Методика домана целесообразность применения. Карточки Домана — очень подробное описание занятий Мниченко карточки домана учимся читать с рождения

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Каждый ребенок уже с самого рождения обладает неограниченными возможностями в развитии интеллекта и приобретении знаний. Понимание этого – один из основных принципов методики Домана, которая помогает научить малыша считать и читать еще до того, как он сделает первые шаги.

Почему важно заниматься именно ранним развитием ребенка и как должны проходить такие занятия?

Методика Домана: что это такое

Глен Доман – американский врач-физиотерапевт, автор специальной обучающей методики интенсивного раннего развития, которую используют для занятий с детьми по всему миру.

Согласно методике Домана считается, что чем большей будет нагрузка на мозг ребенка в первые годы жизни, тем выше потом будут его интеллектуальные способности.

Буквально с первых дней с ребенком активно занимаются физическими упражнениями. Считается, что это ускоряет развитие.
При этом предлагается использовать несколько принципов:

  • предоставить ребенку неограниченное движение уже с первых дней;
  • не пеленать малыша;
  • учить ребенка разным движениям.

Параллельно с физическими упражнениями рекомендуется развивать и другие способности малыша (лингвистические, математические). Ребенку начинают регулярно показывать специальные карточки, которые помогают научиться читать сразу целыми словами, считать и получить другие знания из разных областей.

Знаете ли вы? Изначально методика Домана применялась для лечения детей с задержкой развития. При этом было отмечено, что, стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности всего мозга. Со временем систему, которая была разработана для больных, Доман применил для занятий со здоровыми детьми.

Методика Домана – как заниматься в домашних условиях

Методика Домана «Чтение с пеленок» активно практикуется в некоторых детских садах и яслях, но вы можете подготовить карточки и самостоятельно заниматься с ребенком дома.
Есть несколько основных правил, как проводить обучение:

  • по методике Глена Домана для занятий используют карточки большого размера;
  • слова должны быть написаны крупным шрифтом красного цвета;
  • картинка-изображение должна быть четкой, цветной и располагаться на белом фоне;
  • карточки показывают ребенку 1-2 секунды и четко называют то, что изображено;
  • занятия проводят регулярно.

Считается, что именно в таких условиях информация будет восприниматься ребенком на подсознательном уровне и запоминаться автоматически.

Обучение чтению по методике Домана начинают с показа карточек с отдельными словами. Для начала выберете простые имена существительные, которые будут близкими и понятными ребенку: «мама», «папа», «семья», «дом» и др. Через некоторое время можно будет изучать карточки с глаголами и прилагательными.

Следующим этапом в методике обучения чтению по принципу Домана станет добавление карточек со словосочетаниями . Проанализируйте тот материал, который уже выучен, и составьте для ребенка понятные комбинации слов. Завершающий этап – чтение сразу целых предложений.

А методика обучения математике по Доману заключается в том, что ребенку в первую очередь предлагают освоить цифры и числа. При этом на обучающих карточках показывают не значок цифры, а крупные красные точки и называют их количество. Считается, что через некоторое время ребенок сможет открыть для себя возможность сложения, вычитания и тд. После изучения первых 20 карточек ребенку предлагают изучать примеры.

По методике Домана кроме чтения и математики рекомендуется изучать с детьми и другие области знаний: животные и растения, иностранные языки, научные факты, исторические события и др.

Готовьтесь к каждому занятию заранее:

  • разложите карточки по темам и в нужном порядке;
  • подпишите их с другой стороны, чтобы вы могли быстро называть изображение.

Занятия с карточками старайтесь проводить в комфортное для ребенка время: когда он сытый, не капризничает. Если ребенок не хочет заниматься, не настаивайте и предложите посмотреть карточки позже.

Согласно методике Домана начинать обучение ребенка нужно как можно раньше. Лучше всего – еще до 1 года, когда мозг начинает ускоренно развиваться и расти. Эффективными считаются также занятия с детьми в возрасте от 1 года до 3 лет.

Методика Домана – с чего начать

Первый день занятий


Важно! Обязательно хвалите ребенка после каждого занятия.

Как продолжать занятия

  • Продолжая занятия по методике Домана, покажите ребенку карточки из первого набора (5 штук) и добавьте еще один набор (5 штук) другой тематики. За один урок используйте не больше 10 карточек.
  • Таких уроков за один день может быть несколько (желательно, не больше 12).
  • Старайтесь не повторять одни и те же карточки больше трех раз в день. Меняйте их порядок.
  • Через несколько дней можно вводить новый материал. Убирайте одну любую карточку из набора, который ребенок уже видел, и добавляйте одну новую. Желательно фиксировать, когда и какие карточки вы показывали, чтобы не повторяться.
  • Периодически меняйте наборы карточек.
  • Когда ребенок уже хорошо усвоил предложенную информацию, можно перейти к изучению дополнительных фактов по теме, а потом – к играм с карточками.

Старайтесь проводить занятия с карточками регулярно. Если вы сделаете большой перерыв, ребенок может забыть информацию, и придется начинать все заново.

Плюсы и минусы методики Домана

Методика раннего развития Домана имеет различные отзывы, и, как в любой другой методике, тут есть свои плюсы и минусы.

Минусы методики Домана

  • Ребенок не является активным участником процесса обучен ия. Во время занятий он пассивен. Работает только зрительное и слуховое восприятие.
  • При занятиях по методике Домана не предусмотрено время для игр, творчества и общения.
  • Ребенка не учат воспринимать информацию другими путями и не рассказывают, где можно применить полученные знания.
  • Ребенок запоминает предложенную информацию автоматически и не умеет ее анализировать.

Положительные стороны методики Домана

  • ребенок может запомнить очень много различной информации за короткий период;
  • обучение занимает совсем немного времени;
  • методика подходит для занятий с малышами в домашних условиях.

Знаете ли вы? Многие признанные в мире ученые в детстве занимались именно по методике Домана.

Методика Домана-Маниченко

Педагог и психолог Андрей Маниченко адаптировал методику Домана для занятий с русскоязычными малышами и усовершенствовал ее. Благодаря этому обучение стало более интересным для ребенка, познавательным и качественным.

Чем отличается методика Домана-Маниченко:

  • Словарная адаптация для малышей, которые растут в русскоговорящей среде.
  • Игровой подход . Ребенок не просто рассматривает карточки, но и вовлекается в игру.
  • Наравне с карточками используются различные дополнительные инструменты: интерактивные книги, диски и др.

Важно! Не бойтесь экспериментировать. Вы можете придумывать новые игры с карточками Домана или изменять предложенные игры так, чтобы занятие было интересно именно вашему ребенку.

Методика Глена Домана – видео

В этом видео вы узнаете: как начать заниматься с ребенком по методике Домана и в каком возрасте это лучше делать; как достичь максимально успешных результатов и почему важно активно развивать ребенка уже в первый год жизни. Также вы узнаете о положительных и отрицательных сторонах методики.

В своих принципах обучения Глен Доман показал, что потенциал развития каждого ребенка огромен. Уже с первых дней дети обладают способностью запоминать предложенную информацию. Занятия с карточками по методике Домана сделают процесс обучения максимально быстрым и помогут эффективно развивать память вашего ребенка.

Существуют такие методики как: ,

Используете ли вы методику Домана для занятий со своим ребенком? Какие плюсы и минусы методики вы можете отметить при этом? Поделитесь своим мнением в комментариях.


Автор этой уникальной и эффективной методики - Андрей Маниченко - практический психолог. Он разработал и внедрил в практику множество методик раннего развития детей. А. Маниченко также основал компанию "Умница".
Главными учителями в его методике являются родители. Методика рассчитана на детей от 0 до 7 лет.
Основными работами, с которыми рекомендуется ознакомиться родителям, являются следующие:

Основная идея методики:

Автор считает, что малышу с ранних лет нужно осваивать навыки чтения, устного счета, а также уделять большое внимание развитию творческих способностей.
На протяжении первых трех лет жизни у ребенка активно развивается интеллект, а также формируются таланты. Маниченко во многом доработал методику Г. Домана и полностью адаптировал ее для русскоязычных детей. Именно это послужило основой для создания методики, по которой обучают чтению детей от рождения до семи лет.
Все занятия по этой методике проводятся в форме увлекательных и непринужденных игр. Все задания направлены на развитие интеллекта, внимания, зрения, слуха, мелкой моторики, речи и памяти.
Осмысленному чтению по методике автора дети обучаются быстро и легко, при этом минуя этап чтения по слогам.
Кроме методик обучения малышей чтению Маниченко является автором великолепных и эффективных методик, направленных на развитие творческих способностей, обучение английскому языку с рождения и формирование характера малышей с помощью сказки, а также на всестороннее развитие кругозора детей в дошкольном возрасте.

Принципы методики:

Автор считал, что обучение ребенка должно основываться на предоставлении фактов. И чем большее их количество будет предоставляться малышу, тем больше у него будет возможностей для рассуждений, анализа, установления взаимосвязей.
Играя с малышом, обязательно учитывайте следующее:

Особенности характера;
Способности;
Темперамент.

А. Маниченко считает, что дети начинают учиться только тогда, когда они этого хотят сами. Их бессмысленно заставлять что-либо делать. Приступая к занятиям со своим малышом, каждый родитель должен ответить на три простых вопроса:

Хочет ли малыш заниматься?
- Хочет ли малыш заниматься с вами?
- Хочет ли малыш заниматься сейчас?

Законы успеха по методике А. Маниченко:

Закон №1. Ранний старт. Малышей намного легче обучать, когда они еще совсем маленькие. Чем старше ребенок, тем сложнее становится процесс его обучения.

Закон №2. Похвала во всем. Малыши с удовольствием делают все то, за что их хвалят. Похвала для маленьких детей - это очень сильный стимул и мотив к дальнейшим действиям в том направлении, за которое их хвалят. Автор настоятельно рекомендует родителям активно хвалить своих детей за те черты, которые вы хотите в них развить. Также не обращайте внимание на те качества, которые неприемлемы для вас и вашего малыша.

Закон №3. Взаимное уважение. Уважение между учителем и учеником должно быть на высоком уровне. Тогда и весь процесс обучения будет намного эффективней. Воспитать целеустремленную и уверенную в себе личность можно только в условиях уважения его стремлений и желаний, умения договориться с ребенком. Никогда не добивайтесь беспрекословного подчинения от малыша. Воспитание беспрекословного подчинения в своем ребенке -это воспитание раба, а не свободной современной личности.

Закон №4. Только игра! Знания будут усваиваться легко и непринужденно только в игровой форме. Сухое повествование и объяснений материала неэффективно. Яркое, веселое, жизнерадостное, эмоционально представление материала всегда будет вызывать интерес и стремление к познанию. Малыши расположены познавать окружающий мир играя.

