Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Удельнинская гимназия
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся
Выжелевская А.П., учитель начальных классов
Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.
Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».
Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.
В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:
Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;
Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
Формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
Формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:
- Ученик – патриот и гражданин
Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
- Ученик и его нравственность
Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
- Ученик и его интеллектуальные возможности
Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.
- Ученик и его здоровье
Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
- Ученик и его карьера
Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.
- Ученик и его семья
Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.
- Общение и досуг
Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:
Сформировать у обучающихся:
Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;
Ценностное и творческое отношение к учебному труду;
Ценностное отношение к своему здоровью;
Ценностное отношение к природе;
Мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.
Дать представление:
О наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
Об эстетических ценностях отечественной культуры;
О необходимости сознательно заниматься учебным трудом;
О роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
О необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни
Заложить основы:
Смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;
Социальной и межкультурной коммуникации;
Готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,
Уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
Отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;
Понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.
В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.
- Классный час. Первый классный час я всегда посвящаю дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.
- Беседы на этические темы.
Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.
Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения) , «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись»(урок-сказка),«Человек среди людей», « Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.
- Встречи с участниками и ветеранами войны.
Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.
- Ежегодная благотворительная акция «Спишите делать добро».
Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.
- Экскурсии.
Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально – ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические.16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.
Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.
Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.
Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.
Духовно - нравственное воспитание учащихся
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.
В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
Главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях
Общечеловеческие ценности
Любовь к матери
Патриотизм.
Любовь к Родине
Свобода воли
Добро и зло
Самовоспитание
Добродетель
Совесть
Надежда
Традиционными источниками нравственности являются:
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Труд и творчество
Искусство и литература
Природа
Религия
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. Поэтому свою работу с классом я всегда начинаю с воспитания чувства гордости за свою семью, уважения к семье, стремления заботиться о семье.
В классе мы проводим:
- конкурсы рисунков и фотографий «Традиции моей семьи»,
Конкурсы сочинений «Истории из детства моих родителей», «Руки бабушки моей», «Папа может все» и пр.,
классные часы «Моя семья - мое богатство», «Где служили наши деды и отцы?», «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках»
Проекты, классные часы:
Создание родословного древа,
«История моего имени»,
«Откуда пошла моя фамилия?»
«Помни корни свои» и пр.
Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области, края.
Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине. Знать традиции своего края, его богатства, культуру, экологию, людей - круг тем, способствующих воспитанию гражданина. Здесь интересной формой воспитания является экскурсия: в школьный музей, городской музей, музеи городов области и по возможности России. И нтернет - технологии помогают совершать нам виртуальные экскурсии. К тому же ребята во время каникул выезжают с родителями и потом в классе с удовольствием показывают слайд - шоу.
Изучая историю малой родины, мы проводим классные часы -Уроки Мужества, часы Памяти, принимаем участие в школьных акциях «Вахта памяти», в концертах для ветеранов .
Всегда познавательно проходят встречи с интересными людьми нашего края («Где родился, там и пригодился», «Родину, как мать, не выбирают»), с представителями разных государственных органов
Формы работы с детьми, применяемые мною:
индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование,
создание предметов декоративно-прикладного творчества
.
Воспитание ребенка идет через его творчество, через игру. Мы рисуем, сочиняем, конструируем, творим и презентуем плоды своего мастерства.
Проведение праздников и мероприятий.
Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии,
виртуальный музей, создание презентаций).
Исследовательская деятельность учащихся.
Социальные проекты помогают становлению неравнодушной личности, способствуют воспитанию гражданской позиции ребят. С 1 класса пытаюсь вовлекать ребят в такую деятельность. Сначала это небольшие проекты: «Украсим планету», «Чистота - залог здоровья», «Мы вас ждем, товарищ птица», «Слова, родные с детства», «Тайна школьного портфеля», «Помни корни свои» .
Исследовательская деятельность способствует изучению истории, культуры родного края, языка.
Экскурсии.
Организация выставок.
Ребята с удовольствием принимают участие в выставках своего творчества: «Осенний букет», «Овощные фантазии», «Наш класс - одни таланты», «Модульное оригами» и пр.
Тематические и творческие вечера.
Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев, школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.
Краеведение - одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. В течение ряда лет я веду кружок: «Доноведение ».
Формы работы с родителями:
Лекторий для родителей.
Выставки, конкурсы.
Предполагаемый результат (выпускник)
Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к
добру.
Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим
людям.
Потребность к сопереживанию.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном
служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь,
долг, честь, Родина, вера.
Приобщение к опыту православной культуры.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек - это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» и хочется верить, что дети нового поколения будут настоящими гражданами своей страны.
Школой любви и уважения, доверия становятся для детей и родителей совместные праздники, вечера, походы, дни здоровья, «Веселые старты»
Формы работы с родителями:
Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
Лекторий для родителей.
Выставки, конкурсы.
Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции
процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
Совместно организованные с родителями праздники.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (составная часть основной образовательной программы
ПрограммаИз существенных сторон духовно -нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся основано на...
Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе
ДокументНа основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся . В концепции духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России...
Пояснительная записка 4 1 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14
Пояснительная записка... духовно -нравственного развития и воспитания личности духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...
- Пояснительная записка
... духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...
Пояснительная записка 3 1 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 8
Пояснительная записка... духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа... духовно -нравственного воспитания российских школьников (далее - Концепция). В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой ...