Методика воспитания масару ибука. Как проходят занятия по методике Масару Ибуки

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Одаренность ребенка — результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука — инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию. В чем заключается методика воспитания Масару Ибука, читайте в статье.

Масару Ибука является одним из основателей корпорации Sony, а также организатором и руководителем действующей Ассоциации раннего развития, которая славится своими уникальными методиками. Малыши, воспитанные «по Ибуке» замечательно рисуют, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. Эти детки отлично адаптированы к окружающей среде.

После трех уже поздно

Именно такое провокационное название носит нашумевшая во всем мире брошюра Масару Ибука. Автор считает, что от рождения до своего третьего дня рождения ребенок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со всей последующей жизнью. В первые три года жизни человеческий мозг развивается невероятными темпами. В это время формируется 70-80 % нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере.

Впрочем, раннее развитие в системе Масару Ибуки - это отнюдь не насильственное вскармливание младенцев фактами и цифрами. По его мнению, кроху невозможно перекормить новыми сведениями и впечатлениями - детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что «уже достаточно», включается механизм блокировки и новая информация просто не воспринимается. Разумеется, информация и - главное - форма, в которую она «упакована», должны соответствовать возможностям ребенка и отвечать его потребностям.

В чем суть?

Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но тем не менее очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие - легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».

Таким образом мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.

Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах!

Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.

Музыкальная и языковая гармония

В системе Масару Ибуки огромное значение придается раннему обучению иностранным языкам и приобщению к музыкальной культуре.

Наиболее талантливые ученики к четырем годам свободно общаются на 5-10 языках, без затруднений переходя с одного на другой. Знание нескольких иностранных языков Ибука считает нормой для каждого человека.

Общеизвестный факт: музыкальная гармония лучше всего усваивается в детстве. Некоторые свои педагогические идеи Ибука сформулировал под влиянием уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки. Сам профессор Сузуки пришел к идее раннего музицирования, когда оценил, с какой быстротой дети осваивают родную речь, ее фонетический строй и грамматическую гармонию. Ибука обнаружил, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания. А в конечном итоге человеку легче осваивать новые знания и выполнять любую работу - в какой бы области она ни лежала. Более того, Ибуки обнаружил связь между музыкальными штудиями и выработкой лидерских качеств.

Двигательная активность

Ибука призывал учить детей плавать с рождения и кататься на ледовых и роликовых коньках, когда они еще только делают первые шаги. Так малыши быстро и с удовольствием будут развивать баланс и координацию движений. А более ловкие и физически развитые детки, как правило, и знания усваивают гораздо быстрее своих сверстников.

Поучительно, что в то время когда под влиянием идей доктора Бенджамина Спока совместный сон с ребенком считался чуть ли ни чем-то неприличным, а ношение крохи на руках - баловством, Масару Ибука, напротив, призывает матерей почаще брать младенцев на руки и в свою постель, напевать им песенки, баюкать, рассказывать сказки и вообще как можно больше общаться.

В тесном контакте мамы и крохи Ибука видел определяющий фактор формирования отзывчивого человека.

По мнению Ибуки, у ребенка должен быть строгий режим и четкое расписание всех занятий. Примечательно, что Масару Ибука предлагает использовать в качестве метронома, отсчитывающего время, телевизор - например, после вечерней программы новостей пора готовиться ко сну. Утренняя музыкальная передача - сигнал к тому, что пора идти умываться.


Методика воспитания Масару Ибука

Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.

Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, по мнению Ибуки, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле.

Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично.

Чем больше малыша ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится

Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход - приучать детей к дисциплине, пока им еще нет года.

В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, ругать и наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах, помнить, что принуждение - худший способ обучения. Забота об интеллектуальном развитии подразумевает не насилие, а пробуждение интереса к процессу познания.

«С моей точки зрения, основная цель раннего развития - это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире». Масару Ибука

18.11.2016 14:18

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей.
Масару Ибука

Масару Ибука - это не учитель и не психолог. Славу японцу принесли скорее его инженерные труды, технические открытия и участие в создании корпорации Sony (он является одним из ее основателей). Однако японского инженера очень интересовали детская психология, образование и воспитание детей. Этот интерес нельзя назвать случайным. Была на то и личная причина - сын Масару перенес в детстве тяжелое заболевание, после которого стал отставать в умственном развитии. Отец так много консультировался по этой теме с педагогами и психологами, что, наконец, его взгляды сами сошлись в авторскую методику . Они же легли в основу созданной Масару Ибукой Японской ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов» и нашли отражение в книге .

