость по асфальту, при отсутствии траты энергии на движение амортизаторов.

Пружинные, пружинно-эластомерные, воздушные вилки отлично смягчают съезды с бордюра, но хуже убирают удары при наезде на мелкие камни.

Пружинно-маслянные и воздушно-маслянные поглощают даже мелки толчки от наездов на трещины в асфальте.

Воздушные и воздушно-маслянные имеют широкую настройку для велосипедистов, имеющих отличный от обычных 70-100 кг вес. Для регулировки жесткости таких вилок нужно иметь насос высокого давления, и потребуется брать его в дальнюю поездку.

По особенностям конструкции вилки горного велосипеда различаются на:

  • однокоронные (обычные);
  • двухкоронные;
  • перевернутого типа;
  • одноногие.

Однокоронные используются на многих велосипедах, предназначенных для велотуризма, покатушек по грязи (дёрт), марафонов по пересеченной местности (трейл), гонок на выносливость (эндуро).

Двухкоронные нужны для скоростных спусков вне подготовленных трас (фрирайд), спусков с гор (даунхилл).

Перевернутого типа амортизаторы применяются для прыжков с высоты (хардкорный фрирайд).

Одноногие вилки удерживают ось только с одной стороны консольным закреплением, поэтому для ремонта пробитой камеры не понадобится снимать переднее колесо.


Внешнее устройство

Наиболее удобно ознакомиться с внешними элементами велосипедной вилки по наглядной картинке.

Шток – это ось вилки, которая неподвижно соединена с короной. Эта деталь необходима для установки вилки на раму велосипеда (в рулевую колонку), а также для закрепления в нёй выноса вместе с рулём. Шток может быть изготовлен из стали, алюминия или карбона.

Корона – элемент, в котором закрепляется шток и ноги веловилки. У однокоронных вилок шток и ноги неразделимо соединёны с короной. У двухкоронных вилок шток жестко соединён только с нижней короной, верхняя корона подвижно надета на шток, при этом ноги можно регулировать по длине. Короны изготавливаются литьём из алюминия, с возможной последующей ковкой (для вилок среднего и высшего класса) или карбона (для вилок полностью изготовленных из карбона).

Нога – деталь, которая подвижно входит в штаны у амовилки или непосредственно удерживает переднее колесо у жесткой вилки. В ногах амортизированных вилок (внутри труб) находятся пружины и демпферы, регулятор жесткости, блокиратор амортизации. У жестких вилок ноги принято называть перьями.

Ноги вилок изготавливаются из твердой углеродной стали, их поверхность хромируется. Качество обработки поверхности и толщина хромирования выше у более дорогих вилок.


Штаны – цельная деталь, состоящая из двух стаканов и соединяющей их вместе жесткой скобы (гориллы). Данная деталь имеется только у амортизированной вилки. Штаны у вилок перевёрнутого типа представляют собой деталь объединяющую стаканы и корону воедино.

Штаны для большинства вилок среднего и высшего класса изготавливаются из сплава алюминия с магнием. Чем выше процент магния в сплаве с алюминием, тем прочнее отлитая деталь. Более дорогие модели имеют большее содержание магния в алюминиевых деталях, и они соответственно надежнее. Штаны у некоторых вилок высшего класса производятся многослойным построением из алюминиевого сплава и карбона.

Крепление дискового тормоза – две полые стойки с внутренней резьбой для неподвижного закрепления каллипера (велосипедного суппорта).

Брейк боссы – две оси с внутренней резьбой, на которые подвижно надеваются рычаги кантилеверных тормозов или типа V-brake (ви-брейки).

Дропауты – крепления для оси в виде ушек на нижних концах штанов. Как следует из англоязычного названия, они позволяют быстро снять колесо, ослабив лишь гайки или эксцентрики на оси. Применяются различные стандарты дропаутов: QR9 введен для обычных тонких осей диаметром 9 мм, QR15 – закрытые ушки для вставной полой оси диаметром 15 мм, QR20 – закрытые ушки для вставной полой оси увеличенного диаметра 20 мм.

Дропауты на большинстве вилок отливаются цельно со штанами. А если штаны выполнены из карбона, тогда эти крепления являются отдельными деталями из алюминиевого сплава. На некоторых моделях высокого класса дропауты изготавливаются из нержавеющей стали, чтобы они в дальнейшем не ржавели. Отлитые из алюминиевого сплава дропауты при повреждении лакокрасочного покрытия ржавеют из-за коррозии магния .

