Как понять суррогатная мать. Что такое суррогатное материнство и в чем его особенности? Права биологических родителей и суррогатных матерей

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

"Не та мать, что родила, а та, что воспитала" - гласит народная мудрость. Кажется, человечество решило ей последовать. Люди придумали новую форму материнства - суррогатное. Необычное словосочетание. Многим, очевидно, режет ухо. А еще - фигурирует в массе скандалов.

За последним и наиболее громким из них сейчас с живейшим интересом наблюдают США (газета писала об этом 22 августа текущего года). "Дело суррогатной матери и нерожденных близнецов" - так окрестили этот процесс. Молодая англичанка Хелен Бисли согласилась выносить и родить ребенка для американской супружеской пары, у которых уже есть сын. Недавно выяснилось, что Бисли носит не одного, а двух младенцев. Родители, которые "заказывали" только одного, потребовали, чтобы она избавилась от второго, то есть сделала аборт. На это Хелен ответила решительным отказом и едва не расторгла договор. Она предпочитает родить обоих близнецов и найти им приемных родителей.

Случай Хелен Бисли не уникален. Суррогатных матерей на земле, наверное, уже более полутора тысяч. Когда брак двух любящих людей безнадежно бесплоден, когда супруги в отчаянии, им остается только одно: найти молодую здоровую женщину, попросить ее: "Родите нам ребенка!", заплатить ей деньги, и она станет на девять месяцев просто инкубатором для чужого плода, выносит и родит не свое дитя. Она-то и есть та, кого называют суррогатной матерью. Когда-то это было абсолютно несбыточной фантазией. Кто-то считает это грехом. Церковь осуждает. А ученый-генетик, вероятно, чувствует себя Богом.

В основе такого способа произведения потомства две вещи: оплодотворение в пробирке (оно же - экстракорпоральное оплодотворение - ЭКО) и договор между биологическими родителями и женщиной - заменительницей матери. Другими словами, генетический материал плюс заказ. Главная фигура здесь - женщина-инкубатор. А еще - масса проблем: юридических, медицинских, религиозных, нравственных.

Предыстория

Исследования искусственного оплодотворения начались в 1950-х годах. И 25 июля 1978 года в Англии на свет появилась Луиза Браун, первый ребенок, зачатый не в организме матери. В 1979 г. в Мельбурне у Луизы появился "брат по методу". В начале 90-х гг. наступает новая эпоха в лечении бесплодия. С помощью клеточного инжиниринга врачи стали активно воздействовать на сам процесс оплодотворения.

Этот метод прошел путь от сенсации до обычной медицинской процедуры. Суть процесса такова: яйцеклетку оплодотворяют сперматозоидами вне организма матери в специальных условиях, некоторое время хранят в инкубаторе, где она превращается в эмбрион -зародыш будущего человека, потом вводят в матку, или подсаживают. Дальше - по традиции: беременность, роды. Яйцеклетка может принадлежать будущей матери, а может быть донорской. Так же как и сперма: либо от мужа, либо из банка спермы, от другого мужчины.

Успех ЭКО зависит от множества факторов: возраста супругов, состояния детородных органов, общего состояния организма, самой причины бесплодия. Но точно оценить шансы в любом случае довольно трудно. В среднем эффективность программы обычно не выше 30%.

Сначала попробуем сами

Врачи вообще утверждают, что сейчас каждая десятая пара в мире не в состоянии производить потомство. Вернее, не в состоянии производить потомство обычным, природным, естественным способом.

Некоторое время назад, сразу после нашумевшей свадьбы одной уже не очень молодой российской эстрадной певицы (ей тогда было за сорок) и более молодого начинающего певца (ему не было еще тридцати) в прессе появилась информация, что звездная пара зачала ребенка в пробирке. Слухи потом не подтвердились, но сам факт был вполне возможен. Женщина за сорок, даже за сорок пять, если позволяют здоровье и обстоятельства, может стать матерью, если ей будет введен эмбрион из пробирки. Естественным путем, конечно, - вряд ли. Но ЭКО могло бы помочь. Совсем недавно известный итальянский врач Северино Антонори, который собирается клонировать человека, помог таким способом забеременеть и родить женщине 63 лет. Она стала самой пожилой матерью в мире, известной науке.

А вот другой совершенно реальный случай, имевший место в России. 1995 год, Москва. Молодая женщина, москвичка двадцати четырех лет. имя ее называть не будем. Она была уже несколько лет замужем, и она, и ее муж - оба хотели ребенка. Она перенесла гинекологическую операцию. Врачи предупредили: "Хотите рожать - поторопитесь, не затягивайте: лучше, видимо, уже не будет". Она пыталась забеременеть, лечилась у трех врачей. Муж проверялся - все в норме, а детей все не было. Наконец решились на ЭКО. В августе 1997 года у нее взяли яйцеклетку, у мужа - сперму. Яйцеклетка вызрела, и в инкубаторе зародились два эмбриона. Ей позвонили на работу: "Срочно! Выезжайте! Надо делать подсадку. Эмбрионы ждать не могут!" Бросив все, примчалась в клинику. Подсадка прошла удачно - оба зародыша ввели в матку, после этого - еще день госпитализации почти без движения: не дай бог что сдвинуть, нарушить. Потом врачи рассказали: если в первые же 15 минут эмбрионы не приживутся, то все бесполезно. У нее не прижились. Когда она рыдала врачу в трубку, ей ответили: "Ну что ж вы хотите? Вероятность не более 30%. А мы, доктора, совсем не боги".

"Родите нам ребенка!"

Своими силами родить не получилось. Теперь несостоявшейся матери придется выбирать: либо лечиться и делать подсадки дальше. либо найти для своего младенца суррогатную мать.

Суррогатное материнство бывает разное, в зависимости от степени бесплодия пары. "Традиционные" или "частичные" договоренности предполагают использование яйцеклетки суррогатной матери и семени биологического отца. Таким образом заводят детей, например, и мужские гомосексуальные пары. При "полном" ("гестационном") суррогатном материнстве не существует никакого генетического родства между суррогатной матерью и ребенком. В матку суррогатной матери вводят яйцеклетку от биологических родителей. Суррогатной матерью должна быть женщина молодая, до 35 лет, и, разумеется, здоровая. У нее непременно должна быть семья: и муж, и не менее двоих детей. Это необходимо для того. чтобы женщине было на кого перенести материнские чувства после расставания с новорожденным и тем самым несколько сгладить душевные переживания.

Технология суррогатного материнства существует чуть менее двадцати лет. За это время в мире подобным способом родились уже порядка полутора тысяч детей. В России, по официальной статистике, таких детей не больше десяти. На территории СНГ первый младенец появился в Харькове, там мама родила собственной дочке с врожденным отсутствием матки. Ребенку уже 6 лет.

Все они мои

У Хелен Бисли, о которой шла речь в самом начале, прижились оба подсаженных эмбриона. Она беременна только двойней. И уж если она, суррогатная мать, отказалась избавляться от одного из детей, то как, должно быть, непросто решиться на это матери настоящей, вынашивающей зачатых в пробирке детей.

В одну из женских клиник Мехико привезли однажды женщину, не суррогатную мать, у которой прижились сразу семь зародышей. Выносить семерых женщина вряд ли сможет - она умрет от истощения. Даже пятерых выносить трудно. Что ей делать? Врачи уговаривали и ее, и мужа, кричали: "Надо удалить хотя бы трех, иначе вы погибните! И они все вместе с вами! Ну для того ли вы все это затевали?" Она кричала, что доброй католичке не пристало делать аборт. Что сна слишком долго пыталась забеременеть, чтобы теперь вот так просто выбрасывать в помойку своих детей, с таким трудом приобретенных. "Но не всех же!" - настаивали врачи. "Сколько бы их ни было -все они мои!" - был ее ответ. Но прошло еще немного времени, три плода оказались в неправильном положении, от чего и так бы умерли еще до родов. Тогда мать согласилась. Три зародыша были удалены, остальных она выносила и родила.

