Чем отличается мужское воспитание от женского? Мужское воспитание для настоящих мужчин

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Здравствуйте, дорогие читатели! А вы выделяете женское и мужское воспитание? Чем они отличаются? И правда ли, что вырастить успешного человека можно лишь, вкладывая в него и мужское, и женское? Как обычно, для вас два мнения. Порассуждаем на тему. Воспитание детишек – камень преткновения многих специалистов. Кажется, сейчас различных теорий сколько же (или чуть меньше), чем детей. Споры о том, приучать детей к строгой дисциплине или учить только лаской и любовью, ведутся уже множество лет. И, скорее всего, в ближайшее время не закончатся. При этом, некоторые специалисты не разделяют воспитание мальчиков и девочек, а другие, наоборот, строго «разводят полюса».

Понятие воспитания

Психологи считают: в отношениях с детьми мужчины склонны к излишней жесткости. И если мальчикам полезно прививать дисциплину, то девочкам «нужно» совершенно другое: «женская неопределенность», порой граничащая с легкомысленностью. Умение подать себя и даже легкое кокетство. А что такое воспитание?

По философскому словарю, воспитание - систематическое воздействие родителей и школы на незрелого человека (ребенка), сущности которого принадлежат потребность и способность, а также стремление к дополнению. Цель воспитания – помочь «развернуться» проявляющимся дарованиям, или сдерживать задатки в соответствии с целью («идеал воспитания»). Средства воспитания: пример, подаваемый воспитателем, затем – приказ (требование и запрет), приучение, убеждение и обучение. Воспитание распространяется на тело, душу и дух. Задача воспитания – образование из задатков и способностей гармонического целого, а также приобретение человеком благоприятных для него и общества душевно-духовных установок в отношении людей, семьи, народа, государства и т. д.

Рука об руку с воспитанием идет образование. Идеалы воспитания различных влиятельных социальных групп могут противоречить один другому.
Говоря проще, воспитательная задача родителей – помочь чаду направить таланты и наклонности в конструктивное русло, а затем развить. Притом коррекции поддаются как вполне «мирные» увлечения, так и откровенно уголовные. Музыкальный слух помогает в игре на музыкальных инструментах. Стремление и умение организовать из приятелей ватагу полезно в руководстве коллективом, а для офицера просто незаменимо. Даже клептомания полезна, например, в организации фокусов.

Мужской взгляд

Слова ниже - личное мнение человека, сменившего по разным причинам 16 школ, имеющего возможность (и желание) наблюдать за семьями и средним образованием.

Да простят представительницы прекрасного пола, но современные женщины в воспитании для детей потенциально опасны. Подавляющая часть школьных учителей женщины, и называя вещи своими именами - неудачницы. Дома регулярные скандалы, на работе сложности в профессиональном продвижении и серпентарий единомышленников. Что они могут воспитать личным примером?

Выставление школьных оценок не по знаниям, а из-за личных предпочтений уже не отклонение, а норма. Школьные психологи напоминают комиссаров времен революции: задача специалистов выявить независимую Личность и подавить, не оставив шансов на конструктивные пути самореализации и сопротивления. В истории подобная обстановка иначе называется, а сейчас - школой, инкубатором самостоятельных людей.

Воспитание строится иначе. С рождения ребенок на первое место ставит поведение наиболее близких физически и эмоционально – родителей. Слова отодвигаются на второе, а порой и третье место. Поэтому, если взрослые в окружении курят - найти сигареты у чада лишь вопрос времени. Наблюдая в семье регулярные ссоры, построить счастливую семью сложно. В первую очередь потому, что других моделей поведения, кирпичиков, из которых строятся собственные поступки, нет.

Мама с папой для ребенка - всегда друг друга любят. Надо выяснить отношение, дождитесь вечера, уложите отпрыска спать. Идите на улицу, и там хоть вдрызг разругайтесь, но придите к единому мнению.

