Конфликты между родителями и детьми дошкольного возраста. Особенности возникновения и протекания конфликтов между родителями и подростками. Причины конфликтных ситуаций

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Родительское собрание.

Тема: «Конфликты между родителями и детьми» .

План:

1. Статистика трагических исходов конфликтного взаимодействия родителей с детьми;

2. Причины конфликтов и агрессивного отношения родителей к детям;

3. Факторы, детерминирующие семейные конфликты;

4. Типы отношений родителей и детей;

5.Типы конфликтов подростков с родителями и типичные реакции детей на конфликтные действия родителей;

6. Профилактика конфликтов между родителями и детьми.

Официальная статистика

В России ежегодно от рук родителей погибают две тысячи детей; 2,7 тысяч детей каждый год совершают самоубийства, причина которых – насилие в семье; Ежегодный рост числа убийств детей родителями в мире (в возрасте до 1 года) в результате телесного наказания за непослушание и «плохое поведение» составляет до 52%; В России возросло количество побоев, ожогов, вывихов рук у детей родителями - от 2 млн. случаев в 1986 г. до 4 млн. в 1997 г.; 90% случаев насилия над детьми осуществлялись дома, без свидетелей; с 2002 по 2006 год в Москве число случаев жестокого обращения родителей с детьми выросло в 2,4 раза; Основная часть таких преступлений остается вне поля зрения правоохранительных органов.

Эмоциональное состояние и развитие наших детей, их жизнь и счастье напрямую зависят от отношения к ним их родителей

Причины конфликтов и агрессивного поведения родителей по отношению к детям

1. Собственные проблемы родителей. Родители, совершающие физические издевательства над своими детьми, как правило повторяют трагичный опыт собственного детства, когда они были точно такими же беспомощными жертвами унижений со стороны старших. 2. Отсутствие у многих взрослых людей культуры чувств. Неумение контролировать эмоции, приводящее к тому, что собственное недовольство жизнью выплескивается на ближних. 3. Отсутствие у родителей теплых, душевных чувств по отношению к ребенку, растущему в атмосфере родительского эмоционального небрежения. Ребенок может невольно, подсознательно провоцировать родительское недовольство. Это и неосознанный детский протест, и наивный способ привлечения к себе внимания.

4. Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых; 5. Общий агрессивный фон общества;

6. Низкий уровень культуры отдельных людей и общества в целом;7. Низкий уровень эволюции институтов семьи и образования, их кризис в современном обществе, «родительская незрелость» взрослого населения; 8. Низкий уровень конфликтологической и родительской компетентности. При всем многообразии поводов для разногласий причина, по которой возникают конфликты между родителями и детьми, всегда одна – неумение или нежелание родителя найти правильный подход и корректно отреагиро-вать на поведение ребенка.

I. Деструктивность семейного воспитания Выделяют следующие черты деструктив-ных типов воспитания:1) разногласия членов семьи по вопросам воспитания;2) противоречивость, непоследователь-ность, неадекватность;3) опека и запреты во многих сферах жизни детей;4) повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ:

II. Возрастные кризисы детей - факторы их повышенной конфликтности

Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей: - кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству); - кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); - кризис б-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); - кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет); - подростковый кризис 15 - 17 лет.

III. Личностный фактор детско-родительских конфликтов

Среди личностных особенностей родителей, способст-вующих их конфликтам с детьми, выделяют консерва-тивный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам, авторитар-ность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

IV.Типы отношений родителей и детей как фактор семейных конфликтов

Оптимальный тип отношений родителей и детей; - потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями; - скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство); - скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей; - поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы (ситуативно) родители; - поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети; - родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение).

Типы конфликтов подростков с родителями:

конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания); конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета(стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Типичные реакции детей на конфликтные действия родителей

Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как: - реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); - реакция отказа (неподчинение требованиям родителей); - реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Профилактика конфликтов между родителями и детьми

Работа над преодолением конфликтов с детьми начинается с работы над собой и над своими отношениями с супругом или супругой.Меры профилактики конфликтов между родителями и детьми: 1) проведение как можно большего количества времени вместе с ребенком до возникновения проблем с дисциплиной; 2) умение делить с ребенком и смех, и радость, и горе, и разочарования;3) наличие взаимопонимания, дружбы и любви между родителями и ребенком;4) сбалансированный подход к воспитанию: сначала убеждение, а потом уже, как крайняя мера, - физическое наказание.

