С чего начинать занятия

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Анна Толкачева

В природе все одно с другим связано,

и нет в ней ничего случайного.

И если выйдет случайное явление –

ищи в нем руку человека.

Михаил Пришвин

Паспорт проекта .

Тип проекта : смешаный (информационный, познавательный, творческий, игровой) .

Вид проекта : комплексный

Участники проекта : воспитатели, дети, родители, специалисты ДОО.

Сроки проведения : долгосрочный, 01.12.2016 г. – 30.11.2017 г.

Актуальность.

Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Ребёнок радуется, видя зелёную траву, слушая щебетание птиц или стрекотание кузнечиков, ощущая запах цветов.

Первые впечатления важны и неожиданны для ребёнка. А всё новое удивляет и вызывает интерес. У дошкольников возникают вопросы , с которыми они обращаются к взрослым. Будет ли развиваться любознательность малыша, будет ли у него формироваться правильные представления об окружающем мире – зависит от взрослого.

Мир огромен, а ребёнок ещё мал, опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить с природой постепенно. Общение с природой воспитывают у ребёнка чувство прекрасного. Если взрослые научат дошкольника любоваться яркими красками неба при закате солнца, замысловатой формой хрупких снежинок, у малыша разовьётся чувство прекрасного, он будет радоваться красоте и глубже познает окружающий мир.

«Природа - источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности.

Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей . Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал : «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума…»

Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Но в современном мире ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

Поэтому необходимость приобщения ребёнка к природе, начиная с дошкольного детства , бесспорна. Уже с дошкольного возраста дети знакомятся с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями . На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста . Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу – значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей , вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Цель : формирование экологической культуры у детей , развитие экологического сознания и мышления у детей , развитие познавательной деятельности, воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы.

Задачи :

Формировать у дошкольников представления и понятия о живой и неживой природе, о временах года , о сезонных изменениях в природе;

Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

Учить различать взрослых животных и их детенышей , классифицировать понятия "Дикие" и "Домашние животные; познакомить с их местом обитания;

Учить детей распознавать птиц по внешнему виду и повадкам.

Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов, умение сравнивать и анализировать;

Уточнить, обогатить и активизировать словарный запас детей ;

Развивать связную речь, ее выразительность;

Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках; отражать в творческих работах признаки природы в разное время года ;

Развивать умение замечать красоту природных явлений, переживать радость от общения с ней и воспитывать благодарное чувство к природе ;

Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы : растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку;

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Деятельность воспитателей.

Подготовка методических и дидактических материалов;

подбор игр на разные времена года ;

Проведение совместной непосредственной образовательной деятельности с детьми;

Организация выставок;

Отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы;

Подбор информации через интернет, познавательная информация, картинки, пейзажи о временах года .

Деятельность детей :

Участие в различных конкурсах, беседах;

Заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок;

Рисование по теме прочитанных произведений;

Участие в развлечениях.

Деятельность родителей :

Оказание помощи в оформлении стенда «Дерево времён года » ;

Рисование с детьми сюжетов «Времена года » ;

Пополнение группы бросовым материалом для детского творчества;

Оформление выставок;

Изготовление костюмов к развлечению;

Специалисты :

музыкальный руководитель : подбор музыкального репертуара для прослушивания;

Этапы реализации проекта :

Подготовительный :

Анкетирование родителей по теме, обработка данных;

Разработка проекта по теме «Времена года » ;

Оформление уголка природы;

Заполнение игрового пространства наглядно-иллюстративным материалом по теме «Времена года » ;

Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок по теме привлечь детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. д;

Разработка конспектов НОД;

Подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности.

Подбор информации через интернет, познавательной информации, иллюстраций, пейзажей о временах года , дидактических игр.

Основной :

Подготовка продуктов детской деятельности к выставке и оформление выставки «Мое любимое время года » .

Заучивание стихотворений о временах года с детьми и составление рассказов о временах года .

Показ презентаций, видеороликов, короткометражных фильмов о временах года .

Совместная непосредственная образовательная деятельность взрослых и детей .

Художественно-творческая деятельность.

Создание лэпбуков «Зима» , «Весна» , «Лето» , «Осень» .

Создание альбомов «Пословицы и поговорки» , «Приметы» , «Стихи» , «Загадки» .

Наблюдения за объектами и явлениями природы;

Чтение художественных произведений, пословиц, загадок;

Рассматривания иллюстраций, репродукций, картин и т. д. ;

Экскурсии и целевые прогулки;

Прослушивание музыкальных композиций;

Заключительный :

Оформление выставки «Мое любимое время года » и альбома «Времена года » .

Презентация для детей других групп .

Презентация для родителей, сотрудников детского сада.

