Занятия с детьми. Конспект занятия: «Что такое толерантность. Её границы» (старшая группа) Конспект занятия по толерантности в старшей группе

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Название:
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий,НОД,занятия психолога, в старшей группе

Должность: педагог-психолог
Место работы: МАДОУ Усадовский детский сад «Дубок»
Месторасположение: село Усады,Ступинский район,Московская область

Конспект занятия ко Дню толерантности «Толерантный домик»

Цель: Познакомить детей с понятием «толерантность»; развивать нравственно-значимые качества личности; воспитывать уважение друг к другу.
Оборудование :Плакат-домик для портретов, заготовки для составления портретов детей(шаблоны:голова,волосы),наборы восковых мелков (по количеству детей), клей, бабочки-сувениры разные по форме и цвету, запись «пробуждение природы»
Ход занятия
Толеранта Ой!Куда я попала? Я-Толеранта Я такая разная: то я грустная, то веселая,то я добрая, то я злая…..Я здесь, потому-что сегодня праздник-День толерантности! Знаете такой праздник? Сейчас расскажу…. Давайте только сначала поздороваемся… Какие вы все разные!Как здорово! Знаете, люди в разных странах здороваются по-разному! Попробуем поздороваться по разному:

Дети встают в две колонны, напротив друг друга:

Сложить руки на уровне груди и поклониться (Япония)
— Потереться носами – так здороваются в Новой Зеландии;
— Пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга – Великобритания (англичане);
— Показать язык – Тибет;
— Крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки – Россия;
.И разговариваем, ребята, мы тоже на разных языках. Французы – на французском, англичане – на …, украинцы – на …, таджики – на …Сколько национальностей – столько языков, обычаев, разных культур. Но разве не похожие на нас люди плохие? Разве мы можем не любить и не уважать их лишь за то, что они не похожи на нас?
Конечно нет, если человек не похож на нас цветом кожи, поведением – это не повод его не любить. Поэтому, ребята, и появился праздник, который назвали Всемирный день толерантности.
Вы слышали когда-нибудь такое слово? Знаете что оно означает? Давайте сегодня мы с вами и попробуем понять, что же такое толерантность.

Посмотрите друг на друга. Чем мы похожи?(люди,у нас есть руки, ноги, мы умеем говорить, думать..)

А что разное?(цвет глаз, волосы,кожи) У нас разные интересы, мы яркие, как бабочки на полянке: нет ни одной похожей- все мы порхаем на полянке и нам всем весело и дружно!, Хорошо жить вместе!

1) Давайте поиграем в игру «Узнаем, чем мы похожи!»(Нужно быстро решить и ответить, кто услышит то, что ему близко, нравится, встают и объединяются в одну группу,остальные сидят!

Кто любит шоколад? Кто любит танцевать?

Кто любит играть в машинки?

Кто любит играть в дочки-матери?

2) А теперь постараемся объединиться в одно целое! Игра «Веселая сороконожка!»

(дети сидят в одну линию, кладут руки соседям на плечи и по команде поднимают то левую, то правую ноги. «Сороконожка марширует!»

А теперь идем делать интересное, волшебное задание…

Столы стоят по кругу,в центре плакат-домик.

Составление портрета «Мы такие разные».(Дети выбирают форму, цвет лица, волосы, дорисовывают глаза, нос, рот).Каждый ребенок выбирает место для «своего» портрета в домике и прикрепляет его.

Создание коллективной работы. Вот у нас получился «Толерантный домик!»
Толеранта . Ребята, мы с вами сегодня хотели понять, что значит такое странное слово — толерантность
Правильно, толерантность — это любовь, доброта, радость, щедрость, удача, красота по отношению к другим людям.
Давайте будем любить друг друга, людей, проходящих мимо и совсем не похожих на нас, людей других национальностей, тогда и они ответят нам тем же, ведь за добро всегда платят добром, за любовь — любовью, за щедрость — щедростью.
А сейчас закроем глазки (звучит спокойная музыка)

Перед каждым ребенком появляются бабочки. Это ВАМ в награду,за то, что вы ДРУЖНЫЕ,ДОБРЫЕ!!! Посмотрите, все бабочки разные, как и мы с вами.

До свидания! Будьте толерантны!

"День толерантности"

Цель:

  1. знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»,
  2. воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,
  3. развитие коммуникативных навыков.

План занятия

Ребята, сегодня у нас праздник «День толерантности».

  • Что же это за слово такое – толерантность?
  • Какими чертами должен обладать толерантный человек?

Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

Надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

  • Как по другому мы можем назвать сегодняшний праздник? (День взаимопонимания, взаимодоверия.)
  • 16 ноября – Международный День Толерантности.)
  • А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)

А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.

И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

I. Упражнение. «Комплименты»

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает, что дети почувствовали во время упражнения.

  • Вам понравилось это упражнение?
  • Почему?
  • Что нового вы узнали друг о друге?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

II. Беседа в кругу.

Дети садятся в круг, вместе с воспитателем.

Часто люди, живущие рядом несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают, кто, чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.

III. Упражнение. «Волшебный микрофон»

Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса

  • Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
  • О чем вы мечтаете?
  • Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
  • Что нового вы узнали?
  • Что вас удивило, что понравилось?

IV. Упражнение. «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)
  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

V. Упражнение. «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы узнали где ваша группа?
  • Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

  • Почему никто не обращал на тебя внимания?
  • Как ты себя чувствовал?
  • Ребята почему вы не обращали на него внимания?
  • Хотели ли вы быть на месте вороны?
  • Тяжело ли быть не похожим на всех?
  • Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»

Дети рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Мама зовет меня ласково Вовочка, когда я пойду в школу, меня будут звать Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

VII. Итог занятия:

  • Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?
  • Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?
  • Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?
  • Как вы считаете, наш праздник удался?

К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника « День толерантности » не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

Итак толерантность это - уважение, взаимопонимание, доброта, доверие, взаимодоверия, терпимость, уважительно относиться друг к другу и др.

Молодцы! Посмотри солнышко засияло, оно улыбается и говорит нам:

- "Ребята будьте толерантны к друг другу! "


Конспект занятия

«День толерантности»

МОУ КНШ-Д/с №14

Воспитатель: Коробец Л.Г.

    Дать понятие о толерантности, толерантной личности.

    Воспитывать сочувствие и чувство ответственности за свои поступки.

    Способствовать воспитанию терпимого отношения к окружающим людям и созданию положительной эмоциональной атмосферы.