Рукоприкладство - вопрос отдельный. Сложно назвать семью, где детей не шлепают, хотя бы легонько по попе. Зачастую цель шлепка - прекратить нежелательное действие и дать сигнал о его недопустимости. Если есть возможность, побоев надо избегать. Собаководы в силу бессмысленности избиения животных, пользуются ультразвуковыми свистками. Возьмите на вооружение дудку с резким звуком. К детям старше трех лет можно применять игнорирование - с «отправлением в угол» или особое место, например на диване, где чадо может «подумать над поведением». Увлечение наказаниями приводит к появлению психологических комплексов. А отсутствие явно обозначенных границ допустимого заканчивается неприемлемым поведением в семье или отторжением в коллективе (детском саду, спортивной секции).

Давайте честно: расхождение слов и дел учит молодых людей врать. Относиться к чаду нужно, как к взрослому человеку, но с поправкой на возможности. Если одежду не стирать неделями, дух от нее станет крепче русского. Продукты, даже в глухих селах, приходится регулярно покупать, а для этого - работать. Чем раньше придет понимание простых истин, тем лучше.

Ребенку не нужен информационный мусор. Кто регулярно смотрит новости: найдите в сообщениях СМИ позитив, посчитайте долю приятных сообщений. И задумайтесь, так ли важно знать, кого и сколько изнасиловали (ограбили, убили, покалечили в ДТП, лишнее зачеркнуть)?

Вместо просмотра новостей изучите с чадом английский, Linux или веб-дизайн. Увы, современность вынуждает приобретать профессиональные навыки годам к 15, когда воспитывать уже поздно. К этому возрасту крайне желательно иметь достижения, которые не стыдно показать работодателям. Трудиться или нет, пусть чадо решает самостоятельно. Шастать по району, накачиваясь пивом, сигаретами или чем покрепче интересно лишь таким же любителям выпивки. Когда с одной стороны регулярное безделье на грани попрошайничества у родителей, а с другой возможность самостоятельно заработать и купить понравившуюся вещь, выбор очевиден.

Отсюда следует вопрос детского труда и карманных денег. Выданные чаду средства - дело святое, пусть делает с ними что угодно. Давать нужно, когда появляются самостоятельные расходы - школьные завтраки и т. п. Первые 6 - 12 месяцев выдавать придется ежедневно, затем раз в неделю. Через такой же интервал перейти на еженедельные спонсирования. На 6 класс в карманные деньги нужно включить расходы на школьные принадлежности. Подход научит ребенка планировать расходы.

Говоря строго, детский труд чаду неприятен. Но годам к 4-м отцу нужно знать, чем отпрыск интересуется: танцами, рукоделием, компьютерами или рисованием. И, разумеется, найти соответствующие секции. К началу школы интересы чада расширятся, могут понадобиться школа юного программиста или кружок фотографии. Пусть учится, интерес - лучший стимул. Года через 4 появятся успехи, которые с помощью родителей можно монетизировать. Заработок чада принадлежит только ему, но размер карманных денег можно уменьшить. И нужно следить, чтобы оставалось время на сон (порядка 8 - 9 часов), отдых (1 - 2 часа) и не страдала учеба.

Так появляется еще один навык: самодисциплина и распределение приоритетов. Увы, для многих взрослых умения недостижимы.
Вам скажут, что ребенок лишается детства. Обвинят в домашней жестокости, нарушения права чада слоняться по пустым улицам в компании несамостоятельных оболтусов. Но вырастая, ребенок получит умение планировать расходы и обеспечивать себя в любых ситуациях.


Женский взгляд

Мне кажется, строгое разделение воспитания на мужское и женское слегка преувеличено. Нельзя сказать, что папы воспитывают дисциплину и жесткость, а мамы – только розовые «рюшечки»: нежность, томность и слабость. В наше время и мужчины, и женщины слишком разные, чтобы «чесать» их под одну гребенку. Порой мама еще тот комиссар в юбке, а папа – бесхарактерный подкаблучник. Вряд ли в таком случае от первой мы познаем много доброты и участливого подхода, а от второго – строгости и порядка.

Тем не менее, если говорить о стилях воспитания, то так называемый «мужской» сильно отличается от «женского». Правда, носителями подхода могут быть мамы и папы вперемешку. Хоть традиционно и считается, что мама больше жалеет и балует, а папа – «строит» и закаляет характер.

Как по мне, и мальчикам, и девочкам нужно разностороннее воспитание. Даже нежным и томным барышням не помешает умение планировать, достигать целей и проявлять силу. Что поделать, такова жизнь, и всем нам надо «вертеться». Правда, желательно при этом не перегибать палку.