Основные направления профилактики конфликтов родителей с детьми:

1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния. 2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возника- ющих противоречий. 3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса. 4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.

Конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми способствует следующее:

Всегда помнить об индивидуальности ребенка;- учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;- стараться понять требования маленького ребенка;- помнить, что для перемен нужно время;- противоречия воспринимать как факторы нормального развития;- проявлять постоянство по отношению к ребенку;- чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;- одобрять разные варианты конструктивного поведения;- совместно искать выход путем перемены в ситуации;- уменьшать число «нельзя» и увеличивать число «можно»;- ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;- дать ребенку возможности прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков; логически разъяснять возможности негативных последствий;- расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;- использовать положительный пример других детей и родителей;- учитывать легкость переключения внимания у маленьких детей.

РАЗРЕШЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ

Этапы поиска альтернативы: определение противоречия или проблемы; выработка альтернативных решений; обдумывание и оценка альтернативных решений; выбор альтернативы и реализация решения; определение того момента в будущем, когда можно будет оценить прогресс.

Этап I. Определение противоречия или проблемы

1. Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен для него и для ребёнка. Ребенок, как и все, обижается, если его обрывают или отвергают. 2. Родитель не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог решить её». Нужно придерживаться следующих целей и правил: скажите все, как есть. Если Вы как родитель чувствуете себя сильным в этом пункте, имеет смысл, чтобы именно Вы обратились к ребёнку с вопросом; избегайте обвинений, которые лишь вынуждают ребёнка защищаться и уменьшают шансы на разрешение противоречия; используя совместные действия, родителю следует дать ребёнку понять, что они должны объединиться в поиске того решения, при котором никто не будет ущемлён и которое требует «встречи» ребёнка и родителя.

Этап II. Поиск и выработка альтернативных решений

Для того, чтобы помочь найти решение проблемы, постарайтесь держать в уме следующие ключевые моменты:

Позвольте ребёнку первому предложить своё решение. Вы воспользуетесь своей возможностью позже;

Дайте ребёнку достаточно времени для обдумывания его предложений, особенно если он ещё маленький;

Будьте открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребёнком решений;

Избегайте высказываний, создающих у ребёнка убеждение, что Вы не примете ни одно из предлагаемых им решений;

Поддерживайте ребёнка, особенно в тех случаях, когда в поиск альтернатив участвую несколько детей;

Занимайтесь «мозговым штурмом» до тех пор, пока не убедитесь, что «выжать» новые альтернативы не удастся.

Этап III. Исследование, обдумывание, оценка альтернативных решений

Этот этап включает в себя исследование и оценку тех решений, которые, как кажется, способны разрешить противоречия или проблему. В воображении проигрываются все возможные альтернативы, а также последствия принятого решения. Очень важно на данном этапе, чтобы родитель включил ребёнка в обдумывание и оценивание различных решений.

Этап IV. Выбор альтернативы и реализация решения

Для того чтобы выбрать лучшую альтернативу, помните следующее:

Задайте вопросы типа «Ты думаешь, это приведёт нас к решению? Всех ли удовлетворит это решение? Решает ли это нашу проблему?»

Решения не конкретизируются. Ни одно из решений не должно считаться окончательным и не подлежащим изменениям. Родитель мог бы сказать ребёнку: «Звучит неплохо, давай попробуем и посмотрим, решает ли это наши проблемы?» или «Мне хотелось бы это попробовать. А тебе?»

Запиши решения на бумаге, особенно в том случае, если оно включает в себя ряд пунктов, чтобы не один не был забыт.

Все участвующие должны понимать, что каждый вносит свой вклад в поиск решения.

