Картотека на тему: Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве. Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве Игры на развитие ориентации в пространстве

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Цель:

  • Закрепить умение ориентироваться «на самом себе», знать части тела, различать правую и левую руку; сформировать пространственные направления «от себя»: вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.
  • Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами
  • Развивать внимание, память, умение анализировать, действовать по алгоритму.

«Зеркало»

Дети стоят свободно пред воспитателем, который предлагает им стать «зеркалом» и повторять все его движения. Дети отображают движения воспитателя. Вначале даются несложные движения, а затем их можно усложнить.

«Куда спряталась мышка?»

Воспитатель начинает игру с загадки: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).

Далее воспитатель говорит, что к нам в гости прибежала мышка, она хочет с нами поиграть. Предлагает детям закрыть глаза, а мышка в это время прячется (воспитатель ставит ее на стол, под шкаф). Дети, открыв глаза ищут мышку, найдя ее ребята должны описать где она находилась, используя слова: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т.п.

«Угадай, что загадали»

Вариант 1.

Игрушки необходимо разложить вокруг (впереди, сзади, слева, справа) вызванного ребенка. Воспитатель говорит, что он загадал одну из игрушек и надо отгадать какую. Для этого воспитатель предлагает определения: она перед тобой (за тобой, впереди, …) Ребенок называет игрушку, находящуюся в указанном направлении (при повторном проведении игрушки можно поменять местами или заменить другими).

Вариант 2.

Игрушки раскладываются вокруг воспитателя. Теперь загадывать игрушку будет ребенок.

«Куда пойдешь, то и найдешь»

В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: иди вперед, остановись, направо, … Ребенок показывает названное направление, идет в этом направлении и берет игрушку.

«В какой руке игрушка?»

Игрушки лежат перед детьми на столе. По сигналу воспитателя «раз, два, три левой (правой) рукой бери!» Ребенок должен взять игрушку в правую или левую руку. Потом можно предложить детям посчитать, а воспитатель должен взять игрушку в правую или левую руку. Можно допустить ошибку, чтобы дети ее исправили.

«Что изменилось?»

Перед детьми на столе лежат игрушки не более 5. воспитатель предлагает рассмотреть что и как лежит. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет положение игрушки, открыв глаза, дети определяют, что изменилось.

«Скажи, куда мы положили»

Вариант 1.

Один из детей закрывает глаза, остальные прячут игрушку. По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать игрушку, найдя ее, он объясняет, где она находилась.

Вариант 2.

Играющие подсказывают ребенку, куда положили предмет. Ребенок должен искать в направлении, указанном детьми.

«Дорожки»

(Д/и «День рождения»)

Воспитатель предлагает ребенку карточку-поле, разбитое на 9 квадратов и изображение любого животного и кладет его в начале средней дорожки. Воспитатель показывает как идти по клеткам (1 шаг – 1 клетка), дальше просит ребенка самостоятельно добраться до дупла с пчелами, собрать землянику и т.п. Затем можно разложить карточки с персонажами по карточке-полю. Попросить ребенка рассказать, как они расположены относительно друг друга, кто ближе всех к цветку, дальше всех от мостика …

«Я полез на крышу»

(Д/и «Строим дом»)

Воспитатель складывает карточки в готовый дом. На карточке - лестнице стоит человек. Задача ребенка – провести человека от лестницы до карточки – крыши. Причем наступать можно только на изображение тех предметов, на которые действительно можно залезать. Во время путешествия ребенок должен считать шаги: 1 шаг влево, 2 шага вниз и т.п. Задача играющих найти самый короткий путь.

«Магазин»

На доске игровой щит «магазин». Дети подходят к витрине. Игрушки стоят на верхней, средней, нижней полках. Купить игрушку можно только тем, кто не называя ее скажет правильно, где она стоит.

Информационные ресурсы:

1. З.А. Михайлова, Э.Н. Иоффе «Математика от 3 до 7», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2001г.

2. З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, «Математика – это интересно», Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2004г.

3. Д.Альхаус, Э.Дум «Цвет, форма, количество», Москва, Просвещение, 1984г

4. Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991г.