Как мама, могу сказать точно – женщине в силу своих особенностей сложнее быть строгой и категоричной по отношению к ребенку. Нам все время кажется, что они же маленькие, наши детишки, и что с них возьмешь. Лучше уж приласкать, обнять, погладить по голове, сказать, как они важны и любимы. Не знаю, как где, а у нас в семье это прекрасно работает! И да, я с удовольствием буду учить дочь всем женским «премудростям», ведению хозяйства и психологии отношений. Но при этом не забуду и о «земном» – получении образования, любимой работе и самореализации. Мне видится, что современной женщине без всего этого сложно стать счастливой и самоценной. Уверена, что кто-то со мной не согласится.

Во всем же, что касается «тверже, выше, дальше, сильнее» – это к папе. Он одним словом может так сказать, что маме и не снилось. Нет, не наказать или отругать. А просто сказать так, чтобы ребенок понял – надо сделать вот так, и никак иначе. Он сможет помочь сыну в важных вопросах «выживания» в среде себе подобных. Научить быть мужественным и стойким. Да что там, он уже сейчас водит его на борьбу, и тот просто в восторге.

Как по мне, в неполных семьях, где мама играет роль и матери, и отца, детям живется чуток сложнее. И не только в материальном плане. Но и в психологическом. Не зря ведь в песенке поется: «Папа может все, что угодно…». Так и есть! Он может научить не только драться и отстаивать свои интересы, но и быть настойчивым, уверенным в себе, отвечать за свои слова и поступки. Быть «настоящим мужиком». Маме, как бы жизнь ее не закалила, с этим сложнее. Ведь самой бы опереться на крепкое плечо. Вот и проявляется недостаток мужского воспитания спустя многие годы. Хорошо, если на пути встретится надежный пример – дядя, тренер или сосед, у которого можно учиться. А нет, так жизнь научит. Правда, не всегда безболезненно.

И пусть, наверное, женское воспитывается представительницами прекрасного пола. Нежно и с любовью. Мамами, бабушками, сестрами. А мужское – нашими дорогими защитниками. Так дети с самого детства поймут и впитают распределение ролей в семье, тонкости отношений между людьми. Мне кажется, это все будет неплохим подспорьем в дальнейшем. Главный момент – чтобы все декларируемое словом соотносилось с делом. То есть, как сказал – так и сделал. Тогда, наверное, и слов надо будет меньше, все будет считываться с живых примеров. И «впитываться в кровь».

Друзья, а что вы думаете о мужском воспитании? Какую роль оно играет для гармоничного развития личности? И для кого оно важнее? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением в комментариях.

А мы желаем вам крепких семей, воспитанных детей и много счастья!

Отсутствие мужского воспитания у мальчика

Мужское воспитание есть. По сути это и есть воспитание (женщина больше присматривает за ребенком). Мать нужна не для воспитания. Мать нужна для заботы. ...Конечно все это упрощенно. На самом деле, и мать воспитывает, но это разно воспитание.

Чтобы понять это далеко ходить не нужно. Взять хотя бы наш сайт. Мне часто пишут парни, которым нужна помощь в решении их личных проблем. И намного чаще обращаются именно ребята, выросшие в неполных семьях. У них чаще возникают и проблемы в общении с окружающими, и в общении с девушками, причем как в соблазнении, так и в ЛТР.

Кстати у меня есть статистика (которую я уже приводил на форумах) по разнице между парнями получившим мужское (отцовское) воспитание, и не получившим таковое. Так, по расчётам учёных, в семьях где нет отца, чем в семьях где отец есть, дети:

* в 35 раз более вероятно сбегут из дома

* в 5 раз более вероятно совершат самоубийство

* в 20 раз более вероятно будут иметь проблемы с поведением

* в 14 раз более вероятно совершат изнасилование /мальчики/

* в 5 раз более вероятно покинут школу недоучившись

* в 10 раз более вероятно станут наркоманами

* в 9 раз более вероятно закончат жизнь в нищете

* в 15 раз более вероятно закончат свои дни в тюрьме

Любой психолог вам безусловно подтвердит, что неполная семья, в которой нет одного из родителей - это фактор риска. Почему же отсутствие отца в семье делает воспитание в семье неполноценным? Почему мать не может заменить отца? Очевидно, что между отцовским и материнским воспитанием есть какая-то разница. Иначе парни выросшие без отца ничем бы не выделялись, среди сверстников. Но они отличаются. Парни выросшие без отца менее ответственны, менее усидчивы и внимательны, асоциальны, более эгоистичны, не умеют преодолевать трудности, и вообще по поведению больше походят на испорченную женщину, чем на мужчину. В чем же дело?

