Классные часы на военно патриотическую тему. Классный час о патриотизме. Вера в возрождение России как сильной державы

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 50» г.Чебоксары

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

Классный час (6 класс)

Аннотация

Методическая разработка классного часа в 6 классе посвящена проблеме отношения учащихся к своей Родине, осознания мальчиками необходимости защищать своё Отечество. Ведь Родина в жизни человека – самое священное. Именно о ней думают в самых трудных ситуациях. Академик Д.С. Лихачёв писал: «Любовь к Родине даёт смысл жизни, превращая жизнь из прозябания в осмысленное существование».

Содержание

1. Введение.

2. Основная часть. Конспект классного часа «Каков он, настоящий защитник Отечества?»

3. Заключение.

4. Список использованных источников.

5 . Приложения.

Введение

В 19 веке русский философ и публицист Н.Г.Чернышевский писал: «Патриот – это человек, служащий своей Родине». Да, в то время люди не думали о славе и наградах, а мечтали о счастливом будущем для потомков и ради этого совершали героические поступки, рискуя собственной жизни.

Сегодня же в 21 веке, конечно, каждый человек готов сказать, что любит своё Отечество, свой родной край, своих родителей, но не каждый, к сожалению, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины. Поэтому проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения — одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе, в интересах Отечества.

Работа педагога и классного руководителя должна быть систематической и целенаправленной. Для достижения данной цели классный руководитель должен проводить беседы, диспуты, классные часы.

Классный час « Каков он, настоящий защитник Отечества?» был проведен в 6 классе в предверии празднования Дня защитника Отечества, отмечаемого в России 23 февраля .

Цель мероприятия: формирование сознания необходимости защищать Отечество; воспитание патриотизма, гордости и уважения за страну.

Задачи: познакомить учащихся с историей возникновения праздника, представить великих людей России, чьими именами гордится наша страна; выявить, какие качества должны быть присуще защитнику Отечества, определить каждому учащемуся, что значит быть защитником Отечества.

Подготовка к классному часу проводится поэтапно. Сначала проходит анкетирование учащихся 6-го класса, анализируются результаты, которые ориентируют педагога на ход дальнейшей работы с учащимися. С девочками изучаем биографию великих людей России, чтобы представить на мероприятии. На уроке русского языка учащиеся пишут э ссе «Выгодно ли быть патриотом в наше время?»

Во время классного часа отдельные выдержки работ зачитываются.

Воспитание любви к Родине невозможно без воспитания любви к литературе, поэтому ребята знакомятся с рассказом Поповой Татьяны Аркадьевны «Настоящий защитник» и беседуют по произведению. К концу классного часа учащиеся (мальчики и девочки) приходят к выводу: быть патриотом – задача каждого гражданина, совершать благородные и честные поступки – долг любого из нас. И прав был Бернард Шоу, утверждая, что «патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился».

Каков он, настоящий защитник Отечества?

Цель: формирование сознания необходимости защищать Отечество;

воспитание патриотизма, гордости и уважения за страну.

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

Патриотизм: убеждение, что твоя страна

лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Бернард Шоу.

Патриот – это человек, служащий своей Родине.

Н.Г.Чернышевский.

    История праздника

В феврале 1995 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России», где был установлен перечень этих дат. Днями воинской славы России являются дни побед русского оружия, сыгравших решающую роль в истории России

(всего их 16).

18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год;

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве 1380 год

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией 1812 год;

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1945 год;

1 ученик

День защи́тника Оте́чества - советский по происхождению праздник, отмечаемый 23 февраля в России, на Украине, в Белоруссии, Приднестровье и Южной Осетии. Был установлен в СССР в 1922 году как День Красной армии и Флота. И приурочен к победе в 1918 году Красной Армии под Нарвой и Псковом над германскими завоевателями.

С 1949 до 1993 г. носил название «День Советской Армии и Военно-Морского флота».

После распада СССР 23 февраля было переименовано в День защитника Отечества.

В этот день мы отдаем дань уважения и благодарности тем, кто мужественно защищал родную землю от захватчиков, а также тем, кто в мирное время несет нелегкую и ответственную службу.

Вместе с этим особое внимание мы уделяем мальчикам и юношам, тем, кому в недалеком будущем предстоит встать на защиту Отечества. Сегодня мы отмечаем этот праздник уже не как день рождения Красной Армии, а как день настоящих мужчин. Наших ЗАЩИТНИКОВ в широком смысле этого слова!

— Что означают слова «Отечество», «Защитник»?

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

Отечество – страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит.

Защитник — Тот, кто защищает, охраняет, оберегает кого-то, что-нибудь.

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

Патриотизм – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины.

Этимологический словарь

Понятие «Отечество», «Отчизна» происходит от слова отец. И значило «страна отцов»,страна предков.

Патриот заимствовано из франц. слова pater — «отец», имеющего значение «покровитель, защитник».

Защитник, защита – это то, что за щитом, за стеной, ограждением.

Все эти слова имеют один смысл, значение и предполагают любовь к родине, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Отечества и своего народа.

Патриотизм -это особое сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга.

— Кто с древних времен на Руси был защитником Отечества?

Конечно же, мужчина. Слово «Мужчина» означает «взрослый человек».

— Каким должен быть настоящий мужчина, настоящий защитник? Попытаемся сегодня определить.

Выслушаем мнение девочек.

(устный портрет. Ответы)

Эти качества должны воспитываться с детства, с малых лет ребенок должен гордиться достижениями и культурой своей Родины. Примером тому является судьба великих людей Руси.

Раньше юноши мужали рано. А иначе было нельзя.

(выступления девочек)

    Князь Святослав

Киевскому князю Святославу было 4 года, когда мать, княжна Ольга, взяла его с собой в военный поход. Надела на его голову стальной шлем, посадила на боевого коня, подала легкое копье и сказала: «Не бойся, сынок». – «Я не боюсь, мама». На поле по одну сторону стояло войско Ольги, по другую –неприятеля. «Начинай, сынок» Мальчик сжал губы, качнул поводьями, конь вынес его вперед, и Святослав, что было сил, метнул копье. Вслед Лоьгины воины кинулись на врага, обратив его в бегство.

