Состав числа 10 подготовительная группа конспект занятия. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Хлеб. вариант «Поймай рыбок»

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Математика – наука сложная, в старшем дошкольном возрасте содержание знаний усложняется, и нам, педагогам, приходится думать, как преподнести тот или иной материал для дошкольников. Причем сделать это так, что бы им было, не только понятно, но и интересно. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте - игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме. Я уже рассказывала в своем блоге о дидактических играх, которые я использую не только на занятиях, но и в индивидуальной работе. Сегодня хочу рассказать еще о некоторых.

Игры на состав чисел.

Цель: Совершенствовать знания о составе изученных чисел. Формировать умение представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности) .

Состав числа мы начинаем изучать в старшей группе. Материал для деток сложный, но игровые приёмы помогают успешно справиться с этой задачей. Состав числа – это два меньших числа для одного числа. Вот несколько вариантов дидактических игр. Многие идеи заимствовала у вас, дорогие коллеги.

1 вариант «Прищепки».

Понадобятся карточки с цифрами от 1 до 10 и прищепки. Если «1» - одна прищепка и так далее. Например, карточка с числом «3». Крепим к карточке три прищепки, а теперь показываем, что три может состоять из 1 и еще 2 прищепок (если прикрепить их противоположно друг другу). Прищепки можно поменять на скрепки. И моторика развивается, и математические знания!

2 вариант «Весы»

Можно играть в весы, которые с двумя чашечками. На одну чашечку ставим гирю с цифрой 5, например. Чтобы уравновесить, на вторую чашку нужно поставить 2 и 3. Но весы обычно быстро ломают, да и не купишь на каждого ребенка. Поэтому обычные весы я использую только на первом этапе ознакомления с игрой, а потом переходим на бумажные.

По фотографиям становиться понятно, как можно усложнять содержание данной игры по мере знакомства с ней.

3 вариант «Математический цветок»

(идея Екатерины Смирновой или Лидии Карпенко) .

4 вариант «Поймай рыбок»

(увидела у Татьяны Романевич) .

Помимо ознакомления с составом числа, в старшем дошкольном возрасте дети знакомятся с азами геометрии. Разобраться с многообразием линий им поможет следующая игра.

Игра «Такие разные линии»

Цель: Познакомить с основными геометрическими понятиями: точка, линия, луч, отрезок, угол. Учить различать ломаные, кривые линии, линии замкнутые и незамкнутые.

Вариант 1. Детям предлагается разделить все картинки на стопочки. В одну стопочку – незамкнутые, в другую замкнутые.

Вариант 2. Посели в домик. В этом домике живут ломаные линии, в этом прямые, а в этом кривые.

Вариант 3. Раздели карточки на 5 групп (лучи, отрезки, прямые, ломаные, кривые) .

И конечно, развитие математических представлений трудно представить без развития логики. С этой целью использую широко известные игры «Тангам» «Колумбово яйцо», «Волшебный круг».

Благодаря этим играм, и тем которые я уже описывала в рубрике моего блога «Дидактические игры», мне удается заинтересовывать детей математикой, делать познание увлекательным. Спасибо за внимание!

www.maam.ru

Методика ознакомления детей с составом числа

Методика ознакомления старших дошкольников с составом числа

В старшей группе начинают углублять представление о числе. Детей начинают, знакомят с составом из единиц чисел первого пятка. (5- это 1, 1, 1, 1 и еще 1) .

Для того чтобы подчеркнуть состав множества (из элементов) и на этой основе дать детям представление о составе числа (из единиц, подбирают такие совокупности, в которых каждый предмет отличается от других. Сначала используют предметы одного вида, отличающихся друг от друга либо окраской, либо размером, либо формой (наборы разноцветных флажков, матрешек, палочек разной длины и толщины, елочек, пирамидок разной высоты и т. п., позднее – предметы, объединенные одним родовым понятием (например, комплекты игрушек: посуда, мебель, одежда и т. п., а также плоскостные изображения предметов или предметные картинки.

Наряду с сюжетным используют и бессюжетный материал: модели геометрических фигур, полоски бумаги разной длины или ширины т. п.

Варианты заданий. Составить группу из однородных предметов, отличающихся качественными признаками (например, 1 карандаш красный, 1 карандаш зеленый, 1 карандаш синий - всего 3 карандаша) .

Составить группу из разных игрушек или вещей (1 кубик, 1 матрешка, 1 заяц, 1 погремушка – всего 4 игрушки) .

Составить группу из моделей геометрических фигур разного вида (1 квадрат, 1 круг, 1 прямоугольник, 1 треугольник – всего 4 фигуры) .

Подобрать указанное число картинок, на которых изображены предметы, объеденные родовым понятием (1 кофточка, 1 платье, 1 пальто – всего 3 предмета одежды) .

Выполнить указанное количество разных гимнастических упражнений (1 раз присел, 1 раз поднял руки вверх, 1 раз хлопнул в ладоши – всего выполнил 3 упражнения) .

