К какие игры поиграть дома с мальчишками. В какие игры можно поиграть дома с детьми. Полезные развлечения в кругу семьи

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Любая игра с ребенком имеет, как минимум, два слоя: коммуникативный и развивающий. Ребенок учится реагировать на сигнал, запоминает новые движения, действия, слова и словосочетания. Поэтому играть с ребенком нужно начинать как можно раньше, практически – где-то через месяц после рождения. Ребенку важна игра именно с мамой, папой, бабушкой, так он чувствует себя более защищенным и настраивается на позитив.

Возраст до года

Пока вашему малышу не исполнилось полугодика, игры носят тактильный характер со словесным сопровождением:
- В ванночке: полив водой со словами «Водичка-вода, умой ты меня!»
- На пеленальном столике: подуть ребенку в животик «Пу-пу-пу-пупочек!», закрыть себе рукой глаза: «Где мама?» и открыть: «Вот она мама!» Показатель успешности игры – улыбка ребенка.

Во что поиграть с маленьким ребенком, уже умеющим сидеть? Приближайте его головку к себе со словами: «Баран-баран…» и легонько соприкасайтесь лбами при слоге «Буц!» Прекрасно получается и «Идёт коза рогатая за малыми ребятами… (изобразите «козу» пальцами). Забодает-забодает Машеньку (дотроньтесь до малыша «рожками»).

В какие еще игры поиграть дома с маленькими детьми? Используйте стихи и музыку: обучите ребенка определенным движениям под вашу песню: «Ладушки-ладушки, где были? У бабушки. Что ели? Кашку. Что пили? Бражку!» (ребенок быстро осваивает навык хлопания в ладоши). Потом можно добавить новые движения: «Кашку доели – кыш-кыш полетели (учим махать ручками), на головку сели (ладошки кладутся на голову маленького умника).

Очень хороши парные игры типа «Дай мячик» - «На мячик», собирание пирамидок с поощрительными словами взрослого и другие совместные действия.

Игры с годовалым ребенком дома

Ваш ребенок встал на ножки, пытается сделать первые шаги. Пришло время учить его стихотворениям:
Мишка косолапый
По лесу идёт (стимулируем переступание ножками).
Шишки собирает
В корзиночку кладет (стимулируем складывание шариков, кубиков, шишечек в миску).
Вдруг упала шишка –
Прямо мишке в лоб! (Учим хлопать себя рукой по голове.)
Рассердился мишка (учим махать головой или ручками) –
И ногою… ТОП! (Учим топать ножкой, слово «топ» можно повторять пять-шесть раз.)

Не забывайте словесно поощрять малыша: «Молодец, Ирочка, хорошо сделала «топ»! Ай умница Сашенька, всё правильно сделал!», показывайте их достижения отцу, бабушкам, дедушкам – позитив необходим.

Можно, сидя на коврике, поиграть вдвоём в «Колобок». Сначала показываете картинки, а потом превращаете в колобок один из мячиков, пусть ребенок отбрасывает мяч при словах «Покатился дальше» и ловит после реплики «Я тебя съем».

Если уже ходит, в 1 год прекрасно идет игра «Догоню-догоню». Вообще любые игры, развивающие запоминание и умение двигаться, предпочтительны.

Игры с двухлетним ребенком дома



Все малыши любят помогать. Ребенок 2 лет от роду способен различать и запоминать цвета и размеры. Возьмите мытые овощи или фрукты – и отберите вместе красненькие или зелёненькие, разложите по мискам, маленькие или большие – тоже разложите по разным мисочкам.

Уделяйте внимание также развитию речи малыша, его памяти. Стишки типа «Уронили мишку на пол», «Идёт бычок, качается», «Малышок», «Дождик-дождик – капелька» и другие произведения Агнии Барто, Юнны Мориц, Корнея Чуковского начинаем учить с договаривания строк, потом просим рассказать всё. Чтобы было веселее, привлекаем игрушки: куклу, медведя, машинку.

Разучивайте танцы с песнями: «Мишка с куклой бойко топают», «Ножками топ-топ, ручками хлоп-хлоп», песни с сопровождающими движениями – «Вышла курочка гулять…», «Серенькая кошечка села у окошечка» и др. Не получилось сегодня – получится завтра, а получилось – не забывайте хвалить!!!

Во что поиграть дома с ребенком 3 лет?



Самое время для развития грубой моторики! Дома можно установить что-то вроде мольберта (а заодно и объяснить, что рисовать можно только на нём). Учим малыша макать пальчики в краску и оставлять точки, линии, дождинки на листе.

Из специальной пластической массы делаем шарики, колбаски, блинчики, колечки. Чем больше ребенок разминает что-то в ручках и преобразует в нужную форму, тем больше сигналов от ладони поступает в мозг, это образует новые нейронные связи, развитие динамики, речи, сообразительности ребенка развивается.

Для рисования используйте широкие фломастеры. Учите рисовать волну, мячик, заборчик – по вашей намётке, а потом самостоятельно. Возможность самовыражения очень важна для ребенка (игра на ксилофоне под музыку, отбивание ритма деревянными ложками, пение в детское караоке, лепка и рисование.

А еще есть домашний футбол, книги, кукольный театр, совместное приготовление еды… Главное – чтобы ребенок развивался и получал от вас моральную поддержку.

Во что поиграть с ребенком, которому 4 года


Типичная ошибка родителей – считать, что их ребенок еще маленький. В четыре года можно начинать учить ребенка распознавать буквы и цифры, потом – чтению по слогам и сложению-вычитанию в пределах десятка. Главное – чтобы все игры были достаточно наглядными и интересными, с применением кубиков, декоративных счётов, книг с большими буквами и картинками.

Уже можно давать в руки нашему юному исследователю планшетник, обучить основам пользования им, разрешить выбрать мультфильм – и посмотреть его вместе. Главное, чтобы это занятие не превышало 15 минут непрерывно. Игры отбирайте сами, строго по возрасту ребенка, чётко дозируйте нагрузку.

Пора развивать более тонкую моторику: рисовать кружочки в квадратике или полосочки на майке нарисованного футболиста, стараясь не выйти за пределы. По контуру ребенок может вырезать фигурку (квадратик, треугольник, овал) из цветной бумаги, а потом создать композицию методом аппликации. Очень полезна лепка! Кстати, обычные кулинарные дела тоже прекрасно развивают: вырезать формочкой печеньки, катать шарики для обжаривания, втыкать изюминки в кекс и пр. Все дети этим занимаются с удовольствием.

Во что поиграть с ребенком 5 лет?



В пять лет ребенок уже не всё время проводит с родителями, он дает волю своему воображению, сам изобретает игры, собирает лего, вырезает фигурки, приглашает в гости друзей – и они играют в игры с кубиком, настольный хоккей и пр., копируют в своих играх действия взрослых (в том числе и привычки, от которых старшим неплохо бы избавиться: «сигарета», «мобильник и косметика», «поиск потерявшейся одежды»).

Внимание, родители: над ребенком нельзя посмеиваться! Вообще лучше этого не делать с самого раннего возраста, но в 5 лет вы можете просто оттолкнуть дитя от себя.

Обязательно уделяйте КАЖДОМУ ребенку, особенно пятилетнему 15-20 минут личного времени, это для него очень важно, особенно если в доме уже появился второй малыш.

Можно из бумажных полосок складывать гирлянды. Из картона, бумажек и вспомогательного материала делать фигурки. Обязательно включайте в «меню» сюжетные игры типа: «Давай ты будешь куклин папа, а я куклина мама», «Как будто мы с тобой пошли в поход» - с пением песен, «варкой каши», другими целесообразными процессами.

В этом возрасте ребенок уже в какой-то мере зависим от мнения окружающих. Не стоит вопить: «Компьютер? Ни за что!», если все его друзья уже играют на дисплее, лучше подберите развивающую игру: собрать что-то из деталей, одеть куклу, разложить элементы в разные «коробочки» и пр. Время игры стоит ограничивать 15 минутами, включая просмотр мультфильма.

