Типология моделей семьи. Плюсы и минусы различных стилей супружеских отношений Основные модели семейных отношений

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Комплементарный брак – это такой союз, в котором каждый из партнеров занимает то же положение, какое он имел по отношению к братьям или сестрам в родительской семье. Частично комплементарные отношения возникают в том случае, если один или оба партнера в родительской семье имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых по крайней мере один устанавливается с партнером. В некомплементарном браке разногласия и противоречия могут появиться на почве первенства или подчинения в семье.

Концепция дублирования родительских свойств предполагает, что человек учится выполнять мужскую или женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношения родителей. Он обучается супружеской роли на основе отождествления себя с родителем того же пола. Отождествление, идентификация – элементарная психологическая реакция, заключающаяся в том, что индивидуум мысленно приравнивает себя к другому человеку (родителю).

Подчас не замечая, он перенимает способ мышления, идеи и ценности, а самое главное – эмоциональные реакции и внутренние состояния, неосознанно или сознательно старается уподобиться родителю, поэтому одобряет его стандарты поведения и приспосабливается к его оценкам. Личность индивидуума и родителя сливаются. В эту схему включается и роль родителя другого пола: формы родительских отношений становятся эталоном.

В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к внутренним схемам-ожиданиям. Под влиянием влюбленности человек некоторое время может проявлять «уступчивость» или, вернее, «близорукость», частично отказываясь от реализации своей программы ради партнера, желая приспособиться к нему. Обычно это вызывает внутреннее противоречие, поэтому появляется стремление вернуться на запрограммированный путь.

Социальное наследование личностных свойств и поведенческих шаблонов определяет и сходство супружеских отношений, которые также наследуются, поэтому мы часто повторяем не только выбор партнера, но и многие ошибки и проблемы родителей. Два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка. Первым важным измерением является доминирование в семье (кто из родителей «командовал», а кто подчинялся), вторым – общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие) взаимоотношений. Сравнение отношений в благополучных и конфликтных супружеских парах показывает, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве, их редко наказывали, чаще ласкали.

Различают также брак симметричный, комплементарный и ме-такомплементарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто из них не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или компромисса. В комплементарном браке один распоряжается, дает приказания, другой ожидает совета или инструкции. В метакомплементарном браке ведущего положения достигает тот, кто реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя своим партнером.

Нет универсального ответа на вопрос, как достигнуть семейного счастья. Одни супруги постоянно ссорятся из-за мелочей, а потом быстро мирятся. Другие же разводятся, столкнувшись с первыми трудностями в семейной жизни. Как появляется любовь и как она уходит навсегда? Какая модель отношений идеальна для вашей пары? Чего не хватает вашим отношениям? Что изменить, чтобы семейное счастье не скрылось за горизонтом? Послушаем советы профессионального психолога.

Каждый союз между мужчиной и женщиной индивидуален. Здесь сложно что-либо обобщить и выделить какие-либо закономерности. Однако психологи выделяют несколько основных стилей семейных отношений. Может быть, и вы узнаете свою семью в одной из предложенных моделей брачных союзов. В любом случае знакомство с данной классификацией не будет лишним. Вы поймете, как не следует себя вести, и поймете, кто играет главную скрипку в вашей паре.

Первая модель – классическая.

Во многих семьях наших родителей, бабушек и дедушек принято, что мужчина добивается успеха в карьере, а женщина является хранительницей домашнего очага. Как правило, такие союзы очень крепкие, так как партнеры – это не просто муж и жена, но и игроки, которые играют в одной команде.

Такие союзы возникают между людьми с похожими жизненными целями и интересами. Такие люди стараются все делать вместе. Супруги создают традиции и ритуалы, а главной их мечтой является – жить долго и счастливо. Муж и жена обычно исповедают одинаковые жизненные принципы и стараются все свободное время проводить вместе.

Сильные стороны.

В первую очередь, такие союзы отличаются постоянством и стабильностью. Обязанности распределены, семейная жизнь безмятежна и конфликты являются достаточно редким явлением. Супруги умеют находить компромиссы и стараются избегать противоречий.

Минусы.

С течением времени стабильность может приедаться и начинать казаться рутиной. Необходимо уметь освежать отношения и привносить в семейную жизнь толику непредсказуемости.

Совет психолога.

Не бойтесь делать глупые поступки. Помните барона Мюнхгаузена, который говорил, что все самые страшные ошибки совершаются с умным выражением лица. Оставьте мужу записку с признанием любви, пригласите его на свидание, пришлите красивую открытку по e-mail, пополните список семейных традиций новыми ритуалами. Пусть ваша совместная жизнь играет всеми цветами радуги!

Вторая модель – каждый сам за себя.

Бывают союзы, где оба супруга – самодостаточные и уверенные в себе личности. Оба супруга многого добились в жизни. Такие люди склонны воспринимать мужа или жену как равноправных партнеров.

Если вы и ваш муж стремитесь быть самодостаточными личностями и не зависеть друг от друга, возможно, это тип вашего брачного союза. Такая модель брака подходит для людей, которые даже в браке предпочитают сохранять определенную долю самостоятельности и хотят многого достичь в жизни.

Муж и жена в таких союзах не признают распределения обязанностей по половому признаку. Супруги никогда не откажутся от интересной работы ради семьи, оба с удовольствием готовят семейные ужины и не переживают по этому поводу. Супруги часто расстаются на время и нередко отправляются в путешествия поодиночке. И муж, и жена в таком браке уважают личное пространство друг друга.

Сильные стороны.

Вкушая все прелести семейной жизни, супруги не ущемляют и собственные интересы.

Минусы.

Такие люди весьма эгоистичны и превыше всего ценят независимость. Для того чтобы создать гармоничные семейные отношения, необходимо иногда уметь наступать на горло собственной песне и принимать решения, которые будут удовлетворять обе стороны. Нежелание поступиться собственными интересами часто приводит к краху семейных отношений.

Совет психолога.

Для того чтобы семейная жизнь была счастливой и безмятежной нужно учиться жить интересами друг друга. Если жена любит живопись, муж может составить ей компанию. Жена же может сходить со своим супругом на футбольный матч или поиграть с ним в бильярд.

Можно попробовать составить список дел, которые доставляют удовольствие обоим. Раз люди любят друг друга, значит, у них есть много общего. Нужно создавать семейные ритуалы, которые будут радовать и сближать членов семьи.

