Содержание предметно пространственной развивающей среды. Доклад «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды доу в аспекте художественно эстетического развития детей дошкольного возраста. Творческая мастерская «Каляка-маляка»

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Оборудование общего назначения

Доска для рисования мелом.

Наборы цветного и белого мела.

Мольберт односторонний или двусторонний.

Наборное полотно 60*50 или 80*50.

Фланелеграф, магнитная доска

Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала.

Подставка для размещения работ по лепке.

Счетная лесенка для рассматривания работ по лепке.

Валик для нанесения краски на бумагу.

Настольная точилка для карандашей.

Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины.

Фартук для педагога

Фартуки и нарукавники для детей.

Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности

Единый стиль в оформлении его привлекательность для детей;

Наличие соответствующих декоративных моментов;

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого;

Учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства.

Количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом);

Наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;

Педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания);

Доступность материала для детей, удобное расположение.

Младший дошкольный возраст

Все материалы для свободной самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям. Дети этого возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность, поэтому все материалы и пособия должны иметь постоянное место.Материалы и пособия для изобразительной деятельности ежедневно, после вечернего приема пищи, размещаются на столах, которые имеются в группе. В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста материал и оборудование в уголке изобразительной деятельности можно размещать на открытых полках.

Детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый). Для рисования применять два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные – гуашь. Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет. Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени. В младшей группе вначале дают 2-3 краски, а к концу года 4-6 цветов. Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая, бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа). Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки. Стремление к самостоятельной деятельности формируется у младшего дошкольного возраста в сотрудничестве со взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.



Примерный набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности для первой младшей группы

-Наименование - -Количество на группу -
Для рисования - -Набор цветных карандашей (6 цветов) - -На каждого ребенка -
-Набор фломастеров (6 цветов) - -На каждого ребенка -
-Гуашь - -Набор из 6 цветов на каждого ребенка -
-Круглые кисти (беличьи, колонковые 10 – 14) - -На каждого ребенка -
-Емкости для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) - -По одной на двоих детей -
-Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15*15) - -На каждого ребенка -
-Подставки для кистей - -На каждого ребенка -
-Бумага для рисования- -На каждого ребенка -
Для лепки - -Глина - подготовленная для лепки - -0,3 кг на каждого
-Доски, 20*20 см- -На каждого ребенка -
-Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие- -1 – 2 шт. на каждого
-Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30*30), для вытирания рук во время лепки - -На каждого ребенка -
Для аппликации -Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач - -На каждого ребенка -
-Розетки для клея - -На каждого ребенка -
-Подносы для форм и обрезков бумаги.- -На каждого ребенка -
-Щетинные кисти для клея - -На каждого ребенка -
-Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем- -На каждого ребенка -


Примерный набор материалов и оборудования для второй младшей группы для изобразительной деятельности

Тип материала Наименование Количество на группу
Для рисования Набор цветных карандашей (12 цветов) На каждого ребенка
Набор фломастеров (12 цветов) На каждого ребенка
Гуашь (12 цветов) Набор из 12 цветов на каждого ребенка и дополнительно 2 банки белого и 2 банки желтого цветов
Круглые кисти (беличьи, колонковые №№ 10 – 14) На каждого ребенка
Емкость для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) По одной на двоих детей
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15?15) На каждого ребенка
Подставки для кистей На каждого ребенка
Бумага различной плотности, цвета и размера, которая подбирается педагогом в зависимости от задач обучения
Для лепки Глина – подготовленная для лепки 0,5 кг на каждого
Пластилин 3 коробки на одного
Доски, 20?20 см На каждого ребенка
Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие 1 – 2 шт. на каждого
Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30?30), для вытирания рук во время лепки На каждого ребенка
Для аппликации Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач На каждого ребенка
Щетинные кисти для клея На каждого ребенка
Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем На каждого ребенка
Розетки для клея На каждого ребенка
Подносы для форм и обрезков бумаги На каждого ребенка

Средний дошкольный возраст

В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка).

Рисунки, пластические работы детей четырех лет специалисты уже относят к первой стадии изобразительного этапа. Их отличает примитивная выразительность, которая связана как с особенностями восприятия, так и с умелостью ребенка.