Во что еще поиграть на ПК с ребенком? На компьютере в интернете можно найти доступные по возрасту игры на двоих по сети, например, на сайте http://quicksave.su/multiplayer . С мальчиком можно поиграть в «гонки на двоих », скучно не будет точно и вам и ребенку.


А еще это могут быть паззлы, поиск грибов, задания с фигурками и т.п.

В заключение скажем:

НАШ РЕБЕНОК ПРЕКРАСЕН САМ ПО СЕБЕ. И не нужно страдать от того, что внучка соседки уже всего «Бармалея» наизусть знает, а сын сослуживца складывает кубик Рубика на скорость. Мы будем развивать своего ребенка ежедневно, без нажима, разносторонне.

Маленькие дети очень отзывчивы и благодарны. Это лучшие ваши годы, вы можете их от всего защитить, всему научить, просто обмениваться улыбками и объятиями. Цените это время – и делайте всё, чтобы ребенок был счастлив.

Игры и развлечения «на бумаге» знакомы человеку еще со
школьных парт. Они отличаются своей простотой и тем, что способны
захватывать и заинтересовывать с первых минут. Для таких игр вам
пригодится только лист бумаги (в зависимости от каждой: в клетку, линию
или чистый), а так же пишущая ручка или карандаш.

Игры «на бумаге»:


  • Крестики-нолики - классическая игра, для которой
    вам необходимо расчертить решетку на 9 клеточек. Определитесь с
    партнером кто и что будет рисовать (крестики или нолики). Начните игру,
    каждый ваш ход - один знак. Побеждает тот, кому удалось нарисовать три
    одинаковых знака по горизонтали, диагонали или вертикали.

  • Палочки - Для этой игры вам понадобиться лист в
    клеточку. На нем вам необходимо нарисовать геометрический ромб. Задание
    каждого игрока - рисовать палочки внутри ромба, которые занимали бы одну
    сторону клеточки. Если кому-то удается обнаружить не закрытую клеточку
    (то есть палочки с трех сторон), он сразу рисует четвертую, а внутри
    свой знак - крестик или нолик. Выиграет тот, кто нарисует в игровом поле
    большее количество знаков.

  • Рука - вам потребуется листок в клеточку (можно так
    же использовать в линию). Обведите свою руку, внутри ее контура вам
    следует расписать числа от 1 до 100 в разных местах (спутанных). То же
    делает и ваш партнер на своем листике. Потом вы обмениваетесь
    листочками. Задание - по очереди находить число от 1 до 100 и обводить
    его после находки. В то время как вы его ищете, ваш напарник рисует
    вокруг контура руки нолики. Выиграет тот, кто нарисует полный лист
    ноликов на «свободной территории».

  • Морской бой - для того, чтобы начать игру, вам
    следует нарисовать два боевых поля (каждому игроку). Выглядит поле в
    виде квадрата 10 на 10 клеточек каждое (верхняя строка обозначается
    буквами: от а до и, а левая вертикальная от 1 до 10. Внутри поля каждый
    игрок рисует корабли: 1 из 4 клеточек, 2 из 3-х, 3 из 2-х и 1
    одинарных). Ваше задание стрелять по полю противника, называя
    координаты, например: «а-10» или «г-7». Выиграет тот, кто первый
    «потопит» все корабли противника.

  • Слова - на листке бумаги пишется длинное слово.
    Задача каждого игрока придумать как можно больше маленьких слов из
    длинного слова. Выиграет тот, чье количество будет самым большим.
    Например, слово «параллелограмм» и из него слова: «пара», «грамм»,
    «лего», «гол», «рама» и так далее.

  • Словесный кроссворд - Посреди листа напишите
    длинное слово. Ваша задача дописывать маленькие или другие слова,
    которые состоял бы из нескольких букв изначального. Выиграет тот, кто
    составит максимум слов (1 слово - 1 балл), длинное слово (более одной
    буквы - 2 балла).

Во что можно поиграть в карты вдвоем?

В карты любят играть многие, ведь они позволяют совершенно забыть о времени и весело его провести.


Интересные игры в карты:


  • Дурак - это старая и всем знакомая игра. Есть два
    вида: «Обычный дурак» и «Подкидной». Задача игры - бить карту более
    старшей той же масти или любой козырной. Каждый игрок получает по 6 карт
    и по мере их скидывания пополняет свой набор. Выигрывает тот, у кого
    заканчиваются карты.

  • Пиковая дама - у игроков должно быть равное
    количество карт. Среди них все должны быть парными. Поочередно каждый
    игрок тянет у партнера карту не глядя и, добавляя ей пару, откидывает
    (например: 9 крестовая и 9 бубновая). Среди всех карт есть одна -
    «Пиковая дама». Тот, у кого останется эта карта (она единственная у
    которой нет пары, так как 1 дама отбрасывается из колоды сразу) и ее
    обладатель в конце игры станет проигравшей стороной.

  • Козырная карта - положите колоду рубашкой вверх
    перед собой. Заранее обозначьте козырь (любую масть) и поочередно
    переворачивайте по одной карте. Тот, кому повезет положить козырную,
    забирает всю стопку перевернутых карт. Проиграет тот, у кого карт будет
    больше.

  • Пьяница — положите колоду рубашкой вверх перед
    собой. Начинайте переворачивать карты по одной. Тот, чья карта будет
    больше, должен будет забрать всю перевернутую стопку. У проигравшего в
    конце будет большее количество карт.

Игры вдвоем дома без компьютера подвижные: во что поиграть?

Альтернативой «вредным» компьютерным играм могут стать
подвижные интересные игры, которые можно провести дома или на открытом
воздухе.


Игры:


  • Съедобное или не съедобное - задача этой игры
    проста: каждому следует угадать какой предмет ему назовет партнер. В
    зависимости от этого он либо ловит, либо отбивает небольшой мяч.
    Проигрывает тот, кто отбивает «съедобное слово», либо ловит
    «несъедобное».

  • Крокодил - это простая и очень интересная игра, в
    которой каждый должен показать жестами и движениями слово. Произносить
    слово и делать звуки нельзя. Проигрывает тот, кто не угадывает слово.

  • Холодно или горячо - ваша задача - спрятать
    какой-то предмет дома или на улице. Партнер ищет его, а вы помогаете ему
    это сделать, сообщая «горячо, тепло или холодно» по мере его
    приближения к спрятанной вещи.

  • Записка - игра проста и интересна: один участник
    пальцами пишет слова на спине своего партнера, а тот угадывает буквы и
    составляет слово. Выиграет тот, кто составит большее количество слов.

  • Испорченный телефон - для этой игры потребуется
    большое количество детей. Все садятся в ряд. Первый ребенок придумывает
    слово и сообщает его своему соседу, но быстро и тихо. Он же передает его
    ровно так, как услышал. Последний говорит услышанное слово громко. Если
    слово в итоге оказалось «испорчено», каждый озвучивает то, что услышал и
    таким образом выявляется проигравший.

В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем, без компьютера взрослым?

Взрослые игры отличаются более сложными мыслительными процессами, так как в основном они рассчитаны на логику.


Игры:


  • Нарды - для этого вам потребуются кости, шашки и
    специальное поле для игры. Выиграет тот, кто первым перекинет шашки по
    кругу и вернется на свое место.

  • Шахматы - логическая игра, смысл которой заключается в захватывании чужой территории и уничтожении «армии врага».

  • Шашки - игра рассчитана на то, чтобы белые или черные шашки перешли на противоположное поле и «уничтожили» шашки противника.

