Уроки плетения из бересты. Поделки из бересты своими руками для начинающих. Технология изготовления ручки прямого плетения

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Данный мастер-класс открывает цикл обучающих статей по плетению из бересты , благодаря которым вы изучите фундаментальные основы этого ремесла и сможете накопить опыт, достаточный для создания собственных уникальных изделий. Начать стоит понимания принципа берестоплетения, в основе которого всегда лежит «ячейка» - клетка.

Планирование и подготовка

Ранее уже рассматривалось, как подготовить материал и рабочее место . Но прежде чем приступить к плетению, необходимо представить себе изделие: форму, размер и назначение.

На этом мастер-классе я выполню изготовление примитивной салфетки, которая будет служить подставкой под кружку с горячим напитком, а вы, повторяя за мной, постарайтесь усвоить главный принцип берестоплетения и основные приёмы переплетения лент.

Итак, будущая салфетка будет представлять собой плоский квадратный многослойный коврик со стороной в восемь клеток и шириной не более 10 см. Береста является неплохим теплоизолятором, поэтому утилитарное назначение такого изделия имеет место быть.

Чтобы было проще ориентироваться, в статье размещены фотографии и схемы, изображающие технологию выполнения некоторых элементов.

Подготовка лент

Пресловутая ячейка в берестоплетении образуется краями двух перпендикулярно пересекающихся лент. В большинстве случаев используются ленты одинаковой ширины, что на пересечении даёт простую геометрическую фигуру - квадрат.

Иногда применяется и разная ширина лент, и, благодаря такому приёму, изделию придаётся интересный декоративный вид, но сильно сужается разнообразие форм и плотность плетения.

Для изготовления салфетки со стороной восемь ячеек необходимо приготовить минимум 16 лент. Лучше учесть вероятные ЧП и запастить ещё двумя-четырьмя дополнительными лентами. О длине лент рассказывается в отдельной статье.

В идеале, ленты должны быть из эластичной бересты с неповреждённым лицевым слоем. Ширина и толщина тоже должна быть одинаковой. Для обучения же подойдёт и низкосортная береста или даже бумага, но тогда ожидайте неприятностей.

Далее необходимо согнуть все ленты пополам, чтобы определить центр. Не обращайте внимание на то, что ленты могут быть разной длины и уж тем более не стремитесь нарочно подогнать их по длине - это совершенно лишнее действие, которое приведёт только к бОльшему расходу бересты. Главное, чтобы ленты были длиннее, чем ширина задуманного коврика. В крайнем случае полосы можно нарастить.

Набор коврика

Практически каждое плетёное изделие из бересты начитается с набора коврика. Коврик здесь не обязательно станет донцем, он представляет собой некую ячеистую плоскость, которую при помощи различных манипуляций можно превратить даже в ёмкость интересной формы. Так, например, два противоположных края коврика можно сомкнуть, образовав цельный цилиндр.

Набор любого коврика начинается с четырёх переплетённых лент, которые образуют четыре ячейки. Вот и весь принцип плетения из бересты - поочерёдное переплетение лент, расположенных перпендикулярно друг к другу.

Обратите внимание на фотографии: при каноническом плетении из бересты все ячейки финального изделия квадратные и одинаковые. В процессе плетения могут возникать ситуации, когда ячейке необходимо быть прямоугольной, перекрывать две-три соседних полоски, но это временно и на этапе набора коврика таких ситуаций быть не должно.

С самого начала следует позиционировать набираемые полоски бересты таким образом, чтобы их середина, предусмотрительно отмеченная линией сгиба, всегда совпадала с линией сгиба соседней параллельной ленты. Делается это для симметрии, чтобы концы каждой ленты были равноудалены от центра. В этом случае не возникнет ситуации, когда вдруг кончится одна из лент, ещё не выполнив свой манёвр переплетения.

Существует две техники плетения: прямое и косое. Определиться с выбором следует уже на этапе задумки изделия, но набор коврика одинаков для обеих техник. На этом мастер-классе я познакомлю вас с прямым плетением.

Важный момент: при наборе коврика для салфетки прямого плетении лучше самые длинные ленты расположить по краям салфетки. Они будут использованы при образовании кромки и их длина для нас будет очень критична.

Береста имеет неприятное свойство: скручиваться. Когда ленты сильно скручены, необходимо выпрямить их. Это можно сделать, протащив ленту в руках через край ножниц или другого предмета таким образом, чтобы принудительно заставить бересту скрутиться в другую сторону, скомпенсировав естественный изгиб. Будьте осторожны, чтобы не испортить нежную лицевую поверхность бересты. Некоторые сорта бересты очень ранимы, и можно наблюдать трещины на поверхности и рваный край по бокам лент и чечевичек.

