Ситуации морального выбора примеры для дошкольников. Моральное и нравственное развитие дошкольников. Учебный план курса

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Нравственное воспитание детей.

Беседа на тему: "Что такое дружба?"

Цель: Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе; учить понимать и оценивать поступки героев литературных произведений (Е. Кошевая "Мой сын", В. Осеева "До первого дождя") и своих товарищей.

Ход беседы

Ребята вам уже много раз читали и рассказывали о хороших друзьях и товарищах. Взрослые говорили о том, что нужно дружить друг с другом. Каких же детей мы называем хорошими друзьями?

Педагог спрашивает несколько человек. Если дети называют по имени конкретных детей, то спросить, почему именно их можно считать хорошими друзьями.

Обобщить ответы: "Хорошими друзьями можно назвать детей, которые вместе дружно играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу, заботятся друг о друге, умеют уступать друг другу и т. д.

Вопросы после чтения

Как можно назвать Олега и Гришу?

– Почему их можно назвать друзьями?

– Почему Олега можно назвать хорошим другом?

– Расскажите о том, как вы дружите в детском саду и дома?

В ходе беседы педагог помогает детям правильно оценить факты,

поступки, высказывает к ним свое отношение.

называется "До первого дождя". Подумайте, можно ли девочек, о

которых говорится в рассказе, назвать хорошими друзьями или

подругами.

Вопросы после чтения

– Почему воспитательница сказала: "Видно ваша дружба до

первого дождя!"

– Можно ли Мишу назвать хорошим другом? Почему

Нельзя?

– Как надо было поступить Маше?

Одобрив правильные ответы детей, педагог рассказывает о необходимости всегда выполнять правило поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда

выручай".

Беседа на тему: "Кто такой друг?"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о дружбе; дать представление о том, что друзья не оставляют товарища в беде; показать привлекательность дружеских отношений.

Ход беседы

Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ А. Митта "Шарик в окошке", а потом поговорим о детях, про которых говорится в рассказе.

Вопросы после чтения

– Что увидел Коля в окошке?

– Откуда появился шарик?

– Зачем ребята принесли Коле шарик?

– Как можно назвать этих ребят?

– Какие эти ребята?

– Почему их можно назвать хорошими друзьями?

– Приятно ли было Коле, что друзья позаботились о нем, не оставили

его в беде?

– Расскажите, как вы заботитесь о своих друзьях, как помогаете

Им.

– Как относятся люди к своим хорошим друзьям?

Оценивая и обобщая ответы детей, отметить, что взрослые и

дети любят хороших друзей. Дружить с ними очень приятно.

Когда люди дружат и помогают друг другу, им легче жить

и работать.

Можно сказать детям, что умение дружить –

хорошее качество. Поэтому люди называют словом "Дружба" улицы и площади городов, кинотеатры и другие учреждения.

Можно вспомнить пословицу "Дружба дороже денег" и вместе с

детьми объяснить ее понятие.

Беседа на тему: "Чуткость "

Цель: Учить детей сравнивать положительные и отрицательные поступки, давать им оценку; понимать мотивы поступков детей и необходимость выполнения норм поведения; дать представление о чуткости и о необходимости заботливого, чуткого отношения к своим сверстникам; ввести в словарь детей новое слово – "чуткость"; вести правило поведения – "Не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна помощь".

Ход беседы

Ребята, сегодня я вам прочитаю два рассказа – "В огороде" Е. Кошевой и "Синие листья" В. Осеевой. Вы их послушайте внимательно, а потом скажите, кто из детей вам понравился, Олег или Катя?

Вопросы после чтения

– Кто из детей вам понравился?

– Почему понравился Олег?

– Как можно назвать Олега? Какой он?

Обобщить ответы детей, дать представление о чуткости. "Олег

добрый, заботливый, внимательный. Гриша его ни о чем не просил,

Олег сам заметил, что другу трудно и позаботился о нем. Поэтому

Олега можно назвать еще чутким. Чуткий человек не ждет, когда

его попросят о помощи, а сам предлагает свою помощь.

– Как вы думаете, приятно было Грише, что Олег позаботился о

нем?

– А Олегу было приятно? Как об этом говорится в книге?

Сделать вывод о том, что от хороших поступков

всегда бывает всем приятно.

– Почему вам не понравилась Катя?

– Как надо было поступить Кате? Почему?

– Приятно ли было Лене просить Катю дать ей карандаш?

– Почему нужно заботиться о друзьях, помогать им?

Обобщив ответы детей, сделать вывод о необходимости

быть всегда добрым, заботливым, чутким, помогать

сверстникам, не ожидая просьбы о помощи,

помогать так, чтобы сверстники не обиделись.

Ввести правило: "Не жди, когда тебя попросят о

помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь".

Запомните ребята это правило и выполняйте его всегда. Сейчас мы пойдем на прогулку и поучимся выполнять это правило в играх.

Примечание: на прогулке проводится подвижная игра "Ловишка", "Дай руку".

Беседа на тему: "Доброжелательность"

Цель: Закрепить и обобщить представления детей о необходимости

чуткого, доброжелательного отношения к товарищам; напомнить

правила поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда выручай; не

жди, когда тебя попросят о помощи, нужно самому видеть, кому нужна помощь; закрепить в словаре детей термины "добрый", "чуткий".

Ход беседы

Ребята, сегодня я вам еще раз прочитаю рассказ А. Митта "Шарик в

окошке". Послушайте его внимательно.

Вопросы после чтения

– Как можно назвать детей, которые принесли шарик?

Какие они?

Обобщить ответы детей: "Да, этих детей можно

назвать хорошими друзьями, добрыми, заботливыми, чуткими и т. д.

– Почему их так можно назвать?

Обобщить ответы детей: "Дети позаботились о друге, принесли ему шарик и показали в окне, чтобы развеселить, порадовать его. Коля не просил об этом, а дети сами догадались порадовать своего друга. Поэтому их можно назвать чуткими, заботливыми, добрыми товарищами".

– Приятно ли было Коле, что товарищи не забыли о нем?

– Как в книге об этом говорится?

Если дети не вспомнят, то можно прочесть отрывок. Дать детям

высказаться, сделать обобщение: "Детям или взрослым всегда бывает

очень приятно, радостно, если к ним проявляют чуткость, доброту.

Чуткость – это такое поведение, когда дети или взрослые делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их

об этом попросят, а помогают сами. Мы с вами об этом уже говорили,

когда читали рассказы "Мой сын" и "Синие листья".

Сейчас я вам прочту еще один рассказ. Называется он "Навестила",

написала рассказ В. Осеева. Вы послушайте рассказ, а потом

скажите, чутко ли Муся отнеслась к Вале.

Вопросы после чтения

– Как отнеслась Муся к Вале?

– Как ее можно назвать? Какая она? Почему?

– Как надо было поступить Мусе?

– Как бы вы поступили, если бы пришли к больному другу? Как бы вы помогли ему? Расскажите.

Ребята, вспомните, привила поведения, которые надо выполнять,

Чтобы быть хорошим, чутким другом.

Примечание: на прогулке или вечером можно провести игру

инсценировку сказки "Кот, петух и лиса".

Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о чуткости и скромности; развивать способность детей к дифференцировке нравственных понятий, к оценке поступков героев литературных произведений – С. Баруздин "Морской котик".

