Как приучить ребенка к дет. Как приучить ребенка ходить в садик без слез. Как помочь ребенку безболезненно адаптироваться в саду

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Детский сад – первый социум для маленького ребенка. Начало его посещения неизбежно вызовет состояние стресса. Ведь это новые условия и правила, новые дети и взрослые вокруг, необходимость знакомиться, учиться контактировать с окружающими. А еще – отрыв от мамы, с которой малыш привык проводить почти все свое время, проверка на самостоятельность. Как же правильно приучить своего ребенка к садику, помочь ему адаптироваться к новым условиям с наименьшими потерями для нежной психики?

Отпечаток возраста

Одно из основных условий успешной адаптации малыша к детскому коллективу – правильный возраст. Ребенка могут отдать в детское учреждение и в 2, и в 4 года – все зависит от возможностей семьи. Для каждого возраста возможны свои проблемы, к которым нужно быть готовыми.

Например, двухлеткам довольно сложно научиться обслуживать себя (кушать, одеваться, пользоваться горшком). К тому же, они из-за отсутствия достаточного опыта практически не умеют налаживать контакт с другими детками: знакомиться, играть вместе, делиться игрушками.

В трехлетнем возрасте малыши переживают возрастной кризис, когда происходит осознание себя как отдельной, свободной, значимой личности. В зависимости от остроты протекания кризиса острота адаптации к садику тоже будет разной. Но неизбежно произойдет наложение одной стрессовой ситуации на другую. Поэтому психологи не рекомендуют отдавать деток в сад до тех пор, пока кризис не пойдет на спад.

К четырем годам ребенок умеет себя обслуживать, может подружиться и поиграть с другими малышами. Но здесь могут сказаться устоявшиеся привычки: находиться с мамой в домашней обстановке, соблюдать свой режим и следовать своим правилам. Ломать эти устои с возрастом сложнее.

Поэтому для определения малыша в садик оптимально будет выбрать период между 3 и 4 годами.

Постарайтесь не совмещать процесс адаптации к садику с другими стрессовыми ситуациями (развод родителей, переезд на новое место, смерть близкого человека, рождение младшенького).

Сколько продлится адаптация?

Этот вопрос волнует родителей, пожалуй, больше всего. Все будет зависеть от множества факторов:

  • возраста малыша;
  • наличия параллельной стрессовой ситуации;
  • наличия у родителей других детей;
  • степени опеки над ребенком;
  • уровня его зависимости от мамы;
  • неуверенности, тревожности малыша;
  • крепости иммунитета;
  • устойчивости нервной системы;
  • степени открытости, общительности крохи, и др.

В зависимости от этих факторов адаптация может протекать с разной степенью сложности.

  • Легкая. Проходит в среднем за 3 – 4 недели, без особых скандалов или истерик (но и не без них). Малыш быстро находит друзей среди одногруппников, учится доверять воспитателю. Он с радостью рассказывает обо всем, что с ним произошло за день, ему интересно идти к новым друзьям снова. Его речь довольно быстро развивается.
  • Средняя (самая распространенная). Может затянуться на 2, а иногда и более, месяца. Ребенок долго воспринимает садик как наказание, не хочет туда идти, просыпается с плохим настроением, капризничает. Может говорить, что в садике вроде как нормально, но идти туда ему не хочется. Связано это, прежде всего, с ломкой устоев: дома он сам устанавливал правила игры и нормы поведения, а тут приходится считаться с другими и подчиняться.
  • Тяжелая (встречается довольно редко). Обычно она свойственна деткам с задержкой развития, проблемной психикой. Но иногда может проявляться и у обычных детей, которые росли избалованными, не знали отказов и оказались совершенно неготовыми к новым условиям жизни. Также «в зоне риска» – дети из неблагополучных семей. Приучить такого ребенка к детскому саду чрезвычайно сложно (а иногда и невозможно). Если ребенок систематически не слушается воспитателя, грубит ему, игнорирует режим дня садика и принятые здесь правила поведения, на это стоит обратить пристальное внимание. Такой малыш во время общего занятия может демонстративно делать что-то свое и злиться, реагируя на замечания; он агрессивно и враждебно настроен по отношению к другим детям: бьет их, толкает, отбирает игрушки. В таком случае ребенок с мамой должен посетить детского психолога. Если специалист сделает вывод о возможности пребывания ребенка в саду, то время коррекционной работы с психологом ребенку лучше пересидеть дома. Если адаптация невозможна, малыша отправят в специальный коррекционный детсад.

Вообще же психологи говорят, что чаще всего от момента исчезновения негативных проявлений до полной адаптации ребенка к детскому саду может пройти до 3 месяцев. Все это время ему нужны мамина любовь, понимание и поддержка. А чтобы привыкание прошло менее болезненно, маме следует подготовить ребенка к столь важному событию заранее.

Заблаговременная подготовка

Итак, как и когда нужно начинать готовить малыша к садику? Как минимум за 3 (а лучше за 6) месяцев должна начаться подготовительно-адаптационная работа. Она включает в себя несколько аспектов.

