Логопедическое занятие по теме игрушки старшая группа. Образовательный портал. VII. Формирование слоговой структуры слова, обучение слоговому анализу

Подписаться
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:

Комплексное логопедическое занятие по теме "Игрушки" в старшей группе для детей с ОНР
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Цели:

Образовательные:

  • Активизация и обогащение словарного запаса по лексической теме «Игрушки». Совершенствование умения согласовывать слова в предложении, составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Закрепление понятий «предмет», «признак предмета», «действие предмета». Совершенствование умения выполнять звуковой и слоговой анализ и синтез слов.
  • Закрепление умения работать над предложением: выполнять графическую схему предложения; составлять предложения к заданной схеме.

Коррекционные:

  • Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.
  • Закрепление грамматических категорий по теме «Игрушки»:
    - Словоизменение: согласование существительных с числительными «два» и «пять».
    - Словообразование: образование притяжательных прилагательных.
  • Развитие мелкой моторики рук.
  • Развитие логического мышления.
  • Развитие связной речи.

Воспитательные:

  • Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
  • Воспитание умения слушать друг друга.
  • Создание положительных эмоций.

Оборудование: фланелеграф; кружк, обозначающие звуки слова; игрушки: машинка, кукла, мишка, пирамидка, кот, ёжик, кубики, мячик, ослик, зайчик, робот; пособие «телевизор»; серия сюжетных картинок (размер 40 х 25 см.); карточки, обозначающие предмет, признак предмета и действие предмета; «звуковые кубики», ширма.

Раздаточный материал: счетные палочки, звуковые линейки, звуковые пеналы.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости (педагоги ДОУ). Чтобы они с вами познакомились, сейчас каждый из вас громко назовет свое имя и скажет, сколько в нем слогов.

Дети называют свои имена и определяют в них количество слогов. (Например: «Меня зовут Миша, в моём имени 2 слога»).

2. Загадки об игрушках.

- А теперь попробуйте угадать, кто же еще пришел к вам в гости.

(Логопед загадывает загадки):

«Пьет бензин, как молоко, может бегать далеко.
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней?» (Машина).

«Зверь забавный сшит из плюша. Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного и устрой ему берлогу». (Медвежонок).

«Что все это значит? Дочка, а не плачет.
Спать положишь, будет спать день, и два, и даже пять». (Кукла).

«Стукнешь о стенку – а я отскочу,
Бросишь на землю – а я подскочу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать я никак не хочу!» (Мячик).

«Эти чудо – кирпичи я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю, все с начала начинаю». (Кубики).

(После каждой отгаданной загадки из-за ширмы достаётся соответствующая игрушка).

- Ребята, назовите одним словом, кто же еще пришел к нам в гости? (Игрушки).

- Для чего нужны игрушки? (Ответы детей)

3. Образование притяжательных прилагательных:

- Из чего могут быть сделаны игрушки? (Игра с мячом)

Кубики из дерева (какие?) – деревянные
Мячик из резины (какой?) – резиновый
Мишка из плюша (какой?) – плюшевый
Мышки из меха (какие?) - меховые
Кукла из соломы (какая?) – соломенная
Ведёрко из железа (какое?) – железное
Пирамидка из пластмассы (какая?) – пластмассовая

4. Сюрпризный момент.

- Вот еще одна загадка: «Что это такое?» (Вносится пирамидка без колец).

- Ребята, а вы знаете, почему у пирамидки нет колец? Сейчас я вам расскажу: жадный Бегемотик (показ соответствующей игрушки) забрал у нас все колечки и не хочет отдавать. Он согласился отдать кольца только при условии, если вы выполните все его задания. За каждое задание – одно колечко. Согласны?

5. Выделение 1-го звука из слов, характеристика данного звука.

Первое задание Бегемотика:

- Вы должны определить первый звук в названии игрушек и наклеить соответствующий звук – кружок на фланелеграф. С амосвал, м ишка, к убики, о слик, з айка, п ирамидка, р обот»).

(Гласный звук – кружок красного цвета; согласный твёрдый – кружок чёрного цвета; согласный мягкий – кружок синего цвета).

