Идеи свободного воспитания Жан Жака Руссо (Эмиль, или О воспитании). Руссо «Эмиль, или О воспитании» – анализ

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

УДК-37.017 + 821.133 . 1 ББК Ш5(418)-4

Л. В. Штылева

Мурманск

КОНЦЕПЦИЯ ПОЛОРОЛЕВОГО ВОСПИТАНИЯ В РОМАНЕ Ж.-Ж. РУССО «ЭМИЛЬ, ИЛИ О ВОСПИТАНИИ»

ГСНТИ 14.09.95 Код ВАК 13.00.01 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: концепция; методология; пол; роль; эссенциализм; полоролевое воспитание; обучение; межполовые различия.

АННОТАЦИЯ. Рассматривается мысль о взаимодействии пола и сознания, которая стала одной из ключевых идей в этическом мышлении западных философов XYIII в. Идею зависимости морали от пола Ж.-Ж. Руссо положил в основу педагогической теории воспитания мальчиков и девочек. В философско-педагогическом трактате «Эмиль, или О воспитании» он подробно описал процесс формирования идеального гражданина - мужчины и зависимой от него покорной спутницы - женщины. Концепция воспитания полов Ж.-Ж. Руссо на столетия определила многие аспекты идеологии образования и воспитания полов в большинстве европейских стран, в том числе и в России.

CONCEPTION OF SEX-ROLES-DEPENDENT UPBRINGING IN J.J. RUSSO’S NOVEL“EMILE, OR ON EDUCATING”

KEY WORDS: conception; methodology; sex; role; essentialism; sex-roles-dependent; upbringing; educating; intersexual differences.

ABSTRACT. The thought of interaction of sex and consciousness became one of the key ideas in ethical thinking of the Western philosophers of the 18th century. J.J. Russo took the idea of moral dependency on sex as the basis of the pedagogical theory of boys’ and girls’ upbringing. In his philosophical and pedagogical treatise “Emile, or On educating”, he described in detail the process of forming of an ideal citizen - a Man and his submissive companion, a Woman. J.J. Russo’s conception of gender upbringing has defined many aspects of the ideology of gender upbringing and educating in most of the European countries including Russia.

Нормативная модель воспитания юноши и девушки, описанная в романе Жан-Жака Руссо «Эмиль, или О воспитании» - первая наиболее завершенная концепция воспитания полов в истории педагогики. Общеизвестно, что философско-педагогический труд Руссо был высоко оценен современниками и оказал большое влияние на развитие общественной и педагогической мысли как в Европе,

© Штылева Л. В., 2011

так и в России. По оценкам современной немецкой исследовательницы Ве-рены Эрик - Хефели: «В России распространение идей Руссо определялось двумя факторами: во-первых, за счет непосредственного влияния западноевропейского Просвещения на русскую культуру и, во-вторых, за счет последующего влияния на нее немецкого романтизма и идеалистической философии. В результате этих влияний дис-

курс о полах, инициированный Руссо, наложил отпечаток на русскую литературу XIX в., а вследствие этого и русский менталитет в целом, и это при том, что в феодально-патриархальной структуре русского общества того времени, собственно говоря, отсутствовало то самое «третье сословие» (буржуа, граждан, бюргеров, мещан), которое в Западной Европе служило носителем и пропагандистом этого дискурса. С другой стороны, представления Руссо о «женской природе» соответствовали религиозным, таким как концепт Софии - женственной божественной мудрости. Вне сомнения, полоролевые представления, существующие сегодня в России, в значительной степени опираются на культурные конструкты XIX в., и это несмотря на глубинные изменения, привнесенные советской эпохой» .

Отмеченные закономерности подчеркивают актуальность педагогического анализа методологических основ теории полоролевого воспитания для понимания сущности и прогнозирования результатов повсеместно используемого в современном образовании полоролевого подхода . Текст Руссо интересен тем, что в нем последовательно разрабатываются и взаимодействуют три блока идей:

Утверждения о «природе» женщины и мужчины, из которых делается вывод об изначальной подчиненности женщины мужчине;

Обоснование диаметрально противоположных по своим характеристикам буржуазных стандартов женской и мужской ролей;

А) Социально-теоретические основы концепции воспитания

полов. Приступая к обсуждению организации «рода и пола», Руссо вполне определенно обозначает методологические идеи, на которых строится его теория различий в воспитании мальчиков и девочек.

Базовая стратегия Руссо - обоснование различий в воспитании мальчиков и девочек через трактовку значений и смыслов природных межполовых различий. Таким образом, ключевым становится ответ на вопрос о сходстве и различиях между полами, что на самом деле в XVIII в. означало: «В какой мере женщина является существом рода „человек“»?

Угол зрения Руссо определяют идеи психофизиологического монизма (биодетерминизма в современных понятиях) и модного в то время веяния «новой антропологии», согласно которым телесная конструкция человека определяет его духовно-моральное (личностное) развитие . Только в рамках такого понимания «человека в целом» могло развиваться убеждение о двух полярно противопоставленных полах, которое Руссо со всей последовательностью формулирует в начале пятой книги. (Примерно через 150 лет З. Фрейд отразит эту идею в лаконичной цитате: «Анатомия - это судьба»).

Руссо не может отрицать общечеловеческую природу мужчины и женщины, поэтому «во всем, что не касается пола», женщину и мужчину он уподобляет двум одинаковым «машинам», которые различаются между собой «только по размерам действий», из чего следует, что различия между мужчиной и женщиной - это суть «половые различия». Под «половой принадлежностью» Руссо имеет в виду человеческую сексуальность и репродукцию. По его мнению, в отличие от мужчины, который «играет роль самца лишь в определенные моменты», женщина «является самкой в течение всей своей жизни», «все ее существование, ее конституция, не исключая и ее духа, темперамента и характера, определяются ее половыми функциями». В итоге, сводя женскую сущность к сексуальности (полу), Руссо противопоставляет женщину и мужчину как два

принципиально различных человеческих вида, не имеющих ничего общего, начиная с различий в еде и заканчивая различиями в морали. При этом он неоднократно подчеркивает, что спор о преимуществах одного пола или равенстве полов лишен смысла, ибо: «При единении полов они равно содействуют общей цели, но не одинаковым способом», из чего следует, что каждому полу соответствует предначертанная роль, которой он должен соответствовать. На этой основе Руссо выстраивает всю систему принципов и идей воспитания полов, включая и наиболее щепетильный компонент - сексуальное просвещение.

Дифференциация характеристик женского и мужского пола в теории Руссо связана с процессом разделения сфер трудовой деятельности и семейной жизни, который сопровождает становление нового общественного порядка (буржуазного) в условиях промышленного переворота. Женщина рассматривается как гарант малодетной буржуазной семьи - зародышевой клетки буржуазного общества. Ее роль увязывается со спецификой женской репродуктивности: рождением и вскармливанием детей, уходом за ними и другими членами семьи, заботой о муже и ведением домашнего хозяйства. Ключевые характеристики женской роли, которая исполняется исключительно в интерьерах частной жизни буржуазного дома, по мысли Руссо, - зависимость, подчиненность, покорность воле отца или мужа. Создание модели нежной, самоотверженной, внешне привлекательной женственности отвечало настроениям молодой буржуазии.

Мужская роль в романе «Эмиль» задумана и описана, как идеал совершенного человека, задача которого состоит в раскрытии своих способностей в процессе познания мира, в достижении автономии рассудка, обеспечении внешних связей между семьей и обществом, государством. Она связана с добыванием средств для жизнеобеспечения женщины (жены) и детей, но, в отличие от женской роли, мужская предполагает большую свободу действий и

самовыражения индивида, известную степень независимости, мобильности, право подчинять себе жизнь женщины и др.

Руссо провозглашает основополагающими и природой обусловленными следующие принципы:

Естественных различий и неравенства полов в физическом, интеллектуальном и моральном аспектах;

Естественного порядка подчинения женщины мужчине;

Противопоставления женщины и мужчины как двух принципиально различных человеческих видов,

и делает вывод: «Если доказано, что мужчина и женщина не являются и не должны являться одинаково организованными ни по характеру, ни по темпераменту, отсюда следует, что они не должны получать и одинакового вос-питания». На основе указанных принципов Руссо разработал полоролевую теорию воспитания, основная идея которой состоит в том, что каждый пол должен воспитываться в соответствии со своей ролью и своим «природным» положением.

