Духовно нравственное воспитание обучающихся. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Выжелевская А.П., учитель начальных классов

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;

Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

Формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

Формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:

  • Ученик – патриот и гражданин

Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • Ученик и его нравственность

Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Ученик и его интеллектуальные возможности

Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

  • Ученик и его здоровье

Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

  • Ученик и его карьера

Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

  • Ученик и его семья

Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

  • Общение и досуг

Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:

Сформировать у обучающихся:

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

Ценностное и творческое отношение к учебному труду;

Ценностное отношение к своему здоровью;

Ценностное отношение к природе;

Мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

Дать представление:

О наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

Об эстетических ценностях отечественной культуры;

О необходимости сознательно заниматься учебным трудом;

О роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

О необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

Заложить основы:

Смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;

Социальной и межкультурной коммуникации;

Готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,

Уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

Понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

  • Классный час. Первый классный час я всегда посвящаю дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.
  • Беседы на этические темы.

Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения) , «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись»(урок-сказка),«Человек среди людей», « Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.

  • Встречи с участниками и ветеранами войны.

Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.

  • Ежегодная благотворительная акция «Спишите делать добро».

Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.

  • Экскурсии.

Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально – ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические.16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.

Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.


Духовно - нравственное воспитание учащихся

В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан - истинных патриотов, самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами.

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.

Главная цель нравственного воспитания - это воспитание нравственного человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях

Общечеловеческие ценности

    Любовь к матери

    Патриотизм.

    Любовь к Родине

    Свобода воли

    Добро и зло

    Самовоспитание

    Добродетель

    Совесть

    Надежда

Традиционными источниками нравственности являются:

    Патриотизм

    Социальная солидарность

    Гражданственность

    Семья

    Труд и творчество

    Искусство и литература

    Природа

    Религия

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. Поэтому свою работу с классом я всегда начинаю с воспитания чувства гордости за свою семью, уважения к семье, стремления заботиться о семье.

В классе мы проводим:

- конкурсы рисунков и фотографий «Традиции моей семьи»,

Конкурсы сочинений «Истории из детства моих родителей», «Руки бабушки моей», «Папа может все» и пр.,

    классные часы «Моя семья - мое богатство», «Где служили наши деды и отцы?», «Нет женщины прекраснее на свете, чем женщина с ребенком на руках»

Проекты, классные часы:

    Создание родословного древа,

    «История моего имени»,

    «Откуда пошла моя фамилия?»

    «Помни корни свои» и пр.

Следующая ступень развития гражданина России - это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни его родного города, области, края.

Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Любовь к стране начинается с любви к своей малой родине. Знать традиции своего края, его богатства, культуру, экологию, людей - круг тем, способствующих воспитанию гражданина. Здесь интересной формой воспитания является экскурсия: в школьный музей, городской музей, музеи городов области и по возможности России. И нтернет - технологии помогают совершать нам виртуальные экскурсии. К тому же ребята во время каникул выезжают с родителями и потом в классе с удовольствием показывают слайд - шоу.

Изучая историю малой родины, мы проводим классные часы -Уроки Мужества, часы Памяти, принимаем участие в школьных акциях «Вахта памяти», в концертах для ветеранов .

Всегда познавательно проходят встречи с интересными людьми нашего края («Где родился, там и пригодился», «Родину, как мать, не выбирают»), с представителями разных государственных органов

Формы работы с детьми, применяемые мною:

    индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.

Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование,
создание предметов декоративно-прикладного творчества .

Воспитание ребенка идет через его творчество, через игру. Мы рисуем, сочиняем, конструируем, творим и презентуем плоды своего мастерства.

    Проведение праздников и мероприятий.

    Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии,
    виртуальный музей, создание презентаций).

Исследовательская деятельность учащихся.

Социальные проекты помогают становлению неравнодушной личности, способствуют воспитанию гражданской позиции ребят. С 1 класса пытаюсь вовлекать ребят в такую деятельность. Сначала это небольшие проекты: «Украсим планету», «Чистота - залог здоровья», «Мы вас ждем, товарищ птица», «Слова, родные с детства», «Тайна школьного портфеля», «Помни корни свои» .

Исследовательская деятельность способствует изучению истории, культуры родного края, языка.

    Экскурсии.

Организация выставок.

Ребята с удовольствием принимают участие в выставках своего творчества: «Осенний букет», «Овощные фантазии», «Наш класс - одни таланты», «Модульное оригами» и пр.

Тематические и творческие вечера.

Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности, являются кружки и спортивные секции, творческие объединения ребят, праздники, выставки детских работ, экскурсии, посещение музеев, школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Краеведение - одна из форм воспитания духовно-нравственной личности. В течение ряда лет я веду кружок: «Доноведение ».

Формы работы с родителями:

    Лекторий для родителей.

    Выставки, конкурсы.

    Предполагаемый результат (выпускник)

    Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к
    добру.

    Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим
    людям.

    Потребность к сопереживанию.

    Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном
    служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь,
    долг, честь, Родина, вера.

    Приобщение к опыту православной культуры.

    Деятельное отношение к труду.

    Ответственность за свои дела и поступки.

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек - это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» и хочется верить, что дети нового поколения будут настоящими гражданами своей страны.

Школой любви и уважения, доверия становятся для детей и родителей совместные праздники, вечера, походы, дни здоровья, «Веселые старты»

Формы работы с родителями:

    Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

    Лекторий для родителей.

    Выставки, конкурсы.

    Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции
    процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

    Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

    Совместно организованные с родителями праздники.

  1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (составная часть основной образовательной программы

    Программа

    Из суще­ственных сторон духовно -нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся основано на...

  2. Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе

    Документ

    На основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся . В концепции духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

  3. Пояснительная записка 4 1 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 14

    Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  4. Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  5. Пояснительная записка 3 1 программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 8

    Пояснительная записка

    ... духовно -нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее - Концепция). В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Примерная программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся ...

  6. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

    Программа

    ... духовно -нравственного воспитания российских школьников (далее - Концепция). В соответствии со Стандартом, Концепция и Программа духовно -нравственного развития и воспитания обучающихся являются основой ...



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»