Ход беседы

Ребята, сегодня я вам прочитаю знакомый рассказ "Морской котик", а вы его внимательно послушайте.

Вопросы после чтения

– Кто вам понравился в этом рассказе? Почему?

– Как поступила Светлана?

– Как ее можно назвать? Какая она?

– Почему ее можно назвать доброй, находчивой, чуткой девочкой?

– Что такое чуткость?

Обобщить ответы детей: "Чуткость – это такое поведение, когда дети и взрослые делают людям добро, заботятся о других, помогают людям даже тогда, когда их об этом и не просят, но когда они видят, что людям надо помочь".

Если дети назовут Светлану скромной, нужно подтвердить это, а

после ответов детей о том, что такое чуткость, сказать: "Вы

правильно назвали Светлану скромной, потому что она спасла жизнь

моряку, но никому не говорила об этом, не хвасталась". Если дети не

укажут в числе нравственных черт Светланы скромность, то спросить у

детей: "Можно ли назвать Светлану скромной и почему?"

– Что такое скромность?

Обобщить ответы детей: "Скромность – это такое поведение, когда

дети и взрослые поступают хорошо, но не хвастают этим,

потому что хвастаться не красиво, не хорошо. Поэтому не надо

говорить о себе: "Я хороший", "Я хорошо сделал", а надо уметь

ждать, когда тебя похвалят другие".

– Чуткость и скромность – одно и то же или разное?

Обобщая ответы детей, отметить, что быть чутким

хорошо и быть скромным тоже хорошо.

Но эти черты характера разные: чуткость – это делать людям добро, заботиться, помогать другим, а скромность – это умение уметь сдержать себя, хотя и хочется сказать, что ты хороший, это значит не хвастаться.

А сейчас я вам прочитаю новый рассказ "Колин папа". Написала его Горская. Педагог читает рассказ. После прочтения вопросов не задавать. Если дети захотят сказать что–либо, дать им возможность высказаться.

Беседа на тему: "Правдивость"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о правдивости. Показать привлекательность правдивости как нормы поведения. Воспитывать отрицательное отношение к обману.

Ход беседы

Ребята, мы с вами уже много раз говорили о том, что такое дружба, чуткость. Доброта, скромность. А сегодня мы поговорим еще об одном важном качестве человека – о правдивости. Но вначале послушайте рассказ В. Осеевой "Что легче?"

Вопросы после чтения

– Кто из мальчиков вам больше понравился? Почему?

– Как можно назвать мальчика, который сказал маме правду? Какой он?

– Что такое правдивость?

Обобщить ответы детей: "Правдивость – это такое поведение

человека, когда взрослые и дети всегда говорят правду, никогда

не обманывают, говорят правду даже тогда, когда сказать ее

неприятно, трудно".

– Почему нужно быть правдивым? Почему нельзя обманывать

людей?

– Как относится к людям, которые всегда говорят правду?

Обобщить ответы детей. Объяснить детям, что нужно

всегда говорить правду, всегда быть правдивым. Это

красиво и даже очень хорошо. Правдивых людей любят. Детям и взрослым бывает приятно, радостно, когда им говорят правду. Можно привести пословицу: "Правда, светлее солнца. Правда, чище ясного неба". Обманывать не красиво, нехорошо и это неприятно людям. Им бывает обидно, когда их обманывают. Обман и ложь могут привести к беде.

Я вам сейчас прочитаю рассказ Л. Толстого "Корова". Вы его послушайте внимательно, а потом скажите, почему случилось несчастье в крестьянской семье.

Вопросы после чтения

– Почему случилась беда в этой семье?

– Как нужно было поступить Мише?

Сделать вывод: беда случилась потому, что у Миши не хватило смелости сказать правду. Если бы он не испугался и не бросил стекла в лохань, корова, осталась бы жива.

Нужно всегда смело говорить правду, даже тогда, когда сказать ее трудно, неприятно.

Беседа на тему: "Чуткость и правдивость"

Цель: Обобщить и закрепить представление детей

о необходимости доброжелательного, чуткого отношения к людям

(к старшим, сверстникам, малышам); показать взаимосвязь и

особенности таких нравственных понятий, как чуткость и правдивость;

помочь детям осознать опыт своего поведения, обобщить его.

Ход беседы

– Ребята, какие праздники отмечала недавно вся наша страна и мы с

– Вспомните, как вы поздравляли своих родителей с этими

праздниками.

Какие подарки вы для них сделали? Как их преподнесли? Что

сказали? Приятно ли было вашим родителям, что дети их

поздравили с праздником?

– Как вы думаете, что было самым хорошим, самым

приятным подарком папам и мамам?

– Как надо себя вести, чтобы доставить радость

родителям, не огорчать их?

Сделать обобщение о том, как нужно вести себя и почему. В процессе обобщения отметить, что к родителям и другим членам семьи нужно относиться заботливо, чутко, нельзя обманывать их.

– Что такое, по–вашему чуткость?

– Что такое правдивость?

– Чуткость и правдивость – это одинаковые или разные качества? Сказать детям, что это разные качества. Чуткость – это такое поведение, когда люди заботятся о других, помогают друг другу, а правдивость – это такое поведение, когда люди всегда говорят правду, не обманывают других. Значит, чуткость и правдивость – это разные качества. Эти качества – самые главные у человека и их нужно воспитывать в себе с самого детства.

Беседа на тему: "Скромность"

Цель: Обобщить и закрепить признаки понятия "скромность" – скромный человек делает хорошее, но не хвастает, умеет сдержать себя;

уточнить знания детей о необходимости и смысле скромного

поведения; помочь детям осознать свое поведение в свете данной

нравственной нормы; воспитывать положительное отношение к

скромности как к норме поведения.

Ход беседы

Ребята, мы с вами уже много раз говорили о скромности, читали

рассказы о скромных людях, как взрослых, так и о детях.

– Вспомните, какие рассказы и про кого мы читали. Как называется

рассказ о Светлане, которая спасла жизнь моряку? Кто написал этот

рассказ?

– Почему Светлану можно назвать скромной? Как еще ее можно

назвать (чуткой, находчивой, смелой). Почему?

– Скромность и чуткость – это одно и то же или

разное?

– Как называется рассказ про Колю и его папу? Кто

написал этот рассказ?

– Почему Колю и его папу можно назвать скромными?

– Про какого скромного человека мы еще читали? (С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое"). Почему никто не узнал имени героя? Почему он остался неизвестным?

– Что такое скромность? Скромность – это такое поведение человека, когда он делает хорошее, но не хвастается этим, умеет сдерживать себя. Он не говорит: "Это я", "Я лучше сделал", хотя иногда и хочется сказать об этом. Хвастаться некрасиво, нехорошо. Это неприятно другим людям. Нескромных людей, хвастунов не любят. Это вы поймете, когда мы с вами прочитаем рассказ В. Осеевой "Заячья шапка".

Вопросы после чтения

– На ком же из вас бывает "заячья шапка"?

– Как же нужно вести себя, чтобы тебя любили, с тобой играли сверстники?

Обобщить высказывания детей.


Современные концепции и технологии воспитания определяют игру как комплексный диагностико-коррекционный метод, т. е. в ней возможны диагностика и коррекция личности дошкольника. Именно игровая деятельность обладает самым высоким диагностическим и развивающим потенциалом.

Менее ясным, недостаточно раскрытым дошкольной теорией и практикой, представляется значение игры для нравственно-эмоционального воспитания, как важнейшей стороны развития личности ребенка.