    Дми́трий Иванович (12 октября 1350, Москва - 19 мая 1389), прозванный Дмитрий Донско́й за победу в Куликовской битве - великий князь Московский (с 1359) и Владимирский (с 1363). Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. В правление Дмитрия были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, продолжилась централизация русских земель вокруг Москвы и построен белокаменный Московский Кремль.

После смерти отца (1359 г.) опекуном девятилетнего князя и фактическим верховным правителем Московского княжества стал митрополит Алексий, человек недюжинного политического ума и такта, обладавший сильным характером и большим авторитетом. Дмитрий советовался с ним, продолжая политику отца и деда по собиранию русских земель вокруг Москвы. Для этого ему пришлось вести длительную борьбу с князьями-соперниками (суздальско-нижегородским, и тверским) за право на ярлык на великое княжение.

Причислен к лику святых. Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы.

    Царь Петр I

Юный царь Петр 1, могучий. грозный преобразователь России, в возрасте 15 лет с потешным отрядом сверстников из из детей дворян, бояр изучал солдатское дело: ружейные приемы, стрельбу, марширование. Перестроение рядов. Шеренг на плацу. Впоследствии отряды «потешных» станут гвардией и ядром русской армии. Петр 1 в юном возрасте успел освоить столярное, токарное. Оружейное, кузнечное, паяльное, часовое, типографическое ремесла.

    Александр Суворов

Полководец Александр Суворов, наш могучий защитник, а детстве был слаб и худ. Никто не ждал от него никаких доблестей, и отец его, генерал Василий Иванович, пророчил ему чиновничье будущее. У Саши нашлись прекрасные наставники – книги по военной истории, от которых дух захватывало. Особенно нравились ему Александр Македонский, Цезарь, — дерзкие, сильные, стремительные. И саша принял решение стать сильным, закалить себя. Он занимался гимнастикой, обливался холодной водой, в стужу не кутался, ходил в легкой одежде под проливным дождем, скакал на лошади. С игрушечными солдатиками он повторял все сражения великих полководцев. Считают, что полководец Александр Суворов провел 60 сражений и боев и одержал 60 побед. Правильнее считать, что он одержал на одну победу больше – 61. Самая убедительная из них победа над самим собой.

5 — Васи́лий Ива́нович Чапа́ев (сам подписывался как Чепа́ев; 28 января (9 февраля) 1887, Будайка, Чебоксарский уезд, Казанская губерния - 5 сентября 1919. Командир Красной армии, участник Первой мировой и Гражданской войны. Кавалер трёх Георгиевских крестов и одной медали. Кавалер ордена Красного Знамени (1919).

Воин живет в каждом из мальчишек, но только он как бы дремлет до грозного часа. На защиту родной страны во время ВОВ поднялся и стар и млад. Рядом с отцами и старшими братьями героически сражались повзрослевшие дети. Вспомните имена пионеров-героев:, Марат Казей, Володя Дубини, и многие другие.

— Что подвигло совсем юных мальчишек идти на смерть?

Конечно, Родина. Дом. Великая любовь к отчей земле- это та силой, которая остановила, повернула вспять фашистов, помогла одержать победу. И на наших мальчиков падает отблеск славы воинов-победителей, доблестных защитников Отечества нашего, оберегавших нашу Русь с далеких времен и по сей день.

Чтение стихотворения:

Есть, конечно, на свете герои

Из породы отборных мужчин!

Капитаны, атлеты, ковбои,

Покорители горных вершин.

Что ж нам делать-то?

Плащ не по росту,

Шлем и латы – откуда их взять?

И руке непривычно, непросто

Боевую сжимать рукоять.

Пусть не очень-то складно выходит

И кому-нибудь даже смешно.

Ну, да ладно.

Раз уж выпало время и место,

То,чего там. Мальчишки, вперед!

Беседа с мальчиками. Рефлексия.

Мальчики отвечают на вопросы:

Что значит для вас быть защитником Отечества? Какие качества присуще защитнику Отечества?

Мужество, смелость, отвага, выдержка, любовь к своей стране, Родине.

Родина всегда занимает в жизни человека почетное и важное место. Особенно тогда, когда она рядом, когда ею дышишь, пьешь воду из ее родников, осязаешь и ощущаешь ее красоты, дышишь ежедневно ее воздухом, слышишь родную речь. Но стоит только на некоторое время оказаться вдали от нее, ты видишь ее во сне, вспоминаешь все то хорошее и даже плохое, что было с ней связано.

Легко ли жить без Родины? На этот вопрос есть только один ответ: трудно. Кто-то может ответить отрицательно: нет, легко. От чего это зависит? Это зависит от многих вещей и, в первую очередь, от того, какие мы патриоты своей Родины, насколько мы любим и дорожим ею.

Есть слово — и оно едино.

Россия…

Другого счастья в мире нет.

Это строчки из стихотворения Константина Бальмонта, который прожил 22 года в эмиграции во Франции. Он объехал весь мир, но красота чужих стран не избавляла его от тоски по родине, по России. Он умер во Франции и похоронен тоже во Франции. Однако многие русские поэты считают его великим патриотом России.

Итак, защитник Отечества – это патриот своей страны.

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать. (Философ Василий Розанов).

— Можете ли сегодня сказать: «Я патриот своей страны»? Почему?

(Я люблю родину. Горжусь своей семьей, страной, уважаю традиции страны)

Выгодно ли быть патриотом в наше время? (анализ эссе учащихся)

ВЫГОДНО:

— Я думаю, что быть патриотом в наше время – это большая честь для каждого из нас.

— Выгодно, потому что патриот – это настоящий гражданин своей страны.

— Быть патриотом в наше время нужно, чтобы не предать свою Родину.

— Да, потому что ты будешь знать, что ты верен своей стране, России. Ведь у нас так мало патриотов! И одна такая мысль наводит на то, что даже один человек важен для нашей страны.

— Выгодно, потому что надо заботиться о порядке на улице, стараться выкидывать мусор в урны. Но я пока не готов быть патриотом.

— Честному, справедливому человеку, любящему свою Родину, всегда живется легче.

— Потому что каждый человек как-то должен помогать своей стране, уважать, ценить, беречь её за то, что она есть и будет у нас всегда.

НЕ ВЫГОДНО:

— Я не считаю свою страну великой державой, в стране царят коррупция, терроризм, бесчинства, желание наживиться.