Закон №5. Только хорошее настроение! Отложите занятие, если у ребенка плохое настроение. Автор настаивает, чтобы родители отменяли занятия, если у крохи дискомфорт в животе, прорезываются зубки, он хочет кушать или болеет. Иначе можно полностью сорвать эффективное проведение всей учебной программы!

Закон №6. Жажда познаний. Маленькие дети не способны длительно сосредотачиваться на одной теме или предмете. Занятия не должны продолжаться слишком долгое время. Они должны быть суперкороткими! Занятия с малышами от 3 до 6 месяцев продолжаются несколько минут. В 5-7 месяцев, когда у детей возникает потребность все взять и попробовать, занятие должно продолжаться 5-10 секунд! Особенно неусидчивыми малыши становятся в 1,5-2 года. Тогда занятие должно длиться 1-2 секунды (достаточно показывать 1-2 карточки за занятие). Продолжительность занятий возрастает к 3-4 годам, когда появляется большая усидчивость у малышей.

Закон №7. Увеличиваем скорость. Дети очень любят действие. Вокруг них должно что-то происходить, падать, ломаться, строиться, прыгать и т.д. Сначала необходимо показывать малышам карточки в медленном темпе, но постепенно скорость демонстрации очень важно увеличивать. Это дает возможность минимизировать возможность ребенка отвлечься на то-то другое. У него просто на это не хватает времени.

Закон №8. Постоянно новые темы. Маленьким детям намного интереснее узнавать что-то новое, чем повторять изученное ранее. Не стоит при обучении малышей стремиться к прочному усвоению знаний. Постоянно нужно двигаться вперед и покорять новые вершины. Ориентируйтесь на поведение малыша, чтобы определить объемы информации, которые он способен усвоить. Если вы видите, что он хочет большего, тогда необходимо предоставить больше информации. Самое главное, чтобы занятие заканчивалось немного раньше, чем этого захочет малыш.

Закон №9. Режим обязателен. Намного больший эффект дают регулярные занятия с детьми. Чем старше ставится ваш малыш, тем более важным становится распорядок занятий. Важно понимать, что режим - это привязка занятий не к временным промежуткам, а к ежедневным манипуляциям и процедурам (например, прогулке, приему пищи и т.д.). Занятия должны происходить в одинаковое время. Постоянно ускоряйте темп обучения. После того как вы сделали определенный перерыв в занятиях, не стоит начинать все сначала. Продолжайте с того момента, на котором вы сделали остановку.

Закон №10. Счастье в семье. Только в счастливой семье вырастают по-настоящему счастливые малыши. Это в некоторых случаях откладывает самый большой отпечаток на психическое, физическое, эмоциональное и интеллектуальное здоровье малышей. А счастливая семья - это только успешный труд родителей.

Результаты использования методики А. Маниченко:

Развитие малышей по методике А. Маниченко проходит в форме игровых занятий, которые являются непродолжительными. Но в то же время они дают возможность всесторонне развивать малышей. Используя методику автора, ваш малыш будет осваивать навыки чтения, счета, а также активной речи практически одновременно. Все это, а также активное расширение кругозора, развитие творческого мышления обязательно влекут за собой полноценное развитие интеллектуальных способностей, зрения, слуха, внимания, воображения, памяти, вкуса, формирование черт характера. Методика А. Маниченко прививает любовь детей к чтению, что значительно облегчит процесс обучения в будущем.

Когда начинать занятия?:

Методика рассчитана на малышей с момента их появления на свет. По мнению автора первые 3 года - это наиболее важный и интенсивный этап развития ребенка. И здесь каждый месяц играет очень важную роль. Чем раньше начато развитие ребенка, тем проще будет ему в будущем узнавать что-то новое, добиваться поставленной цели, общаться с окружающими.

Упражнения для новорожденных:

Большое внимание необходимо уделить развитию двигательных навыков малыша в ранний период. Меньше пеленайте малыша, учите его плавать, почаще выкладывайте на животик. Все это будет способствовать развитию свободы и самостоятельности.
Важно в этот период развивать слух и зрение малыша. Именно через них он будет получать всю информацию об окружающем мире.

Упражнения для малышей старше одного года:

Практически все игры, которые разработал автор, можно использовать еще до одного года. Но наиболее активно их стоит применять для развития ваших малышей, которым исполнился 1 годик.

Букварь с пеленок...

Это игровой и обучающий комплекс, который используется с целью научить малышей читать. В него включено разных 30 тем. Каждая собрана в книжечку-листалку, к которой прилагается набор карточек-слов. 30 книжечек - это 30 известных народных стихотворений.
Каждая отдельная тема-книга посвящена определенным действиям: пальчиковым упражнениям, считалочке, умывалочке, мирилочке, шагалке, прыгалкам, массажу.

Одно занятие с книжечкой включает в себя три раздела:

Упражнение с книжкой-листалкой;
- Игра по книге;
- Упражнения с использованием карточек-слов.

Очередность выполнения упражнений может быть разной.
Занятие проходит следующим образом: взрослый читает малышу книгу так, чтобы он не только слышал, но имел возможность видеть текст, который озвучивается. Расположите книгу перед малышом не дальше 50 см от его глаз. Читайте малышу по нескольку листалок в день. Особенно часто повторяйте те, которые понравились ему больше всего.
На обороте каждой листалки имеется инструкция по проведению игры.

Игры с карточками-словами могут проходить в различной форме. Вот некоторые из них:
Чтение пестушек с помощью карточек.;
Написание пестушек. Постоянно чередуйте чтение пестушек и их написание, чтобы ребенок успешно осваивал письмо и навыки устной речи;
Игра "В какой ручке?" Усадите кроху напротив. Показывая две карты, спрашивайте у него: "В какой ручке "машина"?, "В какой ручке "котик"? и т.д.
Игра "Найди картинку". Разложите карты на любой поверхности. Попросите малыша найти какое-то слово. По тому, насколько быстро кроха находит слова, можно судить об успешности занятий;
Составляем словосочетания. Из имеющихся карточек-слов предложите вашему малышу составить словосочетания;
Нелепицы. Поделите карточки между взрослым и малышом. Покладите их надписями вниз. Первым взрослый берет любую картинку и переворачивает. При этом озвучивает слово. Потом это же делает малыш. Получаются небылицы, которые вызывают непередаваемые эмоции у детей и взрослых.
В методике представлено огромное количество игр. Задача взрослых освоить их и реализовывать в ходе увлекательных занятий со своими малышами.

Игры с буквами...

Набор "Букварь с пеленок" предназначается как для освоения навыков чтения, так и для обучения детей письму. Когда малыш уже освоит беглое чтение, можно начать обучение письму. Именно в это время необходимо начинать знакомство малыша с буквами.
Автор утверждает, что слишком раннее изучение букв может нанести ребенку вред. Это связано с тем, что изучение слов по буквам заметно снижает скорость чтения.
В комплекте имеется 82 карты с изображенными буквами. На одной стороне нарисована прописная буква, а с другой - строчная. Гласные изображены красным цветом, все остальные - синим. Некоторые буквы представлены в нескольких экземплярах.
Автор предлагает множество занимательных и полезных игр с картами. Одни научат детей узнавать и различать буквы, остальные познакомят со слогами. Кроме этого, карты с изображенными буквами обучат малышей навыкам письма. Маниченко разработал ряд игр, в которых малышу нужно "прописывать" из карт слоги, слова (ответы к загадкам и прочее).

Игры с суперкартами...

Суперкарточки представлены 144 карточками, которые разделяются на шесть различных тем:

Читаем в доме;
Читаем на кухне;
Читаем в детской;
Читаем в шкафу;
Читаем на улице;
Читаем в зоопарке.

С одной стороны карты написано слово красным цветом, а на обороте изображен этот предмет. А. Маниченко разработал множество игр с такими карточками, которые подробно излагаются в методических рекомендациях к ним.

Методика "Мир на ладошке":

В комплект включено шесть наборов карт на разные темы. С их помощью малыши знакомятся с животными, учатся распознавать, что где растет, кто где живет и т.д. На обратной стороне каждой карты имеются задания по рисованию, вырезанию, лепке и интересные факты об изображенных объектах.
Методика позволяет значительно обогатить кругозор малыша, развить его творческое мышление и память.

Персонализированные сказки для малышей в воспитании характера:

По мнению автора характер ребенка закладывается в детстве. Поэтому сказочные герои играют в воспитании одну из основных ролей. Персонализированные истории - это прекрасный способ привить малышу положительные стороны характера, не читая при этом нотаций и нравоучений. В таких сказках главным действующим лицом выступает ваш малыш.
Сказочные истории, которые вы читаете своему ребенку, дают возможность примерять на себя хорошие качества персонажей, оценить их роль в жизни любого человека.
Слушая персонализированную сказку, малыш смотрит на себя со стороны. Сказка демонстрирует ситуации, с которыми ребенок обязательно столкнется в своей жизни и показывает способы разрешения проблем. Когда взрослые подсказывают малышам напрямую, то они плохо воспринимают такую информацию, а часто и вовсе отвергают. Сказка же ненавязчиво излечивает капризы, решает сложные для ребенка ситуации.

Методика "Математика с пеленок":

Цель методики - обучение малышей счету, а также развитие памяти и логики.
В комплекте имеется 101 карточка, на каждой из которых изображены красные точки в количестве от 0 до 100. Работают с ними так, как и с листалками: малыш сначала видит, что изображено, а затем слышит.
Сначала малыши учатся визуально воспринимать количество точек и произносят его. После освоения этого материала можно перейти к изучению цифр. Для этого необходимо использовать 160 кружочком из комплекта, на которых написаны цифры от 0 до 100. На одной стороне изображены точки, а с другой - уравнения. Так, малыши учатся выполнять простые арифметические действия.
Также в комплект включены карточки для изучения геометрии. На одной стороне изображена геометрическая фигура, а с другой ее описание.
А. Маниченко разработал множество игр, в которых используются математические карточки.
Кроме этих методик автор разработал и внедрил много других занятий, в которых используются яркие иллюстрации, реальные предметы. К таким относятся "500 игр", "Кармашкина библиотека", "Книжная разминка", "Английский с пеленок" и много других.