Представления детей о предмете во многом отличаются от самого предмета и отражают не все его качества, а лишь отдельные стороны, иногда те, которые произвели на ребенка наибольшее впечатление. И эти представления постоянно меняются, преобразуются и обобщаются. Поэтому дети воспроизводят в рисунке не то, что они видели, а то, что они себе представляли, воображали и для этого они могут использовать разнообразные изобразительные материалы.

При этом для ребенка не имеет значения качество раскраски созданного им изображения. Вместе с тем, детей надо учить технике закрашивания. Это можно сделать не только при закрашивании рисунка, выполненного самостоятельно, но и при использовании специальных трафаретов, альбомов. Поэтому, начиная со средней группы, вводятся в перечень эти пособия. Для этого в работе с детьми по изобразительной деятельности на занятиях и в свободной деятельности должны быть широко представлены изобразительные и пластические материалы (сангина, соусы, угольный карандаш, цветной пат, соленое тесто и т. п.). В средней группе в начале года дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор из двенадцати карандашей (добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый).

Проведенные психолого-педагогические исследования свидетельствуют о больших возможностях детей 4-5 лет в работе с цветом:

К четырем годам у ребенка достаточно хорошо сформирован зрительный анализатор, и дети способны различать разнообразные цвета и оттенки и знать их названия;

В этом возрасте наиболее ярко проявляется способность к цветоощущению;

Дети в состоянии выражать с помощью цвета свое отношение к предметам и осознанно использовать цвет при создании эмоционально значимых для них образов.

Очевидно, что способность воспринимать цвет имеет для ребенка этого возраста большое практическое значение. Благодаря цвету даже самые несовершенные работы преображаются, и дети испытывают радость и чувство удовлетворения от своего труда. Но для этого требуется специальное оборудование и материалы (палитры, большое количество белил и т.п.).

Таким образом, очевидно, что изменения в общем, психическом развитии ребенка на пятом году жизни и учет специфических особенностей конструктивной и изобразительной деятельности детей требуют внесения изменений в материалы и оборудование для продуктивной деятельности.

Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.

Считается, что такая подготовка рабочих мест отвечает особенностям возраста. Дети 4-5 лет еще остро нуждаются в своевременном участии взрослого (поддержка, помощь, совет). А школьный тип расстановки мебели психологически разъединяет детей друг с другом и ставит педагога в позицию учителя, а не доброго наставника, готового в любую минуту прийти на помощь ребенку.

Столы накрываются клеенками, на них размещаются все имеющиеся ножницы, клей ПВА, бумага (белая, цветная, в клетку, в линейку, оберточная и т. п.).

В начале года вместе с родителями дети изготавливают сумочку-пенал (на молнии, кнопках и т.п.). Эти сумочки раздаются детям, а кисти маркируются родителями.

Баночки для промывания кистей (большая - 0,5 л - для промывания "по-черному" и маленькая - 0,25 л - для ополаскивания) могут быть общими и вместе с наборами гуаши храниться в нижней части шкафа воспитателя, чтобы по окончании занятий дети могли убирать их на место.

Наши наблюдения показали, что такой подход к хранению и использованию изобразительных материалов оказался чрезвычайно полезным, так как способствует организованности и формированию у каждого ребенка бережного отношения к материалам и чувства личной ответственности за их состояние.

Детские работы вначале демонстрируются на стенде в группе, а после полного высыхания попадают в распоряжение детей. Они могут хранить их в индивидуальных папках, забрать домой или оставить в группе.

На занятиях аппликацией применяется традиционное оборудование (клеенки, клей, кисти, тряпочки и др.). Наряду с цветной бумагой мы рекомендуем использовать кусочки подкрахмаленной ткани, фантики, другой материал.

В работе с детьми от четырех до пяти лет может применяться клей ПВА. Желательно разлить его во флакончики из-под лака для ногтей и пользоваться кисточкой, которая там имеется.

Примерный набор материалов и оборудования для средней группы

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления «самости» дошкольников: самостоятельность, самоорганизацию, самооценку, самоконтроль, самопознание, самовыражение. Поэтому уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам.