— В наше время деньги делают все.

— Потому что государство это никак не поощряет.

— В наше время очень мало людей, кто уважает нашу Родину.

— Так кто же он, настоящий защитник Отечества?

Обсуждение рассказа «Настоящий защитник»

Тот, кто помогает слабым, уважает старших, ценит дружбу, кто способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого не видят и за это не награждают. Защитник – это тот, кто созидает, создает нашу с вами жизнь, кто сажает дерева около школы или дома, кто не бросает билетики на землю, выходя из автобуса, кто получает хороши оценки, потому что оценки - это мера ответственности человека.

Итоги проведенного анкетирования.

Вручение буклетов мальчикам.

Пожелания девочек.

Февраль — самый суровый месяц года! Может быть, именно поэтому самый большой и суровый мужской праздник появился в феврале?! Охраняя нашу Родину, вы охраняете нас — всех тех, кто нуждается в вашей силе и поддержке. Поздравляем вас — солдаты нашего счастья и безопасности!

Защита Родины — привилегия и обязанность настоящих мужчин!

Наша школа, наш класс — это маленькая частичка Родины, которую вам приходится защищать! Знайте, что за вашей спиной мы чувствуем спокойствие и уверенность в завтрашнем дне и в дне сегодняшнем!

Чтоб стать мужчиной — мало им родиться,

Чтобы железом — мало быть рудой.

Ты должен переплавиться, разбиться,

И, как руда, пожертвовать собой.

Если ты стоишь в строю,

Помни Родину свою,

Помни: сын ты и солдат.

На тебя всегда глядят

Наши зоркие глаза,

Наши добрые сердца.

И на все тебе ответ —

Дороже нашей Родины

На свете нет!!!

Заключение

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников.

Понятие патриотизма включает в себя:

    чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    уважительное отношение к языку своего народа;

    заботу об интересах Родины;

    осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

    проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

    гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

    гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

    ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

    гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.

Список использованных источников

1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка, «Азъ», 1992.

2. Т.А.Попова «Настоящий защитник» http://www.zanimatika.ru/pomosh-v-obuchenii

3. Быков А.К. Патриотическое воспитание, М.: РИГ «Наша школа» , 2008.

4. Беспятова, Яковлев: Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. Методическое пособие. М.: Айрис-Пресс , 2006

Приложение

1. Анкета для учащихся

Ф.И._________________________________________________________

I. Считаете ли вы себя патриотом?

1. Да;

2. Нет;

3. Частично;

4. Не знаю.

II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

1. Школа;

2. Родители;

3. Окружающие люди, друзья;

4. газеты, журналы,книги

III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»?

IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;

2. Непримиримость к представителям других наций и народов;

3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;

4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;

5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;

7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;

8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;

V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.

1 . Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот

активная деятельная жизнь __________

здоровье (физическое и психическое) __________

интересная работа __________

красота природы и искусства __________

любовь (духовная и физическая) __________

материальное обеспечение жизни __________

наличие хороших и верных друзей __________

развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________

свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___

счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) __________

уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий) __________

воспитанность (хорошие манеры) __________

исполнительность __________

образованность __________

ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____

смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___

терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения) __________

честность (правдивость, искренность) __________

трудолюбие, продуктивность в работе) __________

чуткость (заботливость) __________.

VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

1. Умение ценить настоящую дружбу;

2. Готовность помочь другу в трудную минуту;

3. Взаимопонимание;

4. Честность, порядочность, принципиальность;

5. Приятная внешность;

6. Хорошие манеры;

7. Умение модно одеваться;

8. Сила воли;

9. Смелость;

10. Решительность;

11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;

12. Интерес к политике;

13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;

14. Наличие денег на всякие расходы;

15. Способности.

VII. Закончите предложения.

1. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…

2. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…

3. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…

2. Творческое задание на уроке русского языка.

Написать эссе «Выгодно ли быть патриотом в наше время?»

3. Рассказ Поповой Татьяны Аркадьевны «Настоящий защитник»

Вовка уже давно копил на подарок папе. Он откладывал деньги от школьных завтраков, которые ему давала мама. Кашу он, конечно, ел и чай пил, но от вкусных сладких булочек отказывался. А так хотелось.

Три месяца мучений принесли свои плоды: он с гордостью выложил перед кассиршей в магазине кучу мелочи и несколько смятых бумажек:

- Одеколон! - и назвал тот самый, который присмотрел еще осенью. Как раз сегодня набралась нужная сумма. Успел! До папиного праздника оставался только один день, и он успел.

23 февраля - в День защитника Отечества - у всех пап праздник. Потому что все папы были защитниками. Это все знали и папам обязательно делали подарки. Мама каждый год утром поздравляла Вовкиного папу - своего мужа - и дарила ему что-нибудь: то бритву, то галстук. А Вовка делал из бумаги открытку и разукрашивал ее фломастерами или из дерева выпиливал военный корабль и тоже разукрашивал его. Но в этот раз он решил, что уже достаточно взрослый и обязательно купит папе взрослую вещь, как мама.

Однажды в октябре молоденькая продавщица в парфюмерном отделе спросила его, что он ищет, и Вовка рассказал. Девушка внимательно посмотрела на него, потом повернулась к полкам с красивыми флакончиками и с верхней полки достала один. В нем плескалась таинственная жидкость.

- Понюхай, - продавщица открутила золотую крышечку и поднесла ее к Вовкиному носу. У него закружилась голова: запах был так же необычен, как и сам флакон. Тут чувствовалось море и пальмы, корабли и путешествия. Даже как будто издалека послышался крик чаек.

Вовка тряхнул головой, сбрасывая наваждение, и хрипло выдохнул:

- Сколько он стоит?

Цена была очень велика, ну очень! Но не купить этот волшебный флакон с морем и чайками было невозможно. Дома он разбил свою копилку: там лежали деньги на велосипед. Не хватало еще столько же. И тут в уме всплыли школьные завтраки и сладкие булочки. Вовка сглотнул слюну - таким сладким было это воспоминание - и решился.

Долгих три месяца он терпел эту пытку булочками и выдержал: заветный синий флакончик лежал в нагрудном кармане, у самого сердца.

Уже подходя к дому он услышал смех ребят. Это смеялись Витька из второго подъезда, толстый Валька и рыжий Серега с первого этажа.

Вовка зашел за гаражи и увидел, над чем смеялись ребята. В самом углу, где гаражи сходились, образуя тупик, прижалось к стене какое-то серое существо. Оно мелко дрожало и стонало. Присмотревшись, Вовка понял, что это кошка, обыкновенная уличная кошка, вся облепленная грязью и еще чем-то. А трое приятелей ржали, держась за животы, брали из-под ног обломки кирпича и бросали в несчастное животное.

Каждый кирпичный обломок, попадая в цель, разлетался на куски и оставлял на серой шерсти бурое пятно. Уже и шерсти не было видно — какое-то темное месиво. Кошка не мяукала, а каждый раз вскрикивала и сильнее вжималась в гаражную стену. Бежать ей было некуда: выход закрывали враги, и оставалось только вжаться в эту стену, слиться с ней и ждать нового удара. В полумраке все еще блестели глаза и, казалось, спрашивали: «За что? Я же никого не обидела!».

Вовку как будто ударило - так страшно было увиденное. Каждый камень будто в него попадал, а не в кошку.

- Гады! Нельзя! Не дам! — он ворвался в компанию трех мерзавцев, как ураган.

Стрельба кирпичами тут же прекратилась. Эта троица даже на поняла сразу, что случилось. И Вовка не понял - он просто бросился на врага, не думая о том, что будет. Хулиганы были выше его, шире в плечах и, конечно, сильнее.

Удары сыпались со всех сторон, боль пронзала острым ножом, и Вовка было подумал: «Все, убьют!». Но злоба, вдруг такая злоба, вспыхнула в нем. Он злился на свою слабость, на подлость врагов и не мог понять, как такое возможно: бить слабого, беззащитного. Втроем, с гоготом и воем уничтожать маленькую жизнь! Эта злость захлестнула Вовку, и несмотря на боль во всем теле, разбитый нос и кровь во рту он поднялся одним прыжком, схватил кусок арматуры, лежащий под ногами, и врезал что есть силы прямо по рыжей морде. Мальчишки разбежались.

Рука разжалась, арматура упала, Вовка сел на кучу щебня и уставился перед собой. В голове гудело. Противный соленый вкус заполнял весь рот. Забытая в пылу сражения боль вновь схватила за ребра и жгла, как огонь.

Слева у стенки послышался шорох. Вовка повернул голову — кошка мелко тряслась, пытаясь вжаться в кирпичную стену и слиться с ней, чтобы огромные гогочущие враги больше не заметили ее. Кровь, битый кирпич, грязь облепили ее со всех сторон, и только глаза, сверкая, сверлили мальчика.

Он поднялся на ноги, взвыл от боли в ноге и посмотрел вниз - на коленке расплывалось темное пятно. Хромая, подошел к кошке. Та еще больше задрожала, но не двинулась с места - видимо просто не могла или уже не хотела. Вовка снял свою курточку, аккуратно обернул ее вокруг грязного истерзанного тельца и нежно, как ребенка, прижал этот сверток к себе.

- Господи! - только и сказала мама, открыв дверь.

- Осторожно! Там раненый… раненая кошка, - Вовка бережно положил сверток на стул в коридоре, развернул, и мама снова сказала:

- Господи, что же это такое!?

- Кто же эти гады? - сурово спросил папа. Он только что подошел, и видно было, как его зубы крепко-крепко сжались.

Первую помощь оказали сначала кошке.

- Ей хуже, чем мне. Намного хуже. Она может умереть.

Бедное животное понемногу успокоилось. Кошка отказалась от еды и только немного попила из блюдца. Теперь она дремала, каждую минуту открывала глаза и снова закрывала их. Дрожь почти прошла, но лапки иногда дергались и тогда она стонала. Папа сказал, что кошке надо дать поспать, ведь сон - это лучшее лекарство. А мама сквозь слезы пробормотала:

- Пусть она остается. Ну куда ее такую выгонять.

Потом занялись Вовкой. Сначала его отмывали в ванной, затем мазали раны йодом и лепили на них пластырь. Вот только коленку пришлось забинтовать - так сильно она была разбита. Вовка все стерпел, и лишь когда на раны попадал йод, он шипел от боли и жмурился.

Потом за ужином его прорвало и он начал рассказывать. Мама только охала, а папа сжимал зубы и держал Вовку за плечо.

- То-то я чувствую от тебя одеколоном пахнет, как будто ты из парикмахерской.

- Разбили, - грустно покачал головой Вовка. - А я так хотел тебе сделать подарок на День защитника Отечества.

- Ты уже сделал, сынок, - покачал головой папа. - Ты сегодня сделал мне подарок. Нам. Ты спас слабого. Мы с мамой гордимся тобой. Ты сегодня сам защитник Отечества. Настоящий.

Вовка удивленно слушал, и глаза его слипались. Потом он сполз со стула и, прежде чем отправиться спать, осторожно погладил кошку, отчего та вздрогнула и проснулась. Она посмотрела на него без страха, внимательно, и снова положила голову на бывший Вовкин детский матрасик.

Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

“Патриот - человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И.Ожегова

Бернард Шоу

Цели:

  • выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня - это Россия завтра;

Вступительное слово.

Тема патриотизма - ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Что значит быть патриотом сегодня?”

"Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Не будет преувеличением сказать, что "проблема патриотизма" стала в нашей стране едва ли не самой муссируемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их "эксклюзивная" любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. Однако это обстоятельство, пожалуй, лишь затрудняет поиск ответа на главный вопрос: "Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России?" Разумеется, можно вспомнить известную истину, гласящую, что "патриотизм - это любовь к своему народу, а национализм - ненависть к другим", и тем ограничиться. Но, думается, крылатые слова, сколь бы красивы они ни были, всей глубины проблемы не исчерпывают. Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий? Попробуем высказать свои соображения

Просмотр содержимого документа
«Классный час о патриотизме»

Классный час – диспут: "Что значит быть патриотом сегодня?"

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И.Ожегова

Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Бернард Шоу

Цели:

    выявить отношение молодежи к проблемам патриотизма и помочь стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра;

    определить роль патриотизма в жизни современного общества;

    сформировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

Вступительное слово.