Предполагаемый результат :

Дети :

Формирование основ экологической культуры дошкольников ;

Развитие творческого мышления детей ;

Развитие познавательной активности, любознательности, мышления, воображения;

Расширение кругозора детей ;

Сформированы представления о характерных особенностях разных времен года ;

различают взрослых животных и их детенышей , классифицируют понятия "Дикие" и "Домашние животные»;

различают птиц, насекомых, растения, цветы, деревья, классифицируют понятия «зимующие» , «перелётные птицы» ;

имеют представления о Красной книге;

сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

Родители :

Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей ;

Мотивация на эмоционально-личностное, познавательное и эстетическое развитие ребенка в условиях семейного воспитания.

Материал к проекту «Времена года »

Мультимедийные презентации

Презентация «Зимние сказки» .

«Лисичка сестричка и серый волк» Союзмультфильм, 1958 г.

«Синичкин календарь. Зима» TO «ЭКРАН» , 1983-1984 г.

«Первая зима» Киевнаучфильм, 1978 г.

Восприятие музыки

П. Чайковский «Декабрь – Святки» , «Времена года » .

В. Шаинский «Снежинки» .

А. Внукова «Если снег идет» .

А. Вивальди «Зима» .

П. Чайковский «Зима» .

«У камелька» «Масленица» .

Н. П. Крымов «Зимний вечер» .

И. Левитан «Зимой в лесу» .

Г. Г. Нисский «Февраль. Подмосковье» .

А. А. Пластов «Первый снег» .

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь» .

К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень» , «Волшебница-Зима» .

И. И. Шишкин «Зима» .

Б. Кустодиев «Масленица» .

Художественное слово

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя.» .

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка» .

А. Н. Апухтин «Ризой белою, пушистой» .

Л. А. Мей «Двойным зеленым строем.» .

С. А. Есенин «Пороша» .

А. С. Пушкин «Зимняя дорога» .

С. А. Есенин «Поет зима – аукает» .

И. А. Бунин «Метель» .

С. Д. Дрожжин «Снег летает и сверкает.» .

С. А. Есенин «Берёза» .

Н. А. Некрасов «Мороз-воевода» .

А. С. Пушкин «Зима. Крестьянин, торжествуя.» .

Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок» .

А. С. Пушкин «Встаёт заря во мгле холодной.» .

А. А. Блок «Ветхая избушка» .

Н. Виноградова «Кто, где зимует?» , «Что бабушка рассказала Саше?» , «Где снежинки?» , «Книга зимы» ,

Чарушин «Кто, чем занят зимой» ,

Э. Шим «Морозкина рукавица» ,

Сладков «Зимовка» .

Н. Григорьева «Снег, снег…» .

Г. Скребицкий «На лесной полянке» ,

М. Пришвин «Беличья память» ,

И. Соколов- Микитов «Тетерева» .

Русск. Народная сказка «Морозко» , «Два Мороза» , «В гостях у дедушки Мороза» ,

по К. Ушинскому «Проказы старухи Зимы » .

И. Никитин «Встреча зимы» .

Художественное творчество

«Мои волшебные снежинки» .

«Первый снег» .

«Мое любимое дерево зимой» .

«Птички на ветке» .

«Зимняя сказка» .

«Я в волшебном лесу» .

«Белая береза» .

«Как розовые яблоки на ветках снегири…» .

«Царство снежной королевы» .

«В лесу родилась елочка» .

«Зимний вальс» .

«Букет для снегурочки» .

«Зимушка-зима» ,

«Зима в лесу» ,

«Зимнее развлечение» ,

«Снежинки» .

«Снеговик» .

(Бумагопластика, пластилинография, рисование, аппликация, конструирование)

детей :

«Волшебные знаки»

«Жизнь растений зимой»

«Жизнь животных зимой»

«Зимнее путешествие»

«Что бывает зимой»

2. Беседы :

«Пришла зима»

«Жизнь животных зимой»

«Жизнь птиц зимой»

«Хорошо ли птичке в клетке?» (стих. Григорьевой «Птица в неволе» ).

«За что люблю я Новый год?»

«Что бывает зимой»

Дидактические игры :

«Времена года » , «Когда это бывает?» , «Сложи картинку» , «Узнай по описанию» , «Как звери в лесу зимуют?» , «Чей, чья, чье, чьи?» .

Опыты и эксперименты : «Снег пушистый, лёгкий» , «Снег тает от тепла» , «Снег грязный»

Развлечения и праздники : Новогодний утренник, «В зимнем лесу» .

Презентация сезона : «Волшебница - зима»

Восприятие музыки

Н. Любарский «Дождик» .

П. Чайковский «Времена года » .

В. Моцарт «Весенняя» .

А. Вивальди «Весна» .

П. И. Чайковский «Весна» , «Песня жаворонка» , «Подснежник» , «Белые ночи» .

Мультимедийные презентации

«Синичкин календарь. Весна» TO «ЭКРАН» , 1983-1984 г.

«Как мы весну делали» Союзмультфильм,1962 г.

«Оранжевое горлышко» Союзмультфильм,1954 г.

Репродукции картин известных художников

А. Саврасов «Грачи прилетели» .