Наталья Черникова

Важным показателем развития интеллекта ребёнка является осознание себя во времени и пространстве. Ориентирование в пространстве имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка, оказывает влияние на развитие его самосознания, а также личности в целом.

Развивать у дошкольников различные способы восприятия пространства, полноценные пространственные представления можно посредством игр и упражнений.

Игра «Найди клад»

Воспитатель-ведущий, он заранее прячет какой-нибудь предмет и сообщает детям, что им предстоит отправиться на поиски клада. Можно спрятать новую игрушку или игру.

Воспитатель направляет детей словами: «Надо пройти 5 шагов прямо, затем повернуть направо и сделать 2 шага прямо» и т. д. Дети выполняют инструкции последовательно.

Можно организовать поиски клада по принципу игры «12 записок». Когда дети идут по маршруту, находят схематичное обозначение дальнейшего пути на каждом пункте.

На последнем этапе, когда дети находятся у пункта назначения, но не видят предмет, можно использовать слова «тепло»-«холодно». Когда дети находят новую игрушку, можно предложить им поиграть с ней.

Дети старшего возраста могут принять на себя роль ведущего и направлять детей во время поиска клада.

Игра «Составь рассказ по картинке»

Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации с изображением предметов, сюжетные картинки. Предлагает составить рассказы, уточняя местонахождение предметов относительно других предметов. Рассказ дети могут составлять по очереди, а также все вместе по одному предложению.

Игра «Отгадай, какой предмет загадал»

Для игры понадобятся сюжетные картинки с изображением предметов, животных, людей. Ведущий загадывает какой-нибудь предмет и начинает описывать его местонахождение относительно других предметов на картинке. Задача детей – догадаться, о каком предмете идёт речь.

Игра с мячом «Ловкие движения»

Для игры понадобятся мячики небольшого размера на каждого ребёнка.

Все встают в круг, воспитатель в середине круга, он руководит игрой, проговаривает слова, дети выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом.

В правую руку мячик возьми.

Над головою его подними.

Перед грудью его подержи,

К правой ступне своей положи.

За спину спрячь

И затылка коснись.

Руку смени и друзьям улыбнись.

Левого плечика мячик коснётся,

И ненадолго за спину вернётся.

С правой коленки да к левой ступне.

А потом на живот.

Игра с мячом «Лови, не урони»

Для игры понадобится мяч большого размера.

Дети стоят в кругу. Воспитатель в середине круга, мяч у него в руках.

Воспитатель бросает мяч любому ребёнку, затем даёт команды, дети выполняют их.

Например: «Маша передай мяч вправо любому мальчику», «Саша, бросай мяч прямо», «Миша передай мяч влево рядом стоящему ребёнку» и т. д.

Игра «Расскажи, где находится предмет»

Для игры понадобятся картинки с изображением предметов. Можно использовать картинки в соответствии с лексическими темами. Воспитатель раскладывает картинки для детей младшего возраста в ряд, для детей старшего возраста в 2 ряда.

1 вариант

Воспитатель предлагает отыскать предмет по условиям. Например: «Это животное находится справа от лисы». Если ребёнок затрудняется, можно дополнить: «Он находится между зайцем и волком. Кто это?»

«Эта птица находится над синицей, справа от воробья. Назови птицу»

2 вариант

Воспитатель загадывает загадку, ребёнок отгадывает и называет местонахождение предмета в ряду, используя слова «справа», «слева», предлоги над, под, около. Дети проверяют правильность ответа.

Игра «Выполни команду»

Детей надо разбить на пары. Один ребёнок будет выполнять действия относительно другого ребёнка. Воспитатель даёт команды, например: «Займите место напротив друга», «Встаньте слева от него, справа», «Спрячьтесь за друга», «Встаньте перед ним», «Положите правую руку другу на правое плечо» и т. д.

Игру можно повторить, дети в парах при этом меняются местами.

Публикации по теме:

Дидактические игры на формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования Игра «Подбери нужную стрелку и её цвет» Цель: формирование у детей навыков пространственного мышления и ориентирования. Ход игры: Воспитатель:.

Игры и задания на ориентировку в пространстве для дошкольников Игры и задания на ориентировку в пространстве и на собственном теле для дошкольников Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью.

