Развитие речи детей в повседневной жизни. Руководство связной речью детей в повседневной жизни. Методическая работа с воспитателями

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Скачкова Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 204"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проблема формирования развития речи у детей средней группы в повседневной жизни"
Дата публикации: 10.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Проблема формирования развития речи у

детей средней группы в повседневной жизни

Работа по развитию речи детей в нашей группе осуществляется в разных

видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на

других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности;

в повседневной жизни.

1. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи детей

в процессе работы с картиной и сюжетными картинками.

2. Обучать рассказыванию, связной речи.

3. Развивать и отрабатывать определенные положения, подвижность

органов артикуляционного аппарата детей (язык, губы, небо).

4. Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность голоса.

5. Формировать и отрабатывать у детей правильное звукопроизношение.

6. Способствовать развитию действий руки, формировать ручную

умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.

Цель: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста на

основе использования составления описательных рассказов и навыков

пересказа.

Активизировать движения пальцев рук; развивать моторику руки,

выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста.

Научить ребенка правильным движениям органов артикуляционного

аппарата.

Актуальность: речевого развития детей дошкольного возраста состоит в

том, что предметно-развивающая среда продуктивная деятельность с

использованием разных технологий по развитию мелкой моторики является

наиболее благоприятной для развития и коррекции речевых навыков детей,

их способностей.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте

является совершенствование монологической речи. Эта задача решается

через различные формы и методы речевой деятельности: пересказ

литературных произведений, составление описательных рассказов о

предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих

рассказов, а также сочинение рассказов по картине, серии сюжетных и

опорных картинок.

Перед каждым занятием по развитию речи проводим артикуляционную

гимнастику.

Артикуляционная гимнастика представляет собой занятия с ребенком, в

ходе которых задействуются небо, губы, язык и мимические мышцы.

Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она

приобретается благодаря совместным усилиям педагогов и родителей. В

первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением

звуков, которые мы произносим благодаря хорошей подвижности и

дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку,

это сложный двигательный навык.

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со

сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем,

при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы.

Кроме того, недостатки произношения отягощают эмоционально-

психическое состояние ребёнка. Дети, страдающие различными речевыми

нарушениями, глубоко переживают свои проблемы. Многие из них

становятся замкнутыми, раздражительными; отгораживаются от сверстников

и взрослых стеной молчания. Уже в раннем возрасте у таких детей могут

появиться неврозы. Тормозится и общее развитие детей. Без специального

обучения они начинают заметно отставать от нормы. Чтобы эта проблема не

возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной

гимнастикой как можно раньше. Артикуляционная гимнастика является

основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений

звукопроизношения.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра.

Хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые

игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей

импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами.

Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы,

животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых

игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем

самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями,

концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и

речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.

Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках

его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки,

видимой частью полушарий головного мозга. Слабое развитие моторики

сказывается на других видах деятельности у детей. Так, их рисунки

выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур

предмета.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную

пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,

исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению

письмом. Развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется

специальное внимание. Все упражнения проводятся в игровой форме.

Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики

являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения,

ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают

хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как

правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и

речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка

движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором,

стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению

артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее

важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного

мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Систематическое использование настольных игр значительно улучшает

грамматический строй речи детей.

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр

– развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод

ребенка на творческое, экспериментальное поведение.

Благодаря использованию настольных игр процесс обучения проходит в

доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой

Настольная игра развивает речь детей: пополняется и активизируется

словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная

речь, умение правильно выражать свои мысли.

Для развития умения слушать, понимать и пересказывать содержание текста можно использовать рассказы без наглядного сопровождения. Это позволяет ребенку выйти за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, побуждает использовать в речи сложноподчиненные предложения, слова, обозначающие свойства объектов и их действия.

Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В подобных играх дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие. Например, можно разложить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию. Более старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное восприятие.