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Что значит быть патриотом сегодня?”

"Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Не будет преувеличением сказать, что "проблема патриотизма" стала в нашей стране едва ли не самой муссируемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их "эксклюзивная" любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. Однако это обстоятельство, пожалуй, лишь затрудняет поиск ответа на главный вопрос: "Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России?" Разумеется, можно вспомнить известную истину, гласящую, что "патриотизм - это любовь к своему народу, а национализм - ненависть к другим", и тем ограничиться. Но, думается, крылатые слова, сколь бы красивы они ни были, всей глубины проблемы не исчерпывают. Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий? Попробуем высказать свои соображения на этот счёт.

1. Уважение к прошлому своей страны.

Два чувства дивно близки к нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

Кому не известны эти пушкинские строки? Но все ли задумываются над их смыслом? Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы. Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны.

Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации".

Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.

    Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

Вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.

По Библейскому писанию, свобода - один из самых священных даров, которые Бог дал человеку. В Библии мы многократно встречаем описание того, как Бог стремится научить человека пользоваться свободой. Может ли быть для отца большая радость, чем та, которую он испытывает, видя, как его сын умело пользуется возможностью выбора? Почему мы, люди, боимся делать выбор, а если совершаем, - то плохой?

Часто свобода, которую дал нам Бог, может быть истолкована как слабость со стороны Бога. Однако Он предпочитает такое положение вещей. Он мог бы создать нас роботами, запрограммированными на подчинение, но не сделал этого. Он мог бы лишить нас возможности грешить, однако тогда мы не были бы свободны, оставаясь рабами добра, а Бог не хочет, чтобы мы были рабами даже хороших дел, даже добра. Это противоречит Его сущности.

Во многих иностранных школах дети еще со школьной скамьи изучают политический процесс, осознают то, что они граждане и должны принимать активное участие в жизни общества. Для этого проводится целенаправленная работа по политическому просвещению учащихся. Это очень правильно, потому что люди начинают осознавать себя гражданами своей страны, чего нет, к сожалению, у нас. И только чувство личной ответственности, глубокого патриотизма и осознание непосредственной причастности к общественной жизни страны заставляют сознательных граждан идти на выборы.

    Как можно отнестись к тем, кто не идет на выборы, нужно ли применять к ним какую-либо меру наказания?

Вывод: В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 32) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, участие в выборах это именно право, а не обязанность гражданина.

Для того чтобы сделать участие граждан в выборах обязательным, потребуется изменение Конституции. В некоторых странах предусмотрено обязательное голосование. В частности, в Австралии неучастие в выборах влечет административную ответственность в виде штрафа. Однако большинство демократических государств признают, что участие в выборах является исключительно правом граждан. В России и старшее, и молодое поколение часто не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию. Поэтому участие в голосовании – это активное участие в жизни своей страны, ощущение себя её неотъемлемой частью.

3. Служба в армии.

Всенародный праздник, День защитников Отечества, стал олицетворением верности присяге, добросовестного выполнения священного долга перед Родиной. Армия во все времена находилась в центре внимания российского общества. В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива “шагать два года в стройбате” не вызывает никакого желания и тем более уж удовольствия. И, тем не менее, армия является школой мужества, профессиональной подготовки для каждого мужчины, институтом воспитания патриотов. Отправляясь на службу, юноша должен знать, что он защищает свой народ, дом, мать, невесту, сестру…

Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали весьма противоречивые аргументы “за” и “против” службы в армии.

Основными причинами нежелания отдавать своих детей в армию, по мнению опрошенных родителей являются:

    “Армия – это напрасная трата времени”.

    “Страшно за жизнь детей” (“горячие точки”, травматизм в армии и т.д.).

    “Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны”.

    “Все дело в нынешнем состоянии армии: когда пройдут реформы в ней, тогда и надо служить”.

    Дедовщина в армии.

    “Там один беспредел”.

    “Я готов еще раз отслужить, лишь бы он не служил”.

В то же время, сторонники прохождения службы своими детьми, мотивируют это следующим:

    “Армия поможет сделать из него настоящего мужчину”.

    “Это долг каждого мужчины”.

    “Армия учит жизни”.

    “Ребята должны защищать Родину”.

    “Армия дисциплинирует”.

    “Армия делает человека сильным”.

    “Парню стыдно не служить!”.

Вывод: Замечательно, что наши потенциальные призывники готовы выполнить свой гражданский долг, несмотря на обилие негативной информации, присутствующей в средствах массовой информации. Сегодня в обществе обсуждаются вопросы реформирования Российской армии, ее модернизации и даже возможном включении девушек в состав призывников. Будем надеяться, что переход Вооруженных сил на альтернативную службу или службу на контрактной основе позволит решить множество проблем, накопившихся в современной армии, сделает ее более боеспособной и мобильной.

4. Толерантность в национальном вопросе.

Патриотизм следует отличать от национализма, шовинизма и расизма, в основе которых лежат идеи национального превосходства и исключительности, противопоставления одной нации другой. В смысле пестроты национального состава своего населения Росси, пожалуй, нет равных: здесь веками бок о бок мирно живут и трудятся, строят дома, растят детей, вместе радуются и вместе горюют из-за общих бед люди более ста национальностей.

Национальный вопрос в России будет еще долго стоять остро, потому что мы - многонациональное государство. Не случайно сегодня мы так часто и так много говорим о толерантности. На вопрос социологического исследования “Почему люди испытывают неприязнь к представителям других национальностей?” 46% опрошенных заявили, что такой причиной является то, что они не считаются с обычаями и нормами поведения, принятыми в России, не умеют себя вести, чужды для этой страны, следовательно не являются её патриотами. То есть, речь идет о том, что в своем поведении, в самых разных его формах, они ведут себя не так, как большинство россиян.

Мигранты - не единое целое, они подразделяются на три группы: беженцы, вынужденные переселенцы и трудовые мигранты. Беженцы - это в основном граждане иностранных государств, которые вследствие целого ряда причин - политических, техногенных, может быть, даже климатических - вынуждены были покинуть территорию своей страны.

