Как и когда учить ребенка цветам. Как научить различать цвета детей: эффективные методы, интересные идеи и рекомендации. Как научить ребенка различать цвета? Игры

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

«Моему сыну уже два года, но он так и не научился различать цвета», «Моей дочке кажется, что все вокруг зеленое», «Учим цвета с ребенком уже два года, а он все еще продолжает их путать» - в жизни молодых мамочек есть распространенные проблемы, на которые они жалуются друг другу и просят совета. Действительно ли все так плохо или неопытные родители просто паникуют раньше времени?

Мамочки стараются как можно быстрее научить ребенка различать цвета

В каком возрасте ребенок начинает различать цвета?

Давайте постараемся вместе понять, до какого возраста трудности с определением цвета не должны вызывать опасения у родителей, а когда уже считаются патологией. Итак, если ребенку всего лишь 2 годика, то нет никакого повода расстраиваться из-за того, что он еще не научился различать цвета. Сначала ему необходимо освоить речь, а только после этого можно переходить к изучению и познанию нового материала.

Одни дети уже в 3 года могут узнавать и называть оттенки, отделять их друг от друга (как правило, это происходит в том случае, если вы занимаетесь с малышом со младенчества), а другие и в 5 лет продолжают их путать. Как первый, так и второй вариант является нормой. В том случае, если у родителей ребенка нет трудностей с цветоощущением, то вероятность, что эта проблема будет у их малыша, сводится практически к нулю. Однако, если вы носитель гена дальтонизма, то существует риск, что ваши сыновья родятся дальтониками. Он составляет 50 процентов. У девочек проблем с цветовосприятием быть не может, так как дальтонизм - чисто мужское отклонение.

Поставить ребенку диагноз «дальтонизм» врач в состоянии не раньше, чем малыш достигнет семилетнего возраста. Это связано с тем, что дошкольник может в принципе не понимать, что означает термин «цвет». Именно по этой причине он может все еще путать оттенки.

Подтвердить или опровергнуть предположение о наличии дальтонизма у ребенка можно с помощью проведения диагностики распознавания цветов по полихроматическим таблицам. Она проводится также не раньше семи. По каким еще причинам ребенок может не определять цвета:

  • вы начали поздно знакомить его с расцветками (только с вашей помощью малыш может научиться различать и запомнить их названия);
  • чадо забавляет ваша реакция на его ошибки, поэтому он нарочно начинает говорить неправильно;
  • связано с его темпом познания мира.

В любом случае необходимо заниматься с малышом с ранних лет. Тогда не будет проблем ни с распознаванием цветов, ни с речью, ни с воспитанием.



Тесты на дальтонизм проводятся только после 7 лет, когда ребенок уже точно понимает цветовые различия

Как научить ребенка цветам?

Если вы хотите научить малыша как можно быстрее определять цвета, то начните его водить на развивающие занятия в детский центр или клуб. В группе, коллективе, с ровесниками необходимая информация запоминается намного лучше.

Никогда не задавайте ребенку вопрос: что это за цвет? Иначе вы рискуете развить у него чувство неуверенности в себе, связанной с боязнью ошибиться. Тогда сколько бы вы не занимались с ним, результата не будет. Лучше называйте оттенки как бы между прочим – например, во время рисования или игры: «у тебя получился очень красивый красный цветочек» или «бросай мне этот зеленый мяч». Не заставляйте малыша насильно что-либо заучивать. По крайней мере на первых этапах развития чрезмерная настойчивость может обернуться против вас же.

Перед тем как начать изучение, обратите внимание на формирующийся характер ребенка и его возраст. Не все дети запоминают новую информацию легко и быстро. Кому-то надо несколько раз повторить, чтобы он смог запомнить, а кому-то и одного раза будет достаточно. Так с чего же начать? Вот несколько советов:

  1. В первую очередь объясните, что существуют разные цвета. Назовите их.
  2. Покажите примеры этих расцветок на различных предметах, уже известных малышу.
  3. Не забывайте, что изучать новую информацию следует в игровой форме. Так ребенок лучше усвоит и запомнит ассоциативный ряд.
  4. Сначала займитесь изучением основных оттенков и только после того, как ребенок полностью их освоит, вы можете переходить на остальные.
  5. Учить рекомендуется в такой последовательности: красный, желтый, зеленый, синий.
  6. Не знакомьте с новым цветом, если еще не выучен предыдущий.
  7. Используйте разные речевые конструкции: это желтый мяч, синее платье.

Если все цвета выучены и «отскакивают от зубов» точно так же как таблица умножения, можно переходить к упражнениям посложнее. Объясните малышу разницу между теплыми и холодными оттенками.

Возрастное обучение

Важно вовремя начать обучение: не раньше положенного срока и не позже. Только в таком случае малыш будет развиваться правильно и отстанет от своих ровесников по знаниям. Давайте разберемся, как научить ребенка цветам в возрастном промежутке от 12 до 36 месяцев.