В патриархальном обществе отцовская любовь отличается от материнской, и психологи утверждают, что ребёнок нуждается В ОБОИХ. Отцовская ставит условия, требовательна. Материнская безусловна, объемлет ребёнка, как бы он себя не вел. Недостаток одного из этих двух видов любви уродует будущую личность.

Простой пример. Притча о блудном сыне. Притчу эту обычно воспринимают как горькую правду о человеке и сладенькую правду о Боге, Который открывает Свои объятия кающемуся грешнику. Однако, представим себе, что блудный сын возвращается домой, где его ждёт мать. Тогда рассказ сразу лишается напряжённости: ясно, мать простит, тут уж никто не будет стесняться, прятаться среди слуг. Отец же, в отличие от матери, воплощает соединение милосердия со справедливостью, соединение ради будущего собственного сына. Ради того, чтобы он чувствовал себя полноценным человеком, а не младенцем, человек должен знать, что его могут и отвергнуть - и отец может отвергнуть.

Почему женщина не может воспитать из мальчика мужчину? Да потому, что ОНА НЕ МУЖЧИНА. Она может носить брюки, курить, ругаться как последний мужик, делать карьеру, но этого недостаточно, для того, чтобы быть мужчиной. У женщины принцип жизни НЕ МУЖСКОЙ. Женщине НЕ СТЫДНО «не обеспечивать семью», «не нести ответственность за свои слова», не стыдно «пользоваться плодами труда другого» (мужчин) и «стараться заплатить за эти плоды как можно меньше». Женщина скорее сдастся перед трудностями, попеняет на судьбу, поплачется в жилетку, но не будет преодолевать препятствие. Зато она может тупо "упереться рогом", начать истерить и топать ногами, если ей взбредет в голову какая-нибудь блажь. И тут ты ей хоть кол на голове теши - не согласится, и не успокоится. Но и капитуляция перед трудностями, и капризы - имеют одну природу. Отсутствие внутреннего стержня, безволие, безответственность, бесхарактерность, малодушие, инфантильность - вот признаки отсутствия мужского воспитания.

Есть еще большая проблема в том, что одинокая мать воспитывая сына, бессознательно пытается отомстить в его лице, бывшему мужу, а заодно и всем мужчинам вместе взятым. Сначала из бедного парня пытаются воспитать некое подобие мужского идеала, таким каким его понимают женщины: т.е. "рыцаря", который будет послушен и исполнителен, который по первому требованию женщины бросится исполнять ее пожелания и капризы, который не будет иметь недостатков в женских глазах, и заодно будет прощать любые изъяны со стороны женщины. Мать всерьез полагает будто таким образом растит настоящего мужчину. В реальности же она растит бесхребетного подкаблучника, который в лучшем случае попытавшись стать идеальным, и поняв, что соответствовать идеалу женского представления о мужчине в принципе невозможно, просто опустит руки и поплывет по течению. Безвольный подкаблучник - в лучшем случае. Агрессивный истерик, с расшатанными нервами и отсутствием человеческих понятий - в худшем.

И потом на такого мальчика всю жизнь давят и шпыняют. Его пытаются заставить вести себя идеально. Буквально всю жизнь ходить по проволоке. А чуть что не так - тут же начинается истерика "ты урод, ты меня не любишь, ты меня не слушаешься" и т.д. Такой мальчик не получает ни мужского воспитания, ни материнской ласки. Результат, как правило, печален.

Итоги:

Итак подведем итоги.

1. Мальчики выросшие без отца - более проблемны.

2. Мужское и женское воспитание отличаются друг от друга. Мать в семье играет роль оберега для ребенка (сопли подтереть, кашкой накормить, по головке погладить). Отец формирует личность ребенка (подать пример, оценить - наказать или похвалить, помочь, научить).

