Женские головные уборы: самые актуальные виды и фасоны. Основные виды мужских головных уборов

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Мы долго думали, как назвать нашу новую рубрику о том, что носят, едят и делают в московской тусовке, и не придумали ничего лучше, чем… «Тусовка ». В конце концов, коротко и ясно. И сегодня речь пойдет о стиле. Вернее, о вполне конкретном и довольно спорном тренде, который почему-то очень любят все – от скейтеров до самых знаменитых героев стритстайл-фотографий со всех недель моды.

Каждый раз, когда проходишь мимо цирка на Цветном бульваре и встречаешь молодых людей (которых пренебрежительно зовут «цэбэшниками » в честь места обитания ) в подвернутых шапках (тех самых, что прикрывают только макушку ), в голове мелькает мысль: «Видела бы тебя мама! » Но за этими самыми шапками стоит такая история, что, кажется, ради нее можно перетерпеть даже обморожение ушей. Правда, знают ли все эти модники, хипстеры и прочие любители так называемых beanies , откуда мода на них берет свое начало? Сомневаемся.

Ильдар Иксанов (@ildar_iksanov); Глеб Костин (@glebkostin); Жан Рено и Натали Портман в фильме «Леон» (1994)

А вот Ильдар Иксанов , ныне барабанщик группы «Труд » и экс-стилист когда-то топового (и больше не существующего ) магазина мужской одежды Fott в Дмитровском переулке , точно знает ответ на этот вопрос. Еще пару лет назад Ильдар читал лекции о стиле и даже генерировал фразы, которые надолго вошли в лексикон всех «фоттеров » (да, это была отдельная каста людей ), например: «Камо – ласт сизн » («камуфляж уже не в тренде »). Поэтому на его экспертное мнение мы точно можем положиться. Он рассказал нам про эти самые шапки, и, да, здесь тоже есть немного про «камо».

Глеб Костин (@glebkostin); уличные хулиганы, Лондон, ХХ век; кадры с недели мужской моды в Париже, 2017

«Камо »– это сокращенное название камуфляжной расцветки военной одежды (она же – милитари ). «Именно из милитари-эстетики к нам и пришла большая часть вещей современного мужского гардероба, – говорит Ильдар.– И привычная нам вязаная шапка – тоже не исключение, но появилась она еще в Средневековье . А во время Второй мировой войны она была стандартом униформы военно-морского флота США на зиму, и благодаря ей солдатам было удобно (и тепло. – Прим. ред .) носить каску. После этого простая вязаная шапка стала популярна и большего всего ассоциируется с моряками: от простого рядового до легендарного Жака-Ива Кусто ».

Кадр с недели мужской моды в Париже; Брайан Дженнингс; Дмитрий Пантюшин; кадры с недели мужской моды в Париже

Кстати, в честь того самого легендарного океанолога скейтбордист, серфер, путешественник и большой патриот Коля Шуев из приволжских Чебоксар даже основал собственный бренд шапок Kusto , правда, решил не останавливаться на традиционном красном, а выпустил «морячки» (именно так их называют Kusto ) еще и в желтом, зеленом, розовом, сером, голубом и многих других цветах.

«Классическая beanie hat или watch cap - самая популярная модель шапок, - говорит Ильдар, - большим спросом пользуются черный , а еще navy [темно-синий ], olive [оливковый ] (ещё его называют olive drab ) и красный - визитная карточка моряка».

Менеджер детройтского магазина Revive (где, кстати, продается наш Рубчинский ) Брайан Дженнингс говорит, что первыми в США такие шапки начали носить «синие воротнички» – рабочие, занятые физическим трудом (еще одна минутка истории). «Потом были сварщики, механики и торговцы, которые носили их, чтобы волосы не лезли в глаза и не мешали работать, а где-то в 50-х это стало главным трендом среди первокурсников американских университетов».

Американские моряки; кадр с недели мужской моды в Париже, 2017; шапка Kusto; американский солдат; Жак-Ив Кусто.

В столичной тусовке красная «морячка» ассоциируется с соорганизатором клуба мотоциклистов Clevermoto и арт-директором «Энтузиаста » Дмитрием Пантюшиным . Большинство людей, которые сталкиваются с ним в Столешниковом и на его задворках, вообще не знают, как Пантюшин выглядит без своей любимой маленькой шапки.«рваные «Вансы» + объемные штаны, подвязанные шнурком + футболка » . За что они так любят эти шапки, рассказал нам скейтбордист Руслан Малыгин : «Она позволяет скрыть свой срам на голове, – серьезно заявляет Руслан, – и придает первосортному человеку еще больше уверенности, а второсортному – надежду на лучшее». Что это значит, понять, наверное, могут только скейтеры, а мы уверены: мода все-таки берет верх над здравым смыслом. Короче говоря, их носят не потому, что это тепло или функционально, а потому, что это стильно. Правда, один плюс у такого странного тренда все-таки есть – за «бортиком» шапки с подворотом не мнется сигарета (это нам модники рассказали ).

