Песочная терапия в работе учителя логопеда доу. Проект направленный на использование песочной терапии на логопедических занятиях «волшебный песок. Песочная терапия в практике

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

« П есочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи»

учитель-логопед МБС(К)ОУ С(К)ОШ № 15 VII вида г.Березники Пермского края

Черткова Ирина Юрьевна

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка.

«Песочная терапия» - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Играя с песком, у ребенка возникает чувство безопасности, так как песочный мир – это мир под контролем.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна и Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.

    Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: методический практикум по песочной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб., 1999.- 340с.

    Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

    Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Учение может стать для детей интересным,
увлекательным делом, если оно озаряется
ярким светом мысли, чувств, творчества, красоты, игры.
В.А. Сухомлинский

В настоящее время контингент детей с речевыми нарушениями, начинающих школьное обучение, существенно изменился как по состоянию речевого развития, так и по уровню подготовленности к систематическому обучению. Данные изменения обусловлены следующими факторами: 1) влиянием положительных результатов деятельности дифференцированной системы логопедической помощи в различных типах образовательных и медицинских учреждений; 2) повышением эффективности логопедического воздействия за счет применения инновационных технологий логопедической работы; 3) возросшей распространенностью органических форм речевой патологии, нередко в сочетании с другими (множественными) нарушениями психофизического развития .

Широкий спектр речевых расстройств делает очевидной необходимость выработки дифференцированных подходов к коррекции нарушений и выбору специальных методов, приемов и средств обучения.

Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) актуально применение специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию принципа “обходных путей” коррекционно-развивающего воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью .

Помимо выше перечисленных педагогических технологий для нас наиболее ценной является система арт-терапевтических методик, среди которых большое значение имеет непосредственное использование уникальной техники – песочной терапии. Песочная терапия особенно эффективна в логопедической работе с детьми дошкольного и школьного возраста с различными расстройствами речевой сферы.

В свою очередь, использование принципов и методов техники песочной терапии в работе с младшими школьниками, имеющими ТНР, способствует более гармоничному психическому развитию, повышению уровня учебной и речевой мотивации, формированию функций произвольной регуляции, развитию речевых и коммуникативных навыков обучающихся.

В данной статье представлен комплекс логопедических заданий и упражнений, которые облегчают процесс обучения младших школьников с ТНР, а именно способствуют овладению навыками устной и письменной речью средствами песочной терапии.

1. Упражнения, включающие пальчиковый игротренинг с элементами песочной терапии и Су-Джок терапии.

Цель упражнений : развитие мелкой моторики, тактильного и пространственного восприятия.

Материал и оборудование: деревянный ящик или поднос с чистым, просеянным песком; песок декоративный (белый, зеленый, желтый, красный, синий); 6 пластмассовых контейнеров; набор декоративных камней различной величины; браслет детский; массажные кольца (из набора “Су-Джок”).

“Ладошки здороваются”.

Упражнение выполняется на песочном листе, наполненном сухим песком. Ладошки специалиста и ребенка прикасаются к песку (действия сопряженные).

“Согреем наши ладошки”.

Сначала растереть до тепла внутренние части ладоней. Затем поочередно растереть тыльные поверхности ладонью другой руки. Аналогичное упражнение выполнить с применением сухого песка.

“Ладошки умываются”.

Движения подобные тем, которые производят при намыливании рук. Упражнение выполняется с использованием декоративного цветного песка в разных емкостях (пластиковых контейнеров):

- “Утренняя роса” (белый песок) - ручки умываются в утренней росе.

- “Солнышко” (желтый песок/) - солнце ласкает ручки.

- “Радость цветов” (красный песок) - каждый цветочек улыбается, и ручки умываются радостью цветов.

- “Листва” (зеленый песок) - листочки каждого дерева ласкают ручки.

- “Речка” (синий песок) - быстрая речка умывает ручки чистой водой.

“Браслет”.

Соскользнуть на лучезапястный сустав и производить массаж в виде окольцовывания с помощью сухого, просеянного песка (на песочном листе), затем с использованием детского браслета.

“Черепаха спряталась”.