Третья модель – нет жизни без тебя.

Такой брачный союз соединяет людей, которые не представляют своей жизни друг без друга. Муж и жена живут интересами друг друга и верят, что будут жить счастливо до конца своих дней. Они создают семейный уют, особо не зацикливаясь на деталях, считая, что с любимым и в шалаше – настоящий рай. Смысл жизни для них заключен в заботе о близких, и, в первую очередь, друг о друге. Супруги оберегают свой мирок от внешних вторжений.

Эта модель семейных отношений подходит тем, кто считает самым главным в жизни - достичь спокойствия, укрывшись от жизненных неурядиц в уютной тиши собственного дома.

Партнеры все делают сообща и никогда не спорят о распределении обязанностей. Все бытовые вопросы решаются легко и без ссор. Главными ценностями в таких семьях являются взаимопонимание и любовь. Благосостояние и карьерный рост в данном случае не являются фетишем для мужчины и женщины, вступивших в брак. Гораздо больше удовольствия доставляет совместное времяпрепровождение, чем достижение каких бы то ни было высот вне семьи.

Сильные стороны.

На супруга можно положиться в любом начинании. От близкого человека всегда можно ожидать поддержки, ободрения, понимания. И муж, и жена в подобных союзах готовы пойти на любые жертвы ради счастья партнера.

Минусы.

Не всегда стоит зацикливаться друг на друге. Вокруг масса интересных вещей, знакомство с которыми может доставить удовольствие как всей паре, так и каждому супругу в отдельности. Чтобы не надоесть друг другу, очень важно иметь собственные интересы и увлечения. Растворяясь в партнере, мы нередко теряем себя как личность. С течением времени, когда пылкие чувства отходят на второй план, накопившиеся проблемы в состоянии разрушить даже самые крепкие отношения.

Совет психолога.

Тем, кто относит свои семейные отношения к данному типу, необходимо помнить о необходимости сохранения собственных интересов и устремлений. Проникаясь интересами друг друга, не забывайте о том, что вы – самодостаточная личность. В такой модели отношений как ни в одной другой важна творческая и карьерная реализация супругов. Если карьера не прельщает вас, можно попробовать посещать тренинги личностного роста или найти себе увлечение по душе. Стоит попробовать добиться чего-либо без помощи супруга, и вы увидите, как это приятно - гордиться своими достижениями. Не стоит ревновать друг друга к увлечениям и интересам. Лучшее средство от скуки и однообразия в семейных отношениях – умение находить себе интересные занятия, наслаждаться которыми можно и в одиночестве. Для ощущения счастья в браке просто необходимо одновременно ощущать и собственную личную свободу.

Четвертая модель – равноправные партнеры.

В таком союзе у партнеров есть собственные интересы, которые они ценят превыше всего. Их интересы практически не пересекаются. Со стороны кажется, что они и живут вместе по необходимости. Каждый сам решает свои проблемы, а обсуждаются лишь те вопросы, от решения которых зависит совместная жизнь.

Супруги четко расписывают обязанности по хозяйству, редко устраивают вечеринки, практически никогда не ездят вместе в отпуск.

Сильные стороны.

Сильными сторонами такого брака являются порядок и отсутствие сильных потрясений. Такие союзы отличаются стабильностью и редко распадаются, не смотря на отсутствие сильных чувств. В таком браке сантименты и чувства с успехом заменяются здоровым прагматизмом. Однако стоит отметить, что бывает и так, что партнеры расстаются как только меняется привычный уклад их жизни.

Совет психолога.

Если и мужа и жену устраивают предсказуемость и стабильность в семейных отношениях, возможно и не стоит что-либо менять. “От добра добра не ищут”. Вот если такие отношения приелись и наскучили, наверняка стоит поискать способы для их улучшения.

Такие семьи очень часто живут душа в душу. Нужно лишь уметь взглянуть на своего супруга по-новому, и вызвать у него неподдельный интерес к своей персоне. Попробуйте устроить второй медовый месяц. Продумайте все до мелочей и обольстите собственного мужа. Постарайтесь начать жизнь с чистого листа, забыв прожитые по негласной договоренности годы. Впустите в вашу жизнь романтику и спонтанность.

Пятая модель – муж и жена – одна сатана.

Данная модель является самым гармоничным типом брачных союзов. Партнеры нацелены на долгосрочные отношения, все проблемы решают вместе. Они создают уютное семейное гнездышко, в котором им обоим удобно существовать и развиваться как личностям.

Супруги имеют общие цели в жизни, одинаковые приоритеты и взгляды на жизнь. Сильные стороны такого брака - свобода от стереотипов и отсутствие предсказуемости.

Партнеры в таких браках распределяют обязанности, но часто заменяют друг друга при их исполнении. Правила и традиции существуют, но часто изменяются и усовершенствуются. На первом плане всегда интересы семьи, а уж потом личные цели. Ради общего дела оба супруга готовы поступиться собственными интересами. Супруги, выбирающие подобную модель отношений, как правило, активные и яркие личности. Они часто устраивают вечеринки и торжества по разным поводам.

Сильные стороны.

Эти отношения можно назвать близкими к идеальным. Крепкие семьи строятся именно на стремлении заботиться друг о друге, открытости внешнему миру, способности поддержать партнера в трудную минуту. В таких семьях царят хорошее настроение и положительные эмоции.

Если вы можете отнести свой брак к данной модели супружеского союза, вам можно только позавидовать. Такие семьи очень редко распадаются и не нуждаются практически ни в каких рекомендациях.

Совет психолога.

Посоветовать здесь можно разве что более внимательно присматриваться к друг другу для того, чтобы отношения не стали поверхностными. Не позволяйте активной общественной жизни и светским вечеринкам вытеснить из вашей жизни самое главное – человека, который рядом с вами.

В заключении хочется сказать. Что идеальной модели отношений не существует, как, впрочем, и идеальных людей. Однако это не значит, что не стоит стремиться к идеалу. Пусть он далек и недостижим, но он помогает нам делать отношения с окружающими нас людьми более гармоничными и счастливыми.

