Организация самостоятельной деятельности детей в условиях доу с учётом фгос до. Организация самостоятельной деятельности детей в условиях доу Самостоятельная деятельность детей в доу по фгос

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни становится более разнообразной: это действия с предметами и строительным материалом, движения, наблюдения. Ребенок становится на ноги, начинает самостоятельно передвигаться и овладевать речью. Научившись ходить, он получает большую возможность удовлетворить свою потребность в движении и ориентировке в окружающем. Наблюдения показывают, что дети этого возраста любят открывать и закрывать двери, ящики, коробки, вынимать оттуда вещи и складывать их. Ребенок с удовольствием роется в корзине для бумаги, переносит вещи и игрушки с места на место.

Развитию действий с предметами способствуют дидактические игрушки (пирамидки, бочонки, вкладыши, формочки для песка, средний строительный материал), развитию движений - мячи разных размеров, машины, тележки, каталки, из пособий - лесенка-горка, доски разной ширины и длины, бревно и т. п. Большой интерес вызывает у детей все движущееся - автомобиль, трамвай, самолет. Уже в этом возрасте машина становится одной из любимых игрушек. Появляются некоторые попытки конструирования: игры с игрушками-вкладками, с башенкой.

Для игр так же необходимы куклы и другие образные игрушки среднего размера, наборы крупной посуды, некоторые предметы кукольной мебели (стол, стул, кровать). Мебель должна быть крупной и прочной, так как дети часто усаживаются на нее сами. Игрушки размещаются по видам деятельности в разных частях комнаты. Определенное место хранения игрушек приучает детей к порядку, воспитывает организованность и самостоятельность. Малыши сами могут найти необходимый для продолжения игры предмет. Хорошо располагать игрушки комплектами: рядом с куклой положить одеяло, расставить на столике посуду; в тележку положить кирпичики, посадить куклу или другую образную игрушку. Это поможет ребенку использовать в игре не один, а несколько предметов, что усложнит игру. В отношении к игрушкам у детей этого возраста проявляются значительные индивидуальные различия. Одни предпочитают предметы домашнего обихода, другие любят кукол и игрушечных животных. Одних влечет к маленьким предметам, других, наоборот, к крупным, громоздким. Однако при всем разнообразии вкусов можно отметить и нечто общее: всех детей привлекают такие игрушки и предметы, с которыми можно действовать в соответствии со своими желаниями.

Организуя деятельность детей, надо, следить, за тем, чтобы они использовали игрушки по назначению, не отвлекались, доводили до конца начатую игру. Воспитатель принимает участие в детских играх, создает условия для активного участия в них всех детей. Во время самостоятельной деятельности малыши должны быть спокойны, заняты, активны.

На протяжении второго года жизни игровые действия детей заметно усложняются. В начале года они воспроизводят лишь разученные действия, причем преимущественно на тех игрушках, с которыми действовал воспитатель. Постепенно ребенок учится переносу действий с одних игрушек на другие. После полутора лет благодаря умению подражать дети начинают включать в игру действия, самостоятельно подмеченные в жизни. Так у ребенка возникает отобразительная деятельность, но сюжетной игры еще может не быть, поскольку дети часто не заботятся о правильной последовательности действий, их привлекает сам процесс игры.

Возникновению сюжетной игры, установлению взаимосвязи и взаимопоследовательности действий помогают показы-инсценировки с сюжетными игрушками. В заключительной части инсценировки следует давать детям предметы, аналогичные тем, с которыми действовал воспитатель во время показа. Показы-инсценировки способствуют уточнению представлений у малышей и усложнению сюжетной игры.В конце второго года жизни в действиях детей можно подметить элементы сюжетной игры. Они выполняют игровые действия в логической последовательности; общаясь друг с другом, воспроизводят действия, которые обычно проделывает с ними взрослый: кормят, лечат, причесывают. В игре начинают использовать не только игрушки, но и заменители реальных предметов.

