Что такое самостоятельность? Классный час на тему "Самостоятельность. Что значит быть самостоятельным". классный час (1 класс) на тему Легко быть самостоятельным и почему

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

На прошлом занятии речь шла о подростковом возрасте. Мы выяснили, какие особенности у подросткового возраста и как правильно воспринимать себя в этом возрасте.

Сегодня мы попробуем разобраться в вопросах: что такое самостоятельность; как это: быть самостоятельным?

Каждый из вас понимает самостоятельность по-своему. Кто-то скажет: «я сам (а) готовлю себе еду»; кто-то - «я сам (а) выбираю себе одежду для торжеств»; кто-то - «я сам (а) приводу в порядок свой внешний вид (глажу одежду, чищу ботинки и т.п.)», а для кого-то другие вещи. На основе этого самостоятельности мы можем дать следующее определение:

Самостоятельность - это способность человека самому решать то, кто он, и то, какой он.

Конечно же, самостоятельность - черта взрослого человека. И в период перехода из детской жизни во взрослую подростку кажется, что это необходимый атрибут, который подтверждает то, что он уже взрослый. Но чаще всего самостоятельность воспринимают как разрешение своеволия - «делаю то, что сам хочу». Давайте разберемся, так ли это на самом деле.

Задавая себе вопрос, для чего человеку нужна самостоятельность, можно прийти к выводу, что самостоятельность нужна для того, чтобы каждый из нас был отдельной личностью, индивидуальностью. Еще в детском возрасте наступает момент, когда ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, чтобы родители ему не мешали. Девочки могли пытаться приготовить какое-то блюдо без помощи взрослых, мальчики - вбить гвоздь или что-то смастерить.

Рис. 1. Первые проявления самостоятельности ()

Это первое проявление желания самовыразиться, сказать, что «я хочу, умею и могу что-то сделать сам, я такой же, как вы». Первая попытка могла быть не самой удачной, но с течением времени вы попробовали сделать то же несколько раз и обрели уверенность. И позже вам стали даже доверять определенные необходимые поручения: сделать покупки, убрать в собственной комнате, помыть посуду, присмотреть за младшими братом или сестрой, ухаживать за растениями или домашними животными. Важно в этом всем то, что самостоятельность - это уверенность в своих силах, в том, что вы знаете, как это делают, и вы умеете это делать. Когда к вам приходит уверенность в том, что вы можете что-то сделать, а главное хотите - это знак того, что вы стоите на пути к формированию себя как самостоятельного взрослого человека.

Часто в переходном возрасте подростки видят самостоятельность в том, чтобы отказываться от всего, что предложено старшими. Например, в вопросе, что надеть на праздник, мнение ваших родителей и ваше собственное может кардинально отличаться. К примеру, мама предлагает вам нарядные, по ее мнению, вещи, а вы считаете, что они не соответствуют вашему возрасту и вашим интересам, не выражают вашу индивидуальность.

Рис. 2. Одна из попыток самовыразиться ()

То же касается стрижки: раньше вас не волновала ваша стрижка, а теперь появились предпочтения. Такие маленькие изменения происходят во многих сферах. Иногда они особо не заметны и являются естественными, а иногда могут приводить к нехорошим последствиям.

Это происходит тогда, когда возникает подмена понятий, когда в качестве самостоятельности рассматривают вседозволенность. На данном уроке мы не собираемся поучать вас или читать нравоучения. Вы сами прекрасно знаете, что курить, хулиганить, ругаться - нехорошо, а распитие алкогольных напитков еще и противозаконно. Мы вместе с вами хотим разобраться в понятии «самостоятельность» и его проявлениях. Конечно, некоторые взрослые люди ведут себя именно так и дают не очень хороший образец поведения, наследовать его - проще всего, ведь для этого не нужно много усилий. Плохое поведение и вообще все плохое почему-то гораздо лучше запоминается и кажется более ярким. Так, например, придуманные самостоятельно смешные стишки запоминаются с первого раза, тогда как стихи великих поэтов приходится подолгу учить; негативные герои фильмов всегда запоминаются очень хорошо и позиционируют себя ярче положительных персонажей.