6. Пальчиковая гимнастика. (Развитие мелкой моторики рук)

«На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И весёлый Чиполлино,
И котёнок, и слонёнок.
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать».

7. Звуковой анализ.

Следующее задание: выполнить звуковой анализ клички котенка - ВАСЬКА.

(Дети выполняют звуковой анализ с помощью звуковых линеек и пеналов).

Один ребенок выполняет задание у доски с помощью пособия «звуковые кубики», рисует на доске слоговую схему слова.

8. Фонематический синтез.

Игра «Живые звуки».

Дети выбирают кружки с символами звуков: [з], [а], [й], [к], [а], становятся по заданному порядку и произносят «свой» звук.

9. Динамическая пауза.

А) «Мячик мой» (координация речи с движением):

«Друг весёлый, мячик мой,
Всюду, всюду он со мной.
Раз, два, три, четыре, пять.
Хорошо мячом играть» (В.Волина)

Б) «Шарик»:

(Логопед «надувает» шарики: дети встают, длительно произнося звук: «с-с-с…».

Затем шарики «протыкают»: дети медленно приседают, произнося звук: «ш-ш-ш…»).

10. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Игра «Телевизор».

На наборном полотне рассказ, составленный по серии сюжетных картинок («Кораблик»). Две картинки перепутаны. Дети должны установить правильную последовательность. Затем все картинки (по очереди) вставляются в пособие «телевизор».

- Дети, сейчас мы с вами посмотрим интересный мультфильм. Но вот беда: сломался звук. Нам надо выбрать диктора, который бы озвучил наш мультфильм. (Диктор выбирается считалочкой, которую произносят все дети:

«Мы со звуком [ш] играем. Слово к слову подбираем:
«шапка, шуба, шкаф, жетон! Выходи из круга вон!»).

Прежде чем приступить к «озвучиванию» мультфильма, ребенок должен объяснить, почему слово «жетон» оказалось лишним.

11. Согласование числительных «один», «два» и «пять» с существительными.

Детям предлагается положить на стол одну оранжевую палочку, две зеленые и пять белых.

Задание: “Игрушки перепутались и их надо сосчитать”.

Дети считают игрушки. Палочки служат зрительной опорой. (Можно сказать, что игрушки превратились в палочки).

Образец: “Одна кукла – две куклы – пять кукол”

кубик –
юла –
машинка –
мяч –
шарик –
пирамидка -

Конспекты занятий в детском саду:
Новые подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. "Необыкновенные превращения в стране Куховарии" . Детский сад 82
Организация работы родительского клуба как активная форма взаимодействия с родителями. Детский сад 82
Интегрированное занятие "Введение в образовательную программу "Юный эколог" . Детский сад 82
Повышение профессиональной компетентности педагогов как важнейшее условие эффективного сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей. Детский сад 82
Занятие по социальному миру "Что мы знаем об электричестве?" . Детский сад 82
Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста "Удивительное рядом" . Детский сад 82

Советуем посмотреть:
Детский Сад
*
Похожие новости :

Анастасия Баранова

Коррекционно – образовательные цели:

Закрепить и обобщить знания детей об игрушках, частях из которых они состоят, их значении в жизни детей. Активизация словаря по теме «Игрушки».

Коррекционно – развивающие цели:

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, вербальной памяти, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематических процессов.

Коррекционно – воспитательные цели:

Формировать навык взаимодействия. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Кубики с картинками - демонстрационные. Картинки для игры «без чего?», конверты с разрезными картинками игрушек, конверты с танграмом, салфетки, цветные карандаши, клей карандаш - по количеству детей.

Мольберт, стол, цветик - семицветик из бумаги.

Предварительная работа:

Чтение учителем - логопедом рассказа В. Катаева «Цветик – семицветик». Заучивание с детьми загадок об игрушках.

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед приглашает детей пройти на ковер. Дети становятся в круг.

Ребята у меня в руках волшебный цветок, а как он называется? (цветик – семицветик)

Правильно. Этот цветок исполнит все наши желания. Сегодня я приглашаю вас отправиться в чудесный мир….Вы хотите туда попасть? (да)

Чтобы туда попасть нужно оторвать один лепесток и произнести волшебные слова.