Как установлено специалистами, к пяти-шести годам «в черновом варианте» формируется нравственный облик ребенка. Потом у него появятся другие идеалы, установки, но первые детские впечатления - самые сильные, они оказывают влияние на дальнейшую жизнь. Среди многих важных личностных характеристик - нравственность, главный показатель развитости человеческого в человеке (как ни парадоксально это звучит). Сегодня, когда мы стремимся по-новому взглянуть на общечеловеческие ценности, эта характеристика вновь обретает для нас глубокий смысл.

Особой разновидностью интерактивных методов, эффективных для усвоения и развития нравственных образцов, задаваемых обществом, моральных норм, установок и т. д. следует считать ролевую игру.

В том, какую роль выбирает ребенок для себя в игре, как он относится к назначенной роли, как исполняет ее, какие элементы импровизации вносит в свою роль от себя, прослеживается «проекция» ребенка на игру собственных представлений о социальном мире.

Для эффективного решения задач необходима специальная система работы по обсуждению с детьми нравственных норм и правил. В качестве действенных средств предлагаются: чтение художественных произведений; беседы с детьми на этические темы; анализ игрового поведения детей; привлечение детей к анализу поведения товарищей и др. (Н.Я. Михайленко), привлечение внимания детей к эмоциональным переживаниям участников игры, разыгрывание как привлекательных, так и непривлекательных ролей (Л.П. Стрелкова).

Встает вопрос о том, каким же образом происходит нравственное воспитание ребенка в игре, может ли в процессе разыгрывания детьми игровых взаимоотношений происходить присвоение ими нравственного содержания?

Необходимо подчеркнуть, что не существует все же единого мнения относительно воздействия содержательной стороны игры на нравственное развитие ребенка. Ряд исследователей полагают, что изображая в игре нравственные отношения, ребенок тем самым усваивает их. Педагогическое влияние через содержание игры рассматривается как основной путь воспитания.

В последнее время такое понимание значения игры в нравственном развитии ребенка подвергается сомнению в связи с тем, что выполняемые детьми в игре моральные нормы не всегда переносятся в реальную жизнь.

Тем самым в игре обеспечивается развитие необходимых предпосылок для становления нравственной регуляции поведения. Очень важно на этом этапе научить ребенка строить взаимоотношения со сверстниками (и не только) по принципу «относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». Нередко в игре возникают различные моральные ситуации и даже конфликты, если в ней участвуют дети с различными нравственными установками.

В игровой деятельности возникают предпосылки к рефлексии как к чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями, переживаниями других (В.С. Мухина). При рефлексивном игровом поведении формируется умение понимать и принимать точку зрения другого, представлять его внутренний мир.

Эффективность рефлексии в значительной степени зависит от уровня развития у ребенка эмпатии (активная сопричастность другому в его переживаниях) и децентрации (способность взглянуть на ситуацию глазами другого). Эмпатия, как всякое эмоциональное явление, поддается развитию. Характерно, что дети, проявившие в раннем детстве высокую степень эмпатиии, обнаруживают ее в более позднем возрасте. Причем сопереживание и сочувствие (две последовательно развивающиеся формы эмпатии) могут возникать и проявляться не только в отношении к реально существующим объектам, но и к вымышленным (изображенным в произведениях литературы, кино и пр.). В игре действенный характер эмпатии реализуется в виде различных видов помощи и активной поддержки. Можно утверждать, что познание нравственного смысла отношений, поступков и будет наиболее эффективно при наглядном моделировании взаимоотношений в игровой форме. Если в игре дети удовлетворяют не только собственные интересы, но и считаются с интересами всех играющих, это говорит о том, что нравственные правила детьми усвоены.

Предлагаю игры, развивающие игровые ситуации и упражнения для старших дошкольников. Игра отличается от развивающей игровой ситуации (РИС) тем, что в игре дети реально обыгрывают определенную проблемную ситуацию, а в РИС - мысленно. Отличие игры от игрового упражнения состоит в том, что в развивающем игровом упражнении отсутствует сюжет. Представленный ниже материал может оптимизировать и стимулировать процесс формирования нравственных норм и правил у дошкольников.

Развивающие игровые ситуации (РИС)

Игровая задача: моделирование ситуаций нравственного выбора, поиск оптимальных (мысленных) путей выхода из них.

Игра организуется с подгруппой детей. Ведущий предлагает различные проблемные нравственно-этические ситуации, а дети мысленно или реально обыгрывают их.

А. Представь себе, что ты с сестрой собираешься идти в цирк, у вас есть два билета, но неожиданно к вам приезжают гости, среди которых пятилетний Сережа. Как ты поступишь?

Б. Представь себе, что по телевизору по одному каналу идет твоя любимая передача, а по другому - любимая передача сестры. Как ты поступишь?

В. Представь себе, что в группу принесли новые игрушки. Тебе и твоей подруге понравилась новая кукла, вы стали спорить и ты чувствуешь, что вы вот-вот поссоритесь. Как ты поступишь?

Г. Представь себе, что в магазине нужно купить мороженое для тебя и хлеб к обеду для всей семьи. В оба отдела магазина большие очереди, а магазин скоро закроется. Ты успеешь сделать только одну покупку. Как ты поступишь?

Д. Представь себе, что со своим близким другом ты пошел на прогулку. Но на улице вы начали ссориться из-за велосипеда. Он - один на двоих, каждый из вас хочет покататься первым. Как ты поступишь?

Примечание. По желанию ведущий может предложить варианты ответа:

А. - пойдешь в цирк с сестрой;

Отдашь билет Сереже;

Продашь билеты и все останутся дома;

Купишь еще один билет;

Б. - будешь смотреть свою любимую передачу;

Будешь смотреть любимую передачу сестры;

Чтобы никому не было обидно, будете смотреть любую другую передачу;

Выключишь телевизор;

В. - настоишь на своем;

Отдашь куклу подруге;

Предложишь играть вместе;

Г. - купишь мороженое для себя;

Купишь хлеб к обеду для всей семьи;

Попросишь пропусти без очереди;

Д. - настоишь на своем;

Предложишь первому покататься другу;

Предложишь определить очередность по жребию (считалка).

Ситуации нравственно-игрового выбора можно придумать не только с участием реальных людей, но и сказочных персонажей.

Развивающие игровые упражнения

Зеркало

Игровая задача: упражнение детей в эмоциональной эмпатии; понимание состояния другого; выражение эмоций.

Материал: зеркало.

Игровое упражнение предлагается подгруппе детей. Считалкой или жребием выбирается мим. Ведущий по секрету предлагает ребенку изобразить то или иное эмоциональное состояние и потренироваться перед зеркалом. Затем ребенок, демонстрирует всем детям мимическую маску. Выигрывает тот, кто верно отгадает эмоциональное состояние.

Варианты игровых упражнений.

А. Ведущий предлагает ребенку улыбнуться, как:

Подлиза;

Кот Базилио;

Солнышко;

Белоснежка.

Нахмуриться как:

Грозовая туча;

Ребенок, у которого отняли игрушку;

Морозко.

Загрустить как:

Сетрица Аленушка;

Засохший цветок;

Удивиться как:

Иван-Царевич жар-птице;

Как будто ты увидел инопланетянина;

Мишутка в сказке «Три медведя».