Дети быстрее поймут количественное значение числа, если параллельно будет рассматриваться состав 2 чисел. Вначале все дети одновременно работают с одним и тем же раздаточным материалом, а позднее – с разным (например, одни составляют группу из 4 предметов мебели, другие одежды, третьи – посуды) .

Состав каждого числа иллюстрируют не менее чем на 2-3 видах предметов.

Дети непременно должны рассказывать, как составлена группа, по сколько в ней разных предметов и сколько их всего, называть и предметы, и их количество. («1 тарелка, 1 блюдце, 1 чашка – всего 3 предмета посуды».)

Конкретные вопросы («Сколько взяли красных карандашей? Сколько синих? Сколько всего у вас карандашей? ») постепенно подменяют общими, например: «По скольку ты взял разных игрушек? Сколько их всего? Кака получилось у тебя 4 игрушки? »

Чтобы дети использовали разные формулировки ответов, варьируются не только вопросы, но и порядок их постановки. Дети могут сказать, по скольку разных предметов, а потом назвать общее их число или сначала сказать, сколько всего, а затем – по скольку разных предметов.

Для обобщения знаний предлагают вопросы: «Сколько разных игрушек ты возьмешь, если я назову число 4? Сколько раз ты подпрыгнешь, если я назову число 3? »

Воспитатель дает задание подобрать указанное число игрушек (выполнить указанное число движений). Важно, чтобы общее и конкретное постоянно выступали в единстве друг с другом. Постепенно дети все более осознают количественное значение числа. Знание количественного состава чисел в пределах пятка позволяет им в подготовительной к школе группе усвоить приемы вычисления путем присчитывания и отсчитывания по единице чисел 2 и 3.

Для закрепления знаний о составе числа используют словесную игру «Назови 3 (четыре, пять) предмета! » Педагог предлагает детям назвать 2 (3, 4, 5) разных предмета мебели, одежды, головных уборов, посуды т. п., а также упражнение с включением элемента соревнования: «Кто быстрее назовет 3 (4, 5) головных убора? » и т. п.

У детей подготовительной к школе группы закрепляют знания о составе из единиц чисел первого пятка, они изучают состав из единиц чисел второго пятка, учатся устанавливать отношение между единицей и числом (6 – это 1, 1, 1, 1, 1 и еще 1) .

Как и в старшей группе, вначале показ состава числа из единиц осуществляют на конкретном материале. Используют приемы: составление группы из разных предметов или игрушек; составление группы из однородных предметов, отличающихся качественными признаками; составление группы из картинок, на которых изображены разные предметы, объединенные родовыми понятием (1 стул, 1 табуретка, 1 кресло, 1 секретер, 1шкаф, 1 буфет – всего 6 предметов мебели) .

В работе с детьми 6 -7 лет используют и новые приемы: зарисовка определенного числа разных игрушек или геометрических фигур. («Я нарисовал всего 5 фигур – 1 круг, 1 фигуру овальной формы, 1 квадрат, 1 прямоугольник, 1 треугольник».) ; распределение предметов по группам по одному из признаков, выделение каждой группы как единица счета и определение общего количества групп. («Всего 4 группы флажков: одна группа голубых флажков, еще одна – розовых, еще одна – желтых и еще одна – синих») .

Дети скорее поймут количественное значение чисел, если параллельно будут изучаться состав 2 – 3 чисел и чередоваться упражнения в составлении соответствующих количественных групп. Этому способствует организация действий детей одновременно с разным раздаточным материалом (так, у одних, например, группа составлена из 7 предметов мебели, у других – из 7 предметов посуды, у третьих – из 7 разновидностей овощей и т. д.) .

Выполнив задание, дети каждый раз рассказывают, как составили группу, по скольку у них разных предметов и сколько их всего. Шестилетним детям можно одновременно называть 2 числа и давать задания составить сразу 2 группы предметов, например, на верхней полоске карточки составить группу из 4 разных геометрических фигур, а на нижней – из 5. Воспитатель обращает внимание детей не только на количественный состав числа из единиц, но и на отношения между числами (на сколько одно число больше или меньше другого) .

Широко используют словесные упражнения без опоры на наглядный материал: «К белочке в гости пришли заяц, еж и медвежонок. Сколько гостей оказалось в домике у белочки? Сколько всего зверей в домике у белочки? По скольку оказалось разных зверей? », «В команду космического корабля вошли командир корабля, бортинженер, и врач. Сколько человек вошло в команду космического корабля? »

Постепенно дети начинают понимать, что каждое число содержит определенное количество единиц, они могут отвечать на вопросы: «Сколько единиц содержится в числе 7? ». Работу по этой теме проводят на 6 -7 специальных занятиях. На первых 3 из них изучают материал в первой части, а на последующих – во второй. Однако к теме надо периодически возвращаться в течении всего учебного года, и особенно тогда, когда дети будут осваивать приемы вычисления присчитыванием по 1.

www.maam.ru

Состав числа. Карточки и презентация.

