Храмовый праздник. Престольный праздник в сретенской обители Узнать что такое престольный праздник

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Престольные праздники – это православные праздники, установленные в память о различных событиях «святой истории», Богородице, святых, в честь которых были воздвигнуты храмы.
На Руси престольные праздники складываются после официального введения христианства (998 г.), когда начинается строительство православных христианских храмов. Этим храмам часто присваивалось имя какого-либо святого, объявляемого покровителем верующих данного прихода. Установленный в честь него праздник считался храмовым или престольным. Он пользуется особой популярностью среди жителей данной местности.

Как наш ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ХАБАРОВСКОЙ ЕПАРХИИ.

12 июля в монастыре престольный праздник и как всегда, очень много желающих помолится в святой обители. И не только из нашего региона, но и с других весей Руси. Сегодня здесь ждут много гостей.

Ну, а если, у вас нет возможности разделить радость праздника с сестрами обидели — заходите на сайт монастыря http://stppmonastir.ru/

Каких только вопросов не задают посетители сайта нашим сестрам:

«Расскажите о монашестве?», «Как к вам приехать?», «Как одеваться, когда едешь в монастырь?…

Монастырь расположен в в 60 км от г.Хабаровска, в селе Петропавловка, на сопке близ Петропавловского озера.

В самом разгаре сезон работ у монашествующих, практически, нет свободного времени. С раннего утра и до позднего вечера сестры трудятся на грядках, на пасеке, в коровнике, на клумбах…

— «В этом году у нас увеличилось количество ульев, большое поле картошки посажено…- рассказывала мне благочинная монастыря сестра Серафима

Помощь в монастыре нужна всегда и на грядках и в подготовке к праздникам. В ноябре 2013 года монастырю исполняется 10 лет.

Если захотите стать соучастниками созидания красоты Божиего мира, поезжайте в Петропавловский женский монастырь. Все там во Славу Господа и молитва и труд, да и польза духовная для себя и своих близких. Расписание движение автобуса есть на сайте.

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Культ местных покровителей и причины его возникновения

Культ святых, как уже было сказано, возник как культ местных покровителей, местных угодников и богов. Некоторые из местных покровителей со временем превратились в общехристианских или общецерковных святых. Однако почитание их прежде всего как местных покровителей и угодников сохранилось до настоящего времени.

Так было на Западе. Так было и на Руси.

Широкое распространение культа святых на Руси началось в удельный период. Процесс образования удельных княжеств привел к раздроблению централизованного государства. Удельные князья всячески старались увеличить свой удел, не останавливаясь перед военным захватом соседних владений. Завоеванный край надо было закрепить за собой. А это лучше всего можно было сделать не силой, а путем идеологический, религиозной обработки населения. Стремясь заселить земли удела, князья сманивали народ отовсюду, и для этого тоже широко использовалась религиозная приманка. Такой приманкой в первую очередь служили святые православной церкви, которых князья объявляли покровителями своего удела. Для большей убедительности князья старались добыть для своего удела какую-либо известную святыню, построить храм повеличественнее и украсить его утварью побогаче, раздобыть «чудотворную» икону или обзавестись мощами какого-либо популярного угодника. При этом они не брезгали никакими средствами.

Так, Андрей Боголюбский, уезжая из Вышгорода в Суздальский удел, забрал с собой «чудотворную» икону богородицы, а несколько позднее, в 1169 г., его рать ограбила все киевские монастыри и храмы и захватила все тамошние святыни. Вслед за князьями стали обзаводиться своими святынями и более мелкие феодалы-помещики. Так насаждался на Руси культ святых покровителей, который использовался православной церковью в целях подчинения своему влиянию верующих людей.