Создание условий для самостоятельной работы включает: наличие различных материалов, удобное их расположение, подготовка места для работы (стол, застеленный клеенкой для работы с бумагой, место, оборудованное для шитья, стол-верстак для работы с деревом), подготовка необходимых инструментов, соответствующих размеру детской руки. Это, прежде всего, относится к молоткам, стамескам, ножам, ножницам и т.п. Они должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент, не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение.

Все острые предметы (иглы, ножницы, ножи, крючки) должны убираться в закрывающиеся ящики. Во время работы детей с ними необходимо особое внимание педагога, обеспечение определенной техники безопасности. Так, если сформировать у детей правильный навык шитья - иголка идет вверх и от себя - можно предоставить детям больше самостоятельности при работе с иглой.

Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).

Для развития творчества детей в самостоятельной работе необходимо позаботится о подборе различных образов: картинок, рисунков с изображением поделок, игрушек, вариантов оформления изделий, выкроек кукольной одежды, готовых изделий, сшитых или связанных взрослым, схем с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т.п. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу, без которого невозможна трудовая деятельность.

На верхней полке шкафа выделяется место для периодически меняющихся выставок (народное искусство, детские поделки, работы школьников, родителей, воспитателей и др.).

На следующей помещаются материалы и оборудование для работы с бумагой и картоном (различные виды бумаги и картона, выкройки, краски, кисти, клей крахмальный, казеиновый, ПВА, карандаши, салфетки, ножницы и др.). Затем - все для работы с использованным материалом (различные коробки из-под пищевых продуктов, парфюмерии, шпагат, проволока в полихлорвиниловой оболочке, поролон, пенопласт и др.).

Далее на полке располагается все необходимое для шитья (только в подготовительных к школе группах): одна - две швейные детские машинки; коробка с набором ниток, пуговиц, тесьмы, резинки; коробка с кусками различных видов тканей; альбом с образцами тканей; выкройки; шаблоны и др.

В старшей и подготовительной группах для рисования используют набор карандашей из 12 и более цветов. В старшей группе при рисовании гуашь дают 5-6 цветов, недостающие цвета дети получают сами, путем смешивания ее на палитре. Акварельные краски рекомендуют в старшей группе. Н.П. Костерин предлагает в условиях детского сада применять акварель полумягкую (в формочках) по 8-12 и более цветов. Необходимо планировать обучение детей навыкам правильного пользования акварельными красками (перед рисованием смачивать их, аккуратно набирать на кисточку, пробовать на пластиковой или бумажной палитре цвет, наносить негустым слоем, чтобы просвечивала бумага и был виден цвет), закрепляет ли приобретенные умения. Не следует допускать, чтобы акварельными красками дети рисовали так же, как гуашевыми. Рисуя красками, контуры предметов дети наносят на бумагу простым графитным карандашом. Для этого лучше всего использовать карандаши 2М.

М.Н. Поляков рекомендовал в предметно-развивающей среде уголка изобразительной деятельности младшего дошкольного возраста использовать цветные восковые мелки. Преимущество цветных восковых мелков, утверждала Т.С. Комарова состоит в том, что они могут давать линию карандашной толщины. Поэтому восковыми мелками рисунок выполняется без применения простого карандаша.

Для рисования красками используются круглые волосяные кисточки с мягким и эластичным ворсом - колонковые, беличьи, хорьковые и др. Кисточки различаются по номерам: № 1-8 - тонкие, № 8-16 -толстые.

Организация предметно-пространственной среды в группе детского сада для развития изобразительной деятельности детей

Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении - должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благоприятную для жизнедеятельности детей.

Уголок изобразительной деятельности можно рассматривать как своеобразный художественно-творческий комплекс. Создание предметной среды дошкольного образовательного учреждения предполагает организацию художественно-творческого комплекса уголка изобразительной деятельности, который включает взаимодействие искусств и разных видов художественной деятельности, активизирующих самостоятельную деятельность дошкольников.

Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.

Насыщенность

Развивающая среда по организации изобразительной деятельности имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства

Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса по изобразительной деятельности могут преобразовываться самыми разными способами. Группа по желанию детей может быть преобразована в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.

