Картотека бесед
по моральному воспитанию
у детей во второй младшей группе
Воспитатель: Сергеева Е.А.
карточка-1
Зачем говорят «здравствуй»?
Цель: Формировать у детей основные правила этикета при встрече.Познакомить со способами приветствия.Закрепить представления о важности и необходимости использовать «добрые слова» в разговорной речи, вызвать стремление употреблять их.
Карточка-2
«Мои добрые поступки»
Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей), навыки культурного общения со сверстниками. Добиваться доброжелательной интонационной выразительности речи. Воспитывать в детях дружеские взаимоотношения, чувства самоуважения и уважения к другим, умение и желание прийти на помощь взрослым и сверстникам.
Карточка-3
«Что такое доброта»
Цель :Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве. Поощрять стремление совершать добрые поступки;закреплять представления детей о добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в общении. Формировать моральные представления о доброте. Воспитывать добрые чувства к окружающим людям.
Карточка-4
»Спешите делать добро»
Цель : Продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло». Формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни. Познакомить со способами разрешения конфликта, связанного с чувством злости, а также способами управления и регуляции настроения. Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Карточка-5
“Если добрый ты…”
Цель : Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими, осознанно проявлять сочувствие и совершать добрые поступки. Научить понимать значений пословиц о добре, умение связывать значение пословицы с определенной ситуацией. Научить детей проявлять доброту, отзывчивость ко всем кому это необходимо.
Карточка-6
«Вежливые слова»
Цель : Учить детей правилам этикета, формам и технике общения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми, правилам употребления слов приветствий. Способствовать преодолению застенчивости и скованности детей. Развивать умение выражать своё мнение культурным способом, внимательно выслушивать своих собеседников. Обучать формулам выражения вежливой просьбы, благодарности.
Карточка-7
«Нечаянно и нарочно "
Цель: развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие; формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнера.
карточка-8
" Учимся прощать своих друзей "
Цель : развивать умение детей не обижаться друг на друга; формировать умение различать нечаянную промашку от намеренной и соответственно реагировать; подводить детей к пониманию слов " миролюбивый ", " обидчивый ".
карточка-9
" Почему бывают драки? "
Цель : формировать у детей навыки общения; развивать понимание смысла норм и правил поведения в среде сверстников; воспитывать привычку достойно вести себя в каждой ситуации.
карточка-10
" Фантазеры и лгунишки "
Цель : развивать умение различать обман и выдумку, фантазию; развивать стремление к правдивости и такту.
карточка-11
" Давай помиримся "
Цель : развивать умение сдерживать негативное побуждение, избегать конфликты, находить слова для оценки поведения.Учить детей отзывчивости, чуткости.
Карточка-12
" Хороший друг познается в беде "
Цель : формировать представление о том, что настоящий друг умеет сопереживать, помогать в трудные минуты; развивать умение быть милосердными друг к другу.
Карточка-13
«Как вести себя во время разговора»
Цель : познакомить детей с правилами поведения во время разговора.
(Говори вежливым тоном. Используй «волшебные» слова. Смотри в лицо собеседника. Не держи руки в карманах.Во время разговора не следует, есть.Если разговаривают двое взрослых людей, ребенок не должен вмешиваться в их разговор, тем более требовать его прекращения).
Карточка-14
«Добрый – злой»
Цель : Учить давать моральную оценку поступкам героев, воспитывать желание быть добрыми и гуманными. Помочь понять, что добрым можно назвать того человека, который всегда помогает окружающим, не остаётся равнодушным в трудных для других людей ситуациях.
Учить отличать добрые поступки, вызвать желание совершать добрые поступки по отношению к окружающим людям.
Карточка-15
«Правдивость»
Цель : Формировать представления о нравственном понятии «правдивость», учить давать моральную оценку поступка героя, помочь понять, что ложь не украшает человека.
Карточка-16
«Каким должен быть друг»
Цель : Формировать представления о положительных чертах характера и нравственных поступках, углублять представления о дружбе.Воспитывать уважение, терпение и дружелюбие по отношению к своим товарищам, учить исправлять свои ошибки, просить прощения в конфликтных ситуациях.Учить детей отзывчивости, чуткости.