Модный и стильный гардероб не может обойтись без головных уборов. Умение правильно подобрать шапку к тому или иному образу - большое искусство.

Головной убор - дело тонкое

Известен случай из жизни знаменитого артиста Александра Вертинского, когда он заказал у очень хорошего немецкого портного пальто. Оно получилось превосходным. Сидело как влитое, удачно подчёркивая статную фигуру заказчика. Безукоризненный вкус и чувство стиля талантливого артиста подсказывали ему, что головной убор должен соответствовать характеру сшитой вещи, но, как ни мучился Александр Николаевич, подобрать его не получалось. Пробовали даже переделать пальто. Всё равно в комплекте что-то не совпадало. В конце концов, ради шутки, примерили офицерскую шапку. И, о чудо, получился идеально гармоничный ансамбль. Оказалось, портной специализировался на форменной одежде для армии, а военные шинели хороши только с фуражками.

В самом деле, к ситуации, к имеющемуся гардеробу, не забывая при этом учесть и личные внешние данные, подобрать головной убор непросто. В данной статье мы поговорим про различные виды шапок и, хочется надеяться, окажем помощь в освоении науки составления грамотных и законченных образов.

Универсальные головные уборы

Перечислить популярные виды шапок не так уж трудно. В отличие от шляп, их можно сосчитать по пальцам. Очень много синонимов, обозначающих один и тот же головной убор. Давайте разберёмся, что представляют собой актуальные на сегодняшний день виды шапок и их названия.

Мы часто слышим или встречаем на страницах модных журналов такие слова: бини, берет, кипа, казачья шапка, пилотка, амбассадор, балаклава, труба, хомут, папаха, ушанка, малахай, кубанка, тюбетейка, феска, боярка, чепец, чепчик, клош, будённовка, слауч, гоголь, треух, бомбер, траппер, кубанка, треух, ермолка, тем, кепка, панама, бабушка (ударение на букву "у"), шапка-косынка, картуз и т. п. Всё это - названия шапок. И все они представляют собой лишь вариации четырёх-пяти моделей головных уборов, придуманных очень давно.

Современные модельеры для создания новых коллекций постоянно обращаются к историческим костюмам. Классические шапки претерпевают различные, подчас кардинальные изменения. У них появляются и исчезают козырьки, отвороты, околыши, меняется форма и способы драпировки тульи. Идут постоянные эксперименты с материалами.

Берет

Берет - современное название русского картуза, а в Шотландии его называют тэм-о-шентером, или тэмом. И картуз, и тэм - это головные уборы с плотно прилегающим к голове высоким околышем и свободной тульей, представляющей собой цельный круг или сшитые в круг клинья. Классический тэм-о-шентер выполняется из тонкой шерстяной клетчатой ткани. Непременная деталь - помпон на макушке. Картуз - часто однотонная шапка из грубой ткани. В прежние времена франты украшали его цветами, пуговицами, декоративными булавками и пр.

Берет давно стал принадлежностью как мужского, так и женского гардероба. Береты - головной убор военнослужащих. В нашей стране в 2005 году они полностью вытеснили фуражки.

Одно время береты стали делать из натурального меха, придавая изделию жёсткость и статичность. Это достигалось за счёт плотного внутреннего чехла из драпа. Теперь меховые береты вновь стали мягкими и пластичными. В недавнее время виды пополнились беретами, связанными из скрученных полосок натурального меха.

Многообразие капюшонов

Некоторые люди полностью отказываются от головных уборов, говоря, что не любят шапки. За этими словами чаще всего скрывается неумение выбирать и правильно их носить. Это печально, ведь голова - то, на что мы смотрим в первую очередь. Зимой, в мороз, с непокрытой головой ходить опасно - можно заболеть, да и волосы очень портятся от сухого воздуха и резкого перепада температур.

При активном нежелании покупать головной убор, может выручить пристёгнутая или пришитая к горловине пальто или куртки шапка в виде капюшона.

Казаки русской армии в качестве обязательного элемента формы имели башлык - это очень удобный и практичный съёмный капюшон. Современные дизайнеры предлагают данный атрибут военной формы использовать в качестве модного головного аксессуара. Первоначально капюшон с длинными концами а-ля бушлат вошёл в гардероб гражданских лиц лишь как замена шапки для женщин. Теперь его охотно носят и молодые мужчины.