  • Прежде всего, навыки самообслуживания. Ребенка постепенно нужно приучать пользоваться горшком, краном, зубной щеткой, посудой, одеваться, засыпать без укачивания. Приобретите удобную одежду на кнопках и обувь на липучках, которые малыш сможет надевать и снимать сам, пусть научится пользоваться ими. Научите его заранее предупреждать о том, что ему надо в туалет.
  • Социализация. Чаще гуляйте с малышом на детских площадках, чтобы у него была возможность знакомиться и контактировать с другими детьми, учиться совместным играм. Наблюдайте, как он ведет себя с малознакомыми малышами. Если начнутся сложности, у вас еще есть время что-то исправить. Возможно, придется прибегнуть к помощи детского психолога.
  • Отлучение от мамы. Начинайте учить кроху тому, что мама может находиться с ним не всегда, но это не значит, что она его бросает. Оставляйте его на какое-то время на попечение бабушки, тети, подруги, чтобы он привыкал обходиться без вашего присутствия. Придумайте специальный ритуал прощания – нежное слово, поцелуй, объятия, можно помахать ручкой, проводить маму в окне.
  • Режим дня. Выясните, по какому режиму работает ваш садик, и постепенно приучайте свое чадо спать, играть и кушать в такое же время.
  • Моральная подготовка. Чаще рассказывайте крохе, какой он теперь взрослый – будет ходить в детский сад, как там здорово (много разных игрушек и интересных занятий, добрый воспитатель, увлекательные прогулки и т. д.). Во время прогулок проходите мимо вашего будущего садика, рассказывая крохе, как ему повезло, ведь скоро он будет туда ходить! В присутствии ребенка говорите с родными и друзьями о том, какой важный этап его ждет впереди, как вы этим гордитесь. Можно инсценировать атмосферу детского сада в домашних играх: назначить игрушки на роли воспитателя, деток, вашего ребенка, показать, чем и как они там занимаются, как здорово проводят время, а вечером их обязательно забирают родители. Расскажите, кто такой воспитатель, для чего он нужен. Избегайте при малыше разговоров о возможных трудностях с его адаптацией.
  • Здоровье. Укрепляйте иммунитет ребенка. Много гуляйте, одевайте по погоде. Организуйте сон при открытой форточке и частое проветривание комнаты. Возможно, педиатр предложит курс поливитаминов.
  • Знакомство. Незадолго до начала посещения садика, после всей предварительной работы приведите кроху в его будущий садик для знакомства с жизнью детей. Пусть он увидит, как интересно на прогулке, как здорово иметь много друзей, чем еще детки здесь занимаются; познакомится с воспитателем (которому заранее нужно будет рассказать об особенностях характера вашего чада). Только не приводите ребенка к началу дня, когда туда приходят дети. Иначе он может увидеть слезы и истерики тех, кто еще не привык к детскому коллективу, что станет большим стрессом (если другие плачут – значит, здесь плохо, зачем мама будет водить меня сюда?)

Идем в садик

Как же сделать оптимальной адаптацию, когда ребенок начнет ходить в садик? Нужно помнить, что совсем без стресса обойтись не удастся. Малышу в любом случае нужно будет время, чтобы привыкнуть к новым условиям. Но родители могут сократить этот период своими правильными действиями. Первое, что здесь нужно помнить, – постепенное увеличение времени пребывания крохи в новом месте.

Первые несколько дней ребенок должен проводить в саду не больше 1–2 часов с утра. Затем время можно увеличить еще на час. Еще через несколько дней – снова добавить час. Постепенно (примерно через 2–3 недели) ребенок привыкнет оставаться в саду и на обеденный сон, а после сможет проводить здесь весь день.

Что еще могут сделать родители в этот период, чтобы облегчит малышу привыкание?

  • Используйте придуманный ритуал прощания, позволяющий крохе легче вас отпустить. Не показывайте своей тревоги или волнения. При этом обязательно говорите ребенку, что заберете его, объяснив на понятном ему языке, когда именно (после прогулки, после игры в группе, после обеда, после сна).
  • Если крохе сложно расставаться утром с мамой, пусть первое время его приводит папа (скорее всего, с ним малыш будет вести себя более сдержанно и меньше страдать от разлуки).
  • Если и это будет сложно, сделайте дубликат ключа от квартиры и оставляйте его в шкафчике дочки или сына. Объясните, что без ключа вы домой не попадете, поэтому обязательно придете за малышом, заберете ключик и вместе пойдете домой.
  • Первое время давайте чаду с собой в садик его любимую игрушку – пусть она ждет его там.
  • Купите две одинаковые пижамки – одну для дома, другую для садика. Это также поможет крохе быстрее привыкнуть к новому месту.
  • В этот период больше проводите времени с ребенком, чаще говорите, что вы его все так же любите, гордитесь его самостоятельностью, его достижениями. Храните дома его садовские поделки и чаще хвастайтесь ими перед друзьями и знакомыми в присутствии малыша.
  • Живо интересуйтесь жизнью крохи в новом коллективе: что делали, что кушали, с кем подружился, во что играли. Если он поделится какой-то проблемой в общении с одногруппниками, обыграйте ее в виде сказки с игрушками, покажите, как герой сказки (зверушка, например) вышел из положения. Так ребенок будет чувствовать вашу поддержку и учиться справляться с проблемами.
  • Помните, что в адаптационном периоде у крохи накапливается множество эмоций, требующих выхода. Дайте им этот выход, гуляя на площадке, бегая, прыгая. Возможно, ему понадобится больше обнимать вас, чаще сидеть у вас на коленях.
  • Обеспечьте ребенку полноценный ночной сон. Тогда следующий день пройдет более спокойно и продуктивно.

И главное – проявляйте терпимость к изменившемуся характеру ребенка. Помните: это происходит потому, что ему сейчас трудно, он нуждается в вашей поддержке.

Избежать ошибок

Чтобы помочь своему дошколенку побыстрее пережить адаптационный период, важно не только делать все правильно, но и не делать ничего неправильно, как ни банально это звучит.

Итак, чего нельзя делать, приучая малыша к детскому саду?

  • Оставлять его сразу на полный день.
  • Приводить в садик с признаками болезни. Ребенок и сам схватит в группе что-то еще, и деткам «подарит». В период адаптации частые простудные заболевания – признак привыкания к микрофлоре группы, а также снижения иммунитета на фоне стресса. Это нужно переждать.
  • Высказываться негативно о воспитателе, персонале и вообще детском садике в присутствии своего чада.
  • Пугать ребенка, что за плохое поведение его отправят в детский сад (например, в выходной или во время болезни) или оставят там на ночь.
  • Обещать сладость или другое вознаграждение за хорошее поведение в садике. Это очень быстро приведет к потребительскому отношению.
  • Наказывать за плохое поведение, энурез, плохой сон в период адаптации. Крохе и так трудно. Помогите ему справиться своим участием и поддержкой.
  • Активно развлекать малыша походами в кинотеатр, цирк, зоопарк, на аттракционы. Наваливать на ребенка сразу несколько детский учреждений (садик, секция, кружок, занятия иностранным языком или еще чем-то). Поберегите детскую психику от переизбытка эмоций.

Детский садик – первый в жизни малыша новый коллектив. Задача родителей – помочь ему как можно легче преодолеть все барьеры и освоиться с новым положением дел. После этого могут последовать и кружки, и секции – дополнительно развивать малыша совсем не вредно. Но – всему свое время.