в) «Нормативная женствен-

ность» и «нормативная мужественность»^ романе Ж.-Ж. Руссо

«Эмиль, или О воспитании». Представления автора о воспитании «истинного мужчины» из Эмиля и «истинной женщины» из Софи выражаются, прежде всего, в описании целей.

Цель воспитания девочки - подготовка к самоотречению и служению мужчине (мужу) в рамках супружеских отношений и материнских обязанностей, воспитание стремления нравиться мужчине, подчиняться его воле и зависеть от его расположения.

Все воспитание женщин, по мнению Руссо, должно иметь отношение к мужчинам. «Нравиться этим последним, быть им полезными, снискивать их любовь к себе и почтение, воспитывать их в молодости, заботиться о них, когда вырастут, давать им советы, утешать, делать их жизнь приятною и сладкою - вот обязанности женщины во все времена, вот чему нужно научить их с дет-ства».

Цель воспитания мальчика -

самодостаточная сильная личность, способная познавать и изменять окружающий мир, действовать на основе осознанного и рационального выбора. Поэтому определяющими мужского сознания, по мнению Руссо, должны быть мораль и право, соответствующие «природе» мужской сущности. (Женщине же Руссо отказывает в способности подниматься до соблюдения принципов и моральных норм, из чего следует ее личностная, социальная и юридическая несостоятельность как субъекта отношений.) Основой непоколебимого самоуважения Эмиля и его творческой энергии является то обстоятельство его воспитания, что он может свободно развивать свои интересы и учиться на собственном опыте находить свое место в изменяющемся мире. (Софи отказано и в том, и в другом.)

Примечательно, что теоретическая модель «мужского воспитания» Руссо содержит требование выработки нормы психической и физической твердости. Самодостаточность - принцип взросления Эмиля. Для этого у взрослеющего юноши не должно быть эмоционально близкого окружения: друзей и семьи. В романе Руссо с удовлетворением отмечает, что для Эмиля в 15 лет «...его сестра имела такую же ценность, как часы, а друг - как его собака», поскольку он был всегда один, самодостаточен и этим счастлив. По задумке автора, Эмиль не должен быть связан какими-либо духовно и эмоционально окрашенными отношениями ни с кем, кроме своего наставника, пока не встретит «женщину своей жизни» (Софию). Тем самым концептуализируется, как норма «мужского воспитания», воспитание социально-психологической некомпетентности мужчин в межпо-ловых и в целом межличностных отношениях, дефицит эмоциональности. Эта норма и сегодня присутствует в каноне маскулинности, порождает многочисленные проблемы, не отвечает современным требованиям эффективных межличностных коммуникаций, предполагающих развитую рефлексию, психологическую сензитивность и способность индивида к сопереживанию.

Сравнивая нормативные модели женственности и мужественности, описанные Руссо, нельзя не заметить их разделенность и противопоставленность как двух диаметрально противоположных человеческих видов, когда все, что считается достоинством для одного пола, имеет прямо противоположное значение для другого. Результат воспитания двух полов, которые, как оказалось, живут в одном мире, но растут врозь, предопределяется содержанием и методами социализации мальчиков и девочек как представителей «двух разных миров».

С) Различия в содержании образования девочек и мальчиков. Поскольку фетишем Нового времени являлся «разум», постольку различия между полами в способности «рационально мыслить» являлись, в понимании автора романа, ключевыми для определения программы образования мальчиков и девочек.

Различия в содержании образования определяются, по мнению Руссо, различиями в природных способностях мальчиков и девочек к постижению наук, а также теми сферами жизни, которые являются природосообразными для мужчин и женщин. Руссо прямо указывает, что следует «.без всякого зазрения совести давать женщинам женское воспитание; пусть они полюбят заботы, свойственные их полу, пусть будут скромны, пусть умеют смотреть за хозяйством, быть занятыми в своем доме», тем более, по его мнению: «Исследование абстрактных и умозрительных истин, исследование принципов и аксиом науки, всего того, что стремится к обобщению идей, не под силу женщинам: все их занятия должны относиться к практической сфере; их дело - применять принципы, которые открыл мужчина, и производить наблюдения, которые приводят мужчину к установлению этих принци-пов». На примере Софи иллюстрируются ожидаемые результаты «правильного женского образования»: «Предмет, который Софи лучше всего знает и которому заботливее всего ее обучали, это свойственные ее полу работы, как, например, шитье и кройка

платьев. Нет ни одной швейной работы, с которой она не была бы знакома и которой не занималась бы с удовольствием; но всякой другой работе она предпочитает плетение кружев, потому что ни одна работа не придает такой приятной позы, ни в одной пальцы не упражняются с такой грацией и легкостью. Она научилась так- же всем тонкостям хозяйства. Она хорошо знакома с кухней и кладовой, знает цену припасов, понимает в них толк, умеет хорошо вести счеты - она вроде дворецкой при матери. Созданная для того, чтобы со временем самой быть матерью семейства, она, управляя родительским домом, учится управлять своим; она может заменить при случае прислугу и охотно это делает» .

К содержанию женского образования Руссо относит так же: «развитие милых талантов» в виде умения петь, танцевать, рисовать, чтобы «иметь возможность делать домашнюю атмосферу приятной для мужа», но с условием, что «ни в коем случае это не должно становиться настоящим занятием искусством; ей не нужны ни учитель, ни ноты при занятиях музыкой, ибо: «Достоинство ее (женщины) в том, чтобы быть неизвестною, слава ее в уважении мужа, удовольствие ее - в счастье семейства. <...> ... Всякая ученая дева будет оставаться девой всю жизнь, если на земле будут разумные только мужчины». Ограничение доступа к естественным наукам Руссо объясняет природной спецификой женского ума, который не способен к абстракции, обобщению, пониманию принципов, следовательно, «точные науки» и «физические опыты», с которыми свободно знакомится Эмиль, для Софи находятся под запретом.

На самом деле это означает существенные различия в образовании мальчиков и девочек. Даже от обучения девочек чтению Руссо (подобно многим авторам Средневековья) предлагает воздержаться, дабы дальнейшее знакомство с романами не испортило их стерильную нравственность. Радикальным отсечением от всех областей знаний девушке одновременно отказывают в возможности личностного развития. В отличие от Эмиля, она лишена воз-

можности следовать своей познавательной активности, черпать новые сведения и впечатления хотя бы из книг. «Свет - вот книга для женщин; если они плохо в ней читают - это их вина».

Единственная область знаний, рекомендованная для женского воспитания, - изучение окружающих мужчин до уровня развития интуиции в угадывании их желаний. (В результате уже в XIX в. психологи и толкователи половых различий в качестве полоспецифической черты, присущей всем женщинам, стали отмечать особую интуицию и способность тонко чувствовать нюансы человеческих отношений.)

Таким образом, в рамках концепции воспитания полов Руссо выступает противником всестороннего развития женщин через образование, т. е. противником женской эмансипации.

В отличие от девочек, содержание образования юношей, судя по тексту романа, включает знакомство с астрономией, географией и топографией, физикой, математикой, историей, музыкой и живописью, основами материаловедения, торговли и ремесла. Кроме того, юноша обучается искусству полемики, умению наблюдать, самостоятельно мыслить и делать выводы. В программу образования молодого человека входит обучение верховой езде, рисованию, игре на музыкальном инструменте и пению, столярному делу и др. И все это для того, чтобы сделать его способным познавать мир, быть независимым от мнения «света», иметь обо всем свое суждение и самому управлять своей жизнью, иметь представление о государственном устройстве и своем месте в нем.

Вполне предсказуем итог поляризованной полоролевой «педагогики» - неравный уровень развития интеллекта, готовность к самостоятельной жизни девочек и мальчиков. У девочек в результате «воспитания по системе Руссо» формируется «выученная беспомощность», чувство страха и бессилия в отношении всего, что находится за порогом родительского дома.