Руководя самостоятельной деятельностью детей, надо стараться формировать у них потребность по разным поводам обращаться к воспитателю: попросить помочь в игре, дать нужную игрушку, привлечь внимание к чему-то интересному. Кроме того, следует приучать детей выполнять требования взрослых, правила поведения: не отнимать игрушку у другого ребенка, уметь подождать, пока другой поиграет.

На втором году жизни продолжают формироваться взаимоотношения между детьми. Для создания у них положительного отношения друг к другу следует предупреждать возникновение конфликтов. Конфликты довольно часто возникают между детьми потому, что у них еще плохо развита речь, они не могут объяснить свое желание, а игрушка в руках другого ребенка всегда привлекательна. Иногда отрицательное отношение к сверстнику является следствием интереса к его деятельности и вместе с тем неумения действовать вместе.

Из положительных форм раньше всего проявляется эмоциональное общение. Дети второго года улыбаются друг другу, охотно играют в разученные с воспитателем игры (прятки, догонялки). Опираясь на доброжелательное отношение малышей друг к другу, следует начинать формировать у них предпосылки совместной деятельности: умение спокойно действовать рядом со сверстником, сосредоточенно заниматься своей игрой, не мешая другому ребенку, иными словами, формировать игру рядом. Организуя игру и наблюдая за ней, воспитатель создает ситуацию, где детям приходится подождать своей очереди, например при катании тележки; предлагает каждому ребенку выполнить какое-либо задание: одному накладывать кубики в машину, другому - возить, третьему - снимать. В этом возрасте ребенок должен хорошо понимать значение слов «нельзя», «можно» (нельзя играть некоторыми вещами, ломать игрушки, отнимать их, кричать и т. п.). Когда требование или желание ребенка невыполнимо, а причину отказа он еще не может понять, его следует отвлечь, переключить внимание на другой объект.

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

(выступление на районном МО воспитателей, подготовлено воспитателем Юровой Л.И.)

В соответствии с ФГТ и ФГОС образовательные задачи должны решаться

В ходе режимных моментов,

в совместной деятельности детей с педагогом (в том числе и на занятиях),

в самостоятельной деятельности детей

в совместной деятельности с семьей.

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей. Прежде чем перейти к вопросу организации этой самостоятельной деятельности в условиях ДОУ, я расскажу о том, что же необходимо понимать под самостоятельностью.

О понятие «самостоятельность» в научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной. Самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л. С. Выгодского такова: сначала она осуществляется совместной деятельностью с взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка. При этом особая роль отводится воспитателю.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

Прежде всего, обучение на художественных занятиях мною строится так, чтобы дети действовали не только по прямому указанию и моему показу, но и без помощи. Если ребенок научится самостоятельно выполнять учебные задания, то он сумеет так же действовать и вне занятий: организовывать игры-драматизации, по собственному желанию петь, рисовать.

На занятиях педагог показывает, как по-разному может быть преподнесена сказка. Сначала дети ее слушают, потом рассматривают иллюстрации и по ним составляют сказку, затем инсценируют ее в настольном театре или зарисовывают персонажей и используют фигурки для показа их на фланелеграфе. Впоследствии они применяют эти приемы совершенно самостоятельно - в свободное от занятий время рассматривают иллюстрации, пересказывают сказки, драматизируют их. Большое значение в группе имеют книги, картинки, книжки-самоделки, детские работы на литературные сюжеты.

