Меч в камне где он находится. Для всех и обо всем. Экскалибур - названия чудесного оружия

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Мифы и легенды, дошедшие до нас с давних времен, имеют в своей основе некоторые реальные события. Многие чудеса и реликвии, описываемые в древних преданиях, по сей день будоражат умы не только ученых, но и обычных людей. Меч в камне, сохранившийся до наших дней, — прямое тому доказательство. Реликвия эта упоминается в легендах о славном короле Артуре и сказаниях о рыцаре Гальгано.
Средние века
Представьте себе: средневековая Англия, мрачный Лондон, с его темными улочками, мутными водами Темзы, покосившимися домиками и промозглой погодой. Жители города вздрагивают от каждого шороха и живут в ожидании очередного нападения римлян. Совсем недавно закончились жестокие гонения на христиан, и сравнительно молодая религия понемногу укрепляет свои позиции в душах людей.
Любое событие, происходившее в ту эпоху, вызывало у народа неподдельный интерес и повышенное внимание. Что уж говорить о смерти монарха! Практически национальная трагедия. Дворянство точит мечи и готовит доспехи, чтобы под лязг оружия в кровопролитной битве посадить на освободившийся престол своего ставленника. Простые люди затаились у себя в домах и молятся, чтобы сильные мира сего поскорее определились с выбором и в страну снова вернулся порядок, на время уступивший место хаосу.
Тайна за семью печатями
С молитвой на устах отошел в мир иной славный правитель Англии Утер Пендрагон. После себя он оставил единственного наследника — сына Артура, у которого и в мыслях не было, что его отец не барон Эктор, а сам король бриттов. У королевской четы, как у всякой уважающей себя семьи, была своя тайна. Много лет назад жил в Корнуолле герцог Тинтагильский со своей прекрасной и мудрой женой Игрейной. Как-то раз король, узнав про красоту герцогини, пригласил герцога в гости и велел привезти с собой жену. Увидев молодую женщину, Утер Пендрагон потерял голову. Теперь все его мысли занимала прекрасная Игрейна. Но красавица наотрез отказалась изменить мужу, и тогда придворный волшебник Мерлин прибегнул к магии: несколько заклинаний, и король принял облик герцога. Ничего не подозревающая женщина впустила законного, как она полагала, супруга в спальню. Итогом проведенной вместе ночи стал ребенок, которого, по настоянию Мерлина, отдали на воспитание в семью уважаемого барона Эктора. Так, вдали от людских глаз и рос наследник престола. Но настоящий отец не спешил открывать тайну происхождения Артура и уж тем более возлагать на него королевские обязанности. Но перед смертью, предвидя разлад в стране и борьбу за корону, он успел дать наставления Мерлину по поводу своего сына: «Даю ему Божье благословение и мое, пусть молится за упокой моей души и пусть по чести и по праву требует себе мою корону, иначе же нет ему моего благословения».
Законный наследник
После смерти короля архиепископ Кентерберийский, опять же по совету Мерлина, отправил всем рыцарям и баронам Англии послание, чтобы те прибыли в Лондон к Рождеству и решили дальнейшую судьбу страны — без кровопролития, с помощью молитвы. По этому случаю многие собравшиеся получили отпущение грехов, чтобы молитвы, произнесенные ими, были угодны Господу. И произошло чудо. Пока собравшиеся молились, во дворе храма «узрели люди большой камень о четырех углах, подобный мраморному надгробью, посередине на нем — будто стальная наковальня в фут вышиной, а в нее воткнут чудный меч и вокруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землей английской»». Многие присутствующие пытались вытащить меч, но безуспешно. Тогда решили, что любой желающий может испытать судьбу и попробовать этим весьма необычным способом занять английский престол. Над камнем возвели шатер и стали ожидать наследника.
Некоторое время спустя ничего не подозревающий Артур вместе со своим братом Кэем отправился в Лондон на турнир, посвященный празднованию Нового года. На беду или на счастье. Артур забыл меч брата и, чтобы не опозорить Кэя, прибыв на место, бросился на поиски достойной замены. Далее произошло вот что. Юноша наткнулся на шатер, который никем не охранялся, зашел, увидел меч. Легко вытащил его и помчался на турнир доставить брату трофей. Каково же было удивление собравшихся там рыцарей, когда на поединок вышел молодой человек, крепко сжимающий в руках оружие, дающее ему полное право называться королем Англии. После расспросов выяснилось, что это Артур вытащил знаменитый меч. Так, с великого чуда началась в Англии эпоха правления легендарного короля Артура. Считается, что этот меч, увы, не сохранился, доблестный Артур просто сломал его во время очередного сражения.
Аббатство Сан-Гальгано
Руины некогда богатейшего аббатства Сан-Гальгано величественно возвышаются в живописном уголке итальянского города Тоскана. Еще в XVII веке аббатство прекратило свое существование, но до сих пор разрушенное здание привлекает туристов со всего мира. Причиной тому — меч, воткнутый с какой-то нечеловеческой силой в обломок скалы. Итальянцы очень любят рассказывать впечатлительным туристам, что именно этот меч принадлежал когда-то королю Артуру, а легенда о великом правителе и его рыцарях зародилась в Италии, а не в Англии. Спорить с эмоциональными итальянцами бесполезно, их даже не смущает тот факт, что, по легенде, Артур сломал свое оружие, а меч из аббатства цел и невредим.
Легенда о злодее-праведнике
Аббатство было основано в 1218 году на месте захоронения останков святого Гальгано Гвидотти (1148-1181). В молодости он был рыцарем, который своими поступками наводил ужас на жителей окрестных деревень. Его жизнь сложно было назвать праведной: беспутство, пьянство и невообразимая жестокость. Продолжалось это ровно до тех пор, пока к погрязшему в грехах Гальгано не явился во сне архангел Михаил и не попытался наставить кровожадного рыцаря на путь истинный. Сон впечатлил Гальгано настолько, что желание дебоширить у рыцаря совершенно пропало. Он поселился в пещере и стал строго соблюдать пост. Пораженные родственники, узнав о такой перемене, попытались было отговорить неразумного, по их мнению, Гальгано, но безуспешно. Через некоторое время ему опять было видение: красивый храм, а на ступенях стоят Иисус Христос, Дева Мария и двенадцать апостолов. И голос с неба велит рыцарю отказаться от мирской жизни, стать отшельником и посвятить себя служению Господу. Гальгано возразил, что это так же трудно сделать, как воткнуть стальной меч в камень, и попробовал доказать невозможность выполнения задачи. Рыцарь взмахнул мечом и попытался ударить по скале, в полной уверенности, что меч сломается или отскочит от нее, но стальное оружие вошло в камень, как в подтаявшее масло. Из скалы осталась торчать лишь небольшая часть меча вместе с рукояткой. Со стороны эта композиция очень напоминала крест, стоящий на камне. Не смея более перечить высшим силам, рыцарь поселился в уединении и в дальнейшем сотворил много чудес.
Меч Гальгано до сих пор воткнут в камень, но пока не нашлось смельчака, чтобы, подобно Артуру, вытащить из камня оружие доблестного рыцаря. По преданию, у того, кто прикоснется к реликвии, отсохнут руки.
Необъяснимо, но факт
Изучением загадочного меча занимаются многие исследователи из разных стран. В 2001 году ученым удалось установить дату изготовления оружия. Каково же было их удивление, когда результаты исследований показали — меч изготовлен… в XII веке. Теперь, несмотря на все попытки объявить реликвию фальшивкой, сфабрикованной по новым технологиям, скептикам придется признать, что возраст меча в камне — девять веков.