Вы знаете, какие слова нужно сказать? (да) Как их нужно произнести? (четко, внятно, громко).

Дети произносят хором.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

(логопед отрывает один лепесток)

А чтобы узнать, как называется этот чудесный мир, мы должны отгадать слово.

Вы хотите узнать название? (да) Основная часть:

Задание № 1 (Кубики с картинками)

Цель: развитие фонематичекого слуха.

Посмотрите внимательно у меня на столе стоят кубики, на них изображены картинки. Чтобы разгадать слово, нужно определить первый звук в названии каждой картинки.

Опрос индивидуально:

Будут отвечать только те ребята, которых я спрошу.

- (первый ребенок) Скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове машина? (м)

- (второй ребенок) какой первый звук в слове индеец? (И) и т. д.

картинки: Машина, Индеец, Рыба - (мир)

Иголка, Гриб, Рак, Улитка, Шапка, Ель, Кот - (игрушек)

Дети читают хором, что у них получилось - «Мир игрушек».

Мы попали в «Мир игрушек». Молодцы!


Задание № 2 (Разрезные картинки игрушек.)

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание - (картинки раздаются с учетом индивидуальных особенностей ребенка из 3, 4, 5, 6 частей).

Игрушки бывают разные. А какие? Мы узнаем, когда вы соберете игрушку из частей. Тихонечко садитесь за столы. Возьмите конверт, достаньте части и соберите каждый свою игрушку.

Какие у вас получились игрушки? (разные, яркие, красивые)

Молодцы!


Задание № 3 (Штриховка)

Цель: научить детей штриховать в зависимости от направления контура.

Соблюдение границ и размеров. Развивать мелкую моторику.

Ребята, а вы знаете загадки про игрушки? (да)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете загадывать и отгадывать загадки.

Ребята отгадки у вас на листочках, нужно найти отгадку и заштриховать самостоятельно.

Как мы будем штриховать? (не выходя за контур, аккуратно, соблюдая расстояние).

Ребята приготовили для вас загадки. Внимательно послушайте их.

Загадки (отгадки дети заштриховывают, три картинки: мишку, мяч и матрёшку).

(первый ребенок)

Толстый он

И косолапый,

У него большие лапы,

Сделаны они из плюша.

Мыть его нельзя под душем. (плюшевый мишка)

(второй ребенок)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и всё. (мяч)

(третий ребенок)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Отгадки детей спрашиваются индивидуально. Что это? Как ты догадался?

Молодцы!

Физ. минутка - «Буратино» проводится (2 раза).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой.


Задание № 4 Игра «Без чего?»

Цель: Расширение словарного запаса по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование форм родительного и творительного падежей имен существительных. Развитие зрительного внимания.

Дети подходят к мольберту.

Ребята игрушки бывают новые и старые. Как нужно обращаться с любимыми игрушками? (их нужно беречь, любить, не ломать)

Посмотрите у меня здесь картинки старых игрушек. Их нужно починить, чтобы они стали как новые. Вы хотите помочь им? (да)

Картинки игрушек: (Буратино без носа, машина без колеса, стол без ножки, поезд без трубы, заяц без уха, самолет без крыла, медведь без лапы, кукла без руки, коляска без ручки, чайник без носика.)

Дети по очереди берут недостающую часть игрушки и крепят её на мольберт с помощью магнита.)

Молодцы!



Задание № 5 (Танграм – лисичка, зайка, волк)

Цель: сложить фигуры разной формы. Развивать оперативное мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.

Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Письмо от игрушек детям.

Логопед читает письмо: «Помогите, помогите из кусков меня сложите»

Ребята поможем игрушкам? (да)

Работа за столами.

Давайте поможем собрать фотографию игрушек.

Опрос индивидуально, у кого, какая фотография игрушки получилась.


Пальчиковая игра «Игрушки».

На большом диване в ряд, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Куклы Танины сидят (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

2 медведя, Буратино (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И весёлый Чиполлино. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И котёнок, (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И слонёнок. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

Раз, два, три, четыре, пять - (сжимают и разжимают кулачки)

Помогаем нашей Тане (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Задание № 6 Творческое.