Наука и религия никогда не ладили. А в данном случае - особенно. Однако разговор о морали, нравственности и религиозности скорее уместен, когда женщина сама вынашивает своих детей. Что же до суррогатного материнства, то здесь речь идет в первую очередь о финансовой сделке и материнском инстинкте, так по крайней мере полагает большинство. Видимо, поэтому резкий категорический отказ Хелен Бисли от аборта вызвал столько шума.

Рынок и мораль

Медицинский аспект решен абсолютно - технологически это и можно сделать, и делается. А вот юридические, моральные и этические проблемы часто непреодолимы. Так же как и клонирование, суррогатное материнство провоцирует споры, скандалы и беспрецедентные судебные процессы. Помимо чисто научной жажды познания, эксперимента и созидания, что во все времена неминуемо сталкивалось с общественным и церковным осуждением и недоверием, в подобном предприятии идет речь о немалых деньгах, ведь процедура не из дешевых. Прибавьте к этому конфиденциальность, полулегальность (кое-где это вообще запрещено законом), трудоемкость, риск неудачи (в конце концов это только эксперимент) и массу других юридических и просто человеческих нюансов. Вот и получается, что минимум в трети случаев скандал неизбежен.

Безусловно, зачатие в пробирке и любые эксперименты с человеческим генным материалом превращают детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Материнство становится при этом договорной работой, в которой, как в любом бизнесе, преобладает стремление к личной выгоде. Значит, суррогатное материнство - это рынок, бизнес, коммерция. Но, по словам одного нашего отечественного юриста, запрещать законом суррогатное материнство смысла нет. Получится то же, что бывает, когда в какой-либо стране запрещают аборты. Если нельзя легально, их будут делать подпольно, грязными руками и вязальным крючком, в результате каждая третья женщина будет умирать после такой операции от перитонита. Так же и суррогатное материнство: нельзя по закону - будут делать в обход.

Церковь усматривает в этом дегуманизирующую, безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи. Даже феминистки всего мира разделились во взглядах на эту практику. С одной стороны, свободное осознанное решение родить ребенка для кого-либо может рассматриваться как осуществление права на самоопределение. С другой стороны -как сексуальная эксплуатация.

Однако для бездетной семьи это единственный способ получить ребенка, который будет генетически "своим" для мужа или жены. Подобная процедура, позволяющая произвести на свет желанное дитя, по сути дела не так уж сильно отличается от усыновления. Может быть. речь идет не о коммерциализации деторождения, но о глубоко человечном акте любви и сотрудничества. Этот акт связан, конечно, с потенциальными опасностями для суррогатной матери, но она способна оценить их в денежном эквиваленте и может сознательно пойти на риск.

В связи с многочисленными морально-этическими и религиозными аспектами данного вопроса национальные законодательства и политика большинства стран ограничивают суррогатное материнство. В некоторых государствах (Франция и Германия) оно запрещено полностью. В других государствах запрещены лишь коммерческие соглашения о суррогатном материнстве и не допускается рассмотрение судебных исков по таким соглашениям. К таким государствам относятся Канада, Израиль, Великобритания, штат Виктория (Австралия), штаты Нью-Гемпшир и Виргиния (США). Наконец, третьи государства ограничивают использование репродуктивных технологий в связи с суррогатным материнством (Дания, Норвегия, Швеция).

Согласна работать матерезаменителем

Поиск суррогатных матерей проходит в разных странах по-разному. В России это дело той семейной пары, которая желает завести ребенка. Никакого "банка" женщин, готовых предоставить свои услуги, нет. (По крайней мере, так считают врачи). Но и в России есть доступ к иностранным базам данных по суррогатному материнству. Кроме того, в разных центрах репродукции и гинекологии периодически раздаются звонки, и женщины предлагают себя в качестве суррогатных матерей.

По-иному поставлено дело в США. Сайт http://www. eggbank. corn/ - это огромная база данных, предлагающая данные о 300 донорах яйцеклеток.

Одной из основных проблем программы суррогатного материнства является психологическая нестабильность женщины, которая решила стать суррогатной матерью. Что толкнуло ее на это? Если она одинока и у нее масса материальных проблем, то сам факт наступления беременности станет для нее дополнительным стрессом - плюс к тем, что у нее уже есть. И часто она психологически ломается, и к тому моменту, когда появляется ребенок, сказываются законы природы - она начинает любить ребенка. Это чувство ничем невозможно ни сбалансировать, ни заменить. Такие женщины часто отказываются отдать ребенка. Как правило, судебные разбирательства по этому вопросу, которые имели место в мире, связаны либо с одинокими женщинами, либо с состоящими в гражданских браках, которые, как правило, не вызывают уверенности в стабильности ее семейного положения.

Что может заставить россиянку стать инкубатором для чужого плода, и так понятно. Представьте себе, молоденькая провинциалка получит за такую услугу не меньше пяти тысяч долларов, а за эти деньги в каком-нибудь небольшом российском городе можно жизнь свою устроить. У кого повернется язык осудить такую суррогатную мать? Кто не знает, как живет основная часть населения в Российской Федерации, пусть первый бросит в нее камень.

По закону, против закона и вне закона

Неудивительно, что при таком множестве вопросов специальная комиссия Американского общества по борьбе с бесплодием (1986) выразила по поводу суррогатного материнства серьезные сомнения этического характера, которые "не могут быть сняты, пока не будет получено достаточных данных для оценки опасности и возможных преимуществ обсуждаемой процедуры".

Очевидно, что для некоторых женщин, предлагающих свои услуги в качестве суррогатных матерей, главным стимулом служат деньги, и это может толкать их на предоставление ложных сведений о состоянии здоровья или обстоятельствах жизни. Известны случаи, когда бесплодные супружеские пары, подыскивая подходящую для такой роли женщину, пытались склонить к согласию на это кого-либо из родственниц. С другой стороны, беспринципные или недостаточно серьезно относящиеся к делу адвокаты и врачи иногда так увлекаются перспективой хорошо заработать на подборе суррогатных матерей, что не в состоянии действовать только в интересах своих клиентов. И все же, как могут засвидетельствовать сотни ранее бездетных супругов, польза от такого способа преодоления бесплодия неоценима.

Как бы то ни было, законодательство в данной области настолько не разработано, что правовая путаница возникает везде и всегда, и у нас, и за рубежом. В свое время вся Америка с живейшим интересом следила за ходом судебного процесса Джонсон против Кальвертов, поднявшего массу вопросов, касающихся суррогатного материнства вообще. Супруги, не имеющие детей по причине удаления матки у миссис Кальверт, заключили соглашение с молодой незамужней медицинской сестрой Анной Джонсон об услуге суррогатной матери. За $10 000 последняя согласилась выносить беременность плодом, зачатым при оплодотворении яйцеклетки миссис Кальверт сперматозоидом ее же супруга. Однако незадолго до родов мистер Кальверт неожиданно передумал и... подал иск в суд штата Калифорния о признании Анны Джонсон настоящей матерью ребенка. В конечном итоге суд этот иск не удовлетворил, заявив, что генетически этот ребенок является потомком четы Кальвертов, а суррогатная мать, хотя и выносила его в течение долгих 40 недель, лишь играла роль няни, которой родители на время доверили свое чадо. Однако далеко не все были согласны с решением суда - миллионы рожавших женщин, знакомые с ощущением новой маленькой жизни, полагают, что именно беременность и роды, а не генетический материал половых клеток, делают женщину матерью.

Вообще суррогатное материнство - неистощимый источник разного рода курьезов и путаниц в статусе родственников. Например, если женщина выносила беременность плодом, зачатым из яйцеклетки собственной дочери, оплодотворенной сперматозоидом зятя, то кем она приходится родившемуся ребенку - матерью или бабушкой? Или матерью и бабушкой одновременно? Таких случаев история репродуктологии знает немало.

В международном контексте суррогатные соглашения по-прежнему будут практиковаться, в том числе между гражданами разных стран, и возникнут споры, ответ на которые нельзя найти в рамках существующих законодательных запретов на уровне одной страны.

Я и мои родители

Меньше всего в данном случае, как часто бывает, думают о виновнике всего предприятия - ребенке и его правах. Прежде всего, ребенок может унаследовать от суррогатной матери генетические дефекты. А главное - психологическая адаптация ребенка. Если ребенку объяснят (или он случайно узнает), что его родила не мать, а другая женщина, не будет ли проблем? А если ребенок будет видеться с этой женщиной после его рождения (так бывает, когда суррогатная мать - родственница или близкий семье человек), то как это может сказаться на ребенке в дальнейшем?

Кроме того, новорожденный может быть генетически не связан с кем-то из родителей или даже с ними обоими. Любому мужчине и любой матери понадобится сила духа, чтобы смириться с этим. Ведь потом отцу придется воспитывать сына, который появился на свет благодаря сперме чужого мужчины. Или мать будет растить дочь, рожденную из яйцеклетки совершенно чужой женщины. Где-то будет существовать женщина, которая носила под сердцем дитя. принадлежащее другим, и потом долго принимала гормональные препараты, чтобы заглушить в организме бурю, именуемую материнским инстинктом. А ребенок, зачатый в колбе, вызревший в инкубаторе и произведенный на свет не тем, кого он называет мамой и папой, будет, наверное, некоторое время думать, что взрослые просто развлекают его сказками о каких-то чудесах. Хорошо, если так.

Старо как мир

Легенда гласит следующее. Царевич Вардхамана, получивший почетное прозвание Махавира (в переводе с санскрита это означает "великий герой") был основателем джайнизма - религии, по сей день исповедуемой в Индии, США и других странах мира. Жил он в V веке до н. э. И история о его происхождении удивительным образом предугадывает один из методов искусственной репродукции человека - метод суррогатного материнства.

Дело в том, что Великий герой решил подшутить над богами и родиться не в том сословии, в каком ему было положено, не у высокородных кшатриев, а у незнатных брахманов. На земле забеременели сразу две женщины: кшатрийка и брахманка. Допустить, чтобы Великий герой родился от брахманки, боги не могли. Поэтому им пришлось, прибегнув к своим сверхчеловеческим способностям, пока обе женщины спали, поменять их младенцев местами. Плод кшатрийки вложили в чрево брахманки и наоборот. Так Великий герой родился в подобающем сословии. И обе женщины, сами о том не подозревая, стали суррогатными матерями. Зачали они в один и тот же день, так что к моменту трансплантации зародыши были ровесниками. Это ровно три лунных месяца, три лунных цикла.

Но это из области легенд. А реальная история человечества говорит о том, что на самом деле прообраз суррогатного материнства появился за несколько тысячелетий до того, как изобрели ЭКО. Для чего же еще возникли в свое время институты наложниц, содержанок, гаремы, крепостные жены? Человек запрограммирован природой на продолжение рода, и если не получается самым простым и естественным путем, значит, надо придумать другие. Если жена египетского фараона не могла иметь детей или не могла родить сына-наследника, ничто и никто, а меньше всех - сама царица, не могли запретить правителю взять в наложницы девушку из достойной семьи и щедро вознаградить ее, чтобы она родила царской чете сына.

Так что, судя по всему, суррогатное материнство - ровесник человечества, многие лучшие представители которого появились на свет именно таким способом. Так как же относиться к суррогатному материнству - как к благу или как к неизбежному злу? Религиозные, моральные, нравственные, юридические, этические и научные споры вокруг этого не утихнут никогда. Ясно одно: суррогатное материнство - это просто факт, оно есть и, по всей видимости, никуда теперь от нас не денется.

Суррогатной матерью должна быть женщина молодая, до 35 лет, и, разумеется, здоровая. У нее непременно должна быть семья: и муж, и не менее двоих детей

Безусловно, зачатие в пробирке и любые эксперименты с человеческим генным материалом превращают детей в подобие товара, создавая ситуацию, в которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков

Бесплодие. Этот убийственный для женщины диагноз заставляет одних с большим трудом успокоиться, других — задуматься об усыновлении ребёнка из детского дома, а третьих подталкивает к решению об услугах суррогатной мамы. Итак, узнаем некоторые аспекты этого вида материнства, его недостатки и достоинства.

Коротко об аспектах суррогатного материнства

Для женщин, безрезультатно оббивавших пороги клиник и центров в надежде забеременеть, эта форма материнства является единственным и последним шансом иметь ребёнка, причём достаточно надежным способом. В организм здоровой женщины, которую называют суррогатной матерью, переносят эмбрион, полученный оплодотворением сперматозоидом генетического отца яйцеклетки генетической матери.

Девять месяцев чужая женщина вынашивает дитя, по сути, будучи для него инкубатором и не имея родства с генетическими родителями. Затем после рождения малыш считается ребёнком пары, чей эмбрион выносила суррогатная мать. Такой мамой может стать только здоровая во всех отношениях женщина от 18 до 35 лет, которая имеет своего ребёнка (возможно не одного), рождённого природным путём. Замужним суррогатным матерям для предоставления такой услуги нужно иметь разрешение мужа, которое оформляется письменно и документально заверяется у нотариуса.

Суррогатное материнство: за и против

Слово «суррогат» обозначает неполноценную замену чего-то. Неполноценность — это и есть констатация не естественного, имеющего ряд двояких моральных аспектов метода рождения человека. Однако стоит ли это осуждать?

Европейское общество положительно относится к такой форме рождения ребёнка. А прибегать ли к услугам суррогатной матери — решать только вам.

Для объективности принятия такого решения нужно взвесить «за» и «против». Начнём с последнего:

  1. Такая форма рождения малыша противоестественна. Но в наше время есть много не природного, побеждающего болезни и дающего людям шансы выживать. Например, искусственное сердце. Человек же не виноват, что не может иметь детей естественным способом, так почему же не попробовать другой?
  2. Суррогатное материнство (СМ) противоречит божественному замыслу. Речь идёт о том, что христианство и мусульманство запрещает прибегать к такой форме появления детей, потому что нарушается таинство зачатия. Оно должно происходить лишь в браке и вынашивать ребёнка, родить его обязана супруга.
  3. Травмирование психики суррогатной матери, которой нужно отдавать дитя из своего лона. Но по большому счёту она идёт на это добровольно, зарабатывая деньги, и для неё это, по сути, работа с использованием своей репродуктивной системы. А травмы психики нужно предотвращать в самом начале и правильно настраиваться на конечный результат беременности, её исход.
  4. Такое материнство — это торговля детьми. Да, суррогатное материнство является, по сути, бартером, но мотивация этой сделки смягчает моральный аспект.
  5. СМ по большому счёту делает женщину инкубатором. Однако таким инкубатором она становится добровольно, при этом получая такую заботу и уход, которые, возможно, не могла бы позволить себе при вынашивании родного ребёнка.
  6. Возможен вариант, когда у родной матери не проснётся материнский инстинкт, она попросту может не принять дитя. Да, от этого никто не может быть застрахован. Но женщине и суррогатной матери нужно изначально готовить себя к тому, что будет, настраивать на необходимость воспитывать малыша, который абсолютно не виноват, что появился на свет таким образом.
  7. Возможно, ребёнок со временем узнает о том, что неродная мама вынашивала его. Какова может быть его реакция? Конечно, неоднозначная. В этом случае нужно либо сделать всё для того, чтобы сын или дочка никогда не узнали о методе его появления на свет, либо найти подходящее время и грамотно рассказать об этом ребёнку.

