Ребенок сможет адаптироваться к новым. Ребенок в новой школе – возможные проблемы, и какую помощь смогут оказать родители? Привыкнуть к воспитательнице

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

В жизни детей случается много изменений, к которым нужна адаптация: переезд в новый дом или другой город, детский сад, поездка к бабушкам или в отпуск с родителями. Как помочь малышу и сделать адаптацию легкой? Конечно, все дети разные, кто-то радуется новым впечатлениям, а кто-то относится к ним с настороженностью, как мой сын Паша.

— новое место жительства

— другой климат

— незнакомые люди в окружении.

Поскольку мой сын — тот еще консерватор (весь в меня) и не любит, когда что-то меняется, а подошла к процессу привыкания на новом месте системно.

Легкая адаптация:

1) Формирование корректных ожиданий у ребенка.

Расскажите заранее, куда вы едете, почему и зачем, что вы там будете делать, что будет интересного для ребенка. В идеале, если возраст позволяет, можно привлечь детей к планированию отпуска или поездки, малышей же приходится ставить перед фактов. Я начала за две недели рассказывать Паше, что скоро мы поедем в Черногорию. Первые два дня он утверждал, что никуда не поедет, и я закрывала тему. Потом стал спрашивать, что такое Черногория и что мы там будем делать. Задавал важные для него уточняющие вопросы:

— А кофеварка там будет? А кулер?

— А какая машина у нас там будет?

— А можно с собой крышечки взять?

В итоге, через неделю уже рассказывал сам, когда и куда мы едем, воодушевился.

Если ваш ребенок легче на подъем, все равно за несколько дней предупредить его о грядущем изменении, дайте возможность задать вопросы и обсудите вместе, что будем по-другому.

В этом вопросе хорошо помогает соответствующая литература. Мы собирались на море, поэтому последнюю неделю читали истории про Сережу, как он ездил отдыхать с родителями на море, как купался и играл. В первый раз летите на самолете? Почитайте про устройство аэропорта, как чемоданы будут ехать по ленте, а вы — проходить досмотр. Опыт книжных персонажей поможет ребенку не растеряться в новом месте.

2) Сохранение режима дня.

В обычном дне ребенка есть опорные точки, последовательность действий, к которым он привык. Ритуалы и повторяемые события ребенка успокаивают и дать ощущение контроля над жизнью. Поэтому в идеале — оставьте режим неизменным. Пусть прогулка будет после завтрака, хоть и не во дворе, а на море, зато в привычное время. Если малыш спит днем, обязательно возвращайтесь на это время в гостиницу, чтобы уложить его спать. Мне удалось сохранить наш режим, Паша даже сам напоминал, что пора спать или гулять идти (“Покушаем и пойдем?”).

3) Знакомые вещи и предметы.

Возьмите из дома что-то привычное и знакомое: любимые игрушки, книжки, которые создадут ощущение дома. В этот раз Паша сам выбирал, что нужно взять с собой, и в первое время играл только с ними. Даже на прогулку с собой брал крышку из дома, чтобы всегда иметь с собой эдакий “островок спокойствия”. Позже конечно придумал себе игры из подручных материалов, но в первое время очень пригодились домашние вещи. Это касается в том числе и еды. У нас была маленькая кухня, так что я привезла с собой любимые овсяные хлопья Нордик, чтобы у Паши утром был привычный завтрак в привычной обстановке. Кстати, 10 дней он ел на завтрак только один вид каши, и он ему совсем не надоел))

4) Календарь-план.

Как только мы приехали, начались бесконечные вопросы о том, когда мы поедем обратно. Мы чувствовали себя родителями-садистами, которые забрали ребенка из Москвы и привезли в теплую страну к морю. После 20ого ответа, что мы уезжаем 15 сентября, я села и нарисовала план по дням. Получилось два столбца из квадратиков, каждый квадратик — день. Подписала число месяца и день недели. Написала, когда мы уезжаем, какие события были или ожидаются (был сильный ураган, скоро поедем в Буду). Вечером вычеркнули прошедший день, посмотрели, сколько осталось. Можно назвать этот план мини-адвентом. Вопросы про отъезд прекратились, Паша уже сам себе говорил, когда мы едем в Белград, а когда в Москву. Через несколько дней этот план нам стал уже не нужен, свою основную функцию он выполнил.

5) Маленькие шаги.


