И вот она нарядная на праздник к нам пришла…История новогодней ёлки. Декоративные елочки своими руками

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило . Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...».

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года - Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них - украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете - серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.

1700

Царь-елка

Обычай ставить елку на Новый год мы позаимствовали в Западной Европе. Этот факт считается хрестоматийной истиной. Но вот с автором традиции все не так просто.

Есть исторический стереотип: Петр I, вводя новое летосчисление, из-за которого 1 января наступил не 7208, а 1700 год, заодно решил достойно отпраздновать реформу.

Самый цитируемый под Новый год исторический документ - петровский указ: "По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых, а людям скудным каждому хотя по древцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь".

Все так, но новогодних елок в нашем понимании веселый царь устраивать не повелевал. Да и германской рождественской традиции его "некоторые украшения от древ" не в полной мере соответствовали. К тому же народ привык в ночь с 31 декабря на 1 января отмечать вечер Василия Кесарийского. Другие названия: "щедруха" (гуляли как на Масленицу, появился даже термин: "кесарийский" поросенок, которого зажаривали целиком), Васильев вечер.

Можно предположить, что полноценные рождественские елки, украшенные сладостями и игрушками, в нашей столице в то время все-таки стояли. Но скорее всего - лишь в домах проживающих в Москве иностранцев, прежде всего немцев-лютеран, которые сохранили на чужбине свои обычаи.

С 1704 года новогодние торжества Петр I перенес в Петербург. Там и гуляли по-царски, причем явка на новогодние балы-маскарады вельмож была обязательной.

После смерти Петра обычай стал умирать. Каких-то особых гонений против елок не было. Проблема заключалась в том, что петровская затея не слишком-то прижилась в народе. В период петровского правления это была чисто городская забава. Селу вообще забыли разъяснить, для какой надобности надо вешать яблоки и пряники на елки.

К тому же не вся страна сразу перешла на петровский календарь. Народ исстари на Руси встречал наступление нового года 1 марта. И так продолжалось до конца XV века. В 1492 году Русская православная церковь приняла решение о переносе новолетия на 1 сентября.

Мягко говоря, успели привыкнуть. А устои всегда ломаются с трудом.

Например, в Архангельской губернии до сих пор Новый год отмечают трижды. Первые два (по новому и старому стилю) - со всей страной, а 14 сентября отмечают еще и Поморский новый год.

К тому же еловыми ветками на Руси часто устилали путь, по которому несли покойника на погост. Потому елка как-то не слишком ассоциировалась у крестьян с весельем и праздником.

Наконец, у православной церкви не было большого желания продвигать в народные массы лютеранский обычай. Пожалуй, наиболее стойко хранили петровские заветы лишь те, кого сейчас бы назвали рестораторами. Крыши многих кабаков на Руси украшались елками. Кстати, после новогодних праздников ели вообще с них не снимали. Само выражение "идти под елку" в те времена означал поход в питейное заведение.

1819

Второе пришествие

Второй "поход" новогодней елки на Россию опять был предпринят из Германии. Но на этот раз - более успешный. В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток.

В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце солидных размеров новогоднюю елку. В 1825 году в Петербурге впервые установили публичную елку.

В те времена игрушек еще не было, елку украшали фруктами и конфетами.

"Под елочку", которую в столице устанавливали 24 декабря, в сочельник, устраивали и царский банкет. В архивах сохранилось меню: супы, пирожки, говядина с приправой, жаркое с салатом, соленые огурцы (император их просто обожал), холодец по-шведски, крольчатина по-уэльски, норвежская треска, минога по-аббатски, мороженое.

В деревнях елка по-прежнему не приживалась. А вот города новая мода просто захватила, начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники. "Елкой" стали называть уже не кабаки, а рождественский праздник для детей с раздачей подарков.

При Александре III было положено начало новой традиции: члены императорской фамилии выступали на новогодних "корпоративах". Как правило, император с великими князьями ехал в манеж кирасирского полка на елку для нижних чинов собственного Его Величества конвоя, сводно-гвардейского батальона и дворцовой полиции. Фантастическая деталь: на следующий день елка повторялась для чинов, бывших накануне в карауле. Согласитесь, какая-то просто нереальная забота о подданных.

