Особенности протекания депрессии у подростков. Методы диагностики и лечения. Научно-исследовательский проект"депрессивные состояния в период кризиса подросткового возраста" Диагностика депрессии у подростков

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Является серьезной медицинской проблемой и проявляется стойким чувством печали и потери интереса к какой-либо деятельности. Это отражается на мыслях, чувствах и поведении подростка и может вызывать эмоциональные, функциональные и физические проблемы. Течение депрессии в разные периоды жизни ввиду различий в работе головного мозга значительно отличается, симптомы подростковой депрессии значительно отличаются от симптомов депрессии взрослых.

Проблемы общения со сверстниками, проблемы в учебе и изменения растущих внутренних органов могут доставлять много неприятностей для подростков. У некоторых подростков они не ограничиваются кратковременными перепадами настроения и переходят в депрессию.

Подростковая депрессия - это не временная лень, это не то, что можно преодолеть усилием воли. Ее не следует недооценивать и приписывать «слабости» или «дурному воспитанию» подростка. Она может иметь серьезные последствия и требует длительного лечения. У большинства подростков депрессия протекает в нетяжелой форме и хорошо поддается лечению с помощью медикаментозных препаратов и психотерапии.

Симптомы депрессии у подростков

Главными симптомами подростковой депрессии являются эмоциональные и поведенческие изменения.

Эмоциональные изменения

  • Частое проявление чувства печали или тоски, в том числе - плач без видимой причины
  • Раздражительность, огорчение или гнев по самым незначительным поводам
  • Потеря интереса или удовольствия от привычных занятий подростка
  • Потеря интереса к семье и друзьям или постоянные конфликты с ними
  • Ощущение собственной бесполезности, вины, фиксация на прошлых неудачах, чрезмерная самокритика
  • Слишком болезненная реакция на неудачи
  • Затруднения в мышлении, концентрации внимания, принятии решений и запоминании событий
  • Постоянное ощущение, что настоящая и будущая жизнь мрачная и безрадостная
  • Частые мысли о смерти, мысли о самоубийстве.

Поведенческие изменения

Депрессия у подростков. Патология или физиологический кризис?

Бывает очень сложно определить границу между нормальным подростковым поведением, вызванным физиологическим кризисом, или объективными проблемами, и истинными симптомами подростковой депрессии. Если Вы подозреваете неладное - прежде всего, поговорите с Вашим подростком. Попробуйте определить, насколько хорошо он или она справляется со своими чувствами.

Если симптомы депрессии начинают вмешиваться в жизнь вашего ребенка, поговорите со школьным врачом или психологом. Вы можете также обратиться к семейному врачу или педиатру.

Когда обращаться к врачу

Если Вы подозреваете, что у Вашего ребенка есть депрессия, обратитесь к врачу немедленно. Не следует ждать, что симптомы депрессии пройдут самостоятельно - при отсутствии лечения они могут резко ухудшиться или привести к другим проблемам. Подавленные депрессией подростки подвержены риску самоубийства, даже если симптомы не кажутся тяжелыми.

Если Вы подросток и подозреваете у себя депрессию, или у вас есть друг с депрессией - не откладывайте возможность обратиться за помощью. Обратитесь к профессионалам (врачу или психологу), поделитесь своими переживаниями с родителями, близким другом, духовным лидером, учителем или с кем-то еще, кому Вы доверяете.

Подростковая депрессия и суицидальные мысли

Если Ваш ребенок высказывает мысли о самоубийстве - обратитесь за помощью немедленно. Отнеситесь к таким разговорам со всей серьезностью. Если Вы считаете, что подросток в ближайшее время может навредить окружающим или себе: нанести себе увечья или предпринять попытку суицида - вызывайте скорую медицинскую помощь. Если Ваш психиатр видит необходимость в госпитализации, не отказывайтесь от нее.

Причины депрессии у подростков

Достоверно неизвестно, что является причиной депрессии. В развитие депрессии могут быть вовлечены различные факторы, например:

  • Нарушение баланса нейромедиаторов. Медиаторы являются естественными химическими веществами в мозге, которые, вероятно, играют роль в развитии депрессии. Когда баланс этих химических веществ в головном мозге нарушается - появляются симптомы депрессии.
  • Гормоны . Изменения в организме подростка, связанные с его созреванием, приводят к нарушению баланса гормонов. Это косвенно может влиять на запуск или усиление депрессии.
  • Наследственные факторы. Депрессия чаще встречается у людей, чьи биологические (кровные) родственники также имеют это заболевание.
  • Травмы раннего детства. Травматические события в детском возрасте, такие как физическое или эмоциональное насилие, или потеря родителя, могут вызвать изменения в мозге, которые делают человека более восприимчивым к депрессии.

Факторы риска подростковой депрессии

  • Наличие проблем, негативно влияющих на самооценку подростка, таких как ожирение , проблемы со сверстниками, долгосрочные издевательства или проблемы в учебе
  • Если пациент был жертвой или свидетелем насилия (как физического, так и сексуального)
  • Наличие других психических заболеваний, таких как тревожное расстройство, анорексия или булимия , синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) или др.
  • Наличие хронического физического заболевания - злокачественная опухоль, сахарный диабет или астма
  • Определенные черты личности, такие, как низкая самооценка, чрезмерная зависимость от другого человека, избыточная самокритичность или упорный пессимизм
  • Злоупотребление алкоголем, никотином или наркотическими препаратами
  • Женский пол: депрессия чаще возникает у женщин, чем у мужчин
  • Принадлежность к сексуальным меньшинствам: если пациент гей, лесбиянка, бисексуал или транссексуал - он нередко становится социально изолированным или испытывает издевательства, что может увеличить риск депрессии
  • Наличие в кровном родстве людей с депрессией, биполярным расстройством или алкоголизмом
  • Наличие в семейном анамнезе человека, который покончил жизнь самоубийством
  • Наличие факторов неблагополучия и конфликтов в семье
  • Переживание недавних стрессовых жизненных событий, таких как развод родителей, участие родителей в военных действиях или смерть близкого человека.

Осложнения подростковой депрессии

Нелеченная депрессия может привести к эмоциональным, поведенческим и физическим проблемам, которые влияют на все сферы жизни вашего ребенка. Осложнения, связанные с подростковой депрессией, могут включать в себя:

  • Низкую самооценку
  • Злоупотребление алкоголем и наркотиками
  • Проблемы с учебой
  • Семейные конфликты и трудности общения
  • Социальную изоляцию
  • Опасное и противоправное поведение
  • Самоубийство.

Подготовка к визиту врача

Сначала Вам следует обратиться к семейному врачу или педиатру, для этого запишитесь на прием. Можете обратиться напрямую к психиатру.

  • Опишите все симптомы, беспокоящие подростка, в том числе те, которые кажутся Вам не имеющими отношения к делу
  • Укажите ключевую личную информацию, в том числе недавние стрессы и перемены в жизни Вашего ребенка
  • Укажите все лекарственные препараты, витамины и биологически-активные добавки, которые принимает или недавно принимал Ваш ребенок
  • Запишите все вопросы, которые Вы и Ваш ребенок хотите задать врачу.

Например, вы можете спросить:

  • Эти симптомы указывают на депрессию у моего ребенка?
  • Каковы другие возможные диагнозы?
  • Потребуется ли дополнительное обследование?
  • Какое лечение будет оптимально в этой ситуации?
  • Есть ли побочные эффекты от лекарств, которые Вы назначаете?
  • Как нужно отслеживать прогресс и эффективность лечения?
  • Мой ребенок имеет другие заболевания, как это повлияет на тактику лечения? Могут ли эти диагнозы быть связаны с депрессией?
  • Есть ли какие-либо ограничения, которым должен следовать ребенок?
  • Как часто нужно посещать психиатра?
  • Могут ли изменения в диете, физические упражнения или другие занятия облегчить депрессию?
  • Есть ли у Вас печатные материалы, которые мы могли бы изучить дома? Какие сайты Вы рекомендуете нам посетить?

