Использование мультимедийных дидактических игр. Портал образования. Мультимедийные занимательные игры как средство

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Сербиенко Оксана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального автономного дошкольное образовательного учреждения "Детский сад № 17– общеразвивающего вида
Населённый пункт: г. Петропавловск – Камчатский, Камчатского края
Наименование материала: Статья
Тема: Мультимедийные занимательные игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника.
Дата публикации: 22.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Мультимедийные занимательные игры как средство

познавательного развития ребенка-дошкольника.

образованный

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность

заложена

рождения.

Формирование

дошкольников

познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения

ребенка в детском саду.

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности,

направляющий личность на овладение знаниями и способами познания.

Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и

подлинный

познавательный

является

деятельности, так как интерес способствует формированию глубоких и

развивает

повышает

качество

мыслительной

деятельности,

активность

благоприятствует

формированию

способностей;

благоприятный

эмоциональный

протекания всех психических процессов.

современного

дошкольного

воспитания

создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка,

раскрытию его потенциала.

Одним из средств решения данной задачи я вижу использование в

образовательном

процессе

информационно-коммуникационных

технологий.

Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы

деятельности

человека

затронуло

образования.

информационно-коммуникационные

технологии

позволяют

повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и

его профессионализм. Что же такое «информационная культура»?

Информационная культура – это осмысление современной картины

использование

информационных

реализация

обратных

адаптации,

приспособление

окружающему

грамотное

владение

компьютером,

понимание

возможностей,

человека в интеллектуальной среде.

На этапе введения ФГОС в ДО задача воспитателя – повысить свою

компьютерную

грамотность.

Воспитатель

пользоваться

компьютером

современным

мультимедийным

оборудованием,

использовать

педагогической

деятельности. Применение ИКТ в ДОУ становится мощным техническим

средством обучения детей.

Я - за активное применение ИКТ в дошкольных учреждениях.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает

всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим

средством

обучения.

современные

педагогические

технологии

инновации

процессе

обучения,

позволяют

просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую

проявления

познавательной

активности

воспитанников. Информационные технологии, в совокупности с правильно

подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают

необходимый

качества,

вариативности,

дифференциации

индивидуализации обучения и воспитания.

Использование

информационных

технологий

образовании

возможность

существенно

обогатить,

качественно

о бн о ви ть

воспитательно-образовательный

повысить

эффективность, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые

возможности раннего образования.

деятельностью

дошкольника

является

развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры

дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию

взрослого. Мультимедийные игры в данном случае выполняют функцию

средств обучения.

Так, я определила для себя тему: «Мультимедийные занимательные

игры как средство познавательного развития ребенка-дошкольника», целью

которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и

явлениях

окружающей

посредством

мультимедийных

занимательных игр. Данная цель определяет задачи:

активизировать познавательные процессы через избирательную

направленность

личности

предметы

окружающей действительности;

систематически

укреплять

развивать

познавательный

становится

положительного

отношения к интеллектуальной деятельности;

формировать потребность в стремлении к познанию новых,

более полных и глубоких знаний, которые

носят поисковый

характер;

во спитывать

каче ства

лично сти

р е б е н к а:

целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению

деятельности;

формировать

(обогащение

активизация

лексической стороны речи - словаря);

обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка;

Для создания мультимедийных игр я использую программу Power

Создание такого вида игр не занимает слишком много времени. При

следующее:

Чем эта мультимедийная дидактическая игра будет привлекательнее

обыкновенной?

индивидуальной,

групповой или фронтальной?

Отсюда будет зависеть и необходимый формат игры.

Используя

программу

компоненты,

Триггер (в переводе с английского означает – спусковой крючок, затвор.),

довольно просто создать игру. С помощью триггера можно задать действие

любому объекту. Причем последовательность этих действий мы можем

выбирать в зависимости от желания и ситуации на занятии. Открывать

задание можно по мере его выполнения. Щелчок левой кнопкой мыши по

объекту анимирует его, заставляя выполнять заранее заданное действие.

Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации.

педагогические

предоставляют

педагогу

возможность

индивидуализировать

обучение,

позволяют

регулировать

количество

решаемых

развивают

логическое

мышление,

воображение детей, помогают эффективно закреплять учебный материал,

сравнению

традиционными

обучения.

Мультимедийные

занимательные

выступают

средство

познавательного развития.