1915

Елка - враг государства

Так продолжалось до Первой мировой войны, в которую Россия вступила в 1914-м. В стране началась активная антинемецкая кампания. Весной 1915 года Николай II утвердил "Особый комитет для объединения мероприятий по борьбе с германским засильем", ближе к зиме началась ликвидация немецких колоний в Поволжье, на Южной Украине и Кавказе, а также принудительное переселение колонистов в Сибирь.

В канун 1915 года немецкие военнопленные в госпитале Саратова устроили праздник с традиционной елкой. Пресса назвала это "вопиющим фактом", журналистов поддер жали святейший Синод и император Николай II. Традицию царь назвали "вражеской" и категорически запретил ей следовать.

Вообще-то в этом запрете было что-то параноидальное. Ладно, если бы только вражеские солдаты веселились под елкой. Но ведь наши-то - тоже!

Вот записи из дневника Николая II: "Поехал в военный госпиталь на елку больным", "в новой комнате Аликс была наша собственная елка с массой прекрасных взаимных подарков...".

Или вот распорядок дня Николая II 31 декабря 1913 года. В 15 часов царь поехал в военный госпиталь и в лазарет Гусарского полка на елку... В 23 часа 30 мин. поехали в полковую церковь на новогодний молебен.

Ну и при чем тут "вражеская традиция"?! В принципе при таком раскладе царь и себя обязан был объявить врагом русского народа.

1919

Дед Мороз

без "браунинга"

После революции запрет отменили. Германский пролетариат, даже находящийся под чуждым революции церковным влиянием, по определению не мог считаться врагом советской власти. А самое главное, Ленин любил елку.

Впрочем, поползновения на традицию были и в те времена. Еще при жизни вождя многие его соратники, видные партийцы, пытались объявить рождественское дерево "буржуазным предрассудком". Но сделать с этим религиозным пережитком ничего не могли. Как запретить "предрассудок", если сам вождь лично устраивал для детей елку в Сокольниках?

При этом порой проявлял чудеса героизма. 6 января 1919 года, когда он ехал из Кремля в Сокольники на первый новогодний детский праздник, машину остановили налетчики известного московского бандита Якова Кошелькова. Буквально выбросили Ильича из машины, приставили револьвер к виску, пошарили по карманам, отняли деньги, документы, "браунинг" (вооруженные охранник Ленина и его личный шофер не сопротивлялись, чтобы не подвергать опасности жизнь вождя). Кошельков не узнал Ленина, о чем потом очень жалел: сказал подельникам, что, если бы взял Ленина в заложники, можно было потребовать в обмен на него выпустить на волю всю "Бутырку". Ну и деньгами выкуп солидный.

Впрочем, жалел он не очень долго, чекисты за несколько месяцев нашли и перебили всех налетчиков. "Браунинг" Ильичу, кстати, вернули. Но дело, конечно, не в этом. Ленин, пережив стресс, сразу же взял новую машину и прибыл-таки к детям на елку. Шутил, водил хороводы, угощал конфетами, вручил каждому по подарку - по трубе и по барабану. Ну, настоящий Дед Мороз.

Даже в новогоднюю ночь 1924 года, когда Ильич был смертельно болен и жить ему оставалось три недели, Н. К. Крупская устроила традиционную елку. Но после смерти вождя с елкой расправились. Наши прадеды слышали такие стихи:

Только тот, кто друг попов,

Елку праздновать готов.

Мы с тобой враги попам,

Рождества не надо нам!

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила "христианское" воскресение: страна перешла на "шестидневку", запрещено празднование Рождества.

Странно, что никому не пришло в голову, что подобные формулировки фактически объявляли Ленина злостным антисоветчиком, мракобесом и просто преступником.

1935

Привыкли руки к топорам

С чего это всего через восемь лет власть вдруг кардинально изменила отношение к елке - загадка. Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете "Правда", опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев.

Неожиданно для всех Сталин согласился.

И хотя в "Правде" не бывало несогласованных инициатив, чиновники не торопились организовывать елки. Даже когда их разрешили, многие встретили Новый 1936 год без лесной красавицы. На всякий пожарный: кто-то воспринял предложение в качестве провокации. Остальные благоразумно решили, что прежде чем нарубить дров - в смысле: рубить елки, - разумнее сначала проследить за судьбой как инициатора елочной реабилитации, так и за самой инициативой.