Цель: развивать мелкую моторику. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности, индивидуальности.

Ребята давайте принесем домой для ваших любимых сестричек и братьев для мам и пап подарки из страны игрушек? (давайте)

Вы хотите подарить подарки? (да)

У вас на столах лежат игрушки собачки и зайчики. Давайте с помощью салфеток сделаем наши игрушки пушистыми.

Дети выполняют аппликацию.

(отрывают маленькие части от салфетки, скатывают их до состояния маленького комочка и приклеивают на картинку.)


Итог:

Ребята, наше с вами путешествие пора заканчивать.

Дети подходят к логопеду. Учитель - логопед берет цветик – семицветик в руки.

Посмотрите, на нашем цветике - семицветике осталось ещё много лепестков благодаря которым мы можем попасть не только в мир игрушек, но и в другие чудесные миры и узнать много нового и интересного.

Вам понравилось в мире игрушек? (да). Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами.

Рефлексия детей. (по завершению занятия)

Цель: приобретение детьми наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ребенку оценивать результат собственной деятельности, т. е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.

Давайте вместе попробуем не только рассказать, но и показать своё отношение к путешествию. Те ребята, которые считают, что им всё удалось на занятии – подойдите и возьми картинку с мишкой, который улыбается. Те ребята, которые в чем - то затруднились – подойдите и возьмите картинку с мишкой, который смотрит на вас задумчиво.

Индивидуальный опрос детей, что, кому и почему больше понравилось в путешествии. Кто из ребят, в каком задании испытывал затруднения.

Используемая литература:

Н. В. Нищева – дидактическая игра «Играйка».

Н. В. Нищева –«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».

http://allforchildren.ru/pictures/mim.php -картинки.

Конспект

логопедического занятия по развитию речи

на тему: Игрушки.

МБДОУ д\с № 16 « Золотой ключик»

подготовительная логопедическая группа № 5

учитель-логопед Горбатенко М.Н.

Коррекционно – образовательные цели:

Формировать представления об игрушках. Уточнить словарь по теме, сформировать обобщающее понятие игрушки.

Коррекционно – развивающие цели:

Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, вербальной памяти, зрительного восприятия и внимания. Развитие общей, мелкой моторики пальцев рук. Развитие фонематических процессов.

Коррекционно – воспитательные цели:

Формировать навык взаимодействия. Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Кубики с картинками - демонстрационные. Картинки для игры « без чего?», конверты с разрезными картинками игрушек, салфетки, цветные карандаши, клей карандаш - по количеству детей.

Мольберт, стол, цветик - семицветик из бумаги.

Предварительная работа:

Чтение учителем - логопедом рассказа В. Катаева «Цветик – семицветик». Заучивание с детьми загадок о игрушках.

Ход занятия

Организационный момент:

Логопед приглашает детей пройти на ковер. Дети становятся в круг.

Ребята у меня в руках волшебный цветок, а как он называется? (цветик – семицветик)

Правильно. Этот цветок исполнит все наши желания. Сегодня я приглашаю вас отправиться в чудесный мир….Вы хотите туда попасть? (да)

Чтобы туда попасть нужно оторвать один лепесток и произнести волшебные слова.

Вы знаете, какие слова нужно сказать? (да) Как их нужно произнести? (четко, внятно, громко).

Дети произносят хором.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

(логопед отрывает один лепесток)

А чтобы узнать, как называется этот чудесный мир, мы должны отгадать слово.

Вы хотите узнать название? (да)

Основная часть:

Задание № 1 (Кубики с картинками)

Цель: развитие фонематичекого слуха.

Посмотрите внимательно у меня на столе стоят кубики, на них изображены картинки. Чтобы разгадать слово, нужно определить первый звук в названии каждой картинки.

Опрос индивидуально:

Будут отвечать только те ребята, которых я спрошу.

- (первый ребенок) Скажи, пожалуйста, какой первый звук в слове машина? (м)

- (второй ребенок) какой первый звук в слове индеец? (И) и т.д.