Не стесняйтесь задавать вопросы, возникающие во время разговора с врачом.

Ваш врач, скорее всего, задаст подростку и вам следующие вопросы:

  • Когда члены семьи или друзья впервые заметили симптомы депрессии?
  • Как давно ты сам ощущаешь симптомы депрессии? Подавленное настроение преследует тебя постоянно, или случается время от времени?
  • Бывают ли у тебя резкие перепады настроения? Скажем, когда в последний раз ты ощущал(а) переполняющее тебя счастье и прилив энергии?
  • Когда-нибудь тебя посещали мысли о самоубийстве в момент пика дурного настроения?
  • Насколько тяжелы твои симптомы? Они мешают занятиям в школе, отношениям с друзьями или другим ежедневным мероприятиям?
  • Есть ли у вас какие-либо биологические (кровные) родственники с депрессией или другим психическим расстройством?
  • Есть ли у подростка какие-то еще заболевания?
  • Принимал ли подросток алкоголь, марихуану или уличные наркотики?
  • Сколько подросток спит по ночам? Изменилась ли продолжительность сна в последнее время?
  • Что, по-Вашему, облегчает симптомы у подростка?
  • Что, по-Вашему, их ухудшает?
  • Не изменился ли рацион питания ребенка, его пищевые привычки и предпочтения? Не замечали ли вы резкое изменение веса ребенка: увеличение или похудение?

Диагностика депрессии у подростков

Когда врач подозревает подростковую депрессию, он, как правило, проводит следующие обследования и тесты:

Осмотр. Врач проведет физикальный осмотр, задаст ряд вопросов о здоровье Вашего ребенка, чтобы исключить физические причины депрессии. В некоторых случаях депрессия может быть вторичной, то есть вызванной другим заболеванием.

Лабораторные тесты. Врач может назначить общий анализ крови , или анализ на гормоны щитовидной железы вашего подростка, чтобы убедиться в отсутствии иных заболеваний.

Психологическая оценка. Эта оценка заключается в обсуждении с вашим подростком его/ее мыслей, чувств и поведения, и может включать в себя анкетирование. Это поможет точно определить диагноз и измерить риск осложнений.

Диагностические критерии депрессии

Для постановки диагноза депрессии состояние вашего подростка должно соответствовать критериям Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM), опубликованным Американской психиатрической ассоциацией. Это руководство используется психиатрами для диагностики психических состояний.

Симптомы могут быть основаны на ощущениях вашего подростка или на наблюдениях людей, находящихся рядом с ним. Для диагностики депрессии симптомы должны отмечаться большую часть дня, почти каждый день, в течение, по крайней мере, двух недель, и вызывать изменения в обычном поведении подростка.

Для постановки диагноза "депрессия" у подростка должен быть выявлен хотя бы один из следующих симптомов:

  • Подавленное настроение, например, грусть, опустошенность или плаксивость (в подростковом возрасте подавленное настроение может проявляться хронической раздражительностью)
  • Уменьшение интереса или утрата удовольствия от всех или большинства видов деятельности, ранее приносивших радость и удовольствие.

Кроме того, у подростка должны быть отмечены четыре или более симптома из следующего списка:

  • Значительная потеря веса без целенаправленной диеты, или напротив - резкое увеличение веса; уменьшение или увеличение аппетита
  • Бессонница или чрезмерная сонливость
  • Тревожность или замедленное поведение, которое бросается в глаза близким людям
  • Хроническая усталость, разбитость и безынициативность
  • Чувство бесполезности, или чрезмерной или беспричинной вины
  • Проблемы с принятием решений, с концентрацией внимания
  • Повторяющиеся мысли о смерти или самоубийстве, составление плана самоубийства, или попытки самоубийства.

При этом:

  • Симптомы не должны являться следствием прямого воздействия психотропных препаратов (алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов) или гипотиреоза
  • Симптомы не должны быть вызваны свежей скорбью, такой например, какая бывает при смерти близкого человека.

Другие типы депрессии

Атипичная депрессия. При этом типе депрессии ключевыми симптомами являются хроническое чувство голода, увеличение веса, сонливость, ощущение избыточной тяжести рук и ног, и трудности поддержания межличностных отношений.

Послеродовая депрессия. Этот тип депрессии может встретиться у молодых матерей. Послеродовая депрессия может начаться как сразу после родов, так и несколько недель спустя. Ее симптомы являются более интенсивными и более стойкими, чем при подростковой депрессии, и резко затрудняют способность матери заботиться о ребенке и выполнять другие повседневные задачи.

Психотическая депрессия. Это тяжелая депрессия сопровождается психотическими симптомами, такими как бред или галлюцинации.

Дистимия . Это менее тяжелая, но более долгосрочная форма депрессии. Не вызывая грубых симптомов депрессии, это расстройство все же может мешать подростку нормально функционировать в повседневной жизни, и снижает качество жизни.

Другие расстройства, способные вызывать симптомы депрессии у подростков

Есть несколько других заболеваний, проявляющихся, среди прочего, депрессией. Важно четко установить эти заболевания, чтобы подросток получал оптимальное лечение. Во время обследования врач будет держать в голове эти заболевания, чтобы исключить или вовремя распознать их:

  • Сезонное аффективное расстройство. Это тип депрессии, связанный с изменениями времен года и снижением воздействия солнечных лучей.
  • Расстройство адаптации. Это чрезмерно выраженная эмоциональная реакция, возникшая в ответ на травмирующее событие в жизни подростка. Это отдельное психическое заболевание, способное повлиять на чувства, мысли и поведение.
  • Биполярное расстройство. Биполярное расстройство характеризуется перепадами настроения, которые варьируются от мании до депрессии. Иногда бывает очень сложно отличить биполярное расстройство от истинной депрессии, однако это очень важно, поскольку лечение депрессии отличается от лечения биполярного расстройства.
  • Циклотимия или циклотимическое расстройство. Это легкая форма биполярного расстройства.
  • Шизоаффективное расстройство. Это состояние, при котором человек отвечает критериям как шизофрении, так и депрессии.

Лечение подростковой депрессии

В настоящее время для лечения этого заболевания доступны многие виды терапии. В некоторых случаях врач может прописать лекарства, которые снимают симптомы депрессии. Другим подросткам бывает достаточно сеансов психотерапии. Сочетание лекарственной терапии и психологического консультирования (психотерапии) является наиболее эффективным подходом для большинства подростков с депрессией.

Если ваш подросток имеет тяжелую депрессию или у него имеется серьезный риск членовредительства и суицида - ему/ей, возможно, потребуется пребывание в стационаре или жесткая программа амбулаторного лечения, пока симптомы не начнут стихать.

Лекарственные препараты

Поскольку исследования по воздействию антидепрессантов в подростковом возрасте немногочисленны, врачи полагаются в основном на исследования, проведенные на взрослых пациентах, при назначении лекарств. FDA одобрило два препарата для лечения подростковой депрессии - флуоксетин и эсциталопрам. Однако врач может назначить и другие препараты, если того потребует клиническая ситуация.

Обсудите с вашим врачом возможные побочные эффекты лекарственной терапии, взвешивая все преимущества и риски.

Антидепрессанты и увеличение риска самоубийства

Все антидепрессанты являются рецептурными препаратами. Эти препараты вполне безопасны, но в некоторых случаях способны значительно увеличивать интенсивность суицидальных мыслей и намерений, особенно в первые несколько недель после начала их приема, или после изменения дозы. Поэтому за такими пациентами должны внимательно следить родственники и близкие, а также медицинские работники.

Если ваш подросток имеет суицидальные мысли во время приема антидепрессантов - немедленно обратитесь к врачу.

Для большинства подростков польза от приема антидепрессантов заметно превышает любые возможные риски . В долгосрочной перспективе антидепрессанты уменьшают интенсивность суицидальных мыслей и намерений.

Тщательно контролируйте прием препаратов Вашим подростком. Для достижения надлежащего эффекта антидепрессанты должны приниматься строго в предписанных дозах. Из-за риска передозировки при попытке суицида у подростков с депрессией - врач может прописать только небольшое количество антидепрессантов на один прием.