Так, кроха обращает свое внимание на различие в оттенках уже с момента своего рождения. Желтый он распознает первым, поэтому изначально отдает свое предпочтение именно желтым погремушкам. Вы можете уже с младенчества давать первые представления, показывать и объяснять, как цвет выглядит на примере игрушек. Однако не ждите, что он тут же сможет все запомнить. Грудной – это такой период в жизни малыша, в котором всю информацию он воспринимает пассивно. Он еще мало понимает то, о чем ему говорят окружающие, но это не значит, что можно говорить всякую ерунду. Пройдет немного времени, информация начнет постепенно укладываться в голове и в итоге будет переработана в речь. Именно поэтому будет нелишним уже сейчас рассказывать малышу о цветовых понятиях, говорить, как выглядит его любимая игрушка, столик или лопатка.

Один-два года

Это новый период в жизни ребенка. Теперь можно научить его раскладывать предметы по цветам – зеленые кубики ставить с зелеными, красные с красными и т.д. Все это может оказать помощь в изучении цветовой гаммы.

Не надо заставлять малыша заучивать названия цветов. Умение их сортировать является первым шагом к пониманию различий (рекомендуем прочитать: ). Наклеивайте на листы разноцветные наклейки, лепите фигурки из пластилина, рисуйте цветными карандашами, красками, мелками или фломастерами.



Игры на сортировку по цветам помогут ребенку на подсознательном уровне запомнить различия между ними

Три года и старше

Начиная с 3-4 лет, ребенок познает мир с помощью различных физических действий. Ему необходимо бросать, сыпать, перебирать, трогать предметы, двигаться. Только так он сможет быстрее разобраться в окружающем его мире и в цветах.

Во время рисования как можно чаще проговаривайте юному художнику, что и каким цветом он рисует. Например, «солнышко мы рисуем желтым карандашом, небо – голубым, травку – зеленым» и т. п. Когда он станет чуть старше, смешайте с ним краски и обратите внимание на то, что за оттенок в итоге получится. Подобные эксперименты обязательно развлекут и увлекут ребенка. Он захочет создать свой авторский цвет и не успокоится, пока мама при очередном смешивании красок не скажет: «это получился фиолетовый… а это коричневый… ой, а такой цвет я не знаю, давай придумаем ему свое уникальное название?».

Также вы можете помочь разобраться в цветах с помощью книжки, рассматривая вместе иллюстрации к сказкам. Этот метод применим не только по отношению к картинкам, но и ко всему окружающему миру. Привязывайте оттенки к любым предметам, тогда ребенок сможет научиться их определять очень быстро. Не забывайте, что обучать надо в легкой и игровой форме.

Учим цвета с помощью игры

Ни для кого не секрет, что запоминание информации лучше всего происходит во время игры. Это применимо и к изучению цветов. Представленные ниже игры помогут вам объяснить различие в оттенках:

  • Путаница. Для игры нам нужны разноцветные ручки. Снимите колпачки, а потом предложите попробовать подобрать к ним ручки, которые будут одинаковыми по цвету. Во время игры вы можете надеть колпачок одного цвета на ручку с другим цветом. Ваш малыш обязательно укажет на вашу ошибку и исправит ее.


Цветные ручки или фломастеры тоже могут стать игровым учебным материалом
  • Найди лишний. Для этой игры потребуются разноцветные шарики. Дайте ребенку несколько желтых шариков и один красный. Он должен выбрать среди шариков лишний, т. е тот, который будет отличаться от остальных. Цвета можно изменять в зависимости от того, что вы хотите выучить.
  • Подбери пару. Эта игра станет отличным помощником при изучении цветов. Малышу надо подобрать подходящую крышу к домику, кабину к машинке. Этих пар может быть бессчетное множество. Есть и другой вариант этой игры: надо разложить перед непоседой неправильно подобранные пары. Он же будет находить и исправлять ваши ошибки.

Цветное лото

Интерес к этой игре возникает у детей приблизительно в 1,5 года. Правила игры в детское лото существенно отличаются от правил взрослого варианта. Смысл игры заключается в следующем: надо на предложенном игровом поле разложить подходящие к нему карточки; одно игровое поле содержит в себе картинки, имеющие только один цвет, поэтому ребенку нужно сначала из всего набора карточек выбрать те, на которых имеются изображения того же цвета, что и у картинок, расположившихся на игровом поле. Только после того, как он сделает это, можно переходить к следующему этапу игры: подбору соответствующих картинок.

«Цветные» дни»

Эта игра приобрела большое распространение в наше время. Ее смысл в том, что ребенок на протяжении одного дня, а иногда и недели, должен постоянно сталкиваться с предметами одного и того же цвета. Благодаря такому ненавязчивому способу он сможет очень быстро запомнить оттенки. К примеру, в «красный» день, нужно играть только с красными игрушками, одевать только красные вещи. При этом не забывайте периодически называть цвет, когда встречаете на своем пути. Что еще можно делать в такие дни:

  1. во время прогулки ищите машины с соответствующей окраской;
  2. лепите из пластилина, рисуйте картинки, делайте подделки с изучаемым цветом;
  3. играйте с цветовой сенсорной коробкой;
  4. играйте в цветное лото, используя карточки;
  5. ищите в доме однотонные игрушки;
  6. включите в рацион цветные продукты.


