Методика оро методика диагностики родительского отношения. Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин). Обработка результатов теста-опросника родительского отношения

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утверждением, то напротив него напишите «верно» («+»), если же не согласны, то напишите «не верно» («-»).

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чём думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения..

15. Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. При всем старании трудно научить моего ребенка хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из него вырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой

умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребёнок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относится к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятии решений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка ― это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное- чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка ― это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то

обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Ребёнок должен дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Ниже указаны номера суждений для каждой шкалы.

Принятие-отвержение ребенка: 3 , 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ «нет» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале принятие-отвержение - от 24 до 33 - говорят о том, что у испытуемого выражено положительное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация - 7-8 баллов - признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый занимает по отношению к ребенку противоположную позицию и не может претендовать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз - 6-7 баллов - позволяют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает психологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребностипо этой шкале - 1-2 балла - признак того, что взрослый, напротив, устанавливает значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль - 6-7 баллов - показывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек далеко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла, - напротив, свидетельствуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шкале являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка - 7-8 баллов - признак того, что взрослый считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Тест-опросник родительского отношения представляет собой

психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление роди-

тельского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью

по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных

чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуе-

мых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и

личности ребенка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмо-

циональное отношение к ребенку. Полюс «принятие»: родителю нравится

ребенок таким, какой он есть; он уважает индивидуальность ребенка, сим-

патизирует ему; родитель стремится проводить много времени вместе с

ребенком, одобряет его интересы и планы. Полюс «отвержение»: роди-

тель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудач-

ливым, с низкими способностями или дурными наклонностями; по боль-

шей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение,

обиду; он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» – социально-желательный образ родительского от-

ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ему; родитель высоко

оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, гордится

им; он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть

с ним на равных; родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку

зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» – шкала отражает межличностную дистанцию в обще-

нии с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что

родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержа-

ние: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовле-

творить все его потребности, оградить от трудностей и неприятностей

жизни; родитель постоянно испытывает тревогу за ребенка, который ка-

жется ему маленьким и беззащитным, тревога повышается, когда ребенок

начинает автономизироваться от родителей.

контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в роди-

тельском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Содержание:

родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины; он

старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его

точку зрения; за проявления своеволия ребенка сурово наказывают; родитель

пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует соци-

ального успеха; при всем этом родитель хорошо знает ребенка, его индиви-

дуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

5. «Маленький неудачник» – отражает особенности восприятия и по-

нимания ребенка родителем. При высоких баллах по этой шкале в роди-

тельском отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка,

приписать ему личную и социальную несостоятельность. Содержание: ро-

дитель видит ребенка более младшим по сравнению с реальным возрастом;

интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детски-

ми, несерьезными; ребенок представляется неприспособленным, неуспеш-

ным, открытым для дурных влияний; родитель не доверяет своему ребен-

ку, поэтому старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго кон-

тролировать его действия.

Процедура проведения тестирования

Инструкция: «Уважаемый родитель! Предлагаемый вам опросник

содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы.

Такие же номера есть в «Бланке для ответов» Читайте по очереди утвер-

ждения опросника. Если вы согласны с утверждением, то на «Бланке для

ответов» поставьте знак «+» рядом с номером утверждения. Если не со-

гласны – знак «–». В опроснике нет «правильных» или «неправильных»

утверждений. Отвечайте так, как вы сами думаете».

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем,

если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему

большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения ниче-

го не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное «как губка».

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядоч-

ный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ре-

бенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее

и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспо-

минаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он, по-своему, прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все ос-

тальное – приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю увлечения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сдела-

ет, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его

родителям.

При совпадении выбранного утверждения с «ключом» за каждый

пункт начисляется 1 балл.

Ключ к опроснику:

I. Принятие-отвержение: 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 23, 24, 26, 29, 39,

40, 42, 44, 46, 47, 49, 51, 52, 55, 60. В вопросах 3, 20, 27, 37, 38, 43, 45, 53,

56 начисляется 1 балл за ответ «нет».

II. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33,

III. Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

V. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретиру-

ется как:

I – отвержение;

II – социальная желательность;

III – симбиоз;

IV – гиперсоциализация;

V – инфантилизация (инвалидизация).