П. Кончаловский «Сирень в корзине» .

И. Левитан «Весна. Большая вода» .

И. Левитан «Март» .

К. Ф. Юон «Мартовское солнце» .

С. А. Виноградов «Весна идет» .

Художественное слово

Ф. И. Тютчев. "Еще земли печален вид. ".

Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

Ф. И. Тютчев. "Зима недаром злится. ".

Е. А. Баратынский. "Весна, весна! Как воздух чист. ".

А. С. Пушкин. "Гонимы вешними лучами. ".

Ф. И. Тютчев. Первый лист.

Ф. И. Тютчев. Весенняя гроза.

А. А. Фет. Весенний дождь.

Н. А. Некрасов. Зеленый шум.

С. Д. Дрожжин "Пройдет зима холодная. ".

А. А. Блок "Ворона".

С. А. Есенин "Черёмуха".

А. А. Блок "На лугу".

С. А. Дрожжин "Весеннее царство".

И. С. Никитин "Полюбуйся : весна наступает".

С. Д. Дрожжин "Распустились почки, лес зашевелился. ".

И. А. Бунин "Крупный дождь в лесу зеленом. ".

Художественное творчество

«Ветка с первыми листочками» .

«Весенний букет» .

«Березы весной» .

«Подснежники в ладошке » .

«Цветущий сад» .

«Грачи прилетели» .

«Сапог в луже» .

«Сороки» .

«Первые цветы» .

«Одуванчик – толстые щеки» .

Совместная деятельность взрослых и детей :

«Идёт матушка – весна»

«Что такое первоцветы?»

«Шестиногие малыши»

«Ласточка с весною в сени к нам летит»

«Путешествие в май»

Беседы :

«Ранняя весна»

«Жизнь животных весной»

«Растения весной»

«Прилёт птиц»

«Труд весной»

Дидактические игры : «Времена года » , «Когда это бывает?» , «Подбери картинку» , «Что лишнее?» .

Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

Опыты и эксперименты : «Для роста растений нужна влага» , «Растению необходим свет» , «Растения могут двигаться и поворачиваться» , опыты с палкой – снегомером.

Чтение художественной литературы : Н. Виноградова «Когда это бывает?» , «Что за дерево такое?» , «Что здесь случилось?» , «Первые цветы» , «Почему деревья белые?» , Григорьева «Весной» , «Здравствуй, милая весна» , Бианки «Кто, где живёт. Замечательные домишки» , Сухомлинский «Почему плачет синичка?»

Заучивание : А. Блок «На лугу» , Григорьева «Март» .

Продуктивная деятельность :

«Подснежник» - рисование.

«Пушистая веточка» - аппликация.

«Весенний букет» - рисование.

«Портрет весны» - рисование.

Развлечения и праздники : «Праздник весны» .

Презентация сезона : «Весна, весна красная»

Восприятие музыки

А. Вивальди «Времена года » .

Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля» .

С. Прокофьев «Полет шмеля» .

Г. Свиридов «Дождик» .

А. Вивальди «Лето» .

П. И. Чайковский «Лето» , «Баркарола» , «Песнь косаря» , «Жатва» .

Мультимедийные презентации

Фотопроект «Летние забавы» .

«Дед мороз и лето» Союзмультфильм,1969 г.

«Каникулы в Простоквашино» Союзмультфильм,1980 г.

«Паровозик из Ромашково» Союзмультфильм,1967 г.

«Лето кота Леопольда» TO «ЭКРАН» , 1981 г.

«В гостях у лета» Союзмультфильм,1972г.

«Синичкин календарь. Лето» TO «ЭКРАН» , 1983-1984 г.

«Трям! Здравствуйте!» TO «ЭКРАН» , 1980 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан «Березовая роща» .

А. А. Пластов «Летом» .

А. А. Пластов «Сенокос» .

И. И. Шишкин «Дубовая роща» .

В. Поленов «Московский дворик» .

К. С. Петров-Водкин «Утренний натюрморт» .

В. Поленов «Заросший пруд» .

Ф. Васильев «Мокрый луг» .

А. М. Герасимов «После дождя» .

Художественное слово

С. А. Есенин «С добрым утром» .

И. А. Бунин «На пруде» .

Л. А. Мей «Лето красное, росы студёные.» .

А. К. Толстой «Клонит к лени полдень жгучий» .

И. А. Бунин «Детство» .

А. А. Блок «Есть в дикой роще, у оврага.» .

Ф. И. Тютчев «В небе тают облака.» .

Ф. И. Тютчев «Неохотно и несмело.» .

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой» .

А. А. Блок «Летний вечер» .

С. Я. Надсон «Заря лениво догорает.» .

С. Д. Дрожжин «Всё зазеленело.» .

А. Н. Майков «Летний дождь» .

А. А. Фет «Я пришел к тебе с приветом.» .

С. А. Есенин «Колокол дремавший.» .

И. А. Бунин «Ещё от дома на дворе.» .