Центр ладони – ЛАО гун - зайти, сгибая фалангу среднего пальца другой руки – вкручивать влево и вправо.

“Кольца черепахи”.

Используя сухой песок, растереть межпальцевые промежутки (центр психической энергии). На каждый пальчик надевать массажное кольцо, также растирая межпальцевые промежутки. Это упражнение также можно выполнять с речевым сопровождением (потешки “Мальчик-пальчик”, “Раз, два, три, четыре, пять, пальчики хотят играть”).

“Пальчики встретились”.

Простучать каналы – ше-сюань – на кончиках пальцев, соединив при этом подушечки пальцев.

“Камушек за камушком”.

Предварительно проложить 2 дорожки в разных направлениях из камней различной величины. Пусть ребенок попробует “пройти” пальчиками по дорожкам, работая сначала левой, затем правой рукой, а потом одновременно обеими руками. Возможно включение речевого сопровождения (потешки “Вот как пальчики шагают!”, “Большие ноги шли по дороге…”) .

2. Артикуляционные упражнения “Забавные картинки”.

Цель упражнений: развитие артикуляторного праксиса.

Материал и оборудование: деревянный ящик с песком или подносы (если подгрупповое занятие), картинки-символы для артикуляционной гимнастики (“Лягушонок”, “Слоненок”, “Рыбка”, “Воздушный шарик”, “Лопаточка” и др.).

Методические рекомендации. Выполнение комплекса артикуляционных упражнений сопровождается показом картинок-символов. Применение символов будет более эффективным, если они предварительно спрятаны в песке. Задача ребенка найти картинку, (“раскопать”), а потом, называя ее выполнить артикуляционное упражнение. Кстати, искать картинки можно не только с помощью ладошек, но и используя вспомогательные средства: кисточки, щеточки, а также бумажные трубочки (в этом случае целью упражнения будет еще и развитие целенаправленной воздушной струи).

3. Лексико-грамматические упражнения “Веселая грамматика”.

Общая цель упражнений: формирование и развитие лексико-грамматических категорий.

Материал и оборудование: деревянный ящик с песком, миниатюрные фигурки по тематике: “Игрушки”, “Транспорт”, “Домашние и дикие животные”, “Домашние и дикие птицы”.

Упражнение “Назови ласково”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных. Логопед называет большой предмет: “Это машина”. Далее дает задание ребенку найти маленький предмет, который заранее спрятан в песке. Обнаружив предмет, ребенок называет: “А это машинка”. Аналогично упражнение выполняется с другими предметами.

Упражнение “Чего не стало?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед использует миниатюрные игрушки и производит действия с ними. Логопед: “Что это?” Ребенок: “Это кубик”. Логопед: “Спрячь кубик в песок. Нет чего?” Ребенок: “Нет кубика”. Данное упражнение также выполняется с двумя и более предметами.

Упражнение “Нет кого?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения употреблять имена существительные в родительном падеже. Возможны варианты: логопед прячет в песок фигурки животных, оставив на поверхности лишь хвост, лапы, или ухо. Ребенок должен отгадать, кто спрятался. Это упражнение логопед может включать в такие лексические темы, как: “Домашние и дикие животные”, “Домашние и дикие птицы”.

Упражнение “Чей хвост?”

Цель упражнения: формирование и развитие умения правильно образовывать притяжательные прилагательные от существительных. Задача ребенка: изменить слова по образцу: хвост лисы – лисий хвост, хвост зайца – заячий хвост. При выполнении упражнения логопед также может спрятать в песок животных (птиц), оставив на поверхности лишь хвост.

Упражнение “Найди маму”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыка словообразования (употребление существительных – названий детенышей животных).

Методические рекомендации. Игра проводится в два этапа. На первом этапе на поверхности песочного листа выставлены миниатюрные игрушки из серии “Домашние животные”, в песке спрятаны детеныши собаки, кошки, коровы, лошади, козы. Ребенок, назвав всех взрослых животных, начинает искать в песке их детенышей. Результат своего поиска ребенок оречевляет и ставит фигурку детеныша рядом с “мамой”. При выполнении данного упражнения уместными будут и такие лексические темы, как: “Дикие животные”, “Домашние и дикие птицы” .

