Конспект занятия в старшей группе детского на весеннюю тему «Первоцветы. Занятие в старшей группе по экологии "Первоцветы" план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему Нод старшая группа на тему первоцветы

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Озъягский детский сад «Лесовичок»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по реализации образовательной области

«Познавательное развитие»

на тему:

«Берегите первоцветы»

(старшая группа)

Воспитатель:

Л. А. Зезегова

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цель : познакомить детей с раннецветущими растениями коми края.

Возраст детей : 5 – 6 лет.

Задачи:

Познавательное развитие: дать элементарные представления о первых весенних цветах, познакомить с подснежником.

Речевое развитие: развивать связную и диалогическую речь, внимание, память, активизировать речь детей за счет прилагательных.

Социально-коммуникативное развитие: приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослым в процессе непосредственной-образовательной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие: развивать эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, прививать любовь к музыке.

Физическое развитие - обогащать двигательный опыт детей;

сохранять и укреплять физическое и психологическое здоровье детей.

Планируемые результаты:

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование:

Иллюстрации первоцветов, головные уборы с изображением раннецветущих для инсценирования, раздаточный материал (конверты с фото первоцветов); выставка познавательной литературы о раннецветущих, занесенных в Красную книгу. Запись произведений: «Подснежник» П. Чайковского, «Времена года» Шопена.

Предварительная работа:

Беседы о весне и о подснежниках, Заучивание стихотворений, постановка сказки «Первые весенние цветы», прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме «Первоцветы коми края».

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Протянуло лучики солнце золотое,

Засияло радостно небо голубое.

Вся природа ожила, щедро улыбнулась.

Птички весело запели, и Земля проснулась.

Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (ответы детей).

Назовите, пожалуйста, какие изменения происходят в природе с приходом весны. (ответы детей).

Я хочу вам рассказать сегодня о самых первых цветах, которые в народе называют первоцветами или подснежниками, потому что их с каждым годом становиться всё меньше и меньше. Так как за зиму люди настолько скучают по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Большинство первоцветов занесены в Красную книгу. Ежегодно проводится так называемая операция «Первоцвет». Много об этой проблеме пишут в газетах. Часто о первоцветах говорят по телевидению.

Предлагаю ребятам игру «Собери цветок» (работа в парах с разрезными картинками).

1 картинка показ «Подснежник»

Подснежник - лесное растение. Подснежник получил свое название за способность растения пробиваться из земли и зацветать с первыми теплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Подснежники растут под пологими деревами и кустарников, в полутени, но предпочитают открытые места. Зимостойки.

Давайте послушаем стихотворение

(Ребенок читает)

Подснежник.

У занесенных снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы синенький цветочек,

Полузамерзший, чуть живой.

Наверно, сильно припекало

Сегодня солнышко с утра,

Цветку под снегом жарко стало,

И он подумал, что пора.

И вылез. А кругом все тихо…

Соседей нет. Он первый здесь.

Его увидела зайчиха,

Понюхала, хотела съесть.

Потом, наверно, пожалела:

Уж больно тонок ты, дружок.

И вдруг пошел пушистый, белый,

Холодный мартовский снежок.

Он падал, заносил дорожки,

Опять зима, а не весна.

И от цветка на тонкой ножке

Лишь только шапочка видна.

И он, от холода синея,

Головку слабую склоня,

Сказал: «Ну что ж, я не жалею,

Ведь началась весна с меня!»

Ребята, подснежники появляются на проталинках.

В: А что такое проталинка?

Д: Проталинка – место, где растаял снег, и открылась земля (показать слайд)

Под лучами весеннего солнца начинают таять сугробы.

Доберется весенняя вода до земли, и эти цветы проснутся от долгого зимнего сна.

Расцветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем. Этот цветок появляется самым первым в лесу.

Послушайте загадку.

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

В: Что это за цветок?

Д: Подснежник.

В: Правильно, эта загадка тоже про подснежник.

Ребята, много прекрасного человеку дарит природа. Многие чудеса нас окружают повседневно. Но есть в живой природе создания, неразрывно связанные с праздником. Это цветы.

Всю жизнь цветы не оставляют нас,

Прелестные наследники природы.

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо уходят.

Звенят ручьи, галдят птицы, трещит на реке лед… Всё заполнил весенний шум. (музыкальный фон). Еще не весь снег растаял, а уже кое-где задышали теплым паром черные проталинки, и наступает у леса светлая и радостная пора. Оживает природа, зацвели деревья и кустарники, а затем появляются первые цветы.