В свободном распоряжении детей имеется достаточное количество книг (в детском книжном шкафу). Наряду с книгами имеется несколько тематических папок с картинками, фотографиями, детскими рисунками и альбомов для свободного рассматривания детьми. Чтобы заинтересовать каждого ребенка в своей работе я применяю разнообразные формы работы с детьми в книжном уголке. Которые планирую ежедневно в календарно-тематический плане (чтение, рассматривание и обсуждение книг, участие в разборе и систематизации книг и картинок, починка и т. п.).
Один раз в месяц в группе организовываю выставку книг. Первую - в начале учебного года - целесообразно посвятить любимым книгам ребят. Стараюсь, чтобы желание каждого ребенка было удовлетворено. Последующие выставки могут быть тематическими: книги о природе, о нашей Родине, о технике, сказки и т. д. Каждый четверг у нас в группе проходит реклама книги, которую родители читали детям дома. Дети приносят книгу в группу и рассказывают о чем она всем детям. В группе также функционирует центр музыкально-театрализованной деятельности для театрализованных игр. В данном центре находится все необходимое оборудование - ширма и комплекты различных видов кукольного театра, театральные костюмы, настольно-печатные игры, музыкальные инструменты, магнитофон. Одной из наиболее ярких форм самостоятельной художественной деятельности является игра. Она может быть различной в зависимости от содержания деятельности. Так, дети подбирают книжки-малышки для того, чтобы играть в библиотеку, магазин; делают из бумаги, лепят из пластилина, теста игрушки, чтобы украсить комнату кукольного домика для игры в семью. Иногда ребятам предлагаю придумать и нарисовать декоративные узоры для ткани. Это служит толчком для развертывания игры в магазин, в котором дети «покупают» эти ткани.
Все материалы, используемые для художественной самостоятельной деятельности, постоянно обновляются, варьируются.

Другое педагогическое условие - влияние праздников и развлечений. Ребенок получает массу впечатлений на праздниках от звучания музыки, песен, красочного художественного оформления помещения, костюмов, выразительных интонаций художественного слова. Он приобщается к общественным явлениям, отраженным в художественно-образной форме, и это становится косвенным побудителем, вызывающим у него желание передать свои впечатления и переживания в иной художественной форме: рисунке, игре, танце. Важным условием, обеспечивающим развитие детской художественной самостоятельной деятельности, является связь с семьей. Все, что ребенок видит и слышит дома, не остается без его внимания. Взрослые поют, танцуют, рисуют, украшают помещения, ходят в театр, кино, смотрят телевизор. Ребенок, наблюдая, принимая в этом участие, получает художественные впечатления. Придя в детский сад, он делится ими со сверстниками, воспитателем, выражает свое отношение к увиденному в играх.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной необходимо:

Создать специальную предметно-развивающую среду;

Предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

Использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности можно отследить по:

Уровень детской самостоятельности;

Познавательная активность детей;

Уровень мотивации.

Для организации детской деятельности использовались разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, проводились игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Разнообразие занимательного материала позволяло каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы" и др. ; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Так, например, в старшей группе тема недели «Едет Масленица дорогая…»

Как можно педагогам организовать самостоятельную деятельность детей:

1. Накануне в группе организовать выставку «Кукла Масленица» с помощью демонстрационного материала: картины, детские рисунки, вырезки из газет, детские книги, тряпичные куклы.

2. Вводная беседа педагога с детьми по теме.

Цель и выставки и беседы : мотивация детей на самостоятельное изучение, рассмотрение демонстрационного материала.

3. Внести материал разнообразных свойств для художественного творчества (карандаши, кисти, краски, восковые мелки, бумагу для аппликаций). Используя педагогический метод авансирования (т. е. заранее похвалить ребенка, заставить поверить его в свои силы) педагог мотивирует детей на самостоятельное художественное творчество (аппликации «Солнышко», рисунки «Кукла Масленица» и др.)

4. Во время прогулки рассказать детям о правилах подвижной праздничной игры (в которую играют на праздник Масленица): пошла коза по лесу, веснушка – весна, холодно – горячо. И предложить им самостоятельно в них сыграть, а так же рассказать об играх другим детям и сыграть вместе.