Внутреннее устройство

Пыльники

На дорогие вилки резиновые пыльники в форме гармошки не устанавливаются. На модели среднего и высшего класса устанавливаются неопреновые пыльники цельно с сальниками.

Сальники – это детали препятствующие попаданию вовнутрь амовилки воды и грязи, тем самым сохраняя смазку в годном состоянии. Когда сальники повреждаются, тогда под них попадает грязь и песок, которые царапают ноги вилки.


Направляющие – пластмассовые тонкостенные втулки, которые установлены внутри штанов вилки. Они закрепляются внутри с помощью фиксирующих язычков.


Регулятор жесткости – болт внутри наружной гайки, который предварительно сжимает пружину в одной из ног вилки. Иначе он называется регулятором преднагрузки (preload). Механизм регулятора имеет простое устройство: внутри гайки находится полый стержень с наружной резьбой. Вращающее движение от ручки передается на стержень, которое преобразуется с каждым оборотом по резьбе в линейное перемещение стержня.


Блокиратор амортизации – механизм в одной из ног вилки, который одним движение рычага превращает амовилку в обычную жесткую. Сам рычажок, у разных велосипедов, может переключаться непосредственно на вилке или дистанционно через трос соединенный с переключателем на руле.

На бюджетных моделях вместо регулятора жесткости и блокиратора амортизации устанавливаются пластмассовые заглушки.

Механизм блокировки состоит из двух частей: верхнего и нижнего ограничителя. Принцип работы блокировки простой: при переключении рычага, проворачивается верхний ограничитель, и при таком положении стержень нижнего ограничителя уже не может пройти в отверстие верхнего. Таким образом, при включенной блокировке амортизации, вилку заклинивает.


Пружины

В вилке горного велосипеда они нужны для преобразования энергии удара переднего колеса об препятствие в упругую деформацию металла.

В пружинных, пружинно-эластомерных, пружинно-масляных вилках установлены металлические витые пружины. Эта деталь велосипеда изготавливается из стали или титана.

В воздушных и воздушно-маслянных вилках роль пружины выполняет сжатый воздух. Для того чтобы сжатый воздух из закрытой камеры не стравливался, применяются дополнительные уплотнения в сальниках. Необходимые уплотнения увеличивают трение при рабочем ходе, поэтому воздушные веловилки имеют низкую чувствительность при гашении малых толчков. В дорогих моделях этого типа проблема чувствительности решается установкой дополнительной воздушной камеры.

Уплотнители воздушных вилок затвердевают на морозе и начинают понемногу стравливать воздух.

Демпфер

В амовилке он необходим для замедления отскока пружины после её сжатия. При резких отскоках вилки вверх нарушается сцепление переднего колеса с дорогой. К тому же постоянные толчки становятся причинной сильной усталости у велосипедиста и даже боли в руках. Демпфер снижает вредные удары при резком возврате амортизированной вилки в исходное состояние.

В пружинных и воздушных вилках демпфера нет. В них энергию сжатой пружины лишь несущественно снижает трение между ногами вилки и сальниками или направляющими.

В пружинно-эластомерных вилках используется эластомерный демпфер. Этот демпфер является куском мягкой пластмассы, который вставляется вовнутрь пружины. Когда пружина сжимается, вместе с ней сжимается мягкий пластик, при этом увеличиваясь в диаметре. При отскоке пружина не может быстро разжаться из-за удерживающего её демпфера.

Чтобы твердая металлическая пружина не разрушила вставленный в неё мягкий пластик, он должен быть покрыт густой смазкой. Смазка с эластомерного демпфера постоянно стирается пружиной в процессе эксплуатации.

В пружинно-маслянных и воздушно-маслянных демпфером является масло. Когда вилка движется вниз, масло быстро перетекает через открытый внутренний клапан. При возврате вверх, этот клапан закрывается, а масло медленно просачивается через маленькие отверстия. При этом энергия сжатой пружины переходит в тепловую энергию, которая рассеивается маслом.

Масляные демпферы различаются на три типа:

  • Открытая ванна. Масло находиться в обоих цилиндрах штанов вилки, и с обеих сторон устанавливаются клапаны.
  • Полуванна. Масло необходимое для работы лишь одного клапана находится в одной из ног вилки и не должно вытекать в её штаны.
  • Закрытый. Масляный демпфер изготовлен в виде герметичного неразборного картриджа. В этом изделии, кроме демпфера также собирается механизм блокировки амортизации.

Модели с амортизаторами имеют значительно больший вес, чем обычные жесткие, поскольку они построены из большого количества деталей. Чтобы подвижные детали работали, нужно их смазывать. Чем больше километров наматывается на велосипеде за сезон, тем чаще нужно смазывать вилку, но не реже одного раза в год.

