Судьба матрены тимофеевны. Судьба матрены тимофеевны из поэмы "кому на руси жить хорошо". Жизнь Матрёны до замужества

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

В основном в поэме истории жизни крестьян предстают в кратком рассказе односельчан, странников. Но одна судьба разворачивается перед читателем подробно. Это история Матрёны Тимофеевны Корчагиной, рассказанная от первого лица.

Почему в центре внимания автора, изучающего движение народной жизни, оказалась судьба русской женщины, крестьянки?

Причина в мировоззрении Некрасова. Для поэта женщина — мать, сестра, подруга — средоточие национальной жизни. Её судьба — воплощение судьбы родной земли. Уже в портрете героини подчёркнута природная величавость, не исчезающая с годами красота: «осанистая женщина», «глаза большие, строгие, ресницы богатейшие» и суровость, строгость, крепость всего облика крестьянки.

Матрёну Тимофеевну называют счастливицей. Сама она, услышав об этом, «Не то чтоб удивилася... / А как-то закручинилась». Справедливо ли дано ей народом такое прозванье? Давайте разберемся.

1. Юность героини. Замужество.

Замужество героини по всем меркам удачное: семья зажиточная; любящий, не злой, не больной и не старый муж. Но счастливой не назовёшь эту жизнь. Не внешний враг, а суровый быт, жестокий семейный уклад лишают радости крестьянку. Постепенно Некрасов раскрывает связь этого уклада с общим устройством страны. Среди рабов молодой женщине негде искать защиты. Даже в своей семье не укрыться ей от приставаний барского управителя. Из всех рабов она самая последняя, самая бесправная.

2. Гибель первенца.

Не дед Савелий, не злая свекровь обрекают на гибель Дёмушку, а всё тот же рабский труд, заставляющий женщину-работницу оставить младенца под присмотром столетнего старика. Интуитивно понимая это, мать прощает Савелию гибель сына, делит с ним скорбь. Сила её веры, глубина чувств контрастируют с бездушием и корыстолюбием чиновников.

3. Провинность Федотушки.

Некрасов не идеализирует крестьянскую общину. Ожесточённые нуждой и тяжёлым трудом люди не могут оценить душевного порыва ребёнка, проникшегося жалостью к изголодавшейся волчице. Мать, спасая Федотушку от наказания, сберегает не только его здоровье, но и чуткую, добрую душу мальчика. Материнская жертва сохраняет в сыне человека, а не раба. Не боль, а жестокое оскорбление спустя много лет помнится Матрёне Тимофеевне. И снова неотомщённая обида выпевается, выплакивается ею в песне.

4. Тяжёлый год. Губернаторша.

За бесконечным терпением, смиренной покорностью Матрёны Тимофеевны скрываются сила характера, решительность и твёрдая воля. Ради детей, чтоб не стали они забитыми и беззащитными сыновьями солдатки, идёт она спасать мужа от рекрутчины. Вмешательство губернаторши кажется чудесным подарком судьбы. Но главная заслуга принадлежит Матрёне Тимофеевне. Наградой становится возвращение мужа, уважение домашних, статус хозяйки дома. Но эти награды не могут изгладить пережитые муки из памяти и сердца. И новые горести поджидают крестьянку: «...Рощу детей... На радость ли?.. / Пять сыновей! Крестьянские / Порядки нескончаемы — / Уж взяли одного!»

Рассказ о судьбе крестьянки исполнен горечи. Судьба «счастливицы» оказывается на поверку историей бесконечных несчастий. Но всё же задумаемся ещё раз, почему выделяют, считают счастливою Матрёну Корчагину.

Зададимся вопросом: удалось ли судьбе сломить крестьянку? Стала ли Матрёна Тимофеевна рабой среди всеобщего рабства?

Автор убедительно показывает, что крестьянка не сломлена житейскими бурями. В них закалилась суровая красота её могучей души. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Сила её проявляется не в буйной удали, не в разгуле, не в кратком героическом порыве, а в каждодневной борьбе с тяготами жизни, в терпеливом и упорном жизнестроительстве.