Posted on by Антонина Алексеевна

Обучающие карточки и презентация «Состав числа» для учащихся 1 классов, хорошо подойдут в качестве наглядного материала при изучении темы «Состав чисел первого десятка».

На каждой карточке число и его состав в виде сложения различных предметов. К каждому числу изготовила карточки со всеми возможными вариантами состава данного числа.

Презентация «Состав числа» создана в программе Microsoft PowerPoint. Она аналогична карточкам. Если быть точнее, то это карточки созданы на основе презентации.

Но, презентация интереснее чем карточки тем, что второе слагаемое появляется с анимационным эффектом. При желании эффект анимации можно заменить или вообще удалить.

Карточки «Состав числа»

Чтобы скачать карточку щелкните на картинку и она увеличится (дождитесь загрузки) , затем щелкните еще раз и сохраните на свой компьютер.

Материал с сайта nachalo4ka.ru

Интерактивная презентация и карточки с аналогичным оформлением по теме «Состав чисел первого десятка. Числовые домики.»

Презентация и карточкиподойдут для уроков математикив 1 классеи для занятий с дошкольниками.

  • Закрытые окошки с составным слагаемым открываются по щелчку на любое окошко, в любом порядке.
  • Переход на следующий слайд по кнопке справа.
  • Состав чисел 3, 4, 5 – здесь объясняем, закрепляем и повторяем переместительный закон сложения (например, 2+1 и 1+2 одно и то же) .
  • Состав чисел от 4 до 10 представлен двумя вариантами слайдов. На одном слайде за закрытым окошком второе составное слагаемое, на другом слайде – первое составное слагаемое.
Презентация online

скачать презентацию

Карточки «Числовые домики»

Настранице размещены образцы карточек в уменьшенном размере, скачайте карточки архивом в полном размере по ссылке ниже. Для ознакомительного просмотра щелкаем на картинку правой кнопкой мыши, изображение увеличится.

В комплекте с карточками картинки закрытых окошек для вырезания. При индивидуальной работе закрытым окошком можно прикрыть окошко с числом.

Если Вам понравились презентация и карточки, кликните на социальные кнопки, поделитесь с друзьями. Это лучшая благодарность автору.

Подробней nachalo4ka.ru

Состав чисел для дошкольников - Математика и логика - Развитие ребенка с IQsha.ru

В возрасте 6-7 лет ребенка знакомят с составом чисел от 0 до 10 . Изучение состава числа поможет будущему школьнику легко освоить сложение и вычитание.

К этому возрасту ребенок знает наизусть прямой счет до 10, обратный счет в пределах 10, умеет пересчитывать и отсчитывать предметы, знает состав числа из единиц: понимает, что 3 - это 1 и 1 и 1. Все это говорит о том, что ваш ребенок готов к изучению состава чисел до 10 из двух меньших чисел.

Состав числа начинают изучать с опорой на наглядный материал. С помощью карандашей, орехов, конфет покажите ребенку все варианты состава чисел в пределах десяти. Например, число 6 - это 0 и 6, 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1, 6 и 0. Одно занятие посвящайте одному числу.

Пусть ребенок вначале отсчитает нужное число предметов, а затем распределит их по группам, применяя различные комбинации. Результаты своих вычислений ребенок может записывать в виде примеров.

Не забывайте, что самый лучший тренажер и помощник, который всегда с собой - это пальцы ребенка. В первое время с помощью пальцев можно и нужно находить правильный ответ. Но результатом изучения состава числа должен стать счет в уме. Ребенок предстоит научиться отвечать на вопросы: 8 - это 3 и? 5 это 2 и?

Как помочь ребенку запомнить состав чисел?

Маленькие хитрости

Расскажите, что любое число всегда состоит из единицы и предыдущего числа. Таким образом, если нужно определить состав числа 8, у ребенка уже готов один ответ: 8 - это 1 и 7. Соответственно, чтобы определить, сколько будет 8 минус 1, нужно от 8 отчитать 1 в обратном порядке, то есть назвать предыдущее число.

Познакомьте ребенка также с отсчетом 2. Чтобы ответить на вопрос: 8 - это 2 и сколько?, нужно сначала отсчитать 1 в обратном порядке, а потом еще 1.

Больше практики

Чтобы довести определение состава числа до автоматизма, решайте как можно больше примеров. Можно играть в игру: вы называете число, состав которого нужно определить, ребенок как можно быстрее показывает любое уместное количество пальцев, вы показываете оставшееся количество.

Потом меняетесь ролями. Эта игра также тренирует навык сравнения, ведь если вы назовете 4, ребенку нельзя показать 5 и более пальцев.

Автор - составитель: Алымова Елена Петровна , МБОУ ДОД дом детского творчества №1 им. В. Волошиной, педагог дополнительного образования, г. Наро - Фоминск Московская область.