А теперь рассмотрим доводы «за» СМ:

  1. На сегодня эта форма появления на свет детей является практически последней спасательной соломинкой для бездетных супружеских пар. Ведь семья без детей считается неполноценной.
  2. Женщины предоставляют услуги вынашивания ребёнка только добровольно. Для них это шанс одновременно улучшить материальное положение и осчастливить бездетную пару.
  3. Позволить родить малыша таким способом могут и не слишком обеспеченные родители, прибегая к помощи родственников. В этом случае финансовая сторона вопроса будет значительно облегчена.
  4. Многие сурмамы, имея несколько своих детей, помогают обрести их другой паре, не руководствуясь при этом деньгами. Они скорее сочувствуют и хотят помочь стать счастливыми родителями бездетным супругам. Конечно, такой альтруизм встретишь нечасто, но это похвально и благородно.
  5. Это возможность иметь здорового ребёнка. Согласитесь, что большинство из нас не готовятся стать матерями и редко планируют беременность. Зачатия случаются незапланированно, когда женщина имеет заболевания ( , хронические болезни почек, инфекции половых путей). Решая оставить малыша, женщина начинает принимать меры, чтобы обезопасить его от своих болезней, то есть рискует. В случае с суррогатным материнством женщина проходит тщательное медицинское обследование до того, как в неё внедрят эмбрион. К тому же, медицинское наблюдение за такой мамой в процессе вынашивания ребёнка значительно серьезней и тщательней, а значит, шансы иметь абсолютно здорового малыша больше.

Мировой опыт суррогатного материнства

В наше время суррогатное материнство является дискуссионной темой, не до конца урегулированной в правовом поле. Такой метод появления детей на свет критикуют за коммерциализацию. В 1996 году Советом Европы была принята Конвенция по правам человека в биологической медицине. Этот документ фактически стал первым в здравоохранении юридическим нормативом, который направлен на защиту от возможных злоупотреблений в использовании биологических методов и процедур.

Суррогатное материнство разрешено в большинстве штатов США, Южно-Африканской Республике, России, Украине, Австралии, Великобритании, Дании, Израиле, Испании, Канаде, Нидерландах. В этих странах имеются свои юридические особенности этой формы появления на свет детей. И подразумевают эти особенности аспект коммерческого и некоммерческого СМ.

Суррогатное материнство законом запрещено в Австрии, Италии, Норвегии, Германии, Швеции, в некоторых штатах США.

В ряде стран законы и не запрещают СМ, и не регламентируют его законодательно. Это Бельгия, Ирландия, Греция.

Наиболее распространённой является практика суррогатного материнства в США. В отдельных штатах Америки открыты суррогатные агентства, есть большая база репродуктивного материала, и супружеские пары имеют возможность выбирать донора, то есть суррогатную маму, по внешности, вероисповеданию и даже этническому происхождению.

Законодательство некоторых стран налагает запреты, которые касаются суррогатного материнства. Так, к примеру, в Нидерландах запрещена реклама СМ, в Великобритании можно оплачивать лишь расходы на медицинскую помощь в случае суррогатного материнства, а в Дании и Венгрии сурмамой имеет право быть лишь родственница супружеской пары, решившейся на это.

В Израиле всё наоборот. Законодательной особенностью СМ является запрет на родственную суррогатной мамы связь с генетическими родителями. К тому же, в этой стране такая мама обязательно должна исповедовать ту же религию, что и потенциальные родители.

В Германии запрещено СМ, предполагающее донорство яйцеклеток. Аргументом в пользу этого является недопустимость раздела социального и биологического материнства.

В законодательстве Италии предусмотрено лишение свободы и штраф до одного миллиона евро особам, занимающимся организацией, рекламой донорства и суррогатного материнства на территории страны. Однако гражданам Италии можно пользоваться услугами суррогатных матерей за пределами страны.

Итак, прибегать к услугам сурмам или нет — личный и ответственный выбор каждой пары. Взвешивая все преимущества и недостатки такого способа появления малыша на свет, нужно прислушаться и к своему сердцу. Порой именно оно порождает барьер и неприемлемость такого метода стать родителями. Это больше характерно женщинам. Сомнения и неуверенность могут развеяться чужим опытом и убеждениями врачей, родственников. В любом случае спешить с принятием такого решения нельзя, даже если „поджимает” возраст.

Специально для Елена ТОЛОЧИК

Суррога́тное матери́нство - вспомогательная репродуктивная технология , при применении которой в зачатии и рождении ребёнка участвуют три человека: 1) генетический отец - лицо, предоставившее свою сперму для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности отца; 2) генетическая мать - лицо, предоставившее свою яйцеклетку для оплодотворения и согласное после рождения ребёнка взять на себя обязанности матери; 3) суррогатная мать - женщина детородного возраста, согласившаяся на возмездной или безвозмездной основе выносить и родить ребёнка от генетических родителей и не претендующая на роль матери данного ребёнка. В ряде случаев (например, при бесплодии будущей приёмной матери или её полном отсутствии, а также, если ребёнка будет воспитывать отец-одиночка или гей-пара) суррогатная мать также может быть одновременно и генетической матерью.

После рождения ребёнка генетические родители оформляются в качестве юридических родителей. В большинстве случаев суррогатное материнство применяется для преодоления бесплодия в супружеских парах, в которых женщина не способна выносить ребёнка по медицинским показаниям.

Суррогатное материнство возможно только при использовании экстракорпорального (искусственного) оплодотворения в гинекологических клиниках соответствующего профиля: яйцеклетку, оплодотворенную «в пробирке», переносят в матку суррогатной матери в течение первых 3-5 дней развития эмбриона.

В Российской Федерации использование суррогатного материнства регламентируется Семейным кодексом, Федеральным законодательством и рядом подзаконных актов (см. ниже). В ряде случаев использование суррогатного материнства может быть совмещено с использованием донорской спермы или донорских яйцеклеток, в этом случае у рожденного ребёнка будет оформлен только один родитель. В России законодательно запрещено донору ооцитов быть суррогатной матерью в рамках одной лечебной программы (другими словами, генетическая мать не может быть одновременно и суррогатной матерью).

В России правовые основания для суррогатного материнства появились в 2011-2013 годах, когда были приняты и вступили в силу соответствующий приказ Минздрава и Федеральный закон .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Является ли грехом суррогатное материнство?

    ✪ Суррогатное материнство. Четверикова Ольга Николаевна

Субтитры

Определение термина

Наиболее точной формулировкой следует признать формулировку, принятую Всемирной организацией здравоохранения в 2001 году: «Гестационный курьер : женщина, у которой беременность наступила в результате оплодотворения ооцитов , принадлежащих третьей стороне, сперматозоидами , принадлежащими третьей стороне. Она вынашивает беременность с тем условием или договором, что родителями рождённого ребёнка будут один или оба человека, чьи гаметы использовались для оплодотворения» .

Аналогичный подход реализован и в Федеральном законе РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в соответствии с пунктом 9 статьи 55 которого, «Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребёнка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона ) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребёнка невозможно по медицинским показаниям» .

Иногда о суррогатном материнстве говорят в случае искусственного оплодотворения женщины спермой мужчины с последующей передачей родившегося ребёнка этому мужчине и его жене (если он женат). В таком случае суррогатная мать является и генетической матерью ребёнка. Однако в Российской Федерации с 1 января 2012 г. подобная практика запрещена («Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки » ).