Педагогические приемы, используемые для развития речи детей в повседневной жизни

В процессе игры

Во время свободной игры воспитатель может подсесть к ребенку и завязать с ним беседу: "Ой, какая красивая кукла! Это девочка? Как ее зовут?" При этом обращения взрослого не должны нарушать ход игры, они должны органично вплетаться в нее, способствовать ее обогащению.

Педагог может также собрать возле себя несколько детей, взять игрушку и обратиться к малышам: "А как зовут эту куколку? Ляля? Какое хорошее имя! А какое красивое платье у Ляли, какие туфельки!" Важно привлекать внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их: "А где у Ляли носик? Кто мне покажет? (или: "Покажи мне".) А где у Ляли глазки?"

Игру с ребенком желательно сопровождать стихами. Например:

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Идет бычок, качается.
Вздыхает на ходу:
"Ой, доска качается,
Cейчас я упаду".

А. Барто

На прогулке

Во время прогулки, обращая внимание детей на природные явления, животных, воспитатель может сопровождать свою речь короткими стихами. Например:

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлебца каравай,
Сколько хочешь, получай!
Дождик, дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Уж ты радуга-дуга,
Поведи меня в луга,
Там каша масляная,
Ложка крашеная.
Ветры по небу гуляют,
Ветры щеки надувают,
Дуют, дуют, листья рвут,
Злятся, злятся, травки мнут.
Комарики-макарики,
Довольно вам летать,
Довольно вам жужжать!
В лесу на опушке
Посреди лужайки
Три старые лягушки
Бренчат на балалайке:
Кокс-кваки-кваки-кокс.
Пришла во двор корова:
"Му! Я здорова.
Раздуты бока.
- Кому молока?"
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
В окна дождик гулко стукал.
Капли пели: кап-кап-кап!
Разбудили капли кукол.
Бродит ветер-косолап.
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко.
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись.
Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос,
Уходи, мороз, домой,
Стужу уводи с собой.
Ручеек, ручеек,
Неширок ты, неглубок,
Ты, как ниточка, идешь
Ну и что ж!
Ты бежишь и ты поешь.
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба!
Жили-были два жука,
Два жука веселых,
В зеленых камзолах,
В красивых сапожках,
На тоненьких ножках.
Улитка, улитка,
Открой свою калитку,
Покажи рожки.
Синий, синий василек,
Ты любимый мой цветок.

Перед сном

Укладывая детей спать, полезно напевать им короткие колыбельные песенки, негромко рассказывать подходящие стихи. Педагог может поинтересоваться у родителей, какие песенки они поют своим детям перед сном, какие стихи рассказывают. Некоторые малыши любят, чтобы взрослый пошептал любимый стишок на ушко.

Ниже представлены примеры стихотворений, которые можно прочитать детям перед сном.

Спать пора, уснул бычок.
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать.
Только слон не хочет спать.
Головой качает слон,
Он слонихе шлет поклон.

А. Барто

Спят ли волки?
Спят, спят.
Спят ли пчелки?
Спят, спят.
Спят синички?
Спят, спят.
А лисички?
Спят, спят.
А тюлени?
Спят, спят.
А олени?
Спят, спят.
А все дети?
Спят, спят.
Все на свете
Спят, спят.

А. Введенский

Спят луга, спят леса,
Пала божия роса,
В небе звездочки горят,
В речке струйки говорят,
К нам в окно луна глядит,
Малым детям спать велит.

А. Блок

Баю-баю-баю-бай,
Поскорее засыпай.
Наш мурлыка старый кот
Тихо песенки поет;
Баю-баю-баю-бай!
Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки,
Потягушечки,
Где игрушечки,
Погремушечки?

Г. Лагздынь

В процессе одевания

Одевая малышей после сна, собираясь на прогулку, нужно называть все предметы одежды и действия, разными способами побуждая детей к речевому общению. Например: "Так, надели ботиночки. Теперь что будем надевать? Курточку? Где твоя курточка, Люся? Ах, какая курточка, красная, с кармашками! Давай сначала одну ручку просунем в рукав, теперь другую. Где другая ручка? Куда она спряталась? Вот она, в рукаве, просовывай ее сюда. Молодец! Дай мне теперь шапочку. Вот и шапочку надели. Теперь можно идти гулять".