5. Дети по желанию берут заранее изготовленные поделки «Солнышко» и через эти поделки педагог может побуждать к хороводным играм. (Роль воспитателя - направляет, остальное дети делают сами)

6. В уголке «Хозяюшка» предложить детям испечь блины (после чтение художественной литературы, закличек и стихотворений про блины), с.р.и. «Кулинары»

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

В завершении хочу отметить, что благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно – тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно – тематическое планирование ДОУ.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Юлия Зинченко
Самостоятельная деятельность детей

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении является одной из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, приоритетами которой являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность детей .

Самостоятельная деятельность – явление полностью свободное для ребенка, но не свободное для взрослого, который создает условия для безопасной свободы ребенка, т. е. предметно-развивающую образовательную среду, обеспечивающую выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющую ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. А также- это организованная воспитателем деятельность воспитанников , направленная на решение задач, связанных с интересами других людей - это может быть эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.

Самостоятельная деятельность включает в себя такие виды деятельности как игровая , двигательная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Практика показывает, что в , лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация) . Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна. Чем полнее ребенок реализовал потребность в самостоятельных действиях , тем сильнее в свое время у него возникает потребностью взаимодействии с другими. Взрослым же следует помнить и принимать тот факт, что в период собственной активности дошкольники крайне отрицательно относятся к любому вмешательству со стороны взрослого.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности , личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе . Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно - пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск , включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагога.

Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра, воспитатель должен создать разнообразную игровую среду, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учить общению, яркому выражению своих чувств.

Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности . Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группусверстников.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами.

Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей , где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т. д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т. е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей .

Таким образом, самостоятельная деятельность детей в ДОУ- это такая деятельность , которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально представленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.

Совместная деятельность

Совместная подразумевает особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей , возможность свободного размещения, перемещения и общения детей )

Совместную деятельность разделяют :

Непосредственно образовательную деятельность , реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей ;

Совместную деятельность взрослого и детей , осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

Совместную деятельность взрослого и детей , осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и ухода.

В дошкольном учреждении совместная деятельность педагога и детей планируется с учетом интеграции образовательных областей в процессе организации НОД и процессе режимных моментов.

Все образовательные области связываются друг с другом : читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Так взаимопроникновение и взаимосвязь образовательных областей обеспечивают формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в новых условиях возрастет роль взаимосвязи в работе узких специалистов и воспитателей. Например, логопед осуществляет работу над четкостью, выразительностью, чистотой произношения стихов, потешек к праздникам. Музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкального сопровождения для проведения видов деятельности с детьми , разминок, гимнастик и др.

Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это :

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми :

Образовательная деятельность в режимных моментах ;

деятельность ;

Самостоятельная деятельность детей .

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области) :

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми :

с одним ребенком;

с подгруппой детей ;

с целой группой детей .

Выбор количества детей зависит от :

возрастных и индивидуальных особенностей детей ;

вида деятельности (игровая, познавательно - исследовательская, двигательная, продуктивная)

их интереса к данному занятию;

сложности материала;

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня :

В утренние и вечерние часы

На прогулке

При проведении режимных моментов.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня :

Подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей , специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность , подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым» и придерживаться проблемно-диалогического обучения.

Детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

«Если наши дети, – писал Н. Г. Чернышевский, – хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями».

Большое значение придавал самостоятельной работе К. Д. Ушинский. Он считал, что воспитатель должен не только давать детям знания, но и направлять их умственную деятельность. Дошкольники должны,по возможности, трудиться самостоятельно, а воспитатель – руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».

Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная работа дошкольника является следствием правильного объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.