Раздел : Формирование математических представлений, ознакомление с окружающим миром.

Класс (возраст): Подготовительная к школе группа, 6-7 лет.

Тип занятия : Изучение нового материала.

Цели:

Сформировать представление о числе 10: его образовании, составе, записи.

Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умение распознавать треугольники и четырехугольники.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с числом и цифрой 10, научить соотносить количество предметов с цифрой.

Развивающие:

Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношения к сверстникам, формирование самостоятельности.

Методическое оснащение занятия : Воробей (игрушка), тетрадь «Раз - ступенька, два - ступенька» Часть 2 Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, часть 2 на странице 52. №1, рисунки с изображением животных, наборы кружков.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Колокольчик наш звенит,

Нам ленится, не велит.

На занятие торопит нас -

Математика сейчас.

II. Основная часть занятия.

1.Введение в тему занятия.

Педагог: Угадайте загадку, и вы узнаете, кто к нам сегодня прилетел на занятие.

Эту птицу каждый знает,

В теплый край не улетает.

Эта птица - круглый год.

Во дворе у нас живет.

И чирикает она.

Громко с самого утра:

Просыпайтесь поскорей.

Всех торопит.

Дети: Воробей.

Педагог: К нам в гости прилетел воробей.

Педагог показывает картинку с изображением воробья.

Пальчиковая гимнастика с элементами кинезиологии.

Педагог: Ребята, давайте покормит нашего воробья.

Дети произносят слова.

Воробушек, воробушек.

Покушай наших зернышек. (Круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой).

Одно ржаное,

Второе овсяное,

Третье льняное,

Четвертое горчичное,

Пятое пшеничное. (Зажимаются по очереди пальчики).

Клюй, не робей!

Наш любимый воробей. (Кулак, ребро, ладонь).

Педагог: Ребята, а как вы думаете, где был воробей раньше, до того как прилетел к нам на занятие?

(дети высказывают свои предположения, педагог следит, чтобы ответы детей были полными).

2. Работа по теме занятия.

Педагог: Ребята, а давайте спросим у нашего волшебного зеркала. Оно у нас все всегда знает. Повторяйте вместе со мной волшебные слова (педагог смотрит в зеркало).

Свет наш зеркальце скажи.

Нам всю правду расскажи.

Воробья нам покажи.

Педагог показывает картинку с изображением зоопарка.

Педагог : Ой, ребята, куда мы попали?

Дети: В зоопарк.

Устный счет.

Педагог: Сегодня на занятии мы узнаем, какие животные живут в зоопарке. Познакомимся с числом 10.

Сейчас мы посчитаем всех зверей, а чтобы не сбиться со счета, каждый раз кладите на стол по одному кружочку.

Педагог берет в руки игрушечного воробья и читает стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?»

Где обедал воробей?..

В зоопарке, у зверей.

Пообедал я сперва,

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде.

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил.

Педагог читает стихотворение. Показывает картинки с изображением животных.

Педагог: Каких животных посетил воробей?

Ответы детей.

Педагог: Сколько всего животных?

Дети : Животных было 9.

Педагог : А самого воробья вы посчитали? Каким по счету стал воробей.

Дети : Десятым.

Педагог : Как получили число10? (9+1).

Запись числа 10.

Педагог: Ребята посмотрите внимательно, на число 10. Чем число 10 отличается от остальных чисел? (Работа в тетради «Раз - ступенька, два - ступенька» Часть 2 Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина, часть 2 на странице 52. №1).

Дети: При записи используем две цифры - 1 и 0. До сих пор для обозначения чисел мы пользовались одним значком. Но все значки закончились, можно использовать только те, что уже были. Десять обозначается двумя значками 1 и 0. Сейчас мы будем учиться писать с вами число 10. Чтобы наши пальчики красиво писали, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Животные»

За мамой слонихой шагает слоненок.

За медведицей топает медвежонок.

За лисою крадется лисенок.

За львицей шагает маленький львенок,

За волчицей крадется волчонок.

За зайчихой прыгает зайчонок.

За верблюдицей бежит верблюжонок.

За тигрицей крадется тигренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

Дети поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки.

Педагог: 1 состоит из двух «палочек», одна из которых меньше другой. Пишется цифра 1 безотрывно. Сначала пишется меньшая палочка.

Начинаем её писать немного выше центра клетки и ведем ее к верхнему правому углу клетки. Затем, не отрывая ручку от бумаги, пишем «основную наклонную палочку» от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.

Педагог:

Ноль катился по странице.

И не значил ничего.

Рядом встала единица.

Сделав десять из него.

Ноль встает за единицей.

Цифра 10 на странице.

0 состоит из одного элемента - большого овала.

Начинаем писать немного левее правого верхнего угла клетки. Линию ведем наклонно вниз, закругляем, касаясь середины нижней линии клетки, и ведем вверх, в правый угол клетки, закругляя к начальной форме.