Самое главное – стараться найти такую модель отношений, которая устраивала бы обоих супругов. То, что подходит одним, может быть противопоказано другим. Нет универсальных рецептов семейного счастья. Всегда надо искать компромиссные варианты. Избегайте недоговоренностей, обсуждайте все проблемы, достигайте решений конфликтов, которые устраивают обе стороны. Если люди любят друг друга и хотят быть вместе, им нипочем никакие перипетии семейной жизни.

1. Социально-психологическая модель семейных отношений

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья -- это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак -- легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация -- жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также обще культурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья -- это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества -- родительства -- родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи. Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения.

Выделяются моногамная и полигамная семьи. Моногамная семья состоит из брачной пары -- мужа и жены; полигамная -- это брак одного с несколькими (полиандрия -- брак одной женщины с несколькими мужчинами, полигиния -- брак одного мужчины с несколькими женщинами).

Наиболее архаичным типом является патриархальная (традиционная) семья. В ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи. В патриархальной семье, как правило, царят основы авторитарности. Семьи с чертами патриархальности сохранились в сельской местности, в малых городах.

В последние десятилетия растет число малых семей, состоящих из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). Наблюдается рост неполных семей, возникших в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов (чаще мать) воспитывает детей. Такую же структуру имеет материнская (внебрачная) семья, которая отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: каждый шестой ребенок появляется у незамужней мамы. Часто ей всего 15-16 лет, она не в состоянии ни содержать ребенка, ни воспитывать его. Зрелые женщины (возраст около 40 лет и выше) стали создавать материнские семьи, сознательно сделав выбор «родить для себя».

Социально-психологическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи семьи пассивные. Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций. Различают семьи по способам реагирования на стрессовые, конфликтные ситуации и нормативные кризисы (связанные с определенными этапами семейного функционирования). В основу данной типологизации положен феномен психологического здоровья семьи -- интегральный показатель ее функционирования, который отражает качественную сторону социально-психологических процессов семьи, показатель социальной активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессиональной сфере, а также состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех ее членов.

Этот показатель характеризует два основных типа семей.

Благополучные семьи. Их проблемы, как правило, вызваны внутренними противоречиями и конфликтами, которые связаны с изменяющимися условиями жизнедеятельности в социуме: 1) с чрезмерным стремлением защитить друг друга, помочь другим членам семьи («снисходительная, потворствующая гиперпротекция» и «чрезмерная опека»); 2) с неадекватностью соотнесения собственных представлений о семье и тех социальных требований, которые предъявляются к ней на данном этапе социального развития (трудности восприятия противоречий современного социума).

Неблагополучные семьи (проблемные, конфликтные, кризисные). Психологические проблемы возникают из-за неудовлетворения потребностей одного или нескольких членов семьи под воздействием сверхсилъных внутрисемейных и общесоциальных жизненных факторов. Главной проблемой, как правило, является положение ребенка в семье и отношение к нему родителей. В неблагополучных семьях у родителей зачастую проявляются различные психогенные отклонения: проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, жестокость и эмоциональное отвержение, неразвитость родительских чувств и т.д.

Неблагополучные семьи разделяют на конфликтные, кризисные и проблемные (В.С. Торохтий, 1996).

Конфликтные семьи. Во взаимоотношениях супругов и детей есть сферы, в которых интересы, потребности, намерения и желания членов семьи приходят в столкновение, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния. Брак может длительно сохраняться благодаря взаимным уступкам и компромиссам, а также другим скрепляющим его факторам.

Кризисные семьи. Противостояние интересов и потребностей членов семьи носит особо резкий характер и захватывает важные сферы жизнедеятельности семейного союза. Члены семьи занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг к другу, не соглашаясь ни на какие уступки или компромиссные решения. Кризисные браки распадаются или находятся на грани распада.

Проблемные семьи. Для них характерно появление особо трудных ситуаций, способных привести к распаду брака. Например, отсутствие жилья, тяжелая и продолжительная болезнь одного из супругов, отсутствие средств на содержание семьи, осуждение за уголовное преступление на длительный срок и целый ряд других чрезвычайных жизненных обстоятельств. В современной России это наиболее распространенная категория семей, для определенной части которых вероятны перспективы обострения семейных взаимоотношений или появление тяжелых психических расстройств у членов семьи.

Структура семьи (группы) рассматривается с точки зрения функций, которые выполняют ее члены, а также межличностных отношений в ней. Как правило, неформальные отношения определяются чувствами, которые члены семьи испытывают друг к другу, а формальные -- обязанностями и нравами ее членов, обусловленными совместным делом и целью жизнедеятельности. Описывая структуру семьи, как правило, характеризуют социальные роли (формальные и неформальные) и статус конкретных ее членов, социометрические позиции, характеризующие межличностные отношения. Иными словами, дается характеристика актуального состояния формальных и неформальных отношений между членами семьи.

К групповым процессам относятся динамические, т.е. меняющиеся показатели социального процесса отношений в семье. Анализ групповых процессов может дать только человек, который наблюдал семью в течение определенного периода. Особое значение придается психологическим и организационным процессам сплочения (лидерству), уровню развития семьи как социального единства (стадии развития коллективизма), процессу группового давления, процессам изменения отношений и т.д. Любые изменения жизнедеятельности семьи (деятельность, общение, отношения ее членов) могут рассматриваться как групповые процессы:

способность членов семьи к согласованным действиям. Этот признак -- ключевой, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных к достижению цели. Степень согласованности действий зависит от уровня сплоченности семьи, общих интересов у ее членов, социальной ситуации, деятельности главы семьи (лидера). В то же время способность действовать независимо от семьи и влиять на ее решения характеризует социальную силу каждого ее члена как личности. Благополучие личности в семье обеспечивает необходимые социальные условия для ее продуктивной жизнедеятельности, самореализации и саморазвития; действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с ожиданиями окружающих. Осознание принадлежности к семье -- один из немногих общих признаков субъектов. Индивидуальным результатом группового давления является конформность. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении человека, обусловленных особенностями конкретной семьи; установление определенных отношений между членами семьи. Социальные отношения могут быть конвенциональными (формальные) и межличностными (неформальные).

Эти два типа отношений сочетаются в любой социальной группе.

Таким образом, семья имеет две структуры -- формальную и неформальную. Изучение этих структур (особенно неформальной) дает значимую информацию об особенностях семьи.