Полифункциональность материалов

Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Например, ширма переоборудована в выставочный стенд для экспозиции творческих работ. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов (природного, бросового материала)

Вариативность среды

Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды

Среда должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были либо в поле зрения ребенка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому, в том числе и дети с ограниченными возможностями. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку. Расходные материалы должны быть эстетичными, целыми, чистыми. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.

Безопасность

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психо-физиология восприятия цвета, формы, величины). Необходимо обеспечить хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. В организации уголка изобразительной деятельности, высота столов и стульев должна соответствовать росту детей и они должны быть размещены так, чтобы при работе за ними было левостороннее освещение или, в крайнем случае, свет падал спереди. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стойкими к воздействию теплой воды. Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Евгения Дружинина

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации (РППС ДОО)- это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Создавая предметно - развивающую среду, мы учитывали, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Проектируя развивающую предметно – пространственную среду в нашей группе, мы опирались на 6 групп требований:

2. Трансформируемая

3. Полифункциональная

4. Вариативная

5. Доступная

6. Безопасная (безопасность не только физическая, но и психологическая)

При организации развивающей предметно - пространственной среды необходимо учитывать принципы организации пространства:

1. Принцип активности, самостоятельности, творчества

2. Принцип стабильности и динамичности развивающей среды

3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования

4. Организация среды с учетом гендерных различий детей

5. Принцип дистанции, позиции взаимодействия взрослых с детьми

6. Принцип открытости - закрытости

7. Принцип эмоциогенности среды

8. Принцип этапности и учета возрастных особенностей детей

Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов. В нашей группе можно выделить три зоны: активная, спокойная и рабочая зона. В активной зоне находятся физкультурно – оздоровительный центр, центр сюжетно-ролевых игр и театральная студия В спокойной зоне – библиотека и центр дидактических игр. В рабочей зоне – центр творчества, центр строительно – конструктивных игр, центр сенсорики, центр ПДД, центр песка и воды.

Границами между зонами в нашей группе служат: ширмы, мебель, напольная мело – маркерная доска, коврики. В нашей группе нет такого, что вся мебель расставлена по периметру. Все предметы и материалы доступны детям.

Возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в нашей группе обеспечивается за счет наличия ширм, мягких модулей, передвижного подиума, невысокой легкой мебели.

Для того чтобы дети чувствовали себя как дома, у интерьера группы должно быть сходство с домашней обстановкой. С этой целью мы используем ковровые покрытия, комнатные цветы, мягкую мебель, торшер, сделанный своими руками.

Всего у нас получилось 10 центров:

1. Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

2. Студия театра «В мире сказок»

3. Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

4. Центр ПДД;

5. Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

6. Центр сенсорики «Узнавайка»

7. Творческая мастерская «Каляка-маляка»

8. Центр воды и песка;

9. Центр книги «Книжкин дом»

10. Центр дидактических игр

Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровейка»

Этот центр направлен на оптимизацию двигательной активности детей, развитие двигательных качеств и способностей. Он пользуется популярностью у детей.

Студия театра «В мире сказок»

В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

По желанию дети могут убрать ширма и это будет сцена для выступлений.


Рядом находится костюмерная с набором костюмов с масками для разыгрывания самых распространенных сценок с участием лисы, волка, медведя и других.

Центр театрализации трансформируется в Центр «Уединения» . Бывает время, когда хочется остаться одному, со своими мыслями, настроением, переживаниями. Маленький ребенок также имеет на это право. В условиях детского сада решить это можно через создание центров уединения.


Центр сюжетно – ролевых игр «Игралочка»

В жизни ребенка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Сюжетно-ролевая игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Для развития игровой деятельности необходимо создать предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту детей и тематике планируемых сюжетно-ролевых игр.



Вся мебель мобильна, поэтому по желанию детей все перемещается и обустраивается по их желанию.

Центр ПДД



Центр строительно-конструктивных игр «Собирай-ка»

Эта в основном место для мальчишек. Здесь очень много различного строительного материала (конструктор различного вида, деревянный и крупный пластмассовый конструктор, мягкие модули и др.). Есть передвижной подиум, коврики – скрутки и схемы построек. Здесь мальчишки воплощают свои замыслы. Конструктор можно перемещать в любое место группы и организовывать деятельность как с подгруппой, так и индивидуально.


