Трудности воспитания детей. Воспитание трудного подростка — как сделать из ребенка человека Самым трудным в воспитании наших детей является

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Хорошо, если родители проявляют мудрость, такт, терпение, исправляя отрицательные черты в характере ребенка. При соответствующем правильном воспитании в детском возрасте эти качества могут обеспечить ребенку преуспевание в будущем.

У вас особенный ребенок. Характер определяет индивидуальный стиль поведения и взаимодействия с окружающими. Характер не является ни «хорошим», ни «плохим», он только существует. Мир был бы очень уныл, если бы все вели себя одинаково. Однако дети с определенным характером более приятны для родителей, чем другие. Стиль воспитания детей с трудным характером может определять, станут ли эти качества в конечном счете активом или грузом.
С нашими первыми тремя детьми было несложно. Они хорошо спали ночью, их желания были предсказуемы и легко удовлетворялись. К счастью для нас, они легко и просто адаптировались в окружающей и непредсказуемой жизни. Но когда родился наш четвертый ребенок, Хейден, я был вынужден пересмотреть свои взгляды на воспитание. Единственный график, который она знала, был ее собственный. Ее крики сплотили бы армию. Единственное, что можно было предсказать в ней, - была ее непредсказуемость. Если бы Хейден была нашим первым ребенком, мы считали бы, что ее поведение - результат наших ошибок и неопытности в воспитании. Но она была четвертым ребенком, и к этому времени мы уже знали, как заботиться о ребенке. Так мы получили урок номер один: младенцы беспокойны из-за характера, а не из-за родительской неопытности.
Почему Хейден была такой беспокойной, раздражительной, не имело значения; вопрос был в том, что делать. Позже мы сформулировали термин «ребенок с высокой потребностью». Я использовал этот термин в разговоре с родителями, которые приходили в мой офис в поисках консультации, как справиться со своими трудными младенцами. Он понравился им. И даже воспринимался как комплимент. Это помогло им развить хорошее, доброжелательное чувство к своим младенцам.
Мы поняли, что наша цель состоит в том, чтобы помочь Хейден приспособиться к окружающей жизни. Хейден нужно было научить войти в наш семейный образ жизни. Чтобы сделать это, мы должны были усилить предъявляемые ей требования. Это помогло бы Хейден, учитывая наши условия, проявить свои разнообразные способности. Так мы получили второй урок: воспитание трудного ребенка начинается со смягчения его характера при возрастании чувствительности родителей.
Мы определили те особенности характера Хейден, которые больше всего беспокоили ее и нас. Затем мы продолжали работать с ней до тех пор, пока не получали определенного результата. Интенсивные крики Хейден смягчались, когда мы носили ее на руках, поэтому мы продолжали носить ее. Она хорошо спала ночью рядом с нами, поэтому мы продолжили укладывать ее рядом с собой. Она приспособилась к постоянному ношению у груди. Урок номер три: младенцы с высокими потребностями требуют более высокого уровня воспитания. Одно слово характеризовало потребности Хейден - «больше».
Она нуждалась в большем времени ношения на руках, большем количестве питания, большей энергии для успокоения - большем количестве всего, кроме сна. Хейден открыла нам новый уровень воспитания. По мере роста она продолжала нуждаться в «большем» от нас - больше терпения, больше физической и эмоциональной энергии, больше творческого потенциала, больше внимания, зрелости и заботы.
Конечно, мы могли нарушить ее внутренние потребности и приспособить к сложившемуся стилю воспитания. Но в этом случае проиграли бы сражение. При таком подходе Хейден никогда бы не превратилась в великолепного лидера", каким она является сегодня. Мы не узнали бы радости от полноценного результата, который дает метод «прикрепления».

Соответствие или несоответствие? Соответствие характеров ребенка и родителя (характер пары) влияет на формирование взаимоотношений в процессе воспитания. Так же как дети появляются на свет с различными характерами, различными способностями и разными уровнями потребностей, так и у родителей различные уровни чувствительности, соучастия и сочувствия. Некоторые родители автоматически откликаются на потребности детей. Другие не находят ответы автоматически, и их воспитательные способности нуждаются во времени, чтобы созреть. Когда уровень потребности ребенка соответствует уровню родительского отклика, проблемы воспитания маловероятны, и если они происходят, то решаются легче. Характер ребенка влияет на характер родителя, и наоборот. Не только характер детей создает проблемы, но и особенности характера родителей создают проблемы воспитания. Некоторые родители пытаются согласовать свои характеры, другие конфликтуют. Чем больше свободы в выборе методов у матери, воспитывающей чувствительного, требовательного ребенка, тем лучших результатов она добивается. Она сосредотачивается на «крупном» и не тратит впустую энергию на «мелочи». Напряженная, легко возбудимая мать столкнется с энергией своего ребенка, и, очень вероятно, появятся трудности в воспитании. Определите ситуации, которые приводят к конфликтам. Интенсивный, властный родитель должен немного ослабить давление на детей. Родители, управляющие послушным ребенком, должны давать больше свободы и возможности для принятия самостоятельных решений. Трудные дети нуждаются в большинстве методов воспитания, которые описаны в этой книге, и нуждаются в них больше, чем другие дети.

Оставайтесь в тесном контакте. Трудные дети не хотят повиноваться инструкциям и указаниям - это особенность их характера. Они расценивают любое давление как вызов. Цель воспитания по методу «прикрепления» состоит в том, чтобы помочь этим детям самостоятельно принять решение, необходимое вам и полезное для всех. Этот ребенок, вероятно, со временем будет более послушен.

Усиливайте положительные факторы. Изучайте проблемы поведения, острые углы в индивидуальности вашего ребенка, которые нужно смягчить. Сосредоточение на негативе, вероятно, будет способствовать созданию отрицательной атмосферы. Помогая ребенку избавиться от ошибок, подчеркивайте то, что правильно. Уделяйте больше времени правильным чертам его индивидуальности, чем отрицательным признакам характера. Дети с трудным характером восприимчивы к негативам в окружающей среде, которые укрепляют их и без того отрицательную атмосферу. Они нуждаются в днях, полных положительными эмоциями:
«Да», «Замечательно», «Спасибо», «Хорошая работа», «Одобряю».

Оставайтесь положительно настроенным. При воспитании трудного ребенка проще всего постоянно употреблять «Нет» в течение всего дня. В конечном счете ребенок подхватывает негативное настроение своих родителей, что усиливает все проблемы его поведения. Труднее оставаться положительно настроенным, когда ваш ребенок (единственный в группе играющих) бьет собаку. Вы не должны даже в такой ситуации срываться на гнев и жалобы. Родители, которые воспринимают своего ребенка негативно/часто используют отрицательные ярлыки, и ребенок ведет себя соответственно. Таким образом, «плохая девочка» становится пророчеством, которое может исполниться.