Предлагаю собрать вторую картинку «Мать- и- мачеха»

«Растение это – всем нужно! » -

Сказал, очень гордо мне дед.

«Для тех, кто случайно простужен,

Лекарства безвреднее – нет!

Местами ещё лежит снег, а там, где пригревает солнце на окраинах полей, по берегам оврагов и рек, появляются золотые корзиночки мать и мачехи. Мать и мачеха нектаром славится, первый взяток пчёлы несут в улей с неё. А знаете, ли вы, почему этому растению дано такое странное прозвище мать и мачеха? А вот почему: нижняя часть его листа, покрыта нежными пушистыми волосками, на ощупь она кажется мягкой и тёплой, это мать. А верхняя часть листа, жёсткая и холодная, это мачеха. Вот и назвали растение мать и мачеха.

Предлагаю собрать третью картинку «Ландыш»

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут лесные

Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,

Манит всех прохожих.

Ландыш очень ядовит,

Будь с ним осторожен.

Ландыш - лекарственное, декоративное растение. В качестве лекарственного сырья заготовляют распустившиеся цветки и листья. Все части растения, особенно его ягоды ядовиты для человека. Цветки ландыша применяются в парфюмерии.

Ребята, с какими первоцветами вы познакомились? (ответы детей)

А сейчас, я предлагаю вам отдохнуть.

Инсценировка сказки «Первые весенние цветы».

(Выходят дети в масках первоцветов и садятся на стульчики.)

Самое замечательное, самое первое растение – это я мать-и-мачеха.

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Медуница:

Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

Приподняв сухой листочек,

В первых числах мая

Появляется цветочек

Солнышку кивая.

То сиреневым, то синим

Подмигнет он огоньком –

Это пчелок приглашает

Медуница за медком.

Ветреница:

Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

Анютины глазки :

Ха-ха-ха! Подснежником тебя называют, потому что ты из-под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – Анютины глазки .

Чуть робкое солнце пригреет в апреле,

Анютины глазки уже засинели.

На волю они пробиваются смело,

Зимою под снегом им спать надоело.

Посмотрите, какие у меня нежные бархатистые цветы. У меня пять лепестков – белых, желтых, фиолетовых.

Поэтому не спорьте, самое замечательное растение – это я!

Восп.: - не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, Анютины глазки –цветы самые умные и крепкие . Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные, поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.

Чтение экологической сказки:

В одной, не очень богатой семье было двое детей, сын Тимоша и дочь Василиса. Мама с папой много времени проводили на работе, по хозяйству управлялись дети сами: воду носили, печку топили, в огороде поливали, саженцы сажали, никогда не унывали и друг другу помогали. Родители своих детей не баловали, но очень их любили. Приближалось день рождения любимой мамочки, и Тимоша с Василисой решили пойти в лес за красивым букетом в подарок. Взяли лукошко и отправились в путь. Была ранняя весна, и цветов нигде не было. Но вот, на проталинках дети увидели необычной красоты цветы, такие нежные и чистые. Обрадовались, и хотели было сорвать их, но услышали: «Мы подснежники лесные, на проталинках растем. Если вы сорвете нас, мы завянем и умрем». Ребятам стало жалко губить такие великолепные цветы, и они сказали: «Не бойтесь, мы вас не тронем, растите на радость всем, всем. А мы для своей мамочки придумаем другой подарок». Так и ушли Тимоша с Василисой ни с чем.

Ребята, как вы думаете, правильно поступили дети? И почему?

Давайте поможем им. Какой подарок можно приготовить для мамы (ответы детей) .

Предлагаю сделать подснежник из пластиковых ложечек.

Для этого необходимо: 3 пластиковых ложки, белый пластилин,

ватную палочку, гофрированную зеленую бумагу, ножницы, клей карандаш.

Дети делают цветы

Ребята, хотите отправиться на полянку побыть первоцветами и понежиться на весеннем солнышке?

Тогда встаньте, вокруг себя повернитесь и в подснежники превратитесь.

Давайте покажем, как появляются подснежники.

Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Наши первые цветы

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши первые цветы

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

- (После танца.) Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

Давайте, ребята, еще раз подумаем: а стоит ли покупать букетики первоцветов? А не подтолкнём мы этим на еще больший сбор цветов? Что бы нам еще сделать, чтобы защитить первоцветы?