Д) Свободное воспитание и

насилие ограничений: дуализм

МЕТОДОВ В воспитании полов. Революционный метод воспитания, который Руссо пропагандирует на протяжении всего романа - свободное воспитание, основанное на доверительном взаимодействии педагога и ученика, создании «развивающей» воспитывающей среды. Основной принцип свободного воспитания - природосооб-разность. Но принцип свободного воспитания, по мнению Руссо, применим только к воспитанию мужской природы. Исходя из аксиомы диаметральных различий между полами, методы их воспитания так же диаметрально противоположны друг другу, как «свобода» противоположна «принуждению». В то время как мальчику (Эмилю) позволено скакать как резвому жеребенку, носиться и прыгать, развивая свои силы, физическая активность девочки (Софии) должна находиться под постоянным контролем и гнетом. Все виды ее занятий, движений должны быть направлены на формирование надлежащей осанки и манер, которые бы усилили ее привлекательность, навязанную извне. «Приятная» (на взгляд мужчины) является важнейшим параметром оценки воспитания девочки.

Принципы ограничения и внешнего контроля распространяются на все стороны воспитания: коммуникативность, разум, сексуальность, волю и др.

Эти различия объясняются тем, что, по теории Руссо, общение женщин и мужчин имеет разное назначение и характер: «мужская речь» должна быть скупой и по форме, и по существу, в то время как цель женской коммуникации - привлечь внимание, доставить удовольствие другому, занять время, поэтому она характеризуется как «милая болтовня». Речь женщины оценивается им как «смазка» в отношениях, как комплименты, содержание которых не так уж и важно. Это противопоставление развивается в тезис: «Мужчина говорит о том, что знает, а женщина о том, что нравится окружающим».

В романе описана «методика» отработки навыков полоспецифической коммуникации женщин, которую сегодня мы назвали бы тренингом комплиментов (игра, по правилам которой ав-

тор предлагает девочкам сказать каждому из присутствующих то, что ему было бы приятно и, кроме того, является правдой). Таким образом, девочкам навязывается отказ от полноценного диалога и замена его имитацией общения. Практически накладывается запрет на подлинное личностное самовыражение и межсубъектность, которые во все времена имеют огромное значение для самореализации личности и налаживания эффективной коммуникации с окружающими.

Отказ от субъектности касается не только учения, знания, мышления, но и самопознания. «Быть воспринятой и признанной как «центр собственной активности», эта важная предпосылка аутентичного чувства самобытия, главная составляющая плана воспитания Эмиля, для нее (Софи) не предусмотрена» . По убеждению Руссо, девочка никогда не должна быть предоставлена сама себе, она нуждается в постоянном контроле ее жизни со стороны и постоянной занятости при- том не тем, чем бы ей хотелось заняться, а тем, что ей поручено. Стратегическая цель и методическое условие одновременно - «Девочка должна всегда подчиняться чужой воле».

В качестве сильного методического приема, направленного на «дрессировку» у девочек потребности в самоотречении и постоянной готовности обслуживать потребности других людей, Руссо рекомендует систему директивных перерывов в занятиях девочек, немотивированной (для них) смены поручений, которая намеренно не учитывает чувств и желаний самих исполнительниц. «Благодаря такой профилактической дрессировке, - уверяет Руссо,- им скоро не будет приходить в голову, что они могли бы сами чего-то хотеть или предпринимать что-то свое; быть нужными для других, быть всегда готовыми помочь - в конце концов, это станет потребностью и будет тогда их «природой» .

Тренировка привычки к принуждению и к послушанию необходима, по мнению Руссо, для воспитания важнейшего качества всех женщин - «мягкости», которую еще называют

«нежностью и кротостью». Кротость, умение терпеливо сносить несправедливость других, которое достигается посредством систематического подавления личности воспитанницы, Руссо тут же объявляет «женской природой». При этом девочке постоянно внушается, что она должна самореализоваться в альтруистических поступках: «Любить свои обязанности, заглушать свои желания и при этом испытывать потребность в самопожертвовании» . Иначе говоря, сверхзадачей воспитания женского пола объявляется задача научить девочку подчиняться с рабской любовью к человеку, пренебрегающему ее потребностями (унижаться и терпеть). (Подобные методы воспитания трудно назвать гуманными, но, если судить по поведению большинства современных российских женщин, эксперимент удался.)

Что касается мальчиков, по Руссо, напротив, не рекомендуется их унижать, поскольку «мужская природа», по убеждению автора, не создана для унижения, а подавление порождает в мужчинах ненависть.

В воспитании мальчика Руссо лишь проводит различия между желаниями, потребностями и «фантазиями». Только фантазии рекомендуется оставлять без внимания, но желания и потребности исполнять незамедлительно.

Иными словами, принципиальные различия в методах обучения мальчиков и девочек состоят в том, что:

Мальчиков надлежит поощрять к исследованию, размышлению, самостоятельным открытиям правил окружающего мира, таким образом всячески способствовать развитию их познавательных, креативных способностей и воли, повышать их самооценку;

Девочек, напротив, надлежит приучать к подчинению правилам и истинам, которые в готовом виде преподносятся им другими значимыми людьми и прежде всего отцом и мужем. Руссо прямо указывает на то, что девочек нельзя учить думать, учить учиться, их необходимо полностью лишить матрицы будущей творческой деятельности.

Подведем итог:

1. Ж.-Ж. Руссо, с одной стороны, выступал глашатаем мощных культурно-исторических веяний своего времени, сформулировал либеральную идею естественного воспитания, сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей, которая легла в основу теории «свободного воспитания». С другой стороны, концепт «естественного» воспитания применительно к категории пола трактовался им, исходя из идей, характерных для общественного сознания и науки того времени, и в результате оказался анд-роцентричным, гендерно поляризованным проектом, основанным на идеях биологического эссенциализма.

2. Очевидно, что воспитание женщин и мужчин в концепции Руссо конструировалось как воспитание двух неравноценных и неравных субъектов, одному из которых (мужчине) предписано право управлять жизнью другого (женщины). Сферы жизни и самореализации женщин и мужчин не только очерчены границами «домашняя» и «весь мир», но противопоставлены друг другу и символическим образом обозначены как неравноценные. Руссо игнорировал вопрос об исторических предпосылках материальной зависимости женщин, связи этой проблемы с экономическим порядком, разделением сфер труда в семье и буржуазном обществе, провозгласил сложившийся порядок «богоданным», т. е. естественным, и, следовательно, роль мужчины как главы семьи также получила статус естественного (природного) порядка вещей.

3. В пятой книге романа Руссо легитимировал педагогическую модель полоролевого воспитания, исходя из идеологии врожденных различий и неравенства полов в физической, моральной и интеллектуальной сферах. Фундаментальные различия закреплены им в целях, содержании и методах воспитания мальчиков и девочек.

4. Из «богоданности» различий между полами Руссо сделал вывод о «богоданности» различий в ролях мужчин и женщин в семье и обществе. Таким образом, «следование природе в воспитании», подразумевающее сохранение и усиление различий между полами через обучение мальчиков и девочек «подобающих их полу» ролям, противопоставление сфер и целей самореализации, выстраивание иерархии межполовых отношений - вот в чем суть концепта полоролевого воспитания, разработанного Ж.-Ж. Руссо.

5. Педагогическая система «естественного» полоролевого воспитания Ж.-Ж.Руссо ориентирована на:

Усиление различий и неравенства между полами в духовно-ценностной сфере: «Совершенный

мужчина и совершенная женщина ЛИТЕРАТУРА

должны так же мало быть сходными духом, как они мало схожи своим обликом»;

Противопоставление сфер жизни (самореализации) и интересов: «Чем больше разделены жизни женщины и мужчины, тем лучше для них обоих». Даже сближение и смешение женщин и мужчин в обществе представлялось Руссо свидетельством упадка, не говоря уже об идеях равенства полов;

Стереотипизацию полоролевого поведения: формирование взаимоисключающего набора психологических и моральных характеристик женственности и мужественности, при которых то, что для женщины является добродетелью, для мужчины - недостатком, и наоборот.

1. ВЕРЕНА ЭРИК-ХЕФЕЛИ. К вопросу о становлении концепции женственности в буржуазном обществе 18 в. // Пол. Гендер. Культура: немецкие и русские исследования: в 3 т. : пер. с нем. М. : РГГУ, 1999. Т. 1.

2. РУССО Ж.-Ж. Педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Г. Н. Джибладзе; сост.

А. Н. Джуринский. М. : Педагогика, 1981. Т. 1: Эмиль, или О воспитании..

МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Реферат по истории педагогики на тему:

« Анализ педагогических взглядов
Жан-Жака Руссо
в произведении
«Эмиль или о Воспитании»

студентки 302-Ф группы

Черновой Галины Владимировны

Москва – 1998

I . Введение.

Реферат о педагогических взглядах Ж.Ж.Руссо мне бы хотелось начать с краткого экскурса в историю, т.к. я считаю важным влияние среды и исторической ситуации на формирование педагогических взглядов.

Капиталистический строй складывается во Франции еще задолго до буржуазной революции 1789-1794 годов. В стране, в основном аграрной, во второй половине XVIII века широко распространилась капиталистическая мануфактура. Но феодальные отношения сильно препятствовали развитию капитализма. Народное движение, направленное против феодального строя, оказало большое влияние на весь ход политической жизни XVIII века. В этот период оживляется борьба писателей и ученых, выразителей буржуазной идеологии, против феодальных порядков. В своих сочинениях они громили феодальное мировоззрение, разбивали официальные религии (некоторые просветители были атеистами) задолго до наступления революции. В 50-80-х годах XVIII века, в предреволюционные годы, их выступления приобрели особенно острый характер.

Французские просветители резко критиковали религию как оплот феодализма, феодальный строй и феодальную идеологию. Они отстаивали, исходя из позиций Локка, договорную теорию происхождения государства (Руссо, Дидро и др.) и доказывали, что в своем «естественном состоянии» человек всегда имел «естественное право» на свободу, равенство и братство. Они ждали наступления новой эры, царства разума.

Выдающееся место среди французских просветителей занимали Жан-Жак Руссо и философы материалисты.

II . Краткая биография.

Родился Руссо в 1712 году в Женеве, в семье ремесленника-часовщика, и не получил систематического образования, еще ребенком был отдан в ученье граверу, но бежал, не выдержав побоев и холода. Так начинается его скитальческая жизнь. Много раз он пересекал Францию и Швейцарию, перепробует много профессий. Сложившимся человеком возвращается в Париж, знакомится с лучшими представителями новой буржуазной интеллигенции, публицистами и философами.

III . Творчество Ж.Ж.Руссо

В 1749 году участвовал в конкурсе сочинении на тему: «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?»

Затем в 1754 г. пишет вторую свою работу «О происхождении неравенства между людьми» , потом – в 1762 г. – «Общественный договор». В этих работах Руссо противопоставляет цивилизованному обществу общество в «естественном состоянии», он бичует тиранию, гнет эксплуататоров, и, развивая договорную теорию Локка, доказывает, что власть, не отвечающая интересам народа, не законна; она нарушила первоначальный договор, по которому люди добровольно передали часть своих прав выбранным властям, которые должны были служить народу. Отсюда следует вывод: если власти не удовлетворяют требованиям, то их следует сменить.

IV . Педагогические работы Ж.Ж.Руссо

Одно из первых педагогических сочинений – «Трактат о воспитании господина де Сент-Мари» . Педагогическая тематика нашла отражение и в последнем сочинении – «Прогулки одинокого мечтателя» , - которое Жан-Жак Руссо не успел закончить. Роман «Юлия или Новая Элоиза» рассказывает о семейном воспитании. Работы «Рассуждение о науках и искусствах», «Замечания на опровержение Станислава», «Предисловие к Нарциссу», «Письма о морали», «О нравах» демонстрируют взгляды Руссо на нравственные основы воспитания. В «Исповеди» , «Прогулках одинокого мечтателя», «Эмиле» он изображает особенности детства.

V .Анализ романа «Эмиль или о Воспитании»

Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя :Природа, Люди и Предметы . Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нем высоко развиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма. В качестве примера подобного человека Руссо приводит лакедемонянина Педарета, который пожелал стать членом совета трехсот, и когда ему отказали в этом, он обрадовался, что в Спарте оказалось триста человек, лучших, чем он.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Каждому возрастному периоду должны соответствовать особые формы воспитания и обучения . Воспитание должно носить трудовой характер и способствовать максимальному развитию самостоятельности и инициативы учащихся. Интеллектуальному воспитанию должно предшествовать и сопутствовать упражнение физических сил и органов чувств воспитанников. В своем романе Руссо дает периодизацию , деля жизнь ребенка на четыре этапа :

1 – от рождения до двух лет . Это период физического воспитания. Воспитатели ребенка мать и отец.

2 период – детский возраст от 2 до 12 лет;

3 период – отроческий возраст от 12 до 15 лет;

4 период – юношеский возраст от 15 до 18 лет.

В первой книге своего романа «Эмиль или о Воспитании» Жан-Жак Руссо рассказывает о первом периоде жизни ребенка. Руссо говорит: «Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием». Руссо считает, что нельзя в воспитании опираться только на чувства, иначе человек не будет знать, чего он хочет.

«Чтобы быть чем-нибудь, чтобы быть самим собой и всегда единым, нужно действовать, как говоришь, нужно быть всегда готовым на решение, которое должно принять, нужно принимать смело и следовать ему постоянно».

В этой главе также говорится о том, что нельзя ребенка сковывать после рождения пеленками, ребенок должен лежать свободно. Руссо призывает людей: «Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе». Он считает, что ребенка необходимо закаливать, не нужны ребенку никакие врачи и лекарства. Самый главный враг – гигиена. В этом возрасте необходимо приучать к темноте, одиночеству, незнакомым предметам, но у ребенка не должно быть никакого режима, только естественные потребности. «Слишком точное распределение пищи и сна делает то и другое необходимым по истечении каждого промежутка времени: скоро желание начинает являться не из потребности, а из привычки, или, лучше сказать, привычка начинает новую потребность к потребности природной – вот это и следует предупреждать». Не нужно, по мнению Руссо, и форсирование, стимулирование речи.

Итак, в этом возрасте упор делается на физическое развитие детей, а главные воспитатели мать и отец.

Это общество порочно, а изменение его Руссо видит в перевоспитании детей, в том, что родители должны заниматься своими детьми. «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг – этот один шаг вновь все соединит. Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа. Таким образом, исправление одного этого недостатка скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только женщины снова станут матерями – и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями».

Но тут же Руссо показывает, что если женщина захочет выполнять свои материнские обязанности и будет кормить ребенка сама, то общество будет настроено против нее и ее мужа.

В этой же главе автор пишет о том, что отцы должны выполнять три задачи, он должен дать: «человечеству – человека, обществу – общественных людей, государству – государственных граждан». Если по каким-либо причинам одна из задач не выполняется, то мужчина не имеет права быть отцом.

Воспитателем ребенка должен быть молодой человек, для того, чтобы стать для ребенка наставником и другом. Ребенок с рождения имеет воспитателя.

В этой главе рассказывается о том, что автор берется за воспитание Эмиля – это идеальный ребенок, также как и автор – идеальный наставник. Эмиль – сирота, поэтому все права и обязанности выполняет наставник. Такую исходную точку дает Руссо для того, чтобы показать действие своей педагогической системы.

Педагогические воззрения французских энциклопедистов.

1. «Энциклопедия».

2. Педагогические идеи Гельвеция.

3. Педагогические идеи Дидро.

4. Мысли Вольтера и Кондильяка о воспитании и образовании.

Это был свод знаний эпохи, имевший просветительский, педагогический смысл и предназначавшийся для воспитания последующих поколений в духе новых идеалов.

Энциклопедисты желали заменить догматическое, оторванное от жизни образование воспитанием нового человека.

На основе идеи о равенстве выходцев из всех слоев они предлагали планы просвещения третьего сословия.

2. Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771) - французский философ-материалист, сыгравший вместе с Руссо, Дидро, Гольбахом и другими просветителями видную роль в идейной подготовке французской буржуазной революции.

Педагогические идеи Гельвеция изложены в его книгах "Об уме" (1758) и "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" (1773).

Гельвеций был сенсуалистом и вслед за Локком категорически отрицал наличие у человека наличие врожденных идей и способностей. Отстаивая мысль о природном равенстве всех людей, он считал, что все способности и дарования человека, его нравственные качества формируются под влиянием среды, в первую очередь общественной. Отсюда у Гельвеция происходила известная переоценка роли воспитания. По его мнению, при благоприятных социальных условиях воспитание может создавать даже гениев.

Гельвеций был последовательным сторонником общественного воспитания, которое, будучи организовано государством, может сформировать из детей патриотов, обеспечив их счастье и благополучие нации.