4. Упражнения, направленные на формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Игровое упражнение “Слогин”.

Цель упражнения: формирование и развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, развитие фонематического восприятия.

Материал и оборудование: заламинированные карточки с двусложными и трехсложными словами, разрезные картинки.

Методические рекомендации. Картинки спрятаны в песок не полностью: если это двусложное слово, ребенок видит, например, только первый слог, в трехсложных – первые два слога. Логопед читает начало слова, а ребенок, догадавшись, должен назвать конец слова. Можно поменяться ролями: ребенок называет (читает) первый слог, а взрослый – слог, следующий по смыслу.

Игровое упражнение “Фонетическая дорожка”.

Цель упражнения: развитие звуко-слогового анализа и синтеза, фонематического и пространственного восприятия.

Материал и оборудование : набор декоративных камней разного цвета, формы.

Методические рекомендации. Логопед дает инструкцию: “Давай построим с тобой дорожку. На песок выкладывай камушки, если услышишь звук [А]” (аналогично с другими звуками). Задача ребенка: распознать на слух заданный звук (в ряду звуков, слогов, слов в зависимости от уровня подготовленности обучающегося) и положить соответствующий камушек на начало дорожки. Начало дорожки и цвет камней заранее обсуждается с учеником. Исходной точкой является левый верхний угол или левый нижний угол песочного ящика (в соответствии с закономерностями направления письма и чтения – слева направо). Направления могут меняться в зависимости от целей занятия: например, в ходе данного упражнения обучающемуся дают задание не только внимательно слушать и выделять на слух тот или иной звук, но и выкладывать с помощью камней различные геометрические фигуры, а также букву, которая обозначает звук, который ученику нужно услышать. Цвет камней будет меняться в зависимости от изучаемых звуков (гласные – красные, согласные – синие (зеленые)).

Если ребенок уже хорошо выделяет на слух звуки, то на следующем этапе в упражнение можно включить слоги. Инструкции, схема выполнения аналогичные.

Игровое упражнение “Песочные буквы”.

Цель упражнения: формирование и развитие графического образа письменных букв.

Материал и оборудование : цветная галька или набор декоративных камней разного цвета, формы, трафареты для букв (пластмассовые или изготовленные из картона).

Методические рекомендации. Специалистом заранее подготавливается поднос с чистым, сухим песком и трафарет определенной буквы (изучаемой на занятии). По инструкции логопеда ребенок выкладывает трафарет на песочный лист и начинает указательным пальцем обводить заданную букву по контуру (буква может быть заглавной, строчной). В процессе обводки ребенок проговаривает букву с утрированной артикуляцией. Затем логопед дает творческое задание: украсить букву декоративными камнями или другим вспомогательным материалом: пуговицами, бусинками, мозаикой. В конце задания ребенок аккуратно убирает трафарет и демонстрирует получившуюся букву. Рядом с готовой буквой на песочном листе можно отработать навык самостоятельного написания графемы. Ошибки, неточности письма на песке легко исправляются, тем самым, не вызывая у ребенка негативизма, а лишь только повышая его мотивацию.

Конструирование “Домики для звуков”.

Цель упражнения: развитие звукового анализа, конструктивной способности, пространственного восприятия.

Материал и оборудование: детский строительный материал, предметные картинки, кирпичики с буквами, миниатюрные фигурки зверей (слоненок, лягушонок, акула, ослик).

Методические рекомендации . Можно предложить следующий вариант выполнения упражнения. На песке из кирпичиков выстроен так называемый “фундамент” для будущих “домиков”. Фундамент – это кирпичики с гласными [А], [О], [У], [И] (в качестве зрительной опоры). Для построения домиков используется набор детского строительного материала - кубики, цилиндры, призмы с заранее наклеенными на них предметными картинками. В названии каждой картинки присутствует тот или иной ударный гласный, изучаемый на занятии.

Логопед предлагает ребенку построить домики для зверей (например, для лягушонка, слоненка, акулы и ослика), которые являются гостями на занятии. Логопед: “Сначала нужно правильно определить, кто где будет жить. А для этого давай назовем любимые песенки наших зверей”.