Б. Ведущий распределяет детей на две подгруппы: первая подгруппа - придумывает и изображает мимикой образы; вторая подгруппа - отгадывает. Затем дети меняются ролями.

В. По словесному заданию воспитателя ребенок составляет графическую схему-маску в виде карандашного наброска (радость, грусть, страх, удивление и т. д.).

В дошкольном возрасте закладываются основы всех базовых понятий и навыков, необходимых для дальнейшей жизни. В это время происходит интенсивная ориентировка дошкольников в отношениях людей, накапливается первый опыт самостоятельных, нравственно направленных поступков, развивается способность действовать в соответствии с доступными пониманию детей этическими нормами и правилами.

Социокультурная ситуация в современной России характеризуется исследователями как глобальный духовно-нравственный кризис. У детей все чаще наблюдается повышенная агрессивность, эмоциональная глухота, замкнутость на себе и собственных интересах. В этих условиях нравственное воспитание подрастающего поколения становится важнейшей задачей общества и требует разработки новых форм организации процесса нравственного воспитания старших дошкольников.

Появление в дошкольной педагогике понятия «образовательная ситуация» обусловлено стремлением ученых найти термин, максимально отчетливо характеризующий современное понимание своеобразия воспитания и обучения детей дошкольного возраста .

Концептуальная идея А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода жизни, амплификации развития ребенка за счет обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и специфически детскими видами и способами деятельности потребовала разработки особых, дошкольных путей конструирования образовательного процесса детского сада. С этой целью в рамках нашего исследования была разработана методика использования образовательных ситуаций в нравственном воспитании старших дошкольников.

Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственно организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы).

Методика предполагает использование ситуаций, способствующих обогащению нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста за счет ознакомления с нравственными качествами: щедрость, отзывчивость,честность, вежливость, аккуратность. Все эти качества актуальны для современного детского сообщества: способность оказать бескорыстную помощь, проявить заботу, щедрость, вежливость, быть честным и аккуратным привлекают детей, способствуют налаживанию положительных взаимоотношений, тогда как противоположные качества детьми порицаются. Также наша методика предполагает воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к нравственным нормам и правилам поведения и общения, а также создание ситуаций, в которых детям предоставляется возможность на практике использовать освоенные представления, тем самым осваивая и закрепляя различные способы поведения в той или иной ситуации нравственного содержания.

Главным средством нравственного воспитания в нашей методике является художественная литература.

Литературное произведение позволяет показать ребенку все стадии совершения нравственного (или безнравственного) поступка - от замысла до конечных последствий, проследить причины, мотивы, выявить чувства переживания всех участников ситуации, тогда как в реальности ребенок может наблюдать только отдельные фрагменты той или иной ситуации, поэтому правильно понять и оценить ее дошкольнику гораздо сложнее. Самое сложное для дошкольника - это оценка собственного поведения. Ребенок может описать свои чувства, когда его обидят, и на этой основе оценить поступок обидчика, но с трудом соотносит чувства окружающих со своим поведением. Это позволило нам определить логику работы: от анализа поступков литературного героя к анализу нравственных проявлений в детском сообществе, к анализу собственного поведения.

Вокруг литературного произведения организуется цепочка образовательных ситуаций: беседа о прочитанном, инсценировка отрывков произведения, творческий пересказ от лица литературного героя, слушание музыки, подбор музыкальных отрывков к характерам различных персонажей, рисование эмоций, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом ребенка, организация различных реальных ситуаций нравственного содержания.

В своей методике мы использовали два типа беседы о прочитанном произведении.

В первом случае беседа направлена на выявление главной идеи произведения, анализ образа литературного героя, его нравственной позиции, установление различных связей между событиями в тексте, оценку поступков персонажей с позиции нравственности, соотнесение нравственной позиции героя с личным опытом детей (почему герой так поступил, что он чувствовал, что почувствовали другие герои, можно ли было поступить по-другому, «Если бы ты встретил этого героя, что ты мог бы ему посоветовать?», «А в жизни бывают такие ситуации? Приведи пример», «Если бы ты был этим героем, как бы ты поступил?» и так далее).

Целью беседы второго типа является подготовка к последующей деятельности - творческому пересказу, инсценировке. Поэтому наряду с выявлением и оценкой нравственной позиции героев в процессе беседы совместно с детьми восстанавливается логика событий в тексте относительно каждого персонажа, составляется план будущего пересказа или инсценировки. Инсценировка отрывков произведения помогает развивать умение принять на себя роль литературного героя, занять его нравственную позицию и донести его образ до зрителей.

Инсценировка - знакомая и интересная для детей деятельность, поскольку похожа на игру.

Они с удовольствием принимают в ней участие, и даже не самые активные дети хотят исполнить какую-нибудь роль. Использование различных атрибутов и элементов костюмов помогает ребенку войти в роль и почувствовать переживания своего персонажа. Этому также способствуют отсутствие необходимости дословного воспроизведения текста, возможность говорить «от себя», сохраняя только идею содержания и образ героя. Самое главное - донести до зрителей характер героя, его эмоции, поэтому в предварительной беседе особое внимание уделяется не только нравственной стороне поступков того или иного персонажа, но и его чувствам, переживаниям.

Творческий пересказ от лица литературного героя помогает детям осознать нравственную позицию персонажа, его чувства, мысли, мотивы поступков и переживания. Это более сложная для детей деятельность, так как ограничивается только речью. Ребенку необходимо донести до слушателей образ и чувства своего персонажа с помощью языковых и интонационных средств выразительности и собственных суждений, отражающих самостоятельное осмысление ребенком идеи произведения.

Инсценировка и творческий пересказ от лица литературного героя помогают ребенку «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить истинные взаимосвязи между персонажами, глубже проникнуть в смысл их поступков и в смысл произведения. Тем самым повышается эмоциональная отзывчивость ребенка по отношению к описываемым событиям и самим героям, он активно сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя.

Такие игровые ситуации, как «Разговор по телефону», «Узнай героя», «Портрет героя», творческие этюды на имитацию эмоциональных состояний , способствуют развитию умения определять положительные и отрицательные качества персонажа, аргументированно оценивать его поступки, с помощью вербальных и невербальных средств выразительности передавать эмоциональное состояние героя.

Обращение к личному опыту детей посредством таких игровых ситуаций, как «Я похож, я отличаюсь», «За что меня можно хвалить, за что меня можно ругать», «Кто я? Какой я?» , способствует развитию самоанализа и адекватной самооценки детей, умения определять собственные положительные и отрицательные качества или конкретные поступки и соотносить их с характером и поступками литературного героя.

Организация таких игровых ситуаций, как «Раскрасим настроение», «Музыкальные комиксы», «Волшебный художник» , способствует развитию умений отражать собственные представления, впечатления и эмоциональное состояние в цвете и изображении, понимать образ, «нарисованный» музыкой, и передавать его с помощью рисования, пониманию того, что настроение и характер можно изменить разными средствами и способами, что можно конструктивно управлять своим настроением и поведением, повышает эмоциональную отзывчивость детей.

Например, цепочка образовательных ситуаций по произведению Дж. Родари «Мышка, которая ела кошек».

Режимный момент: «Мышка, которая ела кошек».

Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным.

Режимный момент: «Хвастунишки».

Цель: развивать умение отличать ложь от преувеличения, хвастовства, воспитывать стремление быть честным, развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей.