Суть методики раннего развития Масару Ибуки

Оказывается, японские и зарубежные ученые проводили исследования, результаты которых показали, что к 3 годам развитие клеток головного мозга ребенка завершено уже на 70–80%. Таким образом, как считает Ибука, если в период с рождения до 3 лет родители не заложат в малыше прочный фундамент, на котором потом будет выстраиваться его интеллект, то после трех станет уже поздно, и ребенок не сможет физически достичь желаемых высот. Масару Ибука сравнивает этот фундамент - то есть способность мозга уловить то, что поступает из внешней среды, превратить это в образ и запомнить его - с компьютером. Невозможно получить превосходный результат, кода работаешь за плохим компьютером.

Таким образом, в основе методики раннего развития Масару Ибуки лежит его интерпретация пословицы «Куй железо, пока горячо»: «Слишком поздно ковать железо, если металл уже затвердел». Для того чтобы ребенок стал в будущем умным, способным и счастливым, нужно приложить много усилий к его развитию и воспитанию именно в его жизни. В своей книге Масару пишет: «Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

Дети, которых воспитывали по методике Масару Ибуки, рано учатся читать, хорошо плавают, владеют несколькими языками, играют на музыкальных инструментах (в частности, на скрипке), легко учатся в школе и т. д.

Основные принципы методики

    Как уже было сказано, заложить базу для последующего усвоения знаний (научить мыслить, сравнивать, оценивать, рассуждать) необходимо в первые три года жизни малыша.

    На способности и характер ребенка больше влияет не наследственность, а окружающая среда. Таким образом, родителям необходимо потрудиться, чтобы создать такую благоприятную среду. С их стороны требуется большой вклад - постоянные занятия с малышом.

    Цель методики не в воспитании гения, вундеркинда, а в воспитании счастливого человека, которому в будущем будут легко покоряться вершины.

    Воспоминания из детства оставляют глубокий след на восприятии мира малышом и его психике.

    Нельзя игнорировать негативные эмоции ребенка, его плач, и тем более ругать за гнев. Нужно разобраться, в чем причина таких эмоций. Задача родителей - устранить причину расстройства, а не загладить ее, устранив само расстройство.

    Отец должен как можно больше участвовать в жизни малыша, но важнее для него в раннем возрасте все-таки материнское воспитание. Масару Ибука пишет: «Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности» . Поэтому мать не должна передавать ребенку свою нервозность, неуверенность, ей не нужно непрерывно прибегать к новомодным методам воспитания. Главное для нее - понять своего ребенка и дать ему самое лучшее, то есть материнскую любовь. Также важнейшее условие в доме - гармоничные отношения между мужем и женой, ведь, как считал Масару Ибука, каждую родительскую ссору можно «прочитать» по лицу малыша.

    Присутствие в доме идет на пользу ребенку - связь поколений благотворна сама себе, а в придачу он получает новые эмоции, культуру и мудрость.

    На пользу идет и общение детей друг с другом. Это может быть игра, конкуренция, когда один тянется за успехом другого, или ссоры. Масару Ибука поощрял детские ссоры, считая их первыми уроками жизни в коллективе.

    У детей нет четкого разделения, какие задачи выполнять легко, а какие сложно. Поэтому не нужно решать за малыша, что он поймет, а что нет, навязывая ему свои взгляды. Также не нужно бояться, что его мозг «перезаполнится», потому что он априори не может «перезаполниться» - ребенок просто перестанет воспринимать информацию, когда ему надоест или он потеряет интерес.

    С ребенком нужно вести себя ласково, но строго, по мере его взросления проявляя все большее уважение к воле. Вообще, не стоит игнорировать его желания, подавлять выбор, волю - это может подорвать веру в себя и отрицательно сказаться в будущем. Лучше поощрять ребенка, помогать ему, ведь идеальное воспитание - это не принуждение к чему-либо, а собственное желание ребенка сделать что-то.

