Формирование предпосылок учебной деятельности детей. Предпосылки формирования учебной деятельности (пути формирования). Коммуникативные универсальные учебные действия

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Актуальность проблемы формирования предпосылок учебной деятельности .

Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования. Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В утвержденном документе указывается, что «программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей». Дошкольное и начальное образование - единый развивающийся мир. В связи с этим приобретает особую значимость проблема реализации принципа преемственности в непрерывном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста. В последние годы в развитии дошкольных учреждений и начальной школы в связи с актуализацией в нашей стране инновационной концепции образования появляются новые тенденции не только структурного, но и содержательного характера. В настоящее время актуализируется проблема поиска педагогически целесообразных условий, обеспечивающих поступательное развитие ребенка, его готовность к школьному обучению - принятию на себя роли активного субъекта учебной деятельности. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной педагогике и психологии. Ей посвящено множество исследований (Л.И. Божович, Л.А.Венгер, Г.М.Гуткина, И.В.Дубровина, Е.Е.Кравцова И ДР.) На данном возрастном этапе жизни ребенка игра как ведущая деятельность постепенно сменяется учебной деятельностью.

Учебная деятельность и её структура.

Что же такое учебная деятельность? Это, по классификации С.Л. Рубинштейна, первый вид учения, прямо и непосредственно направленный на овладение знаниями и умениями. Анализ учебной деятельности, проведенный Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, показал, что она имеет свою структуру, специфическое строение, а именно: включает учебную задачу, учебные действия, контроль и оценку. Центральное место в структуре деятельности принадлежит учебной задаче. Учебную задачу не следует понимать как задание, которое ребенок должен выполнить на занятии. Учебная задача - это цель. Сущность цели заключается в овладении обобщенным способом действий, который поможет выполнить аналогичные задания, решить задачи данного вида. Так, педагог ставит цель - научить детей рисовать лиственное дерево. Основное внимание уделяется выработке умения передавать существенные признаки предмета: ствол, ветки, их расположение. Овладев обобщенным способом рисования дерева как такового, ребенок сможет использовать его при выполнении любого конкретного задания аналогичного содержания (в рисовании на темы «Осеннее дерево», «Цветущая яблоня», «Зимний сквер» и др.). Учебные действия, с помощью которых решаются учебные задачи, состоят из многих различных учебных операций. Для того чтобы дети овладели учебными действиями, необходимо вначале выполнять их при полной развернутости всех операций. На первых порах операции совершаются либо материально - с помощью каких-то предметов, либо материализовано - с использованием изображений, их знаковых заменителей. Например, усваивая понятия равенства и неравенства групп предметов, ребенок выполняет действия с игрушками, картинками, фишками, замещающими реальные предметы или их изображения. Лишь постепенно, по мере отработки той или иной операции, процесс выполнения действий свертывается и совершается сразу как единое целое. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение еще одного действия – контроля. Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами, соотнести качество этих результатов с уровнем и полнотой выполненных учебных действий. С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации. Отмечено, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее получают в этом случае значение важнейших критериев готовности ребенка к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируются такие элементы учебной деятельности:

Умение определять цель, способы её достижения (целеполагание);

Планирование предстоящей деятельности;

Выполнение действий по разработанному алгоритму;

Самоконтроль, который проявляется при сравнении полученного результата с образцом, эталоном;

Самооценка.

Предпосылки учебной деятельности и их формирование .

Как известно элементы деятельности могут формироваться только в процессе самой деятельности. В дошкольном возрасте учебная деятельность не является ведущей, поэтому речь может идти только о формировании предпосылок учебной деятельности. Под «предпосылками учебной деятельности» ряд авторов понимают базовые психические функции и выражающие их действия ребенка по овладению учебно-познавательной информацией в понятиях, позволяющие ребенку быть успешным с точки зрения личностного развития, сформированость системы познавательной деятельности и умений быть субъектом взаимодействия и собственной деятельности.

Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

Психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.)

Коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроля и оценки).

Активизация и развитие познавательных процессов;

Усвоение общего способа действий, позволяющего решать проблемно-практические и проблемно-игровые задачи;

Овладение планированием (общий способ построения собственной деятельности);

Выполнение действий по алгоритму;

Формирование операций контроля за способом выполнения своих действий;

Формирование умения целенаправленно и последовательно выполнять

действия оценки.

Психолого-педагогические условия для эффективного формирования предпосылок УД.

Учебная деятельность не дается ребенку в готовой форме, и потому должны быть сформированы ее предпосылки в старшем дошкольном возрасте. Это обусловливает проблему создания наиболее благоприятных психолого-педагогических условий для формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников, обеспечивающих принятие роли ученика, становление субъекта учебной деятельности, адаптации к обучению в начальной школе.

Для эффективного формирования предпосылок учебной деятельности старших дошкольников в аспекте преемственности дошкольного и начального общего образования необходимы следующие психолого-педагогические условия:

Интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка;

Основными компонентами психолого-педагогической готовности предпосылок учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки;

Сотрудничество (психолого-педагогическое взаимодействие) ребѐнка и взрослого, направленное на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности.