Пропедевтическая работа:

Посмотреть в классах (группах) мультфильм «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»

Разыграть сценки

Изготовить детские ладошки (нарисовать и вырезать из картона)

Выучить стихи,слова песни

Я приветствую гостей нашего мероприятия! Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. В начале я хотела бы рассказать вам одну легенду:

Старинная легенда

Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

Как ты уродлив, негр. Как будто весь сажей вымазан

Черный презрительно сощурился и сказал:

Как ты уродлив, белый.Как будто тебя всего обернули бумагой.

Спорили они, спорили, никак не могли придти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал белому:

    Посмотри, как красив твой черный брат. Он черен как южная ночь, и в ней, подобно звездам, сияют глаза его....Затем мудрец обратился к чернокожему:

    А ты, друг, посмотри как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег, что лежит на вершинах наших гор, а волосы его - цвета солнца.....

Негр и белый устыдились своего спора и помирились, а мудрец думал о будущем. И представилась ему такая картина....Кружатся в веселом хороводе, танцуя и распевая песни, белые, черные, желтые люди. С любовью смотрят он друг на друга. И перекрывает звуки музыки и песен чей то молодой голос:

    Как хорошо, что все мы разные! А то жить было бы так скучно.

Мы живем на Южном Урале, в Челябинской области, в г. Кыштыме. Наш край многонационален. Пройдитесь по улицам города и встретите представителей разных народностей.

История Южного Урала – это история всех народов, заселявших его территорию с глубокой древности. Южный Урал издревле служил своего рода коридором, по которому в далеком прошлом осуществлялось "великое переселение народов".

А вот коренным народом Южного Урала по праву можно считать башкиров. Первые исторические сведения о башкирах относятся к X веку.

Освоение Южного Урала русскими было положено в XVI в. Первыми поселенцами Южного Урала стали русские военнослужащие - дворяне, казаки, стрельцы. А чуть позже на Южном Урале появляются и другие народы: чуваши, мордва, мари, татары, украинцы.

- По последним данным в Челябинской области живет более 130 малых и больших народов. У каждого народа своя культура, свои традиции, обычаи, которые передаются из поколения в поколение и бережно хранятся.

Но в последнее время, в век такого великого прогресса, людям видимо стало жить скучно, как вы уже слышали из легенды. Люди хуже стали понимать друг друга. Всё чаще возникают войны.

Великие люди говорят так:

"Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди." (Б. Шоу)

Посмотрите сценку, Сила Улыбки»


Где-то в каком-то краю, с двух сторон широкой реки в двух поселках жили люди. Жили они там много лет,и все у них было как будто поровну. И река одна и та же, и земля плодородная, и леса с ягодами и грибами,и заботы похожие - как детей вырастить, как дом построить и сад посадить. Но только вот жили они как-то по-разному.
В одном поселке с одной стороны реки люди были веселые и жизнерадостные. Они часто улыбались и смеялись, и потому горести чаще обходили их стороной, а если когда-либо и случались, то все же легче переживались. Да и небо над этим поселком почти всегда было светлое и солнечное.
В другом же поселке на другой стороне реки люди почему-то были невеселые и сумрачные. Они никогда не улыбались. Похоже, они совсем забыли, что это такое - улыбаться. Эти люди часто плакались друг другу о своих неудачах и горестях и потому еще хуже переживали их. Все их горести, которые на самом деле, может быть, и не были такими страшными, переносились с трудом, и не было этим невзгодам и горестям ни конца, ни края. От бесконечных волнений и переживаний даже небо над поселком не переставало плакать и почти всегда было затянуто тучами. Вот такие дела!
Наверное, так бы и жили эти несчастные люди в хмуром и безрадостном поселке и по сей день, если б не произошел один замечательный случай. Дело в том, что в веселом и жизнерадостном поселке на другой стороне реки было столько улыбок, что они уже не помещались на всех лицах, а летали по воздуху, как бабочки. Но вполне понятно, что каждой улыбке хочется поселиться на каком-то лице и принести радость его обладателю. Вот и стали такие «бесхозные» улыбки улетать из поселка, чтобы поискать себе нового хозяина.
Как-то одна из улыбок, самая смелая и сильная перелетела через реку и оказалась в «невеселом» поселке. Но как она ни старалась приклеиться к какому-нибудь хмурому лицу, у нее из этого ничего не получалось. Люди смахивали ее с лиц, как нечто лишнее и неразумное. От такой неудачи Улыбка так расстроилась, что сама чуть не заплакала, но вовремя спохватилась. Ведь она-то как-никак Улыбка и должна быть всегда веселой и радостной! «Бесхозная» Улыбка хотела уже улететь с этого нерадостного поселка назад, но вдруг увидела маленького мальчика с совочком для бабочек, ловящего бабочек в саду. Решила Улыбка поиграть с ним. И случайно угодила к нему в сети. Мальчик обрадовался и радостно… улыбнулся!
Потом он побежал домой, улыбаясь и весело крича что-то своей маме. А мама, увидев своего улыбающегося малыша, сама тут же улыбнулась ему в ответ. Вот так и побежала Улыбка от одного лица к другому. И вскоре уже весь хмурый доселе поселок стал улыбчивым и веселым, как и его сосед. И небо над ним просветлело, а жизнь стала радостнее. Вот так яркая и живая Улыбка одного малыша спасла от хмурости и мрачности жизни многих людей.

Нам тоже хочется, что бы все люди улыбались и были счастливы.

По решению Генеральной Ассамблеи ООН был учрежден в 1996 году праздник День толерантности – 16 ноября.

Его создали для того, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия, терроризма и экстремизма. Эти явления пробуждают тревогу и заставляют правительства стран с ними бороться, а праздник – день толерантности им в этом помогает. Символом дня толерантности является радужный флаг.

Чтобы быть толерантным человеком нужно знать следующие правила:

Толерантность – это терпение…

1) Чужая вещь – не трогай!

2) Чужое время – не занимай!

3) Чужое чувство – не задевай!

4) Чужой мир – не вторгайся!

5) Чужой покой – не нарушай!

6) Чужое желание – уважай!

7) Чужая мысль – не торопись оспорить!

Вывод: Толерантность – это терпение

(Д. Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи.)

- Чего ради нам ненавидеть друг друга? Мы все заодно, живём на одной и той же планете, мы – экипаж одного корабля.

Игра №1 «Комплименты»

Каждый класс говорит другому классу комплименты.

Скажите, как вы думаете,какого человека называют интолерантным? (высказывания детей)

Действительно, слово интолерантный противоположно по значению слову толерантный. Сейчас мы попробуем разобраться какие черты характеризуют человека толерантного, а какие интолерантного.(На два фланелеграфа располагаются характеристики:

1.Человек, ктороый много знает о своих достоинствах и недостатках.

    Человек, который обычно чувствует себя в безопасности.

    Человек, который во всех бедах стремится обвинить окружающих.

    Человек, который считает, что происходящие события зависят от него.

