Ребенок наводит порядок. Как приучить ребёнка к порядку: советы для родителей. Личный пример или всему свое время

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Как приучить ребенка к порядку в комнате? Об этом задумывался каждый родитель. Чтобы детская всегда выглядела чистой и убранной, прилагать к этому усилия нужно ежедневно. Чем раньше ребенок поймет, как важно вовремя убирать вещи на свое место, тем проще ему будет поддерживать порядок в дальнейшем. Однако привить любовь к чистоте вполне возможно даже не слишком ответственному подростку.

Как приучить к порядку малыша

Когда малышу исполняется примерно год, он начинает понимать просьбы родителей. Если мама попросит его, он может принести ей книжку или подать какой-либо другой предмет. Именно с этого момента можно начинать привлекать его к уборке. Естественно, малыш сначала будет отвечать только за свои вещи.

Вот несколько советов, как приучить маленького ребенка к порядку.


Как научить школьника убирать за собой

В комнате школьника можно увидеть не только разбросанные игрушки. Теперь к ним добавляются учебники, рабочие тетради, канцелярские принадлежности, повседневная одежда, спортивная форма и многое другое.

Далеко не всем ребятам легко удается поддерживать чистоту, ведь помимо уборки у школьников много других, более интересных занятий. Помогут следующие советы для родителей по приучению ребенка к порядку:


Приучаем к порядку подростка

Подросток – уже сформировавшаяся личность, у него могут быть свои представления о том, что считать порядком. Зачастую эти представления приводят родителей в ужас. Стоит признать, что человек, уже вступивший в переходный возраст, вправе решать, как должна выглядеть его комната. Но чтобы приучить детей к порядку и чистоте, родители могут воспользоваться следующими рекомендациями:


Родителям важно запомнить, что процесс приучения к порядку не должен стать причиной ссор в семье. Особое терпение стоит проявить при работе с малышами – иногда маленьким детям требуется не раз и не два объяснить, почему родители просят его раскладывать по местам книги и игрушки. Но если каждый член семьи вносит свою лепту в поддержание чистоты, дом всегда будет уютным и приветливым.

Дети – милые и прекрасные создания, с которыми, однако, бывает слишком много хлопот. Плохие оценки и шалости – ничто, по сравнению с реальной проблемой длинною в жизнь – беспорядком. Казалось бы: ребенок просто неряшлив или это возрастное, но это не так. Любовь к порядку и чистоте должна прививаться родителями.

Но как правильно приучить ребенка к порядку и с чего же начать?

Первые шаги к порядку

Чтобы приучить ребенка к порядку нужно понять: что лично для вас является порядком и донести это до ребенка.

Возраст, с которого можно и нужно обращать внимание малыша на необходимость навести чистоту – 2-3 года. В этот момент ребенку уже можно донести, что конкретно в вашей семье считается чистотой и порядком. Например, в одной семье просьба мамы навести порядок, означает влажную уборку, возвращение каждой вещи на свое место, полив цветов. В другой семье эта же просьба является лишь призывом к тому, что нужно собрать игрушки и заправить постель.

Делая первые шаги в процессе приучения ребенка к порядку, следует помнить, что такие качества как организованность и внимательность находятся в стадии развития вплоть до 19 лет.

Также не стоит упускать из внимания и свое влияние на малыша. Дети до 5 лет полностью копируют членов своей семьи. Если вы не соблюдаете порядок, не демонстрируете ребенку процесс уборки на собственном примере или вслух комментируете необходимость уборки как наказание – то не ждите от малыша успехов на этом поприще.

Одним из главных принципов в процессе приучения к порядку – похвала. Многие родители часто грешат тем, что негативно комментируют действия ребенка или совсем не дают довести начатое до конца.

Обычная картина: мальчик пяти лет старается помочь маме и берет в руки пылесос. Долго и усердно он пылесосит небольшой ковер, затратив при этом все свои детские силы. И что он слышит от мамы? Здесь соринка, там соринка, плохо пропылесосил. Или вовсе отбирает пылесос, чтобы скорее закончить уборку.