Режимный момент: творческие этюды по произведению.

Цель: развивать умение мимикой, жестами и позой передавать эмоциональные состояния и настроение человека или животного, распознавать эмоциональные состояния по невербальным признакам.

Самостоятельная деятельность: сюжетное рисование «Хвастунишки».

Цель: развивать умение видеть положительные черты в характере или поведении окружающих людей и своем собственном, с помощью изображения передавать свои представления, впечатления, эмоции.

Наибольшее значение для нравственного воспитания детей имеют практические ситуации, в которых дети реально разрешают различные жизненные проблемы.

В организации практических ситуаций задача воспитателя состоит в том, чтобы эмоционально увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим.

Поэтому необходимо как можно чаще организовывать ситуации, в которых дети могли бы практиковаться в нравственно направленной, общественно полезной деятельности :

  • помощь дежурным,
  • помощь воспитателю в подготовке к занятиям,
  • помощь малышам,
  • изготовление открыток или поделок для поздравления близких людей с каким-либо праздником,
  • составление плей-листа для малышей (подбор музыкальных произведений, соответствующих хорошему или спокойному настроению, расслабляющей музыки),
  • сочинение рассказов или «свода правил поведения» для журнала,
  • подготовка мини-спектаклей по произведениям нравственного содержания для детей сада.

Организуя такие ситуации, важно сначала апеллировать к собственному желанию детей оказать помощь (кто хочет).

Если никто не проявляет инициативы, то можно просить о помощи (помоги, пожалуйста). Необходимо обязательно акцентировать внимание детей на положительных эмоциях, которые испытывают те, кому ребенок помогает, как важно для них, что он сам вызвался.

Пример организации цепочки образовательных ситуаций на основе сказки «Три медведя».

НООД: «Три медведя».

Цель: познакомить детей с правилами вежливого поведения в гостях, воспитывать вежливое, уважительное отношение к чужому дому, чужим вещам, формулировка правил вежливого гостя и гостеприимного хозяина.

Режимный момент: творческие этюды на передачу эмоциональных состояний.

Цель: развивать умение по внешним проявлениям (жесты, мимика, поза) определять настроение и состояние человека или животного.

Самостоятельная деятельность: «Винни-Пух в гостях у Кролика».

Цель: уточнить и обобщить представления детей о правилах вежливого поведения в гостях.

Режимный момент: «Приходите в гости к нам».

Цель: уточнять и закреплять правила вежливого поведения и общения, обобщить правила вежливого, гостеприимного хозяина, воспитывать стремление радовать окружающих и самому радоваться, когда делаешь что- о приятное для других, воспитывать вежливое, уважительное отношение к людям.

Предварительная работа:

  • распределение ролей и подготовка мини-спектакля,
  • изготовление приглашения.

Наблюдаем за тем, как дети общаются с малышами, соблюдают ли они правила гостеприимства. По мере накопления нравственного опыта дети лучше понимают нравственный смысл заданных ситуаций, постепенно начинают осознавать, что если литературный герой или реальный человек совершает плохой поступок, это еще не значит, что он совсем плохой и злой: он мог просто ошибиться по незнанию или под влиянием негативных эмоций.

Представленная в методике логика организации работы способствует развитию постепенного, более глубокого осознания нравственных качеств, пониманию поведения, эмоционального состояния, переживаний героя и обеспечивает возможность постепенного перенесения нравственной позиции литературного героя в собственное поведение. Дети проявляют интерес к произведениям нравственного содержания, стремятся давать нравственную оценку поступкам героев мультфильмов и кинофильмов, делиться своими впечатлениями от похода в кинотеатр, театр, от просмотра новых мультфильмов и чтения новых книг. Рассказывая о своих впечатлениях, дети все чаще используют оценочные характеристики, а не только описывают основные моменты сюжета, охотно делятся своими впечатлениями с воспитателем. Дети все больше проявляют инициативу и не только откликаются на призыв о помощи, но и сами ее предлагают, проявляют отзывчивость, заботу по отношению к окружающим.

Таким образом, наша методика позволяет обеспечить не эпизодическое знакомство с нравственными качествами и правилами поведения и общения, а полное погружение ребенка в проблему: и интеллектуальное, и эмоциональное, и деятельностное.

Литература:

  • Бабаева Т. И. Социально-эмоциональное развитие дошкольников в детском саду. Методические советы к программе «Детство». - СПб., 2002.
  • Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб., 2002.
  • Бабаева Т. И. Диагностика взаимоотношений старших дошкольников со сверстниками / Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: Научно-методическое пособие: В 3 ч. Ч. 2. Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. - СПб., 2008.

Материал предоставлен , сентябрь 2014.

И.В. Баграмян, г. Москва

Путь взросления человека довольно тернист. Для ребенка первая школа жизни - это его семья, которая представляет собой целый мир. В семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать и многим другим важным чувствам . В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка, принадлежит семье (М.И. Розенова, 2011, 2015) .

Расхламляемся

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ "ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ"

Е.О.СМИРНОВА

Моральное и нравственное развитие дошкольников

Учебный план курса

№ газеты

Учебный материал

Лекция № 1. Методы морально-нравственного воспитания в дошкольной педагогике

Лекция № 2. Мораль и нравственность как разные аспекты этического развития

Лекция № 3. Проблема межличностных отношений дошкольников

Лекция № 4. Развитие общения и отношения к сверстнику в раннем и дошкольном возрасте

Лекция № 5. Методы диагностики межличностных отношений дошкольников

Лекция № 6. Агрессивность и обидчивость как проблемные формы межличностных отношений дошкольников

Лекция № 7. Застенчивость и демонстративность как проблемные формы межличностных отношений дошкольников

Лекция № 8. Формирование доброжелательных отношений дошкольников

Итоговая работа
Итоговая работа представляет собой творческое задание.
Итоговые работы, сопровождаемые справками из учебного заведения (актами о внедрении), должны быть отправлены в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2007 г.

Лекция № 2

Мораль и нравственность как разные аспекты этического развития

Литература

1. Арсеньев С.С. Научное образование и нравственное воспитание \\ в кн. «Психологические проблемы нравственного воспитания детей». М., 1977.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология, глава «Моральное поведение», с. 249–270.
М., 1991.
3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредованных побудителей нравственного поведения детей (статья). Вопросы психологии, 2001, № 1.
4. Сурожский А. О встрече. Клин, 1999.
5. Франк С.Л. Реальность и человек. М., 1997.
6. Якобсон С.Г. Проблемы этического развития детей. М., 1984.

Мораль и нравственность: единство противоположностей

В предыдущей лекции мы говорили о том, что и в педагогике, и в психологии существуют два подхода к понимаю и этического развития ребенка и, соответственно, к его морально-нравственному воспитанию. Один из них основан на усвоении моральных норм и правил поведения, другой - на эмоциональном развитии ребенка и формировании социальных чувств. Такое положение дел в детской психологии далеко не случайно. Оно соответствует разделению двух фундаментальных этических категорий философии - мораль и нравственность . Как отмечал русский философ С.Л. Франк, «...человеческое поведение, человеческая воля и отношения между людьми подчинены не одному, а двум разным законодательствам, которые по своему содержанию в значительной мере расходятся между собой...» (1997; с. 81).

Коротко остановимся на определении и различении этих категорий.