Рядом с Матрёной Тимофеевной слабым кажется даже «богатырь святорусский» дед Савелий. Авторское отношение к этому герою двойственно, в нём соединяются восхищение и горестная усмешка. Богатырство Савелия не то чтобы бесполезное, а бесперспективное. Ему не дано повлиять на будущее, как не дано уберечь Дёмушку. Бунтарский порыв корежских мужиков, закопавших живьём немца Фогеля, не решает вопросов русской жизни, а искупается слишком дорогой ценой. «Недотерпеть — пропасть! / Перетерпеть — пропасть...» — это точно знает дедушка, но как определить границу терпения, он не знает. Своим неловким богатырством Савелий выброшен из мирской жизни, лишён в ней места. Потому его сила оборачивается слабостью. Потому и корит себя старик:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася?

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

И тем не менее на фоне многих крестьянских образов дед Савелий выделяется ясностью и силой разума, цельностью натуры, свободой духа. Он, как и Матрена Тимофеевна, до конца не становится рабом, сам строит свою судьбу.

Так на примере этих двух персонажей убеждает нас автор в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Грандиозный замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова состоял в том, чтобы глазами невежественных мужиков, вольноотпущенных, показать масштабный срез всей российской сельской жизни того времени. От низов до самых вершин проходят герои, в поисках «самого счастливого человека», расспрашивают всякого встречного, выслушивают повести, очень часто наполненные заботами, печалями и бедами.

Одна из самых трогательных, берущих за душу историй: рассказ, в котором дается характеристика Матрены Тимофеевны — крестьянки, жены, матери. Матрена рассказывает о себе полно, без затей, без утайки, выливает всю себя, лирически пересказывая такую обыкновенную для того времени историю женщины своего класса. В ней одной Некрасов отразил страшную и горькую, но не лишенную светлых моментов счастья правду о самых подневольных, самых зависимых. Не только от воли самодура-барина, но от всевластного господина мужа, от свекрови и свекра, от собственных родителей, которым молодуха обязана была покоряться беспрекословно.

Юность свою Матрена Тимофеевна вспоминает с благодарностью и грустью. У отца с матушкой жила она как у Христа за пазухой, но, несмотря на доброту их, не бездельничала, росла девушкой трудолюбивой и скромной. Начинают привечать женихов, засылают сватов, да с чужой стороны. Не радуется скорой разлуке с любимицей мать Матрены, понимает, что ждет впереди родное дитя:

» Чужая-то сторонушка

Не сахаром посыпана,

Не медом полита!

Там холодно, там голодно,

Там холеную доченьку

Обвеют ветры буйные,

Облают псы косматые,

И люди засмеют»!

Эта цитата хорошо показывает, насколько стихотворные строки Некрасова наполнены лиризмом народных свадебных песен, традиционного плача по уходящему девичеству. Опасения материнские не напрасны — в чужом дому Матрена Тимофеевна не находит любви у новых родственников, вечно попрекающих ее: «Сонливая, дремливая, неурядливая!» Работа, которую скидывают на плечи молодухи, кажется непомерной. От Филиппа, законного супруга, ждать заступничества не приходится, он все время проводит вдали от молодой жены, ища заработка для прожития. Да и сам не гнушается «поучить» Матрену плетью, хоть и относится к ней с ласковостью, и если случается удача в делах — балует избранницу подарками:

«Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день,

И горя словно не было!

Запела, как певала я

В родительском дому».

Но вот, среди всех житейских бед, случается событие, переворачивающее все бытие Матрены — рождение первенца! Ему отдает она всю свою нежность, не в силах расстаться, наглядеться на чудесный подарок судьбы, такими словами описывает внешность мальчика:

«Как писаный был Демушка

Краса взята у солнышка,

У снегу белизна,

У маку губы алые,

Бровь черная у соболя,

У соболя сибирского,

У сокола глаза!