Немного о понятиях

В итоге всех обсуждений, я пообщался с автотехниками из ЭКЦ. Вот к чему пришли:

Рессора или пружина - гасит ударные нагрузки. Бывает стальная или пневматическая.

Демпфер - гасит колебания. Бывает воздушный или масляный.

Амортизатор - система из демпфера и пружины, гасящая и ударные нагрузки и колебания.

В классическом словарном определениии амортизатором является любой элемент, обеспечивающий защиту от ударных нагрузок и сотрясений. По сути дела, амортизатором можно обозвать даже раму, если она достаточно сосисочная.

Элемент, гасящий колебания - демпфер . Применительно к байкам, это картридж в вилке или заднем амортизаторе.

Пружина любого вида - рессора , бывает пневматическая (воздушная) или пружинная.

Передняя вилка

В настоящее время вилки делятся на следующие типы:

  • пружинные
  • пружинно-эластомерные
  • воздушные
  • масляно-воздушные
  • масляно-пружинные

Пружинные вилки - самый дешевый вариант. Ценовой уровень ~40$-80$. По сути дела к амортизационным они не относятся. Качество их изготовления оставляет желать много лучшего, все такие вилки от рождения люфтят и очень быстро умирают при любой эксплуатации. Пружинная вилка не способна работать сколько-нибудь значительное время в качестве амортизатора; в качестве демпфера она не работает вовсе.
Применение : витрина; детям на убой, шоб не жалко было сломать.

Пружинно-эластомерные вилки - следующая ступенька в иерархии. Ценовой уровень ~70$-180$. Этот тип также не относится в полной мере к амортизационным вилкам.
Конструктив : Помимо стальной пружины, внутри пружины стоит длинный цилиндрический стержень из полимерного материала (эластомер), который, по задумке создателей, должен выполнять роль демпфера. Однако эту функцию он либо не выполняет, либо выполняет крайне плохо. Качество изготовления незначительно выше чем у пружинных вилок, вилки точно так же люфтят от рождения и быстро умирают при любой эксплуатации, как и пружинные.
При отрицательных температурах эластомеры в этих вилках становятся твердыми и вилки совсем перестают работать. Существуют т.н. "зимние" эластомеры, однако русская зима замораживает и этот тип.
Применение : попробовать нужна ли вам вообще амортизационная вилка, витрина, поездки в магазин/на дачу, дитЯм на убой.

Воздушные вилки - необычное явление. Ценовой уровень от 150$. Несколько моделей было выпущено фирмой White Brothers. Сейчас такие вилки делает RST (маркировка AT, HT). Обычно, в разговорах, фраза "воздушная вилка" подразумевает воздушно-масляную.
Конструктив : роль пружины выполняет воздух, накачиваемый насосом, и воздух же выполняет роль демпфирующего элемента. На мой взгляд работают примерно как воздушно-масляные вилки.
Применение : КК , возможно даже более агрессивные виды катания, однако, с учетом необходимой для удержания воздуха плотности манжет, более агрессивное применение будет очень быстро убивать такие вилки.

Пружинно-масляные с воздушной пружиной - первые в иерархии, реально выполняющие функции демпфера. Ценовой уровень от 150$.
Конструктив : роль демпфера выполняет заполненный маслом картридж. Пружиной служит воздух, закачиваемый насосом. Рабочие качества таких вилок напрямую зависят от инженерно-технического решения картриджа, так например, если в 1999 году масляно-воздушные вилки Marzocchi очень заметно отличались от своих масляно-пружинных версий, то в 2002 году масляно-воздушные вилки работают почти так же как и пружинные версии, а с картриджами HSCV вообще непонятно что внутри - стальная пружина или воздух.
Применение : КК, , Endurance , туризм.
Высокого/низкого давления : на практике, вилку высокого давления можно более точно настроить, хотя реальная необходимость этого, мягко говоря, сомнительна. В целом, вилка высокого давления более динамична, нежели вилка низкого давления, однако это лишь при одинаковых демпферах (а одинаковых демпферов нет). Большим и толстым, даже толстенным, минусом вилки высокого давления является ее низкая износостойкость и необходимость частого ТО. Плюсом является их меньшая чувствительность к перепадам температур, нежели у вилок с воздушной пружиной низкого давления.