Ребенок называет персонажей и с направляющей помощью логопеда произносит соответствующие им звуки-песенки (для лягушонка - [И], для слоненка - [У], для акулы – [А] для ослика - [О]), расставляя фигурки рядом с заданными кирпичиками.

Затем по заданию логопеда ребенок выстраивает домики, выбирая нужные кубики с картинками, которые соответствуют заданному фундаменту – кирпичикам с гласными буквами. Логопед помогает ребенку четко называть картинки и выделять голосом ударный гласный. Данную игру можно провести и с подгруппой детей.

Аналогично выполняется упражнение, направленное на выделение согласных звуков в словах. Персонажи занятия выбираются в зависимости от изучаемых звуков.

Предлагаемые задания являются базовыми, их можно дополнить, разнообразить с учетом поставленной цели, достижения желаемого результата, и, самое главное, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей младших школьников с ТНР. Комплекс представленных упражнений логопед может включать не только на индивидуальных, но и на подгрупповых занятиях.

Целенаправленная логопедическая работа, в ходе которой специалист активно использует технику песочной терапии, приводит к тому, что у младших школьников с ТНР снижается речевой негативизм, интенсивно развиваются формы и способы невербальной и вербальной коммуникации, формируются языковые умения и навыки, лексико-грамматические категории, а также высшие психические процессы (произвольное внимание, память, зрительное, тактильное восприятие).

Список литературы.

  1. Ахметшина (Малова) А.А. “Логопедическая работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра” // Научно-методический журнал “Логопед”, № 1/2010, с.10-14.
  2. Чиркина Г.В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2012. № 2 (22).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Использование светового стола для рисования песком на логопедических занятиях в ДОУ Подготовила учитель-логопед Верховцева Ирина Викторовна

« часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» Карл густав Юнг (1875-1961) Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Песочная терапия Метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Актуальные проблемы, решаемые с помощью рисования песком: развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности; развитие воображения, творческого мышления, пространственного мышления; развитие речи и подготовка руки к письму (в том числе обучение чтению, изучение иностранных языков); коррекция нарушений внимания и поведения; коррекция эмоциональных и невротических нарушений; развитие психических процессов у детей; развитие двух полушарий ГМ, гармоничное развитие личности; снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния; более глубокое понимание и принятие себя…

Песочная терапия способствует обогащению словарного запаса; развитию навыков самостоятельного связного рассказа и пересказа в процессе игр с песком; совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делиться своими впечатлениями и ощущениями. р азвитию фантазии и образного мышления совершентвованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства

Условия при работе с песком: Согласие и желание ребенка. Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Способы засыпания стола песком

РАСХЛОПЫВАНИЕ

пРОСЕИВАНИЕ

Методики рисования песком

ОДНОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ПАЛЬЦЕВ

Рисование ребром большого пальца

ОТСЕЧЕНИЕ ЛИШНЕГО

Рисование ладонью

Рисование кулаком

Рисование мизинцами

РИСОВАНИЕ ЩЕПОТЬЮ

НАСЫПАНИЕ ИЗ КУЛАЧКА НАСЫПАНИЕ ИЗ КУЛАЧКА

Рисование симметрично двумя руками

РИСОВАНИЕ ПАЛЬЦЕМ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РИСОВАНИЯ

ВЫДУВАНИЕ РИСУНКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИТЕЧКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАФАРЕТОВ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАССАЖНОГО МЯЧИКА

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психологического занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием световых столов

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, возможность выразить свои эмоции без слов. Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы ч...

Тема: «Морозные узоры» Цель: - Показать детям на практике, что для творчества можно использовать самые разнообразные техники и материалы, научить детей изображать зимнее явление...

Тема : «Песочная терапия, её возможности в логопедической практике».

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно — развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи.

Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

Альтернативные методы и приемы помогают провести занятия более интересно и разнообразно.

На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глина, воско-, фито-, музыко-, аромотерапия- и др). Но мне хочется остановиться на той, которая, на мой взгляд, является наиболее целесообразной и эффективной - песочная терапия.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке - морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно, если эти игры - песочная терапия.