Судьбы сложились по-разному. У елки - хорошо, у Постышева - не очень. В конце 30-х его перевели с Украины на пост 1-го секретаря Куйбышевского обкома партии. Прибыв в область, он организовал беспрецедентную кампанию арестов. Лично "разоблачил" большое количество врагов партии и народа, отправив в лагеря или на расстрел тысячи людей. Затем сам был арестован. 26 февраля 1939 года военной коллегией Верховного суда СССР приговорен к смертной казни и в этот же день расстрелян. В 1955-м реабилитирован.

Некоторые историки называют Постышева "человеком, который вернул народу елку". Тезис не бесспорный.

Никита Хрущев в своих мемуарах уточнит, что Постышев, прежде чем писать заметку в "Правду", обратился с идеей лично к Сталину. Тот отреагировал несколько нехарактерно, а потому - загадочно. Хрущев пишет, что вождь, почти не раздумывая, ответил Постышеву: "Возьмите на себя инициативу, а мы поддержим".

Что наводит на размышления. Во-первых, в партийной иерархии Постышев был, мягко говоря, не слишком значительной фигурой. Во-вторых, знаковые идеологические решения Сталин никогда не принимал с наскока. Решение, скорее всего, было тщательно продумано и подготовлено. И вряд ли кем-то еще, кроме самого вождя.

1937

Звезда и шампанское

Постышев еще был жив, когда по стране начали зажигаться новогодние елки. Первая - в 1937-м в Москве, в Колонном зале Дома союзов. Вместо золотой Вифлеемской звезды появилась новая - красная. Образ Деда Мороза в длинной шубе, высокой круглой шапке и с посохом в руке исполнял известный в те годы конферансье Михаил Гаркави. С его именем, кстати, связана и традиция отмечать праздник шампанским. Дебют "Советского шампанского" состоялся 1 января 1937 года, когда в Кремле на праздничном приеме стахановцев Гаркави под бой курантов впервые осушил бокал игристого. Шампанское, заметим, у нас только-только стали выпускать. В 1937-м разлили первые 300 тысяч бутылок. Досталось на Новый год далеко не всем.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху. Пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью "СССР", снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

Снегурочка появилась в начале 1950-х. Образ внучки Деда Мороза придумали лауреаты Сталинских премий Лев Кассиль и Сергей Михалков. С этого момента отечественная новогодняя традиция может считаться завершенной. Каких-то принципиальных изменений в праздновании Нового года с тех пор не замечено. Ну разве что вместо звезды все чаще используют разнообразные политически нейтральные пикообразные верхушки. В основном китайского дизайна и изготовления.

Традиция праздновать Новый год с ёлкой, в компании с непременными Дедом Морозом и Снегурочкой, так прочно укоренилась сегодня во всех республиках бывшего Союза, что кажется, будто существовала эта традиция всегда. Ещё сто десять лет назад, в вышедшей в Петербурге книге «Рождественская ёлка», говорилось: «Все так уже привыкли к этому обычаю, что без ёлки святки – не святки, рождественские праздники – не праздники».

В 1906 году философ Василий Розанов писал: «Много лет назад я с удивлением узнал, что обычай рождественской ёлки не принадлежит к числу коренных русских обыкновений. Ёлка в настоящее время так твёрдо привилась в русском обществе, что никому в голову не придёт, что она не русская…»

Действительно, деревья восточные славяне почитали всегда, но главным культовым деревом в Древней Руси всегда была берёза, ель же считалась деревом смерти: неслучайно по сей день еловыми ветками принято устилать дорогу, по которой идёт похоронная процессия. На Руси произошедшее от ели слово «ёлс» даже стало одним из имён лешего, чёрта: «А коего тебе ёлса надо?», а «еловой головой» принято называть глупого и бестолкового человека.

Существовал также обычай: удавившихся и вообще самоубийц зарывать между двумя ёлками, поворачивая их ничком. В некоторых местах был распространён запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник. Смертная символика ели нашла отражение в пословицах, поговорках, фразеологизмах:

«смотреть под ёлку» – тяжело болеть;
«угодить под ёлку» – умереть;
«еловая деревня», «еловая домовина» – гроб;
«пойти или прогуляться по еловой дорожке» – умереть и др.