Дети рассказывают стихи:

Ребёнок:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ребёнок:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок

Если вместе я и ты

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

Ребята, глядя на ваши добрые лица, я уверена, что вы не обидите, не погубите цветы, а всегда будете им добрыми друзьями.

Берегите цветы! Спасибо, за внимание!


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию детей №5

Конспект НОД

«Первоцветы»

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

г. Комсомольск-на-Амуре

Цель НОД……………………………………………………………………………………

Задачи НОД………………………………………………………………………………….

Оборудование……………………………………………………………………………….

Организация занятия………………………………………………………………

Ход НОД………………………………………………………………………........

2.1.Подбор материала для мини-исследования…………………………………

2.2. Воспроизведение видеофрагмента «Первоцветы»……………...…………..

2.3.Беседа о первоцветах. Объяснение термина «первоцвет»………………….

2.4.Мини-исследование…………………………………………………………...

2.5.Литературная минутка………………………………………………………..

2.6.Работа с фотографиями……………………………………………………….

2.7.Творческое дело «Я первый весенний цветок»……………………………..

2.8.Релаксационная минутка «Цветочек»……………………………………….

Итог занятия………………………………………………………………………..

Список источников……………………………………………………………………….....

Приложения

Приложение 1. Рисунок первоцвета для раскраски «Адонис»…………………

Приложение 2. Рисунок первоцвета для раскраски «Весенник»……………….

Приложение 3. Рисунок первоцвета для раскраски «Одуванчик»……………..

Приложение 4. Рисунок первоцвета для раскраски «Подснежник»……………

Приложение 5.Рисунок первоцвета для раскраски «Ландыш»………………..

Приложение 6. Рисунок первоцвета для раскраски «Венерин башмачок»……

Приложение 7. Рассказ. Н. И. Сладков. Ивовый пир……………………………

Приложение 8. Рассказ. Н. И. Сладков. Любитель цветов………………….…..

Цель: сформировать у детей знания о первоцветах, их отличительных признаках, правилах поведения в природе.

Задачи:

    расширять представления детей о характерных признаках весны;

    познакомить с разнообразием растений-первоцветов;

    развивать познавательный интерес, воображение, мышление, умение применять в работе полученные знания;

    развивать умение сравнивать и анализировать;

    обогащать словарный запас детей;

    воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность;

Оборудование: фотографии первоцветов, рисунки первоцветов для раскраски (Приложение № 1-6) , цветные карандаши. Большой рисунок весенней полянки (без первоцветов).

Дополнительный материал: 1) презентация Microsoft Office PowerPoint «Первоцветы»; 2) видеофрагмент «Первоцветы» (3.25 мин.); 3) фотографии.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Сладкова «Ивовый пир», «Любитель цветов». (Приложение № 7, № 8)

1. Организация занятия

Занятие начинается со сбора детей вокруг воспитателя, который проверяет их внешний вид, привлекает внимание.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!

2. Ход НОД

2.1. Подбор материала для мини-исследования

Раздается стук в дверь. Входит ребенок - Весна.

Я – весна-красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки,

Я везде ращу цветочки.

К вам в гости пришла,

И букет принесла.

Воспитатель: А какой букет принесла весна, мы сейчас отгадаем (загадываем загадки и «собираем» весенний букет).

2.2. Воспроизведение видеофрагмента «Первоцветы» (Слайд № 5)

2.3. Беседа о первоцветах. Объяснение термина «первоцвет»

Воспитатель: Во все времена люди радовались первым цветам. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

Правильно. Эти цветы первыми дарят нам радость, как будто они говорят: «Зима не вернется, пришла весна».

2.4. Мини-исследование

Рассматриваем первоцветы, определяем, чем они отличаются друг от друга, а чем похожи. Исследуем названия первоцветов. (Слайд 6)

2.5. Литературная минутка

В честь весенних цветов сочиняли стихи, песни, сказки (стихи раздаются детям заранее).

2.6. Работа с фотографиями: дети определяют знакомые цветы (ландыш, венерин башмачок).

Обращаем внимание на то, что цветы будут радовать нас позже, только к ним надо бережно относиться.

2.7. Творческое дело «Я первый весенний цветок» (вывешивается плакат с полянкой без цветов).