2.2. Опросник родительских установок PARI

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей

(прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной ро-

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сто-

рон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков

описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-

детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 –

оптимальный эмоциональный контакт, 2 – излишняя эмоциональная дис-

танция с ребенком, 3 – излишняя концентрация на ребенке.

Рассмотрим шкалы опросника.

I. Отношение к семейным ролям.

Данная шкала описывается с помощью 8 параметров (их номера по

опросному листу: 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23):

− ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами ис-

ключительно о семье (3);

− ощущение самопожертвования в роли матери (5);

− неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

− «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

− доминирование матери (19);

− зависимость и несамостоятельность матери (23).

II. Отношение родителей к ребенку.

Данная шкала представляет собой совокупность трех блоков, каждый

из которых представлен набором ряда параметров.

1. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 параметров,

их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);

− побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

− партнерские отношения (14);

− развитие активности ребенка (15);

− уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

2. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из

3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

− раздражительность, вспыльчивость (8);

− суровость, излишняя строгость (9);

− уклонение от контакта с ребенком (16).

3. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками,

их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

− чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

− преодоление сопротивления, подавление воли (4);

− создание безопасности, опасение обидеть (6);

− исключение внесемейных влияний (10);

− подавление агрессивности (12);

− подавление сексуальности (18);

− чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

− стремление ускорить развитие ребенка (20).

Процедура проведения обследования

Инструкция: «Перед вами вопросы, которые помогут выяснить, что

родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правильных и не-

правильных. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы

могут показаться Вам одинаковыми. Вопросы сходные, но не одинаковые.

Сделано это для того, чтобы уловить возможные, даже небольшие разли-

чия во взглядах на воспитание детей. На заполнение вопросника потребу-

ется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро,

стараясь дать правильный ответ, который первым придет к вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы «А», «а», «б», «Б», их

нужно выбрать в зависимости от своего убеждения:

А – если с данным положением согласны полностью;

а – если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;

б – если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;

Б – если с данным положением полностью согласны».

Текст опросника

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не соглашаться

со взглядами родителей.

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудно-

стей и обид.

3. Для хорошей матери дом и семья – самое важное в жизни.

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их

бояться взрослых.

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них

очень много.

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать в руках во время мы-

тья, чтобы он не упал.

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недоразуме-

ний, не знают жизни.

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за строгое воспи-

9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения.

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его

родителей.

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе.

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств.

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство, что ей не-

легко освободиться от своих обязанностей.

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот.

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему

нельзя разрешать терять ценное время.

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок съябедничал, он будет это

делать постоянно.

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справля-

лись с детьми.

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола.

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все происходило бы

менее организованно.

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети.

21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были

бы лучше и счастливее.

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физиологиче-

скими нуждами уже с 15 месяцев.

23. Самое трудное для молодой матери – оставаться одной в первые годы вос-

питания ребенка.

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни и

о семье, даже если они считают, что жизнь в семье неправильная.

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разочарований,

которые несет жизнь.

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери.

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления рождающейся ехидности.

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка.

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком.

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права.

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный ха-

32. Матери часто настолько бывают замучены присутствием своих детей, что

им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше.

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете.

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других.

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям

вместо того, чтобы разрешать свои недоразумения в драке.

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее воспитатель-

ные возможности меньше умений и способностей (могла бы, но…).

37. Родители своими поступками должны завоевывать расположение детей.

38. Дети, которые не пробуют своих сил в достижении успехов, должны знать,

что потом в жизни могут встретиться с неудачами.

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, должны

знать, что лучше ребенка оставить в покое и не вникать в его дела.

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать участие в семей-

ной жизни.

41. Нельзя допускать, чтобы девочки и мальчики видели друг друга голыми.

42. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному решению про-

блем, то это лучше и для детей, и для мужа.

43. У ребенка не должно быть никаких тайн от своих родителей.

44. Если у Вас принято, что дети рассказывают Вам анекдоты, а Вы – им, то

многие вопросы можно решить спокойно и без конфликтов.

45. Если рано научить ребенка ходить, это благотворно влияет на его развитие.

46. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, связанные с ухо-

дом за ребенком и его воспитанием.

47. У ребенка должны быть свои взгляды и возможность их свободно выска-

48. Надо беречь ребенка от тяжелой работы.

49. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и развлечениями.

50. Умный отец должен научить ребенка уважать начальство.

51. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, затраченный на

их воспитание.

52. Если ребенок попал в беду, в любом случае мать всегда чувствует себя ви-

53. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть разногласия, ко-

торые вызывают раздражение.

54. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, становятся хоро-

шими и уважаемыми людьми.

55. Редко бывает, что мать, которая целый день занимается ребенком, сумела

быть ласковой и спокойной.

56. Дети не должны вне дома учиться тому, что противоречит взглядам их ро-

57. Дети должны знать, что нет людей более мудрых, чем их родители.

58. Нет никакого оправдания ребенку, который бьет другого ребенка.

59. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома больше, чем

по какой-нибудь другой причине.

60. Заставлять детей отказываться и приспосабливаться – плохой метод воспи-

61. Родители должны научить детей найти занятие и не терять свободного

62. Дети мучают своих родителей мелкими проблемами, если с самого начала

к этому привыкнут.

63. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к детям, это,

пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязанностей по содержанию семьи.

64. Детские игры с сексуальным содержанием могут привести детей к сексу-

альным преступлениям.

65. Планировать должна только мать, так как только она знает, как положено

вести хозяйство.

66. Внимательная мать знает, о чем думает ее ребенок.

67. Родители, которые выслушивают с одобрением откровенные высказывания

детей о их переживаниях на свиданиях, товарищеских встречах, танцах и т.п., помога-

ют им в более быстром социальном развитии.

68. Чем быстрее слабеет связь детей с семьей, тем быстрее дети научатся раз-

решать свои проблемы.

69. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рождения на-

ходился в хороших условиях.

70. Дети должны принимать участие в решении важных семейных вопросов.

71. Родители должны знать, как нужно поступать, чтобы дети не попали в

трудные ситуации.

72. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим местом явля-

ется дом.

73. Дети нуждаются в материнской заботе, которой им иногда не хватает.

74. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери за труд,

вложенный в них.

75. Большинство матерей опасаются мучить ребенка, давая ему мелкие пору-

76. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя решить пу-

тем спокойного обсуждения.

77. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем происходит

на самом деле.

78. Воспитание детей – тяжелая, нервная работа.

79. Дети не должны сомневаться в разумности родителей.

80. Больше всех других дети должны уважать родителей.

81. Не надо способствовать занятиям детей боксом или борьбой, так как это

может привести к серьезным проблемам.

82. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери нет свободного

времени для любимых занятий.

84. Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и

будет счастлив.

85. Надо оставить ребенка, которому грустно, в покое и не заниматься им.

86. Самое большое желание любой матери – быть понятой мужем.

87. Одним из самых сложных моментов в воспитании детей являются сексу-

альные проблемы.

88. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чувствует себя

89. Так как ребенок – часть матери, он имеет право знать все о ее жизни.

90. Дети, которым разрешается шутить и смеяться вместе с родителями, легче

принимают их советы.

91. Родители должны приложить все усилия, чтобы как можно раньше справ-

ляться с физиологическими нуждами.

92. Большинство женщин нуждаются в большем количестве времени для от-

дыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.

93. У ребенка должна быть уверенность в том, что его не накажут, если он до-

верит родителям свои проблемы.

94. Ребенка не нужно приучать к тяжелой работе дома, чтобы он не потерял

охоту к любой работе.

95. Для хорошей матери достаточно общения с семьей.

96. Порой родители вынуждены поступать против воли ребенка.

97. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

99. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в супружест-

ве ссорятся.

100. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счастливыми.

101. Естественно, что мать «сходит с ума», если у нее дети эгоисты и очень тре-

бовательны.

102. Ребенок никогда не должен слушать критические замечания о своих роди-

104. Родители, как правило, предпочитают спокойных детей драчунам.

105. Молодая мать несчастна, потому что многие вещи, которые ей хотелось бы

иметь, для нее недоступны.

106. Нет никаких оснований, чтобы у родителей было больше прав и привиле-

гий, чем у детей.

107. Чем раньше ребенок поймет, что нет смысла терять время, тем лучше для

108. Дети делают все возможное, чтобы заинтересовать родителей своими про-

109. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нужна радость.

110. С ребенком что-то не в порядке, если он много расспрашивает о сексуаль-

ных вопросах.

111. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что будет вы-

нуждена руководить семейными делами.

112. Обязанностью матери является знание тайных мыслей ребенка.

113. Если включать ребенка в домашние заботы, он легче доверяет им свои

проблемы.

114. Надо как можно раньше прекратить кормить ребенка грудью и из бутылоч-

ки (приучить самостоятельно питаться).

115. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответственности по

отношению к детям.

Порядок и последовательность обработки данных

Вся методика состоит из 23 параметров (115 суждений). Каждый па-

раметр измеряется с помощью 5 суждений. Испытуемый может выбрать

один из четырех ответов и получить от 1 до 4 баллов. Максимальная вы-

раженность параметра – 20 баллов, минимальная – 5 баллов. Тогда 17, 18,

19, 20 – высокие оценки, соответственно 8, 7, 6, 5 – низкие. В первую оче-

редь анализируют высокие и низкие оценки.

БЛАНК РЕГИСТРАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ф. И. О_____________________________________________________________________

Возраст________________Пол ______________Дата ______________________________

№ п/п АабБ АабБ АабБ АабБ АабБ

10 33 56 79 102

11 34 57 80 103

12 35 58 81 104

13 36 59 82 105

14 37 60 83 106

15 38 61 84 107

16 39 62 85 108

17 40 63 86 109

18 41 64 87 110

19 42 65 88 111

20 43 66 89 112

21 44 67 90 113

22 45 68 91 114

23 46 69 92 115

Ключ к опроснику

Параметр и его № От- № От- № От- № От- № От-

значение вопр. вет вопр. вет вопр. вет вопр. вет вопр. вет

1 – вербализация 1 24 47 70 93

2 – чрезмерная 2 25 48 71 94

3 – зависимость от 26 49 72 95

4 – подавление во- 4 27 50 73 96

5 – ощущение са- 5 28 51 74 97

мопожертвования

6 – опасение оби- 6 29 52 75 98

7 – семейные кон- 7 30 53 76 99

8 – раздражитель- 8 31 54 77 100

9 – излишняя 9 32 55 78 101

скромность

10 – исключение 10 33 56 79 102

тет родителей

12 – подавление 12 35 58 81 104

агрессивности

13 – неудовлетво- 13 36 59 82 105

ренность ролью

14 – партнерские 14 37 60 83 106

отношения

15 – развитие ак- 15 38 61 84 107

тивности ребенка

16 – уклонение от 16 39 62 85 108

конфликта

17 – безучастность 17 40 63 86 109

18 – подавление 18 41 64 87 110

сексуальности

19 – доминирова- 19 42 65 88 111

ние матери

20 – чрезвычайное 20 43 66 89 112

вмешательство в

мир ребенка

21 – уравнение от- 21 44 67 90 113

22 – стремление 22 45 68 91 114

ускорить развитие

23 – несамостоя- 23 46 69 92 115

тельность матери


Инструкция:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, с которыми вы согласны или не согласны. Если вы согласны с утвер­ждением, то напротив него напишите «верно» («+»), если же не согласны, то напишите «не верно» («-»).

Текст опросника

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, о чём думает мой ребенок.

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительноотклоняется от нормы.

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальныхжизненных проблем, если они его травмируют.

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.

6. Я уважаю своего ребенка.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностейжизни.

8. Мой ребенок часто мне неприятен.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которыезаслуживают осуждения..

15. Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.

18. Привсем старании трудно научить моего ребенка хорошим манерам.

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, только тогда из неговырастет хороший человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам вдом.

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании говорят о детях, мне становитсястыдно, что мой ребенок не такой

умный и способный, как другие дети.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то оникажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребёнок.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребеноквзрослеет,и с нежностью вспоминаю то время, когда он был ещё совсем маленьким.

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью ивраждебно отношусь к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что личномне не удалось в жизни.

31. Родители должны не только требовать от ребёнка, но и сами приспосабливаться к нему, относится к нему с уважением, как к личности.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ребенка.

33. При принятиирешений в семье следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенокпо-своему прав.

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку.

39. Основная причина капризов моего ребенка ― это эгоизм, лень и упрямство.

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нормально отдохнуть.

41. Самое главное-чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

46. Мой ребенок часто меня раздражает.