3. Дени Дидро (1713 - 1784) принадлежал к числу наиболее выдающихся французских философов-материалистов. Как и другие просветители, он высоко ценил роль воспитания в формировании человеческой личности и усовершенствовании социального строя. Однако он не был склонен к таким категорическим утверждениям, как Гельвеций. Дидро признавал наличие у людей природных различий и полагал, что они должны учитываться в процессе воспитания, цель которого - развитие всех дарований. Дидро выступал с резкой критикой существовавшей в то время системы воспитания в традиционных школах, пронизанной духом классицизма и религии, подавлявшей живую мысль учащихся. Он решительно отстаивал идею всеобщности элементарного образования. Общедоступность школ, по его мнению, позволит выявить множество талантов, которые кроются в народе.



Наиболее известные работы:

"Систематическое опровержение книги Гельвеция "Человек" (1773 - 1774) -показывает основные отличия взглядов Дидро на задачи и возможности воспитания;

"План университета для России" (составлен в 1775 году по поручению русской императрицы Екатерины II) - изложено мнение Дидро о структуре народного образования, содержании и методах обучения в различных школах.

4. Вольтер (1694 - 1778), как и Гельвеций, критиковал учение о врожденном характере результатов воспитания, считая, что человек "всецело определяется воспитанием, примерами, правительством, под власть которого он попадает, наконец, случаем, что направляет его либо в сторону добродетели, либо в сторону преступления".

Этьен Кондильяк (1715-1780) полагал, что содержание школьного образования должно следовать "историческому порядку открытий человечества", а школьник должен мысленно пройти тот же путь, который прошло человечество, будучи активным и самостоятельным.

Ж.-Ж. Руссо: краткий биографический очерк, основные педагогические идеи.

1. Краткий биографический очерк.

2. Основные педагогические идеи.

1. Ж.-Ж. Руссо (1712 - 1778) родился в Женеве в семье часовщика. В жизни переменил много разных профессий: был учеником нотариуса, а потом - гравера; служил лакеем и секретарем; домашним воспитателем и учителем музыки. Систематического школьного образования он не получил, немного занимался самообразованием. В 1741 году он поселился в Париже, где познакомился со многими выдающимися людьми того времени. По своим воззрениям близок просветителям типа Д. Дидро.

2. Руссо резко критиковал современное ему воспитание, подавлявшее личность ребенка, не учитывавшее ни возрастных и индивидуальных ocoбенностей детей, ни потребностей жизни, и подверг осуждению многие предрассудки, пороки и социальные несправедливости, порожденные феодальным строем, в своих главных произведениях:

"Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?" (1750);

"Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людь-1

"Общественный договор" (1762);

"Эмиль, или О воспитании" (1762);

"Юлия, или Новая Элоиза" (1761).

Он является основоположником теории естественного, свободного воспитания , сообразного с законами физического, умственного и нравственного развития детей. Важнейшие положения этой теории:

Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания - сохранить и развить природный данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии;]

Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку;

Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель;

Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться;

· ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы;

· чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми - этой задачей следует руководствоваться в учении;

· воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

1. Четыре периода жизни ребенка

2. Руссо о воспитании девочек

1. Основным педагогическим сочинением Руссо является роман-трактат "Эмиль, или О воспитании" , целиком посвященный изложению его взглядов на воспитание.

В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) и воспитатель, выполняющий роль родителей и воспитывающий Эмиля все эти годы вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

В современном Руссо обществе бытовало понимание воспитания как переделывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии и т. п. и превращение его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего "места" в обществе.

Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную средствами природы , с собственными естественными интересами, руководствующуюся в жизни собственными природными способностями.

Разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства.

По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди , но результат в воспитании достигается тогда, когда они не противоречат друг другу:

· природа - природные данные ребенка, которые он имеет от рождения. Это развитие мало поддается влиянию воспитателя, но следует воспитывать ребенка согласно его природе;

Вещи - окружающий мир, от которого ребенок получает много. Ребенок появляется на свет "чувственно восприимчивым" и получает различные впечатления от окружающего; по мере роста у него накапливается все больше знаний, они расширяются и укрепляются;

Люди - родители, воспитатели, учителя. От них зависит основное воспитание. Им предстоит позаботиться о том, чтобы природа человека проявилась наиболее полно.

2 . Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

младенчество - от рождения до 2 лет;

детство - от 2 до 12 лет;

отрочество - от 12 до 15 лет;

юношество - от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Первые годы жизни - это время физического развития, когда ребенок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы нужно укреплять физические силы, закаливать ребенка.

В детском возрасте (от 2 до 12 лет) происходит накопление чувственного опыта, без которого деятельность ума лишена всякого содержания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления разумного возраста ребенок воспринимает "не идеи, но образы"; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Искусство воспитания и состоит в том, чтобы отобрать те предметы, которые он может познать благодаря чувствам, а созданный запас знаний пополнится впоследствии.

В отроческом возрасте (12 - 15 лет) происходит переход от ощущений ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемых предметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в том, что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам. Задача воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения.

Юношеский возраст (от 15 лет): если до этого укреплялось тело Эмиля, развивались его внешние чувства и мозг, то теперь настало время для воспитания его сердца. В это время особое значение для человека имеют чувства. Ребенок по природе расположен к доброте и благожелательно относится к окружающим. Первое его чувство - любовь к себе, а второе - к тем, кто его окружает. Теперь его воспитание имеет в виду развитие морали и религиозности.

3. Эмиль постепенно и естественно приходит сам к познанию Божественного начала, к мысли о Творце мира.

В рассмотрении религии Руссо выступил скептиком, опровергающим догматы церкви, и обличителем неискренности священников, чем и вызвал гнев церкви, расправу над книгой, свое изгнание.

4 . Концепция воспитания девочек раскрыта в пятой книге романа, названной "Софи, или Женщина".

Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и матерью, ей не нужно давать широкого научного образования, но надо заботиться о ее физическом развитии, эстетическом воспитании, приучать к ведению домашнего хозяйства и т.п.

Все хорошо, выходя из рук Творца мира; все вырождается в руках человека. Он заставляет почву питать несвойственные ей произведения, дерево – приносить несвойственные ему плоды. Он идет наперекор климатам, стихиям, временам года. Он уродует свою собаку, лошадь, своего раба. Он все ставит вверх дном, все искажает. Он любит безобразие, уродов, отворачивается от всего естественного, и даже самого человека надо выдрессировать для него, как манежную лошадь, не коверкать на его лад, подобно садовому дереву.

Иначе все пошло бы еще хуже. При настоящем порядке вещей, человек, с самого рождения предоставленный самому себе, был бы самым уродливым существом среди других людей. Предрассудки, авторитет, нужда, пример, все общественные учреждения, охватившие нас, заглушат в нем природу, и ничего не дадут взамен ее. С природой его было бы тоже, что бывает с деревцом, которое случайно вырастает среди дороги и которое прохожие скоро губят, задевая за него и заставляя гнуться на все стороны.

К тебе обращаюсь я, нежная и заботливая мать, сумевшая уклониться от большой дороги, и защитить молодое деревцо от столкновений с людскими мнениями. Лелей и поливай молодое растение, пока оно не завяло; плоды его будут современен твоею отрадою.

Первоначальное воспитание важнее других, и неоспоримо лежит на женщинах: если бы Творец вселенной желал предоставить его мужчинам, он наделил бы их молоком, для кормления детей. Поэтому в трактатах о воспитании надо обращаться преимущественно к женщинам: кроме того, что им сподручнее наблюдать за воспитанием, чем мужчинам, и что они всегда более влияют на него, но и успех дела им гораздо дороже, так как большинство вдов остаются в зависимости от своих детей, и тогда живо чувствуют хорошие и дурные последствия методы воспитания. Законы, которые всегда так много пекутся об имуществе и так мало о людях, потому что имеют целью спокойствие, а не добродетель, не дают достаточно власти матерям. Между тем, на них можно больше положиться, чем на отцов; обязанности их тяжелее; заботы необходимее для семьи. Впрочем, нужно объяснить, какой смысл я придаю слову мать, что и делается ниже.

Мы родимся слабыми, нам нужны силы; мы родимся лишенными всего, нам нужна помощь; мы родимся бессмысленными, нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и в чем нуждаемся впоследствии, дается нам воспитанием.