Важно помнить: дети нуждаются в вашей похвале и поддержке. Воспринимайте любую детскую инициативу с восторгом. Хвалите ребенка, не упрекайте и не указывайте на недостатки. Главное – приучить ребенка к порядку, а остальные качества (точность, аккуратность, организованность, внимательность) сформируются с возрастом.

Как приучить к порядку ребенка 2-4 лет

Период от двух до четырех лет является сенситивным для прививания любви к порядку, а также для того, чтобы формировать чистоплотность как привычку. Именно в этом возрастном периоде легче всего сформировать привычку соблюдать порядок. Почему так важно сформировать именно «привычку»? Потому что этот термин означает выполнение какого-либо действия автоматизировано. То есть ребенок будет соблюдать порядок самостоятельно.

В этом возрасте достаточно мало приемов для приучения ребенка к порядку. Но, тем не менее, 2-4 года являются период самого эффективного воздействия на малыша. Следует соблюдать лишь несколько рекомендаций:

Собственный пример

В этом возрасте 90% успеха зависит от любви к чистоте и порядку членов семьи ребенка. Дети в возрасте 2-4 лет полностью подражают родителям. Демонстрируйте ребенку как вы моете посуду, как пылесосите или протираете стеллаж, чтобы ребенок взрослел с осознанием того, что уборка – это норма.

Уборка – не наказание

Родители очень часто допускают очень жесткую ошибку, позиционируя уборку как наказание. Именно этот метод в последствие приводит к отторжению порядка. Уборка должна быть в радость, ассоциироваться с чем-то приятным.

Задания по возрасту

Малое количество родителей заставляют детей выполнять непосильные для детей 2-4 лет здания по наведению порядка и чистоты. Наоборот, детей принято жалеть и освобождать от каких-либо трудностей. Но все же следует напомнить, что здания должны быть посильны для ребенка, не причинять ему боль и сильное утомление.

Игровая форма

Игровой метод в воспитании дошкольников активно используется во всех образовательных областях. Трудовая деятельность – не исключение. Предложите ребенку представить, что в комнате начался дождь и все игрушки нужно убрать на полки (в корзину для игрушек, шкаф), устройте соревнование: кто поставит больше книжек на полку. Благодаря этому методу дети воспринимают уборку лишь как увлекательную игру.

Как приучить к порядку ребенку 5-8 лет

По достижению ребенком пяти лет становится практически невозможно завлечь любимое чадо в уборку игровым методом. К детям в этом возрасте родители начинают относиться с более «взрослыми» требованиями, постоянно отмечают, что малыш уже большой и не считают нужным тратить свои силы на поиск новых методов. На этой почве случаются конфликты, которые также отвращают ребенка от уборки.

Правильно, он уже большой. Именно поэтому самое время начинать относится к уборке как к важной миссии, которую выполняет любой взрослый человек. Рассмотрим несколько рекомендаций:

Список дел

С пяти лет дети уже осваивают чтение. Этот факт наводит на мысль о множестве приемов: график семейных дежурств, индивидуальный список дел на день, индивидуальные обязанности. Напишите на листочке посильные задания для ребенка, непременно украсив его каким-нибудь приятным рисунком. Оставьте на видном месте и дайте малышу проявить свою самостоятельность. Следует отметить, что о таких списках необходимо предупредить ребенка, иначе это вызовет негодование и даже бунт. Также популярны графики семейных дежурств. Они предпочтительнее, так как ребенок видит, что он выполняет задание вместе с семьей и не чувствует себя обделенным.

Постоянство

Определите основные обязанности ребенка. Пусть только он всегда пылесосит и поливает цветы. На ваше усмотрение. Но малышу будет приятнее нести ответственность за определенные действия на постоянной основе.

Формирование самостоятельности

Не выполняйте за ребенка то, что он может сделать сам. Зачастую ситуация складывается следующим образом: мама пять раз сказала протереть пыль с полок, ребенок проигнорировал просьбу, мама сама вытерла пыль с полок. Так делать нельзя. Мягко, но строго требуйте выполнения своей просьбы.

Как приучить к порядку с ребенка 9-15 лет

Переходный возраст, для которого характерна конфликтность, бунтарство, принципиальность, начинается как раз с девяти лет. Если говорить честно, то в этом возрасте прививать любовь к порядку и чистоте уже поздно, но донести до подростка необходимость уборки еще возможно.