Капюшоны шьют из ткани, вяжут из шерстяных ниток, а также из крученых полосок меха. Выбор материалов велик. Главное требование к такому изделию - оно должно быть выполнено из пластичного, хорошо драпирующегося материала. Оголовье допускается самых различных форм - круглое, из двух, или более, деталей, как почти у всех курток, а также с длинным треугольным концом, как у клобуков монахов-капуцинов. Капюшон может плотно облегать голову, а может быть свободным, напоминая накидку или покрывало. Его отделывают мехом, украшают орнаментами, вяжут с использованием фантазийного переплетения нитей. Однако не стоит увлекаться чрезмерным украшательством. Возможно, что выполненный из однотонного материала гладкой фактуры, этот элемент наиболее органично впишется в ансамбль. Несколько вариантов стильных луков можно увидеть на фотографиях, представленных в статье.

Балаклава

Разновидность капюшона - вязаная шапочка, именуемая балаклавой. Она представляет собой полотно охватывающий голову капюшон, удлинённый в области шеи. Характерная особенность балаклавы - прорезь для глаз. Поскольку вещь делается из эластичного трикотажа, то при необходимости лицо можно полностью открыть, слегка растягивая прорезь и опуская её под подбородок. Такая шапка незаменима в том случае, если человек много времени проводит на улице при экстремальных погодных условиях, таких, как сильный мороз с ветром или жара с палящим солнцем и летящим в лицо песком или пылью.

Принято считать, что балаклава - атрибут спецназовцев, предназначенный для того, чтобы можно было скрывать их лица, но и в обычной мирной жизни эта шапка абсолютно незаменима для походов в лес, на охоту или рыбалку. Она защитит и от мошкары, и от клещей, и от неблагоприятных погодных условий.

Городские модники будут правы, если включат вязаную шапку с отверстием для глаз в свои стильные комплекты, ведь даже в виде кошки, позаимствованная из голливудского фильма, весьма органично смотрится на молодых барышнях. Очаровательные кошачьи ушки невероятно мило выглядят на женских головках.

Ушанка и её вариации

Шапка-ушанка претерпела такое большое количество изменений, что её можно назвать рекордсменом в этом соревновании. На её основе появились такие модели, как малахай, треух, бомбер и траппер. Изначально все они представляли собой различные виды шапок из меха.

Для солдат не то Русской императорской армии, не то Красной армии (тут исторические версии расходятся) группа художников, во главе которой стояли такие мастера, как В. М. Васнецов и Б. М. Кустодиев, разработала новую форму. Знаменитая шапка-будёновка, или, как её ещё называли, фрунзевка и богатырка, заострённой верхней частью очень напоминала шлемы богатырей, а отворачивающейся деталью - треух. Шилась будёновка из сукна.

В настоящее время ушанки перешли в разряд головных уборов, которые делают из драпа, кожи, вяжут нитками и меховыми полосками. А вот малахай неизменно входит в виды шапок, шьющихся из меха. Отличительная особенность данного головного убора - пышный хвост, пришитый к затылочной части.

Ушанка-бомбер - аксессуар полярных лётчиков. Но он прочно обосновался в гардеробах сугубо земных модников. Эту шапку делают из кожи и меха. Наружные детали кожаные, а внутренняя часть из текстиля и меха или из той же кожи, что и верх.

Ушанка-траппер названа от аглийского термина, означающего «охотник за пушным зверем». Если перечислять общепринятые виды меховых шапок, то траппер войдёт в число первых. Верх этого, очень модного в наше время головного убора делается из непромокаемого текстиля, а внутренние, отворачивающиеся, части - из меха.

Эконом вариант ушанки - обманка. Это имитация классической шапки. Внешне она выглядит, как ушанка, у которой ушные лопасти подняты к макушке и соединены. Очень эффектна обманка из норки, хорька.

Самые модные и современные ушанки делаются с очень длинными ушами, которые можно по типу шарфа обмотать вокруг шеи. Иногда они оканчиваются подобием карманов, в которых удобно греть руки. Такие шапки бывают как сшитые из натурального или искусственного меха, так и связанные из различных видов пряжи.

Пилотка и её разновидности

Гоголь, московская, амбассадор - всё это названия шапки а-ля русс, которая повторяет форму пилотки. Амбассадор - аристократический головной убор, некогда весьма почитавшийся представителями коммунистической элиты Советского Союза. Им их шили из самого лучшего каракуля, пыжика или норки. В настоящее время эта шапка возродилась для снобов и хипстеров. Она очень элегантна и требует безукоризненных дополнений в виде пальто, кашне, обуви, перчаток и портфеля. Подобрать амбассадор по размеру довольно непросто. Эта шапка не должна сидеть слишком свободно, самопроизвольно вращаясь по окружности головы при неосторожном движении. В то же время очень неприятно ощущать, как она стискивает лоб, норовя соскользнуть на макушку. Такую шапку правильнее всего заказывать в мастерской у опытного портного. При небольшом количестве меха вполне реально изготовить обманку, то есть имитировать околыш при помощи складки, распределённой по периметру тульи.

Элегантный продольный залом на вершине тульи - одна из отличительных черт данного головного убора. Выглядит эта складка весьма эффектно. Это придаёт статусность облику носителя данного головного убора.