«Праздничное» значение ёлка-смерть получила в России по возвращении Петра I домой после своего первого путешествия в Европу (1698-1699). Своим указом от 20 декабря 1699 года, в котором «по примеру всех иудео-христианских народов» день «новолетия» (до этого отмечавшийся 1 сентября) переносился на 1 января, Пётр I «устроил, – по словам А. М. Панченко, – экстралегальный переворот». День этот объявлялся праздничным: предписывалось на домах вешать «украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

Примечательно, что первыми перед навязанным нам иудо-христианским «Новым Годом» начали «украшать» крыши питейных заведений. Поэтому кабаки получили в народе название «ёлки». Примечательно, что в Западной Европе в XVIII веке обычая устанавливать новогодние ёлки в домах ещё не было, исключение составляла лишь Германия XVI века. Только в начале XIX века новогодняя ёлка стала завоёвывать Европу (но в России Дерево Смерти уже появилось, и это существенно проясняет неизменные сефардские цели), оставаясь при этом, выражаясь словами Диккенса, «милой немецкой затеей» (отметим сразу, что именно в Германии и Франции столетиями проживали именно сефарды).

В России ёлки первыми начали ставить в своих домах петербургские «немцы» (то есть это, как мы уже знаем, были сефарды, коих было не менее третьей части населения Петербурга. Приток немцев в Петербург, где их было много с самого его основания, продолжался и в начале XIX века). Этот обычай у них переняла столичная знать (мимикрирующие под русских сефарды). Остальное население столицы до поры до времени относилось к ней либо равнодушно (в русских деревнях по понятной причине ёлка также не прижилась), либо вообще не знало о существовании такого обычая.

Однако мало-помалу (а вялотекущая последовательная тактика против нас сефардами применяется постоянно) рождественская перверсия (или извращение, являющееся любимой тактикой сефардских иудеев), завоёвывала и другие социальные слои Петербурга. В середине 1840-х годов (благодаря незаметно-последовательному достижению своих целей) произошёл взрыв – «немецкое обыкновение» начинает стремительно распространяться. Петербург был буквально охвачен «ёлочным ажиотажем»: о ёлке заговорили в печати (кто ей владел на тот момент?), началась продажа смерто-ёлок перед Рождеством (иудея Иисуса, кстати, Новый Год празднуется в день обрезания иудоиисуса и это, как и полагается по иудейским законам, восьмой день после его рождения), её стали устраивать во многих домах северной столицы.

Обычай вошёл в моду, и уже к концу 1840-х годов рождественская перверсия становится в столице хорошо знакомым и привычным предметом «рождественского интерьера». «В Петербурге все помешаны на ёлках, – иронизировал по этому поводу И.И. Панаев. – Начиная от бедной комнаты чиновника до великолепного салона, везде в Петербурге горят, блестят, светятся и мерцают ёлки в рождественские вечера. Без ёлки теперь существовать нельзя. Что и за праздник, коли не было ёлки?»

И действительно, странен народ, ежегодно празднующий собственное уничтожение, не правда ли?..


Андрей СЕВЕРНЫЙ

Приветствую, дорогой читатель! Как и обещала, продолжаю знакомить с идеями украшения дома к Новому году. В этой статье Вы узнаете: идеи украшения елки и дома, оформление лестницы и окон, и еще много интересного!

А вот интересно, знаете ли Вы когда начали украшать елки в домах на Новый год?

Я и не знала, пока со старшеньким не разговорились про традиции Нового года! Обратилась за помощью к интернету! Быть может и Вам пригодится 😉

На Руси первая новогодняя елка появилась благодаря Петру I. В 1699 году он издал указ вести летоисчисление, как принято в странах Европы, от Рождества Христова. И отмечать наступление Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января пышными торжествами с нарядными елками, фейерверками и застольями. Правда, приживалась на Руси эта традиция очень долго, более 100 лет. Для многих людей символом Нового года (который до Петровской эпохи отмечали 1 марта) оставалась русская березка. Первая «государственная» елка в честь Новогодних праздников была установлена только в 1881 году, по приказу Великой Княгини Александры Федоровны.

Ещё до революции сложился обычай праздновать Рождество, наряжая ёлку и проводя детский праздник. Однако забава эта была недешёвой и доступной для обеспеченных детей. С конца 1920-х годов в России Рождественская ёлка оказалась под фактическим запретом как «буржуазный», «поповский» и антисоветский обычай.