Иногда чтобы подобрать оптимальный препарат для вашего ребенка - потребуется время и метод проб и ошибок. Это потребует от вас терпения, поскольку некоторые препараты нужно принимать восемь недель или даже дольше, чтобы от них развился полный эффект, а также чтобы ослабли их побочные эффекты.

Если вы заметили у вашего подростка побочные эффекты от лечения - вам не следует тут же отменять препарат - нужно сначала посоветоваться с врачом. Некоторые антидепрессанты могут вызывать синдром отмены (абстиненции), потому их курс нельзя прерывать резко - это может спровоцировать значительное усиление депрессии. Поощряйте подростка не сдаваться, подбадривайте и поддерживайте его/ее.

Если лечение антидепрессантами не оказывает никакого эффекта, врач может рекомендовать провести анализ крови на цитохром Р450 (CYP450) для проверки конкретных генов, которые влияют на способность организма реагировать на антидепрессанты. Это поможет определить, какие антидепрессанты являются оптимальными для вашего ребенка. Тем не менее, эти генетические тесты имеют ряд ограничений и не должны применяться рутинно.

Антидепрессанты и беременность

Если ваша дочь-подросток беременна, или кормит грудью , некоторые антидепрессанты могут представлять повышенный риск для здоровья ее будущего ребенка. Если ваша дочь беременна или планирует забеременеть - убедитесь, что она обсудила со своим врачом тактику лечения депрессии во время беременности.

Психотерапия

Психотерапия, также называемая психологическим консультированием или "терапией разговорами", это способ лечения депрессии через обсуждение проблем с психотерапевтом в приватной беседе. Психотерапия может проводиться как наедине, так и совместно с другими членами семьи или коллектива.

Во время этих регулярных встреч ваш подросток может узнать о причинах депрессии, научиться распознавать и вносить изменения в нездоровый образ жизни или мыслей, сможет лучше понять свои переживания, найти лучшие способы уживаться с окружающими и решать проблемы, а также научится ставить перед собой реалистичные цели. Психотерапия может помочь вашему подростку вновь обрести чувство счастья и контроля над своей жизнью, помочь облегчить симптомы депрессии, такие как чувство безысходности и гнева. Она также способна помочь подростку пережить кризис или другие текущие сложности.

Госпитализация и другие программы лечения

У некоторых подростков, депрессия является настолько серьезной, что им требуется пребывание в стационаре, особенно если подросток имеет высокий риск членовредительства, или опасен для другого человека. Психиатрическое лечение в больнице поможет сохранить вашего подростка в безопасности, пока симптомы не будут взяты под контроль. Существуют также амбулаторные методы лечения типа «дневного стационара», когда подросток должен приезжать в отделение ежедневно, но большую часть дня все же проводит у себя дома.

Изменения образа жизни и домашние средства в лечении подростковой депрессии

Вы (родители) являетесь лучшими защитниками и помощниками своему ребенку в борьбе с депрессией. Вот некоторые шаги, которые помогут вам и вашему ребенку справиться с его/ее болезнью:

  1. Придерживайтесь плана лечения. Следите за тем, чтобы подросток посещал назначенные встречи с врачом или психотерапевтом. Даже если подросток чувствует себя хорошо - убедитесь, что он или она продолжает принимать лекарства так, как предписано врачом. Если ваш подросток прекратит принимать лекарства - симптомы депрессии могут вернуться. Резкая отмена лекарств может вызвать синдром отмены. Никогда не прекращайте прием препарата против депрессии, не посоветовавшись с врачом.
  2. Узнайте побольше о депрессии , совместно с подростком читайте книги и сайты, рекомендованные вашим врачом. Самообразование может лучше мотивировать вашего подростка придерживаться плана лечения.
  3. Уделите особое внимание общению с подростком. Поговорите с ним/ней о тревогах, подчеркните свою безоговорочную поддержку. Создайте среду, в которой ребенок сможет делиться с вами своими проблемами, и будет уверен, что его выслушают и поймут.
  4. Обращайте внимание на предупреждающие знаки. Обсудите с врачом или психотерапевтом предполагаемую динамику симптомов и отслеживайте ее. Составьте план, чтобы вы и ваш ребенок знали, что делать в случае ухудшения симптомов. Попросите членов семьи или друзей также следить за предупреждающими знаками.
  5. Способствуйте формированию у подростка здоровых привычек. Даже легкая регулярная физическая активность может уменьшить симптомы депрессии. Сон также имеет важное значение для всех подростков, и особенно важен у подростков с депрессией. Если ваш подросток имеет проблемы со сном - обратитесь к врачу за консультацией.
  6. Помогите подростку избегать алкоголя и наркотиков. Ваш подросток может считать, что алкоголь или наркотики уменьшают симптомы депрессии, но в долгосрочной перспективе они лишь ухудшают их, и потом депрессию будет намного труднее лечить.

Поддержка пациента

Проявляйте искренний интерес, заботу и желание понять чувства вашего ребенка. Прислушивайтесь к своему подростку, не осуждая, и попробуйте ставить себя на его/ее положение. Поднимайте самооценку вашего ребенка, отмечая каждые, даже небольшие успехи.

Следующие простые советы помогут вам оказать ребенку серьезную поддержку:

  1. Поощряйте подростка создавать и сохранять здоровые дружеские отношения со сверстниками и другими людьми. Позитивные отношения способствуют повышению доверия к людям у вашего подростка. Поощряйте подростка избегать отношений с людьми, чье поведение может усугублять симптомы депрессии.
  2. Поощряйте физическую активность. Участие в спортивных, школьных мероприятиях или занятия в кружках - помогут подростку сосредоточиться на позитивных вещах, и прервать негативные чувства или поведение.
  3. Учите ребенка обращаться за помощью. Подростки неохотно обращаются за поддержкой, находясь в депрессии. Поощряйте подростка к искренним разговорам с членом семьи или другим доверенным взрослым, когда это необходимо.
  4. Имейте реалистичные ожидания. Многие подростки склонны к самобичеванию, если они не в состоянии жить по выдуманным ими нереалистичным стандартам - в учебе, в спорте и тд. Пусть ваш подросток знает, что это нормально - быть несовершенным.
  5. Упростите жизнь подростка. научите его/ее тщательно выбирать обязательства, и ставить перед собой разумные цели. Пусть ваш подросток знает, что это нормально - делать меньше, если симптомы депрессии нарастают.
  6. Структурируйте время. Помогите подростку составлять письменные планы дня или недели, чтобы оставаться организованным и продуктивным.
  7. Поощряйте также желание подростка вести личный дневник: он может помочь улучшить настроение, позволяя вашему ребенку выразить боль, гнев, страх или другие эмоции, которые он не сможет выразить другим способом.
  8. Свяжитесь с другими подростками, которые борются с депрессией. Общение с другими подростками, испытывающими схожие проблемы - может помочь вашему ребенку справиться с депрессией. Во многих городах доступны группы поддержки подростков с депрессией, спросите своего врача - не знает ли он о таких группах в вашем городе. Также подобные группы поддержки доступны и в Интернете, однако вам следует сперва убедиться в том, что сайт заслуживает доверия.
  9. Научите ребенка следить за своим здоровьем. Убедитесь, что ваш подросток регулярно и правильно питается, регулярно занимается физическими упражнениями и достаточно спит.

Профилактика подростковой депрессии

Не существует надежного способа предотвратить депрессию. Тем не менее, некоторые советы могут помочь снизить риск.

Поощряйте подростка:

  • Соблюдать меры по контролю стресса - например, не брать на себя слишком много обязательств одновременно
  • Повышать низкую самооценку, позволяя себе радоваться даже маленьким успехам
  • Принимать дружбу и социальную поддержку, особенно во времена кризиса
  • Получать лечение на ранних этапах возникновения проблем, чтобы не дать депрессии развиться до больших размеров
  • Строго соблюдать назначенное врачом лечение даже после стихания симптомов, чтобы помочь предотвратить рецидив депрессии.