История

К настоящему времени суррогатное материнство стало достаточно распространенным явлением. В частности, его использовали такие знаменитости как Сара Джессика Паркер , Николь Кидман , Элтон Джон , Майкл Джексон , Криштиану Роналду , Алена Апина , Рики Мартин , Шахрух Хан , Анни Лейбовиц , Алла Пугачёва . В ряде случаев причиной этого было не бесплодие, а гомосексуальность .

Этические проблемы

Противники суррогатного материнства опасаются порочной практики превращения детей в подобие товара, создания ситуации, при которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Многие феминистки считают, что такая практика означает эксплуатацию женщин, а религиозные деятели видят в ней безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.

Существуют также обоснованные опасения того, что некоторых суррогатных матерей может сильно психологически травмировать необходимость отдать ребёнка, ставшего «своим» после беременности и родов (даже если вначале суррогатной матери казалось, что она сможет расстаться с таким ребёнком без особых переживаний).

В 2013 году высказался против суррогатного материнства Патриарх Кирилл .

Законодательное регулирование

Законы, регулирующие суррогатное материнство, права и обязанности суррогатной матери и тех, для кого она вынашивает ребёнка, отличаются в разных юрисдикциях.

Важным моментом при заключении договора о суррогатном материнстве является вопрос о том, насколько все вовлечённые в процесс стороны отдают себе отчёт в возможных рисках.

Наиболее известный случай юридической коллизии, связанной с суррогатным материнством - так называемый «случай Бэби М» в США, когда суррогатная мать отказалась передать рождённого ею ребёнка его биологическому отцу. В 1988 году суд по семейным делам штата Нью-Джерси постановил отдать ребёнка на «усыновление» и дать родительские права биологическому отцу, однако постановил, что суррогатная мать должна иметь право на посещение ребёнка и участие в его воспитании .

Суррогатное материнство в России

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

Для регистрации ребёнка (детей), рождённого суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы:

  • медицинское свидетельство о рождении;
  • согласие суррогатной матери;
  • справку из клиники ЭКО о том, кто является биологическими родителями ребёнка.

В 2015 году сенатор Елена Мизулина предложила запретить суррогатное материнство на коммерческой основе, приравняв его к торговле людьми. Согласно словам Е. Мизулиной, организаторы подобных сделок должны получать уголовное наказание .

«Белые пятна» в законодательстве России

Ошибочно считать, что услугами суррогатной матери в России может воспользоваться только супружеская пара. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо запретов или ограничений по признаку супружеского статуса или пола при реализации программ суррогатного материнства.

Закон не запрещает регистрацию детей, родившихся у одиноких женщин и мужчин с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, включая и суррогатное материнство, а только регулирует порядок регистрации детей, родившихся вследствие реализации программы суррогатного материнства у лиц, состоящих в браке (п. 4, ст. 51 СК РФ), устанавливая в качестве единственного условия такой регистрации получение предварительного согласия суррогатной матери.

Ссылки на п. 7 приказа Минздрава РФ от 26.02.2003 года № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» несостоятельны, так как первый абзац упомянутого пункта прямо указывает на то, что правовые аспекты суррогатного материнства определены иными нормами действующего законодательства, то есть данный документ не регулирует никакие правовые вопросы, связанные с суррогатным материнством.

Судебные прецеденты

Дело Натальи Горской

Ответ на вопрос, могут или нет одинокие люди воспользоваться услугами суррогатных матерей для продолжения рода, дала судебная практика. В своём ставшем прецедентным решении по делу Натальи Горской Калининский районный суд С.-Петербурга указал, что, в соответствии со ст. 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, одинокая женщина имеет равные с женщинами, состоящими в браке, права на реализацию функции материнства.

Судом было установлено, что в иных нормах, касающихся здравоохранения и планирования семьи, отсутствуют какие-либо запреты или ограничения относительно возможности для женщины, не состоящей в браке, реализовать себя как мать.

Суд указал, что пункт 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ предусматривает только частный, один из нескольких возможных случаев - случай регистрации рождения ребёнка, родившегося в результате реализации программы суррогатного материнства для лиц, состоящих в браке, отметив, что органы ЗАГС ошибочно применяют данную частную норму (п. 4 ст. 51 СК РФ) как общую, делая из неё вывод о невозможности участия в программе суррогатного материнства для женщины, не состоящей в зарегистрированном браке. Суд отметил, что такое истолкование законодательства нарушает права граждан, установленные ст. 38, 45, 55 действующей Конституции Российской Федерации.

Суд указал на то, что заявление суррогатной матери лишь подтверждает, что она сама не претендует на то, чтобы быть зарегистрированной матерью ребёнка, рождённого в результате программы суррогатного материнства. К гарантии прав суррогатной матери и сводится абзац 2 п. 4 ст. 51 Семейного кодекса.

Суд посчитал отказ органов ЗАГС в регистрации рождения ребёнка у заявителя в результате применения суррогатного материнства по правилам, установленным для регистрации рождения детей у одиноких матерей, не соответствующим приведённым выше нормам закона и подлежащим отмене. Горская стала первой российской женщиной, отстоявшей своё право на материнство через суд .

В ноябре 2009 года аналогичное решение по идентичному делу вынес в Москве Кунцевский районный суд. Московский суд вслед за петербургским указал, что «одинокая женщина имеет равные с женщинами, состоящими в браке, права на реализацию функции материнства».

После публикации в средствах массовой информации этих прецедентных судебных решений, российские ЗАГСы начали регистрировать детей одиноких женщин, не дожидаясь судебных решений. Так, 13 января 2010 года отдел ЗАГС Великого Новгорода в день обращения зарегистрировал «суррогатного» ребёнка, родившегося у не состоящей в браке жительницы Новгородской области.

Дело Натальи Климовой

Однако сложности при регистрации «суррогатных» детей у одиноких женщин по-прежнему сохраняются. Если речь идёт о необычных репродуктивных программах (посмертная репродукция, сочетание суррогатного материнства с донорскими программами и пр.), трудности увеличиваются в геометрической прогрессии.

Впоследствии российскими судами были приняты ещё несколько фактически идентичных решений по аналогичным делам с участием «одиноких» родителей, как женщин, так и мужчин, например, решение Смольнинского районного суда г. С.-Петербурга по иску одинокого петербуржца , которому ЗАГС отказал в регистрации его «суррогатной» двойни.

Основанием для отказа также послужило семейное положение заявителя, а именно то, что он не состоял и не состоит в зарегистрированном браке. Ссылаясь на ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, суд указал, что «действующее законодательство исходит из равенства прав женщин и мужчин. Не является исключением и право одиноких мужчин на рождение детей, создание семьи, в которую будут входить только дети и их отец». Суд однозначно установил, что «действующее законодательство не содержит запрета на регистрацию рождения ребёнка, рождённого в результате имплантации эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одинокой матерью или отцом данного ребёнка». Суд констатировал, что отказ в регистрации рождения ребёнка не основан на законе и нарушает права и законные интересы не только истца, но и его новорожденных детей.

Учитывая, что «действующее законодательство не регулирует вопрос установления отцовства и регистрации рождения детей, не имеющих матери, а имеющих только отца», суд счёл необходимым «использовать нормы действующего семейного законодательства по аналогии», особо указав на то, что, как сказано в решении суда, «отсутствие правовых норм не может являться основанием для умаления и нарушения прав и законных интересов детей и их отца». Отказ Отдела регистрации актов гражданского состояния в регистрации рождения первой в С.-Петербурге «суррогатной» двойни, родившейся у одинокого отца, был признан судом незаконным .

Российский закон не оговаривает ситуацию, которая может возникнуть в случае развода или смерти биологических родителей до рождения ребёнка.

Родители в любом случае должны быть вписаны в свидетельство о рождении своего «суррогатного» ребёнка. Вопрос о том, кто из родителей будет его воспитывать, должен решаться предусмотренным п. 2 ст. 66 Семейного Кодекса РФ соглашением об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка, или же в судебном порядке с участием органов опеки и попечительства.