карточка-17
«Будь опрятным и аккуратным»
Цель : Учить детей следить за своим внешним видом. Помочь понять, что воспитанный человек всегда выглядит опрятно.
Карточка-18
«Правда – неправда»
Цель : Объяснить детям, что нельзя обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду, что правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень ценятся в человеке, что за правду хвалят.Помочь детям понять, что любая неправда всегда раскрывается, а солгавший человек испытывает чувство вины не только за свой проступок, но и за то, что он сказал неправду.
Карточка-19
«Доброжелательность»
Цель: продолжать воспитывать у детей отрицательное отношение к грубости. Объяснить детям, что тот, кто дразнится, не только обижает других, но и сам себе причиняет вред (с таким человеком никто не хочет дружить).
карточка-20
«Игры без ссор»
Цель : Объяснить детям, что ссора мешает игре и дружбе.Учить решать спорные вопросы, избегать ссор, не злиться на проигрыш,не дразнить проигравшего..
Карточка-21
«Вежливость»
Цель : Учить детей пользоваться вежливыми словами, вырабатывать соответствующие навыки культурного поведения, соблюдать правила этикета, на примере образов литературных героев, стимулировать положительные формы поведения и тормозить негативные. Что общаться с окружающими нужно спокойно, без крика, что излагать свои просьбы следует вежливым тоном.
Карточка-22
«Бережливость»
Цель: Учить детей бережно и аккуратно относиться к вещам, в противном случае они быстро потеряют вид, придут в негодность. Учить ценить труд тех, кто сделал эту вещь, кто купил её, заработав деньги.
Карточка-23
«Взаимопомощь»
Цель: Объяснить детям, что все люди иногда нуждаются в поддержке, но не все могут попросить о помощи; очень важно заметить человека, которому нужна помощь, и помочь ему. Что помогать нужно не только знакомым, но и незнакомым людям.
карточка-24
«Стремление помочь»
Цель : Развивать эмоциональную отзывчивость, желание оказать помощь, проявляя сочувствие.Учить детей отзывчивости, чуткости.
карточка-25
«Щедрость и жадность»
Цель : Раскрыть смысл понятий «жадность» и «щедрость». Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.Понимать, что жадным быть плохо, а щедрым хорошо.
Карточка-26
«Почему нужно уметь уступать»
Цель : учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
Карточка-27
«Ступеньки доброты»
Цель : на основе содержания русских народных сказок формировать у детей представление о справедливости, смелости, скромности и доброте, воспитывать отрицательное отношение к негативным качествам: лжи, хитрости, трусости, жестокости. Учить передавать свое отношение к содержанию сказки и поступкам героев.
Карточка-28
«Лучше добрым быть»
Цель : Дать детям представление о равнодушном, безразличном человеке, его поступках. Учить детей различать внешнее проявление эмоционального состояния (злость, равнодушие, радость). Учить анализировать поступки, находить причину конфликта, способы решения конфликтных ситуаций и способствовать их усвоению в поведении. Обобщать представление о доброте и вызывать стремление совершать добрые поступки.
Затеева Наталья Владимировна
Должность:
воспитатель детского сада
Учебное заведение:
МКДОУ Детский сад №14 "Ручеёк"
Населённый пункт:
посёлок Шайковка Калужской области
Наименование материала:
презентация
Тема:
"Духовно- нравственное воспитание во второй младшей группе "Почемучки"
Дата публикации:
16.01.2016
Раздел:
дошкольное образование
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 «Ручеёк»
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ ВО ВТОРОЙ
МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«ПОЧЕМУЧКИ»
Презентацию составил воспитатель
2 младшей группы «Почемучки»
Затеева Н.В
Шайковка
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
«Культура и творчество
в
детском саду» А.В.Бородина
«Хрестоматия для детей дошкольного
возраста» А.В.Бородина. В.А.Бородина
Кружок по духовно-
нравственному воспитанию
«Доброе сердце»
Цели и задачи
Цель:
Духовно- нравственное развитие ребёнка –
дошкольника через приобщение к православным
ценностям и традициям
Задачи:
1
.