Изучая один из цветов, нужно целый день акцентировать внимание именно на нем

Сортировка по цветам

В играх такого типа малышу нужно разбивать игрушки на несколько групп по правилу: одна группа игрушек – один цвет. Вы при этом постоянно проговаривайте все его действия. Что же можно сортировать? Давайте рассмотрим несколько вариантов игры, это нужно знать всем мамам:

  • Можно раскладывать бусины по мискам. Предложите малышу немного пофантазировать: пусть представит, что перед ним лежат не бусины, а конфеты. В скором времени к нему собираются прийти игрушечные друзья. Он очень хочет их угостить конфетами, но, к сожалению, товарищи малыша привередливы в выборе лакомств. Так, мишка ест только красные конфеты и ему совсем не нравятся зеленые, а заяц любит желтые, но никогда не станет кушать синие. Чтобы не обидеть своих друзей, ребенку нужно перед их приходом обязательно разложить конфеты по цветам: желтые к желтым, красные к красным и т. д.
  • Для второго варианта игры понадобится цветовой сортер. Сделать его очень легко: приготовьте любую ненужную коробку, например, из-под чая, и цветную бумагу. Обклеиваем эту коробку цветной бумагой и делаем в ней прорези. Все, наш сортер готов. Предложите крохе проталкивать в прорези различные игрушки. Это могут быть любые мелкие детали: пуговицы, бусины, мозаика.
  • Вместо сортера можно использовать простой лист бумаги с цветовыми секторами. Предложите разложить игрушки на листе бумаги в зависимости от окраски сектора.

Разновидностей «сортировочных игр» множество. Их нетрудно придумать и самим, нужно только уметь пользоваться своим воображением.



Сортировочные игры можно сделать из подручных материалов или купить в магазине

Найди цвет

Попросите ребенка найти предметы с выбранным вами цветом. Покажите ему, как это делается или поиграйте вместе (идеально, если получится собрать компанию из 2-3 детей). В первую очередь следует искать предметы с одинаковым цветом. Это могут быть детали мозаики или конструктора, кубики. Потом можно усложнить задачу и предложить поискать предметы одновременно с несколькими оттенками. Эта игра идеально подойдет малышам, которые только начинают знакомиться с цветовой гаммой.

Карточки Домана

Если вы хотите, чтобы непоседа научился различать и называть цвета, непременно попробуйте с ним позаниматься по карточкам Домана - это самый легкий и действенный способ. Молодым родителям не придется тратить много времени и сил для этого. Вы можете быть уверены, что желаемый результат не заставит себя долго ждать. Необходимо только время от времени закреплять полученные навыки. Это можно делать с помощью других игр (найди лишний, «цветовые» дни). Если же вы этого делать не будете, то через некоторое время кроха может забыть названия цветов и тогда вам придется начинать учить их заново.

Не тратьте свои силы на запоминание названий цветов, которые вы сами в повседневной жизни не употребляете. Зачем, к примеру, малышу запоминать пурпурный оттенок, если вы сами, встретив его, назовете фиолетовым. Когда ребенок проявляет признаки усталости и теряет интерес к игре, необходимо прекратить занятие. Комментируйте свои действия, хвалите малыша за любые его достижения, тогда процесс обучения будет доставлять удовольствие вам обоим, а это значит, что запоминание названий цветов произойдет очень быстро и увлекательно.

Принято считать, что к трём года ребенок должен научиться различать основные цвета. Этот навык является важной частью сенсорного развития, он дает ребенку возможность по-новому взглянуть на мир. Часто, если малыш не знает или путает цвета, у родителей возникает беспокойство по поводу темпов развития ребенка. Нужно ли переживать, если изучение цветов дается ребенку нелегко? Как научить малыша различать цвета? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Исследования показали, что дети начинают воспринимать цвета к 2-3 месяцам. Первые цвета, которые видит ребенок – это желтый, оранжевый, красный, зеленый. В этом возрасте малыши уже могут неодинаково реагировать на свои игрушки разных цветов (например, красная погремушка может радовать ребенка больше, чем синяя), увлеченно разглядывать яркие картинки. Мир младенца быстро приобретает краски, но если говорить об умении осознанно найти предмет нужного цвета, то обычно оно появляется у детей в год – полтора. Именно в этом возрасте оптимально начинать в игровой форме изучать цвета. Озвучивать ребенку названия цветов можно до года, это пойдет ему только на пользу. Но не требуйте от малыша слишком много, помните, что его мозг активно развивается, и, как только придет время, вы непременно увидите результаты.

Чтобы понять, готов ли ваш малыш учить цвета, играя с конструктором, попросите ребенка показать деталь такого же цвета, как у вас. Если малыш может найти одинаковые по цвету предметы, значит он вполне готов и к запоминанию названий цветов.


Большую часть знаний о мире дети получают в повседневной жизни: общаясь со взрослыми и сверстниками, наблюдая за природой, играя. Изучение цветов не исключение. Иногда ребенку не нужно выполнять специальные упражнения, чтобы научиться распознавать цвета. Для этого бывает достаточно того, что он слышит название цвета и связывает его с конкретной вещью. В ходе ежедневных занятий, озвучивайте для ребенка, какого цвета предметы вокруг. Рисуете ли вы, играете ли в кубики, рассматриваете машины во дворе, читаете, купаетесь, кушаете, одеваетесь – в каждой из этих ситуаций можно ненавязчиво учить ребенка различать цвета.