Проблема формирования у детей самостоятельной деятельности была и остается в педагогике одной из самых актуальных.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать с дошкольного возраста . Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности, в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

ФГОС также направлен на решение задачи»…. формирования самостоятельности и ответственности ребёнка…»

В логике ФГОС для успешной реализации Программы должны быть обеспечены психолого - педагогические условия, где необходима поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и др.;)

Поддержка индивидуальности и инициативы детей должна обеспечиваться через:

Создание условий для свободного выбора детьми участников совместной деятельности;

Создания условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей

Чтобы выстроить самостоятельную деятельность детей, необходимо использовать в образовательной деятельности формы и методы работы с детьми, соответствующие их возрастным и индивидуальным особенностям, строить образовательную деятельность на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Необходимым условием будет поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности , т.е. установление правил взаимодействия в разных ситуациях. Развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, развитие умений детей работать в группе сверстников.

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей в непосредственно образовательную деятельность.

Анализируя результаты деятельности педагогического коллектива БМКДОУ детский сад №25, присутствуя на совместных педсоветах по преемственности со школой №21, была выявлена проблема формирования у детей самостоятельности.

С целью изучения овладения детьми самостоятельной деятельностью в группе и на участке дошкольного учреждения был проведен мониторинг «Самостоятельная деятельность как один из показателей уровня развития детей». Анализируя полученные результаты, следует отметить:

Способны самостоятельно играть – 78% детей.

Распределять и придумывать сюжеты для игр – 45%

Самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций и конфликтов, не прибегая к помощи взрослого – 48%

Вместе с тем, анализ показал, что дети испытывают затруднения в творческих играх, в которых они чаще следуют примеру другого ребенка.

Озвученные проблемы в организации самостоятельной деятельности перевели в целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Не способен проявлять инициативу в игре;

Не способен проявлять инициативу в познавательно – исследовательской деятельности;

Не всегда способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Не обладает развитым воображением;

Недостаточно хорошо владеет устной речью;

Не способен к волевым усилиям.

Исходя результатов мониторинга, создавшихся проблем, в преемственности между ДОО и НОО изучили, а также в связи с требованиями ФГОС, выбрали методическую тему (школа№21. работает над темой «Организация самостоятельной деятельности»)

Тема: Развитие самостоятельности, способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

Цель: Создание психолого - педагогических условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Задачи для педагогов:

Овладеть современными педагогическими технологиями, способствующими развитию самостоятельности и творчества;

Овладеть формами и методами, способствующими созданию эмоционального благополучия детей;

Совершенствовать предметно – развивающую среду;

Развивать формы взаимодействия с родителями .

Задачи для детей:

Проявлять инициативу в различных видах деятельности;

Уметь выбирать род занятий, участников совместной деятельности;

Разрешать конфликты;

Развивать воображение;

Хорошо владеть устной речью;

Развивать волевые усилия.

Работа по решению поставленных задач проводилась со всеми участниками образовательного процесса:

 с педагогами;

 с детьми;

 с родителями.

Для педагогов проведены следующие методические мероприятия:

теоретический семинар: «Создание условий в группах для самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»;

круглый стол: «Роль игры как ведущего вида деятельности»;

консультации: «Роль воспитателя в формировании основ самостоятельности дошкольника», «Значение дидактических игр в самостоятельной деятельности детей», «Развитие любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование», «Взаимодействие педагогов – необходимое условие успешной работы по формированию самостоятельности».

Методические совещания: «Разработка и утверждение Положения о самостоятельной деятельности», «Требования к созданию предметно – развивающей среды».

Семинар – практикум- «Создание копилки игр, используемой педагогами в образовательном процессе с учётом целевых ориентиров ФГОС ДО»

Педагогами выбраны темы по самообразованию:

Воспитание самостоятельности у дошкольников в познавательной деятельности.

Воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Формирование связной речи у детей через ознакомление с художественной литературой.

Развитие у детей познавательной активности через опытно-экспериментальную деятельность.

Психологические особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста .

В нашем учреждении нет педагога – психолога и нам очень помогли курсы «Психолого – педагогическое сопровождение развития дошкольников с проблемами эмоционально – личностной сферы в соответствии с требованиями ФГОС»

С целью оказания помощи детям с проблемами эмоционального благополучия намечены семинары с педагогами и родителями по темам:

Психолого – педагогическое сопровождение гиперактивного ребёнка, агрессивного ребёнка.