    Не нужно забывать, что вся деятельность ребенка должна быть направлена на процесс, получение удовольствия от него, а не на результат. Показывать , как играть с той или иной игрушкой, - значит, потихоньку убивать в нем желание играть вообще.

Как применять методику?

    Полный порядок в комнате, белые обои и тишина отрицательно влияют на ребенка. Лучше, если обои будут цветными, одеяло - пестрым, а на потолке наклеены, например, звезды. Это так называемые «стимуляторы» для ребенка. Такие атрибуты оказывают сильное влияние на развитие интеллекта малыша.

    Развивать тактильные ощущения. Методика Масару Ибуки в связи с этим не просто не запрещает, но и поощряет то, что родители берут ребенка на руки. Это нужно делать как можно чаще! Брать ребенка с собой в постель тоже вполне допустимо и даже полезно для него. Пусть ребенок играет с предметами с различными поверхностями (гладкой, шершавой, мягкой, грубой и т. п.).

    Главное побуждение к действию - это интерес. Родители должны заинтересовать ребенка цифрами, прежде чем учить его считать. Интерес может угасать, поэтому его необходимо постоянно подогревать. Отличный способ «подогрева» интереса - повторение. Ведь не секрет, что дети любят, когда, например, родители рассказывают им одну и ту же сказку. Их любопытство к ней не угасает.

    С раннего детства ребенка необходимо приучать к прекрасному: развивать музыкальный слух, давая слушать классические произведения, знакомить с картинами великих художников, читать художественную литературу. В будущем это сформирует его вкус.

    Также на формирование вкуса влияет выбор еды для ребенка. Масару Ибука советует максимально разнообразить ее. И совсем неважно, полезная это будет еда или нет. Ребенок должен пробовать блюда с различными специями, приправами, чтобы испытывать разнообразные вкусовые ощущения.

    Ранний возраст - отличное время для обучения ребенка иностранным языкам. К слову, и основам родного языка он учится тоже в это же время. Поэтому Ибука против родительского «сюсюканья» с малышом. Ребенок должен слышать красивую, грамотную речь.

    Не нужно покупать ребенку . Их изобилие лишь рассеет его внимание. Гораздо лучше, когда ребенок самостоятельно может собрать игрушку из деталей или когда в нее в его руках превращается абсолютно обыденный предмет.

    Малыш должен соблюдать распорядок дня. Это поможет ему развить чувство времени.

    Многие лучше развивать с раннего детства. Масару Ибука утверждает, что восьмимесячного малыша можно научить плавать, а катанию на роликовых коньках лучше начать обучать, когда ребенок сделает первые шаги. Малышу в принципе полезно выполнять физические упражнения. Среди них - ходьба. В момент ходьбы человек задействует 400 мышц из 639. Побольше гуляйте с малышом на свежем воздухе!

    Учите с ребенком ритмичные стихотворения. Детская память способна воспроизвести от 100 до 200 небольших стихотворений.

    Развитие мелкой моторики крайне важно для малыша. Пусть он занимается лепкой, аппликацией, вырезанием и т. д. Ни в коем случае не ограничивайте фантазию малыша, даже если его поделки кажутся вам «безумными».

    Как можно раньше дайте ребенку в руки карандаш.

Некоторые «но»

1) Масару Ибука не оставил практических рекомендаций или пособий с информацией о том, чем и как заниматься с ребенком. В его книге - суть, цель, главные и некоторые советы по воспитанию. Хотя сам приверженец раннего развития объяснял отсутствие готовых «рецептов» воспитания тем, что их попросту не существует, так как каждый ребенок индивидуален. И найти такой «рецепт» способно лишь чуткое материнское сердце.

2) Многие критикуют Масару за допущение в качестве наказания шлепков. Он действительно пишет, что шлепки допустимы, но лишь в том возрасте, когда еще не выработано осознание своего «Я», то есть до трех лет. В этот период такое наказание еще не способно оскорбить чувства малыша, унизить его. Однако Ибука высказывается негативно о любом унижении личности ребенка после 2–3 лет, в частности, и о применении физического наказания.

Вышедшая в 70-х годах книга по воспитанию детей «После трех уже поздно» простого японского бизнесмена Масару Ибуки, до сих пор вызывает много споров. Но, несмотря на это, эта методика раннего развития стала популярной не только на территории Японии, но и по всему миру.