выполнены

перезентаций

программе

Microsoft PowerPoint имеют ряд преимуществ:

Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме

вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго

привлекает внимание ребенка;

проблемные

поощрение

правильном

компьютером

являются

стимулом

познавательной

активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых

обучающих задач;

процессе

деятельности

компьютером

дошкольник

приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки,

а ждет, пока он сам исправит их.

обучающие

программы

приучают

дошкольника

самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

маленькие

взрослых

выполнении

пошагового

подтверждения

действий,

автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает

педагога.

Используя

мультимедийное

оборудование

забывать

здоровьесберегающих технологиях.

воспитатель,

руководствоваться

Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию

дошкольных

учреждений.

Непосредственно

образовательную деятельность с использованием ИКТ для детей 5-7 лет

следует проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в

неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, среду и

мультимедийным

оборудованием

проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с

компьютером

развивающих

превышать 10 минут и для детей 6-7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих

хроническую

патологию,

болеющих

перенесенных

заболеваний

продолжительность

непосредственно

образовательной

деятельности

использованием

компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для

детей 6 лет - до 10 минут.

Опираясь

последние

исследования

педагогов-психологов,

дидактические

принципы

педагогики

использования

мультимедийных

сформулировать

основные

требования,

необходимо

соблюдать

педагогу

подготовке

материала.

Выбираем соответствующий фон. Он должен быть четкий, не очень

яркий, без

лишних деталей. Разрешение JPEG.

Минимум текста, замена текста аудиозаписью.

Подбираем иллюстрации. Изображения должны быть высокого

качества, крупными, на прозрачном фоне. Разрешение PNG.

Совет: Обязательно нужно сжать изображения. Таким образом мы

снизим вес всей презентации.

Если целями задания обусловлено несколько изображений в одном

слайд, то они (изображения) должны быть одного размера и

выдержаны в одном едином художественном стиле. Стремясь

увеличить изображение, педагоги зачастую забывают о

соразмерности объектов Любые несоответствия, могут исказить

восприятие ребенка.

Изображения в слайдах должно быть высокого качества, крупными.

Вывод: Использование мультимедийных игр в дошкольном учреждений

помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит

к целому ряду положительных следствий:

обогащает

дошкольников

знаниями

образно-понятийной

целостности и эмоциональной окрашенности;

психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на уроке;

повышается

производительность

воспитателя

Информатизация образования открывает педагогам новые возможности

для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических

разработок,

направленных

интенсификацию

реализацию

инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного

процессов.

Ресурсы интернет:

1. Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных

технологий в процессе развития и обучения дошкольников.

2. Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и

компьютерных технологий для повышения качества обучения

3. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр

//Дошкольное воспитание. - 2000. -№11 Россия 2000

4. Соломенкова О.А. Профессиональная готовность воспитателя ДОУ к

использованию педагогических технологий в работе с детьми

дошкольного возраста//Педагогическая академия. -2013 № 1

Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном

Аннотация к мультимедийной дидактической игре «Времена года»

Мультимедийная игра позволяет:

  • повысить информативное наполнение НОД;
  • стимулировать мотивацию обучения;
  • повысить наглядность обучения;
  • реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления в различных ее модальностях: слуховой и визуальной;
  • осуществить повторение материала предыдущего занятия;
  • создать детям комфортные условия работы в НОД.

Применение мультимедийной дидактической игры в НОД активизирует эмоциональное воздействие на обучающихся тем, что:

во-первых, обучающая среда создается с наглядным представлением информации в цвете;

во-вторых, использование анимации является одним из эффективных средств привлечения внимания и стимулирования эмоционального восприятия информации;

в-третьих, наглядное представление информации в виде фотографий и картинок, со звуковым сопровождением оказывает более сильное эмоциональное воздействие на человека, чем традиционное, поскольку оно способствует улучшению понимания и запоминания физических и технологических процессов, демонстрируемых на экране.

От администрации портала: представлена демо-версия для ознакомления. Полная версия будет в мультимедийном альбоме виртуальной выставки, который получит каждый участник.

Цель: развитие и активизация познавательных способностей детей через использование современных информационных технологий.

Задачи:

q Формировать целостную картину окружающего мира; Показать взаимосвязь времен года с живыми организмами;

q Активизировать познавательную и речевую деятельность детей;

q Совершенствовать умение грамматически правильно, последовательно строить свои высказывания;

q Развивать память, внимание, словесно - логическое мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое восприятие.