Методика "100 цветов":

Методика, разработанная автором, позволяет в игровой форме развивать у малышей основы восприятия цветов разных оттенков, зрение, сенсомоторные навыки, творческое мышление и воображение с рождения.
В пособие входит сто ярких карточек, на которых изображены различные необычные оттенки: медовый, небесный, маренго, божоле. С обратной стороны карты имеется краткое описание цвета. Также в комплекте имеются чистые карты, на которых малыши могут придумывать свои оттенки. Методика сопровождается методическими рекомендациями, благодаря которым взрослые смогут полностью в ней разобраться и эффективно использовать для ознакомления малышей с миром оттенков и цвета.

Для каких родителей подходит методика А. Маниченко:

Основная роль в методике отводится родителям. Но их роль - это предлагать ребенку задания. Ваш малыш определяет, когда и сколько он готов заниматься. Мама должна обеспечить проведение занятий. Важно максимально удовлетворить интерес к знаниям у своего малыша. Родители также должны научиться останавливать занятие раньше, чем малыш потеряет интерес или устанет.
Обучение по методикам А. Маниченко требует временных затрат, чего не может себе позволить каждая.
Старайтесь заинтересовать малыша карточками, используйте большое количество игр, которые разработал автор методики.

Положительные стороны методики:

Обучение чтению в раннем возрасте способствует быстрому развитию интеллекта ребенка, что оказывает положительное влияние в ходе дальнейшего обучения в школе;
- Методика позволяет обучать малышей в легкой игровой форме, которая привлекательна для большинства из них;
- Занятия являются короткими, ненавязчивыми. Они не способны вызвать у ребенка неприязнь и переутомление;
- Обучение по методике А. Маниченко способствует формированию самостоятельности, а также учит ставить цели и находить оптимальные способы их достижения;
- Благодаря методике малыши за достаточно короткий промежуток времени учатся быстро читать, минуя период чтения по слогам;
- В процессе обучения затрагиваются все основные каналы восприятия: слух, зрение, тактильная чувствительность.

Сложности при применении методики:

Дети, которые учатся читать целыми словами на русском языке могут в дальнейшем испытывать трудности с правильным написанием окончаний слов и словообразованием, изменением слов по числам и падежам.
Стоит ли начинать занятия:
Однозначно, что методика очень полезна и интересна. Ее использование в раннем возрасте значительно ускоряет развитие интеллекта и физического развития малышей. Применение методики оправдано. Но необходимо строго соблюдать основные правила проведения занятий, которые приводит автор.

Успехов вам в воспитании маленьких умников и умниц!


Методика Домана - Маниченко развивает активную и пассивную речь, учит строить фразы, развивает логику и мышление, стимулирует творческое воображение.

Воспитать яркую, интеллектуально развитую, творческую личность – разве это не мечта современных родителей? Именно поэтому мамы и папы с рождения крохи начинают заниматься его развитием. Одна из самых популярных и разработана американским нейрофизиологом Гленом Доманом и российским психологом Андреем Маниченко, она так и называется — методика Домана-Маниченко.

Адаптированные карточки Домана для русских детей психологом А. Маниченко — «Домашние животные»

Доман еще в середине прошлого века успешно доказал, что самый продуктивный возраст для развития мозга малыша первые три года жизни. Причем начинать следует как можно раньше, буквально с первых дней жизни крохи. Интеллект, способность творчески и логически мыслить тренируются так же хорошо, как умение прыгать и бегать.

Тематический материал:

Адаптировал американскую методику для русского языка педагог, психолог, отец трех сыновей — Маниченко. Он не просто перевел карточки, созданные заокеанским врачом, на русский язык, но великолепно представил его грамматику, лексику, словообразование, а также создал новые направления работы с ребятишками от нуля и старше. Помимо карточек, российская версия включает в инструментарий оригинальные книжки и диски.

Фото карточек — «Дикие животные»

Основные принципы методики

Методика основана на нескольких принципах:

  • игровая форма обучения;
  • ограниченное несколькими минутами время «уроков»;
  • выбор оптимального для малыша времени обучения;
  • активное движение;
  • позитивный настрой.

Отличие от традиционной системы обучения огромное, но результаты – просто колоссальные. Ребенок, с которым начинают регулярно заниматься в шесть месяцев, уже к двум-трем годам читает, причем без всякого напряжения и стрессов.

Фантастически развивается память. Счет и работа с большими числами не вызывают никаких затруднений и выполняются автоматически.

Суть методики в том, что информация поступает одновременно по двум каналам – зрительному и слуховому, поэтому мозг воспринимает ее целостно. Педагог, в роли которого чаще всего выступает мама, показывает ребенку карточку с рисунком, графическим изображением, цифрой и одновременно громко и ясно произносит название-слово. На показ каждой карточки уходит одна-две секунды, а сам урок продолжается одну минуту. В день необходимо провести до пятидесяти таких занятий.

Карточки — «Овощи, ягоды, фрукты»

Особенность в том, что никакого свойственного традиционному обучению «закрепления» материала не просиходит: показав набор карточек, мама в течение месяца не возвращается к нему, работая с другими карточками. Весь материал разделен на серии по десять карточек.

Что развиваем?

Постепенно помимо названия предметов ребенок получает дополнительные факты о них: для чего предназначены, откуда берутся, аккумулируя огромное количество информации об окружающей среде. Малыш в буквальном смысле получает энциклопедические познания, развивает фотографическую память и навыки скорочтения, умение запоминать и сопоставлять мельчайшие детали.