47. Воспитание ребенка ― это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Мне близки интересы моего ребёнка, я их разделяю.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если он это делает, то

обязательно получается не так, как нужно.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и нескрываю этого от него.

61. Ребёнок должен дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Обработка и оценка результатов

Ниже указаны номера суждений для каждой шкалы.

Принятие-отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58.

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61.

За каждый ответ «да» испытуемый получает 1 балл, а за ка­ждый ответ «нет» - 0 баллов. Высокие баллы свидетельствуют о значительной развитости указанных типов отношений, а низкие баллы - о том, что они сравнительно слабо развиты. Оценка и интерпретация полученных данных производятся следующим образом.

Высокие баллы по шкале принятие-отвержение - от 24 до 33 - говорят о том, что у испытуемого выражено положитель­ное отношение к ребенку. Взрослый принимает ребенка та­ким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. Низкие баллы по этой шкале - от 0 до 8 - говорят о том, что взрослый ис­пытывает по отношению к ребенку в основном отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, ненависть. Такой взрос­лый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко третирует ребенка. Понятно, что имеющий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педагогом.

Высокие баллы по шкале кооперация - 7-8 баллов - признак того, что взрослый проявляет искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу, старается быть на равных с ребенком. Низкие баллы по данной шкале - 1-2 балла - говорят о том, что взрослый занимает по отноше­нию к ребенку противоположную позицию и не может претен­довать на роль хорошего педагога;

Высокие баллы по шкале симбиоз - 6-7 баллов - позво­ляют сделать вывод о том, что взрослый не устанавливает пси­хологическую дистанцию между собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разум­ные потребностипо этой шкале - 1-2 балла - признак того, что взрослый, на­против, устанавливает значительную психологическую дистан­цию между собой и ребенком, мало о нем заботится. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка.

Высокие баллы по шкале контроль - 6-7 баллов - пока­зывают, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по от­ношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послуша­ния и задавая строгие дисциплинарные рамки. Почти во всем он навязывает ребенку свою волю. Такой взрослый человек да­леко не всегда может быть хорошим воспитателем. Низкие баллы по этой шкале - 1-2 балла, - напротив, свидетельст­вуют о том, что контроль над действиями ребенка со стороны взрослого практически отсутствует. Это не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наилучшим вариантом оценки педагогических способностей взрослого человека по этой шка­ле являются средние оценки: от 3 до 5 баллов.

Высокие баллы по шкале отношение к неудачам ребенка - 7-8 баллов - признак того, что взрослый считает ребенка ма­леньким неудачником и относится к нему как к несмышлено­му существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и вос­питателем для ребенка. Низкие баллы по этой же шкале - 1-2 балла, напротив, свидетельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает случайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспита­телем.

2.2.1. Результаты исследования по тесту-опроснику родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

В экспериментальном исследовании принимали участие 15 семей, дети которых посещают подготовительную группу дошкольного учреждения.

На первом этапе исследования участникам было предложено ответить на вопросы теста-опросника родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), с целью выявить стиль семейного воспитания.

Как отмечалось ранее, особая роль в воспитании ребенка отводится матери, исходя из этого, мы в своем исследовании привлекли именно матерей, так как большую часть времени ребенок проводит именно с ней.

В результате исследования по данной методике были получены следующие результаты:

· Принятие – 3 человека;

· Кооперация – 5 человек;

· Симбиоз – 4 человека;

· Контроль – 3;

· Маленький неудачник – не выявлено.

2.1.1. Результаты исследования уровня психологической готовности к обучению в школе

Результаты, полученные в ходе исследования детей по экспресс диагностике готовности к школе, выглядят следующим образом, из 15 обследуемых детей 5 человек имеют высокий уровень психологической готовности к школьному обучению, 6 человек – средний и 4 человека – низкий.