  • Угадай кто я (Тарантино) - игра очень проста и
    увлекательна одновременно. На листиках бумаги пишутся имена мировых
    личностей (актеры, певцы, политики). Листики смешиваются и каждый не
    глядя выбирает себе один, потом крепит его ко лбу. Задача каждого -
    угадать какая именно выпала ему личность путем наводящих вопросов.

  • Мафия - сложная пошаговая игра в детективном жанре.
    В игре следует использовать обычные или специальные карты, не обойтись
    без помощи ведущего.

В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем без компьютера мужу с женой?


  • Лото — классическая игра, с которой время буквально
    «летит незаметно». Для этого вам пригодится специальный набор билетов и
    мешок с бочонками. Выигрывает тот, кто первый заполнит свой билет с
    цифрами.

  • это логическая игра, в которой вам следует
    снимать брусочки с построенной башни, вынимая их из серединки. Задача -
    не нарушить башню, проиграет тот, у кого она рассыплется.

  • Правда или ложь - каждый из игроков рассказывает
    две истории, одна из которых выдумка, а вторая - правда. Задача второго
    игрока узнать что есть что. Выиграет тот, кто лучше всего знает своего
    партнера.

  • Ассоциации - ваше задание загадать какое-либо слово
    и называть все ассоциации с ним вашему партнеру так, чтобы он его
    угадал. Кто больше отгадает слов, тот и выиграл.

  • «Что за фильм?» — для этого игрокам следует быть
    настоящими киноманами. Описывайте историю главного героя, не называя его
    имени, а ваш соперник будет угадывать фильм. Чем больше правильных
    ответов, тем больше баллов.

В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем без компьютера парню с девушкой?

Игры:


  • Городки - задание каждого игрока называть город на
    ту букву, что была последней в уже названном слове. Можно так же менять
    тему игры, например, не название городов, а названия цветов или блюд.

  • Карты на раздевание - для молодой пары даже обычный «Дурак» будет намного интереснее, если каждый будет поочередно снимать свои элементы одежды.

  • Пазлы - купите большую картинку из пазлов и
    постарайтесь провести время вместе, собирая ее по кусочкам. В это время
    можно обсудить множество жизненных вопросов и рассказать интересных
    историй.

Собирание пазлов — интересное времяпровождение

В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем без компьютера с подругой?

Игры:


  • Гадания на суженого - интересное времяпровождение
    для двух молодых девушек, тем более, что вариантов гаданий на
    сегодняшний момент существует множество: на картах, воске, кофейной
    гуще, по телефонному звонку и так далее.

  • Верю-не-верю - ваша подруга задает вам вопрос, на
    который вы должны ответить правильно и неправильно, а ее задача -
    выбрать верный ответ. Победителем в игре станет тот, у кого будет
    большее количество угаданных ответов.

  • «Слабо» — в любой игре (будь то карты, лото или
    ладошки) может быть «слабо». Это то самое наказание, которое следует
    сделать. Как правило, это смешное или постыдное занятие, которое
    осуществить не легко.

В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем без компьютера с братом?

Игры:


  • Домино - интересная и увлекательная игра на складывание костяшек.

  • Мозаика - можно сложить множество интересных картинок вместе.

  • Конструктор - постройте вместе замки, дома или целые города.

  • активная игра со специальной игровой площадкой.


В какие игры можно поиграть дома, в квартире вдвоем без компьютера с сестрой?


  • Монополия - интересная, увлекательная логическая игра с множеством заданий и элементов.

  • Лепка из пластилина или пластилинового теста - современное тесто для лепки или пластилин позволят вам создавать интересные фигурки и весело провести время.

  • Кукольный театр - забавные истории с игрушечными персонажами непременно развеселят вас и помогут интересно провести время.

Во что можно поиграть вдвоем мальчикам и девочкам 10 — 14 лет без компьютера, если скучно?


  • Бумажные куколки - для игры следует нарисовать и вырезать куколки, а так же придумать для них бумажную одежду.

  • Я — дизайнер - игра очень нравится девочкам, так
    как заставляет почувствовать себя настоящим дизайнером, создавая
    коллекции модной одежды и устраивая показ своей подруге.

  • В резиночку - это веселая и подвижная игра на свежем воздухе.

  • В парикмахера - создавать прически и стиль своим подругам для девочек очень интересно.

Во что можно поиграть в больнице вдвоем?


  • Угадай мелодию - нужно голосом напеть знакомую песню, а ваш напарник в игре ее должен угадать.

  • Раскраски и рисование - веселое и спокойное времяпровождение, которое всем придется по вкусу.

  • В анкеты - составление интересных вопросов об увлечениях и ответы на них.

  • Стихи — каждый из игроков пишет одну строчку, которая рифмой продолжает предыдущую.

Замечательно, когда несколько детей играют вместе, изобретая развлечения, которые взрослым подчас сложно понять. Возраст участников забавы в данном случае не имеет значения ― фантазия юных выдумщиков предложит роль каждому. Но родители всегда задаются вопросом: во что поиграть с детьми дома, чтобы процесс был не только увлекательным, веселым и динамичным, но и полезным? Отдельная проблема ― чем занять непоседу вечером, когда свободного времени много, а спать еще рано? Задача не из банальных: придумать деятельность, которая увлечет ребенка и одновременно обучит новому и закрепит старые навыки.

Полезные развлечения в кругу семьи

Интересное совместное занятие ― бесценное времяпровождение, когда мама, папа, бабушка и другие домочадцы могут вдоволь пообщаться с малышом, уделить ему достаточно внимания. Случается, что взрослые, с головой уйдя в материальные заботы и работу, забывают, что детство очень быстротечно. Спустя короткий период мальчишки и девчонки вырастут и совместная игра станет неактуальной. А ведь общение с детьми ― не только возможность научить их чему-то важному. Это отличное развлечение, когда можно вдоволь насмеяться и от души повеселиться.

В какую игру поиграть с детьми дошкольного возраста? Главная цель такого времяпровождения ― развитие базовых навыков, логики, мышления, обучение азам грамотности и т.п. Придумывая забавы для дошкольника, отталкивайтесь от того, что ему необходимо освоить до начала учебных будней. Поощряйте инициативу малыша: необходимо услышать, к чему у него лежит душа. Этот важный момент нельзя упускать, чуткие и внимательные родители могут легко обнаружить таланты ребенка еще в детсадовском возрасте.

5 идей домашних игр с малышами

Игрушки ребенку наскучили, мультфильмы занимают ровно три минуты внимания… А энергия малыша продолжает бить через край? Необходимо направить его энтузиазм в правильное русло, добавить творчество в банальные, на первый взгляд, занятия:

Игры с подручным материалом

Современная квартира ― настоящий кладезь для креатива. Банки с сыпучими продуктами (крупами, небольшими макаронами, горохом, фасолью) ― отличная альтернатива музыкальным инструментам. Обычная бумага при оригинальном применении запросто заменит наскучившие конструктор или кубики. Сделайте бумажную флотилию, эскадрон самолетиков, грандиозный оркестр. Такие игрушки надолго займут малыша. Самая большая ценность в том, что они созданы вместе с родителями, в теплой семейной атмосфере.

Игры с водой

Не имеет значения, сколько ребенку ― год или уже все пять, ― предложение поплескаться всегда встречается детьми на ура. В небольшом тазике или в ванной с пенными горами можно разыграть целое фантазийное представление.

Игры для развития мелкой моторики

Обычное тесто, пластилин ― превосходные материалы для занятий с дошкольниками. Детишкам нравится чувствовать свои движения, работать с мелкими деталями, создавать сказочные образы, фигурки животных. Привяжите лепку к какому-то недавнему событию, которое впечатлило ребенка: походу в цирк, зоопарк, дню рождения, путешествию.

Игры с обучающими карточками

Изображения на них создают запоминающиеся образы, помогают ребятне легко и одновременно эффективно усваивать и закреплять информацию.