Воспитатель: Когда-то давным-давно облюбовали эту полянку первоцветы. Они зацветали ранней весной, когда в лесу еще лежал снег. Веселая, цветущая полянка нравилась всем. Люди приходили сюда отдыхать и каждый раз, уходя домой, рвали первые подснежники, плели венки из одуванчиков. Прошло несколько лет, и полянка опустела. Исчезли первоцветы. Загрустила полянка. Давайте восстановим полянку – превратимся в добрых волшебников и поселим на полянке первоцветы (дети раскрашивают первоцветы и помещают их на полянку).

Вот и зацвела наша полянка.

2.8. Релаксационная минутка «Цветочек» (Слайд № 10)

Воспитатель: Что надо сделать, чтобы такие полянки каждую весну радовали нас цветами?

Обсуждаем правила поведения. (Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам: они стали редкими. Многие из первоцветов занесены в красную книгу.) (Слайд № 11)

В дальнейшем мы с вами создадим Красную книгу сами, для того чтобы познакомить других детей с редкими видами цветов.

3. Итог занятия

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в гости к первоцветам.

    Дети, вам понравилось наше путешествие?

    Как называются цветы, которые первыми появляются весной? Назовите их.

    Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

    Список источников

    Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 000 с. ISBN 978-5-906750-00-0

    Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. - СПб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2007. - 244 с. ISBN 5-89814-076-X 978-5-89814-076-2

    Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2006. – 240с. ISBN: 5-89814-057-3

    Наш дом – природа: программа факультативного курса дошкольного образования. – Владивосток: Изд-во ПК ИРО, ФГБУ «Лазовский государственный заповедник», Фонд «Феникс», 2013. – 68 с. ISBN 978-5-98892-026-7

    Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: книга для воспитателей детского сада/ С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с., 8 л. ил. – ISBN 5-09-011526-5

    Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 120 с.: цв. вкл. ISBN 978-5-4315-0175-3

    Электронный ресурс https://yandex.ru/images/search

    Электронный ресурс http://go.mail.ru/search_images

    Электронный ресурс http://go.mail.ru/search_video

    Электронный ресурс http://allforchildren.ru

    Электронный ресурс http://razdeti.ru/semeinaja-biblioteka

    Электронный ресурс http://stihi-rus.ru/1/Fet/148.htm

    Электронный ресурс http://www.youtube.com

МБДОУ «Детский сад № 44 Ладушки комбинированного вида»

Непосредственно организованная образовательная

деятельность по познавательно-речевому развитию в

старшей группе.

Тема «Первоцветы»

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, физическое развитие,

художественно-эстетическое развитие

Подготовила: воспитатель

Ксенофонтова Л.А.

г. Электроугли

Цель: Закрепление знаний о весенних цветах и закрепление элементарных математических представлений; развивать эстетический вкус, воспитывать любовь к природе.

Задачи:

Развивающие:

Развивать связную речь детей на основе монолога и интеллектуальные способности через отгадывание загадок, умение отвечать на вопрос полным ответом, развивать умение описывать предмет, ориентировка на плоскости.

Формировать грамматический строй речи.

Стимулировать мыслительную и речевую активность детей.

Воспитательные:

Формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря по теме «Весенние цветы».

Предварительная работа: работа по развитию элементарных математических представлений, беседы, заучивание стихотворений, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов, работа по изо - деятельности на тему весенние цветы.

Оборудование : запись «Пробуждение природы», проектор, экран, цветы для оформления группы, цветы в вазе для счета, мольберт, карточка с тремя полосами, пеналы с геометрическими фигурами, квадрат цветной бумаги 10/10 см для оригами(на каждого ребенка),1/2 листа цветной бумаги,клей карандаш, клеенка, салфетка.

Ход занятия.

Ребята! Посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поприветствуем их.

Звучит музыка «Пробуждение природы». «Ручей».

В. –Какое время года вам напоминает?

Д. -Это весна. Поют птицы, журчат ручьи.

Ребенок читает стихотворение Б. Асаналиева «Краски весны».

Снова нет ручьям покоя-

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое в чистых-чистых небесах.

Льет лучи на лес и луг

И на все цветы вокруг:

Розовые, синие,

Голубые, красные,

Как один- красивые,

Хоть и очень разные.

В. С каждым днем, весной все меняется. Земля становится все краше. А наша группа превратилась в цветущую поляну, стульчики- пенечки на ней. Давайте присядем на них.

Весной в природе происходит много чудес и мы сейчас убедимся в этом.

Загадываются загадки о цветах.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (подснежник)

Слайд №1. 2.Стихотворение «Весны разведчик».