Исследователи Ц.П. Короленко и Т.А. Донских отмечают ведущую роль семьи в формировании отклоняющегося поведения личности и его преодолении. Рассматривают семь типов нарушений поведения.

Аддиктивное поведение -- стремление к уходу от реальности, изменение своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или видах деятельности, что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Процесс принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, делает его беспомощным, лишает воли. В современной психиатрии эта проблема начала занимать столь значительное место, что психологи находят целесообразным выделение специального раздела -- психиатрия аддикции (Ц.П. Короленко).

Антисоциальное поведение -- совершение действий, противоречащих этике и морали, безответственность, игнорирование законов и прав других людей.

Суицидное поведение -- повышенный риск совершить самоубийство.

Конформистское поведение -- отсутствие самобытности, оригинальности в привычках, взглядах, принципах, приверженность к официальным точкам зрения, приспособленчество, некритичное следование указаниям лиц, обладающих властью.

Нарциссическое поведение -- это концепция собственной грандиозности, которая проявляется в фантазиях и соответствующих им действиях, повышенная чувствительность к оценкам других людей, отсутствие достаточного чувства сопереживания.

Фанатическое поведение -- слепая приверженность какой-либо идее, доктрине, нетерпимость к любым другим взглядам, может сопровождаться действиями насильственного, брутального характера. Нейтральные или дружеские поступки других людей часто оцениваются как враждебные или заслуживающие презрения.

Аутистическое поведение -- затруднение социальных контактов, оторванность от действительности, погруженность в сферу мечтаний, фантазий.

Психологи наблюдают определенное соответствие между некоторыми типами воспитания и видами деструктивного поведения (отклоняющегося, девиантного поведения), причиняющего вред человеку и обществу. Исследования Ц. П. Короленко показывают типы воспитания, которые содержат в себе большой риск развития отклоняющегося поведения.

Гиперопека. Этот тип воспитания характеризуется преувеличенной, мелочной заботой о детях. Детей лишают возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, справляться с трудностями, преодолевать препятствия.

Это приводит к появлению у них чувства неуверенности в себе, развитию стойкого состояния, которое в психологии называется комплексом неполноценности и выражается в заниженной самооценке, недоверии к своим способностям, страхе перед любыми трудностями в жизни. Этот комплекс тщательно скрывается и, как правило, вытесняется из сознания в подсознание, что усиливает его воздействие на настроение человека и определяет выбор психологической защиты. Способами такой защиты являются «мышление по желанию», фантазирование, употребление веществ с наркотическим эффектом, включая алкоголь. Это облегчает устранение комплекса неполноценности и его замену противоположным состоянием -- комплексом «реактивной грандиозности» (реактивный -- связанный с психической травмой; собственная грандиозность обусловлена разочарованиями, поражениями в реальной жизни). Состояния фантазирования, «реактивной грандиозности» сменяются сниженным настроением и подавленностью.

Предъявление непомерных требований -- порядок, дисциплина, четкое выполнение своих обязанностей. Отрицательные стороны такого воспитания очевидны: требования, предъявляемые к ребенку, чрезмерно высоки (делается ставка на лидерство), их выполнение связано с максимальной мобилизацией всех его возможностей -- умственных или физических; направленность на достижение успеха становится самоцелью, страдают духовное развитие ребенка, формирование гуманистических ценностей.

Воспитание по типу предъявления непомерных требований может иметь различные оттенки: во-первых, ребенок рассматривается родителями как один из атрибутов социального благосостояния, как символ успеха; во-вторых, они могут освобождать себя от ряда обязанностей, передавая их ребенку (присмотр за младшими детьми, уборка квартиры, покупки и др.). Родители в таких семьях придерживаются поверхностных систем ценностей, часто заимствованных из средств массовой информации. Наиболее существенный недостаток такого воспитания заключается в неспособности родителей выразить чувство любви к своим детям и друг к другу. Возможны постоянная ирония, высмеивание, наказание детей молчанием. Это приводит к задержке развития личности, формирует у детей экстремистские, полярно противоположные подходы: может развиться, например, психология раба (по отношению к людям, обладающим властью) или стремление к неограниченной власти над другими, деспотизму, жестокости (по отношению к подчиненным). Возможно возникновение комплекса вины перед родителями, знакомыми, школой, обществом.

Подобное воспитание создает благоприятную почву для возникновения аддиктивного поведения, которое обусловлено, с одной стороны, отсутствием достаточных навыков общения, основанного на взаимопонимании, с другой -- постоянным страхом неудачи, поражения. Отсутствие навыков эмоционального общения толкает человека на замену естественных форм общения «общением» с предметами или явлениями. Постоянное напряжение, страх оказаться несостоятельным вызывают желание избавиться от этих субъективно неприятных состояний с помощью различных аддиктивных веществ, например алкоголя.

Непрогнозируемые эмоциональные реакции. В данном случае речь идет о родителях, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Изменение отношения обусловлено внутренним состоянием родителей, особенностями их личности. Невозможность прогнозировать такие изменения имеет отрицательное влияние на детей, которые не знают, чего следует ожидать от родителей утром, после прихода из школы, прогулки. За одно и то же можно быть наказанным и обласканным.

Дети чувствуют себя неуверенно, они не ощущают родительской любви. Постепенно неуверенность в себе становится чертой характера и в дальнейшем проецируется на отношения с другими людьми, которые воспринимаются на основе привычной родительской модели. В результате -- конфликтные межличностные отношения, неверие в стабильность дружбы, брака и т.д.

Таким образом, деструктивное поведение, развившееся в семьях с выраженными непрогнозируемыми эмоциональными реакциями, эмоциональной нестабильностью, может носить различный характер, однако во многих случаях легко сочетается с аддиктивным поведением.

Гипоопека -- недостаточное внимание к детям. Аддиктивное поведение формируется в неблагополучных, неполных семьях, особенно в таких, где отец, мать или оба родителя страдают алкоголизмом, наркоманией. Дети предоставлены самим себе, нередко они не обеспечены даже самым необходимым. Недостаточная опека может сочетаться со скандалами, драками между родителями, избиением детей. Дети боятся находиться дома, предпочитают проводить время в уличных компаниях. Характерно раннее знакомство с алкоголем или другими легкодоступными веществами, изменяющими психическое состояние (бензин, ацетон).