картинки: Машина, Индеец, Рыба - (мир)

Иголка, Гриб, Рак, Улитка, Шапка, Ель, Кот - (игрушек)

Дети читают хором, что у них получилось - « Мир игрушек».

Мы попали в «Мир игрушек». Молодцы!

Задание № 2 (Разрезные картинки игрушек.)

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание - (картинки раздаются с учетом индивидуальных особенностей ребенка из 3, 4, 5, 6 частей).

Игрушки бывают разные. А какие? Мы узнаем, когда вы соберете игрушку из частей. Тихонечко садитесь за столы. Возьмите конверт, достаньте части и соберите каждый свою игрушку.

Какие у вас получились игрушки? (разные, яркие, красивые)

Молодцы!

Задание № 3 (Штриховка)

Цель: научить детей штриховать в зависимости от направления контура.

Соблюдение границ и размеров. Развивать мелкую моторику.

Ребята, а вы знаете загадки про игрушки? (да)

Сейчас мы посмотрим, как вы умеете загадывать и отгадывать загадки.

Ребята отгадки у вас на листочках, нужно найти отгадку и заштриховать самостоятельно.

Как мы будем штриховать? (не выходя за контур, аккуратно, соблюдая расстояние).

Ребята приготовили для вас загадки. Внимательно послушайте их.

Загадки (отгадки дети заштриховывают, три картинки: мишку, мяч и матрёшку).

(первый ребенок)

Толстый он

И косолапый,

У него большие лапы,

Сделаны они из плюша.

Мыть его нельзя под душем. (плюшевый мишка)

(второй ребенок)

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул – вот и всё. (мяч)

(третий ребенок)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Отгадки детей спрашиваются индивидуально. Что это? Как ты догадался?

Молодцы!

Физ. минутка - « Буратино» проводится (2 раза).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два - нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключ ему достать,

Надо на носочки встать.

Крепче Буратино стой,

Вот он – ключик золотой.

Задание № 4 Игра « Без чего?»

Цель: Расширение словарного запаса по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Образование и использование форм родительного и творительного падежей имен существительных. Развитие зрительного внимания.

Дети подходят к мольберту.

Ребята игрушки бывают новые и старые. Как нужно обращаться с любимыми игрушками? (их нужно беречь, любить, не ломать)

Посмотрите у меня здесь картинки старых игрушек. Их нужно починить, чтобы они стали как новые. Вы хотите помочь им? (да)

Картинки игрушек: (Буратино без носа, машина без колеса, стол без ножки, поезд без трубы, заяц без уха, самолет без крыла, медведь без лапы, кукла без руки, коляска без ручки, чайник без носика.)

Дети по очереди берут недостающую часть игрушки и крепят её на мольберт с помощью магнита.)

Молодцы!

Задание № 5 (Танграм – лисичка, зайка, волк)

Цель: сложить фигуры разной формы. Развивать оперативное мышление, воображение, творческие способности, познавательный интерес.

Сюрпризный момент:

Стук в дверь. Письмо от игрушек детям.

Логопед читает письмо: « Помогите, помогите из кусков меня сложите»

Ребята поможем игрушкам? (да)

Работа за столами.

Давайте поможем собрать фотографию игрушек.

Опрос индивидуально, у кого, какая фотография игрушки получилась.

Пальчиковая игра «Игрушки».

На большом диване в ряд, (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Куклы Танины сидят (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

2 медведя, Буратино (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И весёлый Чиполлино. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И котёнок, (загибают по одному пальцу на каждой руке)

И слонёнок. (загибают по одному пальцу на каждой руке)

Раз, два, три, четыре, пять - (сжимают и разжимают кулачки)

Помогаем нашей Тане (хлопок в ладоши чередующийся с кулачками)

Задание № 6 Творческое.

Цель: развивать мелкую моторику. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности, индивидуальности.

Ребята давайте принесем домой для ваших любимых сестричек и братьев для мам и пап подарки из страны игрушек? (давайте)

Вы хотите подарить подарки? (да)

У вас на столах лежат игрушки собачки и зайчики. Давайте с помощью салфеток сделаем наши игрушки пушистыми.

