Как проходят похороны у чеченцев. Чеченская жизнь. Свадьбы и Похороны. Похоронные обряды и ритуалы у чеченцев

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Чеченские похороны — традиция, которая не меняется на протяжении многих веков. Похороны в Чечне — это не только проводы покойного в последний путь, но и встреча дальних родственников. Если человек не пришел на свадьбу к родным, его простят, но на похороны обязан прийти каждый.

В Чечне не прийти на похороны к соседу или дальнему родственнику считается не просто плохим тоном, а скорее оскорблением. Все обязаны посетить печальную встречу, чтобы вспомнить о добрых делах покойного и обсудить разные насущные вопросы.

У всякого народа свои правила похорон. Даже у живущих по соседству народов Кавказа эти правила существенно отличаются. У чеченцев и ингушей проходит все сдержанно. У кумыков, например, мужчины, которые приходят на соболезнование, плачут. У осетинов тоже плачут. У адыгов это целый ритуал: идущий впереди кладет руку на плечо рядом стоящему.

Проводы человека в последний путь у чеченского народа сохранились в своем первозданном, архаичном виде. Если в селе кто-то умирает, то все люди собираются, чтобы выразить соболезнования, оказать моральную поддержку, а если надо — и материальную помощь. Семья открывает настежь ворота или двери, показывая тем самым, что в этом доме горе. Во дворе хозяина собираются мужчины, к которым приходят почти все взрослые соседи, родственники, односельчане. Получается, что во время похорон одновременно втречаются люди, которые при других обстоятельствах могут и не увидеться. Поэтому часто на похоронах обсуждают вполне мирские дела, решают насущные проблемы, договариваются о делах на будущее.

Я стал замечать, что сейчать на похоронах часто решают какие-то свои насущные проблемы, говорят о мирских делах, о завтрашнем дне, хотя никто не может сказать доживет он до него или нет. Я часто бываю на похоронах и могу сказать, что все-таки изменения коснулись этой традиции. Раньше, лет 30-40 назад, траурные мероприятия по поводу кончины человека могли затянуться на неделю, на две. Сейчас за 2-3 дня все заканчивается, люди возвращаются к своему обычному укладу жизни. Тем не менее обряд похорон для всех чеченцев очень важен и очень чтим.

В похоронном обряде значительное место занимает сам процесс выражения соболезнований. Если человек много времени отсутствовал дома, то по возвращении все равно обязан посетить близких умершего и высказать слова сожаления. Иногда люди вынуждены много дней подряд обходить дома односельчан, у которых произошло горе, выражая слова сочувствия и соболезнования.

Если сказать так, навскидку, я в месяц бываю на трех-четырех похоронах. И это — в одном моем районе. С отцом в молодости часто ездил, вернее его возил. Он не пропускал ни одних похорон. И всегда приходил на них одним из первых. В то время даже не было телефонов, а ему сообщали с утра.

Считается, что на свадьбу приходить необязательно, за это не обидятся, а посетить похороны — долг каждого.

Интересно, что роли на похоронах разделены. Плакать и стенать принято у женщин. Мужчины высказывают скупые соболезнования, помогают с текущей работой: расставляют столы, договариваются с гробовщиками. Обычно в соседнем от дома покойного жилище собираются женщины, которые словами утешения, сочувствием или громким плачем разделяют горе тех, кто потерял близкого человека. Конечно, в каждом случае гости оплакивают, главным образом, своих ушедших, но эти коллективные стенания психологически помогают пережить горе.

На похороны у нас часто ходят. Место, где собираются женщины, оно всегда в соседнем дворе обычно бывает. Ну, женщины плачут, потом разговаривают о жизни, о том о сем. На всякие темы разговаривают. Обсуждают кого-то, что-то. Ну, мы же женщины. Не можем по-другому.

У нас ведь даже есть анекдот по поводу похорон. Муж видит жену, которая куда-то наряжается. Узнав, что она на похороны, он запрещает ей идти туда. Жена обижается, естественно, и говорит: «Вот почему мне, как другим, даже на похороны нельзя сходить, развеяться?».