Не усугубляйте проблему. Дети с трудным характером привыкают к ярлыкам, к тому, что их выделяют из группы только для наказания. Это становится их неотъемлемым качеством. Однако не улучшает поведение, а может сделать его хуже. Традиционные методы исправления, типа «перерыва» или лишения привилегий, редко работают.

Рассеять гнев. Ворчание, крик, гнев усиливают оппозиционное поведение трудного ребенка; оскорбительное наказание, особенно телесное, делает ребенка еще более неуправляемым. Например, если вы требуете, чтобы ребенок навел порядок в своей комнате, он воспринимает это как вызов. Чем больше вы наказываете его, тем больше он замыкается в себе и отказывается сотрудничать. В конечном счете вы проиграете эту игру, так что лучше ее не начинать.

Помогите вашему ребенку преуспеть. Выявляйте таланты и желания детей. Помогите им приобрести навыки игры на музыкальном инструменте, добиться превосходства в спорте или проявить свои способности в художественном творчестве. Не оставляйте ребенка наедине с проблемой, с которой он не может справиться.

Увеличьте допуск. Поведение детей с трудным характером раздражает не только окружающих, но и родителей. Они, кажется, знают, когда и где вы уязвимы. Планируйте на один шаг вперед. Если ребенок пристает к вам, когда вы говорите по телефону, делайте звонки, когда его нет рядом. Выигрывайте «сражения» мудростью и гибкостью.

Угрозы не работают. Я спросил Хейден, нашего трудного ребенка (с высокой потребностью), о том, что думает она о воспитании. Она сказала: «Не угрожайте мне. Это только отбивает у меня желание делать то, что вы заставляете». По логике Хейден (и она права), она предпочитает думать, что принимает решение самостоятельно. Она хочет, чтобы это был ее выбор. Угрозы типа: «Если ты не вернешься к определенному времени, я должен буду забрать автомобиль», лишают ее выбора. Решительные дети не любят, когда их загоняют в угол.
После того как мы выслушали описание родителями поведения Натана, мы предположили, что он был ребенок с высокой потребностью, который требует высокого уровня воспитания. Джанет согласилась: «Я всегда думала, что его характер сделает его королем или преступником». Мы подчеркнули, что искусство воспитания Натана предусматривает строгое равновесие. Они не должны растоптать его индивидуальность, и при этом они должны позволить ему много работать. Мы также советовали Джанет и Тому тщательно выбирать себе советников. Люди, у которых нет такого ребенка, как Натан, не поймут его.

Разные характеры - разные подходы к воспитанию
Воспитание детей с различными характерами - это сложный, кропотливый труд, требующий знаний и терпения. Вот почему мы постоянно подчеркиваем, что главная часть воспитания - изучение индивидуальности ребенка, чтобы, учитывая его характер, найти выход из любой сложившейся ситуации. Вот как мы решаем вопрос о наведении порядка в детской комнате. Нашему «ответственному» ребенку мы говорим: «Я возлагаю на тебя ответственность за порядок в твоей комнате». Если мы скажем ему, когда и как это делать, он, вероятно, отклонит наше требование, заподозрив давление на него. Для нашего вспыльчивого ребенка требование превращаем в игру: «Посмотрим, сможешь ли ты навести порядок в комнате до сигнала таймера». Нашему противоречивому ребенку мы даем достаточно времени, чтобы настроить его на выполнение задания: «Я бы хотел видеть порядок в твоей комнате к вечеру». Первоначально поиски разнообразных подходов к разным детям требуют много творческого потенциала и энергии, но в конечном счете мы извлекаем пользу в виде растущего взаимопонимания и сотрудничества.

Природа и забота
На индивидуальность ребенка влияют как наследственные факторы, так и окружающая обстановка. Ребенок, который считается «трудным» на одной стадии развития, благодаря заботливому стилю воспитания может в дальнейшем стать послушным. Как только проблемы, связанные с формированием характера, нарастают и не находят разрешения, ребенок все более становится неуправляемым, сложным во взаимоотношениях и хронически сердитым. А это становится очень серьезной проблемой.
Воспитание должно сосредоточиться не только на предотвращении чрезмерного выражения гнева. Оно должно помочь ребенку выработать механизмы самостоятельно справляться с отрицательными чувствами.
Дети с трудным характером нуждаются в выходе избыточной энергии и выражении бури чувств. Прекрасный способ - это спортивные состязания или любой тип физической деятельности. Дайте им больше возможностей для физической игры на открытом воздухе, если возможно. Поощряйте их желание заниматься бегом или велоспортом. Если они находятся в закрытом помещении, включите музыку и предложите всем танцевать или петь.

Уровень потребности
Окончательная цель воспитания состоит в том, чтобы помочь ребенку добиться успеха - процветать. Термин «процветание» значит больше, чем просто достижение чего-то более высокого или большого. Это значит, что ребенок максимально развил свой физический, умственный или эмоциональный потенциал. Невозможно измерить уровень потенциальных возможностей, а следовательно и процветания, поэтому нам трудно определить, достигнет ли ребенок когда-либо своего полного потенциала. Мы только создаем для этого условия. Чтобы реально помочь процветанию ребенка, важно понять, что мы определяем термином «уровень потребности».
Каждый ребенок появляется на свет с определенным уровнем потребности, и если этот уровень достаточен, ребенок развивает свой потенциал полностью. Он процветает. Например, всех младенцев нужно носить на руках, некоторые младенцы для процветания требуют постоянного ношения. Эти младенцы обычно появляются на свет с соответствующим характером, который требует, чтобы их держали на руках столько времени, сколько им нужно. Эти младенцы кричат, если вы пытаетесь отклонить их требования. Малыши, потребности которых обычно удовлетворяются, получают свою самую первую характеристику: «требовательный». Фактически «требовательный» - это положительная черта, которая помогает ребенку процветать. Если у ребенка высокие потребности, но он не может выразить их, он не будет процветать. Сигналы ребенка - ключ к пониманию его характера, а следовательно, и его потребностей. Как только вы поймете это, вы сможете реагировать на его запросы адекватно.
Уровень потребности малыша определяет, направляет поведение матери при формировании взаимодействия высокого уровня. Мать, ощущая уникальную индивидуальность ребенка, старается сама стать лучше. Пара родитель - ребенок достигает гармонии, и воспитание действует. Если мать не проявляет гибкость, а идет на конфликт, родитель и ребенок не проявляют лучшее друг в друге.
Концепция «уровень потребности» не означает, что ребенок всегда получает, а "родители всегда отдают. Суть этого метода состоит в том, что чем больше вы даете, тем больше получаете. Вы даете ребенку внимание, заботу, тепло, чтобы удовлетворить особые потребности ребенка. Удовлетворяя их, вы получаете навыки, которых не имели прежде, кроме того, ребенок становится чувствительным к вашему руководству. Вы не можете управлять характером и способностями своего ребенка. Но вы сможете понять, действительно ли ребенок имеет особые потребности и в чем они заключаются. Поступая так, вы сможете обогатить свою жизнь, поскольку становитесь более зрелым.