С возникновением централизованного Московского государства начала возрастать роль общегосударственной православной церкви и ее верховной иерархии. Многие местные святые были канонизированы как общецерковные. Широко развернулось строительство церквей. Быстро росли монастыри, как опорные пункты колонизации окраин, базы вооруженной охраны границ Руси и, конечно, как оплот и рассадник православия. На территории русского государства вскоре не оказалось ни одного более или менее значительного населенного пункта, где бы не было церкви. В каждом же более крупном селении их было несколько. Как правило, несколько церквей было на территории каждого монастыря. Такая политика способствовала распространению православной религии на Руси, укреплению ее влияния на верующих. Сеть православных церквей и монастырей опутывала всю страну. В 1914 г. в России насчитывалось 77 767 православных церквей и 1025 монастырей.

Каждая церковь посвящалась какому-либо событию церковной истории или какому-нибудь святому. Много было троицких, христорождественских, Воздвиженских, покровских и тому подобных церквей и соборов.

Формально у каждой церкви был один как бы главный «святой покровитель», имя которого Она носила, но фактически каждая церковь посвящалась нескольким святым или нескольким событиям из церковной истории. В церкви обычно имеется несколько алтарей, посвященных разным святым, главный алтарь посвящается святому, именем которого названа церковь.

Для верующих местный святой был как бы вторым лицом после бога. Он покровительствовал всем верующим, к нему как к своему наиболее доверенному хода-таю и заступнику перед богом обращались с просьбами, нуждами и молитвами.

С XIII в. начал распространяться укоренившийся затем повсеместно обычай праздновать так называемые престольные, или храмовые, праздники.

Престольный праздник - это праздник, посвященный богу, богородице, «чудотворной» иконе или «святому покровителю», именем которого названа церковь или которому посвящен один из церковных алтарей. А так как алтарей в церкви несколько, то и престольных праздников в данной местности, в данной церкви получалось несколько.

В России ежегодно праздновались десятки тысяч таких престольных праздников.

Каждый такой престольный праздник с торжественным богослужением в церкви и пьяным гулянием всей деревни в течение нескольких дней привлекал жителей всех соседних поселков. Стало обычаем посещать родных и знакомых в соседней деревне в дни их престольного праздника. И только, бывало, отгуляют престольный праздник в одном селе, как начинается такой же праздник в соседней деревне, и т. д.

Торжественные богослужения, елейные проповеди, непробудное пьянство в течение нескольких дней отвлекали верующих от работы. И так весной, летом, осенью - в самую горячую страдную пору. В результате хлеб сеяли не вовремя, перестаивали травы на лугах, осыпалось перезревшее зерно, а верующие по призыву церкви праздновали «престол», вымаливали через местного «святого покровителя и заступника» благодать у бога.

Обычай отмечать престольные дни оказался особенно живучим. Он неукоснительно соблюдается верующими и в наши дни.

В живучести этого обычая немалую роль играет заинтересованность духовенства. Массовое поклонение святому, огромный приток молящихся в церковь в дни престольных праздников приносили и приносят духовенству огромные доходы.

Кроме того, массовое участие верующих в престольных праздниках широко использовалось и используется духовенством для религиозной пропаганды. В праздничных проповедях святой выставляется как образец смирения и кротости, как пример, достойный подражания для христианина. Верующим внушается, что в награду за муки и лишения в земной жизни они получат счастливую жизнь в раю, на небе, уготованную им по ходатайству святого покровителя. Тем самым церковь отвлекает верующих от борьбы за построение лучшего будущего на земле.

Рассмотрим несколько наиболее популярных престольных праздников, отмечаемых православной церковью и в наши дни.