Гоголь - тот же амбассадор, только без околыша. Оба головных убора очень стройнят и визуально увеличивают рост, что, несомненно, комплементарно для любого мужчины.

Казачьи и боярские шапки

В последние годы на Западе большую популярность приобрели так называемые казачьи шапки. виды шапок имеют непосредственное отношение к обмундированию казачьих войск. Они шьются из шкуры овец. Очень хороши такие головные уборы из длинноворсового белого или чёрного меха. Также данные шапки великолепно смотрятся и в том случае, если выполнены из серебристого или коричневого каракуля, каракульчи, смушки, мерлушки и поярки.

Выкройка казачьей шапки не представляет никакой сложности - это прямоугольник, длинная сторона которого равна длине окружности головы. Короткая - высота самой шапки. Дно, или верхняя, макушечная часть - круг. Он может быть из того же материала, что и основная часть, а может быть и текстильным.

Стоит обратить внимание на следующие виды шапок и их названия. Это и, наиболее сложная и интересная модель, - мурмолка.

Мурмолка не имеет отношения к казачеству, но рассказывая про виды зимних шапок, будет несправедливо обойти вниманием этот мужской головной убор. Мурмолка - мужская шапка. Её тулья повторяет кубанку, однако мурмолка имеет отворот- лопасть, которая, в отличие от знаменитой боярки, о которой речь пойдёт ниже, имеет разрез надо лбом.

Боярку носят и женщины, и мужчины. На фотографиях, представленных в нашей статье, можно увидеть различные виды зимних шапок, в том числе и боярку. Характерная особенность данного головного убора - двухступенчатость, образованная тульей и опушкой-отворотом. Наиболее дорогие модели шьются из соболя, песца и норки.

Шапка-ток - та же боярка, но на её выполнение берётся текстиль - драп, велюр, вельвет, бархат, натуральная или искусственная кожа и т. д. Изготавливаются очень многие виды вязаных шапок спицами или крючком именно по лекалу классического тока или маленьких еврейских шапочек.

в современном прочтении

Очень простые в исполнении, удобные и практичные шапочки, плотно облегающие голову, берут своё начало в еврейской моде. Такие виды вязаных шапок, как бини или петушок - это увеличенные в высоту ермолка и кипа. Надо сказать, что трикотажные головные уборы обладают превосходной пластичностью. Их можно носить, скрутив нижний край толстым коротким руликом или завернуть широкой планкой, а можно вытянуть вверх и сформировать по форме петушиного гребешка.

В настоящее время мода предлагает носить подобные шапки, слегка оттянув вверх и назад так, чтобы основной объём спускался на воротник спинки. Модникам будет интересно, как в предстоящем году выигрышнее всего драпировать такие виды шапок. Фотографии, размещённые в нашей статье, наглядно демонстрируют самые удачные варианты.

Кепка

Основная отличительная черта названного головного убора - козырёк. Эту деталь у кепки позаимствовали очень многие модели, традиционно шившиеся без козырька. Эту деталь теперь с успехом пришивают к балаклаве, к бини, к кубанке, к ушанке, к косынке, к берету, к офицерской фуражке, к киверу и т. д. Надо заметить, что и само семейство кепок за последние десятилетия очень разрослось. Тут и бейсболки, и кепи, и каскетки. Они отличаются друг от друга покроем тульи и длиной козырька. Тулья может состоять из одной-двух деталей, а может и из восьми клиньев. Нередко кепка напоминает берет или картуз. Она может иметь околыш, а может благополучно обходиться без оного. В качестве материалов для изготовления кепок используют текстиль, кожу и коротковорсовый мех.

Чалма

С Ближнего Востока в Европу пришла мода на всевозможные чалмы и тюрбаны. Теперь их делают даже из меха, имитируя сборку надо лбом. Надо сказать, что головные уборы такого фасона идут очень немногим. Шапка в обмотанного вокруг головы, предполагает соответствующий гардероб, то есть платье или пальто в особенном, точно выверенном стиле. Нужно обладать очень тонким вкусом, чтобы составить гармоничный комплект и не выглядеть смешно. Смягчить восточный характер аксессуара может макияж в умеренном европейском стиле. Европейская чалма не должна иметь большой объём. Лучше, если она будет однотонной, в цвет основному костюму. Украшения в виде брошей, пуговиц со стразами, перьев и прочего следует исключить.

Как правильно подобрать головной убор?

Головной убор должен подбираться не только к случаю, но и к типу внешности. Покупая шапку, её необходимо примерить перед зеркалом. Если лицо не стало симпатичнее, то от такой шапки лучше сразу отказаться, какой бы модной и красивой она ни была. Следует обратить внимание на то, не стало ли лицо чрезмерно круглым или удлинённым. Если вязаная шапка колется - это значит, что она выполнена из грубой пряжи, а потому носить её будет некомфортно. Головной убор не должен быть тесным или слишком свободно болтаться на голове. В первом случае он может спровоцировать головную боль, а во втором будет мешать видеть, так как при повороте или наклоне головы станет закрывать обзор. Существуют шапки универсальных фасонов, которые идут практически всем, а есть и такие, что идут лишь немногим. Характерный пример - очень модная Как бы забавно и мило она ни выглядела на модели, прежде чем покупать её, следует задаться вопросом: «А какое выражение лица мне присуще чаще всего?» Если оно очень серьёзное, строгое или сосредоточенное, то от такого аксессуара правильнее будет отказаться. Большинство вязаных шапок и некоторые модели меховых или фетровых, в частности, с различными ушками, а также с помпонами, забавными принтами и пр. можно порекомендовать лишь достаточно инфантильным личностям. В крайнем случае, надевая подобный головной убор, следует настроиться на юмористический, даже легкомысленный лад. Серьёзное лицо в шапочке с помпоном выглядит устрашающе и при этом комично. В любом случае к такому персонажу невозможно относиться серьёзно.

Фантазию наиболее уместно проявлять при изготовлении шапочек для малышей. На наших фотографиях представлены только некоторые виды детских шапок. Ребятишки очень уморительно выглядят в головных уборах, украшенных мордочками зверей или объёмными цветами. По большому счету, им подходят практически все виды шапок. Крючком или спицами связать такой аксессуар не составит большого труда.

Публикации раздела Традиции

Самые необычные головные уборы русских жён

В старину головной убор был самым значимым и нарядным предметом женского костюма. Он мог многое рассказать о своей владелице - о ее возрасте, семейном и социальном положении и даже о том, есть ли у нее дети. О самых необычных головных уборах русских женщин - в материале портала «Культура.РФ».

Женский праздничный костюм. Нижегородская губерния. Фотография: narodko.ru

Кокошник. Фотография: lebrecht.co

Женский праздничный костюм. Брянская губерния. Фотография: glebushkin.ru

На Руси девушки носили довольно простые по форме повязки и венки (венцы), оставляя открытыми темя и косу. В день свадьбы девичью косу расплетали и укладывали вокруг головы, то есть «окручивали». Из этого обряда и родилось выражение «окрутить девку», то есть женить ее на себе. В основе традиции покрывать голову лежало древнее представление о том, что волосы впитывают негативную энергию. Девица, впрочем, могла рисковать, демонстрируя косу потенциальным женихам, но простоволосая жена навлекала позор и несчастье на всю семью. Уложенные «по-бабьи» волосы покрывали стягивающейся на затылке шапочкой - повойником или волосником. Сверху надевали головной убор, имевший, в отличие от девичьего, сложную конструкцию. В среднем такой убор состоял из четырех-десяти съемных деталей.

Головные уборы русского юга

Граница между великорусскими Севером и Югом пролегала по территории современной Московской области. К северной Руси этнографы относят Владимир и Тверь, а к южной - Тулу и Рязань. Сама Москва испытывала влияние культурных традиций обоих регионов.

Женский крестьянский костюм южных областей принципиально отличался от северного. Сельскохозяйственный юг был более консервативным. Крестьяне здесь в целом жили беднее, чем на Русском Севере, где активно велась торговля с иноземными купцами. Вплоть до начала XX века в южнорусских деревнях носили древнейший тип русского костюма - клетчатую понёву (поясная одежда наподобие юбки) и длинную рубаху, украшенный подол которой выглядывал из-под понёвы. По силуэту южнорусский наряд напоминал бочонок, с ним сочетались сороки и кички - головные уборы, отличавшиеся разнообразием фасонов и сложностью конструкции.

Кика рогатая

Рогатая кичка - головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Конец XIX - начало XX веков. Фотография: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.

Крестьянка Рязанской губернии в рогатой кичке. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» - «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» - ходить, задрав нос.

С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка:

Рязанские рога
Не кину никогда.
Буду есть одну мякину,
А рогов своих не кину!

Кика копытообразная

Праздничный костюм молодой крестьянки Острогожского уезда Воронежской губернии. Конец XIX - начало XX века. Фотография: Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник.

«Чело кичное» впервые упоминается в документе 1328 года. Предположительно, в это время женщины уже носили всевозможные производные от рогатой кики - в виде котелка, лопатки, валика. Выросла из рогатой и кичка в виде копыта или подковы. Твердое очелье (налобная часть) обтягивалось богато украшенной материей, часто шитой золотом. Крепилось оно поверх «шапочки» с помощью шнура или лент, повязанных вокруг головы. Подобно подкове, подвешенной над входной дверью, этот убор был призван защищать от дурного глаза. Носили его в праздники все замужние женщины.