Дети выполняют аппликацию.

(отрывают маленькие части от салфетки, скатывают их до состояния маленького комочка и приклеивают на картинку.)

Ребята, наше с вами путешествие пора заканчивать.

Дети подходят к логопеду. Учитель - логопед берет цветик – семицветик в руки.

Посмотрите, на нашем цветике - семицветике осталось ещё много лепестков благодаря которым мы можем попасть не только в мир игрушек, но и в другие чудесные миры и узнать много нового и интересного.

Вам понравилось в мире игрушек? (да). Мне тоже очень понравилось путешествовать вместе с вами.

Рефлексия детей. (по завершению занятия)

Цель: приобретение детьми наряду со знаниями и умениями, рефлексивной способности, которая позволяет ребенку оценивать результат собственной деятельности, т.е. обеспечивать самовоспитание, самообразование и саморазвитие.

Давайте вместе попробуем не только рассказать, но и показать своё отношение к путешествию. Те ребята, которые считают, что им всё удалось на занятии – подойдите и возьми картинку с мишкой, который улыбается. Те ребята, которые в чем - то затруднились – подойдите и возьмите картинку с мишкой, который смотрит на вас задумчиво.(см. приложение №8).

Индивидуальный опрос детей, что, кому и почему больше понравилось в путешествии. Кто из ребят, в каком задании испытывал затруднения.

Используемая литература:

Н.В. Нищева – дидактическая игра « Играйка».

Н.В. Нищева –«Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по программе преодоления ОНР.

Оларь Елены Ивановны.

Тема : «Игрушки».

Цель: закрепление полученных знаний и приобретение новых по лексико-грамматической теме «Игрушки».

Задачи:

Учить описывать характерные признаки игрушек;

Учить согласовывать существительные с местоимениями «мой, моя, моё»;

Учить образовывать относительные прилагательные;

Учить согласовывать существительные с числительными 1, 3, 5;

Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;

Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Оборудование: презентация, схема описания игрушки, игрушки из разных материалов.

Словарь:

Существительные: шары, петрушка, матрешка, мяч, игрушки, кукла, пирамидка, юла, шарик, самолетик, зеркальце, лото, яблоко, солнышко, слон, машина, уточка, зайчик, барабан, мишка, кубик, совок, ведро, один, три, пять

Глаголы: играть.

Прилагательные: бумажный, картонный, железный, деревянный, плюшевый, пластмассовый, резиновая, оловянный, глиняная, соломенный, металлическая.

План занятия:

1. Организационный момент.

5. Физминутка.

9. Итог занятия.

Ход занятия.

Педагог

Дети

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте их отгадать. Слушайте внимательно.

    Сегодня все ликуют: В руках у детворы От радости танцуют Воздушные… шары

    Он – с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке. Он – веселая игрушка, А зовут его… петрушка

    В этой молодице Прячутся девицы, Каждая сестрица – Для меньшой темница. Красные щечки, Пестрые платочки. Хлопают в ладошки Веселые … матрешки

    От меня помчался вскачь Мой веселый звонкий… мяч

Как одним словом можно назвать эти предметы? Правильно ребята, тема нашего занятия «Игрушки».

Здравствуйте.

Шары, Петрушка, матрешка, мяч.

Игрушки.

2. Согласование с местоимениями «мой, моя, моё».

Игра: «Мой, моя, моё» (по картинам)

Ребята, посмотрите на картинки и подумайте к каким картинкам подходит слово «мой»? Я вам помогу, например: Мой (что?) мяч.

МОЁ – зеркальце, лото, яблоко (муляж), солнышко (мягкая игрушка).

- МОЯ – кукла, машинка, пирамидка, юла

МОЙ – мяч, мишка, шарик, самолетик

МОЁ – зеркальце, лото, яблоко, солнышко.

3. Образование относительных прилагательных.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру « Из чего сделано?».

Игра: «Из чего сделано?»