С. А. Есенин «По лесу леший кричит.» .

И. С. Никитин «Ярко звёзд мерцанье.» .

И. А. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет.» .

С. А. Есенин «Топи да болота.» .

И. А. Бунин «Из окна» .

Н. А. Некрасов «Конец лета» .

Художественное творчество

«Летнее настроение» .

«На реке» .

«Бабочки и стрекозы» .

«Божья коровка на ладошке » .

«Пчелка» .

«Ромашки» .

«Утренняя роса» .

«Я рисую букет» .

«Паук на паутинке» .

«Радуга-дуга» .

Совместная деятельность взрослых и детей :

«Здравствуй, лето!»

«Цветочная поляна»

«Прогулка в лес»

«Что бывает летом»

Беседы :

«Наступило лето»

«В огороде и в саду»

«Вкусное лето»

Дидактические игры : «Времена года » , «Когда это бывает?» , «Вершки – корешки» , «Что лишнее?» , «Доскажи словечко» .

Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

Опыты и эксперименты : с песком, водой, почвой.

Чтение художественной литературы : Л. Толстой «Муравей и голубка» , Григорьева Хозяин», Ушинский «Лето» , Э. Шим «Не зевай!» .

Заучивание : М. Стельмах «Солнышко, свети!»

Продуктивная деятельность :

«На лесной полянке» - рисование.

«Мои любимые цветы» - аппликация.

«Шестиногие малыши» - рисование.

«Портрет лета» - рисование.

Развлечения и праздники : «Круглый год» .

Презентация сезона : «Щедрое лето»

Восприятие музыки

А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года » .

П. Чайковский «Осенняя песня» , «Октябрь» .

А. Вивальди «Осень» .

П. Чайковский «Осень» , «Охота» , «На тройке» .

Мультимедийные презентации

Презентация «Как птицы и звери готовятся к зиме» .

«Осенние корабли» ЭКРАН, 1982 г.

«Синичкин календарь. Осень» TO «ЭКРАН» , 1983-1984 г. «Осень» Союзмультфильм, 1982 г.

«Сказка про чужие краски» Союзмультфильм,1962 г.

Репродукции картин известных художников

И. Левитан, «Золотая осень» , «Осенний день Сокольники» , «Осень. Дорога в деревне» .

В. Поленов «Золотая осень» .

А. М. Герасимов «Дары осени» .

Художественное слово

Ф. И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь.» .

К. К. Случевский. «Осенний мотив» .

К. Д. Бальмонт «Осень» .

И. А. Бунин «Листопад» .

А. А. Блок «. Осенний день высок и тих.» .

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной.» .

А. Н. Майков «Осень» .

А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье.» .

А. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад.» .

Н. А. Некрасов «Перед дождем» .

И. С. Никитин «Дождь каплет.» .

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало.» .

И. А. Бунин «Первый снег» .

А. А. Блок «Зайчик» .

С. Д. Дрожжин «Жёлтый лист за листом.» .

С. А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы.» .

И. А. Бунин «Осень. Чащи леса.» .

Н. А. Некрасов «Славная осень!» .

С. Д. Дрожжин «Миновало лето…» .

Художественное творчество

«Волшебные краски осени» .

«Дары осени» .

«Я шагаю по ковру из осенних листьев» .

«Портрет осени» .

«Золотая осень» .

«Осеннее дерево» .

«Осенние листочки» .

«Аппетитные, ароматные, сладкие…» .

«Веточка рябины» .

«Портрет гриба» .

«Золотые яблоки» .

«Унылая пора, очей очарованье…» .

Совместная деятельность взрослых и детей :

«Весёлый календарь»

«Путешествие по осени»

«Волшебные знаки»

«Дары осени»

«Как звери готовятся к зиме»

«Что бывает осенью»

Беседы :

«Ранняя осень»

«Добрые дела осенью»

«Дары осени»

«Что мы знаем о растениях»

«Жизнь птиц и животных осенью»

«Краски осени»

Дидактические игры : «Времена года » , «Когда это бывает?» , «Сложи картинку» , «С какого дерева листок?» .

Наблюдения на прогулках за сезонными изменениями в природе.

Опыты и эксперименты : «Воздух есть везде» , «Земля в разную погоду разная» , «Вода бывает разная» и т. п.

Чтение художественной литературы : А. Блок «Зайчик» , Сладков «Почему ноябрь пегий?» , «Поздняя осень» , Григорьева «Осенний лес» , «Репка» , Ушинский «Гуси» , Виноградова «Книжка про осень» .

Заучивание : Плещеев «Осенью» .

Продуктивная деятельность :

«Дары осени» - лепка.

«Ветка рябины» - аппликация.

«Волшебные краски осени» - рисование.

«Портрет осени» - рисование.

Развлечения и праздники : «Праздник осени» .

Презентация сезона : «Осень – славная пора»

Список используемой литературы :

1. Алябьева Е. А. «Природа. Сказки и игры для детей » , М., «Сфера» , 2012 г.

2. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Книга -1-2. Москва 2007г.

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста .

4. Григорьева О. А., Фесюкова Л. Б. «Весна. Лето. Демонстрационный материал» , М., «Сфера» , 2007 г.

5. Громовав О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников .

6. Громова О. Е. / Соломатина Г. Н. Стихи о временах года . М, 2004г.

7. Ёлкина Н. В. «Учим детей наблюдать и рассказывать» , Ярославль, «Акад. Развития» , 1996 г.

8. Иванова А. И. «Мир растений» , М., «Сфера» , 2010 г.

9. Коноваленко В. В. Развитие связной речи «Времена года » Москва : Гном и Д. 2004г.

10. Копцева Т. А. «Природа и художник» , М., «Сфера» , 2001 г.

11. Лыкова И. А. «Цветные ладошки » , М., ИД «Цветной мир» , 2011 г.

12. Молодова Л. П. «Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников », Минск, «Асар» , 2001 г.

13. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве .

14. Нищева Н. В. Система коррекционной работы. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2001г.

15. Скребицкий Т. А. «На лесной полянке. Зима» , М., «Детская литература» , 1952 г.

16. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Цветущая весна. Травы".

17. Тамбиев А. Х. «Кто где живёт» , М., «Дрофа» , 2007 г.

18. Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах» , М., «Сфера» , 2010 г.

Образовательный процесс для детей в период дошкольного возраста включает в себя множество этапов, важных моментов и особенностей. Одной из важных областей является знакомство с природой, понятие того, какое время года сейчас проходит и другими факторами. Процесс обучения предполагает не только объективное понимание объектов и терминов, а также формирование правильного отношения к миру природы. Основным моментом в данном процессе является знакомство с временами года, которое осуществляется с помощью различных методик.

Методики и цели занятий по временам года

Природа имеет важное воспитательное значение. Данный мир оказывает положительное влияние на человека. Образовательный процесс включает в себя методики, направленные на понимание погодных явлений, изучение объектов и формирование верного отношения. С помощью такого подхода воспитывается умение наблюдать, а также формируется логическое мышление и эстетическое отношению к природе. Таким образом осваивается новая информация о живых объектах и явлениях, воспитывается бережное отношение.

В процессе обучения в дошкольный период каждый ребенок узнает о том, что такое разные периоды года. Для этой цели существует множество видов занятий, но все методики можно разделить на следующие типы:

  • Контрастные сравнения позволяют детям понять разницу между временами года. Для такого занятия можно использовать беседы, наглядный материал в виде различных пособий и другие средства. Во время беседы педагог взаимодействует с детьми и обсуждает начало каждого времени года и особенности периода, что формирует интерес ребенка к происходящему;
  • Периоды года и картинки каждого сезона позволяет лучше понять особенности природы. В данном случае с помощью наглядных материалов ребенок узнает о внешнем виде животных, о занятиях человека в каждое время года, а также об изменениях на улице. Такая методика особенно эффективна при использовании различных технологий, творческом подходе;
  • Музыка является прекрасным методом изучения каждого периода года. Определенная мелодия может символизировать осень, а также зима или весна могут быть выражены с помощью звука. Дети могут прослушать мелодию, а затем попытаться изобразить времена года или выразить чувства, испытанные во время прослушивания музыки. Такой подход позволяет не только познакомиться с природой, но и сформировать правильное отношению к музыкальным произведениям и творчеству;
  • Различные литературные творения, например, стихи являются эффективным средством, которое позволяет изучить особенности природы и сформировать понимание творчества. Различные времена года для детей дошкольного возраста , все явления могут быть описаны очень красочно и ярко;
  • Игровые методики помогают освоить понятие смени времени года и особенности каждого периода. Такие занятия могут быть активными или же происходить в форме настольной игры.

Времена года в играх для дошкольников

В период дошкольного возраста процесс развития и воспитания детей имеет важное значение. Дети активно воспринимают, усваивают и используют новую информацию и навыки. Такая особенность позволяет изучить все четыре времени года, а также понять мир. Весна, лето, осень или зима имеют характерные черты и поэтому создано множество занятий и методик для детей, направленных на правильное формирование каждого периода.

Правильное осуществление занятий и применение материалов позволяет создать верные представления об особенностях природы в каждый период. На основе этого формируется умеренное любопытство, бережное отношение ко всему живому и развитие творческих навыков. Использование в процессе обучения литературных или музыкальных произведений способствует развитию творческих способностей и представлений ребенка. Игры, занятия или беседы направлены на создание правильного отношения к природе. При этом дети испытывают интерес, осваивают множество понятий, изучают картинки, природные явления и те особенности, которые имеет осень, зима, весна или лето. В данном случае осуществляются различные методики обучения для ребенка, но важно значение имеет правильная техника.

Изучение времен года – обязательная часть любой дошкольной и школьной программы, без освоения которой кругозор ребенка останется недостаточно широким, а дальнейшее познание окружающего мира будет наталкиваться на определенные препятствия.