Дети работаю в тетрадях.

Физкультминутка.

Педагог: Ой, ребята, посмотрите?

Животные делают зарядку.

Звери рано все встают.

На зарядку все идут. (Ходьба на месте, руки на поясе).

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо).

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращения головой).

Подметает хомка хатку. (Наклоны).

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять! (Приседания).

Лиса плечи поднимает, (Поднять плечи).

Лиса плечи опускает. (Опустить плечи).

Слоны до пяти считают,

Слоны гири поднимают. (Имитация поднимания гири, дети «поднимают гири», фиксируя счет так, чтобы на счет «пять» руки были подняты вверх).

Будем гири опускать!

Пять, четыре, три, два, один. («Опускание гири», фиксируя положение так, чтобы на счет «один» руки были опущены к плечам).

Формирование представлений о составе числа 10.

а) Знакомство с составом числа 10.

Педагог: Ребята, а как надо себя вести в зоопарке?

Ответы детей.

Педагог: Правила поведения в зоопарке за мной повторяйте:

НЕ кормите,

НЕ дразните,

НЕ пугайте животных,

НЕ бросайте ничего в животных.

НЕ заходите за ограждение,

НЕ прислоняйтесь к нему,

НЕ просовывайте руки.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

Педагог: Ребята, вы запомнили правила поведения в зоопарке.

Дети : Да.

Педагог : Кто-то пробежал?

Он подвижен, быстроног,

Целый день скакать бы мог.

С рыжей сумкой скок да скок,

В сумке маленький сынок,

Австралийскую жару.

Любит рыжий…

Дети: Кенгуру.

Педагог показывает картинку с изображением кенгуру.

Педагог: Посмотрите, какие длинные и сильные задние лапы у кенгуру. Передние лапы у кенгуру выполняют функцию защиты от врага, так как снабжены длинными когтями. Равновесие держать помогает длинный хвост, который может быть в длину до 100 см. У кенгуру крупные уши, которые помогают слышать хищников издалека. Завидев врага, кенгуру начинает топать ногами, предупреждая сородичей. Питается кенгуру только растительной пищей. Активны они днем. Кенгуру семейные животные. Их детеныши живут в сумках.

Педагог : А сейчас посмотрим, какое животное живет в вольере №2.

Кто живёт в морях холодных?

Среди айсбергов огромных?

У него усы, как ерш,

Не боится стужи…

Дети : Морж.

Педагог показывает картинку с изображением моржа.

Педагог : Морж обитает в морях Северного Ледовитого океана. Длина его тела достигает 4-5 метров. Весит он тонну и даже может достигать двух тонн, жира у моржа может быть до 300 кг. Кожа у него толстая, крепкая. Усы - густые, жесткие, а на морде два клыка. При помощи этих клыков морж защищается от врагов, нападает даже на белого медведя, а также пропахивает дно, вытаскивая ракушки, осьминогов, кальмаров, то есть небольших животных, которые живут в морской воде. Живут моржи стадом, во главе стада - опытный вожак. Этих животных сохранилось немного. Они занесены в Красную книгу, подлежат охране.

Педагог:

Мимо пролетела птица.

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Маленьких квакушек.

Дети : Журавль.

Педагог показывает картинку с изображением журавля.

Педагог:

По реке плывёт бревно —

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит...

Дети : Крокодил.

Татьяна Мирошникова
«Число десять». Конспект занятия в подготовительной группе

Программное содержание : закрепить представления о числе 10 , образовании, составе, записи; закрепить знания числового ряда : определение соседей и принципа образования последующего и предыдущего числа ; формировать умения в сериации и классификации, учитывая : цвет, форму, величину; развивать навыки счетной деятельности в пределах 10 с опорой на наглядность и без нее, развивать логическое мышление, внимание, память; воспитывать самостоятельность, умение объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога, умение слушать друг друга, усидчивость.

Материалы. Календарь «Дни недели» (7 гномиков по цветам радуги на специальной подставке, конторки - игровые «Чудолеты» , набор цифр от 1 до 10 на каждого ребенка, счетные палочки, «Цифроежки» по количеству детей, карточка - «зашумленные» изображения транспорта, набор геометрических фигур разной величины и формы на каждого ребенка, магнитная доска, 2 мольберта, конверты, а в них нули, простые карандаши в стаканчике, числовая прямая , магнитные цифры, деревянные цифры из набора.

Методические приемы :

1. Беседа о днях недели.

2. Математические упражнения.

3. Физминутка.

4. Заключительная часть.

Словарная работа : цифроежки, пульт.

Ход занятия.

I часть. Дети в группе становятся по краю ковра.

(На столах заранее разложены цифры от 1 до 9 и 1 по количеству детей в беспорядочном положении).

В. - Рада видеть вас кто пришел со мной заниматься. Ребята, какой день недели сегодня? Какого цвета гномик у нас сегодня в гостях? Д. - зеленого.