Игры на ориентацию в пространстве «Какой игрушки не стало?» Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве, счет до 5 (10). Дети закрывают глаза, ведущий убирает.

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве "Прятки" Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом.

Игры-путешествия во времени и пространстве (уточнить качественные изменения на каждом этапе развития) Цель: 1. Формировать познавательный интерес, аналитическое способности. 2. Используя фотографии детей, родителей и карточки с литературными.

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушенным зрением Пространственная ориентировка это особый вид восприятия, который обеспечивается единством работы зрительного, слухового, кинестетического.

Картотека игр на развития пространственной ориентировки

Игры на формирование ориентировки "на себе"

"Солнышко"

Цель : закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование : схематическое изображение лица человека.

Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.

"Скульптор"

Цель : учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование : макет игрушки Буратино.

Содержание : ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.

"Контролер"

Цель : закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения

детьми парнопротивоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование : билеты красного и зеленого цвета, обручи

Содержание : ребенок (контролер) располагается перед другими участниками игры - пассажирами, у которых есть билеты красного и зеленого цвета. Сзади "контролера" с правой и левой стороны кладутся обручи, обозначающие автобусы. "Пассажиры" с красными билетами направляются "контролером" в левый автобус, а с зелеными - в правый.

Игры на ориентировку в замкнутом и открытом пространстве

"Прятки"

Цель : развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Оборудование : -

Содержание : Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение)!". Это помогает его команде ориентироваться: оставаться в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

"Дорога в школу"

Цель : развивать умение ориентироваться в открытом пространстве, развивать память, умение составлять схему пути.

Оборудование : лист бумаги, карандаш.

Содержание : Ребенок вспоминает и рассказывает где по дороге в детский сад он видел школу, что было возле нее, в каком направлении надо к ней идти, где сделать поворот и т. д. Затем ребенок составляет схему пути в школу.

"Бег к реке"

Цель : развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование : мел, камни.

Содержание : Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

"Всадник"

Цель : развивать внимание, умение ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Оборудование : -

Содержание : Играющие распределяются по парам: один - "конь", другой - "наездник". Игрок-"конь" вытягивает руки назад-вниз, игрок-"наездник" берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Игры на ориентировку в пространстве с точкой отсчета "от себя"

и "от предметов"

"Кто правильно назовет"

Цель : стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

Оборудование : -

Содержание : В игре ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз. Затем открыть глаза, опять показать правую руку и назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

"Кто из детей стоит близко, а кто далеко?"

Цель : закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета "от себя".

Оборудование : -

Содержание : дети выстраиваются на ковре на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

"Вратарь"

Цель : закрепление навыков ориентировки ребенка относительно себя, развитие быстроты реакции, точности движения.

Оборудование : мяч

Содержание : Взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении.

Ребенок : Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я.

Воспитатель : Раз, два, три - Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

Игры на ориентировку в пространстве с помощью сохранных анализаторов

"Автогонки"

Цель

Оборудование

Содержание

"Жмурки с колокольчиком"

Цель

Оборудование

Содержание

Игры на ориентировку в пространстве в процессе передвижения

"Найди игрушки"

Цель : учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование : разные игрушки

Содержание : Детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать "подсказки" (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

"Разведчик"

Цель : закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование : лист бумаги, карандаш

Содержание : Ребенку дается инструкция: "Ты - разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)". Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

"Скок-перескок"

Цель : развитие внимательности, умения ориентироваться, укрепление мускулатуры ног.

Оборудование : мел

Содержание : На игровой площадке чертят круг диаметром 15- 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30- 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: "Перескок!". После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

"Автогонки"

Цель : учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование : 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и инерционная), темная повязка для глаз.

Содержание : ребенку предлагается 2 машинки. Ребенок рассматривая их отмечает цвет, размер, звук издаваемый в процессе движения. Затем детям закрываются глаза и предлагают при помощи сохранного анализатора (слуха) определить и сказать в каком направлении от тебя сейчас поехала машинка, какого она цвета и размера.

"Жмурки с колокольчиком"

Цель : учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов.

Оборудование : темная повязка для глаз, колокольчик.