Набирать коврик можно несколькими способами:

  • беспорядочно,
  • поочерёдно с каждой стороны,
  • поочерёдно попарно с каждой стороны.

Я рекомендую последний способ, так проще отслеживать линию сгиба полос по центру коврика. Посмотрите на фотографии: коврик состоит из чётного количества лент, размер каждой стороны увеличивается на две полосы за проход симметрично от центра (2 - 4 - 6 - 8 полос, всего четыре итерации для данного изделия).



Следите за плотностью плетения. Чем меньше размер просветов в углах клеток, тем качественнее и ценнее изделие, и тем сложнее его изготавливать. Для плетения могут применяться скрепки, которые предотвратят расползание лент при росте коврика и прочих манипуляциях. Скрепки также очень пригодятся, если вы решили отложить плетение на какой-то срок.




В итоге коврик симметрично набран и имеет форму квадрата. От центра коврика всегда должно отходить равное количество лент с каждой противоположной стороны. Для некоторых изделий может быть сделан прямоугольный коврик, но это все решается на стадии задумки изделия.

Плетение кромки

Следующий этап в нашем первом уроке плетения из бересты - создание края. Выполнение кромки и перенаправление лент на образование следующих слоёв - это тот момент, когда коврик оформляется в финальное изделие. На этом важном этапе может быть совершено множество ошибок, некоторые из них мы рассмотрим в процессе обучения и научимся их исправлять или вовсе не допускать.

Переверните коврик лицевой (жёлтой) стороной вниз. При прямом плетении салфетки оба торца каждой полоски во время образования кромки загибаются в противоположное направление и встречаются друг с другом.

Для удобства описания пронумеруем одни ленты Цифрами (вертикальные), а другие Литерами (горизонтальные). Ячейки будем обозначать как в прямоугольной таблице: на пересечении лент (A1...D8).

Чтобы правильно и при этом с наименьшими проблемами заплести кромку при прямом плетении, необходимо работать сразу по всему периметру изделия. Этот процесс сложно описать в рамках статьи, поэтому буду рассматривать формирование кромки на одной стороне салфетки с упором на то, что читатель самостоятельно будет проводить аналогичные действия сразу с четырьмя сторонами.

Главной кромка-образующей лентой здесь послужит лента A. Определите с какого края коврика эта лента перекрывается перпендикулярной полоской. В моем случае в ячейке A8.

Теперь загните конец ленты A (в ячейке A8) в обратную сторону белым слоем вовнутрь. При этом она перекроет крайнюю перпендикулярную ей ленту 8. Такие же манипуляции сделайте с тремя оставшимися углами.

Очень важный момент: буквенно-цифирное обозначение, которое я ввёл, не привязано к конкретной ленте и работает для каждой стороны. Повернёте коврик на 90 градусов по часовой стрелке, и лента 1 предыдущего положения станет лентой A в текущем положении. Исходя из этой поправки следует, что при загибании ленты A третьим слоем, эта самая лента A в конце своего пути должна лечь под такую же ленту А на другом углу. Надеюсь вы поняли.

У вас должно получиться, что в угловых ячейках по четыре слоя бересты, и при этом конец каждой полоски A в каждой угловой клетке находится на третьем слое(!).

На примитивных схемах показан срез ленты A, параллельный краю салфетки на разных этапах формирования кромки. Пишите в комментариях, насколько полезно такое схематическое изображение.

Далее необходимо закрепить новый слой концами лент 3,5,7. Для этого нужно загнуть их в противоположное направление, перекрыв верхний слой ленты А, и проплести под ближайшей перпендикулярной лентой (под лентой C в ячейках C3-C5-C7 соответственно). В ячейках A3, A5, A7, как и по углам, будет четыре слоя бересты. Сгибы лент на схеме показаны полупрозрачными прямоугольниками.

Когда лента не лезет под ячейку, необходимо увеличить щель между слоями с помощью кочедыка. Говоря начистоту, тут может помочь любой предмет, имеющий подходящие размеры. Мне иногда попадались под руку канцелярские скрепки, обеденные приборы или шило и т.д. Тут самое главное не порвать верхнюю поперечную ленту.

Когда конец рабочей ленты "распушился" или погнулся, можно его снова обстричь в виде трапеции и вернуть упругость.

В ячейке A1 необходимо обрезать отработавший конец ленты A вровень с краем салфетки. Убедитесь, что все четыре стороны у вас выглядят одинаково по расположению и очерёдности слоёв лент.