Из книги Праздники православной церкви автора Алмазов Сергей Францевич

ПРАЗДНИКИ ЯЗЫЧЕСКИЕ И ХРИСТИАНСКИЕ

Из книги автора

НАРОДНЫЕ И ЯЗЫЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ Возникновение религиозных праздников у славян Научные данные о жизни и быте племен и народов, населявших древние земли Руси, весьма невелики. Известно, что наши далекие предки жили отдельными племенами вдоль берегов лесных

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖЬЕГО

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ ПРОИСХОЖДЕНИЕ КУЛЬТА БОГОРОДИЦЫ Культ богородицы и праздники в ее честь занимают видное место в православной церкви, и многие из них вошли в число двунадесятых праздников. Культ Марии (мадонны) у католиков затмил даже культ самого Иисуса

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА СВЯТЫХ

Из книги автора

Праздники, посвященные мощам Иоанна Крестителя 24 февраля (8 марта) церковь отмечает праздник - день первого и второго обретения главы, а 25 мая (7 июня) - день третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Эти праздники повящены мощам Иоанна Предтечи Крестителя.Надо сказать,

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ «РОДСТВЕННИКОВ» ХРИСТА Создавая образ Иисуса Христа и его земную «биографию», богословы вынуждены были создать и образы его родственников. Без этого «жизнеописание» Иисуса получилось бы неполным и для верующих неубедительным. Так появились мать

Из книги автора

Праздники святых Бориса и Глеба 2(15) мая Сыновья Киевского князя Владимира Борис и Глеб в отличие от многих других святых - реальные личности. Они первыми были причислены к лику русских святых. В этом отношении они опередили даже своего отца - князя Владимира, который

Из книги автора

ОБЕТНЫЁ И ЗАВЕТНЫЕ ПРАЗДНИКИ Тесно примыкают к престольным праздникам так называемые обетные и заветные праздники. Они установлены в честь какого-либо святого покровителя данного населенного пункта и носят, следовательно, исключительно местный характер.История

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ БЕСПЛОТНЫХ НЕБЕСНЫХ СИЛ (АНГЕЛОВ) ХРИСТИАНСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РАЕ И АДЕ Много чернил потратили христианские богословы, старательно расписывая счастливое беззаботное житье праведников в раю и «муки-мученические» грешников в аду. Разрабатывая христианское

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ И ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ «СВЯТЫХ ПОДВИЖНИКОВ» Экономический и политический кризис, который переживала Римская империя в III в., нашел свое отражение и в духовной жизни общества в виде развития мистицизма, аскетизма, увлечения магией и т. п. Именно в это время, в обстановке

Из книги автора

ПРАЗДНИКИ КУЛЬТА ИКОН И КРЕСТА

Из книги автора

Праздники в честь Казанской иконы божьей матери Одной из наиболее чтимых является Казанская икона божьей матери. В ее честь православная церковь отмечает два праздника: 8(21) июля празднуется так называемая Казанская летняя и 22 октября (4 ноября) Казанская осенняя (Помимо

Из книги автора

Праздники в честь Смоленской иконы божьей матери Русская православная церковь установила в честь Смоленской иконы божьей матери два праздника (Помимо этого, православная церковь чтит 10 так называемых «списков», т. е. копий Смоленской иконы. Праздники в честь этих

Из книги автора

Праздники в честь Владимирской иконы божьей матери Владимирская икона божьей матери относится к числу наиболее почитаемых. В ее честь православная церковь установила три праздника. Церковная легенда приписывает написание иконы не кому-нибудь, а самому евангелисту

Из книги автора

КАК РОЖДАЮТСЯ И УМИРАЮТ ЦЕРКОВНЫЕ ПРАЗДНИКИ Рассматривая историю происхождения христианских религиозных праздников, мы видели, что они возникли не одновременно. Некоторые из них появились во II-IV вв., другие, как, например, покров - в X в., третьи (многочисленные праздники

Престольный (храмовый) праздник - это праздник православной общины, члены которой объединяются вокруг какого-то одного православных храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качестве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные ("обещанные", "заветные") праздники.

Уже сами названия - храмовые, престольные - говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех святых угодников православной церкви, в честь которых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церковной традиции престол как бы являет собой "небесное место селения Господа Вседержителя" и одновременно - Гроб Христов, так как на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям главного престола и боковых приделов храма именуются и престольный праздник. Из них около трети соотнесены с основными догматами христианства: Престольные праздники Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к Престольным праздникам и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно около трети православных храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют Престольные праздники во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее - Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и Престольные праздники в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные Престольные праздники чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила - Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка - Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла - Петров день). Среди Престольных праздников во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского - Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день).