Этап V. Выбор подходящего момента для оценки правильности принятого решения

Ребёнку и родителю необходимо вернуться назад и рассмотреть, как идут дела, насколько выбранное решение удовлетворяет каждого. Ребёнок зачастую соглашается на решение, которое в дальнейшем оказывается трудноосуществимым. Необходимо сверяться друг с другом. Иногда на стадии оценки появляется новая информация, требующая пересмотра первоначального решения. Оценивание является важным звеном процесса поиска альтернатив. Оценивание покажет, насколько удачным оказалось найденное решение, необходима ли какая-то коррекция.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

Когда в семье есть несколько деток, каждый из них борется за свое место - и это нормально. Такое соперничество - своего рода социальная адаптация, репетиция сценариев, которые ребенок будет использовать в дальнейшей жизни. Большинство братьев и сестер дерутся довольно часто и с большим азартом. Они борются за пространство, вещи, родительскую любовь и внимание. Со временем младшие дети все активнее вторгаются в пространство старших - и тем более явным становится соперничество. Чем младше дети, тем меньше у них интеллектуальных и социальных навыков мирно разрешать споры и находить взаимно приемлемые компромиссы. Задача родителей - не подавить соперничество в детях, а направить его в конструктивное русло.Позиция родителей является одним из ключевых факторов, способных остужать или катализировать конфликты между детьми. Родителям очень сложно сохранять равную дистанцию по отношению к детям, когда имеют место супружеские конфликты.

Прежде всего, проанализируйте свое собственное поведение и установки по отношению к детям. Постарайтесь сначала преодолеть собственную предвзятость к конфликтам между детьми. Требуйте, чтобы дети просили разрешения друг у друга, прежде чем одолжить какую-либо вещь или поиграть с ней. Старайтесь не вмешиваться сразу в конфликты между детьми, если они не рискуют поранить друг друга. Первый шаг - это изложить суть проблемы.Второй шаг - это сообща найти возможное решение. Третий шаг - утвердить окончательный план разрешения спора. Тренируйте навыки сотрудничества в спокойной обстановке.

  1. Обсудите конфликт с детьми, когда все участники конфликта успокоятся. Расскажите о произошедшем, как о каком-то конфликте, который произошёл с другими детьми, и изложите в доступной форме свои мысли по поводу того, стоит ли решать конфликты между братьями и сёстрами с помощью силы и жестокости.

2. Установите чёткие строгие правила, объясните их детям, чтобы каждый из них их понял. Нечестно наказывать детей за нарушение правил, о которых они впервые слышат.

3. Сыграйте в ролевую игру. Покажите детям на примере своего поведения, каких действий вы от них ожидаете в конфликтных ситуациях.

4. Поощряйте умение себя вести.

5. Напоминайте, что «справедливо» не означает «одинаково». То есть, справедливо разрешать старшим детям ложиться позже своих младших братьев и сестёр. Но это вовсе не означает, что младшим детям это можно.

6. Учите детей идти на компромисс, причём, делать это без вмешательства со стороны взрослого в качестве судьи.

7. Помогите детям научиться распознавать эмоции. Если они смогут озвучи-вать то, что чувствуют, им будет легче обсуждать конфликт и идти на компромисс.

8. Немедленно разведите детей по разным комнатам, если во время ссоры, вы понимаете, что спор вот-вот превратится в драку.

9. Наказывайте всех, потому что они вместе нарушили ваши правила, а не тратьте время на выяснение того, кто виноват.

Мира и согласия в вашей семье!


КОНФЛИКТЫ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

Для маленького ребенка родители – существа, которых он почитает и обожает. Такой авторитет родители имеют просто потому, что они взрослые, а ребенок еще мал, неумел и слаб. Он бессознательно «впитывает» от родителей все: манеры поведения, вкусы и взгляды, ценности и моральные нормы. Но со временем соотношение сил меняется. Наступает критический момент, когда авторитет родителей перестает держаться на преимуществах возраста. Что же тогда происходит?

Необходимо понять, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приведет к разрыву отношений. Взрослый теряет авторитет, если начинает полагаться на запреты, давление и приказ.

Секрет мудрого поведения родителей прост: нужно уметь правильно разрешать любой конфликт, а не пытаться его избежать или стараться замять. Тем более, что конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях

Конфликтные ситуации подстерегают нас чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело кончается открытым спором, в других – невысказанной и затаенной обидой, а бывает, и настоящим «сражением».