Это воспитание дается нам или природою, или людьми, или внешними явлениями. Внутреннее развитие наших способностей и органов составляет воспитание природою; уменье пользоваться этим развитием воспитывают в нас люди; а приобретение собственного опыта на основании воспринимаемых впечатлений составляет воспитание внешними явлениями. Следовательно, каждый из нас воспитывается троякого рода учителями. Ученик, в котором различные уроки эти ведут вражду, воспитан дурно и никогда не будет в ладу с самим собою. Тот только, в ком они сходятся и идут к одним общим целям, воспитан хорошо и будет жить последовательно.

Между тем, из этих трех различных воспитаний, воспитание природою вовсе от нас не зависит; а воспитание внешними явлениями зависит только в известной мере. Воспитание людьми – единственное, которое действительно находится в нашей власти; да и тут власть наша сомнительна: кто может надеяться вполне управлять речами и поступками всех людей, окружающих ребенка?

Поэтому, как только воспитание делается искусством, удача его почти невозможна, ибо содействие, необходимое для успеха, не зависит в этом случае от людей. При больших усилиях можно более или менее приблизиться к цели; но для полного достижения ее нужно счастье.

Цель тут природа. Так как содействие трех воспитаний необходимо для совершенства целого, то очевидно, что согласно тому, на которое мы не имеем влияния, надо направлять оба другие. Но, может быть, слово природа имеет слишком неопределенный смысл; нужно попробовать определить его здесь.

Природа, говорят нам, есть не что иное, как привычка. Что это значит? Разве нет привычек, которые приобретаются только благодаря принуждению, и никогда не заглушают природы? Такова, например, привычка растений, которым препятствуют расти прямо. Растение, предоставленное самому себе, сохраняет положение, которое его принудили принять; но растительный сок не переменяет от того своего первоначального направления, и, если растение не перестает жить, продолжение его делается снова вертикальным. То же самое бывает и с людскими наклонностями. Пока мы остаемся в одном положении, мы можем сохранять наклонности, явившиеся вследствие привычки и вовсе несвойственные нам; но как скоро положение изменяется, привычка исчезает и природа берет верх. Воспитание, разумеется, есть не что иное, как привычка. Между тем, разве нет людей, у которых изглаживается и утрачивается воспитание, тогда как у других оно сохраняется? Откуда такое различие? Если название природы нужно ограничить привычками, согласующимися с природою, то не стоило и говорить подобной галиматьи.

Мы родимся чувствительными, и с самого рождения окружающие предметы производят на нас различные впечатления. Как скоро мы начинаем, так сказать, сознавать наши ощущения, является расположение искать или избегать предметов, которые их производят. Эта склонность развивается и укрепляется, по мере того, как мы становимся чувствительнее и просвещеннее; но, стесняемая нашими привычками, она более или менее изменяется, в зависимости от наших мнений. До такого изменения, склонности эти составляют то, что я называю в нас природой.

Следовательно, нужно было бы все сводить к этим первоначальным склонностям, что было бы возможно, если б три рода воспитания нашего были только различны: но что делать, когда они противоположны; когда вместо того, чтобы воспитывать человека для него самого, его хотят воспитывать для других? Тут согласие невозможно. Необходимость бороться или с природою, или с общественными учреждениями, заставляет сделать или человека, или гражданина, – так как того и другого вместе сделать нельзя.

Естественный человек, человек природы, весь заключается в самом себе; он есть численная единица, абсолютное целое, имеющее отношение только к самому себе, или к себе подобному. Гражданский же человек есть только дробная единица, зависящая от знаменателя, и значение которой заключается в ее отношении к целому, т. е. общественному организму. Хорошие общественные учреждения всего лучше изменяют человека, уничтожают в нем абсолютное существование, заменяют его относительным и переносят его Я на общую единицу; так что каждый частный человек не считает себя единицей, а только частью единицы, и чувствителен только в целом. Гражданин Рима не был ни Каем, ни Люцием: он был римлянином. Регул считал себя кареагенянином, и в качестве иностранца отказывался заседать в римском сенате: нужно было для этого приказание кареагенянина. Он негодовал на желание спасти его жизнь. Он победил, и, торжествующий, вернулся умирать в мучениях. Мне кажется, что все это мало похоже на людей, которых мы знаем.

Педеарет является в совет трехсот. Его не выбирают, и он уходит вполне счастливый, что в Спарте нашлось триста человек более достойных, нежели он.

Спартанка, мать пяти сыновей, ждет вестей с поля битвы. Является илот. Трепещущая, она обращается к нему за вестью: ваши пять сыновей убиты. Презренный раб, разве я тебя об этом спрашиваю? Мы выиграли сражение! Мать бежит в храм и приносит благодарение богам.

Это граждане!

Тот, кто при гражданском строе хочет дать первое место природным чувствам, сам не знает, чего хочет. В вечном противоречии с самим собою, в вечном колебании между своими наклонностями и обязанностями, он не будет ни человеком, ни гражданином, он будет негодным и для себя, и для других. Это будет один из людей нашего времени, француз, англичанин, буржуа, – т. е. ничего не будет.

Идеи свободного воспитания Жан Жака Руссо (Эмиль, или О воспитании)

Идеи свободного воспитания Жан Жака Руссо (Эмиль, или О воспитании)

Жан Жак Руссо выдающийся представитель, французского просветительного движения XYIII века. Глубокий мыслитель, гуманист и демократ, он страстно обличал в своих произведениях феодальный строй, господствующее социальное неравенство, официальную религию, подавляющее личность ребенка воспитание.

Ж. Ж. Руссо родился в 1712 году в городе Женева, в семье часовых дел мастера. Оставшись в раннем детстве на попечение дяди, сначала обучался нотариальному делу, но, оказавшись неспособным, был определен в мастерскую к граверу, где и провел три тягостных года. Не в силах больше терпеть грубое отношение мастера Ж.Ж. Руссо в 16 лет бежал от него и покинул Женеву. Начались годы скитаний, во время которых он переменил ряд профессий: был лакеем, писцом, гувернером, преподавателем музыки.

Не получив систематического школьного образования, Ж.Ж. Руссо самостоятельно приобрел обширные познания в области философии, истории, литературы и других наук. В 1941 году он переселился в Париж, где сблизился с прогрессивными философами и публицистами, сторонниками идей французского Просвещения XYIII века. За свою жизнь Руссо много создал, он изумил человечество своими шедеврами: «Элоиза», «Юлия, или Новая Элоиза», «Эмиль, или о Воспитании», «Исповедь», трактатами. И первый из них - рассуждение «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», в котором Руссо бросил вызов общепризнанному мнению своим отрицательным ответом.

В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» Руссо называет первобытное общество золотым веком. Возникновение частной собственности, разделение на богатых и бедных привело человечество к неравенству и обусловленной им порче нравов. Идеальное общество, соответствующее требованиям разума и построенное на началах свободы, равенства и братства охарактеризовано Руссо в произведении «Об Общественном договоре, или Принципы политического права». В нем мыслитель провозгласил идеи верховной власти народа, которая является ярким свидетельством его демократизма.

Вместе с тем Ж.Ж. Руссо высказался за ликвидацию в условиях идеального общества только крупных состояний. Выражая интересы, взгляды и настроения мелкобуржуазных слоев общества, он считал собственность, добытую личным трудом, священной и неприкосновенной. По словам Ф. Энгельса, «государство разума, - общественный договор Руссо, - оказалось на практике только буржуазной демократической республикой. Великие мыслители XYIII века, так же как и их предшественники, не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха».

В 1762 году вышел педагогический роман-трактат «Эмиль, или о Воспитании», который тесно связан с предшествующими работами Ж.Ж. Руссо социально-политического характера. В этом произведении он подверг критике воспитание, осуществляемое в феодальном обществе, и создал план формирования нового человека. Как и все французские просветители XYIII века, Ж.Ж. Руссо видел в воспитании одно из действенных средств преобразования общества. Он мечтал о том, что Эмиль, получив правильное воспитание, которое соответствует передовым социальным идеалам, сможет в дальнейшем послужить примером для своих сограждан и таким путем способствовать общественным улучшениям. Разумное воспитание понимается Руссо как способ общественного переустройства. В «Эмиле» Руссо дает идеал воспитания для того, чтобы войти в общество «свободы, равенства и братства». руссо педагогический воспитание роман

Руссо был деистом и верил в существование бога как первопричины мира и бессмертие души. Но, придерживаясь религии, основанной на внутреннем чувстве человека, он разоблачил религиозное лицемерие и ханжество, открыто выступил против догматического учения и обрядности, резко обличил католических священников в корыстолюбии, жадности. Католическое духовенство добилось, что труд «Эмиль, или о Воспитании» подвергся публичному сожжению на одной из площадей Парижа, Амстердамский тираж также сожгли, оставшиеся книги были казнены в Женеве. Роман был внесен в список запрещенных книг, а автор предан папой анафеме.