Позади остались бессонные ночи первых недель и месяцев жизни любимого крохи, первые умения, слова и навыки. И вот настала пора начинать «социальную жизнь». «Как приучить ребенка к садику?» - именно этим вопросом задаются многие родители. Ведь очень хочется, чтобы сын или дочка с удовольствием бежали в группу.

Следует сказать, что вопросом о том, как приучить ребенка к садику, следует начать задаваться как можно раньше. Нередко мамы, потеряв терпение, бросают карапузам фразы о том, что в садике заставят кушать, спать, слушаться. Или даже обещают отдать туда за непослушание… Делать этого не стоит - желаемой цели добиться вряд ли получится, а вот привить ребенку неприязнь к саду уже заочно можно запросто. Малышу нужно рассказать, что детки, когда подрастают, идут в садик (можно сравнить его с детской работой), что там интересно и весело, ребятишки вместе играют и кушают, у каждого есть шкафчик и кроватка. Только не стоит слишком уж приукрашивать информацию и обещать «золотые горы», чтобы избежать разочарования в дальнейшем.

Адаптация ребенка к садику - процесс достаточно напряженный. Малыш может начать вести себя нехарактерным образом, стать более капризным и требовательным. Это нормально, особенно если ему 2-3 года. Не стоит ругать ребенка, наоборот, его нужно окружить любовью. Малышу важно понимать, что его любят по-прежнему, что садик - это не наказание, а возможность поиграть с друзьями. Совместные просмотры мультфильмов, чтение перед сном, игры и прогулки с родителями помогут маленькому человечку принять новые «условия игры» и привыкнуть к ним. Можно дарить крохе маленькие подарочки-сюрпризы, придумывать веселые развлечения, баловать его полезными и вкусными кушаньями.

Отвечая на вопрос о том, как приучить ребенка к садику, нельзя упускать Самое лучшее решение - еще за несколько месяцев до первого визита в сад начать постепенно переходить к нужному распорядку дня. Для этого следует уточнить в дошкольном учреждении, во сколько нужно приводить деток, когда ребятишки завтракают, обедают и полдничают, гуляют и ложатся спать. Если заранее перевести малыша на нужный режим, ему будет легче привыкнуть к новому жизненному укладу.

Для того чтобы адаптация ребенка к садику протекала успешно, следует приучить его к самостоятельности (естественно, в соответствии с возрастными возможностями). Если малыш умеет самостоятельно или с минимальной помощью кушать, раздеваться и одеваться, ему будет гораздо легче привыкнуть к новым условиям. Не нужно думать, что карапуз еще слишком маленький для подобных умений: двухлетка вполне может успешно орудовать ложкой, снимать штанишки и вытирать ручки. А четырехлетке уже под силу одеться и раздеться самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя.

Как приучить ребенка к садику, если он часто болеет? Для начала необходимо заняться укреплением здоровья. Рекомендуется посетить лора, педиатра, при необходимости аллерголога и других специалистов. И обязательно нужно запастись терпением - даже самые стойкие малыши в первое время начинают болеть намного чаще. Некоторым помогает гомеопатия, некоторым - различные препараты для укрепления иммунитета, однако без консультации врача их принимать нельзя. А при наличии серьезных проблем со здоровьем с садиком придется повременить.

В первое время рекомендуется водить ребенка в сад «дозированно»: на несколько часов, потом до обеда. С воспитательницей и нянечкой лучше познакомиться заранее, а также устроить встречу с ними для будущего детсадовца. Если правила учреждения разрешают, можно приходить с ребенком на прогулки - малыш привыкнет к воспитательнице и поиграет с другими детками.

Ситуация, когда ребенок не хочет в садик, достаточно распространена, и в этом нет ничего странного или пугающего. Малыш из превращается в члена детского коллектива, расстается с любимой мамой (тем более что для крохи несколько часов кажутся вечностью), уютным мирком из давно знакомых и любимых книг и игрушек… И главное, что требуется на этом этапе от родителей, это успокоиться, не накручивать себя и понять, что все это нужно просто пережить. Пройдет совсем немного времени, и малыш будет бежать в садик с радостью.

Ваш малыш делает первые шаги в самостоятельную жизнь. Во многом от родителей зависит, насколько легко для него пройдет период адаптации.

Всем известно, что первые дни в детском саду — тяжелое испытание для ребенка и его родителей. Расставаясь утром с мамой, дети, как правило, плачут, кричат, а по вечерам у них бывает плохое настроение, подавленность или же, наоборот, нехарактерная раньше чрезмерная активность, перевозбуждение. Чтобы миновать этот негативный период как можно быстрее, следует грамотно подойти к адаптации чада в дошкольном учреждении. В противном случае слезы каждое утро перед выходом из дома и нежелание идти в садик могут затянуться на месяцы.

Развиваем самостоятельность у ребенка

Еще до начала посещения дошкольного учреждения родителям настоятельно рекомендуется научить ребенка самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой, умываться, раздеваться и одеваться, пользоваться горшком. У овладевшего этими премудростями малыша трудностей в период адаптации будет гораздо меньше.

Чтобы вашему сыну или дочери было легче раздеваться самостоятельно, приобретите практичные и удобные вещи без лишних застежек. Лучше, если вместо пуговиц будут кнопки. И желательно, чтобы они были расположены спереди, а не на спине. Так ребенок сможет справиться с процессом сам, и ему не придется лишний раз просить о помощи воспитателя. Предпочтение лучше отдать немаркой одежде. Тогда и родители избавятся от лишних стирок, и дети не будут бояться испачкаться. К примеру, неплохой вариант для маленьких модниц — майка и джинсовая юбочка на резинке или джинсовый сарафан с кнопками, застегивающимися спереди. Мальчику будет удобнее находиться в группе в футболке и шортиках на резинке.

Выбирайте обувь, которую малыш сам сможет надеть. Она не должна быть тесной, но должна хорошо держаться на ноге, не "болтаться", не слетать, а фиксироваться ремешками. Для удобства предпочтение отдайте моделям на липучках.