Слово «конфликт» произошло от лат. «conflictus» (столкновение) и означает столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения интересов участников взаимодействия.

Очевидно, что причина конфликта кроется в столкновении интересов родителя и ребенка. В подобных случаях удовлетворение желания одной стороны означает ущемление интересов другой и вызывает сильные отрицательные переживания: раздражение, обиду, гнев. Можно сказать, что при столкновении интересов возникает проблема сразу у обоих: и у ребенка, и у родителя. Что же делать в таких случаях? Родители решают эту задачу по-разному. Одни говорят: «Вообще не нужно доводить до конфликтов». Но, к сожалению, никто не застрахован от того, что желания наши и нашего ребенка однажды разойдутся. Жизнь слишком сложна, чтобы интересы родителей и детей (да и родителей между собой) всегда совпадали.

Когда начинаются противоречия, одни родители не видят никакого другого выхода, как настоять на своем, другие же, напротив, считают, что лучше уступить, сохраняя мир.

Так появляются два неконструктивных способа разрешения конфликтов, которые известны под общим названием «Выигрывает только один».

Есть и другой вариант этого способа – мягко, но настойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако если такой нажим – постоянная тактика родителей, с помощью которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то, что хотят или требуют родители».

По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов («мир любой ценой»), либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка», либо и то и другое.

В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать. Все это может быть и не так заметно в пределах семейной «всеобщей уступчивости», но едва они выходят за двери дома и включаются в какое-то общее дело, как начинают испытывать большие трудности. В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение

Таким образом, неправильно разрешаемые семейные конфликты, большие и маленькие, неизбежно дают «эффект накопления». А под его влиянием формируются черты характера, которые потом оборачиваются судьбой детей и родителей. Поэтому очень важно внимательно относиться к каждому столкновению интересов между вами и вашим ребенком. Какой же путь выхода из конфликта? Оказывается можно повернуть дело так, обе сторон окажутся в выигрыше.

Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет, в чем состоит его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и т. д. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. После того,как он убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения. Часто, едва взрослый начинает активно слушать ребенка, острота назревающего конфликта спадает. То, что вначале казалось «простым упрямством», начинает восприниматься родителем как проблема, заслуживающая внимания. Тогда возникает готовность пойти навстречу ребенку. Выслушав ребенка, нужно сказать ему о своем желании или проблеме. Это очень ответственный момент. Ребенку не менее важно узнать больше и точнее о вашем переживании, чем вам – о его.

Начинать надо с вопроса: «Как же нам быть?». Когда сбор предложений окончен, делают следующий шаг.

Следующий шаг- это совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения.

Итак, этот способ решения конфликтов никого не оставляет с чувством проигрыша, а даже наоборот, приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.


Как можно охарактеризовать конфликты между родителями и детьми?

В детско-родительских отношениях конфликты возникают довольно часто. Причинами могут выступать как общие условия, формирующие конфликтные взаимоотношения между людьми вообще, так и частные, которые оказывают непосредственное влияние на формирование детско-родительских отношений. Ко второй группе условий относятся так называемые психологические факторы, среди которых основными являются: тип внутрисемейных отношений; деструктивность семейного воспитания; детские возрастные кризисы; личностный фактор.

Тип внутрисемейных отношений. При гармоничных внутрисемейных отношениях существует подвижное равновесие, когда роль каждого члена семьи определена, понятна и психологически оформлена и закреплена. В таких отношениях все члены семьи способны к разрешению противоречий. При дисгармоничном типе внутрисемейных отношений супружеские отношения носят негативный конфликтный характер, у всех членов семьи высок уровень эмоционального напряжения, который может увеличиваться, способствуя формированию невротических реакций и симптомов, чувству постоянного беспокойства.

Деструктивность семейного воспитания . Характерными чертами такого типа воспитания являются: наличие разногласий между членами семьи относительно приемов и способов воспитания детей: непоследовательность и противоречивость воспитательного воздействия родителей и их поведения по отношению к детям преобладание системы запретов; гиперопека; предъявление завышенных требований к детям; использование в воспитании тактики угроз и принуждения.