Направления развития по методике Домана-Маниченко охватывают практически все образовательные сферы :

  • развивается активная и пассивная речь, умение строить фразы;
  • появляются представления об окружающей среде: серии карточек описывают профессии, транспорт, растения, продукты питания и т.д.;
  • развивается логика, мышление: малыш изучает математику, осваивает счет, решает простые задачки;
  • стимулируется развитие творческого воображения;
  • происходит быстрое и естественное обучение чтению.

Очень хорошо действует на развитие мозга оригинальный прием: для совсем маленьких детей до года слова или цифры пишутся на белой карточке красным цветом. Ученые уверены: именно этот цвет способен привлечь внимание малыша лучше всего и великолепно развивает зрительные центры мозга.

Индивидуальный ритм

  1. Так, детям от трех до двенадцати месяцев карточки демонстрируются очень быстро, постоянно появляются незнакомые слова, а количество занятий в день должно быть как можно больше.
  2. С ребятами от годика до полутора лет нужно заниматься только по их желанию. Как только пропал интерес или настроение, урок следует немедленно прекратить. Работая с карточками, необходимо произносить не слова, а словосочетания.
  3. Следующая возрастная группа – от полутора до двух с половиной лет. Теперь нужно замедлить интенсивность ввода новых слов, а еще работать с теми словами, которые вызывают у малыша интерес и симпатию. Словосочетания должны сменить законченные фразы – предложения.
  4. От двух с половиной до четырех лет начинается работа со сложными словами. Темп восприятия новой информации снижается, и эту особенность следует учитывать.

Изучая математику, биологию, химию, ребенок получает знания так же легко и весело. Однако мама, если она проводит обучение, должна внимательно следить за состоянием маленького ученика. Если он приболел, устал, не в настроении, никаких «уроков» с ним проводить не нужно.

Не стоит и излишне нагружать ребенка информацией. Есть дети, которые радуются седьмому-двенадцатому циклу карточек, а есть такие, кто устает уже на пятом. Поэтому лучше выбрать индивидуальный ритм занятий, который будет подходить именно вашему малышу.

Фото — «Птицы»

По этой же причине не нужно «наверстывать упущенное» вечерами, если утром не получилось провести столько занятий, сколько запланировано. Ничего хорошего для усталого ребенка это не принесет. Занимайтесь с крохой терпеливо, с любовью и лаской, и положительный эффект обязательно появятся, ведь вышеописанная методика дает фантастические результаты.

Видео уроки по методике Домана (28 занятий)

С рождения ребенок начинает впитывать всю окружающую его информацию как губка. Детский мозг уникален своими механизмами подражания, отождествления себя со значимым взрослым. Повторение привычек и повадок, слов и действий, интонаций голоса любимого взрослого - все это дает малышам отличную базу для создания своего уникального способа взаимодействия с окружающим миром.

Пользуясь таким впитыванием и активным развитием, специалисты начали разрабатывать различные методы и методики раннего развития. Эти программы и методики направлены на то, что маленький исследователь в игровой форме познает все понятия и закономерности нашего мира. У него активизируются мозговые центры, отвечающие за слаженную работу психических процессов, и вследствие этого ребенок обучается, не напрягаясь. Одной из самых известных методик раннего развития является преобразованная

История преобразования методики Домана

Работая с которые имели отклонения в работе нервной системы, американец Доман (по профессии нейрохирург) пришел к выводу: если не получается задействовать все механизмы ЦНС и психики, то нужно воспользоваться компенсаторными функциями мозга. Исходя из этого, он разработал такой метод, который позволяет компенсировать недостающие функции с помощью стимуляции других органов или функций. Например, через органы зрения можно восполнить потерю слуха, и так далее. Детям давали карточки с разными изображениями, чаще всего занятия начинались с карточек, на которых были нарисованы красные точки. Как заметили работники, такие карточки хорошо привлекают внимание. Проводимые эксперименты превзошли все ожидания - дети, отстающие в развитии, через некоторое время уже опережали своих сверстников.

Глен Доман не остановился на достигнутых результатах. Он продолжил развивать свой метод, заменяя прежние карточки на другие. Таким образом, усваивали практически любой материал. После экспериментов с детками, имеющими различные отклонения в психическом развитии, Доман решил испробовать метод на здоровых малышах, у которых нет поражений мозга. Результаты также оказались шокирующими: если начинать занятия с 6-9 месяцев, к 2-3 годам ребенок будет уже уметь читать.

После таких открытий методику начали активно использовать в различных учреждениях для раннего развития детей. Но, как и в любой теории, в методе Домана также были недочеты и неточности. После 20 лет изучения методики, которую разработал Доман, Маниченко Андрей ее немного откорректировал. Во-первых, он, будучи опытным психологом, ее усовершенствовал. Ведь Маниченко испытал ее на 3 своих сыновьях, уж он-то точно знал все ее минусы и плюсы. Во-вторых, специалист адаптировал метод для занятий с детками на русском языке.

В чем заключается развитие ребенка по методике Домана-Маниченко?

Метод Домана-Маниченко относится к разделу методик для раннего развития. Так как по нему занимаются совсем маленькие детки, то продолжительность занятия также небольшая - до 1 минуты. Но в день таких занятий должно быть не менее 50.

Как проходит занятие? Ребенок сидит, а мама ему показывает карточки и громко называет, что на них изображено. Особое внимание заслуживают карточки Домана-Маниченко. Они распределены по сериям, например, по 10 карточек с животными, растениями, цифрами. На каждое занятие подготавливаются разные серии. Интересно, что, показав ребенку одну из них, мама не должна в течение месяца ее показывать еще раз. Кроме того, что ребенок видит изображение, он также слышит, как произносится название этой картинки. В таком изучении развиваются мнемические механизмы (зрительная память, слуховая), ориентация в пространстве, эмоциональные связи.