Недостаточная опека в выраженной форме задерживает развитие личности, не формируется духовная сфера ребенка, его интересы оказываются крайне ограниченными. В подростковом возрасте появляется чувство внутренней пустоты, слабо развита воля. На этом фоне аддиктивное поведение воспринимается как привлекательное, манящее необычными возможностями, в частности встречами с новыми знакомыми, которые воспринимаются как сильные и интересные личности, «умеющие жить». Часто ими оказываются лица с аддиктивным поведением. Контакты с ними сводятся к стремлению «хорошо провести время», получить кратковременное удовольствие, уйти от реальности.

Можно утверждать, что любая аддиктивная семья содержит в себе структуру со-зависимости. В упрощенном виде это выглядит следующим образом: если отец аддикт, мать проявляет со-зависимость с отцом. В такой структуре мать не в состоянии заботиться о детях, так как целиком фиксирована на проблемах отца. Дети или становятся аддиктами, или проявляют со-зависимость с отцом наряду с матерью.

Наличие такой зависимости находит неожиданное выражение на следующем этапе, когда дети аддиктов становятся взрослыми и устраивают свою семейную жизнь. Оказывается, что они часто женятся или выходят замуж за лиц с аддиктивным поведением. Об этом свидетельствуют данные статистики в различных европейских странах, США, Канаде. Более того, специалисты в области эпидемиологии алкоголизма хорошо знают, что непьющие женщины из алкогольных семей, вышедшие замуж за лиц, страдающих алкоголизмом, после развода, связанного с алкогольными проблемами в семье, во многих случаях повторно выходят замуж за алкогольных аддиктов. Симпатия к ним была, очевидно, связана с приобретенной ролью со-зависимости по отношению к аддиктивному поведению. Такая жизнь была для них привычной, понятной, они знали, как вести себя, другие же, неизвестные модели поведения их пугали.

Влияние детско-родительских отношений на возникновение личных проблем подростков

Дисгармония супружеских отношений отрицательно влияет на качество детско-родительских отношений и так же приводит к возникновению личных проблем подростка...

Выявление связи факторов семейных отношений с наличием у обследуемого метаболического синдрома

Семейные отношения наиболее сложный тип связей, включающие все многообразие взаимодействий. Жизнедеятельность семьи непосредственно связана с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Э...

Изучение удовлетворенности браком в семьях до 10 лет совместной жизни

В период ухаживания и молодоженства происходит переход от романтической любви к реалистическому пониманию брака. Первые два года совместной жизни - это стадия формирования индивидуальных стереотипов общения...

Исследование отношений в семье

Качественный и количественный анализ психологических особенностей молодых семей

Коррекция детско-родительских отношений в семье дошкольника

Социально-педагогическая деятельность по коррекции детско-родительских отношений начинается с постановки цели и задач, которые необходимо решить социальному педагогу -- гармонизировать детско-родительские отношения. Цель, в свою очередь...

Оказание социально–педагогической поддержки "детям группы риска" в условиях общеобразовательного учреждения

Цель исследования: ь Создать условия для социально - педагогической поддержки по формированию социально - активной личности. Задачи: ь Изучить характер проблем...

Представления подростков о прародителях

Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков...

Проект "Эффективные программы семьи и семейной жизни. Способы организации"

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи. Семья - это сложное социальное образование...

Социально-психологические причины разрыва семейно-брачных отношений в молодых семьях

Если члены семьи по-разному понимают свой роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемы; другими ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной. Ведь поведение каждого...

Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений

Результаты специального изучения своеобразия семейных отношений последних лет позволили педагогам-исследователям выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми. Они были положены в основу соответствующей систематизации, отражающей те или иные системообразующие признаки. Это позволило сформировать достаточно широкий спектр научных подходов. Рассмотрим тот из них, где в качестве основания для систематизации выступает характер внутрисемейных отношений и его влияние на воспитание детей.

- Семьи, уважающие детей . Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стремятся тактичным советом помочь и ободрить. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием и равенством.

- Отзывчивые семьи . Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. В таких семьях родители чаще всего сами решают, что нужно детям, вникают в их заботы и интересы, а дети делятся с ними своими проблемами. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто дети в таких семьях с трудом могут сформировать и отстаивать собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей.

- Материально-ориентированные семьи. В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей здесь с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически. Духовный мир родителей и детей, как правило, обеднен. Такой вариант модели воспитания может сформироваться и при чрезмерной увлеченности родителей собой, своей работой или собственными отношениями.

- Враждебные семьи. В таких семьях преобладает неуважение к детям, недоверие, слежка за ними и телесные наказания. В результате дети, как правило, растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу и могут уйти из семьи.

- Антисоциальные семьи . Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждут, не любят и не приемлют. Родители в этих семьях, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей на детей крайне негативно.

Несомненно, что содержание и направленность каждой из представленных моделей семейных отношений формируются в результате взаимодействия многих факторов. Нам же важнее всего рассмотреть те из них, которые оказывают отрицательное влияние на формирование семейной воспитательной среды. Социальными педагогами выделено не­сколько наиболее часто встречающихся причин этого.



1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание де­тей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. Однако значительное большинство родителей приступает к этому архислож­ному и архиответственному делу, не имея о нем сколько-нибудь педаго­гических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленно­сти. Об этом парадоксе К.Д.Ушинский писал: «Искусство воспитания име­ет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понят­ным, а иногда даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

2. Другая причина - жестокие, варварские методы «воспита­ния» в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, прези­рать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению приходит полное отчуж­дение, вражда. В одной из центральных газет были опубликова­ны вполне современные - при всей их невероятности - результаты анкетирования семи тысяч школьников с третьего по десятый класс в пятнадцати городах страны. Оказалось, что 60 % родителей исполь­зуют физические наказания. В 9 % применяется стояние в углу на коленях, горохе, битых кирпичах, в 5 % - удары по лицу или по голове.

3. Следующая причина парадоксально противоположна только что обозначенной - сотворение в семье кумира обычно в лице единственного ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного. Капризного и плак­сивого. А в результате - эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.

Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье во­все не является непреодолимой фатальной доминантой. Если роди­тели смогут психологически и педагогически грамотно - сами или с помощью социального педагога (учителя) или психолога-консультанта - ра­зобраться в сложившейся ситуации отношений, то преодоление отри­цательных факторов возможно. И преобразование любой ущербной модели в благополучную тоже.

Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. В связи с этим А.С.Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобразной тиранической любви со стороны родителей, когда те не требуют от детей духовного возмещения за свою родительскую са­моотверженность. Благополучие родителей столь же необходимо для нор­мального воспитания, как и детей. Именно это позволяет сформировать рациональные отношения в семье, положительно влияющие на эффективность семейного воспитания.

От внутренней работы вашего мозга до внешних проявлений в человеческом поведении. Используйте эти знания, чтобы создать жизнь, которую вы любите.

Возможно, нет ничего грустнее, чем осознать - после многих лет, направленных на то, чтобы вырваться из неблагополучного детства, вам удалось воссоздать его.

Одна женщина, дочь придирчивой и требовательной матери, рассказывала о двух своих многолетних браках: «У меня до сих пор есть проблемы с тем, чтобы почувствовать себя способной и осознать, что я поступаю правильно. К сожалению, в отношениях со своим мужем я никогда не была в состоянии почувствовать себя компетентной в каких-либо вопросах. Я также никогда не чувствовала, что любима им и постоянно пыталась завоевать его любовь. Также было в отношениях с моей матерью».

Аналогичными проблемами делился и один из мужчин: «На первый взгляд, моя жена и моя мать не имеют ничего общего. Моя жена маленькая блондинка, хорошо образованная и сложная натура. Моя мать – крупная брюнетка, не знающая многих вещей, и проще в общении. Но они обе критикуют меня постоянно. Ничего из того, что я когда-либо делал, не было достаточно хорошо для моей матери, но мой старший брат был для нее идеальным. Моя жена также постоянно недовольна мной, у нее постоянно недовольное выражение лица, которое удручает меня».

Можете ли вы в конечном итоге, выбрать партнером человека, похожего на вашу мать или отца и воссоздать воспринятые модели семейных отношений, если вы сознательно избегаете этого? Ответ заключается в теории бессознательных ментальных моделей.

Психологические исследования показывают, что наши ранние отношения, особенно с нашей матерью, не только влияют на то, как мы реагируем на романтические отношения, но и создают рабочие модели формирования отношений.

Вкратце, это можно сформулировать так – дети, выросшие в атмосфере любви, имевшие отношения стабильные, ровные и надежные с матерью, став взрослыми, настроены на тесные отношения и не беспокоятся о том, что останутся одинокими или будут отвергнуты. Дети, матери которых были непоследовательны в своих чувствах к ним, унаследовали тревожные или даже враждебные модели отношений.

Тревожные люди воспринимают себя негативно в отношениях и постоянно смотрят на других, чтобы убедиться в этом и найти этому подтверждение. Они требовательны в отношениях и склонны переходить от одних отношений к другим. Такая избегающая привязанность дает две разных модели поведения. Одни, на самом деле, хотят близких отношений, но также отчаянно боятся боли и испытывают недоверие к другим людям. С этой категорией трудно строить отношения, потому что они посылают смешанные сигналы. Другие же вообще избегают близких эмоциональных отношений, они предпочитают не зависеть от других в эмоциональном плане.

Эти рабочие модели влияют на людей бесчисленными способами, формируя модели семейных отношений. Как человеческие существа, на бессознательном образе мы все стремимся к установлению близких отношений. Но для некоторых из нас, это может быть опасной территорией.

Исследования показывают, что мы, как правило, выбираем романтического партнера, который похож на нашего родителя противоположного пола. Общие характеристики, обнаруженные между партнерами исследуемых и их разнополыми родителями, были не простым совпадением. Само собой разумеется, когда родители были в хороших отношениях, удовлетворенность отношениями была высокой. Когда сходство было связано с негативными характеристиками, удовлетворенность отношениями была низкой.

Наши модели семейных отношений не только определяют, как мы действуем в отношениях, но и как мы помним их, оцениваем спустя какое-то время. Психологи обнаружили, что еще труднее ладить, когда рабочие модели двух романтических партнеров отличаются. Был проведен следующий эксперимент: выбрали один из конфликтов в отношениях, урегулирование которого пара обсуждала, велась видеозапись этого обсуждения. Сразу же после обсуждения каждый из участников ответил, какие эмоции он испытывал при обсуждении.

Спустя неделю им задали тот же вопрос. Исследователи обнаружили, что чем более значительным был конфликт, тем более активировались рабочие модели отношений. Тревожные люди ощущали в воспоминаниях еще меньше эмоциональной поддержки, чем сразу после обсуждения. Люди в воспоминаниях отмечали не то, что они на самом деле сказали или сделали во время взаимодействия с партнером. Психологи предположили, что, скорее всего, люди фильтруют свои воспоминания о взаимодействии через свои модели семейных отношений.

Источник:
ВСЁ О ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ
Может ли ваше детство и сформированные модели семейных отношений повредить вашей личной жизни?
http://psychology-best.ru/psixologiya-semejnyx-otnoshenij/modeli-semejnyx-otnoshenij.html

Модели семейных взаимоотношений и развитие агрессивности у детей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет

Выполнил: студентка 456 гр

Проверил: к. п. н., доцент

1. Определение агрессии

2. Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения детьми

3. Влияние родительских наказаний на детскую агрессию

Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка — это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

В процессе близких взаимоотношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни формируется структура его личности. Он входит в мир своих родных, перенимает нормы их поведения.

Поэтому родители в жизни ребенка играют большую и ответственную роль. Они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, и стремиться быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что во многом от них самих зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания можно считать вполне сознательным, так как постоянный контроль над своим поведением, за отношение к другим людям, внимание к организации семейной жизни позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствующих их всестороннему и гармоничному развитию.

Существует несколько определений агрессии. Наиболее общепринятым считается определение агрессии, как “любой формы поведения, нацеленного на оскорбление или причинении вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения”. Такое определение предполагает рассмотрение агрессии именно как поведения, а не как эмоции, мотива или установки. Оно так же предполагает необычайно широкое поле исследования, так как проявление агрессии у людей необычайно разнообразно. Басс (Bass, 1976) предлагает ограничить изучение агрессивного поведения теми действиями, которые можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая.

Согласно психологическому словарю, «агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным)». В статье Левиной агрессия или агрессивное поведение это специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе в силе или применением силы по отношению к другому человеку или к группе лиц, которым субъект стремиться причинить ущерб.