Личностный фактор. Личностные особенности родителей могут спровоцировать возникновение и развитие конфликта с ребенком, среди таких особенностей личности родителей можно выделить: консервативное мышление; эмоциональную и когнитивную ригидность; склонность к вредным привычкам; авторитарность, безапелляционность суждений, косность взглядов и убеждений. Дети также могут иметь определенные личностные особенности, провоцирующие конфликтное взаимодействие с родителями. К таким особенностям относятся: нарушение правил поведения; низкая успеваемость; игнорирование, отказ принимать замечания, рекомендации родителей; непослушание; упрямство; эгоизм и эгоцентризм; излишняя самоуверенность; лень.

Таким образом, возникновение межличностного детско-родительского конфликта основано на совместных ошибках и недочетах как родителей, так и самих детей.

Как правило, наибольшие проблемы у родителей вызывают дети подросткового возраста. Конфликты родителей с подростками могут быть следующих типов: конфликт неустойчивости родительского отношения, возникающий на основе постоянной смены родителями критериев оценки ребенка; конфликт сверхзаботы, основами для которого являются гиперопека и сверхожидания родителей; конфликт неуважения прав на самостоятельность, возникающий из-за тотального родительского контроля; конфликт отцовского авторитета, когда возникает стремление добиться в конфликте своего любой ценой.

Конфликтные действия родителей могут вызывать следующие ответные реакции у детей: оппозицию, т.е. демонстративные действия негативного характера; отказ, неподчинение требованиям родителей; изоляцию, т.е. стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий.

Наиболее часто конфликты у родителей возникают, с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

  • ·конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);
  • ·конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);
  • ·конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
  • ·конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего любой ценой);

Обычно подросток на притязания и конфликтные действия отвечает такими реакциями как:

  • ·реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
  • ·реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
  • ·реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, скрытие информации и действий);

Возникновение конфликтов в семьях, где дети достигли "трудного", переходного возраста, - явление достаточно распространённое. Мнения и желания подростков становятся всё более непохожими на мнения и желания взрослых, а стремление к независимости в ответ на попытки подчинения рождают открытое противостояние. С юношеским максимализмом всё и вся подвергается оценке и критике. И, тем не менее, многие родители не сомневаются в том, что их ребёнок, даже достигший совершеннолетия, должен беспрекословно им подчиняться.

Но каждому родителю придётся рано или поздно решить для себя проблему: стоит ли руководствоваться в общении с детьми сложившимися негативными стереотипами (неуважение к подростку, проявляющееся в высказываниях типа "не дорос ещё меня учить" или "пока живёшь с нами и ешь наш хлеб, будешь поступать так, как мы скажем"; отрицание самой возможности собственных ошибок - "я старше - значит умнее", "поживёшь с моё, тогда поговорим"). Ведь есть и другой путь - учесть опыт и знания специалистов, потрудиться, чтобы понять себя и ребёнка.

Если родители воспитали ребёнка покорным, не умеющим отстаивать своё мнение, то обычно их отношения бывают внешне спокойными, бесконфликтными. Правда, в такой ситуации ребёнок всё равно страдает: ведь вырастая, он так и не становится взрослым, не умеет быть ответственным за свои решения и поступки. В некоторых семьях подросток, сохраняя видимую покорность родителям, живёт своей, неизвестной им жизнью. Такие формально благополучные отношения могут привести к тому, что родители узнают об истинной жизни своего ребёнка от посторонних людей и слишком поздно. Если же ребёнок растёт достаточно самостоятельным, с выраженным чувством справедливости и стремлением к самоутверждению, то отношение родителей, настаивающих на подчинении, приводит к очень серьёзным конфликтам.