Национальная политика государства должна не просто помочь своим гражданам дать ответы на вопросы: “Кто мы? Откуда?”, но и объяснить исторический и актуальный смысл существования государства. Иначе будет непонятно, во имя чего нужно беречь и сохранять это единство, а если надо - какую цену за него платить, и если потребуется, то на какие жертвы идти. Без грамотно построенной и осмысленной национальной политики не понять, что собрало воедино на такой огромной территории представителей разных национальностей.

Много проблем сейчас и у наших сограждан за рубежом. Представителями российской гражданской нации, проживающими за пределами Российской Федерации, являются граждане России и соотечественники. Соотечественник - лицо, имеющее гражданство другой страны, но сохраняющее лояльность).

“Я родилась и живу в Латвии, но всей душой люблю Россию. С замиранием сердца читаю новости, голосую за русских артистов и так далее. Я патриотка России. Я не виню эту страну за то, что она не смогла меня "пригреть", как Россия, я виню политику. Я никогда не смогу считать "домом" страну, в которой меня считают оккупанткой, не смогу любить ту часть населения, которая ненавидит русских. Я не говорю от имени всех русских живущих в Латвии, я говорю за себя. Я просто очень несчастна тут, это не то место на Земле, которое хочется назвать Родиной, домом.”

    Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой? Как вы её разрешили или какие способы её разрешения могли бы предложить? Является ли фактом утверждение, что представители других стран не могут быть патриотами России?

Вывод: Принадлежность к своей стране, своему государству должна объединять людей. Власть должна немало сделать для того, чтобы в России окончательно сложилась новая политическая гражданская общность, объединяющая все народы страны. В истории России существует немало примеров беззаветной любви и преданности к ней со стороны представителей национальных меньшинств. Мы же не вспоминаем о национальной принадлежности тогда, когда речь заходит о разного рода достижениях: в спорте - Марат Сафин, Костя Дзю; в литературе – Чингиз Айтматов, Муса Джалиль; в медицине – Рошаль, Лео Бакерия; в науке – Гинзбург, Ландау. Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.

5. Поддержка отечественного производителя.

Удивительно, но сегодня большинство россиян высказываются за поддержку отечественных товаропроизводителей и ограничение доступа на российский рынок импортных товаров. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Почти единогласно россияне заявляют о желании покупать российские продукты (всего 93%), что говорит о поддержке отечественного производителя, и высказываются за ограничениие ввоза импортных товаров.

Столь же дружно жители страны призывают государство поддерживать нашу нефтегазовую отрасль(91%) и самолетостроение (88%).

Большинство россиян, а именно 70% опрошенных, уверены: государство должно обеспечить защиту отечественного автомобильного производства и ограничить доступ на российский рынок иномарок.

Ратуя за государственную поддержку отечественных товаропроизводителей – будь то производство мебели, одежды или бытовой техники, – россияне в большинстве случаев готовы мириться и с ростом цен, и с не всегда высоким качеством "родной" продукции.

Поддержка отечественных производителей не должна заключаться в ограничении доступа иностранных товаров на российский рынок. Такое мнение высказал и президент России на одной из пресс-конференций в Кремле.

По его оценке, запрет ввоза иностранной продукции - это "самый простой, но самый опасный путь. Стоит только перестараться, и цены сразу заметно поползут вверх".

Президент также сказал, что этот принцип должен действовать и в отношении российской культуры: "Засилье иностранной теле-, кино и книжной продукции не может радовать наших производителей". Кроме того, в сфере культуры Россия может успешно конкурировать с другими странами.

Вывод: Возможно, утверждение, что поддержку отечественного производителя следует рассматривать как проявление патриотического начала, не совсем верно, но и небезосновательно. Делая выбор в пользу российской продукции, мы тем самым осуществляем не только поддержку, но и оказываем доверие производителю, даём ему шанс догнать и перегнать своего конкурента в своей отрасли. А развитие всех отраслевых структур делает государство сильнейшей и мощной державой.

6. Вера в возрождение России как сильной державы.

"Недавно я разговаривал с моим другом, которого я знал как нормального человека гордившегося (раньше) своей страной. Мы с ним давно не виделись и оба сильно изменились. Он по сути своей замкнутый человек, любящий компьютерные игры. Одним словом “Геймер”. У нас зашел разговор об играх, в которых врагами являются русские солдаты (или советские это дела не меняет), а таких игр сейчас достаточно. Так вот мой друг их расхваливал замечательной графикой, сюжетом, искусственным интеллектом и.т.д. После того, как он спросил мое отношение к играм такого рода, я сказал, что в такие игры не играю, а если и играю, то не долго, потому что я не люблю игры, в которых нужно убивать русских солдат!!! Я понимаю, что это глупо (это всего лишь игра), но все равно в каждом человеке должна быть хоть доля патриотизма, я так считаю. Так вот мой друг ответил на это совершенно неожиданно, он сказал, что патриотизм это глупость, какая разница кого убивать. На что я ему ответил, что в игре тебе может быть все равно кого убивать, но патриотизм – это вовсе не глупость. У нас завязался спор о патриотизме что такое Родина и нужно ли ее вообще защищать. В итоге выяснилось, что наигравшись вдоволь в проамериканские игры, мой друг перестал быть патриотом, а такая фраза, что “защищать родину глупо, а гордость за страну - тупой предрассудок и вообще все это плоды воображенья” меня сразила наповал. Это ужасно!!!

Наше поколение, наигравшись в различные игры, деградирует и вообще теряет какое-либо чувство патриотизма. Так нельзя. Что бы подумали наши предки, защищавшие нашу Родину, умиравшие за своих жен и детей….. Слово Родина ни один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить.

Я сужу по себе, потому что у меня замирает сердце при звуке нашего гимна, я люблю свою страну, какой бы она ни была, и я уважаю прошлое нашего великого государства. Может быть я в чем-то не прав, не знаю……."

    Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия? Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?

Вывод: Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.

/В ходе диспута на доске под словом ПАТРИОТИЗМ размещаются формулировки обсуждаемых вопросов, что, в конечном итоге, выражается в следующей схеме:/

ВЫВОД: С точки зрения этики “патриотизм” - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к родине. Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства.

Наша задача – помочь молодежи стать позитивными творцами, так как молодежь сегодня – это Россия завтра. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Породим лодырей, невежд и наркоманов, - значит своими руками погубим наше государство. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит можно быть уверенными в развитии и становлении стабильного общества.