    Человек, которому трудно жить в согласии как с самим собой, так и с другими людьми.

    Человек, который в проблемных ситуациях склонен винить себя а не окружающих.

    Человек, который делит мир на две части: черное и белое.

    Человек, который умеет посмеяться над собой.

    Человек, который не считается с чужим мнением

    Человек, который причиняет другим людям вред и совершает над ними насилие.

Толерантная личность (1,2,4,6,8)

Интолерантная личность(3,5,7,9,10)

Конечно деление людей на толерантных и интолерантных весьма условно, каждый человек в своей жизни совершает и толерантные и интолерантные поступки. Главное какие из них преобладают. Посмотрите несколько примеров и после обсудим их.

Э. Успенский “Рыжий”

Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжим, конопатым?
Но, однако с малых лет
Пареньку прохода нет,
И кричат ехидные ребята:
– Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой! –
А он дедушку не бил,
А он дедушку любил…

(Просмотр мультфильма “Рыжий” из цикла “Карусель”)

2. На огромной на планете очень разные есть дети:

Тихие и шумные, глупые и умные,
Есть худые, есть толстушки, молчуны и хохотушки.
Кто-то ростом невелик, кто-то слабый ученик.
У одних – большие ушки, у других – кругом веснушки.
Кто-то рыж, а кто-то бел, кто-то в играх неумел.
Ни над кем нельзя смеяться, никого нельзя дразнить.
Нужно очень постараться, словно братьев всех любить.
И тогда на белом свете так чудесно будет жить!

3. О.Григорьев. Яма

– Яму копал?
- Копал.
– В яму упал?
– Упал.
– В яме сидишь?
– Сижу.
– Лестницу ждешь?
– Жду.
– Яма сыра?
– Сыра.
– Как голова?
– Цела.
– Значит живой?
– Живой.
– Ну, я пошел домой!
– Какой чуткий и внимательный собеседник, не так ли?

4. П.Синявский. Штранная иштория

Встретил Жук в одном лесу
Симпатичную Осу:
– Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
– Увазаемый прохозый,
Ну, на сто з это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявите!
И красавица Оса
Улетела в небеса.
– Штранная гражданка…
Наверно, иноштранка… -
Жук с досады кренделями
По поляне носится:
– Это ж надо было так
Опроштоволоситься!
Как бы вновь не окажаться
В положении таком!
Нужно шрочно жаниматься
Иноштранным яжиком!

    Выскажите свое мнение об услышанном. Какое стихотворение вам очень приглянулось?

А сейчас мы с вами поиграем, улучши настроение себе и другим

Игра №2 «Аплодисменты »

Прошу встать всех тех, кто

Катается на роликах

Сочиняет стихи хорошо играет в футбол

Хорошо плавает

Хорошо танцует

Кто может о себе что то еще сказать

А мы поздравим его аплодисментами.

А теперь хочется услышать как ребята из дргуих классов поняли что такое толерантность. Дети читают стихи.

Дети читают стихи

1 учащийся
Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

2 учащийся

Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.

3 учащийся

Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступков низких!

4 учащийся

Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

5 учащийся

Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!

Ведущийся: Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. Надо раскрыть ему душу и слиться с ним, делая что-то здесь и сейчас, что сделает мир хоть капельку лучше и добрее. Тогда только вся планета станет твоей, ты поймешь ее тайны и поймешь самого себя.

Игра №3 «Доскажи пословицу»

Нет друга – ищи, а нашел -… (береги).

Не имей сто рублей, а имей … (сто друзей).

Дин за всех – и все … (за одного).

Дружба – как стекло: разобьёшь - … (не сложишь).

Один в поле (не воин)

Одна пчела меду (не натаскает)

Один за всех и все за (одного)

Дружно -не грузно, а врось (хоть брось)

Терпение даст (умение)

Не рой яму другому (сам упадешь)

Сам себя губит, кто других (не любит

Где лад, там и (клад)

Жизнь дана на добрые (дела)

Дети читают стихи.

Люди на свет

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить, Дружбу, Любовь. В своем сердце хранить!

Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почете!

Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

Аккуратный, чуткий, скромный, бережет природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе

мы сделаем толерантным наш мир.

Все люди разные,но при встречи они рады видеть друг друга и приветствуют разные народы по разному.

Игра №4 «Приветствие»

    сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);

    потереться носами (Новая Зеландия);

    пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);

    крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия);

    показать язык (Тибет);

    очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия).

Ведущий: К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Сейчас я предлагаю собрать цветок толерантности на лепестках написаны качества человека, а вы должны будете выбрать какие лепестки будут у цветка толерантности, а какие нет.

На лепестках бумажного цветка написаны человеческие качества:

    уважение мнения и прав других,

    доброжелательность,

    желание что-либо делать вместе (сотрудничество),

    уважение человеческого достоинства,

    чуткость, милосердие,

    сострадание,

    прощение,

    принятие другого таким, каким он есть,

    жестокость,

    неуважение,

  1. нетерпимость,

    пренебрежения,

  2. равнодушие

    агрессивность.

Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Все равно, какой ты национальности, какого цвета кожи. И в нашей школе учатся дети разной национальности.

Давайте встанем в один хоровод, соединим ладошки, запомним, что с сегодняшнего дня мы знаем, что такое толерантность. Будем сотрудничать, уважать друг друга, сострадать и жить в мире и согласии.

Дети выкладывают нарисованные ладошки в центре зала и идут по кругу исполняю песню.

«Песенка о друге»

Если с другом вышел в путь /2р.
Веселей дорога.
Без друзей меня чуть-чуть/2р.
А с друзьями много

Припев:
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной?

Там, где трудно одному /2р.
Если будет туго,
Где чего – то не пойму /2р.
Разберусь я с другом.

На медведя я, друзья, /2р.

Выйду без испуга.
Если с другом буду я /2р.
А медведь без друга.

– А если вы хотите прожить интересную и полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению и толерантному поведению.

“Правила толерантного общения и поведения”мы раздаем вам в классы. Запоминайте и выполняйте.

    Уважай собеседника.

    Старайся понять то, о чем говорят другие.

    Отстаивай свое мнение тактично.

    Ищи лучшие аргументы.

    Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

    Стремись учитывать интересы других.

    Поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.

    Будьте добрыми, внимательными, терпеливыми, умейте прощать.

    Будьте надёжными и честными, выполняйте свои обещания.

    Будьте щедрыми: не жадными, готовыми помочь.