Пришло время воспользоваться вторым торцом ленты A. На всех четырёх сторонах следует провести такие же действия, как и с первым концом ленты A, но только в обратную сторону.

Итак, нужно загнуть конец поверх предыдущих слоёв и закрепить уже лентами 2-4-6, проплетя их под полоской B в ячейках B2-B4-B6 соответственно.

На финальной стадии кромки мы имеем шесть слоёв бересты по углам салфетки (A1 и A8) и пять слоёв на промежуточных клетках (A2-A7).

Стоит заменить, что при выполнении такой же салфетки по технологии косого плетения, количество слоёв в крайних ячейках может быть не более четырёх, в то время как уменьшение слоёв бересты прямого плетения приведёт к расслоению края.

Если говорить о выполнении кромки при прямом плетении для некой ёмкости, то главное условие отсутствия расслоения - наличие среднего слоя, который будет зажат между слоями соседних ячеек.

Завершение плетения

Когда кромка заплетена, следует приступить к наращиванию новых слоёв в каждой ячейке. В процессе завершения плетения вы неминуемо столкнётесь с двумя задачами:

  1. Стыковка и иссечение лент
  2. Выбор рабочего слоя

Дополнительно может возникнуть ситуация с наращиванием лент. Однако, обзор всех нюансов никак не укладывается в рамки данного мастер-класса, поэтому вынесу их в отдельные статьи.

На данном же этапе требуется заплести все торчащие концы равномерно в ячейки нашей салфетки. Следует стремиться к минимальному расхождению в количестве слоёв на всех клетках, а также к формированию равномерной фактуры поверхности.

Для завершения первого изделия достаточно закрыть все "белые" клетки лицевым "жёлтым" цветом.

Итак, вплетаем ленты оставшиеся концы между слоями, закрывая белые ячейки, пока не встретятся оба торца полоски бересты. Тогда один из концов обрезается, а второй конец вплетается поверх первого новым слоем. На выходе оставшийся конец иссекается в месте выхода по самому краю ячейки, чтобы не оставалось видимой части.

Рекомендуется отсекать один из встречающихся концов с остаточной длинной в ширину ячейки. Тогда этот обрезок будет упираться в место выхода второго конца, который свободно проплетётся между обрезком и верхним слоем ячейки.

Если длины ленты недостаточно - требуется вплести (нарастить) новую ленту аналогичной ширины на место предыдущей. Разумеется, длины новой ленты должно быть достаточно для закрытия всех "белых" участков.

При плетении моей салфетки получилось так, что все ленты оказались слишком коротки, но я без проблем нарастил их без ущерба эстетике и прочности.

Завершение изделия всегда является ответственным моментом, потому как формируется внешний вид изделия, и необходимо оставлять как можно меньше дефектов. По устранению таких дефектов тоже постараюсь сделать отдельную статью.

Заключение

Изготовление первого изделия - очень важный шаг в освоении технологии плетения из бересты. При создании примитивного изделия - салфетки под горячую кружку - были задействованы почти все основы берестоплетения.

Несмотря на примитивность салфетки, её простую квадратную форму, исполнение этого изделия по технологии прямого плетения является сложным процессом. Если вы сможете разобраться с формированием кромки, наращиванием лент и при этом не нарушить принцип плетения, соблюдая необходимую плотность, то в дальнейшем уже не встретите проблем с освоением этого ремесла.

Напоминаю, что при возникновении вопросов я всегда готов ответить на них в комментариях, личной переписке или даже развёрнутым ответом в виде статьи. Дополнительно прошу активнее оставлять корректные и положительные комментарии, ведь именно такая форма поддержки автора будет лучшим двигателем развития ресурса: вам не сложно, а мне приятно. :)

Одно из самых популярных бытовых изделий из бересты - корзина. Соревноваться в известности с корзиной может только лапоть . Данный мастер-класс посвящён особенностям плетения корзины из бересты.

Плетение прямоугольной корзины из бересты

Корзина — простая плетёная ёмкость с ручкой (или несколькими ручками), предназначенная для переноса и хранения вещей. Хотя в настоящее время в быту широко применяются различные сумки и пакеты, в лес за ягодами или грибами люди все ещё стараются ходить с корзинками.

В отдельной статье я уже рассматривал виды и назначение корзин , поэтому сейчас на этом не буду заострять внимание и перейду непосредственно к мастер-классу.

Корзину, которая предлагается для изготовления, я считаю эталонной. Дело в том, что мой неоднократно упоминаемый в статьях отец обеспечивал долгие годы жителей родного посёлка (и не только их) плетёной продукцией, как подобает ремесленнику. За это время выработалась технология плетения самой удобной, надёжной и красивой корзины. Я решил обнародовать полное точное описание этого изделия, как говорится "клетка-в-клетку".