Таблица показателей по субтестам

Название методики

Экспериментальная
группа

1. «Нелепицы» 2. «Простр.-ариф. диктант» 3. «Последов-ные картинки 4. «Геом-е фигуры» 5. «Аналогии» 6. «Логопед-ский» 7. «Запр. слова» 8. «Ключи» 9. «Чтение» 10. «Рисунок чел.-ка» 11. «Сост-е слова» Всего
1. Аня 2 2 2 2 2 1 2 1 2 2 1 19
2. Антон 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 2
3. Витя 1 1 1 1 1 1 1
4. Дима 1 1 0 0
5. Ира К. 1 1 0 0
6. Ира Б. 2 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 20
7. Коля 2 1 2 1
8. Катя 0 1 0 0
9. Настя 1 1 1 2
10. Оля 2 1 2 2
11. Олег 2 1 2 2
12. Семен 1 2 1 1
13. Таня 1 1 1 1
14. Федя 1 1 2 1
15. Юра 2 2 2 2 2 2 2 2 3 2 2 22

Для проведения анализа по показателям двух методик отобразим полученные данные в таблице.

Сводная таблица по двум методикам

Типы родительского отношения Уровни психологической готовности к обучению в школе
Высокий Средний Низкий
Принятие 1 ребенок 2 ребенка -
Кооперация 3 ребенка 1 ребенок 1 ребенок
Симбиоз 1 ребенок 2 ребенка 1 ребенок
Контроль - 1 ребенок 2 ребенка
Маленький неудачник - - -

Полученные результаты, представленные в таблице 1 указывают, на то, что у родителей с таким типом родительского отношения, как кооперация, дети имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе. Тогда как по показателям родительского отношения отвержение и симбиоз психологическая готовность к школьному обучению детей находится на среднем уровне. По шкале контроль родительского отношения мы видим достаточно низкие показатели психологической готовности к школьному обучению.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

· что у родителей проявляющих искренний интерес к интересам ребенка, высоко оценивающих способности ребенка, поощряющие самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ними на равных (кооперация), дети таких родителей имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в школе;

· родители имеющие выраженное положительное отношение к ребенку, принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживают планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом (принятие), у таких родителей психологическая готовность к школьному обучению детей находится на среднем уровне;

· родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворять его основные разумные потребности, ограждают от неприятностей (симбиоз), дети таких родителей имеют средний уровень психологической готовности к школьному обучению;

· родители ведут себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки, навязывают ребенку почти во всем свою волю, у таких родителей психологическая готовность к школьному обучению детей находится на низком уровне.

Заключение

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.

Родительская позиция характеризуется определенным стилем поведения, реализуемым во взаимодействии с ребенком. Параметрами ее являются динамичность, ригидность, прогностичность. Динамичность определяет способность родителя не использовать различные дисциплинарные методы, системы запретов. В случае ригидности возможности адаптации воспитательной системы к конкретным условиям и ситуациям оказываются ограничены. Прогностичность характеризует умение родителя предвосхищать в методах воспитания, будущие возрастные изменения ребенка, способность к экстраполяции и прогнозированию развития ребенка.

Успешность обучения в начальных классах школы во многом зависит от того, насколько верно дети понимают профессиональную роль и позицию, занимаемую учителем, уровень развития общения со сверстниками, самооценка, что является немаловажным фактором готовности к школе.

Наиболее важными показателями интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе являются характеристики развития его мышления и речи.

К концу дошкольного возраста центральным показателем умственного развития детей является сформированность у них образного и словесных основ словесно – логического мышления.

Также важную роль в развитии ребенка и тем более в психологической готовности к школьному обучению играют родители, умеющие принимать своего ребенка, уважать его индивидуальность, одобрять его интересы, проводить с ним достаточно много времени, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, удовлетворяют его разумные потребности. В противном случае ребенку достаточно тяжело адаптироваться к условиям жизни, полноценно развиваться, так как родители по отношению к ребенку испытывают только отрицательные чувства, считают ребенка неудачником, устанавливают значительную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботятся о нем.

Экспериментальное исследование влияние типа родительских отношений на психологическую готовность к школьному обучению у детей 6–7 лет показало, что у родителей с таким типом отношения к ребенку, как кооперация, выявлен высокий уровень психологической готовности к школьному обучению. Тогда как у родителей с высокими показателями по шкалам принятие и симбиоз дети имеют средний уровень психологической готовности к школьному обучению. Низкий уровень психологической готовности к школьному обучению проявляется у родителей с контролирующим стилем отношения к ребенку.

Это дает основание утверждать, что тип родительских отношений имеет тенденцию к влиянию на психологическую готовность к школьному обучению детей 6–7 лет.