1 Психолог заходит в группу и говорит: «Здравствуйте ребята, я к вам пришла в гости, но не одна, а с моим другом Капитошкой, он веселый и добрый, поэтому любит ходить в гости и знакомится (играть) с новыми детьми, он и нам поможет познакомится, он будет прыгать из руки руки и тот к кому в руки он прыгнет, произнесет свое имя, попробуем? Меня зовут Екатерина Владимировна…» ну вот мы с вами и познакомились. Ребята, а Капитошка шепнул мне, что ему очень понравились ваши красивые разные имена. А представьте, что было бы, если бы у нас было одно имя на всех?

3. Психолог: Вы все правильно говорите, если бы у нас у всех было бы одно имя, то мы просто бы путались: к кому обращаться, кого позвали? Как все таки здорово, что все мы разные и у нас разные неповторимые имена!

4.Психолог: Ребята, Капитошка хочет заглянуть в ваши глазки. А вы как думаете? Зачем ему это надо? Посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза, и Капитошка вместе с вами посмотрит, может там вы найдете подсказку. Что вы там увидели?

5.Психолог: ой, какие красивые ваши глазки такие выразительные, такие неповторимые и голубые, и зеленые, и карие. И это еще раз подчеркивает, что мы с вами разные и неповторимые, и таких на свете, как вы больше нет.

6.Психолог: вы все говорите правильно, если бы у вас были бы одинаковые глаза, то нам, наверное, было бы скучно и неинтересно жить. Ведь глаза- зеркало души. Именно по глазам можно увидеть, что чувствует человек, какое у него настроение. Как все таки здорово, что все мы разные и у нас такие разные красивые и неповторимые глаза!

7.Психолог: ребята, а Капитошка мне шепнул, что он хочет с вами поиграть. Он придумал очень интересную новую игру, я буду говорить фразу, если вы с ней согласны, то вам нужно будет поменяться местами, но помните, что меняться мы будем, не толкаясь, осторожно. Если вы готовы играть- улыбнитесь мне. Слушайте внимательно: «Сейчас поменяются местами те:

Кто чистит зубы по утрам;

Кто любит кататься на санках;

У кого есть домашнее животное;

Кто из вас жадный;

Кто из вас злой;

Кто добрый;

Кто любит смотреть мультфильмы.

8.Психолог я вижу, что вы очень дружные и внимательные. А я хочу вам сказать, что в жизни у каждого из нас есть право выбора, сделать добро или зло. Если мы выбираем зло, то должны расплачиваться болью и страданиями (показываю пиктограммы лиц с изображением горя и печали. Если выбираем добро, то все получается легко и быстро. (показываю пиктограмму с изображением веселого лица). А бывает в жизни так, что мы не выбираем на добро, ни зло? Стоим между ними посередине? Я сейчас вам предложу ситуации, а вы попытайтесь их себе представить.

Вы радуетесь, что рисунок у вас получился, а Васи, который безобразничал весь день, -нет. Какую эмоцию вы будете испытывать?

Вы обиделись на маму за то, что она не выполнила своего обещания, и перестали с ней разговаривать.

Вы ябедничаете воспитательнице на «плохих» детей.

Вы подрались с кем-то из группы потому, что он обижал малышей на прогулке.

9.Психолог: Предлагается по очереди складывать их в коробочку добрых дел, но при этом ребенок должен сказать, что хорошего он сегодня сделал или собирался сделать.

10.Психолог: Очень хорошо, что так много добрых поступков вы совершаете. Всегда приятно видеть ваше доброе отношение друг к другу. Но к сожалению, иногда совершаются и не очень хорошие поступки. Дети берут черные бумажные кляксы, психолог предлагает сложить их в мешок, при этом рассказать какие плохие поступки он совершил, а так же сложить в этот мешок отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть.

Ребята когда я пойду на улицу, то выброшу этот мешок.

Вывод. У каждого человека есть право выбора.

11.Психолог: А сейчас вас ждет сюрприз. Сейчас произойдет волшебство, вам нужно сделать ладоши лодочкой, закрыть глаза и не подсматривать. (песня «Где водятся волшебники»). А теперь загляните в свои ладошки, но никому не говорите, что у вас там. А сейчас раскройте ваши ладошки, как цветок раскрывается навстречу солнышку! Понравился наш сюрприз?

12.Психолог: Ребята, а какие у вас камушки? У нас у каждого разные камушки, они такие же разные, как и мы с вами разные и неповторимые.

13.Психолог: А сейчас я вам предлагаю продолжить волшебство, давайте все наши камушки положим в волшебную коробочку и посмотрим что произойдет. Помните, ребята, что камушки наши не простые, а волшебные и посмотрите, что же получилось?

14.Психолог: Это самый что ни наесть настоящий «цветок дружбы». Как вы думаете, почему наш «цветок дружбы» получился таким красивым? Правильно, потому что мы все вместе, дружно выложили этот цветок. Ребята, а как вы думаете, если бы у нас был один камушек, у нас получился такой цветок?

15.Психолог: Ребята, а Капитошка хочет показать свою картину, которую он выполнил со своими друзьями из камешек. Хотите посмотреть? Красивая? А почему у них получилась такая замечательная картина?

16.Психолог: Ребята, а мне Капитошка опять шепнул на ухо, что он придумал новую игру, но не простую, а волшебную, которая учит дарить нежность, заботу, любовь ласку, внимание и называется эта игра «Ручеек дружбы». Хотите поиграть? Для этого нам нужно встать в круг и каждый из нас превратится в капельку одного общего большого ручейка. Каждая капелька особенная, она течет медленно, по особенному руслу ручейка. А пока она течет, мы будем дарить ей всю свою нежность, любовь, внимание, заботу и ласку, не словами, а движениями, то есть будем гладить, ласково прикасаться, улыбаться, чтобы капельке было приятно, а чтобы нам было веселее.(звучит мелодия ручейка).

17.Психолог: Конечно, всем приятно, когда дарят любовь, нежность, заботу, внимание и ласку. Пока мы с вами играли в «Ручеек дружбы», Капитошка приготовил вам открытки, на которых предлагает нарисовать добрые пожелания друзей. А как можно изобразить добрые пожелания?

18.Психолог: Сейчас мы с Капитошкой предлагаем всем вам подойти к столу, взять карандаши, фломастеры и по одной открытке. На открытке вы будете рисовать пожелания своему товарищу, пожеланий может быть несколько. Находите для себя удобное место, а чтобы вам было веселее, я включу музыку. С окончанием музыки, закончится и ваша работа. Если вы готовы улыбнитесь нам с Капитошкой.

19.Психолог: А теперь ребята, я предлагаю обменяться вашими пожеланиями, но так чтобы у каждого оказалось по одной открытке. Обменялись. Вставайте в круг. Сейчас мы все вместе полюбуемся вашими пожеланиями! Посмотри Капитошка, какие разные пожелания у ребят, какие наши дети добрые и внимательные друг к другу, заботливые. Они очень дружные!