Только сейчас я добралась до интернета и бегло просмотрела сообщения о гибели Наташи, заявления, статьи, фотографии с пикета, который прошел в Москве без меня...
Я была в это время на похоронах. Я видела ее плачущих сестер и молящихся братьев. Я не знала, что у Наташи так много родственников, и они так ее любят.
В Чечне хоронят до заката в день кончины.
Поэтому не было практически никакого шанса успеть на ее похороны. Но Наташу хоронили на следующий день - потому, что тело было в морге, шла судмедэкспертиза и опознание.
...Я очень хотела успеть на утренний рейс до Назрани. Но на него не было билетов, и не было никаких надежд попасть на грозненский рейс, отлетавший днем в половине третьего. Я просто по инерции стояла у кассы, где кроме меня было еще изрядное количество желающих получить остатки от брони, но их выдавали по какому-то закрытому списку. Только чудом каким-то в самый последний момент, когда регистрация на рейс давно уже закончилась и до взлета оставались считанные минуты, девушка вдруг выписала мне последний билет на самолет, повелев срочно идти на посадку.
Я прилетела в Грозный ближе к вечеру, и меня встретил проливной дождь. Часто ли бывают дожди на юге в середине лета? Таксист сказал, что и днем, и в предыдущие дни было безоблачно.
А тут вдруг - дождь...
Я торопила таксиста и все время звонила знакомым, находящимся на похоронах. Я знала уже, что тело Наташи выдали из морга в середине дня, что Наташу привезли к аллее журналистов на площади, где находится неподалеку ее офис "Мемориала", и затем шествием пронесли по проспекту Победы (ради наташиной памяти так буду его называть). Я знала, что Наташу давно уже привезли в село, и волновалась, что ее похоронят до моего приезда.
Волновался уже и шофер, потому что вот-вот уже могло начать смеркаться, а хоронить полагается после полудня, но до сумерек. Но одновременно спешила на похороны ее родная сестра, которая прилетела из Екатеринбурга в Мосвку рано утром и вылетела в Минводы, а откуда до Чечни очень неблизкий путь. Ее ждали, потому и у меня был шанс успеть.
Мы ехали мимо Аргуна и Гудермеса в село Кошкильды. Я много раз слышала от Наташи об этом селе. Здесь живет ее родная тетя, сестра отца, в ее доме и шли похороны.
Дом оказался довольно близко от въезда в село. Я издалека увидела женщин в платках, мужчин в круглых головных уборах, и поняла, что не опоздала.
Похороны в Чечне проходят совсем не так, как у нас. Здесь не приносят цветы. И женщины находятся отдельно от мужчин. Мужчины приносят молитвы, а женщины - слезы.
И еще здесь хоронят без гроба.
Наташа лежала в небольшой тихой комнате на ковре, укутанная в саван. Волосы и шея спрятаны под полотно, открыт только овал лица. Я села на ковер рядом с ней, стала всматриваться в лицо, и тут меня пробрала дрожь. Они били Наташу по лицу! У губ запекшаяся кровь, нос опухший, в носу уложены ватные тампоны, потому что перед смертью у нее из носа сильно текла кровь. На лице синяки. Меня заверили, что это не следы пыток, просто ее били по лицу прикладом.
По лицу - прикладом!
У чеченцев не принято к покойникам прикасаться, но в комнате никого не было, и я смогла попрощаться с Наташей так, как принято у нас.
Это тоже особенность чеченских похорон: не прощаться с человеком при всех. Люди не стоят у гроба, усопший лежит в комнате одиноко, и только самые близкие могут войти, побыть рядом с ним в одиночестве и тишине и выйти. К скоплению людей его выносят уже закрытым.
Обряд похорон начался очень вскоре после моего приезда. Мужчины принесли в холл носилки и положили на них Наташу, предварительно укутав с головой в плотную ткань, похожую на ковер. Затем они вышли на крыльцо, держа носилки на плечах. Вокруг стояли мужчины, а женщины находились сбоку, слева от крыльца.
Мулла прочел молитву. Мужчины вознесли руки в молитве и повторили воздыхание к Аллаху. Затем Наташу понесли на улицу. Женщины заголосили и зарыдали. Я подошла к воротам дома и увидела, как Наташу кладут в машину, как мужчины садятся вокруг нее, некоторые кладут рядом лопаты. Потом машина поехала на кладбище. Кто не уместился - пошли пешком.
Женщинам на кладбище не положено, они остаются плакать. Таков обычай. Я пожалела, что не доведется быть рядом, когда ее будут класть в землю, вернулась во двор и села рядом с плачущей Ланой.
...Я все еще не могу до конца поверить, что Наташи действительно нет, что вот сейчас я нахожусь в Грозном, но это уже Грозный без Наташи...
Позже я постараюсь выставить фотографии и рассказать о следующих днях похорон (похороны ведь здесь длятся не один день, и это - устойчивый обычай).