В этой статье рассмотрим основные положения методики Масару Ибуки «После трех уже поздно».

Раннее начало

Масару Ибука считал, что начинать развивать своего ребенка надо уже с первых дней его жизни, так как в первые три года мозг развивается очень быстро и за это время сформировывается на 70-80%. Это значит, что в этот период дети быстрее обучаются чему-либо, и можно создать прочную базу, необходимую для получения дальнейших знаний. Он говорил, что ребенок будет воспринимать столько информации, сколько он сможет воспринять, а все остальное он просто отбросит.

Учет индивидуальных особенностей

Вся система развития для каждого ребенка составляется индивидуально, с целью выявления круга вопросов, интересных малышу (то есть распознать его наклонности) и поддержания этого интереса. Ведь это прямой путь для определения будущей профессии, а значит, возможности добиться больших успехов в жизни.

Соответствующий дидактический материал

Для того, чтобы добиться хорошего результата, ребенка необходимо окружить не самодельными наглядными пособиями, а произведениями искусства великих людей: картинами, классической музыкой, стихами.

Двигательная активность

Ибука настаивал, что дети должны начинать заниматься различными видами спорта: плаваньем, катанием на роликах и др. – еще тогда, когда они только учатся совершать самостоятельные шаги. Это необходимо для развития координации движения, ловкости, укреплению всех мышц. Ведь известно, что сильные и хорошо физически развитые люди, более уверенные в себе и быстрее усваивают знания.

Творческая деятельность

Обязательным автор методики считал обязательно нужно заниматься с ребенком лепкой, складыванием бумаги и рисованием. Это способствует укреплению мелкой моторики у малыша, что приводит развитию его интеллекта и творческих способностей. Масару Ибука предлагал не ограничивать детей маленькими размерами листа, а давать ему для творчества большие листы и не «подсказывать» как и что рисовать, чтобы он мог самовырзиться.

Изучение иностранных языков

С младенчества, по мнению автора методики, просто необходимо заниматься иностранными языками, а можно даже одновременно несколькими. Для этого он предлагал использовать записи с уроками, записанными носителями языка, так как у деток очень хороший слух. Естественно, что при занятиях с ребенком надо использовать интересный для него материал: игры, песенки, стишки с движениями.

Связь с музыкой

Следующей составляющей раннего развития по методике Масару Ибука является формирование музыкального слуха. Он предлагал вместо популярных детских песенок знакомить малышей с классической музыкой, а так же обучаться музыке академически. Ибука настаивал, что это поможет воспитанию лидерских качеств, усидчивости и концентрации внимания.

Соблюдение режима

Обязательным в своей системе развития Ибука считал строгий режим, с четким расписанием всех занятий и гигиенических процедур. Это надо не только детям, но и родителям, которым, чтобы успевать заниматься всем, надо правильно распланировать время.

Создание правильного эмоционального фона

Но самым главным в своей системе развития Масару Ибука считал создание правильного окружения – среды любви, теплоты и веры в его силы. Он рекомендовал мамам чаще брать своих малышей на руки, больше с ними общаться, чаще хвалить их, чем ругать, обязательно петь им колыбельные и рассказывать на ночь сказки.

Основная цель методики раннего развития Масару Ибука «После трех уже поздно» не сделать гения из вашего ребенка, а дать ему возможность обладать глубоким умом и здоровым телом.

Методика Масару Ибуки, безусловно, отличается от других, таких как методика или , но вполне имеет право на существование.

Одаренность ребенка — результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука — инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию.

Моцарт исполнил свой первый концерт в три года. В том же возрасте будущий английский мыслитель и экономист Джон Стюарт Милл уже читал классическую литературу по-латыни. В пять лет Том Блинд играл на пианино левой и правой руками одновременно две разные мелодии, насвистывая при этом третью. Физик Л. Д. Ландау стал студентом университета в 13 лет.

«Гении падают с неба» утверждал Дидро. Одаренность ребенка — результат целенаправленных усилий родителей и правильной окружающей среды, считает Масару Ибука — инженер, основатель корпорации Sony и автор книг по раннему детскому развитию. Именно о нем пойдет речь в этой статье.