Скажите, что такое дружба?

Правильно, дружба- это близкие отношения, основанные на взаимной помощи, поддержке, уважении, выручке. А зачем нам с вами нужно дружить? Правильно, чтобы жизнь была веселее и легче.

Вывод: Друзья- это важно! Друзья- это сложно! Но счастливо жить одному невозможно!

20.Психолог: А на последок мы с Капитошкой решили оставить вам в подарок

« Цветок дружбы», который возможно натолкнет вас на новые интересные совместные дела.

Мы рады были с вами познакомится, Капитошке очень понравилось играть с вами, и у нас есть маленькая просьба: если вам понравилась наша встреча, то подарите нам с Капитошкой на память ваши улыбки! Всего доброго, до свидания!

Наши дети живут в обществе, открытом для новых технологий, культур и традиций. С раннего возраста закладывается в дошкольниках важнейшее нравственное качество - доброта. Подрастающему поколению необходимо привить желание быть добрым по отношению к каждому человеку на земле. Занятия по толерантности в детском саду в игровой форме открывают ребятам красоту мира в его разнообразии, многоголосии, многонациональности.

Значение занятий по воспитанию толерантности в детском саду

У детей предубеждений нет. Ты открыто и искренне улыбаешься - ты хороший человек. С тобой весело играть - ты замечательный друг. Ты рассказываешь интересные вещи и помогаешь мне узнавать новое - ты прекрасный воспитатель. Ребёнок стремится к общению. И он не делает никаких предположений о людях по их цвету кожи или разрезу глаз. Можно сказать, что дети по природе своей толерантны. Их взгляды формируются и претерпевают изменения под внешним воздействием (разговоры взрослых, высказывания по телевидению, бездумно повторяемые затем старшими ребятами). Воспитание чувства толерантности - одно из требований к современному педагогу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Ребёнок выбирает товарища для игры не по цвету кожи, а по общим интересам

Российская Федерация - многонациональное государство. В последние десятилетия усиливаются миграционные процессы в большинстве регионов. Группы в детских садах часто являются смешанными, то есть комплектуются детьми разных национальностей. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) закреплено положение о доступности образования для каждого ребёнка независимо от национальной принадлежности.

Интересный факт. На территории РФ проживают представители более 200 национальностей (этнических групп).

Все дети, независимо от национальной или языковой принадлежности, любят праздники

В современном мире актуально через работу образовательных организаций (детских садов, развивающих центров, школ). Но воспитание доброты, чуткости, терпимости начинается в семье. Деятельность педагогов в рамках духовно-нравственного развития раскрывается на занятиях в ДОУ, на консультациях и мастер-классах для родителей, в проведении праздничных мероприятий. Сейчас детям много говорят об их правах и порой забывают сделать акцент на том, что права и свободы имеет каждый член общества. Эти общечеловеческие истины об уважении личности в детском саду повторяются вместе с родителями.

Понятие толерантности шире национальной терпимости. Это доброе отношение человека к окружающим людям, чьи взгляды, религиозные убеждения, внешний вид отличаются от его собственных. Занятия по воспитанию толерантности в детском саду включают в себя вопросы национальных и культурных различий, привитие уважения к лицам разного возраста (как к пожилым людям, так и к малышам), принятие людей с ограниченными возможностями.

Толерантность - широкое понятие, а суть его - в добром отношении ко всем, кто отличается от тебя самого

Таблица: задачи занятий по толерантности в ДОУ

Вид задач На что направлены занятия
Образовательные
  • Формирование первоначальных представлений о материках и странах, о расах и народах;
  • формирование представлений о традициях некоторых народов (как правило, тех, чьими представителями являются воспитанники ДОУ): национальных праздниках, блюдах, играх, народных промыслах и ремёслах;
  • знакомство с особенностями искусства разных народов: музыкой, песнями, национальными костюмами, декоративно-прикладным искусством, танцем.
Развивающие
  • Развитие познавательного интереса у ребят;
  • развитие творческих способностей (в изготовлении поделок, рисовании плакатов, подготовке танцевальных и драматических номеров);
  • развитие речевых и коммуникативных способностей (через участие в беседах, подготовку сообщений, общение с приглашёнными гостями);
  • развитие всех видов внимания и памяти.
Воспитательные
  • Формирование представлений о правах и свободах личности;
  • воспитание уважительного отношения ко всем людям;
  • привитие терпимости к тем, кто отличается от других;
  • воспитание чувства эмпатии, желания помогать нуждающимся;
  • создание позитивного эмоционального фона в группе воспитанников.

В увлекательной игровой форме дошкольникам передаются знания о разных странах и народах

Приёмы воспитания толерантности у дошкольников

Воспитание доброго отношения к окружающим людям - часть образовательного процесса в ДОУ. Мероприятия по толерантности проводятся начиная с младших групп, воспитатель учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей при планировании занятий. Среди методических рекомендаций по воспитанию терпимости у дошкольников выделяют использование следующих приёмов:

  • доступная форма передачи или поиска информации:
    • познавательные беседы с детьми 2–4 лет,
    • эвристические беседы (самостоятельное решение проблем) в старших группах;
  • игровые приёмы:
    • дидактические игры («Придумай продолжение истории», «Как поступить по-доброму в ситуации…»),
    • сюжетно-ролевые игры («Путешествие в Африку/Азию/на Крайний Север», «В аэропорту», «Встречаем иностранных гостей»),
    • использование перчаточных кукол и других игрушек для проведения занятия (в младших группах),
    • создание игровых ситуаций на занятии («Полёт вокруг света»);
  • наглядность:
    • использование на занятии наглядных материалов: картинок, фотографий, плакатов, атласов и энциклопедий, глобусов,
    • посещение выставок (в краеведческом или историческом музее: экспозиции о малых народах);
  • интеграция образовательных областей (сочетание разных форм изучения материала):
    • музыка: прослушивание композиций, разучивание народных песен,
    • танец: просмотр выступлений народных ансамблей (видеозаписи), обучение характерным движениям национального танца,
    • продуктивное творчество: изготовление поделок.

Занятия по толерантности, как правило, интегрированные: дети беседуют, задают вопросы, изучают наглядные материалы и занимаются творчеством

Видео: мастер-класс «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов ДОУ иллюстрирует приёмы воспитания толерантности у дошкольников: изготовление поделок, танцевальная деятельность и музицирование в игровой форме. Ведущий мастер-класса говорит о воспитании толерантности через изучение исконно русского быта и погружение в народное творчество. Больше похоже на образовательную деятельность в рамках приобщения к русской народной культуре. Не упоминается в мастер-классе о знакомстве детей с другими народами и их особенностями. А толерантность возможно воспитать через понимание и принятие полифоничности мира.