Центр сенсорики «Узнавайка»


Творческая мастерская «Каляка-маляка»

В распоряжении детей акварель, карандаши, гуашь, кисти, бумага разного размера, раскраски, дидактические игры и все, что необходимо для творчества. Здесь дети могут оформлять афиши к своим постановкам, изготавливать головные уборы. К данному центру имеется свободный доступ.



Для выставки работ из пластилина (находится в приемной).


Для выставки детских рисунков, аппликаций.


Центр воды и песка



На полочках для детского исследования размещаются самые разные природные материалы: мел, песок, глина, камни, ракушки, перья, уголь и т. д. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес.

Центр книги «Книжкин дом»

Здесь ребенок может погрузиться в волшебный мир книг. Дети с удовольствием рассматривают красочные иллюстрации любимых книг, пересказывают понравившиеся сказки. А также в литературном центре можно организовать выставку произведений того или иного автора.


Центр дидактических игр

Находится на против центра книги. Ребята по интересам находят себе любые игры, переходят к столам или на ковер и с удовольствие проводят время.


В приемной размещен родительский уголок, куда мы вывешиваем необходимую информацию.


Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.

Роль развивающей предметно пространственной среды в поддержке детской инициативы творчества.

Развитие ребёнка дошкольника совершается в процессе воспитания и обучения, то есть, в активной, с деятельности, организуемой педагогом в разнообразных формах его общения со взрослыми и сверстниками. Для этого вокруг ребёнка создаётся специальная среда, в которой он живёт и учится самостоятельно. В этой среде дошкольник развивает и формирует сенсорные навыки, накапливает жизненный опыт, учит упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, на собственном опыте приобретает знания
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы детского сада, необходимо учитывать основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Чтобы познавательная деятельность детей приобрела осмысленность и развивающий эффект должны быть созданы условия, необходимые для развития познавательно-интеллектуальной активности детей, учитывающие следующие факторы:
- игровая и образовательная среда должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей;
- предметно-развивающая среда по своему содержанию должна быть разнообразна;

Индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы должно учитывать содержание развивающей среды;
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды.
Обстановка в группах создаётся таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно сделать выбор, чем он будет заниматься. Помещение каждой группы разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования, продуктивной деятельности и игры.
Основная цель создания Центров творчества заключается в активизации детского художественно-эстетического творчества, обогащении опыта творческой деятельности, развитии эстетических способностей. Данный центр объединяет разные виды художественно-эстетической деятельности дошкольников. Материалы для развития изобразительной деятельности располагаются рядом с игрушками, костюмами, играми, так как именно игровая деятельность во многом активизирует появление образа в рисунке, лепке, конструировании.
Созданный рисунок или работа часто обыгрываются детьми. В уголке должно быть достаточно свободного пространства для организации самостоятельной детской деятельности. Здесь воспитатель в свободное время вместе с детьми может рисовать, лепить, создавать аппликации и различные поделки.
Развивающая предметно пространственная среда находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Развивающая среда в группах должна быть целесообразна, информирована, создавать образ того или иного процесса, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром, предоставлять ему свободу выбора, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье.
Центр художественного творчества взаимодействует с другими центрами:
-Центром прикладного искусства, где дошкольников знакомят с самобытностью национальной культуры русского народа. Здесь размещены методические и наглядные материалы по народно - прикладному творчеству, куклы в национальных костюмах и т.п.;
- Центром книги. Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала - эффективные методы развития художественных и литературно - творческих способностей;
- Центр драматизации. Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами, в том числе и через изобразительное искусство. Дети совместно с взрослым придумывают декорации, костюмы к спектаклям;
- Центр Музыки. Дети рисуют настроение, которое они почувствовали, прослушав музыкальное произведение, песню.
Содержание предметно - развивающей среды должно соответствовать интересам мальчиков и девочек, периодически изменяться, варьироваться, постоянно обогащаться материалом интересным для детей, ориентированным на индивидуальные возможности дошкольников.
Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребёнка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности.