Психолого – педагогическое сопровождение застенчивых, замкнутых, тревожных детей.

Сопровождение аутичного ребёнка.

Частные случаи трудностей и проблем в развитии дошкольников: детская лень, детская ложь, детское воровство.

Согласно Положению о самостоятельной деятельности детей образовательная работа с детьми по формированию основ самостоятельности реализуется по по трем направлениям:

Непосредственно образовательная деятельность

Педагог решает образовательные задачи по разделам реализуемой программы, расширяет представления детей, обогащает их опыт, формирует различные умения и навыки. В рамках данного направления воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми, направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата.

Совместная деятельность.

Педагог конкретизирует содержание, обеспечивающее достижению поставленных задач в различных видах детской деятельности: коммуникативной (беседы, рассказы, обсуждения и др.), игровой (дидактические, настольно-печатные, развивающие, словесные, подвижные и другие игры), познавательной, исследовательской (опыты, экспериментирование, наблюдения), трудовой (поручения, дежурство, ручной труд, труд в природе), художественной (театрализация, рисование, аппликация, художественное конструирование, музыка и др.). Совместная деятельность содержит образовательный материал, направленный на освоение ребенком способов познания окружающего мира, выбор, преобразование, обобщение . Деятельность протекает в форме доброжелательного сотрудничества взрослого с детьми.

Самостоятельная деятельность

Она предполагает создание условий для творческой реализации ребенком усвоенных знаний и умений, обобщению своего собственного опыта. Овладение в совместной со взрослым деятельности специфичными для каждого возраста культурными средствами, позволяет ребенку в рамках самостоятельной деятельности быть свободным в выборе собственных действий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Такая последовательность действий педагога обеспечивает построение целостного образовательного процесса, направленного на повышение субъектной позиции ребенка во всех видах деятельности.

Необходимым условием для самостоятельной деятельности детей выступает предметно-пространственная среда.

Педагогами учреждения создана среда, обеспечивающая возможность для детей организации самостоятельных игр и занятий:

создание условий для самостоятельной деятельности детей через организацию сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности, режиссерских игр, игр-драматизаций;

создание условий для опытно-экспериментальной деятельности до-школьников;

создание условий для художественно-речевой деятельности;

оформление спортивных уголков в группах;

В детском саду руками сотрудников и с помощью родителей оформлены центры: социально – коммуникативного развития, игровой, познавательного развития, театра и ряженья, экспериментирования, центр природы, конструирования, художественно –эстетического развития, центр воды и песка, трудовой деятельности.

В группах разрабатываются разнообразные схемы, пооперационные карты, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей.

В каждой группе организуются выставки работ детского творчества.

Во взаимодействии с родителями воспитанников используются разнообразные формы работы:

оформление информационных стендов, выставок в группах с рекомендациями ;

проведение общих и групповых собраний, индивидуальных консультаций, бесед;

памятки и буклеты «Игра – источник радости ребенка», «Игрушки для детей от 2 до 3 лет», «Как организовать детскую игру в семье».

привлечение родителей к участию в тематических неделях;

общение с родителями через «Сайт».

Решению проблемы формирования самостоятельности способствует организация в учреждении совместной коллективной творческой деятельности всех участников образовательного процесса. Наше учреждение работает по примерной программе «Успех», где в календарном планировании это предусмотрено.

Коллектив БМКДОУ№25 стремится к обеспечению целостности и единства деятельности, так как считает это обязательным условием становления самостоятельности. Программа «Успех» позволяет интегрировать самостоятельную деятельность с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая, подгрупповая, совместная деятельность)

Предлагаем презентацию «Организация самостоятельной деятельности в режимных моментах»

Предполагаемые итоги работы

Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС.

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей.