Содержание : среди детей выбирается водящий. Водящему ребенку надевают темную повязку. У остальных детей есть колокольчик, который они могут передавать друг другу. Ребенок с колокольчиком в процессе передвижения звонит им. Водящий идет на звук, пытаясь задеть того, у кого колокольчик.

Игры на ориентировку в микропространстве

"Художник"

Цель : умение ориентироваться на плоскости, закреплять умение понимать пространственную терминологию.

Оборудование : картинка - фон, предметные картинки.

Содержание : Рассказываем ребенку: Представь, что ты - художник, а я - твой помощник. Сейчас мы будем создавать картину. Я буду называть тебе место и изображение, которое ты должен будешь изобразить на этом месте. Ребенок выполняет задание педагога, после чего меняется с ним ролями.

"Волшебный сундучок"

Цель : закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова "вверху", "внизу", "справа", "слева".

Оборудование : "сундучок", мелкие игрушки

Содержание : ребенку предлагается обследовать, рассмотреть несколько предметов или игрушек. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог раскладывает эти игрушки на 2 полочки сундучка. Ребенок вставляет руки "рукава" и, обследуя те же предметы уже внутри сундучка, рассказывает где они находятся.

"Разноцветное путешествие"

Цель : закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование : игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание : ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого - на лесной полянке, желтого - на песчаном пляже и т.д.).

"Бабочка"

Цель : закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, вызывать интерес к чтению, закреплять навыки чтения.

Оборудование : поле с буквами.

Содержание : ребенку предлагается поле с буквами. В центре поля бабочка. Ребенку говорится: Бабочка очень любит кушать сладкий нектар, перелетая с цветочка на цветочек. Сегодня бабочка пригласила тебя поиграть. На ее любимой полянке растут не обычные цветы. На каждом из них буква. Если ты будешь следить за ее полетом и вместе с ней собирать с цветов буквы, то узнаешь, какое слово она загадала. Далее педагог задает направление движения бабочки, а ребенок собирает с цветов буквы, выкладывает их на столе и читает получившееся слово. Затем педагог меняется ролями с ребенком. Теперь ребенок задает направление движения, а педагог выполняет это задание. Буквы можно менять в зависимости от загаданного слова.

"Путешествие по азбуке"

Цель: закреплять умение ориентироваться на микроплоскости, формировать образы буквы и слова.

Оборудование : игровое поле с буквами

Содержание : ребенку говорим: Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие по волшебной стране, где живут загадки, а азбука поможет тебе их разгадать. Если ты правильно соберешь все буквы, то сможешь узнать отгадку. Педагог загадывает загадку, а затем дается направление движения по игровому полю. Ребенок действует в соответствие с инструкцией, составляет слово - отгадку.

"Стрелоплан"

Цель : учить детей ориентировать на плоскости, закреплять понятие "право", "лево", активизировать в речи предлоги, стимулировать глазодвигательную функцию.

Оборудование : игровое пособие "Стрелоплан".

Содержание : детям прослеживают глазами указанное направление каждого героя, объясняют где в данный момент находится каждый герой.

"Найди место"

Цель : формировать умение определять верхний, нижний край плоскости, его левую и правую стороны, находить середину в плоскости.

Оборудование : цветные ленты, игрушки.

Содержание : на ковре при помощи цветных лент обозначается прямоугольник такого размера, чтобы ребенок спокойно мог передвигаться. Детям предлагается задание: расположить игрушки согласно инструкции педагога. Например, мяч положить в дальнем левом углу, машинку - в середине, мишку - в ближнем правом углу и т.п.

Игры на ориентировку с помощью схем и планов маршрута, планов пространства

"Адресное бюро"

Цель : учить ориентироваться на карте города, располагать на плане объекты в соответствие с расположением реальных объектов.

Оборудование : карта города, фотографии достопримечательностей.

Содержание : дети по памяти располагают фотографии достопримечательностей на карту города.

"Астрономы"

Цель : закреплять умение ориентировать по схеме, ориентироваться на микроплоскости (фланелеграфе).

Оборудование : фланелеграф, схемы созвездий, звездочки, колпаки.