Когда мы изучаем времена года с ребятишками, нужно использовать как можно более разноплановые и интересные наглядные пособия, позволяющие получить полное представление об изменениях, происходящих не только в природе, но и в повседневной жизни людей.

Очень удобно использовать, изучая времена года, картинки – для детей это самый доступный и понятный материал, который отображает все особенности изучаемого времени года.

Обычно на картинках изображаются характерные детали сезонной одежды людей и наиболее выразительные моменты, происходящие в природе, а также различные погодные явления. Рассматривая картинки, мы акцентируем внимание малышей на связи того или иного предмета с происходящими в природе изменениями: например, увидев снег, подчеркиваем, что зимой очень холодно, поэтому идет не дождик, а снег. теплее, идет дождь. А летом чаще всего жарко, и ярко светит солнце.

Удобно использовать, изучая времена года, карточки. Работа с карточками приносит деткам большое удовольствие, при этом, незаметно для себя, они усваивают все характерные особенности каждого сезона.

Предлагаем ребятишкам поиграть в простые игры с карточками:

  • распределить их по разным группам, согласно изображенному времени года;
  • выбрать из общей кучки только те карточки, которые имею отношение к определенному сезону;
  • убрать лишние карточки из предложенных.

Такие игры развивают внимание и делают учебный процесс более увлекательным.

Обязательно посмотрите с ребенком карточки с деревьями, которые изменяются в зависимости от различного времени года.

Дополнением к занятию может стать изображающая различные времена года раскраска. В процессе работы с ней, ребенок лучше усвоит особенности каждого сезона и характерную для него цветовую гамму. Таким образом, более прочно закрепится изученный материал.

Картинка «месяцы»

Картинки «времена года с одеждой»

Природа и погодные явления в разные времена года

Раскраски времена года

Поделки на тему «времена года»

Можно изготовить тематические поделки: времена года, отображенные в объемной , выглядят более выразительно, благодаря чему лучше запоминаются ребенком.

Для изготовления такой поделки нам понадобится приклеить на лист картона плотную ткань — фон будущей картины.

Используйте для создания поделок самые интересные материалы: например, красивая аппликация на зимнюю тему получается при помощи белого фетра и ваты, на летнюю – при помощи фетра и мягкой цветной бумаги. Фетр можно заменить бархатным картоном или кусочками драпа.

Можно создать показательную серию аппликаций – например, сделать четыре дерева, обводя ладошку ребенка, и оформить эти деревья в соответствии с тем, как они выглядят в определенное время года.

В первые годы жизни ребенок активно познает окружающий мир и усваивает множество новых понятий. Не обойтись малышу в этом непростом деле без помощи родителей. Задача взрослых - стимулировать интерес ребенка и всячески его поощрять. Если по каким-то причинам малыш не посещает детский сад, заниматься необходимо дома. Как рассказать ребенку о смене сезонов и какие игры про времена года для детей в этом помогут?

Начинать никогда не рано

Многие мамы задаются вопросом о том, когда необходимо начать интенсивное обучение ребенка. На самом деле однозначного ответа на этот вопрос нет. Рано не бывает, рассказывать о причудах погоды и времени года за окном можно и новорожденному, и младшему школьнику. Возраст в наибольшей степени влияет на сложность занятий и объем преподносимого материала. Короткие рассказы и стихи про времена года для детей интересно послушать будет и годовалому малышу. А загадки и творческие уроки больше подойдут для дошкольников.

Не упускайте ни минуты...

Обсудить погоду за окном можно в любой момент. Предложите сыну или дочке посмотреть в окно перед завтраком или внимательно оглядеться по сторонам на прогулке. Учите ребенка обращать внимание на окружающие предметы и строить логические взаимосвязи. Определить температуру за окном можно по одежде прохожих или поведению животных: «Смотри, как растянулся кот под деревом, сегодня очень жаркий летний день!» или «Тетя кутается в шарф и несет зонт, потому что наступила осень и пасмурно, возможно, скоро будет дождь». Помните о том, что понятие времена года для детей субъективное. Старайтесь объяснить последовательность смены сезонов и привязать их к каким-то запоминающимся событиям, крупным праздникам, народным обычаям. Приметы вам в этом помогут.

Готовим презентацию

Рассказать о климате можно в формате мини-урока - презентации. Подготовьте заранее наглядные материалы или приготовьтесь рисовать вместе с ребенком. Изобразить можно пейзажи, хорошо получится, если будет понятно, что это одно и то же место в разные месяцы. Детям постарше предложите вместе сфотографировать вид из окна или свой дом с улицы зимой и летом. Расскажите об особых для каждого времени года и сопоставьте их с занятиями человека. Зимой идет снег и можно кататься на коньках и лыжах, летом тепло и солнечно - все купаются и загорают. По желанию каждый сезон можно дополнить иллюстрациями с ассоциациями. Дошкольникам предложите самостоятельно нарисовать подобные картинки. Игра для детей «Времена года» обязательно увлечет ребенка. Внимание: не критикуйте малыша, если он допустит какие-то ошибки, например, нарисует лыжи на пляже. Лучше спросите, почему на картинке изображено именно это, а затем еще раз повторите материал.