2. Влияние семейного руководства на усвоение агрессивного поведения детьми.

Вопросы семейного воспитания и влияния взаимоотношений в семье на ребенка стали разрабатываться в рамках психолого-педагогического подхода (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Е.А. Аркин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Н.И. Лисина, В.К. Копырло и др.).

М. Мид, изучая примитивные сообщества, сделала очень интересные наблюдения. В тех сообществах, где ребенок имеет негативный опыт, как правило, формируются отрицательные черты личности. В частности, стиль взаимодействия со взрослыми сводится к следующему:

мать рано отлучает ребенка от груди, надолго уходит работать, общение с матерью происходит редко. Дальнейшее воспитание остается достаточно суровым: в основном, используются частые наказания, враждебность детей по отношению друг к другу не вызывает у взрослых осуждения. В результате, формируются такие качества как тревожность, подозрительность, сильная агрессивность, эгоизм и жестокость.

Эрон и др., проведя обширное обследование, выявили черты детей, пользовавшихся репутацией жестоких и озлобленных. Было отмечено, что такие дети, как правило, имеют склонность к агрессивности по отношению к своим детям.

М.И. Буянов считает, что «дети живущие в деспотичных семьях, где царствует лицемерие, пресмыкательство перед сильными. и ложь, почти всегда обречены на то, чтобы быть в психологическом отношении рабами, т.е. холуйствовать и пресмыкаться, а когда появится возможность получить власть, пусть самую незначительную, превратиться еще в более злобных и жестоких, чем их учителя жизни, деспотов». Таким образом, видно, что дети перенимают отношение взрослых, берут его за эталон, а когда они попадают в общество, то это — их первая возможность проявить агрессию и жестокость.

А.А. Бодалев также считает, что оценка ребенком другого человека и его действий является простым повторением оценки авторитетного для ребенка взрослого. Отсюда родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение.

Передавая социально полезный опыт, родители, порой, передают и негативные его стороны, являющиеся очень эмоционально заряженным “руководством к действию”. Не имея своего личного опыта, ребенок не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью.

Сами же родители, как заметил Э. Берн, всегда довольны, хотя могут и не показывать вида, когда дети им подражают, пусть даже в самом дурном отношении.

Таким образом, опираясь на полученные данные, можно заключить, что на социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

— образец отношений и поведения родителей;

— характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

3. Влияние родительских наказаний на детскую агрессию

В частности, была установлена связь между родительским наказанием и агрессией у детей. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведение детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или сверстников (И.А. Фурманов).

Р. Бэрон, Д. Ричардсон также указывают на зависимость между практикой семейного руководства и агрессивным поведением у детей, которая основана на характере и строгости наказаний, а также на контроле родителями поведения детей. Было выявлено, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей (Эрон и др.), а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальности, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (Паттерсон и Стаухамер-Лебер).

Р.С. Сирс, Е.Е. Маккоби, К. Левин в своем исследовании также выявили два главных фактора, определяющих возможное развитие агрессивности в поведении ребенка:

— снисходительность, т.е. степень готовности родителей прощать поступки, понимать и принимать ребенка;

— строгость наказания родителями агрессивного поведения ребенка.

Наименее агрессивны те дети, родители которых не были склонны ни к снисходительности, ни к наказанию. Их позиция — в осуждении агрессии и доведении этого до сведения ребенка, но без строгих наказаний в случае проступка. Родители более агрессивных детей вели себя так, как будто любое поведение детей прилично, не делая свое отношение к агрессии более ясным. Однако когда ребенок совершал проступок, он был строго наказан. Строгость родителей, если она последовательна и достаточно чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов в присутствии родителей, но вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно.

Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения (Бандура).

Ребенок, в этом случае, делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. Он узнает, что физическая агрессия — средство воздействия на людей и контроля над ними, и будет прибегать к нему при общении с другими детьми.

Если наказание слишком возбуждает и расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия родителей.

Фактически стратегия социализации в этом случае мешает усвоению правил приемлемого поведения, т.е. после сурового наказания ребенок рассержен или расстроен. Он из-за боли может забыть, за что его наказали (Перри и Бассей).

И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате столь сильного воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые им пытаются привить, своими внутренними ценностями. Т.е. они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают.

Итак, формирование агрессивных тенденций у детей происходит несколькими путями:

1. Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно, либо показывают пример (модель) соответствующего поведения по отношению к другим и окружающей среде.

2. Родители наказывают детей за проявление агрессивности. Из исследований видно, что:

— родители, которые очень редко подавляют агрессивное поведение у своих детей, воспитывают в ребенке чрезмерную агрессивность.

— родители, которые не наказывают своих детей за проявление агрессивности, вероятнее всего, воспитывают в них чрезмерную агрессивность.

— родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать умение владеть собой в ситуациях, провоцирующих агрессивное поведение.

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизацию семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи.

Семья—это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущение места, где ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные качества.

Важнейшими понятиями модели семейного воспитания Роджерс считал проявление искренних, истинных чувств (и позитивных, и негативных) всеми членами семьи; безусловное принятие своих чувств и чувств близких; преданность своему внутреннему Я.Основные идеи воспитания К.Роджерса.

— родительская любовь имеет разные уровни — это любовь-забота о телесном благополучии ребенка и любовь-забота по отношению к его внутреннему Я, к его способности принимать индивидуальные решения.

— родители должны стремиться оказать влияние на ценности и убеждения детей, оставляя за ними свободу выбора конкретных действий.

— стиль общения в семье должен быть основан на открытости, свободе, взаимном уважении.

— нужно научить ребенка самостоятельно справляться с проблемами, постепенно передавая ему ответственность за поиск и принятие решения.

— родители должны научиться принимать помощь от детей.

1. Белкин А. С. Отклонения в поведении школьников. — Свердловск, 1973.

2. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. — М., 1991.

3. Жутикова Н. В. Учителю о практике психологической помощи. — М., 1988.

4. Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон. Агрессия. — Санкт-Петербург, «Ритер», 1998.

5.Семенюк Л. Н. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста. — М., 1991.

6. Холичер В. Человек и агрессия. — М., 1975.