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ОБУЧАЮЩИХСЯ

8 -11 КЛАССОВ И СТУДЕНТОВ АГРАРНО - ПРОМЫШЛЕННОГО ТЕХНИКУМА

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

_______________________________________________________

Секция 1

Предметы гуманитарного цикла

Подсекция 3. Педагогика и психология

ТЕМА:

Депрессивные состояния

в период кризиса подросткового возраста.

Исследовательский проект

Филимонова Мария Викторовна,

обучающаяся 10 «С» класса

Научный руководитель:

Федосеева Алина Агляметдиновна,

педагог-психолог

Образовательное учреждение:

Филиал МБОУ Уваровщинской сош

в с.Соколово Кирсановского района

c . Соколово

2015 год

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………………3

I. Теоретическая глава……………………………………………………………… 5 - 14

1.1.Депрессия как эмоциональное состояние личности…………………………… 5 -7

1.2.Особенности проявления депрессивных состояний у подростков…………… 7 - 9

1.3.Симптомы депрессии у подростков……………………………………………… 9 - 10

1.4. Причины подростковой депрессии………………………………………………10 - 12

1.5.Диагностика, коррекция и профилактика депрессивных состояний………… 12 - 14

II. Практическая глава……………………………………………………………… 15 - 17

2.1.Изучение депрессивных состояний у подростков с применением опросника CDI.

2.2. Проведение дополнительного анкетирования и онлайн тестирования по методике

Люшера среди подростков с высокими показателями депрессии.

Заключение …………………………………………………………………………………19

Список литературы ……………………………………………………………………… 20

Приложения …………………………………………………………………………… 21 -29

Введение

Эмоциональная сфера личности всегда являлась предметом пристального внимания психологов. Исследованиями в этой области занимались как отечественные, так и зарубежные ученые (Адлер А., Изард К.Э., Павлов И.П., Сеченов И.М., Селье Г., Фрейд З., Юнг К., и др.). Еще античные философы отметили, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, поведения, поступков, но и характера влияния на других людей. В ситуации угрозы, опасности, обиды происходят изменения в эмоциональной сфере личности, что является предпосылкой развития стрессовых реакций, следствием которых являются тревожность, невротичность, депрессия.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям развития. Эмоциональное неблагополучие подростка - один из объектов пристального внимания: школьных психологов, педагогов, родителей. Своевременная и качественная диагностика подобного неблагополучия, адекватные коррекционные меры могут уменьшить риск возникновения нежелательных тенденций в развитии личности. Одно из ярких проявлений подобного неблагополучия - депрессивные состояния. В 60-70 г. г. ХХ столетия подростковая депрессивность упоминалась лишь зарубежными исследователями и только в клиническом смысле (Эйслер, 1958г., Оффер, 1969г., Раттер, 1976г., Ковакс, 1984г). В 90-е г. г. ХХ века и в начале ХХI века произошли серьезные изменения в исследовании депрессии у подростков. В зарубежной и отечественной науке наблюдается значительный рост интереса к этой проблеме со стороны психологии - общей, педагогической, возрастной. Появились фундаментальные теоретические труды, крупномасштабные исследования (Коул, 1991г., Ратерсон и Капалди, 1990г., Ковакс, 1992г., Хейманс, Подольский, 1996г) Депрессивные состояния в подростковом возрасте встречаются относительно редко (5-6%), но эти состояния опасны по своим последствиям; они осложняют процесс взросления и могут приводит подростков к дезадаптации.

Поскольку депрессивные состояния у подростков изучены недостаточно, это существенным образом ограничивает возможности психологов в отношении коррекционной работы. Следовательно, проблема данного исследования состоит в изучении специфики и коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и а так же их профилактики.

Объектом моего исследования является подросток.

Предмет исследования : депрессивные состояния в период кризиса подросткового возраста.

Цель: изучить симптомы, последствия и пути профилактики депрессивных состояний подростков.

Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу : предполагаем, что депрессивных состояний у подростков можно избежать, если своевременно осуществлять психологическую диагностику и коррекцию депрессивных состояний у подростков

Задачи:

изучить литературу и Интернет-источники по теме;

провести анкетирование среди подростков;

проанализировать материалы теоретического и практического исследования;

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, классификация, наблюдение, тестирование, регистрация, ранжирование.

I. Теоретическая глава:

2.1. Депрессия как эмоциональное состояние личности

Ч то же такое депрессия? Из литературы и Интернет-источниковя узнала, что депрессия (от лат. depressio – подавление) -это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления. Депрессия - это утрата смысла жизни, утрата надежд и целей, сопровождающаяся ощущением внутренней пустоты. Человек испытывает тяжелые, мучительные эмоции и переживает подавленность, тоску, отчаяние, его волевая активность резко снижена, характерными являются мысли о собственной ответственности за разнообразные неприятные события, происшедшие в жизни. Он может испытывать чувство вины за эти события и ощущение беспомощности перед лицом других жизненных трудностей, которые будут сочетаться с чувством бесперспективности.

Депрессивное состояние включает в себя две составляющие:

1) субъективное переживание отрицательного аффекта;

2) симптомы его выражения в поведении, мимике, жестах, определенных сдвигах во внутренней среде организма. При депрессии как заболевании учитывается и третий компонент - патогенетические механизмы, лежащие в основе заболевания, одно из проявлений которого - эмоциональные нарушения.

Наиболее очевидный и типичный признак депрессии - тоскливое настроение, а также переживание подавленности, одиночества или апатии. Человек в состоянии депрессии может плакать, даже тогда, когда казалось бы нет очевидного повода или, наоборот, утрачивает способность плакать при подлинно тяжелых событиях. Гнетущее ощущение подавленности, опустошенности, полной безнадежности являются симптомами депрессивных расстройств большинства людей. Мрачное расположение духа - не просто печаль, это мучительная душевная боль. Однако печаль отмечают у себя не все страдающие депрессией. У детей и подростков состояние депрессии проявляется чаще в форме не унылого настроения, а раздражительности. Молодые люди в состоянии депрессии в основном капризны, легко раздражаются и говорят они главным образом о собственном "уродстве", "глупости", о своей "бесполезности". Иные взрослые в состоянии депрессии также бывают совсем не печальны, а брюзгливы, ворчливы и даже гневливы и враждебны. Пожилые же чаще жалуются не на подавленное настроение, а на неприятные физические ощущения и боли.

Курпатов А.В. считает, что в депрессии многие замыкаются в себе, отгораживаются от других. Характерно, что человек в состоянии депрессии имеет весьма негативный взгляд на самого себя. Он убежден в собственной беспомощности и полном одиночестве на белом свете. Обвиняет себя за самые тривиальные погрешности и недостатки. Для депрессивных людей характерен пессимистичный взгляд на себя, мир, собственное будущее. Депрессивный человек теряет интерес к тому, что происходит вокруг, и зачастую не получает удовольствия от тех занятий, которые обычно его радовали. Он часто испытывает трудности в принятии, а также в выполнении уже принятых решений.

Чрезмерная тревога и ужас перед настоящими событиями также могут сопровождать депрессию: согласно исследованиям, более 60 процентов людей, страдающих депрессией, чувствуют сильную тревогу; у них может нарушиться обычный аппетит и сон. Большинство теряет вес, но некоторые в результате своей болезни начинают есть еще больше, а бывает, то объедаются, то вообще ничего не едят. Сон и усталость также являются основными проблемами. Люди, страдающие депрессией, могут рано просыпаться, иногда не могут заснуть вообще или спят намного больше, чем обычно. Даже если они спят, то сон их, как правило, беспокойный, без сновидений, им трудно заснуть или их мучают кошмары, наполненные образами смерти, разрушения и тьмы. Следовательно, сон мало облегчает их всепоглощающее чувство усталости и у них наступает истощение.

Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дни, потому что мы живем в нереальности, и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будет до тех пор подвержен депрессии, пока будет искать источники для самореализации вне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества, которыми обладают его соседи, станет более важным, будет в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может горько разочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.