Я читала, что образ деда Мороза, например, был искажен под влиянием христианства, боровшегося со славянским язычеством. Нынешний дед Мороз долго «добирался» до народа! Этот образ был окончательно оформлен в СССР: древний славянский Бог Дед Мороз стал символом самого любимого народного праздника — Нового года!

28 декабря 1935 года соратник Сталина, Постышев, в газете «Правда» опубликовал короткую статью, в которой нападки на ёлку были названы «левым загибом» и «следует этому НЕправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец». И предложил организовать для детей празднование Нового Года.

Как раньше украшали елку.

Первые елочные украшения были исключительно съедобными. Ими были яблоки, мандарины, апельсины, морковь, картофель, яйца, орехи, вафли, пряники, фигурный сахар и леденцы. Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо – непрерывную жизнь.

Яблоки занимали самое почетное место среди всего многообразия первых украшений. Осенью отбирались самые красивые яблоки, ровные, крупные и крепкие. Их бережно хранили до самой зимы. Легко представить, как торжественно смотрелись красные и желтые яблочки на фоне темно-зеленых ветвей. И именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков…

Одним из самых распространенных рождественских украшений был и по сей день остается колокольчик. Издревле он считался мощным оберегом. Говорили даже, что он очищает воздух и не позволяет распространяться болезням.

На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

(из познавательного журнала Школа Жизни).

Помните эти милые образы деда Мороза и Снегурочки, которые во всех домах к празднику занимали свое место под елкой.

Получается, что елку можно, даже нужно, наряжать фруктами и сладостями. Особенно это оценят дети! Я помню, как мы с сестрой с замиранием сердца ходили вокруг елки, искали ириски и лимонные конфетки, которые, как оказалось потом, прятал наш дедушка.

И не важно чей год наступает: быка, тигра или обезьяны, главное, украсить елку так, чтобы она радовала домочадцев.

Варианты украшения елки:

Ну, а если нет возможности принести в дом зеленую красавицу, то можно придумать аналог,пусть не такой статный, однако не менее интересный!

Почти любой комнатный цветок можно украсить к Новому году или нарядить маленькую декоративную елочку.

В роли елки могут выступать и ветки деревьев.

Декоративные елочки своими руками:

Посмотрите как легко сделать елочку своими руками:

А эта не только красивая, но и вкусная елочка своими руками:

У вас остались обои или старые журналы?

Не забудем и про милые мелочи — украшаем дом:

Идеи украшения окон на Новый год.

Украшение дома не обходится без украшения окон. На шторы можно прикрепить снежинки, звездочки, шарики, гирлянду и многое другое.

Идеи украшения лестницы в частном доме.

Идеи украшения входа в дом.

У обладателей частных домов большие возможности по украшению входной зоны: венки, ветки еловые, фонарики на ступенях...

Кой-какие интересные идеи о украшении двора покажу в следующей статье!

На входную дверь в квартиру можно повесить бумажную гирлянду с надписью «С Новым годом», мишуру, шарики (лучше пластмассовые), еловую ветку и т.д.

Новогодние традиции разных стран мира.

В Шотландии праздник Нового года называют “Хогмани”. По обычаю на новогоднюю ночь поджигают бочки с дегтем и катят их по улицам, сжигая, таким образом, Старый год и приглашая Новый. Еще шотландцы считают, что от того, кто войдет первым в их дом в новом году, зависит удача или неудача в семье на весь следующий год. Большую удачу, по их мнению, приносит темноволосый мужчина, который вносит в дом подарки. Эта традиция называется “ферстфутинг”.

В Англии помимо ёлки дом украшается веточками омелы. Букетики омелы есть даже на лампах и люстрах, и, по обычаю, можно поцеловать человека, стоящего в середине комнаты под букетиком омелы.

В Болгарии традиционно встречают Новый год дома. Перед началом праздника самый младший в доме стоит возле елки и распевает гостям колядки. В Болгарии в канун Нового года приобретают кизиловые палочки - непременный атрибут новогоднего праздника (сурвачки). Сурвачка украшается красной ниточкой, головками чеснока, орехами, монетками, черносливом и сухофруктами. С сурвачками отправляются по гостям, заходят в дома и «стучат» ими по спине хозяев. Такие «побои» сулят удачу, здоровье и благосостояние в дом.