Весь гнев с души красавец мой

Согнал улыбкой ангельской,

Как солнышко весеннее

Сгоняет снег с полей…»

Однако счастье крестьянки краткосрочно. Нужно собирать урожай, Матрена Тимофеевна с тяжелым сердцем оставив младенца на попечение старику Савелию, а тот, задремав, не успевает спасти выбравшегося из колыбели мальчика. Своего пика трагедия достигает в момент, когда Матрену вынуждают смотреть на вскрытие тельца Демушки — столичные власти решают, что мать сама задумала уморить чадо и сговорилась со старым каторжником.

Не сломленная этим горем, Матрена Тимофеевна продолжает жить, воплощая собой всю силу русской женщины, способной вынести множество ударов судьбы и продолжать любить. Подвиг ее материнского сердца не прекращается, каждый из последующих детей дорог Матрене не меньше первенца, за них она готова претерпеть любое наказание. Преданность ее мужу, вопреки всему, велика не меньше. Спасая Филиппа от увода в солдаты, она убеждает губернаторскую жену отпустить отца семейства домой, и возвращается с победой, за что односельчане дают женщине прозвище «губернаторша».

Самоотречение, верность и огромная способность любить – все это особенности образа Матрены Тимофеевны, русской крестьянки, воплотившей в себе всю трудную женскую долю.

Одним из изучаемых в российских школах произведений русской литературы является поэма Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - пожалуй, наиболее известная в творчестве писателя. Множество исследований посвящено анализу данной поэмы и ее главных героев. А между тем есть в ней и второстепенные персонажи, представляющие отнюдь не меньший интерес. Например, крестьянка Матрена Тимофеевна.

Николай Некрасов

Прежде чем говорить о поэме и ее героях, нужно хотя бы вкратце остановиться на личности самого писателя. Человек, известный многим в первую очередь как автор «Кому на Руси жить хорошо», за свою жизнь написал множество произведений, а творить начал с одиннадцати лет - с момента, как перешагнул гимназический порог. Учась в институте, он писал стихи на заказ - копил деньги на издание первого своего сборника стихотворений. Выйдя в свет, сборник потерпел неудачу, и Николай Алексеевич решил обратить свое внимание на прозу.

Он писал рассказы и повести, издавал несколько журналов (например «Современник» и «Отечественные записки»). В последнее десятилетие своей жизни сочинил такие сатирические произведения, как уже неоднократно упомянутая поэма «Кому на Руси жить хорошо», «Современники», «Русские женщины» и другие. Он не боялся обнажать страдания русского народа, которому глубоко сочувствовал, писал об их бедах и судьбах.

«Кому на Руси жить хорошо»: история создания

Достоверно неизвестно, когда именно Некрасов приступил к созданию поэмы, принесшей ему огромную известность. Считается, что произошло это примерно в начале шестидесятых годов девятнадцатого века, однако задолго до написания произведения писатель начал делать наброски - поэтому о времени замысла поэмы говорить не приходится. Несмотря на то, что в рукописи первой ее части указан 1865 год, часть исследователей склоняется к мнению, что это дата окончания работы, а не начала ее.

Как бы то ни было, пролог первой части был опубликован в «Современнике» в самом начале шестьдесят шестого года, а последующие четыре года с перерывами в журнале выходила и вся первая часть. Печаталась поэма трудно из-за споров с цензурой; впрочем, цензура «накладывала вето» и на многие другие издания Некрасова, и в целом на его деятельность.

Николай Алексеевич, опираясь на собственный опыт и на опыт своих коллег-предшественников, замыслил создать огромный эпический труд о жизни и судьбах различных людей, относящихся к самым разнообразным слоям общества, показать их дифференцированность. При этом он обязательно хотел быть прочтенным, услышанным простым народом - этим и обуславливается язык поэмы и ее композиция - они понятны и доступны самым обыкновенным, самым низшим слоям населения.

По первоначальному замыслу автора, произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Путешественники, пройдя через всю свою губернию, должны были дойти до самого Петербурга, встретившись там (в порядке очередности) с чиновником, купцом, министром и царем. Данному замыслу не дано было осуществиться из-за болезни и смерти Некрасова. Однако еще три части писатель создать успел - в начале и середине семидесятых годов. После ухода Николая Алексеевича из жизни не осталось в его бумагах никаких указаний о том, как следует печатать написанное им, (хотя есть версия, что Чуковский нашел в документах Некрасова запись о том, что после «Последыша» идет «Пир на весь мир»). Последняя часть увидела свет только через три года после смерти автора - и то с цензурными помарками.