Содержание : педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

"Помоги Незнайке разложить учебные принадлежности"

Цель : закреплять умение ориентироваться в пространстве по картинке - плану, в микропространстве, соотносить схематическое изображение предмета с реальным

Оборудование : картинка - план, учебные принадлежности.

Содержание : детям предлагается картинка - план со схематическим изображение учебных принадлежностей. Дети раскладывают реальные учебные принадлежности в соответствии с планом.

"Где Маша?"

Цель : закреплять умение соотносить реальное пространство с планом.

Оборудование : план

Содержание : Педагог рассказывает детям: Кукла Маша потерялась. Вот карта ее пути. Давайте найдем Машу и поможем ей вернуться домой.

Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве .

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры математического характера позволяют не только развивать, но и расширять знания детей о пространстве. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

ЦЕЛЬ: научить детей ориентироваться в пространстве.

ЗАДАЧИ:

Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;

Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

1. Вверху – внизу. Кто выше?

Цель

Материал игры: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо, зеленый луг и река.

В разных местах таблицы пришиты крючки. На столе раскрываются вырезанные из картона или выпиленные из фанеры фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок, зверюшек и т. д.

Содержание игры. Ребенок выходит к столу и вытягивает фигурку. Называет взятый предмет и прикрепляет его на декоративную таблицу так, чтобы было отражено реальное положение его в пространстве. Например, если ребенок взял самолет, то он прикрепляет его вверху, а если он взял рыбку, то внизу. При этом он говорит: «Самолет летает вверху. Рыба плавает внизу».

В данной игре закрепляются понятия вверху – внизу, выше – ниже. Дети учатся соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут находиться. Игра способствует развитию наблюдательности, внимания, воображения.

2. Разговор по телефону.

Цель . Развитие пространственных представлений.

Игровой материал. Палочка (указка).

Правила игры . Вооружившись палочкой и проводя ею по проводам, нужно узнать, кому звонит по телефону: кому звонит кот Леопольд, крокодил Гена, колобок, волк.

Игру можно начать с рассказа: «В одном городе на одной площадке стояли два больших дома. В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк. В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка. Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк решили позвонить своим соседям. Угадайте, кто кому звонил».

3. Где чей домик?

Цель. Сравнить числа, упражнять детей в умении определять направление движения (направо, налево, прямо) .

Игровой материал. Набор карточек с числами.

Правила игры. Взрослый является ведущим. По указанию ребенка он разводит цифры по домикам. На каждой развилке ребенок должен указать, на какую дорожку – правую или левую – нужно свернуть. Если цифра сворачивает на запрещенную дорожку либо проходит не по той дорожке, где условие выполняется, то ребенок теряет очко. Ведущий может отметить, что в этом случае цифра заблудилась. Если же развилка пройдена правильно, то игрок получает очко. Ребенок выигрывает, когда наберет не менее десяти очков. Игроки могут меняться ролями, условия на развилках можно также изменять.

4. Поросята и серый волк.

Цель. Развитие пространственных представлений. Повторение счета и сложения.

Правила игры. Игру можно начать с рассказывания сказки: «В некотором царстве – неизвестном государстве – жили-были три брата – поросенка: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Ниф-Ниф был очень ленив, любил много спать и играть и построил себе домик из соломы. Нуф-Нуф тоже любил спать, но он был не такой лентяй, как Ниф-Ниф, и построил себе домик из дерева. Наф-Наф был очень трудолюбивый и построил себе домик из кирпича.

Каждый из поросят жил в лесу в своем домике. Но вот наступила осень, и пришел в этот лес злой и голодный серый волк. Он прослышал, что в лесу живут поросята, и решил их съесть. (Возьми палочку и покажи, по какой дорожке пошел серый волк.) »

Если дорожка привела к домику Ниф-Нифа, то можно так продолжить сказку: «Итак, серый волк пришел к домику Ниф-Нифа, который испугался и побежал к своему брату Нуф-Нуфу. Волк разломал домик Ниф-Нифа, увидел, что там никого нет, но лежат три палки, рассердился, взял эти палки и пошел по дороге к Нуф-Нуфу. А в это время Ниф-Ниф и Нуф-Нуф побежали к своему брату Наф-Нафу и спрятались в кирпичном доме.