Социализация в отечественной культуре,
развитие общения, духовно-нравственное воспитание,
эмоциональное развитие
2.Усвоение норм и правил, принятых в обществе.
Принятие традиционных ценностей, принятых в
обществе: вера (религия, икона, крест, любовь к матери,
отцу, сестре, брату, уважение к людям вообще, дружба,
справедливость, правды, честность, отзывчивость,
сочувствие, сострадание, добро Родина, традиции
3.Формировать и расширять и представлении детей о
духовно- нравственных категориях: добро-зло,
послушание- непослушание, согласие- вражда,
трудолюбие- лень, бескорыстие- жадность и т. д.
4.Познакомить детей с основными православными
праздниками
5. Воспитывать чуткость, уважение, милосердие и
внимательное отношение к окружающим людям,
чувство любви и уважения к Родине своему народу, его
культуре.
4.Формировать элементарные навыки рукоделия: работа
с бумагой, картоном, пластилином, природным
материалом.
ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЕ
Цель.
Познакомить детей
с иконой и праздником
«Покрова Пресвятой
Богородице.»Пополнить
словарный запас детей
новыми словами:икона,
Господь, Христос,
Богородица
ПОСЛУШАНИЕ
И НЕПОСЛУШАНИЕ
Цель: Формировать представление о
послушание и непослушании. Показать
необходимость послушания, как
возможности избежать многих
неприятностей, несчастий. Развивать умение
думать и анализировать свои поступки,
поступки литературных героев.
ИКОНА РОЖДЕСТВА
ХРИСТОВА
Цель. Познакомить
детей с иконой
«Рождества
Христова»,
познакомить с
изображением
Христа,
Богородице.
Изобразительная деятельность
Тема
:
Деревья на участке детского сада.
Цель:
Учить детей рисовать дерево, закрепить
умение аккуратно пользоваться краской.
Воспитывать любовь к природе
Самостоятельная
деятельность
Тема: «Поможем снеговику»
Цель
: Развивать творческий
замысел, воспитывать добрые чувства
ЛЕПКА
Тема: «Погремушка для котёнка»
Цель:
Воспитывать добрые чувства, желание
сострадать. Закрепить умение лепить
погремушку из двух частей, палочка и
шарик.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Конструктивная деятельность
ПРЕДМЕТНО –
ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА
.
,Уголок «Русская изба»
Игровой центр «Ладушки»
Уголок природы
Уголок для игр девочек «Семья»
«Больница», «Салон красоты»
Спасибо за внимание!
доклад
ГБОУ "Гимназия"Свиблово" Доклад на педсовете изопыта работы Тема:"Нравственное воспитание дошкольников во 2-ой младшей по ФГОС" в ДОУ". Выполнила: Полякова Л.В. Воспитатель 2-ой младшей группы I категории
Доклад: "Нравственное воспитание дошкольников во 2 мл. группе
по ФГОС".
Младший дошкольный возраст - от трёх до четырех лет - важный
период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у
малышей активно формируются первые элементарные представления о
хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим
их взрослым и сверстникам.
Уже в младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться
элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах
человеческого общения.
Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений,
простейших нравственных проявлений происходит в бытовой
повседневной деятельности, в игре, на занятиях и связано с
формированием этих деятельностей.
У ребят третьего и четвертого года жизни велика потребность в ласке,
внимании взрослого, стремление к интимной близости с воспитателем.
Дети еще во многом зависимы от взрослого. Это обусловлено
отсутствием у малышей элементарных навыков гигиены и
самообслуживания, умения самостоятельно играть, заниматься,
общаться с окружающими.
Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего
дошкольного возраста является формирование самостоятельности в
бытовой деятельности, в игре, на занятиях. Детей следует научить
делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту.
Цель:
-формирование у ребенка основ уважительного отношения к
окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.