Существуют мечи, окутанные легендами, которые подпитаны выдуманными и реальными кровавыми историями противостояний. Меч – это единственное оружие, которое и в сказке, и в истории оставило след. Предлагаем познакомиться с мечами, легенды о которых могут оказаться реальностью, и рассказы, о которых заставляют усомниться в их правде.

Меч в камне


В то время, как легенды о короле Артуре относят к жанру народных сказаний и мифов, есть свидетельство тому, что рассказ о мече в камне может оказаться реальностью. В часовне городка Монтесьепи в Италии находится настоящий меч в камне, который может стать разгадкой происхождения легенды об Экскалибуре. Не лишним будет вспомнить историю канонизации тосканского рыцаря Галгано Гвидотти, который и вонзил меч в камень, показывая Архангелу Михаилу, что с грехами также сложно расстаться, как расколоть камень мечом. Дело в том, что первоначально в легенде об Артуре упоминания о мече не было, а появилось оно уже после истории с тосканским рыцарем. Многие сомневаются, что меч из итальянской часовни действительно принадлежал рыцарю, но то, что он был сделан в 12 веке сомневаться не приходится, так как этот факт был доказан исследователем Луиджи Гарласчелли из Университета Павии в результате радиоуглеродного анализа.


Легенда о мече кусанаги, известного под названием «меч в змее», рассказывает о том, что его нашли в теле дракона с восьмью головами, который был убит богом грозы и морей. Меч всегда считался символом могущества и доблести императоров Японии и свидетельством того, что японская династия имеет небесное происхождение, а именно происходит от богини Солнца и имеет полное право на власть. На протяжении нескольких веков меч никто не видел, но принято считать, что он находится в святилище Атсута в Нагано. Во время коронации императора его выносят на церемонию, но так как он всегда завернут в материю, никто толком его не видел. Во всем мире гадают, существует ли меч на самом деле. В документах и в устных рассказах меч упоминают, но это не является подтверждением его существования. В конце Второй мировой войны, когда император Японии отрекся от божественного происхождения своей власти, приказал все же хранить и оберегать императорские регалии, к которым меч и относится.


Уже несколько столетий в скале над часовней Нотр-Дам в Рокамадуре, Франция, торчит святой меч Дюрандаль, который в свое время, как утверждает легенда, воткнул рыцарь Роланд, чтобы тот не достался врагам. Более десяти столетий паломники посещали это святое место, пока местные власти в 2011 году не вырезали меч из горы, и не перенесли его в музей Средневековья. Как всегда возникают сомнения по поводу оригинальности меча. Рыцарь Роланд - известная историческая личность, а битва, в которой он погиб, упоминается в документах, но произошла она в другом месте, в долине Ронсенваль, и вряд ли герой смог бы метнуть меч на сотни километров. Впервые о мече заговорили монахи часовни Рокамадура спустя сотни лет, тогда же и появилась «Песнь о Роланде». Дело в том, что в часовне Рональд начинал свое последнее путешествие.

Проклятие мечей Мурамаса


Известно, что Муромаса – это японский мечник и кузнец, который, по легенде, постоянно молил богов, чтобы они наделили его мечи самой разрушительной силой. И боги услышали мастера, и наделили его уникального качества мечи кровожадным демоном. С тех пор многие владельцы меча либо сходили с ума, либо были убиты. Дело в том, что оружие постоянно должно подпитываться кровью, а если хозяин некоторое время не принимал участие в битвах, то погибал сам. Поэтому и возникла версия о проклятии, которым были награждены мечи Мурамасы. В результате приказом сегуна Токугава Иэясу, у которого умерли практически все члены семьи (дед погиб от меча, а отец и сам сегун были им ранены), было запрещено их использовать. По легенде, жена и приемный сын сегуна тоже погибли от меча. Но, возможно, дело не в проклятиях, а в том, что это оружие часто использовали в то время в Японии, так как оно было очень качественным, и его массово выпускали мастера школы Мурамасы на протяжении столетий. А все, что случилось с семьей сегуна, можно считать совпадением.