Способы воздействия на ребенка
Хорошо или плохо повлияет выбранная методика воспитания на ребенка, часто зависит от того, как вы применяете ее. Наказания, подобные лишению привилегий, которые выбраны в гневе или под влиянием отрицательных эмоций, будут плохо воздействовать на ребенка. То же самое наказание, если оно применено в состоянии покоя и связано с подлинным беспокойством о формировании хорошего поведения ребенка, даст эффект, который вы хотите. Исправляйте поведение ребенка любя и чувствительно, независимо от того, какой метод вы используете.
Создайте вокруг ребенка благоприятную атмосферу, это изменит ваше отношение к нему. Мать ребенка с трудным характером сказала нам: «Однажды я создала положительную атмосферу вокруг малыша, перестала сосредотачиваться на негативах, и наше взаимопонимание улучшилось». Пробуйте использовать эпитеты, несущие положительные эмоции, например «энергичный», «интересный», «возражающий», «сострадательный», «требовательный» и «чувствительный». Наш опыт свидетельствует, если «трудный ребенок» получает воспитание по методу «прикрепления» и комфортную среду, он наверняка заслужит эти комплименты.

Книга: Ваш ребенок от рождения до 10 лет

Сегодня на полках книжных магазинов можно найти немало литературы по воспитанию детей. Но вряд ли когда-нибудь появиться универсальный учебник в этой области. Это объясняется тем, что вчерашние методы глубоко отличаются от тех, которые существуют сегодня. Кто знает, что будет с ними в будущем.

Мечта любого родителя - воспитать ребенка с уймой положительных качеств: умом, добротой, здоровьем и т. п. Самым важным является воспитание в семье, так как оно считается той базой, на которой строятся все дальнейшие жизненные пути малыша. В этом процессе родители могут столкнуться с множеством трудностей и барьеров. Поэтому проблема воспитания детей будет оставаться актуальной во все времена.

Войдя этот мир, любой ребенок ведет себя практически по одной и той же схеме: ест, спит, плачет. Но вскоре он начинает показывать свой характер, который наиболее ярко проявляется в кризисный период и переходный возраст. У детей появляется своеволие и непослушание, а у родителей - серьезные проблемы в процессе воспитания. Чтобы понять, почему ребенок совершенно перестал слушаться, прежде всего, нужно разобраться в причинах такого поведения.

Во-первых, виноваты кризисы, которые проявляются в определенные периоды жизни детей. Кажется, что ребенок старается испытать своих родителей на прочность. Однако на самом деле такие периоды являются сложными в первую очередь для самих детей. Они и сами не знают, почему так поступают. В периоды кризисов ребенок пытается получить новые знания, познакомиться с плохим и хорошим, а родителям лишь нужно помочь ему в этом сложном для малыша деле.

Во-вторых, каждый взрослый, имеющий ребенка, должен знать, что кроха - это личность со своими желаниями, потребностями и интересами, и он имеет право поступить так или иначе. Задачей же родителей является лишь небольшая корректировка действий своих детей, ведь они не роботы на пульте управления, чтобы делать только то, что хотите вы.

В-третьих, ребенок может вести себя своевольно, если взрослые выбирали неправильные методы воспитания. Это те случаи, когда малыш делает всё, что хочет, или ему многое запрещается. Непослушание ребенка может объясняться и проблемами в семье, например, частыми ссорами родителей.

Решение проблемы

Чтобы добиться внимания ребенка старайтесь говорить как можно меньше, но понятно. Так он получит только ту информацию, которая должна быть им услышана, и усвоит её. Наверняка родители замечали, что ребенок больше прислушивается к песням, телевизору или друзьям, нежели к просьбам взрослых. Скорее всего, он уже не реагирует на ваши крики и угрозы. Бывает, что дети выполняют просьбу родителей только тогда, когда им дают конфетку, покупают игрушку и прочее. Что же делать?

Как ребенок научится слышать, если его родители сами не делают этого. Покажите, как нужно правильно действовать на своём примере. Постарайтесь слушать ребенка больше, чем говорить.

Если вы добиваетесь своего криками, приказами, чтением нотаций и т. п., то ребенок просто не будет обращать на вас никакого внимания. Задумайтесь о том, как бы вы повели себя, если на вас кричали или навязывали собственную точку зрения? Общайтесь с ребенком по тому образцу, который хотели бы видеть в отношении себя.

Говорите только тогда, когда малыш обратил на вас внимание. Нужно сесть на уровне с ребенком и просить его о чем-то, смотря прямо в глаза. Так вы сможете получить не только внимание ребенка, но и его расположение. Это шанс, что малыш вас услышит.

Переключить внимание ребенка с интересной для него деятельности порой бывает очень сложно. Поэтому предупредите его о предстоящем деле. Скажите, что через некоторое время вам понадобится его помощь. Таким образом вы даете малышу возможность подготовиться к предстоящему разговору или смене вида деятельности.

Не старайтесь кричать на ребенка, попробуйте понизить голос. Чем мягче будет звучать ваша просьба, тем больше малышу вас захочется слушать. Такая тактика застает ребенка врасплох, что заставляет его отвлечься от своего занятия.

Старайтесь говорить кратко: «Застели постель» или «Убери игрушки». Но делайте это мягко и не кричите на малыша. Достаточно одного слова, чтобы ребенок выполнил вашу просьбу.

Что делать, если мама разрешает, а папа запрещает или наоборот?

Следует сказать несколько слов о двух типах любви: материнской и отцовской. Мама любит своё чадо только за то, что оно есть на этом свете. Такой любви не нужно добиваться, она существует с самого начала. Но она и не должна мешать ребенку взрослеть и познавать мир. Отцовскую же любовь нужно заслужить. Сделать это можно несколькими способами: дисциплиной, достижениями, соответствием ожиданиям и т. п.