Обязательно потренируйтесь дома с ребенком надевать и снимать одежду, предназначенную для садика. Пусть некоторое время он поносит ее, чтобы привыкнуть. В противном случае уже в первый день в саду может выясниться, что она неудобная, малышу в ней неловко.

Соблюдаем режим
Еще за месяц-два до начала посещения дошкольного учреждения стоит максимально приблизить домашний распорядок дня к тому, который будет в садике. То есть 7.00-7.30 — подъем, 8.30-9.00 завтрак, 10.30-11.30 — прогулка, 12.00 — обед, 12.30-15.00 — подготовка ко сну, дневной сон, 15.30 — полдник.
Во время же адаптации к садику режим нужно соблюдать особенно тщательно. Не отступайте от него больше, чем на полчаса-час в выходные и праздничные дни.

Замечено, что тяжелее привыкнуть к жизни в группе тем детям, с которыми практически безотрывно дома сидела мама. Поэтому за несколько месяцев до того, как малышу предстоит пойти в дошкольное учреждение, позвольте себе оставлять его дома с другими родственниками, няней . Это будет своеобразный "тренинг расставания с мамой" перед детским садом.

Привыкаем постепенно

Первое время, и об этом вам скажут педагоги и воспитатели, ребенок должен находиться в саду 1-2 — максимум 3 часа (а еще лучше первые два-три дня — час, потом еще три дня — два часа и, наконец, три часа). Такой период может длиться неделю, а то и две. Постепенно время пребывания в группе увеличивают. Затем хотя бы до месяца с момента первого посещения (то есть еще две-три недели) малыша оставляют в садике до сна. И только потом малыш может находиться в группе целый день.

Приведенные здесь цифры — это минимум. Некоторые дети в силу своих индивидуальных особенностей могут адаптироваться к новому образу жизни и дольше.

В некоторых учреждениях малышам разрешают находиться в период адаптации вместе с мамой.

"Если вы имеете возможность (не ходите пока на работу, например), подходите к адаптации ребенка в садике спокойно и терпеливо. Это может занять не две недели (как правило, так говорят работники детских садов), а два месяца. В это время вы вместе с малышом будете „погружаться“ в новый этап его жизни. Ходите вместе с ним в детский сад, оставайтесь на некоторое время с ребенком в группе, забирайте в первые дни, когда он захочет ", - говорит психоаналитик, член Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии и открытого психоаналитического общества Татьяна Илларионова.

Обеспечиваем психологический комфорт

Еще до посещения детского учреждения следует объяснить ребенку, что такое детский сад. А еще лучше — наглядно показать. Сходите туда вместе с малышом, посмотрите на ребят во время прогулки. Расскажите, что еще они делают в саду (играют, обедают, спят, поют песенки), и как это интересно.

Можно поиграть с ребенком "в садик": взять разных кукол и распределить между ними роли: кто-то из них будет воспитателем, кто-то малышом, кто-то родителем. Утром взрослые отводят детей в садик. Там ребята играют, едят, спят, гуляют. А вечером мама обязательно забирает их домой. Вы можете проявить фантазию и придумать вместе с малышом бесконечное число подобных игр: можно "показывать в лицах" ситуацию на куклах, членах семьи, рассказывать сказки собственного сочинения "о том, как одна девочка пошла в детский сад, и там ей было очень весело".

Когда отводите малыша в группу, старайтесь не показывать ему свое волнение, которое у вас обязательно возникнет. При расставании будьте спокойны, но тверды. Обязательно скажите, когда вы за ним придете (а то он, не дай Бог, решит, что его оставили с чужой тетей навсегда) и укажите время прихода в доступной для его понимания форме. Например: "я приду за тобой, когда ты пообедаешь", "когда ты вместе с ребятами пойдешь гулять". Помогает преодолеть стресс расставания привычный ритуал прощания (поцелуй, объятия, возможность посмотреть на маму из окна). Если малыш слишком болезненно реагирует на прощание, поручите отводить ребенка папе или бабушке.

Встречая ребенка, спрашивайте, как он провел день, что делал, во что играл. Вместе обсуждайте события, произошедшие за время вашей разлуки. Хвалите его за успехи, давайте советы, если считаете, что он поступил неправильно. Малыш в этом случае будет знать, что проблему, возникшую в садике, родители всегда помогут решить. Он будет чувствовать, что в сложных ситуациях не одинок, ему есть на кого положиться.

"Отдавая ребенка в садик, родители должны понимать важность этого события как для малыша, так и для их отношений с собственным чадом. Разговаривайте и обсуждайте с малышом свои позитивные переживания и ощущения по поводу садика, оказывайте поддержку и хвалите за новые достижения! Только в дружелюбной и спокойной атмосфере малыш почувствует уверенность в вашей любви и поверит в собственные силы", — продолжает Татьяна Илларионова.

В период адаптации проводите больше времени вместе с малышом, старайтесь после садика погулять. Ребенок получит новые впечатления и отвлечется от негативных переживаний. Побалуйте его чем-нибудь приятным. Однако излишне сильные эмоции в это время ему вредны. Поэтому на время откажитесь от походов в театр, кино, цирк и даже в гости. Телевизор также может вызвать у малыша перевозбуждение, поэтому ограничьте время просмотра телепередач до 10-15 минут за вечер.

Не рекомендуется отдавать малыша в садик в период так называемого "кризиса трех лет". Пусть ребенок пойдет чуть раньше — в 2,5 года или уже к четырем годам, когда кризисный период кончится.
Послушаем специалистов.
Илларионова Татьяна, психоаналитик:
Возраст от 2-х до 4-х лет — важный этап в жизни маленького человечка. Дети приучаются к туалету, овладевают навыками опрятности и проходят процесс социализации. У них происходит дальнейшее освоение собственного тела, развиваются способности жить в обществе, подчиняться принятым нормам и взаимодействовать с другими людьми. Поэтому самым лучшим возрастом для начала посещения садика является этот возраст — 3 года. Или немного старше. Как правило, к этому периоду ребенок уже обладает навыками самообслуживания и готов психологически вступать в контакты с другими детьми, выстраивать с ними отношения.