Рис. 3. Джокер из фильма «Бэтмен. Черный рыцарь» ()

Но все же в фильме мы ожидаем хорошего финала, ждем того, чтобы добро восторжествовало. К этому стоит стремиться и в жизни. Если на действие в фильме мы повлиять не можем, то наша жизнь полностью в наших руках. Сейчас, в подростковом возрасте, к примеру, вы можете начать курить, попробовать спиртное, начать хулиганить, использовать нецензурную лексику и пр., при этом, возможно, к вам придет упоительное чувство свободы. Ведь раньше, в детстве, вы не могли этого делать, т.к. не имели такой возможности и были слабы физически.

Ложные проявления самостоятельности

Теперь вы не боитесь совершать определенные поступки, и от этого появляется чувство весомости своих действий, самостоятельности собственной личности. Но следует понимать, что это не совсем так, ведь вседозволенность по отношению к себе может привести к плохим последствиям. Такой путь ведет не к самостоятельности личности, а к тому, что человек становится отрицательным. Наверняка, вы сами можете вспомнить подобные примеры. Грубое копирование не самых удачных моделей поведения может привести к плачевным последствиям.

Рис. 6. Подростки в исправительной колонии

Если вы глубже начнете задумываться над тем, что является свободой для человека, вы поймете, что на самом деле свобода - это самоограничение. Свободный человек сам себя ограничивает и в этом его свобода: он вправе выбирать, что нужно ему, что не нужно. В умении себя ограничивать заключается сила воли человека, сила его характера: «Я не курю, потому что не хочу вредить своему здоровью», «Я не употребляю спиртных напитков, потому что это слабость».

Задумайтесь над тем, что такое подлинная самостоятельность. Это не очень удачные модели поведения, которые вы можете примерять на себя, или это процесс взросления и становления личности, когда вы сами в состоянии отвечать за собственные поступки, процесс самовоспитания себя как личности и полноценного члена общества. Мы с вами уже говорили о том, что личность формируется на протяжении всей жизни и это тяжелый труд. Воспитание самостоятельности не менее важный и тяжелый процесс. Не идите по легкому, неправильному пути.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Просвещение, 2004. ().

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с. ().

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание 6 класс / Под ред. Бордовского Г.А., 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. Дрофа, 2013.

1. Ответьте на вопрос на стр.32. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Просвещение.

2. Расскажите о том, что вы умеете делать самостоятельно.

3. * Нарисуйте иилюстрацию на тему «Моя самостоятельность», объясните, что вы имеливвиду.

Наступает время, когда каждый родитель приучает своего ребёнка самостоятельно есть, пить, одеваться, чистить зубы. Казалось бы, такие простые и обыденные вещи, которые каждый ребёнок рано или поздно научиться делать. Но самостоятельность заключается не только в обыкновенных физических навыках. Чтобы воспитать в ребенке самостоятельность , необходимо также уделять особое внимание и воспитанию волевой самостоятельности. Чтобы малыш мог принимать правильные решения в своей жизни и не боялся сделать ошибку.

Задача родителей- научить своего карапуза делать осознанный выбор. Приучить ребенка к самостоятельности следует с ранних лет, ведь именно в этот период формируется личность человека. В этой статье мы поговорим о том, как научить ребенка самостоятельности , какие бывают стили воспитания, какие ошибки допускают родители.

Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.

Самостоятельность — это не только физические навыки и умения, самостоятельность — это образ жизни, умение делать правильный выбор, решать задачи, нести ответственность за свои действия, не зависеть от мнения других людей.

Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:

  • необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
  • Развивать у своего крохи инициативность
  • Развивать критическое мышление, особенно у подростков
  • Воспитывать чувство ответственности

Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.

Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

Почему дети не самостоятельные. Как это начинается

Определённо, каждые родители желают своим детям только лучшего, заботятся о них, пытаются оградить малыша от всяких неудач, некоторые дают им чрезмерную опеку практически во всем. Такие родители боятся, что, проявив самостоятельность, ребёнок может совершить ошибку. Конечно, намного быстрее накормить свое чадо, пока он еще сам с трудом доносит ложку с кашей до рта, одеть его, убрать за него игрушки. Но таким образом родители пресекают всякую его инициативу. В результате чего некоторые дети вырастают безинициативными и беспомощными людьми.

Ещё один вариант-слишком строгие родители. В этом случае малыш просто боится сделать что-то самостоятельно, вдруг у него не получится или сделает неправильно, что может огорчить его маму или папу. Выход для него только один — не проявлять инициативы, чтобы не нести никакой ответственности за свои действия.

Наилучшее время для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста начинается с возраста 2-3 лет. Именно в этот период малыши начинают становится наиболее инициативными. Наблюдая за окружающими, им хочется самим выполнять какие-либо действия. Наступает так называемый период «я сам».

В этом возрасте малыш начинает осознавать, что он является личностью, отдельной от мамы и папы, проверяет свою самостоятельность, на что он сам способен, при этом наблюдая за реакцией взрослых.

Очень важно позволять малышу быть самостоятельным, не нужно все делать за него. Но это не означает, что маленькому человечку нужно все разрешать. Такой подход может навредить, либо покалечить ребёнка. Родителям важно быть рядом, поддерживать кроху, помогать и объяснять.

Стили воспитания

50 лет назад психолог Диана Баумринд высказала мнение о том, что воспитание в семье строится на таких основных качествах, как отзывчивость и требовательность. Благодаря различным комбинированиям этих качеств появляются различные типы воспитания. Несмотря на это, всего лишь один из них позволяет воспитать у малыша адекватное чувство ответственности, при этом не нанося вреда для его личности.

Авторитарный стиль

Родители, которые воспитывают своих детей по такому типу, очень требовательны к своему крохе. Особое внимание они уделяют правилам и контролю. Они прекрасно понимают, как правильно и неправильно, что может быть разрешено и запрещено, что вредно, а что полезно. Родители убеждены, что только строгие правила способны уберечь их чадо от различных неудач. В случае, если малыш делает что-то не по правилам, его обязательно следует наказать, иначе он «сядет на шею».

В данном типе воспитания сочетаются высокая требовательность и низкая отзывчивость. Специалисты в сфере психологии утверждают, что такие дети вырастают людьми трудолюбивыми, но не уверенные в себе, безынициативными, с довольно низкой самооценкой. Дети авторитарных родителей не способны принять решение, они полагаются на мнение более авторитетного человеке.

Потакающий стиль

Родители, которые воспитывают своих детей согласно потакающему стилю, всегда прислушиваются к пожеланиям крохи и идут на встречу. Они верят, что различные запреты или наказания давно не актуальны и такие методики в воспитании устарели.

Чаще всего такие родители сами в детстве не получали достаточно заботы от своих родных. И таким образом они пытаются восполнить недостаток родительской ласки. К примеру, взрослые могут помнить, что их отец или мать были достаточно холодны к своему ребёнку, и они думают: «я буду воспитывать своего малыша иначе» . Потакающие родители желают показать своему крохе, что они не только мама и папа, но и его друзья.

В данном стиле приоритетом является высокая отзывчивость. Требовательность здесь минимальна. Потакающий стиль воспитания не является правильным, поскольку родители, которые отказались от наказаний за проступки малыша, рискуют вырастить эгоистичного, самовлюблённого человека, который будет считать, что ему все должны, а его желания должны исполняться сию минуту.