Русская императрица Екатерина II, прочитав «Эмиля», высказала свое мнение: «… не люблю я эмильевского воспитания…» - и запретила ввоз романа в Россию.

В романе два главных действующих лица - Эмиль (от рождения до 25 лет) и его воспитатель, почти все эти 25 лет проведший рядом с Эмилем, вплоть до его женитьбы на идеальной девушке Софье. Для выражений своих педагогических идей Руссо создал в романе такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося сиротой с малолетства, и берет на себя все обязанности и права родителей. Эмиль таким образом является плодом многолетних усилий своего воспитателя.

Цель воспитания определяется на основе теории естественного права, т.е. права личности на свободу, которую она умела бы защищать. «Все выходит хорошим из рук Творца, все вырождается в руках человека» - эта первая строчка «Эмиля» свидетельствует о том, что Ж.Ж. Руссо не хотел бы доверить воспитание современному ему обществу, так как оно уродует человека и не достигает цели. И все это потому, что человека готовят для «своего места» в обществе согласно с положением его родителей. Такое воспитание вредно. Руссо призывает к другому: «Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он будет… ни судьей, ни солдатом, ни священником: он будет, прежде всего, человеком…». Нужно научить ребенка выносить удары судьбы, презирать богатство и нищету, жить в любых условиях. Целью воспитания является воспитание настоящего человека, свободного от предрассудков, гуманного, который бы ни от кого не зависел, а жил бы плодами своего труда, ценил бы и умел защищать свою свободу, уважал свободу других, основанную на труде.

Детей тружеников, считал Руссо, воспитывать не нужно, поскольку они воспитаны самой жизнью. Надо перевоспитывать феодалов, правильно воспитывать их детей, и тогда мир изменится в лучшую сторону. Поэтому героем своего романа он берет мальчика из знатной семьи, причем, по теории Руссо, до двух лет ребенку нужна мать, поэтому в руки воспитателя попадает в двухлетнем возрасте. Оберегая ребенка от дурного влияния города, Руссо помещает его на лоно природы, в деревню. Таким образом, воспитывая человека для общества, Руссо воспитывает его вне общества.

Кто является воспитателем? Руссо считает, что человек формируется под влиянием трех факторов воспитания: 1. Природа - та наследственность, с которой ребенок приходит в жизнь. 2. Вещи - в широком понимании - это среда, окружающая Эмиля. 3. Люди.

Идеальная система воспитания та, в которой все три фактора действуют в одном направлении, поддерживая и дополняя один другой. Природа ребенка идеальна. Прекрасна. Ребенок рождается свободным, любознательным, правдивым, добрым и отзывчивым. Вещи - окружающая среда несправедлива, уродлива, противоречива. При столкновении идеальной природы и уродливых вещей ребенок портится, следовательно, его радо изолировать. Люди - современное общество не может сформировать гражданина, так как нет Отечества. Таким образом, главным фактором воспитания Ж. Ж. Руссо считает природу; люди и вещи лишь создают возможности для воспитания.

Понимание Ж. Ж. Руссо естественного природосообразного воспитания отличается от трактовки Я. А. Коменского. Убежденный в том, что все в природе, включая человека и его деятельность, подчинено единым универсальным законам, Я. А. Коменский полагал, что и педагогические средства должны быть природосообразными, т. е. находиться в соответствии с общими указаниями природы.

По мнению Ж. Ж. Руссо, воспитывать природосообразно означает: 1)строить воспитание, следуя естественному ходу развития природы самого ребенка - ничего нельзя вносит извне, надо помогать ребенку, раскрывать внутренние качества; 2)главный воспитатель - природа, люди-воспитатели создают для этого условия.

По мнению Ж. Ж. Руссо, естественное воспитание - это воспитание сообразно с природой; необходимо следовать природе ребенка, учитывая его возрастные особенности и подбирая индивидуальные способы, которые больше всего подходят к духовному складу того или иного ребенка. Каждый ребенок рождается свободным - это естественное право, а потому не допустимы зубрежка, суровая дисциплина, телесные наказания, так как это насилие над личностью. Воспитатель должен так осуществлять воспитание, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей. Руссо требовал уважать личность ребенка, считаться с его интересами и запросами - в этом прогрессивность его идеи свободного воспитания. Гуманист и демократ Ж. Ж. Руссо горячо протестовал против любой формы угнетения личности, он выступал с призывом освободить ее от сковывающих феодальных пут. Этот призыв носил ярко выраженный прогрессивный характер, он соответствовал интересам передового класса буржуазии.

Так принцип свободы в воспитании приводит Ж. Ж. Руссо к обоснованию метода «естественных последствий». Его сущность заключается в том, чтобы результаты неправильных действий ребенка более убедительно, чем назидания взрослых, доказали ему, что он совершил ошибку. Но мыслитель ставит ребенка в зависимость не только от вещей, но и от постоянно находящегося при нем наставника, при этом воспитанник не должен чувствовать принуждения. На самом деле за ним сохраняется только видимость свободы, так как он всегда поступает в соответствии с желанием воспитателя, который заранее предвидит, направляет и побуждает ребенка к активности и самостоятельности.

Следовательно, свободное воспитание, по мысли Ж. Ж. Руссо, представляет собой такую систему прямых и косвенных воздействий на воспитанника, при котором он не испытывает принуждения, не чувствует над собой власти наставника и имеет возможность в полной мере проявит свою самостоятельность.

Естественное воспитание, описанное Ж. Ж. Руссо в произведении «Эмиль…», осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Исходя из характерных признаков детской природы на той или иной ступени ее естественного развития, мыслитель установил в жизни воспитанника четыре возрастных периода. Для каждого периода он стремился найти его важнейшие особенности, на которые должно быть направлено основное внимание воспитателя.

Первый период «Младенчество» - от рождения до двух лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание, как считал Руссо, необходимо уделять физическому воспитанию ребенка.

Второй период «Детство» - от 2 до 12 лет - образно именовался «сном разума». Полагая, что в эти годы ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, предлагалось развивать главным образом его внешние чувства.

Третий период «Отрочество» - от 12 до 15 лет - Ж. Ж. Руссо в основном посвящал умственному воспитанию Эмиля.

Четвертый период «Юношество» - от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Ж. Ж. Руссо-период «бурь и страстей». В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

В младенчестве первые заботы о ребенке принадлежат матери, которая должна быть его естественной кормилицей. Физическое развитие требует движение, поэтому нельзя затягивать его пеленками, следует закаливать. Не следует торопить природу, заставляя ребенка говорить и ходить. Никакого режима, никаких привычек, так как привычка - это тоже насилие, по мнению Ж. Ж. Руссо.

Детство связано с развитием ощущений, особенно с развитием зрения как основы наблюдательности. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, все окружающее служит ему книгой. Так Эмиль берет уроки у природы, а не у людей. Заменить эти уроки книгами - значит научить его пользоваться умом других, все принимать на веру и ничего не знать. Инструментом разума являются органы чувств. Уделяется внимание развитию тонкого точного слуха. В первый период, писал Ж. Ж. Руссо, можно слушать музыку, а во второй - играть, заниматься музыкой, когда почувствует это необходимым. Руссо описывает, как Эмиль научился читать. Мальчик получил записку с приглашение на прогулку, но прочитать не сумел, так как рядом не оказалось помощника. Наконец ему читают записку, но уже поздно, момент прошел «Ах, если бы он сам умел читать!» То же - с письмом. Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием. «У Эмиля глаза на кончиках пальцев»

Одежда ребенка должна быть простой, удобной, не стесняющей движений. Пусть Эмиль бегает босиком, умеет прыгать, лазает по дереву. Благодаря движению у него развиваются представления о высоте, длине, расстояниях, таким образом, виденное зрением проверяется осязанием, слухом и т. д.