Проблемы воспитания детей в семье часто кроются в неправильном понимании самого процесса. Нередко можно наблюдать такую ситуацию, когда папа говорит ребенку, чтобы он не делал чего-то, а мама разрешает, произнося: «Да пусть…». Это изначально неправильное построение тактики воспитания. Малыш не сможет понять, что действительно хорошо, а чего делать не следует.

Что предпринять?

Родителям нужно помнить, что в воспитании своего ребенка они являются командой. Этот процесс нужно обсуждать, чтобы потом не возникло разногласий. У родителей всё должно быть общим: методы общения и линия воспитания. И это, несмотря на то, что вы разные по характеру и установкам. Поэтому постарайтесь заранее договориться о том, как будете воспитывать своего малыша.

Заранее поделите обязанности между собой. Чтобы не возникало споров по этому поводу напишите на листке бумаги, что каждый из вас должен делать по дому. Часто бывает так, что папа чувствует себя отвергнутым после рождения малыша. Чтобы этого не произошло, вовлеките его в воспитание малыша с первых дней жизни. Формулируйте свои просьбы друг к другу более конкретно.

В воспитании ребенка мать и отец не должны противоречить друг другу. Их работа должна быть слаженной. Ни в коем случае нельзя ссориться на глазах у детей. Недопустимо подрывать репутацию друг друга, когда малыш это видит и слышит. Старайтесь ругаться, если уж этого невозможно избежать, за закрытыми дверьми или тогда, когда ребенка нет дома, всегда пытайтесь находить компромисс.

Как бороться с плохими привычками малыша?

Те плохие привычки, которые человек имел в детстве, могут остаться и во взрослой жизни. Чем это может обернуться? Насмешками? Несерьезным отношением? Чтобы этого не произошло, постарайтесь бороться с такими привычками ещё в детстве.

К плохим привычкам можно отнести:

  • сосание пальца,
  • ерзанье на стуле,
  • обгрызание ногтей,
  • ковыряние в носу и прочее.

Они не представляют никакой опасности, если не сильно выражены, а в арсенале малыша их всего одна-две. Но тем не менее от них можно и нужно отучать. Делать это следует постепенно.

Катастрофой для родителей является наличие множества вредных привычек. Они стараются отучить своё чадо от одной, но ей на смену приходит другая. В этом случае можно говорить о нехорошей ситуации в самой семье. Чтобы решить подобные проблемы воспитания ребенком нужно заниматься, но прежде всего стоит поработать над собой.

Чаще всего неправильные привычки появляются, если малышу плохо. Дети прекрасно чувствуют отношение к себе. Если в семье родители часто ссорятся между собой, не проявляют любви по отношению к ребенку, и он чаще предоставлен самому себе, появляются дурные привычки. Но не стоит забывать и о причинах медицинского характера.

Одной из частых детских привычек является сосание пальца. Плохо, когда она сопровождается ещё и другими вредными движениями и действиями: ковырянием в носу, облизыванием губ, шмыганьем носом и т. п. Часто дети сосут не только палец, но и уголок одеяла, ручку и прочее. Эти привычки могут закрепиться и стать условным рефлексом.

Дети грызут ногти в двух случаях: когда они возбуждены или взволнованы. Они и сами не замечают, в какой момент это происходит. Привычка усиливается, если родители хотят видеть в ребенке гения и требуют от него того, что ему не по силам. С одной стороны, взрослые пытаются бороться с неправильным поведением ребенка, с другой - только усиливают его своими требованиями.

Как быть?

Чтобы побороть в ребенке охоту грызть ногти, дергать волосы или сосать пальцы, нужно самим не иметь вредных привычек. Прежде чем начинать работу над малышом, поработайте над собой, и вы сами не заметите, как исчезнут дурные привычки вашего малыша. Поэтому будьте спокойны, в меру требовательны, доброжелательны и не скупитесь на похвалу.

Если ребенок привык выдергивать свои волосы, не спешите пугать его тем, что он скоро станет лысым. Объясните малышу, что, в первую очередь, он делает больно себе такими манипуляциями. Посоветуйте ребенку почаще расчесывать волосы. Это улучшит кровообращение. Донесите это до малыша в доступной до него форме.

Многие родители в случае грызения ребенком ногтей и сосанием пальцев забинтовывают их ему или же мажут чем-то неприятным на вкус. Это тоже помогает, но не всегда. Более действенным способом будет ролевая игра. Поиграйте с малышом в парикмахерскую. Установите строгие правила: маникюр делают только тем деткам, у которых сухие пальчик и красивые ноготки. Поверьте, это более действенный метод, чем наказание, чтение лекций или крика.

Детская жестокость. Что с этим делать?

Когда ребенка можно считать жестоким? Если вы видите, что он мучает животных, сочиняет неприятные сказки, в шутках есть доля зла, он не уважают окружающих и пытается сделать им больно. Прежде всего следует выяснить причины такой агрессии.

Самыми распространенными причинами детской жестокости является любопытство или же непонимание. Если малыш дергает котенку шерсть, тянет за уши или хвост, это не всегда означает, что он делает это осознанно. В одном случае он проверяет, что будет, если дернуть за усы или шерсть. С другой стороны, просто не понимает, что животному может быть больно. Если ваш ребенок ведет себя именно так, объясните ему последствия его действий.

Если в семье есть старший ребенок, который ведет себя жестоко по отношению к окружающим, возможно, что и младший будет повторять его действия. Ведь брат или сестра является для малыша предметом подражания. И он пока ещё не осознает, что это плохо. Чтобы такого не происходило, воспитывайте своих детей в добре, учите их проявлять заботу о других, но прежде всего соответствуйте этому сами, ведь ваш пример для ребенка важен.

Сегодня, когда мир наполнен телевизорами, компьютерами и прочей техникой, дети имеют возможность смотреть передачи и фильмы. Родители должны помнить - дети впитывают всё, что видят. Объясните малышу, что из увиденного им хорошо, а чего повторять не стоит. Лучше запишите его на какой-либо кружок, учитывая интересы чада, чтобы отвлечь ребенка от жестокости, наполняющей виртуальный мир.

Ищите любую возможность, показать малышу правильное поведение. Читайте ему добрые сказки и обсуждайте с ним поступки героев. Проходя по улице и видя нехорошие ситуации, объясняйте малышу, почему так поступать нельзя. В конце концов, старайтесь вести себя образцово, чтобы ребенок, видя ваш пример, действовал так же. Это один из лучших способов решить проблемы воспитания.

Работа с самооценкой малыша

Кроха с самого рождения должен чувствовать любовь родителей. Изначально об этом говорят мамины ласки, затем - слова. Всё, что малыш слышит, формирует его отношение к окружающим, к себе, влияет на характер и мировоззрение. Так развивается самооценка ребенка.