Задачи нравственного воспитания:
-обеспечивать условия для нравственного воспитания детей;
-создавать игровые ситуации, способствующие формированию
доброты, доброжелательности, дружелюбия;
-приучать детей общаться спокойно, без крика;
-формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу, опыт
правильной оценки хороших и плохих поступков;
-приучать детей к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за
помощь;
-учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться
игрушками, книгами;
-приучать соблюдать элементарные правила поведения в детском саду,
общественных местах;
Формы и методы.
Это НОД: речевое развитие, окружающий мир, художественно-
эстетическое развитие (изо, музыкальное) .
Окружающий мир.
«Моя семья».
Цель: формировать представления о семье, воспитывать уважительное
отношение к членам семьи.
Дети (с использованием семейных фотографий) рассказывали о своей
семье, о том, какие у них мама и папа, как заботятся о детях; как дети
любят маму и папу, сестренок и братишек; мы подвели детей к выводу
о том, что о маме и папе тоже надо заботиться, помогать им, не
огорчать.
«Мои друзья».
Цель: формировать начальные представления о дружбе, учить
устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками,
формировать начальные представления о моральных и этических
нормах поведения.
На НОД по речевому развитию по теме «Совместный со взрослым
пересказ сказки «Репка»» детям задавались вопросы: Что
почувствовали все, когда вытащили репку? Что помогло героям сказки
вытащить репку? Чему научила вас эта сказка? На занятии играли с
детьми в хороводную игру «Репка».
беседы:
1) ситуативные, если возникала необходимость обсудить чей-то
поступок: как положительный, так и отрицательный (Марк уступил
игрушку Никите,Артур поздоровался, когда к нам пришла м/сестра,
Аня отняла игрушку у Таисии, Артём ударил Федю и т. п.) . Такие
беседы проводились, не откладывая на потом;
2) в зависимости от ситуации проводим индивидуальные беседы;
3) беседы на основе поступков сказочных литературных героев после
прочтения произведений, театрализованных представлений.
Использовали такие сказки, как «Заюшкина избушка», «Теремок», «Кот,
петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль»;
литературные произведения: Л. Воронкова «Маша-растеряша», В.
Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо? », Д. Мамин-
Сибиряк «Сказка про храброго зайца» и др. ;
4) беседы о родителях с целью воспитания культуры поведения по
отношению к взрослым (уважения, доброжелательности, вежливости,
желания проявлять заботу о них, делать приятное) .
Следующая форма работы – игра. Наши дети играли в «магазин»,
«больницу», «парикмахерскую», «строителей», «семью». Во время игр
учим детей вежливости, умении проявить сочувствие, вниманию и
другим нравственным качествам. Главную роль в игре взрослый берет
на себя.
дидактические игры («Что сначала, что потом», «Азбука настроений»,
«Хорошо-плохо», «Так и не так» и др.) Игры находятся в доступном
месте, дети пользуются ими в любое время.
Важную роль в воспитании дружеских взаимоотношений играет труд в
группе, на прогулке. В течение года привлекаем детей к выполнению
индивидуальных, совместных поручений. Во время прогулок, в группе
приучаем детей к элементарному сотрудничеству. Оценивая результаты
работы, подчеркиваем пользу труда для всех детей
В своей работе используем литературу:
Программа обучения и воспитания "От рождения до школы"
Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. - М. :
Просвещение, 1979.
Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы
психологии.
Дыбина О. Игра – путь к познанию предметного мира
Смирнова Е. О. Игры, направленные на формирование
доброжелательного отношения к сверстникам // Дошкольное
воспитание.
Интернет ресурсы.
В течение учебного года в родительском уголке родителям
предлагаются консультации «Умеем ли мы общаться? »,
«Рекомендации для родителей по предупреждению эмоционально-
личностных нарушений». Привлекаем родителей к мероприятиям,
способствующим совместной деятельности родителей и детей,
применяем как групповые, так и индивидуальные формы работы с
родителями:
· беседы;
· консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности»
выставки совместных работ «Новогодние игрушки»; "Мой папа", "День
матери".
Для коллектива родителей организуются консультации, групповые
родительские собрания, выставки, оформляются информационные и
тематические стенды.
Каковы же результаты работы?