Итак, при депрессии страдают практически все сферы - эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно - в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость - различные формы досуга, общения, чтение книг, хобби и пр. Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначается как "утрата интереса и удовольствия".

1.2.Особенности проявления депрессивных состояний у подростков

Подростковый период - такой период в жизни человека, во время которого происходит превращение ребенка во взрослого человека. На протяжении относительно короткого периода времени происходят радикальные физические и психические изменения, которые делают возможным выполнение задач, стоящих перед взрослым человеком - выполнение его социально-профессиональной функции и функции образования семьи.

Учитывая, что подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, сочетании полярных качеств, выступающих попеременно, а также не забывая о том, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах, можно ожидать отображения специфики социальной ситуации развития и в специфике эмоционального развития, в возникновении повышенной тревожности, агрессивности, депрессивности как реакции на невозможность реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в динамической, сложной и быстро меняющейся ситуации.

Подростковую депрессию отличает отсутствие равнодушия к радостям жизни, повышенная реакция на внешние ситуации или источники стресса, раздражительность или отсутствие наркотической реакции на трехфазные антидепрессанты.

Подростки предъявляют жалобы нередко спонтанно на грусть, уныние, чувство скуки, нежелание ничего делать, что с их точки зрения "не совсем правильно". Снижение активности они прямо связывают с понижением настроения, при этом относят к плохому настроению и "никакое настроение". Если до возникновения депрессии подростки хорошо успевали в школе, то они нередко отмечают связь между затруднениями в осмыслении материала и понижением настроения, особенно когда имеются ограничения во времени, подчеркивает ухудшение состояния к вечеру, при подготовке домашних заданий.

Попытки развеять грусть, уныние, избавиться от скуки, заставляя себя делать что-нибудь полезное, чаще терпят неудачу. Сон, как правило, нарушен за счет засыпания и недостаточной глубины, утренние подъемы затруднены, также как и посещение занятий.Утомляемость подростков заметна особенно во второй половине дня, они часто нуждаются в послеобеденном отдыхе, и, если пользуются им, чувствуют себя значительно лучше.

http://lusher.op-team.ru/

Приложения

Приложение 1

Бланк опросника CDI

Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1.□ У меня редко бывает грустное настроение.

У меня часто бывает грустное настроение.

У меня все время грустное настроение.

2.□ У меня никогда ничего не получится.

Я не уверен, что у меня все получится.

У меня все получится.

3.□ В основном я все делаю правильно.

Я многое делаю не так.

Я все делаю неправильно.

4.□ Многое для меня является забавным.

Некоторые вещи меня забавляют.

Ничто меня не забавляет.

5.□ Я все время себя плохо чувствую.

Я часто себя плохо чувствую.

Я редко себя плохо чувствую.

6.□ Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от времени.

Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7.□ Я себя ненавижу.

Я себе не нравлюсь.

□ Я доволен собой.

8.□ Все плохое происходит по моей вине.

Многие плохие вещи происходят из-за меня.

Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9.□ Я не думаю о самоубийстве.

Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

Я хочу покончить с собой.

10.□ Желание заплакать я испытываю каждый день.

Желание плакать появляется у меня довольно часто.

Желание заплакать я испытываю редко.

11.□ Меня все время что-то беспокоит.

Меня часто что-то беспокоит.

Меня редко что-то беспокоит.

12 □ Я люблю находиться среди людей.

Я не люблю часто бывать с людьми.

Я вообще не хочу быть с людьми.

13.□ Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

Я легко изменяю свое мнение

14.□ Я выгляжу хорошо.

В моей внешности есть недостатки.

Я выгляжу безобразно.

15.□ Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16.□ Я плохо сплю каждую ночь.

Я часто плохо сплю.

У меня нормальный сон.

17.□ Я редко чувствую себя усталым.

Я часто чувствую себя усталым.

Я все время чувствую себя усталым.

18.□ У меня часто нет аппетита.

Иногда у меня нет аппетита.

Я всегда ем с удовольствием.

19.□ Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

Меня часто беспокоят боль или недомогание.

Я все время испытываю боль или недомогание.

20.□ Я не чувствую себя одиноким.

Я часто чувствую себя одиноким.

Я все время чувствую себя одиноким.

21.□ В школе ничто не доставляет мне радости.

В школе мне бывает приятно только время от времени.

Мне часто радостно в школе.

22.□ У меня много друзей.

У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

У меня совсем нет друзей.

23.□ С учебой у меня все хорошо.

Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались легко.

24.□ Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как другие.

Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие, если

Я такой же благополучный, как и остальные люди.

25.□ Меня никто не любит.

Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

Я уверен, что меня кто-то любит.

26.□ Я часто делаю то, что мне говорят.

В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

Я никогда не делаю то, что мне говорят.

27.□ Я хорошо лажу с людьми.

□ Я часто ссорюсь.

Я постоянно ввязываюсь в ссоры.

Приложение 2

Восьмицветовой тест Люшера

Цель: выявление эмоционально-характерологического базиса личности и тонких нюансов ее актуального состояния.

Тест Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтения одних цветов другим связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Основные преимущества данной методики: быстрота тестирования, простота поставленной перед испытуемым задачи, полная закрытость от испытуемого психологического содержания, фиксируемого методикой, возможность многократного повторного тестирования того же испытуемого, результат не зависит от точности самооценки испытуемого и его способности к вербализации своих состояний.

Цветовой набор теста состоит из четырех основных и четырех дополнительных цветов.

Основные цвета и их символические значения:

1 - синий цвет. Символизирует спокойствие, удовольствие, нежность и привязанность.

2 - зеленый цвет. Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.

3 - красный цвет. Символизирует силу воли, активность, агрессивность, наступательность, властность, сексуальность.

4 - желтый цвет. Символизирует активность, стремление к общению, Любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Дополнительные цвета и их символические значения.

5 - фиолетовый, №6 - коричневый, №7 - черный, №0 - серый. Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение.

Инструкция: " Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится. При этом ориентируйтесь на цвет как таковой, постарайтесь не связывать его с какими-либо вещами - цветом машины, одежды, которая вам к лицу, косметики и прочим..."

Заключение тестирования Люшера (ученик №1)

Желаемые цели и поведение, продиктованное этими целями

Первая выборка

Считает, что с ним обращаются несправедливо; он не заслуживает такого обращения. Hадежды также обманули его. Рассержен и бунтует против сложивщихся обстоятельств, в которых он видит личное оскорбление.

Вторая выборка

Испытывает потребность освободиться от стресса. Жаждет мира, покоя, чувства удовлетворенности.

Сдерживаемые свойства и неуместное при этом поведение

Первая выборка

Чувствует себя отрезанным от других и несчастным из-за трудностей в достижении необходимой ему степени сотрудничества или гармонии, к которым он стремится.

Вторая выборка

Считает, что он получает меньше того, что ему причитается, что нет ни одного человека, у которого бы он мог всегда найти сочувствие и понимание. Сдерживаемые эмоции делают его обидчивым. Но он сознает, что должен как можно лучше использовать обстоятельства такими, как они есть.

Психологическая интерпретация

Стремится производить хорошее впечатление, однако, беспокоится и сомневается в возможности успеха. Считает, что он вправе получать то, на что он питает надежды и чувствует себя беспомощным и страдает, когда обстоятельства оборачиваются против него. Однако, лишь возможность неудач чрезвычайно его огорчает и это может привести к нервному истощению. Видит в себе "жертву", которую ввели в заблуждение и чьим доверием злоупотребляли, принимает этот вымысел за действительность и пытается убедить себя, что в его неудаче достичь какого-нибудь положения и признания виноваты другие.

Разочарование в несбывшихся надеждах и страх, что, если он поставит перед собой новые цели, то это приведет только к новым неудачам, вызвали значительную тревогу. Он пытается найти спасение от этого в спокойных и гармонических отношениях, которые оградили бы его от разочарований и недостатка признания.