Прежде всего стоит отметить две важные особенности такой корзины:

  1. Прямоугольная форма
  2. Двойная ручка

В отличие от традиционной квадратной формы берестяной корзины с одной ручкой по середине, данный вид обладает повышенным удобством эксплуатации:

  • Четыре точки крепления двух ручек позволяет распределить нагрузку на кромку при переносе тяжёлого содержимого.
  • Две широких ручки удобнее лежат в руке и позволяют нести корзину даже вдвоём
  • Плоская прямоугольная форма более компактна и значительно упрощает передвижение в чаще леса
  • Ручки корзины подвижны, их можно раздвинуть для удобства наполнения корзины или свернуть внутрь, уменьшая габариты

Впервые за все мастер-классы по берестоплетению мы изготовим изделие с прямоугольным донцем.

Размер полных ячеек для донца корзины 10*6. Это означает, что потребуется (10+6)*2=32 ленты для набора коврика. Ленты нарезаются в масштабе примерно 1:150 по соотношению ширины к длине, чтобы гарантированно хватило на полное оплетение корзины лицевым слоем. Наращивание лент до плетения кромки допускается, но не рекомендуется.

Размер корзины регулируется именно шириной лент, а не количеством. Так десятилитровая корзина получится при ширине лент примерно 15мм, если соблюсти предлагаемую высоту стенок.

При наборе коврика из большого количества лент требуется внимательно следить за плотностью плетения. Согнутые пополам ленты позволят равномерно набрать квадратный коврик симметрично относительно его центра.

Даже для прямоугольного донца требуется квадратный коврик. Прямоугольность достигается путём сдвига углов донца от середины стороны коврика к его углу. Чтобы получить сторону в шесть полных ячеек, от любого из углов коврика отступите в каждую сторону по шесть лент и в этих местах образуйте два угла донца. Аналогичные действия производятся с противоположным углом.

Убедитесь, что между углами получившегося донца располагается шесть и десять полных ячеек по короткой и длинной стороне соответственно.

Далее следует простой, но утомительный процесс набора стенок, то есть наращивания высоты изделия. В крупных изделиях с большим количеством лент набор стенок требуется проводить равномерно, чтобы лычки сами удерживали друг друга и не расползались. Применение зажимов будет только плюсом для повышения качества плетения.

Обратите внимание на форму ячеек - она должна быть строго квадратной при условии равной ширины всех лент. Изменение пропорций сторон клетки свидетельствует о неравномерной плотности плетения, что вызовет неминуемое искривление изделия.

Высота корзины 9,5 полных ячеек. Здесь можно допустить некоторое отступление от этого требования и сделать высоту меньше или больше, но я считаю, что такие пропорции идеальны.

На мастер-классе по плетению кружки мы впервые применили каркасное плетение, которое заключается в размещении внутри кромки проволочного каркаса. Для полноразмерной корзины каркас из мягкого металла не подойдёт.

Стальная проволока очень плохо поддаётся деформации и отлично удерживает форму при нагрузке. Отрезок нужной длины необходимо согнуть в овал по размеру открытой части корзины. Кромка оплетается поверх каркаса в обе стороны от середины отрезка проволоки.

Делается это прежде всего для того, чтобы при завершении кромки сомкнуть концы проволоки, стянув или разжав овал каркаса в размер. Кромка из бересты имеет фиксированный размер, а каркас должен подстроиться под него.

Ленты плотно затягиваются, чтобы скрыть металл и дальше наступает момент оплетения изделия лицевым слоем. Здесь не обойтись без кочедыка . В подобном крупном изделии этот процесс очень нудный и утомительный, но в результате плотность и прочность изделия возрастает с каждым слоем, продлевая жизнь изделия при интенсивной эксплуатации.



Идеально, если стенки и дно не будут деформироваться под тяжестью груза, чтобы не повредить даже самые нежные грибы и ягоды. Обратите внимание на фотографии, как же красива ячеистая фактура плетёного изделия!

Без ручек корзина тоже может иметь практическое применение в качестве стационарного хранилища, но наша корзина будет иметь две ручки, только прежде всего предлагаю изучить некоторую классификацию ручек.

Виды ручек для берестяных изделий

Можно классифицировать ручки по способу крепления или типу каркаса:

  1. Жёсткое (монолитный каркас)
  2. Петельное (составной каркас)

Жёсткое крепление является стационарным, когда сама ручка - неотъемлемая часть каркаса. Это классическое расположение ручки для квадратных корзин.