Белые фонарики на зеленой ножке

Я весною встретила

На лесной дорожке. (ландыш)

Слайд№3.4. Рассказ о ландыше.

Золотые лепестки, хрупкий стебелек

Распустился у реки солнечный цветок

Только туча набежала- сжались лепесточки

На зеленых лепестках- круглые комочки. (мать – и- мачеха)

Слайд №5.6.

Помню в нынешнем году

Расцвели они в саду

Разоделись, как актрисы

В платья белые……(нарциссы)

Слайд№7.8.

Замечательный цветок

Словно яркий огонек

Пышный, важный, словно хан

Нежный, бархатный…..(тюльпан)

Слайд№9.10.11.

В.Спасибо! хорошие рассказы.

Игра «Без чего не бывает цветка?».

Скажите: какие из перечисленных цветов являются лечебными?

Д. Ландыш, мать – и- мачеха.

В. Правильно, но нужно помнить, что одно и то же растение может быть ядовитым для человека, но лекарством для животного и наоборот.

А какие цветы занесены в красную книгу?

А теперь я предлагаю перейти на другую полянку, но прежде немного отдохнуть.

Физ.минутка.

Мы отправимся гулять

Будем вместе мы шагать

Ты беги, ты беги

На носочках ты беги.

Мы на пяточках пойдём

Громко топать мы начнём.

Ты шагай, ты шагай

Ножки выше поднимай.

Рано солнышко встает (руки вверх- потянулись)

Распускается цветок (руки в стороны)

Солнце светит с высоты (руки вверх)

Распускаются цветы (руки в стороны)

Ветерок на них дышал (покачивание руками)

Сильно, сильно их качал (наклоны в стороны)

Проходите на полянку, присаживайтесь. Смотрите какие здесь красивые цветы. Сколько их много! Давайте мы их посчитаем.

Счет от 1 до 10.

В. Ребята! Пока мы с вами считали,к нам прилетела пчелка и просит помочь ей найти ее цветок.

Предлагаю выложить геометрический узор.

Задание на ориентировку на плоскости: над, под, слева, справа, между.

Что выкладывали?

Д. Геометрический узор.

На что похож узор?

Д. На цветок.

В. Давайте немножко отдохнем.

Пальчиковая гимнастика.

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит – лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки

Тихо засыпают – головками качают.

В. Мы с вами знаем, что цветы украшают нашу землю и лучше их не рвать,а любоваться ими. Давайте вырастим свою клумбу.

Возьмите лист цветной бумаги и сложите из него тюльпан. Схема у вас на столе.(для тех, кто затрудняется)

Дети складывают тюльпан (оригами), оформляется цветок.

В. Какие красивые цветы у нас получились. Давайте подарим их нашим гостям, которые пришли в наш детский сад. А сами будем беречь природу и любоваться ее красотой.

Ребята! Наше занятие окончено. Спасибо вам.Все молодцы!

Цель : уточнить и расширить представления о первых цветах весны; учить любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы; стремиться вызвать чувство благодарности природе за то, что она дарит нам чудные цветы; воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к природе.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Да - нет».

Это рукотворное? (Нет.)

Это природное? (Да.)

Это животное? (Нет.)

Это растение? (Да.)

Это высокое? (Нет.)

Это низкое? (Да.)

Это комнатное растение? (Нет.)

Это лесное растение? (Да.)

Это красивое? (Да.)

Это цветы? (Да.)

Ребята, сегодня, в этот радостный весенний день мы поговорим о цветах. И не просто о цветах, а о первоцветах.

Как вы понимаете это слово? (Ответы детей).

Правильно, это цветы, которые весной расцветают первыми в лесу и на лугу. Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своею скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. (Работа с кольцами Луллия.)

Какие первые цветы Гномик увидел в лесу? (Подснежники, хохлатку, ландыш, фиалку, пролеску.)

Подснежник. Его синие цветочки, словно звездочки, разбросаны по снегу. Первый, второй, а вот и целая семейка. Они нежные, душистые, первые разведчики весны. Самые первые, самые смелые. Кажется, что именно их, крохотных, не боящихся холода, пугается зима и постепенно уходит.

Подснежник

Выглянул подснежник

В полутьме лесной -

Маленький разведчик,

Посланный весной;

Пусть еще над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лед, —

Раз пришел разведчик,

И весна придет.

(Е. Серова)

По-зимнему голы ветви деревьев, нет в лесу тени, и всё солнышко достается подснежникам.