Как же научится разрешать конфликтные ситуации, связанные с расхождением мнений, интересов, желаний? Психологи выделяют разные варианты выхода из конфликтных ситуаций. Это может быть и уход от конфликта , когда обе стороны не стремятся к его разрешению, а делают вид, что всё в порядке. Это может быть подавление , когда одна сторона явно выигрывает, другая - проигрывает (например, подростка не пустили на дискотеку). Обратная сторона этого варианта - подчинение интересам другого (мать покупает дочери по первому требованию дорогие вещи в ущерб семейному бюджету). Лучшим же будет такое разрешение конфликтной ситуации, когда обе стороны удовлетворены её исходом, то есть проигравших нет, обе стороны выигрывают. Называется этот способ сотрудничество , и возможным оно становится лишь тогда, когда стороны взаимно учитывают интересы друг друга. Как это может выглядеть на практике и какие шаги рекомендуют предпринимать психологи? В качестве примера рассмотрим следующую знакомую многим родителям ситуацию: у подростка в комнате беспорядок, а родители настаивают на уборке. Возникает конфликт, так как интересы сторон находятся в противоречии. Интерес мамы: желание воспитать в ребёнке стремление к порядку и избавиться от чувства неловкости перед гостями. Интерес подростка: желание избежать неинтересного и неактуального занятия, убеждённость в том, что "и так всё нормально".

Проявление таких качеств как отделение себя от родителей и их опеки, ярко проявляемая инициатива - это потребность обрести свою собственную власть над собственной жизнью и первопричина конфликтов подростков с родителями. Плюс ко всему вся ситуация происходит на фоне того, насколько родители и ближайшее окружение подростка готовы к тому, чтобы принять его и понять.

Ребенок, привыкший доверять родителям, дружелюбен и общителен с другими взрослыми, с ним можно договориться. И если родители не оказывают на него лишнего давления, сохраняют дружеские отношения, конфликт, как правило, сглажен, не причиняет подростку лишних переживаний, не вызывает желание делать все наперекор. А вот если ребенок, как правило, замкнут, необщителен, мало кому доверяет, неуверен в себе, то он часто вступает в конфликты, бывает агрессивен и раздражителен. Договориться с ним бывает очень сложно, так как мало кто из взрослых имеет доступ к душе такого ребенка.

Особую сложность представляют взаимоотношения родителей и подростков в неполных семьях.

Психологические исследования А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека и др. свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».

В динамике развития детско-родительского конфликта существует ряд стадий:

  • 1. Предполагающая стадия - связана с появлением условий, при которых может возникнуть столкновение интересов. К этим условиям относятся: а) длительное бесконфликтное состояние, когда все себя считают свободными, не несут никакой ответственности перед другими, рано или поздно возникает желание искать виновных; каждый считает себя правой стороной, обиженной несправедливо, то порождает конфликт; бесконфликтное развитие чревато конфликтами; б) постоянное переутомление, вызванное перегрузками, которые ведут к стрессам, нервозности, возбудимости, неадекватной реакции на самые простые и безобидные вещи; в) информационно-сенсорный голод, недостаток жизненно важной информации, длительное отсутствие ярких, сильных впечатлений; д) стиль организации жизни.
  • 2. Стадия зарождения конфликта - столкновение. Оно возможно в трех основных формах: а) принципиальное столкновение, когда удовлетворение одних может быть реализовано определенно только за счет ущемления интересов других; б) столкновение интересов, которое затрагивает лишь форму отношений между людьми, но не задевает серьезно их материальных, духовных и других потребностей; в) возникает представление о столкновении интересов, но это мнимое, кажущееся столкновение, не задевающее интересов.
  • 3. Стадия созревания конфликта - столкновение интересов становится неизбежным. На этой стадии формируется психологическая установка участников развивающегося конфликта, т.е. не осознаваемая готовность действовать тем или иным образом, чтобы снять источники дискомфортного состояния. Состояние психологического напряжения побуждает к "атаке" или к "отступлению" от источника неприятных переживаний. Окружающие люди могут догадываться о зреющем конфликте быстрее, чем его участники, у них более независимые наблюдения, более свободные от субъективных оценок суждения.
  • 4. Стадия осознания конфликта - конфликтующие стороны начинают осознавать, а не только чувствовать столкновение интересов. Здесь возможен ряд вариантов: а) участники приходят к выводу о нецелесообразности конфликтующих отношений и готовы отказаться от взаимных претензий; б) один из участников понимает неизбежность конфликта и, взвесив все обстоятельства, готов уступить; другой участник идет на дальнейшее обострение; рассматривает уступчивость др. стороны как слабость; в) оба участника приходят к выводу о непримиримости противоречий и начинают мобилизацию сил для решения конфликта в свою пользу.