Самолетик из бумаги какой? (бумажный)

Домик из картона какой? (картонный)

Робот из железа какой? (железный)

Лошадка из дерева какая? (деревянная)

Мишка из плюша какой? (плюшевый)

Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)

Лягушка из резины какая? (резиновая)

Солдатик из олова какой? (оловянный)

Курочка из глины какая? (глиняная)

Бычок из соломы какой?(соломенный)

Машинка из металла какая? (металлическая)

Бумажный, картонный, железный, деревянная, плюшевый, пластмассовый, резиновая, оловянный, глиняная, соломенный, металлическая.

4. Единственное и множественное число.

Игра: «Один - много».

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Один – много». Я вам буду называть один предмет, а вы мне много. Например: я вам говорю мяч, а вы мне мячи и т.д.

Мяч – мячи слон – слоны
Машина – машины кукла – куклы
Уточка – уточки мишка – мишки
Зайчик – зайчики кубик – кубики
Матрешка – матрешки совок – совки
Барабан – барабаны ведро – ведра



Мячи, машины, уточки, зайчики, матрешки, барабаны, слоны, куклы, мишки, кубики, совки, ведра.

5. Физминутка.

Два прыжка на правой ножке, два прыжка на левой ножке, побежали по дорожке, наклонились, потянулись вправо влево и друг другу улыбнулись.

6. Согласование существительного с числительным 1, 3, 5.

Игра: «Считай и называй».

Ребята, посмотрите на доску. На ней изображены игрушки. Вам нужно их сосчитать и назвать. Например : одна кукла, три кубика и т.д.

Картинки : одна кукла, один шарик, одно яблоко, три машины, три самолета, три солнышка, пять кубиков, пять пирамидок, пять зеркал.

Одна кукла, один шарик, одно яблоко, три машины, три самолета, три солнышка, пять кубиков, пять пирамидок, пять зеркал.

7. Уменьшительно – ласкательный суффикс.

Игра: «Большой – маленький».

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Большой - маленький». Я вам буду называть большой предмет, а вы мне маленький. Например: мяч – мячик

Картинки: слон – слоник , ,

Слон – слоник , машина – машинка, кукла – куколка , утка – уточка, самолет – самолетик, заяц – зайчик, ведро- ведерко, матрешка – матрешечка, совок – совочек.

8. Описание игрушки по схеме.

Ребята, посмотрите на доску. На ней изображена схема описания игрушки. Сейчас я возьму игрушку, и мы с вами вместе попробуем ее описать.

Схема на доске состоит из следующих пунктов : 1. Название игрушки. 2. Цвет. 3. Форма. 4. Строение (составные части). 5. Какая на ощупь. 6. Из какого материала сделана. 7. Размер. 8. Способ использования.

Это медведи Миша. Он коричневого цвета. Медведь круглой формы. Он состоит из туловища, головы, лап. На ощупь он мягкий. Сделан из плюша. Миша маленького размера. Мы с ним играем.

9. Итог занятия.

Итак, ребята, давайте вспомним, какая была у нас тема занятия? Вы все сегодня молодцы. Наше занятие окончено.

- Тема занятия «Игрушки».

Используемая литература:

    Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.

Составила учитель-логопед высшей категории

Ильюшина Татьяна Николаевна

Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение,

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом «Гнёздышко»

Цели:

Развивать внимание детей к предметам вокруг них;

Расширять словарный запас;

Отрабатывать навык употребления в речи синонимов и антонимов, простых и сложных предлогов.

Учить детей составлять описательный рассказ на тему «Моя любимая игрушка».

(Используются настоящие игрушки и картинки)

Ход занятия:

Оргмомент: Отгадываем загадки, находим в кабинете, ставим (кладём) под стол, на стул, около шкафа, между шкафом и столом , объясняя свои действия, например: «Я положил мяч под шкаф».

Т.Ильюшина

Круглый и резиновый

Скачет очень сильно он

Лишь ударь его рукой

Иль толкни его ногой.

(Мяч)

Я из колечек состою,

На длинной палочке стою.

Меня по цвету рассмотри,

И сосчитай-ка - раз, два, три.

(Пирамидка)

Дружу с хозяином всегда,

Ему служу я, как солдат.

Но, если я игрушка, -

Почти всегда из плюша.