Заключение тестирования Люшера (ученик №2)

Откуда в Вас столько негативных установок в отношении себя? Страх, чувство бесперспективности, ощущение утраты личностной позиции, самоуничижение невозможно скрыть даже под маской нарочитой беспечности. Вам срочно нужно повысить самооценку и по-настоящему полюбить себя, со всеми своими мнимыми и действительными недостатками.

Вы почему-то находитесь в конфронтации с окружающим миром - вы нетерпимы к внешним воздействиям, имеете ирреальные требования к окружению, применяете протестные формы высказываний и поведения, яростно отстаиваете свою самостоятельность принятия решений. Это противостояние вызывает у Вас переутомление, ощущение несчастливости, желание бегства в мир иллюзий. В своем неприятии действительности Вы можете дойти до импульсивных разрушительно-агрессивных поступков. Стоит разобраться в себе и в своем отношении к миру.

Вы тратите слишком много сил на преодоление возникающих на жизненном пути препятствий. Вам необходимо перестать сомневаться в себе и в прочности своей позиции. Тогда не будет необходимости обвинять в неудачах внешние обстоятельства, скрывать тревогу и ощущение собственного бессилия.

Ваша эгоцентрическая обидчивость зачастую мешает вам налаживать взаимоотношения с окружающими. Эмоциональная сдержанность со стороны кажется холодностью. Физиологическая сфера не блокирована. А значит, единственная проблемная сторона Вашей жизни - коммуникативная. Стоит развить в себе способности к общению.

Ваши желания не воплотились в реальность, а надежды разбиваются необходимостью, что вызывает в Вас чувство протеста и состояние выраженного разочарования. Тревожная неуверенность, вызванная неудачами, привела Вас фактически к состоянию стресса, когда Вы не в состоянии эффективно действовать. Осознавая малую результативность своих усилий, Вы пытаетесь уйти от ответственных дел и решений, переключиться на малозначимые занятия. Необходимо осмыслить причины неуспеха, справиться с нерешительностью и начать действовать.

Сейчас Вы испытываете выраженный стресс в связи с блокировкой самореализации. Проблема прежде всего связана с уязвленным самолюбием и неудовлетворенностью своим социальным статусом. Ощущение собственного бессилия перед лицом препятствий, которые субъективно воспринимаются как неодолимые, и враждебность окружающих вызывают негодование и беспомощность.

Приложение 3

Как победить депрессию

1. Прежде всего, необходимо устранить причину, вгоняющую Вас в депрессию или отдалиться от неё. Если это невозможно, тогда измените своё отношение к ситуации или обстоятельствам. В зависимости от сложности ситуации попробуйте не пропускать её через себя, не принимая близко к сердцу, насколько это возможно.

2. Если причина или объект остались в прошлом и сейчас не присутствуют в Вашей жизни, но Вы об этом все время думаете, отпустите все обиды и неприятности, связанные с этим объектом или ситуацией. Не держите это в себе. Отгоняйте все мысли об этом объекте и не пускайте их в свою голову.

3. Не оглядывайтесь на прошлое, не вините себя ни в чем. Живите настоящим и стройте планы на будущее.

4. Не лежите на диване и не жалейте себя. Гиподинамия ещё более усугубляет депрессию, а жалость делает слабым и занижает Вашу самооценку. Будьте уверены в себе и своих планах на будущее.

5. Пересмотрите свои приоритеты, которые помогут стать счастливым. Подумайте, что нужно для счастья и в чем оно для Вас может заключаться.

6. Составьте планы на неделю, месяц, год и 3 года. Смотрите в будущее и представляйте его светлым и прекрасным. После черной полосы всегда наступает белая, а ширина полос зависит только от Вас, от того, как воспринимаете ту или иную ситуацию.

7. Полюбите себя и мир вокруг вас: людей, природу, животных, птиц и даже полезные вещи, которые вокруг Вас. Дарите больше любви, добра и тогда с Вами будут происходить только хорошие события, а на пути будут встречаться только хорошие

8. Как можно больше общайтесь с другими людьми. Активно участвуйте в общественных мероприятиях, направленных на получение только позитивных эмоций, посещайте приятные общественные места.

9. Измените свой внешний вид: прическу, цвет или длину волос. Купите новую одежду, обувь, сумку или другой интересный аксессуар. Делайте себе подарки.

10. Повесьте на стену или поставьте на стол в красивой рамке свою старую или новую фотографию, на которой Вы улыбаетесь и счастливы.

11. Старайтесь себя постоянно чем-то занять, чтобы не оставалось времени на негативные мысли, но физически не перенапрягайтесь.

12. Старайтесь соблюдать режим дня и спать 7-8 часов

13. Займитесь подвижным спортом

14. Вспомните о своем любимом хобби

15. Организуйте себе отдых в том месте, куда давно хотели поехать или пойти. Смените на время обстановку. Эта пауза даст Вам возможность самовосстановиться.

16.Чаще общайтесь с живой природой. Свежий воздух и зелень успокаивают и расслабляют, а солнечный свет поднимает настроение и тонус. По этой причине, находясь дома в пасмурную погоду, включайте более яркое освещение.

17. Оградитесь от негативных эмоций. Не смотрите фильмы и передачи, несущие негатив. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям.

18. Общайтесь с людьми, которые не ворчат, не тревожатся, не жалуются, не грузят Вас своими проблемами, а радуются жизни, несут позитив и готовы Вас понять и поддержать.

19. Не заводите и не поддерживайте разговоры на негативные темы. Не обсуждайте и не критикуйте других людей, не завидуйте, не делайте зла другим людям, так как этот негатив по закону бумеранга обязательно возвращается, но в виде болезней и неприятностей.

20. Избавьтесь от вредных привычек: злословие, курение, алкоголь и т.п.

21. Вдыхайте приятные запахи, используя ароматерапию.

22. Не употребляйте так называемую «быструю» пищу.Несбалансированная диета – частая причина депрессии.

Приложение 4

Список продуктов которые необходимо употреблять в период депрессии и преддепрессивного состояния :

лосось, белая рыба, индейка, нежирное отварное мясо;

орехи, 4-5 штук в день;

сырые фрукты и овощи;

зелень;

ягоды;

мед, 3-5 ложек в день;

крупы, хлеб отрубной;

яйца;

молочные продукты, сыр;

растительное масло.

софья 16.09.2019 20:56

Тяжелая депрессия. Необходимо срочно обратиться за помощью к психологу. Возможно, потребуется консультация психиатра. мне не верит мам она говорит что я неблагодарная свинья которой делаешь все а она говорит что у нее дипресия а то что я хочу покончить жизнь самоубийством я сказать не могу

Виктория 23.08.2019 01:10

Несколько месяцев назад вполне серьёзно продумывала планы самоубийства. Размышляла, как это лучше всего сделать. У моей мамы на тот момент была глубокая депрессия в связи с проблемами со здоровьем, мне было настолько плохо от того, что я не могу ей помочь, что чувство собственной никчёмности просто уничтожало. Я училась в 11 классе, не спала ночами, не могла запомнить ни единого предложения в справочнике. В старшие классы я пошла не в ту школу, где училась до этого и для меня это было сильным стрессом. Имея практически фотографическую память ранее, я не помнила НИЧЕГО. Память, правда, постепенно стала восстанавливаться, но лишь спустя где-то полгода. Мамино состояние не позволяло мне наконец заняться собой, как-то взять себя в руки. Я так и не решила, куда мне поступать, не выбрала специальность, и, вследствие этого, слишком поздно начала подготовку к экзаменам. Я не сдала третий необходимый для поступления предмет, только два. В вуз я не смогу поступить в этом году, да это и не особо и расстраивает. Подумываю о том, чтобы попробовать сдать в следующем году, а пока в колледж. Только вот появилась проблема с документами и я не знаю, возьмут ли меня или нет. Никому говорить не стала, не хочу расстраивать. Ладно) Потратив полтора года на бессмысленное самобичевание и мысли о суициде, я вдруг решила: хватит! Это зашло слишком далеко. Хоть у меня и нет цели, стремлений в будущем, неужели нельзя просто жить? В мире много замечательных вещей: музыка, кино, искусство. Я научилась играть на гитаре. Всегда любила живую музыку. Критика - это лишь чужое мнение, недостойное моего внимания. Мало ли о чем думают другие люди обо мне? Ведь друг о друге они наверняка думают то же самое! Так чем же я хуже? А критика не имеющих о моей жизни ни малейшего понятия людей пусть идет ко всем чертям. И мне стало легче. Как-то проще жить. У меня все хорошо. И суицид отменяется, мне нравится жить, дышать, учиться, играть, петь... Жизнь классная штука