Немало проблем можно решить, если правильно общаться со своими детьми. Малыш должен чувствовать поддержку со стороны родителей. Но не стоит переусердствовать и с похвалой. Если ребенок обделен родительским вниманием и любовью, у него формируется заниженная самооценка. В противном случае он будет наделен завышенным самомнением. И тот и другой случай нехороши, так как такой показатель, как самооценка, должен быть в пределах нормы и не выходить за них.

Как повысить самооценку?

Родители должны показывать радость от существования малыша и подкреплять её словами. Когда взрослые ссорятся, дети чувствуют себя виноватыми в том, что происходит. А если родители ещё и говорят о том, что это произошло из-за них, ощущают свою вину с большей силой. Поэтому малышу стоит внушать уверенность - несмотря на то что между мамой и папой иногда возникают конфликты, он всё равно остается для них самым любимым.

  1. Нужно напоминать ребенку о своей любви к нему. Недопустимо сопровождение таких фраз указыванием на проступки. Малыш не должен думать, что заслуживает любовь родителей только своим хорошим поведением. Поэтому постарайтесь объяснить ребенку - то, что он разбрасывает игрушки, - плохо, но несмотря на это вы его любите.
  2. Старайтесь понять малыша. Если его любимая игрушка была потеряна или он верит в существование в темноте монстров, не делайте попыток утешить его, объяснив ему, что таковых не существует, или убедить в покупке другой игрушки. Так ребенок будет чувствовать, что вам не нужны его проблемы и вы не цените его мнение.
  3. Верьте в возможности своего малыша. Хвалите его за достижения. Говорите ему, что вы были уверены в его возможности сделать что-то. Гордитесь своим ребенком и выражайте это словесно. Так он поверит в себя.
  4. Чтобы ваш ребенок не вырос с кучей комплексов, не говорите ему, что он неумеха. Старайтесь поддерживать его во всех начинаниях. Подбадривайте малыша, когда он в который раз пытается завязать шнурки или самостоятельно поесть ложкой.
  5. Доверяйте своему ребенку. Никогда не сомневайтесь в его силах, ведь он пытается оправдать ваше доверие. Подбодрите его, даже если вам кажется, что он не справится. Вселите в него уверенность в том, что если не получилось сейчас, получится в следующий раз.

Как регулировать завышенную самооценку?

Постоянная похвала может привести к тому, что ребенок зазнается и будет считать себя самым лучшим. Если вы заметили такое в своём малыше, обязательно обсудите с ним это. Объясните ребенку, что вы любите его таким, какой он есть, но отношение к другим людям должно быть искренним. Малыш же не хочет, чтобы с ним поступили нечестно и проявили высокомерие по отношению к нему, поэтому и он должен вести себя лояльно с другими людьми и не делать того, чего ни хотел получить взамен.

При разговоре с малышом произносите все фразы искренне. Говорите спокойно. Перестаньте хвалить ребенка без повода. Ведь вы с самого его детства твердили ему, какой он красивый и умный, опрятный и сильный. Хвалите его только за то, что он действительно сделал. Так вы сможете вселить в него уверенность в том, что он не центр Вселенной и вокруг него такие же люди, как и он сам.

Что делать, если есть отрицательное влияние на ребенка других людей?

Зачастую на ребенка может негативно влиять не только уличная компания или друзья, но и близкие родственники, такие как бабушки и дедушки. Многим знакома ситуация, когда вы приучаете своего малыша к одному, а бабушка разрешает делать противоположное. Возвратившись от родственников, малыш начинает капризничать, требуя то, что ему было позволено в гостях. Снова приучить его к тому, что считаете правильным вы, порой бывает не так уж и просто. Подобные проблемы воспитания непременно требуют решения, иначе родителей может существенно осложниться.

Друзья и уличные компании также могут оказать отрицательное влияние на ребенка. В этой ситуации нельзя оставаться равнодушным. Не каждый случайный прохожий будет следить за сказанным и уж тем более следовать каким-либо педагогическим принципам.

На улице ребенок предоставлен сам себе и не всегда отдает себе отчет в совершаемых поступках. Дети не должны гулять по улицам без присмотра. Ведь они могут ввязаться в драку, получить увечья, совершить противоправное деяние. Но и изолировать ребенка от компании друзей тоже нельзя. Поэтому контроль должен присутствовать, но такой, чтобы ребенок не ощущал его слишком тяжким грузом для себя.

Как решить проблему?

В ситуации с родственниками всё более или менее понятно. Постарайтесь договориться с бабушками и дедушками, крестными и прочими близкими людьми, как вы будете действовать в воспитании ребенка. Найдите единый путь, чтобы не получилось так, что вы будете запрещать своему ребенку, а родственники это же будут разрешать.

Что касается уличных компаний, то следует дать такой совет родителям по воспитанию детей. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками вообще. Выделяйте ему некоторое время на встречи со своими друзьями. Контролируйте своих детей, но делайте это с умом, так, чтобы ребенок не чувствовал давления со стороны родителей. Постарайтесь сохранить доверие детей к себе, тогда они вам будут рассказывать всё, и вы сможете обсудить с ним плохое и хорошее.

Каждый родитель должен знать, что его ребенок - это не средство для воплощения родительских замыслов и интересов. У него есть свои мечты. Вы лишь выступаете помощником в этом сложном деле – найти правильный путь в жизни.

  1. Не унижайте ребенка и не вымещайте на нём свою злость. Прислушивайтесь к проблемам малыша, интересуйтесь его мнением, обсуждайте возникшие трудности. Запомните, что авторитарные методы не всегда хороши в воспитании.
  2. Будьте честными со своими детьми. Показывайте это на своём примере, иначе малыш будет копировать ваше поведение. Каким бы ни было ваше настроение, как бы устало вы себя ни чувствовали, найдите время, чтобы пообщаться с ребенком.
  3. Не ограничивайте малышу свободу выбора. Не думайте, что если вы это сделаете, то оградите его ото всех проблем. Попробуйте обсудить с ребенком ту или иную ситуацию и попросите рассказать, как бы поступил он в такой момент. Выслушав мнение малыша, предложите ему ещё один вариант решения, не навязывая своего мнения. Пусть это выглядит как совет. Это поможет развить в малыше самостоятельность.
  4. Не приказывайте, а просите. Так дети охотнее будут следовать вашей просьбе. Попросив сделать что-то, объясните ребенку, как вам нужна его помощь. За хорошо выполненную работу, похвалите его.
  5. Сотрудничайте со своим ребенком. Дети всегда открыты для этого. Это родители чаще всего закрываются. Важно любить своего малыша таким, какой он есть, со всеми его недостатками.
  6. Если в семье несколько детей, старайтесь не сравнивать одного с другим. Каждый из них должен чувствовать вашу любовь. Родители должны быть едины в воспитании: не должно быть такого, чтобы папа любил одного, а мама другого. Главное, чтобы между родителями было взаимопонимание.