В Италии под Новый год принято избавляться от старых вещей, а Рождество ознаменовано сжиганием рождественского полена - большое деревянное полено, которое заблаговременно приносят в дом. По преданию считается, что горящее полено должно медленно тлеть до самого Нового Года, чтобы избавиться от всего плохого, сжечь все неприятности, которые происходили в доме в уходящем году.

Иранцы и те, кто использует в быту иранский календарь, отмечают новый год (Науруз — «новый день») 21 или 22 марта (ночь с 30 эсфанда на 1 фарвардина), в день весеннего равноденствия.

Новый год во Вьетнаме наступает весной и ему соответствует праздник Тет. В роли новогоднего дерева может выступать бамбуковый шест или кумкват.

В Грузии в первый день Нового Года не принято ходить друг к другу в гости без приглашения. Хозяин сам приглашает тех, кто, по его мнению, ассоциируется с добром. Такой гость должен непременно принести в дом сладости.

В Австрии на Новый Год принято дарить фарфоровых или стеклянных хрюшек, часто в виде копилки. По местным обычаям, такие свинки должны непременно принести богатство тому, кому они подарены.

В Германии и Франции предпочитают отмечать Новый Год в домашней семейной атмосфере. В Германии вся семья собирается за праздничным столом и происходит так называемый Бешерунг — традиционный обмен новогодними подарками.

Ну, и напоследок нашла наши русские Новогодние приметы и традиции!

Несколько суеверий:

1. Нельзя бить посуду – это к ссорам в доме

2. Нельзя ссориться за праздничным столом – это к несчастью

3. Нельзя оставлять новогодний стол пустым – к бедности и голоду

4. Нельзя выкидывать остатки еды с новогоднего стола – удачу прогоняете

5. Нельзя отказывать в гостеприимстве – денег в доме не будет.

А следующие приметы уж очень рекомендуют выполнить 31 декабря (кто это придумал?):

1. Купите новый веник и завяжите на нем бант из красной ленты, поставив в углу кухни метлой вверх. Это сулит наличие денег в доме;

2. Попросите у всех прощения;

3. Положить денежную купюру в карман, чтобы в следующем году не испытывать нужду в деньгах (!!!);

4. Оставьте домовому бокал вина и ложку салата на кухне;

Новогодние приметы:

— Если первый день в году веселый, то весь год будет таким. Кстати, Японцы начинают встречу Нового года с улыбок и смеха, они очень верят, что это приносит в дом счастье и благополучие. Я тоже так считаю: туда, где улыбки и хорошее настроение, всегда захочет заглянуть удача и благополучие, а счастье там наверняка уже живет!

— Последняя рюмка в канун Нового года принесет удачу тому, кто ее выпьет... Все, глаз не сведу с бутылки!!! Погодите-ка, в канун года, это значит еще до наступления праздника уже напиться надо?

- Если в этот день вы чихнете - это к благополучию — весь год будет счастливым... Так...Перца рассыплю!!!

- Новогодний стол должен ломиться от изобилия еды и напитков, чтобы в следующем году в доме был достаток.

— Чтобы приманить к себе финансовый успех, все 31 декабря и 1 января носите в кармане крупные купюры. Если на вашей одежде нет карманов, в бой курантов возьмите деньги в руки.

- Нельзя стирать одежду под Новый год, чтобы не навлечь беду на кого-нибудь из членов семьи...... Вот это первый раз слышу.

Жми !

Интересные семейные традиции:

«Письмо себе» . За 1 час до Нового года можно написать письмо самому себе. В письме опишите свои планы, мечты, надежды, пожелания самому себе. Письмо вложите в конверт, запечатайте и оставьте до следующего Нового года. На следующий Новый год откройте и обсудите, что исполнилось, а что не удалось реализовать.

«Семейная летопись» . Накануне Нового года соберитесь всей семьей и запишите все важные семейные события уходящего года. Это могут быть личные достижения каждого члена семьи, воспоминания о том, где удалось побывать в уходящем году, все важные моменты, которые у вас произошли. Можно завести книгу и каждый Новый год дополнять ее.

«Наша елка» . Украшением елки обязательно занимайтесь вместе. Подождите папу с работы или маму, пока освободится от мытья посуды... Сделайте украшение елки семейным волшебным ритуалом!

Уверена, что некоторые традиции Вам приглянулись и Вы сами можете придумать новые для своей семьи.

Приятных Вам предновогодних хлопот!

С уважением, Татьяна!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»