Чеченцы и ингуши, потеряв члена семьи, немедленно начинают подготовку похоронного обряда. Все родственники вне зависимости от степени родства с усопшим быстро оповещаются и прибывают (в огромных количествах). Подготовкой покойного к погребению занимается специально нанятый человек.

Подготовка похорон

Образовавшееся сообщество разделяется на группы. Одни молодые парни (не редко не только родственники, но и просто соседи) занимаются подготовкой могилы, другие занимаются дровами и разжиганием огня, на котором в огромном чане будет готовиться мясо. Ингуши считают своим долгом угостить всех, кто явился к ним с соболезнованиями, принято считать, что это милостыня, полезная усопшему в религиозном плане.

Стулья и столы для приема гостей зачастую занимаются у соседей, равно как и посуда при ее нехватке. Причем соседи также активно помогают родственникам покойного с подготовкой. Визитеры оказывают не только моральную, но и небольшую материальную поддержку, в крайнем случае, помогают по хозяйству.

Отдельная группа берет на себя подготовку усопшего к похоронам. В составе группы знающий традиции человек и несколько помощников.

Похоронный обряд чеченцев и ингушей

  • Тело покойного омывается, закутывается в саван, представляющий собой три куска белой ткани, не сшитых друг с другом.
  • Затем усопший заворачивается в ковер и выносится во двор. Все присутствующие на похоронах мужчины творят краткую погребальную молитву.
  • Старшие из гостей и родственников также могут немного рассказать о достоинствах и благих делах покинувшего этот мир человека. Затем тело доставляется на кладбище, его везут на машине или несут на плечах.
  • К приезду похоронной процессии могила уже выкопана. Место на кладбище выдается родственникам усопшего абсолютно бесплатно. За пару часов создается надгробие. Как правило, оно представляет собой серого цвета заготовку, на которой выбито имя покойного, дата его появления на свет и смерти. Иногда информация дополняется вырезанными фигурами, к примеру, солярными знаками, используются и аяты из Корана.
  • Доставленное тело умершего погружается в могилу и закапывается, лопатами по очереди работают все присутствующие мужчины, женщины не допускаются на кладбище. После того как могила засыпана землей, люди молятся, читают Коран, поминают Бога, соблюдая определенный порядок. Затем старший велит всем уйти с кладбища, с покойным на некоторое время остаются только двое самых близких, которые говорят слова прощания.

Поминальный обряд

Параллельно в доме проводится встреча всех посетителей, явившихся с соболезнованиями. Они рассаживаются за столом, им прислуживать будут молодые ребята. Столы принято расставлять во всех комнатах дома, подается достаточно скромное и стандартное угощение. В основном это мясо, бульон и бирх, иногда салаты. Из напитков в основном чай, к нему может подаваться халва.

На всех присутствующих должен быть головной убор, будь это шляпа, тюбетейка или платок. Алкоголь не предполагается, похороны имеют ярко выраженный религиозный характер. Вечером на поминки является бригада муридов для зикров и молитв. Все повторяется во второй и третий день.