Учитывая индивидуальный подход в воспитании детей, педагог продумывает для занятий по толерантности разноуровневые задания. Например, дидактические игры подбираются в соответствии с интеллектуальными способностями воспитанников. В средней группе можно провести игру с картинками, на которых изображены жизненные ситуации: на пешеходном переходе стоят мальчик и пожилой человек, в песочнице рядом с мальчиком плачет маленький ребёнок, девочка в национальном татарском костюме не решается присоединиться к хороводной пляске. Для ребят с низким уровнем логического мышления подготовлен второй комплект карточек: мальчик переводит дедушку через дорогу/мальчик идёт один, мальчик утешает малыша/мальчик играет один, участники хоровода объясняют девочке правила танца/хороводная пляска продолжается с новым рисунком танца. Дети получают задание - подобрать к карточкам первого комплекта правильные решения ситуаций. Ребята с достаточным уровнем интеллектуальных способностей придумывают, как детям на картинках поступить по-доброму, толерантно.

Подобным образом делятся задания творческие:

  • одни раскрашивают картинку с национальным костюмом, другие пробуют нарисовать на шаблоне узор в национальном стиле;
  • при инсценировке народной сказки роли распределяются в соответствии с умениями детей: способность выучить и выразительно исполнить текст (стишок), танцевальные сценки, песенные композиции, роли без слов с выразительной мимикой/пластикой.

Индивидуализация осуществляется в разработке заданий по интересам воспитанников. В среднем дошкольном возрасте происходит разделение предпочтений у девочек и мальчиков. Изучать костюмы, причёски, выпечку разных форм, народные игрушки и куклы увлекательно для девочек. Мальчиков можно заинтересовать национальным оружием, героическими сказками и легендами.

Девочки любят играть в куклы, наряжать их и причёсывать, для них стоит подготовить занятие о национальных игрушках

Занятия по воспитанию толерантности необходимо проводить в занимательной форме. Рассуждения воспитателя о терпимости к представителям разных народов, культур и вероисповеданий детям, скорее всего, будет непонятны и неинтересны. Следует помнить, что у дошкольников преобладает непроизвольные внимание и память. Дети концентрируют внимание на том, что удивляет и манит, о чём хочется узнать как можно больше. Яркие события, необычные занятия и весёлые игры откладываются в памяти ценным опытом. Способность к произвольному вниманию начинает формироваться в возрасте 6–7 лет. Поэтому занятия по толерантности в детском саду необходимо начинать с создания мотивации - стимулировать интерес дошкольников к последующей деятельности.

Важно, чтобы занятия по толерантности были интересны детям

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия по толерантности

Тип мотивирующего начала Тема занятия Возрастная группа Содержание
Изучение наглядного материала «Земля - наш общий дом» Старшая Почтальон приносит посылку на адрес группы, в ней ребята обнаруживают макет Земли. Воспитатель предлагает изучить его детям в течение нескольких минут, затем задаёт вопросы:
  • Ребята, из чего состоит макет? (Из земного шара, животных, растений и людей на нём).
  • Что поддерживает Землю на макете? (Руки людей/детей).
  • Какого цвета руки? (Белые/бежевые, коричневые, желтоватые).
  • Какого цвета кожа людей на макете? (Тоже разного, перечисляют).
  • Где на макете находится наша страна? (Показывают).
  • Одинаковые ли люди живут в России? (Нет).
«Разноцветные люди» Подготовительная В начале занятия дети рассматривают настенную карту мира (упрощённое издание для детей: обозначены океаны, материки, флаги некоторых стран). Воспитатель показывает ребятам коллаж из фотографий (рекомендуется закрепить снимки на магнитной доске), даёт коллективное задание распределить людей на группы по внешнему виду: подразумевается разделение на расы. Затем педагог распределяет фотографии на карте мира (представители европеоидной, монголоидной, негроидной рас) и просит ребят оценить, однородно ли население нашей планеты.
Создание сюрпризного момента «Здравствуй, друг!» Младшая В группу приходят гости в национальных костюмах. Это могут быть работники ДОУ, воспитанники старшей группы или куклы, которых озвучивает воспитатель. Гости здороваются с малышами, рассказывают, из каких стран они приехали, дают рассмотреть свои костюмы. Они сообщают, что хотят подружиться с ребятами и повеселиться: покажут танцы, научат своим играм.
«Хоровод дружбы народов» Средняя До занятия в спальне прячутся воспитанники подготовительной группы в национальных костюмах. После объявления темы занятия воспитатель включает аудиозапись «Мы весёлые друзья», заходят «гости» из разных стран. Они идут цепочкой, пританцовывая, выстраиваются в хоровод. Гости приветствуют ребят и сообщают, что сегодня во всём мире отмечается День толерантности. Воспитатель предлагает провести занятие в праздничной форме: послушать стихотворения о разных странах, потанцевать под национальные мелодии, позаниматься с народными игрушками.
Включение в игровую или проблемную ситуацию «Путешествие на остров Дружба» Младшая Воспитатель приветствует детей, обращает их внимание на то, как расставлены стульчики в комнате (стоят цепочкой). Звучит весёлая мелодия, воспитатель звонит в колокольчик и говорит: «Ребята! Колокольчик звучит непростой! Он сообщает об отправки паровозика со станции «Детский сад». Он поедет через весь мир - по подземным туннелям и воздушным мостам - к далёкому острову Дружба». Ребята выражают желание отправиться в путешествие и занимают места в воображаемом поезде.
«Путешествие в Китай» Старшая К ребятам приходит их давний знакомый - Мишка (младший воспитатель или другой работник ДОУ в костюме/маске медведя). Он встревожен, хватается за голову. Дети спрашивают у Мишки, что случилось. Сказочный герой рассказывает.
На днях Миша встретил на прогулке необычного медведя - белого с чёрными пятнами. Это Панда, родом из Китая. Мишка и Панда подружились, играли вместе и танцевали (герой показывает детям фотографию своего друга - панды). Но теперь он переживает, что ничего не знает о новом друге: где находится его страна, какие там живут люди, какую музыку слушают и что едят.
Воспитатель предлагает помочь Мишке и всем вместе узнать о китайской культуре и традициях.

Наглядность - одно из средств мотивации дошкольников, надо только правильно подобрать материал: для младших - картинки и игрушки, для старших - карты и фотографии

Планирование Недели толерантности в детском саду

Проведение Недели толерантности обсуждается и утверждается на педагогических советах, как правило, в 2 этапа:

  1. Озвучивание актуальных задач по воспитанию толерантности в детском саду, обсуждение даты начала Недели Толерантности, обозначение возможных мероприятий.
  2. Представление плана мероприятий (от воспитателей, социального педагога и психолога, музыкального и физкультурного руководителей) и утверждение программы Недели толерантности.