Мультимедийная дидактическая игра «Времена года» предназначено для детей 4-5 лет. Можно использовать в детских садах в средней группе, родителям для домашних просмотров.

Программа разработки: Power Point

Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Правила игры:

  • Ø На слайдах написаны загадки или вопросы. Необходимо объяснить ответ и нажать «мышкой» на правильный вариант ответа;
  • Ø Если ответ верный - появится картинка и услышишь звуковое сопровождение, а если ответ не верный - картинка исчезнет, поменяет цвет или будет вращаться;
  • Ø Чтобы прейти на следующий слайд нажми в правом нижнем углу на кнопку «> », вернуться на предыдущий слайд - нажми в левом нижнем углу на кнопку « <». Для повторения игры еще раз нажми на кнопку «домик ».

Форма использования:

  • при работе с интерактивной доской;
    • индивидуальная работа с компьютером.

Методика использования:

  • мультимедийная презентация используется для группового (как часть занятия) и индивидуального обучения;
  • в конце просмотра определенного раздела, детям предлагается речевая логическая задача;
  • для закрепления материала можно выбрать показ только необходимых слайдов и на их основе построить беседу, организовать ситуативный разговор.

Образовательный эффект:

q Развитие речи: обогащение словаря, развитие связной речи, развитие функций словообразования.

q Закрепить знания об окружающем мире.

q Учить отгадывать загадки о временах года;

q Закрепить прямой и обратный счет до 5, умение соотносить цифру с количеством предметов;

q Повторить названия перелетных птиц;

q Повторить названия животных, которые впадают зимой в спячку;

q Называть деревья и находить лист с этого дерева;

q Повторить признаки весны;

q Закрепить умение определять по одежде человека время года.

Практическая значимость:

  • появляется возможность оптимизировать и повысить эффективность коррекционно-развивающего процесса, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития;
  • дети осознанно воспринимают изучаемый материал, обобщают, закрепляют и прочно запоминают его;
  • повышается мотивация, создаются положительные эмоции, за счет динамичности материала: яркие анимационные картинки надолго привлекают внимание детей;
  • мультимедийная презентация позволяет моделировать признаки времени года, которые невозможно увидеть в данный момент (листопад, дождь, снег и т.д.);
  • Использование мультимедийной игры позволяет сделать НОД эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности;
  • предусматривает реализацию и интеграцию образовательных областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

Описание:

(Слайд 1) титульный

(Слайд 2-3) цель, задачи, правила игры

(Слайд 4) Сейчас мы поговорим о временах года.Послушай внимательно загадку:

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. Я – … (осень)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Листочки каким цветом? Как одеты дети? Сколько елочек на картинке?

(Слайд 5) Какое время года изображено на картине? (осень) По каким признакам ты определил? На картине 3 дерева. Назови их. (Яблоня, рябина, береза.) Назови дерево, которое не соответствует времени года? (береза) Почему? (зеленые листочки)

(Слайд 6) Осенью листья желтеют и опадают. Как называется это явление природы? (листопад) Как называется дерево на слайде? (дуб) Найди лист с этого дерева? Правильно. Этот лист с дуба, значит он какой? (дубовый) С клена – кленовый, с березы – березовый, с рябины – рябиновый.

(Слайд 7) Послушай следующую загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Чем занимаются дети?

(Слайд 8 ) Осенью вся природа, животные, насекомые готовятся к зиме. Какое животное впадает осенью в спячку и спит всю зиму? Выбери вариант ответа. (Медведь, барсук, еж) Правильно. Как готовятся животные к спячке? (много едят, накапливают под кожей жир) Лиса и волк не впадают в спячку.

(Слайд 9 ) Отгадай загадки. Нажми на квадрат и проверь отгадку.

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

Зверь ушастый, летом серый,
А зимою снежно-белый.
Я его не испугался,
Целый час за ним гонялся. (заяц)

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло - заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

Зверь пушной живёт в дупле,
Любит там сидеть в тепле,
Хоть дупло совсем не грелка.
Зиму там проводит … (белка)

Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал.

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (мороз)

Как по небу с севера
Плыла лебедь серая,
Плыла лебедь сытая,
Вниз кидала-сыпала
На поля - озёрушки
Белый пух да пёрышки. (снегопад)


(Слайд 10 ) А сейчас время отдыха. Музыкальная физкультминутка.