Важно, чтобы изучение цветов не превратилось в пытку. Не стоит постоянно проверять знания ребенка, спрашивая его, где какой цвет. Вскоре малыш может просто начать вас игнорировать. «Давай раскрасим солнышко желтым цветом!», «Какой вкусный зеленый огурчик!», «Ой, куда пропал синий кубик? Вот он!» - это примеры того, как можно ненавязчиво помочь ребенку запомнить цвета.

Игры для изучения цветов и их оттенков

Для того чтобы у малыша появился интерес к изучению цветов или чтобы закрепить уже имеющиеся знания, можно предложить ребенку поиграть в специальные «цветовые» игры.

Сортировка по цвету

Игры на сортировку направлены на то, чтобы ребенок научился разделать предметы на группы по цвету. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами:

    «Прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном);

Можно придумать сколько угодно вариантов сортировки по цвету, все зависит от вашей фантазии. Чтобы ребенок не терял интерес к заданию, свяжите сюжет игры с его любимыми персонажами, игрушками (например, из желтой миски будет есть котик, а из красной слоненок и т.д.).

Помочь ребенку выучить цвета могут задания из серии «Подбери пару». Попросите малыша найти лепесток для букашки, горшочек для цветка, крышу для домика и т.д. Можно предъявить малышу заведомо неправильный вариант и попросить исправить ошибки.

Покажите ребенку картинку, с недостающими деталями. Попросите его заполнить пробелы (это можно делать с помощью пластилина, помпончиков, крышечек, карточек и т.д.).

В возрасте около года дети начинают интересоваться различными лото. В цветовом лото задание состоит в том, чтобы собрать на карточке картинки одного цвета.

Создайте для своего малыша сенсорную коробку, в которой все предметы будут одного цвета. В процессе игры ребенок сможет не только запомнить цвет, который он видит, но и развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, воображение.

Цветные дни

Это один из самых интересных и популярных способов научить ребенка различать цвета. Его суть в том, что в течение дня (или нескольких дней) вы обращаете внимание ребенка на предметы определенного цвета. Например, в желтый день можно одеться в желтую одежду, играть в желтые игрушки, нарисовать желтого цыпленка. Окруженный одним цветом, малыш с легкостью его запомнит.

Учить цвета с ребенком можно по карточкам. С помощью карточек Домана «Цвета» можно познакомить малыша не только с основными цветами, но и с различными оттенками. Важно, не перегружать ребенка ненужной ему информацией о названиях 10 оттенков зеленого или красного. Учите только те оттенки, названия которых вы можете употреблять в игре и жизни.

Настольные игры для изучения цветов

Отличным способом изучения цветов и закрепления знаний о них являются настольные их. В настоящее время в магазинах представлен широких ассортимент подобных игр на любой вкус и кошелек. Подберите игру, которая понравится именно вашему ребенку.

Развивающие мультфильмы

В интернете можно найти множество обучающих мультфильмов, которые помогут вашему малышу быстро запомнить цвета. Вот один из них:

Обучающие книги

Если ваш малыш любит слушать истории рассматривать картинки, этот способ для вас. Все мы помним замечательный рассказ В.Г. Сутеева «Петух и краски», у С.Я. Маршака есть целая «Разноцветная книга». Также вы можете найти множество обучающих книг, которые станут вашими верными помощниками.

Мы перечислили для вас разные варианты игр для изучения цветов. Чтобы ребенок хорошо усвоил понятие цвета, стоит придерживаться ряда принципов: не торопите малыша, предоставьте разнообразие материала для игр, обсуждайте увиденное.

Заключение

Начинать изучения цветов можно с самого раннего возраста, главное, чтобы это было интересно ребенку. Нельзя указать четкие возрастные границы, когда ребенок должен выучить основные цвета. Этот процесс, как и все развитие, индивидуален для каждого малыша. В Центре развития «Созвездие» для малышей создана Монтессори-среда, направленная на всестороннее развитие ребенка. На занятиях «Вместе с мамой» дети в игровой форме знакомятся с понятиями цвета, формы и размера, делают тематические творческие работы. У наших педагогов вы можете научиться тому, как заинтересовать малыша занятием и как правильно преподнести ему познавательную информацию. Развивайтесь вместе с нами!

Когда речь заходит о развитии ребенка, все родители становятся ужасными паникерами. Когда малыш должен знать все цвета? Как научить ребенка различать цвета? Что делать, если чадо не знает всех оттенков радуги? Постараемся разобраться со всеми этими вопросами.

В каком возрасте ребенок должен знать цвета?

Младенцы с года различают цвета. Другое дело, что их названия дети смогут выучить лишь тогда, когда начнут говорить.

В современном мире ситуация, когда малыш не говорит в 2 года, считается нормой. Поэтому требовать от «неговорящего» ребенка знания всех цветов радуги бесполезно.