Пружинно-масляные с металлической пружиной - верхушка пирамиды вилок. Ценовой уровень от 170$.
Конструктив : демпфером служит картридж, заполненный маслом. Пружина - из стали. Рабочие качества этих вилок зависят от картриджа и мощности пружин. Очень часто в дополнение к стальной пружине ставится воздушная подкачка, это позволяет регулировать вилку в гораздо более широком диапазоне (либо под разный стиль, либо под разный вес байкера). Применение : все возможные.

Пружина: сталь vs воздух.

Как уже выше писалось, дешевая пружинно-масляная вилка работает (я имею в виду не только рабочие качества, но и эксплуатационные, в частности износостойкость) хуже дорогой воздушно-масляной. Однако существуют нюансы, о которых не всем известно.

  • Для легких людей воздух не рекомендуется, хотя и бывают приятные исключения . Аналогично и для тяжелых, им не рекомендуются стальные пружины. Хотя и здесь есть исключение под названием RS SID, на ней вообще нельзя ездить людям тяжелее 90кг - дохнет моментально. Да и стальные пружины можно поставить усиленные под тяжелую тушку. ;)
  • Перепад температур в 10°-15°С требует регулировать давление в воздушной вилке низкого давления.
  • Воздушную вилку можно регулировать (preload) в значительно более широких пределах, чем пружинную.

Демпфер - масло, воздух или эластомер.

Демпфер должен быстро сжаться и медленно вернуться в начальное состояние - несколько огрубленный принцип работы демпфера.

Эластомер (MCU) не в состоянии работать в качестве демпфера в силу своих физических свойств. Он несколько замедляет сжатие вилки (что производит небольшой эффект гашения колебаний), однако ускоряет отбой, что очень часто приводит к т.н. "отстреливанию", когда байкера просто выбрасывает обратным ходом вилки. Помимо этого, пружинно-эластомерная вилка с заявленным ходом в 100мм никогда на столько не сработает, до тех пор, пока не разрушится эластомер. В лучшем случае можно ожидать 2/3 хода от заявленного, а обычно только половина есть.

Масло - жидкая среда, наиболее подходящая для демпфирования. Десятилетиями совершенствующаяся технология, надежная и не замороченная.
Жидкий газ, кстати говоря, тоже замечательно подходит, но эта технология не для байка - слишком усложняется обслуживание и конструктив вилки. SR Suntour сляпала в прошлом (2005) году газовый картридж для вилок XCR, ну и что?! этот картридж заклинивал через полчаса езды по грунтовой дороге из-за перегрева.

Воздух (сжатый) - не сомневаюсь, что можно сделать хорошо работающий воздушный демпфер. Однако, в силу технологических причин, они слишком быстро изнашиваются. Впрочем, химия полимеров постоянно развивается и, возможно, в недалеком будущем мы увидим хорошую долговечную вилку с воздушным демпфером. На сегодняшний день я бы не советовал приобретать такие вилки, если ваш кошелек не позволяет ставить эксперименты.

Масло - открытая/закрытая масляная ванна.

Масло в амортизационной вилке бывает залито по двум типам: в открытой ванне и в закрытой. Открытая ванна подразумевает смазку всех движущихся деталей вилки за счет окунания в масло (все вилки Marzocchi). Закрытая масляная ванна подразумевает обязательное смазывание некоторых частей вилки извне консистентной смазкой (все вилки Manitou/Answerproducts).

Сравнение открытой и закрытой масляных ванн
Открытая ванна Закрытая ванна
Вилка не требует смазки внутренних частей Вилку нужно часто разбирать, чистить и смазывать внутри
Зимой вы просто выливаете летнее и заливаете зимнее масло Зимой вам придется заменить картридж.
Отбой можно регулировать не только настройкой картриджа, но и вязкостью масла. Отбой регулируется только настройкой картриджа
Работа вилки более мягкая и плавная Работа вилки более жесткая
Уровнем масла можно регулировать жесткость работы вилки, т.е. под больший вес наливать побольше масла, под меньший вес - масла недоливать. Жесткость вилки не регулируется.
Производителю приходится делать более качественные пыльники и сальники, в результате вилка требует более редкого ТО. Производитель экономит на качестве изоляции внутренностей вилки, в результате - более частые ТО и больший износ.

Настройки вилки

Preload (предварительная нагрузка или sag - негативный ход). Собственно говоря, это жесткость пружины. Нормальная величина предварительной нагрузки должна составлять ~10-30% от хода вилки. А регулировать этот параметр имеет смысл при значительно отличающихся стилях катания. В походах я нормально накачиваю вилку, но когда хочется покататься с горок - наоборот, немного перекачиваю, чтобы она не пробивалась. А вот если на моем байке хочет прокатится кто-то полегче, то приходится здорово расслаблять вилку, иначе человек будет ехать как на жесткой.
Практически во всех пружинных и пружинно-эластомерных вилках этот параметр виртуален - то есть не дает ощутимого эффекта.
Предварительная нагрузка регулируется либо внешним регулятором, либо заменой пружин.