Список использованных источников

1. Абдурасулова Т.Д. Социально-психологический норматив как критерий психологической диагностики развития дошкольников // Психолог в детском саду – 1999 – №2

2. Антошина М.А., Большакова Н.Г., Горячева Т.Г., Султанова А.С. Работа психолога в подготовительной группе детского сада // Психолог в детском саду – 1999 – №2

3. Белобрыкина О.А. Скоро в школу мы пойдем // Психолог в детском саду – 2005 – №2

4. Белова Е.С. Влияние внутрисемейных отношений на развитие одаренности в дошкольном возрасте // Психолог в детском саду – 2008 – №1

5. Белогай К.Н. Особенности воспитания детей в семье родителями разного пола // Семейная психология и семейная терапия – 2007 – №2

6. Бирюкевич Е.А. Методика «Лесенка»: знакомая незнакомка // Психолог в детском саду – 2006 – №1

7. Богиович Л.И. Избранные психологические труды/ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995.

8. Воронина О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства // Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М., 1998.

9. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Проблемы психологической готовности детей 6 – 7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду – 2005 – №2

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

11. Габидулина М. Отцы глазами детей // Школьный психолог – 2003 – №1

12. Готовность к школе/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1991.

13. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.

14. Довгая Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // Психолог в детском саду – 2006 – №4

15. Елагина М.Г. Кризис семи лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии – 1989 – №1

16. Зайцева Т.В. Факторы и условия супружеской удовлетворенности браком: дилемма двойной идентичности // Семейная психология и семейная терапия – 2007 – №1

17. Иванова Г.М., Колтукова Ю.О. Психологические особенности семейного воспитания // Семейная психология и семейная терапия – 2006 – №3

18. Каталог-справочник: Дошкольное образование в России: программы, пособия для педагогов и детей, дидактические игровые материалы, аудио-, видеокассеты. – М., 1999.

19. Клочко В.Е. Человек как психологическая система // Сибирский психологический журнал. Вып. 2 – Томск, 1996

20. Кон И. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа -2003 – №4

21. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

22. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста // Вопросы психологии – 1996 – №6

23. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

24. Кузьменко В.У. Психологические особенности развития индивидуальности дошкольника в семье // Психолог в детском саду – 2006 – №3

25. Малявина С.С., Пивцайкина О.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях: гендерный аспект // Психолог в детском саду – 2006 – №3

26. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1992.

27. Минеева О.А. Третья планета. Семейные структуры и идеология // Семейная психология и семейная терапия – 2006 – №2

28. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

29. Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции школьника» при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология – 1988 – №1

30. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.

31. Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

32. Петухова И.А. Роль семьи в развитии одаренных детей // Журнал практического психолога – 2005 – №6

33. Поливанова К.Н. Типология индивидуальных вариантов психического развития при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Новые исследования в психологии – 1988 – №2

34. Поддъяков Н.Н. Ребенок – дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития // Дошкольное воспитание – 2003 – №4

35. Радионова М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка // Автореф. дис. …канд. психол. наук. – М., 1997.

36. Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6 – 7 летнего возраста // Вопросы психологии – 1986 – №4

37. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопросы психологии – 2000 – №3

38. Степанова Г. Социальное развитие дошкольников и его педагогическая оценка в условиях детского сада // Дошкольное воспитание – 1999 – №10

39. Спиваковская А.С. Как быть родителями. – М., 1986.

40. Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе // Вопросы психологии – 1983 – №4

41. Уотсон Дж. Психологический уход за ребенком. – М., 1930.

42. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Яр., 1998.

Стилей воспитания, вбирая в себя то лучшее, что описано в предыдущих стилях воспитания. Глава3. Экспериментальное исследование изучения характерологических черт личности родителя и их влияние на стиль отношения к ребенку 3.1. Обоснование замысла исследования. Цель, задачи, гипотеза. Анализ литературы выявил, что проблеме изучения родительско-детских отношений уделялось много внимания, в том...




В таблицу (Приложение 12). В следующем параграфе мы описываем результаты диагностик и сравниваем их между двумя исследуемыми группами. 2.2. Сравнительный анализ социально – психологической готовности к школе детей, посещающих и не посещающих детский сад 1. Анализ диагностики особенностей отношений детей дошкольного возраста к взрослому. Рассмотрим анализ анкетирования родителей « ...