Не случайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”.

Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами. Так что – всё в ваших руках!

Классные часы на тему патриотизма способны решить проблемы становления гражданской позиции у школьников. Как провести классные часы на эту тему?

Какие цели и задачи поставить для классного часа?

Цель — воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.

  • актуализировать понятия «патриотизм», «гражданственность», «Родина», «нравственность», «гордость»;
  • развить этические и нравственные качества учащихся;
  • познакомить с некоторыми моментами истории, которые вызывают гордость за свой народ;
  • привить уважительное отношение к историческому прошлому своей страны.

Какие темы выбрать для патриотического классного часа?

  • Что такое патриотизм?
  • Наследие России.
  • Есть такая профессия — Родину защищать!
  • Никто не забыт, ничто не забыто.
  • Я люблю свой край!
  • Я — гражданин.

Как оформить кабинет? Какие материалы использовать?

Выбор материалов для проведения классного часа на патриотическую тему огромен. Если занятие имеет краеведческую направленность, можно подобрать портреты героев этой местности, а лучше пригласить их для беседы с учениками (ветераны ВОВ, войны в Афганистане, Чеченской кампании). Использовать в оформлении произведения местных художников, писателей, поэтов.

Военно-патриотический тип классного часа требует подходящей книжной выставки. Поскольку именно художественная литература положительно сказывается на развитии духовной составляющей личности школьника.

  • К. Симонов «Жди меня» (стихотворный сборник).
  • «С Богом, верой и штыком!» (сборник произведений об Отечественной войне 1812 года).
  • Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» (издание с комментариями для детей).
  • «Богатырская застава» (сборник былин).
  • «За Землю Русскую» (сборник Куликовского цикла).
  • «Идет война народная» (сборник произведений поэтов-фронтовиков).

Кроме того, можно выставить репродукции картин с патриотическими темами, либо включить их в презентацию к классному часу. Например, В.М. Васнецов «Богатыри», В.И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком», А. Аверьянов «Подвиг генерал-майора В. Костенецкого», С.В. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле», «Мать партизана».

Смысловая нагрузка этих картин — любовь к Родине, верность своему призванию и долгу, непоколебимость и бесстрашие русского духа. Разумеется, картины не должны быть просто антуражем, их стоит обсудить и разъяснить ученикам непонятные моменты.

Если направленность занятия носит спортивный характер, то стоит показать небольшие фрагменты спортивных состязаний, Олимпийских игр. А единство и сплоченность народа как нельзя лучше отразят эмоции болельщиков на трибуне.

В качестве эпиграфа к классному часу по патриотическому воспитанию можно взять одну из следующих цитат:

  • «И в торжественные годины и в будни идея отечества должна быть присуща сынам его, ибо только при ясном ее сознании человек приобретает право называть себя гражданином» (М. Салтыков-Щедрин).
  • «Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же» (А. Радищев).
  • «Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит человечеству» (В. Белинский).
  • «Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина» (М. Пришвин).
  • «Где бы ни выступал человек, он должен выступать как патриот» (М. Шолохов).

Форма проведения

Классный час в рамках гражданско-патриотического воспитания может быть любой формы: подойдет и устный журнал, и тематический концерт, и тренинг. Главное — это активное участие школьников в подготовке классного часа.

Если приглашен гость, интересно будет провести мероприятие в форме гостиной. Возможно и с чаепитием. Приглашенный гость расскажет школьникам свою историю, а учащиеся, в свою очередь, смогут порадовать гостя исполнением патриотических песен («С чего начинается Родина?», «Смуглянка» и т.д.), чтением стихов, народными танцами.

В качестве рефлексии можно использовать написание сочинения на тему «Я патриот» или «Что такое патриотизм для меня», либо письма настоящему герою.

Классный час. Владислав Духин - герой нашего времени.


(1980 – 2000)
Пояснительная записка: О героях войны много написано и рассказано. Дети знают про их подвиги и стараются быть похожими на героев. Многих забрала война. Но не только гибли люди в войну, погибали молодыми ребята в Афганистане и Чечне.
И наш сегодняшний разговор будет посвящён герою России – Владиславу Духину, который погиб в Чечне в возрасте 20 лет. Ему бы жить и жить, радоваться жизни, любить семью, растить своих детей, но не пришлось… Этот классный час предназначен для учащихся 7 - 8 классов.
Цель: формирование представления учащихся о герое России – Владиславе Духине;
Задачи: рассказать о Владиславе Духине, о его подвиге в Чечне;
воспитывать патриотизм в душах и сердцах учащихся;
учить учащихся помнить героев.
Ход классного часа:
1. Учитель: (звучит тихая музыка)
Мы с вами живём в замечательное время. Над нами сияет голубое небо, светит ласковое солнце, люди живут полной жизнью: «люди встречаются, люди влюбляются, женятся», дети учатся в школе.
И самое главное, что нет войны. Не слышно залпов орудий и взрывов, на улице и везде раздаются живые человеческие голоса. Приятно жить, творить и делать добрые дела!
2. Ведущий (1)
А много лет назад шла война, это было страшное время, шли бои, много людей погибало на фронтах Великой Отечественной войны, погибали дети в блокаду. Было много героев, защищавших нашу Родину.
3. Чтец (1):
Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,

Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям.

А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас.

Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.

4. Чтец (2):
Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня.

И пусть не покидает вас забота
Знать волю не вернувшихся с войны,
И перед награждением кого-то
И перед осуждением вины.

Все то, что мы в окопах защищали
Иль возвращали, кинувшись в прорыв,
Беречь и защищать вам завещали,
Единственные жизни положив.

Как на медалях, после нас отлитых,
Мы все перед Отечеством равны
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Где в облаках зияет шрам наскальный,
В любом часу от солнца до луны
Бьет колокол над нами поминальный
И гул венчальный льется с вышины.

И хоть списали нас военкоматы,
Но недругу придется взять в расчет,
Что в бой пойдут и мертвые солдаты,
Когда живых тревога призовет.

Будь отвратима, адова година.
Но мы готовы на передовой,
Воскреснув,
вновь погибнуть до едина,

Чтоб не погиб там ни один живой.

И вы должны, о многом беспокоясь,
Пред злом ни шагу не подавшись вспять,
На нашу незапятнанную совесть
Достойное равнение держать.