Мотивируйте

Мотивация – движущая сила. Варианты «Если уберешься – комната станет чище» для подростков не эффективны. Учитывайте интересы подростка. Например, моя пол – он может слушать музыку, поливая цветы – смотреть телевизор.

Не высмеивайте

Подростки зачастую страдают от неуверенности в себе, заниженной самооценки, самокритичности и родительские насмешки и упреки раззадорят ребенка не на шутку. Если вы уже добились того, что ребенок начал уборку, то поддержите его, похвалите результат. Если же отношения с подростком носят конфликтный характер, то лучше оставить его в покое и не комментировать его действия.

Итак, мы выяснили, что приучать ребенка к порядку необходимо с малых лет, используя хитрости и педагогические методы воздействия.

298

Сегодня поговорим с психологом Еленой Садовниченко, о том, как приучить ребенка к порядку и чистоте в комнате и научить убирать за собой игрушки. Опыт и маленькие хитрости для родителей.

"Порой мама удивляется, как быстро ребенок приучается к порядку и чистоте в садике или в школе и как сложно его приучить к этому дома. Эта разница в поведении, как правило, открывается маме внезапно. Оказывается, ребенок может быть опрятным и соблюдать порядок! Почему же дома мама никак не может добиться такого же результата?

Или, например, есть дети, которые, кажется, родились с порядком в голове. Они, еще не умея ходить, ползая по коридору, обязательно отгибают угол коврика обратно, если он завернулся. Или им не нравится, как одет слюнявчик, как лежит салфетка, как что- то упало и лежит на полу. Они указывают маме на это. Таких детей намного легче приучить к чистоте и порядку, потому что само устройство их психики требует упорядочивания пространства. Но что делать с теми детьми, которых вполне устраивает мусор, бардак в вещах и беспорядок в игрушках?"

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1. Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 - 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

2. Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: "Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету...Это очень скучная работа, но совсем не трудная".

3. Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность - когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4. Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места» . И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Особенности приучения к порядку

Так почему в садике, в школе, у бабушки в гостях, в лагере ребенок быстрее подчиняется правилу порядка и чистоты, а дома нет?

Есть 2 варианта объяснить это:

    В саду, школе, лагере действует общее правило для всех. И дети подчиняются ему, потому что давление на тех, кто игнорирует всегда интенсивнее, чем дома. Давят взрослые и общность детей. Как это так, все убирают, а ты нет? А ну давай! Как это так, все делают общее дело, а ты как изгой? А ну скорей! Ребенок подчиняется правилу принадлежности к группе и это ощущение, что ты тоже как все, помогает добиваться от детей нужных действий.

    У бабушки в гостях ребенок подчиняется правилам живее, чем дома, потому что бабушка может быть строже мамы. Давать четче указания, быть в твердой позиции взрослого, держать границы, не давать ребенку выбора. Словом, справляться с ребенком с высоты прожитого опыта. И ребенок следует правилам беспрекословно.

Способы приучить ребенка к чистоте и порядку


Разбросанные игрушки довольно часто становятся причиной конфликтов между родителями и детьми. Но стоит ли ссориться из-за такой ерунды? Попробуйте сделать процесс уборки приятным и веселым событием для всей семьи, тогда просьба убрать игрушки будет вызывать у малыша только приятные ассоциации и не станет обременяющей рутиной. Кроме того, совсем не сложно сделать процесс уборки естественной привычкой в характере ребенка.

Для начала немного теории

В жизни каждого ребенка случается сенситивный период восприятия порядка. Это то время, когда малыш маниакально настаивает на том, чтобы дверь в шкафу была закрыта, чтобы игрушки были сложены в определенном порядке и чтобы на него надели ту пижаму, в которой он привык спать. Этот период довольно короткий – он длится примерно с 1,5 до 3 лет и наиболее интенсивно появляется именно в возрасте от 2,5 до 3.