Демократический стиль

Наиболее приемлемый тип воспитания — демократический. Здесь равномерно сочетаются требовательность и отзывчивость. Демократические родители умеют слышать своего малыша, принимают во внимание его мнение. В то же время они могут применить наказание за определённое поведение и поступки (например, когда ребёнок обижает другого, некорректно себя ведёт). Такие родители всегда могут объяснить малышу, что именно их огорчило, почему последовало наказание или запрет. Взаимоотношения всегда строятся на разговоре.

Демократичные родители отличаются от авторитарных тем, что первые всегда дают ребёнку некую свободу в рамках разумного. К примеру, родители, воспитывающие детей демократичным стилем скажут малышу: «ты можешь посмотреть мультики, но сначала убери свои игрушки» . Такие дети учатся правильно воспринимать границы и нести ответственность за свои поступки.

В действительности, стили воспитания родителей могут отличаться. Например, папа строгий, а мама довольно мягко относится к своему малышу. Родителям важно придти к одному определенному типу воспитания. Только в этом случае, карапуз начнёт осознавать, что можно делать, а что — нет. Не забывайте о том, что малыш должен знать, что его слышат и его мнение также важно.


Как не нужно воспитывать самостоятельность у ребёнка

Научить ребенка быть самостоятельным на самом деле не так трудно, как кажется. Часто мамы и папы, желая помочь своему крохе, мешают адекватному развитию его личности. Конечно, когда малышу год-два, он ещё не в состоянии сам себя полностью обслужить, и родители ещё многие годы будут опекать и поддерживать своего ребёнка. Но это не означает, что родители должны принимать всегда за него решение и выполнять какую-либо работу.

Типичные ошибки родителей в воспитании самостоятельного ребёнка

  1. Повелительный тон . В этом случае в комнате у малыша будет всегда чисто, но не из-за того, что он сам этого хочет, а потому что он просто боится пойти против воли родителей. В данном случае взрослые не дают права выбора, не учитывают мнение крохи.
  2. Подмена понятий. Здесь родители всячески выгораживают ребёнка: «не хочешь убирать за собой игрушки? Ничего страшного, ты наверное просто немного устал». Подмена понятий мешает формироваться чувству осознанности. А без этого невозможно воспитать самостоятельность.
  3. Помощь из сочувствия. Ребёнок до последнего не берётся за уроки? Мамы или папы хотят помочь своему чаду, потому что он ещё такой маленький и ему хочется поиграть. В этом случае ребёнок не научится нести ответственность.
  4. Насмешки. В основном, ребёнок раннего возраста ещё не способен выполнять какие-либо просьбы взрослых также хорошо, как сами родители. Он ещё не набрался достаточного опыта или ловкости. Ни в коем случае нельзя насмехаться или шутить, даже по-доброму, над результатами его деятельности. В противном случае, малыш может потерять веру в себя и не захочет больше проявлять инициативу.

Как воспитать самостоятельного ребенка

Занимаясь развитием самостоятельности у детей раннего возраста , родителям необходимо запастись терпением. Ведь иногда проще взять и покормить малыша, убрать за него игрушки и т.д., тем самым препятствуя его собственной инициативе. Только от родителей зависит, насколько самостоятельным, независимым и ответственным вырастит карапуз.