В ЧЕМ СИЛА ПЕСКА?

Он обладает рядом совершенно особенных свойств в силу необычности самого материала:

  • песок - очень податливый инструмент творчества, творения из него можно без особого сожаления изменять в любой момент;
  • песок - природный материал, поэтому наполняет любого, прикоснувшегося к нему, энергией, даёт ощущение творца;
  • песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды;
  • песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях;
  • песок и работа с ним требует времени, а потому развивает у ребёнка саморегуляцию и терпеливость.
  • ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ?

    Песочная терапия - одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, но и логопеду. Как правило, первые контакты детей друг с другом - это традиционные игры с песком в песочнице. Песочную терапию можно использовать в работе с детьми, начиная с трех лет. Помимо общепринятых направлений в работе по коррекции нарушения речи у детей логопатов, мы используем на логопедических занятиях элементы песочной терапии.

    ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

    Единственным противопоказанием для ребёнка является наличие аллергической реакции на песок, а так же царапины и порезы на руках.

    Организация игрового процесса начинается:

  • с демонстрации песочницы и фигурок;
  • со знакомства с правилами игр на песке;
  • с формулировки инструкций к играм;
  • завершение занятия, ритуал выхода.
  • - «пройтись» ладонями по проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

    Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

    - «пройтись» по песку отдельно каждым пальцем правой и левой руки поочередно (сначала только указательными, затем - средними, безымянными, большими и наконец мизинчиками).Далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок сможет создать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать, отгадать чьи они? Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре компьютера. При этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить детям проделать те же движения на поверхности стола.

    ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ В ПЕСОЧНОЙ СТРАНЕ.

    Работать с песочницей мы начинаем сразу: сначала на занятиях, включаются игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее - холодное», «сухое - мокрое», «твердое - мягкое», «гладкое - острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения.

    Обычно используются игры, которые предлагают Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева и Т.М. Грабенко в «Практикуме по креативной терапии»:

    Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

    Выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро;

    АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

    «ЛОШАДКА»

    Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

    «ИНДЮКИ»

    Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

    «КАЧЕЛИ»

    Языком ритмично двигать вверх-вниз, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

    «ЧАСИКИ»

    Языком ритмично двигать вправо-влево, указательным пальцем ведущей руки в такт движениям языка в том же направлении по песку.

    «НАКАЖИ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК»

    Губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по песку.

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ.

    «СПРЯЧЬ РУЧКИ»

    Прятать руки в песок, услышав заданный звук.

    «СЛОГОВЫЕ ДОРОЖКИ»

    Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

    «ДВА ГОРОДА»

    Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

    «МОЙ ГОРОД».

    Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

    АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ.

    «СИЛЬНЫЙ МОТОР»

    Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.

    «СЛАБЫЙ МОТОРЧИК»

    Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.

    «ГОРОЧКА»

    Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.

    «ДОРОЖКА»

    Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.

    «СОВПАДЕНИЕ»

    Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

    КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

    «ПОЛОСКИ»

    Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

    «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»

    Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

    «РАЗДЕЛИ СЛОВО НА СЛОГИ»

    Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА

    «РОДНЫЕ СЛОВА»

    Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов. В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова:- песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

    «Я ДЕЛАЛ — Я СДЕЛАЛ»

    Цель: Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю — закапывал, откапываю — откапывал).

    Оборудование: Песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки.

    Ход игры.

    Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т.п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия(я закапываю…, я откапываю … и т.п.)

    КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

    «МАШИНКА» - в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

  • -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;
  • -приставочные глаголы: ПОЕХАЛ, ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, УЕХАЛ, ПЕРЕЕХАЛ, ЗАЕХАЛ, ВЪЕХАЛ;
  • -наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
  • На занятиях нет места монотонности и скуке.

    Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

    Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости.

    «ЧЕГО НЕ СТАЛО» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

    «ПОДБЕРИ СЛОВО»

    Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик — легкий, блюдце — пластмассовое).

    РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

    При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

    «ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

    Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

    «НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

    Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

    «ДРУЗЬЯ»

    При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

    «ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»

    При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»;)

    «ДВЕ ИГРУШКИ»

    На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

    Воздушный шар. Я круглый.

    Мяч. Я тоже

    Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

    Мяч. А если по мне ударят — я высоко подскачу.

    Шар. На мне нарисован красивый цветок.

    Мяч. А я украшен разноцветными полосками

    Шар. Меня надувают воздухом.

    Мяч. И у меня внутри воздух.

    ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ , КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

    Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

    Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

    АНАЛИЗ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    «НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»

    Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

    «НАПИШИ НА ПЕСКЕ»

    Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное), а затем превратить его в другое заменив один звук(букву) (РАК-МАК).

    Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

    У обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

    Обучающиеся чувствуют себя более успешными;

    Перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;

Михайлова Юлия Александровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №20 "Росинка" комбинированного вида"
Населённый пункт: город Березовский, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование песочной терапии в работе учителя–логопеда
Дата публикации: 21.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Аннотация:

Один из поддатливых природных материалов – это песок. Его

использование в логопедической практике может оказывать благоприятное

воздействие на эмоциональное, развивающее и тактильное восприятие у

ребенка. Через создание игровой мотивации повышается внимание, что

способствует благоприятному воздействию на развитие мотивации к

образовательному и познавательному процессам. Использование метода

работы с песком возможно с самого младшего возрастного развития ребенка.

«Песочная терапия в работе с детьми с диагнозом Алалия».

Использование игр, связанных с песком, оказывают положительное

развивающее воздействие. Песок является распространенным природным

материалом,

использование

обладает

расслабляющим

действием.

Песочная

формирования

психического

здоровья

познавательного развития детей в любом возрасте.

В чем заключается «сила» песка? Он обладает особенными свойствами.

Песок – очень податливый инструмент для творчества. Изображения из него

можно изменять в любой момент. Работать с песком может каждый, даже

кто не обладает художественными способностями. Мельчайшие песчинки, из

активизируют

чувствительные

кончиках

пальцев и нервные окончания на ладонях. Рисунки или построение фигур на

формируют

саморегуляцию

самоконтроль.

Сосредоточенность

расслабляет

помогает

побороть негативные эмоции.

Метод песочной терапии был создан в 1929 году, авторами его являются

щвейцарский

психолог

английский

психотерапевт

Ловенфельд, швейцарский детский терапевт Д. Кальф. В основе данного

метода лежит формирование у детей активного воображения.

Отмечают разнообразие игр с песком. Обучающие игры способствуют

овладению процессом чтения, письма, грамоты и счета. Познавательные

игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира.

Проектные игры открывают потенциальные возможности ребенка,

развивают его творчество и фантазию. Использование песочной терапии на

логопедических занятиях способствуют расширению словарного запаса,

коррекции звукопроизношения, помогают освоению звуко-слогового анализа

и синтеза слов, развитию фонематического слуха, способствуют

формированию связной речи, лексико-грамматических представлений,

помогают в изучении букв, освоению навыков чтения и письма, развивают

тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, снимают мышечную

напряженность, совершенствуют зрительно-пространственную

ориентировку. В песочной игре ребенок и взрослый легко обмениваются

идеями, чувствами, что позволяет построить доверительные, партнерские

отношения друг с другом. Такое отношение взрослого и ребенка

помогаетпреодолевать трудности в общении, развивать мышление и

речевые способности у детей.

песочной терапии. В качестве песочницы используется водонепроницаемый

ящик, размеры которого составляют 50 см. – 70 см. – 8 см. Где 50 см.-70 см. –

это размер поля, а 8 см. – это глубина ящика с песком. Такой размер

песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Для

размером 100 см. – 140 см. – 8 см. Материалом для изготовления песочницы

использоваться пластиковые ящики, но в них песок «не дышит». Дно и борта

ящика (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашивают в

голубой цвет. Таким образом, дно и символизирует воду, а борта ящика –

небо. Голубой цвет оказывает успокаивающее действие, но можно

окрашивать поверхность ящиков в один или несколько цветов. Ящик или

емкость наполняют на половину или на одну треть в объеме песком. Он

должен быть заранее подготовленным и очищенным. Песок промывают и

просеивают, затем прокаливают в духовом шкафу. Очищение песка

производят не реже одного раза в месяц. Песок необходимо пересыпать из

песочницы, просеять, помыть и снова прокалить.