Мечи Хондзе Масамунэ


В отличие от кровожадных мечей Мурамаса, которые официально были запрещены в Японии, мечи мечника и кузнеца Масамунэ считались национальным достоянием. По легенде, когда оба мастера соревновались, чей же меч лучше, меч Масамунэ при опускании в реку не разрезал ничего не заслуживающее смерти на своем пути, к чему прикасался, даже воздух, в отличие от оружия Мурамасы. Еще одна загадочная история связана с Масамунэ. В конце Второй мировой войны один из мечей попал в руки американского солдата, сержанта Колди Бимору, и он отвез его, как сувенир, на родину. Но ни солдат, ни меч не были найдены. Несмотря на многомиллионную стоимость и большую ценность меча, коллекционерам за десятки лет так и не удалось найти легендарный меч.


Легендарный меч, способный в течение дня менять свой цвет до тридцати раз, принадлежал императору Римской империи Карлу Великому. В солнечный день, по легенде, меч светился ярче Солнца. С 1271 года в церемонии коронаций во Франции участвовали два меча Жуаёз, чего просто не могло быть, так как он уникален, поэтому нельзя определить, какой же из них настоящий. Меч, что находится в Лувре, пережил много изменений, и самой старой его частью считается рукоятка, которая датируется 10-11 веками, а император умер в 813 году, то есть меч никак не мог ему принадлежать. В Австрии в Имперской сокровищнице находится сабля Карла Великого, которая тоже претендует на то, чтобы называться Жуаёз. Но она тоже датируется 10 веком, что исключает все предположения. Есть версия, что меч принадлежал вождю Гуннов Аттиле, но знатоки истории отвергают и эту версию.


Еще одна легенда требует доказательств. В этот раз, это касается меча святого Петра, которым он отсек ухо помощнику верховного жреца в Гефсиманском саду. По легенде, меч и святой Грааль были перевезены в Англию Иосифом Аримафейским, но в 986 году он оказывается в Польше, но тот ли это был меч, не известно. Несмотря на сомнения, меч считался реликвией и остался в городе Познань. Нельзя с уверенностью утверждать, что меч принадлежал Петру, так как по результатам анализа оружие было изготовлено уже после смерти апостола. Экземпляр, который находится в Польше, был изготовлен в восточной части римской империи и во времена Петра не использовался.


По легенде, Уильям Уоллес, герой фильма «Храброе сердце», использовал кожу убиенного им казначея Шотландии, Хью де Крессингхэма, для изготовления портупеи. Еще есть упоминание о том, что кожу убитого Уоллес пустил на подпруги на седле. Но так как эти легенды рассказывали англичане, которые хотели подчеркнуть кровожадность Уоллеса, то нельзя всему верить. По другой легенде, король Яков IV потребовал заменить ножны, рукоятку и портупею, изготовленные из кожи Крессингхэма, на другие подходящие для легендарного меча материалы. Вопрос о принадлежности меча Уоллесу тоже остается открытым, так как правда затерялась в прошлом.


В склепе в Китае в 1965 году археологи нашли удивительный меч. Дело в том, что, не смотря на возраст, а ему было более двух тысяч лет, на мече не было ни ржавчины, ни повреждений, а лезвие было таким острым, что один из членов экспедиции поранился. Кроме этого, всех впечатлила филигранная гравировка, которая не могла быть так искусно выполнена в то время. Меч стал настоящей загадкой для специалистов. При исследовании гравировки было выяснено, что легендарный меч принадлежал царю Юэ и упоминался в «Утерянной истории Юэ». По легенде, в коллекции Гоуцзяня это был единственный великолепный и достойный меч, изготовленный силами Неба и Земли.
Почему же меч не стал подвластен времени? Мечники того времени пользовались высокого уровня технологиями металлургии, в результате чего, получили антикоррозийный сплав, из которого лезвие и выполнено. Кроме специальных сплавов, мечи обрабатывались особенными составами, а ножны были воздухонепроницаемыми, что и помогло оружию сохранить первозданный вид в течение двух тысячелетий.


В документе, который описывает раннюю историю Японии, было упоминание о мече Нихон секи, принадлежащем императрице-шаману Дзингу. А в конце Второй мировой войны в Японии, в Исоноками-дзингу, нашли необычный меч с шестью ответвлениями (седьмым считалось лезвие). Время оставило свой след на состоянии меча, но надпись, которую смогли расшифровать гласила, что это подарок японскому императору от короля Кореи. Исоноками-дзингу и время, когда меч Нихон секи был изготовлен, совпадало с упоминаниями в достоверных источниках Китая, Японии и Кореи. Таким образом, было найдено реальное подтверждение легенды.


Музей в Бургосе, Испания, гордится одним своим экспонатом, а именно, мечом, который мог принадлежать Эль Сиду, участнику Реконкисты и герою Испании, отстаивавшему и христиан, и мусульман. Враги боялись не только самого легендарного героя, но и упоминания о мече, о чем свидетельствует поэма «Слово об Эль Сиде». До того как меч стали передавать из поколения в поколение в семье Фальс, маркиз получил его из рук короля Фердинанда в 1516 году. В 1944 году оружие передали на хранение в Музей военного искусства Мадрида, где он находился следующие 60 лет. После того, как маркиз продал меч для выставки в музее Бургоса, в министерстве культуры появилась информация, что он изготовлен позднее указанного периода, и не мог принадлежать Эль Сиду. Но негосударственная экспертиза опровергла заявление министерства.

Ульфберхт


Мечи викингов Ульфберхт, существовавшие тысячи лет, снискали славу не только боевыми подвигами, но и качеством стали, которая другим народам Европы в то время не была доступным. Низкоуглеродистая сталь меча с логотипом “+ULFBERH+T” по прочности могла сравниться только с современным материалом. Таким качеством стали Европа овладела только в период Промышленной революции. Существует версия, что такую сталь, викинги привозили из Ирана и Афганистана. А еще до сих пор неизвестно, был ли Ульфберхт одним человеком или группой мастеров.