До 1950-х годов такие «копытца» можно было увидеть на деревенских свадьбах в Воронежской области. На фоне черного и белого - основных цветов воронежского женского костюма - шитая золотом кика выглядела как самое дорогое украшение. Сохранилось множество копытообразных кик XIX века, собранных на территории от Липецка до Белгорода - это говорит об их широком распространении в Центрально-Черноземном районе.

Сорока тульская

Праздничный костюм молодой крестьянки Новосильского уезда Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Костюм крестьянки Тульской губернии. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

В разных уголках России один и тот же головной убор назывался по-разному. Поэтому сегодня специалисты не могут окончательно договориться, что считать кикой, а что - сорокой. Путаница в терминах, помноженная на великое разнообразие русских головных уборов, привела к тому, что в литературе под сорокой часто имеется в виду одна из деталей кики и, наоборот, под кикой понимается составная часть сороки. В ряде регионов примерно с XVII века сорока существовала как самостоятельный сложносочиненный убор замужней женщины. Яркий пример тому - тульская сорока.

Оправдывая свое «птичье» название, сорока делилась на боковые части - крылья и заднюю - хвост. Хвост представлял собой нашитые по кругу плиссированные разноцветные ленты, что делало его похожим на павлиний. С головным убором рифмовались яркие розетки, которые пришивали на понёву сзади. Такой наряд женщины носили по праздникам, обычно в первые два-три года после свадьбы.

Практически все хранящиеся в музеях и личных коллекциях сороки подобного кроя были найдены на территории Тульской губернии.

Головные уборы русского севера

Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.

В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.

По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.

После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

Сборник (самшура, моршень)

Головной убор «сборник». Новгородская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Женский костюм с головным убором «сборник». Орловская губерния, кон. XIX в. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Один из самых универсальных головных уборов XVIII–XIX веков имел множество имен и вариантов пошива. Впервые он упоминается в письменных источниках XVII века как самшура (шамшура). Вероятно, это слово было образовано от глагола «шамшить» или «шамкать» - невнятно разговаривать, а в переносном смысле - «мять, жать». В толковом словаре Владимира Даля самшура определялась как «вологодский головной убор замужней женщины».

Объединяла все уборы этого типа собранная или «сморщенная» шапочка. Низкий моршень, похожий на чепец, был частью скорее повседневного костюма. Высокий же выглядел внушительно, как хрестоматийный кокошник, и надевался в праздники. Повседневный сборник шили из более дешевой ткани, а поверх него надевали платок. Сборник старой женщины мог выглядеть как простой черный чепчик. Праздничные уборы молодых покрывали позументной лентой, расшивали драгоценными камнями.

Этот вид кокошника пришел из северных регионов - Вологды, Архангельска, Вятки. Полюбился женщинам в Центральной России, попал в Западную Сибирь, Забайкалье, на Алтай. Вместе с предметом распространилось и само слово. В XIX веке под названием «самшура» в разных губерниях стали понимать разные типы головного убора.

Кокошник псковский (шишак)

Женский праздничный головной убор - «Кокошник». Псковская губерния, конец XIX века. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Женский праздничный костюм. Псковская губерния. Фотография: Фонд Российского этнографического музея.

Классический силуэт в форме вытянутого треугольника имела псковская версия кокошника - свадебный головной убор шишак. Шишечки, давшие ему название, символизировали плодородие. Бытовала поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». Их нашивали на переднюю часть шишака, украшая жемчугом. По нижней кромке пришивалась жемчужная сеточка - поднизь. Поверх шишака новобрачная надевала белый шитый золотом платок. Один такой кокошник стоил от 2 до 7 тысяч рублей серебром, потому хранился в семье как реликвия, передавался от матери к дочери.

Наибольшую известность псковский кокошник получил в XVIII–XIX веках. Особенно славились уборы, созданные мастерицами Торопецкого уезда Псковской губернии. Оттого шишаки часто называли торопецкими кокошниками. Сохранилось немало портретов торопчанок в жемчужном уборе, прославившем этот край.

Тверской «каблучок»

Женские головные уборы - «каблучки». Тверская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Фотография: Фонд Государственного исторического музея.

Цилиндрический «каблучок» был в моде в конце XVIII и на протяжении всего XIX века. Это одна из самых оригинальных разновидностей кокошника. Носили его в праздники, поэтому шили из шелка, бархата, золотого галуна, украшали каменьями. Под «каблучок», похожий на небольшой колпак, надевалась широкая жемчужная поднизь. Она покрывала всю голову, потому что сам компактный головной убор прикрывал лишь макушку. «Каблучок» был настолько распространен в Тверской губернии, что стал своеобразной «визитной карточкой» региона. Особую слабость к нему питали художники, работавшие с «русскими» темами. Андрей Рябушкин изобразил женщину в тверском кокошнике на картине «Воскресный день» (1889). Этот же убор изображен на «Портрете жены купца Образцова» (1830) Алексея Венецианова . Свою жену Марфу Афанасьевну Венецианов также написал в костюме тверской купчихи с непременным «каблучком» (1830).