Существо морали состоит в оценке человеческого поведения, в предписании или запрещении конкретных действий и поступков . Мораль имеет социально-общественный характер; она определяется социальными причинами, а потому всегда частична и относится к определенной группе (социальной, национальной, религиозной и пр.). Мораль имеет свое выражение в определенном законе (кодексе), который предписывает или запрещает конкретные формы поведения. Ее сущность состоит в соотнесении конкретного поступка с данным законом как с определенным критерием оценки человеческого поведения. Мораль поощряет одни нормы поведения и осуждает другие. Соблюдение этих норм предполагает определенную награду, которая имеет вполне реальные формы: от похвалы и уважения окружающих до материальных и других благ. Моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на себя (самоутверждение и самооценку). Другой человек при этом воспринимается здесь сквозь призму моего Я - моих представлений, моих оценок и потребностей. Он рассматривается как обстоятельство моей собственной жизни, которое может соответствовать или не соответствовать моим представлениям, выражать или не выражать должное отношение ко мне.
В результате человек воспринимает и переживает только самого себя, вернее, то, что обычно называют образом Я (свои интересы, оценки, качества).

Соответственно, моральные нормы всегда конкретны, частичны (они признаются только определенной группой) и условны (зависят от места и времени их использования).

В отличие от морали нравственность имеет всеобщий, универсальный и безусловный характер . Она не может быть выражена в конечных и конкретных нормах и формах поведения. Нравственное поведение направлено не на получение какой-либо награды и не на соблюдение закона, а на других людей и выражает особое отношение к ним. Нравственное отношение основано на таком восприятии другого, в котором он выступает не как обстоятельство жизни субъекта, но как самоценная и самодостаточная личность. Способность увидеть и услышать именно другого человека , а не себя в нем является основой нравственного отношения к другому. Нравственность формируется вместе с личностью индивида и неотделима от его Я. Нравственное поведение самодостаточно и не предполагает каких-либо внешних наград. Человек осуществляет те или иные поступки не для того, чтобы его похвалили, а потому что по-другому не может. Нравственное поведение направлено не на оценку, а на само БЫТИЕ другого, независимо от его конкретных качеств или действий (А.С. Арсеньев, 1977). Единственной нравственной нормой является любовь к другому и отношение к нему как к самому себе: «возлюби ближнего как себя самого», «не делай другому того, чего не желаешь себе», а отсюда недопущение насилия, презрения, ущемления другого, каким бы он ни был и что бы он ни делал. Так, например, любящая мать стремится помочь своему ребенку и поддержать его, независимо от его достоинств или конкретных действий, иногда даже вопреки своим интересам.

Как подчеркивал Л.С. Выготский (1991), нравственно поступает тот, кто не знает, что он поступает нравственно. Моральные поступки, мотивированные соблюдением моральной нормы, основаны на «неправильном представлении о моральных ценностях как о личных достоинствах, как о богатстве и преимуществе, вызывая самолюбование и презрительное отношение ко всем «дурным» (Л.С. Выготский, 1991, с. 258). Истинное моральное поведение ребенка, с его точки зрения, «должно стать его природой, совершаться свободно и легко» (там же, с. 265).

На основе этих соображений можно заключить, что моральное и нравственное поведение имеет разные психологические основания. Нравственное поведение направлено на другого человека и выражает особое отношение к нему как к самостоятельной и уникальной личности. Такое поведение бескорыстно (человек не ждет ничего взамен) и универсально (не зависит от конкретной ситуации). В отличие от этого моральное поведение побуждается стремлением соответствовать некоторому образцу и направлено на самоутверждение, подкрепление своей моральной самооценки (человек хочет быть хорошим и положительно оцененным). В этом случае другой выступает как средство утверждения моих достоинств или как предмет моей оценки, в зависимости от того, что он для меня сделал или не сделал. Такое отношение к другому является прагматичным и частичным.

Выдающийся православный психолог и философ А.Сурожский пишет: «То, что другой человек нам симпатичен или не симпатичен, не исчерпывает его сущности... Но чтобы видеть человека безотносительно ко мне самому, нужно отрешиться от себя и своих суждений, и тогда можно видеть вглубь и слышать другого... Видеть и слышать другого - значит приобщиться, принять в себя, пережить общность с ним. Любить - значит перестать видеть в самом себе центр и цель своего существования... Тогда уже нет самоутверждения и самооправдания, а есть устремленность к тому, чтобы он был во всей полноте своего бытия» (1999; с. 221).

Однако при всей своей противоположности мораль и нравственность описывают единое этическое начало человека . Мораль и нравственность проявляются в сходных формах поведения - это действия для другого и в пользу другого . Соответственно, этическое развитие ребенка есть морально-нравственное развитие, внутри которого нужно различать две разные линии.

Развитие морального поведения, опосредованного моральными нормами и оценками, многократно исследовалось в отечественной психологии (С.Г. Якобсон; В.Г. Щур, Е.Субботский; Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Н.А. Ветлугина и др.). В отличие от этого психологические условия становления нравственности как фундаментального качества личности остаются важнейшей, но малоизученной проблемой, на решение которой и направлен наш курс лекций.

Влияние моральной нормы на поведение дошкольников

Анализ психологической и педагогической литературы показал, что в качестве главного метода морально-нравственного развития обычно рассматривается формирование морального сознания ребенка: его представлений о добре и зле, о нормах поведения, о хороших и плохих поступках и пр. Данный подход основан на допущении, что морально-нравственные представления перерастают в соответствующие действия ребенка и становятся залогом и источником его морального поведения. Однако эффективность этих методов остается недоказанной. Существует ли прямая связь между моральными суждениями и практическим поведением детей? Являются ли адекватные моральные представления и оценки психологическим основанием для моральных поступков? В психологической и педагогической литературе имеются отдельные факты, как подтверждающие, так и опровергающие связь между моральным сознанием и моральным поведением. В этой связи первой задачей нашей работы стало исследование соотношения моральных суждений детей и их поведения в реальных жизненных ситуациях.

Для решения этой задачи была разработана методика, в которой одна и та же ситуация воспроизводилась, с одной стороны, в реальном опыте ребенка, а с другой - в плане моральных суждений, а именно в устном рассказе и на картинках.

В эксперименте принимали участие дошкольники из обычных детских садов. Все дети были разделены на три возрастные группы (среднюю - 4–5 лет, старшую - 5–6 лет и подготовительную - 6–7 лет).

Взрослый приводил трех детей в отдельную комнату, где им предлагалось привычное для них совместное занятие (пирамидка, мозаика, конструктор). В процессе занятия взрослый «неожиданно» обнаруживал у себя в кармане две конфеты и протягивал их детям. Естественно, одному из ребят конфеты не доставалось. Затем детям предлагалось продолжить прерванное занятие. После этого взрослый или уходил из комнаты, или занимался своим делом в стороне от детей, не вмешиваясь в их взаимодействие.

Как правило, дети, сидящие ближе к взрослому, брали конфеты, затем с некоторым замешательством смотрели на ребенка, которому конфеты не досталось, и выжидающе - друг на друга. В одних случаях замешательство проходило быстро, в других - продолжалось до нескольких минут. Некоторые дети тут же делились своей конфетой, и тогда напряженное молчание сменялось общей радостью, другие начинали бурно обсуждать создавшуюся ситуацию, третьи молча брали конфеты и делали вид, что не замечают обиженного ребенка.