Для проведения занятий и игр можно использовать миниатюрные

предметы

Применяют

классификацию

предметов:

отличающиеся возрастом, профессиями, культурой; 2) животные и птицы

(домашние, дикие). 3) обитатели водного мира (рыбы, моллюски, крабы). 4)

жилища людей с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель

различных

культур).

растения

кустарники).

небесного

пространства

радуга, облака). 7) транспортные средства (наземный, воздушный, водный

гражданского

военного

назначения

фантастические

средства

передвижения).

обитания

человека

дорожные знаки). 9) объекты ландшафта (горы, вулканы). 10) украшения и

аксессуары

пуговицы,

естественные

природные

предметы

(кристаллы,

раковины,

металла, отполированные водой или закругленные камушки, декоративные

растений).

фантастические

персонажи

мультфильмов, сказок, добрые и отрицательные фигурки).

Существует пять правил организации игрового процесса песочной терапии:

Демонстрация

знакомство

песочницей.

Демонстрация

коллекции фигурок (не более трех за один период занятия). 3. Знакомство с

правилами игр на песке, выполнение которых необходимо соблюдать на

протяжении

Формулировка

инструкций

играм, основное содержание занятия. 5. Завершение занятия, ритуал выхода

из песочницы.

Главная цель песочной терапии

- «не переделать» ребенка, а дать

возможность быть самим собой, научить уважать себя таким, какой он есть.

Перед началом игры с песком, необходимо проговорить с детьми правила

игры в песочнице. В этом поможет стихотворение автора Т.М. Грабенко:

«Вредных нет детей в стране – Ведь не место им в песке! Здесь нельзя

кусаться,

кидаться!

разорять!

Громко тоже не кричать. Можно строить и чудить. Можно много сотворить:

Горы, реки и моря. Чтобы жизнь вокруг была. Дети, поняли меня? Или надо

повторить, Чтоб запомнить и дружить?! Песок-мирная страна. Вы запомнили,

упражнений,

используемых

песке. «Чувствительные

– Положите ладошки на

песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он. Откройте глазки, расскажите,

почувствовали

(взрослый

Сделайте

самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

Положите ладошки на песок и скользите по поверхности песка как змейка

или машина. Попробуйте, дети, пройти пройтись ладошками как большой

маленький

слоненок,

Оставьте

отпечатки

ладошек, кулачков, ребер ладоней. Изобразите на песке узоры и рисунки –

солнышко,

Взрослый

показывает

повторяет.

Взрослый

предлагает

ребенку «пройтись» или дотронуться каждым пальчиком правой и левой

руки поочередно. Затем просеять песок сквозь пальцы или из сложенных

пальцев в щепотку просеять песок, который может быть окрашен в другой

цвет или быть контрастным по фактуре. Разложите вместе с ребенком разные

по размеру и структуре камушки или природный материал, постройте из них

разные фигурки или геометрические формы. Можете выложить с помощью

фишек геометрические фигуры, которые могут различаться друг от друга по

проведите

игрушечную

песочным

дорожкам или лабиринтам, построенным ранее на песке. Вместе можете

может «поиграть» пальчиками на поверхности песка как на пианино или

клавиатуре компьютера.

Попробуйте выполнить с ребенком задания, развивающие фантазию.

Первоначально просейте песок через сито, нарисуйте узор кисточкой или

палочкой.

Нарисуйте

фантастический

разместите

игрушки, постарайтесь составить рассказ о возникшем мире, пусть ребенок

озвучит игрушки-персонажи и отвечает на вопросы или составляет рассказ от

их имени.

Существует многообразие песочных игр и упражнений, которые развивают

воображение

фантазию.