Игры с использованием литературы

Книга ― не только источник знаний, с ее помощью можно утроить веселую игру с малышами. Привлеките нескольких членов семьи, почитайте ребенку произведение в ролях, устройте веселый театрализованный процесс. Сказки, басни, детские стихи в интерпретации родных заиграют новыми красками, не будут казаться скучными, как обычное монотонное чтение вслух.

Альтернатива гаджетам для младших школьников

В какие игры можно поиграть с детьми дома, если они уже подросли? Найти общие интересы с учащимися первых-четвертых классов непросто. Осознав сложность обучения в школе, дети зачастую начинают воспринимать любые совместные занятия со взрослыми как учебный процесс и протестуют против них. Иногда сложно оторвать ребенка от гаджета с игрой, компьютера или игровой приставки, увлечь его чем-то созидательным.

Всем родителям хочется, чтобы их дочери и сыновья не просиживали сутками у монитора, а развивали полезные умения, приобретали нужные навыки и знания. В этом мамам и папам помогут домашние игры:

  • креативная аппликация из газет, журналов, рассылок. Размещенные в них яркие иллюстрации вырезайте маленькими ножницами, клейте на большой лист бумаги, создавая оригинальные картины. А для повторения алфавита (русского, украинского, немецкого, французского, английского) аналогичную процедуру проделывайте с буквами. Важно, чтобы в творческом процессе приняло участие как можно больше членов семьи. Необычная игра способствует раскрытию интересов и талантов подросшего ребенка;
  • раскраска наоборот. Предложите небанальный подход к этому, в целом обычному, детскому развлечению. Пусть малыш нарисует контуры картинки сам, а раскрашивать изображение, угадывая его идею, поручите домочадцам;
  • домашний квест. Сегодня популярны так называемые квест-комнаты. Компании друзей платят немалые деньги за возможность попасть в необычные условия, разгадать загадки, пройти испытания, раскрыть тайны и выиграть приз. Сыграйте в охоту за кладом дома! Спрячьте предметы в квартире, разместите подсказки, несложные ребусы ― домашний досуг превратится в отличное приключение, настоящее удовольствие для всего семейства. Частью задания может быть пазл, несложная головоломка, мини-кроссворд;
  • ролевые игры. Вспомните детство, поиграйте с ребенком в дочки-матери, ветеринара и слоненка, в ресторан, библиотеку. Ответственно готовьтесь к процессу, уделяйте внимание деталям. Польза от такого времяпровождения ― закрепление базовых бытовых навыков, изучение социальных типов, формирование адекватного поведения;
  • настольные и подвижные игры. Это классика детских развлечений, но и в них можно привнести свежую креативную струю. Полноценно позабавиться с мячом в квартире вряд ли удастся, но объединить это занятие с загадками, игрой в города или названия животных вполне реально. Сказочные нотки и элементы интерактива можно привнести и в заурядный процесс рисования. Например, изображать не обычный домик, а 3D модель и так далее.

Выводы

Не нужно быть профессиональным педагогом или воспитателем, чтобы осознать и принять истину: самое ценное, чем вы можете одарить ребенка, ― любовь и внимание. И без домашних совместных игр здесь никак не обойтись, они ― важнейшая часть воспитательного процесса.

В какие игры поиграть с детьми:

  • игры с подручным материалом
  • игры с водой
  • игры для развития мелкой моторики
  • игры с обучающими карточками
  • игры с использованием литературы
  • креативная аппликация из газет, журналов, рассылок
  • раскраска наоборот
  • домашний квест
  • ролевые игры
  • настольные и подвижные игры

А еще это невероятно весело и увлекательно!

Замечательно, когда несколько детей игра...

У всех родителей масса житейских забот, но постарайтесь найти хотя бы полчаса, чтобы порадовать ребенка и самим отдохнуть, снять напряжение рабочего дня. Вечером, когда вся семья собирается дома, будут очень кстати игры-шутки, игры-загадки, игры-соревнования, игры-прятки, которые рассчитаны на участников самого разного возраста. Для этих игр не нужно большого физического напряжения, они развивают память, внимание, сообразительность, быстроту реакции и в то же время создают хорошее настроение.

Если члены семьи — люди открытые шутке, фантазии, то им совсем нетрудно сдружиться с детьми в игре, стать действительно равноправными партнерами.

Многие игры имеют несколько вариантов. Используйте их. Это позволит поддержать интерес к наиболее полюбившимся играм. Может быть, вам удастся вместе с детьми придумать свои варианты.

Предлагаемые для вечернего досуга игры не требуют большого количества участников: можно играть вдвоем, втроем, вчетвером.

Как разыгрываются фанты

Многие игры предусматривают разыгрывание фантов: провинившийся выкупает у водящего свои вещи (фанты). Это могут быть детские игрушки, предметы одежды, украшения: бантики, заколки и т. п.

Фанты можно разыгрывать так.

Старинный вариант — водящий садится в центре, все обступают его кружком. Он говорит: «Чей фант сейчас покажу — тому быть «зеркалом» («смешным», «торговцем» и т. п.)». Когда все фанты разыграли, провинившиеся делают, что им приказано. «Зеркало» обходит всех и предлагает в него смотреться, «смешной» старается рассмешить всех, «торговец» предлагает купить товар, за который рассчитываются хлопками по рукам или поцелуями.

Современный вариант — фанты складывают в шапку, сумку или коробку и выбирают остроумного выдумщика, который назначает задания («наказания»). Его просят отвернуться и не подглядывать. Один из игроков достает фант и спрашивает: «Что сделать хозяину этого фанта?»

Задания должны быть шутливыми: пропеть петухом, проквакать, пропрыгать на одной ноге, повторить скороговорку без запинки, изобразить «статую» (причем каждый из играющих имеет право подойти и изменить ей позу). Может получиться целый концерт: один пляшет, другой читает стихи, кто-то поет песню или частушку, кто-то показывает пантомиму «Мама стирает белье», «Папа готовит обед» и т. п.

От выдумки и изобретательности взрослого зависит, насколько забавными будут задания. Нужно учитывать и возможности детей, малышам предлагать более легкие «наказания».

Если задания назначает ребенок и при этом затрудняется, можно подсказать ему на ухо, но не в тот момент, когда уже показан чей-то фант, а до этого. При разыгрывании фантов нужно следовать правилам: нельзя обижаться, отказываться от выполнения задания.

Игры-шутки

В барыню

Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: «черный», «белый», «да», «нет». Играющие садятся друг против друга, и ведущий, выбранный по жребию, начинает речитативом:

— К нам барыня пришла,

Голик принесла,

Голик да веник,

Сто рублей денег,

Она наказала,

Строго приказала:

Не смеяться, не улыбаться,

Губки бантиком не делать,

Черно с белым не носить,

«Да» и «нет» не говорить!

— Вы поедете на бал?

— Поеду, конечно.

— А какое платье наденете:

Белое, черное?

— Голубое!

— Что вы, что вы: сейчас это не модно, засмеют.

— Пусть засмеют!

— Что с вами? Вы больны?

— Нет, здорова! Ведомый попал в западню.

Указания к проведению: в эту игру играют вдвоем. Когда ведомый ошибается, играющие меняются ролями и игра продолжается.

«Черного» и «белого» не говорить, «да» и «нет» не повторять

(вариант)

— Какая у тебя шляпа?

— Как синяя? Она белая.

— Зеленая.

— Как зеленая? Да она вовсе черная.

— Голубая.

— Вот как, голубая? Шляпа-то голубая? Совершенно белая.

— Нет не белая, а черная.

Ответивший так должен быть «наказан» дважды за слова «нет» и «черный». Или спрашивают так:

— Есть ли у тебя рога?

— Неужели есть?

— Так, стало быть, и хвост у тебя есть?

— Хвоста не имею.

— Хвоста нет, а рога есть, так кто же ты такой?

— Человек.

— Нет, не человек, а без хвоста животное с рогами.

— Нет, человек.