В соответствии с Семейным Кодексом РФ (п. 4 ст. 51) заказчики могут быть записаны родителями ребёнка лишь с согласия женщины, его родившей (биологической матери). Отозвать своё согласие после регистрации ребёнка суррогатная мать уже не вправе.

Самым известным отцом «одиночкой» в России является эстрадный певец Филипп Киркоров . У него при помощи суррогатной матери 26 ноября 2011 года родилась дочь Алла-Виктория, а 29 июня 2012 года - сын Мартин-Расул.

См. также

  • Донорство спермы и яйцеклеток (англ. )

Примечания

  1. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 августа 2012 г. № 107н «О порядке использования вспомогательных репродуктивных технологий, противопоказаниях и ограничениях к их применению» (рус.) . garant.ru. Дата обращения 4 марта 2017.
  2. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» . (с изменениями и дополнениями) (рус.) . garant.ru . Дата обращения 4 марта 2017.

Современная наука предоставляет решение тем парам, кто не может обзавестись потомством. Это - суррогатное материнство, использование для вынашивание плода посторонней женщины. Этот метод давно уже используется в мире, как лечение бесплодия.

Тема это довольно обсуждаема в обществе. Для некоторых такой способ зачать ребенка - преступный, но есть и те, кто видит в этом свой единственный шанс. Суррогатное материнство - новое явление, которое имеет много нюансов и вопросов. Неудивительно, что оно обросло чередой мифов, как биологических, так и правовых.

Правильно писать - сурагат или сурогат. В объявлениях можно встретить упоминания о поисках сурагатной или сурогатной матери. Говорят и о сурогатном материнстве. На самом деле стоит воздать должное грамматике. Слово «суррогат» означает неполноценную замену. То есть это мать, которая просто замещает родную. Такая женщина не имеет ничего генетически общего с вынашиваем ею плодом.

У вынашиваемого ребенка будет кровь суррогатной матери. Правда заключается в том, что кровеносные системы суррогатной матери и плода никак между собой не сообщаются. Так что между ними нет той самой кровной связи, о которой пишут многие профессионалы и исследователи данной тематики.

Выношенный суррогатной матерью ребенок будет на нее похож. Этого не произойдет, если, конечно же, это на самом деле не ее родной ребенок.

Суррогатная мать, по сути, отдает своего родного ребенка. Это заблуждение, которое может быть реализовано только при введении программы традиционного суррогатного материнства. Оно официально узаконено во многих странах, в том числе и в США. Там суррогатная мать, она же репродуктивная особа, выступает в качестве донора яйцеклетки. Ее подвергают искусственной инсеминации спермой заказчика. И в репродукционной клинике будет лежать именно суррогатная мать, а не бесплодная супружеская пара. В такой ситуации по действующему в России законодательству в свидетельство о рождении будут внесены имена биологического отца (если он признает факт отцовства) и репродуктивной матери. Но в России такая ситуация невозможна, так что если предлагается такой вариант, то это говорит о некомпетентности той стороны, которая обеспечивает правовую часть.

Суррогатная мать на самом деле отказывается от ребенка в роддоме. Нельзя отказаться от того, что тебе фактически не принадлежит. При рождении ребенка суррогатная мать тут же должна дать согласие на запись в книге рождений имен биологических родителей малыша. Это согласие обычно дается в письменной форме и подтверждается печатью того лечебного учреждения, где и произошли роды. Документ также скрепляется подписью уполномоченного лица.

Услугами суррогатных матерей могут воспользоваться только пары в официальном браке. В семейном кодексе Российской Федерации установлено, что законное супружество - это одно лишь из условий для осуществления записи о родителях в книге записи рождений в ЗАГСе. Можно провести аналогию с усыновлением - не допускается такая процедура для лиц, которые в браке не состоят. Так что для использования суррогатной матери штамп в паспорте не нужен, он потребуется при регистрации ребенка в ЗАГСе. Если родители к тому моменту не будут состоять в официальном браке, то матерью в документах будет записана суррогатная мать. Так что расписываться все же придется, почему бы не сделать это еще до начала такой ответственной программа. По законам Российской Федерации одинокая женщина имеет полное право на искусственное оплодотворение или имплантацию ребенка. Если у нее есть медицинские показания, то она может прибегнуть к помощи суррогатной матери для вынашивания своего ребенка. Тогда при рождении именно биологическая мать и будет записана в документы. И тут требуется согласие суррогатной матери на осуществление такой записи.

Суррогатной матерью может стать женщина, у которой уже есть минимум два ребенка. В документах Министерства здравоохранения России указано, что суррогатной матерью вполне может стать особа с одним ребенком.

У суррогатной матери есть трое суток, чтобы решить оставить ребенка себе. Закон никак не устанавливает тот срок, в течение которого суррогатная мать должна дать свое согласие на запись в книгу рождений биологических родителей. Данное согласие может быть дано в любой момент после родов и до выписки. Обычно этот срок и составляет именно три дня. Но и более позднее получение согласия не помешает зарегистрировать ребенка. По закону сделать это надо в месячный срок после рождения.

Если суррогатная мать решит оставить себе ребенка, то остается только смириться с этим. По закону возможно оспаривание не только отцовства, но и материнства. Поэтому можно оспорить запись в книге рождений, правда уже в судебном порядке. Инициировать этот процесс может лицо, фактически являющееся отцом ребенка. Тут и потребуются многочисленные документы со стороны юристов, которые занимаются правовым обеспечением суррогатного материнства.

Суррогатное материнство по сути своей аморально и противно Божьей воле. Даже в Библии описано, как два библейских персонажа, Авраам и Иаков, тоже пользовались услугами суррогатных матерей. Осуждать же такой процесс могут только не недалекие верующие, которые даже Библию не читали. Бог дал человеку возможность размножаться, в том числе и с помощью науки.

Суррогатным материнством пользуются те, кто не хочет тратить время на вынашивание и на порчу своей фигуры. Такое утверждение далеко от действительности. На самом деле к такому шагу вынуждены прибегать женщины, у которых или есть серьезные патологии матки, или же она вообще отсутствует, а также, если многочисленные попытки забеременеть с помощью ЭКО провалились. Обращение к услугам суррогатной матери - не нежелание беременности, а ее, увы, полная невозможность. Каждый, кто обращается к таким услугам, на самом деле столкнулся с большим горем. И только с помощью суррогатного материнства пара получает шанс вырастить своего родного ребенка. И не стоит думать, что для биологических родителей эта процедура простая. Само «зачатие» предполагает довольно агрессивное вмешательство в организм женщины. И неизвестно, чем это чревато в будущем. Именно поэтому нет смысла говорить об экономии времени или сохранении фигуры.

Суррогатное материнство - очень дорого. Говорят, что за услуги суррогатной матери надо расплачиваться чуть ли не квартирой в Москве. На самом деле эти утверждения выглядят фантастически. Вся процедура даже с учетом полного сопровождения обойдется намного дешевле. Да и часто суррогатными матерями предлагают по собственной воле стать родственницы.

Суррогатное материнство - незаконный метод. В 2011 году были принят закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Его активно обсуждали в прессе, что позволило повысить информированность граждан. Естественно, суррогатное материнство - вполне законная процедура, раз ею открыто пользуются даже звезды шоу-бизнеса. Да и юристы не стали бы сопровождать откровенно незаконное дело.