Программа с участием психолога, 1 часть

Программа с участием психолога, 2 часть

Мне нравится!

Ребенок в семье - это всегда огромная радость для родителей. Однако процесс воспитания детей не всегда проходит гладко и просто. Чудесный, крошечный малыш вдруг начинает постоянно плакать и впадать в истерику по малейшему поводу, перестает слушаться родителей и не дает им спать по ночам. Если не начать вовремя действовать и пустить все на самотек, то со временем это приведет еще к большим проблемам. Ребенок может вырасти и остаться с "тяжелым характером" или обрести всевозможные комплексы. Семья же, не выдержав свалившихся трудностей и не придя к общему согласию при выборе методики воспитания ребенка, может распасться. Чтобы этого не произошло, все родители должны знать основные принципы и подходы к "особому" малышу и понимать, что воспитание трудных детей не столь тяжело и безвыходно, как может показаться на первый взгляд.

Воспитание трудных детей:

  1. Почему дети становятся "трудными".

Почему дети становятся "трудными"

Почему дети становятся "трудными"

У каждого человека свой характер, каждый является индивидуальной личностью и требует особого отношения к себе. Ребенок - это маленький человек, в котором уже заложена частичка его характера при рождении. Взрослея, уже будучи индивидуальностью, ребенок формирует оставшуюся часть своего характера. Осуществляется это в процессе познания окружающего мира. Одним детям это дается легко и быстро, другим же для этого нужно больше времени и помощь родителей. Если же этой помощи они не получают - дети начинают капризничать и становятся непослушными.

Воспитание трудных детей становится легче, когда родители понимают причину, которая поспособствовала возникновению этой ситуации.

Чтобы ребенок рос здоровым и послушным он с маленького возраста должен непрерывно чувствовать любовь родителей. Любить послушного ребенка легко, но когда ребенок меняет свое поведение и становится "трудным" - вместо привычного количества любви он начинает слышать больше криков, получать больше наказаний и даже воздействий физической силы. В результате ребенок может вырасти неуверенным в себе, агрессивным, застенчивым. Чтобы этого избежать, не стоит наказывать ребенка при каждой представившейся возможности.

Сначала нужно спокойно поговорить с малышом, понять причину его поступка и постараться объяснить, почему так делать нельзя и какие плохие последствия могут возникнуть. Будьте готовы, что это не даст ежеминутного результата. Ребенку может понадобиться время, чтоб это осознать, и ваше терпение, чтобы услышать разъяснение еще несколько раз.


Введите в вашей семье несколько правил, которые ни в коем случае нельзя нарушать. Расскажите о них ребенку, объясните, почему так важно их придерживаться. Постепенно можете пополнять количество правил.


Важный момент: малыш должен понимать, что если его и ругают - то только за плохое поведение или плохой поступок, а не потому что он сам плохой.

Когда в семье есть "трудный" ребенок - не стоит видеть в этом только негатив. При своевременном и правильном воспитании с этого можно извлечь пользу для ребенка в будущем. Известно, что "особенные" малыши имеют в себе очень много негативной энергии, которую и выплескивают в крики, драки, плачь и всевозможное непослушание. Но это не единственное место, куда можно выплеснуть чрезмерное количество энергии.

Более подходящим и, что особенно важно, полезным будут занятия спортом или танцами, пением или просто игры на свежем воздухе, можете даже побегать с ребенком или покататься с ним на велосипеде. Таким образом, вы проведете незабываемое время с вашим чадом и получите море позитивных эмоций, а ребенок выплеснет скопившуюся в нем энергию и почувствует свою значимость для вас. А такие регулярные занятия запросто могут развить новые таланты вашего малыша.
И кто знает, может именно это сыграет немаловажную роль в его потрясающем будущем!

Вырастить и правильно воспитать ребенка- очень тяжелый труд. Большинство родителей сталкиваются со многими проблемами воспитания детей. Некоторые из них устраняются довольно легко, другие же требуют значительных физических и психологических усилий, а иногда, и консультации психолога либо медицинского специалиста.

Сегодня хотела бы рассказать об особо распространенных проблемах, с которыми сталкиваются родители при воспитании современных детей, и возможные способы их решения.

Основные методы воспитания детей и проблемы, связанные с ними

Многие научные работники, психологи и педагоги пытаются решить проблемы воспитания детей. Однако стремительное развитие информационных технологий, науки и техники в целом, раннее взросление малышей постоянно усложняют эту задачу, да и новые проблемы воспитания появляются довольно часто.

Педагогическая наука разделяет четыре вида воспитания, которые важны в становлении личностных качеств ребенка. Причем, часто погрешности в применении того или иного вида и приводят к проблемам, связанным с воспитанием детей.

Первый вид воспитания - диктат или авторитаризм взрослых. Данная система подразумевает постоянное подавление взрослыми достоинства и инициативы ребенка. В результате, в зависимости от характера малыша, у него может развиваться либо реакция сопротивления, либо понижение самооценки и привычка к покорности. Если у малыша сильный характер, он будет постоянно бунтовать, отказываться слушать взрослого-диктатора. Слабый ребенок из боязни совершить что-либо не так предпочтет вообще самостоятельно ничего не предпринимать.

Следующая рассматриваемая система воспитания - гиперопека. Она наблюдается тогда, когда родители ограждают ребенка от всех, даже минимальных, трудностей, всем его обеспечивают и постоянно оберегают. Проблема воспитания детей в таком случае заключается в формировании незрелой, капризной, эгоцентричной личности, которая совершенно не приспособлена к самостоятельной жизни. В будущем такой человек не сможет принимать не только важные, но и любые бытовые решения. Это может привести к трудностям в общении, а также в семейной жизни.

Нередко проблемы, связанные с воспитанием детей, возникают при столкновении разных систем воспитания, которых придерживаются мама и папа. Например, отец склонен к диктаторскому виду воспитания, тогда как мама предпочитает гиперопеку. В таком случае ребенку будет очень трудно соответствовать требованиям обоих родителей, а это, в свою очередь, приведет к психологическим трудностям у малыша. Родителям стоит выработать общий стиль поведения и воспитания и не стараться кардинально изменить, «переделать» характер ребенка. Лучше позволить ему развиваться самостоятельно, время от времени мягко корректируя его психологические недостатки.