В. - А какой день недели был вчера? Будет завтра? Сегодняшний день недели какой по счету? Вчера, какой был по счету? Завтра, какой будет?

И так, как вы уже догадались, мы сейчас будем заниматься математикой. Вы согласны со мной?

II часть. Тогда наведем порядок с цифрами. Пройдите за столы займите свои места.

Составьте свой числовой ряд в прямом порядке, а затем составим свой числовой ряд в обратном порядке (от 1 до 9) . (Два человека работают у доски) .

Назовите соседей числа 2 , 4, 6, 8.

А).- Назовите число на 1 больше , чем 2, 5, 8.

Б).- Назовите число на 1 меньше , чем 3, 6, 9.

В. - Ребята, вы мне ничего не хотите сказать? С числовыми рядами непорядок !

Д. - В каждом числовом ряду не хватает цифры 0. В. - Наверное, вы плохо искали цифры. Садитесь красиво и слушайте. Далеко-далеко за морями и горами есть такая страна «Цифирия» . Живут там очень честные жители : математические знаки и цифры. Жили они поживали, очень часто ходили, друг к другу в гости к детям в детские сады. Им нравилось приобретать новых друзей. Цифры любили, когда дети узнавали и правильно называли их.

Недалеко проживала «Цифроежка» , она всячески мешала детям знакомиться с числами . Вот и у нас она побывала, посмотрите, что наделала, но наша няня С. И. успела ее сфотографировать. Вот она какая (показать изображение цифроежки) . Посмотрите, какой у нее хобот, смогла утащить только нули? Д. - Они ведь овальные, поэтому укатились.

В. - Покажите, губами форму нулей, покажите правой рукой, какой ноль, левой рукой. А как же без нуля? Ведь десять состоит , из каких двух значков? Д. - один и ноль.

В. - И цифры к нам пригласила, что же делать? Д. - Нужно вернуть ноль.

В. - Предлагаю побывать в этой сказочной стране. Как! Посмотрите на подсказку.

(Обращает внимание детей на разные виды транспорта) .

Как вы думаете, какой транспорт можно выбрать? Д. - самолет, машину, корабль, паровоз.

В. - Но ведь это сказочная страна туда не попадешь на этих видах транспорта. Поэтому я предлагаю построить сказочный «Чудолет» , которым будем управлять с помощью пульта.

Подойдите и возьмите каждый себе лист бумаги, это будет пульт, на котором мы расположим кнопки, приготовьте каждый тарелочку с геометрическими формами - это будут наши кнопки, которые будем располагать на пульте.

И так, слушаем внимательно.

В правом верхнем углу положите две большие треугольные кнопки разного цвета;

В левом нижнем углу положите две большие кнопки разного цвета;

В правом нижнем две маленькие кнопки разной формы и разного цвета;

В верхнем левом две маленькие треугольные кнопки одного цвета;

В середине пульта - маленькая круглая.

Посчитайте, сколько всего получилось кнопок? А как сделать десять ? Д. - Нужно добавить еще одну кнопку.

В. - Добавьте в середину еще одну кнопку любую, (воспитатель поворачивает магнитную доску с изображением пульта) .

Посмотрите на доску и проверьте себя.

На какие группы можно поделить кнопки.

Д. - По форме, по величине.

В. - Покажите это с помощью счетных палочек. Сколько всего кнопок? (дети выкладывают 10 палочек)

В. - Поделим целое на части, поделим количество кнопок по форме. (Один ребенок работает у доски) . На какие геометрические формы можно разделить все эти кнопки. Д. - многоугольники и круги.

В. - Определите, сколько у нас многоугольников на пульте и обозначьте цифрой у себя на столе, (тот, кто работает у доски, выкладывает на доске, теперь определите, сколько круглых форм и также обозначьте цифрой.

Из каких 2 чисел можно составить число 10 (аналогичная работа проводится с кнопками по величине) .

Наш пульт готов можно отправляться в сказочную страну. Рассчитаем скорость полета высоты, и время пребывания в полете.

Все готово. Осталось, проверить все ли выдержат невесомость. Встали прямо, руки вдоль тела, глубокий вдох через нос Руки поднять до уровня плеч, задержать дыхание Поджать ногу, закрыть глаза (дети по команде приняли положение) В. - Очень трудно так стоять, руки в стороны держать И не падать, не качаться, не на кого не отвлекаться Вижу, что всех, можно взять в этот полет.

Приготовились. Указательными пальцами нажали на красные кнопки, считаем двойками до 10. Считаем от десяти обратно . Пуск! Зажмурились, тронулись.

К высоте у вас влеченье

Я дистпечер, задаю вам направление Раз, два, три, четыре, пять Пора глаза нам открывать. Показать направление полета, (дети двигаются на ковер) .

IV часть. Идем на посадку. Сели.