1. Рассмотрим первое условие - интеграция игровой и учебной деятельности, обеспечивающая субъектную активность ребенка. Интеграция игровой и учебной деятельности обусловливается не только фактом их преемственности, но и влиянием каждой из них на протекание психического развития ребенка.

В сущности, ребенок обучается с самого первого дня своей жизни. Этот процесс непрерывен, но остается неизменным одно условие: каждый последующий период вырастает из предшествующего, развитие происходит постоянно, условия для более высокого уровня создаются на предшествующих его этапах развития. Таким образом, предпосылки к определенному виду обучения закладываются на предыдущем этапе развития, в частности предпосылки к учебной деятельности «вырастают» из игровой деятельности, дошкольника (Л.С. Выготский). Соотношение игровой и учебной деятельности тесно связано с соотношением образного и логического мышления. В дошкольном периоде преобладают образные формы мышления, на этапе школьного обучения, в частности, при решении учебных задач - логические. Мышление с опорой на понятия обеспечивает ребенку систематизацию знаний, понимание смысла учебных задач, последовательность в рассуждениях, мышление в образах -возможность выходить за рамки заданного, создавать и воплощать замыслы своих действий при решении учебных задач. Специально организованная деятельность старшего дошкольника, цель которой - формирование психолого-педагогической готовности к овладению учебной деятельностью, должна опираться на ведущую деятельность данного возраста - игру, последовательно включая в нее основные элементы учебной деятельности.

2. Второе условие - основными компонентами психолого-педагогической готовности к учебной деятельности является принятие учебных задач, овладение обобщѐнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки. Основной единицей учебной деятельности (учебы) является учебная задача. Принятие учебной задачи рассматривается как целостное структурное образование, на которое оказывают влияние характер отношения ребенка к взрослому, мотивация, признание необходимости обучения, стремление к школьному образу жизни, уровень развития познавательных интересов, готовность к выполнению учебной задачи в соответствии с заданными условиями. Специфика учебной задачи проявляется в том, что она направляет активность ученика на овладение способами действий. Способ решения задач определенного типа считается усвоенным ребенком в том случае, если им приняты и опробованы на практике все его составляющие. Формирование отдельных компонентов учебной деятельности в старшем дошкольном возрасте, как показали исследования Т.С. Комаровой, А.Н. Давидчук, Т.Н. Дороновой, О.М. Анищенко и других, успешно проходит на специально организованных учебных занятиях. Ими выявлено, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование), сформировались такие элементы учебной деятельности, как способность действовать по образцу, умение слушать и выполнять инструкцию, умение оценивать как свою работу, так и работы других детей. Тем самым, по мнению авторов, у детей формировалась готовность к школьному обучению. Ещѐ одной стороной готовности к школьному обучению является способность к подчинению правилам и требованиям взрослого. Исследованию этого новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности, посвящены работы Д.Б. Эльконина и Е.М. Бохорского. Исследователи Л.А. Венгер и Л.И. Цеханская мерой и показателем готовности к школьному обучению называют умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывается ими со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи. Когда ребенок стремится к получению не только того или другого непосредственного или отдаленного результата, но и к обнаружению обобщенного способа решения всех задач данного типа, то это свидетельствует о его желании выявить и понять существенные связи и отношения изучаемого предмета. В процессе решения учебных задач действию контроля придается большое значение. По мнению Д.Б. Эльконина, именно действие контроля характеризует всю учебную деятельность как руководимый ребенком произвольный процесс. Произвольность учебной деятельности определяется наличием не столько желания учиться или намерением что-то сделать, сколько (главным образом) контролем выполнения действий в соответствии с образцом. Контроль тесно связан с оценкой, фиксирующей соответствие либо несоответствие достигнутого результата требованиям учебной ситуации. Вначале оценку дает педагог, он же и организует контроль. С формированием у детей самоконтроля функция оценки переходит к ним. Осуществление контроля предполагает обращение внимания ученика на содержание своих собственных действий.

3. Третье условие строится при активном сотрудничестве ребѐнка и взрослого, направленном на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности. Основу формирования предпосылок учебной деятельности составляют принципы воспитания личности, которые включают стимулирование и поощрение со стороны другого человека. Наиболее значимыми в системе педагогического взаимодействия являются ситуации сотрудничества, общения, различных типов межличностного взаимодействия, в том числе и взаимодействия с педагогом, основной характеристикой которых выступает личностно ориентированный подход, поэтому личностно ориентированное взаимодействие является необходимым психолого-педагогическим условием обеспечения преемственности по формированию предпосылок учебной деятельности детей.

Результатом формирования предпосылок учебной деятельности, является достижение ребенком такого уровня развития, который в будущем позволит ему овладеть сложным типом учебной деятельности .

Педагогический опыт

« Формирование предпосылок учебной

деятельности у старших дошкольников».

1 . Актуальность проблемы на современном этапе.

2. Теоретическое обоснование темы.

2.1 Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности.

2.2 Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности.

3. Описание опыта.

3.1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.

3.2. Задачи по формированию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

3.3. Этапы работы.

3.4 Перспективный план.

3.5 Формы работы с родителями.

3.6. Результаты итоговой диагностики.

3.7. Выводы.

4. Приложения.

1. Актуальность темы на современном этапе.