Масару Ибука является одним из основателей корпорации Sony, а также организатором и руководителем действующей Ассоциации раннего развития, которая славится своими уникальными методиками. Малыши, воспитанные «по Ибуке» замечательно рисуют, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. Эти детки отлично адаптированы к окружающей среде.

После трех уже поздно

Именно такое провокационное название носит нашумевшая во всем мире брошюра Масару Ибука. Автор считает, что от рождения до своего третьего дня рождения ребенок проходит путь, сопоставимый по многим параметрам со всей последующей жизнью. В первые три года жизни человеческий мозг развивается невероятными темпами. В это время формируется 70-80 % нейронных связей между клетками мозга, благодаря которым он обеспечивает дальнейшее интеллектуальное, творческое, эмоциональное развитие человека. То есть если в этот период не создать прочную базу, все дальнейшее обучение вряд ли приведет к блестящим результатам, подобно тому, как маловероятно совершить прорыв, работая на слабом, плохом компьютере.

Впрочем, раннее развитие в системе Масару Ибуки - это отнюдь не насильственное вскармливание младенцев фактами и цифрами. По его мнению, кроху невозможно перекормить новыми сведениями и впечатлениями - детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но когда чувствует, что «уже достаточно», включается механизм блокировки и новая информация просто не воспринимается. Разумеется, информация и - главное - форма, в которую она «упакована», должны соответствовать возможностям ребенка и отвечать его потребностям.

В чем суть?

Программа развития для каждого ребенка выстраивается индивидуально. Но следует учитывать парадоксальную, но тем не менее очень точную мысль: для юного пытливого ума нет четких представлений о том, какие мыслительные задачи являются трудными, а какие - легкими. Вопреки нашим стереотипам о последовательности процесса познания, ребенку все в новинку, все интересно. Масару Ибука считал очень важным предлагать детям много разных и сложных, с точки зрения взрослого человека, для восприятия вещей, попутно замечая, что «алгебра для малыша ничуть не сложнее арифметики».

Таким образом мы уводим детей от штампов, расширяем горизонты познания. А в результате формируется навык и потребность к постижению нового, который при поддержке близких людей не угаснет и в дальнейшем.

Масару Ибука весьма придирчив и требователен к качеству дидактического материала. По его убеждению, в качестве наглядных пособий для развивающих занятий должны выступать не игрушки, сделанные ограниченными взрослыми специально для детей, а все сокровища мировой цивилизации. Учить надо на первоклассных образцах!

Пусть в самом раннем возрасте ребенок увидит картины великих художников, услышит лучшие образцы классической музыки, полюбит и запомнит стихи гениальных поэтов.

Музыкальная и языковая гармония

В системе Масару Ибуки огромное значение придается раннему обучению иностранным языкам и приобщению к музыкальной культуре.

Наиболее талантливые ученики к четырем годам свободно общаются на 5-10 языках, без затруднений переходя с одного на другой. Знание нескольких иностранных языков Ибука считает нормой для каждого человека.

Общеизвестный факт: музыкальная гармония лучше всего усваивается в детстве. Некоторые свои педагогические идеи Ибука сформулировал под влиянием уникального педагога, скрипача Шиничи Сузуки. Сам профессор Сузуки пришел к идее раннего музицирования, когда оценил, с какой быстротой дети осваивают родную речь, ее фонетический строй и грамматическую гармонию. Ибука обнаружил, что академическое обучение музыке в юном возрасте не только «смягчает душу и улучшает характер», но также благодаря регулярным тренировкам воспитывает усидчивость и способность к концентрации внимания. А в конечном итоге человеку легче осваивать новые знания и выполнять любую работу - в какой бы области она ни лежала. Более того, Ибуки обнаружил связь между музыкальными штудиями и выработкой лидерских качеств.

Двигательная активность

Ибука призывал учить детей плавать с рождения и кататься на ледовых и роликовых коньках, когда они еще только делают первые шаги. Так малыши быстро и с удовольствием будут развивать баланс и координацию движений. А более ловкие и физически развитые детки, как правило, и знания усваивают гораздо быстрее своих сверстников.