Морозова Ольга, социальный педагог:
Каждый ребенок — это личность со своим темпераментом и особенностями характера, потому ошибочно было бы сказать, что всех детей лучше отдавать в детский сад, к примеру, в 4 года. Я считаю, что сами родители должны определить готовность своего малыша к детскому саду, проанализировав его характер, поведение. Ребенок, который отправляется в детский сад, конечно, должен обладать определенными навыками самообслуживания: самостоятельно одеваться, есть, пользоваться горшком, умываться и вытирать руки и лицо полотенцем. Но помимо этого важна и психологическая готовность к нахождению в коллективе, то есть его умение общаться с другими детьми, готовность делиться или меняться игрушками. Важный аспект готовности к детскому саду — умение расставаться с мамой. Задача родителей — заблаговременно приучить ребенка к тому, что в саду он будет находиться без них, а с воспитателем и другими детьми.

Непременно хвалите малыша за то, что он посещает детский сад. Скажите ему, какой он молодец. Ведь он теперь взрослый и ходит в садик, совсем как мама и папа на работу.

Всегда уважительно отзывайтесь о воспитателе и персонале, ухаживающем за детьми. Ни в коем случае не критикуйте их работу при сыне или дочери и не говорите никогда плохо о самом дошкольном учреждении (даже если на то есть основания). Наоборот, старайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к детскому саду.

Лучше, чтобы время адаптации к дошкольному учреждению не совпадало с такими значимыми событиями, как рождение нового члена семьи, развод родителей, переезд на новую квартиру.

"Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, родители короткими замечаниями способны сформировать у ребенка позитивное отношение к дошкольному учреждению. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша", — советует социальный педагог Морозова Ольга.

И будьте в период адаптации терпимы к изменившемуся поведению ребенка. Вы же взрослый человек и понимаете, что он капризничает не потому что "плохой", а из-за того, что ему очень трудно привыкнуть к новому помещению, детям, воспитателю, более строгим требованиям, режиму.

Учимся дружить

Не стоит и пренебрегать взаимоотношением ребенка с одногруппниками. Ведь научиться правильно общаться с людьми для человека не менее (и даже более) важно, чем освоить школьную программу.

Расспросите малыша, есть ли у него в садике друзья, с кем он играет, нравится ли ему в группе. Покажите ему, как нужно дружить. Пусть во время прогулок во дворе он делится игрушками с другими малышами, а также не стесняется попросить у них что-нибудь на время или предложить вместе поиграть. И пусть не обижается в случае отказа.

Разучите детские песенки о дружбе, расскажите о своих друзьях детства, как вам было с ними весело.

Расспросите воспитателя, с кем малыш играет, нет ли у него проблем в коллективе. А еще лучше сами придите на час в группу и посмотрите, как ваш ребенок общается с другими детьми: участвует ли он в общих играх или стоит в стороне, дружелюбно ли он обходится с ровесниками или, напротив, обижает их. А может, наоборот, кто-нибудь обижает его? Это ценное наблюдение даст вам прекрасную возможность скорректировать поведение маленького человека. Объясните, что нельзя никого задирать, но если кто-то обижает, следует постоять за себя. Если вы боитесь, что не справитесь с этой ситуацией сами, обратитесь за советом к детскому психологу. Лучше выявить проблемы в общении в раннем возрасте и предупредить их, чем хвататься за голову, когда они подрастут вместе с ребенком.

Маленькая хитрость
Если ребенок очень остро переживает разлуку с мамой, пусть его отводит в садик кто-нибудь другой. Тогда отправляться утром в группу будет не так тяжело.


Защищаем от инфекций

Еще один животрепещущий вопрос, связанный с адаптацией малышей к дошкольному учреждению, — это частые респираторные инфекции у малышей, которые ходят в садик.

Посещая детский сад, ребенок общается с большим количеством сверстников и сталкивается с огромным количеством респираторных вирусов. Они-то и вызывают ОРВИ. И особенно сильным этот натиск инфекционных агентов становится для малыша, только что преступившего порог дошкольного учреждения. Как же быть?

Одеваемся

Следует правильно одевать ребенка в сад: не давать ему замерзнуть (ведь переохлаждение — это пусковой механизм для активации находящихся в нашем организме вирусов), но и не перегревать. Оцените температуру в группе. Часто осенью в комнатах бывает довольно прохладно. Зимой, наоборот, в детских садах бывает слишком тепло, даже жарко.

Заболел — остался дома

Если вы заметили у вашего малыша первые признаки инфекции (насморк, чихание, ), то следует немедленно забрать его из группы домой и вызвать врача. Если легкое ОРЗ легко можно вылечить за 3 дня, то борьба с серьезным заболеванием займет не меньше недели-двух. Не говоря уже о том, что в случае возникновения осложнений ( , гайморита др.) этот период растянется на несколько недель, а в худшем случае и месяцев.

Когда организм ослаблен борьбой с инфекцией, можно легко "подхватить" и другие респираторные вирусы (которых в детских коллективах немало). Наконец, пожалейте других детей из группы. Ведь ваш ребенок может заразить их.

Для профилактики заболеваний можно использовать назальные капли . Также очень полезны промывания носа слабым соленым раствором воды (подойдет и спрей на основе морской воды). При частых респираторных заболеваниях, которые могут свидетельствовать о снижении , следует проконсультироваться со специалистом (педиатром, иммунологом), пройти обследование на наличие аллергии.

Закаляйся

Наиболее эффективный способ предупреждения ОРВИ — это . Совершенствование терморегуляции делает человека более устойчивым к охлаждению. Эти процедуры не только защитят ребенка от инфекций в саду, но и станут фундаментом для формирования здоровых привычек в будущем, укрепят нервную и эндокринную систему, повысят работоспособность.

Один из наиболее доступных и простых способов укрепить иммунитет — прогулки. Гулять дошкольнику следует не менее 4-х часов в день. Также к общим закаливающим процедурам относятся сон при открытой форточке, регулярное проветривание комнат.