Легенда о мече в камне, в принципе, довольно известна. Однако же, на всякий случай, изложим её — в пересказе Томаса Мэлори (Thomas Malory), автора знаменитой «Смерти Артура».

«… И вот, в величайшей из церквей Лондона — был ли то собор Святого Павла, во Французской Книге не говорится, — задолго до наступления дня все сословия королевства собрались на молитву. И когда отошла заутреня и ранняя обедня, вдруг узрели люди во дворе храма против главного алтаря большой камень о четырёх углах, подобный мраморному надгробью, посредине на нём — будто стальная наковальня в фут вышиной, а под ней — чудный меч обнажённый и вкруг него золотые письмена: «Кто вытащит сей меч из-под наковальни, тот и есть по праву рождения король над всей землёй английской».



Подивились люди и поведали о том архиепископу…»

«…Тут отправились они [люди] к архиепископу и поведали ему, как извлечён был меч и кем. А в день Крещения Господня собрались туда все бароны, дабы ещё раз попытаться, кто пожелает, вытащить меч, и перед лицом их всех одному лишь Артуру удалось его вытащить.

Многие лорды тут разгневались и говорили, что позор превеликий им и всему королевству, если будет ими править худородный юнец. И такая тут разгорелась распря, что решено было отложить дело до Сретения Господня, а тогда всем баронам съехаться снова, до той же поры отрядили десять рыцарей денно и нощно сторожить меч, разбили шатёр над камнем и мечом и по пятеро стояли стражей…» Отметим, походя, кто таков был Томас Мэлори, автор книги, из которой взята вышеприведённая цитата.


Это был рыцарь XVI века, сидевший за разбой в Нью-Гейтской тюрьме в Лондоне. Ему, к счастью, была предоставлена счастливая возможностью заниматься там литературной деятельностью.

Свой знаменитый труд «Le Mort D’Arthure» («Смерть Артура») он назвал «Кратким изводом с Французской Книги», хотя, на самом деле, это не был перевод, а именно пересказ иноязычных и местных литературных произведений. Узник Нью-Гейта, он мог посещать близлежащую библиотеку монастыря ордена Святого Франциска. Предполагается, что совокупный объём литературных источников Мэлори — в основном, кстати, стихотворных, — в пять раз превышает объём написанной им самим книги.


Среди его источников почти наверняка были Кретьен де Труа (Chretien de Troyes), французский поэт XII века, и Гальфрид Монмутский (он же Джеффри из Монемуты), автор «Истории Бриттов» и «Жизни Мерлина», также датированных XII веком.

Заметим: у Гальфрида легенды о мече в камне нет (по крайней мере, в той редакции, на которую приведена ссылка), зато есть она у Кретьена де Труа. Это может быть довольно существенно, с географической точки зрения.

Как бы там ни было, а до настоящего времени превалировала идея о кельтском происхождении легенды о мече, застрявшем в камне (или, по версии Мэлори — под наковальней, стоящей на камне).


Легендарный меч в камне, который часто связывают с легендой о короле Артуре, существует. Он находится не в каком-то Авалоне, конечно же, а в Италии. Его можно увидеть в часовне Montesiepi, недалеко от Saint Galgano Abbey в Chiusdino, в Тоскане.

История такова.

В тридцати километрах к юго-востоку от Сиены стоит полуразрушенное аббатство Сан-Галгано, некогда принадлежавшее ордену Цистерцианцев (ордена, примыкавшего к Бенедиктинцам). Аббатство это было построено как раз в XII веке, в честь памяти святого, в миру носившего имя Галгано Гвидотти.

Этот Гвидотти вёл весьма распутный образ жизни, был надменен, сластолюбив и горазд на всяческие насильственные злодеяния. Но однажды ему было видение Архангела Михаила, и Гвидотти, бросив всё, сделался отшельником, а после смерти — в 1181 году — был причислен к лику святых.

О нём говорят, что, в знак своего отречения от мира — и войны — Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло». В результате из камня торчат только рукоять, да три или четыре сантиметра лезвия, образуя крест.

По преданию, после смерти Гальгано, бесчисленное множество людей пыталось украсть меч. В часовне также хранятся мумифицированные руки одного из воришек, которые остались после того, как на него напала стая волков, которые, также по преданию, охраняли меч.

Историк-медиевалист Марио Моираги (Mario Moiraghi) полагает, что именно это предание легло в основу артуровского цикла. В пользу этого косвенно свидетельствует предположительное время появления произведений, легших в основу позднейших пересказов артуровского сюжета.

Кретьен де Труа написал свою поэму «Персеваль», в которой излагается история о мече в камне в 1190 году. Между 1210 и 1220 годами была создана немецкая версия мифа о Святом Граале (также обязательный атрибут артуровских циклов). И её автор — Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) так же сосредоточил своё внимание на Персевале (Парцифале).


В качестве ещё одного доказательства Моираги представляет свидетельство Дионизы, матери Святого Галгано (или Галгания) перед советом кардиналов, решавших вопрос о канонизации умершего в 1190 году.

По утверждению Моираги, Диониза изложила «все основные составляющие мифа о Круглом Столе»: рыцарь, превозмогающий все препоны на пути к своему идеалу, его поиск Святого Грааля (правда, в видении Галгано явилась не чаша, из которой пил Христос на Тайной Вечере, а некий текст, чьё значение он не мог понять); и в центре всего — меч.

«Рыцарские» истории, привезённые торговцами из Персии, как раз в это время были очень популярны в Италии, и особенно — в Тоскани.

Нашлось у Моираги и объяснение, откуда взялся образ «Круглого Стола», за которым восседали рыцари Артура. Круглой была часовня, возведённая вокруг меча в камне. Характерная деталь, кстати: у Мэлори вокруг камня был возведён шатёр, где денно и нощно несли караул десять отборных рыцарей.