Критики он будет склонен ощущать свою неполноценность. Неудовлетворение основных потребностей детей очень быстро проявляется в нарушениях поведения ребенка и в формировании отрицательных черт личности. Рассматривая основные типы родительских отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка. Позиция отвержения способствует...

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник состоит из пяти шкал:

Шкала 1. "Принятие–отвержение" Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребёнку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребёнок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребёнка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребёнком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребёнка плохим, не приспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребёнок не добьётся успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребёнку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребёнку и не уважает его.

Шкала 2. "Кооперация" Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребёнка, старается во всём помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребёнку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

Шкала 3. "Симбиоз" Отражает межличностную дистанцию в общении с ребёнком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребёнком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребёнком единым целым, стремится удовлетворить потребности ребёнка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребёнка, ребёнок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребёнок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не представляет ребёнку самостоятельности никогда.

Шкала 4. "Авторитарная гиперсоциализация" Отражает форму и направление контроля за поведением ребёнка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчётливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребёнка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребёнку во всём свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребёнка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребёнка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

Шкала 5. "Маленький неудачник" Отражает особенности восприятия и понимания ребёнка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребёнка кажутся родителю детскими, несерьёзными. Ребёнок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребёнку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребёнка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст-опросник (отвечать – да "+", нет "-")

  1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
  2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребёнок.
  3. Я уважаю своего ребёнка.
  4. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
  5. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  6. Я испытываю к ребёнку чувство расположения.
  7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
  8. Мой ребёнок часто неприятен мне.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
  10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребёнку приносит ему большую пользу.
  11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребёнку.
  12. Мой ребёнок ничего не добьётся в жизни.
  13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребёнком.
  14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые кроме презрения, ничего не стоят.
  15. Для своего возраста мой ребёнок немножко незрелый.
  16. Мой ребёнок ведёт себя плохо специально, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребёнок впитывает в себя всё дурное как "губка".
  18. Моего ребёнка трудно научить хорошим манерам при всём старании.
  19. Ребёнка следует держать в жёстких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
  20. Я люблю, когда друзья моего ребёнка приходят к нам в дом.
  21. Я принимаю участие в своём ребёнке.
  22. К моему ребёнку "липнет" всё дурное.
  23. Мой ребёнок не добьётся успеха в жизни.
  24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребёнок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
  25. Я жалею своего ребёнка.
  26. Когда я сравниваю своего ребёнка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
  27. Я с удовольствием провожу с ребёнком всё свое свободное время.
  28. Я часто жалею о том, что мой ребёнок растёт и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
  29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребёнку.
  30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребёнок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
  31. Родители должны приспосабливаться к ребёнку, а не только требовать этого в жизни.
  32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребёнка.
  33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребёнка.
  34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребёнка.
  35. В конфликте с ребёнком я часто могу признать, что он по-своему прав.
  36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
  37. Я всегда считаюсь с ребёнком.
  38. Я испытываю к ребёнку дружеские чувства.
  39. Основная причина капризов моего ребёнка – эгоизм, упрямство и лень.
  40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребёнком.
  41. Самое главное, чтобы у ребёнка было спокойное и беззаботное детство.
  42. Иногда мне кажется, что мой ребёнок не способен ни на что хорошее.
  43. Я разделяю увлечения своего ребёнка.
  44. Мой ребёнок может вывести из себя кого угодно.
  45. Я понимаю огорчения своего ребёнка.
  46. Мой ребёнок часто раздражает меня.
  47. Воспитание ребёнка – сплошная нервотрёпка.
  48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
  49. Я не доверяю своему ребёнку.
  50. За строгое воспитание дети благодарят потом.
  51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребёнка.
  52. В моём ребёнке больше недостатков, чем достоинств.
  53. Я разделяю интересы своего ребёнка.
  54. Мой ребёнок не в состоянии чего-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
  55. Мой ребёнок вырастет не приспособленным к жизни.
  56. Мой ребёнок нравится мне таким, какой он есть.
  57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребёнка.
  58. Нередко я восхищаюсь своим ребёнком.
  59. Ребёнок не должен иметь секретов от родителей.
  60. Я невысокого мнения о способностях моего ребёнка и не скрываю этого от него.
  61. Очень желательно, чтобы ребёнок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»