(Собачка)

Звоню я очень звонко,

Хоть маленький мальчонка.

Из глины, из железа -

Я в школе так полезен.

(колокольчик)

О чём эти загадки? (об игрушках ).

Почему это игрушки? ( с ними мы играем).

Как нужно играть с игрушками? (Аккуратно, бережно…)

Какие игрушки есть у нас в кабинете?

Игра «Весёлые стихи» (послушайте, подумайте, исправьте)

Играли час без передышки

В цветастых куколок мальчишки. (не мальчишки, а девчонки)

Из тонкого стекла, учти

Машинки строят и мячи. (из стекла машинки и мячи могут разбиться)

Если к нам приходят гости,

Мы все светимся от... злости… (не от злости, а от радости)

На утренники, праздники,

Мы надуваем шарики. (всё правильно)

Игра «Кто внимательный?»

Разложите по коробам разные предметы, назовите, почему положили именно сюда.

Например: Зайчика я положила в жёлтую коробку. Это коробка с игрушками.

Сапоги я положил в синюю коробку. Это коробка, где лежит обувь.

Картинки: сапоги, куртка, книга, матрёшка, стол, чайник, зайка, мячик, валенки, машинка, шуба, кастрюля.

Игра «Кто внимательный»(вариант)

Педагог предлагает достать игрушку и сказать, где она находилась, откуда её достали.

Например: «Мишка сидит в коробке, я достала его из коробки.»

«НА», «МЕЖДУ», «СО» - это маленькие слова, которые показывают, где что находится.

Физкультминутка.

Веселый колокольчик -

Смеется и хохочет -

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

Он пел зимой чуть слышно -

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

Но снова солнце вышло -

Динь-динь, динь-динь, динь-динь!

(Ритмично звенят колокольчиком только на слова «динь-динь».

Игра «Давай ошибки исправлять»

(с разбором ситуации и объяснением)

Соня была сонливой Соней.

Клоун был весёлым весельчаком.

Возле хлева петушился петух.

Игра с мячом «Назови слово с противоположным значением»

Большой - маленький, высокий - низкий, старый - новый, тяжёлый - лёгкий, больной - здоровый, мокрый - сухой, горячий - холодный, длинный - короткий, толстый - тонкий.

Игра «Куклы».

Детям дают кукол.

Как вы будете с ними играть? (будем их кормить, умывать, катать, водить на прогулку, одевать, укладывать спать).

Когда поведёте кукол гулять, как вы их оденете? (тепло)

Почему? (сейчас осень. Уже холодно)

(Подробно рассказывается об одевании ).

Игра «Куда бросили мяч»

Оборудование: Два мяча разных размеров и цветов.

Описание игры: взрослый бросает два мяча (один - близко, другой - далеко) .

Спрашивает: Какой мяч бросили далеко, близко?

Во 2-й раз спрашивает: Куда бросили большой мяч, куда маленький?

Затем мячи бросают дети и определяют, какой мяч брошен далеко, какой близко.

Аналогично с наречиями «высоко - низко».

«Игра «Отгадай и докажи».

Синий бок, красный бок,

Целый день скачу без ног!

Я скачу! Я лечу!

Головой одной кручу!

Обруч, мяч, шарик)

(Детям даётся возможность поиграть с любимой игрушкой )

Игра «Отгадай по описанию».

Взрослый описывает игрушку по плану:

Что это?

Цвет.

Форма.

Величина.

Качество материала.

Как с ней можно играть?

Составляем описательный рассказ о любимой игрушке

Дети по очереди описывают любимую игрушку. Один ребёнок по предложенному плану.

Игра «Покажи».

Дети показывают как они будут двигаться и себя вести, если станут любимой игрушкой.

Итог занятия : Обобщающие вопросы по теме занятия.

Все мы дети есть, по сути.

Мир приходит к нам с игрой.

Кто из нас играть не любит?

Даже взрослые порой.

Папам мы дадим игрушки,

И в команду пригласим.

И, пускай, они не тужат,

Вместе всех повеселим.



← Вернуться

×
Вступай в сообщество «perstil.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «perstil.ru»