Памятка родителям Привыкание ребенка к детскому саду: 5 нужно и 5 нельзя.
Нужно

  1. Научить малыша самостоятельно есть, одеваться, пользоваться горшком.
  2. Соблюдать четкий распорядок дня, максимально приближенный к тому, который будет в садике.
  3. В простой и доступной для понимания форме рассказать ребенку о том, что его ждет в ДОУ.
  4. Делиться с малышом впечатлениями дня: спрашивать у него, что он делал в садике, рассказывать, как прошел день у вас на работе.
  5. Говорить, когда вы его заберете домой, и обязательно сдерживать свое обещание — не опаздывайте в садик, не приходите позже, чем обещали.
Нельзя
  1. Негативно отзываться о садике или воспитателе в присутствии ребенка. Пугать детским садом.
  2. Сразу оставлять ребенка в группе на целый день.
  3. Водить в сад больного малыша.
  4. Наказывать его за капризы, энурез в период адаптации. Плохое поведение является результатом перенапряжения нервной системы, а вовсе не упрямства или проявлением "плохого" характера ребенка.
  5. Одевать слишком тепло или, наоборот, излишне кутать малыша.

Одна из первых глобальных проблем, с которой сталкивается без исключения каждый родитель, это вопрос о том, как безболезненно и без слез приучить ребенка к садику .

Но, прежде, чем мы перейдем к методологии, давайте разберемся, почему же вопрос о том, как приучить ребенка к садику , вызывает у нас проблему?

Многие из вас, наверняка, помнят свой детский сад, ну хотя бы отрывками, в общих чертах — как ходили, как приучались, сколько слез было пролито. Да, слезы были почти у всех. Мало кому не довелось полить слезы, ведь нас отрывали от маминой юбки — прям выдергивали из зоны нашего комфорта, забрасывая в ещё чужой для нас мир.

Но сейчас мы повзрослели и уже сами растим своих детей. Пора уже смотреть в корень, чтобы самим избежать слез наших детей.

Начнем разбор!

Конечно же, все родители переживают за ребенка, когда отдают его в детский сад. А именно за то, как ребенок адаптируется в садике, в коллективе сверстников и воспитателей. Но, первое с чего стоит начать, это всё-таки озвучить вслух тот факт, что проблема лежит, в первую очередь, не в детских страданиях, а именно в родительских иллюзиях. Да, вы не ослышались, именно в родительских иллюзиях. Чаще всего в иллюзиях матери, потому как отец — это мужчина, который безусловно сопереживает, но руководствуется здравым смыслом, логикой и статистикой. Именно мать связана со своим ребенком на эмоциональном уровне, она его чувствует и масштабирует его чувства и переживания на самой себе, увеличивая их в сотни раз. В том время, как для отца, посещение детского сада его ребенком — это необходимость в социальной адаптации.

Поэтому, чтобы приучение ребенка к садику проходило наименее болезненно как для ребенка так и для родителей, в первую очередь стоит осознать именно матери преимущества посещения её ребенком садика, перед домашним «парником».

В детском садике ребенок:

  1. Адаптируется к социуму, в котором ему предстоит жить. Социальная адаптация это крайне важный для любого человека фактор! Без этого человек не сможет нормально существовать в обществе!
  2. Вырабатывает иммунитет к распространенным заболеваниям. Очень важно, чтобы ребенок переболел всеми болезнями именно в этом возрасте, иначе потом ему будет тяжело с этим жить. Представьте какого болеть ветрянкой с осложнениями в возрасте 30-ти лет!? А нам известны такие случаи, уж поверьте!
  3. Получает общее развитие. Безусловно, это не всегда так, но всё же, в большинстве случаев, именно благодаря посещению детского сада ребенок получает общее развитие — оттачивает навыки речи, письма, математики, логики, моторики рук и другие основополагающие для жизни навыки.
  4. Учится правилам этикета и культуре — говорить спасибо, здороваться и прощаться, правильно вести себя за столом.
  5. Вырабатывает у себя и у своего организма определенные важные режимы — режим сна, питания, туалета.
  6. Обретает и развивает коммуникативные навыки. Очень важно, чтобы ребенок учился находить общий язык со своими сверстниками. Ведь именно с ними ему предстоит строить свою жизнь.
  7. Обретает друзей. Это крайне важный фактор. Общеизвестно, что те друзья, которые сопровождают каждого из нас по жизни и разделяют с нами и радостные моменты и все наши проблемы, были приобретены ещё в детском саду, либо в школьном возрасте. Все остальные уже не столь ценны — чаще всего они теряются очень легко и быстро. Как правило, здесь при первом же случае просто срабатывает принцип «Друг познается в беде».
  8. И, наконец, детский сад — это те самые моменты детства, которые каждый из нас пытается вспомнить в старости… потому что это были наши самые лучшие годы. Не стоит лишать наших детей этих мгновений.

Есть так же и множество других важных для каждого родителя факторов, которые просто нельзя сбрасывать со счетов. Но, когда вы осознаете всю ценность посещения детского сада , вы сможете побороть и искоренить у себя все страхи и опасения в подготовке своего ребенка к садику. А если спокоен родитель, то и ребенок будет более спокоен — это лежит в основе. Ведь ребенок всегда очень чутко чувствует беспокойство своих родителей, и каждый раз срабатывает как резонансная машина. Вы ведь, наверняка, не раз наблюдали тревожность или эмоциональную неустойчивость своего ребенка, в то время когда вы сами испытываете тревогу за что-либо? Так вот, представьте, а вернее возьмите за аксиому — всё, что вы переживаете, переживает и ваш ребенок, только в стократном размере. Если у вас кратковременная депрессия — ребенок может чувствовать себя подавленным до нескольких суток, если вы встревожены — ребенок испытывает страх и будет плохо спать ночами… Дальше даже не стоит продолжать! От одной мысли об этом уже становится страшно.

Самое время перейти к методологии!

Как же приучить ребенка к садику

И снова, прежде, чем перейти к действиям по достижению известной нам цели, нужно сперва сформулировать задачи — проблемы. Что, помимо наших собственных, родительских, переживаний может стать проблемой в привыкании ребенка к детскому саду ?