Кроме того, следует помнить, что каждый ребенок – индивидуальность. Один уже в два года сможет назвать четыре базовых цвета, а кто-то будет путать красный с желтым почти до школы. Не стоит отчаиваться и думать, что с вашим ребенком «что-то не так».

Психологи и педиатры утверждают, что малыш имеет право путать окраски и в три, и в четыре года, а полностью цветоощущение сформируется у него только к семи годам.

Начинать учить ребенка различать разные расцветки можно с рождения, но оптимальный возраст для такого обучения находится в диапазоне от 2 до 5 лет.



Как научить ребенка узнавать цвета?

Родители, решая, как научить ребенка различать цвета, прибегают к разным способам. Кто-то использует специальные игры, кто-то делает упор на развивающую литературу, кто-то просто рассказывает малышу о цветах и показывает их в повседневной жизни. Каждый метод хорош по-своему. Выберите тот, который подходит именно вам.

Ниже представлены наиболее популярные способы и советы.

  1. Говорите разными фразами. (Синий мяч. Этот мяч синий. Мяч синего цвета)
  2. Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
  3. Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом.
  4. Не давайте ребенку черный карандаш. Слишком четкие яркие линии «перекроют» в сознании малыша все другие цвета.
  5. Обращайте внимание на цвета везде – на прогулке, дома, во время чтения книги или просмотра мультфильмов. Одевая ребенка, проговаривайте окраску одежды, наливая что-то в кружку или накладывая еду в тарелку, также акцентируйте внимание на окраске.

7 простых игр для изучения цвета

  1. Первая игра называется «Яркие коробки» . Суть ее проста: возьмите две коробки из-под обуви и оклейте их цветной бумагой (например, зеленой и красной). Предложите малышу собрать в коробки игрушки определенной окраски.
  2. «Пирамидка» . Купите пирамидку с яркими кольцами и попросите ребенка собрать ее. Нанизывая кольцо, малыш должен проговаривать его цвет. Такая может как научить ребенка различать цвета, так и познакомить с понятиями «больше-меньше».
  3. Конструктор . Предложите малышу не просто бездумное «строительство», а сортировку деталей по цветам. «Постройте» синий и красный домики, из зеленых и коричневых деталей сделайте дерево, желтый подойдет для создания дороги.
  4. Карточки . Этот метод лежит в основе раннего развития Глена Домана. Вырежьте из цветной бумаги несколько карточек. Наклейте их на картон, чтобы карточки были плотнее. Показывайте ребенку тот или иной цвет и четко произносите его название. Достоинством этого метода является то, что вы можете начинать обучение чада уже с первых месяцев его жизни. Позже, когда карапуз подрастет, можно получать от него обратную связь, задавая вопросы.
  5. Мозаика . Существует специальная напольная мозаика, собирая которую, малыш научится не только определять окраску деталей, но и разовьет мелкую моторику рук.
  6. «Чудо-бабочки» . Вырежьте из цветного картона четыре цветка и четыре бабочки. Цветки разложите на столе, бабочек вручите чаду. Попросите малыша «посадить зеленую бабочку на зеленый цветок» или «красную на красный». Далее усложняйте задание, миксуя окраску бабочек и цветков.
  7. «Волшебная радуга» . Возьмите большой лист ватмана и расчертите его на семь полосок. Это будет радуга. На каждую часть листа приклеивайте предметы (листики, пуговицы, лоскутки ткани) определенного спектра. Малышу такая игра точно придется по вкусу.



Как научить ребенка определять цвета с помощью игрушек?

В обучении ребенка цветам вам на помощь придут разнообразные игрушки и пособия. О некоторых уже было сказано выше (мозаика, пирамидка, конструктор), но есть и другие занимательные игрушки, которые помогут вашему чаду подружиться с палитрой:

  • кубики;
  • разноцветные пластиковые овощи и фрукты;
  • шары для сухого бассейна;
  • раскраски и карандаши;
  • разноцветные пуговицы.

Очень наглядно цвет представлен в многочисленных книжках и детских пособиях, коих много можно найти и в Интернете и в магазинах.



Что делать, если малыш путает цвета?

Бывает так, что как ни пытаются родители развить у крохи цветоощущение, все усилия оказываются напрасными. Чадо неизменно путает цвета или вообще забывает их названия.

Почему это происходит у детей? Причины могут быть разные.

  • Разный темп развития у разных детей. Кто-то говорит предложениями в полтора года, а кто-то «молчит» в 2,5. Не стоит равнять всех детей «под одну гребенку».
  • Позднее обучение. Чем раньше вы начнете заниматься с ребенком, тем быстрее он освоит всю базовую информацию (в том числе и цвета).
  • Дальтонизм. Это крайне редкое заболевание, которым страдают только мальчики. Если ни один из родителей не имеет отклонений, то ребенок вряд ли окажется дальтоником.

Заключение

Как научить ребенка различать цвета? Не жалейте времени, чтобы познакомить малыша с цветами и оттенками. Чем меньше будет чадо на момент обучения, тем быстрее усвоит и запомнит базовые (а потом и остальные) цвета.

Светлана Малева
Памятка «Как научить ребенка различать цвета» для педагогов и родителей

Памятка «Как научить ребенка различать цвета » .