(Слайд 11

Снег и лед на солнце тают,

С юга птицы прилетают,

И медведю не до сна.

Значит, к нам пришла... (весна)

А сейчас выбери вариант ответа. Правильно. Что ты увидел на картине? Для чего делают скворечники? Как одеты дети? Сколько их? Сколько прилетело птиц? Как называются птицы, которые прилетают к нам из теплых стран?

(Слайд 12 ) (Звучит пение птиц) Каких перелетных птиц ты знаешь? Назови их и нажми «мышкой» на эту птицу. (ласточка, грач, скворец, гусь) Снегирь и воробей не перелетные птицы. Что изображено на картине? Какое время года? По каким признакам ты определил, что это весна?

На проталинках вырастают первые … (подснежники)

Из теплых стран прилетают … (птицы)

Оно стало сильнее пригревать … (солнце)

Зазеленела … (трава)

Тает снег, по земле бегут … (ручьи)

На крышах домов тает снег и появляются … (сосульки)

(Слайд 14 ) Послушай следующую загадку:

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я - … (лето)

Выбери вариант ответа. Правильно. Сколько детей гуляет по лесу? Как они одеты? Какое насекомое держит мальчик на пальце?

(Слайд 15 ) Какое время года изображено? Сколько бабочек ты увидел на картине? (5) Найди эту цифру и нажми на нее. Сосчитай бабочек в обратном порядке.

(Слайд 16 ) Летом белочки собирают грибы, запасают на зиму. Давай поможем ей собрать грибы. Нажми «мышкой» на гриб, увидишь что произойдет. Сколько грибов в корзинке? (5) Нажми на ту цифру, сколько грибов в корзине. Сосчитай их в обратном порядке. (5,4,3,2,1)

(Слайд 17 Выбери вариант ответа. (весна) Объясни свой выбор.

(Слайд 18 ) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа. (осень)

(Слайд 19 ) В какое время года собралась на прогулку девочка? Выбери вариант ответа. (зима) Объясни свой выбор.

(Слайд 20 ) В какое время года собрался на прогулку мальчик? Выбери вариант ответа. (лето)

(Слайд 21 ) Спасибо за игру! Ты, молодец! (звуковое сопровождение) Для повторения игры еще раз нажми на кнопку «домик »

Вот ребята, мы с вами вспомнили все времена года. А теперь нарисуйте свое любимое время года.

Мокина Ольга Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска " Средняя общеобразовательная школа № 135 " Дошкольное отделение " Светлячок"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Статья
Тема: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ»
Дата публикации: 13.10.2018
Раздел: дошкольное образование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА

ЗАНЯТИЯХ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ В ДОУ

Использование

мультимедийных

технологий

учебно-воспитательном

процессе

отвечает

запросам

является

эффективных

способов

повышения

мотивации

индивидуализации

развития

творческих

способностей,

создания

благоприятного

эмоционального

Применение

технических

образовании

соответствует

требованиям современного общества. В статье показана роль дидактических

игр при проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром в детском

дошкольном учреждении с использованием мультимедийных технологий.

Ключевые

слова: дидактические

мультимедийные

технологии,

учебно-воспитательный процесс, мультимедиа, мультимедиа-компьютеры.

Происходящий в мировом обществе переход от индустриального века в

информационный

сопровождается

развитием

информационных

технологий, которые проникают буквально во все сферы деятельности человека

становятся

естественной

обитания.

Технологическая

последовавшая за ней информационная революции значительно повлияли на

развитие

различных

распределение

деятельности

мирового

сообщества.

Происходит

переориентация

жизненных

отдельных слоев общества. В современных условиях к молодому поколению,

вступающему в жизнь, предъявляется значительно больше требований, чем

десять лет назад.

Так как каждому типу общества должна соответствовать определенная

образования,

информационному

обществу

сопровождаться соответствующими изменениями и в системе, и в содержании

образования, а также в формах, методах и средствах обучения. Гуманизация

образования требует переоценки всех компонентов педагогического процесса в

ориент ации

человека,

о сновной

з а д ач е й

общеобразовательных учебных заведений становится создание благоприятных

умственного,

нравственного,

эмоционального

физического

развития личности.

Одним из способов создания подобных условий является использование

мультимедийных технологий.