Суррогатные матери часто оставляют ребенка себе. Правовые нормы действительно позволяют суррогатной матери оставить себе ребенка. Ведь чтобы в свидетельстве о рождении записали биологических родителей, требуется согласие суррогатной матери. В теории она вполне может и не дать на то своего дозволения. На практике же так происходит очень редко. Вся процедура базируется на договоре, где четко изложены права и обязанности сторон. Это позволяет соблюдать интересы всех участников процесса.мДоговор с суррогатной материю надо еще и заверить у нотариуса. Фактически такое нотариальное заверение не даст договору дополнительной юридической силы. Именно поэтому такой шаг не имеет какого-либо практического смысла.

Лучше не обращаться к такой сложной процедуре, а просто усыновить ребенка. Кто из нас не мечтает о родном малыше, который перенял бы наши черты, был бы похож на бабушек и дедушек. Усыновление же означает прием на воспитание совсем чужого ребенка, с чужим набором генов, отличающегося от семьи. Это довольно серьезно и решиться на такой шаг могут далеко не все. Так что в таком случае возможность продлить род только одна - суррогатное материнство.

Если репродуктивные женские показатели в норме, а возраст не позволяет рожать, то придется отказаться от мечты обзавестись ребенком. Сегодня сам по себе возраст приговором не является. Женщины обретают с помощью суррогатного материнства детей и после 50. Для такой процедуры главное, чтобы в организме созрела хотя бы одна жизнеспособная яйцеклетка. Можно также заранее заморозить биологический материал, чтобы потом к нему прибегнуть. Именно так и поступила Алла Пугачева, ее замысел успешно осуществился.

Рожать даже с помощью суррогатной матери после 40 лет - рискованно. И это - правда. Если биологическая мать уже находится в ожидании климакса, то риск рождения на свет ребенка с неправильным развитием будет так же высок, как и при самостоятельном вынашивании. Хорошо, что сегодня есть методы пренатальной диагностики, которые позволяют вовремя распознать генетический фон зародыша и выявить нарушения.

Дети, рожденные от суррогатной матери, отличаются от тех детей, кто родился естественным путем. Это неправда, такие дети ничем от обычных не отличаются. Даже наоборот, за их здоровьем постоянно следят врачи. Еще при подготовке к беременности проверяются и биологические родители, и суррогатная мать. Весь процесс вынашивания ребенка и родов находится под пристальным наблюдением специалистов, что только увеличивает шансы на появление здорового человека.

Для этой процедуры может использоваться яйцеклетка суррогатной матери, а не биологической. В таком случае суррогатная мать дала бы ребенку свои гены, став ему родной. В случаях, если нет возможности использовать яйцеклетку обратившейся за помощью женщины, то прибегают к услугам донора. Сама идея суррогатного материнства заключается в том, что у бездетной пары появляется на свет ребенок с родственным набором генов. А процесс оплодотворения тут происходит аналогично ЭКО. Биологическая мать проходит курс терапии гормонами, что стимулирует созревание фолликулов. Когда они достигают нужных размеров, то под общим наркозом берется пункция. Взятую яйцеклетку оплодотворяют мужскими эмбрионами и через 3-5 дней эмбрионы пересаживаются уже суррогатной матери.

История

К настоящему времени суррогатное материнство стало достаточно распространенным явлением. В частности, его использовали такие знаменитости как Сара Джессика Паркер , Николь Кидман , Элтон Джон , Майкл Джексон , Криштиану Роналду , Алена Апина , Рики Мартин , Анни Лейбовиц . В ряде случаев причиной этого было не бесплодие, а гомосексуальность .

Этические проблемы

Противники суррогатного материнства опасаются порочной практики превращения детей в подобие товара, создания ситуации, при которой богатые люди смогут нанимать женщин для вынашивания своих потомков. Многие феминистки считают, что такая практика означает эксплуатацию женщин, а религиозные деятели видят в ней безнравственную тенденцию, подрывающую святость брака и семьи.

Существуют также обоснованные опасения того, что некоторых суррогатных матерей может сильно психологически травмировать необходимость отдать ребёнка, ставшего «своим» после беременности и родов (даже если вначале суррогатной матери казалось, что она сможет расстаться с таким ребёнком без особых переживаний).

Сторонники использования суррогатного материнства возражают, что для семьи, бездетной из-за неспособности жены зачать или выносить плод, это единственный способ получить ребёнка, который будет генетически родным для обоих супругов (при экстракорпоральном оплодотворении и пересадке суррогатной матери полученного эмбриона) или только для мужа (при искусственном оплодотворении суррогатной матери спермой мужа). Они указывают, что эта процедура не так уж сильно отличается от усыновления . По их мнению, это не коммерциализация деторождения, а глубоко человечный акт любви и сотрудничества. Сторонники суррогатного материнства не считают его формой эксплуатации женщин, они утверждают, что женщина, добровольно решившая стать суррогатной матерью, получает за это как достаточную материальную компенсацию, так и моральное удовлетворение от приносимой другим людям пользы.

Законодательное регулирование

Законы, регулирующие суррогатное материнство, права и обязанности суррогатной матери и тех, для кого она вынашивает ребёнка, отличаются в разных юрисдикциях.

Важным моментом при заключении договора о суррогатном материнстве является вопрос о том, насколько все вовлечённые в процесс стороны отдают себе отчёт в возможных рисках.

Наиболее известный случай юридической коллизии, связанной с суррогатным материнством - так называемый «случай Бэби М» в США, когда суррогатная мать отказалась передать рождённого ею ребёнка его биологическому отцу. В 1988 году суд по семейным делам штата Нью-Джерси постановил отдать ребёнка на «усыновление» и дать родительские права биологическому отцу, однако постановил, что суррогатная мать должна иметь право на посещение ребёнка и участие в его воспитании.

Суррогатное материнство в России

В России суррогатное материнство регламентируется следующими законодательными актами и нормативными документами:

  • Семейный Кодекс РФ, ст. 51-52.
  • Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
  • Закон «Об актах гражданского состояния» от 15.11.97. № 143-ФЗ, ст. 16
  • Приказ Минздрава РФ от 26.02.03. № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия».

Для регистрации ребёнка (детей), рожденного суррогатной матерью, родители должны предоставить в органы ЗАГС следующие документы: медицинское свидетельство о рождении, согласие суррогатной матери, справку из клиники ЭКО.

«Белые пятна» в законодательстве России

Ошибочно считать, что услугами суррогатной матери в России может воспользоваться только супружеская пара. Действующее законодательство не предусматривает каких-либо запретов или ограничений по признаку супружеского статуса или пола при реализации программ суррогатного материнства.

Закон не запрещает регистрацию детей, родившихся у одиноких женщин и мужчин с помощью вспомогательных репродуктивных технологий, включая и суррогатное материнство, а только регулирует порядок регистрации детей, родившихся вследствие реализации программы суррогатного материнства у лиц, состоящих в браке (п. 4, ст. 51 СК РФ), устанавливая в качестве единственного условия такой регистрации получение предварительного согласия суррогатной матери.

Ссылки на п. 7 приказа Минздрава РФ от 26.02.2003 года № 67 «О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия» несостоятельны, так как первый абзац упомянутого пункта прямо указывает на то, что правовые аспекты суррогатного материнства определены иными нормами действующего законодательства, то есть данный документ не регулирует никакие правовые вопросы, связанные с суррогатным материнством.

Судебные прецеденты

Дело Натальи Горской

Ответ на вопрос, могут или нет одинокие люди воспользоваться услугами суррогатных матерей для продолжения рода, дала судебная практика. В своём ставшем прецедентным решении по делу Натальи Горской Калининский районный суд С.-Петербурга указал, что, в соответствии со ст. 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, одинокая женщина имеет равные с женщинами, состоящими в браке, права на реализацию функции материнства.

Судом было установлено, что в иных нормах, касающихся здравоохранения и планирования семьи, отсутствуют какие-либо запреты или ограничения относительно возможности для женщины, не состоящей в браке, реализовать себя как мать.