Мы считаем, что задачи, поставленные в начале учебного года, в целом
выполняются. Дети в основном соблюдают правила поведения в
детском саду, вместе пользуются игрушками, учатся уступать игрушки
друг другу, стараются помочь друг другу при одевании и раздевании.
Дети (пока не все) здороваются с детьми и взрослыми утром, приходя в
д/с, прощаются, уходя из д/сада, благодарят за помощь. Большинство
детей умеют правильно оценить хороший или плохой поступок,
доброжелательные друг к другу, взрослым, проявляют заботу о
товарищах не только по побуждению воспитателя, но и
самостоятельно. Конечно же, есть дети, которые требуют особого
внимания, индивидуального подхода.
Работа по воспитанию нравственных качеств у детей нами будет
вестись и в дальнейшем; мы будем работать над решением новых задач
в соответствии с возрастом детей.
Цель:
Духовно – нравственное развитие личности младшего дошкольника
Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, проявлять доброжелательность).
Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.
Задачи:
Формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа
Воспитывать стремление к доброте, скромности, любовь к ближнему; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость, воспитывать познавательный интерес к истории православия
Развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усер-дия, способность различать нравственное и безнравственное, способствовать развитию чувства радостного ожидания от сюрприза.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка»
Предварительная работа:
Беседы о православии, о библии, об Иисусе Христе, о православных праздниках,
Просмотр мультимедийных презентаций,
Оформление мини музея «Откуда колокол пришёл?» и экскурсии по нему,
Оформление «Дерева именинников»,
Просмотр фотоальбомов с прошедших экскурсий и мероприятий
Материалы:
Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под музыку, на экране изображено солнышко.
Воспитатель:
Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному…
Дети:
Воспитатель:
Небу ясному…
Дети:
Воспитатель:
Люди взрослые и малыши…
Дети:
Вам привет от всей души!
Воспитатель:
Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята знаете о ком или о чем можно сказать «добрый» – о человеке, людях и их поступках, о пути, встрече.
Воспитатель:
Добрый человек добрый, значит он еще какой?
Дети:
Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.
Воспитатель:
А если человек недобрый, он какой?
Дети:
Злой, грубый, жадный.
Воспитатель:
Ребята, доброту потрогать нельзя, у нее нет ни запаха, ни вкуса. Но доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека.
Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.
Воспитатель:
Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас прочесть стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?
Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель:
Прекрасное стихотворение. Ребята, когда вы сегодня проснулись, у всех было хорошее настроение? (ответы детей). Но сейчас, я вижу по вашим глазам, улыбкам что настроение у вас хорошее. Оно улучшилось. Хотите, я отгадаю почему? (ответы детей). Я догадалась, что у вас хорошее настроение потому, что вы пришли в детский сад и здесь вас встретили ваши друзья. Угадала? (ответы детей). А кто такие друзья? (дети с которыми мы дружим, играем, разговариваем, делимся угощением). Ребята, а какими должны быть ваши друзья? (дружные, хорошие, веселые, вежливые и так д.). А что бы вы сделали, чтобы исправить плохое настроение вашего друга? (обнять, пожалеть, поцеловать, дать игрушку, погладить, успокоить и так далее)
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, к нам в гости пришел зайка. Да что-то он не веселый. Давайте спросим его, что с ним случилось?
Заяц: Я ищу себе друзей. Можно я останусь с вами?
Воспитатель: У нас все дети дружные, они не обижают друг друга. Давайте примем его в свою группу? Посмотри, зайка, какая у нас группа светлая, большая, уютная. Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем.
Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?
Дети:
Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.
Воспитатель:
Ребята, а за что нужно извиняться?
Дети:
За плохой поступок, за обидные грубые слова.
Воспитатель:
Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».
Игра «Мы с тобой одна семья»
Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Воспитатель: Ребята, нашему зайке тоже понравилось играть, а давайте его пригласим ещё к нам в детский сад (ответы детей).
Заяц: Ой спасибо, ребята, мне так у вас понравилось. Я очень рад, что нашёл много друзей. Я к вам обязательно прийду ещё, сейчас мне пора к мамочке. Спасибо вам и до свидания!