  1. Позволяйте малышу делать самостоятельный выбор . Не нужно все решать за ребёнка, предоставьте ему выбор: «сегодня пойдём гулять в парк или на детскую площадку?», «что будешь на завтрак: омлет или запеканку?», «какую кофточку оденем: зеленую или синюю?». Таким образом, малыш учится думать и принимать решение.
  2. Просите помощь у ребёнка, доверяйте несложные дела по дому. Например, помочь разобрать сумку с продуктами, выбросить ненужный мусор во время уборки. Всегда хвалите ребёнка, даже если результат вас не совсем устроил. Малыш будет знать, что мама ценит его помощь, и ему снова захочется помочь.
  3. Позвольте малышу заниматься исследованием, получать опыт. Ребёнок может разобрать новую игрушку не потому что хочет сломать её, ему интересно, как она устроена. Старайтесь избавиться от таких слов, как «не трожь!», «не бегай!», «не прыгай!» .
  4. Ребёнку постарше поручите выполнять ежедневные обязанности , например, поливать цветы или менять воду для кошки или собаки. Первое время его нужно будет контролировать и напоминать. Не забывайте поощрять малыша, а когда приходят гости, рассказывайте, какой у вас ответственный и самостоятельный ребёнок и, что благодаря ему, у вас на подоконнике растут такие красивые цветы.
  5. Не нужно делать за малыша то, что он сам уже умеет. Если ребёнок уже может держать ложку и доносить до рта, позвольте ему самостоятельно есть.
  6. Учите ребёнка, показывайте на собственном примере. Сначала покажите, как заправлять свою постель, потом сделайте вместе, а уже после дайте малышу делать это самостоятельно.
  7. Позвольте ребёнку совершать ошибки. После завтрака предложите своему крохе помыть за собой тарелку. И неважно, насколько качественно он это сделает. Не критикуйте, наоборот, похвалите его, а сами, пока малыш увлечён игрой, помойте как следует.
  8. Думайте над каждыми своими запретами. Конечно, есть необходимые запреты для безопасности малыша (переходить дорогу в неположенном месте, объедаться сладостями), но иногда слово «нельзя» родители произносят для своего же удобства. Ведь проще запретить малышу трогать швабру, чем показать, как правильно мыть пол.
  9. Помогайте, когда ребёнок просит. Научите малыша, чтобы в случае, когда он самостоятельно не в силах что-то сделать, просил вас о помощи. Но это не должно выглядеть так, что ваше чадо не хочет убирать игрушки, потому что устал, и вы тут же начинаете заниматься уборкой. Нет, здесь помощь родителей совершенно не нужна. Ребёнку необходимо помогать, если действительно он не может справиться самостоятельно с какой-то задачей.
  10. Создайте условия для самостоятельного занятия или игр. К примеру, . Если ребёнок уже достаточно взрослый, ему необязательно лепить, рисовать, либо делать аппликации под присмотром взрослого. И не забывайте о свободе выбора, пусть малыш сам решит, хочет ли он сегодня лепить или рисовать. Учите ребенка самостоятельно находить себе занятия.
  11. Просите у ребёнка совета или мнения. Когда малыш был ещё совсем маленький, родители все решали за него. Если придерживаться такого поведения и дальше, то ребёнок привыкает к тому, что за него могут решить любую проблему. А если вы советуетесь со своим ребёнком, он чувствует свою значимость.
  12. Верьте в своего ребенка . Если вы поддерживаете малыша, верите в его силы, то впоследствии это даст огромный успех в воспитании самостоятельности. Хвалите, говорите ему. что у него все получится, спрашивайте. нужна ли ему ваша помощь.
  13. Постарайтесь избегать гиперопеки. Не нужно постоянно водить ребенка за руку, запрещать быстро ездить на велосипеде и так далее. Тем самым вы подавляете его инициативу и у малыша может развиться не совсем адекватная самооценка.
  14. Подавайте правильный пример. Ведь малыши всегда копируют поведение близких. Если вы никогда не моете посуду после принятия пищи, то и ребенок, вероятней всего, никогда этого делать не будет.

Подводя итоги, можно сказать, что самое главное для воспитания самостоятельного ребёнка — это просто не мешать ему и не делать за него то, что он сам может, а только показывать и направлять. Не нужно искать оправдания в нехватки времени (легче малыша накормить или одеть), или что малыш ещё совсем маленький. Тем самым родители постепенно с каждым разом все больше и больше препятствуют развитию самостоятельности и инициативности малыша.