Сочетая в себе возможности книги, тетради, калькулятора, телевизора,

видеомагнитофона, средств связи и других важнейших изобретений, являясь

универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые

различные игры, мультимедийные средства, вместе с тем, являются для ребенка

равноправным

партнером,

способным

реагировать

действия и запросы, которого так ему порой не хватает.

Использование

мультимедийных

технологий

учебно-воспитательном

процессе

отвечает

запросам

является

эффективных

способов

повышения

мотивации

индивидуализации

развития

творческих

способностей,

создания

благоприятного

эмоционального

Применение

технических

образовании

соответствует

требованиям современного общества.

Вместе с тем, отметим, что процесс совершенствования образования,

связанный с внедрением мультимедийных технологий в учебно-воспитательный

процесс детского дошкольного учреждения, испытывает серьезные трудности,

связанные

известными

финансовыми

проблемами,

материальной

нехваткой

квалифицированных

проблемами

недостаточного

количества

педагогических

компьютерных

технологий,

позволяющих

эффективно

обучение,

формирование

личности и развитие индивидуальности в сложившихся условиях.

Термин «медиа» происходит от английского слова media, переводимого

«средства

информации».

«Мультимедиа»

означает

совокупность

программно-аппаратных средств, отображающих информацию в зрительном и

звуковом

Мультимедиа-компьютеры

компьютеры

совокупностью

программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую

(музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные

Мультимедиа

средства,

становятся

распространенными, и многие программы тоже становятся в той или иной мере

мультимедийными.

Современный компьютер в сочетании с мультимедийной проекционной

аппаратурой может заменить практически все традиционные ТСО.

Использование интерактивного подхода требует очень высокого уровня

квалификации педагога. И документы, и «картинки» должны быть яркими,

создавать

определенный

отличаться

определенной

«символичностью».

методической

обработки

материала.

собственно,

сочетании, чтобы вызвать активность детей,

мультимедийные

технологии

значительно

у в е л и ч и т ь

в о з м о ж н о с т и

у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о г о

п р о ц е с с а,

деятельности дошкольников.

Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей человеческой

деятельности. Она является также ведущей в жизни дошкольника. Рассмотрим

понятие традиционной игры, применяемое в современной дидактике, вычленим

признаки и основные функции дидактической игры и на этой основе выявим

изучается

философами,

социологами,

психологами,

педагогами. Одним из фундаментальных исследований игры для дошкольника

является работа Д.Б. Эльконина «Психология игры», в которой обобщаются

основные материалы по теории игровой деятельности, дается обстоятельный

критический анализ различных теорий игры, экспериментально и теоретически

обосновывается понимание игры, сложившееся в отечественной психологии, а

также показывается значение игры для психического развития детей.

Признаками игры являются: наличие сюжета, ролей, правил (в скрытом

или явном виде), совершение участниками игровых действий, особое игровое

психологическое

состояние,

сопровождающееся

эмоционально-

интеллектуальным напряжением, двуплановость поведения игроков (в реальном

добровольна,

вступает

собственному желанию, и свободна, то есть играющий в ходе игры не несет

никаких обязательств, неудача или ошибка во время игры не связаны с какими-

либо реальными отрицательными последствиями.

исторически

применялась

воспитания

обучения

дошкольного возраста. Эффективность ее как дидактического средства привела

к использованию игр в процессе обучения и взрослых. Игры, используемые в

учебно-воспитательном

процессе

достижения

дидактических

называются дидактическими.

Учебная игра – сложное системное образование, допускающее различные

способы представления. Она может выступать как деятельность, как процесс,

«вплетающийся»

деятельность,

деятельности. Поэтому возникает вопрос: как определить, является ли данная

форма организации учебного процесса игрой? Д.Н.Узнадзе писал, что «все

формы экстрагенного (внешне мотивированного) поведения могут составить

собственно

игровые действия (складывание мозаики, передвижение фишек, обмен картами

и т.п.); 6) учебные действия (решение задач, поиск ответов на вопросы и т.д.), в)

(дискуссии,

обсуждение

вопросов

трудовые

действия (изготовление моделей, приборов и т.п.).

Выявив основные признаки и функции дидактических игр, рассмотрим

сущность

компьютерных

термином

«компьютерная

понимать

деятельности,

ограниченный

правилами

направленный на достижение цели, который характеризуется взаимодействием

игрока и компьютера.