Методика Домана-Маниченко предполагает и дальнейшее развитие, карточки делаются не только для изучения понятий и названий, но также они показывают определенный факт о предмете. Например, сведения о картофеле, где он растет, для чего используется, и так далее. Вместе с этим, задача мамы заключается в том, чтобы стимулировать ребенка к активному движению.

Преимущества этого метода

Существует много методик для развития ребенка, разработанных разными специалистами, все они отличаются между собой. Доман, Маниченко, Занков, Монтессори, некоторые другие психологи, педагоги и врачи утверждают, что лучшее время для обучения ребенка - возраст до 3 лет. Некоторые делают упор на физическое развитие, некоторые - на формирование навыков самостоятельного обучения. Но не все методы комплексно рассматривают формирование личности ребенка.

Методика Домана-Маниченко относится к таким способам развития малыша, которые охватывают разные сферы изучения окружающей среды. Если в день по методике можно проводить до 50 уроков, которые в течение месяца не должны повторяться, то ребенку предоставляется колоссальное количество информации.

При такой подаче информации, какая представлена в этом методе, результаты порадуют самых скептически настроенных родителей.

  • Занимаясь с малышом по этому методу, многие родители отмечают, что в более взрослом возрасте он обладает энциклопедическими знаниями.
  • Помимо умственной активности, ребенок приобретает навыки физической раскрепощенности. Ведь одним из главных требований к родителям в этой методике является побуждение ребенка активно двигаться.
  • С самого маленького возраста у малыша будет развиваться Поглощая всю информацию и повторяя ее через определенный промежуток времени, он научится помнить самые мелкие детали предметов и событий.
  • Со временем приобретается навык скорочтения. Он очень полезен и во взрослой жизни, причем сохраняется быстрое чтение на долгие годы.
  • Постепенно ребенок становится лидером, так как уверен в своих знаниях и способностях.

Основные постулаты

  1. Малыш - центр всяких занятий, все вокруг него, подвижного. Это значит, что мама должна подстраиваться под его индивидуальный темп изучения, поощрять его активность и стараться не утомить его наглядным материалом.
  2. Игра - основной способ обучения, развития и отдыха. Ребенок в этом возрасте лучше всего воспринимает информацию в игровой деятельности, поэтому показ и чтение карточек должны проходить тоже в игровой форме.
  3. Последовательное развитие ребенка. Методика Домана-Маниченко в своем арсенале имеет большое количество серий карточек. Все они упорядочены так, что ребенок по нарастающей изучает понятия и предметы окружающего мира. Нельзя показывать малышу сначала легкие карточки, а потом изображения для обучения чтению. Обучение должно быть поэтапным.

Роль игры в методике

В раннем возрасте кроха понимает окружающий мир только посредством игры. Счет, чтение, развитие логики, памяти, мышления, ребенок осваивает через активное времяпрепровождение. В первые три года кроха развивается не по дням, а по часам в буквальном смысле. Каждый месяц у него возникают новые достижения, что радует и малыша, и родителей. С удовольствием и легкостью малыш осваивает любую информацию. Поэтому игра - основная деятельность ребенка в период от 0 до 3 лет.

Основные направления в развитии

Методика Маниченко, адаптированная для русскоязычных детей, направлена для развития карапузов по следующим направлениям:

  • развитие речи (слушая названия изображений, изучая буквы, малыш учится говорить и составлять фразы, предложения);
  • знакомство с окружающей средой (изучение профессий, продуктов, транспорта и т.д.);
  • творческое развитие (посредством рассматривания изображений у малыша развивается воображение);
  • обучение чтению (рассматривание и изучение букв, слогов, слов, восприятие названий через фотографическую память на буквы);
  • изучение математики (развитие логики, мышления, освоение счета, элементарных задач);
  • воспитание положительных черт характера (с помощью сказки).

Зачем нужны карточки Домана-Маниченко?

В любой методике есть свой инструментарий. В некоторых это какие-либо разновидности спортивного инвентаря, другие основываются на работе с песком, красками, пластилином. Методика Маниченко (как дополнение к научным данным Домана) предполагает только работу с карточками. Это одинаковые по размеру листы бумаги (картона), на которых изображен предмет, написано слово, обозначена задача, все, что каким-либо образом имеет свойство развивать мозг ребенка.

Чаще всего мамы сами готовят их для своих малышей, так как получить их в полном объеме проблематично. Каждая мама знает, в какой информации нуждается ее чадо, и преподает знания в игровой форме через карточки. Суперкарточки по методике Домана-Маниченко не обладают каким-либо волшебным действием, они всего лишь показываются в определенном порядке и нужном количестве.

Совмещение воспитания и развития

Любое развитие или формирование навыков у ребенка откладывает отпечаток на его личностные качества. Малыш учится быть активным, но в то же время дисциплинированным, целеустремленным, добрым и отзывчивым, быстро схватывать информацию. Все навыки, приобретенные через обучение по этой методике, в более взрослом возрасте для него будут незаменимыми.