Итак, большинство детей всех возрастных групп не поделились со сверстником. Вместе с тем с возрастом количество детей, поделившихся со сверстником, увеличивается. Так, в 4-5 лет количество поделившихся детей составляло всего 8%, а в 6–7 лет - уже 30%. Причем наиболее резкий скачок (почти в 3 раза) приходится на 5 лет, где число поделившихся детей составило 25%.

Теперь рассмотрим, как те же дети реагировали на аналогичную ситуацию в рассказе. Данная часть методики проводилась на следующий день после первой реальной ситуации. Ее целью было выявление моральных суждений детей по поводу поведения героев рассказа. Рассказ был составлен таким образом, чтобы, во-первых, в нем отражалась знакомая ситуация, и, во-вторых, чтобы он являлся аналогом тех художественных произведений, которые широко используются в педагогической практике в качестве средства формирования нравственного поведения.

Ребенка приводили в отдельную комнату, где взрослый достаточно выразительно и эмоционально читал ему рассказ. Рассказ был о том, как Дед Мороз на празднике раздавал всем детям вкусные и большие конфеты, но в суматохе никто даже не заметил, что в группу привели нового мальчика, которому конфеты не досталось. Он так растерялся в новой обстановке, что тихонько сел в уголок и издалека наблюдал, как все веселятся. Когда праздник подошел к концу, мальчик так и продолжал сидеть незамеченным в своем уголке. Мимо него прошел один из ребят, подразнил его своей конфетой, засунул ее себе в рот, засмеялся и убежал. Малыш готов был заплакать от обиды и одиночества. Вдруг он почувствовал, что кто-то тронул его за плечо, он обернулся и увидел девочку. Она стояла и смотрела на него, а потом протянула ему свою конфету: «Держи, тебе ведь не досталось».

На следующий день подобная ситуация предъявлялась тем же детям на картинках.

На первой из них был изображен Дед Мороз, раздающий детям подарки (каждому ребенку - по большой конфете). На второй картинке все дети получали по конфете, кроме одного мальчика, которому конфеты не досталось. На третьей картинке малыш, которому не досталось конфеты, плакал. Остальные дети были заняты своими делами, а двое показывали на плачущего малыша пальцем и смеялись. На последней картинке к плачущему мальчику подходила девочка и протягивала ему свою конфету.

После чтения рассказа и предъявления картинок взрослый спрашивал каждого ребенка, кто из героев ему больше понравился, почему, и как он поступил бы в подобной ситуации.

Дети всех возрастных групп внимательно слушали рассказ, рассматривали картинки и искренне переживали за главного героя. Практически все дети в качестве наиболее привлекательного персонажа выбирали девочку, поделившуюся конфетой с новеньким, а в качестве наименее привлекательного - мальчика, который не поделился.

При объяснении своего выбора дети руководствовались правилами и нормами («так делать нехорошо» или «так делать нельзя»): «Не нравится мальчик, который не дал конфетку. Если не дали конфету, надо его жалеть и дать ему конфету, а не быть жадиной» или: «Мальчик, который не поделился, плохой, потому что так нельзя делать».

На вопрос о том, как бы поступил сам ребенок в подобной ситуации, в подавляющем большинстве случаев дети уверенно отвечали, что отдали бы свою конфету (или хотя бы ее половинку). Несмотря на то, что накануне большинство из них не поделились с партнером конфетами, все они отвечали быстро, без раздумий, как будто речь шла о вещах, само собой разумеющихся: «Конечно же дал бы, я всегда делюсь» или: «Я бы поделился. Разломил бы конфету пополам и поделился. Он ведь тоже хочет».

Итак, подавляющее большинство детей предпочитают персонажа, совершившего правильный моральный поступок, и сами готовы к совершению такого поступка. Сопоставляя результаты разных ситуаций, можно видеть, что поведение детей в реальной ситуации и их моральные высказывания по поводу аналогичной ситуации в рассказе и на картинках у большинства детей расходятся. Осуществляя правильный моральный выбор в рассказе и на картинках, т.е. демонстрируя наличие морального сознания, в реальной жизненной ситуации дети не готовы к моральным действиям. Это может свидетельствовать о том, что, осознавая желательность морального поведения для других (персонажей рассказа и картинок), в реальной ситуации дети руководствуются собственной выгодой, что говорит о явном расхождении морального сознания и поведения у большинства дошкольников . Совпадение моральных суждений и поступков наблюдается лишь в исключительных случаях (у 4% детей в средней группе, у 15% в старшей и у 25% детей в подготовительной).

Полученные результаты показывают, что в сознании большинства детей не происходит соотнесения реальной и желательной, воображаемой ситуаций. Можно предположить, что моральная норма существует отдельно от реальной жизненной ситуации и не является средством осознания себя и своих поступков.

Напомним, что проективные ситуации («Рассказ» и «Картинки») являлись аналогом традиционных методических приемов, которые широко используются в качестве средств морального развития в детских садах. Обе проективные методики имели не только констатирующий, но и формирующий характер, поскольку в них дети не только демонстрировали уровень моральных суждений и адекватность моральных оценок, но и представляли себя в воображаемой проблемной ситуации, решали своего рода моральную задачу. Эта задача должна была актуализировать моральную норму, связать ее с поведением и приблизить к собственному опыту ребенка.

Таким образом, предъявление этих проективных ситуаций можно рассматривать как своего рода воспитательное воздействие , направленное на установление связи между моральной нормой и реальным поведением ребенка. Возможно, актуализация моральной нормы, ее «напоминание» будет способствовать моральной оценке своего поступка, что может изменить реальное поведение детей. Для проверки этого предположения было предпринято повторное воспроизведение реальной жизненной ситуации на следующий день после проведения методики «Картинки». Важно было выяснить, изменилось ли поведение детей, получивших конфеты, по сравнению с первой ситуацией.

Сравнение результатов первой и второй реальной ситуации показало, что после рассказа и предъявления картинок количество поделившихся детей резко увеличилось во всех возрастных группах (примерно в 3 раза). Особенно значительно увеличилось количество поделившихся детей 5-летнего возраста . Эти данные свидетельствуют о том, что 5-летний возраст является решающим, переломным этапом в нравственном развитии ребенка. Именно в этом возрасте моральная норма становится реальным побудителем и регулятором поведения .

Однако этот эксперимент проходил на следующий день после проведения методик «Рассказ» и «Картинки», когда рассказанные и показанные ситуации еще прочно удерживались в памяти детей и оказывали непосредственное влияние на их действия. Поэтому естественно возникает вопрос о том, насколько устойчиво влияние таких педагогических воздействий на поведение детей.

Для выявления устойчивости влияния моральной нормы мы воспроизвели аналогичную ситуацию с теми же группами детей через достаточно продолжительное для дошкольников время (4 недели).

Результаты, полученные через месяц, оказались принципиально иными. Количество детей, поделившихся конфетами, резко снизилось во всех возрастных группах. Так, в средней группе количество поделившихся детей сравнялось с аналогичным показателем в первой ситуации. В старшей группе количество поделившихся детей уменьшилось почти наполовину.

Таким образом, влияние наших воспитательных воздействий было неустойчивым и кратковременным. Спустя месяц практически все дети вернулись к прежнему типу поведения. Лишь для немногих детей в старшей и подготовительной группах (не более 10%) эффект воспитательных воздействий оказался устойчивым и длительным.