В настоящее время вопросу подготовки детей к школе уделяется большое внимание.

Подавляющее большинство детей, поступающих в первый класс, умеют читать, считать, решать простейшие задачи, имеют большой запас знаний и представлений об окружающем. Но, несмотря на все эти достижения, многие дети испытывают трудности при обучении в школе. Зачастую они невнимательны на уроке, не выполняют задание учителя, затрудняются в выполнении самостоятельной работы, им трудно договориться с другими детьми, а самое главное - отмечается отсутствие или сниженный интерес к учебе. Складывается такая ситуация, когда первоклассники имеют большой запас знаний и умений, но оказываются не готовы к учебной деятельности. Опыт показывает, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т. д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определенные предпосылки, позволяющие перейти к этой деятельности без особых затруднений. Также и для становления учебной деятельности должны быть сформированы ее предпосылки уже в дошкольном возрасте.


Задача формирования предпосылок учебной деятельности очень важна в дошкольном образовании . В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в статье 64 «Дошкольное образование» отмечается, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности, а также на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ дошкольного образования . ФГОС дошкольного образования также одной из задач называет формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования.

Предпосылками учебной деятельности являются:

-сформированность познавательного интереса;

- умение детей анализировать, сравнивать, обобщать, делать простейшие выводы и умозаключения;

Умение обозначать и замещать знаками и символами различные явления, события, выполнять простые действия схематизации и моделирования;

-умение слышать и слушать, точно выполнять задания по образцу;

-сознательно подчинять свои действия правилу;

- самостоятельно находить способы решения практических и познавательных задач;

- контроль за способом выполнения своих действий;

- умение взаимодействовать со сверстниками.

2 . Теоретическое обоснование темы

2.1. Исследования известных педагогов и психологов о специфике учебной деятельности.

Чтобы правильно и эффективно организовать работу по формированию у дошкольников предпосылок учебной деятельности важно иметь представление о том, что такое учебная деятельность , как ведущий вид деятельности в школе.

Учебная деятельность характерна для определенного периода психического развития ребенка - школьного возраста. Это сложная деятельность, сознательно направляемая на усвоение научно- теоретических знаний путем выполнения общих способов действия в процессе решения практических задач. Учебная деятельность включает решение таких задач, которые могут быть решены только теоретическим способом, доступным мышлению младшего школьника, но никак не дошкольника. Ведь, как известно, дошкольник - практик: он «мыслит руками», ему доступно решение задач практического содержания..

Анализ, проведенный в исследованиях и показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

-учебную задачу;

-учебные действия;

-контроль;

-оценку.

С точки зрения и учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно - теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно практических задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели - овладение детьми общими способами действий, т. е такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

Работа детей в учебных ситуациях реализуется в учебных действиях, с помощью которых они усваивают образцы общих способов решения задач. Полноценная деятельность в ситуации учебной задачи предполагает выполнение контроля .

Ребенок должен соотнести свои учебные действия и их результаты с заданными образцами.


С контролем тесно связана оценка, фиксирующая соответствие или несоответствие результатов требованиям учебной ситуации.

отмечал, что центральное место в структуре учебной деятельности принадлежит учебной задаче. Возможность принять учебную задачу и способность решить ее является важным критерием готовности к школе.

Но для того, чтобы сформировались компоненты учебной деятельности, необходимо наличие предпосылок учебной деятельности.

Анализ психологических и педагогических исследований позволяет сделать вывод. В науке сложились две концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников: в недрах игровой деятельности и в процессе специально организованного обучения.

В процессе обучения дети приобретают знания, у них формируются представления, обогащается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т. е игровой деятельности с ее приобретениями и новообразованиями.

2.2.Роль игры в формировании предпосылок учебной деятельности

Предпосылки учебной деятельности формируются преимущественно внутри ведущей деятельности, присущей дошкольному возрасту - т. е в игре.

Именно с помощью ее закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития ребенка: развитие творческого воображения, образного мышления, самосознания, произвольности поведения и многие другие. Через игру дети учатся строить свои личностные жизненные планы, проходят школу конструктивного общения и взаимодействия с другими людьми.

Общеизвестно из «народной педагогики», что «недоигравший» дошкольник быстро теряет интерес к учебе. Поэтому игра на дошкольном этапе имеет особую ценность: она способствует формированию у ребенка любознательности, стремления к получению новых знаний. Неотъемлемой частью любой игры являются правила.

В творческой игре - это скрытые правила, заложенные в игровых условностях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических, подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учиться подчинять свои действия образцу, в качестве которого может выступать поведение, мнение и оценка окружающих.

К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям.

Исследования доказали, что для детей с низким уровнем развития игровой деятельности характерен низкий уровень развития учебной деятельности.

В игре возникает и реализуется важный мотив- желание стать взрослыми, реально осуществить функции взрослого.

Познавательная активность младших дошкольников формируется через игры - экспериментирования, дидактические, подвижные, переходит в познавательную потребность детей старшего дошкольного возраста. В игре умственная активность детей всегда связана с работой воображения. Например, в сюжетно - ролевой игре, во многом благодаря тому, то ребенок замещает реальные предметы и берет на себя разнообразные роли. Если начало игры (младший возраст) знаменуется замещением предметов и исполнением роли, то в старшем дошкольном возрасте дети уже выполняют действия не в реальном, а в воображаемом плане, т. е игра протекает во внутреннем плане. Беря на себя роль, понимая ее отличие от своего реального, ребенок привносит в нее много своего.