16.08.2019 19:22

Полгода думаю о том, чтобы покончить с собой. Моя мама пыталась покончить с собой и проходит лечение в психиатрической клинике. Когда она попыталась сделать это впервые мне было всего 10. Мне было очень больно и обидно, для меня это было предательством, я поняла, что в моей жизни уже не будет ничего хорошего. Моему отцу на меня плевать, он живёт в другой стране и звонит раз в месяц. У меня нет ни друзей, ни парня. Я не хочу никуда выходить и мне тяжело общаться с людьми, поэтому я постоянно сижу дома. Мне тяжело находиться на людях, я начинаю сильно нервничать Мне очень одиноко и грустно, а ещё я боюсь будущего. Я перехожу в 10-й класс и через два года мне надо будет куда-то поступать, я не знаю куда и я не очень хорошо учусь, потому что у меня начала ухудшаться память. Мне больно от того что я никому не нужна, я ненавижу свою жизнь и себя. Отчасти я виновата в том, что у меня нет друзей, так как со мной скучно и я постоянно думаю о своих проблемах. Я чувствую себя ненормальной. Хотела бы, чтобы у меня были любящие родители, но отцу я не нужна, он не тот человек, который будет заботиться о своем ребенке, да и вообще он не семейный человек, живёт один. Жизнь мне кажется скучной, я не получаю удовольствия от жизни. Я часто плачу по ночам. Когда в гости приходят родственники или знакомые, мне становится ещё тоскливей и я чувствую себя ещё более одинокой. Я никому не говорила о том, что чувствую, я привыкла все держать в себе, не хочу казаться жалкой, да и вообще мало говорю о своих чувствах, когда меня спрашивают почему я такая грустная, стараюсь сделать вид, что мне не грустно, но мне обидно, что об этом спрашивают люди, которые знают в какой ситуации я нахожусь (имею ввиду родителей). По сравнению с ровесниками чувствую себя лохом и неудачником, потому что это так и есть. В школе я серая мышь. У всех них есть друзья, нормальное родители и даже отношения, а у меня нет, но дело в том, что мне не очень этого хочется. Я не знаю вообще чего я хочу. Я живу в постоянном страхе, сперва я боялась за маму, после ее первой попытки покончить с собой я боялась, что она сделает это снова и она сделала. Родственница с которой живу уже в пожилом возрасте и теперь я боюсь за нее. Мне надоела такая жизнь. Никто не понимает насколько плохо мне сейчас. Я не хочу умирать, но жить так тоже не хочу и не хочу. Никто мне не поможет. Я не вижу ничего хорошего в своем будущем. Вижу, как счастливы другие люди, а я нет. Многие люди думают, что я живу счастливо, что я не скучаю по маме, что мне не больно от такого отношения отца ко мне. На самом деле я в отчаянии и продолжаю думать о том, чтобы повеситься.

1. Опросник на выявление депрессии у детей и подростков CDI. (Children’s depression inventory, M. Kovacs, 1992)

Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет. Выбери в каждом пункте одно высказывание, которое лучше всего описывает твоё самочувствие в течение последнихдвухнедель, включаясегодняшнийдень. Обведикружкомномервыбранноготобойвысказывания. Есливодномпунктетебеодинаковоподходятнесколько высказываний, поместивкружоквысказываниеснаибольшимномером.

Я бываю грустным только иногда

Я часто бываю грустный

Мне всегда грустно

У меня никогда ничего не получается

Я редко бываю уверен, что у меня что-нибудь получится

У меня все получается хорошо

Я практически все делаю хорошо

Я много делю не так

Я все делаю неправильно

Многое приносит мне удовольствие

Кое-что доставляет мне радость

Меня ничего не радует

Я плохой всегда

Я часто бываю плохим

Я редко бываю плохим

Я редко думаю о том, что со мной может случится плохое

Я беспокоюсь о том, что со мной может случиться что-то плохое.

Я уверен, что со мной произойдет что-нибудь ужасное

Я ненавижу себя

Я не люблю себя

Я себе нравлюсь

Все плохое происходит в результате моих ошибок

Многое плохое происходит в результате моих ошибок

Плохое, как правило, происходит не по моей вине

Я не думаю о том, чтобы покончить с собой

Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его

Я хочу убить себя

Я плачу каждый день

Я часто плачу

Я плачу редко

Я все время испытываю беспокойство

Я часто испытываю беспокойство

Я редко испытываю беспокойство

Мне нравится быть с людьми

Мне не нравится быть с людьми

Мне совсем не хочется быть с людьми

Я не могу решиться на многое

Мне трудно на многое решиться

Я легко принимаю решения

Я выгляжу хорошо

Кое-что в моем облике меня не устраивает

Я выгляжу уродливо

Мневсевремяприходитсязаставлятьсебявыполнятьшкольныезадания

Мне часто приходится себя заставлять выполнять школьные задания

Выполнение школьных заданий для меня не большая проблема

Я плохо сплю каждую ночь

Я часто сплю плохо

Я сплю очень хорошо

Я редко устаю

Я часто устаю

Я все время чувствую себя усталым

В большинстве случаев не хочу есть

Я часто не хочу есть

Я ем очень хорошо

Меня не беспокоят боли

Меня часто беспокоят боли

Меня все время беспокоят боли

Я не чувствую себя одиноким

Я часто чувствую себя одиноким

Я всегда чувствую себя одиноким

Школа никогда не приносит мне удовольствие

Иногда школа мне приносит удовольствие

Школа часто радует меня

У меня много друзей

У меня есть друзья, но мне хотелось бы иметь их больше

У меня нет друзей

С моей учебой все в порядке

Я учусь не так хорошо, как прежде

Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам, которые раньше

шли хорошо.

Я никогда не стану таким хорошим, как другие ребята

Если захочу я смогу стать таким хорошим, как другие

Я такой же хороший как другие ребята

Меня никто по настоящему не любит

Я не уверен в том, что меня кто-нибудь любит

Я уверен в том, что меня любят

Обычно я делаю то, что мне сказали

Как правило, я не делаю того, что мне говорят

Я никогда не делаю того, что меня просят сделать

Обработка и интерпретация результатов.

Шкала А – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В – индификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание.

Шкала С – высокий уровень убеждения неэффективности в школе. Шкала Д – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одино-

чества Шкала Е – негативная оценка собственной неэффективности, наличие су-

ицидальных мыслей.

Чтобы узнать общий суммарный показатель все шкалы складываются

Шкала А (негативное настроение) – п.п. 1 6 8 10 11 13 Шкала В (межличностные проблемы) – п.п. 5 12 26 27 Шкала С (неэффективность) – п.п. 3 15 23 24

Шкала D (ангедония) – п.п. 4 16 17 18 19 20 21 22

Шкала Е (негативная самооценка) – п.п. 2 7 9 14 25

Подсчет общего показателя: Эта сумма баллов, выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели конвертируются в Т – показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка (см. таблицу)

Таблица 1 Интерпретация Т – показателя CDI.

Суммарный показатель

Интерпретация

Очень значительно превышает средний

Значительно выше среднего

Выше среднего

Чуть выше среднего

Чуть ниже среднего

Ниже среднего

Много ниже среднего

Значительно ниже среднего

Подростковый возраст – один из самых трудных этапов в жизни каждого человека. Кардинальная перестройка организма, изменение гормонального фона и социальных ролей нередко тяжело переносится подростками. У ребенка в период пубертата резко изменяется характер, привычки и манеры, он часто становится неуправляемым и конфликтным. Все эти проявления вполне нормальны, но есть случаи, когда родителям стоит обратить пристальное внимание на здоровье своего отпрыска – под непривычным поведением школьника может скрываться психическое расстройство.