Дети: До свидания!
Дидактическая игра «Парные картинки».
Воспитатель: Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов (показать картинки) – зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?
Дети:
Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.
Воспитатель:
Молодцы ребята!
Итог занятия:
Воспитатель:
Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!
Конспект занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
во 2 младшей группе.
Тема: «Моя семья».
Программное содержание:
1. Закрепить понятия: «имя» и «фамилия»;
2. Систематизировать представления детей о семье, учить называть членов
своей семьи, понимать роль взрослых и детей в семье;
4. Воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое
отношение к членам своей семьи;
5. Развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность) ;
6. Вовлекать детей в разговор; развивать диалогическую форму речи;
продолжать расширять и активизировать словарный запас детей на основе
обогащения представлений о ближайшем окружении.
Методы и приемы:
Игровой : сюрпризный момент, дидактические игры, пальчиковые игры..
Словесный: беседа, вопросы, указания, поощрения, художественное слово (загадки, стихи, потешки).
Наглядный: показ иллюстраций.
Интеграция областей: коммуникация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы.
Материал:
Демонстрационный материал: ростовая кукла, домик, модели членов семьи, сундучок, набивной мяч, мольберт, указка.
Раздаточный материал:
Сердечки из картона.
Организация деятельности детей: групповая.
Предварительная работа:
Беседы на тему: « Я и моя семья», «Домашние и дикие животные, их детеныши», «Как мы отдыхали всей семьей».
Рассматривание игрушек и иллюстраций о диких и домашних животных, птицах и их детенышах в нод; рассматривание картинок с изображением членов семьи.
Чтение художественной литературы: Л.Квитко «Бабушкины руки»; А. Яковлев «Мама»; Дора Габе «Моя семья»; Л. Воронкова «Что сказала бы мама», К.Д.Ушинский «Петушок с семьей», разучивание загадок и потешек. Игровые ситуации: «У нас в гостях бабушка», «Как мы с папой маме помогали»
Дидактические игры: «Чей малыш» «Назови ласково», «Мамины
помощники», «Здравствуйте, ребята!».
Сюжетно-ролевые игры: «Семья».
Подвижные игры: « Курочка-хохлатка».
Пальчиковые игры: «Ладушки», «Моя семья», «Дом».
Ход занятия:
В: Утром встали малыши,
В детский сад они пришли.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
Д: Здравствуйте!
В: А теперь я с вами еще раз поздороваюсь!
Игра «Здравствуйте, ребята! »
В: Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, котята? (Нет)
Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, козлята? (Нет)
Здравствуйте, ребята!
Вы, ребята, поросята? (Нет)
А кто вы? У вас есть имя, фамилия?
Д: Да.
В: Ну-ка, ну-ка, не молчите и скорей их назовите! Будем передавать друг другу мяч и называть свое имя и фамилию.
(Дети называют свое имя и фамилию, передавая мяч друг другу.)
В: Ну вот, теперь наши гости знают, что вы не козлята и не котята, а дети
у которых есть имя и фамилия.
В: Садитесь на стульчики.
Ребята, что за домик тут стоит, а в окошке свет горит…
Давайте-ка его рассмотрим, что у домика есть, повторяйте за мной!
Пальчиковая игра «Дом».
У дома есть крыша, (Руки треугольником над головой.)
У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.)
У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.)
А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак.)
Кто его открыть бы смог? (Покрутили сцепленными в замок пальцами.)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)
В: Что-то никто не открывает, постучу еще разок: тук-тук-тук!
(Воспитатель стучит по двери дома, выходит ростовая кукла Маша.)
В: Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней. Д: Здравствуй, Маша! В: Какой красивый у тебя дом! С кем ты живешь в нем?
Маша: Здравствуйте, ребята, послушайте стихотворение и узнаете:
У меня есть папа,
У меня есть мама,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
У меня есть братик,
А у них есть я.
Это вся моя…
Д: Семья.
Маша: Правильно, молодцы, я живу в этом доме со своей семьей.