Разбираемся в проблемах

Вот с чем, как правило, приходится сталкиваться большинству родителей при попытках адаптировать ребенка к посещению детского сада :

  1. Стеснительность, страх ребенка перед чужими людьми — сверстниками, а так же перед воспитателями и другим персоналом детского сада. Как следствие, ребенок делает всё по указке, боится открыть рот и даже попроситься на горшок.
  2. Горшок — как неопознанный объект для ребенка. О том, мы писали ранее.
  3. Ребенок может не признавать новый горшок. И это адекватно, если всю свою жизнь он пользовался только одним горшком, и даже на улице ему не приходилось писать.
  4. Не развитая речь. Если ребенок не умеет разговаривать и изъяснять свои желания — ему, опять же, будет проблематично даже попроситься на горшок.
  5. Не готовность к новому режиму дня. Все дети в тихий час ложатся спать, а ваш ребенок, обычно, в это время как раз выходит на прогулку. Это может создать некоторые проблемы.
  6. Чужая территория. В определенный момент ребенок осознает, что в детском саду с ним не будет рядом ни мамы, ни папы, а значит он покидает ту зону комфорта, где он мог вести себя как обычно и ничего не бояться.
  7. Цепная реакция или стадный инстинкт. К сожалению, этот инстинкт свойственен любому живому существу. И, если чужой ребенок заревел, когда его привели в детский сад — это спровоцирует и вашего ребенка на истерику, «Видимо, не зря он заревел… Видимо есть из-за чего… Пожалуй, и мне там будет не комфортно!»
  8. Долгий разрыв связи с мамой и папой. Этот фактор тоже можно понять, ведь раньше ваш ребенок расставался с вами не более, чем на час или два! И то, при этом, он, как правило, оставался с бабушками и дедушками — знакомыми ему людьми, а тут совершенно чужие люди.

К сожалению, это не все задачи, которые предстоит индивидуально решать каждому родителю, но они являются основными. Исходя из этого существует целый ряд методов, или даже инструкция по приучению ребенка к садику . Постольку-поскольку проблема действительно очень масштабная для многих, эти методы нужно применять совместно все без исключения, именно поэтому представленный список можно назвать инструкцией!

Инструкция, как безболезненно приучить ребенка к детскому саду

  1. Приучайте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Гуляйте на людных детских площадках, провоцируйте общение и общайтесь с другими детьми и родителями.
  2. Приучите ребенка к горшку до похода в садик. О том, как приучить ребенка к горшку читайте . Идеально, если вы посещаете бабушек/дедушек, у которых для вашего ребенка так же припасен горшок, чтобы у него не было критической эмоциональной привязанности к одному. В детском саду он должен уже «оттачивать» этот навык, а не привыкать к новому горшку.
  3. Больше общайтесь с ребенком дома. Читайте детские книжки, изучайте картинки с животными, растениями, формами и цветами. Это база, которую ребенок уже по-минимуму должен знать перед походом в садик.
  4. Вырабатывайте у ребенка режим дня дома. Существует типовой распорядок дня, который применяется в большинстве детских садов. Его могут подсказать в вашем садике.
  5. Рассказывайте ребенку о садике только с хорошей стороны. Детский сад это море новых игрушек, это целая толпа сверстников, с которыми можно поиграть, это добрые и отзывчивые воспитатели, вкусная еда и прогулки на детской площадке. Первое время пусть берет с собой свои самые дорогие ему игрушки, особенно те, с которыми он спит дома. Это важный психологический момент — частичка дома, которая всегда согревает и придает чувства безопасности ребенку.
  6. Не стоит в первые дни вести ребенка строго к назначенному времени, когда в детский сад приходит масса адаптирующихся и ревущих детей. Это может сыграть против вас. Поэтому имеет смысл немножко опаздывать.
  7. Распределите первые визиты в садик таким образом, чтобы пребывание в нем шло по возрастающей. Это допускается администрациями детских садов, когда родители водят своих детей сперва на часы, а потом дольше. Первые несколько раз провели в детском саду по 1-2 часа вместе с ребенком, потом на 1-2 часа оставляете одного с обещанием вернуться и забрать через пару часиков, потом чуть дольше. Позже договариваетесь с ребенком на тихий час. Так постепенно вы сможете спокойно вернуться к работе и ваш ребенок при этом будет адаптирован к детскому саду.
  8. При сопровождении ребенка в детских сад, обязательно проговаривайте ему, что вы за ним обязательно скоро вернетесь! Для ребенка это очень важно.
  9. К первому походу в садик ребенок так же должен уметь кушать самостоятельно. Поэтому, перед походом в детский сад вам придется научить его кушать самостоятельно.
  10. Небольшой лайфхак! Если ваш ребенок вдруг отказывается идти в садик, сыграйте с ним в эту «игру» — отреагируйте положительно, но не заиграйтесь! Эта игра должна протянуться не более 1-2 дней. В это время проговаривайте ребенку, сколько всего интересного он пропускает, находясь дома.

Не редко, ребенка даже мотивируют на то, чтобы он пошел в садик тем, что купят ему какой-то сюрприз. Метод, конечно, как правило, действенный, но чаще всего родители теряют контроль над ситуацией и приговаривают себя к ежедневному баловству ребенка новыми сюрпризами. Поэтому, пользуйтесь этим методом, но с умом!

Как постепенно приучить ребенка к режиму дня в детском саду. Педагог-психолог Ирина Уточкина

Готов ли ребенок к детскому саду — ТЕСТ. Что нужно знать родителям.

Воспитание детей – задача непростая. На самом раннем этапе развития важно уделять больше времени, но в тоже время его самостоятельности. Довольно часто у родителей не находится времени весь день сидеть со своим чадом, и тогда они вынуждены отдать малыша в ясли. При этом мама и папа сталкиваются с серьезными проблемами: ребенок напрочь отказывается отрываться от мамы, это вполне нормально. Психологи советуют отдавать малыша в ясли только в самых крайних случаях. Психика малыша очень ранима и в возрасте до 4-х лет ему просто необходимо быть с мамой. Если малыша без дополнительной подготовки отдать в ясли, он устроит истерику,

выражая нежелание мириться с той обстановкой, куда его определили. И все же родителей часто волнует вопрос: “Как приучить ребенка к яслям?”