Rebound (отбой, отскок). Довольно часто используемая регулировка, особенно если вы катаетесь в разных стилях по разным дорогам. На асфальте имеет смысл закручивать отбой, чтобы вилка не колбасилась, а на грунтоках и пересеченке наоборот, откручивать, чтобы вилка быстрее работала на неровностях. По широте диапазона регулировки скорости отскока выделяются топовые вилки Marzocchi и Fox. Используется всеми производителями вилок.

Compression (скорость сжатия). Довольно полезная регулировка, особенно, когда хочется устроить сеанс силового педалирования. Иногда действительно хочется замедлить именно скорость сжатия, а не отбой. Используется всеми ведущими производителями вилок.

Hi-speed Compression (скорость сжатия при ударе). Подобная регулировка нужна на вилках экстримного применения, когда необходимо отстроить скорость сжатия во время жестких приземлений. Используется в вилках Marzocchi.

Extension Control (регулировка длины хода вилки). Еще одна технология, успешно внедренная в серийное производство фирмой Marzocchi, а сейчас используемая в разных вариациях всеми производителями вилок. Суть заключается в уменьшении хода вилки, что требуется при заезжании в крутые горки, а также при силовом педалировании. Даже при езде по асфальту возможность существенно уменьшить ход вилки весьма полезна. Обычно эта система ставится на 120-130мм вилки.
Помимо всего этого, многие вилки можно "разгонять" или "сгонять" путем замены пружин с проставками (и, возможно, картриджей), например из 100мм вилки сделать 80мм или 120мм.

PAR progressive air resistance (воздушная подушка против пробоя вилки). Дополнительная воздушная камера с отдельным клапаном подкачки, в которую упирается вилка в конце хода, во избежание пробоя. Полезная регулировка на вилках экстримного применения.

Хорошая амортизационная вилка.

Хорошая вилка - та, которая реально работает. Производителей и вилок как собак нерезаных, равно как и условий применения, так что перечислять не имеет смысла, есть более общее условие: хорошая вилка стоит дороже 200$ .

Однако помимо этого базового условия я полагаю выставить еще несколько требований:

  • Наличие дистрибъютора в России, осуществляющего реальную гарантию и сервис
  • Идентичность конструктива ног вилки: в каждой ноге должен быть и амортизатор и пружина. В иных случаях вилка перекашивается при работе (и подклинивается) и очень быстро изнашивается. На текщий момент это требование слегка устарело , потому что Marzocchi отказались от использования классических стаканов, в которых скользят стойки вилки. Вместо них используются направляющие кольца, что значительно повысило износостойкость вилок и торсионную устойчивость.
  • Полное отсутствие необходимости смазывать вилку где-то снаружи. Если вы смазываете стойки вилки, значит вся грязь, которая попадет на смазку, будет внутри вилки (и никакие гофры не спасут), что ведет к частым ТО и быстрому подыханию вилки.
  • Нетребовательность вилки к обслуживанию. Вот ведь уродство какое - делать ТО каждые 25 часов (!!!) езды, как пишут в доках на свои вилки всяки RST, SR и прочие массовики-затейники, даже RS и Manitou грешат подобным.
  • Высокая износостойкость вилки. Я например не готов выкладывать по 350-600$ каждый год.
  • Апгрейдопригодность вилки. Это как бы дополнительное и необязательное условие, но я компьютерщик со стажем, поэтому этот пунктик просто сидит в подкорке. :)) Хотя суть такова, что к примеру из Marzocchi MXC можно сделать MXR за ~150$ и получить совсем другую вилку. Это получится несколько дороже (на ~40$) чем купить MXR сразу, но зато растянуто по времени, что зачастую более критично.
    RS также внедрили возможность апгрейда своих вилок. Апгрейдить можно только в рамках данной серии, т.е. сделать Psylo из Judy не получится.

На данный момент есть 4 магазина, везущие более-менее отвечающие вышеприведенным требованиям вилки Веломаркет ЦСКА (вилки Marzocchi), Омни-Байк (вилки Stratos), Веломир (вилки RockShox), Велоимперия (вилки Fox).
С гарантией хорошо в Триал-Спорте (вилки Manitou / Answerproducts), однако нестабильно с запчастями



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»