Несколько советов для родителей :

Начиная учить цвета , сначала акцентируйте внимание ребенка на 4 основных – красном, синем, желтом и зеленом;

Не коверкайте слова, не стоит говорить, что шарф «синенький» , - он синий;

После того, как ребенок запомнит основные цвета , новые вводите постепенно, добавляя по 1 цвету , пока малыш не воспримет и его;

Одновременно не стоит добавлять похожие оттенки;

Проводите аналогии – синяя машина, синее небо, синяя тарелка, - чтоб малыш не связывал цвет только с одним предметом;

Не стоит постоянно просить ребенка указать на тот или иной цвет , лучше предложите ребенку принести вам игрушку определенного цвета , тогда вы и поймете, знает ли ребенок тот или иной цвет ;

Не давайте на первых порах малышу черный карандаш – он оставляет наиболее яркий цвет на бумаге , нелегко будет переключиться на более тусклые цвета ;

Не давайте ребенку рисовать ручкой – она рисует тонко и ярко, не требуется сильно нажимать, чтоб

Появилась линия, а именно этот нажим и тренирует руку;

Постоянно и ненавязчиво рассказывайте ребенку про мир «в цвете »

Что же может помочь выучить цвета ?

Воздушные шарики

Пирамидки

Мозаики

Карандаши

цветная бумага

Специальные цветовые наборы предметы быта

Употребляйте названия цветов во время процесса рисования постоянно :

Давай рисовать зеленым цветом .

Давай поищем – где же желтый карандаш?

Каким цветом разукрасим листья ? Зеленым?

«Играя – обучайте» .

Обучайте с ранних лет. Не преуменьшайте детские способности к обучению. Даже если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета , например, его любимая погремушка, это обязательно отложиться в его голове. А в будущем, когда он сможет осознанно строить различные слова , вам будет легче объяснить разницу между тем или иным цветом ;

Привязывайте новые знания к эмоциям. Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции.Не зря ведь говориться : человек запомнит не то, что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Например, начинайте изучать цвета с любимого фрукта ;

Практическое применение. Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет , значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать ребенка применять на практике новые знания, тем лучше они запомнятся;

Побуждайте ребёнка делиться тем, что он узнал с окружающими. После того как вы выучили геометрическую фигуру или цвет , пусть ребенок позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой - пусть ребенок подаст ему жёлтое полотенце;

Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте , чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово : это красный шарик, шарик красного цвета , это шарик, он красный и т. п. ;

Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький) ;

Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом;

Не начинайте изучать новый цвет , пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим) .

Игра «Мышки» .

Цель : Формировать представление о цвете предмета .

Материал : Игровое полотно (норки, разделенное на 4 разных по цвету сектора (красный, желтый, зеленый, синий) . По 2 мышки каждого цвета .

Ход игры:

Ребенку предлагается игровое поле и дается задание каждой мышке найти свой домик.

Игра «Цветы » .

Цель : Закреплять знания о цвете предмета . Продолжать учить находить два одинаковых по цвету цветка .

Материал : 10 фигурок цветов

Ход игры:

Ребенку предлагается найти на полянке два одинаковых по цвету цветочка .

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как научить ребенка играть с игрушкой?». Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Она вы ступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то.

Консультация для родителей «Как научить ребенка различать цвета» (первая младшая группа) 2–3 года С какого возраста ребенок может различать и называть цвет Попробуем разобраться вместе - к какому возрасту ребенок должен уметь.

Консультация для родителей «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге» На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем. На самом деле.

Консультация для родителей младшей группы «Как научить ребенка рисовать?» Уважаемые коллеги! Перед тем, как представить вашему вниманию данную консультацию, хочу сделать небольшое лирическое отступление. Два года.

Консультация для родителей «Как научить ребенка одеваться самостоятельно» Цель: довести до сведения родителей, те факты, что ребенок сначала запоминает навыки раздевания, чем одевания. Умение ребенка самостоятельно.

Ребенка закладывается в утробе матери. Направленность его развития определяется в первые годы жизни. От родителей зависит, что малыш знает и умеет в ясельном возрасте. Поэтому их часто интересует вопрос, как научить различать цвета детей.

В магазинах можно найти огромное количество развивающих дорогостоящих игрушек. Они интересны и занимательны, но для того, чтобы знания действительно накапливались, необходимо руководствоваться особенностями детского развития на каждом этапе, с любовью и вниманием применять их в общении с маленьким человечком.

Познание цветного мира до 1 года

Полугодовалый кроха начинает видеть мир цветным. Он реагирует на яркие вещи. Для этого возраста характерна кратковременная цветовая монохромность. Так, на протяжении нескольких дней или недель дитя выбирает игрушки и предметы одного цвета (например, желтого). Окружающие объекты для него полны неизвестности.

Что необходимо знать о том, как научить различать цвета детей на данном этапе?

  • Период является скорее информативным, нежели обучающим. Задача родителей - заинтересовать и рассказать.
  • Постоянное общение - фундамент раннего развития.
  • Осведомление об окружающей среде должно иметь системный характер.