И отвечающий платит фант.

Указания к проведению: в эту игру лучше играть втроем, вчетвером. Важно соблюдать правила: тот, кто произнесет запретное слово, отдает фант. После диалога водящего со всеми участниками игры фанты разыгрываются и выбирается новый водящий.

Воробей

Играющие называются кустарниками или деревьями, например яблоня, дуб и т. д. Водящий начинает игру, он говорит: «Чив, чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню». Яблоня подхватывает: «Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел воробей на...» и т. д.

Указания к проведению: минимальное количество играющих — 4 человека. Чем больше участников, тем интереснее игра. Необходимо помнить: разговор нужно вести быстро, за медлительность и рассеянность берется фант. Фанты разыгрываются обычным порядком.

В птицы (вариант)

Играющие садятся в кружок, каждый называется какой-нибудь птицей. Водящий начинает игру, он говорит: «Села». Другой спрашивает: «Где?» — «На веточке. Полетела». — «Кто полетела?» — «Канарейка». — «Куда полетела?» — «К жаворонку».

Играющий жаворонка начинает диалог сначала: «Села...», а «канарейка» спрашивает.

Указания к проведению : в игре могут принять участие 3—4 человека. Правило одно: если игрок прослушает свое название, с него берут фант. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест. Игры этого типа полезно предлагать детям с рассеянным вниманием.

В садовника (вариант)

Каждый играющий называется каким-нибудь цветком. Водящий, выбранный по жребию, начинает диалог:

Я садовником родился,

Не на шутку рассердился,

Все цветы мне надоели,

Кроме... розы— раз, два, три!

После этих слов роза должна быстро вступить в диалог с садовником: «Я!» — «В чем дело?» — «Влюблена». — «В кого?» — «В тюльпан — раз, два, три!»

Игра продолжается.

Тарелка кружится.

(вариант)

Играющие выбирают себе названия цветов. Кто-нибудь из них начинает игру — раскручивает тарелку на ребре. Водящий вызывает любой цветок, тот должен быстро отозваться, пока тарелка не упала, и «подкрутить» ее. Он становится водящим, игра продолжается.

Указания к проведению : варианты «В садовника», «Тарелка кружится» требуют большой сосредоточенности внимания. Проходят интереснее, если в них участвуют более 4 человек. Следует соблюдать правило: вступать в диалог сразу после слов «раз, два, три» («В садовника»). Кто зазевался, платит фант. Взрослые должны показать детям, как в диалоге можно менять темп речи, отвлекая этим играющих и провоцируя их на ошибки. В игре с тарелкой фант платит тот, кто не успел ее раскрутить (тарелка упала).

Молчанка

Перед началом игры все участники произносят приговорку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики,

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок —

Можно также использовать другие приговорки:

Зубы на крючок,

А язык на полочку,

Зубы на крючок,

Кто заговорит,

Тому щелчок!

Кони, кони, мои кони.

Мы сидели на балконе,

Чай пили, чашки били,

По-турецки говорили:

Чаб-чаллби, чаб-чаллби!

Прилетели журавли

И сказали всем: «Замри!»

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

Не смеяться, не болтать,

А солдатиком стоять!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Водящий старается рассмешить играющих мимикой и жестами, смешными словами, прибаутками. Если кто-то рассмеется или произнесет хоть одно слово, платит водящему фант.

Указания к проведению: водящему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Разыгрывать фанты можно сразу после того, как кто-нибудь засмеется или заговорит. Это снимает напряжение, возникающее в ходе игры.

Чепуха

Играющие выбирают водящего, он отходит в сторону. Каждый загадывает какой-либо предмет, например башенный кран, самолет и т. д. Подходит водящий. Он должен назвать такое действие, которое могло случиться с загаданным предметом. Водящий задает вопросы, игроки отвечают.

— Чем ты сегодня умывался?

— Башенным краном.

— На чем летал?

— На облаках.

— Что ты сегодня утром съел?

— Самолет.

Тот играющий, чей ответ в большей степени под- ходит к вопросу, становится водящим.

Указания к проведению : игру можно проводить и дома, и во время прогулки, путешествия. Важно соблюдать правила: играющие могут отвечать только загаданным словом, водящему нельзя повторять один и тот же вопрос. В первое время именно подбор вопросов вызывает у детей затруднение, поэтому взрослые должны предлагать различные образцы. Игра требует находчивости, развивает у детей чувство юмора.

Кухня.

(вариант)

Играющие выбирают себе имя, соответствующее кухонной утвари, например тарелка, вилка, нож и т. д. Водящий начинает задавать вопросы, а игроки должны отвечать только загаданным именем: «Что у тебя на носу?» — «Тарелка». — «Что на лице?» — «Тарелка». — «На чем сидите?» — «На тарелке» и т. п.

Указания к проведению : участников игры должно быть не менее 4 человек. Правило такое: если спрашивающий засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант. Шутливые вопросы водящего делают игру более интересной.

«Но зато я.»

Играющие становятся в круг и перебрасываются мячиком (шариком) или платком, свернутым в узелок. Бросающий говорит какую-либо фразу о себе, которая начинается со слов: «Я не...». Отвечающий, ловя мяч, должен ответить: «Но зато я...». Например: «Я не забываю чистить зубы по утрам». — «Но зато я не мою руки перед едой». Игрок, не успевший ответить или не поймавший мяч, платит фант.

Указания к проведению : в игре участвуют не менее 3 человек. Все фразы произносятся тоном добродушной шутки. Родители имеют возможность посмеяться вместе с детьми над их недостатками. Доброжелательный смех партнеров по игре действует сильнее, чем замечания, наказания.

Первый слог

Играющие образуют круг и перекидывают друг другу мяч или платок, завязанный узелком. Бросающий говорит первый слог какого-нибудь слова, а ловящий должен назвать второй слог. Можно подбирать слова и с большим количеством слогов.

Указание к проведению : в эту игру можно играть и вдвоем. Важно соблюдать правило: если кто-либо из играющих повторяет слово, уже названное ранее, платит фант. До начала игры договариваются о том, как будут составлять слова (из двух или трех слогов).

Игры-прятки

Холодно - горячо

Один из играющих выходит, другие прячут предмет где-нибудь тут же в комнате.

Затем приглашают водящего и предлагают найти спрятанную вещь. Во время поиска игроки предупреждают водящего: «тепло», «горячо», если он приближается к предмету; «холодно», если удаляется от него.

Предупреждать можно не только словами: тихой или громкой игрой на фортепьяно, звоном колокольчика. Когда вещь найдена, выбирается новый водящий.

Иголку искать

(вариант)

Водящий, выбранный по жребию, ищет спрятанную иголку. Чтобы облегчить поиск, один из игроков звонит в колокольчик: громче, когда водящий приближается к иголке, тише, когда он от нее удаляется.

Нашедший иголку получает право прятать ее для следующей игры, а прятавший ранее становится водящим.

Указания к проведению: в эту игру можно играть вдвоем, втроем и т. д. Она проводится, как правило, дома. Малыши с удовольствием будут искать игрушки. Прятать их лучше каждый раз на новом месте, которое легко обозначить словом, нетрудно найти. Игра не только забавляет участников, у детей можно развивать пространственные представления и их словесные обозначения. Если вы в пути, например едете в поезде, и хотите занять ребенка интересной игрой, можно прятать предмет (конфетку, носовой платок) в одежде друг друга. Когда играющих двое, прячут и ищут вещь по очереди.

Игра с выбором

Камешек

Играющие садятся в ряд, ладони у всех сложены вместе и лежат на коленях. Водящий с камешком в руках обходит всех и делает вид, что кладет камешек в ладони каждому. Одному из игроков он действительно кладет камешек, затем отходит в сторону и зовет: «Камешек, ко мне!» Тот, у кого камешек, подбегает и показывает. Теперь он будет водящим. Но если играющие заметили, кому положен камешек, они могут задержать игрока. В этом случае водящий не меняется.