Дидактическая

компьютерная

компьютерная

направленная на достижение учебной цели. Основное отличие такой игры от

традиционной заключается в наличии еще одного ее участника – компьютера,

выполняющего роль организатора игры (создание игровой ситуации и контроль

за ходом ее выполнения). Таким образом, в компьютерной игре компьютер

может выполнять сразу несколько функции: функцию взрослого, ведущего игру,

игрока-партнера,

участвующего

дидактических

материалов

универсальность

компьютера

одновременно ограниченные его возможности по исполнению этих функций

компьютерную

специфичной,

преимущества

недостатки

сравнению

традиционной.

специфичность

компьютерной игры, рассмотрим ее структуру.

Основу компьютерной игры составляет логическая структура, в которой

выделяются три уровня – оперативный, тактический и стратегический.

Тактический уровень определяется как совокупность игровых действий,

ведущих к достижению к какой-либо локальной цели. В результате действий

тактического

происходит

объединение

отдельных

операций

соответствии с поставленной целью, и играющий достигает улучшения (или

ухудшения)

положения

следующий,

деятельности человека – уровень действий.

Стратегический уровень предполагает планирование всей игры, которая

должна строиться так, чтобы достичь цели и добиться выигрыша. Этот уровень

позволяет связать действия тактического плана в одно целое и осуществлять

деятельность

целостную,

человеческой

деятельности.

логической

структуры

различие

традиционными

компьютерными

заключается

специфике

оперативного

последних.

действия

заключаются

передвижении

манипулятора

клавиатуру. Сам игрок более закрепощен и обязан очень строго соблюдать

правила и условия игры. Однако эти ограничения создают ему условия для

глубокой

концентрации

материале,

развития

внимания,

аккуратности и точности. Кроме того, графические и звуковые возможности

компьютера предоставляют в распоряжение играющего самый богатый игровой

материал и позволяют моделировать многие из известных игр и создавать

принципиально новые. Это обстоятельство, а также индивидуальный режим

владения игрой, является очень привлекательным не только для детей, но и для

взрослых. «Свободное обращение с компьютером меняет и отношение ребенка,

взрослого

предметов, который уже существует или только рождается в кабинетах ученых.

спокойное,

свободное

обращение

предметами,

преклонение перед ними, как перед новыми идолами», - отмечает психологи.

простота

управления

индивидуальный

проведения, динамичность, способность «подстраиваться» под уровень игрока,

высокие технические к возможности компьютеров для воспроизведения самых

разнообразных сценариев и персонажей, делают компьютерную игру во многих

оперативном,

тактическом

стратегическом

предпочтительной, чем традиционную.

технические

возможности

современного

компьютера

позволяют реализовать полезные функции традиционной дидактической игры в

специфической привлекательной для ребенка форме – компьютерной игре.

отметить,

использования

компьют е р ны х

у ч е б но -во с пит ат е льном

пр о це с с е

полифункциональный

характер:

проблемы

формируются

развиваются

разнообразные

интеллектуальные

качества,

наблюдаются

эмоциональные

переживания,

развиваются мотивация, воля, т.е., происходит развитие их индивидуальной

Большой толковый словарь русского языка /Гл. ред С.А.Кузнецов. -

СПб: «Норинт», 2001. – 1536 с.

Гинзбург

Социально-психологические

проблемы

деловой игры //Педагогика и психология игры. - Новосибирск, 2005. -С. 50-62.

Коменский

дидактика

//Хрестоматия

зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 2011. - С. 80-162.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - М.; 2009.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 2007.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения. Т. 6. – М.; 2005. – 426 с.

Маргулис Е.Д. Компьютерная игра в учебном процессе //Советская

педагогика. - 1989. - №4. - С. 15-20.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования, - М., 2006. - 451 с.

Тюнникова С.М. Педагогические возможности дидактической игры и

требования к ее организации. – М., 2007. - 60 с.

10.Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. - М,: 2009.

11.Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к

школе? - М., 2009. - 192 с.