Престольные праздники продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, которые по традиции собираются для празднования Престольного праздника в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церковный приход как локальную экстерриториальную единицу, то в течение 20 века Престольные праздники играли объединяющую роль, укрепляя чувство "духовной оседлости" и любви к отчему краю ("отеческим гробам").

Л. А. Тульцева

Здесь цитируется по изданию: Религии народов современной России. Словарь. / ред-кол.: Мчедлов М.П., Аверьянов Ю.И., Басилов В.Н. и др. – М., 1999, с. 388-389.

8 сентября 2016 года в московском Сретенском монастыре торжественно отметили престольный праздник - Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

Почти шесть веков назад Москва была спасена от разорения жестоким завоевателем Тамерланом, и видимый знак этого избавления - Владимирская икона Божией Матери.

В 1395 году к городу приближалось многочисленное и закаленное в сражениях войско Тамерлана. После себя завоеватели оставляли сожженные селения, а их жителей уводили в плен.

Великий князь Московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Люди слезно молились перед образом: «Матерь Божия, спаси землю Русскую». По преданию, Тамерлану явилась в видении Божия Матерь, окруженная бесчисленным войском, - и хан, испугавшись, отступил от стен Москвы.

Благодарные за избавление русские люди воздвигли на месте встречи иконы Сретенский монастырь, ставший одной из главных святынь столицы.

За два десятилетия с момента возрождения обители ее престольный праздник стал одним из самых любимых у москвичей.

В этом году по традиции в соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери была совершена Божественная литургия, которую возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност - председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству - в сослужении епископа Егорьевского Тихона - наместника Сретенского ставропигиального монастыря, ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре - и епископа Парамона - наместника Донского ставропигиального монастыря, председателя комиссии по координации выставочной деятельности Русской Православной Церкви, - а также насельников Сретенской обители в священном сане и столичного духовенства.

Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенского монастыря (регент - Никон Жила).

Радость праздничной службы разделили с насельниками обители, преподавателями и учащимися Сретенской духовной семинарии, прихожанами храма и многочисленные паломники.

Проповедь перед Причастием Христовых Таин произнес иеромонах Алексий (Годлевский), напомнив, как по молитвам Пречистой Богородицы пришло чудесное избавление Русской земли от неминуемой гибели.

По окончании богослужения архиепископ Феогност от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поздравил наместника обители епископа Тихона, братию монастыря и прихожан храма с престольным праздником.

«Есть замечательная русская пословица: “Невольник - не богомольник”, - отметил владыка. - Только добрая воля делает молитву человека искренней и благоприятной Богу». Напомнив слова Священного Писания: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7: 16), владыка Феогност сказал: «Плоды сей обители на Лубянке видны всякому, кто не только заходит, но хотя бы проходит мимо: это дивная семинария, это дивный храм, который возводится на месте, где проходили подвиг исповедничества многие архипастыри, пастыри и благочестивые миряне…

Господь Свой Промысл совершает через людей и избирает тех, через кого Его воля будет более точно и верно исполнена. И когда мы видим дела Божии, мы благодарим не только Бога, но и людей, через которых эти дела совершаются».

В ответном слове епископ Егорьевский Тихон сообщил, что, по милости Божией, трудами и молитвами братии обители, преподавателей и учащихся семинарии, замечательных прихожан и благотворителей монастыря приближается к концу создание нового храма, который увековечит подвиг Новомучеников и Исповедников Церкви Русской ; владыка выразил надежду, что освящение храма состоится 15 марта 2017 года - года 100-летия великой и страшной революции, столь потрясшей все устои нашего Отечества и Русской Церкви.