К концу XIX века на территории всей России сложные головные уборы стали уступать место шалям, напоминавшим древнерусский платок - убрус. Сама традиция повязывания платка сохранилась еще со Средневековья, а в период расцвета промышленного ткачества получила новую жизнь. Повсеместно продавались заводские шали, сотканные из качественных дорогих нитей. По старой традиции, замужние женщины носили платки и шали поверх повойника, тщательно закрывая волосы. Трудоемкий процесс создания уникального головного убора, который передавался из поколения в поколение, канул в лету.

Даже тем женщинам, кто предпочитает и в самую холодную зиму ходить без головного убора, ведущие модные дома мира рекомендуют в этом сезоне обратить на них внимание.

Тем более что актуальных моделей женских шапок , шляп, кепи и беретов настолько много, что даже самая искушенная модница обязательно подберет что-нибудь на свой вкус.

Классика на новый лад

Нет головного убора традиционнее, женственнее и элегантнее, чем шляпка. В осенне-зимнем сезоне 2014-2015 года дизайнеры предлагают отойти от традиционных взглядов на этот аксессуар. Долой правила, гласящие, что худеньким женщинам нельзя носить шляпы с чрезмерно большими полями, а круглолицым категорически не подходят маленькие шляпки, закрывающие лоб! В этом году можно все!

Хит сезона - шляпы в мужском стиле с опущенными полями, а также лаконичные «котелки», не сходящие с подиумов уже несколько лет. Настоящий фурор произвели экзотические тренды, такие как модель «федора» с удлиненной тульей от DSquared2 (отличный вариант для женщин с маленьким ростом), «шляпа дровосека» в сочетании с классическим костюмом от Oscar de la Renta (модель хорошо гармонизирует черты лица, если нос прямой и длинный).

Приветствуются как модели в стиле минимализм, так и эффектные шляпы со всевозможными украшениями. Главный совет для тех, кто стоит перед выбором, - шляпа, в первую очередь, должна нравиться вам, тогда вы будете носить ее с удовольствием и наслаждаться производимым впечатлением.




Гимн женственности

Незаслуженно забытые в предыдущие годы, в зимнем сезоне 2014-2015 береты вернулись на подиумы. Актуальны будут любые фасоны и размеры, а также самые разнообразные материалы.

Береты представлены в коллекциях Armani, Ralph Lauren, Chanel и т.д.

Тем, кто не слишком любит контрастные сочетания, можно порекомендовать текстильный или вязаный берет классического черного цвета. Такая модель подчеркивает женственность и гармонирует практически с любой верхней одеждой. Яркий берет - достойное сопровождение пальто, юбки или платья в стиле бохо. Украшенный пайетками или брошью, а также разноцветный берет можно носить в сочетании с удлиненным трикотажным джемпером .




Русские не сдаются!

Несмотря на то, что Россия сегодня достаточно негативно воспринимается европейскими странами, модные бренды, такие как Chanel, Ralph Lauren, Bally и другие в этом сезоне проявили повышенный интерес к русскому стилю в дизайне головных уборов.

Высокие меховые шапки, которые подходят практически всем и прекрасно смотрятся с приталенными пальто, шубами и удлиненными пуховиками, как будто были подсмотрены стилистами в фильме «Ирония судьбы».

Нашлось на подиумах место и шапкам-ушанкам, шапкам-шлемам, папахам и «кубанкам», роскошным меховым капюшонам. Все эти варианты отлично смотрятся на молодых девушках и удачно сочетаются с верхней одеждой в стиле casual.

Допускается как натуральный, так и искусственный мех, при этом большинство дизайнеров отдало предпочтение естественной гамме цветов.





Вязаные шапки - неотъемлемый атрибут зимы

Практически во всех текущих коллекциях встречаются те или иные модели вязаных шапок. При выборе этого простого и в то же время ультрамодного головного убора стилисты рекомендуют обращать внимание на форму и черты лица.

Женщинам с заостренным чертами лучше выбирать лаконичные шапочки с минимумом украшений и мелкой вязкой, с мягкими - объемные шапки с рельефной фактурой и плавными декоративными элементами без острых линий. Наибольшая свобода в выборе предоставляется обладательницам комбинированных черт лица: им подойдут практически любые модели.

Актуальны, в свою очередь, все без исключения фасоны вязаных шапок, но в особом фаворе - головные уборы в технике «резинка», широкие шарфы, обернутые вокруг головы, а также шапки в романтическом стиле, с ажурной вязкой и различными вариантами декора.