Дополнительные материалы

Следите за тем, во что играет ваш малыш и какую информацию он получает извне. Подбирайте сказки для чтения и мультфильмы для просмотра, соответствующие текущему времени года. Некоторые игрушки также должны быть сезонными - это летние наборы для песка, зимние большие лопатки для снега и прочие. Можно даже создать ритуал упаковки на хранение таких аксессуаров вместе с одеждой. Обязательно привлекайте ребенка к сезонным работам - берите его с собой на дачу, зовите помогать украшать елку и наблюдать за процессом приготовления блинов на масленицу. Помогут обобщить понятие и загадки «Времена года» для детей. Русский фольклор богат подобными стишками, подобрать понятные именно вашему малышу будет нетрудно. Для дошкольников и первоклассников можно устроить викторину с вопросами. Не забывайте уделять время творчеству. Предлагайте делать поделки из природных и бытовых материалов. Подключите фантазию - из ваты получится отличный снег, а шишки и листья помогут изобразить лес и животных.

Самодельные пособия

Для наглядного изучения времен года можно создать тематический стенд. Меняйте на нем информацию каждый сезон, добавляйте распечатанные фотографии, рисунки и поделки. Альтернативный вариант - тематические игровые часы с движущимися стрелками. Добавьте потешки, поговорки, загадки и стихи. Времена года для детей можно объяснить на примере поведения животных - зайцы и белки меняют цвет шерстки, медведи и грызуны впадают в спячку. Важный момент - для самых маленьких называйте только название времени года, а для дошкольников можно сделать таблицу с изучением месяцев. Хороший формат в этом случае - календарь. Сделать его можно в виде большого плаката или перекидной книжки. Обязательно оставьте место для пометок, предлагайте ребенку дополнять пособие авторскими замечаниями или картинками. Времена года для детей - тема большая и объемная. Поощряйте любой интерес и желание ребенка узнать больше. Можно устраивать тематические домашние концерты или праздники для друзей малыша. Обязательно отмечайте со всеми обрядами и традициями и всенародные даты - празднуйте начало весны с масленицей и Пасхой, устраивайте осенние праздники урожая, не забывайте про приглашение Деда Мороза на Новый год, даже для самых маленьких.

Дети активно познают мир с самого рождения. Всему новому свое время. Например, о цветах грудничку нужно рассказать в 1-1, 5 года, о размере и форме в 2-3 года. Подробно о временах года, названиях месяцев дошкольники узнают поэтапно - в 3-4 года, ближе к школе в 6-7лет. Как сделать занятия увлекательными и запоминающимися с помощью специальных картинок времен года для детей, расскажем в нашей статье.

Начинать познавательные уроки о временах года с детьми нужно в раннем возрасте, в 3-4 года. К этому периоду малыши уже несколько раз осознанно наблюдали за сменой погоды в течение года, понимают, что такое тепло, холодно, пасмурно, снег, дождь.

Как подобрать карточки

Для урока нужно подготовить карточки времена года. Обучающие комплекты можно скачать в интернете, купить в книжном магазине. Картинки должны быть яркие, четкие. Различия погоды понятными детям.

  1. Лето. Ассоциируется с солнцем, морем, цветами, бабочками. Преобладающие цвета для картинок - зеленый, желтый, оранжевый, голубой. На карточках должны присутствовать люди в летней одежде, дети, катающиеся на велосипедах, роликах, купающиеся в речке.
  2. Осень. Признаком осени стали желтые, оранжевые листья на деревьях, сбор урожая яблок в саду, дождь, зонты, резиновые сапожки.
  3. Зима. Для детей зима пахнет мандаринами, радует Новым годом, подарками от Деда Мороза, украшенной елкой. Люди на картинках одеты в варежки, шапки, шубы. Дети катаются на санках, коньках. Лепят снеговиков.
  4. Весна. Тает снег, прилетают птицы после долгой зимовки. Люди пекут куличи на Пасху. На деревьях появляются первые листья, распускаются полевые цветы.

С чего начинать занятия

Развивающие уроки о временах года и месяцах начните следующим образом:

  1. Разложите перед дошкольником все серии картинок.
  2. Пусть внимательно рассмотрит их, задаст интересующие вопросы.
  3. Обсудите с ребенком, зачем мы учим времена года.
  4. Малыш должен понимать, что эта информация очень важная. Она поможет ориентироваться в обществе, адекватно одеваться по погоде и т.д.
  5. Задайте дошкольнику несколько вопросов по картинкам.
  6. Спросите, что он видит на изображение, какое это время года, почему он так решил и т.д. Если ребенок затрудняется ответить, помогите ему.
  7. Попросите ученика нарисовать самостоятельно времена года.
    Обратите внимание на выбор красок и оттенков. Каждому времени года соответствует свой колер.
  8. Следующим этапом будут игры, увлекательные занятия с картинками, прослушивание музыки и заучивание стихов. На основательное изучение времен года у дошкольника уходит не менее 3-4 недель. Но материал периодически приходится повторять.