«Этот храм, - подчеркнул владыка Тихон, - строится и для того, чтобы помолиться тем, кто принял трагическую и святую кончину и теперь ходатайствует за нас пред Господом, но и для того, чтобы осмыслить эти события и извлечь уроки из них и тех 100 лет нашей государственной и церковной истории, которые начались в трагическом 1917-м…

Для нас очень важно, что Промыслом Божиим именно на сегодняшний день - праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери - выпал особый этап строительства храма: воздвижение его куполов и святых крестов».

«Как не благодарить Промысл Божий: три обители принимали участие в возрождении нашего монастыря - Псково-Печерский монастырь, Троице-Сергиева Лавра и Донской монастырь. И наместников этих обителей сегодня Матерь Божия собрала на Свой праздник», - особо отметил владыка Тихон.

В этом году на престольный праздник Сретенского монастыря были освящены и установлены главный купол и крест нового храма - значимое событие в жизни обители. Освящение совершил наместник Сретенского монастыря епископ Егорьевский Тихон.

Технические специалисты, руководившие процессом установки купола и креста, обратили внимание на то, что, хотя погодные условия накануне были не благоприятными для проведения инженерных работ - особое беспокойство вызывали порывы ветра, которые могли воспрепятствовать установке купола, - но в день праздника, во время богослужения погода изменилась. Поднятие и установка центрального купола и креста прошли по плану, с соблюдением всех технических норм, к всеобщей радости собравшихся москвичей и гостей древнего монастыря.

Православие. Словарь-справочник

Престольный (Храмовый) праздник

день, в который отмечается праздник или память святого, во имя которого освящен храм или придел храма.

Религии народов современной России

Престольный (храмовый) праздник

это праздник правосл. общины, члены к-рой объединяются вокруг какогото одного правосл. храма. Типичны факты празднования часовенных праздников в качве престольных, особенно если часовня построена на месте явленной иконы. Престольными с течением времени становились и обетные («обещанные», «заветные») праздники.

Уже сами названия храмовые, престольные говорят о том, что эти праздники отмечаются в дни памяти тех св. угодников правосл. церкви, в честь к-рых возведен храм или часовня. Название храму дает его главный престол. В церк. традиции престол как бы являет собой «небесное место селения Господа Вседержителя» и одновременно Гроб Христов, т. к. на нем возлежит плащаница и совершается таинство евхаристии. По названиям гл. престола и боковых приделов храма именуются и П. п. Из них ок. трети соотнесены с осн. догматами христ-ва: П. п. Воскресенские, Троицкие, Спасские. Эти праздники были и остаются самыми почитаемыми в русском народе. Такая же характеристика относится к П. п. и просто праздничным дням во имя Богородицы. Примерно ок. трети правосл. храмов освящены, и соответственно прихожане празднуют П. п. во имя Богородицы; из них больше всего посвящено Успению, затем Покрову, далее Благовещению и Рождеству Пресвятой Богородицы. Популярны в народе и П. п. в честь Богородичных икон, особенно иконы Казанской Божьей Матери. Остальные П. п. чаще всего соотносятся с архангельскими чинами (как правило, во имя архангела Михаила Михайлов день), пророками (чаще всего Ильи-пророка Ильин день), в честь апостолов (как правило, ап. Петра и Павла Петров день). Среди П. п. во имя св. угодников преобладают праздники во имя архиепископа Николая Мирликийского Николин день весенний и зимний (см. Николая Угодника день).

П. п. продолжают занимать прочные позиции в структуре этнических связей. Прежде всего, они остаются своего рода праздниками патронимических гнезд, т. е. семей, объединенных разной степенью родства, к-рые по традиции собираются для празднования П. п. в одно родовое гнездо из разных мест проживания. Если рассматривать церк. приход как локальную этнотерриториальную единицу, то в течение 20 в. П. п. играли объединяющую роль, укрепляя чувство «духовной оседлости» и любви к отчему краю («отеческим гробам»).



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»