В наши дни эта игра известна под названием «Кольцо-мальцо». Водящий зовет игрока так: «Кольцо-мальцо, выйди на крыльцо!»

Указания к проведению : минимальное количество участников — 4 человека. Водящий должен стараться положить камешек незаметно, чтобы никто не видел, у кого он. Важно помнить правило: игрок с камешком не должен выходить раньше слов «Камешек, ко мне!»

Взрослые могут создавать забавные ситуации в игре: папа старается задержать маму, в то время как камешек находится у младшего сынишки. Это обычно вызывает восторг у детей.

Игры-соревнования

Король в плену

Двое играющих поочередно кладут руку на руку партнера, считая до девяти, затем наиболее быстрый игрок хватает медлительного и говорит: «Король в плену».

Указания к проведению: количество игроков всегда постоянно — 2 человека. Необходимо соблюдать правила: нельзя задерживать руку партнера, нельзя класть обе руки подряд. Чтобы играть было интереснее, можно изменять темп счета, то ускоряя, то замедляя его.

В цапки

Водящий вытягивает вперед руку ладонью вниз. Каждый игрок ставит под ладонь свой указательный палец. Водящий говорит:

Под моею крышей

Собралися мыши,

Заяц, белка, жаба

Под моею крышей

Жили-были мыши.

Чижик, котик, жаба

На горе стояли зайцы

и кричали: «Прячьте пальцы!»

При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен, тот выбывает из игры.

Указания к проведению: в эту игру можно играть вдвоем, втроем, вчетвером. Вначале лучше играть вдвоем с ребенком. Водящим должен быть взрослый. Он показывает, как можно изменить темп приговорки, чтобы отвлечь играющих, перехитрить их. Когда ребенок освоится в парной игре, можно увеличить количество участников. Игра развивает быстроту реакции у детей.

Береги руки

Играющие сидят или стоят по кругу, вытянув руки перед собой ладонями вверх. Водящий стоит в центре. По сигналу «Берегите руки!» он старается коснуться ладони одного из игроков. Все должны быстро спрятать руки. Если водящему удается осалить кого- то из игроков, тот становится водящим. Игра повторяется.

Указания к проведению: чем больше участников игры, тем интереснее она проходит. Перед началом игроков предупреждают, что нельзя все время прятать руки. Водящий должен двигаться в различных направлениях, совершая обманные действия. Взрослые дают образец такого проведения игры. Игру можно усложнить, выбрав двух водящих.

В ушки

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. Ударяют в ладоши и приговаривают:

Мама била, била, била

И все папе доложила.

Папа бил, бил, бил

И все бабе доложил.

Баба била, била, била

И все деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И все сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И все братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили,

А в кадушке две лягушки.

Закрывай скорее ушки!

При последних словах играющие должны быстро прикрыть ладонями свои уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Указания к проведению : это парная игра. От игроков требуется не только быстрота реакции, но и внимание. В ладоши они ударяют в такт песни-приговорки, в конце которой можно изменять темп. «В ушки» играют и с двумя детьми: один наблюдает, а затем занимает место проигравшего.

Ладошки

Двое играющих садятся друг против друга и поднимают согнутые в локтях руки так, чтобы ладони одного были обращены к ладоням другого. Один из игроков, по уговору, держит свои руки неподвижно, другой же хлопает в ладоши, потом ударяет правой ладонью по левой ладони партнера, опять хлопает в ладоши, затем левой ладонью по правой партнера до тех пор, пока не промахнется (или ошибется). Затем игроки меняются ролями.

Перевертышки

(вариант)

Игроки, постоянно чередуя хлопки в ладоши и удары ладонью о ладонь партнера, приговаривают:

О чки, чки, чки,

Огуречечки!

Ложки, плошки, поварешки,

Перевертушки!

Огуречики соленые,

Московские, зеленые.

Ложки, плошки, поварешки,

Перевертушки!

При последнем слове играющие прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте не остановились, повторяют игровой припев, так же чередуя хлопки и удары ладоней о ладони. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

Указания к проведению: это игра парная. В ней можно использовать различные приговорки, многие сочиняют сами ребята. В начале игра проводится в медленном темпе. Когда навыки детей совершенствуются, темп увеличивается.

Крестики

На листе бумаги или на доске чертят прямоугольник, разлиновывают его на две колонки клеточек. Двое играющих договариваются, кто на какой половине будет играть. Затем один из игроков зажимает в руке камешек и предлагает другому отгадать, в какой руке он спрятан. Если партнер отгадал, то он ставит на своей стороне в верхней клетке крестик. Если не отгадал, то крестик на своей стороне ставит другой игрок. Выигрывает тот, кто раньше заполнит свою половину крестиками.

В трубочисты

(вариант)

Прямоугольник расчерчивают на два ряда клеточек (по 9 в каждом). Если игрок не угадает, в какой руке камешек, в его клетку ставят букву т, потом — р, у, б и т. д. («трубочист»). Если угадает, то букву ставят в клетку партнера, а угадавший прячет камешек. Игра оканчивается, когда у кого-нибудь будет вписано все слово.

Крестики-нолики (вариант)

Квадрат делят на девять клеточек. Один из играющих ставит крестики, другой — нолики (по договоренности). По жребию определяют, кто начинает игру. Поставивший три своих значка в ряд по диагональной или вертикальной линии перечеркивает их и выигрывает.

Указания к проведению: в основном эти игры парные. Но игра «В трубочисты» может собрать и несколько участников. Тогда для каждого прибавляют ряд клеточек, и камешек прячут по очереди.

В игре «Крестики-нолики» взрослые дают детям образец, как разместить значки, чтобы выиграть. Сложность последнего варианта заключается в том, что, располагая значки в ряд, нужно препятствовать партнеру разместить его значки.

Перышко

Играющие, взявшись за руки, становятся в кружок или садятся вокруг стола. Подбросив вверх перышко (пушинку), дуют так, чтобы оно все время поддерживалось в воздухе, не падая. Если дунуть слишком сильно, перышко удаляется и им трудно управлять; если дуть слабо, перышко упадет и игра остановится. Смысл игры в том, чтобы направить перышко на кого- либо из товарищей: если оно упадет на игрока, он должен платить фант.

Указания к проведению : играть можно вдвоем, втроем, вчетвером. Кружок должен быть небольшим, чтобы дети дули на перышко не напрягаясь. Нельзя разнимать руки во время игры.

Малечина-калечина

Играющие выбирают водящего. Все берут в руки по небольшой палочке и произносят:

Малечина-калечина,

Сколько часов

Осталось до вечера,

До зимнего?

После слов «до зимнего» играющие ставят палочку на ладонь или на любой палец правой (левой) руки. Водящий считает: «Раз, два, три... десять!» Выигрывает тот, кто дольше продержал палочку.

Указания к проведению : соревноваться могут 2 или 3 игрока. Они должны встать подальше друг от друга, чтобы было удобнее удерживать равновесие палочки. Водящий может давать разные задания: играющие, не выпуская палочку, должны ходить, приседать, поворачиваться.

Углы

Четверо играющих размещаются по углам, пятый (водящий) — в середине. Игроки начинают меняться местами, а водящий старается занять оставленный угол, и если ему это удастся, то прозевавший свой угол становится в середину — теперь водит он.

Ключи (вариант)

Водящий подходит к каждому из игроков, стоящих по углам, и спрашивает: «Дяденька (тетенька), у тебя ключи?» Тот, указывая на соседа, отвечает: «Вон там поищи!» Или: «Посредине поищи!»

Ищущий ключи отходит на середину, а игроки в это время меняются местами.