относятся

построенные

«Дорожки из песка». Покажите ребенку как набрать в горсть сухой песок и

медленно высыпать его, при этом создавая различные фигуры, например,

дорожки к домику зайчика или медвежонка. Песочницу можно использовать

для того, чтобы находить спрятанные в ней на небольшой глубине фигурки

игрушек или животных. Похожая игра «Волшебный мешочек». Во втором

варианте игры ребенку можно предложить находить буквы, закопанные в

песочнице, называть их и придумывать слова, в которых есть данные буквы.

Можно «лепить»

буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. В игре

ребенок может превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т.д.

ребенком

составлять

проговаривать их. Данное упражнение позволяет ребенку легче овладеть

запоминанием

названий

печатными, затем письменными буквами. Делать это пальчиком одной руки,

потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить

работоспособность ребенка, ошибке на песке исправить легче, чем на бумаге

– это дает возможность ребенку ощущать себя успешным и уверенным при

работе с податливым материалом из песка. Игра «Назови звук» (автор Н.В.

Дурова): Взрослый предлагает детям разрыть в песке небольшие лунки для

теннисного мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребенка и называет

длительно любой согласный звук. Ребенок слушает педагога или родителя и

повторяет звук и при этом перекатывает мяч пальчиком обратно в лунку

педагога. Затем, от звуков можно переходить к повторению слогов и слов.

Пример: С-с-с; су-су-су; СС-сусу-мка. Д-д-д; до-до-до; дд-додо-м. Р-р-р-, ро-

ро-ро;рр-роро-т.

проводить

трудностями

произношения

различения

овладеть

произносительными навыками. Задания на различение звуков С-Ш в слогах.

Ребенок повторяет за взрослым слоги: ас-аш, аш-ас, са-ша, ша-са; затем: ос-

ош, ош-ос, со-шо, шо-со.; ус-уш, уш-ус, су-шу, шу-су.

«Различение звуков С-Ш» на примере слов. В песок можно спрятать

картинки или фигурки, на которых изображены следующие предметы: сом,

санки, шапка, сумка, шуба, шорты или другие. Ребенок длительно произносит

взрослым

повторяет

полностью.

подбирать

определенным

закреплять

правильное произношение в логах и словах. Различение звуков С-Ш в словах

с использованием песочной терапии: взрослый предлагает ребенку «найти

клад». Ребенок достает по одной из ящика фигурки или картинки и называет

их изображения. Например: самолет, шкаф, стол, машина, собака, лошадь,

сова, сумка и др. Площадь коробки с песком делится на две части. Ребенку

предлагают на одну половину коробки положить фигурки со звуком «С», на

различение

взрослый перед ребенком раскладывает картинки, на которых изображены

животные, ребенок должен назвать их и разложить по двум колонкам (кот

«к» - твердый согласный звук; кит «кь»-мягкий согласный звук; мышка «м» -

«мь»-мягкий;

«бь»-мягкий).

«Деление слов на слоги» : детям предлагают нарисовать на песке домики с

четырьмя

окошками,

разместить

картинки, распределить по количеству слогов. 1. Дом, кот, сом, рот. 2. Ле-то,

мо-ре, ло-то, ли-са. 3. Ку-би-ки, бе-ге-мот, ра-ке-та, бу-ма-га. 4. Че-ре-па-ха,

те-ле-ви-зор. Сначала дети могут отхлопывать слова и считать количество

слогов в них. Игра «Город звуков» : взрослый предлагает ребенку выбрать

фигурки или картинки, в названиях которых есть заранее названный звук (в

следующей игре он может быть другим). Ребенок раскладывает фигурки,

называет их, затем взрослый просит составить предложения или рассказать о

них. Ребенок может составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

Игра «Чей это след?» : на влажном песке вместе с ребенком можно оставлять

следы от колес игрушечной машинки, животных, пуговиц разных размеров,

семян гороха и других растений. Ребенок должен отгадать, чей это отпечаток

и составить рассказ о нем. Составьте с ребенком песочную аппликацию: с

нанесите

посыпьте

разноцветным и высушенным заранее. Изобразите: дом лес, небо и солнце и

др., затем стряхните лист и просушите картину.

Желаем приятных занятий и игр с песком!



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»