Чтобы приучить совсем маленького ребенка, необходимо понимание ситуации со стороны взрослого, а также немалая доля терпения. С наиболее благоприятным настроем отведите малыша в садик, но первое время не покидайте его. Важно, чтобы воспитатель был вежлив и обходителен, в противном случае придется выбрать другой садик. У малыша происходит адаптация: он видит незнакомых людей он постепенно привыкает к обстановке: крохе интересно все новое и неизведанное. Спустя 2 часа мама приходит за ним. Таким образом, у ребенка остался интерес к происходящему, возможно, ему не захочется уходить.

Если вы собираетесь отдать малыша в ясли, нужно вести себя очень аккуратно. Некоторые дети могут категорически не принять новую обстановку, что приведет к стрессу. Малыш один раз побывал в яслях без мамы, и ему это не принесло значительных трудностей, однако, затем он понимает, что такое повторяется довольно часто, и начинает испытывать тревогу, он чувствует незащищенность и одиночество. Родителям важно помнить, что нервное напряжение в детском возрасте может вызывать заболевания различного характера. Если кроха все время плачет, не отдавайте его в ясли, ведь совсем скоро придет пора для детского сада. К тому времени он окрепнет психологически и у него появится желание познавать мир.

Возможно, ли приучить ребенка к яслям?

Ребенка невозможно приучить к яслям, однако, необходимо приложить максимум усилий, чтобы смягчить пребывание в новой обстановке. В первую очередь следует запастись терпением и проявить максимум заботы. Постарайтесь смягчить на первый взгляд неблагоприятную обстановку: в первые дни обязательно будьте рядом, но не балуйте чадо чрезмерным вниманием, ведь так он не сможет отвлечься. Старайтесь приучать ребенка к самостоятельности с пеленок. Важно, чтобы внимание проявлял и воспитатель. Малыш должен увидеть, что вокруг много нового и неизведанного. Некоторые специалисты утверждают, что пребывание в яслях травмирует психику ребенка и не рекомендуют его отдавать. правильно реагировать на истерику малыша: ваши действия не должны носить характер принуждения.


Приучить к детскому садику также бывает нелегко. У малышей даже в самом раннем возрасте проявляется характер, причем самый разный. Одних детей легко приучить к садику, других нет. Большинство детей напрочь отказываются посещать детский сад, проявляя сильнейшее нежелание подчиняться новым установкам. Важно не просто приучить, но сделать привыкание ребенка наиболее безболезненным. У него должно возникнуть желание ходить в садик и общаться со сверстниками.

Причины появления негатива в пользу детского садика?

Причина негатива одна и она самая главная – ребенок будет находиться вдали от дома и родительской опеки. Малыш с раннего возраста привыкает к маме и к совместному времяпровождению, а тут его ждет разлука, пусть и ненадолго. В садике становится очень некомфортно, порой это вызывает слезы, истерику. В возрасте 4-5 лет малыш должен привыкать к чему-то новому и бывать в коллективе. Важно найти правильный подход к малышу, чтобы ему хотелось вам угодить.

Всем нам было очень боязно идти в детский сад. Помните, что упреки, ругань, обвинения в трусости еще больше растревожат малыша, что может привести к расстройствам. Родители должны соблюдать спокойствие и хороший настрой на результат. Важно правильно спланировать свои действия и ни в коем случае не проявлять злость.

Как приучить к детскому саду?

Ребенок должен понять, что впереди его ждет очень интересный и увлекательный мир: необходимо преподнести информацию с положительной точки зрения и сказать, что в садике будет полно друзей, с которыми будет очень весело. Постарайтесь преподнести ребенку максимум позитивных эмоций, настроив его на дружелюбный лад, перестройте его режим дня в соответствии с режимом дня в садике.

Самостоятельность непременно поможет вашему малышу. Важно, чтобы ребенок мог самостоятельно кушать, одеваться, ходить на горшок, такой уклад обязательно пригодиться в будущем. Приучайте ребенка к дисциплине: у него не должно быть конфликтов с ребятами. Расскажите ему, чтобы он общался с ребятами, делился игрушками, участвовал с ними в играх.


Чтобы кроха быстрее адаптировался к детскому саду, постарайтесь завести больше новых знакомых, собирайте ребят вместе с родителями у себя дома или же на игровой площадке. Таким способом вы подарите им дружескую атмосферу и сможете приучить ребенка к командному духу. После того как вы отдадите малыша в садик, проведите беседу с воспитателем и расскажите ему о характере малыша. Некоторые оказываются некомпетентными, из-за чего родителям приходится выбирать другой детсад. Специалист должен относиться с пониманием к ребенку, проявлять заботу и уважение.

Как приучить ребенка к садику? Чтобы период адаптации прошел максимально комфортно, вначале следует оставить малыша с детками на пару часов, а затем прибавлять больше времени, ребенок сможет привыкнуть гораздо быстрее. Важно, чтобы ребенок прочувствовал хорошую атмосферу. Некоторые психологи считают, что в первые дни малыша стоит водить в сад вечером, нужно чтоб он увидел, как других деток забирают родители. Таким образом, у него выработается мысль, что находясь в садике, его все равно заберут, и он окажется в своем уютном гнездышке.

Проявите любовь и заботу

Утром порой люди находятся не в самом лучшем расположении. Для ребенка важную роль играет первое впечатление в садике. Ему не нужно смотреть, как некоторые дети в детском саду жалуются, просятся к родителям, на период адаптации можно сводить малыша в садик в вечернее время. Для того чтобы приучить ребенка к садику, важно избавить его от стресса и нервного напряжения. В дорогу в садик обязательно скажите, что вечер наступит совсем скоро, и вы вернетесь за ним с каким-нибудь лакомством. Дайте ребенку его игрушку и скажите «Пусть с тобой побудет твоя любимая игрушка, а я приду совсем скоро».


Если ребенку трудно адаптироваться в новой обстановке и детский садик приносит ему дискомфорт, постарайтесь отвлечь его в вечернее время: задайте ему увлекательную головоломку, игру. Важно, чтобы родители продемонстрировали тепло и заботу и дали ребенку понять, что времяпровождение в садике очень увлекательно. Бывает так, что малыш категорически отказывается посещать садик, в данном случае необходимо сделать паузу. Сводите малыша в садик, а потом пусть несколько дней побудет дома. Кроха соскучится за веселой шумной обстановкой, и на следующий день ему захочется прийти в садик и провести время в веселой компании ребят.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»