Мышка (вариант)

Игроки — мышки — встают по углам. Водящий — кот — подходит к каждому и говорит: «Мышка, продай угол!» Ему отвечают: «Не продам, повернись задом». Игроки в это время перебегают из одного угла в другой, а водящий старается захватить чей-нибудь угол. Мышка, потерявшая норку, становится котом.

Указания к проведению: в игре принимают участие 5 человек. Если она проводится в помещении, нужно предусмотреть, где игроки могли бы делать небольшие перебежки. В помещении углы можно обозначить стульями или другими предметами, на площадке — нарисованными на земле кругами. Угол, норку занимает тот, кто первым попал туда. Последний вариант «Мышки» лучше предлагать малышам. Образы кота и мышек вызывают у них интерес и делают игру более занимательной.

Игры с подражанием

Мартышки

С помощью жребия выбирают водящего. Он показывает множество забавных движений. Остальные (мартышки), сидящие напротив него, должны в точности воспроизвести их. Если кто-то из играющих повторит движение неверно или пропустит его по рассеянности, платит фант.

Стуколка (вариант)

Играющие садятся за стол, положив на него руки. Водящий говорит: «Стучать» — все начинают пальцами стучать по столу; «Спокойно» — прекращают стучать и кладут руки на стол; «Вверх» — поднимают пальцы над столом; «Вниз» — прячут под стол. Водящий делает движения, которые называет 4—5 раз, затем начинает путать, называя одни, а показывая другие. Играющие же должны выполнять названные движения. Кто ошибается — платит фант.

Почта (вариант)

По жребию выбирают водящего. Игра начинается его перекличкой с игроками: «Динь, динь, динь!» — «Кто там?» — «Почта!» — «Откуда?» — «Из города...» — «А что в городе делают?»

Водящий может сказать, что в городе танцуют, прыгают, смеются и т. д. Все игроки должны делать то, что сказал водящий. Тот, кто неверно выполняет задание, платит фант.

Указания к проведению : в этих играх могут принимать участие 3—5 человек (один взрослый с детьми или вся семья). Забавные задания, их быстрая смена вызывают восторг у детей. Эти игры развивают у них внимание, быстроту реакции. Правило одно: точно повторять действия водящего. Игра заканчивается, когда все играющие заплатят фанты. Фанты можно разыгрывать по ходу игры (3—4 фанта) или в конце.

Игры-загадки для детей

В шепоток

Жеребьевкой выбирают водящего. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит один играющий и шепчет что-нибудь на ухо. Водящий должен отгадать, кто это.

Указания к проведению: минимальное количество участников игры — 3 — 4 человека. Игроки могут шептать смешные слова, чтобы отвлечь водящего, рассмешить его. Если он не узнал игрока, ему шепчут по очереди все остальные. Водящим становится тот, чей шепоток угадали.

Угады

Водящего просят закрыть глаза (выйти за дверь). Спрятав какую-нибудь вещь в руках одного из играющих, водящему предлагают открыть глаза (войти) и поискать спрятанный предмет. Он подходит к каждому, старается по выражению лица узнать, у кого вещь. Игрок, которого водящий разгадает, занимает его место.

Указания к проведению : в игре могут участвовать 3 — 4 человека. Правила: водящий делает только один выбор, если не угадал, вещь перепрятывают, а он опять ищет. Игра продолжается до тех пор, пока не надоест.

Молчаливое собрание

Играющие садятся в круг. В этой игре нет водящего. Каждый говорит соседу что-либо на ухо (например, «Кошка» или «Стирать белье»), затем игроки по очереди встают и изображают мимикой сказанное соседом. Остальные должны угадывать. За смех при этом платят фант.

Задуманное действие (вариант)

Один из играющих, выбранный жребием, выходит из комнаты. Остальные задумывают, что он должен будет исполнить, например: «поглядеться в зеркало», «почистить зубы», «вымести комнату» и т. п. Водящего вызывают и предлагают ему подсказку, например: «Это ты делаешь каждое утро». Он пытается угадать и изобразить задуманное действие.

Указания к проведению : в этой игре дети учатся передавать выразительными движениями свои впечатления о различных жизненных ситуациях. Необходимо загадывать действия, которые они знают и могут легко изобразить. Водящий до тех пор изображает заданное ему слово или действие, пока все не догадаются («Молчаливое собрание») или пока он сам не догадается («Задуманное действие»). Игра заканчивается, когда все побывают в роли водящего и загадывающих. «Молчаливое собрание» завершается разыгрыванием фантов.

Узнай, кто

Один из играющих подкрадывается к водящему и закрывает ему глаза. Водящий должен на ощупь узнать, кто закрыл ему глаза, и назвать его по имени.

Указания к проведению : водящий находится в этой роли, пока не узнает кого-нибудь из играющих, который и становится водящим. Взрослые могут создавать забавные ситуации: меняться деталями одежды (домашний фартук у папы), нарочито не узнавать игроков.

Жгуты

Водящий, выбранный с помощью считалки, отворачивается от игроков, одну руку закладывает за спину ладонью вверх. Каждый из играющих ударяет его слегка пальцами по ладони. Если водящий угадал, кто ударял, угаданный заменяет его.

Корчага (вариант)

Жеребьевкой выбираются корчага и водящий. Корчагу накрывают платком и сажают в середине круга, образуемого остальными. Водящий по секрету от корчаги дает всем играющим название: птичка, цветок и т. п. Затем он встает возле корчаги и называет по очереди каждого из игроков, произнося его новое имя. Вызванный подходит к сидящему, слегка ударяет его рукой и, возвратившись на место, хлопает в ладоши. После этого водящий снимает платок и спрашивает корчагу, кто его ударил. Если тот угадает, на его место садится угаданный, если нет, игра продолжается.

Нос (вариант)

Участники садятся друг за другом, водящий — впереди. Второй игрок закрывает ему глаза, кто-ни- будь выходит из ряда и, подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.

Слепая курица (вариант)

Из играющих с помощью жребия выбирают слепую курицу и чулок. Остальные изображают краски и шепотом сообщают название красок чулку. Краски становятся в ряд, чулок со слепой курицей — перед ними. Затем чулок закрывает руками глаза слепой курице и называет какую-нибудь краску. Вызванная краска слегка щелкает слепую курицу по носу и становится на место. Чулок открывает ей глаза и спрашивает, кто ее щелкнул. Если курица отгадает, то щелкнувший меняется с ней местами. Краски изменяют свои названия, игра продолжается. Если слепая курица ошиблась, то продолжает водить.

Указания к проведению : эти игры интересны и с малым (4 человека), и с большим составом участников. Следует соблюдать правила: ударяет (дергает за нос, щелкает) только один играющий, нельзя допускать грубости. Хорошо, если все участники игры побывают в роли водящего.

Сокровищница

Водящий заготавливает различные предметы и вносит их в закрытой корзиночке-«сокровищнице». Он предлагает всем участникам игры на ощупь, не глядя, угадать предметы. Корзиночка передается всем играющим, и каждый пытается определить, что в ней. Кто не угадает, платит фант.

Указания к проведению: количество предметов подбирается по числу участников игры. Предметы угадываются только на ощупь. Среди них можно приготовить такие, которые вызывают самые неожиданные ощущения: мокрая перчатки, щетка и т. п. После угадывания разыгрываются фанты.

Угадай-ка

Один из играющих, выбранный жеребьевкой, загадывает слово, обозначающее любой известный всем предмет. Другие должны его угадать, задав несколько вопросов водящему, на которые тот отвечает только «да» или «нет».

Указания к проведению: в игре участвуют не более 2—3 человек. Можно оговорить количество вопросов, задаваемых водящему. Водящий не может отвечать «не знаю». Новым водящим становится тот, кто быстрее всех угадал задуманное слово. Дошкольникам лучше загадывать предметы, находящиеся в комнате.

Летает — не летает

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, водящий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и различные предметы. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Если назван нелетающий предмет, пальцы поднимать не следует. Кто ошибся, платит фант.