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями и способы их преодоления:

ь Конфликт неустойчивого родительского восприятия. По мнению психологов, часто причиной конфликтов между родителями и детьми является "неустойчивость родительского восприятия”. Как это понимать? Естественно, что статус подростка в семье и обществе не устоялся. Он и не взрослый, но уже не ребенок. Вообще, подросток ведет себя иногда как взрослый, то есть критикует, требует уважения. Но иногда он, как ребенок, -- все забывает, разбрасывает вещи и т. д.

В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства. Особенно если в семье есть младший ребенок -- послушный и старательный.

Необходимо, чтобы родители постарались осознать свои противоречивые чувства. Попытались гасить в себе недовольство и раздражение. Объективно оценили достоинства и недостатки подростка. Сбалансировали систему обязанностей и прав.

ь Диктатура родителей. Формы этого конфликта разнообразны, но общая формулировка звучит так: диктатура в семье -- это способ контроля, при котором одни члены семьи подавляются другими. При этом конечно, подавляется самостоятельность, чувство собственного достоинства. Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу. Бесспорно, родители должны и могут предъявлять требования к ребенку, но необходимо принимать нравственно оправданные решения. По мнению психологов, требовательность старших должна сочетаться с доверием и уважением к детям, в противном случае требовательность оборачивается грубым давлением, принуждением. Родители, воздействующие на подростка приказом и насилием, неизбежно столкнутся с сопротивлением, которое чаще всего выражается грубостью, лицемерием, обманом, а иногда откровенной ненавистью. И даже если сопротивление будет сломлено, победа окажется мнимой, так как ребенок теряет чувство собственного достоинства, он унижен и получает информацию, которую можно определить одним выражением: "Кто сильнее, тот и прав”.

Несомненно, авторитетность родителей, которые игнорируют интересы и мнения подростка, лишая его права голоса, -- все это гарантия того, что вырастет циник, хам и деспот. Может, конечно, обойтись без тяжких последствий, но одно можно сказать с полной уверенностью: из сына или дочери получится то, чего, видимо, никак не ожидали родители. Так как положительный эффект такого воспитания отсутствует. Поэтому пусть подросток в своей комнате вешает джинсы туда, куда хочется ему. У любого человека, а особенно у человека взрослеющего, должна быть территория, куда "посторонним вход воспрещен”. Если же взрослый с легкостью вторгается на чужую территорию, в чужую душу, подросток замыкается в себе, грубит, нервничает. Во всяком случае, известно, что в семьях, где уважают границы личного пространства каждого, конфликты и ссоры -- явления редкие, нетипичные. Для разрешения таких конфликтов нужно ввести некоторые простые правила общения, правила общежития, которые должны соблюдаться:

  • · не входить друг к другу в комнату без стука или в отсутствие хозяина;
  • · не трогать личные вещи;
  • · не подслушивать телефонные разговоры;
  • · необходимо оставлять за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т. д.;
  • · необходимо искренне объяснять свои чувства, но не вспоминать старых, давнишних грехов, а говорить о сегодняшнем положении. Однако при этом никогда не давить, не наказывать физически, не унижать.

ь Мирное сосуществование -- скрытый конфликт. Здесь царит позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент -- беда, болезнь, трудности, -- когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его. Сюда же можно отнести воспитание "без запретов”. Установка родителей на детскую "свободу” без конца и без края, устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется. Необходимо поменять тактику общения. Установить систему запретов и включиться самим в жизнь подростка. Соответственно нужно помочь ему участвовать в жизни семьи. Создать так называемый семейный совет, на котором решались бы многие проблемы всей семьи.

ь Конфликт опеки. По сути, опека -- это забота, ограждение от трудностей, участие. Подростки могут быть в таких семьях безынициативны, покорны, подавлены. Они часто отстранены от решения вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в "диктат младшего”. Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали, и он был последней надеждой на счастье.