Маша варежку надела
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал!
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь - и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

Н. Саконская

Если малыш разбросал свои вещи, педагог может помочь ему сложить их аккуратно и прочитать такие стихи:

Вова-растеряшка,
Где твоя рубашка?
Может, серые коты
Унесли ее в кусты?
Может, заяц приходил?
Может, ежик утащил?
Может, плюшевый медведь
Захотел ее надеть?
Стал рубашку примерять -
И засунул под кровать.
Вова-растеряшка,
Вот твоя рубашка!

Л. Барбас

Мишка, Мишка, где штанишки?
Потерял, потерял.
У девчонок на орешки
Променял, променял.

Во время умывания, купания

Умывая, купая ребенка, совершая другие гигиенические процедуры, можно сопровождать действия ласковым разговором, стихами, песенками. Например.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Разговорная речь наиболее простая форма устной речи . Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

В психологии раскрывается разница между обычным (неподготовленным) диалогом и беседой.

Беседа — своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы — обсудить, выяснить какой-то вопрос. Для ведения беседы нужна предварительная подготовка участвующих лиц, в ней больше развернутых сообщений.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых.

Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора.

На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные, как почему? зачем? и др. Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д.

В «Программе воспитания в детском саду» для средней группы поставлена специальная задача: учить детей участвовать в беседе

Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность), а также ряд навыков поведения.

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни . Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях .

В младших группах речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей . Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду.

Воспитатели младших групп должны знать приемы, которые помогут в решении стоящих перед ними задач. Важно с самого начала расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? И т. д.). Это могут быть привлекательные игрушки (звучащая, движущаяся, би-ба-бо), яркие картинки, животные в уголке природы и т. д.

Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого возраста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки? И др.).

В более старшем возрасте можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.

Воспитатель сам вызывает детей на разговор (называет имя и отчество няни, имена некоторых детей). Если в первые дни пребывания в детском саду ребенок молчит, педагог должен быть особенно ласковым и упорным: приговаривать, общаясь с малышом, играть с ним, называть свои действия. В организации разговоров принимает участие и няня. Она побуждает детей обращенные к ней просьбы выражать словами, фразами.

В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком , используя для этого время прихода детей в детский сад, умывание, одевание, прогулки. Не нужно избегать разговоров и во время еды. Воспитатель обращается с общими вопросами к детям: вкусно ли, не остыло ли блюдо, узнали ли они свое любимое кушанье и т. д. Он приучает их к негромкому сдержанному разговору во время еды, подчеркивает, что никогда не говорят с пищей во рту.

Кроме таких кратких разговоров , вызываемых обстоятельствами, воспитатель предусматривает разговоры, которые он планирует как педагогический прием .

Специально организуемые плановые разговоры могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными . Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в младшей и средней группах. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового на участке или в уголке природы. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним (И Коля ходил?), подсказывающим вопросом, поощрением.

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений . При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг . Побудить к собеседованию на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в трамвае, что интересного видел в другом детском саду), которые вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.

Очень эффективный прием объединение детей разных возрастов , организация посещения другой группы . Гости расспрашивают об игрушках маленьких хозяев, о книгах и т. д.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд . Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются те же приемы , но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.

Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Речь – удивительное сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы пользоваться им”

Г. Гегель

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматриваются в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходится все линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Ребенку еще нет года, а он прислушивается к звукам речи, колыбельной песни и начинает осваивать и понимать родной язык. К году – первые слова, к двум – фразы, а в три года малыш использует около 1000 слов, речь становится полноценным средством общения.

Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и впервые годы жизни исключительно на родном языке.

Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение человека. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания, к его народному духу, к его поэзии ребенок должен приобщаться с первых годов своей жизни.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть, и культуры человека.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начать обучение родному языку, тем свободнее будет им пользоваться в дальнейшем.

Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми, а потому включения ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка.

Совокупность развитых у детей речевых умений и навыков и составляют языковую способность, которая позволяет ему принимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей.

Но лишь немногие дети стихийно достигают достаточного высокого уровня в развитии речи, поэтому необходимо проводить специальное обучение, направленное на овладение языком.

Основные задачи речевого развития:

  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Словарная работа.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи: диалогической и монологической.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Воспитание интереса и любви к художественному слову.

Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения. Удельные вес той или иной задачи тоже меняется при переходе от группы к группе. Нужно представлять основные линии преемственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и в последующей возрастной группе, и комплексный характер каждой задачи.

Овладение родным языком – стержень формирования личности дошкольника. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи: речи содержательной, логической, последовательной и организованной.

В формировании связной речи ярко выступает и взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связанное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отображает уровень умственного, эстетического и эмоционального развития ребенка. Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач формирования художественно-речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания детей. Так, обучение пересказу фольклорных, литературных произведений, творческое рассказывание очень важно при выборе языковых изобразительно-выразительных средств, для воплощения художественного образа, задуманного ребенком.

Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможность для нравственного воспитания – прежде всего, для воспитания любви, интереса к родному языку, его богатству, красоте. Воспитательное воздействие оказывает и содержание литературных произведений, а также содержание картин, народных игрушек. Ознакомление детей с литературой, пересказ, составление рассказов способствует формированию не только этических знаний и нравственных чувств, но и нравственного поведения.

Совместная целенаправленная работа, осуществляемая на занятиях, в повседневной жизни, помогает подвести ребят к осознанию самоценности всего окружающего, умению общаться с взрослыми и сверстниками, расширить словарный запас, звуковую сторону языка.

Звуки речи, отдельные элементы интонации, сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр – сами по себе нечего не обозначают, но без них не может существовать речь. Ребенок учится говорить, и для этого он должен предварительно научиться: артикулировать все характерные для данного языка фонемы, произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях, в соответствии с традицией, создавать интонацию.

От звукового оформления речи мо многом зависит сила воздействия на слушателей, поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи. Русский язык обладает сложной звуковой системой, что самым трудным для ребенка бывает усвоение артикуляции отдельных звуков. Но именно на основе анализа звукового строя языка создаётся база для осмысления процессов, происходящих в языке.

Работа над звуковой культурой речи с детьми дошкольного возраста включаю упражнения, проводимые со всеми элементами фонетики: развитие восприятия речи, формирование речевого аппарата, речевого слуха, интонация, темп речи.

Основной задачей работы детей с детьми шестого года жизни по усвоению фонетической стороны речи и правильному произношению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков правильной выразительной речи.

В специальных упражнениях детям предлагаю дифференциацию пар звуков, провожу различение свистящих, шипящих и сонорных, мягких и твердых звуков – изолированных, в словах и фразовой речи. Сначала детей учу вычленять из фразы слова с одним из дифференцируемых звуков, а затем им предлагают поочередно вычленять слова с оппозиционными звуками.

Для обработки дикции, силы голоса, темпа речи, использую скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Дети учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически, интонационно продолжающее это предложение.

Детей приучаю менять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Специальные задания побуждают детей использоваться вопросительные, восклицательной, повествовательной интонацией, а это умение необходимо им для построения связного высказывания.

В процессе развития речи ребенок овладевает грамматическим строем языка, то есть правилами и нормами, по которым данный язык живет.

В сознательном усвоении ребенком грамматического строя речи заложены предпосылки для развития связной монологической речи, осознания его особенностей, формирования обобщений явлений языка и речи.

Словообразование и словотворчество в дошкольном возрасте рассматривается как развивающее, обеспечивающее формирование собственно языковых лексико-грамматических обобщений. К.И. Чуковский показал, что словотворчество является закономерным этапом в усвоении норм и правил словообразования. По его мнению, ребенок путем аналогий усваивает словарный состав и грамматический строй родного языка.