В играх дети выделяют и осознают определенные социальные нормы и требования, учатся им подчиняться, действовать согласно правилу. Подчинение правилам в игре добровольное, что очень важно для воспитания воли. Не зря называл игру школой произвольного поведения.

Большое значение для формирования предпосылок учебной деятельности имеют игры с правилами. Они непосредственно предшествуют учебной деятельности. В них ребенок учится сознательно подчинятся правилам, причем эти правила легко становятся для него внутренними, непринудительными. Способность подчиняться правилам и переход внешних правил во внутренние имеют огромное значение для создания предпосылок учебной деятельности.

Именно в играх по правилам ребенок начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственно результат.

Игра с правилами может сочетаться с другими видами игры и часто совмещается с ними.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут самостоятельно организовать игру, сами способны договориться, изменять и создавать новые правила, внимательны к выполнению других правил другими, отстаивают выполнение правил и сами их соблюдают.

Важное качество «умение ребенка работать по образцу» также формируется в процессе игровой деятельности дошкольников.

Например, в сюжетно - ролевой игре роль - это образец того, как надо действовать. Соответственно этому образцу дошкольник и ведет себя: контролирует и корректирует ролевое поведение партнера, а затем и свое собственное. Умению работать по образцу способствуют так же дидактические, подвижные игры. Образец может быть дан в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила.

В структуру подвижной игры входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. С подчинением правилу связано развитие произвольных движений.

По мнению, умение работать по образцу, можно считать интеллектуальным достижением ребенка, так как «подражать ребенок может только тому, что лежит в зоне его собственных интеллектуальных возможностей».

Умелое использование игр, игровых упражнений в педагогической практике детского сада способствует расширению представлений ребенка, развитию умения обобщать, классифицировать, анализировать и строить причинно - следственные связи, а также делать умозаключения.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра . В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

В структуру дидактической игры входит дидактическая и игровая задача, игровые действия, правила, результат и дидактический материал.

Главная цель дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от малышей игровой.

Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактической игры как раз и определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой. Реализуются игровые и дидактические задачи в игровых действиях.

Важным показателем для развития предпосылок учебной деятельности является развитие произвольности, которое связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее деятельности..

В дошкольном возрасте на основе самооценки и самоконтроля возникает саморегуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

В 5- 7 лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. При взаимопроверке, когда дети меняются функциями «исполнителя» и «контролера», у них повышается требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, стремление сравнивать ее с работой других. То есть ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля , который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.

Взаимопроверку и самоконтроль можно удачно включать при игре с воспитанниками в дидактические игры и упражнения.

3. Описание опыта

Таким образом, изучив материалы известных психологов, о роли и структуре учебной деятельности, роли игры в формировании предпосылок учебной деятельности, я в своей педагогической деятельности разработала определенный план, согласно которому у всех старших дошкольников можно сформировать предпосылки учебной деятельности, используя для этого дидактические игры и игровые упражнения

3.1. На первоначальном этапе, с дошкольниками (старшая группа) была проведена диагностика, цель которой - выявление уровня развития предпосылок учебной деятельности. Оценивался:

1) уровень развития мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез сравнение, обобщение, классификация, установление причинно - следственных связей)

2) уровень произвольности воспитанников 3)уровень развития коммуникативных навыков.

Для определения уровня развития предпосылок предлагала детям различные игровые задания:

«Чем одна картинка отличается от другой», «Найди да одинаковых предмета», «Продолжи ряд», «Свободная классификация» и т. п.

Качество выполненного задания определяется по трем показателям:

Высокий уровень - ребенок справляется с заданием самостоятельно;

Средний уровень – ребенок справляется с заданием с помощью взрослого;

Низкий уровень – ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого.

Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у воспитанников проводилась в начале года в старшей группе и в конце учебного года в подготовительной группе.

Результаты диагностики на начало учебного года (старшая группа) были таковы:

С высоким уровнем развития мыслительных операций выявилось 27% детей,

средний уровень отмечен у 63% , высокий уровень произвольности отмечен 12%, средний уровень - 27%, низкий уровень - 51%; высокий уровень коммуникативных навыков выявлен у 23%, средний уровень - 62%, низкий - 15%.

Результаты диагностики на первоначальном этапе позволили в последующем выстроить работу с учетом развития каждого ребенка.

3.2 Исходя из результатов диагностики были поставлены следующие задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес и познавательную активность;

2. Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация; умение рассуждать, делать простейшие выводы и умозаключения;

3. Учить решать задачи, используя простейшие формы замещения, символизации и моделирования;

4. Стимулировать развитие самостоятельности, инициативы.

5. Развивать способности к самоконтролю и самооценке.

6. Формировать мотивацию к учебной деятельности.

Для формирования предпосылок учебной деятельности использовала систему дидактических игр и игровых упражнений по сенсорному воспитанию, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.