3. Ребенку нужны ОБА типа воспитания. Отсутствие материнской ласки или отцовского примера, ведет к неправильному формированию личности ребенка - (будущего взрослого). Нельзя сказать, что мужское воспитание заменит материнское, или будто мать может заменить отца. Оба типа воспитания уникальны, и слишком разные, чтобы их мог воспроизвести один человек. Если мать вознамерится заменить отца, или отец попробует быть ребенку матерью, то получится... ничего не получится. В этом случае ребенок скорее всего будет лишен и первого и второго.

4. В полной семье ребенок с детства получает примеры взаимоотношений между отцом и матерью, между мужем и женой, между мужчиной и женщиной. Ребенок выросший в неполной семье, и не получивший таких примеров, скорее всего будет и никудышным отцом (матерью), и плохим мужем (женой). Особенно это плохо для девочек. Выросшие без мужского воспитания девочки, как правило, крайне эгоистичны в собственной семье. Они не могут быть матерью и женой. В семье они могут быть только взрослым ребенком. И притом испорченным ребенком. Поэтому я всегда говорю, что брать замуж девушку выросшую без отца - довольно рискованное предприятие.

Источник: http :// soblaznenie . com / index . php ? module = forum & findmes =91555

Vlafud

Статус: Пользователь
Возраст: не указан
Город: не указан
Дата регистрации: 20 июн 2010
Последнее посещение: 17 апр в 13:24
Тем: 0
Сообщений:
20
Репутация: 0
Спасибо сказали раз:
4

Написать личное сообщение

Сообщение №5

11 мар 2011 в 16:02

Заранее спасибо.

Сообщение №6

11 мар 2011 в 16:43

Цитата(Vlafud @ 11.3.2011, 19:02) [ snapback ]91565

Я извиняюсь, но думаю лучше будет, если сразу здесь задать этот вопрос.

УмНик, а как заниматься самовоспитанием? Возможно ли это вообще? Или все те, кто растёт без отца - обречены? Если можно заняться самовоспитанием, то можете расписать всё по пунктам? Буду очень благодарен.

Может быть что-то вроде: Начал дело - заканчивай во чтобы то ни стало.

Заранее спасибо.


Вся разница между теми кто растет в полной семье, и без отца, в том, что в полной семье парня воспитывают отец и мать, а тому кто растет без отца придется заняться САМОвоспитанием.
Так что как видишь безотцовщина - не черная метка. Проблемы могут быть только тогда, когда ничего не делаешь, для того, чтобы стать личностью. Но, если ты взялся за себя, то у тебя могут быть даже преимущества перед ребятами выросшими в полной семье. Ведь они получают воспитание не задумываясь, и не прилагая ОСОЗНАННЫХ усилий. Ты же сам себе капитан, и можешь форсировать процесс. Тем более, что раз ты уже задался такими вопросами, значит ты уже выходишь из группы риска. Ведь у тебя УЖЕ иное мышление. Тебе уже мало просто жить по наклонной. Ты сам захотел изменить свою жизнь.
...
Так что по сути группа риска - это те, кто не прочел мой меседж. У остальных даже есть определенное преимущество, перед ВСЕМИ остальными. :-)

Как заниматься самовоспитанием? Также как и воспитываются парни в полных семьях - на личном примере. Ищи среди знакомых, людей, которые достойны уважения и бери с них пример. Старайся, В ХОРОШЕМ СМЫСЛЕ, не слушаться маму. Т.е., если она говорит, что нужно учиться - слушайся. Ведь тоже самое мог бы сказать и отец. А вот, если начнет гундеть о том, что нужно быть рыцарем - смело пропускай мимо ушей. Ну это к примеру. Читай хорошие книги, смотри ПРАВИЛЬНЫЕ фильмы и передачи (их к сожалению мало), бери пример, помогай себе и окружающим. Учись. Развивайся. Занимайся спортом. Тренируй волю. Вот так и победишь. Удачи. :-)

Посеешь мысль – пожнешь поступок. Посеешь поступок - пожнешь характер. Посеешь характер – пожнешь судьбу.