Волк подошел к домику Нуф-Нуфа, разломал его, увидел, что там ничего нет, кроме двух палок, рассердился еще больше, взял эти две палки и пошел к Наф-Нафу.

Когда волк увидел, что домик Наф-Нафа из кирпича и что он не сможет его разломать, то он заплакал от обиды и злости. Увидел, что возле домика лежит одна палка, взял ее и голодный ушел из леса. (Сколько палок унес с собой волк) »

Если волк попадет с Нуф-Нуфу, то рассказ меняется, и волк берет две палки, а затем одну палку из домика Наф-Нафа. Если волк попадает сразу к Наф-Нафу, то он уходит с одной палкой. Число палок у волка является числом набранных им очков (6, 3 или 1). Нужно добиваться, чтобы волк набрал как можно больше очков.

5. Добавь слово.

Цель игры: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.

Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Давайте вспомним, где у вас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначает слова «Впереди меня» и «позади меня»? (Уточняет и эти понятия). А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол). Я буду называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете отвечать такими словами: «справа», «слева», «позади», «впереди».

Воспитатель говорит:

Стол стоит… (называет имя ребенка) .

Позади.

Полочка с цветами висит…

Справа.

Дверь от нас…

Слева.

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

Какая рука у тебя ближе к окну?

Правая.

6. Внизу – вверху.

Вариант 1 . Воспитатель называет различные предметы, которые находятся либо только на земле, тогда дети говорят: «Внизу», либо только в воздухе, тогда дети говорят хором: «Вверху».

Например:

Воспитатель. Орел.

Дети. Вверху.

Воспитатель. Тигр.

Дети. Внизу и т. д.

Вариант 2 . Воспитатель называет предметы в иной обстановке, дети выполняют определенные действия. Если названный предмет находится вверху, они поднимают руки; если – внизу, они приседают.

Например, если воспитатель говорит: «Самолет летит! », дети приседают и т. д.

7. Сделай так, как я скажу.

Материал игры: у детей конверты с набором геометрических фигур лист бумаги; у воспитателя набор таких же геометрических фигур, но большего размера.

Выигрывает тот, кто правильно разложил фигуры.

В игре закрепляются пространственные представления детей, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются, развивается произвольное внимание, наблюдательность, моторика.

Если дети на знают геометрических фигур, то вместо них можно использовать любые предметы или игрушки.

8. Куда пойдешь и что найдешь?

Материал игры: любые игрушки.

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – мишку найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – паровоз найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? »

Игры может быть усложнена: игрушки прячутся под ковер или накрываются бумагой.

Воспитатель говорит:

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти? ».

9. Солнышко.

Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.

Оборудование: схематическое изображение лица человека.

10. Скульптор.

Цель: учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей – либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.

Оборудование: макет игрушки Буратино.

Контролер.

Цель: закреплять навыки ориентировки в пространстве в процессе соотнесения детьми парно противоположных направлений собственного тела с направлениями стоящего напротив человека.

Оборудование: билеты красного и зеленого цвета, обручи

11. Кто правильно назовет.

Цель: стимулировать умение определять пространственные отношения между собой и окружающими объектами.

12. Кто из детей стоит близко, а кто далеко?

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя».

13. Автогонки

Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов, обозначать в речи эти направления соответствующими пространственными терминами.

Оборудование: 2 машинки разного цвета, размера, способа управления (обычная и энерционная), темная повязка для глаз.

14. Найди игрушки

Цель: учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учетом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию.

Оборудование: разные игрушки

15. Разведчик

Цель : закреплять умение детей ориентироваться в пространстве детского сада в процессе передвижения, учить составлять маршрут своего пути, развивать память.

Оборудование: лист бумаги, карандаш

Содержание: Ребенку дается инструкция: «Ты – разведчик. Тебе нужно дойти до секретного объекта (кабинета медсестры, логопеда, психолога, кухни), запомнить свой путь и все что ты увидишь по пути, и вернуться обратно в штаб (группу)». Возвращаясь в группу, ребенок рассказывает где он шел (поднимался или спускался по лестнице, шел по коридору), какие объекты встречались на его пути, что находилось справа от него, слева от него. В последующем ребенок с моей помощью рисует маршрут своего пути.