Как определить депрессию рассказывает Нетрусова Светлана Григорьевна – кандидат медицинских наук, доцент, врач психиатр высшей категории, психотерапевт. Другие видео на эту тему Вы можете посмотреть на нашем ютуб канале.

Подростковая депрессия

Нередко родители и близкие принимают плохую учебу, необычную вспыльчивость и капризы за обычные проблемы, связанные с гормональной перестройкой, которые в той или иной форме проявляются у каждого подростка. Но по данным, которые приводят различные источники, от 5% до 11% детей старшего школьного возраста страдают депрессией – серьезным психическим заболеванием, которое требует своевременной коррекции.

В группе риска по развитию подростковой депрессии находятся дети в т.н. стрессовом состоянии, те, кто испытывает недостаток внимания со стороны родителей, переживающие смерть близких и неуспевающие ученики. Отдельно необходимо отметить повышенный риск возникновения подростковой депрессии у школьников, которые чем-то отличаются от большинства сверстников – например, представители национальных меньшинств или слишком полные дети. Депрессии чаще встречаются у девочек-подростков, чем у мальчиков, поскольку девочки в этом возрасте более эмоциональны и зависимы от позитивного отношения к себе со стороны окружающих.

Биологические механизмы возникновения депрессивных состояний у подростков и взрослых аналогичны. Но из-за нестабильного гормонального фона и особенностей незрелой психики, протекание заболевания может кардинально отличаться, что существенно усложняет диагностику.

Симптомы депрессии подростков

Для диагностики депрессивного расстройства психиатр проводит проверку на наличие характерных симптомов . Главные признаки депрессии, которая развивается именно в подростковом возрасте, такие:

  • Длительные периоды угнетенного настроения, усталости и подавленности. Как правило, подростки, страдающие от депрессии, чувствуют себя одинокими, покинутыми и убеждены в том, что их никто не хочет и не может понять.
  • Замкнутость, стремление отгородиться от социальных контактов, нежелание общаться со сверстниками и близкими. Такие подростки нередко отказываются от прежних дружеских связей, стараются как можно больше времени проводить в одиночестве, не идут на контакт.
  • Утрата интереса к занятиям, которыми подросток раньше увлекался. Школьник, который страдает от депрессии, перестает заниматься хобби, не посещает вечеринок и отказывается от развлечений.
  • Чрезмерная критичность по отношению к собственной внешности. Подростки видят себя неприглядными, уродливыми, не соответствующими принятым канонам красоты. Впоследствии такое негативное отношение к самому себе приводит к проявлениям неряшливости, неаккуратности, пренебрежению правилами гигиены.
  • Разочарование в результатах своей деятельности, завышенная критичность, постоянная неудовлетворенность результатами влияют на то, что подросток отказывается что-либо делать.
  • Появление чувства вины. Разбалансированность ферментного и гормонального обмена, что обуславливает депрессию, проявляется у подростка в том, что он воспринимает мнение окружающих о себе, как осуждение.
  • При наличии депрессии у школьника резко ухудшается успеваемость. Это связано с тем, что ребенок теряет способность концентрироваться, падает внимание. Болезнь лишает школьника мотивации на учебу и интереса к получению хороших отметок, вплоть до категорического отказа ходить на уроки.
  • Повышенная привязанность к кому-то из родителей. Зачастую даже старшие школьники начинают стремиться постоянно быть рядом с отцом или матерью или держаться за них. Это – один из серьезных признаков наличия подростковой депрессии – дети боятся остаться без родительской заботы из-за того, что взрослые бросят их или умрут.
  • Изменение пищевых привычек. При депрессивных расстройствах эти изменения могут проявляться по-разному даже у одного и того же ребенка: от полного отказа от пищи до эпизодов обжорства.
  • Возникают проблемы с циклом «сон-бодрствование». Подросток в состоянии депрессии может страдать от бессонницы, ранних мучительных пробуждений, неспокойного и неглубокого сна. Организм подростка недостаточно отдыхает, и вследствие этого общее состояние ухудшается.
  • Наблюдается избыточная раздражительность, которая переходит в агрессивность по незначительным поводам, необоснованные страхи, повышенная тревожность,
  • Ощущение болезненности в мышцах спины или в животе, головные боли, чувство тяжести и потеря равновесия, которые не обусловлены никакими органическими заболеваниями и не проходят при приеме соответствующих лекарств. Девушки могут испытывать дискомфорт и боли во время месячных, страдать от нарушений цикла.
  • Наблюдается увлечение меланхоличной музыкой, написание тоскливых стихотворений, Такие дети чувствуют собственную обреченность, выбирают гардероб мрачных тонов, отказываются от всего, что ранее обычно доставляло им удовольствие.
  • Юношеское бунтарство, делинквентное (хулиганское) поведение может быть одним из выраженных признаков подростковой депрессии, поскольку в этом возрасте болезнь проявляется повышенной агрессивностью. Это является отличительной чертой депрессии у подростков от депрессии у взрослых. Бунтарское поведение часто заключается в разрыве социальных или семейных связей, участием в сомнительных компаниях, примыканием к радикальным молодежным течениям, хулиганством или беспорядочными сексуальными связями.
  • Попытки самостоятельно улучшить состояние за счет употребления алкоголя, табака или наркотиков.
  • Появление идей (или попытки) ухода из семьи. Подростки в состоянии депрессии таким образом пытаются отторгнуть семью раньше, чем семья откажется от них.

Близким, плохо знакомым с симптоматикой подростковой депрессии, как правило, трудно распознать возникшее заболевание, поскольку дети умалчивают о своих переживаниях, не делятся и отказываются обсуждать свои чувства и отвергают любую помощь. А большинство проявлений болезни воспринимается родителями, как неизбежные изменения, связанные с пубертатным периодом и социализацией ребенка.


Депрессия у подростка и опасность суицида

Негативное мышление в депрессивном состоянии у подростков приводит в радикальных случаях к обесцениванию жизни и попыткам суицида . Это явление чрезвычайно опасно и может быть одним из факторов смертности в юном возрасте. Следует обратить пристальное внимание на психическое здоровье подростка, если он часто и подолгу говорит о смерти, самоубийствах и бесполезности существования. Родителям не следует избегать обсуждения этих вопросов с ребенком, поскольку подросток в депрессивном состоянии не в силах справиться с отрицательными эмоциями самостоятельно и нуждается в посторонней помощи.

Диагностика депрессии подростка и ее лечение

Квалифицированный психиатр, знакомый с особенностями протекания депрессии в юном возрасте, диагностирует заболевание на основе жалоб самого подростка или его родителей и учителей, анализируя также гормональное состояние организма. По результатам комплексного обследования подростку с диагностированной депрессией могут быть тоже назначены антидепрессанты, которые помогут значительно улучшить состояние, повысить настроение, убрать повышенную тревогу, урегулировать проблемы со сном и аппетитом, снять соматические проявления болезни.

Для полного выздоровления зачастую необходима помощь психолога или психотерапевта, но вылечить выраженную депрессию без применения лекарственных средств практически невозможно.

При малейших подозрениях на подростковую депрессию родителям ребенка необходимо немедленно обратиться к психологу или психотерапевту, который направит при необходимости к квалифицированному врачу психиатру. Депрессия может также являться одним из первых проявлений тяжелых психических расстройств, таких как биполярное расстройство, шизофрения и др.

Диагностика подростковой депрессии на ее ранней стадии, адекватное медикаментозное лечение и квалифицированная помощь психолога, психотерапевта и психиатра гарантируют полное излечение от заболевания при практически полном отсутствии побочных эффектов. Не оставляйте своего ребенка наедине с его проблемами – помогите ему вернуть яркие краски в жизненную палитру!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»