Правила и методы раннего изучения «цветной» грамоты

В данном случае, как и в освоении любого дела, существуют определенные правила:

  • Вербальный метод - описание мира вокруг. Повторение - мать учения. Как можно чаще проговаривайте то, что вы видите. Гуляя с ребенком в парке, расскажите о листьях на деревьях, их цвете и форме. Сорвите листик и дайте тактильно ознакомиться с новым предметом. На следующей прогулке повторите то же самое. А в третий раз покажите травку в уже известной ему последовательности действий. Нелишним будет акцентировать внимание на том, что листики и травка - зеленые.
  • Не торопиться! Не нужно тараторить без умолку: ягодка - красная, лист - зеленый, солнышко - желтое. Если вы выбрали зеленый цвет для обучения первым, обращайте внимание лишь на вещи этого окраса на протяжении нескольких недель. Только тогда можно переходить к новым открытиям. Не забывайте напоминать об уже известном ранее.
  • Используйте Показывайте карточки с тоном краски, называйте его. Длительность воспроизведения - несколько секунд. Постепенное увеличение количества изображений и информации о них - залог более эффективного запоминания.
  • Учитывайте характер и настроение ребенка. Учить можно лишь тогда, когда он сыт, доволен и не испытывает других потребностей.

Как научить ребенка различать цвета: список методик

  • Вербальный метод (проговаривание).
  • Творческий (рисование, лепка).
  • Рифмованный (стишки и песенки).

Игра и творчество среди красок: от 1 года до 2 лет

Этот период уже более информативный. Малыш ознакомился с миром посредством родительских рассказов и собственных открытий. Он много знает, но только начинает говорить, понимает вопросы и может дать на них ответ, указывая пальчиком или кивая головой. На данном этапе уже можно научить ребенка различать фигуры и цвета. Именно в этом возрасте такие действия принесут наиболее заметные плоды.

Для этого необходимо знать важные нюансы. Далее - информация о том, как научить различать цвета детей:

  • Первые полтора года - накапливание понимания разговорной речи. После - развитие собственного речевого аппарата.
  • Ребенок активно узнает новое и запоминает в результате игровых задач и сравнений.
  • Период можно назвать «второй фундаментальный». Дитя, пока не выучит всю информацию наизусть, будет путаться и редко проявлять заинтересованность. Но от этого зависит, как маленький человечек будет ориентироваться в мире красок в трехлетнем возрасте.
  • Не нужно требовать регулярных правильных ответов. Не расстраивайтесь, если при вопросе о красном он указал на зеленый. Главное - процесс мышления.
  • Учим цвета без оттенков: до 2 лет - четыре основных.

Учиться в игре не только познавательно, но и очень интересно.

Потенциал и ограничения в процессе обучения от 2 до 3 лет

Малыш уже очень хорошо развит. На смену познанию мира приходит этап самостоятельности: кушать, одеваться, раздеваться чаще всего он предпочитает самостоятельно. При этом его мозг подготовлен получать новую информацию и успешно запоминать ее. После определенных достижений годовалого малыша важно не допустить торможения развития и помнить о том, как научить ребенка 2 лет различать цвета.

  • Расширяется цветовой диапазон. Он в состоянии запомнить уже больше четырех тонов. К основным добавляется черный и белый. К дополнительным - оранжевый и фиолетовый (индивидуально).
  • Эффективно играть и познавать теперь можно не только с помощью игрушек, но также одежды, бытовых предметов и книг.
  • Продолжайте использовать уже известные методики в соответствии с возрастными особенностями маленького человечка и прописных истин, как научить различать цвета детей.

Учитывая эти возрастные изменения, родители могут многому научить своего ребенка, в том числе и подготовить к адекватному восприятию цветовой гаммы.

  • Рисуем, лепим, клеим. Творчество - двигатель развития двухлетки, метод обучения и средство самореализации. Бумага, картон, соленое тесто, пластилин, акварель - главные помощники в «цветной» науке.
  • Не прекращаем рассказывать о красках вокруг нас. Маленький человечек лучше запоминает информацию в непринужденной обстановке. Увидели ворону? Расскажите о ней, о расцветке ее оперения. Вышли гулять в снежный морозный день? Играйте с белым снегом, проговаривая информацию. Позже периодически напоминайте об увиденном и его характеристиках. Это закрепляет ассоциации и стимулирует память.
  • Базовые игры те же, с соответствующим расширением палитры.
  • Приобщайте цветовую «грамоту» к гардеробным процессам. Одеваясь на прогулку, выберите с малышом вещи в одной гамме. В другой раз заранее оставьте на видном месте и попросите принести колготки или кофточку определенного оттенка.
  • «Цветные штучки». Необходимые предметы: заранее окрашенные крупные макароны, разноцветные бусины, элементы мозаики, а также 6-8 контейнеров или коробочек соответствующих основных расцветок. Задание: отсортировать «заблудившиеся» объекты по «домикам».
  • «Красочный мир». Заранее нарисуйте картину, к примеру, зеленую поляну, зеленое дерево, красный домик, желтое солнышко на небе, синюю тучку, летящего черного ворона, белого аиста, оранжевый мячик, фиолетовую машинку (разнообразие должно соответствовать уровню развития). Необходимо вырезать эти же изображения из цветной бумаги. Попросите кроху сделать аппликацию. Он может просто рассортировать предметы, а может использовать для этого клей.
  • «Ассоциации». Подготовьте разноцветные изображения. Вложите их в шарики соответствующего окраса. Надуйте их и дайте ребенку поиграть. Лопайте и делайте умозаключения.
  • «Цветные буковки». С этого возраста нужно начинать знакомство с буквами и цифрами. Это должно быть не заучивание, а процесс ознакомления. В данном контексте - это идеальный вариант. Сортируйте буквы, называйте основные из них. Просите найти «желтую букву А», «красную букву А», «синюю букву Б», «оранжевую букву Б». Количество букв для изучения - 2-3. Акцент при этом делается на цветах.
  • Читайте вместе стишки на эту тему, учите песенки. Очень часто дети лучше запоминают в стихотворной или песенной форме.