В процессе формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста, закладываются умения оперировать синтаксическими единицами, обеспечивать сознательный выбор языковых средств, в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Необходимо научить ребенка сознательно пользоваться грамматическими средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей и в построении любого типа высказывания, а также понимать уместность употребления разных типов предложений в разных контекстах.

При формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста их необходимо обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает трудности. При этом даю детям ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитываю языковое чутью, внимательное отношение к языку, критическое отношение к своей и чужой речи, желание правильно говорить. Детей обучаю выбирать из ряда слов словообразовательную пару. Они учатся находить однокоренные слова, разбросанные в тексте, и наоборот – образовывать однокоренные слова, исходя из смысла текста.

Развитие речи включает не только расширения общего объёма слов, но и воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, к его значению. Каждое слово именует определенное представление, образ и понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающем в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. Чтобы осознать смысловую сторону слова, ребенок проходит длинный путь на протяжении всего дошкольного детства и на каждом возрастном этапе по-разному понимает значения слов. Понимание речевого сообщения окружающих обусловлено, с одной стороны, практическим опытом ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром, с другой стороны, – его собственным опытом языкового общения.

Одним из важных принципов словарной работы с дошкольниками – это принцип работы со значением слова. Прежде всего, связан с объединением слов в тематические группы и расширением ассоциативных связей между словами. То есть слово усваивается ребенком быстрее, если обучение его употреблению связано со смыслом.

Основу обогащения детского словаря составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания, те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Словесные обозначения предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей действительности. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и качественном совершенствовании (уточнении значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Все виды лексической работы проводятся в виде словесных игр, упражнений, выполнения творческих заданий во взаимосвязи с другими речевыми задачами.

Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника и представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

В формировании связной речи – т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной – особенно отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития детей. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами связи.

В старшем дошкольном возрасте развитию связной речи придаётся особая роль. При пересказе художественных произведений учу детей связно, последовательно и выразительно выстраивать текст, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

При составлении рассказа по картине формирую умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывая место и время действия, придумывая события предшествующие и изображенным и последующим за ним. В рассказывании по серии картинок формирую умение развивать сюжетную линию.

Особую роль отвожу развитию интонационной стороны речи, таким её элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи и правильности использования в зависимости от ситуации.

Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям художественных произведений, дети научатся замечать настроение близких и окружающих людей. У них формируются гуманные чувства, способность проявлять чуткость, доброту, различать несправедливость. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.

Одна из задач ознакомления с художественной литературой, научить детей слушать. Только научившись слушать чужую речь, они получат возможность запоминать её содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

В старшей группе предусматривается чтение авторских произведений большого размера, чтобы помочь запомнить сюжет произведения, лучше усвоить текст использую следующие приемы: игровые действия детей, предметная наглядность, объяснение непонятных слов еще до чтения произведения, ведение слов – этических оценок поступков героев, привлечение внимания к грамматическим конструкциям текста, замене их синонимичными конструкциями, сравнение двух произведений сходных по теме или противопоставляет поведении двух героев, постановка поисковых вопросов.

Занимательные игры со словом побуждают детей думать, рассуждать, искать, творить, у детей появляется интерес к познавательной деятельности.

“Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьют духовную силу и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить не один естествоиспытатель. Оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которых он живет, с его историей и его стремлениями, как не мог познакомить не один историк. Оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик. Оно, наконец, даёт такие логические понятия и философские воззрения, которые не мог бы дать ни один философ”.

В этих словах великого педагога К.Д. Ушинского указан не только, ожидаемый результат усвоения родного языка, но и метод его изучения: доверие к языку – учителю, который не только учит многому, но и учит удивительно легко.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и изобразительной деятельности (лепка) подготовительная группа

“Животный мир жарких стран”

Программное содержание:

  • формировать умение составлять описательный рассказ о животных, отвечать на вопросы, отгадывать загадки;
  • научить лепить животных Африки (слона, жирафа, львицу, зебру, крокодила) из пластилина, подбирать соответствующий цвет;
  • знакомить с особенностями строения животных жарких стран;
  • развивать мелкую моторику;
  • воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение к животным.