По мнению Моираги, более поздние авторы могли переиначить имя Галгано в Галвано — так что, в итоге, на свет появился Гавейн, сын Моргаузы и Лота Оркнейского, племянник Артура и один из лучших его рыцарей. В одном из сюжетов Гавейн даже выступил в роли посланника Короля Британии в Рим.

Меч Галгано изучали специалисты. Хотя меч считался подделкой, в течение многих лет, недавние исследования, доказали, что состав металла и стиль меча полностью соответствует периоду с 1100 по начало 1200-х. Это действительно металлический меч, выкованный, по всей видимости, как раз в те времена, когда жил легендарный святой. Стало быть, он появился раньше артуровских сюжетов в пересказе Кретьена де Труа и других. Но это не значит, что у кельтов не могло быть аналогичных сюжетов.

Ну и напоследок: в ходе исследования тосканского меча в камне, выяснилось, что под ним наличествует некая пустота. Церковные власти, впрочем, пока не дали разрешения на то, чтобы сдвинуть камень, поэтому учёным не известно, что скрывает под собой меч в камне.

В наши дни, он хранится под защитным стеклом, всё также в камне, в часовне и доступен для всех желающих.

Кстати, пока искал информацию об этом мече, обнаружил еще один:

La spada soprannominata Durlindana (Secondo il mito la spada di Rolando) trovata a Rocamadour, Francia.



Не верится, правда?

Обратим внимание на этот фрагмент: "в знак своего отречения от мира — и войны — Гвидотти вонзил свой меч в камень, который «подался будто масло»"

Перевод:

Под воздействием сильных эмоций Гвидотти вошел в измененное состояние сознания, где смог взаимодействовать с материей на иных правилах. (также не забываем про явление архангела, который своим полем мог сотворить со структурами квантовой реальности что угодно). Хотите верьте, хотите нет...

По теме:

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
| | | | | | | | |

Меч в камне

Извлечение меча из камня – один из самых важных эпизодов в артуровском эпосе. Это, на первый взгляд, простое действие открыло королевскую принадлежность юного Артура. В повествовании Мэлори «Смерть Артура» волшебник Мерлин придумал испытание, способное выявить законного короля. В первый день Нового года устраивался турнир, и на него должны были являться все бароны и рыцари королевства. Сэр Эктор взял с собой на состязание приемыша Артура и родного сына Кея, которому предстояло посвящение в рыцари. По дороге на турнир Кей обнаружил, что забыл свой меч, и послал за ним Артура. Артур вернулся, но нашел дом запертым, юноша поскакал обратно и возле одной церкви увидел меч, воткнутый в камень. Посчитав, что клинок вполне подойдет Кею, Артур выдернул его из камня и помчался на турнир. Кей, принимая меч от молочного брата, заметил надпись, выгравированную на лезвии: «Кто вытащит сей меч из камня, тот и есть по праву рождения король над всей землей Английской». Кей показал клинок отцу и заявил, что сам извлек оружие из камня. Сэр Эктор не поверил сыну и потребовал сказать правду, и Кей с неохотой признался, что меч дал ему Артур. Все участники турнира поскакали к церкви, где Артур с легкостью вонзил клинок в камень. Кей попытался выдернуть его из каменной глыбы, но это ему не удалось. Собравшиеся вокруг бароны и рыцари, посмотрев, как Артур без труда извлекает меч, сразу же объявили его королем.

Эпизод с извлечением меча из камня навел некоторых исследователей на мысль, что эта процедура проистекает из техники изготовления клинков в бронзовом веке, когда расплавленный металл заливался в каменную или глиняную форму. После того как бронза застывала, форму вскрывали, и меч в буквальном смысле слова выдергивали из камня. С гипотезой о том, что легенды о короле Артуре восходят к бронзовому и железному векам, выступил археолог Франсис Прайор, и программа Четвертого канала «Тайм тим» продемонстрировала процесс изготовления мечей в бронзовом веке.

В более ранней версии легенды меч извлекается не из камня, а из-под наковальни. Считается, что легенду о мече в камне сочинил французский поэт двенадцатого столетия Робер де Борон. Его изначальный вариант сюжета вкратце сводится к следующему. После смерти Утера Пендрагона волшебник Мерлин предложил избрать нового короля на Рождество. На церковном дворе собора в Лондоне был найден загадочный камень, на котором лежала наковальня с воткнутым мечом, пронзившим и камень под наковальней. Архиепископ окропил камень святой водой и прочитал надпись, гласившую, что меч сможет извлечь только истинный король, избранный Иисусом Христом. Многие рыцари попытали свое счастье, но не преуспели. Во время турнира Кей решил поучаствовать в m?l?e, то есть игровом или потешном состязании. Он послал Артура за мечом, но тот не сумел его найти. Артур прискакал на церковный двор и выдернул меч из наковальни. Антор, приемный отец Артура, согласно версии Робера де Борона, рассказал ему все, что знал о происхождении юноши, и обещал поддержать его в борьбе за трон. В присутствии баронов и рыцарей Артур снова выдернул меч, и архиепископ провозгласил его королем. Меч символизировал справедливость, камень – Иисуса Христа.

Наковальня также может означать, что история о мече в камне имеет корни в технике изготовления клинков. Кузнечное мастерство держалось в секрете и считалось магическим. Кузнецы делали мечи в камне, с помощью огня и воды превращали руду в расплавленный металл, а металл – в сияющие клинки. Мечи воспринимались как чудодейственное оружие. В железном веке их бросали в реки и озера в качестве ритуальных пожертвований. Средневековые рыцари обычно высекали кресты на лезвиях клинков. Предполагается, что меч Артура Экскалибур был выкован на таинственном острове Авалон. В легендах мечи обычно ковались эльфами и троллями.