В разгар цветения подснежников любая ясная ночь может кончиться заморозком, и утром на молодые травы ляжет бледный иней, а маленькие лужицы затянет тонким льдом, но цветущим подснежникам такой мороз не страшен. Они лишь поникнут слегка, а синь лепестков, кажется, еще гуще станет от ночного холода.

Звучит грамзапись «Подснежник». Дети представляют себя подснежниками, смело пробиваются через тонкий ледок, тянутся к солнцу и свету, удивляются проснувшемуся лесу, здороваются со всеми жителями и радуются весне.

Вам понравилось быть подснежниками? Что вы чувствовали?

Чуть позднее в лесу зацветают хохлатки. Местами их столько, что даже подснежникам не хватает места. Все они похожи друг на друга. Лишь изредка среди сиреневых хохлаток встречаются ярко-красные. Вот она, природа -волшебница! Украсила лес цветочным ковром.

Щедрая весна ступает своими теплыми ногами и дарит разные подарки. Лесу - ковер из подснежников и хохлаток, лугу - пестрый ковер из луговых цветов.

Какие цветы увидел Гномик на луговом ковре? (Мать-и-мачеху, лютик луговой, луговую герань, одуванчик и др.)

Чуть запахло весной, на проталинках появляются кучки бледных стебельков-головастиков, они прижимаются друг к другу, словно испуганные ребята. Может, чтобы им было теплее? Но по-цветочному они одеты хорошо: с ног до головы - в пушистых листиках-чешуйках.

В каждой семейке мать-и-мачехи по четыре, а то и по шесть стебельков братишек. Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а к вечеру прячет свою красоту, закрывается. Одна сторона листа - мать - теплая, другая - мачеха - холодная.

От цветения каких цветов ковер на лугу кажется золотым? (От одуванчиков.)

На что похож одуванчик? (На солнышко, на золотой шарик, на звездочку, на брошь и т. д.)

В камышах гнездятся цапли,

Дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли

На речные берега.

Стали капельки цветами,

Озарили все вокруг!

В новом желтом сарафане

Одуванчиковый луг.

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке - одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимет головку кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда.

(С. Красиков)

Одуванчик - один из самых лучших медоносов, к нему любят прилетать в гости не только пчелы и шмели, но и бабочки. Одуванчиковый мед - густой и ароматный.

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время - одуванчики раскрываются в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

(Д. Зуев)

А вот и лютик луговой. Словно атласом покрыты его лепестки. Хрупкий, нежный цветок с нежными тычинками, покрытыми бархатом.

Какие цветы увидел Гномик в саду? (Тюльпаны, гиацинты, нарциссы, ландыши, примулы, сирень, пионы и т.д.)

Дидактическая игра «Весенние цветы на клумбах».

Подарок весны

Шла лесами, шла лугами

Весна в пестром сарафане,

В золотом венке,

С цветком в руке.

В косах - ленты атласные -

Белые и красные,

Синие, голубые,

Желтые, золотые.

Кого весна встречала,

Всех привечала,

Со всеми говорила

И по ленточке дарила:

Бору еловому

Дала ленточку новую.

Под старым валежником

Расцвели подснежники -

Засинели, как озера,

Посветлели чащи бора.

Возле мелких лужиц -

Звездочки калужниц,

Засияли, зацвели,

Полетели к ним шмели.

Да вот беда!

Осталась у Весны

Ленточка одна.

Попросили ленту

Зеленые кусты,

И на них раскрылись

Дивные цветы:

Гроздья тяжелые,

Махровые, лиловые;

В каждом палисаднике

Сирень расцвела -

Не узнать весною

Нашего села!

К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут.

Сквозь иглы темной хвои

Веселый лился свет.

Я шла лесной тропою

И вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок

Лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко,

И грустно стало мне.

Цветы уже увяли,

Поникли лепестки.

Зачем же их сорвали,

Сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу

Фиалок слабый стон,

Он делался все тише,

Но сердце ранил он.

Ребята, почему фиалки стонали? Если бы они умели говорить, чтобы они нам сказали?

Что мы можем им пообещать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

В Красной книге записано: «Не истреби, не сорви, не затопчи». Эти слова звучат, словно наказ людям: «Сбереги, дай вырасти - и ты станешь богаче не только лесами, лугами, но и душой».

Воспитатель предлагает детям выложить цветы методом ниткографии на ковролине.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»