Все начинается с того, что «на столбовой дороженьке» встретились семь простых деревенских мужиков. Встретились - и завели меж собой разговор о своей жизни, радостях и горестях. Сошлись они в том, что обычному мужику живется отнюдь не весело, а вот кому весело - так и не решили. Высказав различные варианты (от помещика до царя), они решают разобраться в этом вопросе, пообщаться с каждым из озвученных людей и узнать-таки верный ответ. А до тех пор - домой ни шагу.

Отправившись в путь вместе с найденной скатертью-самобранкой, они встречают сначала барское семейство во главе с сошедшим с ума хозяином, а затем - в городе Клину - женщину-крестьянку по имени Матрена Корчагина. Про нее мужикам говорили, что она и добрая, и умная, и счастливая - что главное, но как раз в последнем Матрена Тимофеевна и разубеждает нежданных гостей.

Персонажи

Главные герои поэмы - обычные крестьянские мужики: Пров, Пахом, Роман, Демьян, Лука, Иван и Митродор. На своем пути они успели встретить как таких же крестьян, как и они сами (Матрена Тимофеевна Корчагина, Прошка, Сидор, Яков, Глеб, Влас и другие), так и помещиков (князь Утятин, Фогель, Оболт-Оболдуев и так далее). Матрена Тимофеевна является едва ли не единственным (и при этом очень важным) женским персонажем произведения.

Матрена Тимофеевна: характеристика героя

Прежде чем говорить о Матрене Корчагиной, нужно вспомнить, что Николая Алексеевича на протяжении всей его жизни волновала судьба русской женщины. Женщины вообще - а крестьянской и подавно, ведь она, мало того, что была бесправной крепостной, так еще и являлась рабой своему мужу и своим сыновьям. Именно к этой теме Некрасов стремился привлечь общественное внимание - так и появился образ Матрены Тимофеевны, в чьи уста писатель вложил главные слова: о том, что «ключи от женского счастья» давным-давно потерялись.

С Матреной Корчагиной читатели знакомятся в третьей части поэмы. Странствующих мужиков приводит к ней молва - дескать, именно эта женщина и является счастливой. Характеристика Матрены Тимофеевны проявляется сразу в ее приветливости к незнакомым людям, в добросердечии. Из ее последующего рассказа о своей жизни становится ясно, что человек она удивительно стойкий, терпеливо и мужественно сносящий удары судьбы. Образу Матрены Тимофеевны придается некоторая героичность - и немало способствуют этому ее дети, которых она любит всепоглощающей материнской любовью. Она, помимо прочего, трудолюбива, честна, терпелива.

Матрена Корчагина - верующий человек, она смиренна, но при этом решительна и отважна. Она готова пожертвовать собой ради других - и не просто пожертвовать, а даже, если понадобится, отдать жизнь. Благодаря своей смелости Матрена спасает мужа, забранного в солдаты, за что получает всеобщее уважение. Больше никто из женщин не осмеливается на подобные поступки.

Внешность

Внешность Матрены Тимофеевны описана в поэме следующим образом: ей приблизительно тридцать восемь лет, она высокая, «осанистая», плотного телосложения. Автор называет ее красивой: большие строгие глаза, густые ресницы, смуглая кожа, в волосах - уже рано появившаяся седина.

История Матрены

История Матрены Тимофеевны рассказана в поэме от первого лица. Она сама приоткрывает завесу своей души перед мужиками, так страстно желающими узнать, счастлива ли она и если да, то в чем ее счастье.

Жизнь Матрены Тимофеевны можно было назвать сладкой лишь в девичестве. Родители любили ее, она росла «как у Бога за пазухой». Но крестьянок рано выдают замуж, вот и Матрене пришлось еще, по сути, подростком, уехать из отчего дома. А в семье мужа к ней отнеслись не слишком ласково: свекор и свекровь невзлюбили, да и сам супруг, обещавший не обижать ее, после свадьбы переменился - однажды даже поднял на нее руку. В описании этого эпизода лишний раз подчеркивается терпеливость образа Матрены Тимофеевны: она знает, что мужья бьют своих жен, и не жалуется, а смиренно принимает произошедшее. Впрочем, она уважает мужа, возможно, отчасти даже любит его - недаром же спасает от воинской службы.