Емельяненко Юлия Романовна,студент, ФГБОУ ВО«Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград[email protected]

Научный руководитель:Семенова Валерия Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования, ФГБОУ ВО«Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г.Волгоград

Интерактивные игры как средство познавательного развития дошкольника

Аннотация.В статье рассматривается проблема познавательного развития дошкольников средствами интерактивных игр. Научно обоснован выбор методов и средств познавательного развития детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности использования интерактивных игркаксредства познавательного развития детей дошкольного возраста.Ключевые слова:интерактивные игры, познавательноеразвитие, дошкольник, старший дошкольный возраст, мультимедия, мультимедийные средства, интерактивные технологии.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), «Познавательноеразвитиепредполагаетразвитиеинтересов

детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий,становлениесознания;развитиевоображенияи творческой активности» .Фундамент активной, инициативной, творческой личности закладывается в дошкольном детстве. Именно в этот период создаются важные предпосылки для развития познавательных интересов детей. Эти направления нашли отражение в трудах таких авторов как: А. Н. Поддьяков, А. Г. Гогоберидзе, Н. Б. Шумакова, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев и др. На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ (информационнокоммуникативных технологий) все более активно внедряются в процесс образования. На ступени дошкольного образования интерактивные игры могут стать помощником в организации познавательного развития.Так как игра –ведущий вид деятельности дошкольников, она имеет широкие возможности для всестороннего развития детей.Интерактивная игра –это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка. Ребенок получает информацию через познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, ощущение, внимание, речь, память. В основе развития познавательных процессов лежат анализаторы, благодаря им ребенок более эффективно и полно познает окружающий его мир.Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность –инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений.Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую информацию на слух, с помощью движения объектов. Кроме того, занимаясь с интерактивными играми самостоятельно, ребенок может сам контролировать темп и количество выполняемых заданий, что отвечает принципу индивидуализации, в соответствие с ФГОС ДО.С помощью интерактивных и мультимедийных средств, возможно моделировать различныеситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т.д. .Работу с интерактивными технологиями можно организовать в разных формах: индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач;для решения заданий в паре используется парная форма; при использовании групповой формы, детей делят на подгруппы;если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная.Так же существует планетарная форма –наиболее сложная форма интерактивного обучения.При планетарной форме дети разбиваются на подгруппы, работают над проектами, а затем озвучивают свои исследования.Для проведения интерактивных игр авторами Н.Л.Кряжевой, К.Фопелем,Е.К.Лютовой, Г.Б.Мониной предложен определенный алгоритм:1) Подбор интерактивных игр педагогом для группы детей. Возможна предварительная работа;2) Знакомство детей с целью игры, правилами и инструкцией. Информация должна быть сформулирована доступно и четко;3) Взаимодействие детей друг с другом в процессе игры. При затруднительных моментах педагог корректирует действия дошкольников;4) Подведение итогов игры. После окончания интерактивной игры проводится анализ результатов, который включает рефлексию эмоционального и содержательного аспектов .Отличительной чертой интерактивных игр является то, что они могут использоваться во всех образовательных областях:1. Физическоеразвитие–формирование представлений о здоровом образе жизни, развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности, интереса и любви к спорту;2. Экологическое образование формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля,Формирование понимания того, что человек -часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, воспитание умения правильно вести себя в природе, воспитание любви к природе, желания беречь ее;3. Развития элементарных математических представлений

усвоение понятий формы, цвета, величины, числа и множества, пространства и времени;4. Нравственное воспитание –формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, толерантность;5. Художественноэстетическое развитие развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественнотворческих способностей, приобщение к искусству, музыкальная деятельность, знакомство с художественной литературой.6. Социальнокоммуникативное развитие усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие навыков самообслуживания, формирование основ безопасности);7. Развитие речи развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи -диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.Существует несколько видов интерактивных игр для дошкольников:−

Развивающие игры: направлены на развитие познавательных способностей, эмоционального и нравственного развития, развития воображения. В них нет четко выделенной дидактической задачи –они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. К этому виду относятся разнообразные графические редакторы («раскрашки» и «рисовалки»), музыкальные редакторы, конструкторы сказок, работа с иллюстрациями и др. −Обучающие игры: ребенку предлагается в игровой форме решить ту или иную дидактическую задачу. Сюда относятся игры на формирование у детей начальных математических представлений, обучением родному ииностранному языкам, сэстетическим и нравственным воспитанием, с развитием речи и др.−

Логические игры: направлены на развитие логического мышления ребенкадошкольника.К таким играм относятся головоломки с одной или несколькими задачами, которые должен решить ребенок.−