Проблемы воспитания детей дошкольного возраста

Именно на этапе дошкольного возраста закладывается поведение и полноценное развитие детей. Малыш в свои первые 6-7 лет жизни учится правилам существования в социуме, основным навыкам взрослой жизни, у него происходит формирование характера. Практически все родители сталкиваются в данный период с трудностями воспитания. Попробуем разобраться с наиболее частыми проблемами воспитания детей дошкольного возраста:

Отказ соблюдать правила личной гигиены.
Даже двухлетний малыш уже понимает, что он может выразить свой протест, который будет воспринят взрослыми. И он его выражает, причем, часто именно в ситуации, когда родители вынуждены преодолеть упрямство своего чада. Многие детки категорически отказываются совершать ежедневные процедуры личной гигиены - умываться, чистить зубки или же мыть волосы. В таком случае лучший выход - заинтересовать маленького упрямца. Можно купить ему красивую зубную щетку и ароматную мочалку, детское мыло в форме фигурки любимого животного.

Хочу и дай!
Во время взросления, наверное, каждый малыш проходит период категоричного требования того, что он хочет. Это может быть желание получить новую игрушку, полакомиться лишней шоколадкой либо отказ ложиться вовремя спать. Естественно, гораздо легче уступить ему, чтобы избежать детских истерик. Однако взрослые должны понимать, что их чрезмерная уступчивость может привести к тому, что в будущем ребенок будет неспособен провести черту между желаниями и реальными возможностями.


Неумение вести себя со сверстниками.
Специалисты отмечают, что до трех лет детки предпочитают играть сами. Вот поэтому часто малыши и не понимают, почему они должны делиться игрушками с другими малышами или же участвовать в коллективных играх. В этом возрасте очень важна роль взрослых, которые должны объяснять малышам, как правильно вести себя с детьми. Взрослея, ребенок будет получать навыки общения, и такие проблемы постепенно отойдут на другой план.

Существует много проблем воспитания современных детей. К счастью, практически все они вполне решаемы. Родители должны понимать, что какие бы трудности им не встречались на пути взросления и развития их ребенка, — это все временно. Многие ситуации, которые кажутся в данный момент неразрешимыми, спустя годы останутся всего лишь воспоминаниями, часто довольно смешными и забавными.


Это далеко не весь перечень трудностей в воспитании детей. Тема актуальна во все времена и я обязательно буду ее развивать и дальше. Расскажите,с какими проблемами сталкивались вы? Как выходили из сложных,спорных ситуаций?

Редких родителей не выводит порой из себя ребенок. Однако некоторые дети кажутся неуправляемыми от природы и плохое поведение для них – норма.

ХОРОШИЕ РОДИТЕЛИ

Строптивость, капризы, ничем необъяснимое упрямство таких детей могут вызывать у родителей не только приступ гнева, но иногда и враждебности. При одной только мысли о подобном отношении к собственному ребенку у любящих родителей появляется чувство ужаса. Но это нормальная реакция и с этим можно справиться. Во-первых, абсолютно недопустимо думать и тем более говорить вслух, что вы не любите своего ребенка. А прежде чем помочь своему чаду изменить поведение, родители должны отбросить эмоции, чтобы четко увидеть стоящую перед ними конкретную проблему. По большому счету, все родители в той или иной степени испытывают двойственное чувство к своим детям – хотя большинство из них боится даже признаться себе в этом. Произнести вслух, что ваш ребенок недостоин любви – равнозначно признанию своей родительской несостоятельности, считают американские психологи. "Это то же самое, что получить неудовлетворительную оценку в своей родительской зачетной книжке”, – заявляет Джейн Григ, специалист по вопросам семьи и брака из Нью-Йорка. Родителям трудно привыкнуть к мысли, что их можно вывести из себя. Всех с детства учат, что неумение владеть своими отрицательными эмоциями – это плохо. Поэтому каждый раз после вспышки гнева вы испытываете чувство вины. Но, когда дети плохо себя ведут, открыто не повинуются и игнорируют вас, очень трудно поверить, что они делают это не специально. Когда ребенку 4 года, вы можете дать более или менее разумное объяснение его упрямству ("он еще не понимает”). Но когда ему 14, вы абсолютно уверены, что он уже все понимает или, по крайней мере, должен понимать. "Я видела многих обиженных, подавленных и растерянных родителей, – говорит Нэнси Самалин, руководитель Центра работы с родителями в Нью-Йорке. – Они уверены, что дети умышленно их раздражают, перечат им и спорят”. Конечно, если плохое поведение ребенка вы принимаете на свой счет, строить с ним отношения становится очень трудно. И чем он старше, тем сложнее это сделать.

Постоянные неудачи и переживания родителей по этому поводу могут стать причиной страха, что вся ответственность за возникшие с ребенком проблемы целиком лежит на них. Многие отцы, однако, предпочитают всю вину за антисоциальное поведение ребенка переложить на мать. "У большинства из нас, еще до того как мы станем родителями, уже имеются определенные представления о том, какими мы будем родителями и как мы будем воспитывать своего ребенка, – говорит врач Мелани Кацман, специалист из медицинского центра в Нью-Йорке. – А когда ребенок не оправдывает наших ожиданий, разрушается наше чувство родительской ответственности”. Специалисты считают, что для решения проблемы родители должны поставить себя на место своих детей. Потребуется много времени, чтобы сделать даже незначительный шаг вперед в изменении поведения трудного ребенка.

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК – ЛИЧНОСТЬ

"Понимая умом, многие родители с трудом осознают это эмоционально, – говорит врач Роберт Музыкантов, психолог из больницы Линден Оукс, штат Иллинойс. – У них естественное желание защитить свое чадо и им трудно признать тот факт, что у ребенка могут возникнуть проблемы, в решении которых они не в состоянии ему помочь. А ведь иногда надо просто отойти в сторону и не вмешиваться в его дела”. Вспомните хотя бы время, когда ребенок только родился. Всегда ли вам удавалось прекратить его плач? Легко ли было вам заставить его съесть кашу? И сейчас вы не сможете запереть его в комнате, чтобы заставить делать уроки. Пока поведение ребенка не противоречит закону или действительно не становится опасным для его здоровья, лучше просто наблюдать за естественным развитием событий.