В канун кризиса 3-х лет ребенок регулярно проявляет характер. Важно прислушиваться к своему малышу, понимать его, уметь заинтересовать. Психоэмоциональная гармония и взаимопонимание - на первом месте, а уж потом - обучение.

Колористика в мире детства от 3 до 4 лет

Малыш уже достаточно взрослый и самостоятельный, он владеет определенным запасом знаний, который нужно продолжать пополнять. Важно проявлять изобретательность и терпение для того, чтобы научить ребенка 3 лет различать цвета. В связи с некоторыми особенностями возникают неизбежные, но преодолимые трудности.

Что важно знать о том, как научить ребенка различать цвета:

  • Кризис 3-х лет. Характеризуется настойчивостью чада в том, чего он хочет и протестом против всего того, что ему навязывают. Наступает период осознания собственного «я» и становления самостоятельности.
  • Важный период психоэмоционального развития. Цветовая гамма воспринимается иначе. Расширяйте существующие знания до 12 цветов (добавляем розовый, фиолетовый, оранжевый, голубой, коричневый). В зависимости от уровня усвоения материала, возможно ознакомление с оттенками основных цветов (малиновый, бордовый, бежевый, серый).

Говорите, запоминайте, напоминайте. Рассказывайте малышу обо всем, что находится вокруг, акцентируя внимание на цветовой гамме.

  • Играйте в основные игры: кубики и мячики, лото, паззлы, сортеры, ассоциации - и занимайтесь творчеством: «цветные штучки», «красочный мир», «цветной» анализ гардероба. Импровизируйте с известными игровыми ситуациями, переделывая их на новый лад.
  • «Радуга». Дети любят радугу. Попробуйте вместе выучить «запоминалку» о ней. Нарисуйте большую радугу. Заранее вырежьте разноцветные кружочки. Пусть ребенок разложит их по соответствующим дугам.
  • «Разноцветные машинки». Прогуливаясь по улицам города, находясь в ожидании общественного транспорта, малыши наблюдают за дорогой и всем происходящим вокруг. Хорошее занятие - считать проезжающие мимо авто. Еще интересней искать среди них машину заданного цвета. Также можно сосчитать количество красных или белых автомобилей на определенном участке шоссе.
  • «Мороженое». Нарисуйте или вырежьте и приклейте вместе изображения сладеньких «рожков» с шариками мороженого разного окраса. Пусть выберет свое любимое. Возможно наличие нескольких оттенков и задача сосчитать розовые (клубничные) или шоколадные (коричневые). Можно собирать вырезанные изображения любимого десерта в сумочку или корзинку для покупок.
  • «Кто больше?». Находясь на прогулке, выберите интересный объект (к примеру, авто). Сыграйте в игру, кто больше сосчитает машин определенного цвета.
  • Учите стихи, пойте песни. Многие дети запоминают лучше именно таким способом.

Если кроха не проявляет интерес к игре - не заставляйте. Пусть работает ваша фантазия в пользу его позитивных эмоций. Доверие - залог качественного обучения. Руководствуясь имеющимся опытом, взрослые обычно уже хорошо понимают, как научить ребенка различать цвета. 4 года - это возраст, когда наступает пора расширять и закреплять ранее полученные знания.

Повторяем, учим, понимаем

В этом возрасте малыш уже должен знать 12 основных тонов: он легко выбирает одежду по цвету, выполняет поставленные родителями задания, которые раньше давались с трудом, сам «обучает» окружающих цветовой гамме. Если трудности существуют, продолжайте настойчиво придерживаться описанных выше методик. Этот период - начало подготовительного дошкольного. Важно приучать к более усидчивой и спокойной форме восприятия знаний (сидя за столом, используя книги, альбомы, товары для творчества). При этом самое время учить оттенки: малиновый, бордовый, терракотовый, сиреневый, бежевый, кремовый, бирюзовый, салатный и прочие. Тут опять-таки нельзя торопиться. Лучше изучать медленней и дольше, но качественно.

Научно доказано, что интеллектуально развитый человек имеет более качественную и продолжительную жизнь. Вкладывайте в своего ребенка любовь и старания, а он будет радовать вас своими успехами день от дня.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»