MrMcMurphy

Статус: Пользователь
Возраст: 20
Город: Смоленск
Дата регистрации: 2 июл 2011
Последнее посещение: 1 мар в 14:01
Тем:
1
Сообщений: 40
Репутация: 0
Спасибо сказали раз:
10

Написать личное сообщение

Сообщение №10

12 сен 2012 в 14:07

Учусь на психолога-педагога. Нам многие преподоватеди в том числе и женщины говорят, что нормальное воспитание в неполноценной семье маловозможно.

Сообщение №11

12 сен 2012 в 15:47


Маловозможно?
Нормальное воспитание в неполноценной семье НЕвозможно.

Спасибо сказали: Businka , Андрей

Краткое содержание: Мужское воспитание. Роль отца в воспитании сына. Воспитание из сына мужчины. Мужской характер. Мужской мир социальных отношений. Передача отцом сыну форм мужского поведения. Отец как модель отношений с противоположным полом.

Отец как проводник в мир социальных отношений.

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна. Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации. Особенно ярко это проявляется в процессе воспитания мальчика. Знакомя своего сына с системой ценностей, отец вводит его в мир социальных отношений, где оценка человеком самого себя, своих успехов и достижений во многом формируется под воздействием оценок окружающих. По сути дела, исходя из оценочного подхода к сыну, его мнениям, решениям, поступкам, отец осознанно или неосознанно учит мальчика видеть самого себя и свои действия со стороны, соотнося их с определенной системой социальных оценок, с критериями приемлемости тех или иных поступков в конкретной ситуации. Неслучайно в обыденном сознании существует система двойных стандартов по отношению к поведению мальчиков и девочек. Часто не только от отца, но и от мамы мальчик слышит: "Будь мужчиной!", "Ну что ты расплакался, как девчонка!", "Терпи, ты же мужчина!", "Вот посмотри на папу!" и т.д. Таким образом практически с первых дней жизни ребенок начинает усваивать набор определенных социальных стандартов, которым должен соответствовать мальчик.

Упоминание отца в этом контексте не случайно, ведь именно отец вводит сына в мир социальных отношений. Своим поведением, своим отношением к миру и к окружающим людям отец предоставляет сыну первоначальный образец и в течение долгого времени, возможно всей жизни сына, является для него непосредственным примером для подражания. Взаимоотношения сына с отцом, каких бы сфер они ни касались и в какой бы форме ни проявлялись, всегда социально ориентированы. Еще более четко это стремление адаптировать мальчика в широком мире проявляется в непосредственном общении между отцом и сыном. Беседы отца с сыном, совместные игры и увлечения - все это имеет четкий социальный подтекст. Во всех формах общения отец на основании своего опыта учит сына эффективно действовать в определенных жизненных ситуациях, причем действовать так, как подобает именно мужчине, в соответствии с принятыми нормами поведения. Этот процесс обучения жизни многообразен и многосторонен. Он включает развитие навыков самообладания, умения взаимодействовать с людьми, прикладных умений, связанных с выполнением практических действий (использование инструментов и различные работы по дому, ремонт технических устройств и т. д.), специфических "мужских" увлечений (охота, рыбалка, посещение спортивных состязаний).

Такие воспитательные воздействия формируют мальчика как представителя мужской субкультуры, дают ему знания о распределении ролей и обязанностей между полами, создают направленность его интересов и путей их реализации, соответствующую общепринятым представлениям о том, чем должен увлекаться и заниматься мальчик. Именно поэтому большинство отцов крайне негативно относятся к проявлениям у их сына неподобающих, с их точки зрения, игр, увлечений и интересов: играм в куклы, использованию женских образов в ролевых играх, пристальному слежению за модой, повышенному интересу к собственной внешности и т.д. Также предметом раздражения отцов может стать отсутствие у сына интереса к технике, ремеслу и т.д. Такие негативные эмоции вполне объяснимы: в этой ситуации отец на каком-то подсознательном уровне ощущает, что не справляется с функцией, которую он должен выполнить, - подготовить своего сына к жизни в обществе, где заранее определены параметры восприятия мужчины.