Суд указал, что пункт 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ предусматривает только частный, один из нескольких возможных случаев - случай регистрации рождения ребёнка, родившегося в результате реализации программы суррогатного материнства для лиц, состоящих в браке, отметив, что органы ЗАГС ошибочно применяют данную частную норму (п. 4 ст. 51 СК РФ) как общую, делая из неё вывод о невозможности участия в программе суррогатного материнства для женщины, не состоящей в зарегистрированном браке. Суд отметил, что такое истолкование законодательства нарушает права граждан, установленные ст. 38, 45, 55 действующей Конституции Российской Федерации.

Суд указал на то, что заявление суррогатной матери лишь подтверждает, что она сама не претендует на то, чтобы быть зарегистрированной матерью ребёнка, рождённого в результате программы суррогатного материнства. К гарантии прав суррогатной матери и сводится абзац 2 п. 4 ст. 51 Семейного кодекса.

Суд посчитал отказ органов ЗАГС в регистрации рождения ребёнка у заявителя в результате применения суррогатного материнства по правилам, установленным для регистрации рождения детей у одиноких матерей, не соответствующим приведённым выше нормам закона и подлежащим отмене. Горская стала первой российской женщиной, отстоявшей своё право на материнство через суд .

В ноябре 2009 года аналогичное решение по идентичному делу вынес в Москве Кунцевский районный суд. Московский суд вслед за петербургским указал, что «одинокая женщина имеет равные с женщинами, состоящими в браке, права на реализацию функции материнства».

После публикации в средствах массовой информации этих прецедентных судебных решений, российские ЗАГСы начали регистрировать детей одиноких женщин, не дожидаясь судебных решений. Так, 13 января 2010 года отдел ЗАГС Великого Новгорода в день обращения зарегистрировал «суррогатного» ребёнка, родившегося у не состоящей в браке жительницы Новгородской области.

Дело Натальи Климовой

Однако сложности при регистрации «суррогатных» детей у одиноких женщин по-прежнему сохраняются. Если речь идёт о необычных репродуктивных программах (посмертная репродукция, сочетание суррогатного материнства с донорскими программами и пр.), трудности увеличиваются в геометрической прогрессии.

Впоследствии российскими судами были приняты ещё несколько фактически идентичных решений по аналогичным делам с участием «одиноких» родителей, как женщин, так и мужчин, например, решение Смольнинского районного суда г. С.-Петербурга по иску одинокого петербуржца , которому оЗАГС отказал в регистрации его «суррогатной» двойни.

Основанием для отказа также послужило семейное положение заявителя, а именно то, что он не состоял и не состоит в зарегистрированном браке. Ссылаясь на ч. 3 ст. 19 Конституции РФ, суд указал, что «действующее законодательство исходит из равенства прав женщин и мужчин. Не является исключением и право одиноких мужчин на рождение детей, создание семьи, в которую будут входить только дети и их отец». Суд однозначно установил, что «действующее законодательство не содержит запрета на регистрацию рождения ребёнка, рождённого в результате имплантации эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, одинокой матерью или отцом данного ребёнка». Суд констатировал, что отказ в регистрации рождения ребёнка не основан на законе и нарушает права и законные интересы не только истца, но и его новорожденных детей.

Учитывая, что «действующее законодательство не регулирует вопрос установления отцовства и регистрации рождения детей, не имеющих матери, а имеющих только отца», суд счёл необходимым «использовать нормы действующего семейного законодательства по аналогии», особо указав на то, что, как сказано в решении суда, «отсутствие правовых норм не может являться основанием для умаления и нарушения прав и законных интересов детей и их отца». Отказ Отдела регистрации актов гражданского состояния в регистрации рождения первой в С.-Петербурге «суррогатной» двойни, родившейся у одинокого отца, был признан судом незаконным

Российский закон не оговаривает ситуацию, которая может возникнуть в случае развода или смерти биологических родителей до рождения ребёнка.

Родители в любом случае должны быть вписаны в свидетельство о рождении своего «суррогатного» ребёнка. Вопрос о том, кто из родителей будет его воспитывать, должен решаться предусмотренным п. 2 ст. 66 Семейного Кодекса РФ соглашением об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребёнка, или же в судебном порядке с участием органов опеки и попечительства.

Несмотря на то, что по Семейному Кодексу РФ (п. 4 ст. 51) заказчики могут быть записаны родителями ребёнка лишь с согласия женщины, его родившей, случаев отказа суррогатной матерью подписать такое согласие не было. Отозвать своё согласие после регистрации ребёнка суррогатная мать уже не вправе.

Самым известным отцом «одиночкой» в России является эстрадный певец Филипп Киркоров. 26 ноября 2011 года у него при помощи суррогатной матери родилась дочь Алла-Виктория. а также сын Мартин-Кристин, родился 29 июня 2012 года

См. также

Примечания

  1. Рекомендации ВОЗ: терминология ВРТ . Журнал «Проблемы Репродукции» . Издательство «Медиа Сфера». Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 18 мая 2011.
  2. Федеральный закон №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (глава 6, статья 55, пункт 10) - http://base.garant.ru/12191967/6/#160
  3. Ю. А. Дронова . Что нужно знать о суррогатном материнстве, 2007
  4. П. Цветкова, О. Родина . Звёзды - за суррогатное материнство!
  5. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Официальный сайт Московского Патриархата, 12 сентября 2005.
  6. Соколова Н. А. // Демография.ру, 07.07.2011.
  7. Суррогатное материнство закрепили на уровне закона
  8. Калининский районный суд г. С.-Петербурга, решение от 05 августа 2009 г. по гражданскому делу № 2-4104, судья Корчагина А. Ю.
  9. Свитнев К. Н. ВРТ и право на материнство . / Медицинское право. - 2010. № 3 (31). - С. 5-9.
  10. Кунцевский районный суд г. Москвы, решение от 03 ноября 2009 года по гражданскому делу № 2-3853/09, судья Макарова М. Э.
  11. Росюрконсалтинг - Новости
  12. Смольнинский районный суд г. С.-Петербурга, решение от 06 октября 2010 г. по гражданскому делу № 2-3927/10, судья Матусяк Т. П.
  13. Елена Новосёлова . Весь я не умру // «Российская газета» - 6 октября 2010
  14. Бабушкинский районный суд г. Москвы, решение от 04 августа 2010 г. по гражданскому делу № 2-2745/10, судья Мартыненко А. А.
  15. Свитнев К. Н. Вспомогательные репродуктивные технологии: Правовые коллизии / Правовые вопросы в здравоохранении. 2011. № 5. С. 52-59.
  16. Смольнинский районный суд г. С.-Петербурга, решение от 04 марта 2011 г. по гражданскому делу № 2-1601/11, судья Матусяк Т. П.
  17. Елена Новосёлова . Одинокий петербуржец стал отцом «суррогатной» двойни // «Российская газета». - 22 марта 2011

Литература

  • С. В. Лебедев Что такое суррогатное материнство .
  • С. В. Лебедев Правовые комментарии к законодательству по вопросам сурматеринства .
  • О. А. Пересада, А. В. Лебедько Вспомогательные репродуктивные технологии: этические и юридические проблемы // Журнал «Медицинские новости» (Белоруссия) . - 2005. - № 6.
  • К. Н. Свитнев Суррогатное материнство: проблемы правового регулирования и правоприменения. (Русский) // Журнал «Правовые вопросы в здравоохранении» . - 2011. - № 9. - С. 52-61.
  • Соколова Н. А. Суррогатное материнство в новом законопроекте об охране здоровья: «зеленый свет» торговле детьми // Демография.ру, 07.07.2011.
  • Иваева Э. А. Суррогатное материнство: правовое и нравственное измерение проблемы. (Русский) // Журнал «Медицинское право» . - 2008. - № 3.


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»