Важно! Для детей 3-4 лет основным способом познания мира является практический пример и наглядность. Разбейте знакомство с календарем, породным условиям на весь календарный год. Так малыш увидит за окном то, что изображено на рисунках.














Дети помогают взрослым зимой

Прогулка в зимнем лесу




Задания

Времена года для детей - достаточно сложная тема, особенно запоминание названий месяцев и их очередности. Чтобы процесс изучения стал более легким, используйте следующие интересные задания.

  • Одеваемся на прогулку

Попросите малыша собрать куклу на улицу согласно заявленным вами погодным условия. Можно называть только месяц или время года. Для выполнения задания потребуется кукла и кукольный гардероб на весь год.

  • Раскраски

Подберите тематические разукрашки для детей дошкольного возраста. Просите объяснять выбор цвета, комментируйте творческий процесс, объясняя изменения в природе.

  • Опиши картинку

Раздайте детям рисунки по временам года. Попросите описать изображения. Лучшим вариантом будет картинка с действиями персонажей. Например, малыши катаются в зимней одежде на санках, взрослые собирают урожай и т.д.

  • Чтение и заучивание стихов

Для малышей 3-4 лет подойдут стихи про времена года Маршака, Никитина. Для старших дошкольников - стихи Тютчева, Блока, Есенина, Майкова.

  • Делаем часы времен года своими руками

Вырежьте из картона большой круг, разделите поле на 4 сегмента. Попросите ребенка изобразить в каждой части время года. Можно нарисовать соответствующие праздники, собственные ассоциации.












Игры

Изучая времена года с дошкольниками, без игр не обойтись. Используйте следующие виды поучительных развлечений.

  • Прыгаем по лужам

Используется для знакомства с осенью. Вырежьте из бумаги большие и маленькие круги. Дети должны пройти комнату, не наступив в лужи. Перед активной частью расскажите малышам, что дожди начинаются в сентябре, они еще теплые, лужи маленькие. А в октябре и ноябре дождевая вода замерзает ночью, ливни холодные.

  • Соотнеси картинки

Раздайте детям изображения атрибутов каждого времени года: для зимы – снег, для весны – пасхальной яйцо, для лета – панама и т.д. Задача: разложить изображения предметов под картинкой времени года.

  • Угадай, какое время года

Дошкольникам показывают картинки с изображением животных, людей в разное время года. По одежде, окрасу шерстки малыш отгадывает, какая пора наступила. Одновременно с этим учитель может рассказать о сне медведя зимой, о том, чем питаются птицы и звери летом, как готовят запасы для холодных периодов и т.д.

  • Разгадываем загадки

Загадки про времена года помогают изучить погодные явления, названия месяцев. Занятия получаются увлекательными. Добавьте соревновательный момент, тогда дети буду отвечать на вопросы с азартом.

Загадки Ответ
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Хоть сама и снег, и лёд,
А уходит - слёзы льёт.
Укрыла землю пуховым одеялом,
Сковала реки крепким льдом,
Узоры на окне нарисовала
Искристым белым серебром.
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт.
Из заморских стран далёких
Птицы к нам
Летят-возвращаются.
Прилетела пава,
Села на травы,
Распустила перья
Для всякого зелья.
Зелёное, жёлтое, красное,
Самое в году прекрасное!
Босоногое, щедрое, жаркое,
Дачное, пляжное, яркое!
Красное, зелёное, жаром опалённое,

Жёлтое, плодовое, каждый день с обновою.

Можно купаться и рыбу ловить,
Можно по лесу с корзиной бродить,
Бегать по лужам под дождиком тёплым
И не бояться до нитки промокнуть.
Пришла волшебница прекрасная
Листву без краски перекрасила.
Вот и стали дни короче,
И длиннее стали ночи,
Птицы тянутся на юг,
Пожелтели лес и луг. (
Ей, чтобы перекрасить листья,
Не нужно красок или кисти:
Зелёные летом, они
Становятся жёлтыми, красными.

Узнать о том, как научить ребенка временам года, можно из специальных пособий для родителей и воспитателей детского сада. Используйте следующую методическую литературу:

  1. З.Е. Агранович “Времена года”.
  2. Т. Чижкова Рассказы по картинкам. “Времена года”.
  3. Г.А. Прохорова “Демоматериалы для дошкольников”.
  4. Т.В. Шпотова “Времена года. Пособия для родителей и воспитателей” и др.

Не бойтесь экспериментировать, давать ребенку больше информации. Закрепляйте изученный материал практически, обращайте внимание на изменения в природе на прогулках, при просмотре мультфильмов.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»