Поучительно, что в то время когда под влиянием идей доктора Бенджамина Спока совместный сон с ребенком считался чуть ли ни чем-то неприличным, а ношение крохи на руках - баловством, Масару Ибука, напротив, призывает матерей почаще брать младенцев на руки и в свою постель, напевать им песенки, баюкать, рассказывать сказки и вообще как можно больше общаться.

В тесном контакте мамы и крохи Ибука видел определяющий фактор формирования отзывчивого человека

По мнению Ибуки, у ребенка должен быть строгий режим и четкое расписание всех занятий. Примечательно, что Масару Ибука предлагает использовать в качестве метронома, отсчитывающего время, телевизор - например, после вечерней программы новостей пора готовиться ко сну. Утренняя музыкальная передача - сигнал к тому, что пора идти умываться.

Стереотип о «японском» воспитании гласит, что в Стране восходящего солнца малышам разрешено буквально все, но в какой-то момент гайки закручиваются, и маленькие японцы встраиваются в жесткую иерархическую структуру общества, где авторитет старших является непререкаемым.

Масару Ибука считает такой подход глубоко ошибочным. Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем, по мнению Ибуки, может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление. Именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним ласковым, но строгим, а по мере развития его личности постепенно «отпускать поводок», выказывать уважение к его воле.

Больше всего метод Масару Ибуки критикуют за то, что он допускает физические наказания в отношении маленьких детей, в частности шлепанье. Сам автор объясняет свою позицию так: в 2-3 года у ребенка развивается чувство собственного достоинства, поэтому строго отчитывать кроху в этом возрасте уже проблематично.

Чем больше малыша ругают и наказывают, тем более непослушным и капризным он становится

Чтобы избежать развития этого порочного круга, есть только один выход - приучать детей к дисциплине, пока им еще нет года.

В любом случае физические наказания не должны унижать личность ребенка и пробуждать жажду мести. Нужно хвалить почаще, ругать и наказывать пореже. И ни в коем случае не ругать при третьих лицах, помнить, что принуждение - худший способ обучения. Забота об интеллектуальном развитии подразумевает не насилие, а пробуждение интереса к процессу познания.

С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире. Масару Ибука

«После трех уже поздно»: внимаем и запоминаем

  • Ни один ребенок не рождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.
  • Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Раннее развитие - это примерно и есть такой фундамент. Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
  • Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица - это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  • Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
  • Если мама простудится, она может постараться не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или надеть марлевую повязку. Но не так уж много мам, которые заботятся о том, чтобы не передать детям своих недостатков. Вирус под названием «нервозность» у мамы гораздо более заразный и сильный, чем простуда.

Масару Ибука не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, зато дал несколько очень дельных советов.

1. Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2. Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще - общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.

3. Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками - рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, - развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.

5. Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…

6. Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль - это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.

7. Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

Так говорил и завещал великий Масару Ибука

  • Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей
  • Детям полезна ходьба. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс.
  • Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, «радость достижения» и удовлетворяют его потребность в творчестве.
  • Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше. Все, что ребенок делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки.
  • Мне кажется, в Японии детям дарят слишком много игрушек. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Лучше, если ребенок сделает себе игрушку сам.
  • Когда ребенку дают стандартный лист бумаги, его тут же лишают возможности выбора. Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя.
  • Воспитывать ребенка — это значит воспитывать и самого себя.

Читайте также:

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Не кричи, а то полицейский тебя арестует! - Как мы ПУГАЕМ детей

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Энциклопедия Монтессори — раннее развитие, воспитание

Вопросы эксперту

Просмотрено

Беременная женщина играет по телефону ночью, как это отразиться на ее ребенке?


Имя Масару Ибука широко известно в среде людей, интересующихся историей научно-технического прогресса во второй половине 20 века, а также среди управленцев и экономистов, изучающих так называемое «японское чудо» (стремительный рост экономики Японии после Второй мировой войны). Он один из основателей корпорации Sony, на родине он считается чуть ли не национальным героем. Но есть и еще один аспект деятельности господина Ибука, принесший ему широкую известность: он серьезно изучал и принципы педагогики и создал уникальную , которой восхищался и его западный «коллега по педагогическому цеху» Гленн Доман.

В чем уникальность системы раннего развития Масару Ибука?