Паше 1,5 года. Первые минуты в новом месте))

Если для вашего ребенка новые условия — это выход из зоны комфорта, то позвольте ему делать сначала небольшие шаги. Зайти на пляж в первый раз ненадолго, погулять недалеко от отеля. Идем на мероприятие, где будет много незнакомых людей и детей, пусть для начала посидим в сторонке. Очень важно не заставлять ребенка в чем-то участвовать, стыдить за стеснение, требовать активности. Таким образом можно на корне убить интерес и желание делать что-либо. Вспоминаю теория привязанности, ребенку важно чувствовать себя в безопасности. Как только будет ощущение стабильности, он сам пойдет изучать новое место и мир вообще. Я очень хорошо вижу этот принцип на Паше: сначала он осматривается (желательно сидя на мне), потом начинает задавать вопросы, слезает и уходит играть, после еще не дозовешься 🙂 В то же время, я все-таки выталкиваю его из зоны комфорта на маленькие шажки, если уверена, что это того стоит. Например, он упирает и отказывает пойти со мной на большие камни у воды. С трудом уговариваю, через 5 минут сын увлеченно собирает камушки, носится по самым крупным, кидает мелкие в воду. Еле-еле уводим домой через час. Так шаг за шагом, Паша постепенно привык ко всему новому и адаптировался.

6) Терпение и еще раз терпение.

Особенно, если у вас другие планы 🙂 Нужно много терпения, что с уважением отнестись к праву ребенка адаптироваться на новом месте в своем темпе. Я злилась, когда на мое предложение пойти на море, сын отвечал: «Никогда не пойдем на море! Всегда в номере будем сидеть». Конечно, у него адаптация. Но мы-то приехали в Черногорию не для того, чтобы в номере сидеть. Но раздражение делу не поможет, а вот терпение и понимание состояния ребенка — да. Мне помогла погода: на второй день был ураганный ветер, так что пляж и дальние прогулки пришлось отменить. Сидели в номере и гуляли только рядом с отелем, как хотел сын. На следующий день уже добровольно пошел гулять с нами по набережной.

Все эти шаги применимы к любой новой ситуации в зависимости от масштаба изменений: от начала детского сада до похода к стоматологу. Расскажите, как адаптируется ваш ребенок и какие у вас способы помочь справиться с изменениями?

Даже взрослому человеку бывает боязно приходить в незнакомый коллектив, тем более — ребенку. Неизвестность всегда вызывает тревогу, малышу или подростку придется знакомиться с новыми людьми, атмосферой, правилами общения. Хорошо, если отношения с учителями и одноклассниками будут складываться удачно. А если нет? Очень важно обговорить с ребенком все возможные варианты развития ситуации, однако акцент стоит делать только на положительных моментах, позитивный настрой решает многое. Наверняка в прежней школе были нелюбимые учителя, задиристые одноклассники и конфликтные ситуации. Переход в новый класс — отличный шанс начать все с чистого листа.

«Кто владеет ситуацией, тот владеет миром», — сказал Ротшильд и был прав. Необходимо узнать как можно больше о новом месте учебы: о цвете формы, традициях, как отмечаются праздники, что в образовании и воспитании считает приоритетом руководство школы. Сейчас у каждого учебного заведения есть свой сайт или даже страничка в социальных сетях. Это дает шанс виртуально познакомиться с педагогическим составом, а может, и начать переписку с учениками. Виртуальные знакомства многим людям заводить легче.

Ольга Николаева

Детский психолог

«Смена школы или класса должна происходить в сентябре. Это время, когда всем детям приходится привыкать к школьному ритму. Новичку проще будет влиться в учебный процесс».

За несколько недель до занятий можно сходить с ребенком в новую школу, узнать расположение классов, столовой, туалета, познакомиться с учителями. В этом случае адаптация ребенка в новом классе будет происходить легче. Обязательно нужно обсуждать дома с детьми тему перехода в новый класс, это не рядовое, повседневное событие, а глобальное изменение в жизни ребенка. Лучше найти как можно больше плюсов перехода в новый класс, заинтересовать, увидеть перспективы. Очень важно выслушать малыша или подростка, узнать его страхи и переживания. Следует научить ребенка быть самим собой, а глупые шутки пропускать мимо ушей. Чувствуя уверенность и позитивный настрой родителей, ребенок легко справится со сложившимися обстоятельствами.

Первое впечатление

Первые недели в новом коллективе — самые сложные, дети с уже сложившимися отношениями в классе, как правило, враждебно настроены к новичку. Поэтому поддержка родителей ребенку в первые дни в новом классе необходима, как воздух.