Двух-трехлетние дети чувствуют себя комфортно от того, что находят привычные вещи в тех местах, где они их оставили. В голове ребенка формируется восприятие порядка мира вокруг – он узнает о том, что каждый предмет имеет свое предназначение и свое место. На кухне мы едим, в спальне – спим, в ванной – моемся. Шкаф нужен для хранения одежды, а холодильник – для хранения продуктов. Выходя на улицу, мы надеваем обувь, а заходя в дом – снимаем. Все эти знания кажутся нам естественными сейчас, но когда мы были маленькими детьми, должно было пройти определенное время, чтобы хаотичный мир вещей обрел структуру и порядок в голове каждого из нас. Чем привычнее и наиболее предсказуема окружающая действительность, тем увереннее ребенок перешагнет на следующую ступень своего развития. Осознание порядка дает детям чувство безопасности, а родителям – шанс превратить детское стремление к порядку в хорошую привычку. С игрушками все так же, как и с ботинками, которые мы оставляем у порога – у них тоже есть свое место – на полке.

Порядок в комнате.jpg

Это важное правило организации детского пространства. Используйте для хранения игрушек удобные полки, ящики, шкафчики, определите для каждой вещи свое место – кубики в коробке, пазлы на полке, карандаши в стаканчике и т.д. Когда ребенок будет знать, где что лежит, то просьба «убрать на место» станет для него более ясной и осмысленной.

Важно не захламлять детскую большим количеством вещей. Периодически заменяйте игрушки новыми, старые убирайте, через какое-то время снова меняйте их местами. Оставляйте только те материалы, которые вызывают у ребенка интерес. Все то, чем малыш сейчас не играет, лучше убрать до лучших времен или вовсе избавиться как от лишнего хлама.

Прививайте ребенку привычку убирать на место те игрушки, в которые он закончил играть. Это легко делать, когда малыш предлагает вам поиграть с ним во что-либо. Вы просто говорите: «Я с удовольствием с тобой порисую, только давай сначала соберем пазлы в коробку и уберем на место». Почаще показывайте соблюдение этого принципа на своем примере – взяли почитать книгу, вернули обратно на полку.

Важно не оставлять ребенка один на один с горой разбросанных игрушек. Такая картина кого угодно приведет в ужас. Скажите: «Давай я помогу тебе все сложить на место!». Такой призыв малыш воспримет куда с большим энтузиазмом нежели приказ убрать игрушки. Старайтесь вовсе избегать приказного тона в общении с ребенком, в перспективе это приведет только к отторжению придуманных вами правил.

Если малыш всячески игнорирует ваши призывы свершить уборку, просите других членов семьи помочь вам, при этом не скупитесь на похвалу: «Спасибо, папа! Помогаешь мне собрать конструктор. Мне очень приятно!».

Разобрать всю гору игрушек – сложное задание для малыша, но выполнить несколько небольших действий ему уже гораздо легче. Поэтому давайте ребенку простые конкретные указания: «Собери кубики», «Поставь коробку с кубиками на полку». Старайтесь не пропустить момент, когда уже не будет необходимости слишком конкретизировать действия. Т.е. ребенок уже знает, что убрать кубики – это сложить их в коробку. Предоставьте ему возможность собрать все самому и без подсказок. Но в конце обязательно отметьте, как он старался и какой порядок теперь в комнате.

Если малыш все же не желает принимать участие в уборке, то делайте задания еще более короткими – вложите ему в руки кубик и попросите положить его в коробку, потом еще один и так далее. Когда кубики будут сложены, обязательно скажите «Ура! Все кубики в коробке».

Включите веселую музыку и собирайте игрушки приплясывая. А почему бы и нет? Уборка игрушек вполне может стать веселым занятием. Также вы можете устроить соревнования – кто быстрее соберет свою часть игрушек.

Не ограничивайтесь штамповыми формами похвалы: «Молодец! Хорошо!», вносите разнообразие в вашу речь: «Я вижу, что ты очень старался», «Тебе должно быть пришлось хорошо потрудиться, чтобы так аккуратно все разложить». Отметьте отдельные моменты: «О! И кубики в коробке и даже все бусинки ты собрал с пола». Такие слова более ценны для малыша, так он понимает, что вы действительно неравнодушны к тем усилиям, которые он затратил.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»