Высказывалось предположение, будто история о мече в камне появилась в результате ошибки переписчика, спутавшего латинское слово saxum, означающее «камень», с Saxon, саксом. Якобы Артур, убив сакса, завладел его мечом, и меч сакса стал мечом из камня. По мнению других артуроведов, легенды о мече в камне уходят своими корнями в верования аланов, сарматских кочевников. В пятом веке они во время обрядов вонзали мечи по самую рукоять в землю, поклоняясь своему богу войны.

Обычно особое магическое значение придается мечу, но, очевидно, и в камне заложен определенный символический смысл. Именно камень высвобождает меч, показывая, что Артур является истинным королем. Можно сказать, камень, а не меч, играет центральную роль. Потому, видимо, этот меч, извлеченный из камня, и не участвует более в мифологическом действе, и его место занимает Экскалибур.

По всему миру распространены предания, связанные со священными камнями. В Нигерии бытуют легенды о магических королевских камнях, которые «поют», если на них сядет законная королева. В ирландской «Lebor Gabаla Йrenn» («Книге захватов Ирландии») говорится о священном камне Лиа Фал, одном из сокровищ туата-де-дананн, племен богини Дану. Он «издает крик», если на него наступит король, который должен править Ирландией. Лиа Фал и сейчас находится на холме Тара в графстве Мит.

Камнем судьбы называют Скунский камень. Согласно легенде, его «положил себе изголовьем» библейский Иаков, и на нем стоял ковчег Завета. «Изголовье» Иакова побывало в Египте, Испании, Ирландии и, наконец, оказалось в Шотландии. Предполагают, что король Англии Эдуард I забрал Скунский камень из Шотландии в 1296 году. Его привезли в Вестминстерское аббатство и положили под Коронационное кресло, в котором в течение многих столетий короновались короли и королевы Англии, а потом Британии. Его стали называть Коронационным камнем, но в 1996 году камень вернулся в Шотландию. Сейчас он выставлен в Эдинбургском замке. Однако многие шотландцы убеждены, что Эдуард I взял не тот камень, а настоящий Камень судьбы спрятан где-то в Шотландии.

Нашли ли отражение в артуровских романах древние легенды о магических камнях, символизировавших королевскую власть? По мнению некоторых исследователей, священные камни олицетворяли природное могущество земли. Когда человек становился королем, он как бы сочетался браком с землей, богиней верховной власти. Меч в камне можно представить символическим фаллосом, совокупляющимся с богиней земли.

Однако существует настоящий меч в камне. Он находится в итальянской Тоскане. Мы имеем в виду меч святого Гальгано, хранящийся в круглой часовне двенадцатого века, расположенной в лесу неподалеку от деревни Кьюздино. Гальгано Гвидотти был надменным и агрессивным рыцарем. Он вел бурный и полный утех образ жизни, пока к нему не явился архангел Михаил, убедивший его стать отшельником и посвятить себя Богу. Гвидотти привиделась круглая церковь на вершине холма возле своей деревни, а ангельский голос сказал, чтобы он покончил с рыцарскими приключениями. Гальгано вынул меч из ножен, с силой вонзил его в камень по самую рукоять и с того момента стал божьим человеком. Гальгано Гвидотти умер в 1181 году в возрасте тридцати трех лет. Его история – прямая противоположность судьбе Артура. Король бриттов взял в руки меч, чтобы повести своих рыцарей на поле брани, Гальгано отказался от оружия в пользу мирного затворничества.

Цистерцианцы построили вокруг меча в камне круглую часовню Капелла ди Монте-Сьепи. В последние годы были проведены обследования и меча, и камня, и часовни. Они показали, что под часовней находится углубление, похожее на погребальную нишу. Отдельные части церквушки датируются 985 годом. Многие историки выражали сомнение в подлинности меча. Однако во время бурения выяснилось, что лезвие уходит глубоко в камень, и меч с достаточной степенью надежности был датирован концом двенадцатого века.

Образ меча в камне напоминает расположение креста на алтаре. Алтарный камень всегда являлся самой священной частью церкви или собора, олицетворяя Иисуса Христа. На некоторых средневековых алтарях высечены пять крестов, символизирующие пять ран Иисуса. Вероятно, меч в камне на церковном дворе в Лондоне служил знаком того, что Артур должен был стать королем Англии по воле Христа.

История меча в камне, на первый взгляд, служит волшебнику Мерлину способом провозглашения Артура законным королем. Но, похоже, в ней заключено гораздо большее. Как представляется, она уходит корнями в древние легенды о земле, возрождении и еще дальше – несет в себе идею священного камня, дарующего мудрость и царствование. Иными словами, истоки легенды могут таиться в Древнем Египте и даже в более глубокой древности.

См. также: Артур, король бриттов; Мерлин; Экскалибур.

Из книги Тибетская экспедиция СС. Правда о тайном немецком проекте автора Васильченко Андрей Вячеславович

Зачатие на камне Как это ни странно, но именно отсюда происходит знаменитая фабула о бравых эсэсовцах, имевших гиммлеровское задание зачинать детей прямо на кладбищах. Иногда эта сказка формулируется даже так, будто Гиммлер, как человек (что верно - то верно) очень

автора Будур Наталия Валентиновна

Об орловом камне По-латыни тот камень зовут аквилелапис, а по-арабски гогар алгамак, а по-гречески… сиречь легкое рождение творит женам, и скотам и птицам, а находят его в индийских и персидских странах; цветом тот камень бел и звук из себя издает, кабы в нем иной камень

Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

О ластовичном камне Камень есть найден в животе молодых ластовиц, а находится двух цветов, бывает черен и черлен.Черленый камень кто при себе носит, помогает тем, кои страждут лунным страданием и иступившим ума.Также кто его при себе носит, чинит его речистым, и любят его

Из книги Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков автора Будур Наталия Валентиновна

О куричьем камне 1. Тот камень бывает найден в желудке валеного петуха, коли петух трех лет вален бывает, а после валения только бы жил семь лет, а чем бывает стар, тем будет лучше, а знать потому, как уже в петухе тот камень будет, тогда уже петух ничего не станет пить, а