Но "деспотизм” подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот в детстве. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто "срываются” и "восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной -- от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности. Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям "медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченные тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями, чтобы он не устал от повседневных забот, растят "маменькиных сыночков и дочек”. Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, "стелить соломку” не станет. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.

Конфликт разрешится тогда, когда родители постараются изменить свое поведение. Нельзя отказываться от контроля, без которого невозможно воспитание человека, но нужно свести опеку к минимуму. Не требовать от ребенка только правильных поступков, нужно принимать его таким, какой он есть. Помогать, но не стараться решать за него все проблемы. Необходимо стимулировать общение со сверстниками. Дозировка опеки, дозировка свободы, дозировка похвалы и порицания -- это один из выходов в данной ситуации.

Детей в таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Постоянно требуют от ребенка совершенства, говоря при этом: "А вот я в твоем возрасте...”. Это приводит к двум типам конфликтов. Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни. Все, как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость -- грубостью, на злорадство -- злорадством. Если у родителей случаются несчастья, дети не будут сочувствовать, они отплатят той же монетой. Нужно изменить отношение к своему ребенку. Стать терпимее к недостаткам подростков. Постараться восстановить доверие и уважение ребенка к самому себе. Найти и развивать в сыне или дочери те достоинства, которые свойственны их натуре. Не унижать, а поддерживать. Не вступать в бесконечные споры, не допускать молчаливой, "холодной” войны. И главное -- нужно уверить ребенка в том, что он всегда будет любим.

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как: реакция оппозиции; реакция отказа; реакция изоляции.

Повышенный интерес психологов и педагогов к проблеме детско-родительских отношений связан с проблемой конфликтов между родителями и детьми, вызванных возрастными особенностями детей. Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста.

Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы показывает, что проблема межличностных конфликтов в подростковом возрасте обсуждается в разных аспектах. В то же время такой значимый аспект отношений подростков, как конфликты с родителями, изучен сравнительно мало.

Причины возникновения конфликтов подростков с родителями имеют определенную возрастную динамику: у младших подростков преобладают конфликты, связанные с учебой, у старших наиболее распространённой причиной конфликтов с родителями становится «несовпадение взглядов на жизнь». В динамике развития детско-родительского конфликта существует ряд стадий: предполагающая стадия; стадия зарождения конфликта; стадия созревания конфликта; стадия осознания конфликта.

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивого родительского восприятия; диктатура родителей; мирное сосуществование -- скрытый конфликт; конфликт опеки; конфликт родительской авторитетности. И главное, следует помнить, что ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как: реакция оппозиции; реакция отказа; реакция изоляции.

Итак, можно сделать следующий вывод, если помочь подростку справиться с собственными внутриличностными конфликтами и поддерживать дома здоровую, дружелюбную и принимающую атмосферу - это уже большая часть гарантии того, что он сможет справиться с более серьезными конфликтами, которые ожидают его в будущем.

Здравствуйте, дорогие гости нашего блога! Тема нашей очередной статьи "Причины конфликтов между родителями и детьми". Ниже мы попробуем разобраться почему эти конфликты возникают. Подскажем как правильно решать их, без ущерба обеим сторонам. Подробности найдете в статье.

Конфликт отцов и детей существовал во все времена. Сейчас он особо актуален, потому что не обходит стороной даже благополучные семьи. Они происходят на разных этапах взросления ребенка и становления его как личности, по разным причинам. Сказывается и переходный возраст взрослеющего человека и издержки характера родителей.

Причины конфликтов между родителями и детьми

Разрешение конфликтов между родителями и детьми

Способы разрешения конфликтов так же зависят от того, по какой причине они возникли:

И главное - помнить, что конфликты бывают в каждой семье, важно, чтобы они не были бесконечными и долго текущими. Потому что в доме, полном бесконечных споров и ссор, невозможно вырастить достойного человека.

Рекомендуем прочитать статью « ». Расскажем как отношение родителей к своим детям сказывается на дисциплине детей. Почему нельзя допускать в отношениях с детьми как гипертрофированную любовь, граничащую с вседозволенностью, так и проявление всеобщих запретов и абсолютного контроля. Подробности в статье!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»