Игрызабавы:дают возможность ребенку в развлекательной форме полезно провести время. Здесь он может отправиться в увлекательное путешествие с любимым героем сказки или придумать дальнейшее развитие сюжета мультфильма .Интерактивные игры в союзе с высоким педагогическим мастерством делают образовательный процесс дошкольного образования разнообразным, живым и ненавязчивым для детей. Применяя интерактивные игры, повышается мотивация детей к обучению (что особо важно в подготовительной к школе группе), дети учатся новым формам сотрудничества, формируется рефлексия ребенка, оценка своих достижений.Многие родители задаются вопросом о пользе или вреде компьютера для ребенкадошкольника. Педагоги ДОО должны проводить консультации для родителей, в которых говорится о том, что если соблюдать гигиенические нормы при взаимодействии ребенка с компьютером, осуществлять содержательный отбор игр и систематично проводить физминутки, физпаузы и гимнастики для глаз, то интерактивные игры могут стать отличным помощником в образовательном процессе ребенка. Кроме того, интерактивные игры –настолько универсальное средство обучения, что его может использовать и создавать каждый родитель. Используя простые программы (Microsoft Office PowerPoint, Paint), можно создать мультфильм, игру, задания и упражнения с индивидуальными предпочтениями ребенка, с совместным участием родителей, так познавательный процесс будет проходить еще интереснее.Таким образом, нельзя недооценивать применение метода интерактивных игр в образовательном процессе дошкольного образования. Использование интерактивных игр наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, усиливает уровень понимания информации, развивает творческие способности детей.

Ссылки на источники1.Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. М.: Айриспресс, 2008 -208с.2.Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст]: Учеб.-метод. пособие /Киселева Л.С. 2010 -242с.3.Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: Учеб.-метод. пособие /Горвиц Ю.М. М, 1998-12с.4.Комарова Т.С. Информационнокоммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: Учеб.-метод. пособие /Комарова Т.С. М, 2011 -44с.5.Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст]:учеб. для вузов /Новосёлова С. Л. М.: Новая школа, 1997-с.39416.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: ФГОС ДО-2013.Введ.2013-17-10-М.: Издво «Просвещение»,2013.

Гульфия Сульхарнаева
План работы по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

План работы по самообразованию на 2017-2018 г .

Дата Работа с детьми Работа с родителями

Сентябрь Разработка и оформление дидактических игр Консультация «Использование дидактических игр в жизни детей »

Октябрь Игра «Солнышко» Буклет «Предлагаю поиграть» .

Ноябрь Игра Какого цветка не стало Папка-передвижка «Дидактическая игра в жизни ребенка» .

Декабрь Игра Волшебный шнурок Консультация для родителей

«Дидактические игры в детском саду и дома»

Февраль Игра Протяни дорожку Картотека мультимедийных дидактических игр

Март Игра Геометрические пазлы Буклет Использование мультимедийных дидактических игр в семье

Апрель Театральное представление Папка - передвижка Развитие познавательной активности детей через мультимедийные дидактические игры .

Май Игра Разложи по цвету Консультация Играя - учимся

В течение года Игры-занятия

Литература :

1. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия . Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет ». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика » . Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

2. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду - М.:Просвещение, 1982.

3. И. А Лыкова «Дидактические игры и занятия » -М. ;-2010

4. Удальцова Е. И., «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников », Минск, 1976 г.

5. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971.

6. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979.

7. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. – М.: 1961.

8. Годовикова Д. Формирование познавательной активности . // Дошкольное воспитание . - 1986.-№ 1.

9. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр . Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. - М.:Просвещение,1990.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы по самообразованию «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» Период работы над темой:09.2017 год-05.2018 год Цель:«Развивать познавательные способности, воображение, речь, логическое мышление» Задачи:.

Консультация для педагогов «Роль дидактических игр в познавательном развитии детей» Игра занимает совершенно особое место в жизни ребёнка. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых.

Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии «Использование развивающих игр с логико-математическим содержанием в познавательном развитии». Федеральные государственные образовательные.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План по самообразованию «Развитие речи детей с использованием словесных и дидактических игр» Сентябрь-Октябрь 18-20г Подбор и изучение литературы по теме; Дидактических игр и упражнений; сюжетных картинок. Рекомендация родителям.

План работы по самообразованию «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» План работы по самообразованию Воспитатель: Грицкова Марина Александровна МБДОУ детский сад №27 «Колосок» Тема: «Сенсорное воспитание.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики с помощью дидактических игр» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №133 «Радуга» (МБДОУ ЦРР -»Детский.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»