Даже в нелегкой замужней жизни, где у нее множество обязанностей, а несправедливые упреки сыплются как из ведра, Матрена находит повод для радости - и об этом тоже рассказывает своим слушателям. Приехал ли муж, привез ли новый платочек, прокатил ли на санках - все вызывает у нее восторг, и обиды забываются. А когда рождается первый ребенок - истинное счастье приходит к героине. Образ Матрены Тимофеевны - это образ настоящей матери, безоглядно любящей своих детей, растворяющейся в них. Тем тяжелее пережить ей утрату, когда крошечный сын погибает по нелепой случайности.

Многое в жизни к своим тридцати восьми годам пришлось пережить этой крестьянской женщине. Однако Некрасов показывает ее не сдавшейся судьбе, сильной духом, выстоявшей наперекор всему. Душевные силы Матрены Корчагиной кажутся поистине невероятными. Она в одиночку справляется со всеми напастями, ведь ее некому пожалеть, ей некому помочь - родители мужа ее не любят, собственные родители живут далеко - а затем она теряет и их. Образ Матрены Тимофеевны (который, кстати, по некоторым источникам, списан с одной из знакомых автора) вызывает не только уважение, но и восхищение: она не поддается унынию, находя в себе силы не только жить дальше, но и радоваться жизни - хоть и редко.

В чем счастье героини

Сама Матрена не считает себя счастливой, прямо заявляя об этом своим гостям. По ее мнению, среди «баб» счастливиц не найти - слишком тяжелая у них жизнь, слишком много трудностей, горестей и обид им достается. Тем не менее людская молва говорит о Корчагиной именно как о счастливице. В чем счастье Матрены Тимофеевны? В ее силе духа и стойкости: она стойко перенесла все беды, выпавшие на ее долю, и не роптала, она жертвовала собой ради близких ей людей. Она воспитала пятерых сыновей, несмотря на постоянные унижения и нападки, она не озлобилась, не потеряла чувство собственного достоинства, сохранила в себе такие качества, как доброта и любовь. Она осталась сильным человеком, а слабый человек, вечно недовольный своей жизнью, не может быть счастлив по определению. К Матрене Тимофеевне это точно никак не относится.

Критика

Цензура воспринимала произведения Николая Алексеевича «в штыки», но коллеги отзывались о его трудах более чем благосклонно. Его называли человеком, близким к народу - а потому знающим, как и что об этом народе рассказать. Писали, что он «умеет творить чудеса», что его материал «искусен и богат». Поэму «Кому на Руси жить хорошо» называли новым и оригинальным явлением в литературе, а самого ее автора - единственным, кто имеет право именоваться поэтом.

  1. Николай Алексеевич плохо учился в школе.
  2. По наследству ему передались любовь к картам и охоте.
  3. Любил женщин, за всю жизнь имел немало увлечений.

Данная поэма является действительно уникальным произведением в русской литературе, а Матрена - синтезированным образом настоящей русской женщины широкой души, из тех, про кого говорят - «и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит».


Матрена Тимофеевна Корчагина-трудолюбивая, терпеливая русская крестьянка. Ей около 38 лет, у нее смуглая кожа, большие глаза, густые ресницы и волосы с проседью. Живет она в селе Клин, есть пятеро сыновей. А 1 сын, Демушка, умер в раннем детстве. У Матрены Корчагиной весьма несчастная жизнь: до замужества родители ее холили и лелеяли, ей жилось "как у Христа за пазухой".