Посмотрите нас встречают «Цифроежки» (дети находят на ковре изображения «цифроежек» , рот нарисован в форме нуля).

Они попрятали нули, найдите где?

Заштрихуйте ноль линиями сверху вниз. Посмотрим, кто справился. И тем «цифроежки» возвращают ноль.

V часть. Можете закончить свой числовой ряд . Кто из вас еще раз мне напомнит, из каких же цифр состоит число десять ?

Как здорово мы сегодня позанимались. Как бы не хотела помешать пошутить над нами «цифроежка» , мы все равно нашли выход и отыскали цифру ноль и закончили свой числовой ряд .

Цель занятия: познакомить с образованием числа 10; учить считать в пределах 10, соотносить цифры с числом; упражнять в обратном счете; упражнять в умении составлять геометрическую фигуру из счетных палочек; развивать воображение детей; закрепить названия дней недели.

Материалы: большой куб, цифры от 1 до 10, «математический набор», счетные палочки, «дом» для цифр, игрушка Кота ученого, четырехуголка.

Воспитатель проверяет и исправляет, если есть ошибки.

Воспитатель: Итак, ребята, число десять может состоять из двух чисел: 1 и 9, 2 и 8…

А сейчас немного поиграем, я приглашаю всех пройти на ковер.

Игра «Найди свое место» дети идут по кругу, в центре которого лежат перевернутые цифры, по сигналу воспитателя каждый берет себе цифру и находит свое место в ряду. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель: Ну что, ребята отдохнули? Пора приниматься за дело, занимайте свои места.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Нам осталось навести порядок с геометрическими фигурами. У вас на столе лежат счетные палочки. Составьте из них геометрические фигуры, которые вы знаете, используя все палочки (у каждого ребенка разное количество палочек). Готово?

Дети по очереди называют фигуры, которые у них получились, воспитатель выставляет фигуры на доске, затем проверяют, все ли фигуры названы.

Воспитатель: А теперь игра на внимание. Послушайте загадку и ответьте правильно:

В рукавичке жили: мышка-поскребушка, лягушка-попрыгушка, зайчик-побегайчик и лисичка-сестричка. Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка — по вторникам, зайчик — по средам, а в остальные дни недели готовила лисичка-сестричка.

  • Сколько раз в неделю готовила лисичка-сестричка?
  • Назовите эти дни недели.
  • Из какой сказки эти герои? (Сказка «Рукавичка»)

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, мне кажется, что мы с вами справились. Коту очень понравилось наша работа и он подарил вам волшебные раскраски. Наше занятие закончилось (раздается звонок колокольчика) можно отдохнуть.

Советы воспитателю

  • В свободное время можно поиграть с детьми, которые часто пропускают занятия, в математические игры.
  • Закреплять счет до 10 на прогулке, перед сном, в свободное время
  • Предлагать детям раскраски, прописи, в которых нужно продолжить ряд или цифру.

Занятие разработано по материалам В.П. Новиковой «Математика в детском саду», Л.Н. Коротковой «Планы-конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста»

Мажитова Валерия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №24 "Светлячок"
Населённый пункт: город Междуреченск Кемеровской области
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Занятие по ФЭМП в подготовительной группе"
Дата публикации: 23.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Помощники Буратино»

Тема: «Число 10 и его состав, ориентировка на листе бумаги, логические зада-

чи, решение и составление задач на сложение и вычитание»

Программное содержание.

1.Обучающие задачи:

Закрепить знания о составе числа 10 из двух меньших чисел;

Продолжить учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на

сложение и вычитание в пределах 10;

Записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;

Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетке.

2. Развивающие задачи:

Развитие логического мышления, сообразительности, внимания;

Развивать смекалку, воображение;

способствовать

формированию

мыслительных

операций,

развитию

доказательной речи;

Воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, отзывчивость.

3. Методические приемы:

Игровой (сюрпризные моменты, воображаемая ситуация);

Наглядный (иллюстрации);

словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы

детей, поощрение)

4. Дидактический наглядный материал.

Демонстрационный материал: мяч, карточки с цифрами и арифметическими

знаками, модель 5-этажого дома, письмо от Буратино.

Раздаточный материал: простые карандаши, карточки с цифрами и арифметиче-

скими знаками, тетради в клетку, счетные палочки, фасоль.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, полукру-

гом. Посмотрите, сегодня почтальон принес нам письмо. Это письмо написал нам

Буратино. Прочитаем его?

Воспитатель читает письмо: « Дорогие, ребята, я пошел в школу и чтобы хоро-

шо учиться, надо много знать, уметь, думать, быть сообразительным, решать зада-

чи. Вот и мне дали задания, но я затрудняюсь их выполнить. Помогите мне пожа-

луйста.» Поможем, ребята, Буратино?»

Игра «Ответь правильно» (Воспитатель бросает мяч ребенку и дает зада-

ние, а ребенок отвечает и возвращает мяч).