Из книги Небесные учителя [Космический код древности] автора Дэникен Эрих фон

Из книги Штурм Брестской крепости автора Алиев Ростислав Владимирович

Глава 2 Коса на камне 4.20. На КП XII А.К. прибыл Гюнтер фон Клюге, выслушивает доклад об обстановке. Создается впечатление, что враг исчез. Результаты дальней разведки еще не поступили.4.25. Командир инженерно-саперного парка получает команду, и железнодорожный мост сразу

Из книги Восточные славяне и нашествие Батыя автора Балязин Вольдемар Николаевич

«Легенда о Вороньем камне» На Псковщине сохранилось предание, что Александр Невский построил свои рати на Чудском озере неподалеку от Вороньего камня – огромного валуна, лежащего на Вороньем острове. Сам же князь во время сражения стоял на вершине Вороньего камня и

Из книги Мегалиты Русской равнины автора Платов Антон Валерьевич

Чашки в камне Камни-чашечники, т. е. камни с небольшими (как правило, в несколько сантиметров диаметром) чашеобразными углубления, достаточно хорошо изучены и описаны на территориях Прибалтики, Беларуси, Русского Севера, в ряде западноевропейских стран{59}. Как геометрия

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Отпечатки на камне Еще одним доказательством пребывания на нашей с вами планете гигантов служат следы их ног, отпечатавшиеся в камне во многих местах.Известны подобные отпечатки в Танзании, в американском штате Невада и еще в ряде мест. Ступни оставивших нам «автограф»

Из книги Забытая Беларусь автора Деружинский Вадим Владимирович

Надпись на камне

Из книги Друиды Русского Севера автора Лазарев Евгений Сергеевич

СВЕТЛИЦА НА ГОРЮЧЕМ КАМНЕ Естественно, возникает вопрос: есть ли в Российской Лапландии другие аналогичные памятники? Или, может быть, они несколько отличаются по своему облику и планировке, но родственны вышеописанному дольмену и квадратной выкладке над лабиринтом в

Из книги Доказательства существования богов [Более 200 сенсационных фотографий артефактов] автора Дэникен Эрих фон

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ В КАМНЕ Математическую закономерность в этих изображениях обнаружил Гвенк’хлан Ле Скуезек, бретонец, несомненный математический гений, хотя он скромно полагает, что послание, зашифрованное тысячелетия назад, понятно каждому1.Счет начинается,

Из книги Великие загадки истории автора Пернатьев Юрий

Легенда о камне Ежегодно 21 июня в день летнего солнцестояния тысячи туристов со всего света собираются на этом гористом плато с единственной целью - увидеть восход небесного светила. И когда первый сол­нечный луч точно по центру прорезает узкий просвет между дву­мя

Из книги Узники Тауэра автора Цветков Сергей Эдуардович

История в камне Тауэр – самое древнее и поэтическое здание в Лондоне. Английские летописцы и средневековые писатели отодвигали время его возникновения в ту седую эпоху, когда по Британии маршировали легионеры Цезаря, и эту народную легенду старательно поддерживали

Из книги Русский Берлин автора Попов Александр Николаевич

В камне и металле В память о 20 тысячах советских солдат, погибших при штурме Берлина, в городе построены три памятника-мемориала. Центральным мемориалом считается памятник Воину-освободителю в берлинском Трептов-парке (Treptower-park), который одновременно символизирует

Из книги Сто рассказов о Крыме автора Криштоф Елена Георгиевна

Рассказ о "красном камне" На одном из давних банкетов рядом с виноделом Александром Александровичем Егоровым сидел поэт. Начинающий поэт, мальчишка. Впрочем, рядом с Александром Александровичем все выглядели и чувствовали себя мальчишками. Он был патриарх, глава, мэтр. А

Оценить статью

Рождённый стать королем память о котором жива в сказаниях. Меч Артура которому часто приписываются мистические и волшебные свойства. Иногда Экскалибур отождествляют с мечом в камне, но в большинстве текстов они являются разными мечами.

Впервые меч упоминается в «Истории королей Британии» Гальфрида Монмутского.

❁❁❁❁❁

Рождённый стать королем история

Этот меч король Артур добыл при содействии волшебника Мерлина - его держала над водами рука Владычицы озера - после того, как потерял свой меч в поединке с сэром Пелинором.

Однажды сестра Артура, фея Моргана, подговорила своего любовника сэра Акколона убить короля. Чтобы облегчить ему задачу, она выкрала Экскалибур , а также его ножны, которые были магическими и способствовали заживлению ран. Но Артур смог победить врага и обычным оружием.

После последней битвы Артура , когда король почувствовал, что умирает, он попросил последнего из оставшихся в живых рыцарей Круглого Стола, сэра Бедивера, бросить меч в ближайший водоем - вернуть Владычице Озера. Лишь убедившись, что это выполнено, Артур умер спокойно. Согласно одной из легенд, Экскалибур выковал бог-кузнец Велунд.

Согласно другой, его выковали на Авалоне. В некоторых ранних текстах прежде, чем попасть в руки Артура, он принадлежал Гавейну. Археологические находки большого количества мечей Темных веков в европейских водоемах позволяют предположить существование обычая затопления оружия после смерти воина.

❁❁❁❁❁

Этимология

Первые упоминания о Каледвулхе относятся к кельтским сказаниям «Трофеи Аннуна» и «Килух и Ольвен» - работе, включенной в Мабиногион и относящийся примерно к 1100 году. В некоторых рыцарских романах Экскалибур именуется также Mirandoisa и Chastefol.

❁❁❁❁❁

Что хранит легенда? Старая легенда о рыцарях Круглого Стола.