Вот почему с самых ранних лет ребенка отец должен участвовать в процессе его воспитания. В обыденном сознании бытует мнение, что в раннем детстве ребенок целиком и полностью принадлежит матери, а отец приступает к воспитанию уже подросшего малыша. Такой подход опасен тем, что сферы интересов мальчика, его манеры поведения будут излишне подвержены материнскому влиянию. В отсутствие уравновешивающего воспитательного воздействия отца это может привести к социально нежелательным деформациям интересов, увлечений и поведения ребенка. Только под непосредственным руководством отца, видя перед собой наглядный образец мужского подхода к решению жизненных проблем, мальчик сможет сформироваться и реализоваться как мужчина - в соответствии с ожиданиями общества.

Привитие сугубо мужских форм поведения происходит не только через обучение ребенка каким-либо умениям или демонстрацию ему образца поведения, но и с помощью прямой трансляции системы жизненных ценностей и взглядов на жизнь от отца к сыну. Особую роль здесь играют беседы отца и сына по широкому кругу проблем - как общечеловеческих, "философских" , так и затрагивающих сферу собственно мужских интересов (принятие решений и действия в сложных жизненных ситуациях, организация досуга, отношение к противоположному полу, сексуальная жизнь и т. д.).

Самостоятельно мальчику, растущему мужчине, очень сложно принять решение о том, какая модель поступка отражает собственно мужские черты. В этом случае отец задает наиболее действенный пример, в сравнении с которым или на него ориентируясь сын будет определять свое собственное поведение. В трансляции сыну форм и способов реализации мужского поведения отец обязан принять на себя функции опосредующего звена, которое отвечало бы требованиям общества, с одной стороны, и соответствовало бы личным представлениям отца об идеале мужского поведения, с другой. Это комплексное воздействие формирует мальчика как представителя именно мужского сообщества.

Таким образом, именно на плечи отца возлагается эта нелегкая, ответственная, но почетная обязанность - ввести сына в мир социальных отношений, научить его по-мужски реагировать на те вызовы, что бросает жизнь, помочь ему проявить и реализовать себя как мужчине. В этом состоит одна из основных функций отца в воспитании мальчика - но не единственная.

Отец как модель отношений с противоположным полом и сексуальности.

Еще одна чрезвычайно важная функция отца - организация сексуального воспитания мальчика. Отец для сына является первичным источником если не прямой, то косвенной информации о взаимоотношениях полов. Именно в семье, наблюдая за отношениями отца и матери, мальчик приобретает первый опыт отношения к противоположному полу. Отец здесь выступает образцом мужского поведения, который на первых порах будет неосознанно копироваться сыном практически во всех ситуациях, связанных с общением с противоположным полом.

В возрасте от 3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс - стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему. Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка, на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.

С точки зрения психологии в этом нет ничего противоестественного, однако для многих отцов такое поведение сына становится неожиданным и неприятным сюрпризом. И это вполне объяснимо, ведь противодействие отцу может принимать самые различные формы - от желания постоянно находиться вместе с мамой и ограничить ее общение с отцом до открытых проявлений вербальной и невербальной агрессии. Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым: ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным. Однако излишне драматизировать события не стоит - все это временно. Обычно к 5 - 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.

Однако следует обратить внимание на то, что эффективное разрешение Эдипова комплекса, равно как и нормальное развитие половой идентификации вообще, возможно лишь при условии активного участия отца в жизни мальчика. Отсутствие отца как примера мужского полоролевого поведения может иметь далеко идущие последствия для мальчика, начиная от проблем установления отношений с представительницами противоположного пола до сексуальной дезориентации и сексуальных проблем.

Так ли важен отец?

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роли и функции отца в воспитании мальчика сводятся к двум основным обязанностям, имеющим чрезвычайно важное значение для его (мальчика) будущей жизни.

Отец вводит ребенка в мир социальных отношений, учит его адекватно воспринимать и оценивать себя и других, способствует становлению сына как представителя мужской субкультуры. Все это определяет личностное и социальное развитие мальчика.

Отец помогает сыну в осознании себя как мужчины, что предопределяет нормальное психическое развитие мальчика и предотвращает проблемы в сфере взаимоотношений полов.