16. Волшебный сундучок

Цель: закреплять навыки ориентировки в микропространстве, активизировать в речи детей слова «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Оборудование: «сундучок», мелкие игрушки

17. Разноцветное путешествие

Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение.

Оборудование: игровое поле, мелкая игрушка.

Содержание: ребенку предоставляется игровое поле, состоящее из клеток разных цветов. На первую клетку ставится игрушка, которая сейчас отправится в путешествие. Педагог задает направление перемещения игрушки командами: 1 клетка вверх, две вправо, стоп! Где оказался твой герой? Ребенок видит какого цвета клетка на которой остановилась его игрушка и в соответствие с цветом придумывает место нахождения его героя. (Например: клетка голубого цвета может обозначать, что герой прибыл на море, зеленого – на лесной полянке, желтого – на песчаном пляже и т.д.).

Содержание: педагог рассказывает детям: Сегодня ночью был сильный ветер и сдул с неба почти все звездочки. Луне на небе стало очень грустно одной и она попросила нас ей помочь. Сейчас мы с вами наденем волшебные колпаки и станем астрономами. Луна передала мне фотографию неба до того как ветер сдул звезды и фотографии тех созвездий, которые здесь располагались. Сейчас вам нужно по фотографиям составить созвездия и вернуть их на наше небо. В процессе работы детей, педагог рассказывает вам легенды о тех созвездиях, которые выкладывают дети.

18. Замри

Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов, людей по отношению к собственному телу.

Игровое правило . Останавливаться строго по сигналу.

Ход игры . «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «замри». Под музыку вы будете, свободно двигаются по группе. По сигналу (выключение музыки) вы останавливаетесь – «замираете». Я назначу детей, которые должны сказать: «Справа от меня…, слева …». Затем я предлагаю детям, не сходя с места, повернуться и ответить на те же вопросы.

19. Мяч по кругу

Дидактическая задача. Учить понимать словесные задания на изменение направления движения предмета в пространстве. Закрепление значения слов обозначающих пространственные признаки: направо, налево, над, под, за, перед.

Игровое правило . Не уронить мяч, следовать команде.

Ход игры. «Дети сегодня мы с вами будем играть в игру «Мяч по кругу». Вы будете передавать мяч друг другу по кругу, по команде ведущего». Первую игру роль ведущего я возьму на себя (последующие игры роль ведущего может выполнять назначенный ребёнок). Дети передают мяч по команде вправо по кругу, влево по кругу, над головой, под коленом, перед собой, за спиной.

20. Аист

Дидактическая задача. Учить понимать словесные указания в определении правой и левой стороны на собственном теле.

Игровое правило . Аист отвечает после того как дети «спросят у него дорогу». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Ход игры. Дети хором обращаются к ведущему – «аисту»:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Ведущий – «аист» отвечает и показывает движения, а все остальные дети их повторяют:

Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова - правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

21. В лесу

Дидактическая задача . Формирование пространственных представлений о положении предметов и объектов на фланелеграфе. Уточнение значений слов, обозначающих пространственное положение предметов по отношению друг к другу.

Игровое правило. Выкладывать картинки в соответствии с содержанием рассказа.

Материал. Фланелеграф, изображение берёзы с зелёными листьями, гриб, солнце, облако, заяц, птица, ёжик, медвежонок, домик, ёлочка.

Ход игры. «Дети я вас приглашаю на прогулку в лес». Затем ставлю на фланелеграф изображение берёзы с зелёными листьями.

Как вы думаете, о каком времени года мы сейчас будем говорить?

Почему вы так думаете?

Каковы признаки лета?

В углу фланелеграфа выставляю гриб, солнце, облако, зайца, птицу. ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

Как вы думаете, что может находиться над деревом?

Выбираю ребёнка. Он выкладывает на фланелеграфе солнце, птицу, облако. Если он затрудняется то помогаю ему.

Что вам это облако напоминает?

А что может находиться под деревом?

Другой ребёнок выкладывает гриб и зайца. Выставляю ёжика, медвежонка, домик, ёлочку.