Шапка давно перестала быть исключительно функциональным предметом в гардеробе и стала стильным аксессуаром. Больше нет причин мерзнуть и подвергать волосы воздействию ветра и холода - носить шапки можно и нужно, чтобы выглядеть стильно всегда и везде. Шапки-бини и шапки-носки, фетровые и трикотажные, и кепи, федоры и бейсболки - выбор настолько широкий, что ни у одной модницы нет права на слова: «Мне не идут шапки!» О том, как выбрать и как правильно носит шапку, читайте в нашей статье.



Одна из самых актуальных моделей шапок в новом сезоне - шапка-носок (на фото ниже). Такая модель весьма универсальна, носить её можно как мужчинам, так и девушкам, особенно тем, кто придерживается или стрит-стайл. Подойдет такой фасон не только юным девушкам - женщинам, достигшим в обществе определенного положения, он поможет добавить в образ игривости, задорности и пикантности.


Как носить шапку-носок? Определенно её не стоит сочетать с одеждой классического стиля, а вот в гардероб в стиле кэжуал такая модель впишется идеально. Что касается цветовых решений, лучше не подбирать шапку, шарф и перчатки в одном оттенке - такой комплект смотрится не актуально, лучше предпочесть контраст либо сочетание с тонами принта (например шарфа), что подойдет практически к любой верхней одежде. А можно сделать шапку главным акцентом образа - выберите модель, подходящую для вашего цветотипа оттенка и вы точно не останетесь незамеченной!

Есть несколько вариантов того, как носить шапку-носок:

Такая модель головного убора прекрасно сочетается с распущенными локонами, обрамляющими лицо и короткими стрижками-пикси. А вот удлиненный боб или каре с такой моделью сочетаются плохо - в этом случае лучше собрать волосы в пучок или спрятать под шапку.

Удачных образов с шапкой-ноской множество - пусть вас вдохновляют фото фэшн-блоггеров:

  • , скинни-джинсы или кожаные треггинсы, удлиненный свитер и байкерские ботинки плюс шапочка-носок - настоящая классика стрит-стайла.
  • Объемное пальто-кокон пастельного оттенка, голубые подвернутые джинсы, или кеды и яркая шапочка - образ для долгих прогулок по городу.
  • В холодное время года такая модель дополнит комплект из пуховика или утепленной , трикотажного платья и высоких сапог на плоской подошве. Завершит образ сумка-мессенджер на длинном ремне.

Шапка - бини

Ближайшая родственница шапки-носка - бини (от английского слова beanie – фасолинка). Объемная вязаная шапка невероятно популярна среди знаменитостей: такую модель часто носят Рианна, Кара Делевинь (на фото), Тейлор Свифт.

Как правильно носить шапку - бини? Так же, как и предыдущую - с одеждой спортивного, повседневного стиля, включать её в и смарт-кежуал.


Вот несколько идей, вдохновением для которых послужили фото известных стрит-стайл фотографов:

Шапочка — шарф

Необычная модель головного убора - шапочка - шарф. Такая подойдет прежде всего юным модницам, носить её можно с паркой или . Как правильно носить шапку - шарф? Можно делать это двумя способами:

  • Обернув свободный конец - шарф, вокруг шеи.
  • Завязав конец в свободный объемный узел.

Модели из фетра


К одежде более формальной - деловой или классического стиля - более подходят из фетра, хорошо держащие форму. Моделей на фото — множество, выбирайте ту форму, которая более подходит к типу вашего лица:


Такие модели хорошо дополняют самые разнообразные модели пальто:

  • пальто-халат с поясом;
  • кокон;
  • шинель;
  • даффлкот;

Подобные модели чаще всего подбираются в соответствии с гаммой всего наряда: шапка, шарф и должны быть выдержаны в сходных оттенках.

Шапка - ушанка

Ушанка (на следующем фото) - ещё один модный тренд наступающего сезона. Предпочтительнее модели из натурального меха естественных оттенков. Сочетать ушанку с объемной длинной шубой и валенками не стоит - если, конечно, вы не живете в за Полярным кругом. Если хотите сочетать комфорт и стиль, выбирайте одежду не слишком объемного кроя:

  • короткая , джинсы и ботфорты на плоской подошве;
  • приталенный пуховик длиной до колена плюс ;
  • пальто-дубленка и сапоги до колена на небольшом устойчивом каблуке.

Идеально впишется ушанка в образ a la russe - пальто с вышивкой и расклешенным подолом, муфта и рукавички.

Помните: такая модель требовательна к фигуре - дам с выдающимися достоинствами она ещё более увеличит, а на маленьких и хрупких может смотреться комично.

Шапка плюс чёлка: как правильно?

Многих девушек интересует, как носить шапку с челкой, чтобы не испортить прическу? Очень часто женщинам, имеющим челку, приходится повторно её укладывать - под шапкой волосы теряют объем, образуются некрасивые заломы.

Как носить шапку с чёлкой правильно?


Вот лишь несколько вариантов того, как носить шапку с чёлкой - ещё больше вариантов ищите на фото звёзд и модных блоггеров.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»