Все игры имеют проблемно - практический характер, они бывают включены в жизненные ситуации, затрагивающие реальные интересы ребенка. Все дидактические игры и упражнения постепенно усложняются по содержанию.

3.3. Этапы работы:

Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников. Игровые упражнения и задания на развитие логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение). Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.). Логические упражнения на поиск закономерностей. Задачи на поиск недостающих фигур. Модели и схемы. Решение задач с помощью моделирования и схематизации (содержание задачи подается в виде моделей и схем, знаков и символов, или решение задачи требует использование кодовых карточек) Заключительная диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности.

На каждом этапе использовала задачки - шутки, задачи на смекалку, логические концовки, занимательные вопросы, загадки. Дети, решая их, учатся доказывать, догадываться.

Это особенно важно, ибо народная мудрость гласит «Ум без догадки гроша не стоит».

3.4. Перспективный план

Месяц

Сентябрь - октябрь

1. Диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

2 .Загадки, задачки - шутки, лабиринты.

Ноябрь

1 .Д\и на обозначение предметов.

2 .Игровые упражнения, направленные на сравнение («Найди такой же», «Какая фигура лишняя» и т. п).

3. Игровые упражнения, направленные на анализ и синтез (Сложи фигуру», «Составь фигуру», « Составь картинку из частей», «Из каких фигур состоит» и т. п)

4. Задачки-шутки, загадки.

Декабрь

1 .Д\и «Найди такой же узор» и т. п.

2 .Игровые упражнения, направленные на развитие умения классифицировать. («Объедини фигуры по форме, цвету, величине, «какой предмет лишний и почему?» и т. п).

4 .Загадки, задачки-шутки, занимательные вопросы.

Январь

1 .Игры на воссоздание фигурных силуэтов («Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра» и тд.).

2. Игры и упражнения на аналитическое восприятие сложной формы и воссоздание ее из элементов

3 . Загадки, логические концовки

Февраль

1. Логические упражнения на поиск закономерностей («Продолжи ряд», « Что дальше», «Построй стенку», «Что начала, что потом» и т. п).

2 .Умозаключения по аналогии.

Март

1. Задачи на поиск недостающих фигур

2. Логические концовки, загадки с математическим содержанием.

3. Игра « Отгадай предмет», «Да-нет» и т. п.

Апрель

1. Кодирование, декодирование. Игровые задания: «Какого котенка подарили Кате», «Какую пуговиц потерял Рассеянный»,

«Кто где живет?», «Когда приедет мама» и т. п.

2. Схематизация и моделирование

Игровые задания «Всем ли девочкам хватит конфет»,

«Почему дети грустят и улыбаются?» и т. п.

Итоговая диагностика уровня развития предпосылок учебной деятельности у дошкольников.

3.6. Формы работы с семьей.

Всю работу по развитию у детей предпосылок учебной деятельности проводила в тесном сотрудничестве с родителями.

На первом этапе с родителями была проведена консультация «Психологическая готовность ребенка к школе?»,

Далее проводились родительские собрания на тему «Развивающие игры для дошкольников» с их демонстрацией, консультации «Роль игры в развитии предпосылок учебной деятельности у дошкольников», «Виды логических игр и упражнений».

Родителям представляла мастер - класс по организации развивающих игр и игровых упражнений.

3.7. Результаты итоговой диагностики.

Вся работа по развитию у дошкольников предпосылок учебной деятельности длилась

на протяжении двух лет.

Дидактические игры, игровые упражнения активно включались в образовательную деятельность как часть занятия, в форме умственной разминки, в совместной деятельности, в форме КВН,

интеллектуальных игр и турниров.

К концу подготовительной группы с высоким уровнем мыслительных операций выявлено 93% детей, средний уровень отмечен у 7%; высокий уровень произвольности отмечен у 50% , средний - 50%; высокий уровень развития коммуникативных навыков отмечен у 62%, средний - 38%.

Таким образом, активное использование развивающих игр и игровых упражнений в образовательной деятельности с дошкольниками позволило сформировать у детей предпосылки учебной деятельности. Воспитанники активны и любознательны, проявляют инициативу и самостоятельность, умеют анализировать, сравнивать и обобщать, устанавливать причинно - следственные связи. Дети принимают поставленную перед ними задачу, продумывают и находят не только способы действия для ее решения, но и варианты их выполнения. Дети научились использовать модели и схемы при решении разных игровых и учебных задач.

Воспитанники подчиняют свои действия правилу, умеют взаимодействовать друг с другом.

Все эти достижения помогут детям быть успешными в школе, а процесс учебы и сама школьная жизнь приносила им радость и удовлетворение.

Литература:

Безруких, к школе. . - М.: Дрофа, 2007.

Анищенко, формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. Текст. / О. М Анищенко. 1979. - № 5.

Безруких, ли ребенок к школе? Текст. / . М.: Издат. центр Вентана-Граф, 2005.

Давыдов, В. В., Маркова учебной деятельности школьников. Текст. /, . Вопросы психологии. -1981.-№6.

Подготовка детей к школе в детском саду./, Буре P. C. и др. Текст. /Под. ред. , . М.: Педагогика.

Подготовка детей к школе. Текст. /Под ред. A. B. Запорожца, . М.: Просвещение, 1990.