Какое сейчас время года? (Осень)

Назови первый осенний месяц. (Сентябрь)

Вчера был вторник, а сегодня … (Среда)

Назови соседей пятницы. (Четверг и суббота)

Сколько выходных в недели? (Два)

Назови соседей числа четыре. (Три и пять)

Сколько глаз у светофора? (Три)

Какое время года наступит после осени? (Зима)

Сколько ушей у двух кошек? (Четыре)

Сколько пальцев на правой руке? (Пять)

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь пройдем за столы и попробуем спра-

виться со следующим заданием от Буратино.

Воспитатель: Обратите внимание на дом. Сколько этажей в доме? (Много)

Значит он какой? (Многоэтажный) Давайте, посчитаем этажи. (1,2,3,4,5) Сколько

квартир на каждом этаже? (По две) А теперь помогите мне заселить цифры так,

чтобы вместе они составили число 10. Начнем с первого этажа: 1 и 9, а вместе 10.

Понятно? Тогда заселяем следующие этажи. (Дети заселяют цифры в квартиры, а в

конце проверяем все варианты состава числа 10: 2 и 8, а вместе 10; 3 и 7, а вместе

10; 4 и 6, а вместе 10; 5 и 5, а вместе 10).

Молодцы, справились. А теперь предлагаю вам выложить на столе

цифру 10 из фасоли (дети выкладывают цифру из фасоли).

Вижу старались, красиво получилось. Мне очень понравилось.

Воспитатель: А сейчас надо быть очень внимательными, игра называется

«Лишнее слово»: я называю несколько слов, а вы находите лишнее слово.

Зима, весна, четверг, лето, осень

Октябрь, вечер, ночь, утро, день

Один, два, круг, три, четыре

Треугольник, квадрат, круг, арбуз

Март, апрель, среда, май

Вечер, вторник, четверг, суббота

Молодцы, справились с заданием, а теперь мы немного отдохнем.

Физкультминутка.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим!

Воспитатель:

Продолжаем,

картинкам. Смотрите: На пруду плавали 3 лебедя, прилетели еще 2 лебедя. Сколько

стало лебедей?

Нужно записать решение задачи. Я запишу на доске: 3

прилетели

количество

увеличилось, поэтому какой знак напишем: «+» или «-»?

Правильно, пишем знак «+». Сколько еще прилетело? (Два) Пишем

Чему равно узнаем с помощью счетных палочек. Сколько надо взять

палочек? (3) Сколько добавить? (2) Сколько стало палочек? (5)

Ниже с помощью цифр и знаков на карточках составим пример: (3+2=5).

Мы записали решение нашей задачи.

И так, какой ответ? Сколько стало лебедей? (5)

Молодцы, а теперь составьте и решите задачу по следующей картинке.

Дети: На поляне было 7 зайчат, 1 убежал. Сколько осталось зайчат?

Воспитатель: Сколько берем палочек? (7) Сколько надо отложить палочек? (1)

Сколько осталось? (6) Составим пример (7-1=6). Прочитайте решение задачи.

Какой ответ? Сколько осталось зайчат? (Осталось 6 зайчат)

Воспитатель: Молодцы, Буратино не ошибся, когда обратился за помощью к

вам. Приступаем к следующему заданию?

Воспитатель: Перед вами листок в клетку и карандаш. Надо от красной точки

проводить прямые линии согласно моим указаниям:

1 клетка - вправо, 10 клеток - вниз, 5 - вправо, 2 - вниз, 1 - влево, 1 -

вниз, 10 - влево, 1 - вверх, 1 - влево, 2 - вверх, 5 - вправо, 1 - вверх, 3 -

влево, 1 - вверх, 1 - влево, 2 - вверх, 1 - вправо, 1 - вверх, 1 - вправо. 1 -

вверх, 1 - вправо, 1 - вверх, 2 - вправо,3 - вверх.

Что получилось? Правильно кораблик. И сейчас мы с вами на нем

покатаемся. Встанем и приготовимся к небольшому путешествию.

Пальчиковая гимнастика «Кораблик»

По реке плывет кораблик

Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние

открыты - «плывет»кораблик

Он плывет из далека

Левую руку к бровям - «смотрим вдаль»

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка

Показываем 4 пальца

У них ушки на макушке

Приставляем ладошки к ушам

У них длинные хвосты

Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе, а потом

медленно разводим в стороны

И страшны им только кошки,

Только кошки, да коты!

Показываем обе открытые ладошки, затем пальчики слегка

сгибаем - «коготки»

Воспитатель: Что за морячки были на корабле?

Дети: Мыши.

Воспитатель: Как догадались, что это мыши? (Ответы детей)

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, вот вы и выполнили все задания, и этим самым помогли

Буратино.

Что же мы сегодня нового узнали?

Какие задания с вами выполняли? (ответы детей)

Буратино благодарит вас за помощь и желает вам всегда оставаться такими

умными, сообразительными и отзывчивыми.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»