Мы живем дружно, помогаем и заботимся друг о друге, весело и
интересно проводим время: гуляем, ходим в кино, в цирк, в зоопарк, в гости.
В: Ты знаешь, Маша, у каждого из наших детей тоже есть семья! Правда,
Д: Да.
В: И сейчас они тебе о ней расскажут. Присаживайся!
Кирилл нам расскажет стихотворение, а вы подскажете Маше, о ком
Кто вас будит по утрам,
Кто любовью согревает,
Все на свете успевает,
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В мире нет её родней
Справедливей и добрей.
Это кто, скажите прямо!
Ну, конечно, это….
Д: Мама.
В: Правильно, мама!
В: Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть сундучок, он не простой,а волшебный. Давайте поиграем в игру: сложим в сундучок ласковые слова для мамы.
Я открою сундучок, а вы будете называть ласковые слова: они будут
долетать и наполнять его.
Итак, начнем!
(Наводящие вопросы воспитателя):
В: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет. Она какая?
Д: Ласковая, добрая, милая, нежная.
В: Когда мама модно одевается. Какая она?
Д: Красивая.
В: Когда мама улыбается, смеётся. Какая она?
Д: Весёлая.
В: Когда мама заботится о вас. Какая она?
Д: Заботливая.
В: Если мама занимается хозяйством, делает много домашних дел. Какая она?
Д: Трудолюбивая, хозяйственная.
В: Я знаю, что вы все очень любите свою маму, она для вас какая?
Д. Любимая.
В: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок. А пока мы его
закроем, чтобы наши слова не растерялись.
В: Ребята, мама хозяйственная, потому что она делает много домашних дел.
Давайте покажем кукле Маше, что умеет делать мама. Я показываю вам
действие, вы называете его, и показываете Маше и гостям.
Игра-имитация « Что умеет делать мама».
-Мыть посуду.
-Варить суп, компот.
-Стирать.
-Мыть полы.
-Шить.
В: Ребята, как вы думаете,мама устаёт?
Д: Да.
В: Маме нужно помогать?
Д: Да
В: Ребята, как вы помогаете маме?
Д: Ответы детей.
В: Молодцы, ребята! Вас можно назвать настоящими мамиными помощниками!
В: А сейчас Миша расскажет нам стихотворение, а ребята должны будут
подсказать кукле Маше, о ком оно:
Может он в футбол играть,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить
Может прокатить меня
Вместо быстрого коня
Для меня всегда герой,
Самый лучший…папа мой! (все вместе)
Молодцы! Конечно, это папа!
В: Давайте покажем кукле Маше, что умеет делать папа. Я показываю действие,
вы называете его и показываете Маше.
Игра - имитация «Что умеет делать папа».
Пилить - джик-джик;
Дрова рубить - руки в замке, махи руками;
Пылесосить - у-у-у;
Забивать гвозди - тук-тук;
Накачивать насосом колеса велосипеда, машины - ш-ш-ш;
Водить машину - имитация руками поворота руля;
В: А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и положим в него
ласковые слова для папы. Папа какой?
Д: Ответы детей. (смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый,
веселый.)
В: Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь
сундучок наш закроем, он нам ещё пригодится
А теперь давайте поиграем в игру «Кому что подходит».
В обруче лежат разные предметы, мальчики должны выбрать из них те, которые подходят для папы и положить их в синюю корзину, а девочки те, которые подходят для мамы и положить их в зеленую корзину.Один, два, три игру начни!
Теперь давайте проверим, правильно ли ребята разложили предметы, которые они выбрали для папы(мамы) .Маша посмотри, справились ребята с заданием?
Маша: Все предметы разложили правильно, молодцы.
В: Ребята, а у кого есть бабушка?
Д: Ответы детей.
В: Бабушка - это чья мама?
Д: Мамина или папина.
В: А теперь мы с вами поиграем и покажем кукле Маше, за что мы любим
наших бабушек. Приготовьте свои ладошки.
Игра «Ладушки».
Ладушки, ладушки
Где были? У бабушки!
(хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Добрые - предобрые.