Учебная деятельность должна увлекать ребят, прино­сить радость, давать удовлетворение. Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются важными моти­вами человеческой деятельности, выражают осознанную направленность личности, положительно влияют на все психические процессы и функции, активизируют способ­ности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъем всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учеб­ной деятельности дошкольников.

Нельзя считать убедительными взгляды тех, кто счи­тает, что учебная деятельность ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга, от­ветственности, дисциплинированности. Конечно, эти ка­чества необходимо воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребенка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен быть. Важно помнить, что у детей еще очень слабо развиты произвольное внимание и произвольное запоминание, не­обходимые для того, чтобы учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребенка.

Если ребенок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут фор­мальными, так как доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, остаются мертвым грузом, не пригодным к применению. Такое обучение не будет способствовать раз­витию пытливого творческого ума. К. Д. Ушинский считал, что «ученье, взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов. Таким образом, воспитание познавательных интересов и потреб­ностей является первой предпосылкой формирования учебной деятельности.

Обобщение исследований педагогов и психологов по­зволяет выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

1. Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал вопросы проблемного характера.



2. Учебная деятельность должна быть разнообраз­на. Однообразный материал и однообразные методы его преподнесения очень быстро вызывают у детей скуку.

3. Необходимо понимание нужности и важности пре­подносимого материала.

4. Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети усвоили раньше.

5. Ни слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Учебные задания, предлагаемые дошкольникам, должны быть трудными, но посильными.

6. Важно положительно оценивать все успехи ребят. Положительная оценка стимулирует познавательную ак­тивность.

7. Учебный материал должен быть ярким и эмоцио­нальным.

Итак, воспитание познавательных интересов - важ­нейшая составная часть воспитания личности ребенка, его духовного мира. И от того, насколько правильно ре­шен этот вопрос, во многом зависит успешность органи­зации учебной деятельности дошкольников.

Рассматривая предпосылки учебной деятельности, советская психология опирается на положения о содержа­нии и структуре учебной деятельности, выдвинутые Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым. С точки зрения этих ученых, учебной является такая деятельность, в ходе которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических задач. Усвоение и воспроизве­дение детьми этих способов выступает в качестве основ­ной учебной цели. Д.Б. Эльконин отмечает, что учебная деятельность не тождественна усвоению. Знания, умения и навыки ребенок может получать и вне этой деятель­ности, например в игре, в труде. Однако только в усло­виях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Доказано, что развитие учебной деятельности детей возможно прежде всего на основе осознанного вычлене­ния ребенком способа действий. Поэтому второй пред­посылкой учебной деятельности в ее развитом виде вы­ступает овладение дошкольниками общими способами дей­ствий, т. е. такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять новые связи и отношения.

Методика обучения детей умению овладевать способа­ми действий разрабатывалась А. П. Усовой и ее сотруд­никами. Интерес к способам выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой, составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспита­теля; работать по его указаниям; способность отделять свои действия от действий других детей; развивать конт­роль за своими действиями и словами и т. д.

Учебная деятельность - вид познавательной деятель­ности самого ребенка. Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для ее формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкции педа­гога, они воспринимают от него способ действий для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определенного типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности дошкольников является самостоятельное на­хождение способов решения практических и познаватель­ных задач.

Исследования Н. Н. Поддьякова, Л. И. Берцфаи, Н. В. Морозовой, Г. И. Минской, А. Н. Давидчук пока­зывают, что дети дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия, но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в дошколь­ном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дошкольники начинают осмысливать свои действия и их результаты, т. е. осозна­вать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формиро­вания у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Как отмечает Г. И. Минская, дети пытаются исполь­зовать усвоенный способ в новых, уже измененных усло­виях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе, с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической дея­тельности ряд сходных, но не тождественных задач, ребенок приходит к определенному обобщению, что поз­воляет ему переносить найденный способ в новые, изменен­ные условия.

Данные А. Н. Давидчук свидетельствуют о том, что в условиях экспериментального обучения, направленного на формирование общих способов решения определенного круга конкретно-практических задач, у детей вырабаты­вается умение более рационально анализировать условия новой задачи и самостоятельно находить способы ее ре­шения.

Четвертой предпосылкой учебной деятельности, кото­рая должна быть сформирована у дошкольников, является обучение детей контролю за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляет­ся на основе образца действий, то без сопоставления ре­ально производимого ребенком действия с образцом, т. е. без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого-педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятель­ности рационально начинать с формирования умений конт­ролировать и оценивать свои действия.

Исследования Н. Н. Поддьякова и Т. Г. Максимовой показали, что старшие дошкольники могут не только нахо­дить рассогласование между заданными и получен­ными результатами, но и определять его величину и напра­вление, а затем на этой основе успешно осуществлять коррекцию своего действия. Это говорит о том, что у детей дошкольного возраста стихийно складываются элемен­тарные контрольные действия. Задача же воспитателя - целенаправленно обучать детей действиям контроля.

Помимо общей направленности контрольные действия имеют особую функцию, которая определяется целями и содержанием той деятельности, внутри которой они складываются. Для развития предпосылок учебной дея­тельности необходим особый тип контроля, связанный с формированием умений самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием раз­вития этого контроля являются специальные методы обучения детей приемам сопоставления полученных резуль­татов с заданным способом действий.