Традиционно Неделя толерантности проводится в детских садах и школах в ноябре - перед международным Днём толерантности (16 ноября).

Неделя толерантности в детском саду подразумевает проведение необычных занятий и мероприятий:

  • занятия в нетрадиционной форме (игровые, интегрированные), в том числе с использованием ИКТ (информационно-компьютерных технологий);
  • музыкальный праздник: дети готовят с музыкальным руководителем и педагогом по хореографии номера с национальными танцами и песнями;
  • краткосрочные проекты или итоговое мероприятие для долгосрочного проекта;
  • физкультурный досуг: день народных игр и подвижных забав;
  • конкурс рисунков, поделок, мотивационных плакатов;
  • мастер-классы для родителей.

В рамках Недели толерантности в ДОУ проводятся детско-родительские мероприятия

Таблица: пример планирования по Неделе толерантности

Дата Мероприятие Участники Ответственные, организаторы
12.10 Выполнение плакатов и стенгазет на тему «Дружба народов», размещение материалов в холле и рекреациях ДОУ. Дошкольники всех возрастов совместно с родителями и воспитателями. Воспитатели, старший воспитатель.
Интегрированное занятие «На огромной на планете очень разные есть дети». Воспитанники первой и второй младших групп. Воспитатели и музыкальный руководитель.
Консультация для родителей «Воспитание толерантности в современном обществе». Родители средней, старшей и подготовительной групп. Социальный педагог, психолог.
13.10 Совместная с родителями деятельность «Воспитание толерантности сказкой». Родители и дети средней и старшей групп. Воспитатели.
Физкультурный досуг «Подвижные народные игры». Младшие дошкольники. Физкультурный руководитель.
14.10 Просмотр презентации и мультфильма на тему «Что такое толерантность?». Воспитанники старшей и подготовительной групп. Старший воспитатель, психолог.
Музыкальный досуг «Танцы народов мира» (с мастер-классом). Родители и воспитанники младших и средней групп. Воспитатель, педагог по хореографии.
15.10 Физкультурный досуг «Спорт объединяет страны и народы». Воспитанники средней, старшей, подготовительной групп. Физкультурный руководитель.
Выставка-конкурс поделок и рисунков «Волшебная страна Толерантности». Все воспитанники ДОУ (младшие - совместно с родителями и коллективные работы). Воспитатели, руководитель художественного кружка.
16.10 Праздничный концерт, посвящённый Дню толерантности. Все воспитанники ДОУ. Музыкальный руководитель, старший воспитатель, руководитель театральной студии.

Праздничных мероприятий (концертов) может быть в планировании несколько - для младших воспитанников, средних и старших. Такая организация даёт возможность каждой группе проявить себя творчески и пригласить родителей в качестве зрителей.

Видео: праздник ко Дню толерантности в старшей группе

Самое интересное и захватывающее в концертах и праздниках на Неделе толерантности - возможность примерить национальные костюмы жителей далёких стран. Рекомендуется привлекать родителей к изготовлению атрибутов и элементов национальной одежды.

Разработка проекта по толерантности в ДОУ

Проект - форма организации познавательной активности детей, предполагающая разностороннее изучение какой-либо темы. Краткосрочный проект по формированию толерантности может проводиться в течение тематической недели в ноябре, а может быть проведён воспитателем во втором полугодии.

Требования к проведению проекта в детском саду:

  • формулировка темы и актуальных задач для её изучения;
  • определение форм изучения;
  • итоговая работа.

Во время проведения проекта с детьми 2–5 лет воспитатель озвучивает и фиксирует все данные. Старшие дошкольники побуждаются к самостоятельному продумыванию проекта, возможных способов изучения вопросов толерантности, выдвигают идеи для финального мероприятия.

Для младших и средних дошкольников итоговая работа может быть представлена как выставка рисунков на тему толерантности

В реализации проекта задействуют различные виды детской деятельности:

  • игровая:
    • проведение подвижных игр в спортивном зале и на прогулке,
    • самостоятельная деятельность в игровом уголке,
    • дидактические и настольные игры;
  • исследовательская: изучение тематических альбомов с картинками (для малышей), иллюстрированных энциклопедий, глобусов, карт, фотографий, макетов;
  • речевая:
    • чтение воспитателем стихотворений и рассказов о дружбе,
    • заучивание стишков, скороговорок, поговорок,
    • прослушивание народных сказок и преданий;
  • социально-коммуникативная:
    • проведение бесед о добре и дружбе,
    • экскурсии в музеи;
  • творческая:
    • инсценировка историй о дружбе и фольклорных сюжетов,
    • подготовка и проведение дефиле в национальных костюмах,
    • исполнение народных песен.

Разучивание стихотворений и песен - один из этапов проекта по толерантности

С воспитанниками 6–7 лет можно проводить индивидуальные проекты по формированию толерантности. Они будут актуальны для детей из смешанных семей или являющихся представителями иностранных государств. К проектной деятельности необходимо подключить родственников, чтобы ребёнок подготовил сообщение для группы о традициях в своей семье (а также показал фотографии, интересные предметы быта).

В одну группу (подготовительную) с моим сыном ходят двое мальчиков, чьи семьи приехали на работу в РФ из Вьетнама. Сын рассказывал, что в начале учебного года ребята приносили в группу фотоальбомы и рассказывали о жизни во Вьетнаме. К сожалению, родителям побывать на этом мероприятии не посчастливилось, но сын вечером поведал о неведомых (но вкусных) бань-бао, соломенных шляпах и вьетнамских игрушках-свистульках, которые можно есть. Воспитатель и родители подготовили это сообщение и знакомство группы с традициями восточной страны ко Дню независимости Вьетнама (2 сентября).

Актуальны коллективные поделки в рамках проекта по толерантности: они напоминают, что у нас равные возможности и вместе мы сделаем мир лучше

Примеры актуальных тем для проектов по воспитанию толерантности у дошкольников:

  • «Сказка учит жить»,
  • «Календарь народных примет»,
  • «Путешествуем по свету»,
  • «Как встречают Новый год в разных странах»,
  • «Как помочь ближнему».

В последнее время детские сады присоединяются к благотворительным акциям по сбору средств в пользу нуждающихся. Всё-таки детей рекомендуется приучать к подобной деятельности не сбором монеток. Можно объявить сбор игрушек и одежды для детских домов и больниц. Наш детский сад участвует в постоянном проекте «Добрые крышечки»: дети и родители собирают пластиковые крышечки от бутылок и пищевых пакетов, затем их забирают на переработку, а вырученные средства перечисляются в благотворительный фонд.