ПРОЯВЛЯЙТЕ СВОИ ЧУВСТВА В ТАКОЙ ФОРМЕ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ХОТЕЛ ИХ ПРИНИМАТЬ

Дайте понять ребенку, что несмотря на его плохой поступок или дерзкое поведение, вы все равно его любите. Как бы вам ни хотелось уломать ребенка и заставить его сесть за учебники, как бы вы ни негодовали по поводу отказа помочь вам что-либо сделать, помните – реальные перемены в его поведении возможны лишь в том случае, если вы найдете в нем единомышленника. Называя его глупым и ленивым или требуя: "Пора повзрослеть и вести себя соответственно возрасту”, – вы тем самым вызываете в нем чувство обиды и унижения, что еще больше усложняет ваши отношения. Старайтесь, выражая свое негодование его поведением, не принижать человеческое достоинство и самолюбие ребенка. Вы никогда не завоюете его уважения и доверия обвинениями или наказаниями. И если вы критикуете ребенка за несносный характер, а не за плохое поведение, он займет глухую оборону и с ним будет еще труднее договориться.

НЕ БОЙТЕСЬ ОГРАНИЧИВАТЬ СВОИХ ДЕТЕЙ

Однако признание того, что ваш ребенок самостоятельный человек, отнюдь не означает, что ему все дозволено. Вам необходимо четко сформулировать свои пожелания, правила поведения и неукоснительно придерживаться их, не впадая в излишнюю строгость. Когда ваш капризный 5-летний ребенок на практике определяет границы дозволенного, вы проявляете благоразумие; проявляйте такую же дипломатичность со строптивым 15-летним подростком, который не хочет открывать учебник. Если вы будете слишком сильно давить на него, дерзкий ребенок и впредь не захочет вам повиноваться. Вы также не продвинетесь вперед, если будете требовать от него, чтобы он обещал никогда больше не курить и не пить. Намного действеннее дать ему понять, почему вы не одобряете эти его привычки. Правила должны быть жесткими и последствия за их нарушения четко сформулированными. Найдите способы обсудить со своим ребенком варианты решения всех возникающих проблем и последствия, которые его ждут в случае непослушания: "Ты задумывался о том, что произойдет, если будешь прогуливать уроки? Классный руководитель сказала, что тебя временно могут отстранить от учебы и все лето тебе придется сдавать зачеты и экзамены. А в результате ты не сможешь совершить уже запланированную поездку”. Вне всяких сомнений некоторые ваши указания должны выполняться без обсуждения, особенно когда это касается вопросов безопасности.

Объясните детям, что если они откажутся вас слушаться, вы будете вынуждены контролировать их поведение, как это делают с маленькими детьми.

НАУЧИТЕ ДЕТЕЙ СПРАВЛЯТЬСЯ СО СВОИМИ ТРУДНОСТЯМИ

Дети не всегда умеют объяснить, что их волнует и тревожит. Их поведение – иногда единственный способ выразить свои чувства. Поэтому родители должны постоянно пытаться определить причины того или иного поступка ребенка. Плохое поведение может быть также попыткой преодолеть какую-то стрессовую ситуацию. Родителям следует устранить причину детских переживаний и научить ребенка преодолевать трудности. Как только вы определите причины плохого поведения, вы получите благоприятную возможность помочь ребенку понять себя и свои чувства. Однако помните, что ваши пожелания должны высказываться не в негативной, а в позитивной форме. Не говорите ребенку, что он не должен это делать, скажите лучше, как бы вы хотели, чтобы он себя вел. Будьте терпеливы и ставьте перед ним небольшие и достижимые цели. Поведение не меняется в одночасье. Если у вашего ребенка за целый день было не пять вспышек раздражения, как обычно, а всего две – это уже большой прогресс. Когда вы чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с поведением ребенка, без колебаний обратитесь за помощью к специалистам. Опытный психолог поможет вам и вашему ребенку разобраться в своих чувствах и подскажет, как прийти к взаимопониманию.

МОЖЕТ БЫТЬ, ПРОБЛЕМА В ВАС?

Иногда причиной конфликта с ребенком могут оказаться ваши проблемы. Обратите внимание на свое эмоциональное состояние. Может быть, у вас какие-то сложности на работе или вы поругались с близким человеком? А может быть, наблюдая как ваш ребенок постепенно становится независимой личностью, вы чувствуете себя менее нужным ему? В этом случае беседы с другими родителями, учителями в школе или специалистами могут развеять ваши тревоги и подсказать решение проблемы.

С КАЖДЫМ РАЗОМ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ

Вместо того, чтобы при каждой неудаче выражать свое недовольство и тревогу, попытайтесь увидеть в ребенке прилежного маленького человека, которому вы хотите помочь найти себя. Можно также пересмотреть надежды, которые вы возлагали на своего ребенка, чтобы не впадать постоянно в отчаяние. Вы должны понять для себя, что несмотря на неприятие поведения вашего ребенка, вы продолжаете его любить.

ГОВОРЯ "НЕТ”, ДЕРЖИТЕ СЛОВО

Все родители знают, что дисциплина должна быть всегда и во всем. Однако об этом принципе легко забывают, когда сталкиваются с отпором со стороны непослушного ребенка. Вот несколько советов управления детьми, которые огрызаются.

* Отделяйте проблему от личности ребенка. Прежде чем добиться взаимопонимания, ребенок должен знать, что вам не нравится его поступок, а не он сам. Вы можете сказать что-то типа: "Я люблю тебя, но ненавижу, когда ты мне лжешь”.

* Твердо и спокойно скажите ребенку, чту вы считаете недопустимым в его поведении и каким вы хотели бы его видеть.

* Когда ребенок постоянно отказывается что-то делать, спорит с вами или меняет тему разговора, используйте технику заезженной пластинки – повторяйте свой приказ или предупреждение снова и снова.

* Пытайтесь решать проблемы в духе сотрудничества. Прежде всего сформулируйте основные правила. Выделите определенное время для обсуждения спорных вопросов. Договоритесь относиться друг к другу с уважением. Это значит, что во время разговора нельзя ни кричать, ни иронизировать, ни отвечать грубостями. Далее договоритесь, что в течение определенного времени – скажем, пяти минут – вы можете высказать друг другу все. Когда рассказал один, другой должен повторить все его или ее претензии, чтобы быть уверенным, что они правильно услышаны и осознаны.Затем обсудите сообща пути их решения, по очереди перечисляя все возможные варианты.

* Вы в чем-нибудь пришли к согласию? Пошли ли вы оба на взаимные уступки, чтобы достигнуть компромисса? Практически все дети – 4 им года или 14 – готовы к сотрудничеству, когда их понимают и ведут с ними диалог.

Если ваш отпрыск не поддается контролю – не отчаивайтесь. Вы тем не менее можете оказывать на него влияние. Для этого нужно, чтобы родители видели в своем ребенке потенциального союзника, а не противника.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»