Много лет назад герои жили и умирали за честь короля, за свою землю и прекрасных дам. Много-много лет назад жил на земле Британии грозный король Утер Пендрагон, и был он влюблен в прекрасную Игрейну, герцогиню Корнуольскую. За счастье соединиться с нею король пообещал магу Мерлину своего будущего сына.

И когда ребенок родился, Утер, держа слово, отдал мальчика мудрому друиду, чтобы тот воспитал его по собственному разумению. Так маленький Артур лишился родителей и стал приемным сыном сэра Эктора. Вскоре Утер умер, и в стране воцарился хаос. Опасаясь междоусобных войн, в ночь перед Рождеством собрал Мерлин английских баронов в крупнейшей церкви Лондона. Выйдя после службы из дверей храма, увидели они на площади чудесным образом появившийся камень, в который до средины лезвия был воткнут меч.

«Кто может извлечь сей меч из камня, - гласила надпись, - тот станет королем Англии».

Многие пожелали испытать свои силы, но меч даже не качнулся, и английский трон не обрел долгожданного властителя. Спустя много лет, когда о мече в камне уже мало кто помнил, со всех земель Британии съехались в Лондон доблестные рыцари, чтобы участвовать в турнире.

Среди гостей был и сэр Эктор с сыном Кеем, а также никому не известный Артур, служивший при своем молочном брате другом и оруженосцем. В дороге выяснилось, что Кей забыл дома меч, и честь вернуться за ним выпала Артуру. Но слуги ушли на турнир, и дом оказался заперт.

❁❁❁❁❁

Рождённый стать королем

Артуру было стыдно предстать перед своим господином с пустыми руками, но, по счастью, на площади увидел он торчавший из камня меч, с легкостью извлек его и, осчастливленный находкой, отправился к Кею.

Тот сразу узнал волшебный меч Мерлина и, показав его отцу, заявил, что намерен стать королем. Но под строгим взглядом сэра Эктора тут же во всем признался. Когда же Артур на глазах у изумленных рыцарей вновь вытащил меч из камня, стало ясно, кто настоящий король. Правил Артур, как подобает справедливому королю.

Много славных дел совершил он для блага подданных. Слухами о нем полнилась земля. Мечтая о подвигах, потянулись к его двору благороднейшие рыцари Британии.

Это были сильные и отважные люди, но не было среди них согласия. Частые ссоры и усобицы омрачали жизнь государства. И вот однажды все переменилось.

В день свадьбы вместе с приданым своей жены, прекрасной леди Гвиневеры, получил Артур необычный стол - 150 рыцарей могли собираться за ним одновременно, и благодаря его круглой форме все они оказывались равными перед Богом и королем.

Так родилось Братство рыцарей Круглого Стола. Раз в год, на Пятидесятницу, собирались они в Камелоте, чтобы рассказами о подвигах подтвердить свое право на место за Круглым Столом. В Камелоте не было недостатка в благородных мужах, лишь одно место за Круглым Столом всегда пустовало.

Его называли «погибельным», потому что только самый благородный и чистый сердцем рыцарь мог занять его, не причинив себе и другим вреда. И однажды такой рыцарь появился.

❁❁❁❁❁

В очередной праздник Пятидесятницы, когда, возобновив обеты верности Артуру и Камелоту , рыцари заняли свои места за Круглым Столом, в зале появился прекрасный юноша в белых одеждах. На спинке свободного стула тотчас проступила надпись «Галахад».

Когда же Галахад занял предназначенное ему место, грянул гром, тревожно застучали ставни и на Камелот опустилась тьма.

Внезапно на столе возникла чаша, накрытая белым покрывалом, и глас небесный возвестил, что чаша сия - Грааль и что до тех пор, пока живет она в мире, будет жить и братство рыцарей Круглого Стола.

Никто не мог видеть ее, лишь наполнился зал прекрасными ароматами и перед каждым рыцарем появились яства и напитки, которые были ему больше всего по вкусу.

«И была священная чаша Грааль пронесена через всю залу и исчезла неведомо как и куда».

У собравшихся захватило дух, а когда вновь обрели они дар речи, то, не сходя с места, дали клятву безо всякого промедления отправиться на поиски Святого Грааля. Отныне жизнь среди пиров и ратных подвигов осталась для рыцарей в прошлом.

Трубадуры и миннезингеры почему-то были уверены, что поиск Грааля - единственное важное дело в жизни, что Грааль объединяет в себе то, без чего жизнь каждого из нас теряет смысл:

самые прекрасные мечты, самую великую любовь, самые высокие стремления, до которых только может дорасти и дотянуться человек, Грааль открывается только тем, кто стремится к нему всей силой своей души.

Много испытаний принесли поиски Грааля рыцарям Артура.

❁❁❁❁❁

Только трое из них:

Непобедимый Персеваль ,

Чистый сердцем Борс

И совершенный рыцарь Галахад дошли до цели.

Грааль открылся им как награда за духовный поиск, за чистоту и мужество, открылся потому, что видели его в мечтах и днем и ночью, и во сне и наяву.

Галахад, выполнив миссию, устремил глаза к небу, и отправилась душа его ввысь, навстречу ангелам. Парцифаль и Борс поклялись вернуться в Камелот и поведать всем о Святом Граале.

«И видели также двое рыцарей, как с небес протянулась рука, но тела они не видели, и та рука достигла до священного сосуда и подняла его и унесла на небо. С тех пор не было больше на земле человека, который мог бы сказать, что видел Святой Грааль».

Не все рыцари вернулись в Камелот.

А вернувшихся ждала последняя битва.

В ней извечный враг, воплощение зла и порока Мордред смертельно ранил короля Артура. Пришло время рыцарям Круглого Стола покинуть этот мир. Бесшумно подошедший корабль забрал великого короля на волшебный остров, туда, где нет места злу, страданиям и смерти.

Лучшие рыцари последовали за ним, и там, на неведомом Аваллоне, крепко спят, разделяя судьбу своего владыки.

Рождённый стать королем смотреть видео



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»