Развивающая предметно – пространственная среда для организации изодеятельности в разных возрастных группах.

Подготовила: Рукавчук Л.А.


Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей в дошкольном учреждении. Должна служить интересам и потребностям ребенка, а ее оборудование, материалы, дидактический материал и другое - его развитию. Среда должна отвечать санитарно-гигиеническим требованиям безопасности, разработанным для современного дошкольного образовательного учреждения. И это создает среду психологически комфортную, благоприятную для жизнедеятельности детей.



Цель уголка изобразительной деятельности - формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.


Организация предметно-развивающей среды по развитию изобразительной деятельности в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям: - Насыщенность - Трансформируемость пространства - Полифункциональность материалов - Вариативность среды - Доступность среды - Безопасность


Оборудование общего назначения - Доска для рисования мелом. - Губка. - Наборы цветного и белого мела. - Мольберт односторонний или двусторонний. - Наборное полотно 60*50 или 80*50. - Фланелеграф, магнитная доска - Стенд для рассматривания детских работ по рисованию, демонстрации иллюстративного материала. - Подставка для размещения работ по лепке. - Указка. - Валик для нанесения краски на бумагу. - Настольная точилка для карандашей. - Бак с плотно прилегающей крышкой для хранения глины, пластилина. - Фартук для педагога - Фартуки и нарукавники для детей.


Педагогические требования к предметно-развивающей среде организации уголка изобразительной деятельности: - единый стиль в оформлении, его привлекательность для детей; - наличие соответствующих декоративных моментов; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка и взрослого; - учет возрастных и половых особенностей детей, как в содержательном характере материалов, так и организации пространства. - количественный состав предметов и материалов (наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом); - наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид; - педагогическая целесообразность (соответствие назначению и задачам эстетического воспитания); - доступность материала для детей, удобное расположение.


Младший дошкольный возраст Все материалы для свободной самостоятельной продуктивной деятельности должны быть доступны детям. Все материалы и пособия должны иметь постоянное место. Пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый. В рабочем состоянии все материалы, пособия, оборудование и незаконченные детские работы сохраняются до завтрака следующего дня. Детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый). Для рисования применять два вида водяных красок - гуашь и акварель. . Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист - он соответствует размаху детской руки.


Средний дошкольный возраст В среднем дошкольном возрасте предметно - пространственная среда организуется по принципу полузамкнутых микропространств, для того, чтобы избежать скученности детей (небольшие подгруппы 2-4 ребенка). В средней группе в начале года дают карандаши 6 цветов, а к концу года набор из двенадцати карандашей (добавляются оранжевый, фиолетовый, темно-красный, розовый, голубой, светло-зеленый). Обучение детей на занятиях рисованием и в процессе ежедневной, свободной деятельности желательно осуществлять за столами, которые поставлены в круг или буквой «П». За столами должно быть предусмотрено место и для воспитателя.


Старший дошкольный возраст В старшем дошкольном возрасте уголок изобразительной деятельности организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединиться в подгруппы по интересам. Дети данного возраста предпочитают чаще работать индивидуально, поэтому мест для занятий должно быть предусмотрено в 1,5 раза больше, чем количества детей в группе. Рабочие места для детей, занятых практической, продуктивной деятельностью должны быть хорошо освещены (находиться около окна или обеспечены дополнительными местным освещением).



Демонстрационный материал для занятий с детьми изобразительной деятельностью. Подлинные произведения народного, декоративно-прикладного искусства. Для детей младшего дошкольного возраста – 2 – 3 вида народных игрушек (богородская игрушка, семеновские и другие матрешки, городецкая резная игрушка (лошадки) и т.п.). Для детей среднего и старшего дошкольного возраста подбираются 3 – 4 вида произведений народного искусства (дымковская глиняная игрушка, работы хохломских и городецких мастеров и т.п.). Репродукции с произведений живописи, книжная графика С этой целью педагоги могут использовать любые высокохудожественные произведения книжной графики и репродукции, содержание которых рекомендовано программой, понятно детям и вызывает у них эмоциональный отклик.




← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»