Оборудование: иллюстрации животных жарких стран, Айболит, заготовка фона Африки, пластилин, дощечки, стеки, салфетки, музыкальные композиции, технические средства: проектор, ноутбук, магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент. Слайд 1. Приветствие “Здравствуйте”

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, беленький снежок! Здравствуйте, гости дорогие. Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!

Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей. И однажды бегемота, Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор … Айболит. Слайд 2

2. Беседа по сказке К. Чуковского “Доктор Айболит” Слайд 3

Расскажите дети, кто написал сказку о докторе?

Кого лечит доктор Айболит?

Кто однажды к нему прискакал?

Что сообщалось в телеграмме?

Ребята помогите доктору Айболиту, отправимся с ним в Африку.

– Какие еще материки вы знаете?

– Ребята, кто помогал доктору Айболиту добираться до Африки? (Волки, кит, орлы).

А сегодня я предлагаю поехать на поезде.

Динамическая пауза “Мы едем, едем, едем в далекие края” Слайд 4

Слайд 5. Вот у нас какая Африка! Только что-то она какая-то пустынная.

– Кого здесь не хватает?

3. Игровое упражнение: Отгадай, кто это?

Ребята, а хотите, узнать какие животные живут в Африке? Но для этого нужно отгадать загадки.

  • Лошадь как лошадь,
    Но только в полоску,
    Видел когда-нибудь
    Лошадь – матроску?
    Зебра слайд 6
  • Нам с поляны шлет поклон
    Толстый, добрый, умный
    Слон слайд 9
  • Вот так ноги! Вот так шея!
    Не видали вы длиннее!
    Словно вышка между трав
    Возвышается …
    Жираф слайд 7
  • Толстокожий, толстогубый,
    А во рту четыре зуба
    Если он раскроет рот,
    Булки просит …
    Бегемот слайд 10
    По реке плывет бревно-
    Ох, и злющее оно!
    Тем, кто в речку угодил,
    Нос откусит …
    Крокодил слайд 8
  • Уж очень вид у них чудной:
    У папы локоны волной,
    А мама ходит стриженной.
    За что она обижена
    недаром часто злится
    На всех мамаша …
    Львица слайд 11

Вот как много животных вы знаете.

4. Составление описательных рассказов по предложенному плану. Слайд 12

Давайте посмотрим их на иллюстрации, сможем ли узнать их.

– Что характерно для жирафа? Расскажите о нем, опишите его цвет, особенности строения, способа передвижения, питания. Дети описывают жирафа.

– Что мы знаем о слоне, крокодиле, льве?

Опиваются все животные.

5. Упражнение “Проговори скороговорку”

Какое животное начинается на звук “с” (слон) Слайд 13

Научимся говорить скороговорку о слоне в разном темпе:

Слоненок удивил ребят,
Слоненок стал на самокат,
Немножко покатался –
И самокат сломался.

Динамическая пауза. “Звериная зарядка” Слайд 14

Слайд 15. Ребята, животные не появились.

6. Практическая работа.

Давайте сделаем этих животных и поместим в Африку. Сначала каждый решит, какое животное он будет выполнять, подберем нужный пластилин.

Из каких частей состоит животное? (туловище, голова, конечности, хвост) Слайд 16

Изготовление основных деталей, способом скатывания.

Затем отделка его дополнительными деталями: сделаем длинную шею жирафу и пятнышки, крокодилу пасть, зебре полоски, слону большие уши, хобот.

Готовое животное поместим в Африку.

Итог занятия Слайд 17

Рассматривается композиция. О каких животных мы сегодня говорили и поместили в Африку? (Дети перечисляют) Вот так Африка! Ну и Африка.

Ребята, наше путешествие окончено. Доктор Айболит на прощание советует вам, чаще мыть руки, делать зарядку и тогда вы не будете болеть. Закройте глазки и мы переносимся как по волшебству в детский сад. Слайд 18



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»