Петельное крепление подразумевает, что каркас ручки зацепляется петлёй за каркас кромки. Такое крепление делает ручки подвижными и в нашем случае их можно загнуть снаружи вдоль боков корзины в момент погрузки содержимого, чтобы не мешали.

Преимуществом жёсткого крепления является возможность полностью скрыть проволоку, тогда как при петельном соединении сама петля всегда будет видна. Смириться с этим можно в угоду функциональности.

Закрепление ручек петлями за ободок кромки производится симметрично с длинного бока корзины. Между местами зацепа должно быть шесть полных ячеек.

К видам ручек можно отнести три варианта оплётки каркаса, которые мне известны:

  1. Простая круглая ручка
  2. Ручка косого плетения
  3. Ручка прямого плетения

Простая круглая ручка представляет собой обвивание лентой бересты вокруг каркаса в несколько слоёв, пока не будет достигнута нужная толщина. Внутрь такой ручки поверх каркаса можно поместить ещё какой-либо материал для увеличения толщины.

Круглая ручка неудобная и скучная, поэтому я сам лично избегаю её применение. К тому же существует определённая неудобность закрепления концов лент оплётки.

Ручка косого плетения идеальна для жёсткого каркаса ручки, потому что может стать бесшовным продолжением стенок и полностью скрыть проволочный скелет. Корзина с такой ручкой смотрится просто, но монолитно. Плетение косой ручки выполняется по принципу "закладки" , который мы изучали ранее.

Ещё изготавливаются ручки из цельных полос бересты, где применяется и клей, и резьба, и перфорирование с прошиванием, но такие виды не применимы в быту и годны лишь для сувенирной реализации.

Самым универсальным решением является плетение прямой ручки. Этот вариант подходит для любого каркаса, достаточно прочен, интересен и легко выполним, а также имеет несколько реализаций, с которыми я познакомлю вас ниже.

Технология изготовления ручки прямого плетения

Для детального рассмотрения пары вариаций ручек прямого плетения, я решил выполнить их "на стенде", отдельно от корзины. Для этого потребовалась медная проволока, разномастные полоски бересты и зажим.

Общий принцип ручки такого вида заключается в спиральном плетении длинной ленты бересты вокруг проволоки между слоями лент, проходящих сверху и снизу металлического каркаса.

Используется четыре слоя лент бересты по два с каждой стороны каркаса. Две внутренние ленты могут быть из низкосортной бересты и нужны только для придания толщины и плотности. Наружные ленты должны быть прочными и износостойкими.

Самое сложное в плетении такой ручки - начало и завершение плетения. Очень важно не допустить, чтобы соединения расплелись в ходе эксплуатации. В начале конец длинной ленты, которой будет стягиваться ручка по спирали (так и назову её - спиральная), нужно закрепить между слоёв ручки и обернуть её пару раз, плотно сжимая основание.

Это было простое плетение в пять лент. Ручка в шесть лент значительно плотнее и симпатичнее, но подразумевает разделение внешней стороны ручки на две полоски, между которыми проплетается спиральная связующая лента по основному принципу берестоплетения.

При контрастном цветовом сочетании оттенков бересты можно получить интересный шахматный эффект, что очень выигрышно украшает изделие.

Для широких ручек может быть применено так же плетение из большего числа лент по аналогичному принципу.

Увеличить прочность торцов ручки можно путём сгибания наружных продольных лент таким образом, чтобы их загнутые концы зацеплялись за внутреннюю полоску. Этот приём немного увеличит толщину ручки у основания, но при этом предотвратит выпадение лент при нагрузке.

Если правильно вымерять момент сгибания наружных лычек - спиральная лента будет плотно зажата между ними и зафиксировать её конец не составит труда.

В любом случае плетёные ручки из бересты остаются ремонтопригодными, а материалы для ручки можно заменить на более современные. Например, для плетения ручек корзин из пластиковых бутылок отец применял упаковочную ленту, запасу износостойкости которой нет предела.

Заключение

Напоследок хочу сказать, что среди прочих естественных материалов для плетения корзин, береста , на мой взгляд, является самым удачным, если говорить о переносе ягод и грибов, благодаря своей лёгкости, прочности и экологической чистоте.

Сплести корзину собственными руками для себя или родных - занятие не из простых, но однозначно имеет и в настоящее время. Такой подарок может стать ценным для коллеги по работе, например, можете поверить мне на слово.