О понятие «самостоятельность» в научной литературе

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»

1. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

2. Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

3. Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Научные исследования свидетельствуют о том, что в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, познавательно – исследовательской, продуктивной (рисование, лепка, художественный труд), трудовой, музыкальной.

С амостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста:

1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ), которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.

Предметно – развивающая среда должна организовываться таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Такая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей, их ведущему виду деятельности – игре.

При этом она должна способствовать развитию творческих способностей, будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств.

Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнёр и одновременно как носитель специфического «языка» игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу и непринуждённость, удовольствие ребёнка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается в известной мере независимый от взрослых мир детства.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребёнка занимает свободная продуктивная деятельность детей (конструктивная, изобразительная и т.д.) Так же как и в игре, здесь обогащаются возможности развития ребёнка.

Чтобы организовать самостоятельную художественную деятельность у ребенка должен быть сформирован художественный опыт, который ребенок приобретает на занятиях. Планомерное обучение позволяет постепенно накапливать и увеличивать объем навыков, умений и уже по своей инициативе дети могут проявлять себя в различных видах художественной деятельности: музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрально-игровой.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями математическое развитие дошкольников осуществляется через совместную образовательную деятельность воспитателя и детей, а также через самостоятельную познавательно-игровую деятельность самих детей. Ребенок-дошкольник, даже старшего возраста – существо играющее, и наибольший интерес у него вызывает игра, игровые упражнения. Но, очень часто методика обучения элементарным математическим представлениям должна не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать у дошкольника мышление, воображение, смекалку, быстроту реакции. Математика должна быть веселой и занимательной. Чтобы самостоятельная познавательно-игровая математическая деятельность была эффективной необходимо:

Создать специальную предметно-развивающую среду;

Предложить детям в самостоятельной познавательно-игровой деятельности комплекс занимательного игрового математического материала;

Использовать специальные приемы руководства самостоятельной познавательно-игровой математической деятельностью.

Эффективность самостоятельной познавательно-игровой математической деятельности можно отследить по:

Уровень детской самостоятельности;

Познавательная активность детей;

Уровень мотивации.

Для организации детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в дошкольном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности детей. В детском саду, в утреннее и вечернее время, проводились игры математического содержания, настольно – печатные, такие как: «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Логическое лото», «Лото», «Найди отличие», игры в шашки и шахматы, разгадывание лабиринтов и другие.

Разнообразие занимательного материала позволяет каждому из детей выбрать для себя игру по интересам. Это настольно-печатные игры, игры для развития логического мышления, подводящие детей к освоению игры в шашки и шахматы: "Лиса и гуси", "Мельница", "Волки и овцы" и др. ; головоломки, логические задачи и кубики; лабиринты, игры на составление целого из частей; на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур; игры на передвижение.

Педагог может заранее спланировать самостоятельную деятельность детей с учетом актуальной на данный день (или неделю) темы, поставленных целей и задач образовательной работы в режиме дня, т.е должен быть реализован принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса в ДОУ. Педагог «отталкивается» от этой темы при организации самостоятельной деятельности детей.

Таким образом, организации самостоятельной деятельности детей в ДОУ педагог должен отводить большое количество времени в течение дня. И если в совместной деятельности с детьми педагог является равным партнером, то в самостоятельной деятельности педагог только наблюдатель.

Благодаря переходу на новую форму календарного планирования, организация самостоятельной деятельности чётко отражена и пересекается (интегрирует) с остальными формами работы в течение дня (прогулка, режимные моменты, групповая - подгрупповая, совместная деятельность). Но в комплексно – тематическом планировании ДОУ не делается акцент на самостоятельной деятельности воспитанников, эта деятельность отдельно не прописывается, а только подразумевается. Следовательно, остается открытым такой вопрос: включение раздела организация самостоятельной деятельности в комплексно – тематическое планирование ДОУ.

Таким образом, самостоятельная работа детей в ДОУ – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»