Покажите правую руку, левую.

Расположите справа от дерева ёжика, а слева - медвежонка.

С какой стороны от дерева находится гриб, заяц?

Поставьте слева от дерева домик, а справа – ёлочку.

Назовите предметы, расположенные правее гриба, левее ёжика.

22. Динамические картинки

Дидактическая задача. Формировать пространственное восприятие при ориентировке с учётом точки отсчёта от предметов.

Игровое правило . Выкладывать картинки по заданию.

Материал. Фланелеграф, изображение ёлка, берёзка, грибок, кустик, заяц, белка, ворона, ёж, домик.

Ход игры. На магнитной доске или фланелеграфе выставляю ёлку. Каждый ребёнок получает свою картинку: берёзку, грибок, кустик, зайца, белку, ворону, ежа, домик.

Ввожу детей в игровую ситуацию:

Сейчас каждый из вас превратится в художника, и все вместе мы создадим картину. Надо только точно выполнить команды.

Дети располагают свои картинки по моему заданию.

Берёзка справа от ёлки.

Ворона над ёлкой.

Заяц слева от ёлки.

Лиса идёт к ёлке.

Куст под ёлкой.

- Ёжик идёт от ёлки.

Грибок под ёлкой.

Домик за ёлкой.

Белка на ёлке.

В ходе игры даю дополнительные указания, пояснения.

23. Котята разбежались

Дидактическая задача. Закреплять умение оценивать расположение предмета на плоскости. Развивать внимание. Способствовать запоминанию понятий право, правый, лево, левый, верх, верхний, низ, нижний.

Игровое правило. Показать и сказать, где находится каждый котёнок.

Материал. Фланелеграф, фигурки шести котят разного цвета.

Ход игры. На фланелеграфе размещены фигурки 3 – 4 котёнка разного цвета. В начале игры все они находятся на одном месте. Дети называют место расположения котят: например в середине. Воспитатель говорит: «Котята разбежались», - и передвигает фигурки в разных направлениях. Дети поочерёдно должны показать и сказать, где находится каждый котёнок. Например, «Красный котёнок сидит в правом верхнем углу, а оранжевый внизу слева» и так далее.

24. Наоборот

Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления. Закрепить парно – противоположные значения слов, обозначающих пространственные признаки предметов.

Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.

Материал. Мяч.

Ход игры. Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок.

Воспитатель произносит слово и бросает кому – либо из детей мяч; ребёнок должен поймать мяч, сказать слово противоположное по смыслу, и снова бросить мяч воспитателю. (Вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз, далеко – близко, высоко – низко, над – под, внутри – снаружи, дальше - ближе, далёкий – близкий, верхний – нижний, правый – левый и др.)

Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное.


Дети шестого года жизни продолжают овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Новая задача — обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания(типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади — стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади — Коля».

Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы — пирамидка, впереди Тани — окно, над головой Тани — лампа».
Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.

В заданиях типа «Угадай, где что находится» можно использовать разнообразный материал: привлекательные игрушки, картинки, расположенные в определенной последовательности. Дети определяют, что находится перед ними, позади них, справа, слева, вверху, внизу.
Следует отметить, что если мы прибегаем к помощи или контролю со стороны других детей, то местоположение их должно быть таким же.
В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Игра «Отгадай, кто где стоит» . Перед детьми — несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

Игра «Что изменилось?» . На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним — мартышка, последним — мишка» или «В середине — большой чайник, справа от него — голубая чашка, слева — розовая чашка».
Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат, в левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — треугольник.

Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине — большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу — цветы, вверху и внизу — волнистые линии, справа и слева — по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,— трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку» . «Ночью, когда в группе никого не было,— говорит воспитатель,— к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
Игра «Путешествие по комнате» . Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.
Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай Вше два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

В развитии пространственных ориентировок, кроме специальных игр и заданий на занятиях по математике, особую роль играют прогулки, подвижные игры, физкультурные упражнения, музыкальные занятия, занятия по изобразительной деятельности, различные режимные моменты (одевание, раздевание, дежурства), битовая ориентировка детей не только в своей групповой комнате или на своем участке, но и в помещении всего детского сада.

Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. М:1992.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»