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Но после свадьбы ее жизнь становится совершенно другой: ее донимают свекр, свекровь, золовки. Небольшой отрадой для нее был муж, который много времени проводил на работе, почти не бывая дома, и Савелий-дедушка мужа Матрены. Вскоре Матрена Тимофеевна родила сына-Демушку. Но совсем скоро он умер по вине старика Савелия: тот недоглядел за правнуком, которого заели свиньи. Двойным горем для бедной матери было то, что ее любимого сына не похоронили, как полагается, а, на глазах у матери, разрезали всего. Осерчала Матрена Корчагина на Савелия и долго не могла оправиться от потери сына. После смерти Демидушки у Матрены народились другие дети, но она все также тосковала, молилась по нему. Через некоторое время ее настигло новое горе-смерть родителей, а вскоре и дедушки Савелия (которого Матрена Корчагина все же простила потом за смерть Демушки). Вся жизнь Матрены была посвящена работе и детям. Она готова была стерпеть любую боль, лишь бы не трогали ее детей. Так она защитила своего старшего провинившегося сына Федота от розг, приняв наказание на себя. Новой бедой, настигнувшей Матрену Тимофеевну, был неурожайный год и рекрутчина, коснувшаяся ее мужа и брата мужа. Их забрали в солдаты. Семья лишилась своего кормильца. Крестьянка решает идти к губернатору, просить справедливости. В конце концов, ей удается повидаться с губернаторшей, которая возвращает Филиппа Корчагина со службы (тем временем, во время визита к губернаторше, у Матрены рождается еще 1 сынок). Также Матрена Тимофеевна рассказывает семи странникам, что в ее жизни были еще и такие несчастья, как пожары, эпидемии сибирской язвы, навязчивость управляющего Ситникова, которому приглянулась Матрена (вскоре его, к облегчению Матрены, сгубила холера). Таким образом, мы видим, что Матрена Тимофеевна Корчагина - терпеливая русская женщина, любящая мать, стойко переносящая все невзгоды судьбы. Конечно, иногда у нее и бывают минуты, когда она придается горю, но ее утешают, придают сил молитвы. Матрену, как и всех русских женщин, нельзя назвать счастливой. Она говорит, что, по словам святой старицы, гостившей у нее, "Ключи от счастья женского заброшены, потеряны".

Обновлено: 2017-12-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Меню статьи:

Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ключевым своим моментом содержит поиск семью мужчинами-крестьянами людей, жизнь которых бы была счастливой. Однажды они знакомятся к некой крестьянкой – Матреной Тимофеевной Корчагиной, которая рассказывает им свою печальную историю жизни.

Возраст и внешность

На момент повествования Матрене 38 лет, но сама женщина считает себя старухой. Матрена довольно красивая женщина: она осанистая и плотная, лицо ее уже заметно поблекло, но все еще сохраняло следы привлекательности и красоты. У нее были большие, ясные и строгие глаза. Их обрамляли красивые густые ресницы.

Волосы ее уже заметно тронула седина, но еще можно было узнать ее цвет волос. Кожа ее была смуглая и грубая. Одежда Матрены подобна одежде всех крестьян – она простая и опрятная. Традиционно ее гардероб состоит из белой рубахи и короткого сарафана.

Характеристика личности

Матрена обладает значительной силой, «корова хохломская» – такую характеристику дает ей автор. Она трудолюбивая женщина. В их семье большое хозяйство, о котором, в основном, заботится Матрена. Не обделена она и умом и смекалкой. Женщина может четко и ясно высказать свое мнение по поводу того или иного вопроса, здраво оценить ситуацию и принять нужное решение. Она честная женщина – и этому же учит и своих детей.

Всю свою жизнь после замужества Матрена вынуждена была терпеть унижение и различные трудности в работе, но она не утратила основные качества характера, сохранив в себе стремление к свободе, но при этом воспитала дерзость и резкость.
Жизнь женщины была очень трудной. Матрена потратила немало сил и здоровья, работая на семью мужа. Она стойко терпела все горести и несправедливое отношение к себе и своим детям и не роптала, со временем ее ситуация улучшилась, но вернуть утраченное здоровье уже было невозможно.

Не только физическое здоровье пострадало от жизненных тяжб – за это время Корчагиной было выплакано немало слез, как она сама говорит, «можно набрать три озера». Иронически она называет их немыслимым богатством всей жизни.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме Николая Алексеевича Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Религия и истинная вера в Бога позволили Матрене не сойти с ума – по словам самой женщины, она находит утешение в молитве, чем больше она предается этому занятию, тем легче ей становится.