Живите долго, праведно живите,
Стремясь весь мир к собратству
сопричесть,
И никакой из наций не хулите,
Храня в зените собственную честь.

Каких имен нет на могильных плитах!
Их всех племен оставили сыны.
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Падучих звезд мерцает зов сигнальный,
А ветки ив плакучих склонены.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины.
(Расул Гамзатов)
5. Давайте послушаем знаменитую песню из кинофильма «Офицеры» - «Герои былых времён»

6. Ведущий (2):
Ребята! А кто такие герои?
Ответы учащихся:
Герои – это люди, у которых есть цель в жизни.
Герои- это те, которые совершают подвиги ради других людей.
Для меня герой – Александр Матросов, который закрыл своим телом амбразуру вражеского пулемёта.
Герои не ищут славы, они совершают подвиги по велению сердца.
Для меня герой – Николай Гастелло, который направил свой самолёт на фашистские бензобаки.
Для меня герои – это молодые парни, погибшие в Афганистане и Чечне.
7. Чтец (1):
Нет оправданий для войны,
Но только войны не стихают
И снова гибнут пацаны
И снова близкие рыдают…
Опять потери, вновь бои,
Как и в Афгане, гор преграда,


Чужие там, а здесь свои,
Но кровь одна, одни награды.
Поймав, снаряд гудит броня,
У БМП движок дымится.
Тогда Афган, сейчас Чечня,
Никак война не прекратится.
Война приходит в города,
Лицо до времени скрывает
И ночью спящие дома
Из мирной жизни вырывает.
Не утихает боль войны,
О ней всю жизнь не забывают
И с сединою, пацаны,
Друзей погибших поминают…


В Чечне
8. Ведущий (1):
Много ребят погибли в Чечне и Афганистане.
И сегодня мы вспомним Владислава Духина, который погиб в Чечне совсем молодым.
Он рос обычным боевым мальчишкой с сильным характером и волей.
Родился 26 марта 1980 года в городе Ставрополь в семье служащих.
Родился Влад – родители назвали его в честь великого хоккейного вратаря Владислава Третьяка – 26 марта 1980 года в Ставрополе.
– В детстве он очень любил играть со старшим братом Женькой в войну и при этом всегда был десантником, – рассказывает его отец Анатолий Духин. – Владу часто снился один и тот же сон: идет бой, его окружают «черные» люди. До 14 лет он даже спал с игрушечным пистолетом под подушкой.
Учился Владислав в 24-й средней школе. Он не был примерным учеником, хотя слыл умным и способным.
Что говорит о нём его отец?
«Он был очень подвижным парнем, – говорит Духин-старший. – Любил баскетбол, волейбол, настольный теннис, увлекался стрельбой, много читал. Да и девчонки от него без ума были. Когда он брал в руки гитару, все собирались вокруг. Репертуар был разнообразным. Но больше пел об афганских героях. У него всегда получалось хорошо все, за что бы он ни брался, будь то работа или спорт. Влада все любили за доброту, порядочность, честность, смелость»


Маленький Влад


Влад - школьник
В дневнике у него рядом мирно уживались «пятерки» и «двойки», – вспоминает отец. – А школу сын заканчивал уже в вечернем лицее.
В свободное от учебы время веселый и жизнерадостный Влад гонял в футбол с другими мальчишками. После школы пошел работать в автомастерскую, поступать в ВУЗ не захотел пока не отслужит в армии.
9. Ведущий (2):
В мае 1998 году был призван в Российскую Армию Промышленным райвоенкоматом города Ставрополя. Службу проходил в 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, расквартированной в городе Пскове. Был командиром боевой машины - наводчиком орудия. В составе миротворческого контингента был в четырехмесячной командировке в Абхазии. С начал 2000 года в принимал участие в боевых действиях в Чеченской республике.
Первое боевое столкновение в бандитами произошло 8 февраля. Духин с отделением находился в боевом охранении, когда заметил противника. По его приказу десантник открыли внезапный огнь, несколько боевиков были убиты, остальные отошли.
10. Ведущий (1):
29 февраля 2000 года гвардии младший сержант Духин в составе 6-й роты занимал оборону на одной на высоте 776.0 (Шатойский район). Утром 1 марта позиции десантников были в очередной раз атакованы большой группой боевиков, появились убитые и раненые. Не обращая внимание на свое ранение, Духин выносил раненых товарищей в безопасное место. Во время выноса очередного раненого младший сержант увидел, что бандиты пытаются обойти позиции десантников с трех сторон. Зная, что рота ведет тяжелый бой и помощи ждать неоткуда, Духин принял решение самому сдерживать боевиков. Заняв удобную позицию, он открыл прицельный огонь из автомата. Когда закончились боеприпасы, десантник дождался, когда враги приблизились, и с последней гранатой в руках бросился в их гущу. Владислав Духин погиб, уничтожив при этом взрывом гранаты десять боевиков.
11. Ведущий (2):
Владу было всего 20 лет.
Как вы думаете, какие чувства испытывал Влад, когда к нему приблизились враги? Почему он принял такое решение?
12. Ведущий (1):
Указом Президента Российской Федерации N484 от 12 марта 2000 года за мужество и отвагу, проявленные при ликвидации незаконных вооруженных формирований в Северо - Кавказском регионе, гвардии младшему сержанту Духину Владиславу Анатольевичу посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.
13. Ведущий (2):
Похоронен на родине в городе Ставрополе.


Чтец (1):
Навек запомни
Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись.
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты -
Рыбак, шахтёр,
Учёный иль пастух, -
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
(М. Исаковский)
В Ставрополе в его честь названа одна из новых улиц, на здании лицея установлена мемориальная доска. С 2001 года в Ставропольском крае проводятся, ставшими традиционными, детские футбольные турниры, посвященные памяти Героя России Владислава Духина. В октябре 2003 года отец Героя с местным священником отцом Александром, ротой спецназовцев и ребят из военно-спортивного клуба «Русские Витязи» (город Ставрополь) установили на одной из вершин Кавказского хребта на территории Карачаево-Черкессии поклонный православный крест в память Владислава Духина и во славу подвига восьмидесяти четырех русских солдат. Гора получила неофициальное название - Духина гора.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»