Лишить самостоятельности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. самостоятельность независимость, автономность; самостийность, самобытность, нетрадиционность, единоличность,… … Словарь синонимов

самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Большая психологическая энциклопедия

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Англ. self dependence; нем. Selbstandigkeit. Независимость, склонная полагаться скорее на себя, чем на других, и не искать поддержки у других. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

самостоятельность - чего и в чем. Самостоятельность взглядов (во взглядах). Он нередко демонстрировал самостоятельность суждений (в суждениях) … Словарь управления

Самостоятельность - положительное духовно нравственное качество личности, проявляющееся в инициативности, критичности, саморегуляции, чувстве личной ответственности за себя и свою деятельность, в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

самостоятельность - полная самостоятельность … Словарь русской идиоматики

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - 1. Вообще – характеристика любой системы, когда во всех ее отдельных частях проявляется или отражается модель всеобщей совместимости всех ее компонентов. Когда рассматривается такая система, как опросник или тест, используется термин внутренняя… … Толковый словарь по психологии

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность м поведение. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Эта… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

самостоятельность - savarankiškumas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Esminė asmenybės savybė, leidžianti protingai pasirinkti veiklos ir bendravimo tikslus, priemones ir būdus, aktyviai ir produktyviai veikti. Tai vienas iš savaveiksmiškumo bruožų, rodančių… … Enciklopedinis edukologijos žodynas

Книги

  • Внутренняя самостоятельность Финляндии , Р. Даниельсон. Внутренняя самостоятельность Финляндии. Ответ на новые нападки. Автор Рихард Даниельсон. Перевод. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1892 года (издательство "Борго,…
  • Самостоятельность судебной власти , Коллектив авторов. Сборник содержит доклады участников научной конференции, а также иные материалы, анализирующие научное наследие Веры Ивановны Анишиной, темы и проблемы, которые звучали в ее трудах и… электронная книга

Иногда бывают такие ситуации, когда ребенок уже подрос, но он не умеет без помощи матери совершать элементарные действия: заправлять постель, одеваться, собирать портфель, мыться. Самостоятельность – это важное качество, без которого человеку в современном мире существовать крайне тяжело. Чем раньше ребенок научится быть самостоятельным, тем легче в будущем будет ему и его родителям. Поэтому важно приучить малыша к самостоятельности.

Почему важно быть самостоятельным

Многие простые действия, на которые родители не обращают должного внимания, стимулируют развитие головного мозга, мелкой моторики. К примеру, это происходит, когда малыш сам застегивает рубашку, завязывает шнурки. Рано приученные к самостоятельности дети становятся организованными, дисциплинированными и успешными взрослыми людьми, умеющими нести ответственность за свои действия, принимать решения, рассчитывать только на себя. Когда ребенок решает те или иные задачи, не прося родителей ему помочь, он становится уверенным в себе , с большей охотой проявляет инициативу и развивается, как личность.

Мысль «я сам» у малыша впервые появляется в возрасте 2-3 лет. В этот период он активно исследует поведение окружающих, копирует их действия, стремясь самостоятельно их воспроизвести и понять. Со временем подобное рвение исчезает, поэтому важно начинать учить ребенка быть самостоятельным с 2 лет.

Самостоятельным ребенка можно назвать тогда, когда он может сам решать ежедневные бытовые задачи, преодолевать некоторые трудности без помощи взрослых. Ребенок должен уметь сам себя обслуживать и проявлять заботу к окружающим вещам (чистить зубы, убирать за собой грязную посуду, одеваться, наводить порядок в детской, поливать цветы). Ребенок должен быть знаком с настоящими предметами быта. Для приучения к самостоятельности игрушки не подходят. В первые несколько раз лучше всего выполнять действие вместе со своим чадом, к примеру, мыть посуду. Как только родители убедятся в том, что ребенок освоился, необходимо дать ему свободу действий. Это поможет ему создать свой стиль поведения, а не повторять за взрослыми постоянно.

Чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным, он должен ощущать, что его мнение имеет значение для родителей и других членов семьи. Важно принимать решения, касающиеся его лично, посоветовавшись с ним и услышав его мнение. К примеру, можно спросить у ребенка, что он хочет съесть на завтрак: омлет, кашу или чай с бутербродом? Малыш поймет, как важно иметь свое мнение и быть независимым.