Однажды решить ее сложности жизни Матрене помогла губернаторша, поэтому люди, запомнив этот случай Матрену в простонародье начали называть тоже «губернаторшой».

Жизнь Матрены до замужества

Матрене повезло с ее родителями – они были хорошими и порядочными людьми. Отец ее не пил и был образцовым семьянином, мать всегда заботилась о домашнем уюте и благополучии всех членов семьи. Родители оберегали ее от тягостей судьбы и старались сделать жизнь дочери как можно проще и лучше. Сама Матрена говорит, что она «жила как у Христа за пазухой».

Замужество и первые горести

Однако пришло время и, как и всем взрослым девушкам, ей пришлось покинуть отцовский дом. Однажды к ней посватался приезжий человек, печник по профессии. Матрене он показался милым и хорошим человеком и она согласилась стать его женой. По традиции после замужества девушка переезжала жить в дом родителей мужа. Так случилось и в ситуации Матрены, но здесь юную девушку ждали первые разочарования и горести – родня очень негативно и враждебно приняла ее. Матрена очень тосковала по родителям и по прежней жизни, но обратного пути у нее не было.

Семья мужа оказалась большой, но не дружной – так как они не умели доброжелательно относиться друг к другу, то Матрена не стала для них исключением: ее никогда не хвалили за хорошо выполненную работу, а всегда придирались и бранили. Девушке ничего не оставалось, как терпеть унижение и грубое отношение к себе.

Матрена была первым работником в семье – ей приходилось раньше всех вставать и позже всех ложиться. Однако никто не испытывал чувства благодарности к ней и не ценил ее работу.

Отношения с мужем

Неизвестно, как воспринимал сложившуюся неблагоприятную ситуацию в рамках своей новой семьи Матренин муж Филипп – вполне вероятно, что из-за того, что он вырос в таких условиях, то для него такое положение вещей было нормальным.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с которая вышла из-под пера талантливого поэта-классика Николая Алексеевича Некрасова.

В целом же Матрена считает его хорошим мужем, но при этом и таит на него обиду – однажды он ударил ее. Вполне вероятно, что такая характеристика их отношений со стороны Матрены была очень субъективной и значимость своего мужа она рассматривает с позиции – бывают еще хуже, поэтому мой муж на фоне таких абсолютно плохих мужей очень даже хороший.

Дети Матрены

Появление детей с новой семье не заставило себя долго ждать – на Казанскую Матрена рождает своего первенца – сына Демушку. Однажды, мальчик остается под присмотром деда, которые недобросовестно отнесся к порученной ему задаче – в результате мальчика загрызли свиньи. Это принесло немало горя в жизнь Матрены, ведь мальчик для нее стал лучиком света в ее неприглядной жизни. Однако бездетной женщина не осталась – у нее еще родилось 5 сыновей. Имена старших упоминаются в поэме – Федот и Лиодор. Семья мужа также не радостно и не приветливо отнеслась к детям Матрены – они часто били малышей и бранили их.

Новые перемены

На этом тяготы жизни Матрены не закончились – через три года после замужества умерли родители – женщина очень болезненно переживала эту потерю. Вскоре ее жизнь начала налаживаться. Умерла свекровь и она стала полноценной хозяйкой дома. К сожалению, обрести счастье Матрене не удалось – к тому времени ее дети стали достаточно взрослыми, чтобы их забрали в армию, поэтому в жизни ее появились новые огорчения.


Таким образом, Матрена Тимофеевна Корчагина в поэме Некрасова стала сборным символом типичной крестьянки, которая все вытерпит и все вынесет на своем горбу. Несмотря на такое трудолюбие и неистовство в работе, Матрена не стала счастливой – окружающие, в частности ее ближайшие родственники, придирчиво и несправедливо к ней относятся – они не ценят ее работу и не осознают ее подвига по отношению к ним. Такое положение вещей не ускользает от женщины, но ее терпение и оптимизм не знают границ.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»