Итак, рассмотрев вопрос об основных предпосылках учебной деятельности дошкольников, можно назвать основные компоненты этой деятельности: принятие зада­чи; выбор путей и средств для ее осуществления и следо­вание им; контроль, самоконтроль и самопроверка; личностный (мотивационный) компонент. Сюда относятся мотивы, побуждающие дошкольников овладевать учебной деятельностью, включая познавательные интересы.

Структура учебной деятельности определяется не толь­ко ее компонентами, но и их взаимосвязью, которая при­дает ей целостный характер.

1. Воспитание познавательных и интересов и потребностей. Именно они являются важными мотивами деятельности, выражают направленность личности, активизируют способности. Учебная деятельность должна увлекать детей, приносить радость, давать удовлетворение. Для развития познавательных интересов необходимо: создавать условия для активных действий; вовлекать в процесс самостоятельного поиска (экспериментирование, моделирование); ставить вопросы проблемного характера; разнообразить учебную деятельность; показывать ребёнку нужность, важность учебного материала («личный смысл»); предлагать задания трудные, но посильные; планировать достижение результата; положительно оценивать, предлагать эмоциональный учебный материал.

Таким образом, развитие познавательных интересов связано с повышением любознательности, с содержанием обучения, которое включает в себя овладение ребёнком учебных знаний, с появлением желания учиться, с осознанием значения учебных занятий, с развитием познавательной активности.

2. Овладение общими способами действий такими способами, которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач, выделять связи и отношения.

Основы учебных действий формируются в процессе специально организованных занятий (к концу старшего дошкольного возраста).

Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; понимать смысл и понимать учебную задачу, отличать её от практических, жизненных ситуаций; руководствоваться указаниями педагога при выполнении учебного задания; использовать средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и др.); способность отделять свои действия от действий других детей; моделировать выделенные отношения; осуществлять самоконтроль деятельности и её результатов; оценивать их, исходя из критериев, заданных педагогом.

А.П. Усова выделила три уровня развития у детей учебных умений и действия контроля и соответственно три уровня овладения учебной деятельностью . Чем ха­рактеризуется каждый из них?

К первому (высокому) уровню были отнесены дети, которые активно применяли даваемые им указа­ния в своей работе на занятиях, спрашивали о том, что непонятно, могли правильно, исходя из критериев, да­ваемых педагогом, оценивать как свою работу, так и ра­боту товарищей. У этой группы детей не наблюдалось механического подражания другим детям.

Для второго уровня характерно, что все призна­ки овладения детьми учебной деятельностью еще не­стойки. Но вместе с тем они уже могут обучаться, хотя и возможны всякие отклонения и возвраты на более низ­кий уровень учебной деятельности.

К третьему уровню были отнесены дети, характе­ризующиеся чисто внешней дисциплинированностью на занятии, но без каких-либо признаков владения учебной деятельностью.

Уровни развития учебной деятельности детей (по А. П. Усовой)

I II III
1. Слушают указания, постоянно удержи­вают их в созна­нии 1. Слушают указания, условно придер­живаются их в работе 1. Слушают указа­ния, но как бы не слышат их
2. Руководствуются ими в работе 2. Самоконтроль не­устойчив, осущес­твляется через ра­боту других детей 2. Не руководству­ются ими в работе
3. В случае непони­мания задают воп­росы 3. При выполнении работы склонны к подражанию дру­гим детям 3. К оценке не чувст­вительны
4. Правильно оцени­вают работу дру­гих 4. Результаты ус­ловны, оценка и самооценка не сфор­мированы 4. Результата не дос­тигают
5. Правильно оцени­вают собственную работу
6. Достигают нуж­ных результатов

Предпосылки учебной деятельности.

Важно с самого раннего детства воспитывать у детей познавательные интересы, так как именно они являются

важными мотивами человеческой деятельности, выражают осознанную

направленность личности, положительно влияют на все психические

процессы и функции, активизируют способности. Испытывая интерес к какой-либо деятельности, человек не может оставаться безразличным и вялым. В состоянии интереса возникает подъём всех человеческих сил. Особо важно это учитывать при организации учебной деятельности детей.

Обухова Л.Ф. , Маркова А.К. считают, что учебная деятельность

ребят должна строиться не столько на интересе, сколько на чувстве долга,

ответственности, дисциплинированности. Конечно, эти качества необходимо

воспитывать, чтобы решить проблему формирования волевых качеств у ребёнка-дошкольника, но недостаточно только говорить, каким он должен

быть. Важно помнить, что у детей ещё очень слабо развиты произвольное

внимание и произвольное запоминание, необходимые для того, чтобы

учиться. Нужно учитывать и уровень работоспособности ребёнка.

Если ребёнок усваивает все то, что от него требуется, без интереса и увлечения, то знания его будут формальными, так как доказано, что знания,

усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным

отношением, остаются мёртвым грузом, не пригодным к применению. Такое

обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума.

К.Д. Ушинский считал, что « учение, взятое принуждением и силой воли,

едва ли будет способствовать созданию развитых умов». Таким образом,

воспитание познавательных интересов и потребностей является первой

предпосылкой формирования учебной деятельности.