По сравнению с популярными на Западе методиками (к примеру, педагогикой Монтессори или методом того же ), «заточенными» на развитие у малыша все-таки ограниченного набора качеств и навыков ( делала упор на и его взаимодействие с предметной средой, метод Домана тренирует в основном память и внимание), система японского инженера более разнопланова. Она включает в себя рекомендации, касающиеся самых разных аспектов жизни ребенка, начиная его эстетическим развитием, развитием мышления и отношениями с окружающими и заканчивая организацией его питания и распорядком дня.

Возможно, здесь сыграла свою роль культурная специфика: если западное образование исторически более прагматично, ориентировано на воспитание и тренировку навыков, которые пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности, то японцы подходят к развитию ребенка более тонко. Для них большое значение имеет и воспитание чувств, а также тех качеств, которые сделают жизнь человека более гармоничной: терпения, самоконтроля, умения находить красоту в самых простых вещах.

При этом, опираясь во многом на принципы традиционного японского воспитания, Ибука органично сочетает их с рекомендациями западных педагогов и психологов. Можно сказать, что эта первая система воспитания и раннего развития детей, созданная в русле глобализма, на стыке культур.

Занимайтесь с ребенком с рождения.

Дети удивительно восприимчивы, считает господин Ибука, и способны научиться очень и очень многому с самого раннего возраста. В книге «После трех уже поздно» он рассказывает об одной семье, в которой сначала родился мальчик, а потом девочка. Младенчество мальчика прошло в постоянном общении с мамой — у молодой семьи была маленькая однокомнатная квартирка, и так получилось, что мама почти не выпускала ребенка из своего поля зрения, постоянно разговаривала с ним. В результате он начал говорить в 8 месяцев и рос очень жизнерадостным и открытым карапузом.

Через несколько лет у него родилась сестренка. Родители к тому времени купили себе трехкомнатную квартиру, и малышке выделили отдельную комнату. Естественно, ее общение с родителями было сильно ограничено, что сказалось и на ее интеллектуальном, и эмоциональном развитии (говорить она научилась намного позже и была куда менее позитивной, чем ее брат).

Не игнорируйте .

Этот аспект часто упускается из виду западными «коллегами» Масару Ибука, но японец считает его крайне важным для полноценного формирования личности. Ведь счастье — это не только признанные достижения в какой-то сфере, но и гармоничные отношения с окружающими, и чувство удовлетворенности собой и своей жизнью. Поэтому Ибука советует родителям почаще брать ребенка на руки, не игнорируя его потребность в тактильном контакте; хвалить его достижения и поощрять его интересы. Да, и не забывайте вовлекать в уход за малышом братьев и сестер, бабушек и дедушек — чем шире круг его общения, тем лучше!

Не пытайтесь оградить малыша от того, что вам кажется слишком сложным для него.

Еще один стереотип западного воспитания — учить ребенка «от простого к сложному», чтобы не перегружать его нервную систему. Но Масару Ибука с этим не согласен. Опираясь на исследования японских психологов, он утверждает, что «взрослые» критерии сложности и простоты информации для ребенка мало приемлемы. Если до чего-то он еще «не дорос», значит, он просто не обратит на это особого внимания. Если он заинтересовался чем-то, значит, он готов хотя бы частично эту информацию усвоить. Поэтому господин Ибука настоятельно рекомендует родителям не ограничивать познавательную активность ребенка просмотром мультиков и играми в кубики. Не бойтесь говорить с ним на нескольких языках и включать Баха вместо «Чунга-Чанги».

Развивайте воображение ребенка и склонность к импровизации.

В большинстве своем дети обладают прекрасным воображением и способностью выдавать самые неожиданные ассоциации (у людей постарше это качество именуется креативностью и может быть весьма неплохо монетизировано). Тем не менее родители часто делают все возможное, чтобы «впихнуть» разгулявшуюся фантазию ребенка в привычные им рамки. «Дом не может быть треугольным, а яблоко синим» — поучают они чадо, и со временем карапуз просто утрачивает интерес к экспериментам.

Поэтому, или лепить, разглядываете ли книжки с картинками или наблюдаете за животными в зоопарке, дайте малышу возможность видеть то, что ему хочется видеть и выдавать собственные интерпретации.

Не навязывайте малышу собственные гендерные стереотипы.