(поглаживают ладони друг о друга)
Всё работали ладони
Долгими годами
(постукивают кулачком ладони)
Пахнут добрые ладони
Блинами, пирогами.
(подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(имитируют поглаживание)
И с любой печалью сладят
Тёплые ладони.
(гладят щеки)
Ладушки, ладушки.
Где были? У бабашки.
(хлопают в ладоши)
В: Какие же у бабушки ладони?
Д: Добрые.
В: Что же умеют делать добрые ладони?
Д: Пожалеть, успокоить, печь пироги, блины.
В: А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в сундучок. Бабушка
Д: Ответы детей.
В: Ребята, а у кого есть дедушка?
Д: Ответы детей.
В: Дедушка — это чей папа?
Д: Папин или мамин.
В: Давайте и дедушке соберём ласковые слова в наш волшебный сундучок?
(наводящие вопросы воспитателя)
В: Дедушка может что-то смастерить, починить, значит, он какой?
Д: Умелый.
В: Дедушка может с вами поиграть, книжку почитать, сказку рассказать,
значит он какой?
Д: Заботливый, добрый.
В: Дедушка долго живет, поэтому много знает, значит он какой?
Д: Умный, мудрый.
В: Да, ребята дедушка и бабушка старше всех в семье, поэтому их нужно
уважать, помогать им.
В: Наш сундучок наполнен словами. Давайте вспомним, для кого мы
собирали ласковые слова?
Д: Для мамы, папы, бабушки и дедушки.
В: Закроем пока наш сундучок, чтобы все добрые слова не разлетелись.
А сейчас Влада расскажет нам стихотворение, а вы подскажете Маше, кто еще есть в ваших семья:
Семья - это мама, папа, и дед,
Бабуля готовит нам вкусный обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
В семье все любят меня и ласкают,
И лучше семьи ничего не бывает!
В: Кто еще есть в семье?
Д: Братья и сестры
В: У многих из вас тоже есть братья и сестры.
Как должны жить друг с другом братья и сестры, как должны друг к другу
относиться?
Д: Они должны жить дружно, не ссорится, не драться, помогать,
защищать друг друга, делиться игрушками, сладостями.
Игра «Радость или огорчение».
В: Ребята, вы, наверное, знаете, что поступки детей могут радовать или
огорчать ваших родных и близких.. Сейчас мы с вами поиграем, выходите в
Д: Дети выходят в круг.
В: Я буду называть поступок, если этот поступок порадует ваших близких — вы
хлопаете в ладоши, если огорчит - топаете:
Вы съели на завтрак всю кашу;
Разбросали по комнате все игрушки;
Помогли маме мыть посуду;
Нарисовали и подарили папе или маме красивый рисунок;
Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»;
Порвали новую книжку;
Не вымыли руки перед едой;
Отбирали у друзей игрушки;
Убегали от взрослых;
Защищали братика или сестричку;
Научились сами одеваться;
При встрече со взрослыми людьми всегда здороваетесь.
В: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки.
Дети стоят в кругу.
В: Ребята, у каждого из вас есть крепкая и дружная семья.
Как мы это покажем? (Дети скрещивают пальцы в замочек.)Правильно, ребята! Теперь вы знаете, что семья-это ваши родные и близкие люди, это самое дорогое для каждого человека!
В: Ребята,что вы сегодня интересного узнали, что вам понравилось? (Ответы детей)
В: Маша посмотри, какие ребята у нас молодцы! Понравилось тебе у нас в гостях, Маша?
Маша: Да, мне очень понравилось! Я рада,что у каждого из вас есть дружная семья! А теперь мне пора домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше. Дома ждет меня моя семья.
В: Не уходи пока, Машенька. Давай вместе откроем наш волшебный сундучок. Ребята, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко!
(В. с куклой Машей открывает сундучок и показывает сердечки из цветной бумаги.)
В: Сейчас мы с Машенькой раздадим вам сердечки, а вы вечером подарите
их своим родным, при этом обязательно скажете ласковые слова,
которые мы сегодня собирали с вами в сундучок.
Звучит музыка,дети танцуют, кукла Маша прощается, уходит.