У любителей рукоделия часто возникает проблема с местом для хранения материалов. Если вы любите и умеете работать руками, нелогично покупать различные органайзеры , пеналы и коробочки, ведь их можно изготовить самостоятельно. Мы уже рассказывали, как сплести корзинку из газетных трубочек, а в данном мастер классе предлагаем попробовать сделать корзину из природного материала, бересты. Корзина квадратная, поэтому, изготовив несколько штук, их можно легко скомпоновать на столе или в шкафу. Корзинки из бересты отлично подойдут для хранения материалов для хендмейда, а также других мелочей, которых много в любом доме. При плетении корзинок, размеры можно варьировать, подбирая их под свои нужды.

Материалы и инструменты для плетения корзинки:

  • береста
  • металлическая линейка
  • ножницы
  • прищепки

Как сплести корзинку из бересты своими руками

Поместите бересту в теплую воду примерно на час. Подвесьте ее, чтобы стекла лишняя вода.
Когда на поверхности бересты не останется видимой влаги, нарежьте полоски одинаковой длины. Длина колосок и их количество будут зависеть от размеров корзинки.


Важно : количество горизонтальных и вертикальных полосок обязательно должно быть нечетным.

Мы использовали схему 7×7 полос. Длина полосок бересты зависит от высоты бортиков корзины. Тут действует принцип «лучше перебор, чем недобор».
Возьмите половину заготовленных полосок и разложите их на столе, зафиксировав скотчем или прижав тяжелой книгой. Постарайтесь представить квадрат, который образуется, если поверх вертикальных полосок уложить горизонтальные. Полоски скотча должны располагаться вдоль сторон воображаемого квадрата.


Вплетите первую горизонтальную полоску бересты. Каждую полоску вплетайте так, чтобы ее края загибались к вам.


Вплетите следующую полоску, используя классическую схему плетения (если предыдущая горизонтальная полоска уложена поверх вертикальной, следующая должна пройти под ней).


Вплетя все горизонтальные полоски бересты, в центральной части у вас должен получиться квадрат.


Проверьте, в какую сторону лучше загибать бересту. В одну сторону она может загибаться, образуя гладкий изгиб, а при загибе в другую сторону, береста может слоиться.


Переверните заготовку так, чтобы при загибе полосок кверху береста не слоилась. Загните все полоски по граням плетеного квадрата, используя металлическую линейку.


Выровняйте полоски вдоль одной из сторон квадрата и вплетите длинную полоску бересты. Длина должны быть такой, чтоб бересты хватило на все четыре стенки нашей корзинки. Не забывайте о классической схеме плетения, и удостоверьтесь, что длинная полоска хорошо загибается в вашу сторону.


Таким же образом вплетите еще две полоски бересты.


Загните все три полоски по линии пересечения с последней из вертикальных полос, в которые они вплетены.


Вплетите три длинных полосы вдоль следующей стороны квадрата. Особое внимание уделите плетению по углам.


Повторите те же операции с полосками вдоль третьей и четвертой сторон квадрата.




Обрежьте остатки полос, вплетенных в стенки корзины из бересты, оставив запас примерно в 5 см. Вплетите оставленные части полос в стенку, которую плели первой.


Корзинка из бересты обретает форму. На этом этапе можно вплести еще несколько полосок в стенки, чтобы добиться желаемой их высоты.


Важно : после плетения стенок должно остаться приблизительно по 7 см полосок, из которых плели дно корзинки. Свободные концы позже нужно будет загнуть и вплести внутрь корзинки.

Загните вертикальные полоски, прошедшие поверх последней горизонтальной полосы, внутрь корзинки, вплетите их под третью сверху горизонтальную полосу. Чтобы упростить задачу, вертикальные полосы можно предварительно подрезать до нужной длины.


Проделайте эту операцию со всеми наружными вертикальными полосками. Таким образом, половина полосок останутся не вплетенными. Внутри корзинки, по периметру последней вплетенной полосы, зафиксируйте еще один отрезок бересты. Эту полоску можно закрепить с помощью прищепок.


Загните все оставшиеся вертикальные полоски поверх зафиксированного прищепками бортика и вплетите их под вторую сверху горизонтальную полосу бересты.


Обрежьте вертикальные полоски до нужной длины, чтоб они не торчали из под горизонтальных.




По той же технологии можно изготовить и корзины из бересты размером, например, 5×5 или 9×9 полос. Думаем, вы сразу же найдете им достойное применение.

Создания множества видов предметов различного назначения, а также некоторых элементов изделий из других материалов.