Чеченская жизнь.
Свадьбы и Похороны.
Чеченские родственные связи очень крепки. Редко найдёшь человека, который не знал бы историю хотя бы прадедушки. Да и фамилии, под которыми мы живём – это не что иное, как имена взрослых людей, живших в начале века на нашей территории. Например, я знаю прадедушку в двенадцатом поколении – ШИШЛИ, который жил в 17 веке. И таких людей не мало, знающих свою родословную. Безусловно – это хорошо. Но у каждой медали есть две стороны. Что же мы имеем с обратной стороны: это – бремя.. Да, бремя поддержки родственных связей. Я не говорю, что это плохо, наоборот Ислам требует поддержки родственных отношений. Хадис Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует): Тот, кто разрывает родственные связи, тот не из нас (не из нашей Уммы).
Только подумайте, скольких людей я считают родными по крови! А у каждого есть ещё семьи. В результате, происходит вот что: свадьба любого из ближайшего из них – это почти всегда присутствие. А смерть одного из них, а может и меня когда – нибудь, если будет на то воля Всевышнего Аллаха – это обязанность присутствовать на похоронах. Помимо, родственников есть друзья, знакомые, коллеги. Если свадьбу можно и игнорировать иногда, то про похороны этого не скажешь. Я живу в городе, и похороны не прямых родственников часто проходят без меня. Чего не скажешь о двоюродных и троюродных братьях, а равно и их сестёр и жён. Если в селе в любом конце, или же в соседнем селе похороны, мужчины должны стоять на похоронах по три дня, иногда меньше, иногда больше, а женщины оплакивать усопшего. А если своих (начиная от отца, матери, сына, дочери, что естественно, до троюродных дядей) хоронят, то три дня, похороны, а ещё до поминок дня три-четыре они заняты круглые сутки. Не бывает в неделю меньше двух-трёх похорон в четырёх по соседству сёлах. У всех родственники по отцовской или материнской линии – это минимум два раза два дня от рассвета до заката стоять на похоронах. Вот и слышишь на одних похоронах: а ты был там-то и там-то? У них же тоже несчастие приключилось. И приходится посещать таких-то, выразить сочувствие. Учитывая то обстоятельство, что нас Чеченцев становится всё больше и больше (семьи-то большие) становится страшно за будущее. Считаю, что надо как-то упрощать проведение похорон. Например, в первый день до захоронения умершего, быть на похоронах. А два других дня приходить лишь отметиться, скажем минут на десять. Лишь ближайшие наследники, остаются, априори, на похоронах. Женщинам бы я вообще запретил ходить на похороны. Я вообще не понимаю, что они делают три дня и ночи с трёхразовым питанием, что они проводят в доме умершего. .Вроде богоугодными делами они не занимаются. Лишь самые близкие из них оплакивают усопшего.

Смерть родного человека- это как психологический, так финансово-моральный удар по его наследникам. По прошествии обычно 5-6 дней, проходят поминки. Раньше, я помню – это было скромным мероприятием со скудным бюджетом. А теперь? каким только снадобьем не угостят!! Пиршество, да и только! А что делать тому, кто не может позволить такое раздолье? И он, бедняга, чаще на последние деньги, пытаясь не ударить лицом в грязь, дотягивается до этой вожделенной «планки». А ведь завтра ему всё это ой как аукнется.
Ислам призывает нас к разумному воздержанию во всём. Даже саван, в который заворачивают усопшего, желательно, чтобы он был не новым, а постиранной тканью, так как тому он как бы уже не нужен, а транжирить деньги на ветер за зря – грех. Ислам призывает родственников или соседей тех, у кого произошло несчастие, накормить и морально поддержать тех, в чьих домах похороны. Как говорится с ног на голову!

На похоронах президента и председателя Госсовета республики собрались тысячи человек. Следствие не исключает, что ключ к раскрытию преступления следует искать в окружении Ахмата Кадырова.

Похороны погибших руководителей республики – президента Ахмата Кадырова и председателя Госсовета Хусейна Исаева - проходили в их родных селах – Центорой и Итум Кале. Люди съезжались туда со всей Чечни и даже из ближайших республик. Репортаж Николая Кудряшова.