Ошибки родителей

Родители совершают ошибки, которые не только мешают малышу стать самостоятельным, но и порождают множество комплексов и страхов. Не следует постоянно исправлять ребенка. Он должен научиться сам находить свои ошибки и исправлять их. Ребенок, которого часто исправляют, становится зависимым от мнения взрослых и нуждающимся в их одобрении.

Многие родители не дают своему чаду возможность стать самостоятельным. Они мешают ему проявлять инициативу. К примеру, если ребенок хочет сам помыть голову, родители сопротивляются, уверенные в том, что взрослым лучше знать, как правильно настраивать температуру и массировать голову. Пусть ребенок на первых порах будет ошибаться. Это совершенно нормально, главное, что у него будет свой опыт. Задача родителей – находиться рядом, следить, подбадривать и направлять, не забывая хвалить малыша за его маленькие успехи и инициативу.

Во-первых, самостоятельность – это признак наличия твердого характера, иметь который – а речь идет о мужчинах – весьма нелишне. Таких мужчин уважают окружающие, и самому обладателю такого характера есть, за что себя уважать.

Во-вторых, самостоятельность – это признак самодостаточности мужчины, и привычка быть верным самому себе. Славная, знаете ли, привычка. Опять-таки, уважительная во всех смыслах.

А в-третьих, самостоятельность – это независимость от внешних воздействий; нашептываний, наветов, чужих мнений, даже начальственного принуждения и способность обходиться без посторонней помощи. А еще это отсутствие нужды и желания просить какую-либо помощь. Поскольку если вам исполнят вашу просьбу, вы невольно становитесь должником этого человека. Обязанным ему. Какая уж после этого, к черту, самостоятельность.

Самостоятельность подразумевает инициативность, решительность и смелость. Это уже в-четвертых. Инициативным, решительным и смелым интереснее жить. И веселее. А еще таких любят девушки. Одни плюсы...

Резюмируя вышесказанное, самостоятельность – это черта, нет, свойство достойного и гордого человека. То есть человека, в частности, мужчины, находящегося ныне в страшном дефиците.

А что еще означает самостоятельность?

Умение и желание самому ставить цели в жизни. Выбирать их. А возможно, находить и самому, если это позволит Всеведущий. И следовать этим целям неукоснительно.

Возникают проблемы?

Самостоятельный человек решает их сам. За собственный счет, так сказать.

Самостоятельность – это свобода выбора. И способность самому оплачивать эту свободу. Поскольку все имеет свою цену, и чем дальше по жизни, тем выше цена. И еще самостоятельность – признак взрослости. И ответственности личной. За все, что происходит с тобой и вокруг тебя.

Самостоятельность – это самоконтроль. А не контроль со стороны. Если вас кто-то контролирует извне – вы не свободный человек. А значит, и не самостоятельный.

Что такое самоконтроль?

Ну, к примеру, вы очень сильно хотите вдарить мерзавцу по уху. Но не делаете этого, поскольку контролируете свои эмоции. Вы просто ударяете паскудника под дых, а когда он складывается пополам – добавляете ему по шее. Вот что такое самоконтроль.

Самостоятельность – это ответственность за собственный выбор. И готовность к цене за этот выбор. А она может быть ох, какой немалой. И если вы рассчитаетесь по предъявленной вам цене и останетесь на ногах – вы человек вполне самостоятельный.

Конечно, самостоятельный человек обеспечивает себя сам, а не выпрашивает на пиво или квартиру у родителей и родственников. Более того, он не разрешит содержать себя кому бы то ни было, как, к примеру, Гоша в исполнении Алексея Баталова из фильма «Москва слезам не верит». Самостоятельный человек не позволит жить за счет даже дорогого ему человека, и вывернется наизнанку, но сможет обеспечить и себя самого, и человека, который ему дорог.

И вообще, самостоятельный человек – это хорошо.

Несамостоятельный же – просто слабак...



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»