О возникновении берестоплетения

Ничего толкового про историю возникновения берестоплетения сейчас не скажешь, я думаю. Другое дело, что о применении самой бересты засвидетельствовано не мало фактов, потому как найдены фрагменты бересты, которые применялись для письменности, например. Но согласитесь, эти новгородские письмена, датируемые XI веком, не были плетёными изделиями. Возникновение именно берестоплетения, как ремесла, по разным источникам относят в XVIII - XIX векам, а это уже не такое далёкое прошлое.

У меня нет ни цели, ни желания выяснять, когда же было сплетено первое изделие из бересты и когда это стало мейнстримом, ну в смысле, когда это ремесло получило широкое распространение.

Могу только сказать, что многие свидетельства о действительно древних ремёслах документированы на основании возраста найденных изделий из очень долговечных материалов, коим береста не является, или на основании возраста инструментов, применявшихся в производстве. Например, гончарное дело принято считать очень древним, так как найдены фрагменты керамических изделий возрастом порядка 8 тысяч лет. Сюда же отнести ткачество, потому как самый древний ткацкий станок имеет историю в 6 тысяч лет.

Но вот что интересно, если глянуть на простейшую ткань, то можно увидеть перпендикулярные нити, переплетённые между собой. Несложно заметить, что аналогичный приём лежит в основе плетения из бересты, где вместо нитей - ленты. Когда имеет место такой принцип переплетения, ничто не мешает распространить его на другие материалы, а значит почему бы не возникнуть берестоплетению, как только человеком найдено белоствольное древо. В любом случае, это всего лишь предположение и бездоказательная лирика.

Берестоплетение как ремесло

Исходя из определения ремесла (мелкое ручное производство), плетение из бересты однозначно попадает под такую трактовку. Если учесть, что берёзы широко встречаются в северной части Евразии и Северной Америки, то можно сделать выводы о приблизительной площади распространения берестоплетения, ведь когда есть материал - найдётся тот, кто будет его использовать. Иной разговор, что не каждый вид берёз пригоден для плетения, но это совершенно другая история. На нашей земле наиболее широко использовалась береста жителями Сибири и Дальнего Востока, как утверждают некоторые открытые источники.

Позволю себе ещё одно предположение о плетении из бересты: украшения из бересты, различного рода сувениры, игрушки и прочее возникли позже утилитарных изделий. Думаю, что изначально производилась посуда, обувь и может быть элементы мебели, то есть то, что позволяет сделать жизнь крестьянина комфортнее.

Для сыпучих предметов можно было сплести тару с крышкой, для сбора ягод и грибов - корзину или короб. Любой крестьянин мог на коленке сплести себе лапти или их починить прямо во время движения от деревни к деревне, если говорить об обуви. Для хранения вещей могли быть сплетены или оплетены сундуки и шкатулки. Не удивлюсь, если какой-нибудь мастер тех времён придумал головной убор из бересты.

Позже, скорее всего, стали появляться игрушки и какие-нибудь ритуальные предметы, обереги, что могло быть на прилавках ярмарок.

Если не рассматривать применение бересты в качестве плетения, то тут-то вообще изобилие: от строительства до рыболовных поплавков. Об этом можно почитать в статье про свойства бересты .

Береста могла продлить жизнь, например, расколотому керамическому изделию, если оплести его, сохранив целостность.

Плетение из бересты хорошо сочетается и с другими видами обработки бересты . Например, внешний слой туесов может быть частично или полностью сплетен, а также выигрышно дополнен тиснением и резьбой по бересте.

Чуть хуже, на мой взгляд, сплетённые элементы выглядят на изделиях, допустим, из лозы. Я бы старался воздерживаться от такого скрещивания, но это, возможно, дело вкуса. С утилитарной точки зрения совершенно не важно какие материалы применены в изделии - тут важна его конкретная прикладная польза. Лучшим решением будет компромисс между практичностью и эстетикой.

Плетение из бересты XXI

Сейчас плетение из бересты ещё живо кое-где в виде школьных кружков, живёт среди редких старых мастеров без преемников, почти не живёт на уровне предприятий, занимающихся потоковой реализацией изделий. Много сейчас на этом не заработаешь, а реализовать себя проще в областях отличных от умирающих ремёсел. Я же стараюсь в свою очередь сохранить сведения о плетении из бересты на страницах Интернета.

Конечно, можно со мной не согласиться и, набрав в Яндексе словосочетание "плетение из бересты", показать множество источников, где есть и мастера, и даже интернет-магазины с невероятным ассортиментом плетёных изделий. Да, кто-то все ещё серьёзно этим занимается, но точно не молодёжь, а значит ремесло стареет, и когда-нибудь наверняка будет потеряно.