Неучастие мужчины в выполнении этих важнейших функций может послужить источником самых разнообразных проблем в жизни мальчика:

Он может стать изгоем в среде сверстников, приобретя ярлык "маменькиного сынка", только потому, что у него перед глазами не было примера мужского поведения, мужского способа решения жизненных проблем;

Мальчик может стать предметом насмешек по причине незнания каких-либо реалий мужской субкультуры;

Его общение с представительницами противоположного пола также может быть отягощено большим количеством проблем в связи с неумением завязывать контакты и выстраивать систему взаимоотношений.

Корни всех этих затруднений обычно лежат в том, что в соответствующие моменты развития сына отец не уделил необходимого внимания его воспитанию, посчитал ненужной простую искреннюю беседу с сыном либо, что чаще всего случается, на это просто не хватило времени. В современном мире отцы семейств часто видят свой долг в обеспечении материального благополучия семьи - и это ни в коей мере нельзя считать неверным. Проблема заключается в том, что только этим роль отца в семье, тем более - в воспитании мальчика, не ограничивается. Недостаток материальных средств воспринимается очень болезненно, но отсутствие отцовского воспитания может иметь просто катастрофические последствия для будущей жизни мальчика. Именно поэтому при всех трудностях и невзгодах любящий отец должен помнить, что счастье его сына зависит не столько от тех материальных средств, которые отец вложил в своего ребенка, сколько от того, насколько эффективно он, отец, справлялся со своими воспитательными функциями.

Практически в каждой семье мужчина – прежде всего добытчик. А в воспитании ребенка он участвует лишь изредка, да и то, в основном, когда дело касается дисциплины или финансовых вопросов. Причем чаще, когда приходится наказывать малыша.

Таким образом, папа в глазах крохи выглядит очень строгим. Но ведь вам наверняка хочется иметь более дружеские отношения? Рассмотрим, как это сделать.

Обычно папы, глядя на маленьких детей, нередко мечтают о том, чтобы ребенок быстрее вырос, научился ходить, играть, говорить…. Чтобы можно было нормально общаться. Но с наступлением этого момента вы с удивлением обнаруживаете, что найти общий язык достаточно сложно.

А все потому, что когда кроха был совсем маленький, вы мало брали его на руки, разговаривали и, наверняка, испытывали облегчение, когда отдавали его маме. Получается, что у мамы с малюткой постоянный телесный контакт, а за папой он только наблюдает. Но зато такая дистанция позволяет малышу по папиной реакции определить: можно ли сделать то или иное действие или нет. И поэтому зачастую мужское воспитание сводится к тому, чтобы запрещать или разрешать.

По некоторым наблюдениям ребенок, которого в первый год жизни воспитывал отец и принимал участие в уходе за ним, более общителен, адекватен и меньше боится незнакомых людей. Поэтому не нужно отстраняться от воспитания малыша в этот период.

Мужское воспитание должно начинаться с самого рождения. И не нужно откладывать его на будущее. Вот несколько советов, которые подскажут вам с чего начинать:

1. Принимайте участие в уходе за ребенком. Это позволит вам привыкнуть к нему.

2. Успокаивайте малыша, если он плачет, вместе с супругой. Это наверняка добавит вам уверенности в общении с ним.

3. Обычно папам требуется время, чтобы понять, что они любят ребенка. Старайтесь развивать свою любовь. Чаще берите его на руки, смотрите какой он симпатичный, умный…

4. Проводите выходные в кругу семьи.

5. Оставайтесь наедине с крохой. Например, сходите на прогулку. Это позволит вам сблизиться и лучше понять друг друга.

Постарайтесь объективно оценивать свои действия. Для этого можно провести простой тест.

Разделите пополам лист бумаги. На одной стороне напишите все случаи, когда вы ругали малыша за день, а на другой – когда хвалили. И посчитайте, что получилось. Обычно больше строк в первой половине листа. Вот так и складывается мнение, что мужское воспитание сводится только к наказаниям.

Конечно, папины запреты просто необходимы, но они должны сочетаться с любовью и заботой о ребенке. Тогда они будут намного эффективнее. Старайтесь стать хорошими друзьями. Тогда кроха захочет брать с вас пример, и у вас будет намного меньше поводов для запретов и наказаний. Старайтесь постоянно быть рядом и, при необходимости, корректируйте поведение малыша. Тогда мужское воспитание станет действительно эффективным.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»