Понятие семьи в науке. Классификация типов семейных взаимоотношений и стилей семейного воспитания. Влияние типа семейных взаимоотношений и стиля воспитания на формирование личности дошкольника. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей.

курсовая работа , добавлен 09.06.2015

Основные периоды развития семьи и функции ее членов. Влияние родительской любви, психологического контакта и семейных проблем на формирование личности ребенка. Направления взаимодействия школы и семьи в воспитании детей, организация культурного досуга.

курсовая работа , добавлен 04.02.2013

Формирование личности, развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Изучение и исследование стилей семейного воспитания. Рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха.

дипломная работа , добавлен 04.02.2011

Значение воспитания родителей на первых возрастных этапах ребенка. Условия успешного воспитания детей в семье. Факторы тенденции ослабления семейных связей. Коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей в совместном воспитательном процессе.

реферат , добавлен 13.03.2015

Умственное развитие детей раннего возраста. Усвоение условных действий с игрушками и предметами-заместителями. Усвоение ролевого поведения. Использование игр с правилами. Развитие сенсорной культуры ребенка. Соотнесение, сличение объектов между собой.

научная работа , добавлен 09.07.2011

Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Типы семьи, характеристика ее функций. Трудности семейного воспитания. Составление социального паспорта семьи, проведение тестов, анкетирование.

дипломная работа , добавлен 21.02.2014

Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

курсовая работа , добавлен 14.12.2006

Гордость за родителей как моральный фундамент становления личности ребенка. Роль отца в формировании у детей целеустремленности, настойчивости, смелости. Значение духовного общения с отцом для завоевания доверия ребенка. Техника семейной дисциплины.

конспект урока , добавлен 26.02.2016

Роль семьи в жизни ребенка и его социализация. Педагогическое содействие самоопределению ребенка. Роль отца в жизни ребенка. Типичные проблемы детей из неполных семей. Взаимодействие педагога с детьми из неполных семей, причины искаженных взаимоотношений.

курсовая работа , добавлен 05.03.2011

Роль дошкольных учреждений в развитии ребенка. Важность семейного воспитания в процессе развития детей. Права и обязанности родителей и детей. Воспитание детей дошкольного возраста. Взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития детей.

контрольная работа , добавлен 20.06.2012

Источник:
Модели семейных взаимоотношений и развитие агрессивности у детей
Роль родителей в жизни и формировании личности ребенка. Определение агрессии, влияние семейного руководства на усвоение враждебного поведения детьми. Связь между родительским наказанием и агрессией, пути формирования недружелюбных тенденций у детей.
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00019891_0.html

Модели семейных отношений

Подавляющее большинство мужчин полагает, что прекрасная половина человечества пользуется абсолютно не заслуженно гораздо большей защитой и привилегией в обществе. С самого детства на мальчика начинают примерять «ярмо» общественной морали — «ты должен, ты обязан, ты же будущий мужчина, и т. п.», говоря иными словами — ты будешь мужчиной или ни кем, без вариантов! Ну а женщины в большинстве своем, заняли достаточно комфортную позицию, прячась за сильные мужские спины. Однако современные семейные пары бывают разные, особенно в наш стремительный, деловой, многополярный век.

Если мужчина (как это встречается уже не редко) связал свою жизнь с успешной (в плане карьеры) женщиной, то ощущает себя крайне уязвимым, с точки зрения общепринятых понятий. Его внутреннее достоинство под угрозой, ибо очевидное несоответствие с классической моделью семьи постоянно напоминает о себе.

Можно прийти к выводу, что успешные и красивые отношения в потенциале уже становятся тупиковыми, так как более активный и преуспевающий партнёр спустя какое-то время превращается не в спутника жизни, а в наглядное свидетельство собственной малозначимости, бездарности и слабости. Мужчина вместо гармонии и семейного счастья, оказывается в трудной психологической западне, из которой (как показывает практика) далеко не все могут выбраться.

Постараемся слегка проанализировать этот вопрос с помощью нескольких поведенческих семейных моделей, из которых часто и складываются современные «ячейки общества».

1. Оба буксиры. Характерное слияние двух амбициозных, сильных, волевых, целеустремленных, творческих личностей. Как правило, они полностью отдаются работе, с грустной улыбкой рассказывая о том, что им весьма редко удаётся проводить время вместе. В общем, такая модель семейных отношений получает обоюдное удовлетворение от самих себя и от жизни. Это пример не идеальных, но вполне гармоничных отношений.

2. Оба буксируемые. Это две эмотивно-слабые личности, которые так же вполне, смогут ужиться и быть поддержкой друг для друга, минуя бурные и крутые жизненные пороги. У них нет желания оторвать от жизни большой «кусок», они довольствуются тем, что есть, дорожа лишь своим маленьким мирком и домашним уютом.

3. Буксир и буксируемый. Подобные отношения означают: выгодно выскочить замуж или жениться на удачной партии. В данном типе взаимоотношений один из супругов становится твердым залогом совместного благополучия. Такого рода отношения довольно распространены и жизнеспособны, но имеют продолжительность только в том случае, если роли в них чётко распределены, и каждый занимает отведенную ему позицию — она тратит, он зарабатывает или наоборот. Драма происходит тогда, когда буксируемый перестаёт ценить того, кому обязан хорошей и беззаботной жизнью.

4. Толкач и буксир. Тут на лицо более тесное сотрудничество и супругам весьма необходима взаимная поддержка. Успех и результат будет только тогда, если один из супругов вдохновляет и стимулирует другого. Скорее всего, на примере подобных отношений стало известным следующее высказывание: «За каждым великим мужчиной, стоит великая женщина».

Любая из вышеперечисленных поведенческих моделей семейных отношений имеет как преимущества, так и недостатки. Но суть состоит не в исправлении друг друга, а в личном развитии каждого. В конце концов, не следует стремиться лишь к тому, что положительно оценивается обществом, тем более, если вы совершенно иначе устроены. Ведь счастье подлинно только тогда, когда человек там, где он и должен быть и делает то, что получается у него лучше всего!

Психологические тесты по этой теме:

  • Твоя роль в отношениях
  • Правда ли Вы влюблены?
  • Насколько прочны Ваши отношения
  • Изменяет ли тебе парень? Способен ли он на измену?
  • Кто будет для тебя идеальной парой
  • Каков уровень Вашей самооценки
  • Насколько ты стерва


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»