Итак, мы видим серьезные расхождения в моральных суждениях и поведении детей в реальных жизненных ситуациях . Все дети, принимавшие участие в эксперименте, знают моральную норму справедливости, но в среднем не более половины реализуют ее в своем поведении. Многие дети, прекрасно зная моральную норму справедливости, в реальном взаимодействии придерживались неправильного морального поведения.

Однако нравственное развитие нельзя свести к последовательному и однозначному воспроизведению заданных образцов поведения; моральные нормы не могут предусмотреть всего многообразия жизненных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок уже в дошкольном возрасте. Этическое воспитание ребенка не сводится к воспроизведению определенных правил поведения, как это нередко делается в диагностике и практике морального развития. Очевидно, что в практике реальных межличностных отношений ребенку придется столкнуться и с ситуациями, несколько отличающимися от заданных педагогом.

В этой связи возникает вопрос, может ли ребенок, усвоивший данное правило или образец поведения, «перенести» его в иные, несколько отличные от предлагавшихся ранее обстоятельства.

Способность к «расширению» моральной нормы как показатель нравственного развития

Для выяснения этого вопроса мы провели специальный эксперимент, методика которого включала в себя 2 ситуации. Одна из них («Подарок») в точности воспроизводила моральную норму, содержащуюся в «Рассказе» и «Картинках» (надо делиться с теми, у кого ничего нет), а другая («Загадки») несколько от нее отличалась.

В эксперименте принимали участие 50 детей 5-летнего возраста. Данный возраст был выбран потому, что именно на этом этапе, как показал предыдущий эксперимент, моральная норма становится реальным побудителем и регулятором морального поведения.

Методика «Подарок» практически воспроизводила реальную жизненную ситуацию, описанную выше. Взрослый приводил троих детей в отдельную комнату и заводил разговор на общую тему (планы на день, подготовка к празднику, любимые игрушки и пр.). «Неожиданно» в процессе беседы он обнаруживал у себя в кармане две конфеты и протягивал их детям. Естественно, одному из ребят конфеты не хватало. Эту проблемную ситуацию дети разрешали самостоятельно, при этом фиксировались: характер поведения детей, их эмоциональные проявления и речевые высказывания. В этой ситуации, после специальной предварительной подготовки (см. выше методики «Рассказ» и «Картинки») поделились конфетой со сверстниками 60% пятилетних детей.

Данная ситуация отличалась от предыдущей тем, что здесь ребенок получал конфеты «заслуженно», т.е. выигрывал их в соревновании с партнером. Деление призом со своим конкурентом не предусмотрено никакой моральной нормой. В то же время несправедливость ситуации была очевидна (у одного - две конфеты, а у другого - ни одной); моральный поступок в данном случае мог побуждаться не только знанием правил поведения, но и непосредственным отношением к партнеру.

Решение загадки не вызывало трудностей, и один из детей тут же давал правильный ответ. Как правило, дети радовались успеху товарища. Но как только выигравший получал конфеты, они напряженно затихали, переводя взгляды со взрослого на другого ребенка. И здесь наблюдались самые разные варианты поведения детей, получивших конфеты.

Одни из них прятали конфеты в карман или держали в руках. Другие - клали конфеты на стол, на виду у партнера. Третьи - спрашивали, когда загадают еще одну загадку, чтобы всем достались конфеты, и, узнав о том, что загадок больше не будет, с сожалением пожимали плечами, но оставляли конфеты у себя. Четвертые (12%) - долго с сомнением переводили взгляд со сверстника на экспериментатора и, как бы нехотя, делились с партнером одной из конфет. И, наконец, пятые - делились без колебаний, естественно и искренне. Таких было 20%.

Сопоставляя результаты двух методик, мы видим, что если в первой ситуации моральной норме следовали 60% детей, то во второй таких детей оказалось всего 32%. Можно видеть, что в ситуации, требующей переноса «морального стереотипа» в несколько иные обстоятельства, альтруистический поступок по отношению к партнеру совершают почти в два раза меньше детей.

Вместе с тем в поведении дошкольников были выявлены значительные индивидуальные различия, которые стали предметом специального рассмотрения.

Варианты этического развития дошкольников

По соотношению характера морального поведения детей в ситуациях «Подарок» и «Загадки» было выделено три группы детей. Сопоставляя результаты экспериментов с качественными особенностями поведения детей (эмоциями, высказываниями, взглядами), мы предположили, что выявленные типы детей отражают различные варианты этического развития, которые отличаются мотивационными установками и общей направленностью личности.

Так, дети первой группы не поделились конфетой со сверстниками в обеих ситуациях . Они обнаружили явную направленность на себя и свои непосредственные интересы. Знание нормы справедливости никак не отражалось на их реальном поведении. Собственная выгода («конфета в руках») оказалась для них более значимым мотивом, чем соблюдение моральной нормы или интересы сверстника. По-видимому, эти дети еще не вступили на путь этического развития .

В отличие от них дошкольники второй группы совершили правильный моральный поступок в ситуации «Подарок», но оказались не в состоянии «перенести» знаемую норму в новые обстоятельства . Они продемонстрировали ориентацию на соблюдение моральной нормы. Однако это соблюдение было жестко привязано к конкретным обстоятельствам, которые в точности воспроизводили ситуацию, заданную в образце. При изменении этих обстоятельств моральная норма теряла свою побудительную силу и уступала место непосредственным интересам ребенка. Характер поведения этих детей (сомнения, нерешительность, обращения за поддержкой и оценкой ко взрослому) позволяет полагать, что следование правильному поведению имело для них вынужденный характер. По-видимому, в данном случае мы имеем дело с чисто моральным поведением, опосредованным правилом или образцом . Можно предположить, что такое поведение побуждается стремлением к признанию - ребенок хочет быть хорошим и не быть плохим.

Дети третьей группы поделились со сверстниками в обеих ситуациях . Их поведение свидетельствовало о том, что они были преимущественно ориентированы на сверстников. Непосредственное отношение к другому, которое проявлялось во взглядах, улыбках, обращениях, является устойчивой характеристикой личности, поэтому оно проявляется вне зависимости от конкретных обстоятельств. Для этих детей «расширение» знаемой нормы и перенос гуманных форм поведения в новые обстоятельства осуществлялся естественно, без какой-либо внешней или внутренней борьбы или принуждения. Можно полагать, что данный тип поведения в наибольшей степени соответствует нравственному .

Итак, приведенные выше результаты позволяют утверждать, что в основе нравственного поведения лежит особое отношение к сверстнику, не опосредованное собственными ожиданиями, оценками и интерпретациями субъекта. Свобода от фиксации на своих ожиданиях и представлениях открывает возможность видеть другого во всей его целостности и полноте, пережить свою общность с ним, что порождает как сопереживание, так и содействие.
В целом проведенные эксперименты показали, что дошкольники выделенных групп по-разному воспринимают и относятся к сверстникам и что в основе нравственного развития лежит становление межличностных отношений детей.

Вопросы

1. В чем заключается качественное различие морального и нравственного поведения?

2. Почему знание и понимание моральных норм и правильность этических оценок не всегда отражается на поведении детей?

3. В каком возрасте моральная норма может стать регулятором поведения ребенка?

4. Почему перенос моральной нормы в новые обстоятельства может служить показателем нравственного развития ребенка?

5. Назовите варианты этического развития дошкольников и дайте им психологическую характеристику.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»