Можно играть и так: участники становятся в круг и при назывании летающего предмета все подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, стоят на месте.

Указания к проведению: от водящего зависит, насколько игра будет интересной. В начале игры лучше эту роль брать на себя взрослым, чтобы показать образец «заданий»: чередовать летающие и нелетающие предметы, стараясь запутать участников игры, например: голубь, ракета, Карлсон, утюг, обезьяна и т. п. Водящий должен поднимать пальцы, когда назван и летающий предмет, и нелетающий. Это помогает развивать у детей внимание, воспитывает выдержку.

Игры в камешки с детьми

Жары

Перед игрой участники по взаимному согласию или считалке устанавливают, кому за кем бросать камешки. Затем садятся в кружок у стола, у каждого свои камешки. Первый игрок берет в руки пять камешков, один подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. И пока камешек летит, нужно успеть коснуться пальцами одного из лежащих на столе камешков. Если несколько камешков лежат вместе, можно коснуться их одновременно и успеть поймать падающий камешек. Камешки, которых коснулся играющий, откладывают в сторону. Затем к игре приступает второй участник.

Верты (вариант)

Рассыпанные камешки нужно перевернуть или сдвинуть с места.

Мостик

Участники игры кладут в ряд близко друг к другу по четыре камешка. Пятый камешек бросают вверх, быстро берут со стола четыре камешка и ловят пятый.

Из рук в руки (вариант)

Нужно взять со стола как можно больше камешков и, прежде чем поймать брошенный камешек, переложить их в другую руку.

Грудка

Первый игрок берет в правую руку пять камешков. Один бросает вверх, а четыре грудкой кладет на стол и той же рукой ловит брошенный камешек. Затем снова подбрасывает вверх камешек, быстро берет лежащие на столе четыре камешка и ловит брошенный. Игра заканчивается, когда все играющие выполнят фигуру.

На подолик

Первый играющий рассыпает на столе четыре камешка, пятый подбрасывает вверх. Прежде чем поймать брошенный камешек, нужно успеть взять один камешек со стола и переложить на колени (подол платья). Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не переложат все свои камешки на колени.

Через реку (вариант)

Камешек бросают из-под левой, вытянутой вперед руки.

Мены

Четыре камешка игрок рассыпает на столе, пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих камешков и успеть поймать брошенный. Один из двух камешков снова бросают вверх, а второй быстро кладут на стол; вместо него нужно взять следующий и поймать брошенный. Игра заканчивается, когда играющие обменяют все камешки.

Одиночка

Участник игры берет пять камешков в руку. Один из них подбрасывает вверх, а четыре рассыпает на столе. Брошенный камешек ловит и снова бросает его вверх. Быстро берет со стола один камешек и ловит брошенный. Игру повторяют несколько раз, пока не соберут со стола все камешки.

Двойка

Игрок держит пять камешков в руке. Один из них бросает вверх, два камешка быстро кладет на стол и ловит брошенный вверх. В руке остается три камешка. Играющий еще раз бросает один камешек вверх, а два оставшихся кладет на стол и ловит тот, который бросил. В третий раз камешек подбрасывается вверх, а со стола нужно успеть взять два камешка и поймать брошенный. В четвертый раз при подбрасывании надо успеть взять оставшиеся два камешка.

Тройки

Первый игрок держит в руке пять камешков, один подбрасывает вверх, а четыре кладет на стол, но так, чтобы три лежали вместе, а один отдельно, и ловит камешек, брошенный вверх. Еще раз подбрасывает камешек вверх. Прежде чем поймать его, нужно сначала успеть взять три камешка со стола. И снова игрок подбрасывает камешек вверх, быстро берет со стола оставшийся камешек и ловит брошенный. Затем то же самое проделывают другие игроки, соревнуясь в ловкости.

Чет и нечет

Один из играющих берет в горсть несколько камешков, бросает их вверх и, повернув руку ладонью вниз, ловит камешки. Прикрыв пойманные камешки другой рукой, спрашивает: «Чет или нечет?» Кто не угадал, платит фант. Тот, кто отдал все свои фанты, выходит из игры. В конце игры фанты разыгрываются.

Царапки

Для этой игры нужно 40 камешков. Все камешки, кроме одного, кладут на кон (место, где проходит игра). Первый игрок подбрасывает один камешек и, прежде чем поймать его, быстро берет с кона столько камешков, сколько успеет, и ловит брошенный. Поймав его, играющий откладывает в сторону все камешки, кроме одного, снова подбрасывает один камешек и, пока он летит, опять берет с кона камешки.

Если играющий не поймал брошенный вверх камешек, игру начинает второй игрок. Кто больше поднимет камешков, тот и считается победителем.

Указания к проведению: играть можно вдвоем или небольшой группой. Лучше брать камешки величиной с лесной орех, круглой или овальной формы, с гладкой поверхностью (их удобно взять в руку, легко рассыпать на столе). Можно использовать желуди, а иногда и монетки. Эти игры увлекательны и полезны, воспитывают внимание, сосредоточенность, находчивость, развивают ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Такие игры закрепляют у детей навыки количественного счета.

У годовалого ребенка нужно продолжать развивать многие физические и умственные навыки, суметь подметить его способности. Поэтому важно не упустить момент и вовремя начать заниматься с ребенком. И первое, чему нужно научить любого малыша, это игра.Игры приучают его к самостоятельности, помогают полностью и познать окружающий мир, развивают восприятие, мышление, внимание, память, формируют навыки культурного поведения, воспитывают полноценную и разностороннюю личность.

Безусловно, каждая мама любит заниматься со своим ребенком. Но большей частью эти занятия проходят в той области, которая ей самой наиболее интересна. Одна мама больше лепит и рисует со своим малышом, другая - читает. Но как сделать так, чтобы не упустить что-то важное и в должной мере уделить внимание разным направлениям в развитии крохи? Ведь вокруг столько информации, с которой нужно ознакомить малыша, и столько разнообразных игр…

Для этого нужно систематизировать игры по какому-либо принципу. Например, у работников детского сада имеется перечень основных занятий, которые они должны провести с годовалыми детьми в течение недели: окружающий мир и развитие речи, развитие движений, работа со строительным материалом и дидактическим материалом, музыкальное занятие.

Конечно, в домашних условиях придерживаться и соблюдать столь строгий график весьма затруднительно. Поэтому мы хотим предложить Вам простой план-подсказку по систематизации игр. С его помощью Вы можете, в зависимости от Вашего настроения и желания, выбрать несколько игр и занятий на сегодняшний день, а в следующий раз – выбрать задания уже из других разделов, и так день за днем, в своем собственном режиме.

Основные виды игр, используемые с детьми 1-2 лет

Подвижные игры

Спортивные игры

Игра на музыкальных инструментах, угадывание, что звучит, пение и подпевание, танцы под музыку.

Стихотворные игры (физкультминутки, пальчиковые игры, хороводы, марши)

  • физкультминутки «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», ;
  • :«Этот пальчик – мама», «Ладушки – ладушки», «Сорока - белобока»,;
  • :«Как на наши именины», «Мыши водят хоровод», «Раздувайся, пузырь», «Зайка шел, шел, шел», «Бабка сеяла горох», марши:«Большие ноги шли по дороге» и т.д.

Чтение и развитие речи

Игры-драматизации

Сенсорные игры с деревянными шариками и кубиками, пирамидками, стаканчиками, баночками, брусками, с водой и т.д.

Сюжетные игры с куклами и : покормить, одеть, причесать, искупать, положить спать, полечить; сюжетно-тематические игры:«Магазин», «Доктор», «Стройка», «Моем посуду», «Разговариваем по телефону» и т.д.

Обучающие игры на развитие внимания, памяти, мышления

«Парные картинки», « , «Кто на чем играл?», «Раздели предметы на две группы», «Найди одинаковые предметы», «Убери лишний предмет»,



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»