Сбор вторсырья на благотворительные нужды вдохновляет детей на добрые дела

Занятие по воспитанию толерантности в детском саду

Занятия по толерантности в детском саду проводятся в разных формах, объединяет их тематика - доброе отношение к ближним. В младших группах само слово «толерантность» в беседах с воспитанниками не звучит, с малышами говорят о дружбе, справедливом отношении к окружающим, добрых делах. Для детей 2–4 лет занятия чаще организуются интегрированные - с песнями, танцами, играми, простыми творческими заданиями. У старших дошкольников формируется способность к длительной концентрации внимания: они могут вдумчиво изучать фотоматериалы, карты. Уровень аналитических способностей позволяет детям 6–7 лет строить предположения и делать выводы. Поэтому в старшей и подготовительной группах теме толерантности посвящаются занятия НОД (непосредственно образовательной деятельности).

Проигрывание ситуаций, в которых необходимо помочь ближнему, воспитывает в детях эмпатию и доброту

Занятия по воспитанию толерантности проводятся нечасто, рекомендуется включать их в календарно-тематическое планирование несколько раз в учебном году (например, в ноябре, январе и апреле). Структурные элементы занятия подвижны: воспитатель планирует формы и порядок работы с учётом конкретной группы, чтобы занятие прошло результативно. Обязательный элемент - этап рефлексии в конце занятия. С ребятами необходимо подвести итоги (старшие делают это самостоятельно), предоставить возможность высказаться - что на занятии понравилось, на что оно вдохновляет, хочется ли узнавать о толерантности больше.

К сожалению, не все воспитатели включают занятия по формированию толерантности в рабочее планирование. В саду проводится ежегодно Неделя толерантности, но этого недостаточно. К теме национальной терпимости необходимо возвращаться регулярно в образовательном процессе - это условие современной жизни.

Игровое упражнение «Озеро доброты» учит детей способам релаксации и побуждает поразмышлять о добрых делах

Длительность занятия

По нормам СанПиН, временные рамки занятия по формированию толерантности такие же, как для занятия НОД:

  • первая и вторая младшие группы - не более 15 минут;
  • средняя группа - 20 минут;
  • старшая группа - 25 минут;
  • подготовительная группа - 25–30 минут.

Занятие со старшими дошкольниками длится 25 минут, за это время воспитанники могут нарисовать и представить коллективный плакат

Таблица: временной план занятия «Передай добро по кругу» в младшей группе

Таблица: временной план занятия «День в стране толерантности» в подготовительной группе

Продуктивное творчество - один из возможных элементов занятия по толерантности

Таблица: конспект занятия по воспитанию межнациональной толерантности «Разноцветные люди» (фрагмент)

Автор Давыденко О., воспитатель МБДОУ МО Д/с №82, г. Краснодар.
Программное содержание
  • Формировать у детей уважительное отношение к людям разных национальностей;
  • воспитывать благожелательное отношение ко всем народам земли;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • расширить представления об окружающем мире и разных странах;
  • развивать логическое мышление.
Оборудование и материалы
  • Глобус,
  • фотовыставка,
  • иллюстрации для игры.
Ход занятия В.: Какие страны вы знаете? В какой стране живём мы с вами? Значит, мы… (Ответы детей).
На земле живёт много людей. Они все разные и в то же время похожи друг на друга. Чем похожи все люди на Земле? Чем отличаются люди друг от друга? Почему вы не путаете свою маму, папу и других родственников с разными людьми? (Ответы детей).
А ещё люди отличаются по цвету кожи, волосам, разрезу глаз. Такие различия называются расовыми признаками. На земле живут люди разных рас.
Воспитатель обращает внимание детей на фото человека с белой кожей.
В.: Он похож на нас? Какой цвет кожи? (Белый). Такие люди живут в Европе, частях Азии, Австралии.
Есть люди, у которых кожа жёлтая. Это люди, живущие в Японии, Китае, Корее и других азиатских странах. <…>
Есть люди, у которых тёмная кожа, чернокожие. Эти люди живут в жаркой Африке. <…>
Большинство людей одной национальности живёт в одном месте, в одной стране.
Наша группа многонациональна. (Воспитатель предлагает детям назвать свою национальность и рассказать четверостишие на родном языке).
Все дети похожи друг на друга. Главное сходство между детьми разных стран в том, что они любят играть, веселиться, любят своих родителей, друзей.
Игра с мячом.
  • Россия - россияне.
  • Украина - украинцы.
  • Англия - англичане.
  • Америка - американцы.

Игра «Найди отличия».
В.: Вот задание, посмотрите на свои картинки. Разложите их на две стопки, определив главное отличие. (Картинки надо заранее подобрать таким образом, чтобы на них были представлены люди с разным цветом кожи. Но отличительным признаком было что-то другое, например, настроение). <…>
Дети выполняют задание и объясняют, почему так.
Воспитатель делает вывод, что ребята при выполнении задания обращали внимание не на цвет кожи, а на занятия, интересы. Дети могут быть в чём-то похожи и чем-то отличаться, национальность здесь ни при чём.

Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/raznocvetnye-lyudi.html

Дидактическая игра «Найди отличия» позволяет детям увидеть, что люди разных национальностей могут иметь общие интересы и увлечения

Приведённое в качестве примера занятие можно обогатить включением в середине познавательной беседы физкультминутки (на тему дружбы). Отсутствует этап рефлексии - это минус разработки. Выводы в конце занятия воспитатель делает исключительно к дидактической игре «Найди отличия», а не к проделанной работе в целом. Занятие спланировано для детей старшего дошкольного возраста, а значит, они могли высказать в завершение свои впечатления и пожелания.

Открытое занятие по воспитанию толерантности

  • Комфортные условия для воспитанников: для них это будет обычное занятие. С детьми нельзя репетировать ход занятия, заучивать ответы на вопросы беседы.
  • Предварительная работа с детьми приветствуется: изготовление плакатов, атрибутов для игрового задания, разучивание песни или стишков.
  • Воспитатель готовит подробный конспект занятия: актуальность темы, задачи, материалы, план НОД.
  • На занятие приглашаются методисты, воспитатели из других ДОУ, родители.
  • Самоанализ. После завершения занятия дети отправляются на прогулку или в группу (с младшим воспитателем, например), а проводивший открытое мероприятие педагог выступает с кратким сообщением. Он анализирует, были ли реализованы поставленные задачи, соответствовали ли приёмы и формы работы способностям детей, как можно улучшить занятие.

Картотека тем для открытого занятия по толерантности:

  • «Новогодняя кругосветка»,
  • «Песня шагает по планете»,
  • «Каким мы видим общество будущего?»,
  • Образование - высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность - учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»