Наталья Комарова

Школьный психолог

«Насколько легко ребенок вольется в новый коллектив, зависит от его характера. Одни дети легко идут на контакт, процесс знакомства вызывает у них интерес. В этом случае проблемы с общением в классе возникают редко. Стеснительные, робкие дети или дети с повышенной тревожностью будут привыкать к новой школе долго».

В этом случае нелишним будет доверительно поговорить с учителями или с классным руководителем, рассказать о трудностях, которые могут возникнуть у ребенка, о его чертах характера.

В первые же дни ребенку предстоит узнать и понять традиции нового класса, его иерархию и найти свое место. Это очень сложная задача, ребенок должен понимать, что первые шаги в знакомстве ему придется сделать самому. Главное, начать диалог: можно спросить, как пройти в столовую, или узнать, где находится кабинет истории. Ни в коем случае не стоит ходить с насупленным, настороженным лицом, ведь дружба начинается с улыбки. Очень важно оставить о себе в первые дни учебы приятное впечатление, ведь общительные люди с чувством юмора нравятся всем. Однако подшучивать над учителями или одноклассниками — это большая ошибка, спокойный, доброжелательный человек, заинтересованный в общении, в большинстве случаев вызывает только положительные эмоции.

Проблемы и способы их решения

Проблемы в новом классе все-таки возникают. Первое, с чем может столкнуться ребенок, — это стремление уже сложившегося коллектива придать новичку низкий статус, тогда как ребенку важно остаться той же личностью, какой он привык быть в прежнем классе. Лучший способ завоевать доверие окружающих — показать хорошее отношение к ним, однако не стоит никому навязывать свою дружбу.

Если ребенок учится в начальных классах, можно посоветовать ему подружиться с соседом по парте или найти родственную душу: общение по интересам часто переходит в дружбу на долгие годы. Родителям обязательно нужно посетить первое школьное собрание и познакомиться с несколькими мамами. Позитивное общение между взрослыми поможет ребенку лучше адаптироваться на новом месте. Мальчики должны понять, что кулаки — не решение проблемы. Отношения лучше строить на уважении, а не на страхе. Конечно, если речь не идет о самообороне. К сожалению, случается и так, что ребенка начинают «гнобить». Безусловно, это проблема учителя, он должен объединить детей и научить их играть друг с другом. Однако решать эту проблему приходится родителям.

Анна Хныкина

Семейный психолог

«Можно сходить ко всем учителям, познакомиться, объяснить ситуацию: вы не жаловаться, не контролировать пришли, а сотрудничать. Попросите понаблюдать за ситуацией на переменах. А через недельку зайдите еще. Против травли может сработать организация мероприятий для класса на вашей территории — дома или в кафе, не важно. Для этого надо обзвонить всех родителей, по-доброму объяснить ситуацию и попросить о поддержке».

Диана Берсенева
Адаптация ребёнка к новым социальным условиям

Адаптация ребёнка к новым социальным условиям

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.

Для ребенка, не посещавшего детское учреждение, непривычно все : отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т . п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т. е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят :

Нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)

Нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)

Меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются) .

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства :

Повышение температуры тела

Изменения характера стула

Нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)

Длительность привыкания к новым социальным условиям , а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному : одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать; другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать родители и воспитатели :

1. Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т. е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

2. Неформальное посещение детского сада, т. е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку , как весело и хорошо другим детям в детском саду.

3. Так как каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня) .

4. В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

5. Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок (где условия напоминают условия домашнего двора , игр : здесь ребенку легче сориентироваться, проще познакомиться с воспитателем и другими детьми. Это также позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка , наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

6. Обычно родители сосредотачивают свое внимание на своевременном приходе ребенка в детский сад, забывая, что при этом дети становятся свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей при расставании со своими родителями. Нет нужды объяснять, как это сказывается на их настроении. Родителям следует посоветовать приводить новичков попозже не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить внимание ребенка на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребят домой, как дети прощаются друг с другом. Это поможет детям по утрам спокойнее переносить расставание, привыкнуть к тому, что короткая ежедневная разлука не означает разрыва, отторжения от дома.

7. Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.

8. Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок . Родителям можно предложить пройти в группу вместе с ребенком : присутствие в группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность спокойно сориентироваться в новых условиях . Поддержка, теплота, уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто рассматривает с ними игрушки, помогает освоиться в новой обстановке, установить отношения с воспитателями, со сверстниками.

9. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность сделать атмосферу более «домашней» : принести с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы - все это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Любимая знакомая игрушка овладевает вниманием ребенка и помогает ему отвлечься от расставания с близкими.

10. Если новичку удаётся пережить хотя бы однажды, хотя бы в малом радость успеха, утвердиться в получении какого-либо результата и почувствовать свою нужность в группе - тогда ребенок будет открыт и подготовлен к дальнейшей жизни в детском саду.

11. Если ребенок теряется, жмется к матери, не надо настаивать, чтобы он сразу подошел к незнакомому человеку : пусть немного освоится. Лучше найти возможность побеседовать втроем (с участием мамы, рассмотреть какую-нибудь игрушку, понаблюдать за играми других детей.

12. Отрицательное влияние на течение адаптации , а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО :

До приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета) .

В первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки , нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.

Приблизить домашние условия к особенностям детского сада : внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности , чтобы он мог сам себя обслуживать и т. п.

Адаптация ребенка в новом коллективе - один из основных процессов взаимодействия с социумом, который оказывает огромное влияние на становление личности в обществе. И именно с проблемами адаптации могут быть связаны: смена образовательных учреждений, низкая степень обучаемости и даже нарушение физического и психического здоровья ребенка.

Адаптация - это процесс привыкания, приспособления организма к новой среде, которая затрагивает все сферы поведенческих уровней. Поэтому когда ребенок попадает в новый коллектив и незнакомую ему обстановку, почти всегда на первых порах его сопровождают психологические трудности.

Как проходит адаптация ребенка

Каждый ребенок проходит этот этап ознакомления и привыкания к новым условиям, но у каждого, с учетом личностных особенностей, адаптация проходит по-разному. Прежде всего, новая среда воздействует на эмоциональное состояние ребенка. Одни дети могут становиться более беспокойными, другие - зажатыми и тихими, и это сказывается на всем: сне, аппетите, взаимоотношениях с родственниками и т.д. Также меняется и активность ребенка в отношении предметного мира: снижается уровень речевой активности, падает интерес к окружающему, ребенок может стать раздражительным и подавленным, в общем, становится очень восприимчивым ко всем видам раздражителей.

Новый коллектив для ребенка - это всегда страх и потеря безопасности, а также если у ребенка наблюдается высокая степень привязанности к маме, то это, обязательно, и страх потери мамы.
Вот почему так важно уделить большое внимание адаптационному периоду, и помочь ребенку пройти его как можно легче и без особых негативных последствий.

Статьи на детском

  • Подростковый сленг: его причины и методы борьбы

    Не только взрослые люди, но и подростки очень часто заменяют правильные литературные слова жаргоном. Трудно встретить молодого человека, который бы выражался культурно, вежливо и красиво. Да, такие ребятишки есть, но многие дети искажают родной язык. Почему так происходит? Кто в этом виноват?...

  • Ребенок и правила здоровой трапезы

    Совместная семейная трапеза - один из лучших поводов пообщаться в кругу семьи. Но многие согласятся с тем, что именно в ходе совместных завтраков, обедов и ужинов, родители часто прибегают к воспитательным беседам и поучениям. Так ли хорошо воспитывать свое чадо во время приема пищи?

  • Методы эффективного общения с подростком

    Проблемы между родителями и подрастающими детьми существовали всегда. Редким взрослым удается оставаться гибкими и мудрыми, когда их чадо входит в подростковый возраст. Важно помнить, что формирование доверия и понимания между детьми и родителями - задача последних. Ниже представлено несколько методов...

  • Дарить счастье детям – это как?

    Все родители желают видеть своего ребенка счастливым, причем, счастливее, чем были они сами в детстве, юности…. Но счастливым родители хотят видеть своего ребенка не только сейчас, а и потом, в его взрослой жизни. Что же могут сделать родители для счастья своих детей?

  • О чем говорит детский рисунок?

    Одной из главных направленностей детского центра «Вулик» является обеспечение помощи клиентам нашей организации, посредством пребывания их детей в детском центре, на территории ОО «Солнечный круг». В центре ежедневно дети увлечены самыми разнообразными видами занятий. И рисование - это одно из любимых...

  • Отчего дети говорят неправду?

    Детская ложь - не исключение, а скорее, закономерность. И хотя подобное явление, чаще всего, с возрастом проходит, все же, родителям следует знать причины детской лжи, дабы предотвратить эту привычку в будущей взрослой жизни. Причина №1 - недоверие к взрослым



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»