В селе траур по погибшему земляку. По мусульманским обычаям, все, кто пришел почтить память президента Чечни, в головных уборах. В доме Ахмата Кадрова собрались его семья, бывшее и нынешнее руководство республики, уважаемые старейшины и просто люди, которые пришли выразить свое уважение погибшему.

Сын Ахмата Кадырова Рамзан, который прилетел из Москвы сегодня утром, принимает соболезнования. От ворот дома на кладбище тело погибшего президента провожают только мужчины, но похоронная процессия растягивается на сотни метров.

Полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Яковлев провел несколько рабочих встреч. На Ахмате Кадырове сходились множество нитей управления Чечней, и заменить его будет очень непросто.

Владимир Яковлев, полпред президента в Южном федеральном округе: "Допустить разброд, шатание – это просто невозможно. Мы постараемся и сегодня, и завтра, и послезавтра оговорить ряд вопросов, каким образом мы дальше будем осуществлять свою деятельность. И компенсации, какие необходимо было выплачивать людям за потерянное жилье, - они будут выплачиваться".

Сейчас исполняющим обязанности президента Чечни стал Сергей Абрамов, председатель правительства республики. Днем, после похорон, он вернулся в Грозный. Первое заседание кабинета министров после вчерашнего теракта началось с минуты молчания. Потом Сергей Абрамов объявил о новых кадровых назначениях.

Сергей Абрамов, председатель правительства Чечни: "Мною подписано два указа о назначении первым заместителем председателя правительства Рамзана Кадрова и о назначении заместителем председателя правительства Джебраилова. Наша задача - одной командой работать, работать и еще раз работать".

Между тем полным ходом идет расследование вчерашнего теракта. Уже известно, что артиллерийский снаряд, забетонированный под трибуной во время ремонта стадиона, скорее всего, был взорван не радиосигналом, а с помощью проводного детонатора. Но подозреваемых и арестованных пока нет, и количество версий у следствия очень велико.

Впрочем, по словам заместителя Генпрокурора России, один из основных разрабатываемых вариантов - в подготовке теракта принимал участие кто-то внутри самих служб безопасности.

Сергей Фридинский, заместитель Генерального прокурора по Южному федеральному округу: "Те меры безопасности, которые принимались на стадионе, они, на наш взгляд, безусловно свидетельствуют о том, что посторонний человек не мог туда прийти и привести в действие взрывное устройство. Поэтому, безусловно, самая большая первоначальная работа, которая будет вестись, она связана с теми людьми, которые обеспечивали безопасность".

Из 63 человек, пострадавших от взрыва, в больнице сейчас находится 15. Состояние двух детей, доставленных накануне в реанимацию, остается тяжелым. В реанимации Моздокского военного госпиталя пока остается командующий Объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Валерий Баранов. Сегодня медики заявили, что состояние генерала улучшилось. Он пришел в сознание и даже говорил со своими родными по телефону.

Траурные молебны прошли во всех российских мечетях. Это поминальные службы по президенту Чечни Ахмату Кадырову и другим погибшим в результате теракта в Грозном. Муфтии ближайших к Чечне республик – Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии - отправились в Центорой, чтобы лично присутствовать на траурных церемониях. Свои соболезнования семьям погибших также передал глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

Равиль Гайнутдин, глава Совета муфтиев России: "Мы знали его как муфтия, верховного главы мусульман Чеченской республики, который старался дать мир, спокойствие и законность на территории Чечни и на Северном Кавказе. Он был отважным, Кадыров был смелым и взял ответственность за будущее Чеченской республики и ее народа и не испугался".

Ахмат Кадыров знал, что террористы объявили на него охоту, но принципиально не сворачивал с избранного пути. Об этом сам бывший президент Чечни рассказал в интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС в начале мая, незадолго до своей гибели.

По словам Ахмата Кадырова, главными заказчиками теракта были Масхадов и Басаев, которые предложили за его жизнь большие деньги. Как заявил в том интервью Ахмат Кадыров, он был готов отдать жизнь за свой народ и за мир на многострадальной чеченской земле.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»