Обобщение исследований Исаева Д.Н. , Коган В.Е. , позволяет

выделить основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению:

Учебная деятельность должна быть организована так, чтобы

ребёнок активно действовал, вовлекался в процесс

самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решал

вопросы проблемного характера;

Учебная деятельность должна быть разнообразна. Однообразный

материал и однообразные методы его преподнесения очень

быстро вызывают у детей скуку;

Необходимо понимание важности преподносимого материала;

Новый материал должен быть хорошо связан с тем, что дети

усвоили раньше;

Не слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает

интереса. Учебные задания, предлагаемые детям, должны

быть трудными, но посильными;

Важно положительно оценивать все успехи ребят, положительная

оценка стимулирует познавательную активность;

Учебный материал должен быть ярким и эмоционально

окрашенным.

Рассматривая предпосылки учебной деятельности, отечественные

психологи опираются на положение о содержании и структуре учебной

деятельности, выдвинутые Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым. С точки зрения этих учёных, учебной является такая деятельность, в ходе

которой дети овладевают системой научно-теоретических понятий и опирающихся на них общих способов решения конкретно-практических

задач. Усвоение и воспроизведение детьми этих способов выступает в качестве основной учебной цели. Д.Б. Эльконин отмечает, что учебная

деятельность не тождественна усвоению. Знания, умения и навыки ребёнок

может получать и вне этой деятельности, например, в игре, в труде. Однако

только в условиях учебной деятельности возможно усвоение системы теоретических понятий как формы общественного опыта.

Доказано, что развитие учебной деятельности возможно прежде всего на

основе осознанного вычленения ребёнком способа действий. Поэтому

второй предпосылкой учебной деятельности в её развитом виде выступает

овладение детьми общими способами действий, то есть такими способами,

которые позволяют решать ряд практических или познавательных задач,

выделять новые связи и отношения.

Методика обучения детей умению овладевать способами действий

разрабатывалась А.П. Усовой и её сотрудниками. Интерес к способам

выполнения заданий, по мнению А. П. Усовой, составляет психологическую основу учебной деятельности. Характерными чертами умения учиться являются: умение слушать и слышать воспитателя; работать по его указаниям - способность отделять свои действия от действий других детей; развивать контроль за своими действиями и словами.

Учебная деятельность – вид познавательной деятельности самого ребёнка.

Но одного умения работать по указаниям воспитателя недостаточно для её

формирования. В тех случаях, когда дети точно следуют инструкциям

педагога, они воспринимают от него способ действия для решения конкретно-практической задачи. Для решения же группы задач определённого типа нужно вначале усвоить общий способ действий.

Третьей, не менее важной предпосылкой учебной деятельности детей

является самостоятельное нахождение способов решения практических

и познавательных задач.

Психологические исследования Н.Н. Поддъякова показывают, что дети

дошкольного возраста выделяют не только практический результат действия,

но и те знания, умения, которые при этом усваиваются. Уже в данном возрасте при решении практических задач происходит переориентировка сознания детей с конечного результата на способы его достижения. Дети начинают осмысливать свои действия и их результаты, то есть осознавать тот путь, с помощью которого приобретаются новые знания. Такое осознание повышает успешность формирования у них новых познавательных действий, а вместе с этим и формирование новых, более сложных знаний.

Дети пытаются использовать усвоенный способ в новых, уже изменённых

условиях, в соответствии с которыми они изменяют конкретные формы его употребления, сохраняя вместе с тем общий принцип. Следовательно, решая в ходе практической деятельности ряд сходных, но нетождественных задач, ребёнок приходит к определённому обобщению, что позволяет ему переносить найденный способ в новые, изменённые условия.

Четвёртой предпосылкой учебной деятельности, которая должна быть сформирована у детей, является обучение детей контролю

за способом выполнения своих действий. Поскольку учебная деятельность осуществляется на основе образца действий, то без сопоставления реально производимого ребёнком действия с образцом, то есть без контроля, учебная деятельность лишается своего основного компонента.

Психолого – педагогические исследования последних лет дают основание считать, что подготовку к учебной деятельности рационально начинать с формирования умений контролировать и оценивать свои действия. У детей детского возраста стихийно складываются элементарные контрольные

действия. Задача педагога – целенаправленно обучать детей действиям

контроля. Помимо общей направленности контрольные действия имеют

особую функцию, которая определяется целями и содержанием той

деятельности, внутри которой они складываются.

Таким образом, воспитание познавательных интересов – важнейшая

составная часть воспитания личности ребёнка, его духовного мира. И от того,

насколько правильно решён этот вопрос, во многом зависит успешность

организации учебной деятельности детей, овладение детьми общими

способами действий составляет психологическую основу учебной

деятельности, самостоятельное нахождение способов решения практических

и познавательных задач повышает успешность формирования у детей новых

познавательных действий, формирования новых, более сложных знаний.

Для развития предпосылок учебной деятельности необходим особый тип

контроля, связанный с формированием умения самостоятельно определять и применять способы действий. Основным условием развития этого контроля

являются специальные методы обучения детей приёмам сопоставления

полученных результатов с заданным способом действий.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»