Можно много рассуждать о причинах такого положения вещей с ремёслами в целом и плетением из бересты в частности, но только это рассуждение - бесполезное занятие. Изучив какое-нибудь рукоделие, вы или я сделаем гораздо больше, чем просто сотрясая воздух о том, что мир стал синтетическим и ничего в нем натурального не осталось.

На сайте «СПЛЕТЕНО.РУ» вы можете увидеть множество мастер-классов по плетению из бересты, где рассматривается прежде всего основы берестоплетения , позволяющие создавать самостоятельно сложные утилитарные или художественные изделия. Среди мастер-классов встречаются обучающие материалы по выполнению отдельных элементов, из которых строятся плетённые изделия, а также статьи о выполнении полноценных популярных предметов от начала до конца.

Очень надеюсь, что читателю понравятся и пригодятся сведения из статей, а ещё рассчитываю, что вы поддержите автора добрым словом в комментариях или покажете результаты своих трудов, чтобы пополнить галерею фотоматериалов.

Напоминаю, что на сайте действует система отправки ошибок, и, хотя я очень стараюсь писать доступно и грамотно, переписываю периодически некоторые статьи, получается не всегда и не так хорошо, как хотелось бы, поэтому помощь читателей в улучшении ресурса тоже не будет лишней. Спасибо всем, кто уже мне помогает сделать сайт более грамотным.

В статье использованы некоторые материалы сайта muz-school9tihvin.eduface.ru

Изготовлением изделий из бересты занимались во многих губерниях России. Лапти, плетенки, короба, корзины, шкатулки, чемоданы, детские игрушки, рамки для картин - все это плели из бересты. И все-таки для Вятской губернии плетение из этого природного материала сравнительно новый промысел, он возник лишь в конце XIX века. До этого времени вятские кустари делали из бересты только простые бураки да трости.

Береста... Верхний слой березовой коры, прочный и красивый материал для плетения. На здоровых и взрослых деревьях береста обычно гладкая, чистая, блестящая. Она хорошо вытягивается, с трудом разрывается, смолится, не промокает, оставаясь в воде и в земле, долго не загнивает. Эти свойства бересты и обуславливают ее широкое применение. Для работы из бересты требуется несложное оборудование - ножи, иглы, болванки. Существует три способа плетения: косое, прямое и узорное. Косое плетение применяется при выделке вещей с углами (чемоданы, шкатулки, коробочки), прямое - при изготовлении цилиндрических изделий, а узорное - при создании орнаментов.

Собирают бересту ранним летом, когда в дереве прекращается движение сока. Раньше пластины бересты смазывали постным маслом и укладывали горизонтально ровными пластинами. Потом чистили, разделяли на слои, резали на полоски, из которых и появлялись в умелых руках босяки - летняя обувь на босу ногу, - плетенки и короба для хранения муки и крупы, солонки, набирушки, пестерни. Для горожан в начале ХХ века выплетали сумочки, чемоданчики, корзиночки для ягод, портфели для бумаг, ящики для перчаток, различные рамки, карманные портпапиросы (портсигары).

Бытовал на Вятке и старинный берестяной промысел - выделка тонких и толстых тростей для горожан. Трость собиралась из берестяных кружочков, плотно надетых на стальной стержень. На верхнем конце закреплялась резная деревянная ручка в виде коня или львиной морды. Эти трости делали еще в 1940-х годах в артели «Идеал». Пробовали возродить этот промысел и в объединении «Умелец». Предприятие сыграло немалую роль в сохранении и развитии плетения из бересты. Здесь были созданы новые образцы изделий, проходили обучение мастера-надомники.

С приходом в сельскую местность потока промышленных бытовых товаров берестяное производство оказалось заброшенным, казалось даже, что промысел и вовсе утрачен.

Только в конце ХХ века на волне интереса к истории русского народа и его быту плетение из бересты как промысел стал возрождаться.

Сейчас изделия из бересты плетут несколько предприятий - это ООО «Идеал Плюс» (Киров), ООО «Вятские промыслы» (Киров), ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка» (Киров), ООО «Азимут» (Кирово-Чепецк).

Появился и целый ряд подлинно выдающихся мастеров, заслуживших на выставках-конкурсах различного ранга подлинное признание профессионального сообщества. В их числе Светлана Александровна Казакова, Лариса Вениаминовна Сметанина, Ирина Викторовна Домнина, Наталья Ивановна Гладышева, Елена Алексеевна Шихова. Всем этим мастерам в разные годы решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Кировской области был присвоен статус мастера народных художественных промыслов Кировской области.

В умелых руках этих мастериц рождаются изящные берестяные сумочки, карандашницы, подносы, разнообразные по своему размеру и применению футляры, домашняя посуда.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»