Мальчики в голубом, девочки в розовом, мальчики играют в машинки, девочки — в куклы — вот еще одна родительская «программа», которая может сильно ограничить развитие мышления ребенка в первые годы жизни. Если для вас так важно ребенка, занимайтесь им после того, как малышу или малышке исполнится три года. До этого дайте ему или ей возможность попробовать игрушки и занятия, которые, возможно, не очень свойственны представителям его или ее пола, но помогут именно вашему чаду раскрыть свой потенциал.

Стимулируйте интерес к искусству.

Исключительно трепетное отношение к — это, видимо, еще одна национальная типично японская черта. Недаром даже наши современники, живущие в Японии, восхищаются обитателями Страны восходящего солнца, одинаково виртуозно умеющими рисовать, играть на нескольких музыкальных инструментах и писать компьютерные программы. Впрочем, дело не только в том, чтобы воспитать у ребенка хороший вкус: раннее знакомство малыша с мировыми шедеврами живописи, музыки, с прекрасными стихами будет стимулировать его самого на развитие в той или иной области искусства. А это, в свою очередь, поможет воспитанию тех качеств характера, которые господин Ибука считает очень важными для гармонично развитой личности: терпения, чувства собственного достоинства, самоорганизации и даже стремления к лидерству.

Контролируйте собственную мотивацию.

Раннее развитие — это не подготовка к детскому саду и не способ удовлетворить родительские амбиции — так считает выдающийся японский инженер. Это всего лишь набор методов для воспитания счастливого, гармонично и разносторонне развитого человека. Стремление вырастить гения любыми средствами — это, с точки зрения господина Ибука, неверная мотивация. Просто помогите раскрыть ребенку собственный потенциал.

  1. Чем меньше у ребенка игрушек — тем лучше. Избыток игрушек рассеивает внимание малыша, не дает ему сконцентрироваться на чем-то одном, а также может мешать развитию у него воображения (с этой точки зрения намного эффективнее будет выдать ребенку 1-2 игрушки и поощрять их «нецелевое» использование, например, создание кукольного домика из ботинка).
  2. можно с помощью теле- и радиопередач. Если малыш постоянно смотрит телевизор (видимо, в 70-е годы это не считалось вселенским злом), можно выработать у него некоторые представления о времени с помощью его любимых передач. Он очень быстро усвоит, что «то, что до мультиков — это утро, после мультиков мы идем гулять, затем обед и сон (это день), после сна — развивающая программа, после нее уже вечер».
  3. Колыбельные или могут быть полезны с точки зрения развития у малыша памяти. Масару Ибука одним из первых попытался реабилитировать практику совместного сна, которая в 60-70-е годы прошлого века считалась неприемлемой на Западе. Не удаляясь особенно в ее эмоциональные преимущества, он делает акцент на другой стороне вопроса: оказывается, если родитель, укладывая ребенка спать, рассказывает полусонному малышу сказку или поет песенку, то карапуз усваивает эту информацию намного быстрее, чем если был бы в состоянии бодрствования. Такова специфика работы головного мозга.
  4. Ссоры помогают развитию коммуникативных навыков ребенка. Если вы видите, что ваш карапуз с кем-то ссорится — не драматизируйте этот факт, призывает господин Ибука. И здесь, видимо, играет роль даже не столько его «японскость», сколько характерное для всех буддийских культур стремление видеть в явлении разные его стороны — и негативные, и позитивные. Без столкновений со сверстниками ребенок не научится сотрудничеству и не усвоит навыки поведения в коллективе, поэтому дайте ему возможности набивать свои шишки и учиться на ошибках. Родителям Масаду Ибука предлагает роль наблюдателей или в крайнем случае — комментаторов конфликта, которые бы разъяснили ребенку его причины и мотивы поведения других участников.

Критика методики Масару Ибука

Конечно, и в этой педагогической системе, если поискать, можно найти к чему придраться. К примеру, совет с помощью телепрограмм у большинства современных российских родителей вызовет лишь ироничную улыбку. Странным выглядит и постоянное противопоставление игры и обучения, причем игра воспринимается г-ном Ибукой как бесполезная трата времени (это противоречит многим современным педагогическим подходам, в которых обучение построено в игровой форме). Тем не менее на сегодняшний день методика Ибука, без сомнения, может считаться самой разносторонней и универсальной.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»