Так ли эта методика чудодейственна? Отзывы родителей

Для многих родителей первым методом обучения детей является методика Домана-Маниченко. Отзывы о ней в большинстве положительные. Но есть некоторые моменты, которые не следует забывать:

  1. Ребенок развивается по индивидуальному сценарию, а не так, как определили специалисты, не нужно требовать от крохи невозможного.
  2. Без фанатизма - ребенку необходим сон, еда и прогулки так же, как и развитие, не следует что-либо преуменьшать в значимости.
  3. Ребенок сам по себе - ценность, а не его достижения.

Существует много вариантов занятий по карточкам, наибольшей популярностью пользуется Домановская техника развития памяти (о ней, в её классическом виде, и пойдет речь в этом посте). Но все-таки перед началом использования методики Домана рекомендую изучить .

Карточки Домана для развития памяти

Основным тренажером развития памяти по методике Домана является «Бит интеллекта». Именно различные варианты этой техники используются для раннего развития с помощью карточек. Техника заключается в кратковременной демонстрации карточек (одна карточка показывается не больше 2-ух секунд !) с четким озвучиванием изображения или краткого факта об изображении. Вы скажете, что за этой время ничего разглядеть не возможно и это для обычного человека верно. Но эта методика как раз нацелена на развитие скорости реакции мозга. Поэтому сначала ребенок действительно ничего не будет понимать, при регулярных занятиях, по мнению Гленна Домана, у ребенка должна развиться скорость реакции и фотопамять.

Как заниматься по карточкам Домана с изображениями:

      • Первые дни занятий демонстрируем 3 раза в день по 10 карточек за одно занятие, затем постепенно количество карточек наращивается до 120 ;
      • Карточка, которая показывалась 30 раз считается изученной и заменяется новой, т.е. Вам надо вести отчет о том сколько какая карточка показывалась раз.
      • Фактически когда количество карточек нарощено до требуемого объема каждые 10 дней Вам будут требоваться новые 120 карточек (4 минуты — 1 занятие). Это не много, не мало 1440 карточек в год, но с появлением интернета приобретение карточек перестало быть проблемой — есть масса сайтов предлагающих скачать или просмотреть карточки он-лайн. Хотя психологи и другие специалисты по развитию детей не одобряют занятия с малышами на компьютере.

Помимо методики Гленна Домана существует еще одна методика, продвигаемая компанией Умница, которая также обещает родителям высокие результаты от демонстрации карточек с рождения. На первый взгляд может показаться, что методика Глена Домана похожа на методику от Умницы Домана-Маниченко, на самом деле это совсем не так! В методике Гленна Домана ключевым моментом является кратковременный показ карточки, для развития скорости реакции мозга. Методика Домана-Маниченко предполагает просмотр карточек в комфортном режиме, а также игры на умение оперировать предметами изображенными на карточках и их свойствами. При этом результаты, обещанные методиками, различаются по масштабам:

  • в первом случае — методика обещает наделить ребенка фотопамятью (очень амбициозные результаты, которые так и не подтверждены ни одним серьезным научным исследованием);
  • во втором случае — словарный запас ребенка пополнится на количество карточек в приобретенных наборах и количество изученных свойств изображенных предметов.

В свое время я приобрела наборы карточек для занятий с дочкой по методике Домана и нашла им более достойное применение — .

Карточки Домана для обучения чтению

Существует мнение, что Гленн Доман рекомендовал учить детей читать с рождения — это не совсем так, в его публикациях наилучшим возрастом для обучения чтения считается 1 год. Что еще немаловажно контроль полученных знаний, подразумевает умение малыша говорить, ведь уже на 7-ой день обучения малыш должен «читать» вслух первые слова. Карточки для обучения чтению должны быть крупные — 50 на 10 см. Текст должен быть красного цвета. Современные карточки помимо текста на обратной стороне содержат картинки, но в оригинальной методике Домана картинки на карточках для чтения не требуются.

График занятий:

  1. Первый день занятия включает 4 показа по 5 слов - существительных. Промежутки между занятиями должны быть не более 30 минут;
  2. Второй день занятия включает: 3 показа по 5 слов с карточками которые демонстрировались вчера и 3 показа по 5 слов с новыми карточками. По итогу дня: 6 занятий — изучаем 10 слов;
  3. Третий день занятия включает: 6 показов по 5 слов с карточками которые уже демонстрировались в 1-ый и 2-ой день занятий и 3 показа по 5 слов, с новыми карточками. По итогу дня: 9 занятий — изучаем 15 слов;

Последующие дни: в итоге Вы должны нарастить количество изучаемых слов в день до 25. В одно занятие — 5 карточек. Каждая введенная в показ карточка демонстрируется 3 раза в день. Таким образом в день 15 занятий . И не забываем заветные 30 минут между изучением одних и тех же карточек — это необходимое условие для достижения результата. После изучения слова в течении 5 дней его необходимо убирать из показов, так как за это время слово уже должно запомниться. Чтобы легче контролировать процесс замены карточек, Доман рекомендует на карточке мелкими буквами подписывать дату начала показов. Вот так непрост процесс обучения чтения по методике Домана! Возможно Вы решите поискать в интернете более легкие рецепты чтения по карточкам и обязательно их найдете в большом количестве;-). Только я сразу Вас предупреждаю, занятия которые я описала на 100% соответствуют оригинальным упражнения Глена Домана из его публикаций. Всё что Вы найдете с более простым подходом — имеет мало общего с методикой Домана. Наиболее подробно о методике развития Гленна Домана Вы можете прочитать в его книгах.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»