В этом возрасте Эмиль овладевает двумя понятиями:

  • 1) Понятием собственности оно внедряется на основе его опыта с посадкой бобов на огороде, возделанном садовником, - нельзя присваивать результаты чужого труда;
  • 2) Дисциплины - как идеи естественных последствий, ребенок наказывается результатами своего проступка (разбитое стекло, сломанный стул).

Третий возрастной период (отрочество ), по мнению Ж. Ж. Руссо, - наилучшее время для обучения, т.к. у воспитанника появляется излишек сил, которым следует воспользоваться для приобретения знаний.

Так как период этот очень короток, выбираются те науки, которые Эмиль сможет изучать с наибольшей пользой для него. Предполагалось изучение науки о природе: географию, астрономию, физику (природоведение). Гуманитарные науки, в частности история остались недоступны. Таким образом, движущая сила процесса обучения у Руссо - интерес: «Сильный человек тот, у которого потребностей меньше, чем возможностей их реализовать». Увлечение Эмиля астрономией, является примером явления магнетизма, когда поставленный вопрос вызывает интерес и требует необходимого знания, когда осознается практическая ценность знаний.

Ж. Ж. Руссо проводил аналогию между процессом обучения и процессом познания (обучать - значит познавать, включать ребенка в поиск). Руссо считал, что весь процесс обучения можно свести к одному пути - поиску, умения искать, думать, включаться в решение проблем - это прекрасные умения. Построение процесса обучения только на интересе - сложная задача. Руссо говорил: « Да на интересе, но задача учителя в том, чтобы этом интерес возбудить». В целях развития у подростка пытливости и самостоятельности, Ж. Ж. Руссо отвергал учебники, готовые учебные пособия в виде специальных приборов, географических карт, глобусов и т.д. Никакой книги, кроме мира, никакого руководства, кроме фактов, утверждал педагог. В случае необходимости Эмиль изготовит самодельные инструменты и нужные ему приборы.

Вместе с тем некоторые взгляды Ж. Ж. Руссо на образование были ошибочными. Он неправомерно противопоставил ограниченный опыт ребенка опыту, накопленному человечеством и выраженному в науке. Отождествив метод познания действительности с методом сообщения знаний, он крайне замедлил темп обучения Эмиля и фактически лишил его возможности приобрести систематическое научное образование.

Необходимо отметить еще две особенности процесса обучения у Ж. Ж. Руссо. Если для Я.А. Коменского в процессе обучения была важна изобразительная наглядность, то для Руссо - живой мир: закат, восход, непосредственное общение с природой. Мудрость руководства учителя в том, Считал Руссо, что воспитаннику кажется, что он делает то, что ему захочется, а на самом деле он делает только то, что хочется его учителю.

Руссо считал, что труд - обязанность каждого гражданина. Труд он считал действенным средством развития умственных сил подростка. Ж. Ж. Руссо подчеркивает, что между физическим и умственным трудом должна существовать тесная связь, заявляя, что Эмиль должен работать как крестьянин, а думать как философ. Методика включения ребенка в атмосферу труда и возвышается до простого человека из народа.

В 15 лет Ж. Ж Руссо считал возможным возвратить Эмиля из деревни в город, т. к. к этому времени он уже достаточно закален, чтобы не дать себя увлечь чужими страстями. По мнению Руссо «Подросток взглянет на них оком мудреца, не увлекаясь их примером и не соблазняясь…» Руссо уделяет много внимания половому воспитанию Эмиля. Предполагая устранить все то, что могло бы спровоцировать юношу, сохраняя как можно дольше его целомудрие.

Ж. Ж Руссо не рекомендовал касаться вопросов религии с воспитанником до 17 -18- летнего возраста. Он полагал, что размышляя о мудром устройстве вселенной, юноша сам придет к мысли об ее творце и естественной религии, которая является личным делом каждого человека.

Руссо выделяет три этапа: формирование доброго чувства; воспитания добрых суждений; воли. Воспитать добрые суждения - это научить, не только сопереживать, но и правильно оценивать ситуацию. Для этого необходимо знание истории и литературы. Воспитание воли связано с правильными поступками.

В конце романа появляется третье действующее лицо - Софи. Излагаются взгляды Руссо на воспитание женщины. Именно в воспитании женщины Руссо остается не старых феодальных позициях. До женитьбы Руссо отправляет Эмиля в путешествие, на два года, чтобы тот узнал жизнь народов, государств, людей.

Возрастная периодизация, предложенная Ж. Ж. Руссо, представляет собой шаг вперед по сравнению периодизацией, установленной Я. А. Коменским, поскольку впервые ставится цель выявить законы развития ребенка, чтобы на их основе построить воспитание. Однако Ж. Ж. Руссо был не состоянии понять, что развитие ребенка осуществляется в условиях социальной обусловленности, что привело его к биологизации воспитания. Каждому из указанных периодов посвящена особая часть (книга) в произведении «Эмиль…».

В пятой книги рассматривается вопрос о воспитании девушки Софи, которая в дальнейшем становится женой Эмиля. Мысли Ж. Ж. Руссо о воспитании девушки определяются его взглядами на природу женщины и ее социальное назначение. Оно состоит в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Поэтому естественное воспитание девушки коренным образом отличается от воспитания юноши. Воспитание Софи сводится к выработке у нее повиновения и покорности, готовности усвоить чужие взгляды.

Ж. Ж. Руссо полагал, что женщине для рождения здоровых и крепких детей и приобретении естественной красоты и грации необходимо дать соответствующее физическое воспитание. Ее духовное формирование должно быть направлено на воспитание изящного ума и развитие таких качеств, как кротость, уступчивость, послушание. Утверждая, что Софи имеет ум приятный, но без блеска, основательный, но без глубины, Ж. Ж. Руссо крайне ограничивал ее образование. Невеста Эмиля до знакомства с ним прочитала всего две книги. В отличии от мужчин, женщина должна руководствоваться общественным мнением, ее книгой является свет. С детства Софи начинают обучать религии: ее взгляды в этой области всецело определяются авторитетом людей, в подчинении которых она находится.

Считая, что наука и общественная деятельность не являются призванием женщины, автор заполняет врем Софи домашним хозяйством, шитье, вышиванием, плетением кружев. Эти занятия призваны содействовать выработке у нее хорошего вкуса, чему должны способствовать рисование, музыка, пение, танцы. Девушка, по мнению педагога, должна не гоняться за модой, а всегда одеваться просто, но к лицу.

Взгляды Ж. Ж. Руссо на назначение женщины в обществе отличаются консерватизмом. Восставая против развращенности нравов высшего дворянства и духовенства Франции, он возводил идеал скромную и нравственную женщину, принадлежащую к третьему сословию. Ж. Ж. Руссо неправомерно противопоставлял друг другу воспитание юноши и девушки.

В педагогической теории Ж. Ж. Руссо имеются ошибочные положения. К их числу относятся утверждения о том, что все дети рождаются совершенными; первоначальное воспитание должно быть отрицательным; противопоставление личного опыта ребенка опыту всего человечества; недооценка учебной книги и систематических знаний; умаление роли женщины в обществе и вытекающие отсюда консервативные требования в отношении ее воспитания.

Несмотря на ряд противоречий, и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Ж. Ж. Руссо, они имеют исторически прогрессивное значение. Во Франции идеи Ж. Ж. Руссо высоко ценились якобинцами, которые нашли отражение в проектах реорганизации народного образования. Само существование идеи свободного воспитания есть признак свободного мышления автора. Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представил автор. Но он оставил идеи, воспринятые и развитые другими энтузиастами, и по-разному использованные в практике воспитания и обучения, хотя и в упрощенном варианте.

В конце XIX- начале XX века идеи Ж.Ж. Руссо стали изображаться в педагогической литературе чаще всего как нереальные, утопические. Причем под утопией понималось «не только то, что действительно утопично в произведениях Руссо, но и его демократизм, его уважение перед «человеком», перед «трудом».

Литература

  • 1. Д.И. Латышина - История педагогики и образования 2007 Москва Гардарики
  • 2. В.А. Попов - История педагогики и образования 2010 Москва Изд центр Академия
  • 3. З.И. Васильева-История педагогики и образования 2009МоскваИзд центр Академия


← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»